⏳ 2022.09.01 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 12я по Пятидесятнице (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
1 сентября (19 августа)
• мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305)
• мчч. Тимофея, Ага́пия, мц. Фе́клы (ок. 304)
• свт. Питири́ма Великопермского (1455)
• исп. Николая (Лебедева) (1933)
• исп. Марии Кореповой (после 1942)
• икона Божией Матери Донская (празднество в память избавления Москвы в 1591)


☦️
Мученик Андре́й Стратилат, Таврийский.
Му­че­ник Ан­дрей Стра­ти­лат был рим­ским во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане. Во вре­мя вой­ны с Си­ри­ей свя­то­му Ан­дрею да­ли ти­тул «стра­ти­лат», то есть глав­но­ко­ман­ду­ю­щий. Вы­брав неболь­шой от­ряд, св. Ан­дрей вы­сту­пил про­тив про­тив­ни­ка. Его во­и­ны бы­ли языч­ни­ка­ми, и сам он еще не при­нял Кре­ще­ние, но уве­ро­вал во Хри­ста. Пе­ред сра­же­ни­ем свя­той Ан­дрей убеж­дал во­и­нов, что язы­че­ские бо­ги – бе­сы, и про­по­ве­до­вал им ис­тин­но­го Бо­га. С ве­рою в по­мощь Бо­жию неболь­шой от­ряд во­и­нов об­ра­тил в бег­ство мно­го­чис­лен­ное вой­ско пер­сов.
Ко­гда св. Ан­дрей вер­нул­ся из по­хо­да с по­бе­дой, то мно­гие ста­ли за­ви­до­вать его сла­ве и до­нес­ли пра­ви­те­лю Ан­тио­ху, что свя­той – хри­сти­а­нин, об­ра­тив­ший ко Хри­сту под­чи­нен­ных во­и­нов. Свя­той, вы­зван­ный на суд, ис­по­ве­до­вал Хри­ста, за что был под­верг­нут пыт­кам. Во­и­нов, быв­ших с ним, рас­пя­ли на де­ре­вьях, но ни один из них не от­рек­ся от Хри­ста.
То­гда им­пе­ра­тор, бо­ясь воз­му­ще­ния вой­ска, от­пу­стил св. Ан­дрея и его дру­жи­ну, но тай­но при­ка­зал под ка­ким-ли­бо пред­ло­гом каз­нить по­рознь каж­до­го. Осво­бо­див­шись, свя­той вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми при­шел в г. Тарс, там они при­ня­ли Кре­ще­ние, а за­тем бы­ли умерщ­вле­ны в уще­лье Тав­ра. Пе­ред смер­тью свя­той Ан­дрей мо­лил­ся за всех, кто бу­дет чтить их па­мять, и про­сил Гос­по­да по­слать лю­дям це­леб­ный ис­точ­ник на ме­сте, где про­льет­ся их кровь. Во вре­мя этой мо­лит­вы му­че­ни­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом. И в тот же миг из зем­ли ис­тек ис­точ­ник.
Епи­ско­пы Петр и Нон, ко­то­рые кре­сти­ли во­и­нов, вме­сте с кли­ри­ком по­греб­ли те­ла му­че­ни­ков. Один из кли­ри­ков, с дав­не­го вре­ме­ни стра­дав­ший от зло­го ду­ха, на­пил­ся из ис­точ­ни­ка и сра­зу по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мол­ва об этом раз­нес­лась сре­ди окрест­ных жи­те­лей, и они ста­ли при­хо­дить к ис­точ­ни­ку и по мо­лит­вам св. Ан­дрея и 2593-х му­че­ни­ков по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь от Бо­га.
Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­тых по­сле­до­ва­ла око­ло 302 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/684

☦️
Мученики Тимофе́й, Ага́пий и мученица Фе́кла.
Му­че­ни­ки Ти­мо­фей, Ага­пий и Фек­ла по­стра­да­ли в 304 го­ду. Му­че­ник Ти­мо­фей ро­дил­ся в го­ро­де Га­зы Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Он изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и, по­лу­чив осо­бый дар сло­ва, стал учи­те­лем хри­сти­ан­ской ве­ры. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) му­че­ник был пред­став­лен на суд пра­ви­те­ля Ур­ба­на. Свя­той Ти­мо­фей бес­страш­но объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и про­из­нес про­по­ведь о люб­ви Гос­по­да Иису­са Хри­ста к лю­дям и о Его при­ше­ствии в мир для их спа­се­ния. Му­че­ни­ка под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, и, ко­гда уви­де­ли, что он оста­ет­ся непре­клон­ным, его со­жгли.
В том же го­ро­де и в том же го­ду по­стра­да­ли за Хри­ста му­че­ни­ки Ага­пий и Фек­ла – они бы­ли от­да­ны на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям и в та­ких стра­да­ни­ях при­ня­ли небес­ные вен­цы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/686

☦️
Святитель Питири́м, епископ Великопермский, Устьвымский.
Свя­ти­тель Пи­ти­рим, епи­скоп Ве­ли­ко­перм­ский, был из­бран и по­свя­щен на Перм­скую ка­фед­ру по­сле стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Ге­ра­си­ма († по­сле 1441 г., па­мять 24 ян­ва­ря). До то­го свя­ти­тель Пи­ти­рим в сане ар­хи­манд­ри­та на­сто­я­тель­ство­вал в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Поз­же он стал из­ве­стен как со­ста­ви­тель ка­но­на свя­ти­те­лю Алек­сию, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му (па­мять 12 фев­ра­ля), и со­би­ра­тель све­де­ний о его жи­тии. При­быв на ка­фед­ру, свя­ти­тель Пи­ти­рим преж­де все­го за­нял­ся уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ствен­ных от­но­ше­ний меж­ду зы­ря­на­ми и во­гу­ла­ми. Он рас­сы­лал уве­ща­тель­ные гра­мо­ты и по­сла­ния, стре­мясь огра­дить зы­рян от гра­бе­жа. Од­на­ко пред­во­ди­тель во­гу­лов Асы­ка, поль­зу­ясь кня­же­ски­ми раз­до­ра­ми и уда­лен­но­стью ка­фед­ры от сто­ли­цы, разо­рял хри­сти­ан­ские се­ле­ния и уби­вал без­за­щит­ный на­род. Нов­го­род­ские вла­дель­цы зе­мель на ре­ках Вы­ге и Двине, тер­пев­шие убыт­ки от бес­пре­стан­но­го раз­боя, в 1445 го­ду по­шли про­тив во­гу­лов и взя­ли Асы­ку в плен. Ко­вар­ный языч­ник клял­ся в дру­же­ствен­ном от­но­ше­нии к Пер­ми и обе­щал не тре­во­жить бо­лее хри­сти­ан. От­пу­щен­ный на сво­бо­ду, Асы­ка стал вы­жи­дать удоб­но­го мо­мен­та, чтобы на­пасть на Усть-Вымь с це­лью убить свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­то­ро­му при­пи­сы­вал свое по­ра­же­ние от нов­го­род­цев. За это вре­мя свя­ти­тель Пи­ти­рим два­жды был в Москве: в 1447 го­ду для со­став­ле­ния со­бор­но­го по­сла­ния кня­зю Ди­мит­рию Ше­мя­ке, из­ме­нив­ше­му клят­вен­ным до­го­во­рам (пред­по­ла­га­ют, что со­ста­ви­те­лем гра­мо­ты был свя­ти­тель Пи­ти­рим), и в 1448 го­ду при по­став­ле­нии на Мос­ков­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Ио­ны (па­мять 31 мар­та). Вос­поль­зо­вав­шись от­сут­стви­ем свя­ти­те­ля, Асы­ка сно­ва на­пал на бли­жай­шие к Пе­чо­ре зы­рян­ские по­се­ле­ния, уби­вая и гра­бя жи­те­лей. Не толь­ко зы­ря­пе, но и во­гу­лы, ко­че­вав­шие по при­то­кам Пе­чо­ры, убе­ди­лись в ис­тине про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма и на­ча­ли при­ни­мать Кре­ще­ние. Озлоб­лен­ный этим, Асы­ка со­вер­шил но­вое зло­де­я­ние. 19 ав­гу­ста 1456 го­да он убил свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­гда тот со­вер­шал освя­ще­ние во­ды на мы­се, об­ра­зу­е­мом сли­я­ни­ем рек Ва­ги и Вы­че­гды. Те­ло свя­ти­те­ля оста­ва­лось в те­че­ние 40 дней в гро­бе на ме­сте кон­чи­ны (так как жда­ли от­вет на пе­чаль­ное из­ве­стие о его пре­став­ле­нии), и, несмот­ря на зной­ное вре­мя, тле­ние не кос­ну­лось его. Свя­ти­тель был по­гре­бен в Усть-Вым­ском ка­фед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре воз­ле сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка, свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма. Па­мять пре­став­ле­ния его бы­ла вне­се­на в устав уже в 1522 го­ду. А с 1607 го­да бы­ла уста­нов­ле­на об­щая па­мять (29 ян­ва­ря) трем Ве­ли­ко­перм­ским свя­ти­те­лям: Ге­ра­си­му, Пи­ти­ри­му и Ионе, пре­ем­ствен­но сме­нив­шим друг дру­га на Усть-Вым­ской ка­фед­ре.

