⏳ 2022.08.10 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 9я по Пятидесятнице (глас 7й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
10 августа (28 июля)
• апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Тимо́на, Парме́на (I)
• мчч. Иулиа́на (II), Евста́фия (ок. 316), Ака́кия (ок. 321)
• прп. Павла Ксиропотамского (820)
• прп. Моисея Печерского (XIII–XIV)
• свт. Питири́ма Тамбовского (1698)
• cщмч. Николая Пономарева (1918)
• прмч. Василия (Эрекаева), прмцц. Анастасии (Камаевой), Елены (Асташикиной), мчч. Аре́фы (Ерёмкина), Иоанна (Ломакина), Иоанна (Сельманова), Иоанна (Милёшкина), мц. Мавры (Моисеевой) (1937)
• Собор Тамбовских святых
• иконы Божией Матери Смоленская, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046)
• икон Божией Матери: Гребневская (1380), «Умиление» Серафимо-Дивеевская (1885), «Одигитрия» Устюженская (1290), «Одигитрия» Выдропусская (XV), «Одигитрия» Христофоровская (XVI), «Одигитрия» Супрасльская (XVI), «Одигитрия» Югская (1615), Одигитрия Смоленская Игрицкая (Песоченская) (1624), «Одигитрия» Шуйская (1654–1655), «Одигитрия» Костромская (1672), «Одигитрия» Седмиезерная (XVII), «Одигитрия» Сергиевская (в Лавре) (1730)


☦️
Апостол от 70-ти Про́хор Никомидийский, епископ.
Апостол от 70-ти Никано́р, диакон.
Апостол от 70-ти Тимо́н Бострийский, епископ.
Апостол от 70-ти Парме́н, диакон.

Свя­тые апо­сто­лы от 70 Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен бы­ли пер­вы­ми диа­ко­на­ми Церк­ви Хри­сто­вой.
В кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов (Деян.6:1-6) рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Иеру­са­ли­ме две­на­дцать апо­сто­лов из­бра­ли семь му­жей: Сте­фа­на, Филип­па, Про­хо­ра, Ни­ка­но­ра, Ти­мо­на, Пар­ме­на и Ни­ко­лая, ис­пол­нен­ных Свя­то­го Ду­ха и пре­муд­ро­сти, и по­ста­ви­ли их на диа­кон­ское слу­же­ние.
Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет их об­щую па­мять 28 июля, хо­тя они скон­ча­лись в раз­ное вре­мя и в раз­ных ме­стах.
Свя­той Про­хор вна­ча­ле со­про­вож­дал пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра и от него по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ни­ко­ми­дию. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри Про­хор был спут­ни­ком и со­труд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и вме­сте с ним со­слан на ост­ров Пат­мос. Там он за­пи­сал От­кро­ве­ние Бо­жие, быв­шее свя­то­му апо­сто­лу Иоан­ну, о ко­неч­ных судь­бах ми­ра (Апо­ка­лип­сис). По воз­вра­ще­нии в Ни­ко­ми­дию свя­той Про­хор об­ра­щал языч­ни­ков ко Хри­сту в го­ро­де Ан­тио­хии и там при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Свя­той Ни­ка­нор по­стра­дал в тот день, ко­гда был по­бит кам­ня­ми свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан и мно­же­ство дру­гих хри­сти­ан.
Свя­той Ти­мон был по­став­лен апо­сто­ла­ми во епи­ско­па го­ро­да Ба­сто­рии в Ара­вии и по­стра­дал от иуде­ев и языч­ни­ков за про­по­ведь Еван­ге­лия. Он был бро­шен в печь, но си­лой Бо­жи­ей вы­шел из нее невре­ди­мым. Пре­да­ние Рим­ской церк­ви го­во­рит, что свя­той Ти­мон скон­чал­ся рас­пя­тым на кре­сте.
Свя­той Пар­мен усерд­но про­по­ве­до­вал Хри­ста в Ма­ке­до­нии. Умер он от по­се­тив­шей его бо­лез­ни. Су­ще­ству­ет так­же мне­ние, что свя­той Пар­мен по­стра­дал при Тра­яне (98–117) в по­след­ний год его цар­ство­ва­ния, при­няв му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/627

☦️
Мученик Иулиа́н Далматский, Атинский.
Свя­той му­че­ник Иули­ан по­стра­дал в цар­ство­ва­ние Ан­то­ни­на Пия (138–161) в ита­льян­ской про­вин­ции Кам­па­нии. Пра­ви­тель Фла­виан дал при­каз разыс­ки­вать хри­сти­ан и при­во­дить к нему на суд. В то вре­мя из Дал­ма­ции при­был в Кам­па­нию юный хри­сти­а­нин Иули­ан. Встре­тив во­и­нов пра­ви­те­ля, он при­вет­ство­вал их сло­ва­ми: «Мир вам, бра­тья!» Во­и­ны на­ча­ли до­пра­ши­вать его: от­ку­да он и ка­кую ве­ру ис­по­ве­ду­ет. Иули­ан, же­лая по­стра­дать и уме­реть за Хри­ста, бес­страш­но при­знал­ся, что он хри­сти­а­нин. Во­и­ны уди­ви­лись му­же­ству юно­ши, но, ис­пол­няя при­каз, свя­за­ли и по­ве­ли его к пра­ви­те­лю. «По­смот­рим, – го­во­ри­ли они, – на­сколь­ко вер­ны твои сло­ва, что хо­чешь уме­реть за Рас­пя­то­го».
Пе­ре­но­ся по­бои, свя­той мо­лил­ся Гос­по­ду, чтобы Он да­ро­вал ему си­лы пре­тер­петь му­че­ния до кон­ца. Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на, и он услы­шал Го­лос: «Не бой­ся, Иули­ан, Я бу­ду с то­бой и дам те­бе си­лы и му­же­ство». Свя­той юно­ша был за­клю­чен в тем­ни­цу, на­зы­ва­е­мую «Хо­лод­ный ров», в ко­то­рой его дер­жа­ли семь дней без пи­щи и во­ды. Ан­гел же Бо­жий при­но­сил пи­щу и укреп­лял ис­по­вед­ни­ка.
На сле­ду­ю­щем до­про­се пра­ви­тель уко­рял свя­то­го, го­во­ря, что стыд­но та­ко­му кра­си­во­му юно­ше по­кло­нять­ся Рас­пя­то­му на Кре­сте, и убеж­дал при­не­сти жерт­ву идо­лам. Свя­той Иули­ан сме­ло от­ве­чал, что го­тов уме­реть за ис­тин­ную ве­ру. Пра­ви­тель по­ве­лел при­вя­зать юно­шу к де­ре­ву и бить его. Му­че­ник стал мо­лить­ся и сно­ва услы­шал Го­лос: «Не бой­ся, Иули­ан, стой му­же­ствен­но». Свя­той Иули­ан, об­ра­тив­шись к сто­яв­шей во­круг тол­пе, ска­зал: «Слу­шай­те, ока­ян­ные, не на­дей­тесь на сво­их бо­гов, ко­то­рых вы сде­ла­ли сво­и­ми ру­ка­ми. По­знай­те Бо­га, Ко­то­рый со­здал из ни­че­го Небо и зем­лю». По­сле его слов об­ра­ти­лось к ве­ре во Хри­ста бо­лее 30 че­ло­век, а свя­то­го опять от­ве­ли в тем­ни­цу. Утром, ко­гда на­ча­лись но­вые ис­тя­за­ния, со­об­щи­ли, что храм язы­че­ско­го бо­га Се­ра­пи­са вме­сте со сто­яв­шим в нем идо­лом раз­ру­шил­ся. Все при­шли в изум­ле­ние и ужас, а хри­сти­ане воз­ра­до­ва­лись и про­сла­ви­ли Хри­ста Бо­га. Языч­ни­ки же при­пи­са­ли это раз­ру­ше­ние вол­шеб­ной си­ле Иули­а­на и по­тре­бо­ва­ли его ско­рей­шей каз­ни. Убий­ство свя­то­го юно­ши ре­ши­ли со­вер­шить на ме­сте раз­ру­шен­но­го язы­че­ско­го хра­ма. Пе­ред каз­нью свя­той Иули­ан пре­кло­нил ко­ле­на и по­мо­лил­ся, бла­го­да­ря Гос­по­да, спо­до­бив­ше­го его при­нять смерть за Свя­тое Его Имя. В тре­тий раз услы­шал он Го­лос, при­зы­вав­ший в Цар­ство Небес­ное. Свя­то­го му­че­ни­ка усек­ли ме­чом, и он ото­шел ко Гос­по­ду, Ко­то­ро­го воз­лю­бил боль­ше вре­мен­ной жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/630

