⏳ 2022.08.26 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 11я по Пятидесятнице (глас 1й)
• пятница (воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
26 августа (13 августа)
• (Успенский пост)
• (отдание праздника Преображения Господня)
• мчч. Ипполи́та, Ирине́я, Аву́ндия, мц. Конко́рдии (258)
• преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника 📚
• обре́тение мощей блж. Максима Московского (ок. 1547)
• преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Тихона Воронежского, Задонского 📚
• сщмчч. Иоанна (Шишева), Иоаса́фа (Панова), Константина (Попова) (1918)
• сщмчч. Серафима (Звездинского) Дмитровского 📚, Николая (Орлова), Иакова (Архипова), Алексия (Введенского) (1937)
• мч. Василия Александрина (1942)
• икон Божией Матери: Минская (1500), «Страстна́я» (1641), «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) (1830)


☦️
Мученики Ипполи́т, Ирине́й, Аву́ндий и мученица Конко́рдия.
Му­че­ник Ип­по­лит был на­чаль­ни­ком и смот­ри­те­лем тю­рем в Ри­ме при Де­кии и Ва­ле­ри­ане (249–259). Об­ра­щен­ный ко Хри­сту му­че­ни­ком Лав­рен­ти­ем (па­мять 10 ав­гу­ста), он по­греб его те­ло.
Об этом до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый за­дер­жал свя­то­го Ип­по­ли­та и, сме­ясь, спро­сил: «Или ты то­же сде­лал­ся ча­ро­де­ем, что украл те­ло Лав­рен­тия?» Свя­той ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Его ста­ли же­сто­ко бить пал­ка­ми. В от­вет слы­ша­лись лишь по­вто­ря­ю­щи­е­ся сло­ва: «Я хри­сти­а­нин». Им­пе­ра­тор ве­лел одеть свя­то­го Ип­по­ли­та в во­ин­ские одеж­ды и ска­зал: «Вспом­ни свое зва­ние и будь на­шим дру­гом, при­не­си жерт­ву бо­гам вме­сте с на­ми, как преж­де». Но му­че­ник от­ве­чал: «Я во­ин Хри­ста, Спа­си­те­ля мо­е­го, и же­лаю за Него уме­реть». То­гда у него бы­ло ото­бра­но все име­ние, его кор­ми­ли­цу, му­че­ни­цу Кон­кор­дию, за­би­ли оло­вян­ны­ми пру­тья­ми, всем до­маш­ним от­сек­ли го­ло­вы на гла­зах у свя­то­го Ип­по­ли­та, а са­мо­го при­вя­за­ли к ди­ким ко­ням, ко­то­рые вла­чи­ли его по кам­ням до смер­ти. Это про­изо­шло 13 ав­гу­ста 258 го­да, на тре­тий день по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ар­хи­ди­а­ко­на Лав­рен­тия, как он об этом пред­ска­зал свя­то­му Ип­по­ли­ту.
Но­чью пре­сви­тер Иустин тай­но пре­дал всех му­че­ни­ков по­гре­бе­нию на ме­сте каз­ни. Те­ло же свя­той Кон­кор­дии бы­ло бро­ше­но в Ри­ме в нечи­стое ме­сто. Через неко­то­рое вре­мя двое хри­сти­ан, му­че­ни­ки Ири­ней и Авун­дий, узна­ли от од­но­го во­и­на, где бы­ло бро­ше­но те­ло му­че­ни­цы, и по­хо­ро­ни­ли ря­дом со свя­тым Ип­по­ли­том. За это их 26 ав­гу­ста уто­пи­ли так же, как му­че­ни­цу. Хри­сти­ане но­чью до­ста­ли те­ла му­че­ни­ков и по­хо­ро­ни­ли при мо­щах свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Лав­рен­тия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/668

