⏳ 2022.08.17 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• среда (воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
17 августа (4 августа)
• (Успенский пост)
• семи отроко́в, иже во Ефесе: свв. Максимилиа́на, Иамвли́ха, Мартиниа́на, Иоа́нна, Диони́сия, Ексакустодиа́на (Константи́на), Антони́на (ок. 250; 408–450)
• прмц. Евдоки́и (И́и) Римляныни (362–364)
• мч. Елевфе́рия Византийского (IV)
• обре́тение мощей свт. Арсе́ния Элассонского (?)
• прмч. Михаила (Жука), мчч. Симеона (Воробьева), Димитрия (Воробьева) (1937)
• обре́тение мощей прав. Алексия Бортсурманского (2000)
• иконы Божией Матери Казанская (Пензенская) (1717)


☦️
Святые семь Ефесских отроков: Максимилиа́н, Иамвли́х, Мартиниа́н, Иоа́нн, Диони́сий, Ексакустодиа́н (Константи́н) и Антони́н.
Семь ефес­ских от­ро­ков: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Ди­о­ни­сий, Ек­са­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Ан­то­нин, жи­ли в III ве­ке. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан был сы­ном ефес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка, осталь­ные шесть юно­шей – сы­но­вья­ми дру­гих знат­ных ефес­ских граж­дан. Юно­ши бы­ли дру­зья­ми с дет­ства и все со­сто­я­ли на во­ен­ной служ­бе. Ко­гда им­пе­ра­тор Де­кий (249–251) при­был в Ефес, он по­ве­лел всем граж­да­нам явить­ся для при­не­се­ния жерт­вы язы­че­ским бо­же­ствам; непо­кор­ных же ожи­да­ли му­че­ния и смерт­ная казнь. По до­но­су ис­кав­ших рас­по­ло­же­ния им­пе­ра­то­ра к от­ве­ту бы­ли при­зва­ны и семь ефес­ских от­ро­ков. Пред­став пе­ред им­пе­ра­то­ром, свя­тые от­ро­ки ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста. С них немед­лен­но бы­ли сня­ты зна­ки во­ин­ско­го от­ли­чия – во­ен­ные по­я­са. Од­на­ко Де­кий от­пу­стил их на сво­бо­ду, на­де­ясь, что они из­ме­нят ре­ше­ние за то вре­мя, по­ка он на­хо­дит­ся в по­хо­де. Юно­ши ушли из го­ро­да и скры­лись в пе­ще­ре го­ры Ох­лон, где про­во­ди­ли вре­мя в мо­лит­вах, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Са­мый млад­ший из них – свя­той Иам­влих, оде­ва­ясь в ни­щен­ское ру­би­ще, хо­дил в го­род и по­ку­пал хлеб. В один из та­ких вы­хо­дов в го­род он услы­шал, что им­пе­ра­тор вер­нул­ся и их ищут, чтобы пред­ста­вить на суд. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан во­оду­ше­вил дру­зей вый­ти из пе­ще­ры и доб­ро­воль­но явить­ся на суд. Узнав, где скры­ва­ют­ся от­ро­ки, им­пе­ра­тор ве­лел за­ло­жить вход в пе­ще­ру кам­ня­ми, чтобы от­ро­ки умер­ли в ней от го­ло­да и жаж­ды. Двое из са­нов­ни­ков, при­сут­ство­вав­ших при за­му­ро­ва­нии вхо­да в пе­ще­ру, бы­ли тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Же­лая со­хра­нить па­мять о свя­тых, они вло­жи­ли сре­ди кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец, в ко­то­ром на­хо­ди­лись две оло­вян­ные до­щеч­ки. На них бы­ли на­пи­са­ны име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства их стра­да­ний и смер­ти.
Но Гос­подь на­вел на от­ро­ков чуд­ный сон, про­дол­жав­ший­ся по­чти два сто­ле­тия. К то­му вре­ме­ни го­не­ния на хри­сти­ан пре­кра­ти­лись, хо­тя при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) яви­лись ере­ти­ки, от­вер­гав­шие вос­кре­се­ние мерт­вых во вто­рое при­ше­ствие Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Од­ни из них го­во­ри­ли: «Как мо­жет быть вос­кре­се­ние мерт­вых, ко­гда не бу­дет ни ду­ши, ни те­ла, так как они уни­что­жат­ся?» Дру­гие утвер­жда­ли: «Толь­ко од­ни ду­ши бу­дут иметь воз­да­я­ние, так как невоз­мож­но те­лам вос­стать и ожить по­сле ты­ся­чи лет, ко­гда не оста­нет­ся от них и пра­ха». То­гда-то Гос­подь и от­крыл тай­ну ожи­да­е­мо­го вос­кре­се­ния мерт­вых и бу­ду­щей жиз­ни через Сво­их семь от­ро­ков.
