⏳ 2022.07.01 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пятидесятнице (глас 1й)
• пятница (воспоминание распятия)
• Апостольский пост

☀️ неподвижный годовой круг:
1 июля (18 июня)
• мчч. Леонтия, Ипа́тия, Феоду́ла (70–79)
• прп. Леонтия Печерского (XIV)
• сщмчч. Василия (Смирнова), Александра (Крутицкого), Василия (Крылова), Сергия (Кроткова), прмч. Никано́ра (Морозкина) (1938)
• обретение мощей свт. Виктора (Островидова) Глазовского (1997)
• икон Божией Матери: Боголюбская (1157), Боголюбская (Зимаровская) (XIII), Боголюбская (Московская) (1157), «У Источника» Пюхтицкая (1946)


☦️
Мученики Лео́нтий, Ипа́тий и Феоду́л.
Свя­тые му­че­ни­ки Леон­тий, Ипа­тий и Фе­о­дул бы­ли рим­ски­ми во­и­на­ми. Свя­той му­че­ник Леон­тий, грек по про­ис­хож­де­нию, в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на (70–79) слу­жил во­е­на­чаль­ни­ком в им­пе­ра­тор­ских вой­сках в фини­кий­ском го­ро­де Три­по­ли. Хри­сти­а­нин Леон­тий от­ли­чал­ся храб­ро­стью и бла­го­ра­зу­ми­ем, к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем от­но­си­лись во­и­ны и граж­дане Три­по­ли за его доб­ро­де­те­ли.
Им­пе­ра­тор на­зна­чил рим­ско­го се­на­то­ра Адри­а­на пра­ви­те­лем Фини­кий­ской об­ла­сти с пол­но­мо­чи­я­ми пре­сле­до­вать хри­сти­ан и в слу­чае от­ка­за при­не­сти жерт­вы рим­ским бо­же­ствам пре­да­вать их му­че­нию и смер­ти. По до­ро­ге в Фини­кию Адри­а­ну до­нес­ли, что свя­той Леон­тий от­вра­тил мно­гих от по­кло­не­ния язы­че­ским бо­гам. Пра­ви­тель по­слал три­бу­на Ипа­тия с от­ря­дом во­и­нов в Три­по­ли, чтобы най­ти и за­дер­жать хри­сти­а­ни­на Леон­тия. По до­ро­ге три­бун Ипа­тий силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь при смер­ти, уви­дел во сне Ан­ге­ла, ко­то­рый ска­зал: «Ес­ли хо­чешь быть здо­ро­вым, воз­зо­ви три­жды вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми: „Бог Леон­тия, по­мо­ги мне“». От­крыв гла­за, Ипа­тий уви­дел Ан­ге­ла и ска­зал: «Я по­слан за­дер­жать Леон­тия, как же я при­зо­ву его Бо­га?» В это вре­мя Ан­гел стал неви­дим. Ипа­тий рас­ска­зал во­и­нам, в чис­ле ко­то­рых был и его друг Фе­о­дул, о сво­ем сне, все они вме­сте три­жды при­зва­ли на по­мощь Бо­га, Имя Ко­то­ро­го ис­по­ве­дал свя­той Леон­тий. Ипа­тий сра­зу ис­це­лил­ся ко все­об­щей ра­до­сти во­и­нов, и толь­ко Фе­о­дул си­дел в сто­роне, раз­мыш­ляя о чу­де. Ду­ша его про­ник­лась лю­бо­вью к Бо­гу, и он уго­во­рил Ипа­тия немед­лен­но пой­ти вдво­ем в го­род на по­ис­ки свя­то­го Леон­тия.
При вхо­де в го­род их встре­тил неиз­вест­ный че­ло­век и при­гла­сил к се­бе в дом, где щед­ро уго­стил пут­ни­ков. Узнав, что го­сте­при­им­ный хо­зя­ин и есть свя­той Леон­тий, они упа­ли на ко­ле­ни и про­си­ли его про­све­тить их ве­рой в Ис­тин­но­го Бо­га. Здесь же со­вер­ши­лось Кре­ще­ние, а ко­гда свя­той Леон­тий про­из­нес над ни­ми мо­лит­вен­ное при­зы­ва­ние во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы, но­во­кре­ще­ных осе­ни­ло свет­лое об­ла­ко и про­лил­ся бла­го­дат­ный дождь. Осталь­ные во­и­ны в по­ис­ках сво­е­го на­чаль­ни­ка при­шли в Три­по­ли, ку­да при­был и пра­ви­тель Адри­ан. Узнав о про­ис­шед­шем, он при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­то­го Леон­тия, три­бу­на Ипа­тия и Фе­о­ду­ла и, угро­жая им му­че­ни­я­ми и смер­тью, по­тре­бо­вал от­ре­че­ния от Хри­ста и жерт­во­при­но­ше­ния рим­ским бо­гам. Все му­че­ни­ки твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста. Свя­то­го Ипа­тия под­ве­си­ли на стол­пе и стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми, а свя­то­го Фе­о­ду­ла бес­по­щад­но би­ли пал­ка­ми. Ви­дя непо­ко­ле­би­мость му­че­ни­ков, им от­ру­би­ли го­ло­вы ме­чом. Свя­то­го Леон­тия по­сле ис­тя­за­ний от­пра­ви­ли в тем­ни­цу. Утром он пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем. Адри­ан пы­тал­ся пре­льстить свя­то­го ис­по­вед­ни­ка по­че­стя­ми и на­гра­да­ми и, ни­че­го не до­стиг­нув, пре­дал ис­тя­за­ни­ям: свя­той му­че­ник це­лый день ви­сел вниз го­ло­вой на стол­пе с тя­же­лым кам­нем на шее, но ни­что не мог­ло за­ста­вить его от­речь­ся от Хри­ста. Пра­ви­тель при­ка­зал бить пал­ка­ми стра­даль­ца до тех пор, по­ка он не умрет. Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Леон­тия вы­бро­си­ли за го­род, но хри­сти­ане с че­стью пре­да­ли его по­гре­бе­нию вбли­зи Три­по­ли. Кон­чи­на свя­тых му­че­ни­ков по­сле­до­ва­ла око­ло 70–79 гг.
