⏳ 2022.08.23 (вт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 11я по Пятидесятнице (глас 1й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
23 августа (10 августа)
• (Успенский пост)
• сщмчч. Лавре́нтия, Сикста II, папы Римского 📚, Феликисси́ма, Агапи́та, мч. Романа (258)
• блж. Лаврентия Калужского (1515)
• сщмч. Вячеслава (Закедского) (1918)
• сщмч. Афанасия (Кислова) (1937)
• второе обре́тение и перенесение мощей прп. Са́ввы Сторожевского (1998)
• Собор новомучеников и исповедников Соловецких


☦️
Священномученики Лавре́нтий, архидиакон, Сикст II, папа Римский 📚, Феликисси́м и Агапи́т, диаконы, и мученик Роман, Римские.
Му­че­ни­ки ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий, па­па Сикст, диа­ко­ны Фе­ли­кис­сим и Ага­пит, во­ин Ро­ман Рим­ские по­стра­да­ли в 258 го­ду при им­пе­ра­то­ре Ва­ле­ри­ане (253–259). Свя­той па­па Сикст, ро­дом из Афин, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, про­по­ве­до­вал в Ис­па­нии и был по­став­лен епи­ско­пом в Рим по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го па­пы Сте­фа­на (253–257, па­мять 2 ав­гу­ста). Это бы­ло вре­мя, ко­гда па­па, за­ни­мав­ший Рим­ский пре­стол, из­би­рал­ся на вер­ную смерть. В ско­ром вре­ме­ни свя­той Сикст был так­же схва­чен и по­са­жен в тем­ни­цу вме­сте с дву­мя сво­и­ми диа­ко­на­ми Фе­ли­кис­си­мом и Ага­пи­том. Ко­гда свя­той ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий встре­тил па­пу Сикс­та, ко­то­ро­го ве­ли в тем­ни­цу, он со сле­за­ми вос­клик­нул: «Ку­да ты, от­че, гря­дешь? За­чем остав­ля­ешь сво­е­го ар­хи­ди­а­ко­на, с ко­то­рым все­гда при­но­сил Бес­кров­ную Жерт­ву? Возь­ми сво­е­го сы­на с со­бой, чтобы и я был общ­ник те­бе в про­ли­тии кро­ви за Хри­ста!» Свя­той Сикст от­ве­чал ему: «Не остав­ляю те­бя, сын мой. Я ста­рец и иду на лег­кую смерть, а те­бе пред­сто­ят бо­лее тяж­кие стра­да­ния. Знай, что через три дня по­сле на­шей смер­ти и ты пой­дешь за мной. А те­перь пой­ди, про­дай цер­ков­ные со­кро­ви­ща и раз­дай го­ни­мым и нуж­да­ю­щим­ся хри­сти­а­нам». Свя­той Лав­рен­тий с усер­ди­ем ис­пол­нил за­вет свя­ти­те­ля.
Услы­шав, что свя­той па­па Сикст по­ве­ден с диа­ко­на­ми на суд, свя­той Лав­рен­тий по­шел ту­да же, чтобы ви­деть их по­двиг, и ска­зал свя­ти­те­лю: «От­че, я уже вы­пол­нил твое по­ру­че­ние, раз­дал вру­чен­ное то­бою со­кро­ви­ще, не оставь ме­ня!» Услы­шав о ка­ком-то со­кро­ви­ще, во­и­ны взя­ли его под стра­жу, а му­че­ни­ков усек­ли ме­чом († 6 ав­гу­ста 258 г.). Им­пе­ра­тор за­клю­чил свя­то­го Лав­рен­тия в тем­ни­цу и по­ру­чил над­зи­рать за ним на­чаль­ни­ку тюрь­мы Ип­по­ли­ту. В тем­ни­це свя­той Лав­рен­тий мо­лит­вой ис­це­лял со­би­рав­ших­ся к нему боль­ных и мно­гих кре­стил. По­ра­жен­ный этим, Ип­по­лит сам уве­ро­вал и при­нял Кре­ще­ние от свя­то­го Лав­рен­тия со всем сво­им до­мом. Вско­ре ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий был вновь при­ве­ден к им­пе­ра­то­ру с при­ка­за­ни­ем по­ка­зать спря­тан­ные со­кро­ви­ща. Свя­той Лав­рен­тий от­ве­тил: «Дай мне срок три дня, и я по­ка­жу те­бе эти со­кро­ви­ща». За это вре­мя свя­той со­брал мно­же­ство ни­щих и боль­ных, пи­тав­ших­ся лишь ми­ло­сты­ней Церк­ви, и, при­ве­дя их, объ­явил: «Вот те со­су­ды, в ко­то­рых вло­же­ны со­кро­ви­ща. И все, кто вла­га­ет свои со­кро­ви­ща в эти со­су­ды, с из­быт­ком по­лу­ча­ют их в Цар­ствии Небес­ном».
По­сле это­го свя­то­го Лав­рен­тия пре­да­ли же­сто­чай­шим му­кам, при­нуж­дая его по­кло­нить­ся идо­лам. Му­че­ни­ка би­ли скор­пи­о­на­ми (тон­кая же­лез­ная цепь с ост­ры­ми иг­ла­ми), опа­ля­ли ра­ны ог­нем, би­ли оло­вян­ны­ми пру­тья­ми. Во вре­мя стра­да­ний му­че­ни­ка во­ин Ро­ман вне­зап­но вос­клик­нул: «Свя­той Лав­рен­тий, я ви­жу свет­ло­го юно­шу, ко­то­рый сто­ит око­ло те­бя и оти­ра­ет твои ра­ны! За­кли­наю те­бя Гос­по­дом Хри­стом, не по­ки­дай ме­ня!» По­сле это­го свя­то­го Лав­рен­тия сня­ли с ды­бы и от­да­ли в тюрь­му к Ип­по­ли­ту. Ро­ман при­нес ту­да во­до­нос с во­дой и умо­лял му­че­ни­ка кре­стить его. Сра­зу же по­сле Кре­ще­ния во­и­ны от­сек­ли ему го­ло­ву († 9 ав­гу­ста). Ко­гда му­че­ни­ка Лав­рен­тия по­ве­ли на по­след­нее ис­пы­та­ние, свя­той Ип­по­лит хо­тел объ­явить се­бя хри­сти­а­ни­ном и уме­реть вме­сте с ним, но ис­по­вед­ник ска­зал: «За­таи ныне свое ис­по­ве­да­ние в серд­це. Спу­стя немно­го вре­ме­ни я по­зо­ву те­бя, и ты услы­шишь и при­дешь ко мне. А обо мне не плачь, луч­ше ра­дуй­ся, я иду по­лу­чить слав­ный му­че­ни­че­ский ве­нец». Его по­ло­жи­ли на же­лез­ную ре­шет­ку, под ко­то­рую под­ло­жи­ли го­ря­чие уг­ли, а слу­ги ро­га­ти­на­ми при­жи­ма­ли к ней те­ло му­че­ни­ка. Свя­той Лав­рен­тий, взгля­нув на пра­ви­те­лей, ска­зал: «Вот, вы ис­пек­ли од­ну сто­ро­ну мо­е­го те­ла, по­вер­ни­те на дру­гую и ешь­те мое те­ло!» Уми­рая, он про­из­нес: «Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, что Ты спо­до­бил ме­ня вой­ти во вра­та Твои», – и с эти­ми сло­ва­ми ис­пу­стил дух.
