⏳ 2022.08.11 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 9я по Пятидесятнице (глас 7й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
11 августа (29 июля)
• мц. Серафимы девы (117–138)
• рождество свт. Николая Мирликийского (ок. 270)
• мц. Феодо́тии и трех чад ее (304)
• мч. Каллини́ка Киликийского (III–IV)
• свт. Лупа Труаского (479)
• мч. Евста́фия Мцхетского (589)
• прмч. Михаила Савваита (IX)
• прпп. Константина и Космы́ Косинских (XIII)
• мч. Даниила Черкасского (1776)
• прмчч. Серафима (Богословского), Феогно́ста (Пивоварова) (1921)
• прмч. Анатолия (Смирнова) (после 1930)
• прмч. Пахо́мия (Русина) (1938)
• сщмч. Алексия (Красновского)


☦️
Мученица Серафи́ма Римская, дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Се­ра­фи­ма де­ва, уро­жен­ка Ан­тио­хии, жи­ла в Ри­ме в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138) у знат­ной рим­лян­ки Са­ви­ны, ко­то­рую свя­тая об­ра­ти­ла в хри­сти­ан­ство.
При на­чав­шем­ся по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра го­не­нии на хри­сти­ан пра­ви­тель Бе­рилл при­ка­зал при­ве­сти на суд свя­тую Се­ра­фи­му. Же­лая по­лу­чить от Гос­по­да му­че­ни­че­ский ве­нец, она по пер­во­му тре­бо­ва­нию бес­страш­но по­шла к па­ла­чам. Ее со­про­вож­да­ла пре­дан­ная Са­ви­на. Уви­дев знат­ную гос­по­жу, Бе­рилл сна­ча­ла от­пу­стил де­ви­цу, но через несколь­ко дней вновь вы­звал свя­тую Се­ра­фи­му и на­чал суд.
Пра­ви­тель за­став­лял свя­тую по­чтить язы­че­ских бо­гов и при­не­сти им жерт­ву, но она сме­ло ис­по­ве­до­ва­ла свою ве­ру в Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га – Иису­са Хри­ста. То­гда Бе­рилл от­дал ее на по­ру­га­ние двум бес­стыд­ным юно­шам. Свя­тая му­че­ни­ца про­си­ла Гос­по­да за­щи­тить ее. Вдруг на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, и юно­ши упа­ли в пол­ном рас­слаб­ле­нии. На сле­ду­ю­щий день пра­ви­те­лю ста­ло из­вест­но, что его за­мы­сел не осу­ще­ствил­ся. Ду­мая, что свя­тая зна­ет вол­шеб­ство, Бе­рилл по­про­сил ее вер­нуть юно­шам здо­ро­вье и дар ре­чи, чтобы они са­ми рас­ска­за­ли о чу­де. Свя­тая, по­мо­лив­шись Гос­по­ду, при­ка­за­ла юно­шам встать, и они сра­зу под­ня­лись и ска­за­ли су­дье, что Ан­гел Гос­по­день за­сло­нил со­бой свя­тую, за­пре­тив им под­хо­дить к ней. Же­сто­кий пра­ви­тель не по­ве­рил сво­им слу­гам и про­дол­жал убеж­дать свя­тую Се­ра­фи­му при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но свя­тая му­че­ни­ца оста­лась непре­клон­ной да­же то­гда, ко­гда ее па­ли­ли го­ря­щи­ми све­ча­ми и нещад­но би­ли пал­ка­ми. Без­жа­лост­но­го пра­ви­те­ля по­стиг­ла су­ро­вая ка­ра: ще­па от пал­ки, ко­то­рой из­би­ва­ли свя­тую, по­па­ла ему в глаз, и через три дня му­чи­тель ослеп. Бес­силь­ный пе­ред непре­клон­но­стью хри­сти­ан­ки, су­дья при­ка­зал ее обез­гла­вить. Са­ви­на с бла­го­го­ве­ни­ем по­хо­ро­ни­ла те­ло сво­ей свя­той на­став­ни­цы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/631

☦️
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец.
Бла­го­сло­вен Бог, да­ро­вав­ший нам пре­див­ное со­кро­ви­ще – ан­ге­ло­по­доб­но­го Ни­ко­лая. За­ступ­ни­че­ством и ми­ло­сер­ди­ем это­го ве­ли­ко­го све­то­ча еван­гель­ско­го си­я­ния, от края до края освя­тив­ше­го все­лен­ную, весь пра­во­слав­ный мир устре­мил­ся к Веч­ной Жиз­ни. Из­бран­ник Бо­жий Ни­ко­лай стал вер­ши­ной всех доб­ро­де­те­лей, под­ня­той до рай­ской вы­со­ты. С кем из ве­ли­чай­ших пра­вед­ни­ков не срав­нял­ся свя­ти­тель Ни­ко­лай об­ра­зом ду­хов­ной кра­со­ты, ко­му из них не по­сле­до­вал в сво­их де­я­ни­ях и чу­до­тво­ре­ни­ях? Все­б­ла­жен­ный Ни­ко­лай был кро­ток, как Мо­и­сей, му­же­стве­нен, как Да­вид, сла­вен про­сто­той нра­ва, как Иа­ков. Слов­но Ной, он спа­сал ста­до Гос­подне в но­вом ков­че­ге от по­то­па ере­сей.
По­ис­ти­не не толь­ко древним пра­вед­ни­кам и про­ро­кам, но уче­ни­кам и апо­сто­лам Хри­сто­вым упо­до­бил­ся отец от­цов Ни­ко­лай. Он стал ос­но­ва­ни­ем и стол­пом Церк­ви, ее оком и по­пе­чи­те­лем, со­зи­да­те­лем и во­и­ном. Пусть бла­го­че­сти­вый чи­та­тель боль­ше узна­ет о все­ми лю­би­мом свя­том, про­чи­тав по­вест­во­ва­ние об уди­ви­тель­ных де­я­ни­ях вер­но­го дру­га Пре­свя­той Тро­и­цы и ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жье­го ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го Ни­ко­лая, со­став­лен­ное на­ми по до­сто­вер­ным древ­ней­шим ис­точ­ни­кам.
От­чиз­ной иерар­ха Хри­сто­ва Ни­ко­лая был древ­ний ли­кий­ский го­род Па­та­ра. Его ро­ди­те­ли про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го и бо­га­то­го ро­да, но ни­ко­гда не стре­ми­лись к мир­ской сла­ве и рос­ко­ши. Они весь­ма вы­де­ля­лись сре­ди со­оте­че­ствен­ни­ков сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми. За бо­го­угод­ную жизнь су­пру­ги удо­сто­и­лись вы­со­кой че­сти стать свя­тым кор­нем, про­из­рас­тив­шим дре­во чу­до­точ­ное рая Иису­со­ва. Слов­но де­ре­во, по­са­жен­ное при по­то­ках вод, ко­то­рое при­но­сит плод свой во вре­мя свое (Пс.1:3), у бла­го­сло­вен­ной че­ты как плод пра­вед­но­сти ро­дил­ся ве­ли­кий за­ступ­ник все­лен­ной Ни­ко­лай.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-mirlikijskij

☦️
Мученица Феодо́тия Никейская.
…Тру­да­ми и сло­ва­ми уте­ше­ния свя­тая Ана­ста­сия об­лег­ча­ла за­клю­че­ние мно­гих лю­дей, по­пе­че­ни­ем о те­лах и ду­шах страж­ду­щих раз­ре­ша­ла их от уз от­ча­я­ния, стра­ха и бес­по­мощ­но­сти, по­это­му и на­зва­на Узо­ре­ши­тель­ни­цей. В Ма­ке­до­нии свя­тая по­зна­ко­ми­лась с мо­ло­дой вдо­вой-хри­сти­ан­кой Фе­о­до­ти­ей, ко­то­рая по­мо­га­ла ей в бла­го­че­сти­вых тру­дах.