До­прос свя­то­го Леон­тия, его стра­да­ния и смерть за­пи­сал на оло­вян­ных до­щеч­ках при­сут­ство­вав­ший на су­де пи­сец (ком­мен­та­ри­сий). Эти до­щеч­ки бы­ли по­ло­же­ны в гроб свя­то­го му­че­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/520

☦️
Преподобный Лео́нтий Печерский, канонарх.
Пре­по­доб­ный Леон­тий, ка­но­нарх Пе­чер­ский, с юных лет по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где при­нял по­стриг. Он об­ла­дал пре­крас­ным го­ло­сом и, ко­гда обу­чил­ся гра­мо­те, ис­пол­нял по­слу­ша­ние ка­но­нар­ха. Пре­по­доб­ный Леон­тий пре­ста­вил­ся мо­ло­дым в XIV ве­ке и за са­мо­от­вер­жен­ный по­двиг спа­се­ния про­слав­лен Гос­по­дом бла­го­дат­ным да­ром чу­до­тво­ре­ний. Мо­щи свя­то­го по­движ­ни­ка на­хо­дят­ся в Даль­них пе­ще­рах, па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста, в Со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых.

☦️
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 29 мар­та 1870 го­да в се­ле Ка­зан­ском Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла Смир­но­ва. В 1890 го­ду Ва­си­лий окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен учи­те­лем в Спас­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу гра­фа Ор­ло­ва-Да­вы­до­ва в Брон­ниц­ком уез­де.
С 1892 го­да Ва­си­лий стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Ни­ко­ло-За­яиц­ком хра­ме в Москве. Со дня ос­но­ва­ния 1 ок­тяб­ря 1901 го­да Ни­ко­ло-За­яиц­кой цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы он пре­по­да­вал в ней За­кон Бо­жий, од­новре­мен­но он был за­ко­но­учи­те­лем в несколь­ких цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах, при­чем в боль­шин­стве из них пре­по­да­вал бес­плат­но. 11 мар­та 1907 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 28 де­каб­ря 1914 го­да – во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. 21 мая 1921 го­да отец Ва­си­лий был на­граж­ден ка­ми­лав­кой, 11 мая 1924 го­да – на­перс­ным кре­стом, 25 мар­та 1927 го­да – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1929 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ло-За­яиц­ко­го хра­ма и слу­жил в нем до его за­кры­тия в 1933 го­ду. С 1933 го­да и до аре­ста он слу­жил в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» в се­ле Зна­мен­ском Кун­цев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден мит­рой.
16 мар­та 1938 го­да со­сед­ка свя­щен­ни­ка по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ка НКВД да­ла про­тив него по­ка­за­ния, ска­зав, что тот со­вер­шал тре­бы у се­бя на квар­ти­ре, а так­же го­во­рил, что со­вет­ская власть устра­и­ва­ет го­не­ние на ре­ли­гию и аре­сто­вы­ва­ет пра­во­слав­ных, и убеж­дал жен­щин, со­брав­ших­ся у него на квар­ти­ре, что нуж­но дер­жать­ся ве­ры в Бо­га, что со­вет­ская власть про­су­ще­ство­вать дол­го не мо­жет, так как боль­ше­ви­ки на­силь­ствен­но взя­ли власть.
21 мар­та за­ме­сти­тель на­чаль­ни­ка Мос­ков­ско­го управ­ле­ния НКВД май­ор Се­ме­нов под­пи­сал справ­ку на арест свя­щен­ни­ка. На сле­ду­ю­щий день отец Ва­си­лий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. И сра­зу же на­ча­лись до­про­сы. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка, при­хо­ди­ли ли к нему ли­ца из об­ще­ствен­но­сти для под­пис­ки на го­судар­ствен­ный за­ем. Отец Ва­си­лий от­ве­тил, что при­хо­ди­ли, но из-за тя­же­ло­го ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния он ни­ко­гда на за­ем не под­пи­сы­вал­ся. Сле­до­ва­тель спро­сил, прав­да ли что он го­во­рил: «Га­зе­ты пи­шут, что все­го мно­го, – все это вра­нье, мно­го толь­ко для ком­му­ни­стов, а ра­бо­чие це­лый день сто­ят в оче­ре­дях, а как опоз­дал, так уволь­ня­ют»? Свя­щен­ник от­ве­тил, что, дей­стви­тель­но, он го­во­рил, что рань­ше, в ста­рое вре­мя, луч­ше жи­лось, «ни­ка­ких оче­ре­дей не бы­ло, а те­перь при со­вет­ской вла­сти вез­де и всю­ду со­зда­ют­ся оче­ре­ди и ра­бо­че­му труд­но до­стать для се­бя про­дук­тов, а боль­ше­ви­ки толь­ко го­во­рят – все­го мно­го, а на са­мом де­ле ни­че­го нет».
10 мая сле­до­ва­тель про­вел оч­ную став­ку меж­ду от­цом Ва­си­ли­ем и лже­сви­де­те­лем, ко­то­ро­го свя­щен­ник по­чти не знал, о чем и за­явил сле­до­ва­те­лю и ска­зал: «За­пи­сан­ные фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и по­ка­за­ния на оч­ной став­ке… пол­но­стью опро­вер­гаю и се­бя ви­нов­ным… не при­знаю».
7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ва­си­лий Смир­нов был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Крутицкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1898 го­ду в се­ле Сал­ты­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Сер­гея Мат­ве­е­ви­ча Кру­тиц­ко­го; мать умер­ла, ко­гда Алек­сандр был мла­ден­цем, отец – ко­гда Алек­сан­дру ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет, и его при­ня­ла на вос­пи­та­ние сест­ра от­ца, Ели­за­ве­та Мат­ве­ев­на, его крест­ная мать. Окон­чив Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, Алек­сандр по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее из-за ма­те­ри­аль­ных труд­но­стей и на­сту­пив­шей ре­во­лю­ции не успел и в 1917 го­ду стал слу­жить пса­лом­щи­ком на ме­сте по­чив­ше­го от­ца в Успен­ской церк­ви в се­ле Сал­ты­ко­во. По со­ве­ту сво­ей крест­ной ма­те­ри Алек­сандр же­нил­ся на уро­жен­ке се­ла Об­раз­цо­во Щел­ков­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да де­ви­це Пе­ла­гии Цы­га­но­вой. Она бы­ла из мно­го­дет­ной кре­стьян­ской се­мьи, бы­ла при­уче­на к тя­же­ло­му кре­стьян­ско­му тру­ду, тре­бо­вав­ше­му физи­че­ской си­лы, твер­до­сти ха­рак­те­ра и нрав­ствен­ной устой­чи­во­сти; до кон­ца жиз­ни Пе­ла­гия слу­жи­ла Гос­по­ду пе­ни­ем в цер­ков­ном хо­ре; у них ро­ди­лось трое де­тей, два сы­на и дочь.
