⏳ 2022.07.21 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я по Пятидесятнице (глас 4й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
21 июля (8 июля)
• вмч. Проко́пия (303)
• прав. Прокопия Устюжского (1303)
• явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
• прав. Прокопия Устьянского (XVII)
• сщмчч. Феодора (Распопова), Николая (Брянцева) (1918)
• икон Божией Матери: «Благовещение» Устюжская (1290), Казанская (Московская) (1612), Казанская (Казанский список) (1579), Казанская (Петербургский список) (1721), Казанская (Ярославская) (1588), Казанская (Вязниковская) (1624), Казанская (Нижнеломовская) (1643), Казанская (Витебская) (1655), Казанская (Тобольская) (1661), Казанская (Каплуновская) (1689), Казанская (Тамбовская) (1695), Казанская (Пензенская) (1717), Казанская (Песчанская) (1754), Казанская (Чимеевская) (1770), Казанская (Высочиновская) (XVIII), Казанская (Вышенская) (1812), Якобштадтская (XVII)


☦️
Великомученик Проко́пий (до мученичества Неа́ний) Кесарийский (Палестинский).
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Про­ко­пий, в ми­ру Неа­ний, ро­дом из Иеру­са­ли­ма, жил и по­стра­дал в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Отец его, знат­ный рим­ля­нин, по име­ни Хри­сто­фор, был хри­сти­а­ни­ном, но мать свя­то­го, Фе­о­до­сия, оста­ва­лась языч­ни­цей. Ра­но ли­шив­шись от­ца, юный от­рок был вос­пи­тан ма­те­рью. По­лу­чив пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, он был пред­став­лен Дио­кли­ти­а­ну в пер­вый год его вступ­ле­ния на пре­стол и быст­ро про­дви­нул­ся по служ­бе. К 303 го­ду, ко­гда бы­ло воз­двиг­ну­то от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан, Неа­ний был по­слан про­кон­су­лом в Алек­сан­дрию с по­ве­ле­ни­ем бес­по­щад­но пре­сле­до­вать Цер­ковь Бо­жию. Но на пу­ти в Еги­пет, близ си­рий­ско­го го­ро­да Апа­меи, Неа­нию бы­ло яв­ле­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста, как неко­гда Сав­лу на пу­ти в Да­маск.
Бо­же­ствен­ный го­лос воз­ве­стил: «Неа­ний, и ты идешь на Ме­ня?»
Неа­ний спро­сил: «Кто Ты, Гос­по­ди?»
Голос: «Я – рас­пя­тый Иисус, Сын Бо­жий».
В то же вре­мя в воз­ду­хе по­явил­ся си­я­ю­щий крест. По­сле ви­де­ния Неа­ний ощу­тил в сво­ем серд­це неиз­ре­чен­ную ра­дость и ду­хов­ное ве­се­лие и пре­вра­тил­ся из го­ни­те­ля в рев­ност­но­го по­сле­до­ва­те­ля Хри­ста. С тех пор Неа­ний воз­лю­бил хри­сти­ан и по­бе­до­нос­но сра­жал­ся толь­ко про­тив вар­ва­ров-языч­ни­ков.
Но на свя­том угод­ни­ке сбы­лось сло­во Спа­си­те­ля, что «вра­ги че­ло­ве­ку – до­маш­ние его» (Мф.10,36). Мать, языч­ни­ца, са­ма при­шла к им­пе­ра­то­ру с жа­ло­бой на сы­на, не по­чи­та­ю­ще­го оте­че­ствен­ных бо­гов. Неа­ний был вы­зван к про­ку­ра­то­ру Иудеи Иусту, где ему тор­же­ствен­но бы­ло вру­че­но по­сла­ние Дио­кли­ти­а­на. Про­чи­тав пол­ное бо­го­хульств по­сла­ние, Неа­ний мол­ча на гла­зах у всех изо­рвал его. Это бы­ло уже пре­ступ­ле­ние, ко­то­рое рим­ляне обо­зна­чи­ли как «оскорб­ле­ние ве­ли­че­ства». Неа­ний был взят под стра­жу и в узах от­прав­лен в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую, где то­мил­ся ко­гда-то апо­стол Па­вел. По­сле страш­ных му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в сы­рую тем­ни­цу. Но­чью в тю­рем­ной ком­на­те вос­си­ял свет, и Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, при­дя со свет­лы­ми Ан­ге­ла­ми, со­вер­шил Кре­ще­ние стра­даль­ца-ис­по­вед­ни­ка, дав ему имя Про­ко­пий.
Мно­го­крат­но свя­то­го Про­ко­пия во­ди­ли в су­ди­ли­ще, при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста и вновь под­вер­га­ли пыт­кам. Стой­кость му­че­ни­ка и его пла­мен­ная ве­ра низ­во­ди­ли обиль­ную бла­го­дать Бо­жию на лю­дей, ви­дев­ших казнь. Вдох­нов­лен­ные по­дви­гом Про­ко­пия, по­шли под меч па­ла­ча мно­гие из преж­них стра­жей свя­то­го уз­ни­ка и рим­ские сол­да­ты вме­сте со сво­и­ми три­бу­на­ми Ни­ко­стра­том и Ан­тиохом. Му­че­ни­че­ски­ми вен­ца­ми за­пе­чат­ле­ли свою ве­ру две­на­дцать жен­щин-хри­сти­а­нок, са­ми при­шед­шие к во­ро­там Ке­са­рий­ской пре­то­рии. По­ра­жен­ная ве­ли­кой ве­рой хри­сти­ан и их му­же­ством, ви­дя непре­клон­ность сы­на, пе­ре­но­сив­ше­го тяж­кие стра­да­ния, Фе­о­до­сия рас­ка­я­лась, вста­ла в ря­ды ис­по­вед­ниц и бы­ла каз­не­на. На­ко­нец, уже но­вый про­ку­ра­тор, Фла­виан, убе­див­шись в бес­по­лез­но­сти пы­ток, при­го­во­рил свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Про­ко­пия к усек­но­ве­нию ме­чом. Но­чью хри­сти­ане взя­ли мно­го­стра­даль­ное те­ло и, об­вив гроб­ны­ми пе­ле­на­ми, со сле­за­ми и мо­лит­ва­ми пре­да­ли зем­ле († 303).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/573

☦️
Праведный Проко́пий Устюжский, Христа ради юродивый.