Ста­ло из­вест­но, что Ана­ста­сия – хри­сти­ан­ка, ее взя­ли под стра­жу и от­ве­ли к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну. Рас­спро­сив Ана­ста­сию, Дио­кли­ти­ан узнал, что она все свои сред­ства ис­тра­ти­ла на по­мощь нуж­да­ю­щим­ся, а зо­ло­тые, се­реб­ря­ные и мед­ные ста­ту­эт­ки пе­ре­ли­ла на день­ги и кор­ми­ла мно­гих го­лод­ных, оде­ва­ла на­гих, по­мо­га­ла немощ­ным. Им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ве­сти свя­тую к вер­хов­но­му жре­цу Уль­пи­а­ну, чтобы тот скло­нил ее к жерт­ве язы­че­ским бо­гам или пре­дал же­сто­кой каз­ни. Жрец пред­ло­жил свя­той Ана­ста­сии сде­лать вы­бор меж­ду бо­га­ты­ми да­ра­ми и ору­ди­я­ми пыт­ки, по­ло­жен­ны­ми с двух сто­рон око­ло нее. Свя­тая, не ко­леб­лясь, ука­за­ла на ору­дия пыт­ки: «Ок­ру­жен­ная эти­ми пред­ме­та­ми, я ста­ну пре­крас­нее и угод­нее во­жде­лен­но­му Же­ни­ху мо­е­му – Хри­сту…» Преж­де, чем под­верг­нуть свя­тую Ана­ста­сию пыт­кам, Уль­пи­ан ре­шил осквер­нить ее. Но, как толь­ко при­кос­нул­ся к ней, ослеп, страш­ная боль сжа­ла ему го­ло­ву, и через неко­то­рое вре­мя он скон­чал­ся. Свя­тая Ана­ста­сия ока­за­лась на сво­бо­де и вме­сте с Фе­о­до­ти­ей про­дол­жа­ла слу­жить уз­ни­кам. Вско­ре свя­тая Фе­о­до­тия и три ее сы­на бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти ан­фи­па­том (на­чаль­ни­ком об­ла­сти) Ни­ки­ти­ем в их род­ном го­ро­де Ни­кее († ок. 304; па­мять 29 июля и 22 де­каб­ря).

Свя­тую Ана­ста­сию вто­рич­но за­клю­чи­ли в тем­ни­цу и 60 дней ис­тя­за­ли го­ло­дом. Каж­дую ночь му­че­ни­це яв­ля­лась свя­тая Фе­о­до­тия, одоб­ря­ла и укреп­ля­ла в тер­пе­нии. Ви­дя, что го­лод не при­чи­нил свя­той вре­да, иге­мон Ил­ли­рии при­ка­зал уто­пить ее вме­сте с осуж­ден­ны­ми пре­ступ­ни­ка­ми, сре­ди ко­то­рых был и го­ни­мый за ве­ру хри­сти­ан Ев­ти­хи­ан († ок. 304; па­мять 22 де­каб­ря). Во­и­ны по­са­ди­ли уз­ни­ков на ко­рабль и вы­шли в от­кры­тое мо­ре. Да­ле­ко от бе­ре­га они пе­ре­се­ли в лод­ку, а в ко­раб­ле сде­ла­ли несколь­ко про­бо­ин, чтобы он за­то­нул. Суд­но ста­ло по­гру­жать­ся в во­ду, но уз­ни­ки уви­де­ли му­че­ни­цу Фе­о­до­тию, управ­ляв­шую па­ру­са­ми и на­прав­ляв­шую ко­рабль к бе­ре­гу. 120 че­ло­век, по­ра­жен­ные чу­дом, уве­ро­ва­ли во Хри­ста – свя­тые Ана­ста­сия и Ев­ти­хи­ан кре­сти­ли их. Узнав о слу­чив­шем­ся, иге­мон при­ка­зал каз­нить всех но­во­кре­ще­ных. Свя­тую Ана­ста­сию рас­тя­ну­ли над ко­стром меж­ду че­тырь­мя стол­ба­ми. Так окон­чи­ла свой му­че­ни­че­ский по­двиг свя­тая Ана­ста­сия Узо­ре­ши­тель­ни­ца.
Те­ло свя­той оста­лось нев­ре­ди­мым, – по­хо­ро­ни­ла его бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка Апол­ли­на­рия. По окон­ча­нии го­не­ний она по­стро­и­ла над гро­бом свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ана­ста­сии цер­ковь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1128

☦️
Мученик Каллини́к Киликийский, Гангрский.
Свя­той му­че­ник Кал­ли­ник (III–IV), ро­дом из Ки­ли­кии, с дет­ства был вос­пи­тан в хри­сти­ан­ской ве­ре. Скор­бя о том, что мно­го за­блуд­ших лю­дей по­ги­ба­ет для веч­но­сти, по­кло­ня­ясь идо­лам, он по­шел по го­ро­дам и се­ле­ни­ям про­по­ве­до­вать языч­ни­кам Иису­са Хри­ста и Его уче­ние. Сло­вом Бо­жи­им он мно­гих об­ра­щал в хри­сти­ан­ство. В га­ла­тий­ском го­ро­де Ан­ки­ре свя­той ис­по­вед­ник был за­дер­жан и пред­став­лен на суд к пра­ви­те­лю Са­кер­до­ну, же­сто­ко­му го­ни­те­лю хри­сти­ан. Пра­ви­тель, угро­жая му­че­ни­я­ми и смер­тью, при­ка­зал свя­то­му при­не­сти жерт­ву идо­лам, но он с бес­стра­ши­ем за­явил, что не бо­ит­ся му­че­ний, так как вся­кий ве­ру­ю­щий во Хри­ста по­лу­ча­ет от Него си­лы в ис­пы­та­ни­ях, а по смер­ти на­сле­ду­ет веч­ную бла­жен­ную жизнь.
Свя­то­го же­сто­ко би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и же­лез­ны­ми греб­ня­ми рва­ли те­ло, но он пе­ре­но­сил все с тер­пе­ни­ем и спо­кой­стви­ем. Это при­ве­ло в еще боль­шую ярость Са­кер­до­на, и он при­ка­зал обуть свя­то­го в са­по­ги с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри и плетьми гнать му­че­ни­ка в го­род Гангр на со­жже­ние. Путь был труд­ным, и во­и­ны, ко­то­рые со­про­вож­да­ли при­го­во­рен­но­го, из­не­мог­ли от жаж­ды. В от­ча­я­нии они ста­ли про­сить свя­то­го, чтобы он ис­про­сил у Гос­по­да спа­си­тель­ную во­ду. Незло­би­вый свя­той, сжа­лив­шись над сво­и­ми му­чи­те­ля­ми, с по­мо­щью Бо­жи­ей из­влек из кам­ня чу­дес­ный род­ник.
Изум­лен­ные во­и­ны про­ник­лись со­чув­стви­ем к сво­е­му спа­си­те­лю и хо­те­ли да­же от­пу­стить его, но страх пе­ред на­ка­за­ни­ем за­ста­вил их по­ве­сти му­че­ни­ка даль­ше. В Ган­гре свя­той Кал­ли­ник, с ра­до­стью воз­дав бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду, Ко­то­рый спо­до­бил его му­че­ни­че­ско­го вен­ца, сам во­шел в пы­ла­ю­щий ко­стер и пре­дал ду­шу Бо­гу. Те­ло его, остав­ше­е­ся непо­вре­жден­ным, ве­ру­ю­щие с че­стью пре­да­ли по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/632

☦️
Святитель Луп, епископ Труаский.
Свя­ти­тель Луп ро­дил­ся в го­ро­де Туль око­ло 383 го­да. Он про­ис­хо­дил из знат­ной гал­ло-рим­ской се­мьи и по­лу­чил хо­ро­шее клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние. Луп же­нил­ся на Пи­ме­ни­о­ле, сест­ре Ила­рия Арль­ско­го и род­ствен­ни­це свя­тителя Го­но­ра­та Арльского. По­сле ше­сти лет су­пру­же­ской жиз­ни они ре­ши­ли по­свя­тить се­бя Бо­гу. Пи­ме­нио­ла по­стриг­лась в мо­на­хи­ни, а Луп по­сту­пил в Ле­рин­ский мо­на­стырь, при­вле­чен­ный сла­вой свя­то­го Го­но­ра­та.
Спу­стя год его из­бра­ли епи­ско­пом Труа (ок. 426). Со­хра­няя вер­ность ино­че­ским обе­там, он про­дол­жал по­движ­ни­че­скую жизнь, сов­ме­щая ее с пас­тыр­ски­ми обя­зан­но­стя­ми: спал на жест­кой под­стил­ке, но­сил вла­ся­ни­цу, ел и спал лишь через день и неиз­мен­но про­яв­лял ми­ло­сер­дие к бед­ным и уз­ни­кам.
В 429 го­ду, по прось­бе па­пы Ке­ле­сти­на и при­быв­ших на Со­бор галль­ских епи­ско­пов, он со­про­вож­дал свя­то­го Гер­ма­на Осер­ско­го в Бри­та­нию для борь­бы с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми, утвер­ждав­ши­ми, что они не нуж­да­ют­ся в Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти.
