⏳ 2022.05.29 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 6я по Пасхе, о слепом (глас 5й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
29 мая (16 мая)
• сщмч. Александра Иерусалимского (III)
• мчч. Ви́та, Моде́ста и мц. Криске́нтии (ок. 303)
• прп. Феодора Освященного (368)
• блж. отроковицы Му́зы Римляныни (V)
• прпп. отцов, в Лавре св. Са́ввы убиенных (614)
• свт. Георгия II Митиленского (IX)
• перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского (1545)
• прпп. Кассиа́на (1537) и Лаврентия (1548) Комельских
• мч. Ву́кашина (1943)


☦️
Священномученик Алекса́ндр Иерусалимский, епископ.
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (иной день памяти 25 декабря), доб­лест­но под­ви­зав­ший­ся и по­стра­дав­ший за ве­ру Хри­сто­ву, при­над­ле­жал к мно­го­чис­лен­ным уче­ни­кам, ко­то­рых зна­ме­ни­тей­ший учи­тель Церк­ви III ве­ка Кли­мент Алек­сан­дрий­ский со­би­рал око­ло се­бя в Алек­сан­дрии, и на­хо­дил­ся в тес­ной друж­бе с Ори­ге­ном. В на­ча­ле III ве­ка свя­той Алек­сандр был сде­лан епи­ско­пом во Фла­вии, в Кап­па­до­кии. В го­не­ние Сеп­ти­мия Се­ве­ра за рев­ность к ве­ре Хри­сто­вой он пре­тер­пе­вал за­клю­че­ние в тем­ни­це, в ко­то­рой то­мил­ся несколь­ко лет. По осво­бож­де­нии из за­клю­че­ния свя­той возы­мел же­ла­ние по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам в Иеру­са­ли­ме, где был встре­чен на­ро­дом и пу­стын­ни­ка­ми, из­ве­щен­ны­ми свы­ше о его при­бы­тии, и по яс­но­му небес­но­му от­кро­ве­нию из­бран со­пра­ви­те­лем пре­ста­ре­ло­го пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го Нар­кис­са. В те­че­ние це­ло­го по­ко­ле­ния, 38 лет свя­той Алек­сандр муд­ро управ­лял Иеру­са­лим­скою цер­ко­вью. Он был из­ве­стен сво­ею лю­бо­вью к про­све­ще­нию.
При Иеру­са­лим­ской церк­ви он устро­ил на свой счет зна­чи­тель­ную биб­лио­те­ку из книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния и су­ще­ство­вав­ших в то вре­мя тво­ре­ний хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей. В го­не­ние Де­кия свя­той Алек­сандр был вы­тре­бо­ван в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую на суд и там вто­рич­но ис­по­ве­дал Хри­ста. Бро­шен­ный в тем­ни­цу, он про­был там до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя и там же пре­дал дух свой Гос­по­ду.

☦️
Мученики Вит, Моде́ст и мученица Криске́нтия питательница.
