20 сентября 2022
⏳ 2022.09.20 (вт)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 15я по Пятидесятнице (глас 5й)
• вторник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 сентября (7 сентября)
• (предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы)
• апп. от 70-ти Ево́да (66), Онисифо́ра (после 67)
• мч. Евпси́хия Кесарийского (Каппадокийского) (117–138)
• мч. Созо́нта Помпеольского (Киликийского) (ок. 304)
• прп. Луки Глубокореченского (Каппадокийского) (после 975)
• свт. Иоанна Новгородского (1186)
• прпп. Александра Пересвета (1380), Андрея Осляби (ок. 1380)
• прп. Серапио́на Псковского (1480)
• прмч. Макария Ка́невского (1678)
• прп. Макария Оптинского (1860) 📚
• сщмчч. Петра (Снежницкого), Михаила (Тихоницкого) (1918)
• сщмчч. Евгения (Зернова) Горьковского, Стефа́на (Крейдича), прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), Пахомия (Ионова), сщмчч. Григория (Аверина), Василия (Сунгурова), прмч. Льва (Егорова) (1937)
☦️
Апостол от 70-ти Ево́д Антиохийский, епископ.
Святой апостол от 70-ти Евод был первым после святого апостола Петра епископом в Антиохии Сирийской. О нем упоминает его преемник священномученик Игнатий Богоносец (память 20 декабря), ученик святого апостола Иоанна Богослова, в своем послании антиохийцам: «Поминайте блаженного отца вашего Евода, который был поставлен вам от апостолов первым пастырем…»
Святой Евод служил в сане епископа 27 лет и скончался мученической смертью при императоре Нероне (54–68). Святой Евод написал несколько сочинений. В одном из них он пишет о Пресвятой Деве Марии, что Она родила миру Спасителя в возрасте 15-ти лет.
Другие сочинения святого не дошли до нас. Из них известна книга под названием «Светило», о которой упоминает церковный историк XIV века Никифор Каллист. Мученическая кончина святого Евода последовала в 66 году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/757
☦️
Апостол от 70-ти Онисифо́р Колофонский, епископ.
Святые апостолы от 70: Сосфен, Аполлос, Кифа, Тихик, Епафродит, Кесарь, Онисифор были избраны и посланы Самим Господом Иисусом Христом для благовестия через некоторое время после избрания 12 апостолов (Лк.10:1-24).
О святом апостоле Онисифоре свидетельствует святой апостол Павел († 67, память 29 июня): «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» (2Тим.1:16-18). Святой Онисифор был епископом в Колофоне (Малая Азия), а затем – в Коринфе. Скончался мученически в городе Парии (недалеко от Ефеса), на берегу Геллеспонта, куда отправился благовествовать веру Христову среди тамошних язычников. Здесь святой апостол Онисифор был схвачен и приведен к идольскому капищу. За отказ воскурить фимиам языческим богам апостола Онисифора вместе с его рабом Порфирием привязали к диким коням и влачили по земле. По римскому мартирологу день кончины святого Онисифора считается 16 сентября. Православная Церковь чтит его память вместе со святым апостолом Еводом 20/7 сентября, а также 17/4 января в соборе святых 70-ти апостолов.
☦️
Мученик Евпси́хий Кесарийский (Каппадокийский).
Святой мученик Евпсихий родился в Кесарии Каппадокийской. В одном синаксаре он называется сыном сенатора Дионисия. Во время гонения на христиан от Адриана он был схвачен и подвергнут пыткам. После истязаний его бросили в темницу, где он был исцелен от ран Ангелом. Когда мученика отпустили на свободу, он раздал все свое имущество нищим, причем некоторую часть отдал и своим врагам, которые донесли на него и предали на мучения. При сменившемся новом правителе святой Евпсихий был опять схвачен. Его повесили и строгали тело железом, а потом усекли голову мечом. При этом источились молоко и кровь. Мученик скончался при императоре Адриане (117–138).
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/758
☦️
Мученик Созо́нт Помпеольский (Киликийский).