При­ве­дя там мно­же­ство душ к ис­тин­ной ве­ре чу­де­са­ми и вдох­но­вен­ны­ми ре­ча­ми, свя­той Луп, вер­нув­шись в Труа, воз­об­но­вил слу­же­ние с оте­че­ской за­бо­той. Во вре­мя на­ше­ствия гун­нов (451), ко­гда го­род, не имея ни обо­ро­ни­тель­ных укреп­ле­ний, ни гар­ни­зо­на, не мог про­ти­во­сто­ять на­па­дав­шим, епи­скоп при­зы­вал жи­те­лей мо­лить­ся с со­кру­шен­ным серд­цем и сам удво­ил ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги. По­том, об­ла­чив­шись в епи­скоп­ские одеж­ды, он в со­про­вож­де­нии кли­ра вы­шел к во­ждю гун­нов Ат­ти­ле. Епи­скоп су­мел вну­шить вар­ва­ру та­кое ува­же­ние сво­им ве­ли­че­ствен­ным ви­дом, что за­хват­чик оста­но­вил во­и­нов, бро­сив­ших­ся на без­за­щит­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Свя­той Луп ска­зал ему: «Ес­ли ты тот, за ко­го се­бя вы­да­ешь, – бич Бо­жий, то на­ка­зы­вай нас на­столь­ко, на­сколь­ко поз­во­лит ве­ду­щая те­бя ру­ка». Эти сло­ва до­шли до серд­ца вар­ва­ра, и он не тро­нул го­род.
По­тер­пев по­ра­же­ние и про­хо­дя через Труа на об­рат­ном пу­ти, он взял епи­ско­па в за­лож­ни­ки и вел с со­бой до Рей­на, но там не за­мед­лил от­пу­стить и по­про­сил мо­лить­ся о нем. Ко­гда свя­той Луп вер­нул­ся, неко­то­рые ста­ли по­до­зре­вать, что он стал осве­до­ми­те­лем гун­нов. То­гда епи­скоп уда­лил­ся на два го­да на го­ру Ла­суа, в 60 ки­ло­мет­рах от Труа, а от­ту­да в Ма­кон. Там он со­вер­шал по­ра­зи­тель­ные ис­це­ле­ния, ко­то­рые на­столь­ко про­сла­ви­ли его, что ко­роль але­ман­нов по его прось­бе осво­бо­дил всех уз­ни­ков, ко­то­рых дер­жал в тем­ни­це. Вер­нув­шись в Труа, Луп при­нял­ся вос­пол­нять ма­те­ри­аль­ный и ду­хов­ный ущерб, на­не­сен­ный вар­вар­ским на­ше­стви­ем го­ро­ду и окрест­ным се­ле­ни­ям.
Свя­той Луп пре­дал ду­шу Бо­гу 29 июля 479 го­да, про­быв на епи­скоп­ской ка­фед­ре 52 го­да. Мно­гие из его уче­ни­ков счи­та­лись са­мы­ми вы­да­ю­щи­ми­ся епи­ско­па­ми сво­е­го вре­ме­ни. В од­ном из адре­со­ван­ных свя­то­му Лу­пу пи­сем свя­ти­тель Си­до­ний Апол­ли­на­рий, епи­скоп Клер­мон­ский, хва­лит его в та­ких вы­ра­же­ни­ях: «Вы отец от­цов, епи­скоп епи­ско­пов, свя­той Иа­ков ва­ше­го ве­ка… Ва­ши спо­движ­ни­ки, ко­гда со­би­ра­ют­ся вме­сте, слу­ша­ют Ва­ши пред­ло­же­ния и дро­жат пе­ред Ва­шим су­дом; пе­ред Ва­шей се­рьез­но­стью да­же по­жи­лые лю­ди чув­ству­ют се­бя детьми. Вы про­шли су­ро­вую шко­лу в Ле­рине и про­слу­жи­ли де­вять пя­ти­ле­тий на апо­столь­ской ка­фед­ре, и оба ду­хов­ных вой­ска при­вет­ству­ют Вас как од­но­го из слав­ных ду­хов­ных от­цов».

☦️
Мученик Евста́фий Мцхетский, Тифлисский.
Свя­той му­че­ник Ев­ста­фий Мц­хет­ский про­ис­хо­дил из ро­да пер­сид­ских жре­цов-ог­не­по­клон­ни­ков и но­сил до Кре­ще­ния имя Бгро­бан­дав. Отец и бра­тья его, слу­жи­те­ли зо­ро­астрий­ско­го куль­та, пы­та­лись сде­лать Бгро­бан­да­ва язы­че­ским жре­цом, но без­успеш­но. В цар­ство­ва­ние гру­зин­ско­го ца­ря Гу­ра­ма Ку­ро­па­ла­та (575–600) в воз­расте 30-ти лет он пе­ре­се­лил­ся из пер­сид­ской де­рев­ни Ар­бу­ке­ти (близ го­ро­да Ган­ра­ки­ли) в древ­нюю сто­ли­цу Гру­зии, го­род Мц­хе­та. Сред­ства к су­ще­ство­ва­нию он за­ра­ба­ты­вал са­пож­ным ре­меслом. Свя­той Ев­ста­фий стал ча­сто по­се­щать Мц­хет­ский со­бор, где хри­сти­ан­ское бо­го­слу­же­ние на­пол­ня­ло его ду­шу неиз­ре­чен­ным вос­тор­гом. Ар­хи­ди­а­кон Са­му­ил (бу­ду­щий ка­то­ли­кос-ар­хи­епи­скоп Са­му­ил IV, 582–591), за­ме­тив ду­хов­ную рас­по­ло­жен­ность пер­са-языч­ни­ка, рас­ска­зал ему о хри­сти­ан­ском ве­ро­уче­нии. Уве­ро­вав во Хри­ста, Бгро­бан­дав при­нял от ар­хи­ди­а­ко­на Са­му­и­ла огла­ше­ние, а через неко­то­рое вре­мя, ко­гда Са­му­ил стал ка­то­ли­ко­сом, при­нял от него Кре­ще­ние с име­нем Ев­ста­фий. Ев­ста­фий взял се­бе же­ну-хри­сти­ан­ку и вел жизнь бла­го­че­сти­вую, ис­пол­нен­ную вся­ких доб­ро­де­те­лей.
Его со­пле­мен­ни­ки-пер­сы, жив­шие в Мц­хе­та, не су­мев скло­нить свя­то­го Ев­ста­фия к воз­вра­ще­нию в ог­не­по­клон­ство, до­би­лись то­го, что пер­сид­ский гла­ва го­ро­да от­пра­вил его в Тби­ли­си к Ар­ванд-Губ­на­бу, са­тра­пу (на­мест­ни­ку) пер­сид­ско­го ша­ха Хоз­роя Ну­шир­ва­на. Вме­сте со свя­тым Ев­ста­фи­ем на суд са­тра­па бы­ли от­прав­ле­ны так­же дру­гие пер­сы, при­няв­шие хри­сти­ан­ство: Губ­нак, Баг­дад, Па­на­гуз­нас, Пе­ро­зав, Зар­ми и Сте­фан. Двое из них, Баг­дад и Па­на­гуз­нас, под стра­хом смер­ти от­рек­лись от Хри­ста.
Свя­той Ев­ста­фий и осталь­ные ис­по­вед­ни­ки с че­стью вы­нес­ли ше­сти­ме­сяч­ное за­клю­че­ние в тем­ни­це и по хо­да­тай­ству Кка­то­ли­ко­са Са­му­и­ла IV и гру­зин­ской зна­ти бы­ли осво­бож­де­ны.
Но­вый са­трап Гру­зии Бе­жан-Буз­мил (на­зна­чен­ный в Тби­ли­си через три го­да) по на­ве­ту преж­них вра­гов свя­то­го Ев­ста­фия при­ка­зал при­ве­сти его, тре­буя от­ре­че­ния от ве­ры Хри­сто­вой и воз­вра­та к ог­не­по­клон­ству. Свя­той Ев­ста­фий от­ве­чал с до­сто­ин­ством: «Мо­гу ли оста­вить Твор­ца всех и кла­нять­ся Его тво­ре­нию? Не бу­дет это­го ни­ко­гда! Не солн­це, лу­на и звез­ды суть бо­ги, но Бог со­здал солн­це для осве­ще­ния дня, а лу­ну и звез­ды, чтоб они си­я­ли во тьме ноч­ной… И огонь не есть Бо­же­ство; ибо огонь про­из­во­дит­ся че­ло­ве­ком и че­ло­ве­ком же по­га­ша­ет­ся». По при­ка­зу са­тра­па свя­той Ев­ста­фий был обез­глав­лен 29 июля 589 го­да. Пе­ред при­ня­ти­ем му­че­ни­че­ско­го вен­ца он пре­кло­нил ко­ле­на и воз­нес мо­лит­ву, ис­пра­ши­вая у Гос­по­да, чтобы его те­ло по­сле кон­чи­ны бы­ло пре­да­но хри­сти­ан­ско­му по­гре­бе­нию в го­ро­де Мц­хе­та. Стра­сто­тер­пец услы­шал Глас: «Ни­чем не бу­дешь ума­лен от преж­них му­че­ни­ков, ни бла­го­да­тью, ни ис­це­ле­ни­я­ми, о сво­ем те­ле не за­боть­ся, но бу­дет так, как ты про­сишь».
