⏳ 2022.07.20 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я по Пятидесятнице (глас 4й)
• среда (воспоминание предательства, однодневный пост)

☀️ неподвижный годовой круг:
20 июля (7 июля)
• мчч. Перегри́на, Лукиа́на, Помпе́я, Иси́хия, Па́пия, Саторни́на, Ге́рмана (II)
• сщмч. Епикте́та, прмч. Астио́на (290)
• сщмч. Ева́нгела Томского (Кюстенджийского) (III–IV)
• мц. Кириа́кии Никомидийской (IV)
• прп. Ака́кия Синайского (о котором повествуется в Лествице) (VI)
• прп. Фомы, иже в Малеи (X)
• прп. Евфроси́нии (Евдокии) вел. кн. Московской (1407)
• сщмч. Павла (Чернышева) (1918)
• обре́тение мощей прп. Герасима Болдинского (2001)
• иконы Божией Матери «Влахернская» (принесена в Россию в 1654)


☦️
Мученики Перегри́н, Лукиа́н, Помпе́й, Иси́хий, Па́пий, Саторни́н и Ге́рман.
Свя­тые му­че­ни­ки Пе­ре­грин, Лу­ки­ан, Пом­пей, Ис­и­хий, Па­пий, Са­тор­нин и Гер­ман (II) бы­ли ро­дом из Ита­лии. Они по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Тра­яне в го­ро­де Дирра­хии, рас­по­ло­жен­ном на бе­ре­гу Адри­а­ти­че­ско­го мо­ря.
При­сут­ствуя при му­че­ни­ях епи­ско­па Астия, рас­пя­то­го рим­ля­на­ми на кре­сте, они от­кры­то про­сла­ви­ли му­же­ство и твер­дость свя­то­го ис­по­вед­ни­ка, за что са­ми бы­ли схва­че­ны и, как ис­по­вед­ни­ки ве­ры во Хри­ста, утоп­ле­ны в мо­ре. Те­ла их, вы­не­сен­ные вол­на­ми на бе­рег, бы­ли скры­ты там в пес­ке хри­сти­а­на­ми. Через 90 лет му­че­ни­ки яви­лись Алек­сан­дрий­ско­му епи­ско­пу с по­ве­ле­ни­ем по­хо­ро­нить их те­ла и воз­двиг­нуть над ни­ми цер­ковь.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/570

☦️
Священномученик Епикте́т, пресвитер и преподобномученик Астио́н, монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Епи­к­тет пре­сви­тер и Асти­он мо­нах жи­ли в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на в од­ной из во­сточ­ных об­ла­стей Рим­ской им­пе­рии. Доб­ро­де­тель­ный пре­сви­тер Епи­к­тет с юно­сти по­свя­тил свою жизнь Бо­гу. Он стя­жал дар чу­до­тво­ре­ний и по его мо­лит­вам со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния стра­дав­ших от нечи­стых ду­хов и раз­лич­ных бо­лез­ней.
Од­на­жды к свя­то­му Епи­к­те­ту за­шел во вре­мя про­гул­ки знат­ный юно­ша-языч­ник Асти­он, сын мест­но­го гра­до­на­чаль­ни­ка. В про­дол­жи­тель­ной бе­се­де свя­той Епи­к­тет про­све­тил Асти­о­на, по­се­ял в ду­ше юно­ши Сло­во Бо­жие, рас­ска­зав ему об Ис­тин­ном Бо­ге, о ве­ли­кой цен­но­сти бес­смерт­ной че­ло­ве­че­ской ду­ши, о ни­что­же­стве крат­ковре­мен­ных зем­ных на­сла­жде­ний.
Уве­ро­вав во Хри­ста и при­няв Свя­тое Кре­ще­ние, бла­жен­ный юно­ша стал усерд­но про­сить на­став­ни­ка уй­ти вме­сте с ним в ка­кую-ли­бо да­ле­кую стра­ну, чтобы пол­но­стью по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Сев на ко­рабль, свя­тые Епи­к­тет и Асти­он уеха­ли в зем­лю ски­фов. У устья ре­ки Ду­най они по­се­ли­лись неда­ле­ко от го­ро­да Ал­ми­ри­са сре­ди сла­вян-языч­ни­ков и про­во­ди­ли жизнь в по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы.
Бо­го­угод­ная жизнь от­шель­ни­ков не мог­ла дол­го оста­вать­ся неиз­вест­ной ми­ру. К свя­тым ста­ли при­хо­дить лю­ди, стра­дав­шие раз­лич­ны­ми бо­лез­ня­ми и одер­жи­мые злы­ми ду­ха­ми, и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по их мо­лит­вам. Языч­ни­ки то­же ста­ли про­сить по­мо­щи у свя­тых по­движ­ни­ков и, по­лу­чая об­лег­че­ние в сво­их стра­да­ни­ях, об­ра­ща­лись ко Хри­сту.
В то вре­мя в го­род Ал­ми­рис при­был на­чаль­ник об­ла­сти Ла­тро­ни­ан, и язы­че­ские жре­цы до­нес­ли на свя­тых Епи­к­те­та и Асти­о­на, что они вол­шеб­ством при­вле­ка­ют лю­дей к сво­ей ве­ре. Свя­тых схва­ти­ли и на­ча­ли до­пра­ши­вать.
По­сле З0-днев­но­го за­клю­че­ния в тем­ни­це без пи­щи и во­ды свя­тые му­че­ни­ки Епи­к­тет и Асти­он вновь пред­ста­ли пе­ред су­дьей Ла­тро­ни­а­ном, го­то­вые му­же­ствен­но при­нять но­вые стра­да­ния за Хри­ста. Их при­го­во­ри­ли к усек­но­ве­нию ме­чом (†290).
Ро­ди­те­ли свя­то­го му­че­ни­ка Асти­о­на – Алек­сандр и Мар­кел­ли­на при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние от епи­ско­па го­ро­да То­мы Еван­ге­ла, ко­то­рый вско­ре по­стра­дал за Хри­ста так­же через усек­но­ве­ние ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/571

