⏳ 2022.07.27 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пятидесятнице (глас 5й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 июля (14 июля)
• ап. Аки́лы (I)
• мч. Иу́ста Римского (I)
• прп. Е́ллия (IV)
• прп. Они́сима Магнезийского (IV)
• мч. Иоа́нна Мервского (IV)
• прп. Стефа́на Махрищского (1406)
• прп. Никоди́ма Святогорца (1809) 📚
• сщмч. Константина (Богоявленского) (1918)
• сщмч. Николая (Порецкого) (1933)


☦️
Апостол от 70-ти Аки́ла Гераклейский, епископ.
Воз­мож­но, что он уче­ник апо­сто­ла Пав­ла, уро­же­нец Пон­та, иудей, жив­ший в го­ро­де Ри­ме со сво­ей же­ной При­с­кил­лой (день па­мяти в Греческой Церкви 13 фев­ра­ля). В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Клав­дия (41–54) все евреи бы­ли из­гна­ны из сто­ли­цы. Свя­той Аки­ла с же­ной вы­нуж­де­ны бы­ли уехать. По­се­ли­лись они в Ко­рин­фе. В ско­ром вре­ме­ни ту­да при­шел из Афин с про­по­ве­дью Еван­ге­лия свя­той апо­стол Па­вел. По­зна­ко­мив­шись с Аки­лой, он стал жить у него в до­ме и вме­сте с ни­ми тру­дил­ся над из­го­тов­ле­ни­ем па­ла­ток.
При­няв Кре­ще­ние от апо­сто­ла Пав­ла, Аки­ла и При­с­кил­ла сде­ла­лись его пре­дан­ны­ми и рев­ност­ны­ми уче­ни­ка­ми. Они со­про­вож­да­ли апо­сто­ла в Ефес. Апо­стол Па­вел по­ру­чил им про­дол­жать про­по­ведь Еван­ге­лия в Ефе­се, а сам на­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, чтобы про­ве­сти там празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы. В Ефе­се Аки­ла и При­с­кил­ла услы­ша­ли сме­лую про­по­ведь при­шель­ца из Алек­сан­дрии, ев­рея Апол­ло­са, на­став­лен­но­го в на­чат­ках ве­ры, но знав­ше­го толь­ко кре­ще­ние Иоан­на Пред­те­чи. Они по­зва­ли его к се­бе и бо­лее точ­но объ­яс­ни­ли путь Гос­по­день.
По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Клав­дия ев­ре­ям бы­ло раз­ре­ше­но воз­вра­тить­ся в Ита­лию, и то­гда Аки­ла и При­с­кил­ла вер­ну­лись в Рим. Апо­стол Па­вел в сво­ем По­сла­нии к Рим­ля­нам вспо­ми­нал о сво­их вер­ных уче­ни­ках: «При­вет­ствуй­те При­с­кил­лу и Аки­лу, со­труд­ни­ков мо­их во Хри­сте Иису­се, ко­то­рые го­ло­ву свою по­ла­га­ли за мою ду­шу, ко­то­рых не я один бла­го­да­рю, но и все Церк­ви из языч­ни­ков и до­маш­нюю их цер­ковь» (Рим.16:3-4). В Ри­ме свя­той Аки­ла про­был недол­го: апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом в Асию. Свя­той Аки­ла рев­ност­но тру­дил­ся в еван­гель­ской про­по­ве­ди в Асии, Аха­ии и Ирак­лии: об­ра­щал языч­ни­ков ко Хри­сту, утвер­ждал в ве­ре но­во­об­ра­щен­ных хри­сти­ан, по­став­лял пре­сви­те­ров, со­кру­шал идо­лов. В апо­столь­ских тру­дах ему неустан­но по­мо­га­ла свя­тая При­с­кил­ла. Свя­той Аки­ла окон­чил жизнь му­че­ни­че­ски: его уби­ли языч­ни­ки. По пре­да­нию Церк­ви, вме­сте с ним бы­ла уби­та свя­тая При­с­кил­ла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/596
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/dve-besedy-na-slova-privetstvujte-priskillu-i-akilu/

☦️
Мученик Иу́ст Римский.
Свя­той му­че­ник Иуст был рим­ским во­и­ном-языч­ни­ком. В ви­де­нии ему был яв­лен Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день. Иуст уве­ро­вал во Хри­ста и раз­дал име­ние свое ни­щим. По при­ка­зу са­нов­ни­ка Маг­не­зия Иуста как хри­сти­а­ни­на при­влек­ли к су­ду. По­сле раз­лич­ных ис­тя­за­ний свя­той му­че­ник был бро­шен в ко­стер и там пре­дал свою ду­шу Бо­гу, но пла­мя не по­вре­ди­ло его те­ла (I в.).

☦️
Преподобный Е́ллий Египетский.