Те­ло свя­то­го Ев­ста­фия, бро­шен­ное но­чью на по­ле, бы­ло пе­ре­ве­зе­но хри­сти­а­на­ми в Мц­хе­та и с ве­ли­кой че­стью по­ло­же­но ка­то­ли­ко­сом Са­му­и­лом IV под пре­сто­лом Мц­хет­ско­го со­бо­ра Све­ти­ц­хо­ве­ли. Ка­то­ли­кос Са­му­ил IV уста­но­вил ему па­мять 29 июля, в день слав­ной кон­чи­ны свя­то­го му­че­ни­ка.

☦️
Преподобномученик Михаил Савваит, Едесский, Черноризец.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­ха­ил чер­но­ри­зец жил в IX ве­ке, про­ис­хо­дил из го­ро­да Эдес­сы (Ме­со­по­та­мия) от ро­ди­те­лей хри­сти­ан и был рев­ност­ным уче­ни­ком свя­то­го Фе­о­до­ра Эдес­ско­го (па­мять 9 июля). Раз­дав бед­ным остав­ше­е­ся по­сле ро­ди­те­лей иму­ще­ство, он от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам. Иеру­са­лим же в то вре­мя был за­хва­чен му­суль­ма­на­ми. Свя­той Ми­ха­ил остал­ся в Па­ле­стине и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Сав­вы. Од­на­жды он был по­слан из мо­на­сты­ря в Иеру­са­лим про­да­вать из­де­лия ино­ков. На рын­ке ев­нух му­суль­ман­ской ца­ри­цы Се­иды, уви­дев, что мо­на­стыр­ские из­де­лия бы­ли кра­си­вы и хо­ро­шо сде­ла­ны, при­вел его с со­бой к ца­ри­це. Мо­ло­дой инок по­нра­вил­ся ца­ри­це, ко­то­рая пы­та­лась во­влечь его в гре­хов­ную связь, но на­ме­ре­ния ее ока­за­лись тщет­ны­ми. То­гда по при­ка­зу раз­гне­ван­ной Се­иды ино­ка из­би­ли пал­ка­ми, а за­тем об­ви­ни­ли пе­ред ца­рем как вра­га ма­го­ме­тан­ства. Рас­спро­сив ино­ка, царь стал убеж­дать его при­нять ма­го­ме­тан­скую ве­ру, но свя­той Ми­ха­ил от­ве­чал: «Про­шу те­бя – или от­пу­сти ме­ня в оби­тель к мо­е­му на­став­ни­ку, или кре­стись в на­шу хри­сти­ан­скую ве­ру, или от­се­ки мне го­ло­ву, и я то­гда отой­ду ко Хри­сту Бо­гу мо­е­му». Царь при­ка­зал дать свя­то­му ча­шу со смер­тель­ным ядом, вы­пив ко­то­рую, свя­той Ми­ха­ил остал­ся невре­дим, по­сле че­го царь по­ве­лел от­сечь ему го­ло­ву. Кон­чи­на му­че­ни­ка про­изо­шла в Иеру­са­ли­ме, но мо­на­хи оби­те­ли свя­то­го Сав­вы пе­ре­нес­ли те­ло свя­то­го в свою Лав­ру и по­греб­ли в ней с по­че­стя­ми. В на­ча­ле XII ве­ка мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка ви­дел там игу­мен Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Да­ни­ил, пу­те­ше­ство­вав­ший по свя­тым ме­стам.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/447

☦️
Преподобные Константин и сподвижник его Косма.
Кон­стан­тин и Кос­ма бы­ли в ино­че­стве уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го († 1192; па­мять 6 но­яб­ря) и его пре­ем­ни­ка пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Дым­ско­го († 1224; па­мять 17 ян­ва­ря).
Око­ло 1220 го­да, оста­вив Ху­тын­скую оби­тель, они уда­ли­лись на пу­стын­ный по­лу­ост­ров, рас­по­ло­жен­ный в 3-х вер­стах от го­ро­да Ста­рая Рус­са, меж­ду ре­ка­ми По­ли­стью и Смеж­ною, и со вре­ме­нем ос­но­ва­ли там мо­на­стырь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го пре­по­доб­ный Кон­стан­тин был до са­мой кон­чи­ны († ок. 1240).
Пре­по­доб­ный Кос­ма про­дол­жал по­двиг сво­е­го на­став­ни­ка. Он по­гре­бен в од­ной гроб­ни­це с пре­по­доб­ным Кон­стан­ти­ном. Те­ла их по­ко­и­лись под па­пер­тью Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, по­стро­ен­ной в 1820 го­ду на ме­сте по­гре­бе­ния свя­тых.

☦️
Мученик Дании́л Черкасский (Кушнир).
Му­че­ник Да­ни­ил Куш­нир (ХVIII в.) по­стра­дал в пе­ри­од го­не­ний со сто­ро­ны уни­а­тов. В 1776 го­ду ве­ру­ю­щие се­ла Мли­ев, по­же­лав вер­нуть­ся в Пра­во­сла­вие, пред­ло­жи­ли сво­е­му свя­щен­ни­ку от­речь­ся от унии. По­лу­чив от­каз, они спря­та­ли свя­щен­ни­че­ские об­ла­че­ния, кни­ги и со­су­ды, а Да­ни­и­ла, как ста­ро­сту церк­ви, по­про­си­ли снять с пре­сто­ла Да­ро­хра­ни­тель­ни­цу. Не об­на­ру­жив в хра­ме необ­хо­ди­мо­го для бо­го­слу­же­ния, раз­гне­ван­ный свя­щен­ник об­ви­нил Куш­ни­ра в свя­то­тат­стве. Пра­вед­ни­ка аре­сто­ва­ли; спу­стя несколь­ко ме­ся­цев Да­ни­и­лу со­жгли обе ру­ки, а за­тем обез­гла­ви­ли. Со вре­ме­нем чест­ную гла­ву му­че­ни­ка по­хо­ро­ни­ли в Воз­не­сен­ском со­бо­ре Пе­ре­я­с­ла­ва. В 1994 го­ду Да­ни­ил был при­чис­лен к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых Чер­кас­ской епар­хии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-daniil-cherkasskij-kushnir

☦️
Преподобномученики Серафи́м (Богословский) и Феогно́ст (Пивоваров), иеромонахи.
Преподобномученик Пахо́мий (Русин), иеромонах.

С це­лью рас­про­стра­не­ния Пра­во­слав­ной ве­ры в Тур­ке­стан­ском крае и ду­хов­но­го про­све­ще­ния ази­ат­ских ко­чев­ни­ков, Свя­ти­тель Тур­ке­стан­ской ка­фед­ры Прео­свя­щен­ный Епи­скоп Алек­сандр (Куль­чиц­кий) воз­на­ме­рил­ся за­жечь на бе­ре­гах Ис­сык-Куль­ско­го озе­ра мис­си­о­нер­скую пу­те­вод­ную звез­ду. В 1882 го­ду он при­сту­пил к освя­ще­нию из­бран­но­го ме­ста и во­дру­зил де­ре­вян­ный крест там, где пред­по­ло­же­но бы­ло ос­но­вать муж­ской Свя­то-Тро­иц­кий мис­си­о­нер­ский мо­на­стырь. Пер­вые на­сель­ни­ки мо­на­сты­ря при­ло­жи­ли мно­го тру­дов для воз­ве­де­ния мо­на­стыр­ских стен и зда­ний и устро­е­ния хо­зяй­ства, тер­пя недоб­ро­же­ла­тель­ное от­но­ше­нье ко­чу­ю­щих пле­мён, обо­ра­чи­ва­ю­ще­е­ся неред­ко от­кры­тым на­па­де­ни­ем на по­слуш­ни­ков и по­тра­вой мо­на­стыр­ских паст­бищ.