В пер­вой по­ло­вине XIII ве­ка, во дни сла­вы и мо­гу­ще­ства Нов­го­ро­да, в чис­ле за­мор­ских тор­го­вых го­стей, при­ез­жав­ших еже­год­но во мно­же­стве, при­был од­на­жды с бо­га­тым гру­зом то­ва­ров немец­кий ку­пец. Ка­ко­го он был ро­да и пле­ме­ни и из ка­ко­го го­ро­да – неиз­вест­но. Без вся­ко­го со­мне­ния, ему и его то­ва­ри­щам и на мысль не при­хо­ди­ло дол­го про­быть, а тем бо­лее остать­ся на­все­гда в су­ро­вой и хо­лод­ной Рос­сии. Кто мог ду­мать, что этот мо­ло­дой ку­пец, вос­пи­тан­ный в до­воль­стве и рос­ко­ши и с мла­ден­че­ства на­пи­тан­ный враж­деб­ным пра­во­сла­вию ка­то­ли­че­ским уче­ни­ем, ре­шит­ся доб­ро­воль­но на всю жизнь под­верг­нуть се­бя все­воз­мож­ным ли­ше­ни­ям и стра­да­ни­ям, что при ви­ди­мом ску­до­умии он со­х­ра­нит муд­рость и чи­сто­ту серд­ца, до­стигнет вы­со­ты нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства, сде­ла­ет­ся укра­ше­ни­ем пра­во­слав­ной церк­ви, ве­ли­ким чу­до­твор­цем, за­щит­ни­ком и по­кро­ви­те­лем сво­е­го но­во­го оте­че­ства. Ис­тин­но, си­ла Бо­жия в немо­щи со­вер­ша­ет­ся (2Кор.12,9). Див­ны де­ла Гос­под­ни, ди­вен Бог во свя­тых Сво­их!
Ко­гда Про­ко­пий при­был в Нов­го­род, то неволь­но был по­ра­жен мно­же­ством и кра­со­той церк­вей и мо­на­сты­рей, доб­ро­глас­ным зво­ном мно­го­чис­лен­ных ко­ло­ко­лов, на­бож­но­стью и усер­ди­ем на­ро­да к цер­ков­ным служ­бам – че­го он ни­ко­гда не ду­мал встре­тить меж­ду людь­ми, не по­ви­ну­ю­щи­ми­ся рим­ско­му пер­во­свя­щен­ни­ку. А ко­гда мо­ло­дой че­ло­век по сво­ей лю­бо­зна­тель­но­сти по­се­тил храм Св. Со­фии и дру­гие церк­ви и мо­на­сты­ри, услы­шал строй­ное пе­ние ли­ков, уви­дел чин­ное и бла­го­го­вей­ное слу­же­ние, тор­же­ствен­ность и бла­го­ле­пие об­ря­дов пра­во­слав­ной церк­ви, то бла­го­дать Бо­жия кос­ну­лась его серд­ца. Он уми­лил­ся до глу­би­ны ду­ши, так что не за­хо­тел уже боль­ше воз­вра­щать­ся на ро­ди­ну, ре­шил­ся при­нять пра­во­сла­вие и стал ис­кать че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы мог на­учить его дог­ма­там ве­ры и уста­вам пра­во­слав­ной церк­ви. Ему ука­за­ли на Ху­тын­ский мо­на­стырь, неза­дол­го (1192 г.) пред тем ос­но­ван­ный и сла­вив­ший­ся стро­го­стью уста­ва и свя­то­стью жиз­ни сво­их ино­ков.