Свя­тые му­че­ни­ки Вит, Мо­дест и Кри­с­кен­тия-пи­та­тель­ни­ца по­стра­да­ли за Хри­ста в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Свя­той му­че­ник Вит был сы­ном знат­но­го си­ци­лий­ско­го вель­мо­жи, языч­ни­ка Ги­ла­са. Еще юным от­ро­ком свя­той Вит воз­го­рел­ся пла­мен­ной лю­бо­вью к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и непре­стан­но мо­лил­ся Ему. Гос­подь да­ро­вал ему бла­го­дать чу­до­тво­ре­ния. Он ис­це­лял боль­ных и об­ра­тил ко Хри­сту мно­же­ство языч­ни­ков. Узнав об этом, пра­ви­тель Ва­ле­ри­ан при­звал Ги­ла­са и со­ве­то­вал ему от­вра­тить сы­на от ве­ры во Хри­ста. Как раз в то вре­мя им­пе­ра­тор из­дал указ о го­не­нии на хри­сти­ан, и по­это­му не толь­ко от­рок, но и весь дом Ги­ла­са мог по­стра­дать. Но Ги­лас не смог убе­дить свя­то­го Ви­та и стал из­би­вать от­ро­ка. Пра­ви­тель Ва­ле­ри­ан узнал, что свя­той Вит от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам, и по­тре­бо­вал его к се­бе на суд. Пе­ред су­дом свя­той от­рок стой­ко ис­по­ве­дал свою ве­ру и на­от­рез от­ка­зал­ся при­не­сти идо­лам жерт­ву. Его опять би­ли. Ко­гда пра­ви­тель, да­вая рас­по­ря­же­ние об уси­ле­нии му­че­ний, про­тя­нул ру­ку, она тот­час от­сох­ла. По мо­лит­ве свя­то­го пра­ви­тель по­лу­чил ис­це­ле­ние и, пре­кра­тив суд, от­дал свя­то­го от­ро­ка Ги­ла­су, при­ка­зав во что бы то ни ста­ло от­вра­тить его от ве­ры во Хри­ста.
Чтобы со­вра­тить сы­на в плот­ский грех, Ги­лас окру­жил его рос­ко­шью, при­вел к нему кра­си­вых де­виц. Свя­то­му по­да­ва­ли са­мую вкус­ную пи­щу, устра­и­ва­ли пи­ры и за­ба­вы, но же­ла­е­мых ре­зуль­та­тов не до­би­лись. Свя­той Вит не пе­ре­ста­вал мо­лить­ся и про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей в ис­ку­ше­ни­ях. Ему яви­лись Ан­ге­лы и мо­ли­лись вме­сте с ним. Ко­гда Ги­лас во­шел к сы­ну и взгля­нул на Ан­ге­лов, он сра­зу ослеп. Ги­лас дал обе­ща­ние от­речь­ся от ку­ми­ров, и свя­той Вит ис­це­лил его. Но, оже­сто­чив­шись серд­цем, Ги­лас не ис­пол­нил сво­е­го обе­ща­ния. При­вя­зан­ность к сы­ну об­ра­ти­лась в нем в нена­висть, и он ре­шил умерт­вить его. Чтобы спа­сти маль­чи­ка, его вос­пи­та­тель свя­той Мо­дест и кор­ми­ли­ца свя­тая Кри­с­кен­тия, ко­то­рые бы­ли хри­сти­а­на­ми, тай­но уве­ли его из ро­ди­тель­ско­го до­ма. У ре­ки они уви­де­ли лод­ку. Ан­гел во­шел вме­сте с ни­ми в лод­ку и до­ста­вил их в ита­льян­скую об­ласть Лу­ка­нию, где свя­тые, скры­ва­ясь от му­чи­те­лей, жи­ли тай­но. Свя­той от­рок не пе­ре­ста­вал ис­це­лять боль­ных и об­ра­щать языч­ни­ков в хри­сти­ан­ство. Мол­ва о нем рас­про­стра­ни­лась и здесь.
