⏳ 2022.05.24 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пасхе (глас 4й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
24 мая (11 мая)
• сщмч. Мо́кия (ок. 295)
• равноапп. Кирилла (869) и Мефо́дия (885) (учи́телей Словенских)
• равноап. Ростисла́ва Великоморавского (870)
• прп. Софро́ния Печерского (XIII)
• свт. Никодима Сербского (1325)
• сщмч. Иосифа Астраханского (1671)
• сщмч. Михаила (Белороссова) (1920)
• сщмч. Алекса́ндра (Петровского) Харьковского (1940)


☦️
Священномученик Мо́кий Амфипольский, пресвитер.
Свя­той Мок­ий был пре­сви­те­ром в Ма­ке­до­нии, в го­ро­де Ам­фи­по­ле. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­той Мок­ий убеж­дал языч­ни­ков, со­брав­ших­ся для празд­но­ва­ния язы­че­ско­му бо­же­ству Ди­о­ни­су (Ба­ху­су), оста­вить без­за­кон­ные и сквер­ные обы­чаи, со­про­вож­дав­шие это тор­же­ство, по­ка­ять­ся, об­ра­тить­ся к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и очи­стить­ся во Свя­том Кре­ще­нии. Свя­той был при­ве­ден на суд к пра­ви­те­лю Ла­оди­кию, ис­по­ве­дал пе­ред ним ис­тин­ную ве­ру, а на угро­зы от­ве­чал: «Смерть за Хри­ста – ве­ли­кое при­об­ре­те­ние для ме­ня». Свя­то­го Мок­ия под­верг­ли ис­тя­за­ни­ям, ко­то­рые он пе­ре­но­сил с див­ным тер­пе­ни­ем, не пе­ре­ста­вая об­ли­чать нече­стие идо­ло­по­клон­ни­ков. При­ве­ден­ный в ка­пи­ще Ди­о­ни­са, свя­той име­нем Иису­са Хри­ста со­кру­шил идо­ла, по­сле че­го был вверг­нут в рас­ка­лен­ную печь, где остал­ся невре­ди­мым, а пла­ме­нем, вы­шед­шим из пе­чи, был со­жжен пра­ви­тель. Вновь на­зна­чен­ный на­чаль­ник под­верг свя­то­го Мок­ия же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, ко­то­рые он при по­мо­щи Бо­жи­ей стой­ко пе­ре­нес; от­дан­ный на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям, он остал­ся невре­ди­мым – львы ло­жи­лись у ног свя­то­го. На­род, вра­зу­мив­шись та­ки­ми чу­де­са­ми, стал тре­бо­вать, чтобы му­че­ни­ка от­пу­сти­ли на сво­бо­ду. Пра­ви­тель рас­по­ря­дил­ся ото­слать свя­то­го в го­род Пе­ринф, а от­ту­да в Ви­зан­тию, где свя­той Мок­ий был каз­нен. Пе­ред смер­тью он в мо­лит­ве бла­го­да­рил Гос­по­да, дав­ше­го ему си­лу до кон­ца прой­ти му­че­ни­че­ский по­двиг. «Гос­по­ди, при­и­ми в ми­ре дух мой», – бы­ли его по­след­ние сло­ва, по­сле че­го ему от­сек­ли го­ло­ву. Свя­той Мок­ий скон­чал­ся око­ло 295 го­да. Впо­след­ствии им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­стро­ил в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Мок­ия храм и пе­ре­нес в него свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/413

☦️
Равноапостольные Кирилл (Константин) и Мефо́дий Моравские.
Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные пер­во­учи­те­ли и про­све­ти­те­ли сла­вян­ские, бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий про­ис­хо­ди­ли из знат­ной и бла­го­че­сти­вой се­мьи, жив­шей в гре­че­ском го­ро­де Со­лу­ни. Свя­той Ме­фо­дий был стар­шим из се­ми бра­тьев, свя­той Кон­стан­тин (Ки­рилл – его мо­на­ше­ское имя) – са­мым млад­шим. Свя­той Ме­фо­дий был сна­ча­ла в во­ен­ном зва­нии и был пра­ви­те­лем в од­ном из под­чи­нен­ных Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­вян­ских кня­жеств, по-ви­ди­мо­му, Бол­гар­ском, что да­ло ему воз­мож­ность на­учить­ся сла­вян­ско­му язы­ку. Про­быв там око­ло 10 лет, свя­той Ме­фо­дий при­нял за­тем мо­на­ше­ство в од­ном из мо­на­сты­рей на го­ре Олимп. Свя­той Кон­стан­тин с ма­лых лет от­ли­чал­ся боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми и учил­ся вме­сте с ма­ло­лет­ним им­пе­ра­то­ром Ми­ха­и­лом у луч­ших учи­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля, в том чис­ле у Фо­тия, бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Свя­той Кон­стан­тин в со­вер­шен­стве по­стиг все на­у­ки сво­е­го вре­ме­ни и мно­гие язы­ки, осо­бен­но при­леж­но изу­чал он тво­ре­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. За свой ум и вы­да­ю­щи­е­ся по­зна­ния свя­той Кон­стан­тин по­лу­чил про­зва­ние Фило­со­фа (муд­ро­го). По окон­ча­нии уче­ния свя­той Кон­стан­тин при­нял сан иерея и был на­зна­чен хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шей биб­лио­те­ки при хра­ме Свя­той Со­фии, но вско­ре по­ки­нул сто­ли­цу и тай­но ушел в мо­на­стырь. Разыс­кан­ный там и воз­вра­щен­ный в Кон­стан­ти­но­поль, он был опре­де­лен учи­те­лем фило­со­фии в Выс­шей кон­стан­ти­но­поль­ской шко­ле. Муд­рость и си­ла ве­ры еще со­всем мо­ло­до­го Кон­стан­ти­на бы­ли столь ве­ли­ки, что ему уда­лось по­бе­дить в пре­ни­ях во­ждя ере­ти­ков-ико­но­бор­цев Ан­ния. По­сле этой по­бе­ды Кон­стан­тин был по­слан им­пе­ра­то­ром на дис­пут для пре­ний о Свя­той Тро­и­це с са­ра­ци­на­ми (му­суль­ма­на­ми) и так­же одер­жал по­бе­ду. Вер­нув­шись, свя­той Кон­стан­тин уда­лил­ся к бра­ту сво­е­му свя­то­му Ме­фо­дию на Олимп, про­во­дя вре­мя в непре­стан­ной мо­лит­ве и чте­нии тво­ре­ний свя­тых от­цов.
Вско­ре им­пе­ра­тор вы­звал обо­их свя­тых бра­тьев из мо­на­сты­ря и от­пра­вил их к ха­за­рам для еван­гель­ской про­по­ве­ди. На пу­ти они оста­но­ви­лись на неко­то­рое вре­мя в го­ро­де Кор­су­ни, го­то­вясь к про­по­ве­ди. Там свя­тые бра­тья чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­ли мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го (па­мять 25 но­яб­ря). Там же в Кор­су­ни свя­той Кон­стан­тин на­шел Еван­ге­лие и Псал­тирь, на­пи­сан­ные «рус­ски­ми бук­ва­ми», и че­ло­ве­ка, го­во­ря­ще­го по-рус­ски, и стал учить­ся у это­го че­ло­ве­ка чи­тать и го­во­рить на его язы­ке (по мнению академика Е.Е.Голубинского, «…вне всякого сомнения и спора, что у автора Жития никоим образом не могло быть речи ни о русских Евангелии и Псалтири, ни вообще о каком-нибудь славянском переводе Библии и странное место в своем теперешнем виде вовсе не принадлежит ему. По всей вероятности, место это …искажение каких-нибудь подлинных речей автора»). По­сле это­го свя­тые бра­тья от­пра­ви­лись к ха­за­рам, где одер­жа­ли по­бе­ду в пре­ни­ях с иуде­я­ми и му­суль­ма­на­ми, про­по­ве­дуя еван­гель­ское уче­ние. На пу­ти до­мой бра­тья сно­ва по­се­ти­ли Кор­сунь и, взяв там мо­щи свя­то­го Кли­мен­та, вер­ну­лись в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­той Кон­стан­тин остал­ся в сто­ли­це, а свя­той Ме­фо­дий по­лу­чил игу­мен­ство в неболь­шом мо­на­сты­ре По­ли­хрон, неда­ле­ко от го­ры Олимп, где он под­ви­зал­ся преж­де.