Пре­по­доб­ный Ел­лий жил и скон­чал­ся в IV ве­ке. С дет­ства от­дан­ный в мо­на­стырь, он был вос­пи­тан в бла­го­че­стии, воз­дер­жа­нии и це­ло­муд­рии.
Воз­му­жав, он уда­лил­ся в еги­пет­скую пу­сты­ню, где непре­стан­ным по­дви­гом до­стиг вы­со­ко­го со­вер­шен­ства в ду­хов­ной жиз­ни: об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти, знал все мыс­ли и ду­шев­ные рас­по­ло­же­ния бе­се­до­вав­ших с ним ино­ков. Ве­ли­кая ве­ра, ду­шев­ная про­сто­та и глу­бо­кое сми­ре­ние поз­во­ля­ли свя­то­му Ел­лию по­веле­вать ди­ки­ми жи­вот­ны­ми. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный нес в пу­стын­ную оби­тель тя­же­лую но­шу и очень уто­мил­ся, он, по­мо­лив­шись, по­до­звал к се­бе ди­ко­го ос­ла и воз­ло­жил на него свою но­шу. Осел по­кор­но до­ста­вил груз свя­то­го до ме­ста и был от­пу­щен об­рат­но в пу­сты­ню. В дру­гой раз, ко­гда пре­по­доб­но­му Ел­лию на­до бы­ло пе­ре­пра­вить­ся через ре­ку, а лод­ки не бы­ло, он вы­звал из во­ды кро­ко­ди­ла и, став на его спи­ну, бла­го­по­луч­но пе­ре­пра­вил­ся на про­ти­во­по­лож­ный бе­рег.
Один из мо­ло­дых по­слуш­ни­ков оби­те­ли, ко­то­рую по­се­тил свя­той Ел­лий, про­сил его взять с со­бой вглубь пу­сты­ни. Пре­по­доб­ный Ел­лий пре­ду­пре­дил юно­шу о ве­ли­ких тру­дах, по­дви­гах и ис­ку­ше­ни­ях, ко­то­рые неми­ну­е­мо по­сти­га­ют всех от­шель­ни­ков, но, так как по­слуш­ник про­дол­жал усерд­но про­сить, он взял его с со­бой. В первую же ночь по­слуш­ник, устра­шен­ный ужас­ны­ми ви­де­ни­я­ми, в тре­пе­те при­бе­жал в пе­ще­ру к пре­по­доб­но­му Ел­лию. Пре­по­доб­ный уте­шил его, успо­ко­ил и по­вел об­рат­но. Огра­див пе­ще­ру крест­ным зна­ме­ни­ем, пре­по­доб­ный ска­зал, чтобы юный от­шель­ник не бо­ял­ся, ибо стра­хо­ва­ния бо­лее не по­вто­рят­ся. По­ве­рив сло­ву свя­то­го, по­слуш­ник ре­шил остать­ся в уеди­не­нии и впо­след­ствии до­стиг та­ко­го со­вер­шен­ства, что спо­до­бил­ся, как его на­став­ник свя­той Ел­лий, по­лу­чать в нуж­ное вре­мя пи­щу от Ан­ге­ла.
В глу­бо­кой ста­ро­сти пре­по­доб­ный Ел­лий мир­но пе­ре­се­лил­ся в небес­ные оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/597

☦️
Преподобный Они́сим Магнезийский.
Пре­по­доб­ный Они­сим чу­до­тво­рец жил в IV ве­ке, ос­но­вал мо­на­стырь в Маг­не­зии. По­стра­дал за Хри­ста при Дио­кли­ти­ане и скон­чал­ся в Ма­лой Азии, в Маг­не­зии.

☦️
Мученик Иоа́нн Мервский.
Му­че­ник Иоанн жил в IV ве­ке. Он по­стра­дал в го­ро­де Мерв вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми от пер­сов, ко­гда они шли вой­ной на Цен­траль­ную Азию.
Вла­ди­мир (Иким), мит­ро­по­лит Таш­кент­ский и Сред­не­ази­ат­ский, ска­зал о свя­том му­че­ни­ке: «Его имя не бы­ло за­пи­са­но в Церк­ви. Я впер­вые встре­тил это имя у му­суль­ман­ских пи­са­те­лей-ис­то­ри­ков. Дол­го изу­чал этот во­прос, а по­том об­ра­тил­ся в Моск­ву, в Ко­мис­сию по ка­но­ни­за­ции свя­тых, чтобы этот свя­той был вклю­чен в Пра­во­слав­ный ка­лен­дарь. И вот те­перь Цер­ковь чтит па­мять Иоан­на Мерв­ско­го».

☦️
Преподобный Стефа́н Махрищский.