Вла­де­лец участ­ка зем­ли, на ко­то­рой на­хо­ди­лась го­ра Ох­лон, на­чал ка­мен­ную по­строй­ку, и ра­бо­чие разо­бра­ли вход в пе­ще­ру. Гос­подь ожи­вил от­ро­ков, и они просну­лись слов­но от обык­но­вен­но­го сна, не по­до­зре­вая, что про­шло по­чти 200 лет. Те­ла их и одеж­ды бы­ли со­вер­шен­но нетлен­ны. Го­то­вясь при­нять му­че­ния, от­ро­ки по­ру­чи­ли свя­то­му Иам­вли­ху еще раз ку­пить им хле­ба в го­ро­де для под­креп­ле­ния сил. По­дой­дя к го­ро­ду, юно­ша по­ра­зил­ся, уви­дев на во­ро­тах свя­той крест. Услы­шав сво­бод­но про­из­но­си­мое Имя Иису­са Хри­ста, он стал со­мне­вать­ся, что при­шел в свой го­род. Рас­пла­чи­ва­ясь за хлеб, свя­той от­рок по­дал тор­гов­цу мо­не­ту с изо­бра­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Де­кия и был за­дер­жан, как скрыв­ший клад ста­рин­ных монет. Свя­то­го Иам­вли­ха при­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку, у ко­то­ро­го в то вре­мя на­хо­дил­ся Ефес­ский епи­скоп. Слу­шая недо­умен­ные от­ве­ты юно­ши, епи­скоп по­нял, что Бог от­кры­ва­ет через него ка­кую-то тай­ну, и сам от­пра­вил­ся вме­сте с на­ро­дом к пе­ще­ре. У вхо­да в пе­ще­ру епи­скоп вы­нул из гру­ды кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец и от­крыл его. Он про­чел на оло­вян­ных до­щеч­ках име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства за­му­ро­ва­ния пе­ще­ры по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Де­кия. Вой­дя в пе­ще­ру и уви­дев в ней жи­вых от­ро­ков, все воз­ра­до­ва­лись и по­ня­ли, что Гос­подь через про­буж­де­ние их от дол­го­го сна от­кры­ва­ет Церк­ви тай­ну вос­кре­се­ния мерт­вых. Вско­ре сам им­пе­ра­тор при­был в Ефес и бе­се­до­вал с юно­ша­ми в пе­ще­ре. То­гда же свя­тые от­ро­ки на гла­зах у всех скло­ни­ли го­ло­вы на зем­лю и опять за­сну­ли, на этот раз до все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел каж­до­го из от­ро­ков по­ло­жить в дра­го­цен­ную ра­ку, но, явив­шись ему во сне, свя­тые от­ро­ки ска­за­ли, чтобы те­ла их бы­ли остав­ле­ны в пе­ще­ре на зем­ле. В ХII ве­ке рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил ви­дел в пе­ще­ре эти свя­тые мо­щи се­ми от­ро­ков.
Вто­рич­но па­мять се­ми от­ро­ков празд­ну­ет­ся 22 ок­тяб­ря. (По од­но­му пре­да­нию, ко­то­рое во­шло в рус­ский Про­лог, от­ро­ки вто­рич­но усну­ли в этот день; по за­мет­ке гре­че­ской Ми­неи 1870 го­да, они в пер­вый раз усну­ли 4 ав­гу­ста, а про­бу­ди­лись 22 ок­тяб­ря. Свя­тые от­ро­ки упо­ми­на­ют­ся и в служ­бе цер­ков­но­го но­во­ле­тия – 1 сен­тяб­ря).

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/646

☦️
Преподобномученица Евдоки́я (И́я) Римляныня, Персидская.
Свя­тая му­че­ни­ца Ия бы­ла взя­та в плен вме­сте с 9000 хри­сти­ан пер­сид­ским ца­рем Са­по­ром II и от­ве­де­на в пер­сид­ский го­род Ви­за­ду. На­чаль­ник пер­сид­ских волх­вов при­нуж­дал свя­тую к от­ре­че­нию от Хри­ста, но она оста­лась непре­клон­на и бы­ла пре­да­на ис­тя­за­ни­ям. За­тем ее бро­си­ли в тем­ни­цу и по­сле по­втор­ных пы­ток обез­гла­ви­ли.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/774

☦️
Мученик Елевфе́рий кувикуларий, Византийский.