Вско­ре при­шли к им­пе­ра­то­ру по­слы от мо­рав­ско­го кня­зя Ро­сти­сла­ва, при­тес­ня­е­мо­го немец­ки­ми епи­ско­па­ми, с прось­бой при­слать в Мо­ра­вию учи­те­лей, ко­то­рые мог­ли бы про­по­ве­до­вать на род­ном для сла­вян язы­ке. Им­пе­ра­тор при­звал свя­то­го Кон­стан­ти­на и ска­зал ему: «Необ­хо­ди­мо те­бе ид­ти ту­да, ибо луч­ше те­бя ни­кто это­го не вы­пол­нит». Свя­той Кон­стан­тин с по­стом и мо­лит­вой при­сту­пил к но­во­му по­дви­гу. С по­мо­щью сво­е­го бра­та свя­то­го Ме­фо­дия и уче­ни­ков Го­раз­да, Кли­мен­та, Сав­вы, На­у­ма и Ан­ге­ля­ра он со­ста­вил сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на сла­вян­ский язык кни­ги, без ко­то­рых не мог­ло со­вер­шать­ся Бо­го­слу­же­ние: Еван­ге­лие, Апо­стол, Псал­тирь и из­бран­ные служ­бы. Это бы­ло в 863 го­ду.
По­сле за­вер­ше­ния пе­ре­во­да свя­тые бра­тья от­пра­ви­лись в Мо­ра­вию, где бы­ли при­ня­ты с ве­ли­кой че­стью, и ста­ли учить бо­го­слу­же­нию на сла­вян­ском язы­ке. Это вы­зва­ло зло­бу немец­ких епи­ско­пов, со­вер­шав­ших в мо­рав­ских церк­вах бо­го­слу­же­ние на ла­тин­ском язы­ке, и они вос­ста­ли про­тив свя­тых бра­тьев, утвер­ждая, что бо­го­слу­же­ние мо­жет со­вер­шать­ся лишь на од­ном из трех язы­ков: ев­рей­ском, гре­че­ском или ла­тин­ском. Свя­той Кон­стан­тин от­ве­чал им: «Вы при­зна­ё­те лишь три язы­ка, до­стой­ных то­го, чтобы сла­вить на них Бо­га. Но Да­вид во­пи­ет: «Пой­те Гос­по­де­ви вся зем­ля, хва­ли­те Гос­по­да вси язы­ци, вся­кое ды­ха­ние да хва­лит Гос­по­да!» И в Свя­том Еван­ге­лии ска­за­но: «Шед­ше на­учи­те вся язы­ки…»». Немец­кие епи­ско­пы бы­ли по­срам­ле­ны, но озло­би­лись еще боль­ше и по­да­ли жа­ло­бу в Pим. Свя­тые бра­тья бы­ли при­зва­ны в Рим для ре­ше­ния это­го во­про­са. Взяв с со­бой мо­щи свя­то­го Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го, свя­тые Кон­стан­тин и Ме­фо­дий от­пра­ви­лись в Pим. Узнав о том, что свя­тые бра­тья несут с со­бой свя­тые мо­щи, па­па Адри­ан с кли­ром вы­шел им на­встре­чу. Свя­тые бра­тья бы­ли встре­че­ны с по­че­том, па­па Рим­ский утвер­дил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке, а пе­ре­ве­ден­ные бра­тья­ми кни­ги при­ка­зал по­ло­жить в рим­ских церк­вах и со­вер­шать ли­тур­гию на сла­вян­ском язы­ке.
На­хо­дясь в Ри­ме, свя­той Кон­стан­тин за­не­мог и, в чу­дес­ном ви­де­нии из­ве­щен­ный Гос­по­дом о при­бли­же­нии кон­чи­ны, при­нял схи­му с име­нем Ки­рилл. Через 50 дней по­сле при­ня­тия схи­мы, 14 фев­ра­ля 869 го­да, рав­ноап­о­столь­ный Ки­рилл скон­чал­ся в воз­расте 42 лет. От­хо­дя к Бо­гу, свя­той Ки­рилл за­по­ве­дал бра­ту сво­е­му, свя­то­му Ме­фо­дию, про­дол­жать их об­щее де­ло – про­све­ще­ние сла­вян­ских на­ро­дов све­том ис­тин­ной ве­ры. Свя­той Ме­фо­дий умо­лял па­пу Рим­ско­го раз­ре­шить увез­ти те­ло бра­та для по­гре­бе­ния его на род­ной зем­ле, но па­па при­ка­зал по­ло­жить мо­щи свя­то­го Ки­рил­ла в церк­ви свя­то­го Кли­мен­та, где от них ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са.