Святители Герасим, Питирим и Иона, Великопермские и Устьвымские.
Свя­ти­те­ли Ге­ра­сим, Пи­ти­рим, Иона бы­ли епи­ско­па­ми Ве­ли­коперм­ски­ми и Усть­вым­ски­ми. Свя­той Ге­ра­сим – тре­тий епи­скоп зы­рян­ско­го на­ро­да, до­стой­ный по­сле­до­ва­тель свя­ти­те­ля Сте­фа­на, про­све­ти­те­ля Перм­ско­го. На Перм­скую ка­фед­ру воз­ве­ден по­сле 1416 го­да, ко­гда толь­ко часть зы­рян бы­ла об­ра­ще­на в хри­сти­ан­ство. С ве­ли­кой рев­но­стью он за­бо­тил­ся о сво­ей пастве, стра­дав­шей от непре­стан­ных на­бе­гов нов­го­род­цев и языч­ни­ков-во­гу­лов. Он без­бо­яз­нен­но вхо­дил в ста­ны во­гу­лов, убеж­дая их пре­кра­тить гра­бить без­за­щит­ных пер­мя­ков-хри­сти­ан. Во вре­мя од­ной из та­ких по­ез­док скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью – был убит (по пре­да­нию – за­ду­шен омо­фо­ром) сво­им слу­гой-во­гу­лом в 1441 го­ду. По­гре­бен был в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви се­ла Усть-Вымь, неда­ле­ко от го­ро­да Ярен­ска, на ре­ке Вы­че­где (па­мять 24 ян­ва­ря). Пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма был уче­ный ар­хи­манд­рит Пи­ти­рим. И в его вре­мя во­гу­лы не пе­ре­ста­ва­ли на­па­дать на мир­ных зы­рян, на­се­ляв­ших Перм­скую стра­ну. Епи­скоп Пи­ти­рим, так же как и его пред­ше­ствен­ни­ки, стал за­ступ­ни­ком сво­их па­со­мых. В 1447 го­ду он в Москве лич­но про­сил ве­ли­ко­го кня­зя об ока­за­нии по­мо­щи зы­ря­нам. Свя­ти­тель ча­сто по­се­щал свою паст­ву, рас­се­ян­ную на огром­ной тер­ри­то­рии, на­став­ляя ее Сло­вом Бо­жи­им и при­хо­дя на по­мощь в ее бед­стви­ях. Для про­све­ще­ния языч­ни­ков-во­гу­лов он пред­при­ни­мал да­ле­кие пу­те­ше­ствия, во вре­мя ко­то­рых жизнь его неред­ко под­вер­га­лась опас­но­стям, так как ему при­хо­ди­лось тер­петь все­воз­мож­ные ли­ше­ния. Но свя­ти­тель не жа­лел сво­их сил, про­све­щая лю­дей и по­учая в до­мах, хра­мах, на от­кры­тых ме­стах.
Сво­ей про­по­ве­дью он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство мно­гих во­гу­лов, жив­ших по при­то­кам ре­ки Пе­чо­ры. Этим он воз­бу­дил страш­ный гнев пред­во­ди­те­ля во­гу­лов – Асы­ки, ко­то­рый убил свя­ти­те­ля на по­ле во вре­мя со­вер­ше­ния им мо­леб­ствия. Про­изо­шло это неда­ле­ко от Усть-Вы­ми 19 ав­гу­ста 1455 го­да. Свя­ти­тель Пи­ти­рим со­ста­вил жи­тие свя­ти­те­ля Алек­сия и ка­нон на об­ре­те­ние мо­щей его.
По­сле свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма на Перм­скую ка­фед­ру всту­пил епи­скоп Иона. Он об­ра­тил в хри­сти­ан­ство осталь­ную часть Ве­ли­кой Пер­ми, то есть язы­че­ские пле­ме­на, жив­шие по ре­кам Ви­ше­ре, Ка­ме, Чу­со­вой и дру­гим. Его ста­ра­ни­я­ми бы­ли ис­треб­ле­ны идо­лы и на их ме­стах со­ору­же­ны хра­мы, при ко­то­рых свя­ти­тель от­кры­вал учи­ли­ща. К но­во­об­ра­щен­ным из Усть-Вы­ми бы­ли пе­ре­ве­де­ны опыт­ные пас­ты­ри, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли и пре­по­да­ва­ли в этих учи­ли­щах. Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Иона 6 июня 1470 го­да.

Мо­щи трех перм­ских свя­ти­те­лей несколь­ко ве­ков по­ко­и­лись под спу­дом в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви (в Во­ло­год­ской об­ла­сти), ко­то­рая бы­ла глав­ным ка­фед­раль­ным со­бо­ром епи­ско­пов перм­ских до 1564 го­да. Над гроб­ни­цей бы­ла по­ме­ще­на ико­на в се­реб­ря­ном бас­ман­ном окла­де, изо­бра­жа­ю­щая свя­ти­те­лей во весь рост. Под­пись на ней гла­си­ла, что па­мять свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны со­вер­ша­ет­ся еже­год­но 29 ян­ва­ря (ст. ст.) «по со­бор­но­му опре­де­ле­нию пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на и по по­ве­ле­нию ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го». Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны бы­ло в 1607 го­ду, од­на­ко мест­ное по­чи­та­ние их на­ча­лось го­раз­до ра­нее. Преж­де был и осо­бен­ный храм во имя трех Перм­ских свя­ти­те­лей, но в 1749 го­ду вме­сто него, по гра­мо­те устюж­ско­го епи­ско­па Вар­ла­а­ма, к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви с се­вер­ной сто­ро­ны был при­стро­ен при­дел, освя­щен­ный 29 ян­ва­ря 1764 го­да во имя Всех свя­тых, – в нем на­про­тив цар­ских врат несколь­ко на­пра­во и ока­за­лась об­щая гроб­ни­ца свя­ти­те­лей.