☦️
Священномученик Ева́нгел Томский (Кюстенджийский), епископ.
Священномученик Ева́нгел упо­мя­нут в Жи­тии пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Епи­к­те­та и Асти­о­на, где на­зван Еван­ге­ли­ком. Он кре­стил об­ра­тив­ших­ся в хри­сти­ан­ство ро­ди­те­лей Асти­о­на по­сле его смер­ти. Епи­ско­пом го­ро­да То­мы (Кю­стен­дже, ныне Кон­стан­ца, Ру­мы­ния) на­зван у ар­хи­епи­ско­па Фила­ре­та (Гу­милев­ско­го), ве­ро­ят­но, на ос­но­ва­нии све­де­ний из Жи­тия Епи­к­те­та и Асти­о­на, что Еван­гел был епи­ско­пом «в скиф­ской стране» (Ма­лая Ски­фия, совре­мен­ная Доб­руд­жа). Воз­мож­но, Еван­гел был пер­вым или од­ним из пер­вых епи­ско­пов го­ро­да То­мы. В Жи­тии не со­об­ща­ет­ся о его му­че­ни­че­ской кон­чине. В гре­че­ских си­нак­са­рях под 7 июля есть па­мять му­че­ни­ка Еван­ге­ла, усе­чен­но­го ме­чом, без све­де­ний о вре­ме­ни и ме­сте кон­чи­ны. Неиз­вест­но, яв­ля­ет­ся ли он од­ним ли­цом с Еван­ге­лом, епи­ско­пом Том­ским.

☦️
Мученица Кириа́кия Никомидийская.
Свя­тая му­че­ни­ца Ки­ри­а­кия по­стра­да­ла за Хри­ста в Ни­ко­ми­дии во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на. Она бы­ла един­ствен­ной до­че­рью бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан До­ро­фея и Ев­се­вии, ко­то­рые да­ли обет по­свя­тить свою дочь Бо­гу.
В на­ча­ле го­не­ния свя­тые До­ро­фей и Ев­се­вия бы­ли раз­лу­че­ны с до­че­рью и пре­да­ны су­ду пра­ви­те­ля Иуста, а свя­тая Ки­ри­а­кия по­сла­на в Ни­ко­ми­дию к со­пра­ви­те­лю Дио­кли­ти­а­на – Мак­си­ми­а­ну Гер­ку­лу. Свя­тая му­че­ни­ца с твер­до­стью пе­ре­но­си­ла ис­тя­за­ния, мо­лясь Бо­гу. Гос­подь со­вер­шил мно­го чу­дес для вра­зум­ле­ния идо­ло­по­клон­ни­ков: идо­лы па­ли в язы­че­ском ка­пи­ще, лишь толь­ко свя­тую при­ве­ли ту­да; вы­пу­щен­ные на му­че­ни­цу ди­кие зве­ри по­кор­но ло­жи­лись у ее ног. Ви­дя это, мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту. Ко­гда был про­чи­тан смерт­ный при­го­вор, свя­тая Ки­ри­а­кия по­про­си­ла вре­мя для мо­лит­вы. По окон­ча­нии мо­лит­вы она мир­но скон­ча­лась, из­бав­лен­ная Гос­по­дом от рук рим­ских па­ла­чей (IV).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/572

☦️
Преподобный Ака́кий Синайский.
Бла­жен­ный Иоанн Ле­ствич­ник пи­шет в кни­ге сво­ей о пре­по­доб­ном Ака­кии так:

Ве­ли­кий Иоанн Сав­ва­ит рас­ска­зал мне про­ис­ше­ствие ис­тин­ное и по­вест­во­ва­ния до­стой­ное.
Был один ста­рец, очень ле­ни­вый и по ха­рак­те­ру злой; го­во­рю, не осуж­дая его, но с це­лью по­ка­зать тер­пе­ние свя­то­го, и вот что рас­ска­жу вам. Тот ста­рец имел мо­ло­до­го уче­ни­ка, по име­ни Ака­кия, про­сто­го нра­вом и це­ло­муд­рен­но­го умом, ко­то­рый так мно­го зла тер­пел от то­го стар­ца, что мно­гим да­же по­ка­жет­ся это неве­ро­ят­ным, ибо ста­рец не толь­ко уко­ра­ми и бес­че­сти­ем до­са­ждал ему, но и вся­кий день му­чил его те­лес­ны­ми ис­тя­за­ни­я­ми. Од­на­ко тер­пе­ние его бы­ло не на­прас­но: по­то­му что Ака­кий сво­ей без­ро­пот­ной вы­нос­ли­во­стью и незло­би­вым стра­да­ни­ем снис­кал се­бе бла­го­дать Бо­жию, осво­бож­да­ю­щую его от веч­но­го му­че­ния. Я же (го­во­рит Иоанн Сав­ва­ит к Иоан­ну Ле­ствич­ни­ку), ви­дя каж­дый день его та­ким, как буд­то он куп­лен­ный раб или плен­ник, и тер­пит край­нюю бе­ду, на­роч­но встре­чал его и спра­ши­вал:
– Что ты, брат Ака­кий? как про­во­дишь ны­неш­ний день?
Он же от­ве­чал:
– Как пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, – так мне хо­ро­шо.
И по­ка­зы­вал мне ино­гда по­си­нев­шие гла­за, ино­гда шею, а то го­ло­ву в ра­нах. Зная, что он по­сту­па­ет доб­ро­де­тель­но, я го­во­рил ему:
– Хо­ро­шо, хо­ро­шо, тер­пи, брат, чтобы до­стиг­нуть спа­се­ния те­бе.
В та­ком по­ло­же­нии бла­жен­ный Ака­кий оста­вал­ся у то­го стро­го­го стар­ца де­вять лет и, про­болев немно­го пред кон­чи­ной, ото­шел ко Гос­по­ду. Ко­гда он был по­гре­бен в се­мей­ном скле­пе, то спу­стя пять дней ста­рец от­пра­вил­ся к од­но­му жив­ше­му там ве­ли­ко­му от­цу и ска­зал ему:
– От­че, брат Ака­кий, уче­ник мой, умер.
Отец, услы­хав это, ска­зал:
– Не ве­рю те­бе, стар­че, по­то­му что Ака­кий не умер.
Ста­рец ска­зал:
– От­че, ес­ли не ве­ришь мне, то пой­ди сам и осмот­ри гроб его.
То­гда пре­по­доб­ный отец по­спеш­но встал, по­шел со стар­цем в гроб­ни­цу бла­жен­но­го стра­даль­ца и гром­ко вос­клик­нул над гро­бом Ака­кия, об­ра­ща­ясь к нему как к жи­во­му:
– Брат Ака­кий, умер ли ты?
Бла­го­ра­зум­ный по­слуш­ник, об­на­ру­жи­вая по­слу­ша­ние и по смер­ти, от­ве­тил:
– Не умер, от­че, ибо то­му, кто обя­зал­ся тво­рить по­слу­ша­ние, невоз­мож­но уме­реть.
Ко­гда ста­рец, у ко­е­го жил Ака­кий, услы­хал это, то ис­пу­гал­ся и упал со сле­за­ми на зем­лю; по­том по­про­сил у игу­ме­на кел­лию воз­ле его гро­ба и, за­тво­рив­шись в ней, про­жил еще бла­го­че­сти­во, за­бо­тясь о спа­се­нии ду­ши и, по­сле мно­гих по­дви­гов, ото­шел ко Гос­по­ду Бо­гу, Ко­то­ро­му сла­ва во ве­ки. Аминь.

Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них:
«Не хо­чу непра­вед­но скры­вать и ли­хо­им­ство­вать бес­че­ло­веч­но, не хо­чу умол­чать пред ва­ми о том, о чем мол­чать не долж­но. Ве­ли­кий Иоанн Сав­ва­ит со­об­щил мне ве­щи, до­стой­ные слы­ша­ния; а ты сам, пре­по­доб­ный от­че, по опы­ту зна­ешь, что сей муж бес­стра­стен и чист от вся­кой лжи, от вся­ко­го лу­ка­во­го де­ла и сло­ва. Он рас­ска­зал мне сле­ду­ю­щее.
«В оби­те­ли мо­ей в Азии (ибо от­ту­да при­шел сей пре­по­доб­ный), в ко­то­рой я на­хо­дил­ся преж­де, неже­ли при­шел сю­да, был один ста­рец весь­ма нера­ди­вой жиз­ни и дерз­ко­го нра­ва; го­во­рю сие, не су­дя его, а дабы по­ка­зать, что я го­во­рю прав­ду. Не знаю, ка­ким об­ра­зом при­об­рел он се­бе уче­ни­ка, юно­шу по име­ни Ака­кий, про­сто­го нра­ва, но муд­ро­го смыс­лом, ко­то­рый столь­ко же­сто­ко­стей пе­ре­нес от се­го стар­ца, что для мно­гих это по­ка­жет­ся неве­ро­ят­ным. Ведь ста­рец му­чил его еже­днев­но не толь­ко уко­риз­на­ми и ру­га­тель­ства­ми но и по­бо­я­ми; тер­пе­ние же по­слуш­ни­ка бы­ло не без­рас­суд­ное. Ви­дя, что он, как куп­лен­ный раб, еже­днев­но крайне стра­да­ет, я ча­сто го­ва­ри­вал ему, при встре­че с ним: «Что, брат Ака­кий, ка­ко­во се­го­дня?» – В от­вет на это он тот­час по­ка­зы­вал мне ино­гда си­нее пят­но под гла­зом, ино­гда уязв­лен­ную шею или го­ло­ву; а как я знал, что он – де­ла­тель, то го­ва­ри­вал ему: «Хо­ро­шо, хо­ро­шо, по­тер­пи и по­лу­чишь поль­зу».
Про­жив у сво­е­го неми­ло­серд­но­го стар­ца де­вять лет, Ака­кий ото­шел ко Гос­по­ду и по­гре­бен в усы­паль­ни­це от­цов. Спу­стя пять дней по­сле это­го на­став­ник его по­шел к од­но­му пре­бы­вав­ше­му там ве­ли­ко­му стар­цу и го­во­рит ему: «От­че, брат Ака­кий умер». Но ста­рец, услы­шав это, ска­зал ему: «По­верь мне, стар­че, я со­мне­ва­юсь в этом». «По­ди и по­смот­ри», – от­ве­чал тот. Немед­лен­но встав, ста­рец при­хо­дит в усы­паль­ни­цу с на­став­ни­ком бла­жен­но­го оно­го по­движ­ни­ка, и взы­ва­ет к нему, как бы к жи­во­му (ибо по­ис­ти­не он был жив и по­сле смер­ти), и го­во­рит: «Брат Ака­кий, умер ли ты?» Сей же бла­го­ра­зум­ный по­слуш­ник, ока­зы­вая по­слу­ша­ние и по­сле смер­ти, от­ве­чал ве­ли­ко­му: «От­че, как мож­но уме­реть де­ла­те­лю по­слу­ша­ния?» – То­гда ста­рец, ко­то­рый был преж­де на­став­ни­ком Ака­кия, по­ра­жен­ный стра­хом, пал со сле­за­ми на зем­лю; и по­том, ис­про­сив у игу­ме­на Лав­ры 14-ю кел­лию близ гро­ба Ака­ки­е­ва, про­вел там оста­ток жиз­ни уже доб­ро­де­тель­но, го­во­ря все­гда про­чим от­цам: «Я сде­лал убий­ство». Мне ка­жет­ся, от­че Иоанне, что ве­ли­кий ста­рец, го­во­рив­ший с умер­шим, был сам сей Иоанн Сав­ва­ит; ибо он рас­ска­зы­вал мне еще од­ну по­весть, как бы о дру­гом по­движ­ни­ке; а я по­сле до­сто­вер­но узнал, что этот по­движ­ник был он сам.

☦️
Преподобный Фома́ Малеин.
Пре­по­доб­ный Фо­ма Ма­ле­ин жил в Ви­зан­тии не позд­нее X ве­ка. От­ли­ча­ясь те­лес­ной си­лой и храб­ро­стью, свя­той Фо­ма со­сто­ял на во­ен­ной служ­бе и со­вер­шил нема­ло по­дви­гов в сра­же­нии с вра­га­ми оте­че­ства. Од­на­ко лю­бовь ко Хри­сту по­бу­ди­ла его оста­вить мир и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг. Под­ра­жая ни­ще­те и сми­ре­нию Гос­по­да, он об­хо­дил ино­че­ские оби­те­ли, чтобы по­лу­чить на­став­ле­ния по­движ­ни­ков.
Ко­гда свя­той ре­шил уда­лить­ся для без­мол­вия в пу­сты­ню, пе­ред ним на небе за­си­ял ог­нен­ный столп, ко­то­рый пред­ше­ство­вал ему, ука­зы­вая до­ро­гу. Свя­то­му бы­ло яв­ле­ние св. про­ро­ка Илии, ука­зав­ше­го ему путь. Та­ким об­ра­зом пре­по­доб­ный Фо­ма при­шел на го­ру Ма­лея, точ­ное ме­сто на­хож­де­ния ко­то­рой неиз­вест­но. По­се­лив­шись на этой го­ре, пре­по­доб­ный под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве, ве­дя непре­стан­ную брань с ду­ха­ми зло­бы. Там свя­той Фо­ма удо­сто­ил­ся Бо­же­ствен­ных ви­де­ний и от­кро­ве­ний и по­лу­чил бла­го­дат­ные да­ры чу­до­тво­ре­ния и ис­це­ле­ния от неду­гов. По мо­лит­ве свя­то­го из­го­ня­лись бе­сы из лю­дей. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фо­мы его мо­щи про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/569

