28 сентября 2022
⏳ 2022.09.28 (ср)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 16я по Пятидесятнице (глас 6й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 сентября (15 сентября)
• (попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня)
• обре́тение мощей свт. Ака́кия Мелитинского (III)
• мчч. Максима, Феодо́та, мц. Асклиа́ды (Асклипиодо́ты) (305–311)
• мч. Порфи́рия Ефесского (361)
• вмч. Никиты Готфского (ок. 372)
• обре́тение мощей первомученика Стефа́на (415)
• свт. Иосифа Алавердского (570)
• прп. Филофе́я Мравинского (Вифинского) (X)
• свт. Симеона Солунского (1429) 📚
• сщмч. Иоанна (Ильинского), прмц. Евдокии (Ткаченко) (1918)
• сщмчч. Андрея (Ковалева), Григория (Конокотина), Григория (Троицкого), Иоанна (Яковлева) (1921)
• исп. Игнатия (Бирюкова) (1932)
• сщмч. Димитрия (Игнатенко) (1935)
• сщмчч. Иоанна (Бороздина), Иакова (Леоновича), Петра (Петрикова), Николая (Скворцова), Николая (Цветкова), прмц. Марии (Рыковой), мц. Людмилы (Петровой) (1937)
• иконы Божией Матери Новоникитская (372)
☦️
Святитель Ака́кий, епископ Мелитинский.
Согласно житию, Акакий ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение императора Декия. Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать исповедника пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя некоторое время.
Мощи святого были обретены в 257 году, в честь чего также установилось празднование.
☦️
Мученик Максим Маркианопольский (Мизийский).
Святые мученики Максим, Асклиада (или Асклипиодота) и Феодот пострадали в начале IV века при императоре Максимиане Галерии (305–311). Знатные жители города Маркианополя Максим и Асклиада вели благочестивую христианскую жизнь. Своим примером они многих обратили к вере во Христа и к Святому Крещению. Во время гонений правитель Фракии Тирис, объезжая подвластные ему города, преследовал верующих во Христа. Он призвал Максима и Асклиаду к себе и уговаривал их отречься от Христовой веры. Однако, видя твердую веру мучеников, велел жестоко избивать их. Тогда один благочестивый человек, по имени Феодот, стал укорять правителя за бесчеловечность и жестокость. Его также схватили и, повесив на дереве, подвергли пытке железными крюками. Затем трех мучеников бросили в темницу. Через две недели Тирис поехал дальше и повез за собой святых мучеников. В городе Адрианополе он подверг их еще большим истязаниям, приказав жечь их тела раскаленными пластинами. Среди мучений страдальцы были утешены Голосом с Неба, укрепившим их в терпении. После нескольких дней пыток мучеников бросили на растерзание зверям в цирке, однако медведица, выпущенная на святых Максима и Феодота, стала ласкаться к ним. Святую Асклипиаду привязали к быку, но он стал как вкопанный, не двигаясь с места. Раздраженный Тирис отправился дальше и, не доезжая города Филиппополя, в селе Салтис стал вновь убеждать мучеников отречься от Христа и, наконец, велел отсечь им головы. Спустя некоторое время он был наказан гневом Божиим: его поразила молния, когда он сидел на судилище.
☦️
Мученик Порфи́рий Ефесский.
Святой мученик Порфирий пострадал в царствование Юлиана Отступника (361–363). Порфирий был актером и в день рождения императора исполнял роль в театре, согласно которой должен был глумиться над таинством Святого Крещения. Но когда Порфирий по ходу пьесы погрузился в воду и произнес: «Крещается раб Божий, Порфирий, во Имя Отца и Сына и Святого Духа», то, под воздействием благодати Божией, воспринятой им при этих словах, выйдя из воды, он открыто исповедал себя христианином. Юлиан тут же приказал мучить его и после пыток обезглавить. Это совершилось в городе Ефесе в 361 году.
☦️
Великомученик Никита Готфский, Константинопольский.
Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.
После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/786
☦️
Обре́тение мощей первомученика Стефа́на (415).
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/642
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/25
☦️
Святитель Ио́сиф, епископ Алавердский.
Святитель Иосиф, епископ Алавердский, – один из тринадцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества (память 7 мая). Он, как «цвет вожделенной девственности», с ранних лет избрал иноческий жребий. Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Зедазнийским (память 7 мая), святитель Иосиф поселился в Кахетии в безлюдной и бесплодной Алавердской степи. Здесь он начал свои аскетические подвиги. Духовная сила его была столь велика, что его не трогали даже дикие звери, а степные лани приходили к нему и питали его своим молоком.