Ле­том 1936 го­да Бла­го­ве­щен­ский храм вме­сте с при­де­лом Всех свя­тых был взо­рван, и с тех пор пол­ве­ка свя­тое ме­сто пре­бы­ва­ло в за­пу­сте­нии. Ле­том 1995 го­да – го­да под­го­тов­ки к празд­но­ва­нию 600-ле­тия пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го – в Усть-Вы­ми, на ме­сте где сто­ял Бла­го­ве­щен­ский со­бор, бы­ли про­ве­де­ны ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки. Вот как опи­сы­ва­ет­ся это в жур­на­ле «Арт» (№ 1, 1999 г.):
«Сте­фа­нов­ский фонд взял­ся за вос­ста­нов­ле­ние ча­сов­ни на этом ме­сте, на ста­ром фун­да­мен­те, и то­гда же встал во­прос: как удо­сто­ве­рить­ся в том, что мо­щи свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны, все­гда – с XV ве­ка – на­хо­див­ши­е­ся под спу­дом, уце­ле­ли при взры­ве и не бы­ли осквер­не­ны? Отец Вла­ди­мир Ду­най­чик, на­сто­я­тель Усть-Вым­ской Сте­фа­нов­ской церк­ви, бла­го­сло­вил сде­лать проб­ный рас­коп, и вот в по­го­жий ок­тябрь­ский день (5 ок­тяб­ря) мы при­сту­пи­ли к де­лу… Во­круг нас воз­ве­де­ни­ем стен за­ни­ма­лись стро­и­те­ли, мест­ная адми­ни­стра­ция за­чем-то «по­сла­ла на под­мо­гу» еще це­лый гру­зо­вик сол­дат – сло­вом, несколь­ко де­сят­ков че­ло­век на­хо­ди­лись на хол­ме, по пре­да­нию, на­сы­пан­ном ослеп­лен­ны­ми языч­ни­ка­ми по по­ве­ле­нию свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Рас­коп углуб­лял­ся, про­шли «чер­ную по­ло­су» – ви­ди­мо, след сго­рев­ше­го де­ре­вян­но­го хра­ма – под непре­стан­ное чте­ние Ака­фи­ста перм­ским свя­ти­те­лям пе­ред им­про­ви­зи­ро­ван­ной ико­ной-фо­то­гра­фи­ей…
Ста­ли при­бли­жать­ся ран­ние осен­ние су­мер­ки, за­мет­но все ста­ли нерв­ни­чать, и тут об­ва­лил­ся тот уча­сток сте­ны, ко­то­рым хо­те­ли огра­дить внут­ри фун­да­мен­та пред­по­ла­га­е­мое ме­сто за­хо­ро­не­ния, чтобы за­сы­пать внут­ри пе­соч­ком, – и то­гда ре­ше­но бы­ло оста­но­вить­ся. А на дру­гой день про­дол­жать уже не при­шлось, в сущ­но­сти и так бы­ло яс­но, что под фун­да­мен­том ни­кто не рыл­ся, по­сле­до­ва­тель­ность сло­ев не на­ру­ше­на, то есть ле­жат где-то мо­щи глу­бо­ко в зем­ле, а на­сколь­ко глу­бо­ко – од­но­му Бо­гу ве­до­мо. Стро­и­те­ли то­ро­пи­лись до зи­мы воз­ве­сти сте­ны, вос­ста­но­ви­ли рух­нув­шую на­ка­нуне клад­ку и при­ня­лись за­сы­пать рас­коп пе­соч­ком, а к 9 мая юби­лей­но­го Сте­фа­нов­ско­го го­да ча­сов­ня бы­ла го­то­ва к освя­ще­нию Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем…»
Ча­сов­ня бы­ла до­стро­е­на и освя­ще­на Пер­во­свя­ти­те­лем в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Те­перь она от­но­сит­ся к недав­но об­ра­зо­ван­но­му в Усть-Вы­ми Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ско­му мо­на­сты­рю. Ныне в ча­совне над мо­ща­ми уста­нов­ле­на ра­ка, ку­да мо­жет прий­ти и по­мо­лить­ся лю­бой па­лом­ник.

☦️
Исповедник Николай Лебедев, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­ко­лай Ле­бе­дев ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Бе­ре­жай Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье по­но­ма­ря Ва­си­лия Ле­бе­де­ва. Се­мья бы­ла из бед­ных, и весь курс Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай обу­чал­ся за ка­зен­ный счет. В 1893 го­ду он с от­ли­чи­ем окон­чил се­ми­на­рию, и на­чаль­ство как од­но­му из луч­ших уче­ни­ков пред­ло­жи­ло ему про­дол­жить за ка­зен­ный счет об­ра­зо­ва­ние в Ду­хов­ной ака­де­мии. Но Ни­ко­лай от­ка­зал­ся от это­го пред­ло­же­ния и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в се­ле, где он ро­дил­ся и где слу­жил ко­гда-то его отец. Здесь он про­был пол­го­да и в 1894 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Вла­сье­во, рас­по­ло­жен­ном в несколь­ких вер­стах от Тве­ри.
Се­ло Вла­сье­во – од­но из ста­рин­ных сел Твер­ской гу­бер­нии. Пер­вое пись­мен­ное упо­ми­на­ние о нем от­но­сит­ся к се­ре­дине ХVII ве­ка. Здесь в то вре­мя дей­ство­вал де­ре­вян­ный храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца. При­хо­жа­на­ми хра­ма то­гда бы­ли се­мьи мест­ных земле­вла­дель­цев – Ба­ба­ры­ки­ны, Угрю­мо­вы – и жив­шие здесь кре­стьяне. Во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия мест­ное на­се­ле­ние ста­ло участ­ни­ком во­ен­ных дей­ствий, храм опу­стел и в кон­це кон­цов раз­ру­шил­ся. Око­ло пя­ти­де­ся­ти лет в се­ле не бы­ло хра­ма, и толь­ко в 1732 го­ду вла­дель­цы се­ла об­ра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу Твер­ско­му Фе­о­фи­лак­ту (Ло­па­тин­ско­му) с прось­бой бла­го­сло­вить их на стро­и­тель­ство но­во­го де­ре­вян­но­го хра­ма в па­мять Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая яви­лась за­ступ­ни­цей рус­ско­го на­ро­да в смут­ное вре­мя. Храм был по­стро­ен, но через неко­то­рое вре­мя так­же при­шел в негод­ность. В 1779 го­ду по­ме­щи­ца се­ла Вла­сье­во по­лу­чи­ла раз­ре­ше­ние епи­ско­па Твер­ско­го Ар­се­ния (Ве­ре­ща­ги­на) на стро­и­тель­ство ка­мен­но­го хра­ма во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с при­де­лом Ни­ко­лая чу­до­твор­ца. На­ча­лось стро­и­тель­ство хра­ма, и в 1781 го­ду при­дел во имя Ни­ко­лая чу­до­твор­ца был освя­щен, но за­тем стро­и­тель­ство рас­тя­ну­лось на два­дцать лет, так как бла­го­тво­ри­тель­ни­ца уеха­ла из Вла­сье­ва, а ее зять рас­тра­чи­вал день­ги, пред­на­зна­чен­ные для стро­и­тель­ства церк­ви. В ре­зуль­та­те храм был пол­но­стью вы­стро­ен и освя­щен толь­ко в 1799 го­ду.