В 1917 го­ду Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­зна­чен слу­жить в храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ло Об­раз­цо­во на ва­кант­ное ме­сто пса­лом­щи­ка. В 1929 го­ду он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в сры­ве сель­ско­хо­зяй­ствен­ных за­го­то­вок, но су­дом был оправ­дан и осво­бож­ден. Несмот­ря на всё уси­ли­ва­ю­щи­е­ся го­не­ния, кон­ца ко­то­рым не бы­ло вид­но, отец Алек­сандр ре­шил свою жизнь все­це­ло по­свя­тить слу­же­нию Бо­гу и Церк­ви; он по­дал пра­вя­ще­му ар­хи­ерею со­от­вет­ству­ю­щее про­ше­ние и в 1933 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви в се­ле Хо­му­то­во. При­хо­жане по­лю­би­ли его за крот­кий нрав и бес­ко­ры­стие. В се­ле жи­ли три вдо­вы, по­те­ряв­шие му­жей в Первую ми­ро­вую вой­ну. Свя­щен­ник все­гда им по­мо­гал и преж­де, чем вспа­хать зем­лю се­бе, па­хал и за­се­вал им.
От­ца Алек­сандра аре­сто­ва­ли во вто­ром ча­су но­чи 3 мар­та 1938 го­да. Он был к аре­сту го­тов и вос­при­нял го­то­вя­щий­ся ему жре­бий спо­кой­но. При обыс­ке за­бра­ли не толь­ко кни­ги, но и те ве­щи, ко­то­рые, с точ­ки зре­ния со­труд­ни­ков НКВД, пред­став­ля­ли хоть неболь­шую ма­те­ри­аль­ную цен­ность: у же­ны свя­щен­ни­ка, Пе­ла­гии, од­ну серь­гу из уха вы­ну­ли, а дру­гую – вы­рва­ли.
Сна­ча­ла от­ца Алек­сандра по­ме­сти­ли в ка­ме­ре пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния в го­ро­де Щел­ко­во, а за­тем – в тюрь­ме в Москве. 5 мар­та ему бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние, что он, «бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен, сре­ди окру­жа­ю­щих про­во­дит контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность». Озна­ко­мив­шись с тек­стом об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния, отец Алек­сандр от­ка­зал­ся под ним под­пи­сы­вать­ся, за­явив, что с ним не со­гла­сен.
– В ка­ком го­ду вы бы­ли ли­ше­ны из­би­ра­тель­ных прав? – спро­сил его по­сле это­го сле­до­ва­тель.
– В 1918 го­ду, и не вос­ста­нов­лен в них и до­ныне, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Бы­ло ли ва­ше хо­зяй­ство рас­ку­ла­че­но?
– Нет. Мое хо­зяй­ство рас­ку­ла­че­но не бы­ло.
– Под­вер­гал­ся ли кто из ва­ших род­ствен­ни­ков ре­прес­си­ям со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти?
– Ни­кто не под­вер­гал­ся.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми о том, что вы за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью. При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы и след­ствие бы­ли окон­че­ны.
14 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сандр Кру­тиц­кий был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Васи́лий Крылов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1899 го­ду в се­ле Ас­са­у­ро­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Кры­ло­ва. В 1918 го­ду Ва­си­лий окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию в ре­зерв­ный полк го­ро­да Моск­вы.
В 1922 го­ду он был де­мо­би­ли­зо­ван, вер­нул­ся до­мой и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Пре­об­ра­жен­ской церк­ви се­ла Спас-Кор­ко­ди­но Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии На­та­лии. В том же го­ду епи­скоп Клин­ский Ин­но­кен­тий (Ле­тя­ев) ру­ко­по­ло­жил Ва­си­лия во диа­ко­на к Пре­об­ра­жен­ской церк­ви се­ла Спас-Кор­ко­ди­но.
В 1925 го­ду епи­скоп Клин­ский Гав­ри­ил (Крас­нов­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви, где он и про­слу­жил до ее за­кры­тия в 1930 го­ду. По­сле за­кры­тия хра­ма отец Ва­си­лий устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем и сче­то­во­дом в сов­хо­зе «Ди­на­мо» Клин­ско­го рай­о­на. Но, по­сколь­ку он не скры­вал, что он свя­щен­ник, ру­ко­вод­ство сов­хо­за уво­ли­ло его. В 1933 го­ду свя­щен­но­на­ча­лие на­пра­ви­ло его слу­жить в храм в се­ле По­кров­ский По­гост Кон­стан­ти­нов­ско­го рай­о­на. Через че­ты­ре го­да этот храм был вла­стя­ми за­крыт, и от­ца Ва­си­лия пе­ре­ве­ли в Воз­не­сен­скую цер­ковь в се­ло Сур­ми­но Дмит­ров­ско­го рай­о­на, а через пол­го­да, ко­гда и здесь храм был за­крыт, – в По­кров­скую цер­ковь се­ла Ан­дре­ев­ско­го Дмит­ров­ско­го рай­о­на. При­хо­жане вспо­ми­на­ли от­ца Ва­си­лия как доб­ро­го, ти­хо­го и скром­но­го пас­ты­ря.
13 ап­ре­ля 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Дмит­ро­ве. На до­про­сах отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал. 14 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Кры­лов был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Се́ргий Кротков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Под­лес­ная Сло­бо­да За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Крот­ко­ва. Отец умер, ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось три го­да, и с это­го вре­ме­ни Сер­гей стал жить у род­ствен­ни­ков. Они бы­ли людь­ми со­сто­я­тель­ны­ми, но вос­по­ми­на­ния о го­дах, про­ве­ден­ных у них, оста­лись у него тя­же­лы­ми и без­ра­дост­ны­ми. Как си­ро­та, Сер­гей был от­дан в Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию для обу­че­ния на ка­зен­ный счет. По окон­ча­нии се­ми­на­рии он был опре­де­лен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. Же­нив­шись на де­ви­це Ма­рии, до­че­ри про­то­и­е­рея Пал­ла­дия Афа­на­сье­ви­ча Ор­ло­ва, слу­жив­ше­го в се­ле Лу­хо­ви­чи Ря­зан­ской гу­бер­нии, он был на­зна­чен на его ме­сто и в 1903 го­ду ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.
Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, отец Сер­гий был на­прав­лен свя­щен­ни­ком в 139-й Мор­шан­ский полк, во­е­вав­ший на Ав­стрий­ском фрон­те. За без­упреч­ное пас­тыр­ское слу­же­ние во вре­мя во­ен­ных дей­ствий отец Сер­гий был на­граж­ден ор­де­ном свя­той Ан­ны 3-й сте­пе­ни, Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Пол­ко­вым свя­щен­ни­ком он про­слу­жил до боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та в 1917 го­ду и лишь по­сле то­го, как полк был рас­фор­ми­ро­ван, уехал в Во­ро­неж­скую гу­бер­нию, где по­лу­чил ме­сто на­сто­я­те­ля в хра­ме в се­ле Ва­луй­чик Би­рю­чен­ско­го уез­да. Пе­ред отъ­ез­дом его с фрон­та епи­скоп Кре­ме­нец­кий Ди­о­ни­сий (Ва­ле­дин­ский) пред­ло­жил ему не воз­вра­щать­ся в Рос­сию, где в то вре­мя боль­ше­ви­ки при­шли к вла­сти, а по­се­лить­ся в Ев­ро­пе, но отец Сер­гий от­ка­зал­ся.
В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Сер­гий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ца­ре­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до 1930 го­да. Это бы­ло тя­же­лое вре­мя для пра­во­слав­ных, но свя­щен­ник был непо­ко­ле­бим в сво­ем пас­тыр­ском де­ла­нии, ко­то­рое в те вре­ме­на ста­ло ис­по­вед­ни­че­ством и тре­бо­ва­ло боль­шо­го лич­но­го му­же­ства и твер­дой ве­ры. При об­щей ма­те­ри­аль­ной ску­до­сти все­го на­ро­да, ду­хо­вен­ство бы­ло по­став­ле­но со­вет­ской вла­стью во­об­ще вне за­ко­на. Ему не вы­да­ва­ли кар­то­чек, чтобы ку­пить про­дук­ты и да­же дро­ва. В по­ис­ках дров отец Сер­гий хо­дил на ре­ку Та­ли­цу и, ны­ряя, бы­ва­ло, в ле­дя­ную осен­нюю во­ду, чтобы вы­ло­вить тя­же­лые мок­рые брев­на, го­во­рил: «Бла­го­дать-то, ка­кая!»
При­хо­жане лю­би­ли пас­ты­ря за бла­го­че­стие, за се­рьез­ное от­но­ше­ние к бо­го­слу­же­нию, ко­то­рое и всех при­сут­ству­ю­щих в хра­ме на­стра­и­ва­ло на мо­лит­вен­ный лад. Ко всем, и к ве­ру­ю­щим и к неве­ру­ю­щим, отец Сер­гий от­но­сил­ся ров­но, с хри­сти­ан­ской лю­бо­вью, при­вет­ли­во встре­чая каж­до­го при­хо­дя­ще­го к нему. По ме­ре сво­их неболь­ших воз­мож­но­стей он ста­рал­ся по­мочь нуж­да­ю­щим­ся, ино­гда от­да­вая свои по­след­ние день­ги. Кто не имел средств, с тех отец Сер­гий де­нег за тре­бы не брал.
Храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая был од­ним из са­мых по­се­ща­е­мых в окру­ге, здесь все­гда бы­ло мно­го мо­ля­щих­ся, что и по­слу­жи­ло при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния для от­ца Сер­гия непри­ят­но­стей. Непо­да­ле­ку, в се­ле На­гор­ном слу­жил свя­щен­ник Ни­ко­лай Ве­се­лов­ский; он, пре­сле­дуя ко­рыст­ные це­ли, ча­сто за­хо­дил к го­сте­при­им­но­му на­сто­я­те­лю и в кон­це кон­цов ре­шил за­нять его ме­сто. Ему уда­лось скло­нить на свою сто­ро­ну двух пев­чих из Ни­коль­ско­го хра­ма и с их по­мо­щью вы­хло­по­тать се­бе на­зна­че­ние в этот храм. Од­на­жды из ок­на сво­е­го до­ма отец Сер­гий уви­дел са­ни, в ко­то­рых ря­дом с ку­пе­лью си­дел отец Ни­ко­лай, по­лу­чив­ший на­зна­че­ние на его ме­сто.
В 1930 го­ду отец Сер­гий был на­зна­чен в храм По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ло По­кров­ское. Он с се­мьей остал­ся жить в сво­ем до­ме в се­ле Ца­ре­во, и до­би­рать­ся до но­во­го ме­ста слу­же­ния ему ста­ло крайне труд­но. Нуж­но бы­ло ехать по же­лез­ной до­ро­ге от Крас­но­ар­мей­ска до стан­ции Соф­ри­но, от Соф­ри­но до Моск­вы, от Моск­вы до стан­ции Ца­ри­цы­но, а за­тем уже пеш­ком до се­ла По­кров­ско­го. От Крас­но­ар­мей­ска до стан­ции Соф­ри­но в те го­ды хо­дил па­ро­воз с при­цеп­лен­ным к нему неболь­шим со­ста­вом из ма­лень­ких го­лу­бых ва­гон­чи­ков и та­ких же ма­лень­ких от­кры­тых плат­форм, на ко­то­рых и пе­ре­во­зи­ли пас­са­жи­ров. Отец Сер­гий вме­сте с дру­ги­ми устра­и­вал­ся на от­кры­той плат­фор­ме, при­жав к гру­ди спле­тен­ную из ка­мы­ша ста­рую сум­ку и на­хло­бу­чив шап­ку-ушан­ку, срок воз­мож­ной нос­ки ко­то­рой дав­ным-дав­но кон­чил­ся.