В то вре­мя в мо­на­сты­ре под­ви­зал­ся ста­рец Вар­ла­ам Прок­ши­нич, ста­рав­ший­ся во всем под­ра­жать прп. Вар­ла­а­му Ху­тын­ско­му († 1192; па­мять 6/19 но­яб­ря), ос­но­ва­те­лю оби­те­ли. К нему об­ра­тил­ся Про­ко­пий и, при­пав­ши к но­гам, со сле­за­ми про­сил на­учить его ис­тин­ной ве­ре. Сна­ча­ла уди­ви­тель­ным по­ка­за­лось стар­цу, что мо­ло­дой и бо­га­тый ино­стра­нец, при­е­хав­ший в Нов­го­род для тор­гов­ли, ищет пра­во­сла­вия, но, убе­див­шись в ис­крен­но­сти же­ла­ния Про­ко­пия, с оте­че­ской лю­бо­вью при­нял его к се­бе и стал учить за­по­ве­дям Бо­жи­им, уста­вам и чи­но­по­ло­же­ни­ям пра­во­слав­ной церк­ви. Не на­прас­ны бы­ли на­став­ле­ния и тру­ды муд­ро­го по­движ­ни­ка: Про­ко­пий с охо­той слу­шал при­ме­ры из оте­че­ских пи­са­ний, жи­тий свя­тых и соб­ствен­ных на­блю­де­ний стар­ца и ста­рал­ся за­пе­чат­леть в сво­ем серд­це. Осо­бен­но тро­га­ли его жи­тия пре­по­доб­ных и Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, доб­ро­воль­но под­вер­гав­ших­ся раз­лич­ным ли­ше­ни­ям и тру­дам и при этом еще ста­рав­ших­ся скры­вать свои по­дви­ги от лю­дей. «Вот, – ду­мал он, – как лю­ди тру­ди­лись и тер­пе­ли для спа­се­ния сво­ей ду­ши; вот при­ме­ры, ко­то­рым я дол­жен под­ра­жать». И с каж­дым днем бо­лее и бо­лее стал чув­ство­вать от­вра­ще­ние от мир­ской жиз­ни и воз­го­рать­ся лю­бо­вью к Бо­гу. На­ко­нец он раз­дал все свое име­ние и бо­гат­ство ча­стью ни­щим, ча­стью на со­ору­же­ние хра­ма в Ху­тын­ской оби­те­ли и, ре­ши­тель­но ни­че­го не оста­вив се­бе, стал жить в оби­те­ли как один из стран­ных, еже­днев­но по­се­щая все цер­ков­ные служ­бы и усерд­но слу­жа бра­тии. Из­ба­вив­шись от всех по­пе­че­ний и жи­тей­ских за­бот, Про­ко­пий ощу­тил спо­кой­ствие в сво­ей ду­ше, но­вый об­раз жиз­ни сер­деч­но ему по­лю­бил­ся, и он же­лал всю свою жизнь про­ве­сти в ти­шине уеди­нен­ной кел­лии под мир­ным кро­вом свя­той оби­те­ли.
Но нов­го­род­цы, узнав­ши о том, что Про­ко­пий при­нял свя­тую ве­ру и раз­дал все свое име­ние, ста­ли хва­лить и пре­воз­но­сить его. Неко­то­рые да­же на­роч­но при­хо­ди­ли на Ху­тынь, чтобы толь­ко ви­деть Про­ко­пия, по­то­му что сла­ва о нем расп­ро­стра­ни­лась во всех кон­цах го­ро­да и пя­ти­нах нов­го­род­ских. Тя­же­ло бы­ло Про­ко­пию слы­шать о се­бе та­кие раз­го­во­ры. Люд­ская сла­ва, ли­шив­шая по­коя его сми­рен­ное серд­це, сде­ла­лась для него невы­но­си­мым бре­ме­нем. Опа­са­ясь из-за нее ли­шить­ся сла­вы небес­ной, он от­крыл стар­цу Вар­ла­а­му свою ду­шев­ную скорбь и стал про­сить у него со­ве­та и бла­го­сло­ве­ния уда­лить­ся ку­да-ли­бо, где бы его ни­кто не знал. Ста­рец спер­ва удер­жи­вал его, со­ве­туя луч­ше не вы­хо­дить из оби­те­ли и да­же за­клю­чить­ся в за­твор, но непре­клон­но бы­ло же­ла­ние Про­ко­пия, как буд­то что влек­ло его из оби­те­ли. И сколь­ко Вар­ла­ам ни ста­рал­ся, не мог оста­но­вить его, и, пре­по­дав­ши на­став­ле­ние, ста­рец с мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем от­пу­стил сво­е­го уче­ни­ка в путь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-prokopij-ustjuzhskij

☦️
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579).
1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.
По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 6 апреля). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 18 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 19 но­яб­ря).
Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну.
28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства.
Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та.
Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.
В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский († 1612; па­мять 17 фев­ра­ля ст.ст.). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни». С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.
Неболь­шая ико­на, об­ре­тен­ная де­воч­кой Мат­ро­ной на недав­но при­со­еди­нен­ной ино­род­че­ской окра­ине Рос­сий­ско­го цар­ства, ста­ла вско­ре все­на­род­ной свя­ты­ней, зна­ме­ни­ем Небес­но­го по­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, яв­лен­но­го всей Рус­ской Церк­ви, ибо ду­ша пра­во­слав­но­го на­ро­да чув­ство­ва­ла осо­бое уча­стие Пре­чи­стой Вла­ды­чи­цы в ис­то­ри­че­ских судь­бах Ро­ди­ны. Не слу­чай­но Ка­зан­ский об­раз яв­ля­ет­ся спис­ком с древ­ней Влахерн­ской ико­ны (празд­но­ва­ние 7 июля) и от­но­сит­ся по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу к ико­нам, име­ну­е­мым Оди­гит­рия-Пу­те­во­ди­тель­ни­ца. Мно­го раз «Ма­туш­ка Ка­зан­ская» ука­зы­ва­ла путь к по­бе­де рус­ским пра­во­слав­ным во­и­нам в ис­пол­не­нии их свя­щен­но­го дол­га пе­ред Бо­гом и Ро­ди­ной.
В год яв­ле­ния ее в Ка­за­ни (по дру­гим ис­точ­ни­кам дву­мя го­да­ми поз­же) на­чал­ся зна­ме­ни­тый по­ход «за Ка­зань» (за Ураль­ские го­ры) бла­жен­но­го Гер­ма­на, ка­за­чье­го ата­ма­на Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча По­воль­ско­го († 1584), увен­чав­ший­ся при­со­еди­не­ни­ем Си­би­ри. Бла­го­дат­ной энер­гии, из­лу­чен­ной чу­до­твор­ным об­ра­зом, бы­ло до­ста­точ­но, чтобы за несколь­ко де­сят­ков лет рус­ские зем­ле­про­ход­цы-мис­си­о­не­ры про­шли на во­сток, «встречь солн­ца» мно­гие ты­ся­чи ки­ло­мет­ров и в празд­ник По­кро­ва в 1639 го­ду вы­шли в пер­вое пла­ва­ние по Ти­хо­му оке­а­ну, бла­го­вест­вуя спа­се­ние окрест­ным на­ро­дам.