Умно­же­ние бра­тии по­сле­до­ва­ло в 1886 го­ду, ко­гда в мо­на­стырь при­е­ха­ли 11 ино­ков из Свя­то-Ми­хай­лов­ской За­ку­бан­ской пу­сты­ни, а в 1894 го­ду на бе­ре­га ве­ли­че­ствен­но­го Ис­сык-Куль­ско­го озе­ра ре­ши­ли от­пра­вить­ся с ост­ро­ва Ва­ла­ам во­семь ино­ков во главе с игу­ме­ном Се­ва­сти­а­ном, неся с со­бой дух Ва­ла­ам­ской оби­те­ли.
Несколь­ко лет спу­стя, уже в на­ча­ле ХХ-го сто­ле­тия, в мо­на­стырь бы­ли при­гла­ше­ны из Рож­де­ство-Бо­го­ро­диц­кой Глин­ской пу­сты­ни Кур­ской епар­хии несколь­ко ино­ков, в чис­ле ко­то­рых бы­ли мо­на­хи Се­ра­фим, Фе­о­гност и Ана­то­лий. Из­вест­но, что они бы­ли об­ра­зо­ван­ные ино­ки, ве­ду­щие вы­со­кую по­движ­ни­че­скую жизнь. Кро­ме то­го, отец Се­ра­фим был на­де­лён ико­но­пис­ным та­лан­том и имел пре­крас­ный пев­че­ский го­лос, отец Ана­то­лий был за­ме­ча­тель­ным пев­цом и неза­у­ряд­ным ре­ген­том, отец Фе­о­гност имел хо­ро­шие адми­ни­стра­тив­ные спо­соб­но­сти.
В Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре Глин­ские ино­ки сбли­зи­лись с мо­на­ха­ми Па­хо­ми­ем и Ирак­ли­ем. Сей­час, ко­гда ми­ну­ло по­чти сто­ле­тие, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным с точ­но­стью уста­но­вить био­гра­фи­че­ские дан­ные Ка­зах­стан­ских по­движ­ни­ков и фак­ти­че­скую сто­ро­ну опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий. До­сто­вер­но из­вест­но лишь то, что к 1909 го­ду мо­на­хи Се­ра­фим и Ана­то­лий бы­ли при­зва­ны в ка­фед­раль­ный го­род Вер­ный, где удо­сто­и­лись по­лу­чить свя­щен­ный сан и нес­ли своё слу­же­ние в Успен­ской церк­ви Тур­ке­стан­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, за ко­то­рое в 1912 го­ду бы­ли удо­сто­е­ны пра­ва но­ше­ния на­бед­рен­ни­ка. Так­же они ду­хов­но окорм­ля­ли недав­но ос­но­ван­ную Ивер­ско-Се­ра­фи­мов­скую жен­скую оби­тель.
В 1916 го­ду иеро­мо­нах Ана­то­лий управ­лял ар­хи­ерей­ским хо­ром в Воз­не­сен­ском Ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Вер­ный.
По­сле со­бы­тий, по­тряс­ших Вер­ный — при­хо­да в мар­те 1918 го­да к вла­сти боль­ше­ви­ков и рас­стре­ла епи­ско­па Пи­ме­на (Бе­ло­ли­ко­ва, па­мять 3 сен­тяб­ря), мо­на­хи ушли в го­ры и в 8-ми вер­стах от го­ро­да в гор­ном уро­чи­ще Ме­део, и со­зда­ли и устро­и­ли скит на соп­ке Мох­на­той. Иеро­мо­нах Се­ра­фим обу­стро­ил в нём цер­ковь, вы­ры­тую в склоне го­ры. Поз­же этот скит был от­дан ими мо­на­хи­ням, а бра­тия ре­ши­ла ис­кать бо­лее уеди­нён­но­го ме­ста. Та­кое ме­сто на­шли они на го­ре Кы­зыл-Жар. Там ими бы­ли по­став­ле­ны ке­льи и вы­ры­ты пе­ще­ры. Был и Пре­стол.
Отец Па­хо­мий до 1916 го­да был так­же пе­ре­ве­дён в го­род Вер­ный и даль­ней­ший его путь Гос­подь свя­зу­ет с Глин­ски­ми по­движ­ни­ка­ми Се­ра­фи­мом и Ана­то­ли­ем. Мо­нах Ирак­лий, иеро­мо­на­хи Фе­о­гност и Па­хо­мий оста­ва­лись в Ис­сык-Куль­ском мо­на­сты­ре до 1919 го­да. Отец Фе­о­гност в том же го­ду был утвер­ждён там в долж­но­сти бла­го­чин­но­го и по­мощ­ни­ка ду­хов­ни­ка для ми­рян. По­сле на­па­де­ния кир­ги­зов на мо­на­стырь в 1916 го­ду, бы­ло за­му­че­но мно­го пре­ста­ре­лых мо­на­хов. В 1919 го­ду мо­на­стырь был за­крыт.
Ду­хов­ни­ком ски­та был иеро­мо­нах Се­ра­фим (Бо­го­слов­ский). Ро­дил­ся он в го­род Глу­хо­ве в 70-е го­ды. Мир­ское имя его Алек­сандр. Отец его, Ев­фи­мий, был управ­ля­ю­щим у по­ме­щи­ка. Мать Ма­рия бы­ла жен­щи­на крот­кая и бла­го­че­сти­вая, непре­стан­но по­се­щав­шая храм Бо­жий. В семье бы­ло двое де­тей — Са­ша и его стар­шая сест­ра. Ма­те­ри его бы­ло от­кры­то Бо­гом, что её сын при­мет му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Ко­гда он был ещё маль­чи­ком-гим­на­зи­стом, она, как-то проснув­шись утром, пла­ка­ла и го­во­ри­ла: «Сын мой, я ви­де­ла во сне, что ты бу­дешь му­че­ни­ком». Она непре­стан­но о нём пла­ка­ла, а он очень лю­бил и жа­лел её. Как-то он иг­рал на ба­яне и пел цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Мать слу­ша­ла. Вдруг он за­ме­тил, что она пла­чет и спро­сил: «Ма­ма, что ты пла­чешь?» Она от­ве­ча­ла, что во вре­мя его пе­ния она ви­де­ла ве­нец над его го­ло­вой, и ан­ге­лов с ним, и опять по­вто­ри­ла, что кон­чи­на его бу­дет му­че­ни­че­ской. Эти сло­ва ма­те­ри глу­бо­ко за­па­ли в его ду­шу. Алек­сандр же так рас­суж­дал: «Ес­ли кон­чи­на моя бу­дет му­че­ни­че­ской, что ис­кать мне в ми­ру!». И, до­стиг­нув юно­ше­ско­го воз­рас­та, уда­лил­ся в Глин­скую пу­стынь.
Про­жи­вая в Глин­ской пу­сты­ни отец Се­ра­фим имел сво­им ду­хов­ни­ком по­мощ­ни­ка брат­ско­го ду­хов­ни­ка иеро­мо­на­ха Дом­на (Аг­ге­е­ва), ду­хов­ная связь с ко­то­рым не пре­кра­ща­лась и по­сле его кон­чи­ны.
Од­на­жды, по­сле от­ре­че­ния Го­су­да­ря от Пре­сто­ла, по­слуш­ни­ца Фео­к­ти­ста по­шла к от­цу Се­ра­фи­му в уще­лье. Под­ня­лась в го­ру, ещё дверь ке­льи не успе­ла от­крыть, а ба­тюш­ка встре­ча­ет её на по­ро­ге и го­во­рит: «Знаю, за­чем при­шла. Мне Домн ска­зал: Се­ра­фи­ме, Се­ра­фи­ме, Ца­ря убра­ли и ско­ры­ми, ско­ры­ми ша­га­ми всё пой­дёт к по­ги­бе­ли».
В 1921 го­ду в Кы­зыл-Жар­ский скит при­е­ха­ли трое крас­но­ар­мей­цев на ло­ша­дях с ру­жья­ми. Отец Се­ра­фим уго­стил их ча­ем и по­ло­жил спать. Сам он не спал, чи­тал пра­ви­ло. Под утро крас­но­ар­мей­цы по­до­шли к нему, на­ста­ви­ли ру­жье в спи­ну и вы­стре­ли­ли. Он успел крик­нуть: «Ана­то­лий!». За­тем крас­но­ар­мей­цы по до­рож­ке по­шли к от­цу Фе­о­гно­сту, ко­то­рый по но­чам обыч­но мо­лил­ся в пе­ще­ре. Воз­мож­но, устав от ноч­ной мо­лит­вы, он при­лёг в сво­ей ке­лии от­дох­нуть. Как ле­жал он, скре­стив на гру­ди ру­ки, так и остал­ся — они вы­стре­ли­ли ему в серд­це.