В По­кров­ском хра­ме отец Сер­гий про­слу­жил семь лет. Од­на из при­хо­жа­нок вспо­ми­на­ла о нем: «Мы зна­ли о ма­те­ри­аль­ных труд­но­стях ба­тюш­ки и ста­ра­лись ему по­мочь, пред­ла­га­ли день­ги, но ба­тюш­ка го­во­рил, что ему ни­че­го не нуж­но, а день­ги про­сил опу­стить в круж­ку, ви­ся­щую на стене. На ис­по­ве­ди хо­те­лось все ему рас­ска­зать, хо­тя он ни­ко­гда не на­ста­и­вал, чтобы мы бы­ли от­кро­вен­ны. Со­вер­шая тре­бы, он ни­ко­гда не тре­бо­вал де­нег и, ес­ли ви­дел, что че­ло­век крайне бе­ден, со­вер­шал тре­бы бес­плат­но. Так мы и оста­лись ему долж­ны за кре­сти­ны, вен­ча­ния и от­пе­ва­ния».
В кон­це 1937 го­да вла­сти ре­ши­ли храм По­кров­ский за­крыть. По рас­по­ря­же­нию сель­со­ве­та один из жи­те­лей се­ла стал бы­ло со­би­рать под­пи­си под за­яв­ле­ни­ем о за­кры­тии хра­ма, но ему не уда­лось это сде­лать. В кон­це фев­ра­ля 1938 го­да от­ца Сер­гия вы­зва­ли в НКВД и пре­ду­пре­ди­ли о го­то­вя­щем­ся за­кры­тии хра­ма, а так­же на­мек­ну­ли на то, что мо­гут аре­сто­вать и его. Он, од­на­ко, ре­шил ни­ку­да не бе­жать. «Что ж, – ска­зал он, при­дя до­мой, сво­им близ­ким, – при­хо­жане при­дут мо­лить­ся, а я ока­жусь де­зер­ти­ром, пре­дав­шим Бо­га и паст­ву».
От­слу­жив ли­тур­гию, 2 мар­та 1938 го­да, отец Сер­гий вы­шел из хра­ма; на ули­це его ожи­дал ка­зен­ный из­воз­чик, ко­то­рый от­вез свя­щен­ни­ка сна­ча­ла в мест­ное от­де­ле­ние НКВД, а за­тем в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вме­сте с офи­цер­ством вы­сту­па­ли про­тив крас­ных, – за­явил ему сле­до­ва­тель.
– Во вре­мя вос­ста­ния ге­не­ра­лов наш полк из Бес­са­ра­бии был дви­нут про­тив крас­ных войск под Пет­ро­град. Я был за ге­не­ра­лов, но сол­да­ты ско­ро оболь­ше­ви­зи­ро­ва­лись и про­тив крас­ных не по­шли. Полк рас­фор­ми­ро­ва­ли, и я уехал в Во­ро­неж­скую гу­бер­нию, – ска­зал отец Сер­гий.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы ак­тив­но ве­ли сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
– Вся моя контр­ре­во­лю­ция за­клю­ча­лась в цер­ков­ной служ­бе. В ре­ли­ги­оз­ной ве­ре я вос­пи­тан с ма­лых лет, ве­ра во­шла в мою плоть и кровь, и по­это­му я – про­тив­ник пар­тии и пра­ви­тель­ства и тех ме­ро­при­я­тий, ко­то­рые они про­во­дят. От­кры­то контр­ре­во­лю­ции сре­ди на­се­ле­ния я не вел, но недо­воль­ство свое со­вет­ской вла­стью я вы­ска­зы­вал сре­ди неко­то­рых ве­ру­ю­щих. Го­во­рил о тя­же­лой жиз­ни, о на­ло­гах, ко­то­рые на ме­ня и на дру­гих на­ла­га­ют. Дру­гой по­ли­ти­ки я не ка­сал­ся.
– В ка­кой вы церк­ви слу­жи­ли?
– Я слу­жил в По­кров­ской церк­ви в се­ле По­кров­ском, а жи­ву в Пуш­кин­ском рай­оне. На­ло­га­ми я не об­ла­гал­ся, де­кла­ра­ции в рай­он­ный финан­со­вый от­дел не по­да­вал, за что был оштра­фо­ван.
Штраф с ме­ня был взят в Пуш­кин­ском рай­он­ном финан­со­вом от­де­ле. В По­кров­ском хра­ме я слу­жил неле­галь­но, так как не был за­ре­ги­стри­ро­ван в рай­он­ном финан­со­вом от­де­ле. Так как я здесь не жил, то и пред­ло­жил за­ре­ги­стри­ро­вать­ся по ме­сту жи­тель­ства.
14 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Сер­гий Крот­ков был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученик Никано́р (Морозкин), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­ка­нор ро­дил­ся 13 мар­та 1870 го­да в се­ле Вы­же­лес Спас­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Мо­роз­ки­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ки­фо­ром. Впо­след­ствии его ро­ди­те­ли пе­ре­бра­лись жить в се­ло Сту­ден­ки Изюм­ско­го уез­да Харь­ков­ской гу­бер­нии, где отец стал ра­бо­тать бон­да­рем. В 1888 го­ду Ни­ки­фор на­все­гда по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и по­се­лил­ся в Орен­бур­ге, где сна­ча­ла пел в хра­ме на кли­ро­се, а за­тем стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка.
В 1899 го­ду Ни­ки­фор по­сту­пил в чис­ло бра­тии Ни­ко­ло-Пе­ре­р­вин­ско­го мо­на­сты­ря Мос­ков­ско­го уез­да. 25 но­яб­ря 1903 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем ему име­ни Ни­ка­нор, а 24 ян­ва­ря 1904 го­да – ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на.
29 сен­тяб­ря 1909 го­да на­сто­я­тель Ни­ко­ло-Пе­ре­р­вин­ско­го мо­на­сты­ря, хо­да­тай­ствуя пе­ред на­чаль­ством о ру­ко­по­ло­же­нии иеро­ди­а­ко­на Ни­ка­но­ра во иеро­мо­на­ха, пи­сал, что, про­жи­вая в мо­на­сты­ре, тот «от­ли­чал­ся все­гда сво­им при­мер­ным по­ве­де­ни­ем и усер­ди­ем в ис­пол­не­нии воз­ло­жен­ных на него обя­зан­но­стей». 5 ок­тяб­ря 1909 го­да в хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля в Москве епи­скоп Дмит­ров­ский Три­фон (Тур­ке­ста­нов) ру­ко­по­ло­жил его во иеро­мо­на­ха.