☦️
Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская.
Свя­тая ве­ли­кая кня­ги­ня Ев­до­кия (иные дни памяти 30 мая, 1 июня) ро­ди­лась в 1353 го­ду. Она бы­ла до­че­рью суз­даль­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Кон­стан­ти­но­ви­ча († 1383) и его су­пру­ги кня­ги­ни Ан­ны. С мла­ден­че­ских лет вос­пи­тан­ная в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, Ев­до­кия от­ли­ча­лась ти­хим, крот­ким нра­вом. Но, жи­вя в Суз­да­ле и Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском, в неспо­кой­ной об­ста­нов­ке по­сто­ян­ных меж­до­усоб­ных рас­прей, ко­то­рые ве­ли с ее от­цом удель­ные кня­зья, с ран­них лет кня­ги­ня Ев­до­кия при­вык­ла по­ла­гать все свое упо­ва­ние на Бо­га. В 1367 го­ду она ста­ла су­пру­гой бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389). Их счаст­ли­вый со­юз был за­ло­гом со­ю­за и ми­ра меж­ду Мос­ков­ским и Суз­даль­ским кня­же­ства­ми. Лю­бовь к су­пру­гу и де­тям кня­ги­ни Ев­до­кии освя­ща­лась ее лю­бо­вью к Бо­гу. Де­ла хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия кня­ги­ня и ее су­пруг со­че­та­ли с по­дви­га­ми по­ста и мо­лит­вы. В сво­ей жиз­ни они по­ла­га­лись на по­мощь свя­тых, тру­да­ми ко­то­рых бы­ла в те вре­ме­на столь до­сто­слав­на Рус­ская зем­ля.
Вре­мя жиз­ни свя­той бла­го­вер­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Ев­до­кии († 1407) сов­па­да­ет с эпо­хой ве­ли­ко­го игу­ме­на зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, тай­но­зри­те­ля Свя­той Тро­и­цы. Бла­го­че­сти­вую че­ту мож­но с пол­ным ос­но­ва­ни­ем счи­тать уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия. Свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был бли­зок к кня­же­ско­му се­мей­ству; ду­хов­ни­ком Ев­до­кии и Ди­мит­рия был уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­мен Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, свя­той Фе­о­дор (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский). Пре­по­доб­ный Сер­гий был крест­ным от­цом их дво­их де­тей (все­го у кня­же­ской че­ты бы­ло 8 сы­но­вей и 4 до­че­ри).
Боль­шой лю­бо­вью к Бо­гу, Свя­той Церк­ви и Ро­дине го­ре­ла ду­ша кня­ги­ни. По­двиг ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия по осво­бож­де­нию Ру­си от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига раз­де­ля­ла кня­ги­ня Ев­до­кия. По­ход бла­го­вер­но­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия про­тив Ма­мая, по­бе­до­нос­но за­вер­шив­ший­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да на Ку­ли­ко­вом по­ле, под­дер­жи­вал­ся с ее сто­ро­ны го­ря­чи­ми мо­лит­ва­ми и де­ла­ми люб­ви. В па­мять по­бе­ды кня­ги­ня по­стро­и­ла внут­ри Мос­ков­ско­го Крем­ля храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – все­мир­но-ис­то­ри­че­ская по­бе­да рус­ских на Ку­ли­ко­вом по­ле со­вер­ши­лась в этот празд­ник. Храм был рас­пи­сан вы­да­ю­щи­ми­ся ико­но­пис­ца­ми Фе­о­фа­ном Гре­ком и Си­мео­ном Чер­ным. Хра­мо­зда­тель­ство и ос­но­ва­ние мо­на­сты­рей тру­да­ми свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ев­до­кии со­дей­ство­ва­ли рас­цве­ту рус­ско­го хра­мо­стро­и­тель­ства в XIV ве­ке, на­ча­ло ко­то­ро­му бы­ло по­ло­же­но по­строй­кой хра­ма в честь Пре­свя­той Тро­и­цы Пре­по­доб­ным Сер­ги­ем.
По­сте­пен­но жизнь свя­той кня­ги­ни Ев­до­кии ста­но­ви­лась по­дви­гом са­мо­от­ре­че­ния и пре­да­ния се­бя все­це­ло во­ле Бо­жи­ей. В 1383 го­ду ве­ли­кий князь мос­ков­ский дол­жен был явить­ся к та­тар­ско­му ха­ну Тох­та­мы­шу. Но из-за край­не­го озлоб­ле­ния Тох­та­мы­ша на кня­зя Ди­мит­рия ре­ши­ли по­слать в Ор­ду его стар­ше­го сы­на Ва­си­лия, ко­то­ро­му в то вре­мя бы­ло око­ло 13 лет. Свя­тая Ев­до­кия от­пу­сти­ла сы­на и тем са­мым об­рек­ла се­бя на двух­лет­нее стра­да­ние: князь Ва­си­лий был за­дер­жан в Ор­де как за­лож­ник. В 1389 го­ду бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий, не до­стиг­нув со­ро­ка лет, опас­но за­бо­лел и ото­шел ко Гос­по­ду (па­мять 19 мая/1 июня).
Ов­до­вев­шая кня­ги­ня ви­де­ла свою обя­зан­ность пе­ред Бо­гом преж­де все­го в за­вер­ше­нии вос­пи­та­ния де­тей. Вме­сте с тем она на­ча­ла устро­е­ние Воз­не­сен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Мос­ков­ском Крем­ле, от­дав под него кня­же­ские чер­то­ги. Ви­ди­мо, из­на­чаль­но она мыс­ли­ла этот мо­на­стырь ме­стом сво­е­го бу­ду­ще­го ино­че­ства. Од­но­вре­мен­но она стро­и­ла несколь­ко хра­мов и мо­на­сты­рей в Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском. Од­на­ко не толь­ко о стро­и­тель­стве хра­мов ду­ма­ла кня­ги­ня Ев­до­кия: ее глав­ной со­кро­вен­ной це­лью по­сле смер­ти су­пру­га ста­ло устро­е­ние внут­рен­не­го мо­на­шест­ва, со­зи­да­ние хра­ма в соб­ствен­ном серд­це. Кня­ги­ня Ев­до­кия ста­ла ве­сти тай­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. По пыш­ным одеж­дам, в ко­то­рых свя­тая кня­ги­ня яв­ля­лась пе­ред людь­ми, нель­зя бы­ло до­га­дать­ся о том, что она из­ну­ря­ла се­бя по­стом, бде­ни­ем, тя­же­лы­ми ве­ри­га­ми. При­шлось ей пре­тер­петь и че­ло­ве­че­скую кле­ве­ту.
Свя­тая кня­ги­ня по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны му­жа воз­дер­жи­ва­лась от непо­сред­ствен­но­го уча­стия в го­судар­ствен­ных де­лах, но все же имен­но с ее со­ве­том свя­за­но пе­ре­не­се­ние из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вы­зван­ное на­ше­стви­ем на Моск­ву ха­на Та­мер­ла­на. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца отоз­ва­лась на все­на­род­ную моль­бу. В день сре­те­ния ико­ны в Москве (26 ав­гу­ста 1395 го­да) Та­мер­ла­ну бы­ло гроз­ное ви­де­ние во сне Све­то­нос­ной Же­ны; устра­шен­ный за­во­е­ва­тель от­сту­пил от Моск­вы. В 1407 го­ду, по­сле ви­де­ния ей Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, пред­воз­ве­стив­ше­го ско­рую кон­чи­ну, кня­ги­ня Ев­до­кия, «яв­ле­ни­ем Ан­гель­ским от все­го зем­но­го от­ре­шен­ная» (см. ака­фист), ре­ши­ла оста­вить ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем и при­нять мо­на­ше­ство, к ко­то­ро­му она шла всю свою жизнь. По ее ука­за­нию был на­пи­сан об­раз Ар­хан­ге­ла и по­ме­щен в кремлев­ском хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При пе­ре­хо­де в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь кня­ги­ня Ев­до­кия ис­це­ли­ла слеп­ца, ко­то­рый про­зрел, оте­рев гла­за кра­ем ее одеж­ды, так­же от раз­лич­ных неду­гов во вре­мя это­го ее ше­ствия ис­це­ли­лось 30 че­ло­век. В оби­те­ли кня­ги­ня при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния. Кро­ме сми­рен­но­го несе­ния ино­че­ских по­дви­гов, тай­ных для лю­дей, но ве­до­мых Бо­гу, свя­тая кня­ги­ня за­ло­жи­ла в мо­на­сты­ре но­вую имен­ную цер­ковь Воз­не­се­ния. В ино­че­стве свя­тая Ев­фро­си­ния про­жи­ла несколь­ко ме­ся­цев: 7 июля 1407 го­да мир­но пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду. Те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном ею Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре.
Свя­тость пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии удо­сто­ве­ре­на чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей, со­вер­шав­ши­ми­ся на ее гроб­ни­це в те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий. Мно­го раз ви­де­ли, что у гро­ба свя­той Ев­фро­си­нии са­ма воз­го­ра­лась све­ча. И в XIX ве­ке здесь со­вер­ши­лось несколь­ко чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Так, в 1869 го­ду, при­ло­жив­шись к гроб­ни­це с мо­ща­ми пре­по­доб­ной, ис­це­лил­ся одер­жи­мый от­рок. В 1870 го­ду пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния яви­лась во сне па­ра­ли­зо­ван­ной де­ви­це и вер­ну­ла ей здо­ро­вье. Неиз­ле­чи­мо боль­ной был воз­вра­щен к жиз­ни через воз­ло­же­ние на него пе­ле­ны с гроб­ни­цы свя­той Ев­фро­си­нии. Ее ду­хов­ный по­двиг сви­де­тель­ству­ет о том, что ни бо­гат­ство, ни вы­со­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, ни се­мей­ные узы не мо­гут быть непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для стя­жа­ния бла­го­да­ти Бо­жи­ей и свя­то­сти.
Па­мять пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии со­вер­ша­ет­ся 17/30 мая и 7/20 июля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosinija-v-miru-evdokija-moskovskaja