☦️
Мученик Евста́фий Анкирский.
Свя­той му­че­ник Ев­ста­фий был во­и­ном. За ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры был схва­чен и при­ве­ден к на­чаль­ни­ку го­ро­да Ан­ки­ры. На до­про­се свя­той твер­до и му­же­ствен­но ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и был пре­дан му­че­ни­ям. Его не­щад­но би­ли, про­свер­ли­ли пят­ки и, об­вя­зав ве­рев­кой, по­во­лок­ли по го­ро­ду к ре­ке Саг­ки (Сан­га­ри). На бе­ре­гу ре­ки му­че­ни­ка по­ло­жи­ли в де­ре­вян­ный ящик и бро­си­ли в во­ду. Ан­гел Бо­жий вы­нес ящик на бе­рег. Свя­той, на­хо­дясь в ящи­ке, пел пса­лом 90-й: «Жи­вый в по­мо­щи Выш­ня­го…». Ви­дя чу­до и чув­ствуя се­бя по­срам­лен­ным, пра­ви­тель, вы­нув меч, убил сам се­бя. Свя­той му­че­ник, при­няв При­ча­стие из рук Ан­ге­ла, пре­дал дух свой Бо­гу († ок. 316). Чест­ные мо­щи его бы­ли по­гре­бе­ны в го­ро­де Ан­ки­ре.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/628

☦️
Мученик Ака́кий Апамейский, Милетский.
Свя­той му­че­ник Ака­кий был пре­дан су­ду за ве­ру во Хри­ста. Три пра­ви­те­ля пы­та­лись за­ста­вить свя­то­го му­че­ни­ка при­не­сти жерт­ву идо­лам, под­верг­нув его же­сто­ким му­кам. Пра­ви­тель Ли­ки­ний по­ве­лел рвать те­ло свя­то­го Ака­кия ору­ди­я­ми пыт­ки, а по­том по­слал его к пра­ви­те­лю Те­рен­тию, ко­то­рый по­ве­лел бро­сить Ака­кия в ко­тел, на­пол­нен­ный ки­пя­щей смо­лой и са­лом, но му­че­ник остал­ся невре­дим. Те­рен­тий от­пра­вил­ся в го­ро­да Апа­мею и Апол­ло­нию и при­ка­зал ве­сти му­че­ни­ка за со­бой. В од­ном из этих го­ро­дов свя­то­го Ака­кия вве­ли в язы­че­ский храм, но по его мо­лит­ве упа­ли все сто­яв­шие там идо­лы. Свя­то­го силь­но из­би­ли и от­да­ли на рас­тер­за­ние зве­рям, ко­гда же уви­де­ли его невре­ди­мым, то бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь. Там му­че­ник так­же остал­ся невре­ди­мым. Пра­ви­тель, же­лая про­ве­рить, до­ста­точ­но ли рас­ка­ле­на печь, при­бли­зил­ся к ней и сам сго­рел. То­гда свя­то­го му­че­ни­ка Ака­кия от­да­ли на му­че­ния неко­е­му По­си­до­нию, ко­то­рый на­ло­жил на свя­то­го му­че­ни­ка тя­же­лые око­вы и ве­лел ве­сти его в го­род Ми­лет, но и там свя­той сво­ей мо­лит­вой со­кру­шил идо­лов. На­ко­нец озлоб­лен­ные му­чи­те­ли обез­гла­ви­ли свя­то­го Ака­кия († ок. 321). Пре­сви­тер име­нем Леон­тий по­хо­ро­нил те­ло его в го­ро­де Си­на­де (Ма­лая Азия).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/629

☦️
Преподобный Павел Ксиропотамский.
Пре­по­доб­ный Па­вел, в ми­ру Про­ко­пий, был сы­ном кон­стан­ти­но­поль­ско­го им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла Ку­ро­па­ла­та, ко­то­рый впо­след­ствии сло­жил с се­бя цар­ское до­сто­ин­ство и при­нял ино­че­ство в по­стро­ен­ном им мо­на­сты­ре. По­лу­чив бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, Про­ко­пий стал од­ним из уче­ней­ших лю­дей сво­е­го вре­ме­ни. Его Сло­во на Вве­де­ние во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ка­нон Со­ро­ка му­че­ни­кам, ка­нон Чест­но­му Кре­сту и дру­гие тру­ды снис­ка­ли ему за­слу­жен­ную сла­ву. Но уче­ность и по­чет­ное по­ло­же­ние в све­те не увлек­ли Про­ко­пия. Оста­вив все мир­ское, сме­нив бо­га­тые одеж­ды на ни­щен­ское ру­би­ще, он ушел на Свя­тую Го­ру, на ме­сто Кси­ро­по­там, по­стро­ил се­бе кел­лию в раз­ва­ли­нах ра­зо­рен­ной оби­те­ли, ос­но­ван­ной неко­гда ца­ри­цей Пульхе­ри­ей в честь 40 му­че­ни­ков, и при­нял от пу­стын­ни­ка Кос­мы по­стриг с име­нем Па­вел.
Из сми­рен­но­муд­рия пре­по­доб­ный ни­ко­му не от­кры­вал сво­ей уче­но­сти. Сла­ва о стро­гой жиз­ни Пав­ла быст­ро раз­нес­лась по всей Свя­той Го­ре. Его ста­ли на­зы­вать Пав­лом Кси­ро­по­там­ским, а оби­тель, где он под­ви­зал­ся, и до­ныне но­сит на­зва­ние Кси­ро­по­там (Су­хой по­ток).
Всту­пив­ший в то вре­мя на пре­стол им­пе­ра­тор Ро­ман, род­ствен­ник свя­то­го Пав­ла, через Про­та Свя­той Го­ры упро­сил свя­то­го при­быть в Кон­стан­ти­но­поль и устро­ил ему пыш­ную встре­чу. Сми­рен­ный Па­вел, не из­ме­няя сво­е­му ино­че­ско­му дол­гу, с кре­стом, в разо­дран­ной ря­се явил­ся сре­ди при­двор­но­го блес­ка и ве­ли­ко­ле­пия. Свою сла­ву из­бран­ни­ка Бо­жия свя­той Па­вел под­твер­дил, чу­дес­но ис­це­лив тя­же­ло за­болев­ше­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на, воз­ло­жив на него свои ру­ки. Но су­е­та при­двор­ной жиз­ни, обе­щан­ная при­зна­тель­ным им­пе­ра­то­ром, не пре­льсти­ла свя­то­го, и он вер­нул­ся на Свя­тую Го­ру, ис­про­сив у ца­ря лишь од­ну ми­лость – вос­ста­но­вить Кси­ро­по­там­скую оби­тель.
По воз­об­нов­ле­нии мо­на­сты­ря и освя­ще­ния со­бор­но­го хра­ма на свя­том пре­сто­ле бы­ла воз­ло­же­на часть Чест­но­го Дре­ва Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, пе­ре­дан­ная свя­то­му Пав­лу им­пе­ра­то­ром Ро­ма­ном.
Вско­ре Кси­ро­по­там­ская оби­тель на­пол­ни­лась мно­же­ством ино­ков, же­лав­ших вве­рить се­бя ру­ко­вод­ству свя­то­го по­движ­ни­ка, но пре­по­доб­ный Па­вел, по­ру­чив управ­ле­ние мо­на­сты­рем од­но­му из бра­тии, уда­лил­ся в от­да­лен­ную пу­сты­ню. Его стро­гое без­мол­вие бы­ло вновь на­ру­ше­но уче­ни­ка­ми, не же­лав­ши­ми по­ки­дать сво­е­го стар­ца. То­гда пре­по­доб­ный ис­про­сил у им­пе­ра­то­ра средств для по­строй­ки но­вой оби­те­ли. Так был ос­но­ван свя­тым Пав­лом мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и по­бе­до­нос­ца Ге­ор­гия. Пер­вым на­сто­я­те­лем но­во­го мо­на­сты­ря стал сам пре­по­доб­ный Па­вел, ко­то­рый и ту­да при­нес ча­сти­цы Чест­но­го Дре­ва Кре­ста Гос­под­ня.
За­ра­нее из­ве­щен­ный Гос­по­дом о сво­ей кон­чине, свя­той со­звал к се­бе бра­тию Кси­ро­по­там­ской и но­вой Ге­ор­ги­ев­ской оби­те­лей и дал им по­след­нее на­став­ле­ние. В день кон­чи­ны пре­по­доб­ный Па­вел на­дел ман­тию, про­чи­тал мо­лит­ву свя­то­го Иоан­ни­кия, ко­то­рую про­из­но­сил по­сто­ян­но: «Упо­ва­ние мое – Отец, при­бе­жи­ще мое – Сын, по­кров мой – Дух Свя­тый, Тро­и­ца Свя­тая, сла­ва Те­бе», и при­об­щил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По­хо­ро­нить свое те­ло свя­той Па­вел за­ве­щал на по­лу­ост­ро­ве Пон­го­се (на­про­тив Свя­той Го­ры).
Но по во­ле Бо­жи­ей ко­рабль при­би­ло к бе­ре­гам Кон­стан­ти­но­по­ля, где им­пе­ра­тор и пат­ри­арх с бла­го­го­ве­ни­ем при­ня­ли те­ло свя­то­го и тор­же­ствен­но по­ло­жи­ли в Ве­ли­кой церк­ви. По­сле раз­гро­ма Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми мо­щи свя­то­го Пав­ла бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ве­не­цию.