Свя­той му­че­ник Елев­фе­рий Ку­ви­ку­ла­рий был знат­ным и бо­га­тым вель­мо­жей (ку­ви­ку­ла­ри­ем) при ви­зан­тий­ском дво­ре. При всех двор­цо­вых при­ви­ле­ги­ях Елев­фе­рий не обо­льщал­ся зем­ны­ми бла­га­ми и по­че­стя­ми, по­мыш­ляя по­сто­ян­но о нетлен­ном и веч­ном. При­няв Свя­тое Кре­ще­ние, он стал еже­днев­но сла­вить Бо­га псал­мо­пе­ни­ем и укра­шал свою жизнь доб­ры­ми де­ла­ми. Но один из ра­бов бла­жен­но­го по вну­ше­нию диа­воль­ско­му до­нес им­пе­ра­то­ру на сво­е­го гос­по­ди­на. Им­пе­ра­тор про­бо­вал от­кло­нить Елев­фе­рия от ве­ры Хри­сто­вой, но по­сле без­успеш­ных по­пы­ток при­ка­зал обез­гла­вить его, а те­ло бро­сить на съе­де­ние псам и пти­цам. Те­ло свя­то­го взял один свя­щен­ник-хри­сти­а­нин и с по­че­стя­ми пре­дал по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1106

☦️
Святитель Арсе́ний Элассонский, архиепископ Суздальский.
Ос­нов­ные све­де­ния об Ар­се­нии Элас­сон­ском (1550–1625), ар­хи­епи­ско­пе Суз­даль­ском и Та­рус­ском, со­дер­жат­ся в его со­чи­не­ни­ях и гре­че­ском жи­тии свя­ти­те­ля, на­пи­сан­ном че­ло­ве­ком, хо­ро­шо его знав­шим[1].
Ро­дил­ся в ян­ва­ре 1550 го­да в се­ле­нии Ка­ло­ри­а­на (совр. Ка­ло­гри­а­на) близ г. Три­ка­ла (Фес­са­лия, Гре­ция) в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра, мать Хри­сан­фи бы­ла сест­рой Ла­рис­ско­го митр. Нео­фи­та и пле­мян­ни­цей св. Вис­са­ри­о­на Ла­рис­ско­го, кти­то­ра св. Вис­са­ри­о­на мо­на­сты­ря (Ду­си­ку), по­сле смер­ти му­жа она при­ня­ла по­стриг с име­нем Хри­сто­ду­ла. Стар­ши­ми бра­тья­ми Ар­се­ния бы­ли Иоасаф, еп. Ста­гон­ский, Марк, еп. Ди­мит­ри­а­ды, иеро­мо­на­хи Афа­на­сий[2] и Па­хо­мий (в ми­ру Па­най­о­тис) – «сла­ва иеро­мо­на­хов», по вы­ра­же­нию Ар­се­ния Элас­сон­ско­го.
По­сле смер­ти от­ца (ок. 1560) вос­пи­ты­вал­ся в до­ме бра­та еп. Иоаса­фа, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние.
В 1568–1572 гг. учил­ся в Три­ка­ле в шко­ле из­вест­но­го ди­дас­ка­ла мо­на­сты­ря Мат­фея, ос­но­ван­ной Ла­рис­ским митр. Иере­ми­ей, а так­же у вы­да­ю­ще­го­ся цер­ков­но­го де­я­те­ля Да­мас­ки­на Сту­ди­та.
В 1572 г. был по­стри­жен в мо­на­ше­ство Ар­се­ни­ем, митр. Патр, через несколь­ко дней митр. Иере­мия ру­ко­по­ло­жил его во иеро­ди­а­ко­на.
В 1572–1575 гг. вновь жил у еп. Иоаса­фа, по­сле смер­ти по­след­не­го по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Ду­си­ку, где в 1579 г. Фа­нар­ским еп. Мит­ро­фа­ном был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
В кон­це 1579 г. Иере­мия, став­ший к то­му вре­ме­ни пат­ри­ар­хом, вы­звал Ар­се­ния в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­вил че­ред­ным свя­щен­ни­ком пат­ри­ар­ше­го хра­ма Пам­ма­ка­ри­стос. Жи­вя в 1579 – нач. 1584 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле, Ар­се­ний по­се­щал лек­ции ди­дас­ка­лов.
21 фев­ра­ля 1584 г. он был из­бран ар­хи­епи­ско­пом Ди­мо­ни­ка и Элас­со­на, в XVI в. вхо­див­ших в Ла­рис­скую мит­ро­по­лию, и с фев­ра­ля 1584 г. до мар­та–ап­ре­ля 1585 г. жил в Элас­соне.