☦️
Священномученик Павел Чернышев, пресвитер.
Отец Па­вел Чер­ны­шев ро­дил­ся в 1861 го­ду. Про­слу­жил свя­щен­ни­ком в по­сел­ке Но­во-Ут­кин­ский за­вод Перм­ской гу­бер­нии 28 лет. За свое бес­ко­ры­стие он был лю­бим и ува­жа­ем при­хо­жа­на­ми. В июле 1918 го­да под пред­ло­гом мо­би­ли­за­ции на окоп­ные ра­бо­ты от­ца Пав­ла с сы­ном и с при­хо­жа­на­ми церк­ви увез­ли из род­но­го се­ла в на­прав­ле­нии се­ла Ара­миль. Дей­стви­тель­но, непо­да­ле­ку от Ара­ми­ля при­хо­жан и свя­щен­ни­ка за­ста­ви­ли ко­пать яму, по­сле че­го в них ста­ли стре­лять. От­ца Пав­ла уби­ли сра­зу вы­стре­лом в спи­ну. На­по­вал бы­ли уби­ты еще чет­ве­ро, а осталь­ные бро­си­лись бе­жать, неко­то­рых крас­но­ар­мей­цы до­гна­ли и до­би­ли шты­ка­ми и при­кла­да­ми. Дво­им, в том чис­ле сы­ну свя­щен­но­му­че­ни­ка Пав­ла Чер­ны­ше­ва, уда­лось убе­жать.