Свя­той Ип­по­лит но­чью взял те­ло му­че­ни­ка, об­вил пе­ле­на­ми с аро­ма­та­ми и дал знать пре­сви­те­ру Иусти­ну. Над мо­ща­ми му­че­ни­ка в до­ме вдо­вы Ки­ри­а­кии со­вер­ши­ли все­нощ­ное бде­ние и Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Все при­сут­ство­вав­шие хри­сти­ане при­ча­сти­лись Свя­тых Та­ин и с че­стью по­хо­ро­ни­ли в пе­ще­ре те­ло свя­то­го му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Лав­рен­тия 10 ав­гу­ста 258 го­да. Свя­той Ип­по­лит и дру­гие хри­сти­ане по­стра­да­ли через три дня по кон­чине свя­то­го Лав­рен­тия (13 ав­гу­ста), как он пред­ска­зал им об этом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/662

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Sikst/izrecheniia_Seksta/
• Изречения прмч. Сикста II, папы Римского

☦️
Блаженный Лавре́нтий Калужский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Лав­рен­тий, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, Ка­луж­ский на­чи­на­ет древ­ний се­мей­ный си­но­дик (по­мян­ник) бо­яр­ско­го ро­да Хит­ро­вых, на­хо­див­ший­ся в Пе­ре­мышль­ском Лю­ти­ко­вом мо­на­сты­ре Ка­луж­ской епар­хии. Это, как и дру­гие кос­вен­ные сви­де­тель­ства, го­во­рит о том, что бла­жен­ный Лав­рен­тий про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го ро­да.
В 1505 го­ду Ка­лу­га, на­хо­дя­ща­я­ся в 190 км к юго-за­па­ду от Моск­вы, ста­ла са­мо­сто­я­тель­ным кня­же­ством, за­ве­щан­ным Иоан­ном III (1462–1505) как удел сво­е­му сы­ну Си­мео­ну (1505–1518).
В до­ме это­го Ка­луж­ско­го кня­зя и жил по вре­ме­нам бла­жен­ный Лав­рен­тий. Глав­ное чу­до свя­то­го так­же свя­за­но с име­нем Си­мео­на Иоан­но­ви­ча. О жиз­ни са­мо­го кня­зя ле­то­пись го­во­рит так: «В ле­то 6995 (1487) ме­ся­ца мар­та в 21 день, в 7 час дни, ро­ди­ся ве­ли­ко­му кня­зю Ива­ну Ва­си­лье­ви­чу сын Си­ме­он». А через 25 лет он, уже Ка­луж­ский пра­ви­тель, «въс­хо­те бе­жа­ти в Лит­ву от бра­та сво­е­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча всеа Ру­си, и князь ве­ли­ки све­дав то, посла к нему и ве­лел ему у се­бя бы­ти, и хо­те на него опа­лу свою по­ло­жи­ти; князь же Се­мен Ива­но­вич за свою ви­ну на­чят би­ти че­лом го­су­да­рю ве­ли­ко­му кня­зю, и князь ве­ли­ки по­жа­ло­вал его по пе­ча­ло­ва­нию Си­мо­на мит­ро­по­ли­та всеа Ру­си и бра­тии сво­ей и вла­дык, и ви­ны ему от­дал; а лю­дей его, бо­яр и де­тей бо­яр­ских, всех пе­ре­ме­нил».
Через два го­да Си­ме­он Иоан­но­вич уже участ­во­вал в пред­при­ня­том ве­ли­ким кня­зем по­хо­де за воз­вра­ще­ние от по­ля­ков Смо­лен­ска: «1514 г. То­го же ле­та, июня 8, князь ве­ли­ки Ва­си­лей Ива­но­вич всея Ру­си по­шел с Моск­вы в тре­тей ра­тью (тре­тий по­ход) к гра­ду Смо­лен­ску, а с ним бра­тиа его князь Юрий и князь Се­мен Ива­но­ви­чи; (…) да и Смо­ленск взя».
То, что бра­тья по­ми­ри­лись окон­ча­тель­но, под­твер­жда­ет сле­ду­ю­щая за­пись ле­то­пис­ца: «1518. Тоя же вес­ны, мая, князь ве­ли­кий Ва­си­лей Ива­но­вич го­су­дарь всея Ру­си был во сво­ей вот­чине на Во­ло­це на Лам­ском, а с ним бра­тия его мен­шая, князь Се­мен Ива­но­вич да князь Он­дрей Ива­но­вич, на свою по­те­ху».
Но это бы­ло по­след­нее из­ве­стие о Ка­луж­ском кня­зе. Скон­чал­ся он 26 июня 1518 го­да.
В бо­лее позд­них сви­де­тель­ствах князь Си­ме­он пред­ста­ет как доб­рый, за­бот­ли­вый пра­ви­тель, удо­сто­ив­ший­ся бла­го­тво­рить свя­то­му че­ло­ве­ку и, в свою оче­редь, по­лу­чить от него чу­дес­ную по­мощь се­бе и все­му го­ро­ду. Ка­луж­ская ле­то­пись от­ме­ча­ет: «В 1512 г. на­па­ли на го­род ага­ря­ны (крым­ские та­та­ры); про­тив них вы­шел князь (Си­ме­он) с граж­да­на­ми, а пра­вед­ный Лав­рен­тий, быв­ший в его до­ме, вне­зап­но крик­нул гром­ким го­ло­сом: «Дай­те мне вост­рый то­пор, псы на­па­ли на кня­зя Си­мео­на, на­доб­но обо­ро­нить его от псов»; и схва­тив (то­пор) ушел. И ко­гда князь Си­ме­он бил­ся с на­са­да (суд­на) на Оке, а ага­ря­ны во мно­же­стве об­сту­пи­ли кня­зя, вне­зап­но ока­зал­ся на на­са­де пра­вед­ный Лав­рен­тий, укреп­ляя его и все вой­ско сло­ва­ми: «Не бой­тесь». В тот же час князь по­бе­дил ага­рян и про­гнал их; а пра­вед­ный Лав­рен­тий опять явил­ся в до­му кня­же­ском и, юрод­ствуя, шу­мел: «Обо­ро­нил кня­зя от псов». Князь, воз­вра­тясь с сра­же­ния, рас­ска­зал, как явил­ся пра­вед­ник и его по­мо­щию по­беж­де­ны вра­ги, на­пав­шие на Ка­лу­гу».