Один из кахетинских вельмож во время охоты оказался в Алавердской степи и был так поражен, увидев святого Иосифа, стоящего на молитве, что остался с ним.
Молва о пострижении этого вельможи и о святой жизни преподобного Иосифа распространилась по Кахетии. В Алавердскую степь к святому Иосифу стали стекаться ревнители благочестия и подвижнической жизни. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.
Избранный в настоятели обители, святой Иосиф с отеческой любовью заботился о братии монастыря и о духовном просвещении Кахетии. Языческие суеверия еще не были искоренены, и святой Иосиф с крестом в руках часто оставлял монастырское уединение и отправлялся на проповедь Слова Божия.
Народ кахетинский, видя святую и непорочную жизнь преподобного Иосифа и его искреннее желание послужить им, с охотою и радостью принимал Евангельское учение, оставлял свое неверие и языческие обычаи.
Святой Иосиф составил катехизис (утраченный в XVI веке), по которому учил вверенную ему паству. Завершив под конец жизни свое высокое служение, святитель Иосиф затворился в тесной келлии для полного безмолвия.
В 570 году последовала мирная и блаженная его кончина. Святитель Иосиф был погребен в храме святого великомученика Георгия в Алаверди.
В IX веке на месте прежнего храма был воздвигнут величественный Алавердский собор, в котором слева от алтаря, у северной стены, под спудом покоится тело святителя Иосифа.
☦️
Преподобный Филофе́й Мравинский (Вифинский), пресвитер.
Преподобный Филофей был родом из селения, называвшегося Муравьевым (Мравино). Достигши совершенного возраста, он вступил в брак и имел детей. Затем он удостоился получить священный сан. С того времени святой непрестанно постился и молился. За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворения и совершил именем Христовым много чудес: так, он преложил воду в вино, одним словом сдвинул с места скалу и соделал многие другие чудеса. В то же время он творил дела любви христианской: питал голодных и помогал нуждающимся. Когда прошел год после его кончины, и верующие хотели перенести его мощи на другое место, тогда святой, как бы живой, протянул руки и, взяв за плечи двух иереев, которые несли его тело, встал и сделал три шага. Его снова положили на том же месте, где его святые мощи стали источать обильное миро.
☦️
Святитель Симео́н, архиепископ Солунский.
Симеон Солунский (конец XIV в. – 15 сентября 1429), архиепископ Солунский (Фессалоникийский) святой православной церкви в лике святителей.
Родился в Константинополе. Принял монашество с именем Симеон. Проходил иноческую жизнь в малой келлии, возможно, в монастыре близких ему святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Был приверженцем исихазма, богословия Григория Паламы. В дальнейшем был рукоположён во иеромонаха. Как сообщают историки, посещал патриарший двор.
Май 1416 – апрель 1417 года – рукоположён во архиепископа Солунского. На новом месте Симеон подорвал своё здоровье, но, по его словам, благодаря молитве к великомученику Димитрию Солунскому, покровителю кафедрального города, смог укрепиться.
Июнь 1422 г. – посещение Константинополя, на обратном пути – Святой Горы Афон.
Сентябрь 1429 г. – кончина.
Был в сане архиепископа 13 лет до своей кончины в 1429 году. Во время его архипастырства город удерживал верность православной церкви, испытывая искушение войти в полное каноническое подчинение католикам ради получения защиты от турок. Благодаря усилиям святителя Солунь, осаждённая султаном Мурадом II, не сдалась туркам. Однако после кончины святителя город был взят (1430).
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/
• Против язычников, или магометан
• Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея
• Двенадцать глав или членов, содержащих в себе единую христианскую веру нашу
• Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены святитель Симеон Солунский
• Послание православному Крита
• Толкование на Символ веры
• Книга о храме
• Премудрость нашего спасения
• Истолкование молитвы – Господи помилуй!
• О священной молитве
• О священстве
• Послание в поддержку благочестия, против Агарян
• Послание увещательное о пути спасения, посланное святым Божиим церквам по всей епархии
• Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание
☦️
Священномученик Иоа́нн Ильинский, пресвитер.