Сра­зу же по­сле на­ча­ла слу­же­ния в Ка­зан­ском хра­ме отец Ни­ко­лай стал при­ни­мать де­я­тель­ные ме­ры по вос­пи­та­нию при­хо­жан в ду­хе пра­во­слав­ной нрав­ствен­но­сти и по ис­ко­ре­не­нию по­ро­ков. 22 ок­тяб­ря 1897 го­да им бы­ло от­кры­то Об­ще­ство трез­во­сти во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рое бы­ло утвер­жде­но, как офи­ци­аль­но дей­ству­ю­щее, ми­ни­стром внут­рен­них дел 28 ян­ва­ря 1899 го­да.

В пра­ви­лах Вла­сьев­ско­го Ка­зан­ско­го Об­ще­ства трез­во­сти, в част­но­сти, так го­во­ри­лось о его це­лях и за­да­чах:
«Цель Об­ще­ства за­клю­ча­ет­ся в про­ти­во­дей­ствии зло­упо­треб­ле­нию спирт­ны­ми на­пит­ка­ми, упо­треб­ле­нию бран­ных слов; в умень­ше­нии раз­гу­ла, в при­вле­че­нии на­ро­да к бо­лее усерд­но­му и ча­сто­му по­се­ще­нию бо­го­слу­же­ния, в за­бо­те об укра­ше­нии мест­но­го хра­ма, в раз­ви­тии и укреп­ле­нии сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния во­об­ще хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Об­ще­ство по­став­ля­ет так­же сво­ей це­лью за­бо­ты о под­ня­тии бла­го­со­сто­я­ния мест­но­го на­се­ле­ния.
Об­ще­ство на­хо­дит­ся под на­блю­де­ни­ем и ру­ко­вод­ством мест­но­го свя­щен­ни­ка.
В ка­че­стве чле­нов в Об­ще­ство мо­гут всту­пать все ли­ца пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния, до­стиг­шие со­вер­шен­но­ле­тия, как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны, без огра­ни­че­ния их ме­ста жи­тель­ства.
При­ни­ма­ют­ся в Об­ще­ство и ли­ца, со­всем не пью­щие ви­но, чтобы они слу­жи­ли об­раз­цом и при­ме­ром для лю­дей сла­бых и невоз­держ­ных.
При­ем чле­нов мо­жет быть толь­ко в мест­ном хра­ме и про­ис­хо­дит по… уста­нов­лен­но­му по­ряд­ку…
Каж­дый трез­вен­ник по­лу­ча­ет свя­тую ико­ну Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тое Еван­ге­лие, две Тро­иц­кие книж­ки о пьян­стве, эк­зем­пляр уста­ва Об­ще­ства, пра­ви­ла и осо­бый би­лет, удо­сто­ве­ря­ю­щий при­над­леж­ность его к со­ста­ву Об­ще­ства…
Име­на всех чле­нов Об­ще­ства за­пи­сы­ва­ют­ся в осо­бую кни­гу и по­ми­на­ют­ся о здра­вии на про­ско­ми­дии и ек­те­нии в вос­крес­ные дни во все вре­мя со­сто­я­ния их чле­на­ми.
В слу­чае смер­ти трез­вен­ник по­ми­на­ет­ся об упо­ко­е­нии в те­че­ние 40 дней.
При об­щем со­бра­нии чле­нов два ра­за в го­ду со­вер­ша­ют­ся Бо­же­ствен­ные ли­тур­гии об упо­ко­е­нии умер­ших род­ствен­ни­ков, чле­нов Об­ще­ства и боль­шие па­ни­хи­ды, о чем чле­ны из­ве­ща­ют­ся каж­дый раз осо­бо.
Для под­дер­жа­ния и укреп­ле­ния ду­ха трез­вен­ни­ков 12 раз в го­ду бу­дут слу­жить­ся мо­леб­ны Иису­су Хри­сту и Бо­жи­ей Ма­те­ри с ака­фи­ста­ми…
Обет да­ет­ся на срок од­но­го го­да, но срок этот мо­жет быть умень­шен по же­ла­нию чле­на до 3-х ме­ся­цев; для чле­нов же уже окреп­ших срок мо­жет быть уве­ли­чен до 3-х лет…
Каж­дый член Об­ще­ства во все про­дол­же­ние сво­е­го обе­та обя­зы­ва­ет­ся хра­нить без­услов­ную трез­вость, не на­ру­шая его ни­ка­ки­ми пред­ло­га­ми вро­де из­не­мо­же­ния, уста­ли и про­чи­ми.
Всем чле­нам вме­ня­ет­ся в обя­зан­ность по воз­мож­но­сти пре­кра­тить ку­ре­ние та­ба­ку, упо­треб­ле­ние бран­ных слов, пом­ня, что за вся­кое сло­во празд­ное, а тем бо­лее гни­лое, при­дет­ся дать стро­гий от­вет на Страш­ном су­де Хри­сто­вом; пре­кра­тить иг­ру в кар­ты и дру­гие азарт­ные иг­ры, по­се­ще­ние пи­тей­ных за­ве­де­ний и пья­ных ком­па­ний во из­бе­жа­ние со­блаз­на.
Все чле­ны обя­зы­ва­ют­ся по воз­мож­но­сти в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни хо­дить в храм Бо­жий. Ред­ко бы­ва­ю­щий в хра­ме, по трое­крат­но­му вра­зум­ле­нию свя­щен­ни­ка, ис­клю­ча­ет­ся из Об­ще­ства…
Как мож­но ча­ще ду­май и при­по­ми­най вред и па­губ­ность пьян­ства; ви­дишь крест на церк­ви, ду­май так: «Гос­по­ди, Ты рас­пял­ся за нас на этом кре­сте, за на­ши гре­хи по­стра­дал, – как оскорб­лю Те­бя греш­ным пьян­ством, – пла­кать на­до, а не пьян­ство­вать». Ви­дишь зем­лю, – ду­май: «и я в нее ко­гда-ни­будь пой­ду, по­мру, и ме­ня бу­дут су­дить за гре­хи мои, а за пьян­ство гор­ше осу­дят». Ско­ти­ну ли ви­дишь, – ду­май: «и че­ло­ве­ка пьян­ство де­ла­ет по­доб­ным ско­ту бес­смыс­лен­но­му». Утром, встав­ши от сна, и ве­че­ром, от­хо­дя ко сну, вспо­ми­най о сво­ем обе­ща­нии.
Свя­тая ико­на да­на те­бе в бла­го­сло­ве­ние, имей ее все­гда на ви­ду, чтобы она на­по­ми­на­ла те­бе о дан­ном то­бою в ее хра­ме обе­ща­нии: мо­ли Ца­ри­цу Небес­ную о по­мо­щи.
Свя­тое Еван­ге­лие да­но те­бе для то­го, чтобы ты мог чи­тать сло­во Бо­жие и по­учать­ся, как долж­но жить хри­сти­а­ни­ну и что есть во­ля Бо­жия, свя­тая и бо­го­угод­ная.
Ни­ко­гда не за­бы­вай, что ты дал обет Бо­гу, и ес­ли долг вся­ко­го чест­но­го че­ло­ве­ка, дав­ше­го да­же про­стое обе­ща­ние сво­е­му ближ­не­му, ис­пол­нять его, тем бо­лее долг вся­ко­го ис­тин­но ве­ру­ю­ще­го хри­сти­а­ни­на, дав­ше­го свой обет пред Бо­гом и под­твер­див­ше­го его це­ло­ва­ни­ем свя­то­го Кре­ста и Еван­ге­лия, стро­го ис­пол­нять его.