Свя­тым Ви­ту и Мо­де­сту при­шлось пред­стать пе­ред Дио­кли­ти­а­ном. По­ра­жен­ный кра­со­той от­ро­ка, он на­сто­я­тель­но уго­ва­ри­вал его при­не­сти жерт­ву бо­гам. Свя­той от­рок об­ли­чил безу­мие идо­ло­по­кло­не­ния и ис­це­лил бес­но­вав­ше­го­ся сы­на Дио­кли­ти­а­на. Им­пе­ра­тор под усло­ви­ем от­ре­че­ния от Хри­сто­вой ве­ры пред­ло­жил свя­то­му Ви­ту ве­ли­кие по­че­сти, сла­ву и бо­гат­ство. От­рок от­ка­зал­ся и с преж­ним му­же­ством ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Его за­клю­чи­ли в тем­ни­цу вме­сте со свя­тым Мо­де­стом. Ко­гда уз­ни­кам явил­ся Иисус Хри­стос, укреп­ляя их в по­дви­ге и да­руя Свою по­мощь, око­вы спа­ли с их рук. Счи­тая чу­до волх­во­ва­ни­ем, Дио­кли­ти­ан рас­по­ря­дил­ся бро­сить свя­то­го Ви­та в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом. Свя­той сто­ял в нем, как в про­хлад­ной во­де, и остал­ся невре­дим. То­гда на него был вы­пу­щен огром­ный лев. От­рок осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, и зверь по­кор­но лег у его ног и стал ли­зать ему ступ­ни. Свя­тых му­че­ни­ков по­ве­си­ли на стол­бах и стро­га­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Свя­тая Кри­с­кен­тия вы­шла из тол­пы зри­те­лей, ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой и уко­ри­ла им­пе­ра­то­ра за же­сто­кость. Ее под­верг­ли та­ко­му же му­че­нию. Свя­той Вит воз­звал к Бо­гу: «Бо­же, спа­си нас си­лою Тво­ею и из­ба­ви нас». На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние. Мно­гие языч­ни­ки по­гиб­ли под об­ру­шив­ши­ми­ся зда­ни­я­ми, Дио­кли­ти­ан в стра­хе убе­жал в свой дво­рец. Ан­гел снял му­че­ни­ков со стол­бов и пе­ре­нес в Лу­ка­нию. Свя­той му­че­ник Вит по­мо­лил­ся Бо­гу, чтобы Он в ми­ре при­нял их ду­ши и не ли­шил Сво­их бла­го­де­я­ний всех, ко­то­рые бу­дут тво­рить их па­мять. С неба был го­лос: «Услы­ша­на мо­лит­ва твоя». Свя­тые с ра­до­стью пре­да­ли Бо­гу свои ду­ши. Стра­да­ния свя­тых му­че­ни­ков Ви­та, Мо­де­ста и Кри­с­кен­тии со­вер­ши­лись око­ло 303 го­да. Па­мять этих свя­тых со­вер­ша­ет­ся так­же 16 мая. Мо­щи свя­то­го Ви­та бы­ли пе­ре­не­се­ны в Пра­гу. Свя­той бла­го­вер­ный князь Вя­че­слав Чеш­ский (па­мять 28 сен­тяб­ря) со­здал в честь свя­то­го му­че­ни­ка Ви­та храм, в ко­то­ром был впо­след­ствии по­гре­бен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/515

☦️
Преподобный Фео́дор Освященный, игумен.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Освя­щен­ный был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Па­хо­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 15/28 мая). На­зван он «освя­щен­ным» по­то­му, что пер­вым в сво­ей оби­те­ли был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки. Ро­дил­ся он око­ло 316 г. в Егип­те и был сы­ном бо­га­тых ро­ди­те­лей. Ра­но по­яви­лось в пре­по­доб­ном стрем­ле­ние к ино­че­ской жиз­ни, 14-ти лет от ро­ду св. Фе­о­дор тай­но ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и по­се­лил­ся в од­ном из мо­на­сты­рей. Услы­шав о пре­по­доб­ном Па­хо­мии Ве­ли­ком, юно­ша за­го­рел­ся же­ла­ни­ем уви­деть свя­то­го стар­ца, на­де­ясь при его по­мо­щи луч­ше по­знать Бо­га и Его свя­тую во­лю.