27 фев­ра­ля 1917 го­да иеро­мо­нах Ни­ка­нор был на­зна­чен ду­хов­ни­ком бра­тии. 24 ав­гу­ста 1920 го­да со­вет об­щи­ны при ча­совне Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Москве про­сил Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на­зна­чить иеро­мо­на­ха Ни­ка­но­ра за­ве­ду­ю­щим ча­сов­ней, как «до­стой­но­го во всех от­но­ше­ни­ях и для за­ня­тия этой важ­ной долж­но­сти».
В 1921 го­ду Ивер­ская ча­сов­ня бы­ла ограб­ле­на, во­ры про­ник­ли внутрь через кры­шу и по­хи­ти­ли укра­ше­ния с икон и неко­то­рые дру­гие цен­но­сти. Чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та и иеро­мо­нах Ни­ка­нор бы­ли об­ви­не­ны в ха­лат­но­сти и аре­сто­ва­ны, и про­ве­ли под след­стви­ем в тюрь­ме один­на­дцать ме­ся­цев. Од­на­ко суд оправ­дал всех об­ви­ня­е­мых, и они бы­ли осво­бож­де­ны. Отец Ни­ка­нор вер­нул­ся в Ни­ко­ло-Пе­ре­р­вин­ский мо­на­стырь и был на­зна­чен его на­сто­я­те­лем. В 1923 го­ду он был воз­ве­ден в сан игу­ме­на и 29 мар­та 1923 го­да на­зна­чен чле­ном Мос­ков­ско­го епар­хи­аль­но­го со­бра­ния, в том же го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
Отец Ни­ка­нор был аре­сто­ван во вре­мя оче­ред­ных го­не­ний на Цер­ковь – 2 фев­ра­ля 1932 го­да и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Пы­та­ясь най­ти вы­ход из нераз­ре­ши­мой ди­лем­мы, ко­гда со­вет­ская власть утвер­жда­ла пуб­лич­но, что она да­ет сво­бо­ду ис­по­ве­до­вать лю­бую ре­ли­гию и чуж­да ка­ким бы то ни бы­ло го­не­ни­ям на Цер­ковь, и в то же вре­мя бес­по­щад­но аре­сто­вы­ва­ла ду­хо­вен­ство, ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как с мо­ей сто­ро­ны ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не бы­ло. Я счи­таю се­бя обя­зан­ным ис­пол­нять сре­ди кре­стьян тре­бы, на ко­то­рые ме­ня при­гла­ша­ют, но в раз­го­во­ры с кре­стья­на­ми о по­ли­ти­ке ни­ко­гда не всту­пал. Лич­но я от­но­си­тель­но со­вет­ской вла­сти счи­таю, что со сто­ро­ны ее в от­но­ше­нии Церк­ви го­не­ния нет, но есть го­не­ние на ду­хо­вен­ство, ко­то­рое невин­но со­дер­жит­ся в тюрь­мах».
Сле­до­ва­тель спро­сил от­ца Ни­ка­но­ра, по­мо­га­ет ли он вы­слан­но­му ар­хи­манд­ри­ту Ни­ко­ло-Пе­ре­р­вин­ско­го мо­на­сты­ря, на что он от­ве­тил, что по­мощь то­му, дей­стви­тель­но, по­сы­ла­ет­ся ре­гу­ляр­но один раз в ме­сяц.
13 мар­та 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ка­но­ра к пя­ти го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был от­прав­лен в Ал­ма-Ату. 1 июля 1934 го­да он был, как ин­ва­лид, осво­бож­ден и вер­нул­ся в Моск­ву; но здесь ему жить не раз­ре­ши­ли, и он по­се­лил­ся в се­ле Спас-Оста­ше­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и стал слу­жить здесь в Спас­ской церк­ви.
Ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор был аре­сто­ван 26 мар­та 1938 го­да и пер­вое вре­мя со­дер­жал­ся в во­ло­ко­лам­ской тюрь­ме, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, ко­то­рую вы про­во­ди­ли сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской кле­ве­ты я ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал и ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил ар­хи­манд­рит.
– Вам за­чи­ты­ва­ют­ся вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей, ка­ко­вые ули­ча­ют вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Я еще раз под­твер­ждаю, что ни­ко­гда про­тив со­вет­ской вла­сти ни­че­го не го­во­рил и за­чи­тан­ные мне вы­держ­ки из по­ка­за­ний сви­де­те­лей счи­таю лож­ны­ми, – от­ве­тил отец Ни­ка­нор.
Бы­ли устро­е­ны оч­ные став­ки ар­хи­манд­ри­та со лже­сви­де­те­ля­ми; отец Ни­ка­нор ска­зал, что он все­це­ло был за­нят бо­го­слу­же­ни­ем и все вы­слу­шан­ные им по­ка­за­ния о его ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти счи­та­ет лож­ны­ми.
29 ап­ре­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и сле­до­ва­тель еще раз спро­сил от­ца Ни­ка­но­ра, при­зна­ет ли он се­бя ви­нов­ным в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, на что тот еще раз по­вто­рил, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет. 14 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ка­но­ра к рас­стре­лу. Ар­хи­манд­рит Ни­ка­нор (Мо­роз­кин) был рас­стре­лян 1 июля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Святитель Ви́ктор (Островидов), епископ Глазовский.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Вик­тор (день памяти 2 мая) ро­дил­ся 21 мая 1878 го­да в се­мье пса­лом­щи­ка Тро­иц­кой церк­ви се­ла Зо­ло­то­го Ка­мы­шин­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии Алек­сандра и его су­пру­ги Ан­ны Ост­ро­ви­до­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Кон­стан­ти­ном. В 1888 го­ду, ко­гда ему ис­пол­ни­лось де­сять лет, он был от­дан в при­го­то­ви­тель­ный класс Ка­мы­шин­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща и через год был при­нят в пер­вый класс. По окон­ча­нии в 1893 го­ду учи­ли­ща он по­сту­пил в Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и окон­чил ее по пер­во­му раз­ря­ду. В 1899 го­ду Кон­стан­тин по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Ему, как успеш­но вы­дер­жав­ше­му при­ем­ные эк­за­ме­ны, бы­ла предо­став­ле­на сти­пен­дия.