На дру­гой день при­е­ха­ла ми­ли­ция. Ме­сто осмот­ре­ли и раз­ре­ши­ли хо­ро­нить. Вы­ры­ли мо­ги­лу, по­кры­ли её дос­ка­ми и без гро­бов, за­вер­нув мо­на­хов в ман­тию, по­хо­ро­ни­ли. Поз­же иеро­мо­нах Ана­то­лий от­пел их на Мох­на­той соп­ке. По­сле все­го слу­чив­ше­го­ся отец Па­хо­мий, отец Ирак­лий и отец Ана­то­лий жить в ски­ту не оста­лись.
Схи­мо­нах Ирак­лий (мир­ское имя — Сер­гей Ма­тях) жил в го­ро­де Тал­гар, в се­мье ста­ро­сты Тал­гар­ска­го хра­ма И.Д. Дмит­ри­е­ва. В до­ме жить от­ка­зал­ся и по­стро­ил се­бе ке­лью в са­ду. По­след­ние го­ды ба­тюш­ка жил в се­ле Са­зо­нов­ка в доб­рой ве­ру­ю­щей се­мье. Лю­бил ноч­ные мо­лит­вы, спать не ло­жил­ся, лишь по­дрем­лет, си­дя на ла­воч­ке, и сно­ва мо­лит­ся. Отец Ирак­лий скон­чал­ся от бо­лез­ни на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня в 1937 го­ду. О сво­ей кон­чине он был из­ве­щён за­ра­нее.
Иеро­мо­нах Па­хо­мий (в ми­ру — Ру­син Про­хор Пет­ро­вич, 1880 го­да рож­де­ния, уро­же­нец Кур­ской гу­бер­нии) по­сле 1921 го­да неко­то­рое вре­мя тай­но жил вме­сте со стран­ни­ком Вик­то­ром (Мат­ве­е­вым) в ски­ту на го­ре Го­рель­ник в уро­чи­ще Ме­део. Был мол­ча­лив, ко­гда кто про­сил у него сло­ва на­став­ле­ния — при­зы­вал тво­рить Иису­со­ву мо­лит­ву.
В 1935 го­ду его аре­сто­ва­ли, по­са­ди­ли в Ал­ма-Атин­скую тюрь­му, где он пре­тер­пе­вал из­де­ва­тель­ства и в 1936 го­ду был рас­стре­лян. Стран­ник Вик­тор так­же при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну око­ло 1936–1937 го­дов.
Иеро­мо­нах Ана­то­лий по­сле 1921 го­да неко­то­рое вре­мя жил в го­ро­де Вер­ном, слу­жил во Все­х­свят­ском хра­ме Ивер­ско-Се­ра­фи­мов­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый по­сле за­кры­тия оби­те­ли неко­то­рое вре­мя был дей­ству­ю­щим. Там же он управ­лял хо­ром, пи­сал му­зы­ку. В се­ре­дине 20-х го­дов он ушёл в Су­ху­ми, где жил в го­рах, вёл пе­ре­пис­ку с Вер­нен­ски­ми мо­на­хи­ня­ми. Вско­ре ими бы­ла по­лу­че­на весть об аре­сте и рас­стре­ле от­ца Ана­то­лия.
Мо­на­хи­ня Ев­до­кия вы­пол­ня­ла в мо­на­сты­ре по­слу­ша­ние по­мощ­ни­цы эко­но­ма. В сен­тяб­ре 1918 го­да крас­ный от­ряд Ма­мон­то­ва-Ких­тен­ко, при­быв­ший в го­род Вер­ный для рас­пра­вы с епи­ско­пом Пиме­ном в чис­ле дру­гих ак­ций по на­ве­де­нию «ре­во­лю­ци­он­но­го по­ряд­ка», раз­би­рал кон­фликт меж­ду мо­на­сты­рём и арен­да­то­ра­ми мо­на­стыр­ской за­им­ки. По на­ве­ту кре­стьян-арен­да­то­ров, об­ви­нив­ших мо­на­хинь в «контр­ре­во­лю­ции», их рас­стре­ля­ли ре­ше­ни­ем «поле­во­го су­да». Мать Ани­ма­и­са — эко­ном мо­на­сты­ря — бы­ла лишь ра­не­на и вы­жи­ла. Мо­на­хи­ня же Ев­до­кия бы­ла уби­та.
Мо­ги­ла пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Се­ра­фи­ма и Фе­о­гно­ста в Ак­сай­ском уще­лье все­гда по­чи­та­лась ве­ру­ю­щи­ми. В 1991 го­ду на ней был уста­нов­лен по­клон­ный крест и за­тем воз­ве­де­на ча­со­вен­ная сень. Из­вест­но нема­ло слу­ча­ев ис­це­ле­ний и чу­дес, про­ис­хо­дя­щих на мо­ги­ле пре­по­доб­но­му­че­ни­ков. В на­сто­я­щее вре­мя на ме­сте Кы­зыл-Жар­ско­го ски­та от­крыл­ся муж­ской мо­на­стырь — Ак­сай­ская Се­ра­фи­ме-Фе­о­гно­стов­ская пу­стынь.

☦️
Преподобномученик Анато́лий (Смирнов), иеромонах.
Отец Ана­то­лий был вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным ино­ком, вед­шим по­движ­ни­че­скую жизнь. Он был за­ме­ча­тель­ным пев­цом и неза­у­ряд­ным ре­ген­том, пи­сал ду­хов­ную му­зы­ку. В на­ча­ле XX ве­ка о. Ана­то­лий в чис­ле дру­гих мо­на­хов Глин­ской пу­сты­ни (пре­по­доб­но­му­че­ни­ки иеро­мо­на­хи Се­ра­фим (Бо­го­слов­ский) и Фе­о­гност (Пи­во­ва­ров)) был при­гла­шен в Свя­то-Тро­иц­кий муж­ской мис­си­о­нер­ский мо­на­стырь, ко­то­рый был ос­но­ван в 1882 г. на бе­ре­гу озе­ра Ис­сык-Куль с це­лью рас­про­стра­не­ния Пра­во­сла­вия в Тур­ке­стан­ском крае и ду­хов­но­го про­све­ще­ния ази­ат­ских ко­чев­ни­ков епи­ско­пом Алек­сан­дром (Куль­чиц­ким).
В Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре Глин­ские ино­ки сбли­зи­лись с мо­на­ха­ми Па­хо­ми­ем (Ру­си­ным) и Ирак­ли­ем. Сей­час, ко­гда ми­ну­ло по­чти сто­ле­тие, не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным с точ­но­стью уста­но­вить био­гра­фи­че­ские дан­ные Ка­зах­стан­ских по­движ­ни­ков и фак­ти­че­скую сто­ро­ну опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий. До­сто­вер­но из­вест­но лишь то, что к 1909 го­ду мо­на­хи Се­ра­фим и Ана­то­лий бы­ли при­зва­ны в ка­фед­раль­ный го­род Вер­ный (ныне Ал­ма-Ата), где удо­сто­и­лись по­лу­чить свя­щен­ный сан и нес­ли своё слу­же­ние в Успен­ской церк­ви Тур­ке­стан­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма, за ко­то­рое в 1912 го­ду бы­ли удо­сто­е­ны пра­ва но­ше­ния на­бед­рен­ни­ка. Так­же они ду­хов­но окорм­ля­ли недав­но ос­но­ван­ную Ивер­ско-Се­ра­фи­мов­скую жен­скую оби­тель. Из­вест­но, что в 1916 го­ду иеро­мо­нах Ана­то­лий управ­лял ар­хи­ерей­ским хо­ром в Воз­не­сен­ском Ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Вер­ный.
По­сле со­бы­тий, по­тряс­ших Вер­ный — при­хо­да в мар­те 1918 го­да к вла­сти боль­ше­ви­ков и рас­стре­ла епи­ско­па Пи­ме­на (Бе­ло­ли­ко­ва, па­мять 3 сен­тяб­ря), мо­на­хи ушли в го­ры и в 8-ми вер­стах от го­ро­да, в гор­ном уро­чи­ще Ме­део, со­зда­ли и устро­и­ли скит на соп­ке Мох­на­той. Иеро­мо­нах Се­ра­фим обу­стро­ил в нём цер­ковь, вы­ры­тую в склоне го­ры. Поз­же этот скит был от­дан мо­на­хи­ням, а бра­тия ре­ши­ла ис­кать боль­ше­го уеди­не­ния. Но­вое ме­сто для ски­та бы­ло най­де­но на го­ре Кы­зыл-Жар и бы­ло ука­за­но Бо­гом: во вре­мя по­ис­ка мо­на­хи оста­но­ви­лись на ночь в Ак­сай­ском уще­лье близ па­се­ки у под­но­жия Кы­зыл-Жар­ской го­ры и вдруг уви­де­ли на го­ре яр­кий свет. Под­няв­шись на го­ру, осмот­ре­ли ме­сто, от­ку­да с на­ступ­ле­ни­ем су­ме­рек ис­хо­ди­ло незем­ное си­я­ние и, вер­нув­шись, го­во­ри­ли: «Ка­кое див­ное это ме­сто! Как там ра­дост­но! Ка­кая там свя­тость, кра­со­та ка­кая, ка­кая бла­го­дать!».