По­езд­ка в Рос­сию и де­я­тель­ность во Льво­ве.
В мае 1585 г. пат­ри­арх Фе­о­липт II вы­звал его в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь в это вре­мя на­хо­дил­ся по­сол ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Б. Бла­го­во, ко­то­рый при­вез пат­ри­ар­ху бо­га­тую ми­ло­сты­ню на по­мин ду­ши по­чив­ше­го ца­ря Иоан­на IV Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го. В бла­го­дар­ность пат­ри­арх Фе­о­липт от­пра­вил по­соль­ство в Моск­ву, в со­став ко­то­ро­го был вклю­чен и Ар­се­ний. В Москве участ­ни­ки по­соль­ства бы­ли при­ня­ты ца­рем и, по­лу­чив зна­чи­тель­ную ми­ло­сты­ню, по­ки­ну­ли рус­скую сто­ли­цу.
На пу­ти из Рос­сии в Кон­стан­ти­но­поль в мае 1586 г. Ар­се­ний сде­лал оста­нов­ку во Льво­ве, где по­лу­чил при­гла­ше­ние от чле­нов пра­вославного брат­ства, тер­пев­ше­го при­тес­не­ния от ка­то­ли­ков, воз­гла­вить брат­скую шко­лу. В те­че­ние 2 лет Ар­се­ний пре­по­да­вал во львов­ской шко­ле гре­че­ский и цер­ков­но­сла­вян­ский язы­ки, со­ста­вил для нее учеб­ную про­грам­му («По­ря­док школь­ный»), ори­ен­ти­ру­ясь на шко­лы, в ко­то­рых учил­ся у се­бя на ро­дине. По об­раз­цу «Грам­ма­ти­ки» Кон­стан­ти­на Лас­ка­ри­са Ар­се­ний на­пи­сал дву­языч­ную «Грам­ма­ти­ку доб­ро­гла­го­ли­ва­го ел­ли­но­сло­вен­ска­го язы­ка» («̓Αδελφότης») (Львов, 1591).

Уча­стие в об­ра­зо­ва­нии Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Жизнь в Москве.
В 1586 г. пат­ри­арх Иере­мия II в 3-й раз всту­пил на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. Со­сто­я­ние цер­ков­ных дел бы­ло пла­чев­ным, и пат­ри­арх ре­шил от­пра­вить­ся в Моск­ву за ми­ло­сты­ней. 1 мая 1588 г. вл. Ар­се­ний по­лу­чил гра­мо­ту Иере­мии, пред­ла­гав­ше­го ему при­е­хать в За­мо­стье: здесь пат­ри­арх дол­жен был встре­тить­ся с канц­ле­ром Яном За­мой­ским для по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния поль­ско­го ко­ро­ля на про­езд через его стра­ну. 20 мая А. Э. со­еди­нил­ся с пат­ри­ар­хом в За­мо­стье и вы­ра­зил же­ла­ние со­про­вож­дать его до рус. сто­ли­цы вме­сте с Мо­нем­ва­сий­ским митр. Иеро­фе­ем, ар­хим. Хри­сто­фо­ром, ар­хи­ди­ак. Леон­ти­ем, Ге­ор­ги­ем Ло­го­фе­том, Ни­ко­ла­ем Ари­сто­те­лем и др. 11 июля 1588 г. по­соль­ство при­бы­ло в Моск­ву. Ар­се­ний Элас­сон­ский при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах рус­ско­го пра­ви­тель­ства с пат­ри­ар­хом Иере­ми­ей от­но­си­тель­но учре­жде­ния в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства, под­дер­жал эту идею (сре­ди чле­нов греч. по­соль­ства су­ще­ство­ва­ли ост­рые про­ти­во­ре­чия по во­про­су об учре­жде­нии пат­ри­ар­ше­ства). При­нял уча­стие в из­бра­нии пат­ри­ар­ха всея Ру­си, со­сто­яв­шем­ся 23 янв. 1589 г. в Успен­ском со­бо­ре, до­ста­вил во дво­рец к ца­рю акт из­бра­ния. 26 ян­ва­ря пат­ри­арх Иере­мия в со­слу­же­нии митр. Иеро­фея, Ар­се­ния Элас­сон­ско­го и рус­ских ар­хи­ере­ев ру­ко­по­ло­жил св. митр. Иова во пат­ри­ар­ха. На тор­же­ствен­ных обе­дах, устро­ен­ных ца­рем и ца­ри­цей в честь Иере­мии, чле­ны гре­че­ско­го по­соль­ства по­лу­чи­ли бо­га­тые да­ры. В фев­ра­ле то­го же го­да пат­ри­арх Иере­мия со­вер­шил по­езд­ку в Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь и в мае 1589 г. по­ки­нул Моск­ву. Ар­се­ний Элас­сон­ский по­лу­чил от ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча раз­ре­ше­ние остать­ся в рус­ской сто­ли­це, дом вл. Ар­се­ния на­хо­дил­ся в Крем­ле, неда­ле­ко от цар­ско­го двор­ца.