До­стиг­нув Та­вен­нис­ской оби­те­ли, он с лю­бо­вью был при­нят пре­по­доб­ным, ко­то­рый был предуве­дом­лен от Бо­га о его при­хо­де. Став уче­ни­ком ве­ли­ко­го ав­вы свя­той Фе­о­дор быст­ро пре­успел во всех ино­че­ских по­дви­гах, осо­бен­но же в пол­ном по­слу­ша­нии сво­е­му на­став­ни­ку и в со­стра­да­нии и люб­ви к бра­тии. Ви­дя ра­зум и спо­соб­но­сти св. Фе­о­до­ра, пре­по­доб­ный Па­хо­мий од­на­жды по­ру­чил ему ска­зать по­уче­ние бра­тии. Фе­о­до­ру то­гда бы­ло 20 лет. Он бес­пре­ко­слов­но за­нял ме­сто Па­хо­мия и про­из­нес по­уче­ние, счи­тая для се­бя за­ко­ном во­лю стар­ца, хо­тя неко­то­рые из стар­ших бра­тий и оскор­би­лись тем, что их по­уча­ет но­во­на­чаль­ный. Уда­лив­шись в бо­лее уеди­нен­ный мо­на­стырь, св. Па­хо­мий ста­вит пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра стро­и­те­лем Та­вен­нис­ско­го мо­на­сты­ря, а по­сле смер­ти ве­ли­ко­го ав­вы св. Фе­о­дор ста­но­вит­ся во гла­ве всех фива­ид­ских оби­те­лей. Пре­по­доб­ный про­сла­вил­ся свя­то­стью жиз­ни и обиль­ным да­ром чу­до­тво­ре­ний; к нему с осо­бен­ным ува­же­ни­ем от­но­сил­ся свя­ти­тель Афа­на­сий Ве­ли­кий. Кон­чи­на пре­по­доб­но­го по­сле­до­ва­ла в 368 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/429

☦️
Блаженная Му́за Римляныня, отроковица.
Бла­жен­ная Му­за жи­ла в V ве­ке. Из­вест­но, что она от­ли­ча­лась бла­го­нра­ви­ем. О ней рас­ска­зал свя­той Гри­го­рий Двое­слов, па­па Рим­ский, сво­е­му ар­хи­ди­а­ко­ну Пет­ру то, что слы­шал от бра­та Му­зы, Про­ва. Од­на­жды во сне бла­жен­ной яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, окру­жен­ная от­ро­ко­ви­ца­ми, и спро­си­ла ее: «Хо­чешь ли сле­до­вать за Мною и жить вме­сте с эти­ми от­ро­ко­ви­ца­ми?» «Хо­чу», – от­ве­ча­ла де­воч­ка. «Не де­лай же ни­че­го нехо­ро­ше­го, из­бе­гай сме­ха и дет­ских игр. В 30-й день Я при­ду за то­бою, и ты бу­дешь с на­ми». С то­го вре­ме­ни Му­за ста­ла се­рьез­ной и по­сто­ян­но со­сре­до­то­чен­но мо­ли­лась. От­ве­чая на рас­спро­сы удив­лен­ных ро­ди­те­лей, свя­тая Му­за рас­ска­за­ла им о ви­де­нии. На 25-й день де­воч­ка за­бо­ле­ла, а в 30-ый сно­ва уви­де­ла Бо­жию Ма­терь. Со сло­ва­ми: «Иду, иду, Гос­по­жа моя!» – бла­жен­ная от­ро­ко­ви­ца пре­ста­ви­лась к Бо­гу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/430

☦️
Преподобные отцы, в Лавре св. Са́ввы убиенные.
Лав­ра прп. Сав­вы Освя­щен­но­го на­хо­дит­ся неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. В 614 го­ду в прав­ле­ние имп. Ирак­лия (620–641) она под­верг­лась на­бе­гу пер­сов, ко­то­рые оши­боч­но счи­та­ли, что мо­на­стырь об­ла­да­ет боль­ши­ми со­кро­ви­ща­ми. Но един­ствен­ным бо­гат­ством мо­на­хов бы­ли их доб­ро­де­те­ли. На­па­дав­шие, узнав, что в мо­на­сты­ре нет со­кро­вищ, со­бра­ли мо­на­хов и тре­бо­ва­ли, чтобы бра­тия от­рек­лись от ве­ры во Хри­ста. Ко­гда же все от­ка­за­лись это сде­лать, они бы­ли уби­ты вар­ва­ра­ми. Од­ни бы­ли обез­глав­ле­ны, дру­гие рас­се­че­ны по­по­лам, про­чие из­руб­ле­ны на кус­ки или ис­тя­за­е­мы гвоз­дя­ми. Так свя­тые от­цы, до кон­ца пре­быв в ве­ре, со­вер­ши­ли свой путь ко Хри­сту. Пре­да­ние до­нес­ло до нас, что чис­ло от­цов, из­би­ен­ных в Лав­ре прп. Сав­вы в 614 го­ду, бы­ло 44.