Не за­бы­вай, что в слу­чае на­ру­ше­ния то­бою обе­та тя­же­лый грех ля­жет на твою ду­шу. Твер­до помни, что от лю­дей мож­но ута­ить, но что луч­ше и стро­же лю­дей на­блю­да­ет за на­ми со­весть, ко­то­рая страш­но му­ча­ет нас за гре­хи и втайне со­де­ян­ные. Са­мое же стро­гое на­блю­де­ние за на­ми при­над­ле­жит Все­ве­ду­ще­му Бо­гу, от Ко­то­ро­го ни­че­го не скро­ешь, ни­че­го не ута­ишь и за тай­ные гре­хи боль­шое осуж­де­ние по­лу­чишь.
Ко­гда най­дет на те­бя по­мы­сел и же­ла­ние пьян­ства, в мо­лит­ве и чте­нии сло­ва Бо­жия ищи се­бе сил и под­держ­ки для успеш­ной борь­бы со сво­ею сла­бо­стью…
Все чле­ны обя­зы­ва­ют­ся рас­про­стра­нять меж­ду дру­ги­ми за­да­чи и стрем­ле­ния Об­ще­ства, со­дей­ствуя и при­вле­кая ко вступ­ле­нию в Об­ще­ство но­вых чле­нов, дей­ствуя на них при­ме­ром сво­е­го по­ве­де­ния, сло­вом и убеж­де­ни­я­ми, твер­до пом­ня обе­ща­ние Спа­си­те­ля, что кто сам ис­пол­нит за­по­ведь и дру­го­го на­учит, тот ве­ли­ким на­зо­вет­ся в Цар­ствии Небес­ном (Мф.5,19). По­се­му род­ным и зна­ко­мым сво­им, ко­то­рые склон­ны к раз­гуль­ной жиз­ни и пьян­ству, ле­ни­вы по­се­щать храм Бо­жий, склон­ны к сквер­но­сло­вию, к кар­теж­ной иг­ре и к про­вож­де­нию вре­ме­ни в трак­ти­рах, со­ве­туй, чтобы они оста­ви­ли та­кой об­раз жиз­ни, как непри­стой­ный хри­сти­а­ни­ну. Несо­вер­шен­но­лет­них учи, чтобы они не бра­ли ху­дые при­ме­ры с от­цов сво­их и не ку­ри­ли та­бак. Вну­шай ро­ди­те­лям и всем стар­шим, чтобы они не по­сы­ла­ли ма­ло­лет­них за ви­ном в пи­тей­ные за­ве­де­ния и тем предо­хра­ня­ли их от со­блаз­на и раз­ви­тия в них по­ро­ков. «Го­ре то­му, им же со­блазн при­хо­дит…»
Трез­вен­ник, на­ру­шив­ший обет в пер­вый раз, вра­зум­ля­ет­ся ду­хов­ным от­цом на­едине и остав­ля­ет­ся в Об­ще­стве, ес­ли ока­жет рас­ка­я­ние. О вто­рич­ном на­ру­ше­нии со­об­ща­ет­ся об­ще­му со­бра­нию чле­нов и с на­ру­шив­шим по­сту­па­ют со­глас­но об­ще­му ре­ше­нию. При на­ру­ше­нии обе­та в тре­тий раз член ис­клю­ча­ет­ся из Об­ще­ства…»
Впо­след­ствии в сво­их объ­яс­не­ни­ях сле­до­ва­те­лям во вре­мя за­клю­че­ния в 1929 го­ду отец Ни­ко­лай пи­сал: «…Я ро­дил­ся в де­ревне и дет­ство свое про­вел сре­ди про­сто­го на­ро­да. Ис­пы­тав­ши и нуж­ду и го­ре, я близ­ко при­ни­мал к серд­цу нуж­ды и бед­ность на­род­ные. Еще на школь­ной ска­мье у ме­ня со­зре­ло ре­ше­ние от­дать все свои си­лы на слу­же­ние тем­ной, за­би­той, бес­прав­ной и бед­ной де­ревне… Мне ду­ма­лось, что нуж­но преж­де все­го вне­сти лу­чи све­та и зна­ния в тем­ную де­рев­ню, нуж­но под­нять ее эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние, – и на­род сам за­во­ю­ет се­бе и пра­ва и сво­бо­ду. В этих ви­дах я от­ка­зал­ся от Ду­хов­ной ака­де­мии, ку­да ме­ня по­сы­ла­ли как луч­ше­го уче­ни­ка, и ре­шил ид­ти в свя­щен­ни­ки и имен­но в де­рев­ню – и я по­шел.
Вся моя жизнь в де­ревне бы­ла по­свя­ще­на осу­ществ­ле­нию мо­ей меч­ты – слу­же­нию про­сто­му на­ро­ду.
Ко­гда я по­сту­пил в 1894 го­ду во Вла­сье­во свя­щен­ни­ком, в при­хо­де мо­ем бы­ло два ка­ба­ка, две пив­ных и ме­лоч­ная лав­ка од­но­го ку­ла­ка и ни од­ной шко­лы; де­ти оста­ва­лись негра­мот­ны­ми, учить­ся негде бы­ло. Мож­но по это­му су­дить, что пред­став­лял из се­бя мой при­ход. На­род ко­сте­нел в неве­же­стве, пре­да­вал­ся пьян­ству, а вме­сте с этим хо­зяй­ство в де­ревне па­да­ло, рос­ла бед­ность и пре­ступ­ность. Бед­няц­кая часть на­се­ле­ния бы­ла в ка­ба­ле у мест­но­го ку­ла­ка Бас­ка­ко­ва, ко­то­рый в де­ревне Па­сын­ко­во имел ка­бак и ме­лоч­ную лав­ку, под боль­шие про­цен­ты ссу­жал бед­ня­ков се­ме­на­ми, ов­сом, то­ва­ра­ми из сво­ей лав­ки и в сво­ем ка­ба­ке ино­гда в долг спа­и­вал на­род. К нему нес­лись под за­клад сбруя, одеж­да и дру­гая утварь кре­стьян­ская, осо­бен­но стра­да­ла жен­ская по­ло­ви­на. Я ре­шил бо­роть­ся со все­ми эти­ми тем­ны­ми сто­ро­на­ми де­ре­вен­ской жиз­ни и во что бы то ни ста­ло вы­рвать на­род из их цеп­ких лап.