Мученик Созонт, родом из Ликаонии, был пастухом. Он внимательно читал Священное Писание и любил делиться своими знаниями о Едином Боге с собиравшимися к нему пастухами. Многих он привел к вере во Христа и Крещению. Однажды ночью, когда он сидел под дубом, ему было видение, призывавшее его к подвигу мученичества за Христа. Он отправился в город Помпеополь Киликийский, где готовилось празднование в честь языческого золотого идола, стоявшего в капище. Никем не замеченный, святой Созонт вошел в капище, отломал руку у идола и, раздробив ее, раздал золото нищим. Исчезновение руки у идола вызвало тревогу и смятение в городе: многих стали подозревать, привлекать к допросу и мучить. Не желая быть виновником страдания других людей, святой Созонт пошел к императору Максимиану (284–305) и объявил, что это он отломал руку у идола. «Я это сделал, – сказал он, – чтобы видеть бессилие вашего бога, который не оказал мне никакого сопротивления. Он не бог, а немой и глухой идол. Я хотел бы всего его раздробить на части, чтобы люди не поклонялись больше изделию рук своих». Император в сильном гневе приказал беспощадно мучить святого Созонта. Его повесили и строгали тело железными когтями, потом надели ему на ноги железные сапоги с гвоздями внутри, и водили по городу. После этого опять повесили и били железными палками до тех пор, пока и кости его раздробились. В страшных мучениях святой Созонт предал дух свой Богу (ок. 304). По приказу императора слуги развели сильный огонь, чтобы сжечь тело мученика, но внезапно заблистала молния, загремел гром и сильный дождь залил пламя костра. Ночью христиане взяли тело мученика и предали его погребению. При гробе его и на месте, где святому мученику было видение, подавались исцеления многим больным. Впоследствии была создана церковь в память страдания святого мученика.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/756
☦️
Преподобный Лука́ Глубокореченский (Каппадокийский), игумен.
Преподобный Лука был третьим святым игуменом (с 975 года) Спасовой обители, называвшейся «Глубокие реки» (близ Константинополя, в Кифском заливе). Первым святым игуменом был преподобный Василий (скончался в начале IX века, память его в Греческой Церкви 1 июля), второй святой игумен – преподобный Игнатий (ок. 963–975; память 27 сентября). Обитель славилась особо строгой подвижнической жизнью ее насельников. Скончался преподобный Лука в конце Х века.
☦️
Святитель Иоа́нн, архиепископ Новгородский.
Святитель Иоанн был родом из Новгорода, с малого возраста посвятил себя на служение Богу. Принял иночество с именем Илия в основанной им самим обители.
За свою благочестивую жизнь в 1165 г. был избран архиепископом Новгорода. При нем заступлением Богоматери совершилось чудесное спасение Новгорода от нашествия суздальцев 25 февраля 1170 г. Заботясь о духовных нуждах своей паствы, построил в Новгороде семь храмов. Святой прославился и благочестивой жизнью: был весьма милостив, отличался кротостью и нелицемерной любовью.
Имел такую власть над нечистыми духами, что однажды путешествовал на бесе в Иерусалим поклониться святым местам. По злобе диавольской был обвинен в нечистой жизни и изгнан из Новгорода. Новгородцы посадили святителя на плот и пустили вниз по Волхову. Но Господь чудом вразумил их: плот поплыл вверх, против течения. Раскаявшись, люди со слезами умоляли святителя вернуться. Незлобивый архипастырь простил их и с великим торжеством возвратился на свою кафедру.
Узнав о приближении своей кончины, святитель принял схиму с прежним именем Иоанн и мирно отошел ко Господу 7 сентября 1186 г. Нетленные мощи святителя Иоанна были обретены в 1439 г.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/759
☦️
Преподобный Алекса́ндр Пересвет, воин, схимонах.
Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша». В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых». В 1896 году их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»).
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
Хранившийся в алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.
В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
☦️
Преподобный Андре́й Ослябя, воин, схимонах.
Андрей Радонежский, в миру Ослябя, был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».
Воин-схимник Андрей принял участие в исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.
Однако по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390–1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Осляби» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф – в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.
Тело преподобного Андрея-Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра-Пересвета.
Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра-Пересвета, но и Андрея-Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит «Повесть о Мамаевом побоище».
☦️
Преподобный Серапио́н Псковский, Спасо-Елеазаровский.