☦️
Преподобный Максим Исповедник.
Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 го­да и вы­рос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. В юно­сти он по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку, был на­чи­тан в древ­них ав­то­рах и в со­вер­шен­стве вла­дел бо­го­слов­ской диа­лек­ти­кой. Ко­гда пре­по­доб­ный Мак­сим по­сту­пил на го­судар­ствен­ную служ­бу, зна­ния и доб­ро­со­вест­ность поз­во­ли­ли ему стать пер­вым сек­ре­та­рем им­пе­ра­то­ра Ирак­лия (611–641). Но при­двор­ная жизнь тя­го­ти­ла его, и он уда­лил­ся в Хри­со­поль­скую оби­тель (на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу Бос­фо­ра – ныне Ску­та­ри), где при­нял ино­че­ский по­стриг. Сво­им сми­рен­но­муд­ри­ем он вско­ре при­об­рел лю­бовь бра­тии и был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря, но и в этом сане по сво­ей необык­но­вен­ной скром­но­сти он, по соб­ствен­ным его сло­вам, «оста­вал­ся про­стым мо­на­хом». В 633 го­ду по прось­бе од­но­го бо­го­сло­ва, бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Со­фро­ния (па­мять 11 мар­та), пре­по­доб­ный Мак­сим оста­вил оби­тель и уехал в Алек­сан­дрию.
Свя­той Со­фро­ний стал из­ве­стен к то­му вре­ме­ни как непри­ми­ри­мый про­тив­ник мо­но­фе­лит­ской ере­си. По­сле то­го, как IV Все­лен­ский Со­бор (451 г.) осу­дил мо­но­фи­зи­тов, ис­по­ве­до­вав­ших од­ну (Бо­же­ствен­ную) при­ро­ду в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, ере­ти­ка­ми-мо­но­фе­ли­та­ми бы­ло вве­де­но по­ня­тие еди­ной Бо­же­ствен­ной во­ли и еди­но­го (Бо­же­ствен­но­го) дей­ство­ва­ния, что при­во­ди­ло к при­зна­нию от­верг­ну­то­го мо­но­фи­зит­ско­го лже­уче­ния. Мо­но­фе­лит­ство на­шло мно­го­чис­лен­ных сто­рон­ни­ков в Ар­ме­нии, Си­рии, Егип­те. Ересь, уси­ли­ва­е­мая на­цио­наль­ной враж­дой, ста­ла се­рьез­ной угро­зой цер­ков­но­му един­ству Во­сто­ка. Борь­ба Пра­во­сла­вия с ере­ся­ми осо­бен­но ослож­ни­лась тем, что к 630 го­ду три пат­ри­ар­ших пре­сто­ла на пра­во­слав­ном Во­сто­ке ока­за­лись за­ня­ты­ми мо­но­фи­зи­та­ми: Кон­стан­ти­но­поль­ский – Сер­ги­ем, Ан­тио­хий­ский – Афа­на­си­ем, Алек­сан­дрий­ский – Ки­ром.
Путь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма из Кон­стан­ти­но­по­ля в Алек­сан­дрию ле­жал через Крит, где и на­ча­лась его про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Там он столк­нул­ся с епи­ско­па­том, при­дер­жи­вав­шим­ся ере­ти­че­ских взгля­дов Се­ве­ра и Несто­рия. В Алек­сан­дрии и ее окрест­но­стях пре­по­доб­ный про­вел око­ло 6 лет. В 638 го­ду им­пе­ра­тор Ирак­лий вме­сте с пат­ри­ар­хом Сер­ги­ем, стре­мясь умень­шить ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия, из­дал указ, так на­зы­ва­е­мый «Эк­фе­сис» – «Из­ло­же­ние ве­ры», ко­то­рый окон­ча­тель­но по­веле­вал ис­по­ве­до­вать уче­ние об од­ной во­ле при двух при­ро­дах Спа­си­те­ля. За­щи­щая пра­во­сла­вие, пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­щал­ся к лю­дям раз­лич­ных зва­ний и со­сло­вий, и бе­се­ды эти име­ли успех. «Не толь­ко клир и все епи­ско­пы, но и на­род, и все мир­ские на­чаль­ни­ки ощу­ща­ли в се­бе ка­кое-то неодо­ли­мое вле­че­ние к нему», – сви­де­тель­ству­ет его жи­тие.
В кон­це 638 го­да умер пат­ри­арх Сер­гий, а в 641 го­ду – им­пе­ра­тор Ирак­лий. Им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял же­сто­кий и гру­бый Кон­станс II (642–668), от­кро­вен­ный сто­рон­ник мо­но­фе­ли­тов. Уси­ли­лись на­пад­ки ере­ти­ков на пра­во­сла­вие. Пре­по­доб­ный Мак­сим ушел в Кар­фа­ген и про­по­ве­до­вал в нем и окрест­но­стях еще 5 лет. Ко­гда ту­да при­был пре­ем­ник пат­ри­ар­ха Сер­гия пат­ри­арх Пирр, по­ки­нув­ший Кон­стан­ти­но­поль из-за при­двор­ных ин­триг, по убеж­де­ни­ям мо­но­фе­лит, меж­ду ним и пре­по­доб­ным Мак­си­мом в июне 645 го­да про­изо­шел от­кры­тый дис­пут, на ко­то­ром Пирр все­на­род­но при­знал свои за­блуж­де­ния и по­же­лал да­же вру­чить па­пе Фе­о­до­ру пись­мен­ное от­ре­че­ние от них. Пре­по­доб­ный Мак­сим вме­сте с Пир­ром от­пра­ви­лись в Рим, где па­па Фе­о­дор при­нял по­ка­я­ние быв­ше­го пат­ри­ар­ха и вос­ста­но­вил его в сане.
В 647 го­ду пре­по­доб­ный Мак­сим вер­нул­ся в Аф­ри­ку. Там на со­бо­рах епи­ско­пов мо­но­фе­лит­ство осуж­да­лось как ересь. В 648 г. вме­сто «Эк­фе­си­са» вы­шел но­вый указ, со­став­лен­ный по по­ру­че­нию Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Пав­лом – «Ти­пос» – «Об­ра­зец ве­ры», ко­то­рый за­пре­щал вся­кие рас­суж­де­ния рав­но как об од­ной во­ле, так и о двух во­лях при при­зна­нии двух при­род Гос­по­да Иису­са Хри­ста. То­гда пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­тил­ся к сме­нив­ше­му па­пу Фе­о­до­ра рим­ско­му па­пе Мар­ти­ну I (649–654) с прось­бой вы­не­сти во­прос о мо­но­фе­лит­стве на со­бор­ное об­суж­де­ние всей Церк­ви. В ок­тяб­ре 649 го­да был со­бран Ла­те­ран­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 150 за­пад­ных епи­ско­пов и 37 пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­но­го Во­сто­ка, сре­ди ко­то­рых на­хо­дил­ся и пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник. Со­бор осу­дил мо­но­фе­лит­ство, а его за­щит­ни­ки, Кон­стан­ти­но­поль­ские пат­ри­ар­хи Сер­гий, Па­вел и Пирр, бы­ли пре­да­ны ана­фе­ме.
Ко­гда Кон­станс II по­лу­чил опре­де­ле­ние Со­бо­ра, он при­ка­зал схва­тить и па­пу Мар­ти­на, и пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Этот при­каз был вы­пол­нен через пять лет, в 654 го­ду. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма об­ви­ни­ли в из­мене оте­че­ству и за­клю­чи­ли в тюрь­му. В 656 го­ду он был со­слан во Фра­кию, а за­тем сно­ва при­ве­зен в кон­стан­ти­но­поль­скую тюрь­му. Пре­по­доб­но­го вме­сте с дву­мя его уче­ни­ка­ми под­верг­ли же­сто­чай­шим пыт­кам: каж­до­му от­ре­за­ли язык и усек­ли пра­вую ру­ку. За­тем их со­сла­ли в Кол­хи­ду. Но тут Гос­подь явил неиз­ре­чен­ное чу­до: все они об­ре­ли спо­соб­ность го­во­рить и пи­сать. Пре­по­доб­ный Мак­сим пред­ска­зал свою кон­чи­ну († 13 ав­гу­ста 662 го­да). В гре­че­ских про­ло­гах 13 ав­гу­ста ука­зы­ва­ет­ся пе­ре­не­се­ние его мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль; оно мог­ло быть при­уро­че­но к кон­чине пре­по­доб­но­го. Воз­мож­но, что уста­нов­ле­ние па­мя­ти на 21 ян­ва­ря свя­за­но с тем, что 13 ав­гу­ста празд­ну­ет­ся от­да­ние празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Мак­си­ма но­ча­ми воз­жи­га­лись три чу­дес­но яв­лен­ных све­тиль­ни­ка и со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний.
Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник оста­вил Церк­ви боль­шое бо­го­слов­ское на­сле­дие. Его эк­зе­ге­ти­че­ские тру­ды со­дер­жат объ­яс­не­ния труд­ных мест из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тол­ко­ва­ния мо­лит­вы Гос­под­ней и 59-го псал­ма, схо­лии к со­чи­не­ни­ям свя­щен­но­му­че­ни­ка Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та († 96; па­мять 3 ок­тяб­ря) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва († 389, па­мять 25 ян­ва­ря). К эк­зе­ге­ти­ке от­но­сит­ся так­же объ­яс­не­ние бо­го­слу­же­ния, оза­глав­лен­ное «Ми­с­та­го­гия» («Вве­де­ние о та­ин­стве»).
К дог­ма­ти­че­ским тру­дам пре­по­доб­но­го от­но­сят­ся: из­ло­же­ние его дис­пу­та с Пир­ром, несколь­ко трак­та­тов и пись­ма к раз­ным ли­цам. В них со­дер­жит­ся из­ло­же­ние пра­во­слав­но­го уче­ния о Бо­же­ствен­ной сущ­но­сти и ипо­ста­си, о Бо­го­во­пло­ще­нии и об обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.
«Ни­что в обо­же­нии не есть про­из­ве­де­ние при­ро­ды, – пи­сал пре­по­доб­ный Мак­сим в пись­ме к сво­е­му дру­гу Фа­лас­сию, – ибо при­ро­да не мо­жет по­нять Бо­га. Един­ствен­но лишь ми­лость Бо­жья об­ла­да­ет спо­соб­но­стью да­вать обо­же­ние су­ще­ствам… Че­ло­век (об­раз Бо­жий) в обо­же­нии упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, он ра­ду­ет­ся изоби­лию все­го, что при­над­ле­жит ему по при­ро­де, по­то­му что бла­го­дать Ду­ха тор­же­ству­ет в нем и по­то­му что Бог дей­ству­ет в нем» (пись­мо 22). Пре­по­доб­но­му Мак­си­му при­над­ле­жат и ан­тро­по­ло­ги­че­ские тру­ды. Он рас­смат­ри­ва­ет при­ро­ду ду­ши и ее со­зна­тель­но-лич­ное су­ще­ство­ва­ние по­сле смер­ти че­ло­ве­ка. Сре­ди нрав­ствен­ных со­чи­не­ний осо­бен­но важ­ны «Гла­вы о люб­ви». Пре­по­доб­ный Мак­сим на­пи­сал так­же три гим­на в луч­ших тра­ди­ци­ях цер­ков­ной гим­но­гра­фии, ве­ду­щих на­ча­ло от свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.
Бо­го­сло­вие пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, ос­но­ван­ное на ду­хов­ном опыт­ном зна­нии ве­ли­ких от­цов-пу­стын­ни­ков, ис­поль­зу­ю­щее ис­кус­ство диа­лек­ти­ки, вы­ра­бо­тан­ное до­хри­сти­ан­ской фило­со­фи­ей, бы­ло про­дол­же­но и раз­ви­то в тру­дах пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва († 1021; па­мять 12 мар­та) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы († ок. 1360; па­мять 14 но­яб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/70

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/
Вопросоответы к Фалассию
• Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория)
• Послание к Фоме
• Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1–30
• Вопросы и недоумения
• Амбигва 37. Письмо шестое
• О различных трудных местах (апориях) [18, .., 101]
• О различных трудных местах (апориях) [103]
• О различных трудных местах (апориях) [23, .., 154]
• Толкование на 59 псалом
• Толкование на молитву Господню
• Беседа о покаянии
• Десять глав о добродетели и пороке
• Слово о душе
• Слово о подвижнической жизни
• Толкование на молитву Господню
• Толкования прп. Максима Исповедника к труду Дионисия Ареопагита
• Три вида справедливости, или справедливость и суд
Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия
• Четыре сотни глав о любви
• Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
• Различные богословские и домостроительные главы
• Схолии к труду Дионисия Ареопагита
Мистагогия
• Пасхалистический трактат
• Диспут в Визии
• Диспут с Пирром
• Письма
• Письмо к монаху Анастасию, его ученику
• К Феопемпту схоластику
• Послание к Иоанну Кубикуларию о любви
• Послание о существе и ипостаси
• Гимны

