4 сентября 2022
⏳ 2022.09.04 (вс)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 12я по Пятидесятнице (глас 3й)
• воскресенье (день церковного собрания, 80е правило 6го Собора)
• Собор Московских святых (переходящ. в вс. перед 8 сентября)
• иконы Божией Матери «Прибавление Ума» (Подательница Ума) (переходящ. в вс. после 28 августа)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 сентября (22 августа)
• сщмч. Афанасия Тарсийского (Киликийского) (270–275), прп. Анфу́сы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Хариси́ма, Неофи́та (270–275)
• мц. Евла́лии девы (ок. 303)
• мчч. Агафо́ника, Зо́тика, Феопре́пия (Боголе́па), Акинди́на, Севериа́на и прочих (305–311)
• прп. Исаакия Оптинского (1894)
• сщмчч. Макария (Гневушева) Орловского, Иоанна (Бояршинова), Алексия (Наумова) (1918)
• сщмчч. Феодора (Смирнова) Пензенского, Василия (Смирнова), Гавриила (Архангельского) (1937)
• сщмчч. Иоанна (Троянского) Великолукского, Алексия (Орлова) Омского, Александра (Ратьковского), Михаила (Люберцева), Феодора (Маляровского), прмчч. Илариона (Цурикова), Иоанна (Лабы), Иерофе́я (Глазкова) (1937)
• сщмч. Гора́зда (Па́влика) Чешского (1942) 📚
• иконы Божией Матери Грузинская (1650)
☦️
Собор Московских святых.
В лик Московских святых входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-moskovskih-svjatyh
☦️
Священномученик Афана́сий, епископ, преподобная Анфу́са и слуги ее, мученики Хариси́м и Неофи́т.
Преподобная Анфуса, уроженка города Селевкии (Сирия), была дочерью знатных язычников. Узнав учение Христа, она под предлогом посещения своей кормилицы направилась к тарсийскому святителю Афанасию и от него приняла Крещение. Родители разгневались на дочь за то, что она стала христианкой, и тогда святая, приняв от святителя Афанасия иноческий постриг, удалилась в пустыню, где провела в подвигах 23 года и мирно скончалась в конце III века. Мученики Харисим и Неофит, крестившиеся одновременно с преподобной Анфусой, были ее слугами и приняли смерть за Христа.
☦️
Мученица Евла́лия Барселонская, дева.
Мученица Евлалия жила в Испании, близ города Варкиона (ныне – Барселона) и была воспитана родителями в христианской вере и благочестии. Уже в 14-летнем возрасте девушка проводила уединенную жизнь в родительском доме, занимаясь вместе с некоторыми сверстницами молитвой, чтением Священного Писания и рукоделием. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императорами Диоклитианом (284–305) и Максимианом (284–305) в город Варкион прибыл правитель Дакиан для уничтожения христиан. Услышав об этом, девушка ночью тайно ушла из дома и к утру была в городе. С трудом пробравшись сквозь толпу народа, девушка смело обличила судью за то, что он принуждает людей отрекаться от Истинного Бога и приносить жертву бесам. Дакиан велел беспощадно бить святую палками, но она твердо переносила истязания и сказала судье, что Господь избавил ее от ощущения боли. Мученицу повесили на дереве и железными крючками содрали ей кожу, а потом стали палить ее раны свечами. Во время мучений Дакиан спросил святую: «Где же твой Бог, Которого ты призываешь?» Она ответила, что Господь рядом с нею, но Дакиан по своей нечистоте не может Его видеть. Во время молитвы святой: «Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс.53,6), – пламя свечей обратилось на мучителей, которые упали на землю. Мученица Евлалия стала молиться, чтобы Господь взял ее к Себе, и с этой молитвой скончалась. Люди увидели белую голубку, вылетевшую из ее уст к небу. Тело святой ночью было погребено христианами. Родители мученицы, нашедшие ее уже пострадавшей, плакали, но и радовались, что их дочь причислена к сонму святых мучеников.