В мае 1591 г. Тыр­нов­ский митр. Ди­о­ни­сий до­ста­вил в Моск­ву акт Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Со­бо­ра 1590 г., утвер­ждав­ший со­зда­ние Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Ар­се­ний Элас­сон­ский был при­вле­чен для рас­смот­ре­ния это­го до­ку­мен­та, от­верг­ну­то­го рус­ским пра­ви­тель­ством из-за то­го, что в ря­ду пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов Мос­ков­ско­му пат­ри­ар­ху от­во­ди­лось 5-е ме­сто. 12 фев­ра­ля 1593 г. Со­бор вост. иерар­хов в Кон­стан­ти­но­по­ле еще раз при­знал за­кон­ность учре­жде­ния в Рос­сии пат­ри­ар­ше­ства и под­твер­дил 5-е ме­сто Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­ха в ря­ду дру­гих пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов. До­став­лен­ный в Моск­ву акт был при­знан рус. вла­стя­ми, од­на­ко при­вез­шие этот до­ку­мент ар­хим. Нео­фит и чтец Иоасаф ис­пы­та­ли в Рос­сии нема­лые труд­но­сти, преж­де чем в 1597 г. смог­ли воз­вра­тить­ся к се­бе. Боль­шая роль в их осво­бож­де­нии при­над­ле­жа­ла Ар­се­нию Элас­сон­ско­му, бла­го­да­ря че­му у него за­вя­за­лись от­но­ше­ния с пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским, свя­ти­те­лем Ме­ле­ти­ем (Пи­гой).

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-elassonskij-suzdalskij

☦️
Преподобномученик Михаил (Жук), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­ха­ил – в ми­ру Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Жук – ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Мо­на­сты­рек Рав­ва-Рус­ско­го уез­да Львов­ской гу­бер­нии (в то вре­мя Ав­ст­ро-Вен­грия, ныне Укра­и­на, Львов­ская об­ласть, Жов­кив­ский рай­он), про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1887 го­ду он окон­чил гим­на­зию. Из­вест­но, что да­же по­сле ее окон­ча­ния бу­ду­щий пре­по­доб­но­му­че­ник всю жизнь про­дол­жал ра­бо­тать над сво­им об­ра­зо­ва­ни­ем, чи­тал кни­ги на­уч­но­го и ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния.
Про­жи­вая в се­ле Смо­ли­но, Ми­ха­ил с 16 лет слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме, за­ни­мал­ся кре­стьян­ским тру­дом. Же­нил­ся, но ра­но ов­до­вел. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Львов­ские зем­ли бы­ли за­ня­ты рус­ски­ми вой­ска­ми. В 1915 го­ду в чис­ле бе­жен­цев Ми­ха­ил Жук по­пал в Рос­сию и то­гда же стал жи­те­лем Мор­дов­ско­го края, по­се­лив­шись сна­ча­ла в го­ро­де Крас­но­сло­бод­ске, а за­тем пе­ре­ехав в се­ло Ак­сел Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии.
Серд­цем уже дав­но скло­ня­ясь к жиз­ни мо­на­ше­ской, Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич по­да­ет про­ше­ние ар­хи­ерею опре­де­лить его в ка­кой-ни­будь мо­на­стырь и в 1924 го­ду ста­но­вит­ся по­слуш­ни­ком Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в Крс­но­сло­бод­ском уез­де Пен­зен­ской гу­бер­нии. В 1926 го­ду по­слуш­ни­ка Ми­ха­и­ла ру­ко­по­ла­га­ют во иеро­мо­на­хи. По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря он слу­жит на при­хо­дах в ря­де сел Мор­до­вии: Си­винь, Но­вое Син­дро­во, Но­вое Де­ви­чье, Ста­рое Зу­ба­ре­во.