☦️
Преподобный Моисе́й Печерский.
Преподобный Моисе́й жил и под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в XIII–XIV вв. По­сто­ян­ным и лю­би­мым по­дви­гом пре­по­доб­но­го бы­ло псал­мо­пе­ние и бес­чис­лен­ные ко­ле­но­пре­кло­не­ния, за что удо­сто­ил­ся он да­ра чу­до­тво­ре­ния. Мо­щи свя­то­го по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

☦️
Святитель Питири́м, епископ Тамбовский.
Свя­ти­тель Пи­ти­рим, в ми­ру Про­ко­пий, ро­дил­ся 27 фев­ра­ля 1645 (или 1644) го­да в го­ро­де Вязь­ме. С юных лет Гос­подь го­то­вил Про­ко­пия к вы­со­ко­му ду­хов­но­му слу­же­нию, ко­то­рое ему пред­сто­я­ло вы­пол­нить. Еще в дет­стве его обу­чи­ли гра­мо­те. Лю­би­мым за­ня­ти­ем Про­ко­пия бы­ло чте­ние свя­то­оте­че­ской ли­те­ра­ту­ры и жи­тий свя­тых. Это спо­соб­ство­ва­ло фор­ми­ро­ва­нию ду­хов­но­го об­ли­ка бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля. Маль­чик удив­лял окру­жа­ю­щих тру­до­лю­би­ем, об­шир­ны­ми зна­ни­я­ми и зре­ло­стью суж­де­ний. Он был на­де­лен ху­до­же­ствен­ным та­лан­том, успеш­но за­ни­мал­ся пи­са­ни­ем икон и был глу­бо­ким зна­то­ком цер­ков­но­го пе­ния. Вы­со­кая ду­хов­ная на­стро­ен­ность ра­но вы­ве­ла Про­ко­пия на путь ино­че­ских по­дви­гов. Ре­шив все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу, он по­сту­пил в Вя­зем­скую Пред­те­чен­скую оби­тель, из­вест­ную стро­го­стью сво­е­го уста­ва. На 21 го­ду жиз­ни он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Пи­ти­рим.
Сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью мо­ло­дой инок за­слу­жил ува­же­ние мо­на­стыр­ской бра­тии и был из­бран во игу­ме­на. В 1684 го­ду его воз­ве­ли в сан ар­хи­манд­ри­та. 15 фев­ра­ля 1685 го­да пат­ри­арх Иоаким (1674–1690) вы­звал его в Моск­ву и ру­ко­по­ло­жил во епи­ско­па Там­бов­ско­го.
Со­здан­ная в 1682 го­ду Там­бов­ская епар­хия стра­да­ла от край­ней ни­ще­ты и гру­бой непро­све­щен­но­сти ее оби­та­те­лей. Ед­ва ли не боль­шую часть на­се­ле­ния со­став­ля­ли языч­ни­ки: морд­ва, че­ре­ми­сы, ме­ще­ра. На тер­ри­то­рии епар­хии про­жи­ва­ло так­же мно­го та­тар, оже­сто­чен­ных про­тив­ни­ков хри­сти­ан­ства. Сре­ди хри­сти­ан, на­се­ляв­ших епар­хию, на­счи­ты­ва­лось мно­го рас­коль­ни­ков и бег­лых или ссыль­ных пре­ступ­ни­ков.
Свя­ти­тель го­ря­чо взял­ся за раз­ре­ше­ние вста­вав­ших пе­ред ним за­дач. На ме­сте вет­хо­го де­ре­вян­но­го хра­ма в Там­бо­ве он на­чал стро­ить двух­этаж­ный ка­мен­ный ка­фед­раль­ный со­бор в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня с при­де­лом во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Свя­ти­тель Пи­ти­рим не толь­ко вни­ма­тель­но сле­дил за по­строй­кой хра­ма, но да­же сам участ­во­вал в стро­и­тель­ных ра­бо­тах. Боль­шое вни­ма­ние свя­ти­тель уде­лял ду­хов­но­му про­све­ще­нию. Он устро­ил для свя­щен­но­слу­жи­те­лей спе­ци­аль­ную шко­лу, где под его ру­ко­вод­ством вос­пи­ты­ва­лись до­стой­ные пас­ты­ри Церк­ви. При ар­хи­ерей­ском до­ме тру­да­ми свя­ти­те­ля со­би­ра­лась биб­лио­те­ка ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры (в опи­си мос­ков­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра зна­чат­ся «две кни­ги Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та, обо­ло­че­ны ко­жа­ми, од­на в крас­ной, а дру­гая в чер­ной, по об­ре­зу зо­ло­че­ны», при­над­ле­жав­шие свя­ти­те­лю Пи­ти­ри­му). Свя­ти­тель неустан­но по­учал свою паст­ву, про­по­ве­дуя Сло­во Бо­жие. Он ча­сто со­вер­шал по­езд­ки по епар­хии, чтобы иметь воз­мож­ность на ме­сте вни­кать в нуж­ды об­щин.
Свя­той ар­хи­пас­тырь по­сто­ян­но за­бо­тил­ся о при­ми­ре­нии с пра­во­слав­ной цер­ко­вью от­пав­ших от нее рас­коль­ни­ков, о при­со­еди­не­нии к ней ино­вер­цев. Глу­бо­кое бла­го­че­стие, де­я­тель­ное со­стра­да­ние к ближ­ним и муд­рое тер­пе­ние свя­ти­те­ля в бе­се­дах с рас­коль­ни­ка­ми и ино­вер­ца­ми рас­по­ла­га­ли их к пол­но­му до­ве­рию его сло­вам. Лич­ным при­ме­ром свя­той жиз­ни и си­лой бла­го­дат­но­го сло­ва свя­ти­тель мно­гих при­вел к ис­тин­ной ве­ре. Род­ная сест­ра свя­ти­те­ля Ека­те­ри­на ста­ла пер­вой на­сто­я­тель­ни­цей ос­но­ван­но­го им в 1690 го­ду Воз­не­сен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря.
Бу­дучи дерз­но­вен­ным мо­лит­вен­ни­ком и хо­да­та­ем пред Бо­гом, свя­ти­тель Пи­ти­рим ни­ко­гда не за­бы­вал о хри­сти­ан­ском сми­ре­нии. Не по­ла­га­ясь на соб­ствен­ные че­ло­ве­че­ские си­лы, ар­хи­пас­тырь осе­нил вве­рен­ный ему Бо­гом го­род Там­бов ико­на­ми Спа­си­те­ля и Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­ме­стив их на двух глав­ных во­ро­тах.
Свя­ти­тель Пи­ти­рим мно­го мо­лил­ся и учил мо­лит­ве сво­их па­со­мых. Он еже­днев­но при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии и ча­сто сам со­вер­шал свя­щен­но­дей­ствия. В тех же слу­ча­ях, ко­гда свя­ти­тель не слу­жил, он пел на кли­ро­се, на­учая кли­ри­ков пра­виль­но­му цер­ков­но­му пе­нию и чте­нию. В сво­ей кел­лии свя­ти­тель осо­бен­но ча­сто мо­лил­ся пе­ред ико­на­ми Дев­пе­те­рув­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.
Свя­ти­тель Пи­ти­рим тон­ко ощу­щал кра­со­ту род­ной при­ро­ды, ко­то­рая воз­буж­да­ла в нем чув­ство мо­лит­вен­ной бла­го­дар­но­сти к Твор­цу ви­ди­мо­го ми­ра. Лю­би­мым ме­стом его про­гу­лок и бла­го­че­сти­вых раз­мыш­ле­ний был по­стро­ен­ный в глу­хом ле­су Тре­гу­ля­ев мо­на­стырь Иоан­на Пред­те­чи, ос­но­ван­ный им вме­сте с ду­хов­ным дру­гом, свя­ти­те­лем Мит­ро­фа­ном Во­ро­неж­ским (па­мять 23 но­яб­ря и 7 ав­гу­ста). Свя­ти­тель по­ста­вил боль­шой де­ре­вян­ный крест с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля.
По­доб­но ве­ли­ким по­движ­ни­кам, свя­ти­тель Пи­ти­рим мно­го вре­ме­ни уде­лял физи­че­ско­му тру­ду, об этом сви­де­тель­ству­ют ко­лод­цы, вы­ко­пан­ные ру­ка­ми свя­ти­те­ля на ме­сте сво­их мо­лит­вен­ных по­дви­гов.
Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Пи­ти­рим в 1698 го­ду в воз­расте 53 лет.
Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в ниж­нем эта­же Там­бов­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, у юж­ной сто­ро­ны пра­во­го при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. По­сле бла­жен­ной кон­чи­ны свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма его ду­хов­ная связь с паст­вой не пре­рва­лась. Ме­сто его упо­ко­е­ния ста­ло вско­ре бла­го­го­вей­но по­чи­тать­ся. С каж­дым го­дом все бо­лее воз­рас­та­ло чис­ло бо­го­моль­цев, со­би­рав­ших­ся в день кон­чи­ны свя­ти­те­ля, 28 июля, на бо­го­слу­же­ние в Там­бов­ский со­бор. Каж­дое но­вое зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей, яв­ля­е­мое по мо­лит­вам к свя­ти­те­лю Пи­ти­ри­му, вну­ша­ло на­ро­ду уве­рен­ность в том, что по­чи­та­е­мый ими епи­скоп – во­ис­ти­ну из­бран­ник Бо­жий. С 1819 го­да при со­бо­ре ста­ла ве­стись за­пись за­сви­де­тель­ство­ван­ных у гро­ба бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний; по­чи­та­ние свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма вы­шло да­ле­ко за пре­де­лы Там­бов­ской епар­хии. В 1914 го­ду 28 июля свя­ти­тель Пи­ти­рим, епи­скоп Там­бов­ский, был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pitirim-tambovskij

☦️
Священномученик Николай Пономарев, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай По­но­ма­рев ро­дил­ся в 1867 го­ду. По­сле окон­ча­ния на­род­но­го учи­ли­ща он в 1885 го­ду был опре­де­лен на долж­ность пса­лом­щи­ка и стал слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Осин­цев­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да. 18 сен­тяб­ря 1902 го­да Ни­ко­лай Пет­ро­вич был пе­ре­ве­ден к церк­ви во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца се­ла Шо­грыш­ско­го, то­го же уез­да, где и про­вел всю остав­шу­ю­ся жизнь.
Упо­ми­на­ния о се­ле Шо­грыш­ском встре­ча­ют­ся в до­ку­мен­тах c пер­вой по­ло­ви­ны XVII ве­ка, при­чем в то вре­мя оно име­но­ва­лось Со­грыш­ской де­рев­ней. На­име­но­ва­ние это про­изо­шло от сло­ва «со­гра» — «бо­ло­то», по­сколь­ку де­рев­ня бы­ла окру­же­на тор­фя­ны­ми бо­ло­та­ми. Под­ни­мав­ши­е­ся из них гни­лост­ные ис­па­ре­ния и от­сут­ствие про­точ­ной во­ды де­ла­ли эту мест­ность небла­го­при­ят­ной для здо­ро­вья.
Ка­мен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая с при­де­ла­ми в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и му­че­ни­ков Фло­ра и Лав­ра был по­стро­ен в се­ле на сред­ства при­хо­жан в пер­вой тре­ти XIX сто­ле­тия. К на­ча­лу ХХ ве­ка в се­ле Шо­грыш­ском, вме­сте с окрест­ны­ми де­рев­ня­ми, про­жи­ва­ло око­ло че­ты­рех ты­сяч жи­те­лей, при­чем сре­ди них не бы­ло ни рас­коль­ни­ков, ни сек­тан­тов, что бы­ло ред­ко­стью для ураль­ских се­ле­ний. Жи­те­ли Шо­грыш­ско­го за­ни­ма­лись глав­ным об­ра­зом зем­ле­де­ли­ем, а так­же раз­лич­ны­ми про­мыс­ла­ми: руб­кой дров на со­сед­них же­ле­зо­де­ла­тель­ных за­во­дах, вы­ра­бот­кой дре­вес­но­го уг­ля, раз­ра­бот­кой ка­мен­но­го уг­ля на Егор­шин­ских ко­пях, за­го­тов­кой тор­фа из бо­лот и то­му по­доб­ным. По шта­ту к Ни­коль­ской церк­ви бы­ло по­ло­же­но трое чле­нов прич­та: один свя­щен­ник, один диа­кон и один пса­лом­щик. Жи­ли се­мьи свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей в двух до­мах при церк­ви.
Мир­но тек­ла сель­ская жизнь пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва. В ав­гу­сте 1916 го­да он был удо­сто­ен ру­ко­по­ло­же­ния в сан диа­ко­на и остав­лен на преж­нем ме­сте — в се­ле Шо­грыш­ском. К то­му вре­ме­ни ему бы­ло уже по­чти пять­де­сят лет. Ве­ро­ят­но, это ру­ко­по­ло­же­ние, со­вер­шив­ше­е­ся по­сле мно­гих лет слу­же­ния Церк­ви, ста­ло для от­ца Ни­ко­лая на­ча­лом со­вер­шен­но но­во­го эта­па в жиз­ни и бы­ло свя­за­но с глу­бо­ки­ми ду­хов­ны­ми пе­ре­жи­ва­ни­я­ми. Но про­дол­жить­ся его слу­же­нию суж­де­но бы­ло недол­го: через два го­да, в 1918 го­ду, он при­нял му­че­ни­че­скую смерть от рук боль­ше­ви­ков.
Со­вет­ская власть уста­но­ви­лась в Ир­бит­ском уез­де в на­ча­ле фев­ра­ля 1918 го­да. С са­мо­го на­ча­ла во­лост­ные и сель­ские со­ве­ты ста­ли про­яв­лять враж­деб­ное от­но­ше­ние к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, на­ча­лись аре­сты. Тре­вож­ные ве­сти од­на за дру­гой до­хо­ди­ли до от­ца Ни­ко­лая: в по­след­них чис­лах фев­ра­ля был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му свя­щен­ник близ­ле­жа­ще­го се­ла Бе­ло­слуд­ско­го Мень­ши­ков, де­ла­лись неод­но­крат­ные по­пыт­ки аре­сто­вать свя­щен­ни­ка се­ла Ан­то­нов­ско­го Ря­по­со­ва.
Ле­том 1918 го­да Урал ока­зал­ся в рай­оне бо­е­вых дей­ствий. В Ир­бит­ском уез­де бы­ло вве­де­но во­ен­ное по­ло­же­ние. Фронт при­бли­жал­ся к се­лу Шо­грыш­ско­му: в на­ча­ле июля на­ча­лось на­ступ­ле­ние че­хов на се­ло Егор­шин­ское, на­хо­див­ше­е­ся лишь в несколь­ких ки­ло­мет­рах от Шо­грыш­ско­го. Об­ста­нов­ка ста­но­ви­лась все бо­лее на­пря­жен­ной, в окрест­но­стях уси­лил­ся крас­ный тер­рор: в Егор­шин­ском был звер­ски убит отец Кон­стан­тин Слов­цов, в се­ле Ко­пте­лов­ском — отец Ни­ко­лай Удин­цев, в се­ле По­кров­ском — отец Пла­тон Гор­ных с дву­мя при­хо­жа­на­ми; свя­щен­ни­ка се­ла Са­ра­фан­но­го от­ца Фло­рен­тия Тро­иц­ко­го два­жды аре­сто­вы­ва­ли.
Страш­ная участь по­стиг­ла и от­ца Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва. 28 июля/10 ав­гу­ста, в день Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, его от­пра­ви­ли на стан­цию Егор­ши­но на об­ще­ствен­ные ра­бо­ты, вско­ре по­сле че­го он был убит боль­ше­ви­ка­ми. Точ­ная да­та и ме­сто смер­ти от­ца Ни­ко­лая по­ка не из­вест­ны, но мож­но пред­по­ло­жить, что это про­изо­шло ли­бо в се­ле Шо­грыш­ском, ли­бо на стан­ции Егор­ши­но в пе­ри­од с 28 июля/10 ав­гу­ста до при­хо­да бе­ло­гвар­дей­ских ча­стей 8/21 сен­тяб­ря. В се­ле Шо­грыш­ском бе­лым пред­ста­ви­лась пе­чаль­ная кар­ти­на: был ра­зо­рен Ни­коль­ский храм — раз­би­ты круж­ки, уне­се­ны день­ги и ко­вер; бы­ла ограб­ле­на квар­ти­ра свя­щен­ни­ка, при­чем по­хи­щен­ную из нее се­реб­ря­ную да­ро­но­си­цу один из крас­но­ар­мей­цев ис­поль­зо­вал для хра­не­ния та­ба­ка.
В кон­це 1918 — на­ча­ле 1919 го­да имя от­ца Ни­ко­лая По­но­ма­ре­ва бы­ло вклю­че­но в Спи­сок уби­ен­ных в 1918 го­ду в Ека­те­рин­бург­ской епар­хии свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рый был со­став­лен с це­лью их по­ми­но­ве­ния во всех хра­мах и мо­на­сты­рях епар­хии.
В 2002 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Ека­те­рин­бург­ской епар­хии.

☦️
Преподобномученик Васи́лий (Эрекаев), иеромонах.
Ва­си­лий Его­ро­вич Эре­ка­ев ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Но­са­ки­но Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил сель­скую шко­лу и по­сту­пил в Са­ров­скую в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­скую пу­стынь, где под­ви­зал­ся до за­кры­тия пу­сты­ни вес­ной 1927 го­да. Был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. Слу­жил в Успен­ском хра­ме в се­ле Ста­рая Пи­че­мор­га Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на (ныне объ­еди­не­но с се­лом Но­са­ки­но). В 1932 го­ду аре­сто­ван, вско­ре осво­бож­ден. Отец Ва­си­лий был усерд­ным пас­ты­рем, ча­сто по­се­щал при­хо­жан в сво­ем се­ле и окрест­ных де­рев­нях, объ­яс­нял кре­стья­нам пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные обя­зан­но­сти хри­сти­а­ни­на, предо­сте­ре­гал про­тив опас­но­сти укло­не­ния в рас­кол. Мно­го лю­дей при­хо­ди­ло к свя­щен­ни­ку за ду­хов­ным на­став­ле­ни­ем и жи­тей­ским со­ве­том. В мар­те 1937 го­да иеро­мо­нах Ва­си­лий (Эре­ка­ев) был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти». Ви­нов­ным се­бя не при­знал, за­явив, что да­вал на­став­ле­ния ве­ру­ю­щим, сле­дуя сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу. Рас­стре­лян 10 ав­гу­ста 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Мор­дов­ской АССР от 5 ав­гу­ста. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.
(Ар­хив УФСБ РФ по Рес­пуб­ли­ке Мор­до­вия. Д. 5666-С. Т. 1, 2.)

☦️
Преподобномученица Анастаси́я (Камаева), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ана­ста­сия – в ми­ру Ана­ста­сия Леон­тьев­на Ка­ма­е­ва – ро­ди­лась в 1879 го­ду в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (в совре­мен­но­сти Ко­выл­кин­ский рай­он Мор­до­вии) и про­ис­хо­ди­ла из мор­дов­ской кре­стьян­ской се­мьи. Она ста­ла мо­на­хи­ней ка­дом­ско­го в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» мо­на­сты­ря, а по­сле его за­кры­тия жи­ла в Ста­ром Дра­кине вме­сте с сест­рой, ве­дя еди­но­лич­ное хо­зяй­ство. Да­же жи­вя вне мо­на­сты­ря, Ана­ста­сия со­хра­ня­ла мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, дер­жась в сто­роне от но­вых ве­я­ний жиз­ни и все мыс­ли устре­мив к Бо­гу. Ма­туш­ке Ана­ста­сии до­ве­ри­ли ру­ко­вод­ство цер­ков­ным со­ве­том, ее ста­ра­ни­я­ми за­ку­па­лась цер­ков­ная утварь, она все­гда ста­ра­лась укра­сить мест­ный храм и за­бо­ти­лась о том, чтобы для мо­лит­вы во вре­мя служ­бы ве­ру­ю­щие мог­ли по­ку­пать све­чи.
Мо­на­хи­ню аре­сто­ва­ли как чле­на «контр­ре­во­лю­ци­он­ной (цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской) груп­пы» и об­ви­ни­ли «в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­ных неле­галь­ных сбо­рищ, на ко­то­рых (она) си­сте­ма­ти­че­ски ве­ла ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию тер­ро­ри­сти­че­ско­го ха­рак­те­ра». Ма­туш­ка Ана­ста­сия ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла и бы­ла рас­стре­ля­на 10 ав­гу­ста 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР от 5 ав­гу­ста. Мо­на­хи­ня Ана­ста­сия (Ка­ма­е­ва) бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

☦️
Преподобномученица Елена (Асташкина), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на – в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Асташ­ки­на – ро­ди­лась в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в 1878 (по неко­то­рым дан­ным 1882) го­ду в кре­стьян­ской се­мье. Се­мья жи­ла в до­стат­ке, но из­ли­шеств не зна­ли. С мо­ло­дых лет Еле­на ис­ка­ла ино­че­ско­го по­дви­га и в 1895 го­ду, с бла­го­сло­ве­ния ро­ди­те­лей, она ушла в мо­на­стырь и ста­ла по­слуш­ни­цей По­кров­ско­го Ши­хан­ско­го мо­на­сты­ря в Го­ро­ди­щен­ском уез­де Пен­зен­ской гу­бер­нии. Дол­гое вре­мя она жи­ла при мо­на­сты­ре на ис­пы­та­нии, про­хо­дя раз­ные по­слу­ша­ния, и лишь в 1913 го­ду ука­зом Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии бы­ла опре­де­ле­на в чис­ло се­стер мо­на­сты­ря. Через неко­то­рое вре­мя ма­туш­ка Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ка­зан­ский Мок­шан­ский мо­на­стырь. По­сле раз­го­на этой оби­те­ли в 1917 го­ду она вер­ну­лась в се­ло, в ко­то­ром ро­ди­лась. У нее по­явил­ся свой дом, и она са­мо­сто­я­тель­но ве­ла хо­зяй­ство, но про­дол­жа­ла ино­че­ское жи­тие и жи­ла в де­ви­че­стве.
В 1932 го­ду ма­туш­ка Еле­на пе­ре­бра­лась в се­ло Ша­дым Ко­вл­кин­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР. За­вет­ной ее меч­той бы­ло, чтобы в хра­мах воз­об­но­ви­лась служ­ба, чтобы в них зву­ча­ло цер­ков­ное пе­ние. Она под­дер­жи­ва­ла дру­же­ские от­но­ше­ния с быв­ши­ми на­сель­ни­ца­ми за­кры­тых мо­на­сты­рей, зна­ла мно­гих свя­щен­ни­ков.
В 1937 го­ду мо­на­хи­ню Еле­ну (Асташ­ки­ну) аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что она «ак­тив­ная участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции» и в том, что она «про­во­ди­ла по­ра­жен­че­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла, на до­про­сах го­во­ри­ла толь­ко о том, что она пра­во­слав­ная хри­сти­ан­ка и стре­мит­ся жить со­глас­но ино­че­ским обе­там. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Еле­ну к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел.

☦️
Мученик Аре́фа Ерёмкин.
Му­че­ник Аре­фа (Аре­фий) Пет­ро­вич Ерём­кин – ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Кра­сив­ка На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (совре­мен­ный Тор­бе­ев­ский рай­он Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия) в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ния он не по­лу­чил, всю жизнь за­ни­ма­ясь кре­стьян­ским тру­дом. Из­вест­но, что у него бы­ла же­на Фек­ла и 5 сы­но­вей.
В 1937 го­ду Аре­фий Пет­ро­вич был аре­сто­ван по по­до­зре­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и об­ви­нен в том, что «под ви­дом ре­ли­ги­оз­ных бе­сед си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил неле­галь­ные сбо­ри­ща, на ко­то­рых рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о па­де­нии со­вет­ской вла­сти, аги­ти­ро­вал еди­но­лич­ни­ков не всту­пать в кол­хоз». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 10 ав­гу­ста 1937 го­да Аре­фа Пет­ро­вич Ерем­кин был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР, вы­не­сен­но­му 5 ав­гу­ста.

☦️
Мученик Иоа́нн Ломакин.
Иван Ва­си­лье­вич Ло­ма­кин – ро­дил­ся в се­ле Ста­рое Че­то­во Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в 1884 го­ду и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. Ро­ди­те­ли Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ли креп­ки­ми кре­стья­на­ми – име­ли дом, на­дел зем­ли, од­ну-две ло­ша­ди, од­ну-две ко­ро­вы, несколь­ко овец, бы­ла так­же своя мель­ни­ца. В непро­стое для рус­ско­го кре­стьян­ства вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции, Иван Ва­си­лье­вич не стал раз­ру­шать сло­жив­ший­ся в се­мье уклад и хо­зяй­ство свое про­дол­жал ве­сти как еди­но­лич­ник. Гля­дя на неуда­чи пер­вых кол­хоз­ни­ков, он вы­ска­зы­вал свои мыс­ли о том, что про­ис­хо­ди­ло: он счи­тал, что зем­ле ну­жен на­сто­я­щий хо­зя­ин, ко­то­рый ду­шу в нее вкла­ды­ва­ет и все де­ла­ет ста­ра­тель­но, а кол­хоз­ни­ки са­ми еще не разо­бра­лись, кто за что от­ве­ча­ет. Ло­ма­кин был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, ни­ко­гда не от­ка­зы­вал стран­ни­кам в прось­бе от­дох­нуть в его до­ме. Он по­сто­ян­но хо­дил в цер­ковь, а на празд­ни­ки при­гла­шал к се­бе свя­щен­ни­ка. Се­мья Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ла боль­шая – 8 че­ло­век.
В 1937 го­ду Ива­на Ло­ма­ки­на аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что он «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, по за­да­нию ко­то­рой про­во­дил ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, рас­про­стра­нял слу­хи о войне, свер­же­нии со­вет­ской вла­сти и вос­ста­нов­ле­нии мо­нар­хи­че­ско­го строя». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал, не пе­ре­кла­ды­вая лож­ное об­ви­не­ние и на дру­гих. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ло­ма­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел.

☦️
Мученик Иоа́нн Сельманов.
Иван Ильич Сель­ма­нов ро­дил­ся в 1900 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Отец Ива­на Ильи­ча неко­то­рое вре­мя за­ни­мал­ся тор­гов­лей. Иван вы­учил­ся са­пож­но­му ма­стер­ству и этим за­ра­ба­ты­вал на хлеб. В 1920 го­ду его при­зва­ли в Крас­ную Ар­мию. В это вре­мя же­на его Оль­га Ев­до­ки­мов­на жда­ла пер­во­го ре­бен­ка, дочь Клав­дия ро­ди­лась в 1921 го­ду и отец уви­дел ее, ко­гда де­воч­ке шел тре­тий год. По­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны Иван вер­нул­ся в род­ное се­ло, про­дол­жал за­ни­мать­ся сво­им ре­меслом. В 1920-е гг. он был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав из-за про­ис­хож­де­ния – из тор­гов­цев.
Пер­вый арест со­сто­ял­ся в 1931 го­ду. При­го­во­рен­ный к 10 го­дам ли­ше­ния со­бо­ды, Иван Ильич был до­сроч­но осво­бож­ден из-за се­рьез­ной бо­лез­ни. Он вер­нул­ся в род­ное се­ло Са­лаз­горь и жил здесь до 1937 го­да. В это вре­мя по се­лам хо­ди­ли стран­ни­ки и рас­ска­зы­ва­ли, что «царь Ро­ма­нов» остал­ся жив, «толь­ко до вре­ме­ни скры­ва­ет­ся», что «ско­ро со­вет­ская власть па­дет… стра­ной бу­дет управ­лять один по­ря­доч­ный че­ло­век, не та­кой, как бо­го­хуль­ни­ки».
Стран­ни­ки обе­ща­ли хо­ро­шую жизнь и го­во­ри­ли: «Вот то­гда-то пра­во­слав­ные вновь вос­пря­нут, вспом­нят тра­ди­ции, по ко­то­рым жи­ли мно­го ве­ков их пред­ки». Ива­ну Сель­ма­но­ву та­кие раз­го­во­ры бы­ли аб­со­лют­но по ду­ше. Ему очень хо­те­лось, чтобы церк­ви по­ско­рее от­кры­ли, он да­же ре­шил не до­жи­дать­ся обе­щан­но­го «бла­го­при­ят­но­го вре­ме­ни» и стал ини­ци­а­то­ром дви­же­ния сель­чан за от­кры­тие мест­но­го хра­ма. По­сле­до­вал арест, в до­ме Ива­на Ильи­ча про­из­ве­ли обыск. В об­ви­не­нии го­во­ри­лось: «яв­лял­ся участ­ни­ком ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­ме­ре­ния по адре­су ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства». На пер­вом же до­про­се Иван ска­зал, что не станет при­зна­вать за со­бой то­го, в чем его об­ви­ня­ют.
5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ильи­ча Сель­ма­но­ва к рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Мученик Иоа́нн Милёшкин.
Иван Ва­си­лье­вич Ми­лёш­кин ро­дил­ся в 1902 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1924-1926 го­дах он слу­жил в Крас­ной Ар­мии ря­до­вым, а в 1927 го­ду вер­нул­ся в род­ные края и за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ством. Пе­ре­ехав в се­ло Мок­ша Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР, Иван Ва­си­лье­вич всту­пил в кол­хоз и да­же был из­бран его пред­се­да­те­лем.
Пер­вый раз Ива­на Ва­си­лье­ви­ча аре­сто­ва­ли в 1932 го­ду с об­ви­не­ни­ем «ха­лат­ное от­но­ше­ние к слу­жеб­ным обя­зан­но­стям». Он был при­го­во­рен к 1 ме­ся­цу ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. Без­успеш­ные по­пыт­ки на­учить­ся жить в но­вых усло­ви­ях сбли­зи­ли его с мест­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми, он стал «стран­ство­вать» по се­лам Тор­бе­ев­ско­го, Тем­ни­ков­ско­го и Ко­выл­кин­ско­го рай­о­нов, обу­ча­ясь сам и обу­чая дру­гих Хри­сто­вой ве­ре. В те вре­ме­на дол­го это про­дол­жать­ся не мог­ло: вто­рой арест со­сто­ял­ся в 1937 го­ду. В об­ви­не­нии бы­ло ска­за­но: «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вы­пол­нял роль свя­зи­ста (связ­но­го) меж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми и чле­на­ми груп­пы, ру­ко­во­дил неле­галь­ны­ми сбо­ри­ща­ми и про­во­дил вер­бов­ку но­вых чле­нов». Ес­ли «ха­лат­ное от­но­ше­ние к служ­бе» бы­ло для вла­сти боль­ше­ви­ков про­сти­тель­но и на­ка­за­ние за него бы­ло по­чти что услов­ным, то все, что свя­за­но бы­ло с Цер­ко­вью и во­об­ще ре­ли­ги­оз­но­стью, в то вре­мя неми­ло­серд­но и неспра­вед­ли­во пре­сле­до­ва­лось. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ми­лёш­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 10 ав­гу­ста он был рас­стре­лян.

☦️
Мученица Ма́вра Моисеева.
Мав­ра Ва­си­льев­на Мо­и­се­е­ва ро­ди­лась в 1875 го­ду в се­ле Ша­лы Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Атю­рьев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Из­вест­но, что до ре­во­лю­ции 1917 го­да она жи­ла в соб­ствен­ном до­ме, име­ла се­ред­няц­кое хо­зяй­ство. От­но­си­тель­но бла­го­по­луч­ная жизнь про­дол­жа­лось до 1937 го­да.
Мав­ре Ва­си­льевне хо­те­лось, чтобы храм в се­ле Шады­ме, ку­да она хо­ди­ла мо­лить­ся, был кре­пок и кра­сив, и она ста­ла со­би­рать с при­хо­жан день­ги для про­ве­де­ния ре­мон­та цер­ков­но­го зда­ния. Лю­ди ак­тив­но от­клик­ну­лись, на­ня­ли ар­тель плот­ни­ков из 4 че­ло­век, ко­то­рые сде­ла­ли ра­бо­ту. Вско­ре по­сле это­го Мав­ра Ва­си­льев­на бы­ла аре­сто­ва­на и ей бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что она «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции… предо­став­ля­ла свой дом для про­ве­де­ния неле­галь­ных сбо­рищ… воз­г­ляв­ля­ла сбор средств для ре­мон­та церк­ви». На до­про­сах она рас­ска­зы­ва­ла лишь о том, как со­би­ра­ла день­ги на храм и за­яви­ла, что ве­ру в Бо­га она не счи­та­ет пре­ступ­ле­ни­ем. Без­бож­ная власть с этим со­глас­на не бы­ла: 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Мав­ру Ва­си­льев­ну Мо­и­се­е­ву к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Со­бор Там­бов­ских свя­тых.
Со­бор Там­бов­ских свя­тых утвер­жден по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Пи­ме­на в 1988 г.
В Собор входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-tambovskih-svjatyh