Уже в сту­ден­че­ские го­ды у него про­яви­лись яр­кие да­ро­ва­ния в об­ла­сти гу­ма­ни­тар­ных на­ук, ин­те­рес к оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти, фило­со­фии и пси­хо­ло­гии. Он стал од­ним из ак­тив­ней­ших де­я­те­лей и то­ва­ри­щем пред­се­да­те­ля сту­ден­че­ско­го фило­соф­ско­го круж­ка. По окон­ча­нии в 1903 го­ду ака­де­мии Кон­стан­тин Алек­сан­дро­вич был удо­сто­ен сте­пе­ни кан­ди­да­та бо­го­сло­вия с пра­вом пре­по­да­ва­ния в Ду­хов­ной се­ми­на­рии.
28 июня 1903 го­да епи­скоп Во­лын­ский и Жи­то­мир­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий) по­стриг его в ман­тию с име­нем Вик­тор; на дру­гой день он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а на сле­ду­ю­щий – во иеро­мо­на­ха и вско­ре на­зна­чен в го­род Хва­лынск на­сто­я­те­лем ор­га­ни­зу­е­мо­го в это вре­мя Свя­то-Тро­иц­ко­го по­дво­рья Са­ра­тов­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-ostrovidov-glazovskij

☦️
Икона Богородицы Боголюбская.
Бо­го­люб­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­на из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии, на­пи­са­на в XII ве­ке по прось­бе бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля) в па­мять о яв­ле­нии ему Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В 1155 го­ду бла­го­вер­ный князь Ан­дрей, пе­ре­се­ля­ясь из Вы­ш­го­ро­да в Суз­даль­скую зем­лю, взял с со­бой чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­пи­сан­ный еван­ге­ли­стом Лу­кою (впо­след­ствии эта ико­на по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской). В се­ми вер­стах от Вла­ди­ми­ра ло­ша­ди, вез­шие ки­от с чу­до­твор­ной ико­ной, оста­но­ви­лись и не мог­ли тро­нуть­ся с ме­ста. Бла­го­вер­ный князь Ан­дрей про­сил со­про­вож­дав­ше­го его свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри и дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред чти­мым об­ра­зом. За­тем он пе­ре­шел в по­ход­ный ша­тер, но не пре­кра­щал усерд­ной мо­лит­вы. В это вре­мя ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца со свит­ком в пра­вой ру­ке и по­ве­ле­ла бла­го­че­сти­во­му кня­зю об­раз Ее, при­не­сен­ный из Вы­ш­го­ро­да, по­ста­вить во Вла­ди­ми­ре, а на ме­сте Ее чу­дес­но­го яв­ле­ния по­стро­ить храм и свя­тую оби­тель. По­том Она мо­лит­вен­но под­ня­ла ру­ки к небу, при­ни­мая бла­го­сло­ве­ние Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый явил­ся в это вре­мя над зем­лей, бла­го­сло­вил Ее, и ви­де­ние ис­чез­ло.
Ис­пол­няя по­ве­ле­ние, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей за­ло­жил на ука­зан­ном ме­сте ка­мен­ную цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где об­ра­зо­вал­ся и мо­на­стырь. За­тем свя­той князь при­звал ис­кус­ных ико­но­пис­цев и про­сил изо­бра­зить Бо­жию Ма­терь так, как ви­дел Ее в яв­ле­нии: во весь рост со свит­ком в пра­вой ру­ке и ли­ком, об­ра­щен­ным к Спа­си­те­лю. Ко­гда стро­и­тель­ство церк­ви бы­ло за­вер­ше­но, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей пе­ре­нес в нее на­пи­сан­ный об­раз и уста­но­вил еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри 18 июня, ко­то­рое утвер­ди­лось в Рус­ской Церк­ви. Мо­на­стырь и го­род, об­ра­зо­вав­ший­ся во­круг оби­те­ли, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей на­звал Бо­го­лю­бо­вом, по­то­му что, по его сло­вам, «Бо­жия Ма­терь воз­лю­би­ла это ме­сто», а сам князь с тех пор стал име­но­вать­ся Бо­го­лю­би­вым или Бо­го­люб­ским. Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ная из Вы­ш­го­ро­да, впо­след­ствии бы­ла пе­ре­не­се­на из Бо­го­лю­бо­ва мо­на­сты­ря во Вла­ди­мир, в Успен­ский со­бор, а яв­лен­ная ико­на остав­ле­на в Бо­го­лю­бо­ве и на­зва­на Бо­го­люб­ской.
Об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской про­слав­лен неис­чис­ли­мы­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков яв­ляя бла­го­дат­ную по­мощь ве­ру­ю­ще­му рус­ско­му на­ро­ду. Сла­ва о чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, со­вер­шен­ных от ико­ны, по­буж­да­ла ве­ру­ю­щих лю­дей во мно­гих ме­стах Рос­сии об­ра­щать­ся к на­пи­са­нию ко­пий с чти­мо­го об­ра­за, ко­то­рые со вре­ме­нем по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и вос­при­ня­ли бла­го­дат­ную си­лу чу­до­тво­ре­ний.

Изображения:
https://azbyka.ru/days/ikona-bogoljubskaja

☦️
Икона Богородицы Боголюбская (Зимаровская).
Икона Богородицы Боголюбская (Зимаровская) на­зва­на ико­на по на­име­но­ва­нию се­ла Зи­ма­ро­во Ря­зан­ской об­ла­сти. Пред­став­ля­ет со­бой спи­сок (ко­пию) вла­ди­мир­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­ной из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии. Ико­на, по древ­не­му пре­да­нию, сто­я­ла на во­ро­тах го­ро­да Прон­ска. По­сле на­ше­ствия та­тар в XIII ве­ке ико­на бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той в ку­стах неда­ле­ко от го­ро­да. При при­став­ле­нии од­ной по­ло­ви­ны к дру­гой обе ча­сти ее чу­дес­ным об­ра­зом мгно­вен­но со­еди­ни­лись, но од­на по­ло­ви­на её так и оста­лась немно­го вы­ше дру­гой.