Преподобный Серапион Псковский родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения.
Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского († 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе).
Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: «Господи, помилуй».
Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений. В 1476 г. исцелился от гнойной раны на ноге латыш-крестьянин, приложив к ней снег от следов святого.
Преподобный предсказал нашествие на Псков немцев в год его смерти и то, что обитель не пострадает, что и исполнилось.
Скончался он 90-летним старцем, 8 сентября 1480 г. По смерти прославился многочисленными чудотворениями.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serapion-pskovskij-spaso-eleazarovskij
☦️
Преподобномученик Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, игумен.
Преподобномученик Макарий родился в 1605 г. в городе Овруче, на Волыни, в знатной семье Токаревских, известных ревнителей православия. В 1614–1620 гг. святой обучался при Успенском Овручском монастыре и по смерти родителей стал иноком этого монастыря, начав свое служение с меньшего монастырского чина – послушника. В 1625 г. инок Макарий с благословения архимандрита переходит в Купятичский Пинский монастырь. В 1630 г. святой был посвящен в сан иеродиакона, а в 1632 г. – в сан иеромонаха. В 1637 г. настоятель Купятичского монастыря послал его к Киевскому митрополиту Петру Могиле, который заметил в иеромонахе Макарии преданного сына Церкви Божией и в 1638 г. назначил его настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (Гродненская область). С 1642 г. преподобный Макарий руководил братией Купятичского монастыря, в 1656–1659 гг. возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 г. руководил братией родного Успенского Овручского монастыря.
Более десяти лет продолжалась непрерывная борьба с латино-поляками в Овруче. Только в 1671 г., после опустошения Овруча татарами, архимандрит Макарий покинул монастырь и отправился для духовных подвигов в Киево-Печерскую Лавру. Но защитники православия нужны были не только в Киеве, и преподобный Макарий был назначен настоятелем Каневского монастыря, где он снова был впереди нестихающей битвы за православие.
Скончался преподобный Макарий мученически от турок, 4 сентября 1678 г. напавших на монастырь. Св. Макарий встретил врагов с крестом в руках на паперти храма. Турки повесили настоятеля за руки и за ноги между двух столбов. Через два дня преподобномученику отрубили голову († 7 сентября 1678 г.). Свидетели мученической кончины преподобного Макария внесли его тело в монастырский храм, в котором для безопасности затворились. Но вернувшиеся турки обложили церковь дровами и сожгли всех скрывшихся в храме. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости и было как бы живое – это тело священномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-kanevskij-pinskij-ovruchskij-perejaslavskij
☦️
Преподобный Макарий Оптинский.
Михаил Николаевич Иванов – таково мирское имя преподобного Макария. Он родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».
После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.
Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада – супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А.К. Толстой и И.С. Хомяков, Н.В. Гоголь и А.Н. Муравьев.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.
Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.
За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.
7/20 сентября 1860 года, через час после принятия Христовых Таин, преподобный Макарий мирно отошел ко Господу.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-optinskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/
• Душеполезные поучения
• Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву
• Слово на пользу вашу
• «Будем идти путем смирения» (письма Льву Кавелину)
• Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским
• Письма к благочестивой христианке
• Письма к мирским особам
• Письма к монашествующим. Отделение 1. Письма к монахам
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 1]
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3]
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 4]
• Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей
☦️
Священномученик Петр Снежницкий, пресвитер.
Петр Андреевич Снежницкий родился в 1878 году. Он был священником церкви села Большое Трифоновское Ирбитского уезда Пермской губернии. В 1918 году, во время волнений в Пермском крае, он был расстрелян на станции Егоршино большевиками.
☦️
Священномученик Михаил Тихоницкий, пресвитер.
Тихоницкий Михаил Петрович родился в 1846 году в семье псаломщика. Окончив полный курс Вятской духовной семинарии, в 1868 году он был рукоположен в сан священника. Он начал свое пастырское служение в Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, затем в селах Подрелье и Быстрица, а в 1880 году в городе Орлове. Отец Михаил был честным и отзывчивым человеком, любил своих прихожан, и они платили ему нелицеприятной любовью. В Орлове отец Михаил преподавал в местной гимназии Закон Божий. В учениках он воспитывал искреннее чувство почитания Бога, любви к Церкви и уважения к людям.