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская.
Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Оди­гит­рия», что зна­чит «Пу­те­во­ди­тель­ни­ца», по Цер­ков­но­му пре­да­нию, бы­ла на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой во вре­мя зем­ной жиз­ни Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский пред­по­ла­га­ет, что этот об­раз был на­пи­сан по прось­бе ан­тио­хий­ско­го пра­ви­те­ля Фе­о­фи­ла. Из Ан­тио­хии свя­ты­ня бы­ла пе­ре­не­се­на в Иеру­са­лим, а от­ту­да им­пе­ра­три­ца Ев­до­кия, су­пру­га Ар­ка­дия, пе­ре­да­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль Пульхе­рии, сест­ре им­пе­ра­то­ра, ко­то­рая по­ста­ви­ла свя­тую ико­ну во Влахерн­ском хра­ме.
Гре­че­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин IХ Мо­но­мах (1042–1054), вы­да­вая в 1046 го­ду свою дочь Ан­ну за кня­зя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, сы­на Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­сло­вил ее в путь этой ико­ной. По­сле смер­ти кня­зя Все­во­ло­да ико­на пе­ре­шла к его сы­ну Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху, ко­то­рый пе­ре­нес ее в на­ча­ле ХII ве­ка в Смо­лен­скую со­бор­ную цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Оди­гит­рия Смо­лен­ская.
В 1238 го­ду по гла­су от ико­ны са­мо­от­вер­жен­ный пра­во­слав­ный во­ин Мер­ку­рий но­чью про­ник в стан Ба­тыя и пе­ре­бил мно­же­ство вра­гов, в том чис­ле и их силь­ней­ше­го во­и­на. При­няв в бит­ве му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, он был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых (па­мять 24 но­яб­ря).
В ХIV ве­ке Смо­ленск на­хо­дил­ся во вла­де­нии Ли­тов­ских кня­зей. Дочь кня­зя Ви­то­вта Со­фия бы­ла вы­да­на за­муж за ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Ва­си­лия Ди­мит­ри­е­ви­ча (1398–1425). В 1398 го­ду она при­вез­ла с со­бой в Моск­ву Смо­лен­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той об­раз уста­но­ви­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Крем­ля, по пра­вую сто­ро­ну от цар­ских врат. В 1456 го­ду, по прось­бе жи­те­лей Смо­лен­ска во гла­ве с епи­ско­пом Ми­са­и­лом, ико­на бы­ла тор­же­ствен­но с крест­ным хо­дом воз­вра­ще­на в Смо­ленск, а в Москве оста­лись две ее ко­пии. Од­на бы­ла по­став­ле­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре, а дру­гая – «ме­ра в ме­ру» – в 1524 го­ду в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии. Мо­на­стырь был устро­ен на Де­ви­чьем по­ле, где «со мно­ги­ми сле­за­ми» моск­ви­чи от­пус­ка­ли свя­тую ико­ну в Смо­ленск. В 1602 го­ду с чу­до­твор­ной ико­ны был на­пи­сан точ­ный спи­сок (в 1666 го­ду вме­сте с древ­ней ико­ной но­вый спи­сок во­зи­ли в Моск­ву для по­нов­ле­ния), ко­то­рый по­ме­сти­ли в башне Смо­лен­ской кре­пост­ной сте­ны, над Дне­пров­ски­ми во­ро­та­ми, под спе­ци­аль­но устро­ен­ным ша­тром. Поз­же, в 1727 го­ду, там бы­ла устро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, а в 1802 – ка­мен­ная.
Но­вый спи­сок вос­при­нял бла­го­дат­ную си­лу древ­не­го об­ра­за, и, ко­гда рус­ские вой­ска 5 ав­гу­ста 1812 го­да остав­ля­ли Смо­ленск, ико­ну взя­ли с со­бой для охра­не­ния от непри­я­те­ля. На­ка­нуне Бо­ро­дин­ской бит­вы этот об­раз но­си­ли по ла­ге­рю, чтобы укре­пить и обод­рить во­и­нов к ве­ли­ко­му по­дви­гу. Древ­ний об­раз Смо­лен­ской Оди­гит­рии, взя­тый вре­мен­но в Успен­ский со­бор, в день Бо­ро­дин­ской бит­вы вме­сте с Ивер­ской и Вла­ди­мир­ской ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри об­но­си­ли во­круг Бе­ло­го го­ро­да, Ки­тай-го­ро­да и кремлев­ских стен, а за­тем от­пра­ви­ли к боль­ным и ра­не­ным в Ле­фор­тов­ский дво­рец. Пе­ред остав­ле­ни­ем Моск­вы ико­на бы­ла взя­та в Яро­славль.
Так бла­го­го­вей­но хра­ни­ли на­ши пред­ки эти ико­ны-сест­ры, и Ма­терь Бо­жия через Свои об­ра­зы охра­ня­ла на­шу Ро­ди­ну. По­сле по­бе­ды над непри­я­те­лем ико­на Оди­гит­рии вме­сте с про­слав­лен­ным спис­ком бы­ла воз­вра­ще­на в Смо­ленск.
Празд­но­ва­ние в честь это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за 28 июля бы­ло уста­нов­ле­но в 1525 го­ду в па­мять воз­вра­ще­ния Смо­лен­ска Рос­сии.
Су­ще­ству­ет мно­го чти­мых спис­ков со Смо­лен­ской Оди­гит­рии, ко­то­рым по­ло­же­но празд­но­ва­ние в этот же день. Есть и день празд­но­ва­ния Смо­лен­ской иконе, про­сла­вив­шей­ся в ХIХ ве­ке, – 5 но­яб­ря, ко­гда этот об­раз по рас­по­ря­же­нию глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го рус­ской ар­ми­ей М. И. Ку­ту­зо­ва был воз­вра­щен в Смо­ленск. В па­мять из­гна­ния вра­гов из Оте­че­ства в Смо­лен­ске бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­вать этот день еже­год­но.
Свя­тая ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии – од­на из глав­ных свя­тынь Рус­ской Церк­ви. Ве­ру­ю­щие по­лу­ча­ли и по­лу­ча­ют от нее обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь. Ма­терь Бо­жия через Свой свя­той об­раз за­сту­па­ет и под­креп­ля­ет нас, пу­те­вод­ствуя ко спа­се­нию, и мы взы­ва­ем к Ней: «Ты вер­ным лю­дям – Все­б­ла­гая Оди­гит­рия, Ты – Смо­лен­ская По­хва­ла и всея зем­ли Рос­сий­ския – утвер­жде­ние! Ра­дуй­ся, Оди­гит­рие, хри­сти­а­ном спа­се­ние!»

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-smolenskaja

☦️
Икона Богородицы Гребневская.
Греб­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­сла­вив­ша­я­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми и на­хо­див­ша­я­ся в хра­ме го­ро­да Греб­ня (на ре­ке Чи­ри, впа­да­ю­щей в Дон), бы­ла под­не­се­на жи­те­ля­ми го­ро­да, Дон­ски­ми ка­за­ка­ми, ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му по воз­вра­ще­нии его с Ку­ли­ков­ской бит­вы в 1380 го­ду.
«Греб­нев­ская ле­то­пись или по­вест­во­ва­ние об об­ра­зе чу­до­твор­ном Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии», со­став­лен­ная в 1471 го­ду, гла­сит: «И ко­гда бла­го­вер­ный Ве­ли­кий князь Ди­мит­рий с по­бе­дой в ра­до­сти с До­ну-ре­ки, и то­гда та­мо, на­род хри­сти­ан­ский, во­ин­ско­го чи­ну жи­ву­щий, зо­во­мый ка­за­ций, в ра­до­сти встре­тил его со свя­той ико­ной и с кре­ста­ми, по­здра­вил его с из­бав­ле­ни­ем от су­по­ста­тов ага­рян­ско­го язы­ка и при­нес ему да­ры ду­хов­ных со­кро­вищ, уже име­ю­щи­е­ся у се­бя чу­до­твор­ные ико­ны, во церк­вах сво­их. Вна­ча­ле об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии, креп­кой за­ступ­ни­цы из Си­ро­ти­на го­род­ка и из церк­ви Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
И то­гда князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич при­нял сей бес­цен­ный дар… и по До­ну ре­ки до­сти­га­ет еще ка­за­ча го­род­ка, Греб­ни, на устье ре­ки Чир, и жи­ву­щие там во­и­ны так­же встре­ти­ли Ве­ли­ко­го кня­зя с кре­ста­ми и свя­той ико­ной и в дар ему так­же об­раз Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы чу­дес­но там у них си­я­ю­щую вру­чи­ли. И во все ле­та уста­но­вил им, ка­за­кам, свое жа­ло­ва­ние «за по­честь их силь­ную храб­рость про­ти­ву су­по­стат ага­рян­ска язы­ка»».
В ХV ве­ке, по­сле удач­но­го по­хо­да на Нов­го­род, ве­ли­кий князь Иоанн Ва­си­лье­вич по обе­ту по­стро­ил цер­ковь Успе­ния в Москве на Лу­бян­ке и в ней по­ста­вил Греб­нев­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый он брал с со­бой в по­ход. В 1687 го­ду, ко­гда цер­ковь сго­ре­ла, ико­на чу­дес­но со­хра­ни­лась.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-grebnevskaja

☦️
Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ская при­над­ле­жа­ла пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му, бы­ла его ке­лей­ной ико­ной. Еле­ем от лам­па­ды, го­рев­шей пе­ред этой свя­той ико­ной, пре­по­доб­ный по­ма­зы­вал боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ли по­сле по­ма­за­ния ис­це­ле­ние. По­движ­ник на­зы­вал ико­ну «Уми­ле­ние» – «Всех ра­до­стей Ра­дость», и пе­ред ней он скон­чал­ся на мо­лит­ве 2 ян­ва­ря 1833 го­да. По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма са­ров­ский на­сто­я­тель о. Ни­фонт от­дал свя­тую ико­ну «Всех ра­до­стей Ра­дость» сест­рам Ди­ве­ев­ской Се­ра­фи­мов­ской оби­те­ли.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-serafimo-diveevskaja


Жития
Писание