⏳ 2022.05.30 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 6я по Пасхе (глас 5й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
30 мая (17 мая)
• ап. Андрони́ка, св. Иу́нии (Ю́нии) (I)
• мчч. Солохо́на, Памфами́ра, Памфало́на (284–305)
• свт. Стефана Константинопольского (893)
• прп. Евфроси́нии (Евдоки́и) вел. кн. Московской (1407)
• обре́тение мощей прмч. Адриа́на Ондрусовского (XVI)


☦️
Апостол от 70-ти Андрони́к Паннонийский, епископ.
Свя­той апо­стол от 70-ти Ан­д­ро­ник и его по­мощ­ни­ца в апо­столь­ских тру­дах свя­тая Юния бы­ли род­ствен­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла. Они мно­го по­тру­ди­лись, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие языч­ни­кам, о чем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду Апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16,7). Свя­той Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Пан­но­нии, но про­по­ведь его и свя­той Юнии рас­про­стра­ни­лась и в дру­гие стра­ны, да­ле­ко за пре­де­лы его епар­хии. Тру­да­ми свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии утвер­жда­лась Цер­ковь Хри­сто­ва, языч­ни­ки об­ра­ща­лись к Бо­го­по­зна­нию, мно­гие язы­че­ские ка­пи­ща пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние, вме­сто них воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские хра­мы. Из служ­бы в честь этих свя­тых из­вест­но, что они му­че­ни­че­ски по­стра­да­ли за Имя Хри­сто­во.
В V ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Ар­ка­дии и Го­но­рии, их свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля вме­сте с мо­ща­ми дру­гих му­че­ни­ков «иже во Ев­ге­ни­е­вых» (па­мять 22 фев­ра­ля).
Бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­ду бы­ло от­кро­ве­ние о том, что сре­ди этих 17 му­че­ни­ков на­хо­дят­ся так­же мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен ве­ли­че­ствен­ный храм.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/431

☦️
Мученики Солохо́н, Памфами́р и Памфало́н.
Свя­той му­че­ник Со­ло­хон, егип­тя­нин ро­дом, по­стра­дал за Хри­ста в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). Од­новре­мен­но с ним при­ня­ли смерть за Хри­ста и свя­тые му­че­ни­ки Пам­фа­мир и Пам­фа­лон. Все они слу­жи­ли в им­пе­ра­тор­ских вой­сках в пол­ку три­бу­на Кам­па­на. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ров Мак­си­ми­а­на и Дио­кли­ти­а­на Кам­пан со сво­и­ми во­и­на­ми был по­слан в го­род Хал­ки­дон. Там все во­и­ны его пол­ка долж­ны бы­ли при­не­сти жерт­ву в идоль­ском ка­пи­ще. Трое во­и­нов – свя­тые Со­ло­хон, Пам­фа­мир и Пам­фа­лон – от­ка­за­лись при­не­сти жерт­ву идо­лам, объ­явив, что они по­кло­ня­ют­ся толь­ко Ис­тин­но­му Бо­гу, Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. По рас­по­ря­же­нию Кам­па­на их под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям, во вре­мя ко­то­рых свя­тые му­че­ни­ки Пам­фа­мир и Пам­фа­лон скон­ча­лись. Свя­той Со­ло­хон пе­ре­нес пыт­ку и остал­ся жив, про­слав­ляя Хри­ста. Му­чи­тель в ве­ли­кой яро­сти при­ка­зал ме­чом рас­крыть рот свя­то­го Со­ло­хо­на и влить в него на­силь­но идо­ло­жерт­вен­ной кро­ви. Но свя­той Со­ло­хон так креп­ко сжал зу­бы, что их не смог­ли разо­мкнуть да­же же­ле­зом, меч по­гнул­ся, а свя­той