Протоиерей Иоанн Евфимиевич Ильинский родился в 1846 году в семье пономаря. Выросший в верующей православной семье, Иван, так же, как и его родитель, решил посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. Для получения духовного образования в 1864 году будущий пастырь поступил в Симбирскую духовную семинарию. Его отец, простой сельский церковнослужитель, даже не облеченный в духовный сан, но всю жизнь трудившийся в алтаре церковном, видел в своем сыне того, кого Господь избрал для служения Своей Церкви. И поэтому, хоть и не будучи обладателем большого достатка, Евфимий Ильинский приложил все силы к тому, чтобы его сын Иван получил достойное духовное образование. Чаяния родителя сбылись, и в 1870 году Иван окончил обучение в Симбирской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Однако после окончания обучения Иван Евфимиевич не сразу решился претендовать на получение духовного сана. К тому же, весьма серьезно относясь к выбору спутницы всей своей дальнейшей жизни, он не спешил обзаводиться семьей. Именно поэтому, не обремененный брачными узами, сначала он, сразу по окончании семинарии, три года трудился земским учителем. И его усердное служение делу народного просвещения, которому И. Ильинский отдавал все свои силы, знания и все свое время, не остались незамеченными. За успешное и усердное прохождение должности сельского учителя он был неоднократно отмечен и поощрен своим начальством, получив от Министерства народного просвещения за это время три награды.
В 1873 году Иван Евфимиевич наконец-то встретил ту, с которой проживет затем в любви и согласии 45 счастливых лет. В этом году он был обвенчан с 18-летней Шурочкой, будущей своей матушкой Александрой Ивановной. В том же 1873 году исполнилось и заветное желание Ивана Евфимиевича — Преосвященным епископом Симбирским и Сызранским Евгением (Сахаровым-Платоновым) он был рукоположен сначала во диакона, а спустя краткое время во священника и направлен на служение в с. Томылово Сенгилеевского уезда, где и прослужил 45 лет до самой своей мученической кончины.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-ilinskij
☦️
Преподобномученица Евдоки́я (Ткаченко), монахиня.
Преподобномученица Евдокия (Ткаченко) подвизалась в Иверско-Серафимовском монастыре в городе Верном Семиреченской области; монастырь был образован в 1910 году; первой игуменией стала монахиня Паисия, подвизавшаяся до этого в Ставропольском Иоанно-Мариинском монастыре. В 1913 году возглавивший епархию епископ Иннокентий (Пустынский), вопреки желанию монахинь и окормлявшего их духовно иеромонаха Серафима (Богословского), поставил игуменией монастыря дочь председателя войскового правления генерала Бакуревича – молодую рясофорную послушницу Таисию, постригши ее в монашество с именем Евфросиния. Выросши в изнеженной среде, она была весьма избалована и сама нуждалась в строгом воспитателе. Диавол, воспользовавшись ошибкой архиерея, споро принялся за работу по разрушению монашеского общежития. С этой поры в монастыре, лишившемся опытного управления, начались нестроения, и монахини стали покидать обитель. Иеромонах Серафим жил в то время в скиту на горе Кызыл-Жар вблизи города Верного, и монахиня Евдокия часто посещала его. В 1918 году к власти в Семиречье пришли безбожники и, как и повсюду, начались казни и преследования верующих. Летом 1918 года монахиня Евдокия пришла к иеромонаху Серафиму, который служил в это время в скиту на горе Медео, чтобы исповедаться и причаститься.
Вечером того же дня в Иверско-Серафимовский монастырь явились красноармейцы и потребовали, чтобы монахини выдали игумению Евфросинию, поскольку она генеральская дочь, но монахини спрятали ее в амбаре между мешков с мукой, и раздосадованные красноармейцы вместо игумении вывели на расстрел монахинь Евдокию и Анимаису. Поставив монахинь у монастырской стены, красноармейцы выстрелили. Пуля попала монахине Евдокии в голову и обезобразила лицо, а монахиня Анимаиса была ранена в плечо, сестры подобрали ее, и она впоследствии оправилась от раны. Подруга монахини Евдокии инокиня Феодора была настолько потрясена расстрелом и тем, как пуля обезобразила лицо ее сотаинницы, что заболела от нервного потрясения и долго не могла забыть окровавленного и обезображенного лица. Преподобномученица Евдокия тогда явилась ей во сне и сказала: «Феодора, что ты плачешь, чего боишься? Не плачь, ты же видишь, что я такая же, как была». После этого та перестала видеть лицо преподобномученицы обезображенным и исцелилась.