В 1917 году, когда Россию захлестнула волна революции и красного террора. Скорбя о горе, постигшем русский народ Патриарх Тихон издал, послание, в котором предал проклятию гонителей Церкви, призвал всех людей к миру и согласию. 15 февраля 1918 года отец Михаил зачитал послание Святейшего Патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе города Орлова. Вскоре он был арестован и предан суду. Прихожане заступились за любимого батюшку и смогли упросить гонителей отложить арест. Но, спустя полгода, когда страну захлестнула новая волна красного террора, отец Михаил был снова схвачен. Чрезвычайная Комиссия при Трибунале, произведя следствие, постановила: «за распространение контрреволюционных воззваний священника Михаила Тихоницкого расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 20 сентября 1918 года.
Трое сыновей отца Михаила связали свою судьбу с Русской Православной Церковью: Владимир рано принял монашество и затем, уже в эмиграции, стал митрополитом, Экзархом Западной Европы; Вениамин долгие годы служил священником в г.Вятке, а в 1942 году принял монашество и в сане архиепископа Кировского и Слободского много потрудился над возрождением Вятской епархии; Елпидифор, талантливый педагог и глубоко верующий христианин, погиб в сталинских лагерях. Дочери отца Михаила долгое время трудились на педагогическом поприще в г.Орлове и смиренно ухаживали за могилой отца.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Михаил ныне причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Прославление его состоялось в 2003 году. 8 сентября 2008 года на кладбище г. Орлова были обретены его святые мощи, которые ныне покоятся в приходской церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
☦️
Священномученик Евге́ний (Зернов), Горьковский, митрополит.
Священномученик Стефа́н Крейдич, пресвитер, преподобномученики Евге́ний (Выжва), Николай (Ащепьев), игумены, Пахо́мий (Ионов), иеромонах.
Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывш. Приамурский и Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году Семён закончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии, а с 1906 года — ректор Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского).
1910 году отец Евгений сделал доклад о постановке миссионерских предметов в семинариях на Иркутском миссионерском съезде; все положения, высказанные в этом докладе, были единогласно приняты. В 1913 году состоялась хиротония архимандрита Евгения в епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1914 году Владыка назначается на Приамурскую и Благовещенскую кафедру. Святитель являлся членом Священного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. В 1923 году после всенощной, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, Владыка ночью был арестован и заключён сначала в тюрьму города Благовещенска, затем вывезен в город Читу, а оттуда в Москву.
На защиту своего архипастыря встал весь город, чекисты вынуждены были вызвать пожарную команду, которая, обливая толпу водой, кое-как рассеяла её. Даже сектанты пришли защитить Владыку. Все они глубоко почитали Святителя за миролюбие и правду. Пока Святитель содержался в тюрьме Благовещенска, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Пищи набиралось такое количество, что Владыка кормил всех содержавшихся с ним заключённых.
После освобождения в том же году святейший Патриарх Тихон возводит Святителя в сан архиепископа, а в 1924 году он включается в состав членов Священного Синода при Святейшем Патриархе Тихоне.
В 1924 году Святитель арестовывается вновь и приговаривается к трём годам концлагеря с последующей высылкой на три года. До 1927 года Владыка находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения.
Он был признан старшим среди епископов и остался им по общему согласию епископов даже после того, как туда прибыли и более старшие по рукоположению.
В июле 1926 года он принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству С.С.С.Р. православных епископов). Дух документа преисполнен непоколебимой твёрдости во всём, что касается собственно свободы церковной жизни, совершенно чужд и малой тени соглашательства, безбоязнен в свидетельстве правды и свободен в своём мнении среди уз. В документе изложены факты гонения на Церковь и заявлено, что «политический донос совершенно несовместим с достоинством пастыря».
С 1927 по 1929 годы Владыка находится в ссылке в Зырянском крае (Коми (Зырян) А.О.). После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Владыка не отделился от него и не считал необходимым отделять Заместителя от Местоблюстителя Патриаршего Престола священномученика митрополита Петра (Полянского).
Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Житейски был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Пастырям делал замечания всегда наедине в мягкой форме. Богослужения Владыки отличались величием, покоем и благоговением.