разо­рвал узы и стал пе­ред му­чи­те­лем, про­дол­жая сла­вить Хри­ста. Свя­то­му Со­ло­хо­ну был го­лос с неба, во­оду­шев­ляв­ший его тер­петь до кон­ца. По при­ка­зу му­чи­те­ля свя­то­го под­верг­ли нещад­но­му из­би­е­нию, по­сле че­го из­ра­нен­но­го вла­чи­ли по ост­рым кам­ням, до­би­ва­ясь от­ре­че­ния от Хри­ста, но свя­той му­че­ник оста­вал­ся непо­ко­ле­бим. То­гда при­ка­за­но бы­ло по­ве­сить его за од­ну ру­ку, а к но­ге при­вя­зать тя­же­лый груз. В та­ком по­ло­же­нии свя­той Со­ло­хон ви­сел три ча­са. Ко­гда же, на­ко­нец, об­ре­за­ли ве­рев­ку, то свя­той Со­ло­хон, к удив­ле­нию всех, стал пря­мо на но­ги, как здо­ро­вый че­ло­век. Обе­зу­мев от яро­сти, Кам­пан схва­тил пис­чую трость и с си­лой глу­бо­ко вон­зил ее в ухо свя­то­му му­че­ни­ку. Стра­да­лец упал, а Кам­пан и во­и­ны ушли, бро­сив его. Хри­сти­ане унес­ли му­че­ни­ка в дом од­ной бла­го­че­сти­вой вдо­вы и по­ло­жи­ли на одр. Свя­той под­кре­пил­ся пи­щей и бе­се­до­вал с хри­сти­а­на­ми, на­став­ляя их твер­до сто­ять за ве­ру, по­том мо­лясь и, под­няв очи к небу, пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду Иису­су Хри­сту.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/432

☦️
Святитель Стефа́н I Константинопольский, патриарх.
Свя­ти­тель Сте­фан, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, был млад­шим сы­ном им­пе­ра­то­ра Ва­си­лия Ма­ке­до­ня­ни­на и род­ным бра­том им­пе­ра­то­ра Льва Пре­муд­ро­го. Свя­щен­ный сан он при­нял при пат­ри­ар­хе Фо­тии. Ко­гда пат­ри­арх Фо­тий в 886 го­ду при­нуж­ден был оста­вить пат­ри­ар­ший пре­стол, на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру был воз­ве­ден свя­той Сте­фан. Свя­ти­тель бди­тель­но сто­ял на стра­же сво­ей ду­хов­ной паст­вы, был ми­ло­стив и за­сту­пал­ся за без­за­щит­ных, за­бо­тил­ся о вдо­вах и си­ро­тах, от­ли­чал­ся край­ним воз­дер­жа­ни­ем. Скон­чал­ся он мир­но в 893 го­ду и был по­гре­бен в Си­кел­лий­ском мо­на­сты­ре.

☦️
Преподобная Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская.
Свя­тая ве­ли­кая кня­ги­ня Ев­до­кия ро­ди­лась в 1353 го­ду (иные дни памяти 1 июня, 20 июля). Она бы­ла до­че­рью суз­даль­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Кон­стан­ти­но­ви­ча († 1383) и его су­пру­ги кня­ги­ни Ан­ны. С мла­ден­че­ских лет вос­пи­тан­ная в ду­хе хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, Ев­до­кия от­ли­ча­лась ти­хим, крот­ким нра­вом. Но, жи­вя в Суз­да­ле и Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском, в неспо­кой­ной об­ста­нов­ке по­сто­ян­ных меж­до­усоб­ных рас­прей, ко­то­рые ве­ли с ее от­цом удель­ные кня­зья, с ран­них лет кня­ги­ня Ев­до­кия при­вык­ла по­ла­гать все свое упо­ва­ние на Бо­га. В 1367 го­ду она ста­ла су­пру­гой бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389). Их счаст­ли­вый со­юз был за­ло­гом со­ю­за и ми­ра меж­ду Мос­ков­ским и Суз­даль­ским кня­же­ства­ми. Лю­бовь к су­пру­гу и де­тям кня­ги­ни Ев­до­кии освя­ща­лась ее лю­бо­вью к Бо­гу. Де­ла хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия кня­ги­ня и ее су­пруг со­че­та­ли с по­дви­га­ми по­ста и мо­лит­вы. В сво­ей жиз­ни они по­ла­га­лись на по­мощь свя­тых, тру­да­ми ко­то­рых бы­ла в те вре­ме­на столь до­сто­слав­на Рус­ская зем­ля.