По­сле кон­чи­ны свя­то­го Ки­рил­ла па­па, сле­дуя прось­бе сла­вян­ско­го кня­зя Ко­це­ла, по­слал свя­то­го Ме­фо­дия в Пан­но­нию, ру­ко­по­ло­жив его во ар­хи­епи­ско­па Мо­ра­вии и Пан­но­нии, на древ­ний пре­стол свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. В Пан­но­нии свя­той Ме­фо­дий вме­сте со сво­и­ми уче­ни­ка­ми про­дол­жал рас­про­стра­нять бо­го­слу­же­ние, пись­мен­ность и кни­ги на сла­вян­ском язы­ке. Это сно­ва вы­зва­ло ярость немец­ких епи­ско­пов. Они до­би­лись аре­ста и су­да над свя­ти­те­лем Ме­фо­ди­ем, ко­то­рый был со­слан в за­то­че­ние в Шва­бию, где в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной лет пре­тер­пел мно­гие стра­да­ния. Осво­бож­ден­ный по при­ка­за­нию па­пы Рим­ско­го Иоан­на VIII и вос­ста­нов­лен­ный в пра­вах ар­хи­епи­ско­па, Ме­фо­дий про­дол­жал еван­гель­скую про­по­ведь сре­ди сла­вян и кре­стил чеш­ско­го кня­зя Бо­ри­воя и его су­пру­гу Люд­ми­лу (день па­мяти 16/29 сен­тяб­ря), а так­же од­но­го из поль­ских кня­зей. В тре­тий раз немец­кие епи­ско­пы воз­двиг­ли го­не­ние на свя­ти­те­ля за непри­ня­тие рим­ско­го уче­ния об ис­хож­де­нии Свя­то­го Ду­ха от От­ца и от Сы­на. Свя­ти­тель Ме­фо­дий был вы­зван в Рим, но оправ­дал­ся пе­ред па­пой, со­хра­нив в чи­сто­те пра­во­слав­ное уче­ние, и был сно­ва воз­вра­щен в сто­ли­цу Мо­ра­вии – Ве­ле­град.
Здесь в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Ме­фо­дий с по­мо­щью двух уче­ни­ков-свя­щен­ни­ков пе­ре­вел на сла­вян­ский язык весь Вет­хий За­вет, кро­ме Мак­ка­вей­ских книг, а так­же Но­мо­ка­нон (Пра­ви­ла свя­тых от­цов) и свя­то­оте­че­ские кни­ги (Па­те­рик).
Пред­чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, свя­той Ме­фо­дий ука­зал на од­но­го из сво­их уче­ни­ков – Го­раз­да как на до­стой­но­го се­бе пре­ем­ни­ка. Свя­ти­тель пред­ска­зал день сво­ей смер­ти и скон­чал­ся 6 ап­ре­ля 885 го­да в воз­расте око­ло 60 лет. От­пе­ва­ние свя­ти­те­ля бы­ло со­вер­ше­но на трех язы­ках – сла­вян­ском, гре­че­ском и ла­тин­ском; он был по­гре­бен в со­бор­ной церк­ви Ве­ле­гра­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mefodij-moravskij
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/137
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/414

☦️
Равноапостольный Ростисла́в Великоморавский, князь.
Рав­ноап­о­столь­ный Ро­сти­слав, князь Ве­ли­ко­мо­рав­ский, уна­сле­до­вал кня­же­ский пре­стол в 846 го­ду по­сле смер­ти сво­е­го дя­ди Мой­ми­ра I. К это­му вре­ме­ни на тер­ри­то­рии Ве­ли­ко­мо­рав­ско­го кня­же­ства уже про­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­ские мис­си­о­не­ры из Гре­ции, Ва­ла­хии, а так­же Гер­ма­нии. От од­но­го из них он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние и по­сле ре­шил про­све­тить све­том хри­сти­ан­ской ве­ры весь на­род.