Когда святую Евлалию снимали с дерева, один из христиан, по имени Феликс, сказал с радостными слезами: «Госпожа Евлалия, ты прежде нас венца мученического сподобилась!» Святая Евлалия, скончавшаяся три дня назад, повернула к говорившему лицо и улыбнулась. Мученик Феликс вскоре сам принял кончину за Христа (память его 22 августа).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/691
☦️
Мученики Агафо́ник, Зо́тик, Феопре́пий (Боголе́п), Акинди́н, Севериа́н.
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305). Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса). Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой. В Никомидии Евтолмий схватил мученика Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел мучеников во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран. Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими усечены мечом, по приказу императора, в Силиврии.
Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/693
☦️
Преподобный Исаа́кий I (Антимонов), Оптинский.
Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.
Будущий великий оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении.
Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.
И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно – по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.
Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, – в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.
Возможно, так, в исполнении послушаний, монашеских правил, соблюдении церковного устава, в духовном совершенствовании и постепенном восхождении «от силы в силу», и прошла бы вся его жизнь в монастыре. Но Богу было угодно другое.
В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.
В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его же стараниями достраивается храм Всех Святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, поновляется и строится вновь.
Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки – так решается проблема топлива. Им же осуществляется покупка луговых земель на болховской мельнице, открывается свечной завод, поощряется разведение монастырских садов и огородов. Таким образом Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.
Но не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, при этом не делалось исключения и для себя.
Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», – часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.
В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», – говорил он.
Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894 года.
Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.
Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими оптинскими старцами.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-isaakij-i-antimonov-optinskij
☦️
Священномученик Макарий (Гневушев), Орловский, епископ.
Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский и Севский родился в 1858 году. Имел высшее богословское образование, служил священником. Он сталь известен как духовный и национальный деятель в бытность Киевским епархиальным миссионером. Поэтому после того, как он овдовел, ему предложили хиротонию в епископа Вяземского, которая и состоялась в январе 1917 года. Прибыв в Вязьму, Владыка поселился в древнем Свято-Духовском монастыре. Однако, уже с мая того же года святитель по требованию революционных элементов, был отправлен на покой, как «несоответствующий духу времени».
Летом 1918 года в монастырь явился большевицкий отряд и арестовал святителя. Когда к нему в камеру на следующий день пришёл его келейник, то он видел на лице и теле Владыки следы побоев и издевательств, сам он был острижен, без бороды, в солдатском одеянии.
4 (17 н. ст.) сентября 1918 года святителя в составе группы из 14-ти человек вывезли в пустынное место под Смоленском и построили спиной к свежевырытой могиле. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последний, он молился с чётками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда дошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё и Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как он мог узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу», — так говорил этот несчастный, совершивший убийство святителя.
☦️
Священномученик Иоа́нн Бояршинов, пресвитер.
Священномученик Иоанн Бояршинов был священником церкви села Сепычи Оханского уезда Пермской губернии. 4 сентября 1918 года он был расстрелян. Поводом для убийства послужил колокольный звон, которым батюшка созывал прихожан на церковную службу. Видимо, нечистая совесть новой безбожной власти не могла потерпеть содержащегося в звуках колокола укора и призыва к покаянию.
☦️
Священномученик Алекси́й Наумов, пресвитер.
Священномученик Алексий Наумов был священником заводской церкви села Очера в Оханском уезде Пермской губернии. 4 сентября 1918 года, после жестоких пыток и издевательств, он был расстрелян красноармейцами в селе Сепычи (Оханский уезд Пермской губернии).
☦️
Священномученик Фео́дор (Смирнов), Пензенский, епископ.
Священномученик Феодор, в миру Владимир Алексеевич Смирнов, родился 17 января 1891 года в селе Козловка (ныне в Лопатинском районе Пензенской области) в семье псаломщика. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию, затем (в 1916 году) — Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1916 по 1918 годы преподавал историю и другие предметы в средних учебных заведениях города Вольска Саратовской губернии, в 1918–1919 гг. работал в различных учреждениях в г. Саратове. В 1919 – 1920 гг. служил в Красной Армии, в Донской Северо-Кавказской дивизии, инструктором школьного отдела и политотдела. В 1921 году работал инструктором дошкольного воспитания в саратовском РУПВОДе.