В со­бо­ре Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ико­на на­хо­ди­лась до на­ча­ла ХХ в., а в 1904 г. Рос­сию по­тряс­ло из­ве­стие о по­хи­ще­нии свя­ты­ни. Свя­то­тат­ствен­ное со­бы­тие про­изо­шло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К яв­лен­ной иконе име­лось несколь­ко риз. Празд­нич­ная на­де­ва­лась на Рож­де­ство Хри­сто­во, Пас­ху и в дни празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны, буд­нич­ная, или по­все­днев­ная, – в осталь­ные дни. Празд­нич­ная ри­за бы­ла зо­ло­тая. На нее на­де­ва­лась дру­гая ри­за, ни­зан­ная круп­ным жем­чу­гом, брил­ли­ан­та­ми, изу­мру­да­ми, яхон­та­ми и др. дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Буд­нич­ная, не ме­нее дра­го­цен­ная, мос­ков­ской ра­бо­ты, сплошь ни­зан­ная жем­чу­гом, име­ла зо­ло­тые вен­цы с брил­ли­ан­то­вы­ми ро­за­ми, мно­же­ством дру­гих укра­ше­ний и дра­го­цен­ных кам­ней. А в 1767 го­ду им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II при­ло­жи­ла к иконе еще и брил­ли­ан­то­вую ко­ро­ну. Ви­ди­мо имен­но из-за та­ко­го оби­лия дра­го­цен­но­стей яв­лен­ная Ка­зан­ская ико­на бы­ла по­хи­ще­на из Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря шай­кой 28-лет­не­го Вар­фо­ло­мея Сто­я­на. Во­ры вско­ре бы­ли пой­ма­ны, и в но­яб­ре 1904 го­да в Ка­за­ни со­сто­ял­ся су­деб­ный про­цесс. Од­на­ко, что ста­ло с чу­до­твор­ной ико­ной, в хо­де след­ствия окон­ча­тель­но вы­яс­нить не уда­лось. На су­де бы­ло вы­ска­за­но мне­ние, что ико­на бы­ла со­жже­на, так как на квар­ти­ре Сто­я­на в пе­чи бы­ли най­де­ны об­го­рев­шие остат­ки икон. Мать со­жи­тель­ни­цы Сто­я­на Ку­че­ро­вой, по­ка­за­ла на су­де, что обе ико­ны бы­ли по­руб­ле­ны и со­жже­ны Сто­я­ном. Сам же Сто­ян от­ри­цал уча­стие и в кра­же, и в уни­что­же­нии ико­ны, со­зна­ва­ясь лишь в по­куп­ке кра­де­ных дра­го­цен­но­стей. Сто­ян и его по­дель­ник Ко­мов бы­ли при­го­во­ре­ны к ли­ше­нию всех прав, иму­ще­ства и к ссыл­ке на ка­торж­ные ра­бо­ты на 12 и 10 лет со­от­вет­ствен­но.
По­те­ря пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за не ума­ля­ет бла­го­дат­ной си­лы все­го мно­же­ства спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны, через ко­то­рые Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­мо­га­ет нам Сво­им хо­да­тай­ством пе­ред Сво­им Сы­ном по пло­ти, а по ипо­ста­си Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja

☦️
Праведный Проко́пий Устьянский, Важский, Вологодский.
Нетлен­ные мо­щи пра­вед­но­го Про­ко­пия бы­ли об­ре­те­ны в XVII ве­ке близ при­ход­ской Устьян­ской Вве­ден­ской церк­ви Во­ло­год­ской епар­хии и по­ло­же­ны в церк­ви, где на­хо­ди­лись в те­че­ние двух­сот лет в от­кры­том ви­де, ис­то­чая мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. О про­ис­хож­де­нии и жи­тии это­го свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия све­де­ний не со­хра­ни­лось, но имя его ста­ло из­вест­но: он сам от­крыл его в ви­де­нии бла­го­че­сти­во­му мест­но­му жи­те­лю Са­ве­лию.
В свя­зи с уве­ли­че­ни­ем чис­ла чу­дес­ных ис­це­ле­ний мо­щи пра­вед­но­го Про­ко­пия бы­ли осви­де­тель­ство­ва­ны в 1696 (или 1645) и 1739 го­дах, по­сле че­го в честь пра­вед­ни­ка освя­щен при­дел в хра­ме, где по­чи­ва­ли его мо­щи, бы­ла на­пи­са­на его ико­на и со­вер­ша­лась служ­ба.
В 1818 го­ду уста­нов­ле­но по­все­мест­ное празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­то­го.

☦️
Священномученик Фео́дор Распопов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор Рас­по­пов ро­дил­ся 7 фев­ра­ля 1891 го­да в се­ле По­кров­ском То­боль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Фе­ра­пон­то­ви­ча Рас­по­по­ва и его су­пру­ги Да­рьи Яко­влев­ны. Маль­чи­ка кре­сти­ли в мест­ной церк­ви 9 фев­ра­ля.