После освобождения в 1929 году Владыка проживал в городе Котельнич Нижегородского края. В августе 1930 года его назначают архиепископом Котельничским, викарием Вятской епархии, а с 1933 года временно управляющим Вятской епархией. В мае 1934 года Святителя переводят на Нижегородскую (Горьковскую) кафедру.
В 1935 году после пасхальной службы, совпавшей с празднованием 1 мая, Владыка собрался ехать домой. Близкие стали ему предлагать задержаться, пока пройдут участники демонстрации. «Что нам бояться, — ответил Владыка, — надо Бога бояться». И поехал домой по улицам в клобуке. Вскоре его арестовали в Нижнем Новгороде («Горьком») и по обвинению «в антисоветской агитации» и приговорили к трём годам заключения в Карагандинском лагере. В сентябре 1937 года Святитель тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговаривается к расстрелу. 7 (20 н. ст.) сентября 1937 года Владыка был расстрелян. Вместе с Владыкой были расстреляны священномученик Стефан Крейдич пресвитер, преподобномученики игумен Евгений (Выжва), игумен Николай (Ащепьев) и иеромонах Пахомий (Ионов).
☦️
Священномученик Григо́рий Аверин, пресвитер.
Григорий Иванович Аверин родился 24 января 1889 года в благочестивой крестьянской семье в селе Валы Покров Юрьевецкого уезда Костромской губернии. У родителей его, Иоанна и Феодосии, было двенадцать детей, а кроме них они воспитывали приемного мальчика. Григорий был старшим в семье. Несмотря на большую семью и небольшой достаток, Иоанн в праздники и воскресные дни никогда не работал. В эти дни он поднимался раньше всех и сам будил детей, чтобы никто не опоздал в храм на службу. В двунадесятые и престольные праздники он созывал в дом нищую братию, какая была в тот день в церкви; для них он, как правило, резал овцу. И только напоив и накормив нищих, он начинал принимать гостей и позволял домашним сесть за трапезу.
Тяжело заболев и уже предчувствуя смертельный исход, он никому не сказал о своей болезни, но за три дня до смерти попросил жену истопить баню и позвать священника, чтобы пособороваться и причаститься, и только тогда сказал, что смертельно болен. После причастия Иоанн лег в постель и уже до самой смерти не принимал никакой пищи. В день кончины он созвал сродников, чтобы попрощаться, и детей, чтобы благословить их. Затем попросил постелить на скамье в святом углу подстилку и сам перешел на нее умирать.
Попрощавшись со всеми, он спросил:
– А что это Марии нет?
И стал ждать. Наконец пришла дочь. Иоанн благословил ее – и сразу вслед за этим скончался.
Не уступала мужу в благочестии и Феодосия. В молодости она была исцелена молитвами преподобного Серафима Саровского от тяжелой глазной болезни. Заболев, она решила съездить в Дивеево и Саров к мощам преподобного Серафима. Дети остались дома, только самого младшего ей пришлось взять с собой. Помощь преподобного Серафима она ощутила уже в начале поездки. Когда она взошла на пароход, то почувствовала, точно пелена спала с глаз. Полного исцеления, однако, не произошло, но облегчение было заметное, и она стала колебаться, ехать ли дальше, и лишь с большим трудом поборола искушение отложить поездку. Приехав в Саров, она долго молилась у мощей преподобного, а затем посетила его келью. В келье произошло полное исцеление, и до конца жизни Феодосия сохранила хорошее зрение.
Воспитанный в исконно крестьянской семье, Григорий весь смысл своей жизни видел в служении народу. И не виделось лучшего поприща для крестьянского мальчика, как стать сельским учителем. Окончив в 1910 году учительскую семинарию, Григорий поступил учителем в двухклассную церковно-приходскую школу в городе Кологриве.
Это было время, когда революционные партии окончательно заградили образованному обществу все пути видения происходящего в России. Каждая партия настойчиво предлагала свой рецепт исцеления социальных язв.