С то­по­ром, на­са­жен­ным на длин­ное то­по­ри­ще, изо­бра­жа­ет­ся свя­той Лав­рен­тий и на древ­них ико­нах. Хо­дил зи­мой и ле­том бо­сой, в ру­баш­ке и в ов­чин­ном ко­жу­хе. В до­ме у кня­зя он жил толь­ко неко­то­рое вре­мя, а боль­ше – там, где впо­след­ствии был ос­но­ван мо­на­стырь его име­ни. Здесь, в по­лу­вер­сте от го­ро­да его вре­ме­ни (ныне – го­ро­ди­ще на ле­вом бе­ре­гу р. Ячен­ки), на вер­шине го­ры, по­кры­той гу­стым ле­сом, сто­ял уеди­нен­ный храм Рож­де­ства Хри­сто­ва; вбли­зи хра­ма бы­ла хи­жи­на бла­жен­но­го Лав­рен­тия. Но­чью вы­хо­дил он из нее на па­перть хра­ма и со­вер­шал мо­лит­вы, а для слу­ша­ния бо­го­слу­же­ния про­ко­пан был у него от хи­жи­ны в зем­ле ход, и пра­вед­ный Лав­рен­тий хо­дил к церк­ви, ута­и­вая от лю­дей свои мо­лит­вы. По­дви­га­ми са­мо­от­ре­че­ния он столь воз­вы­сил­ся в ду­хе, что еще при жиз­ни про­сла­вил­ся чу­дом за­щи­ты Ка­лу­ги. В ру­ко­пис­ных свят­цах ска­за­но: «Свя­той пра­вед­ный Лав­рен­тий иже Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, чу­до­тво­рец, пре­ста­ви­ся в ле­то 7023 (1515 г.) ме­ся­ца ав­гу­ста в де­ся­тый день». На ме­сте по­дви­гов его, ве­ро­ят­но, кня­зем Си­мео­ном, устро­ен мо­на­стырь. Мо­щи пра­вед­но­го Лав­рен­тия по­чи­ва­ли под спу­дом у ле­во­го кли­ро­са. В 1565 го­ду Иоанн Гроз­ный в жа­ло­ван­ной гра­мо­те мо­на­сты­рю пи­сал: «Мо­на­стырь Рож­де­ства Хри­сто­ва, где ле­жит Лав­рен­тий Хри­ста ра­ди юро­ди­вый». Из это­го вид­но, что в XVI ве­ке уже чти­ли па­мять пра­вед­но­го Лав­рен­тия. В мо­на­сты­ре хра­ни­лось Еван­ге­лие 1686 го­да с под­пи­сью: «Ца­рев­на Та­ти­а­на Ми­хай­лов­на по­жа­ло­ва­ла в оби­тель пре­по­доб­но­го Лав­рен­тия чу­до­твор­ца». Бла­го­че­сти­вая сест­ра ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча из­вест­на так­же тем, что бы­ла сто­рон­ни­цей ре­форм свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на († 1681). В мо­на­сты­ре бы­ло 3 церк­ви, ко­ло­коль­ня, на­сто­я­тель­ские и брат­ские кел­лии, а во­круг мо­на­сты­ря – ка­мен­ная сте­на с баш­ня­ми.

По­смерт­ные чу­де­са пра­вед­но­го Лав­рен­тия.
Опи­са­ние по­смерт­ных чу­дес пра­вед­но­го Лав­рен­тия из­вест­но по спис­ку, со­став­лен­но­му в оби­те­ли при игу­мене Ка­ри­оне (игу­мен-на­сто­я­тель с 1697, ар­хи­манд­рит с 1708; (1722)). Иеро­мо­нах Ка­ри­он (Ис­то­мин) был усерд­ным по­мощ­ни­ком пат­ри­ар­ха Адри­а­на.
Пер­вое из чу­дес от­но­сит­ся к 1621 го­ду. Это – ис­це­ле­ние па­ра­лич­но­го бо­яри­на Льва Ан­дре­еви­ча Ко­ло­гри­во­ва. Он не вла­дел ни ру­ка­ми, ни но­га­ми, ни язы­ком. Его при­нес­ли и по­ло­жи­ли близ гро­ба свя­то­го Лав­рен­тия. Во вре­мя пе­ния мо­леб­на, ко­гда чи­та­ли Еван­ге­лие, рас­слаб­лен­ный про­го­во­рил, под­нял пра­вую ру­ку и стал по­ла­гать ею на се­бе крест­ное зна­ме­ние; по­том встал, по­до­шел к гроб­ни­це и при­ло­жил­ся к ней. По окон­ча­нии мо­леб­на он уже сво­бод­но го­во­рил и стал со­вер­шен­но здо­ров, как преж­де.
1 июня 1622 го­да пра­вед­ный Лав­рен­тий ис­це­лил бес­но­ва­то­го жи­те­ля Ка­лу­ги Сте­фа­на. Од­на­жды род­ные ве­ли Сте­фа­на в оби­тель по­мо­лить­ся пра­вед­но­му Лав­рен­тию, но бес­но­ва­тый, устра­ша­е­мый злы­ми ду­ха­ми в ви­де лю­тых зве­рей, устрем­ляв­ших­ся рас­тер­зать его, со­про­тив­лял­ся. Близ церк­ви Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня вне­зап­но явил­ся Сте­фа­ну Хри­ста ра­ди юро­ди­вый Лав­рен­тий, ото­гнал от него злых де­мо­нов и ве­лел ид­ти в мо­на­стырь Рож­де­ства Хри­сто­ва, к сво­е­му гро­бу. Страж­ду­щий ис­пол­нил по­ве­ле­ние угод­ни­ка Бо­жия, при­шел, при­ло­жил­ся ко гро­бу и по окон­ча­нии мо­леб­на воз­вра­тил­ся в дом свой здо­ро­вым.
В 1632 го­ду у гроб­ни­цы бла­жен­но­го Лав­рен­тия по­лу­чил ис­це­ле­ние дру­гой бес­но­ва­тый. Он был так силь­но му­чим бе­сом, что во вре­мя сво­е­го трех­днев­но­го пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре устра­шил всех мо­на­хов. Но на 4-й день за бо­го­слу­же­ни­ем, во вре­мя пе­ния Хе­ру­вим­ской пес­ни, стра­да­лец по­лу­чил со­вер­шен­ное из­бав­ле­ние от бе­сов­ско­го том­ле­ния.
По мо­лит­вам бла­жен­но­го Лав­рен­тия Ка­луж­ско­го со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния глаз­ных бо­лез­ней.
Мно­го­чис­лен­ны бы­ли ис­це­ле­ния и от дру­гих неду­гов, име­но­вав­ших­ся в то вре­мя од­ним об­щим на­зва­ни­ем – ли­хо­рад­ка.
Ка­луж­ский чу­до­тво­рец был по­мощ­ни­ком и в рат­ном де­ле. Свя­той, за­щи­щав­ший Ка­лу­гу при жиз­ни, и по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны по­сы­лал обиль­ную по­мощь рус­ско­му во­ин­ству и из­бав­лял го­су­дар­ство от вра­гов, при­хо­див­ших по­ко­рить Ка­лу­гу и на­хо­див­ших здесь ги­бель.
Во вре­мя на­по­лео­нов­ско­го на­ше­ствия за­ступ­ле­ние бла­жен­но­го Лав­рен­тия за род­ную зем­лю про­яви­лось осо­бен­но яр­ко. Ка­луж­ские ме­ста ста­ли «пре­де­лом на­ступ­ле­ния и на­ча­лом от­ступ­ле­ния и ги­бе­ли вра­га», – как на­пи­са­но на Ма­ло­я­ро­сла­вец­ком па­мят­ни­ке в честь боя 12 ок­тяб­ря 1812 го­да.
Ко­гда по­сле сра­же­ния под Ма­ло­я­ро­слав­цем 12 ок­тяб­ря 1812 го­да на­ча­лось от­ступ­ле­ние непри­я­те­ля, то ка­лу­жане уви­де­ли в этом ми­ло­сер­дие Бо­жие, за­ступ­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри в чу­до­твор­ном Ее Ка­луж­ском об­ра­зе и по­мощь свя­то­го по­кро­ви­те­ля го­ро­да – бла­жен­но­го Лав­рен­тия. Свя­тей­ший Си­нод ука­зом от 17 июня 1813 го­да удо­вле­тво­рил прось­бу граж­дан об остав­ле­нии об­ра­за бла­жен­но­го Лав­рен­тия в со­бо­ре и по­ста­но­вил со­вер­шать с ним еже­год­ный крест­ный ход во­круг Ка­лу­ги в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния 12 ок­тяб­ря 1812 го­да.