☦️
Святитель Гео́ргий II Митиленский, епископ.
Свя­ти­тель Ге­ор­гий был по­став­лен епи­ско­пом Ми­ти­лен­ским в 820–829 го­дах, во вре­мя ико­но­бор­че­ских смут. Скон­чал­ся в 842 го­ду в Ми­ти­лене. В XII ве­ке свя­тые мо­щи его ви­дел рус­ский игу­мен Да­ни­ил, пу­те­ше­ство­вав­ший по Во­сто­ку и оста­вив­ший опи­са­ние это­го пу­те­ше­ствия.

☦️
Преподобный Ефре́м Перекомский, Новгородский, игумен.
Пре­по­доб­ный Еф­рем Пе­ре­ком­ский, Нов­го­род­ский (иной день памяти 9 октября), ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1412 го­да в г. Ка­шине. В Свя­том Кре­ще­нии на­зван Ев­ста­фи­ем. Его ро­ди­те­ли, Сте­фан и Ан­на, про­жи­ва­ли неда­ле­ко от Ка­шин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Склон­ный к уеди­не­нию, Ев­ста­фий еще в юные го­ды оста­вил ро­ди­тель­ский дом и по­се­лил­ся в Ка­ля­зин­ской оби­те­ли во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Ро­ди­те­ли хо­те­ли воз­вра­тить сы­на до­мой, но он сам убе­дил их оста­вить мир и при­нять мо­на­ше­ство. Впо­след­ствии они и за­вер­ши­ли зем­ной путь в от­шель­ни­че­стве. Про­быв в оби­те­ли три го­да, Ев­ста­фий по чу­дес­но­му от­кро­ве­нию пе­ре­шел в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Сав­вы Ви­шер­ско­го (па­мять 1 ок­тяб­ря) и там в 1437 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Еф­рем. На­хо­дясь в оби­те­ли, пре­по­доб­ный Еф­рем по­лу­чил от­кро­ве­ние от Гос­по­да, по­веле­вав­ше­го ему уда­лить­ся в пу­стын­ное ме­сто. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­го Сав­вы, он в 1450 го­ду пе­ре­шел на озе­ро Иль­мень, к устью ре­ки Ве­рен­ды, и на бе­ре­гу ре­ки Чер­ной по­ста­вил кел­лию. Через неко­то­рое вре­мя к пре­по­доб­но­му Еф­ре­му при­шли ста­рец Фо­ма с дву­мя ино­ка­ми и по­се­ли­лись непо­да­ле­ку от его кел­лии. Со вре­ме­нем ста­ли со­би­рать­ся и дру­гие от­шель­ни­ки к но­вой оби­те­ли. По их прось­бе пре­по­доб­ный Еф­рем при­нял в Нов­го­ро­де от свя­ти­те­ля Ев­фи­мия († 1458; па­мять 11 мар­та) сан свя­щен­но­слу­жи­те­ля.