☦️
Священномученик Андре́й Ковалев, пресвитер.
Священномученик Андрей Ковалев родился 12 августа 1871 года в станице Кореновской. Он служил в Петропавловской церкви станицы Платнировской, в Вознесенской церкви станицы Кущевской Кубанской области, Космодамиановской церкви села Благодарного, Казанской церкви села Удельного Ставропольской губернии, преподавал в церковно-приходских школах и училищах. Оказывал спасительное влияние на иноверцев, присоединил к Православию из раскола австрийского толка семью из пяти душ. После 1917 года численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому священник Андрей был переведен в Краснодар. Был женат, имел двоих детей.
Батюшку арестовали 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге свечного завода и в агитации против советской власти. В ходе расследования богоборческим властям не удалось доказать вину священника. Однако вынесли следующий приговор: «Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и с предположением напасть на Краснодар, и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент, враждебный Соввласти, — расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 28 сентября 1921 года, в час ночи.
☦️
Священномученик Григо́рий Конокотин, пресвитер.
Священномученик Григорий Конокотин родился 1 апреля 1869 года в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Он служил священником и занимал должность законоучителя в селе Тахтинском, в Покровской церкви села Медведского Ставропольской губернии, селе Молдавском Кубанской области. Священник Григорий имел церковные и государственные награды, в том числе орден Св. Анны за труды по школьному делу. Был женат, имел пятерых детей.
Отец Григорий был арестован 8 сентября 1921 года у себя дома в Краснодаре «за бегство от Советской власти». Дело по обвинению священника было заслушано на распорядительном заседании Коллегии Кубчерчека (Кубанско-Черноморской ЧК) 23 сентября. Комиссия постановила: считать факт преступления доказанным и как врага трудового народа расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года, в 2 часа ночи, в присутствии членов Коллегии Кубчерчека.
☦️
Священномученик Григо́рий Троицкий, пресвитер.
Священномученик Григорий Иосифович Троицкий родился 1 октября 1870 года в селе Громок Моршанского уезда Тамбовской губернии (ныне Башмаковский район Пензенской области) в семье священнослужителя. По окончании Ставропольской Духовной семинарии 22 июля 1892 года определен псаломщиком к Введенской церкви в станице Пашковской Кубанской области. С 1894 по 1896 год – учитель в церковной школе в станице Должанской той же области. 20 августа 1895 года рукоположен во диакона, 22 июля 1896 года – во иерея к Покровской церкви села Сандата Медвеженского уезда Ставропольской губернии. Также занимал должности заведующего и законоучителя церковных школ этого села, а с 1897 года – противосектантского и противобуддийского (1898-1901) миссионера в 4-м благочинническом округе Ставропольской губернии. С 28 августа 1903 года – священник Михаило-Архангельской церкви села Александровское Ставропольской губернии, одновременно занимал должности законоучителя министерских училищ, члена и делопроизводителя Александровского отделения Ставропольского епархиального училищного совета.
19 апреля 1904 года вновь переведен в Кубанскую область священником в Троицкую церковь в станице Должанской, служил там законоучителем местного министерского училища для иногородних, заведующим и законоучителем мужской и женской церковных школ (до 1909). С 1906 года занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской области. В 1911-1913 годах был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах. 30 мая 1913 года переведен священником в Вознесенскую церковь в станице Пашковской. Служил там в должностях заведующего церковной школой (до 1914), законоучителя 3-го 2-классного мужского и одноклассного женского училищ. Одновременно состоял участковым попечителем Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости и членом ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального женского училища. Награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
С января 1921 года в связи с арестом председателя правления епархиального свечного завода исполнял обязанности члена правления, в июле Кубанский епископ Сергий (Лавров) официально поручил ему управление заводом. 15 сентября вызван в Кубано-Черноморскую ЧК и арестован по обвинению в переписке с репрессированными священнослужителями и в «контрреволюционной агитации». Виновным себя не признал, но не скрывал, что в проповедях осуждал доносы на тех, кто прячут хлеб или не выполняют продналога. 22 сентября помощник уполномоченного по духовенству Кубано-Черноморской ЧК составил заключение, в котором предложил выслать отца Григория в Архангельскую губернию, поскольку «пребывание его в пределах Кубано-Черноморской области не допустимо в интересах строительства Соввласти на Кубани». 23 сентября приговорен Коллегией Кубано-Черноморской ЧК к расстрелу как «враг трудового народа». Казнен 28 сентября 1921 года вместе со священниками священномучениками Андреем Ковалёвым, Григорием Конокотиным и Иоанном Яковлевым.