Среди учителей в те годы многие состояли в политических партиях. В Кологриве был кружок эсеров. Познакомившись с ними, Григорий Иванович стал получать нелегально издававшуюся литературу, которую читал сам и распространял среди учителей, учащихся, их родителей и солдат кологривского гарнизона. После февральской революции Григория Ивановича единогласно избрали председателем уездной земской управы. Выборы состоялись в сентябре, а через месяц произошел октябрьский переворот, и хотя советская власть упразднила местные управления, утвержденные Временным правительством, Григорий Иванович продолжал служить председателем управы. Группа большевиков в Кологриве объявила себя советской властью в конце января 1918 года, и в феврале Григорий Иванович устранился от участия в деятельности местных властей.
Большевики управляли страной, не считаясь с ее населением. Правление было жестоким, и народ начал проявлять недовольство.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-averin
☦️
Священномученик Васи́лий Сунгуров, пресвитер.
Священномученик Василий родился 20 марта 1876 года в селе Спасское Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Арсения Сунгурова. По окончании Волоколамского духовного училища, Василий в 1898 году был назначен псаломщиком к Николаевской церкви в селе Амельфино Волоколамского уезда. В 1910 году он стал служить псаломщиком в Николаевской церкви в селе Жегалово Богородского уезда, в 1915 году был рукоположен во диакона к этой церкви, а в 1919 году – во священника к Марие-Магдалинской церкви в селе Улиткино Богородского уезда.
В 1935 году отец Василий был назначен служить в Богоявленскую церковь в селе Брыково Истринского района; в 1936 году он был награжден наперсным крестом.
Отца Василия арестовали 28 августа 1937 года и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. Два дежурных свидетеля дали против священника соответствующие показания, затем был допрошен отец Василий. Выслушав лжесвидетельства, священник не подтвердил их. Заканчивая допрос, следователь еще раз спросил:
– Вы признаете себя виновным в том, что до последнего времени вели контрреволюционную деятельность?
– Нет, не признаю, – ответил священник.
19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Сунгуров был расстрелян на следующий день, 20 сентября 1937 года, и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит.
Преподобномученик архимандрит Лев (Егоров) родился в 1898 году в Новгородской губернии. Отец его был владельцем артели ломовых извозчиков, после смерти родителей его с двумя братьями воспитывал дядя – заведующий Александро-Невским рынком в Санкт-Петербурге. Один из братьев (Гурий) стал впоследствии митрополитом: Минским, затем – Ленинградским, и наконец – Симферопольским. Будущий архимандрит Лев, а в миру Леонид Егоров, закончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил в Санкт-Петербургская Духовную Академию, в которой проучился до 1918 года, весной которого Академия была закрыта. Монашеский постриг братья Егоровы приняли вместе в 1915 году, вместе они стали духовными сыновьями иеросхимонаха Серафима (Муравьева), будущего Вырицкого старца. До 1922 года также вместе они подвизались в Александро-Невской лавре. Иеромонах Лев был одним из руководителей Петроградских православных братств. В связи с этим он был арестован в 1922 году и отправлен в ссылку. В 1924 году отец Лев вернулся в Ленинград. Был возведен в сан архимандрита и преподавал в Богословско-Пастырском училище, а также вновь занялся делами Александро-Невского братства. С 1926 года архимандрит Лев являлся настоятелем собора Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской улице. В 1927 году он был вновь арестован, но почти через год освобожден. Архимандрит Лев пробыл настоятелем Феодоровского собора до 1932 года, преподавал русскую литературу на богословских курсах, совершил более 20 монашеских постригов, переписывался с митрополитом Иосифом (Петровых), отстаивая правильность церковной политики митрополита Сергия (Страгородского). В 1932 году было арестовано более 40 членов Александро-Невского братства, в их числе и отец Лев. Он получил 10 лет лагерей. Сначала он поступил в Сиблаг, затем был переведен в Новокузнецк, там приговорен к увеличению срока и посажен в штрафной изолятор. В 1936 году его вернули в Сиблаг, а в 1937 году, в ряду массовых лагерных зачисток, приговорили к расстрелу. На последнем допросе архимандрит Лев сказал: «Виновным себя я не признаю. И хотя я по убеждениям являюсь антисоветским человеком, но контрреволюционной агитации среди лагерников я не проводил. Я являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является пропаганда религии в массах. Я ее вел, веду и вести буду».