Воз­вра­тив­шись из Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный Еф­рем ос­но­вал храм в честь Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня на ост­ро­ве, на­хо­див­шем­ся в устье ре­ки Ве­рен­ды. Для удоб­ной до­став­ки мо­на­сты­рю во­ды пре­по­доб­ный про­ко­пал в озе­ро Иль­мень про­ток, от­че­го оби­тель по­лу­чи­ла на­зва­ние Пе­ре­коп­ской, или Пе­ре­ком­ской. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Еф­рем ос­но­вал ка­мен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Вви­ду недо­стат­ка ис­кус­ных стро­и­те­лей он по­слал к ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу несколь­ких ино­ков с про­ше­ни­ем о при­сыл­ке ка­мен­щи­ков, по­сле че­го в 1466 го­ду стро­и­тель­ство хра­ма бы­ло за­вер­ше­но.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Еф­рем 26 сен­тяб­ря 1492 го­да и был по­гре­бен в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В 1509 го­ду из-за ча­стых на­вод­не­ний, гро­зив­ших мо­на­сты­рю раз­ру­ше­ни­ем, оби­тель бы­ла пе­ре­не­се­на в дру­гое ме­сто на бе­ре­гу озе­ра Иль­мень. Явив­ший­ся игу­ме­ну Ро­ма­ну пре­по­доб­ный Еф­рем ука­зал ме­сто Клин­ко­во для рас­по­ло­же­ния оби­те­ли. На ме­сте по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня, по­сколь­ку все мо­на­стыр­ские хра­мы бы­ли разо­бра­ны. 16 мая 1545 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма бы­ли пе­ре­не­се­ны в но­вую оби­тель. С это­го дня в мо­на­сты­ре еже­год­но со­вер­ша­лась па­мять пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Пе­ре­ком­ско­го, утвер­див­ша­я­ся окон­ча­тель­но по­сле про­слав­ле­ния свя­то­го по­движ­ни­ка на Со­бо­ре 1549 го­да.
Па­мять пе­ре­не­се­ния мо­щей пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Пе­ре­ком­ско­го со­вер­ша­ет­ся 16 мая. Это празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да.

☦️
Преподобный Кассиа́н Комельский.
Был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го († 1537, па­мять 19 мая/1 июня), управ­лял Ко­мель­ским мо­на­сты­рем во вре­мя ухо­да пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия на Сур­ское озе­ро. Из­бран­ный бра­ти­ей игу­ме­ном с бла­го­сло­ве­ния и со­гла­сия пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия, он ста­рал­ся во всем под­ра­жать сво­е­му учи­те­лю и стро­го со­блю­дал его устав. Сле­дуя его ука­за­ни­ям, пре­по­доб­ный Кас­си­ан на­став­лял ино­ков со стра­хом Бо­жи­им пре­бы­вать в мо­лит­ве, за­бо­тить­ся о внут­рен­нем де­ла­нии и от­го­нять от се­бя все зем­ные по­мыс­лы, трез­вить­ся мыс­лью, бодр­ство­вать ду­шой и со­кру­шать­ся серд­цем (устав «О цер­ков­ном бла­го­чи­нии и о со­бор­ной мо­лит­ве», гл. 1).
По воз­вра­ще­нии пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия в оби­тель св. Кас­си­ан с ра­до­стью встре­тил сво­е­го учи­те­ля, от­ка­зал­ся от игу­мен­ства, же­лая по-преж­не­му оста­вать­ся в по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу. Пре­по­доб­ный Кас­си­ан пре­ста­вил­ся в 1537 г., опе­ре­див сво­е­го учи­те­ля и ра­нее его окон­чив свой по­двиг.

☦️
Преподобный Лавре́нтий Комельский.
Уче­ник пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го (па­мять 19 мая/1 июня). Под­ви­за­ясь в тру­дах, по­сте и мо­лит­вах, пре­по­доб­ный Лав­рен­тий по ука­за­нию пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия был по­став­лен во игу­ме­на мо­на­сты­ря. При на­ше­ствии та­тар, по со­ве­ту стар­ца, он уда­лил­ся с бра­ти­ей в ле­са и, ко­гда опас­ность ми­но­ва­ла, вер­нул­ся на преж­нее ме­сто.