☦️
Священномученик Иоа́нн Яковлев, пресвитер
Священномученик Иоанн Яковлев родился 11 ноября 1866 года в крестьянской семье села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. Служил в Николаевском храме города Ейска, Богословской церкви станицы Новониколаевской, Даниловском храме Ставрополя, Дмитриевской церкви Екатеринодара. Преподавал Закон Божий в Екатеринодарском епархиальном женском училище. Был назначен представителем от духовенства в Екатеринодарскую городскую Думу. Был женат, имел четверых детей.
Арестовали батюшку ночью 16 сентября 1921 года за переписку с высланными священниками. В защиту отца Иоанна поднялся весь приход Дмитриевской церкви Краснодара. Верующие отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали: «Священник Иоанн Яковлев, проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен как человек, всегда относящийся с любовью к людям, будучи духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное, полезные наставления в духе христианства». Но 23 сентября 1921 года было вынесено решение тройки о высшей мере наказания. 28 сентября отец Иоанн был расстрелян. Погребен в Краснодаре в неизвестной могиле.
☦️
Исповедник Игна́тий (Бирюков), архимандрит.
Преподобноисповедник Игнатий (в миру Иван Адрианович Бирюков) родился 25 мая 1865 года в городе Бирюче Воронежской губернии в семье крестьян Адриана Павловича и Екатерины Николаевны Бирюковых. Кроме крестьянских работ, Адриан Павлович хорошо знал кузнечное ремесло. Иван обучался в Бирючском городском училище. Здесь он участвовал в хоре и здесь полюбил пение, особенно церковное. Бирюковы были прихожанами Успенской церкви, где церковным хором управлял старший брат Ивана, Михаил. В этом же хоре пел и сам Иван и еще четверо его братьев. Церковное пение оказало огромное благодатно-воспитующее влияние на Ивана, который от природы был мальчиком шаловливым. Но постепенно чтение церковных книг, и особенно житий святых, склонило его к мысли об иночестве. Мать, души не чаявшая в своем сыне, из всех детей особенно выделявшая и любившая Ивана, которого она ласково называла касатиком, просила его не уезжать далеко, а пойти в ближайший к городу Бирючу Валуйский монастырь.
9 октября 1878 года, когда Ивану было тринадцать лет, родители, помолившись, благословили его поступить в монастырь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-birjukov
☦️
Священномученик Дими́трий Игнатенко, пресвитер.
Димитрий Феофотович Игнатенко родился 17 июля 1872 года в селе Аготманы Мелитопольского района Запорожской области в семье священника. По окончании Киевской духовной академии в 1898 году был рукоположен в священнический сан.
До 1920 года о. Димитрий — законоучитель в мужской гимназии. После — приходской священник и заведующий епархиальной канцелярией.
В декабре 1922 года протоиерей Димитрий Игнатенко вместе со своим епархиальным архиереем, будущим священномучеником Никодимом (Кротковым), предстал перед пролетарским судом по обвинению в нежелании отдать богослужебные предметы на поругание, а также за два «нелегальных» собрания, первое из которых было посвящено осуждению деятельности обновленцев Таврической епархии, второе — связано с рукоположением во епископа Мелитопольского Сергия (Зверева).
С 5 ноября по 1 декабря 1922 года длился суд. Отец Димитрий виновным себя не признал и был осужден на три года исправительно-трудовых лагерей.
Отбыв срок, он приехал в Симферополь, вновь был обвинен в антисоветской агитации и выслан за пределы Украины. Вернувшись домой, он продолжал проповедовать и защищать интересы Церкви. Аскетичная жизнь, постоянное пребывание в молитве, пламенная вера и безраздельное упование на Промысел Божий даровало ему особое дерзновение в обличении врагов Православия.
В 1926 году его снова арестовывают и по постановлению тройки ОГПУ высылают на три года в Марийскую область. Отбыв ссылку, протоиерей Димитрий поселяется в Мелитополе и через некоторое время получает приход в поселке Кручи Запорожской области.