Друг и со­бе­сед­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Ро­дом из Ки­е­ва. При­нял мо­на­ше­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Вслед­ствие уси­ле­ния го­не­ний на пра­во­слав­ных со сто­ро­ны ка­то­ли­ков, ища без­мол­вия, свя­той уда­лил­ся в ме­стеч­ко Махри­ще (в 35 вер­стах от Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры) и здесь не позд­нее 1358 г. по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, ос­но­вал оби­тель в честь Св. Тро­и­цы.
Нена­висть со­сед­них вла­дель­цев зем­ли за­ста­ви­ла пре­по­доб­но­го Сте­фа­на уда­лить­ся на ре­ку Ав­не­жу, где в 60 вер­стах от Во­лог­ды свя­той ос­но­вал дру­гую оби­тель Св. Тро­и­цы.
Вер­нув­шись в Махри­щскую оби­тель, св. Сте­фан учре­дил в ней об­ще­жи­тие и под­ви­зал­ся до сво­ей кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей в 1406 г.
В 1550 г. бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го, про­сла­вив­ши­е­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми. Од­но из них про­изо­шло, ве­ро­ят­но, в 1557 г., ко­гда по мо­лит­ве к пре­по­доб­но­му про­изо­шло чу­дес­ное умно­же­ние хле­ба на 2000 бо­го­моль­цев, и остат­ков со­бра­ли столь­ко, что бра­тия пи­та­лась еще три ме­ся­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-mahrishchskij

☦️
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец.
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим, в Кре­ще­нии Ни­ко­лай, ро­дил­ся в 1748 го­ду на гре­че­ском ост­ро­ве Нак­со­се. В воз­расте 26 лет он при­шел на Свя­тую Го­ру Афон и там в мо­на­сты­ре Ди­о­ни­си­ат при­нял по­стриг с име­нем Ни­ко­дим.
Вна­ча­ле инок Ни­ко­дим нес по­слу­ша­ние чте­ца и пись­мо­во­ди­те­ля. Через 2 го­да по­сле его по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь на Афон при­был мит­ро­по­лит Ко­ринф­ский Ма­ка­рий, ко­то­рый по­ру­чил мо­ло­до­му ино­ку под­го­тов­ку к из­да­нию ру­ко­пи­си «Доб­ро­то­лю­бие», най­ден­ной им в 1777 го­ду в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре. Ра­бо­та над этой кни­гой яви­лась на­ча­лом мно­го­лет­них ли­те­ра­тур­ных тру­дов Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца. Вско­ре мо­ло­дой инок пе­ре­шел в Пан­то­кра­тор­ский скит, в по­слу­ша­ние к стар­цу Ар­се­нию Пе­ло­по­нес­су, под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го рев­ност­но изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и тво­ре­ния свя­тых от­цов. В 1783 го­ду пре­по­доб­ный Ни­ко­дим при­нял схи­му и шесть лет пре­бы­вал в со­вер­шен­ном без­мол­вии. Ко­гда на Афон вновь при­был мит­ро­по­лит Ко­ринф­ский Ма­ка­рий, он воз­ло­жил на пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма но­вое по­слу­ша­ние – ре­дак­ти­ро­ва­ние тво­ре­ний пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим оста­вил по­двиг мол­чаль­ни­че­ства и опять за­нял­ся ли­те­ра­тур­ной ра­бо­той. С то­го вре­ме­ни до са­мой сво­ей кон­чи­ны он про­дол­жал рев­ност­но тру­дить­ся на этом по­при­ще.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ни­ко­дим, утом­лен­ный книж­ны­ми тру­да­ми и ас­ке­ти­че­ски­ми по­дви­га­ми, пе­ре­шел на жи­тель­ство к иеро­мо­на­хам ико­но­пис­цам Сте­фа­ну и Нео­фи­ту Скур­те­ям (Ку­цо­вла­хам). Он упро­сил их за­нять­ся из­да­ни­ем сво­их тру­дов, че­го не мог уже сде­лать сам из-за бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния. Здесь, у Скур­те­ев, 1 июля 1809 го­да пре­по­доб­ный Ни­ко­дим мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.
По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков, пре­по­доб­ный Ни­ко­дим был прост, незло­бив, нес­тя­жа­те­лен и от­ли­чал­ся глу­бо­кой со­сре­до­то­чен­но­стью. Он об­ла­дал за­ме­ча­тель­ной па­мя­тью: Свя­щен­ное Пи­са­ние знал на­изусть, пом­ня да­же гла­вы, сти­хи и стра­ни­цы, мог на па­мять ци­ти­ро­вать очень мно­гое из тво­ре­ний свя­тых от­цов.