По­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка свя­той управ­лял мо­на­сты­рем де­сять лет, за­бо­тясь о его бла­го­устрой­стве, и сре­ди на­сто­я­тель­ских тру­дов не остав­лял сво­е­го лю­би­мо­го за­ня­тия – пе­ре­пис­ки книг. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов скон­чал­ся пре­по­доб­ный Лав­рен­тий 16 мая 1548 г.

☦️
Мученик Ву́кашин из Клепца.
В Клеп­це на­хо­ди­лась ста­рин­ная, на­ча­ла XVI ве­ка, цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки – за­душ­би­на (за­душ­би­ны – хра­мы и мо­на­сты­ри, стро­ив­ши­е­ся на по­жерт­во­ва­ния ве­ру­ю­щих, во спа­се­ние ду­ши, – «за ду­шу») из­вест­ных серб­ских хра­мо­стро­и­те­лей Ми­ло­ра­до­ви­чей и цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (до ос­но­ва­ния, так же, как и са­мо се­ло, раз­ру­шен­ная хор­ва­та­ми в 1992 го­ду). Ста­рец Ву­ка­шин про­ис­хо­дил из ро­да Манд­ран, ро­дил­ся, ве­ро­ят­но, в кон­це XIX ве­ка. Вы­рос в род­ном се­ле, по­взрослев, уехал на за­ра­бот­ки в сто­ли­цу Бос­нии Са­ра­е­во. С уста­нов­ле­ни­ем но­вой вла­сти, Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской, Вук был вы­нуж­ден вер­нуть­ся в род­ное се­ло, но хор­ват­ские уста­ши ри­мо-ка­то­ли­ки до­бра­лись и до тех кра­ев. От их страш­но­го на­ше­ствия на серб­ские зем­ли по­стра­да­ла вся се­мья Ву­ка­ши­на, так же, как и мно­гие дру­гие пра­во­слав­ные серб­ские се­мьи, а он сам вме­сте с дру­ги­ми уцелев­ши­ми сер­ба­ми был угнан в из­вест­ный конц­ла­герь для сер­бов – Ясе­но­вац. В ян­ва­ре 1943 го­да ста­рец Ву­ка­шин был звер­ски убит усташ­ским па­ла­чом Жи­лой Фри­га­по­ви­чем.

Сви­де­тель­ство па­ла­ча (за­пи­сал док­тор Недо Зец):

Усташ, рас­ска­зы­вав­ший мне эту ис­то­рию, вновь за­мол­чал; за­тем, до­пив рюм­ку вод­ки, про­дол­жил:
– Пом­нишь, то­гда, в ав­гу­сте, в ла­ге­ре бы­ло боль­шое по­ступ­ле­ние? То­гда Ие­ре Ма­ри­чич по­слал на уни­что­же­ние око­ло 3 000 зе­ков. То­гда мы – Пе­ро Бр­зи­ца, Зри­ну­шич, Шип­ка и я – по­спо­ри­ли, кто за ночь пе­ре­бьет боль­ше за­клю­чен­ных. На­ча­лась бой­ня, уже через час по ко­ли­че­ству уби­тых я за­мет­но ото­рвал­ся от дру­гих. В ту ночь ме­ня за­хва­ти­ло осо­бое во­оду­шев­ле­ние, мне ка­за­лось, что я слов­но ото­рвал­ся от зем­ли, что я по­пал на небе­са: ни­ко­гда преж­де не ощу­щал я та­ко­го бла­жен­ства. За несколь­ко ча­сов мною бы­ло уни­что­же­но око­ло 1 100 че­ло­век, в то вре­мя как мои со­пер­ни­ки за­ко­ло­ли не бо­лее 300–400.
И вот то­гда, в мо­мент наи­выс­ше­го упо­е­ния, взгляд мой упал на по­жи­ло­го кре­стья­ни­на, он с ка­ким-то необъ­яс­ни­мым спо­кой­стви­ем сто­ял и мол­ча смот­рел, как я уби­ваю жерт­ву за жерт­вой и как те в страш­ных му­ках по­ги­ба­ют. Этот его взгляд слов­но па­ра­ли­зо­вал ме­ня, мне по­ка­за­лось, буд­то я ока­ме­нел, и ка­кие-то се­кун­ды я не мог ше­вель­нуть­ся.