В род­ном се­ле Фе­дор жил до 1906 го­да, а в пят­на­дцать лет по­сту­пил в пер­вый класс То­боль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Учил­ся Фе­дор хо­ро­шо и в июне 1912 го­да за­кон­чил се­ми­на­рию с от­ли­чи­ем, за­няв по ре­зуль­та­там вы­пуск­ных эк­за­ме­нов вто­рое ме­сто в та­бе­ле успе­ва­е­мо­сти. При се­ми­на­рии ра­бо­тал про­по­вед­ни­че­ский кру­жок, в ко­то­ром Фе­дор с удо­воль­стви­ем за­ни­мал­ся, и ему ча­сто до­ве­ря­ли вы­сту­пать с про­по­ве­дя­ми в хра­мах го­ро­да То­боль­ска.
За­кон­чив се­ми­на­рию, Фе­дор по­сту­пил в Ка­зан­скую Им­пе­ра­тор­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Но про­учил­ся все­го год и в сен­тяб­ре 1913-го по­дал рек­то­ру про­ше­ние об уволь­не­нии из чис­ла сту­ден­тов «в свя­зи с же­ла­ни­ем слу­жить в То­боль­ской епар­хии».
Он же­нил­ся на сест­ре од­но­курс­ни­ка по То­боль­ской се­ми­на­рии — Ма­рии Ро­ди­о­новне Мар­ко­вой, в 1914 го­ду у них ро­дил­ся пер­вый сын, Алек­сандр, а в 1915-м — вто­рой, Ан­то­нин.
5 но­яб­ря 1913 го­да Фе­до­ра Ива­но­ви­ча опре­де­ли­ли на свя­щен­ни­че­ское ме­сто к церк­ви се­ла Га­ев­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да. 15 но­яб­ря то­го же го­да во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в Скор­бя­щен­ской церк­ви Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря его ру­ко­по­ло­жил в сан диа­ко­на прео­свя­щен­ный Мит­ро­фан (Афон­ский), епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ир­бит­ский. А через два дня во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии в кре­сто­вой церк­ви Ека­те­рин­бур­га Фе­дор Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и по­лу­чил на­зна­че­ние в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь се­ла Ел­кин­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да. Од­новре­мен­но он стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Ел­кин­ском и Глу­бо­ков­ском учи­ли­щах.
Через три с по­ло­ви­ной го­да, 12 мая 1917 го­да, ба­тюш­ку на­зна­чи­ли свя­щен­ни­ком в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь се­ла Ту­рин­ская Сло­бо­да Ту­рин­ско­го уез­да, а в мар­те 1918 го­да он за­нял долж­ность бла­го­чин­но­го и пред­се­да­те­ля бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та 4-го бла­го­чи­ния Ту­рин­ско­го уез­да. То­гда же, в мар­те 1918-го, при­хо­жане церк­ви Нижне-Ту­рин­ско­го за­во­да Вер­хо­тур­ско­го уез­да вы­ра­зи­ли же­ла­ние иметь вто­рым свя­щен­ни­ком в хра­ме в честь Свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Иоан­на Зла­то­усто­го имен­но от­ца Фе­о­до­ра. Со­гла­сие То­боль­ской Ду­хов­ной кон­си­сто­рии бы­ло по­лу­че­но. Ука­зом Прео­свя­щен­но­го Гри­го­рия (Яц­ков­ско­го), епи­ско­па Ека­те­рин­бург­ско­го и Ир­бит­ско­го, от 20 июня/3 июля 1918 го­да отец Фе­о­дор вновь был при­нят на служ­бу в Ека­те­рин­бург­скую епар­хию с опре­де­ле­ни­ем на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при Нижне-Ту­рин­ской церк­ви в честь Трех Свя­ти­те­лей. Од­на­ко на но­вом ме­сте ба­тюш­ке слу­жить не при­шлось.
В июле 1918 го­да к от­цу Фе­о­до­ру об­ра­тил­ся жи­тель се­ла Ту­рин­ская Сло­бо­да кре­стья­нин Фе­дот Ма­лы­шев с прось­бой об­вен­чать его, предъ­явив по­лу­чен­ное в Ту­рин­ске сви­де­тель­ство о рас­тор­же­нии бра­ка с за­кон­ной же­ной. Отец Фе­о­дор от­ка­зал­ся со­вер­шить та­ин­ство Вен­ча­ния и объ­яс­нил Ма­лы­ше­ву, что рас­торг­нуть брак мо­жет лишь цер­ков­ная власть. Пре­по­дав на­став­ле­ние о бра­ке, ба­тюш­ка по­со­ве­то­вал про­си­те­лю с ми­ром ид­ти до­мой, за­быв о неза­кон­ной же­нить­бе. Ма­лы­шев об­ра­тил­ся с жа­ло­бой на от­ца Фе­о­до­ра к крас­но­ар­мей­цам, за­явив им, что отец Фе­о­дор не при­зна­ет со­вет­ской вла­сти. Во­ору­жен­ные сол­да­ты вло­ми­лись в квар­ти­ру свя­щен­ни­ка. От­ря­дом ко­ман­до­вал при­хо­жа­нин Ту­рин­ской церк­ви Ни­ко­лай Сав­ви­но­вич Об­ро­сов.
— Те­перь жизнь твоя в мо­их ру­ках, — зло­рад­но го­во­рил он сво­е­му ду­хов­но­му от­цу. — Что хо­чу, то с то­бой и сде­лаю.
— Оши­ба­ешь­ся, — от­ве­чал ему отец Фе­о­дор, — все мы во вла­сти Бо­жи­ей, и без во­ли Его не па­дет да­же во­лос с го­ло­вы на­шей.