☦️
Обре́тение мощей прп. Гера́сима Болдинского (2001).

Пре­по­доб­ный был по­хо­ро­нен в Тро­иц­ком со­бо­ре Бол­дин­ско­го мо­на­сты­ря, в при­де­ле во имя свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Из до­шед­ших до нас пись­мен­ных ис­точ­ни­ков из­вест­но, что свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го по­чи­ва­ли под спу­дом, так что да­же при со­ору­же­нии но­во­го со­бо­ра на ме­сте преж­не­го за­хо­ро­не­ние не по­тре­во­жи­ли, ор­га­нич­но вклю­чив в про­стран­ство юж­но­го при­де­ла.
В мае 1921 го­да (со­глас­но сви­де­тель­ству, за­пи­сан­но­му в 1971 го­ду со слов участ­ни­ка со­бы­тий Ти­та Пет­ро­ви­ча Но­ви­ко­ва) ко­мис­си­ей по лик­ви­да­ции мо­щей бы­ло про­из­ве­де­но вскры­тие за­хо­ро­не­ния. С глу­би­ны око­ло од­но­го мет­ра из­влек­ли бе­ло­ка­мен­ный сар­ко­фаг и долб­ле­ную ко­ло­ду, в ко­то­рых, по мне­нию ко­мис­сии, на­хо­ди­лись остан­ки пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма и его уче­ни­ка Яко­ва Ан­дре­еви­ча Сал­ты­ко­ва, ко­то­рый, со­глас­но тек­сту жи­тия пре­по­доб­но­го, был по­гре­бен вбли­зи свя­то­го.
Сар­ко­фаг был уве­зен в Смо­ленск, а остан­ки пе­ре­ло­жи­ли в два но­вых гро­ба и за­хо­ро­ни­ли на клад­би­ще вне стен мо­на­сты­ря. Од­на­ко су­ще­ство­ва­ли со­мне­ния в том, что при вскры­тии ра­ки, на­хо­див­шей­ся все­го в од­ном мет­ре от уров­ня по­ла на­ча­ла ХХ ве­ка, бы­ло по­тре­во­же­но под­лин­ное ме­сто упо­ко­е­ния пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма. Воз­мож­но, имен­но по­это­му и не по­чи­та­лось ве­ру­ю­щи­ми ме­сто но­во­го за­хо­ро­не­ния остан­ков, из­вле­чен­ных ко­мис­си­ей в 1921 го­ду.
При раз­бор­ке ру­ин Тро­иц­ко­го со­бо­ра, взо­рван­но­го фа­шист­ски­ми ок­ку­пан­та­ми в 1943 го­ду, ста­ло яс­но, что юж­ный при­дел со­бо­ра за­кла­ды­вал­ся в кон­це XVI ве­ка на по­ло­гом склоне хол­ма, спус­кав­шем­ся от ме­ста, где сто­ял бо­лее древ­ний со­бор, к ре­ке Бол­дин­ке. Чтобы пол в юж­ном при­де­ле ока­зал­ся на од­ном уровне с по­лом все­го со­бо­ра, стро­и­те­лям при­шлось до­сы­пать грунт. Это до­ка­зы­ва­ло, что да­же в XVI ве­ке за­хо­ро­не­ние пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма на­хо­ди­лось на глу­бине го­раз­до боль­шей, неже­ли один метр. К то­му же во вре­мя рас­ко­пок, на­ча­тых в мае 2001 го­да, бы­ло уста­нов­ле­но, что в хо­де ре­монт­ных ра­бот со­бор был под­нят на 85 см от пер­во­на­чаль­но­го уров­ня. Вна­ча­ле рас­коп­ки про­во­ди­лись си­ла­ми на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря. В юж­ном при­де­ле при­шлось снять по­лу­то­ра­мет­ро­вый слой зем­ли, преж­де чем был вы­яв­лен уро­вень кон­ца XVI ве­ка (вре­мя на­ча­ла стро­и­тель­ства Тро­иц­ко­го со­бо­ра).
Ор­га­ни­за­ци­ей рас­ко­пок в бо­лее древ­них сло­ях за­ни­ма­лись за­ве­ду­ю­щая от­де­лом ар­хео­ло­гии му­зеев Мос­ков­ско­го Крем­ля Та­тья­на Дмит­ри­ев­на Па­но­ва и ху­дож­ник-ре­став­ра­тор по тка­ням и ко­же На­та­лья Пет­ров­на Си­ни­цы­на. При сня­тии на­сып­но­го грун­та в ме­сте, где рань­ше сто­я­ла ра­ка пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма, бы­ли об­на­ру­же­ны кон­ту­ры мо­гиль­ной ямы.
Вскры­тие мо­гиль­ной ямы бы­ло на­ча­то 17 июля 2001 го­да. Ана­лиз из­вле­ка­е­мо­го грун­та по­ка­зал, что за­хо­ро­не­ние пре­бы­ва­ло нетро­ну­тым. На глу­бине бо­лее 3 мет­ров от уров­ня по­ла на­ча­ла ХХ ве­ка от­кры­лись все­чест­ные остан­ки пре­по­доб­но­го Ге­ра­си­ма Бол­дин­ско­го.
Под­лин­ность их не вы­зы­ва­ет со­мне­ний: за­хо­ро­не­ние вы­пол­не­но в мо­на­стыр­ской тра­ди­ции, в мо­гиль­ной за­сып­ке най­де­на ке­ра­ми­ка XVI ве­ка, об­на­ру­же­ны и остат­ки гро­ба в ви­де тле­на. Гроб пред­став­лял из се­бя де­ре­вян­ную ко­ло­ду, вы­долб­лен­ную из цель­но­го ство­ла де­ре­ва. Кон­фи­гу­ра­ция гро­ба, с суже­ни­ем в из­но­жье, так­же ха­рак­тер­на для то­го вре­ме­ни. Кро­ме то­го, в за­хо­ро­не­нии бы­ла най­де­на ко­жа­ная обувь. Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим, как из­вест­но, был ко­же­швец и, ве­ро­ят­но, эта обувь бы­ла вы­та­ча­на его ру­ка­ми.
Мо­щи бы­ли из­вле­че­ны и по­ме­ще­ны в тра­пез­ном Вве­ден­ском хра­ме в спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ном гро­бе. О со­вер­шив­шем­ся чу­дес­ном об­ре­те­нии мо­щей угод­ни­ка Бо­жия бы­ло со­об­ще­но пра­вя­ще­му ар­хи­ерею епар­хии мит­ро­по­ли­ту Смо­лен­ско­му и Ка­ли­нин­град­ско­му Ки­рил­лу.
«Ве­рим, что в этом чу­дес­ном со­бы­тии да­ру­ет­ся всем нам знак Бо­жия бла­го­во­ле­ния, дабы воз­рож­да­лась в на­ро­де на­шем ве­ра и бла­го­че­стие, а через эти доб­ро­де­те­ли ме­ня­лась и са­мая жизнь, на­пол­ня­ясь све­том Бо­жи­ей Прав­ды, ми­ром, по­ко­ем и про­цве­та­ни­ем», – го­во­рит­ся в от­вет­ном пись­ме Вла­ды­ки.
Мит­ро­по­лит Ки­рилл бла­го­сло­вил день 20 июля, ко­гда бы­ли да­ны офи­ци­аль­ные за­клю­че­ния по по­во­ду при­над­леж­но­сти най­ден­ных остан­ков пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му, счи­тать да­той об­ре­те­ния его все­чест­ных мо­щей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-boldinskij