В начале июля 1935 года отца Димитрия снова арестовывают. Ему предъявили традиционное по тому времени обвинение в антисоветской деятельности. В вину священнику вменялись его проповеди, контрастировавшие с общепринятой идеологией.
На допросах священник не скрывал своих взглядов и религиозных убеждений, а также подчеркнул, что в вопросах религии имеет принципиальные несогласия с Советской властью.
Все это время отец Димитрий находился в симферопольской тюрьме. Ему было 63 года, полные испытаний послереволюционные годы подорвали его здоровье. Следствие подходило к концу, и хотя физические силы священника были исчерпаны, душа его оставалась крепкой и непоколебимой в исповедании Православной веры. 9 сентября его положили в тюремную больницу. На праздник Воздвижения Креста Господня протоиерей Димитрий Игнатенко преставился, донеся свой жизненный крест до конца.
☦️
Священномученик Иоа́нн Бороздин, пресвитер.
В слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии во второй половине XVII века был образован мужской Богоявленский монастырь. В 1722 году, в период владения этими землями графом Головиным, в Мстере среди местных жителей зародилось занятие иконописью, которое принес сюда московский иконописец А. Алексеев. В 1844 году мстерские земли вместе с населяющими их крестьянами и художниками-иконописцами перешли во владение графа Панина. К этому времени мстерские иконописцы получили широкую известность, и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. В начале XVIII столетия они занимались реставрацией соборов Московского Кремля и московских монастырей.
1861 год положил конец крепостному праву, но мстерские иконописцы не удовлетворены были получением личной независимости и решили всем обществом выкупить Мстерское владение у графа. В течение двадцати пяти лет мстерцы выкупали владение и наконец, уплатив всю сумму в 167200 рублей, получили полную независимость.
По традиции мастерские в Мстере были семейными — Брагиных, Клыковых, Кутягиных, Бороздиных. Последняя была организована в Мстере Петром Кузмичем Бороздиным. В ней работали члены его семьи: семь сыновей и пять дочерей. Иконы его мастерской пользовались известностью и ценились за искусность письма даже старообрядцами. В семье мстерского иконописца Петра Кузмича и родился в 1878 году Иван Бороздин.
С раннего детства благодатный, но нелегкий труд стал основой его религиозного воспитания в семье. К шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела — мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси. В одиннадцать лет Иван поступил в мстерскую школу иконописания, которую успешно окончил в 1894 году и получил звание мастера-иконописца. Как и большинство жителей Мстеры, семья Бороздиных была единоверческой. В 1899 году мстерское единоверческое братство направило Ивана в Московское духовное училище, существовавшее при Всехсвятском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием, и был оставлен при монастыре псаломщиком. В 1905 году он женился на Ирине, дочери Михаила Ивановича Отарина, известного священника-миссионера и проповедника из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Вскоре Иван Петрович был рукоположен в сан диакона ко храму Всехсвятского единоверческого монастыря. Здесь он прослужил до его закрытия в 1921 году.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-borozdin
☦️
Священномученик Иа́ков Леонович, пресвитер.
К 1936 году руководители советского государства выяснили, что после восемнадцати лет гонений и террора по отношению ко всему населению страны действовала и противостояла безбожию только Русская Православная Церковь, сохранившая около 25 тысяч храмов, имевшая тысячи священников-подвижников, сотни тысяч православных подвижников-мирян, которые ни при каких обстоятельствах не желали отрекаться от веры. На них не действовали и не могли сломить их воли те преследования, которым подвергали их власти, — отобрание имущества, непосильные налоги, голод, аресты, ссылки, заключения в лагеря, где они были обречены на каторжный труд, — все это только укрепляло их в вере. С ними расправиться можно было только убив их. И в 1937 году советское правительство приступило к уничтожению всех действительных и мнимых противников.
15 августа 1937 года НКВД арестовал псаломщика в селе Егорьеве Бельского района, который согласился подтвердить навязанные ему следователем показания о священнике Иакове Леоновиче, старосте храма и председателе ревизионной комиссии в церковном совете.
3 сентября сотрудник НКВД арестовал священника, старосту храма Георгия Григорьевича Козлова и церковного сторожа Евдокима Ниловича Иванова.