Пер­вый раз от­ца Ми­ха­и­ла аре­сто­ва­ли в 1930 го­ду за то, что он «оста­вил в церк­ви на ночь огонь». Вто­рой арест со­сто­ял­ся в фев­ра­ле 1932 го­да. От­пу­сти­ли в мар­те без ка­ких-ли­бо объ­яс­не­ний. Тре­тий и по­след­ний арест со­сто­ял­ся в июне 1937 го­да. Бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние: «участ­ник си­сте­ма­ти­че­ских со­бра­ний груп­пы слу­жи­те­лей ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, на ко­то­рых про­ра­ба­ты­ва­ли ме­то­ды аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих про­тив со­вет­ской вла­сти, вся­че­ски де­ла­ли по­пыт­ки к дис­кре­ди­та­ции во­ждей ком­пар­тии». Ви­нов­ным се­бя отец Ми­ха­ил не при­знал, от ве­ры сво­ей не от­ре­кал­ся.
11 июля 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Ми­ха­и­ла (Жу­ка) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние, и отец Ми­ха­ил при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну 17 июля 1937 го­да.

☦️
Мученики Симео́н и Дими́трий Воробьевы.
Бра­тья Си­ме­он и Ди­мит­рий ро­ди­лись в се­ле Клю­че­вом Мак­са­ти­хин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Во­ро­бьё­ва. Се­мён ро­дил­ся в 1871 го­ду, а Дмит­рий — в 1873-м, и во вре­мя го­не­ний 1937 го­да им бы­ло за шесть­де­сят лет. Хо­тя бра­тья и не бы­ли на­ро­чи­то об­ра­зо­ван­ны, но бы­ли гра­мот­ны и весь­ма на­чи­тан­ны в цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ре, с дет­ства бы­ли при­уче­ны к мо­лит­ве и цер­ков­ной служ­бе. Оба бра­та слу­жи­ли в ар­мии ря­до­вы­ми: Се­мён с 1903 по 1907 год, а Дмит­рий в 1914–1915 го­дах. До ре­во­лю­ции бра­тья име­ли неболь­шие кре­стьян­ские хо­зяй­ства, Се­мён — ло­шадь, ко­ро­ву и ов­цу, а Дмит­рий — две ко­ро­вы, две ов­цы и вет­ря­ную мель­ни­цу. По­сколь­ку хо­зяй­ства бы­ли ни­чтож­ны, то во вре­мя ре­во­лю­ции и сра­зу по­сле нее они не бы­ли ото­бра­ны, но по­ло­же­ние из­ме­ни­лось в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов: то­гда бра­тья бы­ли аре­сто­ва­ны, все их иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­но, а са­ми они бы­ли со­сла­ны вме­сте со сво­и­ми се­мья­ми на Урал. У Се­мё­на бы­ло два сы­на — Ни­ко­лай один­на­дца­ти и Ми­ха­ил пя­ти лет, а у Дмит­рия две до­че­ри, че­тыр­на­дца­ти и три­на­дца­ти лет, и сын один­на­дца­ти лет.
Через год им бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну, но ни иму­ще­ства, ни хо­зяй­ства им не вер­ну­ли. Се­мён еще до ссыл­ки был цер­ков­ным ста­ро­стой в хра­ме в се­ле Клю­че­вом, и при­е­хав­ший в се­ло свя­щен­ник Алек­сандр Ди­ев­ский пред­ло­жил ему ра­бо­тать при хра­ме сто­ро­жем, а его сы­на, Ни­ко­лая, на­учил петь и чи­тать на кли­ро­се, и вско­ре он стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка. Дмит­рий Ми­хай­ло­вич, чтобы не уме­реть в род­ном се­ле с го­ло­ду, об­за­вел­ся кое-ка­ким хо­зяй­ством.
Глав­ное, что бы­ло в бра­тьях, — это ве­ра и ве­ли­кая лю­бовь к хра­му, и по­это­му, ко­гда в се­ло Клю­че­вое был на­зна­чен свя­щен­ни­ком о. Алек­сандр, он оста­но­вил­ся и жил у бра­тьев Во­ро­бьё­вых; эти бла­го­че­сти­вые се­мьи бы­ли опо­рой при­хо­да.
На­сту­пил 1937 год; 23 июля Дмит­рий и Се­мён и сын его Ни­ко­лай бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в Бе­жец­кую тюрь­му. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы.
— Ко­гда и где вы по­зна­ко­ми­лись с Ди­ев­ским и в чем за­клю­ча­лось ва­ше зна­ком­ство? — спро­сил сле­до­ва­тель Се­мё­на Ми­хай­ло­ви­ча.