4 октября 1921 года рукоположен во иерея. Был осужден в 1924 году на один год, в 1929 году — на три года высылки в город Нарым. Освободившись, устроился священником в село Никольское Кузнецкого района Пензенской области. В 1934 году (предположительно в октябре) пострижен в монашество с именем Феодор, в апреле 1935 года переехал в Пензу. 23 сентября 1935 года состоялась хиротония иеромонаха Феодора во епископа Пензенского, а 18 октября 1936 года он уже был арестован.
Его попытка наладить управление Пензенской Церковью в условиях террора обернулась тем, что ему была инкриминирована контрреволюционная деятельность, а именно: организация из репрессированных советской властью элементов контрреволюционной группы с целью ведения агитации среди населения, направленной на свержение советской власти и установления в стране фашистской диктатуры. То есть была выбрана обычная формулировка, используемая в предвоенное время при фабрикации следственных дел. На допросах епископ Феодор держался стойко и категорически отрицал свою контрреволюционную деятельность.
5 февраля 1937 года епископ Феодор, находившийся в заключении, был уволен от управления Пензенской епархией на покой. Вместе с ним по одному делу проходило еще пять человек — арестованные в тот же день священники И. И. Умов (из Беднодемьяновска), И. К. Хорошунов (из Наровчата), Гавриил Иванович Архангельский (исполнявший обязанности псаломщика в Митрофановской церкви г. Пензы), который до того уже дважды был судим, а также священник села Ольшанки Башмаковского района А. П. Голубев и заштатный священник Василий Сергеевич Смирнов, работавший на момент ареста дезинфектором пензенского бактериологического института. Все они, кроме Хорошунова, были расстреляны в Пензе 4 сентября 1937 года, последний приговорен к 10 годам лишения свободы.
☦️
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер.
Василий Сергеевич Смирнов родился в 1889 году в селе Казеевка Наровчатского уезда Пензенской губернии в семье священника. В 1912 году окончил Пензенскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника. В 1930 году был арестован и приговорен к 8 годам ИТЛ. Наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Вернувшись из заключения, отец Василий в 1935 году поселился в Пензе. Был хорошо знаком с Пензенским епископом священномучеником Феодором (Смирновым) и городским духовенством. 18 октября 1936 года епископ Феодор, Василий Смирнов и другие священники были арестованы и заключены в городскую тюрьму. Отец Василий виновным в предъявленных обвинениях себя не признал. 4 апреля 1937 года следствие было закончено. 10 апреля специальная коллегия Куйбышевского областного суда вынесла заключение о недостаточности собранных доказательств вины и необходимости вернуть дело для доследования. Президиум Куйбышевского суда постановил «дело принять к судебному рассмотрению, назначив его к слушанию в городе Куйбышеве в закрытом заседании, с участием сторон». Однако, после издания 30 июля 1937 года секретного приказа НКВД за № 00447 о массовых арестах и расстрелах, слушание в суде дела епископа Феодора и священников было отменено. Епископ Феодор, священник Василий Смирнов и другие священники были расстреляны 4 сентября по постановлению тройки УНКВД по Куйбышевской области от 7 августа 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Гаврии́л Архангельский, пресвитер.
Священномученик Гавриил Иванович Архангельский родился 25 марта 1890 года в селе Урлейка Петровского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Первоначальное образование получил в Петровском Духовном училище. В 1910 году определен исправляющим должность псаломщика Никольской церкви в селе Гусёлка Камышинского уезда Саратовской губернии. В 1917 году окончил Саратовскую Духовную семинарию. Рукоположен во диакона и в 1918 году во священника, служил в храмах Пензенской епархии.
29 ноября 1929 года арестован в числе священнослужителей церкви Рождества Богородицы в селе Канаевка (ныне Городищенский район Пензенской области). 12 февраля 1930 года приговорен к 5 годам заключения в концлагере. Отбыв срок, с 1934 года продолжил служение в храмах Пензенской епархии. 10 января 1936 года Пензенский епископ Феодор (Смирнов), которого отец Гавриил знал по учебе в Духовной семинарии, направил его в Покровский храм села Покрово-Берёзовка (ныне Кондольский район Пензенской области). В безбожниками храме не осталось богослужебных сосудов. С благословения епископа священник Гавриил Архангельский закупил стеклянную посуду и стал служить литургии. По-видимому, вскоре храм был закрыт. 5 апреля 1936 года отец Гавриил уехал в Пензу и по благословению епископа Феодора служил псаломщиком в Митрофаниевской церкви, где находилась архиерейская кафедра. Совершал панихиды на Мироносицком кладбище и побуждал прихожан обновленческой Успенской церкви перейти под омофор законного архиерея, что власти расценили как антисоветскую агитацию.