Ли­те­ра­тур­ные тру­ды стар­ца Ни­ко­ди­ма раз­но­об­раз­ны. Им на­пи­са­ны пре­ди­сло­вие к «Доб­ро­то­лю­бию» и крат­кие жи­тия по­движ­ни­ков. Из ас­ке­ти­че­ских на­став­ле­ний по­движ­ни­ка осо­бен­но из­вест­на кни­га «Неви­ди­мая брань», пе­ре­ве­ден­ная на рус­ский язык ве­ли­ким бо­го­сло­вом-ас­ке­том, епи­ско­пом Фе­о­фа­ном За­твор­ни­ком (М., 1886; изд. 5. М., 1912). За­ме­ча­те­лен труд по­движ­ни­ка «Уче­ние об ис­по­ве­ди» (Ве­не­ция, 1804, 1818), за­кан­чи­ва­ю­щий­ся про­ник­но­вен­ным «Сло­вом о по­ка­я­нии». Ин­те­рес­на кни­га пре­по­доб­но­го «Бла­го­нра­вие хри­сти­ан», из­дан­ная в Ве­не­ции в 1803 го­ду. Ве­ли­ки за­слу­ги свя­то­го и в об­ла­сти из­да­ния бо­го­слу­жеб­ных книг. В 1796 го­ду он опуб­ли­ко­вал из­вле­чен­ные из Афон­ских ру­ко­пис­ных со­бра­ний 62 ка­но­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це под на­зва­ни­ем «Ве­нец Прис­но­де­вы» (Ве­не­ция, 1796, 1846).
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим под­го­то­вил из­да­ние но­вой ре­дак­ции «Пи­да­ли­о­на» – гре­че­ской «Корм­чей кни­ги», со­дер­жа­щей пра­ви­ла свя­тых апо­сто­лов, свя­тых Все­лен­ских и По­мест­ных Со­бо­ров и свя­тых от­цов.
Боль­шое вни­ма­ние пре­по­доб­ный уде­лял агио­гра­фии, о чем сви­де­тель­ству­ют та­кие его тру­ды, как «Но­вый из­бор жи­тий свя­тых» (Ве­не­ция, 1803) и из­дан­ная уже по­сле его кон­чи­ны кни­га «Но­вый Си­нак­сарь» в 3-х то­мах (Ве­не­ция, 1819). Им осу­ществ­лен пе­ре­вод с древ­не­гре­че­ско­го на но­во­гре­че­ский язык «Тол­ко­ва­ния По­сла­ний свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла» ар­хи­епи­ско­па Бол­гар­ско­го Фе­о­фи­лак­та. Сам свя­той Ни­ко­дим на­пи­сал тол­ко­ва­ние се­ми Со­бор­ных По­сла­ний (из­да­но так­же в Ве­не­ции в 1806 и 1819 гг.).
Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим из­ве­стен и как тво­рец и тол­ко­ва­тель свя­щен­ных пес­но­пе­ний. Им со­став­ле­ны (при­ня­тые в Рус­ской Церк­ви) ка­нон в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Ско­ро­по­слуш­ни­цы, а так­же «Служ­ба Пре­по­доб­ным и Бо­го­нос­ным от­цем, во Афоне пост­ни­че­ски про­си­яв­шим» («Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь на 1976 г.», с. 61), «Еор­то­дро­ми­он или изъ­яс­не­ние пе­сен­ных ка­но­нов, ко­то­рые по­ют­ся на­ка­нуне Гос­под­ских и Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков» (Ве­не­ция, 1836), «Но­вая Ле­стви­ца, или тол­ко­ва­ние 75-ти сте­пен­ных пес­ней Ок­то­и­ха» (Кон­стан­ти­но­поль, 1844).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/
• О Таинстве Божественной Евхаристии
• Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам
Добротолюбие (The Philokalia)
• Книга душеполезнейшая о непрестанном Причастии Святых Христовых Таин
Невидимая брань
• О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться
• О хранении чувств
• Пидалион
• Поучения
• Толкование канона на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
• Толкование на канон Пасхи
• Толкование на канон Рождества Христова
• Эвергетинос (Благолюбие. Тома 1–4)
• Краткое сказание о жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна пророка
• Новый эклогион
• Новый Богородичник

☦️
Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер.
В 1896 го­ду в се­мье дья­ко­на Успен­ской церк­ви г. Ека­те­рин­бур­га Сте­фа­на Бо­го­яв­лен­ско­го ро­дил­ся сын, ко­то­рый в кре­ще­нии был на­зван Кон­стан­ти­ном.