На пер­вом же го­ду сво­е­го слу­же­ния в при­хо­де мне с гро­мад­ны­ми уси­ли­я­ми уда­лось по­стро­ить во Вла­сье­ве зем­скую шко­лу, по­том до­бил­ся за­кры­тия ка­ба­ков и пив­ных, угро­зой уй­ти да­же из при­хо­да до­бил­ся при­го­во­ра от кре­стьян на то, что и впредь ка­ба­ков и пив­ных у се­бя они не бу­дут от­кры­вать. Нема­лых уси­лий мне сто­и­ло вы­жить из де­рев­ни и ку­ла­ка Бас­ка­ко­ва. Все, что мной бы­ло пе­ре­жи­то в этой борь­бе с ку­ла­ка­ми и ка­ба­ка­ми, не опи­шешь. В 1904 го­ду мне уда­лось по­стро­ить вто­рую об­раз­цо­вую зем­скую шко­лу в де­ревне Боль­шой Пе­ре­мер­ке. Обе шко­лы су­ще­ству­ют и до сих пор. Еще в на­ча­ле сво­е­го слу­же­ния в при­хо­де тем об­сто­я­тель­ством, что как-то не взял с од­но­го кре­стья­ни­на пла­ты за тре­бы и дал ко­му-то по­чи­тать Некра­со­ва, я воз­бу­дил про­тив се­бя по­до­зре­ние в гла­зах епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства и был от­дан как небла­го­на­деж­ный под над­зор мест­но­го бла­го­чин­но­го. А устрой­ством имен­но зем­ских школ, а не цер­ков­но­при­ход­ских, я на­влек на се­бя уже непри­язнь со сто­ро­ны епар­хи­аль­ной вла­сти. А моя борь­ба с ка­ба­ка­ми и пив­ны­ми, борь­ба с ку­ла­ка­ми и их при­спеш­ни­ка­ми, воз­бу­ди­ли про­тив ме­ня с их сто­ро­ны уже от­кры­тую зло­бу, мне гро­зи­ли да­же убий­ством. Но я про­дол­жал свою де­я­тель­ность в при­хо­де и да­же ре­шил­ся пе­ре­не­сти эту борь­бу с неду­га­ми де­рев­ни за пре­де­лы при­хо­да. Для боль­ше­го успе­ха в борь­бе с ве­ли­ким со­ци­аль­ным злом – пьян­ством на­род­ным – мной в 1897 го­ду бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но Вла­сьев­ское Об­ще­ство трез­во­сти, ко­то­рое ши­ро­ко по­том раз­ви­ло свою де­я­тель­ность, от­кры­вая свои от­де­ле­ния в гу­бер­нии, устра­и­вая де­ше­вые сто­ло­вые, чай­ные, при них биб­лио­те­ки и чи­таль­ни, устра­и­вая при них му­зы­каль­ные ве­че­ра, кон­цер­ты, спек­так­ли, чте­ния с кар­ти­на­ми, ел­ки, ки­но и дру­гие ра­зум­ные раз­вле­че­ния для на­ро­да, в це­лях от­вле­че­ния его от пьян­ства, при­чем биб­лио­те­ки и чи­таль­ни ни­ко­гда не но­си­ли уз­ко­го, од­но­сто­рон­не­го ха­рак­те­ра. В биб­лио­те­ки и чи­таль­ни вы­пи­сы­ва­лись не толь­ко ду­хов­ные или спе­ци­аль­ные о пьян­стве кни­ги и жур­на­лы, но и во­об­ще ли­те­ра­ту­ра в ши­ро­ком смыс­ле это­го сло­ва…
В 1901 го­ду мной был устро­ен при­ют для ал­ко­го­ли­ков с ма­стер­ски­ми: сто­ляр­ной, шор­ной, са­пож­ной, пе­ре­плет­ной, швей­ной, куз­неч­ной и сель­ским хо­зяй­ством для тех из ал­ко­го­ли­ков, ко­то­рые не зна­ли ни­ка­ко­го ре­мес­ла, при этом в при­ют я от­дал… и свой скот, и сель­ско­хо­зяй­ствен­ный ин­вен­тарь. В при­юте про­жи­ва­ло од­новре­мен­но до со­ро­ка се­ми че­ло­век, ра­бо­та в ма­стер­ских бы­ла сдель­ная, па­ци­ен­ты при­ю­та по­лу­ча­ли го­то­вый стол, одеж­ду, обувь, а осталь­ной за­ра­бо­ток вы­да­вал­ся им при вы­хо­де из при­ю­та. Цель при­ю­та бы­ла дать воз­мож­ность осла­бев­шим, опу­стив­шим­ся лю­дям вы­дер­жать се­бя, осво­бо­дить­ся от сво­е­го неду­га, под­нять­ся на но­ги и на­чать но­вую жизнь. При­ют су­ще­ство­вал пять лет. Сколь­ко непри­ят­но­стей, тре­вог и за­бот до­ста­ви­ли мне эти ал­ко­го­ли­ки, этот при­ют…
В 1907 го­ду мной был от­крыт при­ют для бес­при­зор­ных де­тей, де­тей, по­ки­ну­тых сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми, де­тей ал­ко­го­ли­ков, де­тей с ули­цы. В при­юте де­тей бы­ло до трид­ца­ти се­ми че­ло­век, в воз­расте от пя­ти до две­на­дца­ти лет. Для де­тей бы­ла от­кры­та осо­бая шко­ла, неко­то­рые ма­стер­ские и ве­лось сель­ское хо­зяй­ство. По­жар в при­юте осе­нью 1909 го­да, ис­тре­бив­ший два са­рая с за­па­са­ми хле­ба и се­на, и от­сут­ствие средств при­ну­ди­ли в 1910 или в 1911 го­ду при­ют за­крыть.
В сво­ей де­я­тель­но­сти в де­ревне я ста­рал­ся под­нять ее эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние и вся­че­ски спо­соб­ство­вать улуч­ше­нию сель­ско­го хо­зяй­ства в кре­стьян­стве, и в этих ви­дах я устра­и­вал чте­ния для на­ро­да… бе­се­ды по сель­ско­му хо­зяй­ству, убеж­дал кре­стьян вво­дить тра­во­се­я­ние; да­же для об­ще­ства де­рев­ни Па­сын­ко­во, ко­гда бы­ло труд­но до­бить­ся еди­но­гла­сия на за­сев по­ля кле­ве­ром под пред­ло­гом от­сут­ствия средств, я при­об­рел кле­вер в долг под свою лич­ную от­вет­ствен­ность и по­ля за­се­ял кле­ве­ром. Граж­дане по­том оце­ни­ли всю поль­зу тра­во­се­я­ния, и по­след­нее ста­ло быст­ро рас­про­стра­нять­ся и по дру­гим се­ле­ни­ям; так­же убеж­дал кре­стьян при­об­ре­тать сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ору­дия и ма­ши­ны, раз­ви­вать са­до­вод­ство. Для бо­лее успеш­но­го до­сти­же­ния этих це­лей по мо­ей ини­ци­а­ти­ве бы­ло от­кры­то Вла­сьев­ское Кре­дит­ное то­ва­ри­ще­ство, ко­то­рое по­том охва­ти­ло 33 се­ле­ния с ко­ли­че­ством 800 с лиш­ком чле­нов; то­ва­ри­ще­ство под мо­им пред­се­да­тель­ством ра­бо­та­ло 11 лет; оно снаб­жа­ло бед­ня­ков день­га­ми, при­об­ре­та­ло для кре­стьян луч­шие се­ме­на ржи, ов­са, льна, при­об­ре­та­ло сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ору­дия, вы­пи­сы­ва­ло из раз­ных пи­том­ни­ков яб­ло­ни и дру­гой по­са­доч­ный ма­те­ри­ал и все это рас­про­стра­ня­ло сре­ди на­се­ле­ния по сво­ей цене. При­чем мной без­воз­мезд­но вы­пол­ня­лась боль­шая часть этой ра­бо­ты и бес­плат­но предо­став­ля­лось то­ва­ри­ще­ству и по­ме­ще­ние, и отоп­ле­ние, и осве­ще­ние.