18 октября 1936 года вместе с епископом Феодором и 4 священниками по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации церковников заключен в Пензенскую тюрьму. На допросах отрицал предъявленные обвинения. 10 апреля 1937 года дело было отправлено в Специальную коллегию Куйбышевского областного суда. По требованию члена коллегии возвращено на доследование и вновь определено к слушанию на 31 июля. 7 августа Особая тройка УНКВД по Куйбышевской области приговорила епископа Феодора и арестованных вместе с ним священников к высшей мере наказания. Священномученик Гавриил был расстрелян 4 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Иоа́нн (Троянский), Великолукский, епископ.
Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.
После смерти жены о. Иоанн в 1922 году был рукоположен обновленческими епископами во епископа. В ноябре 1924 года он прервал отношения с обновленцами, за что был ими запрещен в священнослужении. В начале 1925 года он принес покаяние и как ставленник епископов старого поставления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 9 марта 1932 года епископ Иоанн был назначен на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев, и вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трём годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 году он был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области. Получив с большим трудом от гражданских властей регистрацию и разрешение на богослужение в храмах города, он старался служить как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с проповедью.
Недоброжелатели доносили в НКВД, что он в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы; чудеса, совершаемые по молитвам святых и по обращении верующего к чудотворному образу, — это факты. Но мало этого, он заманивает в церковь гостинцами и печеньем детей. Так например, в Вознесенской церкви он посреди храма раздавал детям конфеты и пряники.
23 июля 1937 года епископ Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-trojanskij
☦️
Священномученик Алекси́й (Орлов), архиепископ Омский.
Священномученик архиепископ Алексий (Орлов) родился 8 февраля 1862 года в семье самарского священнослужителя, прошёл местные духовные школы и окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, после которой служил по духовной части. В августе 1923 года он был хиротонисан во епископа Бугульминского, но вскоре отпал в обновленчество и в 1923–1924 годы временно управлял раскольнической Куйбышевскою епархией. Однако, уже в 1924–1927 годы мы видим Владыку Алексия во православных архиереях на Курганской кафедре, а в 1927–1931 гг. – последовательно на Малмыжской, Енотаевской и Сызранской кафедрах.
В августе 1931 году 60-летний архиепископ прибыл на постоянное служение в Омск. Омское служение Владыки Алексия продолжалось четыре года, до тех пор, пока в апреле 1935 года он не был арестован. До августа 1935 года Владыка Алексий продолжал значиться правящим епископом Омской епархии. 25 октября того же 1935 года он был сослан на пять лет в городок Мирзоян – крохотный райцентр неподалёку от Чимкента. Правда, в Мирзояне Владыка Алексий прожил недолго – здесь его арестовали 15 мая 1937 года, а 27 августа того же 1937 года расстреляли.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Ратьковский, пресвитер.
Священномученик Александр родился в 1870 году в селе Опросьево Ново-Ржевского уезда Псковской губернии в семье диакона Матфея Ратьковского. В 1891 году он окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан диакона, а в 1897 году принял сан священника. В 1906 году о. Александр был назначен в один из храмов города Торопца, где прослужил всю жизнь до своей мученической кончины.
19 марта 1931 года о. Александр был арестован в числе других православных, среди которых были епископ Великолукский Тихон (Рождественский), священники, диаконы, монахи и православные миряне, которых власти объединили в организацию, дав ей название «Усиление христианского движения».
2 апреля следователь допросил священника. На его вопросы о. Александр ответил: «Родители мои были из духовных. Отец был диаконом в Ново-Ржевском уезде, где и умер. В Торопец я приехал в 1906 году, где и служу по настоящее время. Семья у меня — восемь человек. Три сына: Анатолий служит священником в погосте Севастьянове Торопецкого уезда, ныне выслан ОГПУ, Николай — в Кременчуге, но где работает, мне неизвестно, Владимир служит в совхозе в Боровичском уезде Новгородской губернии. Четыре дочери служат на советских работах.