Как и мно­гие де­ти из се­мей ду­хов­но­го со­сло­вия, Кон­стан­тин по­шел по сто­пам от­ца: в де­ся­ти­лет­нем воз­расте он был от­дан для обу­че­ния в Ека­те­рин­бург­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Прав­да, уче­ба сна­ча­ла ему не да­ва­лась. Се­го­дня нам труд­но су­дить о при­чи­нах его неуспе­ва­е­мо­сти: бы­ло ли ви­ной сла­бое здо­ро­вье или что-то дру­гое, но в спис­ке уча­щих­ся ду­хов­но­го учи­ли­ща, со­став­лен­но­го по­сле го­дич­ных ис­пы­та­ний за 1907–1908 учеб­ный год, зна­чит­ся, что уча­щий­ся 2 клас­са Бо­го­яв­лен­ский Кон­стан­тин име­ет дер­жать по­сле ка­ни­кул пе­ре­эк­за­ме­нов­ку по рус­ско­му язы­ку (пись­мен­но), ла­тин­ско­му язы­ку и ариф­ме­ти­ке. Пе­ре­эк­за­ме­нов­ка про­шла успеш­но, уче­ба про­дол­жа­лась, и в 1911 го­ду, окон­чив курс учи­ли­ща, Кон­стан­тин был пе­ре­ве­ден в 1 класс Перм­ской се­ми­на­рии, во 2 раз­ряд. Про­хо­дя обу­че­ние, он жил в об­ще­жи­тии Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рое на­хо­ди­лось на Мо­на­стыр­ской ули­це. Вес­ной 1917 го­да обу­че­ние Кон­стан­ти­на по­до­шло к кон­цу, при­чем, ес­ли при по­ступ­ле­нии он чис­лил­ся во 2 раз­ря­де, то из Cеми­на­рии вы­шел в чис­ле уче­ни­ков 1 раз­ря­да и был удо­сто­ен зва­ния сту­ден­та Cеми­на­рии. К это­му вре­ме­ни он уже был ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра и опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при церк­ви се­ла Мер­ку­ши­но (воз­мож­но дру­гое на­пи­са­ние: Мер­ку­шин­ское), Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
Во всем пра­во­слав­ном ми­ре это се­ло из­вест­но как ме­сто яв­ле­ния нетлен­ных мо­щей од­но­го из див­ных рус­ских свя­тых – пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, чу­до­твор­ца, имя ко­то­ро­го по­чи­та­ет­ся да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ура­ла и Си­би­ри. Се­ло бы­ло ос­но­ва­но в 1620 го­ду как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на Си­бир­ском тор­го­вом пу­ти. Бла­го­да­ря пре­крас­но­му при­род­но­му ланд­шаф­ту, в ко­то­рый гар­мо­нич­но впи­сал­ся хра­мо­вый ком­плекс, в на­ча­ле XX ве­ка Мер­ку­ши­но мож­но бы­ло на­звать од­ним из кра­си­вей­ших сел Ура­ла. (В се­ле бы­ло по­стро­е­но 2 церк­ви: од­на неболь­шая в честь св. прав. Си­мео­на, под ал­та­рем ко­то­рой на­хо­ди­лась гроб­ни­ца пра­вед­ни­ка с цель­бо­нос­ным ис­точ­ни­ком, дру­гая – ве­ли­че­ствен­ная, трех­пре­столь­ная в честь Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла; хра­мы бы­ли со­еди­не­ны кры­той кир­пич­ной га­ле­ре­ей).
Окон­чив Cеми­на­рию в ап­ре­ле 1917 г., отец Кон­стан­тин немед­лен­но от­пра­вил­ся к ме­сту сво­е­го слу­же­ния. В мае это­го го­да в мет­ри­че­ской кни­ге Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви с. Мер­ку­ши­но уже по­яв­ля­ют­ся за­пи­си, сде­лан­ные ру­кой мо­ло­до­го ба­тюш­ки (на­при­мер, о со­вер­ше­нии кре­ще­ния мла­ден­цев).
В неспо­кой­ное вре­мя на­ча­лось слу­же­ние от­ца Кон­стан­ти­на, стра­на на­хо­ди­лась на гра­ни ре­во­лю­ции. По­сле при­хо­да но­вой вла­сти для всей Рос­сии на­сту­пи­ло вре­мя тяж­ких ис­пы­та­ний, в раз­ных ме­стах вспы­хи­ва­ли на­род­ные бун­ты. В 1918 го­ду в Вер­хо­тур­ском уез­де ве­лось се­рьез­ное со­про­тив­ле­ние уста­нав­ли­ва­ю­ще­му­ся строю. В вос­по­ми­на­ни­ях участ­ни­ков граж­дан­ской вой­ны го­во­рит­ся, что кре­стьяне и по­ме­щи­ки «со­би­ра­ли ору­жие, в куз­ни­цах ко­ва­ли ко­пья, пи­ки, ли­ли пу­ли для охот­ни­чьих ру­жей. Объ­яви­ли мо­би­ли­за­цию ло­ша­дей, лю­дей, про­во­ди­ли во­ен­ные уче­ния». В июле 1918 го­да «бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но вос­ста­ние про­тив со­вет­ской вла­сти. Вос­ста­ни­ем бы­ло охва­че­но семь во­ло­стей: Мер­ку­шин­ская, Крас­но­гор­ская, Де­ря­бин­ская, От­рад­нов­ская и три во­ло­сти Мах­нев­ские. А тре­тье­го июля ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход на Вер­хо­ту­рье, в ко­то­ром участ­во­ва­ло все на­се­ле­ние, кто с то­по­ром кто про­сто безо все­го». В вос­по­ми­на­ни­ях ино­гда упо­ми­на­ет­ся и о том, что по­встан­цы на­хо­ди­ли под­держ­ку у ду­хо­вен­ства.