Вре­мя жиз­ни свя­той бла­го­вер­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Ев­до­кии († 1407) сов­па­да­ет с эпо­хой ве­ли­ко­го игу­ме­на зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, тай­но­зри­те­ля Свя­той Тро­и­цы. Бла­го­че­сти­вую че­ту мож­но с пол­ным ос­но­ва­ни­ем счи­тать уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия. Свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, был бли­зок к кня­же­ско­му се­мей­ству; ду­хов­ни­ком Ев­до­кии и Ди­мит­рия был уче­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­мен Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, свя­той Фе­о­дор (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Ро­стов­ский). Пре­по­доб­ный Сер­гий был крест­ным от­цом их дво­их де­тей (все­го у кня­же­ской че­ты бы­ло 8 сы­но­вей и 4 до­че­ри).
Боль­шой лю­бо­вью к Бо­гу, Свя­той Церк­ви и Ро­дине го­ре­ла ду­ша кня­ги­ни. По­двиг ве­ли­ко­го кня­зя Ди­мит­рия по осво­бож­де­нию Ру­си от мон­го­ло-та­тар­ско­го ига раз­де­ля­ла кня­ги­ня Ев­до­кия. По­ход бла­го­вер­но­го кня­зя мос­ков­ско­го Ди­мит­рия про­тив Ма­мая, по­бе­до­нос­но за­вер­шив­ший­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да на Ку­ли­ко­вом по­ле, под­дер­жи­вал­ся с ее сто­ро­ны го­ря­чи­ми мо­лит­ва­ми и де­ла­ми люб­ви. В па­мять по­бе­ды кня­ги­ня по­стро­и­ла внут­ри Мос­ков­ско­го Крем­ля храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – все­мир­но-ис­то­ри­че­ская по­бе­да рус­ских на Ку­ли­ко­вом по­ле со­вер­ши­лась в этот празд­ник. Храм был рас­пи­сан вы­да­ю­щи­ми­ся ико­но­пис­ца­ми Фе­о­фа­ном Гре­ком и Си­мео­ном Чер­ным. Хра­мо­зда­тель­ство и ос­но­ва­ние мо­на­сты­рей тру­да­ми свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ев­до­кии со­дей­ство­ва­ли рас­цве­ту рус­ско­го хра­мо­стро­и­тель­ства в XIV ве­ке, на­ча­ло ко­то­ро­му бы­ло по­ло­же­но по­строй­кой хра­ма в честь Пре­свя­той Тро­и­цы Пре­по­доб­ным Сер­ги­ем.
По­сте­пен­но жизнь свя­той кня­ги­ни Ев­до­кии ста­но­ви­лась по­дви­гом са­мо­от­ре­че­ния и пре­да­ния се­бя все­це­ло во­ле Бо­жи­ей. В 1383 го­ду ве­ли­кий князь мос­ков­ский дол­жен был явить­ся к та­тар­ско­му ха­ну Тох­та­мы­шу. Но из-за край­не­го озлоб­ле­ния Тох­та­мы­ша на кня­зя Ди­мит­рия ре­ши­ли по­слать в Ор­ду его стар­ше­го сы­на Ва­си­лия, ко­то­ро­му в то вре­мя бы­ло око­ло 13 лет. Свя­тая Ев­до­кия от­пу­сти­ла сы­на и тем са­мым об­рек­ла се­бя на двух­лет­нее стра­да­ние: князь Ва­си­лий был за­дер­жан в Ор­де как за­лож­ник. В 1389 го­ду бла­го­вер­ный князь Ди­мит­рий, не до­стиг­нув со­ро­ка лет, опас­но за­бо­лел и ото­шел ко Гос­по­ду (па­мять 19 мая/1 июня).