☦️
Блаженный Максим Московский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Мак­сим, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, жил в Москве. О его ро­ди­те­лях, вре­ме­ни и ме­сте рож­де­ния ни­че­го неиз­вест­но. Свя­той Мак­сим из­брал один из са­мых труд­ных и тер­ни­стых пу­тей ко спа­се­нию, доб­ро­воль­но, Хри­ста ра­ди при­няв на се­бя ли­чи­ну юро­ди­во­го. Ле­том и зи­мой Мак­сим хо­дил по­чти на­гим, пе­ре­но­ся с мо­лит­вой и зной, и хо­лод. «Хоть лю­та зи­ма, но сла­док рай», – го­во­рил он, по­учая всех тер­пе­нию и пе­ре­не­се­нию жи­тей­ских невзгод.
Русь очень лю­би­ла сво­их юро­ди­вых, це­ни­ла их глу­бо­чай­шее сми­ре­ние, вни­ма­ла их муд­ро­сти, вы­ска­зан­ной до­ход­чи­во и об­раз­но на­род­ным язы­ком по­сло­виц. И слу­ша­ли юро­ди­вых все: от ве­ли­ких кня­зей до по­следне­го бед­ня­ка.
Бла­жен­ный Мак­сим жил в тя­же­лые для рус­ско­го на­ро­да вре­ме­на. Та­тар­ские на­бе­ги, за­су­ха, эпи­де­мии раз­оря­ли и гу­би­ли лю­дей. Свя­той го­во­рил обез­до­лен­ным: «Не все по шер­сти, ино и на­про­тив… за де­ло по­бьют, по­ви­нись да по­ни­же по­кло­нись; не плачь би­тый, плачь неби­тый; от­тер­пим­ся, и мы лю­ди бу­дем; ис­под­воль и сы­рые дро­ва за­го­ра­ют­ся; за тер­пе­ние даст Бог спа­се­ние». Но не толь­ко сло­ва уте­ше­ния го­во­рил свя­той. Его гнев­ных об­ли­че­ний стра­ши­лись силь­ные ми­ра се­го: куп­цы и мос­ков­ская знать. Бла­жен­ный Мак­сим го­во­рил им, знат­ным да бо­га­тым: «Бож­ни­ца до­маш­ня, а со­весть про­даж­на; всяк кре­стит­ся, да не всяк мо­лит­ся; Бог вся­кую неправ­ду сы­щет. Ни Он те­бя, ни ты Его не об­ма­нешь». Об­ли­че­ния юро­ди­во­го не оста­ва­лись бес­плод­ны­ми, мно­гие из моск­ви­чей об­ра­ща­ли свои серд­ца к Бо­гу.
Скон­чал­ся бла­жен­ный Мак­сим 11 но­яб­ря 1434 го­да и был по­гре­бен у церк­ви свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить чу­де­са­ми Сво­е­го угод­ни­ка: у гро­ба свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. 13 ав­гу­ста 1547 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи бла­жен­но­го Мак­си­ма и то­гда же ему бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. В Окруж­ной гра­мо­те мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Ма­ка­рия ска­за­но: «Пе­ти и празд­но­ва­ти на Москве, ав­гу­ста в 13-й день, но­во­му чу­до­твор­цу Мак­си­му, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­му». Храм в честь бла­го­вер­ных кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, ря­дом с ко­то­рым был по­гре­бен свя­той Мак­сим, сго­рел в 1568 го­ду. Но свя­тые мо­щи Мак­си­ма оста­ва­лись под спу­дом. Бла­го­го­вей­ные по­чи­та­те­ли па­мя­ти свя­то­го по­стро­и­ли над его мо­ги­лой при­дел в честь свя­то­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка.
В «Уста­ве цер­ков­ных об­ря­дов, со­вер­шав­ших­ся в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре» (око­ло 1634 г.) под 11 но­яб­ря ска­за­но: «Мак­си­му юро­ди­во­му: бла­го­вест в ле­бедь, се­ред­ней»; под 12/13 ав­гу­ста: «Празд­но­ва­ли преж­де се­го Мак­си­му бла­жен­но­му: бла­го­вест в ле­бедь, звон се­ред­ней; а ныне толь­ко празд­ну­ют в но­яб­ре, а по­ют по уста­ву».
В 1698 го­ду по усер­дию мос­ков­ских жи­те­лей Мак­си­ма Вер­хо­ви­ти­на и Мак­си­ма Ша­ров­ни­ко­ва ста­рый Бо­ри­со­глеб­ский храм был разо­бран; при этом от­ва­лив­ший­ся от сте­ны ка­мень от­крыл ве­ли­кое со­кро­ви­ще – це­леб­ные мо­щи свя­то­го бла­жен­но­го Мак­си­ма. Они бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны в один из мос­ков­ских со­бо­ров, где и на­хо­ди­лись во все вре­мя по­строй­ки но­во­го хра­ма. По окон­ча­нии стро­и­тель­ства он был освя­щен во имя бла­жен­но­го Мак­си­ма Мос­ков­ско­го с при­де­лом в честь прп. Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка. Око­ло со­ро­ка лет хра­ни­лись мо­щи бла­жен­но­го в этом хра­ме. В 1737 го­ду про­изо­шел силь­ный по­жар, во вре­мя ко­то­ро­го сго­рел храм во имя Мак­си­ма Мос­ков­ско­го. Уцелев­шие ча­сти мо­щей бла­жен­но­го Мак­си­ма бы­ли бла­го­го­вей­но со­бра­ны и пе­ре­да­ны в Мак­си­мов­ский храм в 1768 г. Свя­щен­ни­ку это­го хра­ма Ни­ки­те Ива­но­ву бы­ло по­ру­че­но из­го­то­вить ки­па­ри­со­вый ков­чег, укра­шен­ный се­реб­ром, что и бы­ло им ис­пол­ненено в 1770 го­ду.
В «По­ве­сти» о пе­ре­не­се­нии мо­щей бла­жен­но­го Мак­си­ма ска­за­но: «О свя­том же жи­тии его и чу­де­сех его гла­го­лют мно­зи, еже бы­ла не ма­лая кни­га на­пи­са­ная, но не вем, ка­ко из церк­ви из­ги­бе или кто у преж­де быв­ших свя­щен­ни­ков взял ра­ди спи­са­ния».