По­сле по­дав­ле­ния бун­та по все­му Вер­хо­тур­ско­му уез­ду про­шла вол­на рас­прав. В том чис­ле в с. Мер­ку­ши­но был со­вер­шен «по­ка­за­тель­ный» (по сло­вам мест­ных жи­те­лей) рас­стрел свя­щен­ни­ка и ста­ро­сты хра­ма. Ко­гда их ве­ли из церк­ви к ме­сту каз­ни, за сель­ское клад­би­ще, о. Кон­стан­тин шел и всю до­ро­гу сам се­бя от­пе­вал. Их за­ста­ви­ли рыть се­бе мо­ги­лу, а за­тем на ви­ду у на­силь­но со­бран­ных сель­чан рас­стре­ля­ли.
Как и при лю­бой дру­гой церк­ви, в Мер­ку­ши­но бы­ло две мет­ри­че­ские кни­ги – в од­ну за­но­си­лись све­де­ния о со­вер­ше­нии та­ких Та­инств как Кре­ще­ние, вен­ча­ние, в дру­гую – све­де­ния об от­пе­ва­ни­ях, ли­ти­ях, па­ни­хи­дах. Еще 5 июля 1918 го­да в пер­вой из этих книг бы­ла сде­ла­на за­пись от­цом Кон­стан­ти­ном. А уже 17 июля во вто­рой кни­ге по­яв­ля­ет­ся за­пись о том, что «мест­ной церк­ви свя­щен­ник Кон­стан­тин Сте­фа­нов Бо­го­яв­лен­ский» от­пет и за­хо­ро­нен в цер­ков­ной огра­де. При­чи­на смер­ти – «раз­стрел». Ука­зан и день смер­ти – 14 июля, в гра­фе «ле­та умер­ше­го» сто­ит циф­ра «22». От­пе­ва­ние но­во­му­че­ни­ка со­вер­ша­ли свя­щен­ник Алек­сей Хлы­нов, диа­кон Фе­о­дор Алек­се­ев и пса­лом­щик Алек­сандр Га­шев. 14 июля 1918 го­да бы­ло вос­крес­ным днем.
Со­хра­нил­ся по­мян­ник тех лет с име­на­ми уби­ен­ных ра­бов Бо­жи­их, сре­ди ко­то­рых боль­шин­ство – иереи, диа­ко­ны, мо­на­хи. Се­го­дня они про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так как по­мян­ник на­пе­ча­тан ти­по­граф­ским спо­со­бом, есть все ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что со­став­лял­ся он для рас­про­стра­не­ния по всем ураль­ским, а воз­мож­но, и не толь­ко ураль­ским церк­вям. Под № 31 в нем зна­чит­ся: «Кон­стан­тин Бо­го­яв­лен­ский, с. Мер­ку­шин­ское, Вер­хот. раз­стре­ленъ 14 июля, с. Мер­куш.».
Но церк­вей, где бы мог­ло со­вер­шать­ся по­ми­но­ве­ние но­во­му­че­ни­ка, с каж­дым го­дом в стране ста­но­ви­лось все мень­ше и мень­ше. В Мер­ку­ши­но за го­ды со­вет­ской вла­сти строй­ный ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль из двух хра­мов и со­еди­няв­шей их га­ле­реи был уни­что­жен: Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ский со­бор был взо­рван, га­ле­рея разо­бра­на на кир­пи­чи, Свя­то-Си­мео­нов­ская цер­ковь сна­ча­ла слу­жи­ла спорт­за­лом, а за­тем бы­ла за­бро­ше­на и по­сте­пен­но раз­ру­ша­лась. Да и са­мо се­ло, бу­дучи ли­ше­но ду­хов­ной опо­ры, ста­ло пу­стеть и мед­лен­но уми­рать. Жи­те­ли, за­хва­чен­ные вих­рем «удар­ных пя­ти­ле­ток», так­же за­бы­ли об уби­ен­ном свя­щен­ни­ке.