☦️
Икона Богородицы Влахернская.
Влахерн­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ре­те­на в Иеру­са­ли­ме им­пе­ра­три­цей Ев­до­ки­ей во вре­ме­на свя­ти­те­ля Юве­на­лия, Пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го (па­мять 2 июля), и пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Свя­тая ико­на бы­ла по­сла­на в Кон­стан­ти­но­поль, где им­пе­ра­три­ца Пульхе­рия по­ста­ви­ла ее в церк­ви Влахерн­ской, там же хра­ни­лась чест­ная ри­за Бо­го­ро­ди­цы (празд­но­ва­ние 2 июля).
Эту свя­тую ико­ну на­зы­ва­ют еще Оди­гит­ри­ей, то есть Пу­те­во­ди­тель­ни­цей. Имен­но с этой ико­ной Пат­ри­арх Сер­гий (610–631) об­хо­дил в 626 го­ду сте­ны Кон­стан­ти­но­по­ля с мо­леб­на­ми при оса­де сто­ли­цы ава­ра­ми[1]. В па­мять этой и дру­гих по­бед, одер­жан­ных бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы, бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­но в суб­бо­ту пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­шать празд­ник По­хва­лы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це («Суб­бо­та Ака­фи­ста»). Пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось толь­ко во Влахерн­ском хра­ме в Кон­стан­ти­но­по­ле. В IХ ве­ке празд­ник был вне­сен в устав мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и в Сту­дий­ский устав, а за­тем вклю­чен в Пост­ную Три­одь и сде­лал­ся об­щим для всей Пра­во­слав­ной Церк­ви.
По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля в 1453 го­ду, Влахерн­ская ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на на Афон, а в 1654 го­ду при­сла­на афон­ски­ми ино­ка­ми в дар ца­рю Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу в Моск­ву, где бы­ла по­ме­ще­на в Успен­ский со­бор.
Чу­до­твор­ная ико­на сде­ла­на из вос­ко­вой ма­сти­ки и ши­ро­ко по­чи­та­ет­ся сре­ди пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих. В настоящее время Влахернская икона находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vlahernskaja


Жития
Писание