Из­вест­но, что во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да бы­ло со­бра­но ка­луж­ское опол­че­ние – 15 000 че­ло­век. Епи­скоп Ка­луж­ский Евлам­пий (Вве­ден­ский) по­сле мо­леб­на при­вел всех к при­ся­ге и ска­зал им сло­во, про­ник­ну­тое глу­бо­кой на­деж­дой на по­мощь Бо­жию. Окро­пив опол­чен­цев свя­той во­дой, он вру­чил на­чаль­ни­ку опол­че­ния ге­не­рал-лей­те­нан­ту Ше­пеле­ву зна­мя-хо­ругвь, на ко­то­рой с од­ной сто­ро­ны был об­раз Ка­луж­ской Бо­го­ма­те­ри, а с дру­гой – свя­то­го пра­вед­но­го Лав­рен­тия. Опол­че­ние, в ко­то­рое вхо­ди­ли и мест­ные се­ми­на­ри­сты, про­шло под этой хо­руг­вью всю вой­ну. И по­сле по­бед­но­го воз­вра­ще­ния войск из за­гра­нич­но­го по­хо­да она бы­ла по­ме­ще­на в ка­луж­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре в 1814 го­ду.
Кро­ме 10 ав­гу­ста, дня пре­став­ле­ния бла­жен­но­го Лав­рен­тия, па­мять свя­то­го чти­лась еще и 8 июля, ве­ро­ят­но, в па­мять о пер­вом в Ка­лу­ге чу­дес­ном ис­це­ле­нии, ко­то­рое по­лу­чил бо­ярин Л.А. Ко­ло­гри­вов в 1721 го­ду.

☦️
Священномученик Вячесла́в Закедский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вя­че­слав – Вя­че­слав Ива­но­вич За­кед­ский – ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1900 го­ду он окон­чил курс Яро­слав­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии и был опре­де­лен учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в се­ло Тол­го­боль Яро­слав­ско­го уез­да. В этот пе­ри­од он же­нит­ся на На­деж­де Мит­ро­фа­новне Со­лон­цо­вой, до­че­ри диа­ко­на Ры­бин­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Мит­ро­фа­на Ти­мо­фе­е­ви­ча Со­лон­цо­ва, про­ис­хо­див­ше­го из ста­рин­но­го свя­щен­ни­че­ско­го ро­да.
21 ян­ва­ря 1901 го­да Вя­че­слав За­кед­ский был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к Пре­об­ра­жен­ско­му со­бо­ру го­ро­да Ры­бин­ска, и вме­сте с тем на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем со­бор­ной цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. В 1909 го­ду он был опре­де­лен так­же за­ко­но­учи­те­лем VIII при­ход­ско­го на­чаль­но­го учи­ли­ща. К празд­но­ва­нию 25-ле­тия цер­ков­но-при­ход­ских школ отец Вя­че­слав был на­граж­ден ме­да­лью.
По­сле фев­раль­ской ре­во­лю­ции в мае 1917 г. диа­кон За­кед­ский был пе­ре­ве­ден в тю­рем­ную цер­ковь го­ро­да Ры­бин­ска и воз­ве­ден в сан свя­щен­ни­ка. По-ви­ди­мо­му, в этой церк­ви в пе­ри­од по­дав­ле­ния Яро­слав­ско­го вос­ста­ния в ночь на 10/23 ав­гу­ста 1918 го­да он был же­сто­ко из­ра­нен, от­че­го вско­ре скон­чал­ся. Его по­хо­ро­ни­ли на го­род­ском клад­би­ще при церк­ви Свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го.

☦️
Священномученик Афана́сий Кислов, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Афа­на­сий Гри­горь­е­вич Кис­лов ро­дил­ся в мар­те 1880 г. в де­ревне Та­ра­с­ки­но Се­беж­ско­го уез­да, Псков­ской гу­бер­нии в рус­ской кре­стьян­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его бы­ли бед­ны, ра­бо­та­ли по най­му. В се­мье Кис­ло­вых бы­ло 3 де­тей: Афа­на­сий, стар­ший, и две де­воч­ки. Ко­гда Афа­на­сию ис­пол­ни­лось 4 го­да, се­мью на­стиг­ло боль­шое го­ре: отец се­мей­ства, Гри­го­рий Кис­лов, воз­вра­щал­ся од­на­жды позд­ним ве­че­ром до­мой через лес. В нетро­ну­тых по тем вре­ме­нам ле­сах Се­беж­ско­го уез­да во­ди­лись во мно­же­стве ди­кие зве­ри. Гри­го­рия Кис­ло­ва окру­жи­ла стая вол­ков, и он ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся от раз­ры­ва серд­ца. Вско­ре его мо­ло­дая вдо­ва то­же умер­ла, и де­ти оста­лись круг­лы­ми си­ро­та­ми. Всех тро­их взял на вос­пи­та­ние в свою се­мью при­ход­ской свя­щен­ник, про­то­и­е­рея Иосиф Ни­ка­но­вич. Впо­след­ствии на до­про­се в 1937 г. отец Афа­на­сий по­ка­жет, что, бу­дучи си­ро­той, он вос­пи­ты­вай­ся в се­мье сво­их «крест­ных ро­ди­те­лей». Ви­ди­мо, он не за­хо­тел ста­вить под удар се­мью Ни­ка­но­ви­чей и скрыл та­ким об­ра­зом их при­над­леж­ность к ду­хов­но­му со­сло­вию, ска­зав, что отец Иосиф, со­вер­шив­ший над ним та­ин­ство кре­ще­ния, был все­го лишь его крест­ным от­цом.
Про­то­и­е­рей Иосиф Ни­ка­но­вич, потом­ствен­ный пас­тырь, рас­тил при­ем­ных де­тей так же, как и сво­их. Под­рос­ше­го Афа­на­сия он опре­де­лил на уче­бу, а се­стер его вы­дал за­муж. «Афа­на­сий за­кон­чил че­ты­рех­го­дич­ное «на­род­ное учи­ли­ще», – так он по­ка­жет на до­про­се о сво­ем пер­во­на­чаль­ном об­ра­зо­ва­нии. В воз­расте 16 лет он уехал на за­ра­бот­ки в Пе­тер­бург и устро­ил­ся пи­са­рем при тор­го­вой кон­то­ре.
В се­мье от­ца Иоси­фа под­рас­та­ла дочь Ан­на, мо­ло­же Афа­на­сия на 8 лет. Дет­ство Афа­на­сия и Ан­ны про­хо­ди­ло в од­ном до­ме. Ти­хая, невы­со­ко­го ро­ста де­вуш­ка, с огром­ной ру­сой ко­сой, за­вер­шив свое об­ра­зо­ва­ние в Ви­теб­ской жен­ской гим­на­зии, в воз­расте 20 лет со­бра­лась за­муж. Опре­де­ли­ли день свадь­бы, уже бы­ло го­то­во сва­деб­ное пла­тье. Но Афа­на­сий Гри­горь­е­вич, вы­ехав из Пе­тер­бур­га, на­шел Ан­ну Иоси­фов­ну в с.Киц­ко­во Ид­риц­ко­го р-на, где она про­жи­ва­ла, и стал усерд­но про­сить ее ру­ки. Ан­на Иоси­фов­на со­гла­си­лась…Афа­на­сий Гри­горь­е­вич и Ан­на Иоси­фов­на по­вен­ча­лись в 1908 г., и Бог бла­го­сло­вил се­мей­ство 9-ю детьми: 4-мя маль­чи­ка­ми и 5-ю де­воч­ка­ми. Де­ти о. Афа­на­сия: Лео­нид, 1911 г.р., Ни­на, 1915 г.р., Се­ра­фи­ма, 1917 г.р., Вик­тор, 1919 г.р., Та­и­сия, 1922 г.р., Ев­ге­ния, 1924 г.р., Гри­го­рий, 1926 г.р., Ан­на, 1928 г.р., и Еф­ро­си­ния, 1929 г.р.
Вско­ре по­сле вен­ча­ния Афа­на­сий Гри­горь­е­вич при­ни­ма­ет ре­ше­ние по­свя­тить свою даль­ней­шую жизнь слу­же­нию Церк­ви. 2 го­да, с 1908 по 1910 гг., он учит­ся на пса­лом­щи­ка. Путь его по ду­хов­но­му ве­дом­ству на­чал­ся не без уча­стия и ре­ко­мен­да­ций его при­ем­но­го от­ца, прот. Иоси­фа Ни­ка­но­ви­ча, ко­то­рый дав­но про­зрел в нем хо­ро­шие за­дат­ки к ду­хов­ной жиз­ни. По­сле окон­ча­ния уче­бы Афа­на­сий был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Успен­ской церк­ви с. Яс­луй­жи (Айз­калне) Прейлис­ско­го уез­да Ви­теб­ской гу­бер­нии (ныне этот при­ход на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии При­бал­ти­ки, в Лат­вии).
В 1910 г. Прео­свя­щен­ный Се­ра­фим (Ме­ще­ря­ков), епи­скоп По­лоц­кий и Ви­теб­ский, ру­ко­по­ло­жил Афа­на­сия в сан диа­ко­на.

6 лет отец Афа­на­сий слу­жил диа­ко­ном в церк­ви боль­шо­го при­хо­да с. Си­ро­ти­но Ви­теб­ской гу­бер­нии. Ре­во­лю­ция 1917 го­да и по­сле­ду­ю­щие за ней тра­ги­че­ские со­бы­тия не пе­ре­ме­ни­ли же­ла­ние о. Афа­на­сия слу­жить Бо­гу, и с 1918 го­да он диа­кон­ству­ет в церк­ви во имя Воз­не­се­ния Гос­под­ня с. Хвощ­но Ви­теб­ской обл.
Во свя­щен­ни­ки отец Афа­на­сий был ру­ко­по­ло­жен в 1924 го­ду в г. Ви­теб­ске епи­ско­пом Ин­но­кен­ти­ем (Ле­тя­е­вым) и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви с. Руд­ня Ме­жан­ско­го р-на Ви­теб­ской епар­хии.

В 1930 го­ду цер­ковь об­ло­жи­ли еще боль­шим на­ло­гом. При­хо­жане су­ще­ствен­ной по­мо­щи ока­зать бо­лее не мог­ли. Ба­тюш­ка стал пред­при­ни­мать са­мые раз­ные по­пыт­ки най­ти сред­ства для по­кры­тия на­ло­гов. Он спе­ци­аль­но ез­дил к род­ной сест­ре одол­жить день­ги, од­на­ко нуж­ную сум­му на­брать не смог. Со дня на день в се­мье ожи­да­ли со­труд­ни­ков НКВД.
В ожи­да­нии аре­ста по­тя­ну­лись дол­гие го­лод­ные дни. В слу­чае аре­ста о. Афа­на­сия Ан­на Иоси­фов­на с детьми оста­ва­лась без кор­миль­ца. К это­му вре­ме­ни в се­мье под­рас­та­ло уже 9 де­тей.
На се­мей­ном со­ве­те бы­ло ре­ше­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну Кис­ло­вых, на Псков­щи­ну. Пе­ре­ме­на ме­ста жи­тель­ства мог­ла предот­вра­тить неми­ну­е­мый арест и да­ва­ла на­деж­ду най­ти спо­со­бы к про­дол­же­нию су­ще­ство­ва­ния се­мьи.
В 1930 г. Кис­ло­вы пе­ре­еха­ли в Се­беж­ский р-н Псков­ско­го окру­га. Ба­тюш­ке уда­лось за­ре­ги­стри­ро­вать­ся свя­щен­ни­ком Ни­коль­ской церк­ви с. При­ха­бы Се­беж­ско­го рай­о­на. Цер­ковь бы­ла боль­шая, трех­пре­столь­ная, в ней, во­пре­ки тя­же­лей­шим ис­то­ри­че­ским ка­та­клиз­мам, со­хра­ни­лось мно­же­ство древ­них икон, цен­ные бо­го­слу­жеб­ные со­су­ды и об­ла­че­ния всех цве­тов. В на­сто­я­щее вре­мя, в на­ча­ле XXI ве­ка, хра­ма в При­ха­бах нет, нет да­же са­мо­го се­ла. О При­ха­бах на­по­ми­на­ет толь­ко При­хаб­ское озе­ро, по ко­то­ро­му уда­лось най­ти быв­шее его ме­сто­рас­по­ло­же­ние на гео­гра­фи­че­ской кар­те Псков­ской об­ла­сти.
О. Афа­на­сий стал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. По­се­лил­ся он с се­мьей в д. Сма­ги­но, в ки­ло­мет­ре от церк­ви. На кли­ро­се пе­ла и чи­та­ла од­на мо­на­хи­ня. Она же бы­ла и зво­на­рем, и сто­ро­жем. Ма­туш­ка Ан­на Иоси­фов­на очень лю­би­ла цер­ковь и бо­го­слу­же­ние, но для нее участ­во­вать в нем бы­ло опас­но, да и се­мей­ные хло­по­ты бы­ли нема­лые. Ба­тюш­ка бла­го­сло­вил ей печь просфо­ры. Ко­гда ма­туш­ка их вы­пе­ка­ла, в до­ме все за­ми­ра­ло. Все зна­ли, что со­вер­ша­ет­ся осо­бое, свя­тое де­ло; стар­шие де­ти по­мо­га­ли. Бла­го­го­ве­нию к свя­тыне и стра­ху Бо­жию стар­шие Кис­ло­вы при­уча­ли сво­их де­тей сыз­маль­ства.
На­сколь­ко бы­ло воз­мож­но по об­сто­я­тель­ствам то­го вре­ме­ни, о. Афа­на­сий про­дол­жал при­ход­скую де­я­тель­ность. Кре­стил он на до­му, где для это­го бы­ла при­па­се­на ста­рин­ная ку­пель. Вви­ду от­сут­ствия крест­ных, ба­тюш­ка ча­сто бла­го­слов­лял свою дочь Та­и­сию в вос­при­ем­ни­цы кре­ща­е­мых. На ло­ша­ди тай­но ез­дил на тре­бы по при­хо­ду по прось­бам при­хо­жан.
О. Афа­на­сий осо­бен­но лю­бил Рож­де­ство Хри­сто­во и рож­де­ствен­ские служ­бы. От Рож­де­ствен­ско­го по­ста в се­мье осво­бож­да­лись толь­ко са­мые ма­лень­кие. Рож­де­ствен­скую служ­бу про­во­ди­ли но­чью, как и по­ла­га­ет­ся по Уста­ву. Все шли в цер­ковь; до­ма оста­ва­лась толь­ко стар­шая дочь, ко­то­рая на­кры­ва­ла на стол. По окон­ча­нии празд­нич­но­го бо­го­слу­же­ния о. Афа­на­сий слу­жил до­ма мо­ле­бен. По­сле окон­ча­ния его и ве­ли­ча­ния Рож­ден­но­му Бо­гом­ла­ден­цу са­ди­лись за стол и раз­гов­ля­лись. Отец был лю­бим детьми, ав­то­ри­тет его был непре­ре­ка­ем, но «не за страх, а за лю­бовь». Же­лая услу­жить от­цу, де­ти на­пе­ре­гон­ки бе­жа­ли, на­при­мер, «по­мыть па­пи­ны ка­ло­ши». Каж­до­го ба­тюш­ка бла­го­слов­лял от­дель­ной икон­кой, ко­то­рая уста­нав­ли­ва­лась в до­маш­нем ико­но­ста­се и по утрам де­ти при­кла­ды­ва­лись к «сво­им» ико­нам. От­цов­ские бла­го­сло­вен­ные ико­ны хра­нят­ся в се­мьях де­тей Кис­ло­вых, как се­мей­ные ре­лик­вии.
Ба­тюш­ка сам учил сво­их де­тей За­ко­ну Бо­жию и мо­лит­вам. Де­ти рас­са­жи­ва­лись ряд­ком на рус­ской печ­ке, учи­ли мо­лит­вы, пе­ли бо­го­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния. Ча­сто до­ма при уча­стии де­тей со­вер­ша­лось по­до­бие все­нощ­но­го бде­ния. У о.Афа­на­сия был хо­ро­ший го­лос, ба­ри­тон, он лю­бил петь и чи­тать вслух де­тям Еван­ге­лие. Он был все­гда спо­кой­ным, урав­но­ве­шен­ным, ни­ко­гда не по­вы­шал тон и все пе­ре­но­сил до­стой­но. Внешне был вы­со­ким, креп­ко­го те­ло­сло­же­ния и той осо­бой внеш­но­сти, в ко­то­рой все­гда и вез­де уга­ды­ва­ет­ся но­си­тель свя­щен­но­го са­на.
Дом Кис­ло­вых со­сто­ял из 2-х по­ло­вин: на од­ной жи­ла се­мья, а вто­рая без­раз­дель­но при­над­ле­жа­ла ба­тюш­ке. Сю­да без раз­ре­ше­ния не вхо­ди­ли. Здесь на­хо­ди­лась боль­шая ста­рин­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в рез­ном ки­о­те, и ба­тюш­ка по­дол­гу мо­лил­ся пе­ред ней. В это вре­мя ба­тюш­ку бес­по­ко­ить бы­ло не при­ня­то.
В 1935 го­ду на Пас­ху о. Афа­на­сия аре­сто­ва­ли пря­мо в хра­ме, во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В те­че­ние 2-х недель он на­хо­дил­ся под аре­стом «для вы­яс­не­ния ка­ких-то об­сто­я­тельств». Его от­пу­сти­ли без оформ­ле­ния «де­ла». О. Афа­на­сий по­сле это­го аре­ста сно­ва вер­нул­ся до­мой по­лу­жи­вым. Он мол­чал, ни­че­го не рас­ска­зы­вал, и толь­ко од­на­жды у него вы­рва­лось, что он си­дел в ка­ме­ре вме­сте с уго­лов­ни­ка­ми, ко­то­рые са­ди­лись на него вер­хом и за­став­ля­ли его по оче­ре­ди на се­бе во­зить. Но ду­хом ба­тюш­ка оста­вал­ся кре­пок и, по­пра­вив­шись, сно­ва вер­нул­ся к Пре­сто­лу Бо­жию.
Жить ле­галь­но свя­щен­ни­ку к кон­цу 30-х г. бы­ло опас­но. Род­ные и близ­кие не раз пред­ла­га­ли и про­си­ли о. Афа­на­сия скрыть­ся, но он все­гда от­ве­чал им так: «Иисус Хри­стос стра­дал, и я пой­ду стра­дать за Него…». Де­ти о. Афа­на­сия вспо­ми­на­ют, что их отец да­вал по­нять, что зна­ет, ка­кой смер­тью он умрет. Но по­ня­тие об этом при­шло к ним спу­стя мно­гие го­ды, по­сле то­го, как со­вер­ши­лась эта смерть…

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-kislov

☦️
Второе обре́тение и перенесение мощей прп. Са́ввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1998).
Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот 1917 го­да, так страш­но из­ме­нив­ший всю жизнь Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, кос­нул­ся и чест­ных мо­щей прп. Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го.
Впер­вые мо­щи пре­по­доб­но­го бы­ли вскры­ты и осквер­не­ны еще в мае 1918 го­да, за­дол­го до офи­ци­аль­но­го ре­ше­ния боль­ше­вист­ской вла­сти. 1 фев­ра­ля 1919 го­да бы­ло опуб­ли­ко­ва­но по­ста­нов­ле­ние На­род­но­го Ко­мис­са­ри­а­та Юс­ти­ции о по­все­мест­ном ор­га­ни­зо­ван­ном вскры­тии мо­щей. 4 мар­та то­го же го­да бы­ли еще раз вскры­ты свя­тые мо­щи прп. Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го. Ко­гда ду­хов­ни­ка оби­те­ли иеро­мо­на­ха Сав­ву, оче­вид­ца со­бы­тий, спро­си­ли о про­ис­хо­дя­щем: «Как, отец Сав­ва, бы­ло при вскры­тии?», он от­ве­чал: «Ужас… все, как в Геф­си­ман­ском са­ду, и по­ру­га­ние, и опле­ва­ние…».
При­хо­жане Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря пы­та­лись за­щи­тить свя­тые мо­щи от по­ру­га­ния и пи­са­ли жа­ло­бы в нар­ко­ма­ты Внут­рен­них дел и Юс­ти­ции, ука­зы­вая на оскор­би­тель­ные дей­ствия мест­ных вла­стей у ра­ки пре­по­доб­но­го Сав­вы. За­щи­та при­хо­жа­на­ми зве­ни­го­род­ской свя­ты­ни ни к че­му не при­ве­ла. 5 ап­ре­ля 1919 го­да свя­тые мо­щи прп. Сав­вы увез­ли из мо­на­сты­ря на Лу­бян­ку.
Вот тут-то и вспом­ни­лось древ­нее мо­на­стыр­ское пре­да­ние: неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны прп. Сав­ва «в од­но вре­мя за­пла­кал и ска­зал сво­ей бра­тии: «При­дет вре­мя, на зем­ле лю­ди за­бу­дут Бо­га и бу­дут над Ним сме­ять­ся, к вла­сти при­дет ан­ти­хри­сто­ва си­ла. Она вы­го­нит ме­ня из мо­на­сты­ря, но я со­всем не уй­ду. Я пе­ре­се­люсь в дру­гое ме­сто, где еще часть лю­дей не за­бу­дет Бо­га, и я бу­ду за них мо­лить­ся пе­ред кон­цом све­та». Это про­ро­че­ство прп. Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го бы­ло да­же на­пе­ча­та­но в со­вет­ских га­зе­тах тех лет, как до­ка­за­тель­ство контр­ре­во­лю­ци­он­но­сти мо­на­ше­ства.
Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что свя­тые мо­щи Зве­ни­го­род­ско­го Чу­до­твор­ца утра­че­ны на­все­гда. И лишь в на­ча­ле 90-х гг. XX ве­ка ста­ло из­вест­но, что чест­ная гла­ва прп. Сав­вы бо­лее 50-ти лет тай­но хра­ни­лась су­пру­га­ми Ми­ха­и­лом Ми­хай­ло­ви­чем и Со­фьей Дмит­ри­ев­ной Успен­ски­ми.
О том, как мо­щи прп. Сав­вы ока­за­лись в се­мье Успен­ских, из­вест­но сле­ду­ю­щее. В 20-е го­ды Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич, со­труд­ник Го­судар­ствен­но­го ис­то­ри­че­ско­го му­зея и член Ко­мис­сии по охране па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры Мос­ков­ской об­ла­сти, был вы­зван на Лу­бян­ку. Со­труд­ник, вы­звав­ший его, по­ка­зал Ми­ха­и­лу Ми­хай­ло­ви­чу се­реб­ря­ное блю­до, свер­ху на­кры­тое ма­те­ри­ей, и ска­зал: «Возь­ми­те это блю­до и пе­ре­дай­те в му­зей, а то, что на блю­де — остан­ки Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го, — по­ме­сти­те, ку­да со­чте­те нуж­ным». М.М. Успен­ский хра­нил мо­щи у се­бя до­ма, а за три го­да до смер­ти, бес­по­ко­ясь о судь­бе свя­ты­ни, через про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Га­ни­на, на­сто­я­те­ля Успен­ской церк­ви с. Жи­ли­но Лю­бе­рец­ко­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, об­ра­щал­ся к о. Ев­ло­гию (Смир­но­ву), то­гда эко­но­му Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, с во­про­сом: как быть с мо­ща­ми? О. Ев­ло­гий по­со­ве­то­вал ему пе­ре­дать мо­щи в Лав­ру. Поз­же, ко­гда о. Ев­ло­гий уже был на­мест­ни­ком от­крыв­ше­го­ся Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря, он по­зво­нил Успен­ским и спро­сил о судь­бе мо­щей прп. Сав­вы. Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич к то­му вре­ме­ни скон­чал­ся, а его род­ствен­ни­ки со­об­щи­ли, что они пе­ре­да­ли мо­щи свя­щен­ни­ку, ко­то­рый на­пут­ство­вал М.М. Успен­ско­го пе­ред смер­тью. «По­жа­луй­ста, возь­ми­те их, как и обе­щал Вам наш отец», — до­ба­ви­ли они. 25 мар­та 1985 го­да свя­ты­ня бы­ла пе­ре­да­на в Мос­ков­ский Свя­то-Да­ни­лов мо­на­стырь, пат­ри­ар­шую и си­но­даль­ную ре­зи­ден­цию, где по­чи­ва­ла в ал­та­ре хра­ма Се­ми Все­лен­ских со­бо­ров.
22–25 ав­гу­ста 1998 го­да Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ский мо­на­стырь тор­же­ствен­но празд­но­вал свое 600-ле­тие. В честь это­го со­бы­тия, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II, свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­та Сав­вин­ской оби­те­ли, чест­ные мо­щи прп. Сав­вы бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь.
Под­го­тов­ка к юби­лею мо­на­сты­ря и пе­ре­не­се­нию свя­тых мо­щей объ­еди­ни­ла тру­ды мно­гих и мно­гих лю­дей. В ре­корд­но ко­рот­кие сро­ки был про­ве­ден огром­ный объ­ем ре­монт­но-вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот, от­ли­ты и под­ня­ты на звон­ни­цу пер­вые 10 ко­ло­ко­лов, вос­со­зда­на по ста­рым об­раз­цам ра­ка для мо­щей прп. Сав­вы, вос­ста­нов­лен «ма­лый скит», бла­го­устро­е­на тер­ри­то­рия мо­на­сты­ря и бли­жай­ших окрест­но­стей.
Празд­но­ва­ние юби­лея на­ча­лось утром 22 ав­гу­ста 1998 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Свя­то-Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II с со­бо­ром ар­хи­пас­ты­рей от­слу­жил Бо­же­ствен­ную Ли­тур­гию и мо­ле­бен, по­сле че­го ков­чег с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го под ко­ло­коль­ный звон и мо­лит­вен­ное пе­ние был про­не­сен крест­ным хо­дом до Свя­тых врат мо­на­сты­ря, где Свя­тей­ший Пат­ри­арх осе­нил свя­ты­ми мо­ща­ми всех при­сут­ству­ю­щих.
По­сле это­го ков­чег был вне­сен в ав­то­бус, и ко­лон­на из 15 ав­то­бу­сов и несколь­ких де­сят­ков ав­то­мо­би­лей от­пра­ви­лась в путь — в Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ский мо­на­стырь.
В Зве­ни­го­ро­де у хра­ма свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го ко­лон­на оста­но­ви­лась, и крест­ный ход про­дол­жил­ся пеш­ком. Жи­те­ли вос­при­ни­ма­ли воз­вра­ще­ние сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля и за­ступ­ни­ка как чу­до, как Бо­жию ми­лость, яв­лен­ную Зве­ни­го­род­ской зем­ле.
Под неумол­ка­ю­щий ко­ло­коль­ный звон, мно­го­ты­сяч­ный крест­ный ход по­до­шел к Свя­тым во­ро­там мо­на­сты­ря, из ко­то­рых вы­шел Свя­тей­ший Пат­ри­арх. Он при­нял ков­чег со свя­ты­ми мо­ща­ми и внес его в мо­на­стырь. По­сле по­ло­же­ния ков­че­га в Рож­де­ствен­ском со­бо­ре в воз­об­нов­лен­ную ра­ку на­ча­лось празд­нич­ное все­нощ­ное бде­ние пат­ри­ар­шим слу­же­ни­ем.
Так в Сто­ро­жев­ской оби­те­ли по­явил­ся еще один пре­столь­ный празд­ник — 23 ав­гу­ста, по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­но­ар­хи­манд­ри­та оби­те­ли Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II во­шед­ший в цер­ков­ный ка­лен­дарь как день Вто­ро­го об­ре­те­ния и пе­ре­не­се­ния чест­ных мо­щей прп. Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го.
Пять ве­ков про­шло с тех пор, как про­си­ял на зем­ле свя­той Угод­ник Бо­жий Сав­ва. Ме­ня­лись лю­ди, ме­ня­лись нра­вы, про­шел и XIX век с его от­ри­ца­те­ля­ми Бо­га и чу­дес, а оби­тель Сав­ви­на сто­ит, хра­ни­мая мо­лит­ва­ми сво­е­го ос­но­ва­те­ля, по-преж­не­му сте­ка­ет­ся на­род на по­кло­не­ние его свя­тым мо­щам, по-преж­не­му с ве­рою ищу­щие по­мо­щи по­лу­ча­ют ее и про­слав­ля­ют Бо­га и Его Угод­ни­ка, прп. Сав­ву.

☦️
Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Со­ло­вец­ких празд­ну­ет­ся 10 / 23 ав­гу­ста. Празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но ука­зом пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II от 25 мар­та 2000 го­да.
По иро­нии судь­бы ме­сто по­движ­ни­че­ства ве­ли­ких рус­ских свя­тых – Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в Бе­лом мо­ре – в го­ды боль­ше­вист­ских ре­прес­сий ста­ло ме­стом му­че­ни­че­ства для мил­ли­о­нов невин­но осуж­ден­ных лю­дей, на­силь­ствен­но по­ме­щен­ных в нече­ло­ве­че­ские усло­вия, из ко­то­рых ве­ла толь­ко од­на до­ро­га – к смер­ти. Но как бы ни бы­ли же­сто­ки их ис­тя­за­те­ли, как свет от неуга­си­мой лам­па­ды, над зем­лей ар­хи­пе­ла­га под­ни­ма­лась к небу мо­лит­ва о Рос­сии. И внут­рен­ней, ду­хов­ной сво­бо­ды на Со­лов­ках в го­ды са­мых лю­тых ре­прес­сий бы­ло боль­ше, чем «на сво­бо­де» в СССР.