Никто из арестованных не признал себя виновным, но наоборот, некоторые старались доказать следствию всю абсурдность предъявляемых им обвинений. Можно было бы думать, что они арестованы за то, что сочтены советской властью за состоятельных людей и записаны в кулаки, но и этого не было. Председатель ревизионной комиссии Петр Никифорович Козлов всегда был бедняком. Оставшись круглым сиротой, он с девяти лет жил у разных богатых людей, познав и голод и холод, оказываясь иной раз в крайне бедственном положении. Восемнадцати лет, в 1918 году, он поступил добровольцем в Красную армию, в которой прослужил до 1922 года. Затем женился на вдове, имевшей четверых детей; за недолгую совместную жизнь у них еще родились дети. В 1934 году жена умерла, и Петр остался один с малолетними детьми, так что тут было далеко до богатства. Но несмотря на службу в Красной Армии, на то, что он одним из первых вступил в колхоз добровольно, он оставался глубоко верующим человеком, и за это теперь был арестован.
Священномученик Иаков родился 23 октября 1876 года в селе Неелово Сафоновского уезда Смоленской губернии в семье алтарника Тимофея Леоновича. Иаков Тимофеевич получил образование в Духовной семинарии. Был рукоположен в сан священника и служил в храме села Николо-Кремяное Сафоновского уезда Смоленской губернии. Во время гонений начала тридцатых годов он и его супруга, Анна Ивановна, были арестованы за то, что, получая от крестьян за исполнение треб мелкую серебряную и медную монету, не отдавали ее государству и тем самым, как говорилось в обвинительном заключении, способствовали недостатку разменной монеты, препятствуя экономическому развитию советского государства. Священник был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, а его супруга, принимая во внимание преклонный возраст (шестьдесят лет), к одному году условно с испытательным сроком три года.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-leonovich
☦️
Священномученик Петр Петриков, пресвитер.
Священномученик Петр родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 году в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Был сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково Александровской железной дороги. Мать священномученика Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом.
Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета.
…
Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел. Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе.
В это время Петр познакомился со старцем Нектарием Оптинским, духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном, так же, как и он, бескомпромиссно искавшим истину в том море лжи, которое все большим мраком окутывало страну. В июне 1925 года епископ Можайский Борис (Рукин) рукоположил Петра в сан диакона, и в том же году Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) рукоположил его во священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-petrikov
☦️
Священномученик Николай Скворцов, пресвитер.
Священномученик Николай родился 13 июля 1875 года в селе Буняково Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Григория Павловича Скворцова и его супруги Юлии Ивановны. В 1895 году Николай окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника ко храму святых Космы и Дамиана в селе Космодамианском Московского уезда.
В декабре 1917 года отец Николай был переведен в храм в честь святых апостолов Петра и Павла, что в Лефортове в Москве, где, несмотря на гонения на Церковь, ревностно продолжал служить народу Божьему. Когда просвещение светом Христовым было от народа властями отнято и запрещено преподавание Закона Божия в школах, отец Николай организовал преподавание в храме, он привлек нескольких преподавателей, а из детей – всех желающих. Уроки шли два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам. Учащихся собиралось более десяти групп, и все группы были разделены по возрастам. Ровно в четыре часа дня все учащиеся собирались во дворе около храма, затем приходил отец Николай и благословлял пришедших; все шли в храм, и молодежь, около ста человек, под руководством отца Николая пели «Царю Небесный», затем дети по группам расходились по разным местам храма. Учились стоя, так как не было ни стульев, ни лавок. У каждой группы была своя преподавательница, все занятия длились чуть более часа; для самых маленьких, которые еще не умели читать и писать, они велись сначала на основе иллюстративного материала, данного в книгах русского педагога Константина Ушинского, а затем – храмовых икон, где дети должны были узнать и рассказать об участниках Священной истории. Урок заканчивался общим пением «Достойно есть», а затем отец Николай всех благословлял, и дети расходились.
Весной 1922 года одно из занятий было неожиданно отменено, в этот день в Петропавловский храм приехала комиссия по изъятию церковных ценностей.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-skvorcov
☦️
Священномученик Николай Цветков, протодиакон.
Священномученик Николай родился 8 марта 1879 года в селе Никольском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Иоанна Глебовича Цветкова. Хозяйство диакона Иоанна состояло из дома, коровы и участка земли в 14 десятин, но из-за того, что он страдал страстью винопития, семья, в которой было четверо детей, постоянно бедствовала. Землю он не мог и не хотел обрабатывать и сдавал ее в аренду крестьянам, а деньги пропивал.