Тут они и по­ста­ви­ли ке­лии на рас­то­я­нии при­бли­зи­тель­но 100 мет­ров од­ну от дру­гой, вы­ры­ли три пе­ще­ры – од­ну для хра­не­ния про­дук­тов, две дру­гие для мо­лит­вы. (Пе­ще­ры эти су­ще­ству­ют и по­ныне.) Слу­жи­ли в боль­шой де­ре­вян­ной ке­лии от­ца Ана­то­лия.
В Ак­сай­ских го­рах мо­на­хи ко­си­ли се­но, вы­ра­щи­ва­ли кар­то­фель, у ис­точ­ни­ка ря­дом со ски­том са­жа­ли гвоз­ди­ки…
Од­на­жды о.Се­ра­фим ви­дел в тон­ком сне сле­ду­ю­щее: «Идут они втро­ем — о. Ана­то­лий, о.Фе­о­гност и о.Се­ра­фим по уще­лью и ви­дят — храм сто­ит, кра­со­ты необык­но­вен­ной. За­шли в него все втро­ем, но о. Ана­то­лий вы­шел из хра­ма и убе­жал. И ви­сят в этом хра­ме 5 го­ря­щих па­ни­ка­дил. Вот од­но из них, цен­траль­ное па­ни­ка­ди­ло, за­ка­ча­лось, за­ка­ча­лось, обо­рва­лось и упа­ло на пол. Вто­рое па­ни­ка­ди­ло за­ка­ча­лось и упа­ло. Тре­тье па­ни­ка­ди­ло за­ка­ча­лось, но не упа­ло, удер­жа­лось, а два па­ни­ка­ди­ла ви­се­ли непо­движ­но». Этот сон ока­зал­ся впо­след­ствии ве­щим.
Ле­то 1921 г. бы­ло очень дожд­ли­вым и раз­ре­ши­лось силь­ней­шим на­вод­не­ни­ем-се­лем, ко­то­рый про­шел в день празд­но­ва­ния Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В ав­гу­сте 1921 г. все пя­те­ро мо­на­хов Ак­сай­ско­го ски­та по­шли в го­род Вер­ный в Ни­коль­скую цер­ковь на празд­ник це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на. Двое из них оста­лись в го­ро­де, а трое воз­вра­ти­лись в скит. Утром 11 ав­гу­ста 1921 г. бы­ли уби­ты во­ору­жен­ны­ми крас­но­ар­мей­ца­ми-гра­би­те­ля­ми иеро­мо­на­хи Се­ра­фим и Фе­о­гност, а о. Ана­то­лий, пре­ду­пре­жден­ный о.Се­ра­фи­мом, убе­жал на па­се­ку за по­мо­щью и остал­ся жив. Он и от­пе­вал, и хо­ро­нил, и слу­жил со­ро­ко­уст по уби­ен­ным мо­на­хам. По­сле все­го слу­чив­ше­го­ся остав­ши­е­ся в жи­вых о. Ана­то­лий, о.Па­хо­мий и о.Ирак­лий жить в ски­ту не оста­лись.
Иеро­мо­нах Ана­то­лий по­сле 1921 го­да неко­то­рое вре­мя жил в го­ро­де Вер­ном, слу­жил во Все­х­свят­ском хра­ме Ивер­ско-Се­ра­фи­мов­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый по­сле за­кры­тия оби­те­ли неко­то­рое вре­мя был дей­ству­ю­щим. Там же он управ­лял хо­ром и пи­сал му­зы­ку. В се­ре­дине 20-х го­дов он ушёл в Су­ху­ми, где жил в го­рах и вёл пе­ре­пис­ку с Вер­нен­ски­ми мо­на­хи­ня­ми. Вско­ре ими бы­ла по­лу­че­на весть об аре­сте и рас­стре­ле от­ца Ана­то­лия.

☦️
Священномученик Алекси́й Красновский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1886 го­ду в се­ле Рож­де­стве­но Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Крас­нов­ско­го. Об­ра­зо­ва­ние Алек­сей по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле; он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а по­сле без­бож­ной ре­во­лю­ции – во свя­щен­ни­ка и слу­жил в од­ном из хра­мов в Оре­хо­во-Зу­ев­ском рай­оне.
В 1931 го­ду отец Алек­сий был аре­сто­ван и при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния за то, что не вы­пол­нил сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го за­да­ния и не от­дал тре­бу­е­мых от него вла­стя­ми се­мян ово­щей и яро­вых. Свя­щен­ник, од­на­ко, об­жа­ло­вал при­го­вор через суд, и за­да­ние, как невы­пол­ни­мое, бы­ло от­ме­не­но; через пол­го­да он был осво­бож­ден и вер­нул­ся к слу­же­нию в хра­ме.
В 1934 го­ду отец Алек­сий был на­зна­чен слу­жить в храм в се­ле Но­вин­ском На­ро-Фо­мин­ско­го рай­о­на. В 1936 го­ду храм в се­ле был за­крыт, и от­ца Алек­сия пе­ре­ве­ли в храм в се­ле Мау­рин­ском то­го же рай­о­на, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста во вре­мя го­не­ний 1937 го­да.
23 сен­тяб­ря 1937 го­да для да­чи сви­де­тель­ских по­ка­за­ний об от­це Алек­сии был вы­зван сек­рет­ный со­труд­ник НКВД про­то­и­е­рей Сер­гий Пав­лов, ко­то­рый по­ка­зал, что «свя­щен­ник Крас­нов­ский ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ный, яв­ля­ет­ся ярым про­тив­ни­ком су­ще­ство­ва­ния со­вет­ской вла­сти… Крас­нов­ский ска­зал: “…сколь­ко нас не му­ча­ет со­вет­ская власть, при­дет та­кое вре­мя, ко­гда и мы бу­дем му­чить, все вер­нем свое луч­шее, и за­ста­вим му­чить­ся тех лю­дей, ко­то­рые в дан­ное вре­мя му­ча­ют нас”».
Был до­про­шен сек­рет­ный со­труд­ник НКВД пса­лом­щик Иван Про­та­сов, ко­то­рый, как и свя­щен­ник Сер­гий Пав­лов, ого­во­рил мно­гих лю­дей. Ино­гда его аген­тур­ные до­не­се­ния бы­ли на­столь­ко да­ле­ки от дей­стви­тель­но­сти, что да­же непра­вый со­вет­ский суд не мог их при­нять. В 1936–1937 го­дах он как сек­рет­ный со­труд­ник со­об­щал, на­при­мер, о неко­ем ра­бо­чем и, ко­гда то­го аре­сто­ва­ли, был вы­зван в ка­че­стве сви­де­те­ля в суд, под­твер­дить по­ка­за­ния, ко­то­рые со­дер­жа­лись в его аген­тур­ных ма­те­ри­а­лах. Суд, од­на­ко, оправ­дал ра­бо­че­го и вы­нес опре­де­ле­ние: при­влечь Про­та­со­ва к от­вет­ствен­но­сти за лож­ные по­ка­за­ния. Оправ­дан­ный стал по­сле огла­ше­ния при­го­во­ра це­ло­вать сво­их де­тей, и осве­до­ми­тель по­спе­шил уй­ти из за­ла су­да, ду­мая меж­ду тем про се­бя, что «до­ра­бо­тал­ся» вид­но до точ­ки. Од­на­ко к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти он за лже­сви­де­тель­ства при­вле­чен не был. Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны Про­та­сов через на­чаль­ни­ка На­ро-Фо­мин­ско­го НКВД, с ко­то­рым он был свя­зан как сек­рет­ный со­труд­ник, стал по­лу­чать от­сроч­ки от при­зы­ва в дей­ству­ю­щую ар­мию, за услу­ги да­вая то­му взят­ки день­га­ми и про­дук­та­ми. Но в 1944 го­ду за укло­не­ние от служ­бы он все же был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния. По­сле осво­бож­де­ния в 1949 го­ду, он за­стре­лил­ся из ру­жья во вре­мя охо­ты.