☦️
Святитель Ти́хон Задонский, епископ Воронежский.
Свя­ти­тель Ти­хон (в ми­ру Ти­мо­фей) ро­дил­ся в 1724 го­ду в се­мье бед­ней­ше­го при­чет­ни­ка се­ла Ко­роц­ка (Вал­дай­ско­го уез­да) и вско­ре по­сле рож­де­ния ли­шил­ся сво­е­го ро­ди­те­ля. Дет­ство и от­ро­че­ство его про­шли сре­ди ужас­ной ни­ще­ты: ино­гда це­лый день ему при­хо­ди­лось ра­бо­тать у жи­те­лей род­но­го се­ла ра­ди кус­ка хле­ба. Он ед­ва из­бе­жал на­бо­ра в сол­да­ты и по­сту­пил учить­ся в Нов­го­род­скую се­ми­на­рию, в ко­то­рой по­том стал на­став­ни­ком. Неко­то­рые осо­бен­ные об­сто­я­тель­ства (чу­дес­ное спа­се­ние от смерт­ной опас­но­сти и неко­то­рые ви­де­ния) рас­по­ло­жи­ли его к при­ня­тию ино­че­ства. В 1758 г. его по­стриг­ли в мо­на­ше­ство с име­нем Ти­хон. В сле­ду­ю­щем го­ду он был на­зна­чен рек­то­ром Твер­ской се­ми­на­рии, где чи­тал лек­ции по нрав­ствен­но­му бо­го­сло­вию. При­чем чи­тал их по-рус­ски, а не по-ла­ты­ни, как бы­ло до него при­ня­то. Кро­ме сту­ден­тов, на его лек­ции при­хо­ди­ло мно­го по­сто­рон­них лиц.
В 1761 г., на 37 го­ду жиз­ни, иеро­мо­нах Ти­хон по яв­но­му ука­за­нию свы­ше был из­бран епи­ско­пом. Око­ло двух лет он был ви­ка­ри­ем в Нов­го­ро­де и око­ло че­ты­рех (1763–1767 гг.) са­мо­сто­я­тель­но воз­глав­лял епи­скоп­скую ка­фед­ру в Во­ро­не­же. Все вре­мя сво­е­го епи­скоп­ства он усерд­но про­по­ве­до­вал и по­буж­дал к то­му же под­чи­нен­ных ему свя­щен­ни­ков. В Во­ро­не­же со вре­мен язы­че­ства со­блю­дал­ся празд­ник в честь Яри­лы, со­еди­нен­ный со мно­же­ством вся­ких бес­чинств. Од­на­жды свя­ти­тель неожи­дан­но явил­ся на на­род­ную пло­щадь сре­ди са­мо­го раз­га­ра ве­се­лья и на­чал об­ли­чать бес­чин­ни­ков. Его сло­во так по­дей­ство­ва­ло, что празд­ник бо­лее уже не воз­об­нов­лял­ся.
Меж­ду тем уси­лен­ные тру­ды рас­стро­и­ли здо­ро­вье свя­ти­те­ля Ти­хо­на. Он ис­про­сил уволь­не­ние от долж­но­сти и по­след­ние 16 лет (1767–1783 гг.) жиз­ни про­вел на по­кое в За­дон­ском мо­на­сты­ре. Все вре­мя, за ис­клю­че­ни­ем 4–5 ча­сов от­ды­ха, у него по­свя­ща­лось мо­лит­ве, чте­нию сло­ва Бо­жия, де­лам бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­став­ле­нию ду­ше­по­лез­ных со­чи­не­ний. Еже­днев­но он при­хо­дил в храм. До­ма он ча­сто па­дал на ко­ле­ни и, об­ли­ва­ясь сле­за­ми, как са­мый тяж­кий греш­ник, взы­вал: «Гос­по­ди, по­ща­ди. Гос­по­ди, по­ми­луй!» Непре­мен­но каж­дый день он чи­тал по несколь­ку глав из Свя­щен­но­го Пи­са­ния (осо­бен­но про­ро­ка Ис­а­ию), а в до­ро­гу ни­ко­гда не ез­дил без ма­лень­кой Псал­ти­ри. Вся его 400-рубле­вая пен­сия шла на бла­го­тво­ри­тель­ность, и сю­да же на­прав­ля­лось все, что он по­лу­чал в дар от зна­ко­мых. Ча­сто в про­стой мо­на­ше­ской одеж­де он от­прав­лял­ся в бли­жай­ший го­род (Елец) и по­се­щал за­клю­чен­ных мест­ной тюрь­мы. Он уте­шал их, рас­по­ла­гал к по­ка­я­нию и за­тем на­де­лял ми­ло­сты­ней. Сам он был в выс­шей сте­пе­ни нес­тя­жа­те­лен, жил сре­ди са­мой про­стой и бед­ной об­ста­нов­ки. Са­дясь за скуд­ный стол, он ча­сто вспо­ми­нал о бед­ня­ках, не име­ю­щих та­ко­го, как он, про­пи­та­ния и на­чи­нал се­бя упре­кать за то, что, по его рас­суж­де­нию, ма­ло по­тру­дил­ся для Церк­ви. Тут горь­кие сле­зы на­чи­на­ли течь из его глаз. По при­ро­де го­ря­чий и вспыль­чи­вый, он был уди­ви­тель­но кро­ток и незло­бив. До зем­ли кла­нял­ся ке­лей­ни­ку, про­ся про­ще­ния за ка­кое-ли­бо сло­во, по­ка­зав­ше­е­ся то­му обид­ным, и ста­рал­ся все­гда пла­тить доб­ром, ко­гда кто на­но­сил ему ка­кое-ли­бо оскорб­ле­ние. Раз в до­ме зна­ко­мо­го он всту­пил в бе­се­ду с од­ним дво­ря­ни­ном воль­те­рьян­цем и крот­ко, но так силь­но во всем опро­вер­гал без­бож­ни­ка, что гор­дый че­ло­век не вы­тер­пел и, за­быв­шись, уда­рил свя­ти­те­ля по ще­ке. Свя­ти­тель Ти­хон бро­сил­ся к нему в но­ги и на­чал про­сить про­ще­ния, что при­вел его в раз­дра­же­ние. Это сми­ре­ние свя­ти­те­ля так по­дей­ство­ва­ло на дерз­ко­го оскор­би­те­ля, что тот об­ра­тил­ся к пра­во­слав­ной ве­ре и по­сле стал доб­рым хри­сти­а­ни­ном.
Свя­той Ти­хон об­ла­дал да­ром про­зре­ния и со­вер­ше­ния чу­дес, чи­тал мыс­ли со­бе­сед­ни­ков. В 1778 го­ду, ко­гда ро­дил­ся им­пе­ра­тор Алек­сандр I, свя­ти­тель пред­ска­зал мно­гие со­бы­тия его цар­ство­ва­ния и в част­но­сти, что Рос­сия спа­сет­ся, а за­хват­чик (На­по­ле­он) по­гибнет. «Гос­подь Бог во мно­гих слу­ча­ях его слу­шал», – пи­сал ке­лей­ник свя­ти­те­ля Ти­хо­на. Осо­бен­но свя­ти­тель лю­бил бе­се­до­вать с про­стым на­ро­дом, уте­шал его в тяж­кой до­ле, по­мо­гал ра­зо­рен­ным. Из мо­на­стыр­ской сло­бо­ды его на­ве­ща­ли де­ти. Он учил их мо­лит­ве, а по­сле бе­се­ды оде­лял день­га­ми. Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Ти­хо­на по­сле­до­ва­ла 13 ав­гу­ста 1783 г. Через 63 го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи, а в 1861 г. его при­чис­ли­ли к ли­ку свя­тых. Сре­ди пись­мен­ных тру­дов свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го осо­бой по­пуляр­но­стью поль­зу­ет­ся сбор­ник ко­рот­ких по­уче­ний, пол­ных при­ме­ров из жиз­ни, на­зы­ва­е­мый: «Со­кро­ви­ще ду­хов­ное, от ми­ра со­би­ра­е­мое».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-zadonskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/
• Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
Об истинном христианстве. Книга 1
• Об истинном христианстве. Книга 2
Сокровище духовное от мира собираемое
• Плоть и дух
• Наставление христианское
• Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами
• Наставления, писанные для монашествующих
• Наставление о христианской обязанности родителей
• Об истине Евангельского учения
• Наставления о личных обязанностях каждого христианина
• Размышления на псалмы и замечания из текстов
• Размышления. Напутствия. Советы
• Об истинах православно-Христовой веры и Церкви
• Должность священническая
• Письма келейные
• Из келейных писем
• Письма посланные
• Письма
• Симфония по творениям свт. Тихона Задонского
Алфавитный указатель к сочинениям святителя Тихона Задонского
• Слова, сказанные Воронежской пастве
Краткие нравоучительные слова