Но Гос­по­ду бы­ло угод­но явить Свою ми­лость к Си­бир­ской зем­ле, и от­крыть еще од­но­го Сво­е­го угод­ни­ка. В 1996 го­ду в с. Мер­ку­ши­но бы­ло ос­но­ва­но по­дво­рье Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, по­сте­пен­но от­ре­ста­ври­ро­ван Свя­то-Си­мео­нов­ский храм, в мае 2001 го­да со­вер­ше­на по­втор­ная за­клад­ка Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви на со­хра­нив­шем­ся фун­да­мен­те. А через год по­сле за­клад­ки, 31 мая 2002 го­да, при про­ве­де­нии стро­и­тель­ных ра­бот, у ле­во­го, Дмит­ри­ев­ско­го при­де­ла вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го хра­ма бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные остан­ки неиз­вест­но­го свя­щен­ни­ка. Как вы­яс­ни­лось впо­след­ствии, он был убит вы­стре­лом в го­ло­ву. Здесь же бы­ло най­де­но неболь­шое Еван­ге­лие в ме­тал­ли­че­ском окла­де, на­пе­ча­тан­ное в Мос­ков­ской си­но­даль­ной ти­по­гра­фии в 1893 го­ду. На пер­вой стра­ни­це сто­я­ла над­пись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Кон­стан­тин Бо­го­яв­ленск». В ре­зуль­та­те гра­фо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния уда­лось уста­но­вить, что за­пись сде­ла­на свя­щен­ни­ком Кон­стан­ти­ном Бо­го­яв­лен­ским. То­гда-то и на­чал­ся сбор све­де­ний, поз­во­лив­ших узнать об этом но­вом угод­ни­ке Бо­жи­ем.
Для про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния бы­ли при­гла­ше­ны су­деб­но-ме­ди­цин­ские экс­пер­ты: на­чаль­ник об­ласт­но­го бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы Н.И. Нево­лин и за­ве­ду­ю­щий ме­ди­ко-кри­ми­на­ли­сти­че­ским от­де­ле­ни­ем бю­ро А.В. Ни­ки­тин. Со­глас­но за­клю­че­нию экс­пер­тов, за­хо­ро­не­ние бы­ло сде­ла­но не ме­нее 40 и не бо­лее 85 лет на­зад, остан­ки при­над­ле­жат свя­щен­ни­ку, уби­то­му вы­стре­лом в го­ло­ву. От­сут­ствие зна­чи­тель­ных раз­ру­ше­ний ко­стей че­ре­па да­ло воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что вы­стрел был со­вер­шен из пи­сто­ле­та си­сте­мы «Мау­зер» или ре­воль­ве­ра си­сте­мы «На­ган». Рост уби­ен­но­го – 176–178 см, у него бы­ли длин­ные ру­сые, слег­ка вол­ни­стые во­ло­сы, неболь­шая бо­ро­да.
Нуж­но от­ме­тить, что при про­ве­де­нии ра­бот по вос­ста­нов­ле­нию Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го хра­ма бы­ло об­на­ру­же­но несколь­ко де­сят­ков за­хо­ро­не­ний, в том чис­ле у ал­та­ря – несколь­ко свя­щен­ни­че­ских. Од­на­ко ни в од­ном из них остан­ки не на­хо­ди­лись в та­кой сте­пе­ни со­хран­но­сти, и за­ча­стую пред­став­ля­ли из се­бя толь­ко ко­сти. Сре­ди за­хо­ро­нен­ных свя­щен­ни­ков ни один не был убит вы­стре­лом в го­ло­ву.
При­ме­ча­тель­но, что нетлен­ные остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка Кон­стан­ти­на Бо­го­яв­лен­ско­го бы­ли об­ре­те­ны за пол­то­ра ме­ся­ца до ка­но­ни­за­ции его в ли­ке Но­во­му­че­ни­ков. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17.07.2002 г свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

☦️
Священномученик Николай Порецкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1865 го­ду в се­ле По­ре­чье Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Де­тей в се­мье бы­ло пя­те­ро: три бра­та и две сест­ры. Все три бра­та ста­ли впо­след­ствии свя­щен­ни­ка­ми. Ни­ко­лай По­рец­кий за­кон­чил Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и же­нил­ся на Лю­бо­ви Дмит­ри­евне Зве­ре­вой – до­че­ри свя­щен­ни­ка хра­ма Влахерн­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Кузь­мин­ки. Се­ло рас­по­ла­га­лось в кра­си­вей­шей мест­но­сти близ Моск­вы и при­над­ле­жа­ло кня­зю Го­ли­цы­ну. Став свя­щен­ни­ком, отец Ни­ко­лай при­нял при­ход, где до него слу­жил его тесть, про­то­и­е­рей Дмит­рий Зве­рев.
От­ца Ни­ко­лая По­рец­ко­го ува­жа­ли и лю­би­ли все – от про­сто­го кре­стья­ни­на до вла­дель­ца име­ния кня­зя Го­ли­цы­на. Гос­подь дал ему ис­тин­ный дар свя­щен­но­слу­жи­те­ля муд­ро­го, доб­ро­го, а ес­ли нуж­но стро­го­го. Од­новре­мен­но со слу­же­ни­ем в церк­ви, отец Ни­ко­лай был ин­спек­то­ром школ и ез­дил ту­да с про­вер­ка­ми. Его жда­ли с вол­не­ни­ем и тре­пе­том, он был строг, но все­гда спра­вед­лив. Отец Ни­ко­лай был на­граж­ден мит­рой, дву­мя цер­ков­ны­ми ор­де­на­ми и тре­мя ме­да­ля­ми.
