⏳ 2022.08.03 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 8я по Пятидесятнице (глас 6й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 августа (21 июля)
• прор. Иезекии́ля (VI до РХ)
• мч. Виктора Марсельского (ок. 290)
• прпп. Симео́на Палестинского, Иоа́нна (ок. 590)
• прпп. Ону́фрия Молчаливого и Они́сима затворника, Печерских (XII–XIII)
• сщмч. Петра Голубева (1938)
• обре́тение мощей исп. Романа Медведя (1999)


☦️
Пророк Иезекии́ль.
Свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль жил в VI ве­ке до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ро­дил­ся в го­ро­де Са­ри­ре, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ле­ви­и­на, был свя­щен­ни­ком и сы­ном свя­щен­ни­ка Ву­зия. Во вто­рое на­ше­ствие на Иеру­са­лим ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­ву­хо­до­но­со­ра, в 25-лет­нем воз­расте Ие­зе­ки­иль был от­ве­ден в Ва­ви­лон вме­сте с ца­рем Ие­хо­ни­ей II и мно­ги­ми дру­ги­ми иуде­я­ми.
В пле­ну про­рок Ие­зе­ки­иль жил при ре­ке Хо­вар. Там, на 30-м го­ду жиз­ни, в ви­де­нии ему бы­ло от­кры­то бу­ду­щее ев­рей­ско­го на­ро­да и все­го че­ло­ве­че­ства. Про­рок уви­дел си­я­ю­щее об­ла­ко, в се­ре­дине ко­то­ро­го был пла­мень, а в нем – та­ин­ствен­ное по­до­бие дви­жи­мой ду­хом ко­лес­ни­цы и че­ты­рех кры­ла­тых жи­вот­ных, имев­ших каж­дое че­ты­ре ли­ца: че­ло­ве­ка, льва, тель­ца и ор­ла. Пе­ред их ли­ца­ми на­хо­ди­лись ко­ле­са, усе­ян­ные оча­ми. Над ко­лес­ни­цей воз­вы­шал­ся как бы кри­сталь­ный свод, а над сво­дом – по­до­бие пре­сто­ла как бы из свер­ка­ю­ще­го сап­фи­ра. На этом пре­сто­ле си­я­ю­щее «по­до­бие Че­ло­ве­ка», а во­круг Него ра­ду­га (Иез.1,4-28).
По тол­ко­ва­нию от­цов Церк­ви, пре­свет­лое «по­до­бие Че­ло­ве­ка», си­дя­ще­го на сап­фи­ро­вом пре­сто­ле, бы­ло про­об­ра­зом во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, явив­шей­ся Пре­сто­лом Бо­жи­им; че­ты­ре жи­вот­ных про­об­ра­зо­вы­ва­ли че­ты­рех еван­ге­ли­стов, ко­ле­са со мно­же­ством очей – ча­сти све­та со все­ми на­ро­да­ми зем­ли. При этом ви­де­нии свя­той про­рок от стра­ха упал на зем­лю, но глас Бо­жий по­ве­лел ему встать и за­тем объ­явил, что Гос­подь по­сы­ла­ет его на про­по­ведь к на­ро­ду из­ра­иль­ско­му. С это­го вре­ме­ни на­ча­лось про­ро­че­ское слу­же­ние Ие­зе­ки­и­ля. Про­рок Ие­зе­ки­иль воз­ве­стил на­ро­ду из­ра­иль­ско­му, на­хо­див­ше­му­ся в пле­ну ва­ви­лон­ском, о пред­сто­яв­ших ис­пы­та­ни­ях в на­ка­за­ние за за­блуж­де­ния в ве­ре и от­ступ­ни­че­ство от Ис­тин­но­го Бо­га. Про­рок воз­ве­щал так­же и на­ступ­ле­ние луч­ших вре­мен для сво­их плен­ных со­оте­че­ствен­ни­ков, пред­ска­зы­вал воз­вра­ще­ние их из ва­ви­лон­ско­го пле­на и вос­ста­нов­ле­ние Иеру­са­лим­ско­го хра­ма.
Осо­бен­но важ­ны два зна­ме­на­тель­ных ви­де­ния про­ро­ка – о хра­ме Гос­под­нем, ис­пол­нен­ном сла­вы, и о су­хих ко­стях на по­ле, ко­то­рым Дух Бо­жий дал но­вую жизнь. Ви­де­ние о хра­ме бы­ло та­ин­ствен­ным про­об­ра­зом осво­бож­де­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го от ра­бо­ты вра­жи­ей и устро­е­ния Церк­ви Хри­сто­вой через ис­ку­пи­тель­ный по­двиг Сы­на Бо­жия, во­пло­тив­ше­го­ся от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, име­ну­е­мой про­ро­ком «вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми», ко­то­ры­ми про­шел толь­ко Один Гос­подь Бог (Иез.44,2). Ви­де­ние о су­хих ко­стях на по­ле – про­об­раз все­об­ще­го вос­кре­се­ния мерт­вых и но­вой веч­ной жиз­ни ис­куп­лен­ных Крест­ной смер­тью Гос­по­да Иису­са Хри­ста (Иез.37,1-14).
Свя­той про­рок Ие­зе­ки­иль имел от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния. Он, как и про­рок Мо­и­сей, мо­лит­вой к Бо­гу раз­де­лил во­ды ре­ки Хо­ва­ра, и евреи пе­ре­шли на дру­гой бе­рег, из­бе­жав пре­сле­до­ва­ния хал­де­ев. Во вре­мя го­ло­да про­рок ис­про­сил у Бо­га умно­же­ния пи­щи для го­ло­дав­ших.
За об­ли­че­ние в идо­ло­по­клон­стве од­но­го ев­рей­ско­го кня­зя свя­то­го Ие­зе­ки­и­ля пре­да­ли каз­ни: при­вя­зан­ный к ди­ким ко­ням, он был разо­рван на ча­сти. Бла­го­че­сти­вые евреи со­бра­ли рас­тер­зан­ное те­ло про­ро­ка и по­хо­ро­ни­ли его на по­ле Маур, в усы­паль­ни­це Си­ма и Ар­фак­са­да, пра­ро­ди­те­лей Ав­ра­ама, неда­ле­ко от Баг­да­да. Про­ро­че­ства Ие­зе­ки­и­ля за­пи­са­ны в кни­ге, на­зван­ной его име­нем и вклю­чен­ной в Биб­лию.
Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский об­ра­щал вни­ма­ние ве­ру­ю­щих на сле­ду­ю­щие сло­ва в кни­ге про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля: ес­ли пра­вед­ник, на­де­ясь на свою пра­вед­ность, дерзнет гре­шить и в гре­хе умрет – бу­дет от­ве­чать за грех и под­ле­жит осуж­де­нию; а греш­ник, ес­ли по­ка­ет­ся, и умрет в по­ка­я­нии – его преж­ние гре­хи не вос­по­мя­нут­ся пе­ред Бо­гом (Иез.3:20, 18:21-24).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/613

☦️
Мученик Ви́ктор Марсельский.
Му­че­ник Вик­тор (ок. 290 г.) был офи­це­ром рим­ской ар­мии, ко­то­рый во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на обод­рял мар­сель­ских хри­сти­ан и при­зы­вал их храб­ро ис­по­ве­до­вать Хри­сто­ву ве­ру. Ко­гда он осу­дил слу­же­ние идо­лам пе­ред пре­фек­та­ми его ле­ги­о­на, его про­вла­чи­ли по ули­цам го­ро­да и за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В тем­ни­це он об­ра­тил ко Хри­сту трех сол­дат: Лон­ги­на, Алек­сандра и Фе­ли­ци­а­на, ко­то­рые тут же бы­ли каз­не­ны. А сам св. Вик­тор был со­кру­шен под жер­но­вом, «по­доб­но пше­ни­це, вы­бран­ной Бо­гом».
Позднее местное предание V века утверждает, что св. Виктор до службы в легионах был моряком-рулевым там же, в Марселе, и на этом основании во Франции он почитается как покровитель рыбаков и мореходов.

☦️
Христа ради юродивый Симео́н Палестинский, Емесский.
Преподобный Иоа́нн Палестинский, спостник прп. Симео́на юродивого.
Пре­по­доб­ные Си­ме­он, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, и спост­ник его Иоанн бы­ли си­рий­ца­ми, жи­ли в VI в. в го­ро­де Едес­се. С дет­ства их свя­зы­ва­ла тес­ная друж­ба. Стар­ший из них, Си­ме­он, был хо­лост и жил с пре­ста­ре­лой ма­те­рью. Иоанн же, толь­ко что всту­пив в брак, жил с от­цом (мать его умер­ла) и с мо­ло­дой су­пру­гой. Оба дру­га при­над­ле­жа­ли к бо­га­тым се­мьям. Ко­гда Си­мео­ну ис­пол­ни­лось 30 лет, а Иоан­ну 24, они со­вер­ши­ли пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим на празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. На об­рат­ном пу­ти дру­зья бе­се­до­ва­ли о пу­тях спа­се­ния ду­ши. Сой­дя с ко­ней, они от­пра­ви­ли слуг с ко­ня­ми впе­ред, а са­ми по­шли пеш­ком.
Дой­дя до Иор­да­на, они уви­де­ли на бе­ре­гу ре­ки мо­на­сты­ри, рас­по­ло­жен­ные на гра­ни­це пу­сты­ни. У обо­их вспых­ну­ло неудер­жи­мое же­ла­ние оста­вить мир и про­ве­сти осталь­ную жизнь в ино­че­ских по­дви­гах. Они свер­ну­ли с до­ро­ги, по ко­то­рой шли их слу­ги в Си­рию, и, усерд­но по­мо­лив­шись Бо­гу, на­пра­ви­лись в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну – к мо­на­сты­рям. Они про­си­ли Гос­по­да ука­зать, ка­кой мо­на­стырь им из­брать и ре­ши­ли пой­ти в ту оби­тель, во­ро­та ко­то­рой бу­дут от­кры­ты. В это вре­мя Гос­подь из­ве­стил во сне игу­ме­на оби­те­ли Ни­ко­на от­крыть мо­на­стыр­ские во­ро­та и впу­стить в оби­тель овец Хри­сто­вых. В ве­ли­кой ра­до­сти дру­зья по­до­шли к от­кры­тым во­ро­там мо­на­сты­ря, бы­ли лас­ко­во при­ня­ты игу­ме­ном и оста­лись в оби­те­ли. В ско­ром вре­ме­ни они при­ня­ли по­стриг.
Про­быв неко­то­рое вре­мя в оби­те­ли, Си­ме­он воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем уси­лить свой по­двиг, уй­ти вглубь пу­сты­ни и там под­ви­зать­ся в пол­ном уеди­не­нии. Иоанн не за­хо­тел от­стать от сво­е­го дру­га и ре­шил раз­де­лить с ним тру­ды пу­стын­но­жи­тель­ства. Игу­ме­ну Ни­ко­ну Гос­подь от­крыл на­ме­ре­ние дру­зей, и в ту ночь, ко­гда ино­ки Си­ме­он и Иоанн хо­те­ли по­ки­нуть оби­тель, он сам от­крыл им во­ро­та, по­мо­лил­ся с ни­ми, дал свое бла­го­сло­ве­ние и от­пу­стил в пу­сты­ню.
На­чав пу­стын­ни­че­скую жизнь, ду­хов­ные бра­тья вна­ча­ле пре­тер­пе­ли силь­ную брань от диа­во­ла, вну­шав­ше­го им пе­чаль об остав­лен­ных род­ных, устра­шав­ше­го по­движ­ни­ков, на­во­див­ше­го на них рас­слаб­ле­ние, уны­ние и ле­ность. Бра­тья Си­ме­он и Иоанн, твер­до пом­ня о дан­ных ими при по­стри­же­нии обе­тах, упо­вая на мо­лит­вы сво­е­го стар­ца, игу­ме­на Ни­ко­на, про­дол­жа­ли неуклон­но сле­до­вать по из­бран­но­му пу­ти, про­во­ди­ли вре­мя в непре­стан­ных мо­лит­вах в стро­гом по­сте, под­дер­жи­вая друг дру­га в борь­бе про­тив ис­ку­ше­ний. Через неко­то­рое вре­мя с по­мо­щью Бо­жи­ей ис­ку­ше­ния пре­кра­ти­лись.
Ино­ки по­лу­чи­ли от Бо­га из­ве­ще­ние, что мать Си­мео­на и су­пру­га Иоан­на скон­ча­лись и Гос­подь удо­сто­ил их рай­ско­го бла­жен­ства. По­сле это­го Си­ме­он и Иоанн про­жи­ли в пу­стыне 29 лет, до­стиг­ли пол­но­го бес­стра­стия и вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­но­сти. Пре­по­доб­ный Си­меон по вну­ше­нию Бо­жию по­мыс­лил о том, что им сле­ду­ет те­перь по­слу­жить лю­дям, а для это­го необ­хо­ди­мо оста­вить пу­стын­ное уеди­не­ние и ид­ти в мир. Но свя­той Иоанн, счи­тая, что не до­стиг еще та­кой сте­пе­ни бес­стра­стия, как его спо­движ­ник, ре­шил не остав­лять пу­сты­ни. Бра­тья рас­ста­лись со сле­за­ми. И Си­ме­он на­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, там по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню и всем свя­ты­ням. По сво­е­му ве­ли­ко­му сми­ре­нию свя­той по­движ­ник усерд­но мо­лил­ся Гос­по­ду спо­до­бить его по­слу­жить ближ­ним та­ким об­ра­зом, чтобы они не про­слав­ля­ли его.
Свя­той Си­ме­он из­брал для се­бя труд­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди. При­дя в го­род Емес­су, он остал­ся в нем и вел се­бя как безум­ный, со­вер­шая стран­ные по­ступ­ки, за что под­вер­гал­ся на­смеш­кам, бра­ни и по­бо­ям, и меж­ду тем со­вер­шал мно­го доб­рых дел. Он из­го­нял бе­сов, ис­це­лял бо­лез­ни, из­бав­лял от ско­ро­по­стиж­ной смер­ти, неве­ру­ю­щих при­во­дил к ве­ре, а греш­ни­ков – к по­ка­я­нию. Все эти доб­рые де­ла он со­вер­шал под ви­дом юрод­ства, и ни­ка­кой по­хва­лы или бла­го­дар­но­сти от лю­дей не по­лу­чал. Но вы­со­ко чтил сво­е­го ду­хов­но­го бра­та пре­по­доб­ный Иоанн: ко­гда в пу­стыне его на­ве­щал кто-ли­бо из жи­те­лей го­ро­да Емес­сы, про­ся со­ве­та и мо­литв, он неиз­мен­но на­прав­лял их к «юро­ди­во­му Си­мео­ну», ко­то­рый мог луч­ше пре­по­дать со­вет ду­хов­ный.
За три дня до сво­ей смер­ти свя­той Си­ме­он пе­ре­стал по­яв­лять­ся на ули­цах, за­тво­рил­ся в сво­ей хи­жине, в ко­то­рой, кро­ме вя­зан­ки хво­ро­ста, ни­че­го не бы­ло. Про­быв в непре­стан­ной мо­лит­ве три дня, свя­той Си­ме­он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду. Неко­то­рые из го­род­ских ни­щих, дру­жив­ших с ним, не встре­чая юро­ди­во­го, при­шли к его хи­жине и там на­шли его мерт­вым. Взяв те­ло усоп­ше­го, они от­нес­ли его без обыч­но­го цер­ков­но­го пе­ния на ме­сто, где по­гре­ба­ли без­дом­ных и стран­ни­ков. Ко­гда нес­ли те­ло свя­то­го Си­мео­на, неко­то­рые из жи­те­лей слы­ша­ли див­ное цер­ков­ное пе­ние, не по­ни­мая, от­ку­да оно ис­хо­дит.
Вслед за свя­тым Си­мео­ном в пу­стыне мир­но ото­шел к Гос­по­ду пре­по­доб­ный Иоанн. Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­то­му Си­мео­ну бы­ло да­но уви­деть ве­нец над го­ло­вой сво­е­го ду­хов­но­го бра­та с над­пи­сью: «За пу­стын­ни­че­ское тер­пе­ние».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/614

☦️
Преподобный Ону́фрий Печерский, Молчаливый.
Пре­по­доб­ный Онуф­рий под­ви­зал­ся в Ближ­них Ан­то­ни­е­вых пе­ще­рах в ХII ве­ке. Вто­рич­но па­мять со­вер­ша­ет­ся 28 сен­тяб­ря в Со­бо­ре пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских Ближ­них пе­щер.

☦️
Преподобный Они́сим Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Они­сим (ХII–ХIII), под­ви­за­ясь в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, за­тво­рил­ся в Ближ­них пе­ще­рах (пре­по­доб­но­го Ан­то­ния). Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го по­гре­бе­ны на ме­сте его по­дви­гов.

☦️
Священномученик Петр Голубев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 12 ян­ва­ря 1880 го­да в се­ле Ко­ле­ди­но По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Гри­го­рия и Пе­ла­гии Го­лу­бе­вых. Его отец был пса­лом­щи­ком в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Ко­ле­ди­но и умер, ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось три го­да. До вось­ми лет Петр жил с ма­те­рью, а за­тем был от­дан в под­го­то­ви­тель­ный класс Пе­ре­р­вин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое окон­чил в 1894 го­ду и как при­мер­ный уча­щий­ся был за­чис­лен в пер­вый класс Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии без сда­чи при­ем­ных эк­за­ме­нов. В 1900 го­ду, по окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии, Петр Гри­горь­е­вич был опре­де­лен на долж­ность учи­те­ля в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ло Ста­рое Ко­ло­мен­ско­го уез­да. В 1904 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к По­кров­ской церк­ви в се­ле По­кров­ское на Го­родне и опре­де­лен за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в этом се­ле, а так­же зем­ской шко­лы в де­ревне Чер­та­но­во. В 1914 го­ду диа­кон Петр был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ше­бан­це­во По­доль­ско­го уез­да, в 1925 го­ду пе­ре­ве­ден в Успен­скую цер­ковь в се­ло Пет­ро­во-Даль­нее Крас­но­гор­ско­го рай­о­на, на ме­сто сво­е­го бра­та, ко­то­рый зи­мой 1924 го­да рас­шиб­ся во вре­мя го­ло­ле­да и не мог слу­жить. Отец Петр про­слу­жил здесь до сво­е­го аре­ста.
Отец Петр слу­жил все празд­ни­ки и вос­крес­ные дни, ча­сто слу­жил мо­леб­ны в до­мах при­хо­жан и во вре­мя крест­ных хо­дов по се­лу. При­хо­жане лю­би­ли свя­щен­ни­ка за при­вет­ли­вость и доб­ро­ту, ко­то­рая ска­зы­ва­лась в том, что он по­мо­гал всем бед­ным, ста­ри­кам, при­ве­чал де­тей, все­гда ода­ри­вая их ка­ки­ми-ни­будь по­дар­ка­ми, и в осо­бен­но­сти, ко­неч­но, на Пас­ху. Пе­ре­ехав в Пет­ро­во-Даль­нее, отец Петр сна­ча­ла сни­мал ком­на­ту, так как до­ма для свя­щен­ни­ка в се­ле не бы­ло, а в 1931 го­ду он по раз­ре­ше­нию мест­ных вла­стей вы­стро­ил дом. В 1935 го­ду вла­сти за­пре­ти­ли свя­щен­ни­ку кре­стить, и отец Петр стал кре­стить до­ма. По­ло­же­ние свя­щен­ни­ка в се­ле ста­ло осо­бен­но тре­вож­ным с то­го вре­ме­ни, ко­гда его пле­мян­ник по­сту­пил в сель­со­вет по­мощ­ни­ком пред­се­да­те­ля; он неод­но­крат­но, хо­дя по се­лу, го­во­рил: «Я сво­е­го дя­дю убе­ру, на­до мной на­смеш­ни­ча­ют». В кон­це трид­ца­тых го­дов со­труд­ни­ки НКВД пред­ло­жи­ли пред­се­да­те­лю мест­но­го сель­со­ве­та до­но­сить на тех, ко­го они пред­по­ла­га­ли аре­сто­вать, и в част­но­сти – на свя­щен­ни­ка. Пред­се­да­тель ста­рал­ся доб­ро­со­вест­но ис­пол­нить дан­ное ему по­ру­че­ние и вся­че­ски вы­зы­вал от­ца Пет­ра на от­кро­вен­ный раз­го­вор.
Впро­чем, и раз­го­ва­ри­вая с пред­се­да­те­лем, свя­щен­ник не ска­зал ни­че­го та­ко­го, в чем его мож­но бы­ло бы об­ви­нить. Впо­след­ствии, вы­зван­ный на до­прос, пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что буд­то бы свя­щен­ник ему го­во­рил: «Труд­но ве­рить те­перь ком­му­ни­стам из вы­ше­сто­я­щих ра­бот­ни­ков, так как все они ока­зы­ва­ют­ся под­ле­ца­ми. Борь­ба за власть при­но­сит в жерт­ву и пра­вых и ви­но­ва­тых». А о вы­бо­рах отец Петр буд­то бы ска­зал: «Все рав­но вы­бо­ры прой­дут од­но­сто­рон­ние; пар­тия боль­ше­ви­ков про­ве­дет сво­их лю­дей, а ко­го хо­чет вы­брать на­род, тот вы­бран не бу­дет». Дру­гой лже­сви­де­тель по­ка­зал, буд­то свя­щен­ник жа­ло­вал­ся ему, что его со­вет­ская власть обо­дра­ла на­ло­га­ми, и го­во­рил: «Неуже­ли все это так бу­дет про­дол­жать­ся? Нет, со­вет­ская власть не мо­жет дол­го су­ще­ство­вать». Лже­сви­де­тель так­же ска­зал, что ле­том встре­тил­ся со свя­щен­ни­ком на до­ро­ге и отец Петр го­во­рил ему, что он не ве­рит в со­вет­ский суд и счи­та­ет, что Ту­ха­чев­ско­го рас­стре­ля­ли по­то­му, что «это про­меж се­бя ру­ко­во­ди­те­ли пар­тии и пра­ви­тель­ства не по­де­ли­ли мяг­ких кре­сел», ни­ка­ко­го за­го­во­ра про­тив вла­сти не бы­ло. «Ле­том 1937 го­да Го­лу­бев го­во­рил мне о сво­ем пле­мян­ни­ке, на­зы­вая его ду­ра­ком, что он ле­зет в ком­му­ни­сты. Я по­нял его сло­ва так, что Го­лу­бев чужд со­вет­ской вла­сти».
22 мар­та 1938 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван и пер­вое вре­мя со­дер­жал­ся в ка­ме­ре пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Крас­но­гор­ской ми­ли­ции. На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил его:
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, вы­ска­зы­ва­ли суж­де­ния о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вес­ной 1937 го­да вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть обо­бра­ла вас на­ло­га­ми, неуже­ли так бу­дет про­дол­жать­ся, и са­ми се­бе от­ве­ти­ли: нет, не мо­жет так про­дол­жать­ся.
– Та­ких раз­го­во­ров я ни­ко­гда не вел, так что ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– Ле­том 1937 го­да вы вы­ска­зы­ва­ли суж­де­ние о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да. За­яви­ли, что вра­ги на­ро­да, та­кие как Ту­ха­чев­ский и дру­гие, рас­стре­ля­ны как невин­ные и что ру­ко­во­ди­те­ли пар­тии и пра­ви­тель­ства не по­де­ли­ли мяг­ких кре­сел.
– Раз­го­вор о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да и о Ту­ха­чев­ском был, но с кем и ко­гда, не пом­ню.
– След­ствию из­вест­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния про­во­ди­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­е­те со­жа­ле­ние о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да.
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Что вы еще мо­же­те ска­зать по дан­но­му де­лу?
– На сто­роне вра­гов со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда не был, по­ли­ти­че­ски­ми во­про­са­ми не за­ни­ма­юсь, недо­вольств по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­ваю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
По окон­ча­нии след­ствия отец Петр был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 16 июля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Петр Го­лу­бев был рас­стре­лян 3 ав­гу­ста 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка храм, где слу­жил отец Петр, был раз­граб­лен. Вско­ре вслед за этим при­е­ха­ла бри­га­да та­тар, ко­то­рые сбро­си­ли ко­ло­ко­ла и сва­ли­ли ку­пол церк­ви. При­мер­но через год по­сле рас­стре­ла свя­щен­ни­ка пред­се­да­те­лем кол­хо­за стал Аарон Льво­вич Аль­пе­ро­вич. За­ду­мав ис­поль­зо­вать кир­пич хра­ма для стро­и­тель­ства теп­лиц, он при­ка­зал взо­рвать цер­ковь. По­сле взры­ва храм об­ра­тил­ся в гру­ду щеб­ня, в ко­то­рой не бы­ло ни од­но­го це­ло­го кир­пи­ча.

☦️
Исповедник Роман Медведь, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ро­ман ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1874 го­да в ме­стеч­ке За­мо­стье Холм­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля про­гим­на­зии Ива­на Иоси­фо­ви­ча Мед­ве­дя и Ма­рии Мат­ве­ев­ны, ра­бо­тав­шей аку­шер­кой. В се­мье бы­ло се­ме­ро де­тей – пять сы­но­вей и две до­че­ри. Ро­ман был вто­рым ре­бен­ком в се­мье. Отец его умер ра­но, ко­гда Ро­ма­ну ис­пол­ни­лось две­на­дцать лет.
Ро­ман, как и его бра­тья, учил­ся в Холм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в то вре­мя, ко­гда рек­то­ром ее был ар­хи­манд­рит Ти­хон (Бе­ла­вин), бу­ду­щий Пат­ри­арх, ока­зы­вав­ший им впо­след­ствии свое по­кро­ви­тель­ство и по­мощь. Окон­чив в 1892 го­ду се­ми­на­рию пер­вым уче­ни­ком, Ро­ман Ива­но­вич по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Во вре­мя обу­че­ния в ака­де­мии Ро­ман Ива­но­вич по­зна­ко­мил­ся с про­то­и­е­ре­ем Иоан­ном Крон­штадт­ским и, став его ду­хов­ным сы­ном, ни­че­го впо­след­ствии не пред­при­ни­мал без его бла­го­сло­ве­ния. Ду­хов­ное окорм­ле­ние от­ца Иоан­на ока­за­ло боль­шое вли­я­ние на Ро­ма­на Ива­но­ви­ча – став пас­ты­рем, он цен­тром сво­ей де­я­тель­но­сти сде­лал ли­тур­ги­че­ское слу­же­ние, и бы­ва­ли го­ды, ко­гда он слу­жил еже­днев­но.
По окон­ча­нии ака­де­мии Ро­ман Ива­но­вич был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра, за­тем ин­спек­то­ром Ви­лен­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и про­слу­жил в этой долж­но­сти до 1900 го­да. 7 ян­ва­ря 1901 го­да Ро­ман Ива­но­вич по бла­го­сло­ве­нию от­ца Иоан­на Крон­штадт­ско­го со­че­тал­ся бра­ком с Ан­ной Ни­ко­ла­ев­ной Невзо­ро­вой, ко­то­рая учи­лась вме­сте с сест­рой Ро­ма­на Ива­но­ви­ча Оль­гой на ме­ди­цин­ских кур­сах. Отец Ан­ны Ни­ко­ла­ев­ны слу­жил свя­щен­ни­ком в Ста­ро­рус­ском уез­де Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Это был бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник, спо­до­бив­ший­ся пра­вед­ной, мир­ной кон­чи­ны. Он умер в день сво­е­го Ан­ге­ла по­сле при­ча­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин во вре­мя слу­же­ния ли­тур­гии.
3 мар­та 1901 го­да епи­скоп Чер­ни­гов­ский и Нежин­ский Ан­то­ний (Со­ко­лов) ру­ко­по­ло­жил Ро­ма­на Ива­но­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, на­хо­див­ше­му­ся в име­нии по­ме­щи­ка Неплю­е­ва, воз­глав­ляв­ше­го в то вре­мя Кре­сто­воз­дви­жен­ское брат­ство, в ос­но­ву де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го бы­ли по­ло­же­ны ско­рее ком­му­ни­сти­че­ские иде­а­лы, неже­ли хри­сти­ан­ские. В брат­стве огра­ни­чи­ва­лось вме­ша­тель­ство при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка в жизнь брат­чи­ков, в ре­зуль­та­те че­го он ста­но­вил­ся здесь ис­клю­чи­тель­но тре­бо­ис­пол­ни­те­лем. Ру­ко­во­ди­те­лем ду­хов­ной жиз­ни брат­чи­ков был сам по­ме­щик Неплю­ев, что при­во­ди­ло к кон­флик­там меж­ду свя­щен­ни­ка­ми и по­ме­щи­ком. Непри­ем­ле­мым для свя­щен­ни­ков бы­ло и то, что ос­но­вой ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния брат­ства бы­ло про­из­вод­ство и про­да­жа спир­та. Уви­дев, что су­ще­ству­ю­щих в брат­стве по­ряд­ков он ни­как не смо­жет из­ме­нить, отец Ро­ман по­слал об­сто­я­тель­ный до­клад епар­хи­аль­но­му ар­хи­ерею. Од­новре­мен­но он по­дал в об­щее со­бра­ние чле­нов брат­ства свое суж­де­ние о ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ной сто­роне жиз­ни брат­ства, где ста­вил на вид прин­ци­пи­аль­но нехри­сти­ан­ское от­но­ше­ние ко мно­гим лю­дям, не со­сто­я­щим в брат­стве. «В от­но­ше­ни­ях к “не бра­тьям”, – пи­сал он, – ре­ко­мен­ду­ет­ся жест­кость и бес­чув­ствен­ность через прин­ци­пи­аль­ное от­вер­же­ние необ­хо­ди­мо­сти для се­бя част­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти… Это по­ка­зы­ва­ет, что “выс­шая си­сте­ма­ти­че­ская бла­го­тво­ри­тель­ность” брат­ства – мерт­вая ум­ствен­ная вы­клад­ка для за­мас­ки­ро­ва­ния сво­е­го эго­из­ма и ску­по­сти, а не со­став­ля­ет ис­тин­ной по­треб­но­сти брат­ства на ос­но­ве жа­ло­сти к че­ло­ве­че­ско­му го­рю… От­се­кать от се­бя част­ную бла­го­тво­ри­тель­ность – зна­чит… от­се­кать от се­бя пи­та­ю­щие со­ки жи­во­го чув­ства, зна­чит за­стра­хо­вать се­бя от воз­мож­но­го со­зна­ния сво­их оши­бок и мерт­во­сти сво­е­го де­ла через встре­чу с ис­тин­ною че­ло­ве­че­скою бе­дою».
Отец Ро­ман за­ме­тил ру­ко­во­ди­те­лю брат­ства, что тот со­зна­тель­но дер­жит чле­нов брат­ства в со­сто­я­нии неве­же­ства. «Усво­е­ния пра­во­слав­но­го уче­ния по­чти нет, – пи­сал он. – Пер­во­на­чаль­ное на­уче­ние в на­чаль­ной шко­ле и то же пер­во­на­чаль­ное на­уче­ние в низ­ших сель­ско­хо­зяй­ствен­ных шко­лах при од­ном-двух уро­ках в неде­лю и толь­ко – это­го вре­ме­ни для при­об­ре­те­ния пол­но­ты уче­ния Церк­ви крайне недо­ста­точ­но. Так де­ло об­сто­ит в шко­лах. В брат­стве еще ху­же… Учре­ди­тель брат­ства не же­ла­ет боль­шо­го ум­ствен­но­го раз­ви­тия для чле­нов брат­ства; он пря­мо бо­ит­ся его и счи­та­ет из­лиш­ним…»
Все эти прин­ци­пы и уста­нов­ки брат­ства со­зда­ва­ли тя­же­лые от­но­ше­ния меж­ду чле­на­ми брат­ства и свя­щен­ни­ка­ми – ни один из них не смог про­слу­жить в брат­стве в те­че­ние сколь­ко-ни­будь про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни. Столк­но­ве­ния с жест­ки­ми прин­ци­па­ми брат­ства при­ве­ли к то­му, что отец Ро­ман вы­нуж­ден был опре­де­лить для се­бя, ка­ким он ви­дит об­раз хри­сти­ан­ско­го пас­ты­ря, что счи­та­ет иде­а­лом и от ка­ких прин­ци­пов счи­та­ет невоз­мож­ным от­ка­зать­ся. Его цер­ков­ные пред­став­ле­ния о ме­сте пас­ты­ря в при­хо­де и прин­ци­пы, ко­то­ры­ми ру­ко­вод­ство­ва­лось брат­ство, ока­зы­ва­лись в непри­ми­ри­мом кон­флик­те. Отец Ро­ман пи­сал по это­му по­во­ду в сво­ем пись­ме брат­ству: «Брат­ство до­се­ле еще не ста­ло на путь чи­сто­го, свя­то­го до­бы­ва­ния хле­ба. Это­му ме­ша­ют ви­но­ку­рен­ный за­вод и сме­ше­ние по­ме­щи­чье­го хо­зяй­ства с брат­ским. На­сто­я­щая эко­но­ми­че­ская ор­га­ни­за­ция брат­ства гро­зит об­ра­тить его в кол­лек­тив­но­го по­ме­щи­ка, весь­ма тя­же­ло­го для окру­ги, по­сколь­ку вся­кая част­ная бла­го­тво­ри­тель­ность яв­ля­ет­ся за­пре­щен­ной по уста­ву. По­лу­ча­ет­ся са­мая жест­кая фор­ма ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го строя, без вся­ко­го при­ра­же­ния не толь­ко хри­сти­ан­ских, но и про­сто че­ло­ве­че­ских чувств. Труд брат­ства по­те­рял нрав­ствен­но-оздо­ров­ля­ю­щее зна­че­ние, сле­до­ва­тель­но, по сво­е­му жиз­нен­но­му прин­ци­пу брат­ство неуклон­но стре­мит­ся в са­мо­услаж­де­ние… По во­про­су о по­стах у брат­ства су­ще­ству­ет груст­ный со­физм. Не со­блю­дав­ший их ис­то­во блю­сти­тель стран­но пе­ре­ина­чил сло­ва Апо­сто­ла о яде­нии мя­са, го­во­ря, что по на­ше­му вре­ме­ни их на­до бы по­ни­мать так: не бу­ду по­стить­ся во­век, чтобы не со­блаз­нить бра­та мо­е­го – со­сед­нюю кре­стьян­скую окру­гу, твер­до со­блю­да­ю­щую по­сты… Брат­ство прин­ци­пи­аль­но за­кры­ва­ет се­бе до­ро­гу, ве­ду­щую к са­мо­от­ре­че­нию и смер­ти для ми­ра и гре­ха.