Священнослужителей, а также монахинь города Торопца я знаю, они сейчас арестованы, но других назвать имена и фамилии затрудняюсь. Знакомства особенного ни с кем никогда не вел, так как живу на окраине города, но по делу ко мне все же приходили. Больше сказать ничего не могу».
Отец Александр был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, по окончании которой в 1934 году вернулся в Торопец и стал служить в той же церкви.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-ratkovskij
☦️
Священномученик Михаил Люберцев, пресвитер.
Священномученик Михаил родился 21 октября 1883 года в городе Осташкове Тверской губернии в семье портного Сергея Люберцева. Окончил духовное училище и с 1901 по 1907 год был учителем в 4-й приходской школе в родном городе. Решив избрать для себя новое, сугубо церковное поприще, он в 1907 году поступил псаломщиком в Преображенскую церковь города Осташкова.
В 1912 году Михаил Сергеевич был рукоположен в сан диакона к одному из храмов города Старицы и прослужил здесь до 1918 года, когда, вернувшись в Осташков, стал служить в Знаменском монастыре. Нападение большевиков на Нилову пустынь, изъятие церковных ценностей из храмов Осташкова – все эти события прошли перед глазами диакона Михаила.
В конце двадцатых годов усилилось гонение на Православную Церковь. В 1931 году ОГПУ арестовало епископа Великолукского Тихона (Рождественского) и вместе с ним духовенство Великих Лук, Торопца, Осташкова, насельников Ниловой пустыни, многих монахинь и послушниц, всего – сто девяносто одного человека: девяносто девять священноиноков и монахов, двадцать пять – белых священников и диаконов и шестьдесят семь мирян – из крестьян, офицеров царской армии и дворян. Диакона Михаила арестовали 19 марта 1931 года.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-ljubercev
☦️
Священномученик Фео́дор Маляровский, пресвитер.
Священномученик Феодор Маляровский родился в 1885 году в селе Новоорское Оренбургской области. О нем известно, что он был священником и в 30-е годы проживал в селе Гродеково Мирзоянского района Южно-Казахстанской области. 12 июня 1937 года отец Федор был арестован Мирзоянским РО НКВД. В уголовном деле он определялся как «священник тихоновской ориентации» и обвинялся в «проведении контрреволюционной троцкистско-фашистской пропаганды». На процессе отец Феодор виновным себя не признал. 31 августа 1937 года военный трибунал УНКВД СССР по Южно-Казахстанской области приговорил иерея Федора Маляровского к высшей мере наказания. 4 сентября 1937 года он был расстрелян.
☦️
Преподобномученик Иларио́н (Цуриков), иеромонах.
Преподобномученик Иларион (в миру Родион Федорович Цуриков) родился 8 апреля 1856 года в селе Кривополяны Острожского уезда Воронежской губернии и происходил из крестьянской семьи. Семья была глубоко религиозной, обе сестры будущего преподобномученика стали монахинями, а сам он отправился на Афон в Свято-Пантелеимонов монастырь и там принял постриг с именем Иларион. В 1913 году отец Иларион был вывезен с Афона по делу имябожников, судим, как написал он сам в анкете, «Трибуналом военно-полевого суда и приговорен к смертной казни за Имя Божие, освобожден за недоказанностью».
Приехав в Москву, монах поступил в число братии московского Покровского монастыря. После 1924 года отец Иларион переехал на хутор Соленый, где проживал вместе с афонским монахом отцом Иоанном (Лаба), вместе с которым вскоре был арестован по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое». Последовал приговор: 3 года ссылки в Нарымский край. После освобождения из первой ссылки в октябре 1928 года, отец Иларион опять объединился вместе отцом Иоанном (Лаба) и поселился недалеко от города Фрунзе в горах на пасеке.