29 сен­тяб­ря 1937 го­да Иван Про­та­сов дал по­ка­за­ния об от­це Алек­сии, что буд­то ему «из­вест­но со слов Крас­нов­ско­го, что тот че­ло­век ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ный и крайне недо­воль­ный су­ще­ство­ва­ни­ем со­вет­ской вла­сти… Крас­нов­ский ска­зал: “Сей­час вез­де про­ис­хо­дят боль­шие аре­сты, са­жа­ют всех под­ряд ни в чем не ви­нов­ных лю­дей. Дан­ные аре­сты про­ис­хо­дят в свя­зи с эти­ми про­кля­ты­ми пе­ре­вы­бо­ра­ми в Вер­хов­ный Со­вет в свя­зи с несчаст­ной 20‑й го­дов­щи­ной Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, ко­гда ее толь­ко не бу­дут празд­но­вать, не до­ждешь­ся”».
1 ок­тяб­ря был до­про­шен брат Ива­на Про­та­со­ва, Алек­сандр Про­та­сов, до ре­во­лю­ции слу­жив­ший пса­лом­щи­ком, а по­сле ре­во­лю­ции оста­вив­ший слу­же­ние в церк­ви; он под­пи­сал все лже­сви­де­тель­ства, ко­то­рые ему бы­ли про­дик­то­ва­ны сле­до­ва­те­лем. В 1938 го­ду Про­та­сов был аре­сто­ван, при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния, в 1940 го­ду – был осво­бож­ден и скон­чал­ся во вре­мя вой­ны.
Ве­че­ром 1 ок­тяб­ря от­цу Алек­сию при­нес­ли на дом по­вест­ку, чтобы он сроч­но явил­ся в На­ро-Фо­мин­ский рай­ис­пол­ком; здесь и со­сто­ял­ся до­прос, за­няв­ший не бо­лее пя­ти ми­нут.
Спро­сив био­гра­фи­че­ские дан­ные свя­щен­ни­ка, сле­до­ва­тель за­явил:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о ва­шей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Дай­те след­ствию по­ка­за­ния о ва­шей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
– Лич­но я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти и аги­та­ции не вел.
По­сле до­про­са от­ца Алек­сия от­пра­ви­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву. 10 ок­тяб­ря свя­щен­ник еще раз был до­про­шен. На этот раз до­прос за­нял еще мень­ше вре­ме­ни.
– Вы ли­ша­лись из­би­ра­тель­ных прав? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Из­би­ра­тель­ных прав я ли­шен с 1917 го­да.
– Вам да­ва­лось твер­дое за­да­ние?
– Твер­дое за­да­ние да­ва­лось…
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти?
– Нет, не при­знаю.
11 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Отец Алек­сий по­тре­бо­вал оч­ной став­ки со лже­сви­де­те­ля­ми, за­явив, что все об­ви­не­ния, вы­дви­ну­тые про­тив него, без­до­ка­за­тель­ны. Свя­щен­ни­ку в оч­ной став­ке бы­ло от­ка­за­но, и он был от­прав­лен в Бам­лаг, ку­да при­был 20 но­яб­ря 1937 го­да. В до­ро­ге он был без­жа­лост­но ограб­лен бан­ди­та­ми, и, при­быв на стан­цию Тах­та­мы­г­да, где в 46-й ко­лонне 1‑го от­де­ле­ния ему пред­сто­я­ло от­бы­вать срок за­клю­че­ния, по­про­сил род­ных при­слать ему неко­то­рые теп­лые ве­щи, но толь­ко чтобы они бы­ли не но­вые. В ла­ге­ре отец Алек­сий был осви­де­тель­ство­ван ме­ди­цин­ской ко­мис­си­ей, ко­то­рая при­зна­ла его по со­сто­я­нию здо­ро­вья нетру­до­спо­соб­ным.
10 ян­ва­ря 1938 го­да он пи­сал су­пру­ге Анне Ни­ко­ла­евне: «Со­об­щаю, что я жив… Вче­ра бы­ла ко­мис­сия, ко­то­рая про­дли­ла мне от­дых еще на ме­сяц… На­де­юсь, что вы пер­вые пись­ма мои по­лу­чи­ли и прось­бу мою ис­пол­ни­те, то есть бу­де­те со­об­щать о се­бе по­ча­ще, за что бу­ду глу­бо­ко-глу­бо­ко бла­го­да­рен… До­ро­гая Нюра! Я те­бя про­сил и еще на­по­ми­наю, схо­ди во ВЦИК… а еще справь­ся в об­ласт­ной про­ку­ра­ту­ре о мо­ей жа­ло­бе и на нее ре­зо­лю­ции. Жа­ло­бу я по­слал через на­чаль­ство Бам­ла­га 27 но­яб­ря, где из­ло­же­но все так, как бы­ло, как про­изо­шел арест, и как мне бы­ло не предо­став­ле­но оч­ной став­ки, о ко­то­рой я убе­ди­тель­но про­сил… Схо­ди на Пет­ров­ку и справь­ся у про­ку­ро­ра об­ла­сти по над­зо­ру за ор­га­на­ми НКВД, а то по­ста­рай­ся по­пасть лич­но к про­ку­ро­ру и от се­бя по­дай жа­ло­бу, за что бу­ду бла­го­да­рен. Не оби­жай­ся на ме­ня. Будь дру­гом до гро­ба. Я ча­сто вас ви­жу во сне… До сви­да­ния! Оста­юсь ис­кренне лю­бя­щий вас до по­след­ней ми­ну­ты жиз­ни Алек­сей Крас­нов­ский».
3 мар­та 1938 го­да про­тив от­ца Алек­сия и неко­то­рых дру­гих за­клю­чен­ных Бам­ла­га бы­ло за­те­я­но но­вое де­ло. Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он не хо­чет, хо­тя и мо­жет, ра­бо­тать, ор­га­ни­зу­ет сек­тант­ские сбо­ри­ща, от­кры­то вы­ра­жа­ет ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния. В ка­че­стве сви­де­тельств бы­ли со­бра­ны аген­тур­ные до­не­се­ния сек­рет­ных со­труд­ни­ков НКВД, а за­тем до­про­ше­ны лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые по­ка­за­ли, «что на ко­лонне № 46 за по­след­ние два ме­ся­ца ор­га­ни­зо­ва­на контр­ре­во­лю­ци­он­ная груп­па быв­ших цер­ков­ни­ков, со­сто­я­щая из слу­жи­те­лей куль­та и со­чув­ству­ю­щих им… Все эти ли­ца… ак­тив­но участ­ву­ют в рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хов, кле­ве­ты на пар­тию, пра­ви­тель­ство и ее во­ждей… Вы­ше­озна­чен­ная груп­па, воз­глав­ля­е­мая быв­шим бла­го­чин­ным… по вос­крес­ным дням си­сте­ма­ти­че­ски со­би­ра­ет­ся в ба­ра­ке… где ор­га­ни­зо­вы­ва­ют чит­ку Еван­ге­лия и пе­ние цер­ков­ных пе­сен, а так­же рас­ска­зы­ва­ют про­по­ве­ди…»
21 мар­та на­чаль­ни­ком 2-го от­де­ле­ния 3-го от­де­ла Бам­ла­га НКВД вме­сто об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния бы­ла со­став­ле­на справ­ка, в ко­то­рой бы­ло на­пи­са­но, что «груп­па за­клю­чен­ных, со­сто­я­щая из де­вя­ти че­ло­век быв­ших по­пов, се­ми че­ло­век сек­тан­тов, че­ты­рех ку­ла­ков, од­но­го сы­на про­мыш­лен­ни­ка, мо­нар­хи­че­ско­го и про­че­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го эле­мен­та… объ­еди­нив­шись меж­ду со­бой, си­сте­ма­ти­че­ски со­би­ра­ли сбо­ри­ща, осо­бен­но по вос­кре­се­ньям и дру­гим ре­ли­ги­оз­ным празд­ни­кам, где про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди за­клю­чен­ных… Вы­ра­жа­ли недо­воль­ство су­деб­ной по­ли­ти­кой со­вет­ской вла­сти и рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту на ор­га­ны НКВД о тер­ро­ре, о го­ло­де в СССР, о ста­лин­ской кон­сти­ту­ции, вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет СССР и со­вет­ской куль­ту­ре… На контр­ре­во­лю­ци­он­ных сбо­ри­щах пе­ли ре­ли­ги­оз­ные пес­ни и вы­пол­ня­ли ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды».
31 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла всех об­ви­ня­е­мых к рас­стре­лу, сре­ди дру­гих и от­ца Алек­сия. При­чем ни­кто из при­го­во­рен­ных не был до­про­шен и им дол­го не объ­яв­лял­ся при­го­вор.
Свя­щен­ник Алек­сий Крас­нов­ский был рас­стре­лян 11 ав­гу­ста 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание