⏳ 2022.08.19 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
19 августа (6 августа)
• (Успенский пост)
• Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
• сщмч. Николая (Заварина) (1937)


☦️
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.
Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что они видели» (Лк.9:28-36).
А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.
При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и к Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?
Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.
Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.
Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.
Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.
В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .
Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.
Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. На Руси в этот день раздавали нищим и нуждающимся плоды от нового урожая.

Свящ. Константин Пархоменко о преображении человека:
Каждый день в православных храмах за богослужением произносятся слова «преображение», «обoжение» (ударение на О)… И для священников это такие известные и понятные слова, что мы редко говорим о них. Кажется, что и всем абсолютно ясно, о чем идет речь… Однако в различных аудиториях сталкиваешься с тем, что не всем ясно и понятно. Другие такие слова слышали, но толкуют их по-своему. А иные и вообще против, принципиально против этих терминов – «клерикальной пропаганды». Так что на самом деле Церковь вкладывает в слова «преображение», «обoжение»?
Замысел Божий. Господь сотворил человека способным воспринять самую большую славу и достоинство. Освятиться, стать бессмертным. Именно поэтому человек творится похожим на Бога («по образу и подобию Божьему»). Живя в послушании Богу, исполняя Его благую волю, человек постепенно восходил бы ко все большей и большей славе, в нем бы происходило все большее изменение. Не психологическое, но онтологическое – он бы принимал в себя благодать Божию и благодать его преображала бы (то есть изменяла). Но на заре своего существования человек отпал от Бога. Это отпадение человека от Бога мы называем Грехопадением. Грехопадение потемнило существо человека, но не уничтожило совершенно в человеке добрые настроения и чувства.
Желая человеку спасения, Господь невидимо присутствовал в истории, помогал людям победить греховное настроение, звал их к истине, добру, красоте. Большинство игнорировало этот голос. Но были и такие, что старались верить и строить жизнь по-Божьему. Мы знаем о многих праведных язычниках. В конце концов, даже библейский праведный Иов тоже был язычником. Человек тосковал по утерянной Небесной отчизне, в своих религиозных церемониях искренне пытался преодолеть дистанцию между землей и Небом… Но все же слишком мало было таких праведников. Большинство жили «как все», растворялись в жестокой и безликой массе. И тогда Господь создает народ. Не избирает, как говорят некоторые, а именно создает. Это еврейский, или иудейский, народ. Его родоначальником стал лучший из лучших – Авраам. Даже зная силу его веры и доверия Богу, Господь еще раз испытывает его, повелевая принести в жертву и убить любимого единственного сына Исаака…
Итак, еврейский народ. Этому народу открыта истина о Боге и мире. Этот народ должен стать примером, образцом для всех остальных народов. Он должен подготовить мир к встрече Бога. (Иудеям было открыто, что некогда явится небесный Посланник – Спаситель.) Естественно, что от членов этого народа требуется не просто быть «на уровне» других благочестивых людей (из язычников), но быть лучше, выше, праведней. И поэтому звучит призыв: «Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44).
Вот первое, очень древнее и ясное, указание на то, каким должен стать человек – богоподобным. Освящайтесь и будьте святы.

Далее:
https://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazhenii-svyatosti-duxovnom-progresse-cheloveka-po-ucheniyu-pravoslavnoj-cerkvi.html

☦️
Священномученик Николай Заварин, пресвитер.
Священник Николай Кельсиевич Заварин родился 4 мая 1878 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника. В 1892 году он поступил в Никольское духовное училище, из которого отчислился в 1895 году по болезни.
В 1897 году, выдержав экзамен на звание учителя церковно-приходских школ, он поступил учителем в Верхомоломскую Спасскую церковно-приходскую школу Никольского уезда Вологодской губернии. В августе 1900 года был определен исполняющим должность псаломщика Никольской церкви села Вятско-Никольское того же уезда. Одновременно псаломщик Николай Заварин состоял на должности учителя в ряде других школ. В 1913 году он был посвящен в стихарь, а в 1916 году рукоположен в диакона к той же Никольской церкви.
25 апреля 1926 года, в разгар гонений на Церковь, он был рукоположен в священника и назначен служить во Владимирскую церковь села Пиксур.
В 1931 году осужден Даровским нарсудом на один год лишения свободы за неуплату недоимки, но по ходатайству его дочери Надежды 27 февраля 1932 года был оправдан президиумом Нижкрайсуда. Освободившись из тюрьмы, отец Николай служил в Трифоновской церкви села Березово Юрьянского района. В ноябре 1932 года он снова был арестован за «антисоветскую деятельность» и приговорен к пяти годам лишения свободы. В 1933 году было освобожден досрочно, после чего вернулся в село Пиксур.
В сентябре 1935 года активисты Варженского сельсовета принимают решение о закрытии Владимирской церкви села Пиксур, якобы на основании решения большинства избирателей, живущих на территории прихода. Храм был засыпан зерном. По благословению отца Николая прихожане во главе с его дочерью обратились в Москву с ходатайством об открытии храма. В декабре 1935 года даровскому прокурору было вручено предписание Всероссийского центрального исполнительного комитета очистить храм от овса в трехдневный срок. Со стороны сельсовета было еще несколько попыток закрыть храм под разными предлогами, но каждый раз верующим удавалось отстоять свой храм.
16 февраля 1937 года отец Николай и его дочь Надежда были арестованы. Отца Николая обвинили в том, что «являясь организатором контрреволюционной группы среди людей, близко стоящих к церкви, он проводил антисоветскую агитацию, призывал женщин объединиться вокруг церкви и вести борьбу с советской властью, распространял слухи о падении советской власти и расправе над богоотступниками, агитировал о неправильной политике советской власти, ведущей к голоду, разъяснял правильность борьбы троцкистов».
При аресте и обыске отец Николай на вопрос об оружии сказал: мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю. На следствии священник не признал своей вины, а на вопросы следователя о «контрреволюционной деятельности» ответил: «Поскольку я служил в церкви, я стремился поддерживать веру среди населения, отстаивать церковь, чтобы ее не закрывали, но с антисоветской агитацией никогда не выступал». Он не назвал никаких имен, никого не обвинял, в том числе и своих лжесвидетелей из числа причта.
Священник Николай был расстрелян 19 августа 1937 года.


Жития
Писание