Ов­до­вев­шая кня­ги­ня ви­де­ла свою обя­зан­ность пе­ред Бо­гом преж­де все­го в за­вер­ше­нии вос­пи­та­ния де­тей. Вме­сте с тем она на­ча­ла устро­е­ние Воз­не­сен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в Мос­ков­ском Крем­ле, от­дав под него кня­же­ские чер­то­ги. Ви­ди­мо, из­на­чаль­но она мыс­ли­ла этот мо­на­стырь ме­стом сво­е­го бу­ду­ще­го ино­че­ства. Од­но­вре­мен­но она стро­и­ла несколь­ко хра­мов и мо­на­сты­рей в Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском. Од­на­ко не толь­ко о стро­и­тель­стве хра­мов ду­ма­ла кня­ги­ня Ев­до­кия: ее глав­ной со­кро­вен­ной це­лью по­сле смер­ти су­пру­га ста­ло устро­е­ние внут­рен­не­го мо­на­шест­ва, со­зи­да­ние хра­ма в соб­ствен­ном серд­це. Кня­ги­ня Ев­до­кия ста­ла ве­сти тай­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. По пыш­ным одеж­дам, в ко­то­рых свя­тая кня­ги­ня яв­ля­лась пе­ред людь­ми, нель­зя бы­ло до­га­дать­ся о том, что она из­ну­ря­ла се­бя по­стом, бде­ни­ем, тя­же­лы­ми ве­ри­га­ми. При­шлось ей пре­тер­петь и че­ло­ве­че­скую кле­ве­ту.
Свя­тая кня­ги­ня по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны му­жа воз­дер­жи­ва­лась от непо­сред­ствен­но­го уча­стия в го­судар­ствен­ных де­лах, но все же имен­но с ее со­ве­том свя­за­но пе­ре­не­се­ние из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, вы­зван­ное на­ше­стви­ем на Моск­ву ха­на Та­мер­ла­на. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца отоз­ва­лась на все­на­род­ную моль­бу. В день сре­те­ния ико­ны в Москве (26 ав­гу­ста 1395 го­да) Та­мер­ла­ну бы­ло гроз­ное ви­де­ние во сне Све­то­нос­ной Же­ны; устра­шен­ный за­во­е­ва­тель от­сту­пил от Моск­вы. В 1407 го­ду, по­сле ви­де­ния ей Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла, пред­воз­ве­стив­ше­го ско­рую кон­чи­ну, кня­ги­ня Ев­до­кия, «яв­ле­ни­ем Ан­гель­ским от все­го зем­но­го от­ре­шен­ная» (см. ака­фист), ре­ши­ла оста­вить ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем и при­нять мо­на­ше­ство, к ко­то­ро­му она шла всю свою жизнь. По ее ука­за­нию был на­пи­сан об­раз Ар­хан­ге­ла и по­ме­щен в кремлев­ском хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При пе­ре­хо­де в Воз­не­сен­ский мо­на­стырь кня­ги­ня Ев­до­кия ис­це­ли­ла слеп­ца, ко­то­рый про­зрел, оте­рев гла­за кра­ем ее одеж­ды, так­же от раз­лич­ных неду­гов во вре­мя это­го ее ше­ствия ис­це­ли­лось 30 че­ло­век. В оби­те­ли кня­ги­ня при­ня­ла по­стриг с име­нем Ев­фро­си­ния. Кро­ме сми­рен­но­го несе­ния ино­че­ских по­дви­гов, тай­ных для лю­дей, но ве­до­мых Бо­гу, свя­тая кня­ги­ня за­ло­жи­ла в мо­на­сты­ре но­вую имен­ную цер­ковь Воз­не­се­ния. В ино­че­стве свя­тая Ев­фро­си­ния про­жи­ла несколь­ко ме­ся­цев: 7 июля 1407 го­да мир­но пре­ста­ви­лась ко Гос­по­ду. Те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном ею Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре.