В 1910 го­ду скон­ча­лась ма­туш­ка Лю­бовь Дмит­ри­ев­на, и отец Ни­ко­лай остал­ся вдов­цом с пя­тью детьми, до это­го по­хо­ро­нив еще тро­их, умер­ших в мла­ден­че­ском воз­расте. В это вре­мя он на­шел в се­бе си­лы за­кон­чить кни­гу «Се­ло Влахерн­ское, име­ние кня­зя Го­ли­цы­на», ко­то­рая вы­шла в свет в 1913 го­ду. Кни­га впо­след­ствии ста­ла на­столь­ной кни­гой для кра­е­ве­дов.
В том же го­ду был тор­же­ствен­но от­празд­но­ван 25-лет­ний юби­лей слу­же­ния от­ца Ни­ко­лая в хра­ме. Вслед за эти­ми со­бы­ти­я­ми от­ца Ни­ко­лая по­стиг тяг­чай­ший удар: тра­ги­че­ски по­гиб его стар­ший сын Ни­ко­лай. Услы­шав это страш­ное из­ве­стие в церк­ви, отец Ни­ко­лай, по­те­ряв со­зна­ние, упал и уда­рил­ся го­ло­вой о мра­мор­ный пол, что не про­шло бес­след­но и по­том тя­же­ло от­ра­зи­лось на его здо­ро­вье.
На­чав­ши­е­ся по­сле ре­во­лю­ции го­не­ния на Цер­ковь и свя­щен­но­слу­жи­те­лей кос­ну­лись всей се­мьи свя­щен­ни­ка. В 1922 го­ду от­ца Ни­ко­лая вме­сте с детьми вы­се­ли­ли из до­ма прич­та, через год ско­ро­по­стиж­но умер­ла сред­няя дочь от­ца Ни­ко­лая Ва­лен­ти­на. Через неде­лю по­сле ее по­хо­рон ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся зять – муж стар­шей до­че­ри Ма­рии. И отец Ни­ко­лай остал­ся жить с млад­шей до­че­рью Еле­ной. Млад­ший сын свя­щен­ни­ка Дмит­рий стал во­ен­ным и жил от­дель­но, от него по­тре­бо­ва­ли пуб­лич­но от­ка­зать­ся от от­ца – «по­па-ли­шен­ца». Дмит­рий был вы­нуж­ден пой­ти на та­кой шаг и боль­ше с от­цом ни­ко­гда не ви­дел­ся. Отец Ни­ко­лай очень это пе­ре­жи­вал и тос­ко­вал о сыне.
В 1928 го­ду по­ста­нов­ле­ни­ем Мос­со­ве­та цер­ковь, где слу­жил отец Ни­ко­лай, бы­ла за­кры­та, а 64-лет­ний свя­щен­ник аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам вы­сыл­ки в Се­вер­ный край, на ле­со­по­вал. В го­ро­де Шен­кур­ске, где про­хо­ди­ла ссыл­ка свя­щен­но­му­че­ни­ка, ста­ро­го и немощ­но­го от­ца Ни­ко­лая вско­ре осво­бо­ди­ли от ра­бот на ле­со­по­ва­ле вви­ду невоз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать его на тя­же­лых ра­бо­тах. То­гда его при­юти­ли две ссыль­ные мо­на­хи­ни, сест­ры Та­и­сия и Ра­фа­и­ла Пыш­ки­ны.
Отец Ни­ко­лай был ли­шен пра­ва пе­ре­пис­ки, так что его род­ным пи­са­ла од­на из се­стер. Бо­ясь пре­сле­до­ва­ний по от­но­ше­нию к сво­е­му ре­бен­ку, дочь от­ца Ни­ко­лая Ма­рия по­сле аре­ста от­ца пе­ре­еха­ла ту­да, где ни­кто не знал, что ее отец – ре­прес­си­ро­ван­ный свя­щен­ник. Она от­прав­ля­ла от­цу скром­ные по­сыл­ки на имя при­ютив­ших его мо­на­хинь. Не от­вер­нул­ся от от­ца и млад­ший сын Дмит­рий, ко­то­рый в свое вре­мя пе­ред ли­цом со­вет­ской вла­сти от него от­ка­зал­ся, он тай­но от­прав­лял от­цу по­силь­ную по­мощь. В 1933 го­ду отец Ни­ко­лай скон­чал­ся в го­ро­де Шен­кур­ске и был по­хо­ро­нен уха­жи­вав­ши­ми за ним мо­на­хи­ня­ми.


Жития
Писание