Николай рос мальчиком благочестивым, и с детства его мечтой стало служение Церкви. Уже с раннего возраста он уделял серьезное внимание своему духовному настрою, и, чтобы вполне отдавать себе отчет в том, каков он в тот или иной момент жизни, Николай вел дневник, в который записывал не только внешние события, но и различные помыслы, а также делал заметки о церковном богослужении, смысл которого он всегда старался уяснить для себя поточней. Поскольку семья из-за страсти отца жила бедно, то в дневник попал и рисунок первых сапог, которые купили ему довольно поздно, когда пришла пора отдавать его учиться.
Николай Иванович окончил духовное училище и поступил в Вифанскую Духовную семинарию, которую окончил в 1900 году. В 1901 году в волоколамский собор потребовался диакон с хорошими певческими данными. Выбор пал на Николая Ивановича, как только что окончившего Духовную семинарию и имевшего прекрасный голос. Его посватали девице Анне; она была сиротой и воспитывалась у дяди. Они обвенчались, и вскоре после этого он был рукоположен в сан диакона к волоколамскому собору.
Начав служить в соборе, отец Николай взял к себе в дом престарелых родителей; отец продолжал пить, в нетрезвом состоянии вел себя буйно, и сыну пришлось через страсть отца потерпеть многие скорби, так как это расстраивало мирное течение жизни глубоко религиозной семьи. Несмотря на все усилия диакона Николая удержать отца от винопития, они не увенчались успехом – диакон Иоанн страдал от этой страсти до самой смерти и скончался в 1908 году в нетрезвом состоянии. Такая смерть отца явилась ударом для благочестивого сына; с этого момента он совершенно переменил образ жизни.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-cvetkov
☦️
Преподобномученица Мария (Рыкова), монахиня.
Преподобномученица Мария родилась в 1892 году в Москве. О жизни ее известно мало. Решив посвятить жизнь Богу, она стала монахиней. 23 июня 1937 года она была арестована по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др.». Монахине Марии было предъявлено одно обвинение с монахиней Евдокией Перевозниковой в «принадлежности к контрреволюционному центру церковников». На допросе она заявила, что «в контрреволюционной организации я не состояла и никакой контрреволюционной работы я не проводила». В августе 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила монахиню Марию (Рыкову) к высшей мере наказания. 27 сентября 1937 года она была расстреляна в Лисьей балке около города Чимкента.
☦️
Мученица Людмила Петрова.
Мученица Людмила Владимировна Петрова родилась 26 февраля 1879 года в Ростове в семье тюремного надзирателя. Всю жизнь она проработала учительницей рукоделия, а в 1924 году вышла на пенсию. 15 ноября 1930 года Людмилу Владимировну арестовали и обвинили в том, что она «член а-с церковно-монархической группы, поддерживала личные связи с идеологами к-р организации митрополитом Иосифом (Петровых) и архиепископом Евгением. Руководила нелегальным сбором средств на цели группы и ссылки». 30 апреля 1931 года коллегия ОГПУ СССР приговорила ее к 3 годам ссылки в «Севкрай», после чего будущая мученица была переправлена в город Котлас Архангельской области. По окончании срока ссылки Людмила Владимировна вернулась в Ростов.
В 1936 году она была снова арестована. При аресте она обвинялась в том, что переписывалась с ссыльным митрополитом Иосифом, оказывала ему материальную помощь. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило мученицу к 3 годам ссылки в Казахстан, где содержалась в исправительно-трудовом лагере НКВД.
Находясь в Казахстане, в городе Меркент, Людмила Владимировна снова подверглась аресту по групповому делу «архиепископа Алексия (Орлова) и др.». Против нее снова было выдвинуто обвинение, в котором основную роль играла «принадлежность к контрреволюциооной группе церковников в Южно-Казахстанской области». На следствии она виновной себя не признала и заявила, что «антисоветской деятельностью не занималась».
28 августа 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила Людмилу Владимировну Петрову к высшей мере наказания. 27 сентября 1937 года она была расстреляна в Лисьей балке недалеко от города Чимкента.
☦️
Икона Богородицы Новоникитская.
Новоникитская икона – одна из древнейших икон Божией Матери. Она явилась святому великомученику Никите († 372). Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. «Это же самое изображение я видел во сне!» – воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение. Вскоре началось гонение на христиан, и святой Никита в числе других исповедников принял мученический венец.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-novonikitskaja