Свя­тость пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии удо­сто­ве­ре­на чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей, со­вер­шав­ши­ми­ся на ее гроб­ни­це в те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий. Мно­го раз ви­де­ли, что у гро­ба свя­той Ев­фро­си­нии са­ма воз­го­ра­лась све­ча. И в XIX ве­ке здесь со­вер­ши­лось несколь­ко чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Так, в 1869 го­ду, при­ло­жив­шись к гроб­ни­це с мо­ща­ми пре­по­доб­ной, ис­це­лил­ся одер­жи­мый от­рок. В 1870 го­ду пре­по­доб­ная Ев­фро­си­ния яви­лась во сне па­ра­ли­зо­ван­ной де­ви­це и вер­ну­ла ей здо­ро­вье. Неиз­ле­чи­мо боль­ной был воз­вра­щен к жиз­ни через воз­ло­же­ние на него пе­ле­ны с гроб­ни­цы свя­той Ев­фро­си­нии. Ее ду­хов­ный по­двиг сви­де­тель­ству­ет о том, что ни бо­гат­ство, ни вы­со­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние, ни се­мей­ные узы не мо­гут быть непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для стя­жа­ния бла­го­да­ти Бо­жи­ей и свя­то­сти.
Па­мять пре­по­доб­ной Ев­фро­си­нии со­вер­ша­ет­ся 17/30 мая и 7/20 июля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosinija-v-miru-evdokija-moskovskaja

☦️
Преподобномученик Адриа́н Ондрусовский.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Адри­ан (в ми­ру дво­ря­нин Ан­дрей За­ва­ли­шин) (день памяти 8 сентября) – вла­де­лец бо­га­то­го име­ния (Ан­дре­ев­щи­ны) в 9 вер­стах от мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Алек­сан­дра Свир­ско­го († 30 ав­гу­ста/12 сен­тяб­ря 1533 г.). Во вре­мя охо­ты на оле­ня в 1493 го­ду он слу­чай­но встре­тил пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го и по­сле это­го ча­сто при­хо­дил к нему слу­шать на­став­ле­ния. Впо­след­ствии он до­став­лял хлеб его спо­движ­ни­кам. Оста­вив име­ние, он по­стриг­ся в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли с име­нем Адри­ан. Через несколь­ко лет по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го пре­по­доб­ный Адри­ан по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте на по­лу­ост­ро­ве Ла­дож­ско­го озе­ра. Там был по­стро­ен храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. На­про­тив по­се­ле­ния ино­ков, в дре­му­чем ле­су ост­ро­ва Са­ла (дебрь) укры­ва­лась шай­ка раз­бой­ни­ков под пред­во­ди­тель­ством Он­дру­са. Встре­тив­шись с пре­по­доб­ным, ата­ман по­тре­бо­вал, чтобы ино­ки по­ки­ну­ли свое ме­сто. Пре­по­доб­ный Адри­ан, не имея у се­бя де­нег, чтобы пред­ло­жить вы­куп за ме­сто, обе­щал ата­ма­ну хо­да­тай­ство­вать за него пе­ред Бо­гом. Раз­бой­ник сме­ял­ся над пре­по­доб­ным, но тот так дол­го и сми­рен­но умо­лял его, что ата­ман смяг­чил­ся и ска­зал: «Жи­ви­те».