От­ца Фе­о­до­ра аре­сто­ва­ли. Пер­вое вре­мя он на­хо­дил­ся в по­ме­ще­нии во­лост­но­го прав­ле­ния, тер­пя там все­воз­мож­ные на­смеш­ки и из­де­ва­тель­ства. При­хо­жане, узнав о слу­чив­шем­ся, хо­те­ли хло­по­тать об осво­бож­де­нии свя­щен­ни­ка, но, на­пу­ган­ные сель­ским пи­са­рем, ни­че­го не пред­при­ня­ли для доб­ро­го де­ла. Вско­ре ба­тюш­ку пе­ре­ве­ли в Ту­рин­скую тюрь­му, где он про­си­дел чет­ве­ро су­ток. Все вре­мя по­сле аре­ста отец Фе­о­дор был спо­ко­ен, да­же уте­шал дру­гих.
— Не пе­чаль­тесь обо мне и не бой­тесь, — го­во­рил он близ­ким сво­им, бес­по­ко­ив­шим­ся за него, — де­ло ско­ро вы­яс­нит­ся, и я вер­нусь к вам жи­вой и невре­ди­мый.
По сло­вам оче­вид­цев, отец Фе­о­дор до по­след­ней ми­ну­ты не те­рял бод­ро­сти и спо­кой­ствия ду­ха, рас­се­и­вая этим тре­во­гу и вол­не­ние окру­жа­ю­щих.
Ве­че­ром в суб­бо­ту 7/20 июля отец Фе­о­дор участ­во­вал в бо­го­слу­же­нии, пел на кли­ро­се. По­сле все­нощ­но­го бде­ния, в 23 ча­са, в ка­ме­ру к за­клю­чен­ным вва­ли­лись де­вять пья­ных боль­ше­ви­ков во гла­ве с ко­мис­са­ром Об­ро­со­вым. Схва­ти­ли во­семь че­ло­век, вы­ве­ли их на тю­рем­ный двор и по­ста­ви­ли у сте­ны. На­ме­ре­ние пред­ста­ви­те­лей со­вет­ской вла­сти бы­ло яс­но, по­то­му что неко­то­рые из них ис­ступ­лен­но кри­ча­ли: «Кро­ви, кро­ви!».
Из всех несчаст­ных один отец Фе­о­дор со­хра­нял ду­шев­ное рав­но­ве­сие и уте­шал дру­гих: «Не бой­тесь, на­дей­тесь на Бо­га». Ко­гда за­клю­чен­ные сто­я­ли у сте­ны и ожи­да­ли сво­ей уча­сти, ба­тюш­ка впол­го­ло­са про­чел им всем от­ход­ную.
По­сле пер­во­го вы­стре­ла упал ста­рик ев­рей, за­бив­шись в пред­смерт­ной аго­нии, — из­вер­ги до­би­ли его при­кла­да­ми. Вто­рым сто­ял отец Фе­о­дор. Убий­цы по­тре­бо­ва­ли вы­куп, ска­зав: «Да­ешь ты­ся­чу руб­лей».
— Я ве­рю, что на небе есть Бог, а на зем­ле спра­вед­ли­вость, жизнь за день­ги я се­бе по­ку­пать не бу­ду. Те­лом я не тор­гую, а над ду­шой мо­ей вы не име­е­те вла­сти, — от­ве­тил отец Фе­о­дор.
Неко­то­рые из оче­вид­цев утвер­жда­ют, что вы­ку­па со свя­щен­ни­ка не про­си­ли, но ис­тя­за­ли по­бо­я­ми. Шесть раз в него стре­ля­ли, но пу­ли по­па­да­ли в на­перс­ный крест. По­сле каж­до­го вы­стре­ла он осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, спо­кой­но го­во­ря: «Да бу­дем жи­вы». «Этот поп — ка­кой-то, вид­но, свя­той, — и пу­ля его не бе­рет», — зли­лись крас­но­ар­мей­цы. То­гда к ба­тюш­ке под­ско­чил Об­ро­сов. Уда­рил по ще­ке и крик­нул: «Вот ты Бо­гу мо­лил­ся, но Он те­бе не по­мо­жет, а я бы мог спа­сти». Па­ла­чи, бо­го­хуль­ствуя и ру­га­ясь, со­рва­ли с му­че­ни­ка крест; при­це­ли­ва­ясь в свою жерт­ву, ко­щун­ство­ва­ли: «А ну, по­смот­рим те­перь, спа­сет ли те­бя твой Бог!». Отец Фе­о­дор вме­сто от­ве­та бла­го­го­вей­но пе­ре­кре­стил­ся.
Гря­нул седь­мой вы­стрел, и ба­тюш­ка упал на зем­лю, одеж­ду за­ли­ла кровь. Его смерть бы­ла мгно­вен­на. Это слу­чи­лось в ночь на 8/21 июля 1918 го­да.
По­сле от­ца Фе­о­до­ра за­стре­ли­ли еще од­но­го че­ло­ве­ка, а осталь­ные от­ку­пи­лись день­га­ми. Уби­тых па­ла­чи бро­си­ли в вы­ры­тую за­ра­нее яму, при­чем да­же над мерт­вым те­лом свя­щен­ни­ка над­ру­га­лись: его ски­ну­ли в яму, схва­тив за во­ло­сы.
«Так кон­чил жизнь свою до­стой­ный пас­тырь отец Фе­о­дор, ува­жа­е­мый и по­чи­та­е­мый все­ми. Ему бы­ло все­го лишь два­дцать семь лет, и при его да­ро­ва­ни­ях (он был пре­крас­ный про­по­вед­ник) и об­ра­зо­ва­нии (вы­шел со вто­ро­го кур­са Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии) он мог бы мно­го по­тру­дить­ся на поль­зу Хри­сто­вой Церк­ви и на бла­го сво­е­го при­хо­да. Но Гос­подь су­дил ина­че. Отец Фе­о­дор умер ге­ро­ем-му­че­ни­ком, по­стра­дав за прав­ду, за Цер­ковь Пра­во­слав­ную, охра­няя и за­щи­щая ее уста­вы», — пи­са­ли «То­боль­ские Епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти».