— В 1930 го­ду я слу­жил цер­ков­ным ста­ро­стой в клю­чев­ской церк­ви, в этом же го­ду при­е­хал свя­щен­ник Алек­сандр Сте­па­но­вич Ди­ев­ский, ко­то­рый оста­но­вил­ся у ме­ня квар­ти­ро­вать… Мое зна­ком­ство с Ди­ев­ским за­клю­ча­ет­ся в том, что он слу­жил свя­щен­ни­ком, мой сын Ни­ко­лай пса­лом­щи­ком, а я сто­ро­жем.
— Рас­ска­жи­те по­дроб­но, ка­кую вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность сре­ди на­се­ле­ния.
Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния я не вёл.
Ска­жи­те, Во­ро­бьёв, при­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным?
В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
— По­че­му вы след­ствию да­е­те лжи­вые по­ка­за­ния, то­гда как след­стви­ем уста­нов­ле­на ва­ша контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность?
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
Был до­про­шен сын Се­мё­на Ми­хай­ло­ви­ча, Ни­ко­лай. Ему в это вре­мя ед­ва ис­пол­ни­лось сем­на­дцать лет.
— Ска­жи­те, ко­гда вы по­зна­ко­ми­лись со свя­щен­ни­ком Ди­ев­ским и по ка­кой при­чине?
— В 1930 го­ду мой отец был цер­ков­ным ста­ро­стой, в этом го­ду при­е­хал свя­щен­ник Алек­сандр Сте­па­но­вич Ди­ев­ский, оста­но­вил­ся у нас квар­ти­ро­вать и с тех пор мне зна­ком. Я лич­но с са­мо­го дет­ства по­се­щал цер­ковь, узнал обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка, на эту долж­ность ме­ня по­ста­вил цер­ков­ный со­вет уже два го­да то­му на­зад, зар­пла­ту мне пла­тят трид­цать руб­лей
— Ка­кую вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность?
— Слу­жил пса­лом­щи­ком, контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не про­во­дил.
— Ска­жи­те, Во­ро­бьёв, при­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и ме­ро­при­я­тий пар­тии?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и аги­та­ции про­тив про­во­ди­мых пар­ти­ей и со­вет­ской вла­стью ме­ро­при­я­тий ви­нов­ным се­бя не при­знаю, по­яс­няю, что аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния я не про­во­дил, моя связь со свя­щен­ни­ком и от­цом за­клю­ча­лась в сов­мест­ной служ­бе в од­ной церк­ви, Ди­ев­ский был свя­щен­ни­ком, а мой отец цер­ков­ным сто­ро­жем. Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти у ме­ня с Ди­ев­ским и от­цом не бы­ло, и они в мо­ём при­сут­ствии ни­ко­гда и ни­че­го не го­во­ри­ли про­тив про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью и пар­ти­ей ме­ро­при­я­тий, Пса­лом­щи­ком ме­ня ре­ко­мен­до­вал свя­щен­ник, ко­то­рый мне в этой ра­бо­те по­мо­гал.
В тот же день был до­про­шен и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич.
— Ска­жи­те, ко­гда вы по­зна­ко­ми­лись с Алек­сан­дром Ди­ев­ским и в чём ва­ше зна­ком­ство за­клю­ча­лось?
— Со свя­щен­ни­ком Алек­сан­дром Сте­па­но­ви­чем Ди­ев­ским я по­зна­ко­мил­ся в 1930 го­ду, то есть с тех пор, как он стал слу­жить свя­щен­ни­ком в се­ле Клю­че­вом.
Ска­жи­те, ка­кую вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность сре­ди на­се­ле­ния? Под­твер­ди­те, так как след­ствию об этом из­вест­но.
Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния я не вел.
— Ска­жи­те, Во­ро­бьёв, при­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным?
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
— По­че­му вы да­е­те лжи­вые по­ка­за­ния, то­гда как след­стви­ем ва­ша контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность уста­нов­ле­на?
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ви­нов­ным се­бя не при­знаю. По­яс­няю сле­ду­ю­щее: моя связь с Ди­ев­ским, бра­том Се­мё­ном и пле­мян­ни­ком Ни­ко­ла­ем со­сто­я­ла в по­се­ще­нии церк­ви.
Вот всё, что со­чли нуж­ным от­ве­тить на во­про­сы сле­до­ва­те­ля бра­тья, един­ствен­ная ви­на ко­то­рых бы­ла в рев­ност­ном от­но­ше­нии к хра­му.