☦️
Священномученик Иоа́нн Шишев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ши­шов (в неко­то­рых ис­точ­ни­ках встре­ча­ет­ся на­пи­са­ние: Ши­шев) ро­дил­ся в 1867 го­ду. Пред­по­ло­жи­тель­но, его от­цом был пса­лом­щик Фло­ро-Лавр­ской церк­ви се­ла Пи­ро­гов­ско­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да Иоанн Филип­по­вич Ши­шов. В 1880 го­ду Иван окон­чил курс обу­че­ния в Дал­ма­тов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще по вто­ро­му раз­ря­ду и по­сту­пил в Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Труд­но су­дить о при­чи­нах его низ­кой успе­ва­е­мо­сти, но учил­ся Иван Ши­шов не очень хо­ро­шо: так, по окон­ча­нии пер­во­го клас­са се­ми­на­рии он имел пе­ре­эк­за­ме­нов­ки по Свя­щен­но­му Пи­са­нию и ма­те­ма­ти­ке, а по­сле вто­ро­го клас­са – по гре­че­ско­му язы­ку. В 1886 го­ду Иван Ива­но­вич окон­чил се­ми­на­рию по вто­ро­му раз­ря­ду и всту­пил в брак с до­че­рью свя­щен­ни­ка Иоан­на Ни­ко­ла­е­ви­ча Оран­ско­го Оль­гой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей: сы­но­вья Вла­ди­мир и Петр и дочь Ели­за­ве­та.
Мно­го скор­бей при­шлось пе­ре­не­сти от­цу Иоан­ну и ма­туш­ке Оль­ге из-за сво­их де­тей. Отец Иоанн же­лал, чтобы его пер­ве­нец Вла­ди­мир, ро­див­ший­ся в 1890 го­ду, стал свя­щен­ни­ком, и от­дал его для обу­че­ния в ду­хов­ную се­ми­на­рию. Од­на­ко Вла­ди­мир, об­ла­дая неза­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми к жи­во­пи­си, оста­вил се­ми­на­рию и уехал в Ека­те­рин­бург, где тай­но от от­ца по­сту­пил в ри­со­валь­ную шко­лу. Ко­неч­но, та­кой са­мо­воль­ный по­сту­пок сы­на не мог не при­не­сти ро­ди­те­лям боль­шо­го огор­че­ния. Впо­след­ствии Вла­ди­мир Ива­но­вич про­дол­жил обу­че­ние в Ка­зан­ской ху­до­же­ствен­ной шко­ле (позд­нее – учи­ли­ще) у из­вест­но­го рус­ско­го жи­во­пис­ца Н. И. Фе­ши­на, а в 1914 го­ду был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию. По­чти сра­зу же он по­пал в ав­стрий­ский плен и в те­че­ние несколь­ких лет на­хо­дил­ся при ла­ге­ре «Ви­зель­бург». Там он де­лал за­ри­сов­ки для ав­стрий­ских кре­стьян и неред­ко по­лу­чал за это «воз­на­граж­де­ние» – мо­ло­ко, хлеб, са­ло, бла­го­да­ря ко­то­рым он и его то­ва­ри­щи мог­ли под­дер­жи­вать свои си­лы. Вла­ди­мир воз­вра­тил­ся к ро­ди­те­лям толь­ко в 1918 го­ду – по­сле дол­гих лет му­чи­тель­ной для них раз­лу­ки…
Дочь от­ца Иоан­на Ели­за­ве­та скон­ча­лась в воз­расте две­на­дца­ти лет. По­сле ее смер­ти отец Иоанн и ма­туш­ка Оль­га удо­че­ри­ли де­воч­ку-си­ро­ту Зою, ко­то­рая впо­след­ствии вы­шла за­муж, име­ла дочь, но умер­ла так­же в мо­ло­дом воз­расте. «Ис­ку­ше­ния и скор­би, – пи­шет свя­ти­тель Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов), – нис­по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку для его поль­зы: об­ра­зо­ван­ная ими ду­ша де­ла­ет­ся силь­ною, чест­ною пред Гос­по­дом сво­им. Ес­ли она пре­тер­пит все до кон­ца с упо­ва­ни­ем на Бо­га, то невоз­мож­но ей ли­шить­ся благ, обе­щан­ных Свя­тым Ду­хом…». Те скор­би, что пе­ре­но­сил отец Иоанн в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни, ве­ро­ят­но, как бы под­го­то­ви­ли его к при­ня­тию, с пол­ной ве­рой и сми­ре­ни­ем, ча­ши му­че­ни­че­ства, ко­то­рую Бо­гу бы­ло бла­го­угод­но по­слать ему.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-shishev

☦️
Священномученик Иоаса́ф Панов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоасаф Па­нов ро­дил­ся в 1860 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Па­но­ва и его су­пру­ги Аг­нии Алек­сан­дров­ны. И мать, и отец его про­ис­хо­ди­ли из бла­го­че­сти­вых се­мей: Аг­ния Алек­сан­дров­на бы­ла до­че­рью про­то­и­е­рея Алек­сандра Ле­вит­ско­го, а отец Сте­фан с дет­ства вос­пи­ты­вал­ся в до­ме свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Гор­ных, ко­то­рый был его при­ем­ным от­цом.
У от­ца Сте­фа­на Па­но­ва ро­ди­лось се­ме­ро де­тей: сы­но­вья Иоасаф, Ми­ха­ил, Лео­нид, Аф­ри­кан и Гри­го­рий и до­че­ри Ев­ге­ния и Ав­гу­ста. Бу­дучи вос­пи­та­ны в ис­тин­ном бла­го­че­стии, трое сы­но­вей: Иоасаф, Ми­ха­ил и Лео­нид — впо­след­ствии при­ня­ли свя­щен­ни­че­ский сан. Позд­нее, уже в со­вет­ское вре­мя, свя­щен­ни­ком стал и один из вну­ков от­ца Сте­фа­на — Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич Па­нов.
В 1875 го­ду Иоасаф окон­чил Дал­ма­тов­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем в те­че­ние несколь­ких лет был пса­лом­щи­ком в Воз­не­сен­ском со­бо­ре Ека­те­рин­бур­га. В 1889 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан диа­ко­на, и он стал ис­пол­нять свое слу­же­ние в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви Верхне-Ту­рин­ско­го за­во­да Вер­хо­тур­ско­го уез­да. Через два го­да, в ап­ре­ле 1891 го­да, ука­зом Прео­свя­щен­но­го По­ли­кар­па, епи­ско­па Ека­те­рин­бург­ско­го и Ир­бит­ско­го, отец Иоасаф удо­сто­ил­ся воз­ве­де­ния в свя­щен­ни­че­ский сан и был пе­ре­ве­ден для слу­же­ния в се­ло Ниж­нее Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-panov

☦️
Священномученик Константин Попов, пресвитер.
О свя­щен­но­му­че­ни­ке Кон­стан­тине Ива­но­ви­че По­по­ве из­вест­но ма­ло. Он слу­жил в церк­ви се­ла Ля­гу­шин­ское Вер­хо­тур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 13 ав­гу­ста 1918 го­да он был рас­стре­лян в се­ле Егор­ши­но боль­ше­ви­ка­ми, за­хва­тив­ши­ми власть.