В 1914 го­ду по мо­ей ини­ци­а­ти­ве и при мо­ем непо­сред­ствен­ном уча­стии (я был при по­строй­ке и вы­ра­бот­ке кир­пи­ча и ра­бо­чим, и ин­же­не­ром, и ма­сте­ром) был для то­ва­ри­ще­ства вы­стро­ен бе­тон­ный дом 25х25 ар­шин, ко­то­рый су­ще­ству­ет и по­ныне. Об­щие со­бра­ния за та­кую мою са­мо­от­вер­жен­ную ра­бо­ту в то­ва­ри­ще­стве не раз про­то­коль­но вы­ра­жа­ли мне бла­го­дар­ность. Я был так­же и пер­вым про­вод­ни­ком ко­опе­ра­тив­ной идеи в окру­ге. Мест­ные об­ще­ства по­тре­би­те­лей от­кры­ва­лись по мо­ей ини­ци­а­ти­ве и ра­бо­та­ли при мо­ем уча­стии.
Вот вкрат­це моя жизнь и де­я­тель­ность в при­хо­де. По­нят­но, что та­кая моя об­ще­ствен­ная де­я­тель­ность не мог­ла встре­тить со­чув­ствие со сто­ро­ны то­гдаш­не­го граж­дан­ско­го на­чаль­ства. Я счи­тал­ся в его гла­зах небла­го­на­деж­ным, и моя де­я­тель­ность бы­ла взя­та под по­до­зре­ние. Вот по­че­му, ко­гда бы­ли вы­бо­ры в 3-ю Го­судар­ствен­ную Ду­му от ду­хо­вен­ства и моя кан­ди­да­ту­ра на уезд­ном съез­де про­шла боль­шин­ством го­ло­сов, я по тре­бо­ва­нию быв­ше­го гу­бер­на­то­ра Бюн­тин­га, пе­ре­дан­но­го мне через ар­хи­епи­ско­па Ан­то­ния (Кор­жа­ви­на. – И. Д.), «как че­ло­век небла­го­на­деж­ный», вы­нуж­ден был снять свою кан­ди­да­ту­ру. По рас­по­ря­же­нию епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства я со­сто­ял чле­ном уезд­но­го и гу­берн­ско­го по­пе­чи­тельств на­род­ной трез­во­сти, но моя прав­ди­вая речь на од­ном из за­се­да­ний по­пе­чи­тель­ства, в при­сут­ствии гу­бер­на­то­ра, о том, что пра­ви­тель­ство в борь­бе с пьян­ством не вполне ис­кренне, что те ме­ры, ко­то­рые вы­дви­га­ют­ся пра­ви­тель­ством в этой борь­бе в ви­де учре­жде­ний по­пе­чи­тельств, яв­ля­ют­ся лишь жал­ким пал­ли­а­ти­вом, шир­мой и це­лей не до­сти­га­ют, что пра­ви­тель­ство слиш­ком сла­бо бо­рет­ся с шин­кар­ством и не по­мо­га­ет по­чти нам, от­дель­ным бор­цам, что я ис­пы­тал на сво­ем опы­те… на­влек­ла на ме­ня гнев гу­бер­на­то­ра, и я был немед­лен­но уво­лен от чле­нов уезд­но­го и гу­берн­ско­го по­пе­чи­тельств о на­род­ной трез­во­сти, а из­да­ва­е­мый мной про­ти­во­ал­ко­голь­ный жур­нал, вы­пи­сы­ва­е­мый до то­го для чай­ных и чи­та­лен по­пе­чи­тельств по гу­бер­нии, был изъ­ят из биб­лио­тек и за­пре­щен для вы­пис­ки. В 1912 го­ду в ап­ре­ле за ста­тьи про­тив ка­зен­ной про­да­жи пи­тий, про­тив мо­но­по­лий и дру­гие ста­тьи в жур­на­ле я был вы­зван гу­бер­на­то­ром и мне при­гро­зи­ли вы­сыл­кой из гу­бер­нии и за­кры­ти­ем жур­на­ла, и толь­ко за­ступ­ни­че­ство то­гдаш­не­го ар­хи­епи­ско­па Ан­то­ния, це­нив­ше­го мою де­я­тель­ность по борь­бе с пьян­ством, спас­ло ме­ня от вы­сыл­ки, а жур­нал от его за­кры­тия. По пред­ло­же­нию ар­хи­епи­ско­па в ви­де ком­про­мис­са над жур­на­лом бы­ла учре­жде­на неглас­ная цен­зу­ра, и цен­зо­ром был на­зна­чен быв­ший ин­спек­тор се­ми­на­рии… ко­то­ро­му с тех пор пред­ва­ри­тель­но, до пе­ча­ти, и пред­став­лял­ся жур­нал для про­смот­ра…»
Для епар­хи­аль­но­го на­чаль­ства цер­ков­ная де­я­тель­ность, ко­то­рую вел свя­щен­ник, ви­де­лась на­столь­ко зна­чи­тель­ной, что от­чет о ней вклю­чал­ся в от­чет о епар­хи­аль­ной де­я­тель­но­сти пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом, а све­де­ния о де­я­тель­но­сти от­ца Ни­ко­лая пе­ча­та­лись в «Твер­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях» для ду­хо­вен­ства епар­хии, чтобы вдох­но­вить и дру­гих свя­щен­ни­ков на пас­тыр­ский по­двиг слу­же­ния на­ро­ду.
Бла­го­чин­ный в от­че­те на имя ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го и Ка­шин­ско­го Ди­мит­рия (Сам­би­ки­на) в 1903 го­ду пи­сал: «Вла­сьев­ское Об­ще­ство трез­вен­ни­ков про­дол­жа­ет свою де­я­тель­ность, при­вле­кая все боль­шее и боль­шее чис­ло чле­нов, ко­то­рых воз­рос­ло свы­ше 10 000. При чай­ной это­го Об­ще­ства, в до­ме Жу­ко­вых, в ка­ну­ны дней вос­крес­ных и празд­нич­ных со­вер­ша­ют­ся все­нощ­ные бде­ния пред­се­да­те­лем Об­ще­ства свя­щен­ни­ком се­ла Вла­сье­ва Ни­ко­ла­ем Ле­бе­де­вым; им же или под его на­блю­де­ни­ем ве­дут­ся бе­се­ды ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния; чи­та­ют­ся кни­ги та­ко­го же со­дер­жа­ния, ил­лю­стри­ру­е­мые неред­ко све­то­вы­ми кар­ти­на­ми. В на­сто­я­щее вре­мя это Об­ще­ство, по­лу­чив от Твер­ско­го гу­берн­ско­го по­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти 4000 руб­лей, устро­и­ло при­ют для ал­ко­го­ли­ков, в ко­то­ром за­ни­ма­ют­ся раз­ны­ми ма­стер­ства­ми дав­шие обет трез­во­сти. Этот при­ют освя­щен Ва­шим Вы­со­ко­прео­свя­щен­ством 22 ок­тяб­ря 1902 го­да, и с это­го дня на­чат при­ем и за­ня­тия трез­вен­ни­ков…»
В от­че­те за 1904 год о со­сто­я­нии епар­хии го­во­ри­лось: «Кро­ме при­ход­ских по­пе­чи­тельств и братств су­ще­ству­ет 8 об­ществ трез­во­сти, из ко­их осо­бен­ной пло­до­твор­ной де­я­тель­но­стью от­ли­ча­ет­ся Вла­сьев­ское Об­ще­ство в Твер­ском уез­де. При этом Об­ще­стве су­ще­ству­ет 6 от­де­ле­ний, от­кры­тых вслед­ствие хо­да­тай­ства пред прав­ле­ни­ем Об­ще­ства мест­ных свя­щен­ни­ков и мест­но­го на­се­ле­ния, а имен­но: в се­ле Ба­кла­но­ве Ка­шин­ско­го уез­да, в се­ле Вы­со­ком то­го же уез­да, в се­ле Ло­кот­цах Но­во­торж­ско­го уез­да и в се­ле Бе­лом Бе­жец­ко­го уез­да. Чис­ло чле­нов Вла­сьев­ско­го Об­ще­ства в от­чет­ном го­ду пре­вы­си­ло 17 000 че­ло­век…»
В 1906 го­ду свя­щен­ник Ни­ко­лай Ле­бе­дев был на­граж­ден ка­ми­лав­кой.