15/28 июля те­ло уби­ен­но­го от­ца Фе­о­до­ра из тю­рем­ной мо­ги­лы бы­ло пе­ре­не­се­но в со­бор; на­ро­да бы­ло мно­го, его от­пе­ли по чи­ну и по­греб­ли в со­бор­ной огра­де. Из всех ре­чей, про­зву­чав­ших в тот день, са­мую про­ник­но­вен­ную про­из­нес свя­щен­ник Алек­сандр Бу­ров, то­же нема­ло по­стра­дав­ший от крас­но­ар­мей­цев и про­шед­ший тюрь­му.

☦️
Священномученик Николай Брянцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Брян­цев ро­дил­ся в 1867 го­ду. Ме­стом его слу­же­ния бы­ла град­ская Пят­ниц­ко-Ту­гов­ская цер­ковь го­ро­да Яро­слав­ля. В 1918 го­ду 8 июля отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми пря­мо у хра­ма за то, что не раз­ре­шал им вка­тить на цер­ков­ную ко­ло­коль­ню пуш­ку для об­стре­ла го­ро­да.
Ма­туш­ка Га­ли­на, су­пру­га на­сто­я­те­ля хра­ма от­ца Дмит­рия Де­ни­со­ва рас­ска­зы­ва­ет:
– Мы не зна­ли, где же по­хо­ро­нен отец Ни­ко­лай, что во­об­ще ста­ло с его те­лом, и вот, пе­ре­ли­сты­вая опись хра­ма за 1850-й год, в ко­то­рой пе­ре­чис­ле­ны цер­ков­ные кни­ги, про­тив од­но­го из Еван­ге­лий ви­жу на­пи­са­но про­сты­ми фио­ле­то­вы­ми чер­ни­ла­ми: «за­хо­ро­не­но вме­сте с те­лом уби­то­го свя­щен­ни­ка Брян­це­ва». А поз­же в мет­ри­че­ских кни­гах на­шла и дру­гую за­пись: «…убит 8 июля, от­пе­ва­ли18 июля свя­щен­ни­че­ским чи­ном. За­хо­ро­нен на мест­ном клад­би­ще».
Впер­вые от ма­туш­ки об этом узна­ли и по­том­ки свя­щен­ни­ка, его внук и пра­внуч­ка, жи­ву­щие в Яро­слав­ле. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай – ныне небес­ный по­кро­ви­тель Ту­го­вой го­ры, да и все­го го­ро­да, про­слав­лен­ный Цер­ко­вью в ли­ке свя­тых.

☦️
Икона Богородицы «Благовещение» Устюжская.
По­чи­та­ние чу­до­твор­ной Устюж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри тес­но свя­за­но с име­нем пре­по­доб­но­го Про­ко­пия, Хри­ста ра­ди юро­ди­во­го, под­ви­зав­ше­го­ся в Ве­ли­ком Устю­ге. Бла­жен­ный Про­ко­пий все свое вре­мя про­во­дил в ко­ле­но­пре­кло­нен­ных слез­ных мо­лит­вах на па­пер­ти мест­ной со­бор­ной церк­ви. Од­на­жды, объ­явив сво­им со­граж­да­нам, что за тяж­кие гре­хи им гро­зит пра­вед­ный гнев Бо­жий, свя­той при­звал устю­жан к по­ка­я­нию. Но при­зы­вы юро­ди­во­го оста­ва­лись тщет­ны­ми, го­ро­жане лишь по­сме­и­ва­лись в от­вет на предо­сте­ре­же­ния Про­ко­пия о том, что Гос­подь за гре­хи че­ло­ве­че­ские по­шлет ог­нен­ный град на го­род и по­гу­бит его. Все дни и но­чи в неустан­ных мо­лит­вах и без­утеш­ных ры­да­ни­ях про­во­дил свя­той на цер­ков­ной па­пер­ти.
Спу­стя неде­лю на­сту­пил для го­ро­жан Устю­га страш­ный день: в пол­день от на­дви­нув­шей­ся чер­ной ту­чи на­сту­пил пол­ный мрак, при­вед­ший в ужас и смя­те­ние устю­жан. Со всех сто­рон свер­ка­ли мол­нии и раз­да­ва­лись страш­ные уда­ры гро­ма. Зем­ля под но­га­ми при­шла в дви­же­ние. Толь­ко те­перь по­ня­ли го­ро­жане, как глу­бо­ка про­пасть их гре­хов­но­сти, на­влек­шая Бо­жий гнев, и осо­зна­ли необ­хо­ди­мость по­ка­я­ния. Все стек­лись в хра­мы и со сле­за­ми мо­ли­ли Гос­по­да о по­ми­ло­ва­нии и от­вра­ще­нии несча­стья. Бла­жен­ный Про­ко­пий вме­сте со всем на­ро­дом, пад­ши пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, усерд­но и го­ря­чо мо­лил­ся о всех со­гре­шив­ших. И то­гда в со­бор­ном хра­ме Ве­ли­ко­го Устю­га от свя­то­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло все­на­род­но яв­ле­но чуд­ное зна­ме­ние – из ико­ны в изоби­лии ис­то­чи­лось бла­го­уха­ю­щее ми­ро, ко­то­рым бы­ли на­пол­не­ны все цер­ков­ные со­су­ды.