На ме­сте чу­дес­но­го со­бы­тия был по­стро­ен храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так как ико­на бы­ла най­де­на в день Бла­го­ве­ще­ния, су­ще­ству­ет ещё один мест­но­чти­мый празд­ник иконе Бо­го­люб­ской-Зи­ма­ров­ской, со­вер­ша­е­мый в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния 7 ап­ре­ля (25 мар­та по ста­ро­му сти­лю).
До 1771 го­да об этой иконе ни­че­го не бы­ло из­вест­но, неиз­вест­но так­же, ко­гда и ка­ким об­ра­зом она ста­ла од­ной из до­маш­них свя­тынь зи­ма­ров­ско­го по­ме­щи­ка Ло­пу­хи­на, жив­ше­го в Москве на Пре­чи­стен­ской ули­це. В 1771 го­ду эта ико­на про­сла­ви­лась необы­чай­ным об­ра­зом. К Ло­пу­хи­ну при­шёл боль­ной жи­тель Моск­вы и про­сил поз­во­ле­ния от­слу­жить мо­ле­бен пред Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Хо­зя­ин сму­тил­ся. В ком­на­тах у него не ока­за­лось та­кой ико­ны. Боль­ной на­стой­чи­во утвер­ждал, что та­кая ико­на есть у него в до­ме и что он ви­дел её во сне. Боль­но­му доз­во­ле­но бы­ло ис­кать ико­ну по все­му до­му. И вот по­сле дол­гих по­ис­ков об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был най­ден на чер­да­ке сре­ди хла­ма. Боль­ной сра­зу узнал ви­ден­ную им во сне ико­ну. Ико­ну очи­сти­ли от пы­ли и пред ней от­слу­жи­ли мо­ле­бен. Боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел. Весть об этом чу­де тут же раз­нес­лась по всей Москве, и бо­ля­щие ста­ли сте­кать­ся в дом Ло­пу­хи­на.
Пе­ред кон­чи­ной (око­ло 1780 го­да) вла­де­лец ико­ны за­ве­щал от­пра­вить её на свою ро­ди­ну, где она на­хо­дит­ся и по сей день в Бо­го­люб­ском хра­ме се­ла Зи­ма­ро­во Но­во­де­ре­вен­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти. Чти­мый спи­сок (ко­пия) чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре го­ро­да Ря­за­ни. В Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме се­ла Го­ро­ди­ще Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти чтит­ся ещё один спи­сок Зи­ма­ров­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­сла­вив­ший­ся чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми уже в со­вет­ское вре­мя.
День празд­но­ва­ния: 1 июля (18 июня по ста­ро­му сти­лю).

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-bogoljubskaja-zimarovskaja

☦️
Икона Богородицы Боголюбская (Московская)
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ская-Мос­ков­ская бы­ла на­пи­са­на в 1157 го­ду и на­хо­ди­лась рань­ше в Москве на Со­ля­ной пло­ща­ди, над Вар­вар­ски­ми во­ро­та­ми Ки­тай-го­ро­да. Чу­до­твор­ный об­раз про­сла­вил­ся ис­це­ле­ни­я­ми во вре­мя сви­реп­ство­вав­шей чу­мы в 1771 го­ду. С это­го вре­ме­ни ико­на ста­ла осо­бо по­чи­тать­ся ве­ру­ю­щим на­ро­дом, и еже­год­но 18 июня пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом со­вер­ша­лись мо­леб­ны. В ка­нун празд­ни­ка на три дня ико­на спус­ка­лась со сте­ны и пе­ре­но­си­лась в осо­бый ша­тер, ку­да сте­ка­лись мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для мо­лит­вен­но­го по­кло­не­ния об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри. По ис­те­че­нии трех дней ико­ну опять под­ни­ма­ли над во­ро­та­ми, где она оста­ва­лась до 18 июня сле­ду­ю­ще­го го­да.
Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние на ней, кро­ме Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, пред­сто­я­щих свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их: свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия, Ио­ны и Филип­па, мит­ро­по­ли­тов Мос­ков­ских, бла­жен­ных Ва­си­лия и Мак­си­ма, пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы, свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, апо­сто­ла Си­мео­на, срод­ни­ка Гос­под­ня, му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ев­до­кии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-bogoljubskaja-moskovskaja

☦️
Икона Богородицы «У Источника» Пюхтицкая.
Ис­то­рия чти­мой ико­ны оби­те­ли Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пюх­ти­цах – об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «У ис­точ­ни­ка» свя­за­на с име­нем ве­ли­ко­го все­рос­сий­ско­го пас­ты­ря и мо­лит­вен­ни­ка свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го.
В 1894 го­ду ино­ки­ни оби­те­ли по­да­ри­ли от­цу Иоан­ну в день Ан­ге­ла ико­ну, на ко­то­рой бы­ло изо­бра­же­но яв­ле­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы у ис­точ­ни­ка в Пюх­ти­цах. Ба­тюш­ка мо­лил­ся пе­ред этим об­ра­зом и за­ве­щал его некой бла­го­че­сти­вой су­пру­же­ской че­те из Санкт-Пе­тер­бур­га, ко­то­рая пе­ред сво­ей кон­чи­ной пе­ре­да­ла свя­тую ико­ну мо­на­хине Вир­са­вии, быв­шей на­сель­ни­це за­кры­то­го к то­му вре­ме­ни Санкт-Пе­тер­бург­ско­го Иоан­нов­ско­го мо­на­сты­ря. Од­на­жды явив­шись ино­кине во сне, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца ве­ле­ла воз­вра­тить Ее об­раз в Пюх­тиц­кую оби­тель.
Про­изо­шло это в 1946 го­ду, на Пас­ху. А вско­ре, в день празд­но­ва­ния Бо­го­люб­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри (18 июня), об­раз Бо­го­ро­ди­цы «У ис­точ­ни­ка» вер­нул­ся в свою оби­тель. Сест­ры мо­на­сты­ря во гла­ве с пре­ста­ре­лой на­сто­я­тель­ни­цей игу­ме­ни­ей Алек­си­ей II (в схи­ме Сер­ги­ей), встре­ти­ли свя­тую ико­ну, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся и с ко­то­рой не рас­ста­вал­ся до са­мой кон­чи­ны свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.
Ныне свя­той об­раз Пре­чи­стой Де­вы Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в глав­ном при­де­ле Успен­ской церк­ви Пюх­тиц­кой оби­те­ли.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-u-istochnika-pjuhtickaja


Жития
Писание