Во вре­мя ре­во­лю­ци­он­ных бес­по­ряд­ков в 1905 го­ду отец Ни­ко­лай не оста­вил свою паст­ву на рас­хи­ще­ние злым вол­кам – со­ци­а­ли­стам и ре­во­лю­ци­о­не­рам, но, узнав, что 25 но­яб­ря в се­ле Эм­маус, рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от Вла­сье­ва, со­сто­ит­ся ми­тинг, на ко­то­ром со­би­ра­лись при­сут­ство­вать при­хо­жане Ка­зан­ско­го хра­ма, от­пра­вил­ся ту­да. Вот как он опи­сы­ва­ет эти со­бы­тия в по­ка­за­ни­ях, дан­ных по­ли­цей­ско­му при­ста­ву:

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-lebedev-presviter

☦️
Исповедница Мария Корепова.
Корепова Мария Андреевна родилась в крестьянской семье 9 августа 1877 г. в д. Маурино Вологодская губ. До 1919 г., не выходя замуж, жила в родной деревне вместе с родителями.
С 1919 г. по 1927 г. — монахиня Спасо-Преображенского Севастьяновского Сохотского женского монастыря (Пошехонский уезд Ярославской губ.). Подвизалась в монастыре до его закрытия. Вероятно, Мария — ее монашеское имя данное ей при постриге.
После закрытия монастыря она была вынуждена переехать на жительство в г. Пошехонье-Володарск и поселилась там вместе с другими изгнанными монахинями. Сначала м. Мария работала по найму батрачкой, а незадолго до ареста ей удалось устроиться санитаркой в больницу.
Арестована 15 августа 1936 г. Мать Марию обвинили как участницу группы «тихоновской» ориентации, в контрреволюционной агитации, распускании слухов о голоде, клевете на советскую власть. На всех допросах мать Мария вела себя самоотверженно и твердо, категорически отрицая участие в антигосударственной деятельности и не оговорив никого из заключенных вместе с ней. Осуждена 15 августа 1937 г. тройкой при УНКВД по Ярославской обл. на 5 лет ИТЛ. Наказание отбывала в Севвостоклаге (Дальневосточный край, бухта Нагаево) с 27 октября 1937 г. по 18 мая 1942 г. По окончании срока заключения матушка была освобождена из лагеря.
В справке 1949 г. Пошехонско-Володарского РО МГБ она значится умершей. Точная дата ее смерти и место захоронения неизвестны.

☦️
Икона Богородицы Донская.
Дон­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла на­пи­са­на Фе­о­фа­ном Гре­ком. В день Ку­ли­ков­ской бит­вы (8 сен­тяб­ря 1380 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы) ико­на на­хо­ди­лась сре­ди рус­ско­го вой­ска, по­да­вая ему по­мощь, а по­сле по­бе­ды бы­ла пе­ре­да­на дон­ски­ми ка­за­ка­ми в дар ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му (1363–1389), ко­то­рый пе­ре­нес ее в Моск­ву. Ико­на на­хо­ди­лась сна­ча­ла в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ском (ныне ико­на в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее). В па­мять по­бе­ды на бе­ре­гах До­на она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Дон­ской.
В 1591 го­ду крым­ский ца­ре­вич Ну­ра­дин и его брат Му­рат-Ги­рей с мно­го­чис­лен­ным вой­ском вторг­лись в Рос­сию, и, под­сту­пив к Москве, рас­по­ло­жи­лись на Во­ро­бье­вых го­рах. Для ограж­де­ния от вра­гов во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В день бит­вы она на­хо­ди­лась в по­ход­ной церк­ви сре­ди во­ин­ских ря­дов и об­ра­ти­ла та­тар в бег­ство. В бла­го­дар­ность Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за Ее ми­лость, яв­лен­ную через Дон­скую ико­ну, в 1592 го­ду на том ме­сте, где она сто­я­ла сре­ди во­и­нов, был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на и уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­не­ство 19 ав­гу­ста. По уста­но­вив­шей­ся тра­ди­ции в ма­лом со­бо­ре в честь Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри раз в 4 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си со­вер­ша­ет чин ва­ре­ния свя­то­го ми­ра.

В на­сто­я­щий день в оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой Дон­скою и на­хо­дя­щей­ся близ цар­ству­ю­ще­го го­ро­да Моск­вы, со­вер­ша­ет­ся празд­ник Пре­чи­стой Де­ве Бо­го­ро­ди­це в честь по­чи­та­е­мой чу­до­твор­ной ико­ны Ее.
Об этой иконе по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.
Ко­гда бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вою сра­жал­ся с нече­сти­вым та­тар­ским ха­ном Ма­ма­ем, то там в рус­ских вой­сках бы­ла и сия пре­чест­ная и чу­до­твор­ная ико­на. Она бы­ла при­не­се­на дон­ским вой­ском ве­ли­ко­му кня­зю в дар и в по­мощь про­тив вра­гов. По мо­лит­вам Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри бла­го­дат­ною Ее си­лою, ис­хо­дя­щею от чу­до­твор­ной ико­ны, та­та­ры бы­ли по­беж­де­ны. Тор­же­ствен­но празд­нуя вме­сте с вой­ском сво­им по­бе­ду, ве­ли­кий князь воз­вра­тил­ся в пре­столь­ный го­род свой Моск­ву и при­нес с со­бою чест­ную ико­ну, на­зван­ною Дон­скою по слу­чаю быв­шей за До­ном по­бе­ды над та­та­ра­ми.
Об оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой от Дон­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Дон­скою, су­ще­ству­ет та­кой рас­сказ. В цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Крым­ская ор­да сде­ла­ла вне­зап­ный на­бег на вла­де­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, и та­тар­ский хан Му­рат Ги­рей под­сту­пил к са­мо­му пре­столь­но­му го­ро­ду Москве. То­гда бла­го­вер­ный царь вы­шел с сво­им вой­ском про­тив та­тар и рас­по­ло­жил­ся ста­ном на том са­мом ме­сте, где на­хо­дит­ся те­перь оби­тель. Сю­да же в свой во­ин­ский стан он взял и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­не­сен­ную с До­на. При по­мо­щи Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри он одер­жал по­бе­ду над та­тар­ски­ми вой­ска­ми и про­гнал их. Воз­да­вая Бо­го­ма­те­ри бла­го­да­ре­ние за по­бе­ду, он по­ве­лел на этом ме­сте по­стро­ить ка­мен­ный храм и по­ста­вить в нем упо­мя­ну­тую ико­ну. С то­го вре­ме­ни оби­тель и ста­ла на­зы­вать­ся Дон­скою. В этот день из ве­ли­ко­го со­бор­но­го хра­ма го­ро­да Моск­вы в оби­тель при­хо­дит всё свя­щен­ное со­сло­вие с чест­ны­ми кре­ста­ми и ико­на­ми и со­вер­ша­ет тор­же­ствен­ное празд­не­ство в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-donskaja


Жития
Писание