13 ав­гу­ста Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Се­мё­на и Дмит­рия к рас­стре­лу. Ни­ко­лай не был при­го­во­рен к рас­стре­лу толь­ко из-за то­го, что ему бы­ло в то вре­мя сем­на­дцать лет, его при­го­во­ри­ли к вось­ми го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Бра­тья Си­ме­он и Ди­мит­рий бы­ли рас­стре­ля­ны 17 ав­гу­ста 1937 го­да.

☦️
Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский, пресвитер.
К ли­ку свя­тых пра­вед­но­го Алек­сия Борт­сур­ман­ско­го при­чис­ли­ли на юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду. Ка­но­ни­за­ция от­ца Алек­сия го­то­ви­лась еще в на­ча­ле ХХ ве­ка. В 1913 го­ду в Борт­сур­ма­ны при­ез­жа­ла ко­мис­сия из Ни­же­го­род­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии для рас­сле­до­ва­ния уст­ных и пе­чат­ных со­об­ще­ний о чу­де­сах, свя­зан­ных с борт­сур­ман­ским ба­тюш­кой Алек­си­ем. Чу­де­са под­твер­ди­лись, но Пер­вая ми­ро­вая вой­на и Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция не поз­во­ли­ли то­гда ка­но­ни­зи­ро­вать по­движ­ни­ка.
Во вре­ме­на без­бо­жия мо­ги­лу от­ца Алек­сия пы­та­лись сте­реть с ли­ца зем­ли и пре­кра­тить по­чи­та­ние пра­вед­ни­ка, но ве­ру­ю­щие тай­но вос­ста­нав­ли­ва­ли мо­гиль­ный хол­мик. Успен­ский храм в се­ле Борт­сур­ма­ны за­кры­ли в 1937 го­ду и ис­поль­зо­ва­ли под клуб и склад.
В 1989 го­ду в се­ле на­чал скла­ды­вать­ся при­ход. Служ­бы со­вер­ша­лись в мо­лит­вен­ном до­ме — быв­шем про­из­вод­ствен­ном по­ме­ще­нии. То­гда же в Успен­ском хра­ме на­ча­лись ре­став­ра­ци­он­ные ра­бо­ты. 17 ав­гу­ста 1993 го­да, ко­гда цер­ковь освя­ти­ли, ту­да бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи угод­ни­ка Бо­жия, здесь они по­ко­ят­ся до сих пор. Из мно­гих угол­ков Рос­сии при­ез­жа­ют ве­ру­ю­щие в Борт­сур­ма­ны, чтобы по­мо­лить­ся угод­ни­ку Бо­жию и по­кло­нить­ся его свя­тым мо­щам.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-gnevushev-bortsurmanskij

☦️
Икона Богородицы Казанская (Пензенская).
Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­жа­ло­ва­на ца­рем Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем (1645–1676) в бла­го­сло­ве­ние го­ро­ду Пен­зе при его ос­но­ва­нии в 1666 го­ду. От Моск­вы до са­мой Пен­зы об­раз нес­ли на ру­ках и по­ме­сти­ли в го­род­скую со­бор­ную цер­ковь. При­те­кав­шие с ве­рой к этой иконе все­гда по­лу­ча­ли по­мощь в раз­лич­ных нуж­дах.
Чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пен­за обя­за­на сво­им спа­се­ни­ем от вра­гов. На­ка­нуне 4 ав­гу­ста 1717 го­да во вре­мя на­ше­ствия ко­че­вав­ших в аст­ра­хан­ских и са­ра­тов­ских сте­пях но­гай­ских та­тар (так на­зы­ва­е­мый «ку­бан­ский по­гром»), ко­гда не оста­ва­лось на­дежд на спа­се­ние го­ро­да, все жи­те­ли со­бра­лись в со­бор на бде­ние, ко­то­рое не пре­ры­ва­лось всю ночь. Утром ико­ну с кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми вы­нес­ли на кре­пост­ной вал и на­ча­ли петь ака­фист. Ко­гда но­гай­цы по­шли на при­ступ, лик Бо­жи­ей Ма­те­ри по­тем­нел и свя­тая ико­на от­вер­ну­лась от вра­гов. Во вре­мя чте­ния мо­лит­вы в та­тар­ском стане про­изо­шло смя­те­ние, и они бе­жа­ли.
В кон­це ХIХ ве­ка этой иконе бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 4 ав­гу­ста. На все­нощ­ном бде­нии по­ло­же­но ве­ли­ча­ние: «Ве­ли­ча­ем Тя, Пре­свя­тая Де­во, и чтем об­раз Твой свя­тый, им­же из­ба­ви­хом­ся от по­га­ных на­ше­ствия».

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-penzenskaja


Жития
Писание