Мо­гут ли по­сле это­го быть у брат­ства чи­сты­ми от­но­ше­ния к глав­но­му усло­вию ду­хов­но­го раз­ви­тия – Церк­ви и ее слу­жи­те­лям. Есть в брат­стве хо­дя­чий прин­цип о пред­по­чи­та­ю­щих тор­го­вать сво­им тру­дом и ду­хов­ны­ми си­ла­ми вме­сто то­го, чтобы со­сто­ять чле­ном тру­до­во­го брат­ства. По это­му прин­ци­пу свя­щен­ник, по­лу­ча­ю­щий от брат­ства жа­ло­ва­нье, есть ли­цо, про­да­ю­щее ему свой труд и ду­хов­ные си­лы. Уж не по­ку­па­ет ли у него брат­ство и бла­го­дать та­инств за пла­ти­мое ему жа­ло­ва­нье? Ед­ва ли бла­го­ра­зум­но ста­вить се­бя в та­кое стран­ное по­ло­же­ние в от­но­ше­нии та­инств.
Ис­то­ри­че­ские от­но­ше­ния брат­ства к пра­во­слав­но­му свя­щен­ни­ку ненор­маль­ны. Брат­ство по­сто­ян­но раз­де­ля­ло в свя­щен­ни­ке нрав­ствен­ную лич­ность и но­си­мый им сан и через то от­кры­ло се­бе ши­ро­кую до­ро­гу для осуж­де­ния и по­пи­ра­ния свя­щен­ства. Со­глас­но это­му раз­де­ле­нию, все в пас­тыр­ском ру­ко­вод­стве непри­ят­ное для ов­цы и ста­да мо­жет быть от­но­си­мо к лич­но­сти свя­щен­ни­ка, не име­ю­щей ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к но­си­мо­му им са­ну. Пас­тырь дол­жен па­сти овец, как то­го же­ла­ют ов­цы. Ес­ли же, со­глас­но ука­за­ни­ям сво­ей со­ве­сти и дол­га, пас­тырь станет при­зы­вать овец к по­ка­я­нию в слад­ких для них гре­хах, ов­цы на­зо­вут это недо­стой­ным са­на пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка стрем­ле­ни­ем к ду­хов­но­му дес­по­тиз­му и по­пи­ра­ни­ем прав ми­рян пра­во­слав­ной Церк­ви на устро­е­ние жиз­ни со­глас­но их лич­ным убеж­де­ни­ям.
Свя­щен­ство – не кол­дов­ство, та­ин­ства – не ша­ман­ские дей­ствия. Воз­мож­но, и бы­ва­ют свя­щен­ни­ки, са­на недо­стой­ные, ко­гда необ­хо­ди­мо от­де­лять лич­ность от свя­щен­ства, так как Гос­подь мо­жет дей­ство­вать и через недо­стой­ное по­сред­ство. Но об­щая нор­ма – не та­ко­ва. Свя­щен­ство есть си­ла нрав­ствен­но-ми­сти­че­ская. Огуль­ное раз­де­ле­ние меж­ду свя­щен­ным са­ном и лич­но­стью свя­щен­ни­ка вно­сит раз­де­ле­ние смер­ти в ос­нов­ную цер­ков­ную жи­лу. Пре­зи­рать свя­щен­ни­ка как лич­ность и по­лу­чать от него Свя­тые Тай­ны – не де­ло доб­ро­го ми­ря­ни­на. Доб­рый ми­ря­нин, ес­ли уви­дит бо­лезнь в пас­ты­ре, от­не­сет­ся к ней по при­ме­ру Си­ма, а не несчаст­но­го его бра­та, бу­дет бо­леть от мыс­ли, как при­крыть от­чую на­го­ту, сам пой­дет во свя­щен­ни­ки и по­ка­жет, ка­ким дол­жен быть ис­тин­ный пас­тырь. Ес­ли же брат­ство это­го не сде­ла­ло да­же на од­ном при­ме­ре, то пусть убо­ит­ся пре­да­вать­ся осуж­де­нию свя­щен­ства… В про­тив­ном же слу­чае пусть вспом­нит об уча­сти тре­тье­го сы­на Но­е­ва».
В 1902 го­ду отец Ро­ман по­лу­чил на­зна­че­ние в храм Ма­рии Маг­да­ли­ны в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-roman-medved

3 ав­гу­ста 1999 го­да по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Ро­ма­на и пе­ре­не­се­ны в Моск­ву в храм По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри на Лы­щи­ко­вой го­ре.
Еще при жиз­ни свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка бы­ли слу­чаи, ко­гда лю­ди по его мо­лит­вам по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния.


Жития
Писание