Этот ата­ман вско­ре по­пал в плен к дру­гой шай­ке, пря­тав­шей­ся непо­да­ле­ку на ка­ме­ни­стом Сто­ро­жев­ском мысу. Несчаст­ный знал, что по­сле страш­ных ис­тя­за­ний его ожи­да­ет смерть, и горь­ко рас­ка­и­вал­ся в преж­ней жиз­ни. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой пре­по­доб­но­го Адри­а­на, ко­то­рый ска­зал: «По ми­ло­сер­дию Гос­по­да, для Ко­то­ро­го про­си­ли у те­бя по­ща­ды пу­стын­но­му брат­ству, ты сво­бо­ден», – и ис­чез. Ата­ман уви­дел се­бя без оков на бе­ре­гу и ни­ко­го во­круг. По­ра­жен­ный, он по­спе­шил в оби­тель пре­по­доб­но­го Адри­а­на и на­шел всех по­движ­ни­ков на псал­мо­пе­нии. Ока­за­лось, что пре­по­доб­ный не вы­хо­дил из оби­те­ли. Раз­бой­ник пал к но­гам на­сто­я­те­ля и про­сил при­нять его в бра­тию. Остав­лен­ный в оби­те­ли, он окон­чил жизнь в по­ка­я­нии. Так­же рас­ка­ял­ся и раз­бой­ник дру­гой шай­ки. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Адри­а­на он при­нял по­стриг с име­нем Ки­при­ан. А впо­след­ствии ос­но­вал на ме­сте при­то­ка оби­тель и про­сла­вил­ся чу­де­са­ми.
По свя­то­сти жиз­ни пре­по­доб­ный Адри­ан был из­ве­стен ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, по­это­му оби­тель по­лу­ча­ла вкла­ды. Пре­по­доб­ный был при­гла­шен для вос­при­я­тия от ку­пе­ли Св. Кре­ще­ния до­че­ри Иоан­на Гроз­но­го Ан­ны в ав­гу­сте 1549 го­да. Ко­гда свя­той ста­рец воз­вра­щал­ся из Моск­вы в свою оби­тель и уже неда­ле­ко был от нее, близ се­ле­ния Об­жи злые лю­ди на­па­ли на него и уби­ли; зло­деи на­де­я­лись най­ти у него день­ги и не на­шли ни­че­го. Бра­тия дол­го и на­прас­но ожи­да­ли его воз­вра­ще­ния; спу­стя два го­да в од­ну ночь явил­ся пре­по­доб­ный Адри­ан несколь­ким стар­цам Он­дру­со­вой пу­сты­ни, рас­ска­зы­вая о стра­даль­че­ской сво­ей кон­чине, ука­зал ме­сто, где зло­деи скры­ли его те­ло и по­ве­лел пе­ре­не­сти оное в оби­тель. На дру­гой день, 17 мая, бра­тия об­ре­ли его нетлен­ное те­ло в бо­ло­те и пре­да­ли по­гре­бе­нию у сте­ны церк­ви в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В ско­ром вре­ме­ни ста­ли чтить его па­мять как свя­то­го. В ак­те 1659 го­да ска­за­но: «Ми­ло­сти­во пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го на­чаль­ни­ка игу­ме­на Адри­а­на дан вклад в дом Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и чу­до­твор­цу Адри­а­ну» (Юрид. ак­ты, № 128). Им­пе­ра­тор Алек­сандр I, обо­зре­вая в 1819 го­ду Оло­нец­кую гу­бер­нию, по­же­лал по­кло­нить­ся пре­по­доб­но­му­че­ни­ку Адри­а­ну, взял в про­вод­ни­ки кре­стья­ни­на и без сви­ты от­пра­вил­ся ко гро­бу пре­по­доб­но­го. Здесь дол­го мо­лил­ся он со сле­за­ми, а по­том при­слал в оби­тель цер­ков­ные со­су­ды и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В 1828 го­ду мо­щи пре­по­доб­но­го Адри­а­на пе­ре­не­се­ны в но­вый ка­мен­ный храм Вве­де­ния Бо­го­ма­те­ри. В ру­ко­пис­ном Оло­нец­ком треб­ни­ке под 17 чис­лом мая за­ме­че­но: «Сей день пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Адри­а­на, игу­ме­на Ни­ко­ла­ев­ско­го мо­на­сты­ря, на Ла­дож­ском озе­ре, на Он­дру­со­вом ост­ро­ве, в Оло­нец­ком уез­де, но­ва­го чу­до­твор­ца, а па­мять его празд­ну­ет­ся 26 ав­гу­ста».


Жития
Писание