«…Со­лов­ки – див­ный ост­ров мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, сли­я­ния ду­ха вре­мен­но­го, че­ло­ве­че­ско­го с ду­хом веч­ным, Гос­под­ним. Тем­ная опушь пя­ти­сот­лет­них елей на­пол­за­ет на блед­ную го­лу­биз­ну сту­де­но­го мо­ря. Меж­ду ни­ми лишь тон­кая бе­лая лен­та ед­ва за­мет­но­го при­боя. Тишь. По­кой. Штор­мы ред­ки на По­лу­ноч­ном мо­ре. Ти­ши­на ца­рит и в глу­би зе­ле­ных де­брей, где лишь стро­гие ели пе­ре­шеп­ты­ва­ют­ся с тре­пет­но-неж­ны­ми – та­ких неж­ных ни­где, кро­ме Со­лов­ков, нет – неве­ста­ми-бе­рез­ка­ми. Шел­ко­ви­стые мхи и гу­стые па­по­рот­ни­ки ку­та­ют их за­сту­жен­ные дол­гой зи­мой кор­ни. А гри­бов-то, гри­бов! Ка­ких толь­ко нет!…» Та­кой за­пом­нил при­ро­ду ост­ро­ва один из немно­гих чу­дом вы­жив­ших уз­ни­ков Со­ло­вец­ко­го ла­ге­ря осо­бо­го на­зна­че­ния – пи­са­тель Бо­рис Ши­ря­ев.
Зем­ля, ове­ян­ная пре­да­ни­ем… В XV ве­ке мо­нах Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, по име­ни Сав­ва­тий, став­ший от­шель­ни­ком, от­плыл на пу­стын­ную со­ло­вец­кую зем­лю вме­сте со сво­им спо­движ­ни­ком – мо­на­хом Гер­ма­ном. По­се­ли­лись они воз­ле Се­кир­ной го­ры, воз­двиг­ли крест, по­ста­ви­ли кел­лию. Позд­нее на это ме­сто при­шел и дру­гой свя­той по­движ­ник – мо­нах Зо­си­ма, а уже за ним – че­ре­да от­шель­ни­ков, ис­кав­ших толь­ко мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния и слу­же­ния Бо­гу.
Нелег­кой бы­ла эта зем­ля для жиз­ни: зи­мой мо­ро­зы под со­рок, ле­том гнус. Тру­да­ми и спа­са­лись бра­тия. Ка­мень за кам­нем из ве­ка в век воз­дви­га­ли они сте­ны свя­той оби­те­ли, Со­ло­вец­ких со­бо­ров и хра­мов. На­тру­жен­ные уз­ло­ва­тые ру­ки ино­ков тя­ну­ли се­ти, раз­би­ва­ли гря­ды под ого­род, те­са­ли брев­на. И меж­ду тру­дом в по­те ли­ца со­вер­ша­лась непре­стан­ная, не раз­вле­ка­е­мая мо­лит­ва о Ру­си. Не пре­ры­ва­лась ду­хов­ная связь, не пре­кра­ща­лась че­ре­да по­движ­ни­ков.
По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Зо­си­ма, по­мо­лив­шись од­на­жды, из­гнал с ост­ро­ва вол­ков – не долж­на зем­ля свя­тая быть за­пят­нан­ной кро­вью ни лю­дей, ни жи­вот­ных – тво­ре­ний Бо­жи­их…
Но спу­стя ве­ка неве­ро­ят­ный из­гиб во­об­ра­же­ния ру­ко­во­ди­те­лей но­во­го Со­вет­ско­го го­су­дар­ства пре­вра­тил свя­тую зем­лю Со­лов­ков в один из са­мых страш­ных ла­ге­рей смер­ти. Над древним Пре­об­ра­жен­ским со­бо­ром был во­дру­жен крас­ный флаг, по сте­нам рас­став­ле­ны кон­вой­ные, а внут­ри был устро­ен на­сто­я­щий ад. С 20-х гг. до вклю­че­ния ла­ге­ря в си­сте­му со­вет­ско­го «пла­но­во­го эко­но­ми­че­ско­го про­из­вод­ства» он был лишь ме­стом бес­смыс­лен­но­го ка­торж­но­го тру­да и физи­че­ско­го ис­треб­ле­ния.
…Про­мерз­шие, го­лод­ные, из­мож­ден­ные от жаж­ды, по­сле дол­гих ча­сов, про­ве­ден­ных на на­рах, лю­ди схо­ди­ли на зем­лю по­след­не­го сво­е­го зем­но­го при­бе­жи­ща.
На­чи­на­лась пе­ре­клич­ка. На­чаль­ник, вер­нее, «вла­ды­ка» ост­ро­ва тов. Ног­тев и его по­мощ­ник Вась­ков све­ря­ли спис­ки. При­вет­ствие к за­клю­чен­ным: «Здо­ро­во, гра­чи!» со­про­вож­да­лось по­яс­не­ни­ем: «…у нас здесь власть не со­вет­ская, а со­ло­вец­кая!»
Пер­вое имя. Вот из строя но­во­при­быв­ших вы­хо­дит во­ен­ный сред­них лет, спо­кой­но, до­стой­но, как преж­де вхо­дил он с до­кла­дом в ге­не­раль­ный штаб ар­мии. И вдруг на гла­зах у ше­рен­ги за­клю­чен­ных он па­да­ет. Вы­стре­ла они не слы­ша­ли и по­ня­ли, что про­изо­шло, толь­ко ко­гда Вась­ков по­до­звал кон­вой­но­го, чтобы от­та­щить те­ло уби­то­го. А за­тем вот так, под ду­лом убий­цы, на во­ло­сок от смер­ти, про­хо­дит по пе­ре­клич­ке вся пар­тия, и сре­ди них за­клю­чен­ный Бо­рис Ши­ря­ев. И так – каж­дый раз, один-два рас­стре­ла на ме­сте про­сто для то­го, чтобы сло­мить в лю­дях са­му па­мять о том, что еще недав­но они «бы­ли людь­ми».
Те­перь уз­ни­ки зна­ют: от из­ло­мов по­хмель­ной фан­та­зии «вла­стей» за­вит каж­дый их шаг и са­ма жизнь. За «про­ступ­ки», на­при­мер, невы­пол­не­ние «нор­мы вы­ра­бот­ки» – сру­бить и об­те­сать де­сять де­ре­вьев в день – их мо­гут по­ме­стить на всю ночь лю­той зи­мой в быв­шую де­ре­вян­ную го­лу­бят­ню, ли­шив верх­ней одеж­ды… К утру от­ту­да из­вле­ка­ли за­мерз­ший труп… А ле­том «по­ста­вить на ко­ма­ри­ки» – оста­вить без одеж­ды свя­зан­ны­ми в ле­су; за несколь­ко дней гнус бук­валь­но съе­дал че­ло­ве­ка за­жи­во.
Ка­торж­ное на­се­ле­ние Со­лов­ков в пер­вые го­ды их су­ще­ство­ва­ния ко­ле­ба­лось от 15 до 25 ты­сяч. За зи­му ты­сяч семь-во­семь уми­ра­ло от цин­ги, ту­бер­ку­ле­за и ис­то­ще­ния. Во вре­мя сып­но­ти­фоз­ной эпи­де­мии 1926–27 гг. умер­ло боль­ше по­ло­ви­ны за­клю­чен­ных. С от­кры­ти­ем на­ви­га­ции в кон­це мая еже­год­но на­чи­на­ли при­хо­дить по­пол­не­ния, и к но­яб­рю нор­ма преды­ду­ще­го го­да пре­вы­ша­лась. Та­ко­ва бы­ла по­все­днев­ная жизнь лю­дей, по боль­шей ча­сти без ви­ны ока­зав­ших­ся в за­клю­че­нии, со­кры­тая от «но­во­го по­ко­ле­ния со­вет­ских граж­дан».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-i-ispovednikov-soloveckih


Жития
Писание