Несколь­ко ми­нут спу­стя я по­до­шел к нему, чтобы узнать, кто он. Он рас­ска­зал, что зо­вут его Ву­ка­шин, ро­дом он из се­ла Кле­пац, что все его род­ные по­гиб­ли от уста­шей, а его са­мо­го по­сла­ли в Ясе­но­вац. Он го­во­рил об этом все с тем же спо­кой­стви­ем, ко­то­рое по­тряс­ло ме­ня го­раз­до силь­нее, чем страш­ные кри­ки и сто­ны уми­ра­ю­щих во­круг нас лю­дей. Ко­гда я слу­шал ста­ри­ка, гля­дя в его небес­но-чи­стые гла­за, во мне вдруг просну­лось неукро­ти­мое же­ла­ние са­мы­ми же­сто­ки­ми адски­ми му­ка­ми раз­ру­шить этот недо­сти­жи­мый для ме­ня внут­рен­ний по­кой, чтобы его стра­да­ни­я­ми, ры­да­ни­я­ми, му­че­ни­я­ми вер­нуть се­бе преж­нее упо­е­ние кро­вью и бо­лью.
Я вы­вел его из строя, по­са­дил на пень и при­ка­зал ему крик­нуть: «Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!», при­гро­зив от­ре­зать ему ухо в слу­чае непо­ви­но­ве­ния. Ву­ка­шин мол­чал Я от­ре­зал ему ухо. Он не про­ро­нил ни сло­ва. Сно­ва при­ка­зал я ему кри­чать: «Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!», при­гро­зив от­ре­зать вто­рое ухо. Он мол­чал. Я от­сек ему дру­гое ухо. «Кри­чи: „Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!“ или ли­шишь­ся но­са!» Ста­рик мол­чал. В чет­вер­тый раз я при­ка­зал ему кри­чать те же сло­ва под угро­зой вы­ре­зать из его гру­ди жи­вое серд­це. Он взгля­нул на ме­ня, как бы гля­дя сквозь, в ка­кую-то бес­ко­неч­ность, и ти­хо, но от­чет­ли­во про­го­во­рил: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!»
От этих слов я со­вер­шен­но обе­зу­мел, бро­сил­ся на него, вы­ко­лол гла­за, вы­ре­зал серд­це, пе­ре­ре­зал гор­ло и но­га­ми спих­нул в яму. И то­гда во мне буд­то что-то обо­рва­лось. Я не мог боль­ше уби­вать. Пе­ро Бр­зи­ца вы­иг­рал наш спор, пе­ре­бив 1 350 за­клю­чен­ных. Мол­ча я за­пла­тил ему про­иг­рыш.
С тех пор нет мне по­коя. Я стал пить все боль­ше и боль­ше, но за­бве­ние на­сту­па­ет лишь на крат­кие ми­ну­ты. И в опья­не­нии я слы­шу этот го­лос: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!» И то­гда я, обе­зу­мев, на­ты­ка­ясь на сте­ны до­мов, бе­гу по ули­цам, с кри­ком ло­маю и бью все во­круг се­бя, бро­са­юсь на ко­го по­па­ло. Но­чью сон не при­хо­дит, лишь толь­ко на­сту­па­ет за­бы­тье, я сно­ва ви­жу яс­ный взгляд ста­ри­ка и слы­шу это невы­но­си­мое: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!»
Я пре­вра­тил­ся в ко­мок ужа­са и бо­ли, я бес­си­лен со­вла­дать с этим кош­ма­ром. День и ночь пре­сле­ду­ет ме­ня свет­лый без­мя­теж­ный лик Ву­ка­ши­на из Клеп­ца.


Жития
Писание