☦️
Священномученик Серафи́м (Звездинский), Дмитровский, епископ.
На­ча­ло свое Звез­дин­ские бе­рут от ро­да Бо­не­фа­тье­вых, ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев. Иоанн Гав­ри­ло­вич Бо­не­фа­тьев, бу­ду­щий отец вла­ды­ки Се­ра­фи­ма, го­ря же­ла­ни­ем про­све­ще­ния, пеш­ком от­пра­вил­ся из Со­ли­га­ли­ча в Пе­тер­бург и по­дал про­ше­ние на Вы­со­чай­шее имя о сво­ем при­чис­ле­нии к Пра­во­слав­ной Церк­ви. Он был при­нят в Еди­не­ние с Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, на­име­но­ван Звез­дин­ским и опре­де­лен на долж­ность чте­ца при хра­ме на Вол­ко­вом клад­би­ще в Пе­тер­бур­ге, где у него об­на­ру­жи­лись ред­кие му­зы­каль­ные спо­соб­но­сти и пре­крас­ный го­лос.
В Пе­тер­бур­ге он же­нил­ся на до­че­ри еди­но­вер­че­ско­го свя­щен­ни­ка Ев­до­кии Ва­си­льевне Слав­ской, при­нял ду­хов­ный сан и по­лу­чил ме­сто свя­щен­ни­ка в Рже­ве. С на­ча­ла 80-х го­дов отец Иоанн слу­жил в Москве. Со­стоя на­сто­я­те­лем Тро­иц­кой церк­ви, отец Иоанн Звез­дин­ский за­слу­жил все­об­щую лю­бовь и ува­же­ние и вско­ре был на­зна­чен бла­го­чин­ным всех еди­но­вер­че­ских хра­мов.
7 ап­ре­ля 1883 го­да, в чет­верг ше­стой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста, у него ро­дил­ся сын Ни­ко­лай, бу­ду­щий епи­скоп Се­ра­фим. Впо­след­ствии вла­ды­ка вспо­ми­нал сло­ва из Три­о­ди пост­ной, ко­то­рые чи­та­лись в день его рож­де­ния за Цер­ков­ным бо­го­слу­же­ни­ем: Даждь Ми, сыне, твое серд­це, очи же твои Моя пу­ти да со­блю­да­ют (на ве­черне 2-е чте­ние, Притч. 23, 26) и ви­дел в них про­ро­че­ство о сво­ем мо­на­ше­стве.
В 1885 или 1886 го­ду скон­ча­лась со­всем мо­ло­дая су­пру­га от­ца Иоан­на, и Ни­ко­лай трех лет остал­ся без ма­те­ри.. По неж­ной люб­ви отец Иоанн был ему не толь­ко от­цом, но и ма­те­рью: все­гдаш­няя его теп­ло­та и лас­ка не да­ва­ли ощу­щать Ко­ле, что он си­ро­та, не име­ю­щий ма­те­рин­ско­го по­кро­ва.
Рас­ска­зы­вая о сво­ем дет­стве, вла­ды­ка от­ме­чал, что его, ма­лень­ко­го, неопу­сти­тель­но бу­ди­ли в цер­ковь к ноч­ной служ­бе под празд­ни­ки. Утре­ня по еди­но­вер­че­ской тра­ди­ции со­вер­ша­ет­ся но­чью. И в хо­лод, и в непо­го­ду его ве­ли в храм, где он ча­сто за­сы­пал, но при­сут­ствие на бо­го­слу­же­нии счи­та­лось необ­хо­ди­мым для вос­пи­та­ния.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-zvezdinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdinskij/
• Богородичное правило
• Молитвы, составленные в заключении
• Ангелы
• Друг Христов Лазарь
• Пять шагов ко Христу
• О монашеском постриге
• Письма
• Проповеди
• Проповеди о Божественной Литургии
• Путь архиерейский

☦️
Священномученик Николай Орлов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Пет­ро­вич Ор­лов ро­дил­ся 15 фев­ра­ля 1881 го­да в се­ле Рыб­ни­цы Боль­ше-Соль­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии в потом­ствен­ной свя­щен­ни­че­ской се­мье. По­сле окон­ча­ния Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, Ни­ко­лай по­лу­чил на­зна­че­ние в се­ло Пет­ро­пав­лов­ское, ки­ло­мет­ров в пят­на­дца­ти от Рыб­ниц – пре­по­да­вать в на­род­ном учи­ли­ще.
Бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник же­нил­ся и в 1911 го­ду при­нял свя­щен­ный сан, бу­дучи при­пи­сан к церк­ви род­но­го се­ла. В этой церк­ви и в со­сед­нем се­ле Бор слу­жи­ло несколь­ко по­ко­ле­ний Ор­ло­вых – в об­щей слож­но­сти бо­лее ста лет: кре­сти­ли, вен­ча­ли, со­бо­ро­ва­ли прак­ти­че­ски всё мест­ное на­се­ле­ние. Отец свя­щен­но­му­че­ни­ка про­то­и­е­рей Петр Гу­рье­вич про­слу­жил в рыб­ниц­кой церк­ви 44 го­да, его сы­ну столь дол­го про­слу­жить не бы­ло суж­де­но.
Ко­гда в ли­хие 1930-е на от­ца Ни­ко­лая на­ча­лись го­не­ния, он, чтобы не на­влечь бе­ду на сво­их при­хо­жан, у ко­то­рых по оче­ре­ди квар­ти­ро­вал, по­про­сил ста­ро­сту церк­ви при­спо­со­бить для жи­лья при­стро­еч­ку к хра­му. В быв­шей кла­дов­ке в од­но ок­но бы­ли сде­ла­ны на­ры, се­мья свя­щен­ни­ка смог­ла здесь по­се­лить­ся.
Три­жды ба­тюш­ка был ре­прес­си­ро­ван. Тре­тий и по­след­ний арест со­сто­ял­ся 5 июня 1937 го­да. Свя­щен­ни­ку бы­ло при­пи­са­но «уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ке и в ан­ти­со­вест­ких сбо­ри­щах». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 25 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка УНКВД СССР по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла иерея Ни­ко­лая Ор­ло­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 26 ав­гу­ста он был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Иа́ков Архипов, пресвитер.
14 ок­тяб­ря 1888 го­да в се­ле Бе­ле­ни­цы­но Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, в бед­ной кре­стьян­ской се­мье Ива­на Ар­хи­по­ва ро­дил­ся маль­чик Яков. С дет­ских лет воз­лю­бив­ший Гос­по­да, он был ода­рен пре­крас­ным го­ло­сом. Бу­дучи еще юным от­ро­ком, он ре­шил по­ки­нуть от­чий дом. До 1914 го­да он «хо­дил по раз­ным церк­вам в ка­че­стве цер­ков­но­го пев­че­го», а за­тем слу­жил пса­лом­щи­ком в По­ше­хон­ском и Да­ни­лов­ском уез­дах, пре­по­да­вал пе­ние в учи­ли­ще с. Ер­ма­ко­во. Там он встре­тил­ся со сво­ей бу­ду­щей су­пру­гой Ан­ной Ни­ко­ла­ев­ной.
В 1919 го­ду Яков был при­зван в Крас­ную ар­мию. И здесь Гос­подь бе­рег свое ча­до – он слу­жил ру­ко­во­ди­те­лем хо­ро­вой сек­ции.
По­сле де­мо­би­ли­за­ции Иа­ков Ар­хи­пов при­нял свя­щен­ный сан, и в 1921 го­ду был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Пре­об­ра­жен­ский со­бор уже то­гда за­кры­то­го Спа­со Ген­на­ди­е­ва мо­на­сты­ря. Об­ще­ние с мо­на­ха­ми оби­те­ли, ча­стые сов­мест­ные бо­го­слу­же­ния спо­соб­ство­ва­ли то­му, что отец Иа­ков, на­прав­лен­ный через де­вять лет в обыч­ный при­ход­ской храм, про­дол­жал слу­жить «по-мо­на­стыр­ски».
Гля­дя на го­лод­ный оби­ра­е­мый на­род, он все си­лы свои от­да­вал на слу­же­ние Гос­по­ду и несчаст­ным обез­до­лен­ным лю­дям. Его го­ря­чая мо­лит­ва сра­зу же на­шла от­клик в серд­цах ве­ру­ю­щих. В церк­ви с. Вос­кре­се­нье-Ру­но­во (ныне с. Ру­нов­ское Ту­та­ев­ско­го рай­о­на) чис­ло при­хо­жан ста­ло за­мет­но воз­рас­тать.
Несмот­ря на кре­стьян­ское про­ис­хож­де­ние и все­го лишь трех­лет­нее обу­че­ние, о. Иа­ков про­из­во­дил впе­чат­ле­ние че­ло­ве­ка об­ра­зо­ван­но­го. Он мно­го чи­тал, гра­мот­но пи­сал, ин­те­ре­со­вал­ся на­у­ка­ми. Книг в до­ме бы­ло мно­го. Жи­ла се­мья свя­щен­ни­ка бед­но, но, по вос­по­ми­на­ни­ям при­хо­жан, ба­тюш­ка «по­след­нее мог от­дать».
Са­мо­от­вер­жен­ное слу­же­ние про­сто­го сель­ско­го свя­щен­ни­ка бы­ло рас­це­не­но ОГПУ как «контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция». 1 де­каб­ря 1930 го­да о. Иа­ков был аре­сто­ван и осу­ден на три го­да конц­ла­ге­рей. Срок он от­бы­вал в Ка­зах­стане. До­ма оста­лись без вся­ких средств к су­ще­ство­ва­нию же­на и пя­те­ро де­тей.
В 1934 го­ду о. Иа­ков вер­нул­ся из ссыл­ки. Ме­сто свя­щен­ни­ка в Ру­но­ве ока­за­лось за­ня­то, и он неко­то­рое вре­мя слу­жил в се­ле Верхне-Ни­куль­ское, сно­ва в раз­лу­ке с род­ны­ми. По­сле смер­ти на­сто­я­те­ля Вос­кре­сен­ской церк­ви ба­тюш­ка вер­нул­ся до­мой и в свой храм.
В 1937 го­ду на­ча­лась но­вая вол­на аре­стов. 5 ав­гу­ста о. Иа­ко­ва вновь аре­сто­ва­ли как «чле­на по­встан­че­ской ку­лац­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы». Свою ви­ну он от­ри­цал, ни­ко­го не ого­ва­ри­вая.
26 ав­гу­ста, в день па­мя­ти ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Страст­ная», о. Иа­ков был рас­стре­лян. Ме­сто его за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