2 февраля 1929 года монахи были арестованы вторично, им было предъявлено то же обвинение, что и при первом аресте. Был оглашен приговор: 3 года ссылки в город Кзыл-Орда. После освобождения из второй ссылки отец Иларион поселился в городе Мирзояне, куда к нему позднее приехали его сестры монахини Магдалина и Гавриила. Туда же через некоторое время приехал из ссылки и отец Иоанн (Лаба). Иеромонахи регулярно совершали богослужения.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-curikov
☦️
Преподобномученик Иоа́нн (Лаба), иеромонах.
Преподобномученик Иоанн (в миру Флавиан Иванович Лаба) родился 3 июля 1863 года в селе Серебия Гайсинского уезда Киевской губернии. Известно, что он поехал на Афон и стал монахом (позднее иеромонахом) афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1913 году отец Иоанн был, по всей видимости, вывезен с Афона вместе с имябожниками. После 1920 года отец Иоанн переехал на хутор Соленый (в Лабинском районе Армавирского округа Кубанской области), где жил вместе с афонским монахом Иларионом (Цуриковым), который приехал к нему из Москвы. 29 июня 1924 года монахи были арестованы по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое». Их приговорили к 3 годам ссылки в Нарымский край. После освобождения из первой ссылки отец Иоанн поселился вместе с отцом Иларионом недалеко от города Фрунзе в горах на пасеке. 2 февраля 1929 последовал второй арест. Двум духовным собратьям было предъявлено то же обвинение, что и первый раз. Новый приговор обрекал на 3 года ссылки. После освобождения отец Иоанн поехал к отцу Илариону, который уже переехал в город Мирзоян.
Весь этот период иеромонах Иоанн жил в отдельной келье, где регулярно совершал богослужения. Его посещали престарелые монахини, среди которых были и сестры о. Илариона – Магдалина и Гавриила. 24 июня 1937 года, на следующий день после ареста отца Илариона, арестовали и отца Иоанна. Как и его духовному собрату, ему было инкриминировано «участие в к/р организации, пораженческая агитация», не забыли и «руководство тайным монастырем». Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила иеромонаха Иоанна (Лаба) к высшей мере наказания. 4 сентября 1937 года он был расстрелян.
☦️
Преподобномученик Иерофе́й (Глазков), иеромонах.
Преподобномученик Иерофей (в миру Никандр Арсеньевич Глазков) родился 27 октября 1889 года в деревне Панкратово Лежской волости Вологодского уезда Вологодской губернии и происходил из крестьянской семьи. Он окончил курс земского начального училища, а когда ему исполнилось 19 лет, он поступил в число братии Троицкого Павло-Обнорского монастыря (в Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии). В обители Никандр проходил послушание хлебопека и пономаря. В 1919 году он был пострижен в мантию с именем Иерофей (что значит «освященный Богом») в память священномученика Иерофея, епископа Афинского, а в 1920 году был рукоположен в сан иеродиакона.
Тяжело переживал монах разорение и закрытие родного монастыря, последовавшие в годы советской безбожной власти.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ierofej-glazkov
☦️
Священномученик Гора́зд (Па́влик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ. В миру Павлик Матей, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, урожденной Белчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия, Австро-Венгерская империя) 26 мая 1879 года. Родители его были римо-католиками. Матей с радостью участвовал в богослужениях в соседнем Кужелове. Он был любим и учителями, и соучениками. Учился отлично, а в свободное время много читал, особенно литературу, говорившую о жизни первых христиан.
После окончания начальной школы он учился в римо-католической гимназии в Кромержиже. В седьмом классе начал самостоятельно изучать старославянский язык. Учёбу окончил с отличием.
В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце. В 1900 году, при переходе со второго на третий курс факультета, совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру.
В 1902 году окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком римо-католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах, а потом в Брумовице. С 15 сентября 1906 года до 1 мая 1920 года служил священником в психиатрической лечебнице в Кромержиже. Снискал большое уважение не только среди вверенных ему больных, но и среди врачей и персонала лечебницы.
Решительная перемена в религиозном его мировоззрении произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gorazd-pavlik-bogemskij-i-moravo-silezskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/
• 1168 вопросов и ответов о Православной вере
• Полемика с католицизмом
• Православный Катихизис
☦️
Икона Богородицы Грузинская.
Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы.
Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании.
В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-gruzinskaja
☦️
Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума).
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».
В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).
Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-pribavlenie-uma-podatelnica-uma