По­сле за­кры­тия в 1918 го­ду Кремлев­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла сна­ча­ла пе­ре­да­на в Го­судар­ствен­ный ис­то­ри­че­ский му­зей, а в 1930 го­ду – в Тре­тья­ков­скую га­ле­рею, где на­хо­дит­ся и по­ныне.
Пре­чи­стая Де­ва с мот­ком крас­ной пря­жи в ру­ке изо­бра­же­на на иконе сто­я­щей на под­но­жии у пре­сто­ла. На­про­тив Нее – Ар­хан­гел Гав­ри­ил, про­сти­ра­ю­щий бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ни­цу. Осо­бен­но­стью ико­но­гра­фи­че­ско­го из­во­да Устюж­ско­го об­ра­за Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яв­ля­ет­ся изо­бра­жен­ный по­верх скла­док Ее ма­фо­рия об­раз во­пло­щен­но­го Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца Иису­са Хри­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-blagoveshchenie-ustjuzhskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Московская).
Спи­сок с чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ший­ся в рус­ском опол­че­нии, пе­ред ко­то­рым в 1612 го­ду мо­ли­лись пат­ри­о­ты Ми­нин и По­жар­ский, был по­став­лен в 1636 го­ду в Мос­ков­ском Ка­зан­ском со­бо­ре. Сей­час этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре. Из­вест­ны так­же в Москве чти­мые спис­ки Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри: в Кремлев­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре (1701), в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре (ХIХ), в Вы­со­ко-Пет­ров­ском мо­на­сты­ре (1849), в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви на По­вар­ской ули­це, в церк­ви Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри у Ка­луж­ских во­рот и в Вве­ден­ском хра­ме.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-moskovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Казанский список).
Чу­до­твор­ный спи­сок с Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, об­ре­тен­ной в 1579 го­ду, на­хо­дит­ся в Ка­зан­ском клад­би­щен­ском хра­ме во имя свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей Фе­о­до­ра и чад его Да­ви­да и Кон­стан­ти­на. Свя­той об­раз бла­го­го­вей­но чтит­ся жи­те­ля­ми го­ро­да.

☦️
Икона Богородицы Казанская (Петербургский список).
Глав­ной свя­ты­ней Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Санкт-Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, во имя ко­то­рой со­бор был по­стро­ен в 1811 г. Эта ико­на, чу­дес­ным об­ра­зом яв­лен­ная в г. Ка­за­ни в 1579 г., яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых по­чи­та­е­мых икон во всем пра­во­слав­ном ми­ре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-peterburgskij-spisok

☦️
Икона Богородицы Казанская (Ярославская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-jaroslavskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Вязниковская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vjaznikovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Нижнеломовская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-nizhnelomovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Витебская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vitebskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Тобольская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-tobolskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Каплуновская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Тамбовская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-tambovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Пензенская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-penzenskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Песчанская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-peschanskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Чимеевская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-chimeevskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Высочиновская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vysochinovskaja

☦️
Икона Богородицы Казанская (Вышенская).
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vyshenskaja

☦️
Икона Богородицы Якобштадтская.
До на­ча­ла XX ве­ка Якоб­штадт­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной свя­ты­ней Лат­вии.
Свя­той об­раз был об­ре­тен во вре­мя рус­ско-швед­ской вой­ны 1654–1667 гг. При пе­ре­пра­ве через За­пад­ную Дви­ну сол­дат швед­ской ар­мии Яков Гу­дын­ский под­дел ко­пьем плыв­шую по ре­ке до­щеч­ку. На бе­ре­гу он с ужа­сом об­на­ру­жил, что по древ­ку ко­пья от до­щеч­ки те­чет кровь, а на по­тем­нев­шей дре­ве­сине про­сту­пил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем на ру­ках. Швед­ский сол­дат при­нес об­раз в бли­жай­ший пра­во­слав­ный храм свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Храм, при ко­то­ром бы­ла неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на, на­хо­дил­ся в сло­бо­де Гольм­гоф (с 1670 го­да – г. Якоб­штадт, ныне – г. Екаб­пилс). Пе­ре­дав об­раз бра­тии мо­на­сты­ря, сол­дат при­нял пра­во­сла­вие, а за­тем ино­че­ский по­стриг и на­все­гда остал­ся в оби­те­ли.
В 1675 го­ду чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый, по­стро­ен­ный на по­жерт­во­ва­ния пра­во­слав­но­го куп­ца Яко­ва Рат­ке­ви­ча, Свя­то-Ду­хов­ский храм.
Бо­лее трех сто­ле­тий Якоб­штадт­ская ико­на бы­ла един­ствен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Лат­вии. К ней съез­жа­лись па­лом­ни­ки, по мо­лит­вам пе­ред свя­тым об­ра­зом со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния. Не раз ико­на спа­са­ла Якоб­штадт от по­жа­ров; в 1878 го­ду крест­ный ход со свя­ты­ней во­круг оби­те­ли оста­но­вил быст­ро рас­про­стра­няв­ший­ся огонь.
По­чи­та­ние чу­до­твор­но­го Якоб­штадт­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло по­ис­ти­не все­на­род­ным: еже­год­но с 1901 по 1914 год ико­на при­но­си­лась из Екаб­пил­са для по­кло­не­ния в Ри­гу, Ми­таву (Ел­га­ву) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую пу­стынь.
Во вре­мя пер­вой ми­ро­вой вой­ны чу­до­твор­ная ико­на бы­ла утра­че­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-jakobshtadtskaja


Жития
Писание