☦️
Священномученик Алекси́й Введенский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник диа­кон Алек­сий – Алек­сей Ва­си­лье­вич Вве­ден­ский – ро­дил­ся 19 фев­ра­ля 1903 го­да в се­ле Пру­со­во Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в трех­лет­ней шко­ле и Яро­слав­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1925 го­ду бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка ру­ко­по­ла­га­ют в сан диа­ко­на и он на­чи­на­ет слу­жить в церк­ви се­ла Пет­ро­пав­лов­ское Боль­ше-Соль­ско­го уез­да Яро­слав­ской об­ла­сти.
Сра­зу отец Алек­сий был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, а 3 фев­ра­ля 1930 го­да его аре­сто­вы­ва­ют по груп­по­во­му де­лу «груп­пы свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Бо­ров­ско­го р. Яро­слав­ско­го окру­га». Бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в «си­сте­ма­ти­че­ской ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, по­пыт­ках при­зы­ва к мас­со­вым бес­по­ряд­кам, со­зда­нии ан­ти­со­вет­ской груп­пи­ров­ки». От­ца Алек­сия при­го­ва­ри­ва­ют к 5 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства и вы­сыл­кой се­мьи (же­на и ре­бе­нок).
Из Яро­слав­ско­го спе­ци­зо­ля­то­ра свя­щен­но­му­че­ник был пре­про­вож­ден на Бе­ло­мор­ка­нал, за­тем пе­ре­прав­лен в Тем­ни­ков­ский ИТЛ ОГПУ в Се­вер­ный край. В 1934 го­ду отец Алек­сий вы­хо­дит на сво­бо­ду, воз­вра­ща­ет­ся в свое се­ло и воз­об­нов­ля­ет диа­кон­ское слу­же­ние. По­чти сра­зу его опять аре­сто­вы­ва­ют и при­го­ва­ри­ва­ют к 1 го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот.
По­сле от­бы­тия за­клю­че­ния о.Алек­сий вре­мен­но ра­бо­тал на энер­го-ком­би­на­те, на­де­ясь вер­нуть­ся к цер­ков­но­му слу­же­нию. Тре­тий и по­след­ний арест со­сто­ял­ся 21 июня 1937 го­да. В Боль­ше-Соль­ском РО НКВД диа­ко­ну Алек­сию предъ­яви­ли об­ви­не­ние в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции» и «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной груп­пе». Ви­ны сво­ей он не при­знал, не под­пи­сав и кле­ве­ты на сво­их ближ­них. Трой­ка при УНКВД по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 26 ав­гу­ста 1937 го­да диа­кон Алек­сей Вве­ден­ский был рас­стре­лян.

☦️
Мученик Васи́лий Александрин.
Ва­си­лий Афа­на­сье­вич Алек­сандрин ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1872 го­да в се­ле Вер­те­лим Ин­сар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (впо­след­ствии Ста­ро­шай­гов­ский рай­он рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия). Из раз­ных со­хра­нив­ших­ся вос­по­ми­на­ний мы мо­жем за­клю­чить, что Ва­си­лий Афа­на­сье­вич был че­ло­век ос­но­ва­тель­ный во всем. До ре­во­лю­ции он имел боль­шое креп­кое хо­зяй­ство: ему при­над­ле­жа­ло 10 га соб­ствен­ной зем­ли и он арен­до­вал еще до 70-80 га; ско­та дер­жа­ли до­ста­точ­но (3-4 ло­ша­ди, 5 ко­ров, 40 овец); в де­лах ему по­мо­га­ли два по­сто­ян­ных ра­бот­ни­ка и еже­год­но на­ни­ма­лось 10-15 се­зон­ных ра­бо­чих. Се­мья у Ва­си­лия Афа­на­сье­ви­ча то­же бы­ла боль­шая: же­на и трое де­тей.
Од­но­сель­чане ува­жа­ли Ва­си­лия Афа­на­сье­ви­ча, и в 1918 го­ду при­ход­ским со­бра­ни­ем он был из­бран пса­лом­щи­ком в храм род­но­го се­ла, а 14 ав­гу­ста утвер­жден в долж­но­сти Пен­зен­ским епар­хи­аль­ным управ­ле­ни­ем. При­хо­жане от­ме­ча­ли в Ва­си­лии Афа­на­сье­ви­че доб­ро­же­ла­тель­ность, тру­до­лю­бие, уме­ние со­чув­ство­вать, ока­зать необ­хо­ди­мую под­держ­ку. В ав­гу­сте 1929 го­да свя­щен­ник хра­ма, в ко­то­ром слу­жил бу­ду­щий му­че­ник, по тре­бо­ва­нию мест­ных вла­стей со­ста­вил его ха­рак­те­ри­сти­ку, в ко­то­рой ука­зы­ва­лось, что Алек­сандрин «по­ве­де­ния от­лич­но-хо­ро­ше­го, обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка зна­ет, чи­та­ет, по­ет пре­вос­ход­но, за­ве­ду­ет хо­ром, к служ­бам цер­ков­ным яв­ля­ет­ся ак­ку­рат­но и своевре­мен­но, в небо­го­слу­жеб­ное вре­мя про­во­дит жизнь по­до­ба­ю­ще пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну».
Воз­мож­но, та­кое от­но­ше­ние прич­та и ве­ру­ю­щих под­толк­ну­ло в 1929 го­ду чле­нов сель­со­ве­та не толь­ко рас­ку­ла­чить и ли­шить его из­би­ра­тель­ных прав, но и при­нять ре­ше­ние о необ­хо­ди­мо­сти вы­се­ле­ния его за пре­де­лы се­ла. Од­на­ко Ва­си­лий Афа­на­сье­вич вы­ехал из се­ла сам в неиз­вест­ном для од­но­сель­чан на­прав­ле­нии и вер­нул­ся толь­ко в 1932 го­ду. В это вре­мя его вос­ста­но­ви­ли в пра­вах, и к нему сно­ва по­тя­ну­лись ве­ру­ю­щие.
В 1934 го­ду вла­сти ре­ши­ли от­дать цер­ков­ное зда­ние под куз­ни­цу МТС. В кон­це июля при­хо­жан­ки церк­ви се­ла Вер­те­ли­ма окры­то за­яви­ли в сель­со­ве­те, что храм не от­да­дут, а Ва­си­лий Афа­на­сье­вич стал твер­дым за­ступ­ни­ком жен­щин в де­ле со­хра­не­ния церк­ви. Цер­ковь ве­ру­ю­щим оста­ви­ли, но пса­лом­щи­ка, как ос­нов­но­го ви­нов­ни­ка непод­чи­не­ния, ре­ше­ни­ем сель­со­ве­та аре­сто­ва­ли и неко­то­рое вре­мя со­дер­жа­ли под стра­жей.
Ока­зав­шись на сво­бо­де, Ва­си­лий Афа­на­сье­вич сно­ва ак­ку­рат­но и доб­ро­со­вест­но ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти в мест­ной церк­ви, од­новре­мен­но его при­гла­ша­ли в се­ло Ша­га­е­во (ныне Ни­же­го­род­ской об­ла­сти) участ­во­вать в со­вер­ше­нии служб. Столь твер­дый в сво­их ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ни­ях че­ло­век в то вре­мя не мог не быть ре­прес­си­ро­ван еще раз.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да Ва­си­лий Афа­на­сье­вич был вновь аре­сто­ван и об­ви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». При аре­сте и обыс­ке в его квар­ти­ре бы­ли об­на­ру­же­ны кни­ги ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния в ко­ли­че­стве 16 штук и «крест мед­ный». Все ука­зан­ные пред­ме­ты бы­ли кон­фис­ко­ва­ны. На до­про­сах Ва­си­лий Афа­на­сье­вич дер­жал­ся му­же­ствен­но, не скры­вал сво­их убеж­де­ний и не очер­нял дру­гих лю­дей. В де­каб­ре 1937 го­да был огла­шен при­го­вор: 10 лет ла­ге­рей.
С фев­ра­ля 1938 го­да Ва­си­лий Афа­на­сье­вич Алек­сандрин от­бы­вал за­клю­че­ние в Ун­жен­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре на стан­ции Су­хо­без­вод­ное Горь­ков­ской об­ла­сти, где скон­чал­ся 26 ав­гу­ста 1942 го­да, не пе­ре­не­ся бес­че­ло­веч­но тя­же­лых усло­вий со­дер­жа­ния за­клю­чен­ных.

☦️
Икона Богородицы Минская.
Мин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в кон­це X ве­ка бы­ла пе­ре­не­се­на свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни в Ки­ев и по­став­ле­на в Де­ся­тин­ной церк­ви (па­мять освя­ще­ния церк­ви в 996 го­ду – 12 мая), в ко­то­рой и пре­бы­ва­ла бо­лее 500 лет. В 1500 го­ду, во вре­мя взя­тия Ки­е­ва ха­ном Менгли-Ги­ре­ем, некий та­та­рин, со­рвав с чу­до­твор­ной ико­ны ри­зу и укра­ше­ния, бро­сил ее в Днепр.
Через неко­то­рое вре­мя свя­той об­раз Ца­ри­цы Небес­ной чу­дес­ным об­ра­зом явил­ся в Мин­ске на ре­ке Свис­ло­чи. При­став­шую к бе­ре­гу ико­ну, окру­жен­ную необы­чай­ным све­том, тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­шу­ю­ся в зам­ке мин­ских удель­ных кня­зей. Это про­изо­шло 13 ав­гу­ста 1500 го­да, по­это­му и празд­но­ва­ние чу­до­твор­но­му об­ра­зу бы­ло уста­нов­ле­но в этот день.
В 1616 го­ду свя­тая ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Мин­скую цер­ковь в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха.
На иконе, по­ме­щен­ной с ле­вой сто­ро­ны ико­но­ста­са, изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке. Ико­на пи­са­на яич­ны­ми крас­ка­ми на де­ре­вян­ной дос­ке и в 1852 го­ду по­кры­та се­реб­ря­ной ри­зой, над ли­ка­ми Бо­го­ма­те­ри и Спа­си­те­ля, дер­жа­ще­го в ле­вой ру­ке дер­жа­ву – вы­зо­ло­чен­ные вен­цы с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. На ри­зе вни­зу вы­че­ка­не­на сле­ду­ю­щая над­пись: «Сия ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем Иису­сом, по­став­лен­ная ве­ли­ким кня­зем зем­ли Рус­ския св. Вла­ди­ми­ром в Ки­е­ве, в Де­ся­тин­ной церк­ви, а по ра­зо­ре­нии Ки­е­ва та­та­ра­ми явив­ша­я­ся 13 ав­гу­ста 1500 го­да в г. Мин­ске, на ре­ке Свис­ло­чи, и по­ме­щен­ная в зам­ко­вой церк­ви, впо­след­ствии же пе­ре­не­сен­ная в ка­фед­раль­ный со­бор, 1852 г. усер­ди­ем пра­во­слав­ных об­ле­че­на в но­вую се­реб­ря­ную ри­зу».

☦️
Икона Богородицы «Страстна́я».
Страст­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­лу­чи­ла на­зва­ние от то­го, что око­ло ли­ка Ма­те­ри Бо­жи­ей изо­бра­жа­ют­ся два Ан­ге­ла с ору­ди­я­ми стра­стей Гос­под­них. О про­слав­ле­нии ико­ны из­вест­но сле­ду­ю­щее: од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, Ека­те­ри­на, по­сле вступ­ле­ния в брак ста­ла под­вер­гать­ся при­пад­кам и бес­но­ва­нию: ли­ши­лась ума, убе­га­ла в лес и не раз по­ку­ша­лась на са­мо­убий­ство. В ми­ну­ты про­свет­ле­ния она мо­ли­лась Ма­те­ри Бо­жи­ей и да­ла обет в слу­чае ис­це­ле­ния по­сту­пить в мо­на­стырь. По­сле вы­здо­ров­ле­ния она вспом­ни­ла об обе­те лишь спу­стя дол­гое вре­мя, по­чув­ство­ва­ла страх и от ду­шев­но­го вол­не­ния слег­ла в по­стель. Три­жды яв­ля­лась ей Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­веле­вая боль­ной ид­ти в Ниж­ний Нов­го­род и ку­пить у ико­но­пис­ца Гри­го­рия Ее ико­ну для мо­лит­вы. Ис­пол­нив это, Ека­те­ри­на по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние, и с тех пор от той ико­ны на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­де­са. Празд­не­ство ра­ди ико­ны со­вер­ша­ет­ся 13 ав­гу­ста по слу­чаю пе­ре­не­се­ния ее в 1641 го­ду из се­ла Па­ли­цы в Моск­ву; на ме­сте встре­чи ее у Твер­ской за­ста­вы бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь, а за­тем, в 1654 го­ду, Страст­ной мо­на­стырь. Вто­рич­но празд­не­ство ра­ди ико­ны со­вер­ша­ет­ся в 6-е вос­кре­се­ние по Па­схе, в Неде­лю о сле­пом, в па­мять чу­дес, быв­ших в этот день. Про­сла­ви­лись так­же Страст­ные ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри мос­ков­ской церк­ви в честь за­ча­тия свя­той Ан­ны, в се­ле Ен­ка­е­ве Там­бов­ской епар­хии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-strastnaja

☦️
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).
На Се­ми­стрель­ной ико­не Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изоб­ра­жа­ет­ся без Бо­гом­ла­ден­ца, скло­нив­шей Свою гла­ву к пра­во­му пле­чу и прон­зен­ной в грудь се­мью стре­ла­ми или ме­ча­ми, из ко­то­рых че­ты­ре на­хо­дят­ся с ле­вой сто­ро­ны, а три с пра­вой. Та­кое изоб­ра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри еще встре­ча­ет­ся на ико­не «Умяг­че­ние злых сер­дец», или «Си­мео­но­во про­ре­че­ние», на ко­то­рой толь­ко ме­чи рас­по­ло­же­ны не­сколь­ко ина­че: по три спра­ва и сле­ва, а седь­мой – сни­зу.
Са­мой Се­ми­стрель­ной ико­не не ме­нее 600 лет. Дол­гое вре­мя свя­той об­раз на­хо­дил­ся на по­во­ро­те лест­ни­цы ко­ло­коль­ни церк­ви в честь апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва (близ Во­лог­ды). Об­ра­щен­ную ли­ком вниз ико­ну при­ни­ма­ли за обык­но­вен­ную дос­ку, по ко­то­рой хо­ди­ли, по­ка не бы­ло ви­де­ния рас­слаб­лен­но­му в го­ро­де Кад­ни­ко­ве, что он по­лу­чит ис­це­ле­ние по­сле мо­лит­вы пред этой ико­ной. Пе­ред об­ре­тен­ной ико­ной от­слу­жи­ли мо­ле­бен, по­сле че­го боль­ной вы­здо­ро­вел. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на в 1830 го­ду во вре­мя сви­реп­ство­вав­шей в Во­лог­де хо­ле­ры.
Цер­ков­ная па­мять этой ико­не со­вер­ша­ет­ся 13 ав­гу­ста (вме­сте со «Страст­ной» ико­ной Бо­го­ро­ди­цы)

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umjagchenie-zlyh-serdec-semistrelnaja


Жития
Писание