Опа­са­ясь свя­зы­вать­ся с немец­ки­ми мис­си­о­не­ра­ми, за ко­то­ры­ми сто­я­ли гер­ман­ские го­су­дар­ства, хо­тев­шие под­чи­нить сла­вян­ские на­ро­ды, князь так­же по­ни­мал, что про­по­ведь Еван­ге­лия бу­дет успеш­ной, ес­ли бу­дет ве­стись на род­ном язы­ке. Он об­ра­тил­ся вна­ча­ле с прось­бой к па­пе Рим­ско­му Ни­ко­лаю I при­слать ему мис­си­о­не­ров, зна­ю­щих сла­вян­ский язык, а по­лу­чив от­каз, об­ра­тил­ся к им­пе­ра­то­ру Ми­ха­и­лу. По со­ве­ту пат­ри­ар­ха Фо­тия Ми­ха­ил от­пра­вил ве­ли­ко­му кня­зю Ро­сти­сла­ву двух бра­тьев, Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, ко­то­рые пе­ре­ве­ли на сла­вян­ский язык Биб­лию, бо­го­слу­жеб­ную ли­те­ра­ту­ру и дру­гие кни­ги. От­кры­ва­лись хри­сти­ан­ские шко­лы. Та­ким об­ра­зом, при пол­ной под­держ­ке кня­зя Ро­сти­сла­ва хри­сти­ан­ство быст­ро рас­про­стра­ни­лось по Ве­ли­ко­мо­рав­ско­му кня­же­ству.

☦️
Преподобный Софро́ний Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Со­фро­ний, за­твор­ник, под­ви­зал­ся в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII в. Пре­по­доб­ный Со­фро­ний, за­тво­рив­ши се­бя в тем­ной пе­ще­ре, еже­днев­но про­чи­ты­вал всю Псал­тырь и все­гда но­сил на се­бе вла­ся­ни­цу и тя­же­лый по­яс же­лез­ный. В ка­ноне пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер из­ло­жен за­твор­ни­че­ский по­двиг свя­то­го по­движ­ни­ка, удо­сто­ив­ше­го­ся слы­ша­ния ан­гель­ско­го пе­ния. Он и ныне «в небе на­сла­жда­ет­ся веч­ной ра­до­сти, со Хри­стом цар­ству­ю­щи». Па­мять свя­то­го Со­фро­ния со­вер­ша­ет­ся вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми от­ца­ми Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, осо­бо 11/24 мар­та и об­ре­те­ние его нетлен­ных мо­щей – 11/24 мая.

☦️
Святитель Никоди́м Сербский, архиепископ.
Свя­ти­тель Ни­ко­дим, ар­хи­епи­скоп Серб­ский, ода­рен­ный цер­ков­ный пи­са­тель и уче­ный бо­го­слов, по­доб­но мно­гим серб­ским ар­хи­ере­ям пер­во­на­чаль­но под­ви­зал­ся на Свя­той Го­ре Афон и был по­стри­же­ни­ком, а за­тем и игу­ме­ном (1312–1316 гг.) мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Хи­лан­дар­ский иеро­мо­нах Гер­ва­сий пи­шет о свя­том, что он был ро­дом «из за­пад­ной стра­ны, зем­ли Раш­ской, зо­ву­щей­ся Серб­ской».
По смер­ти Серб­ско­го ар­хи­епи­ско­па Сав­вы III свя­ти­тель Ни­ко­дим был из­бран ар­хи­епи­ско­пом «всея Серб­ския и По­мор­ския зем­ли» и в 1317 го­ду взо­шел на пред­сто­я­тель­ский пре­стол.
Свя­ти­те­лю при­над­ле­жит пе­ре­вод с гре­че­ско­го на серб­ский язык уста­ва св. Сав­вы Освя­щен­но­го. Им же вне­се­ны в си­нак­сарь да­ты упо­ко­е­ния серб­ских пра­ви­те­лей и ар­хи­епи­ско­пов для со­вер­ше­ния за­упо­кой­ных по­ми­но­ве­ний или празд­нич­ных бо­го­слу­же­ний, ес­ли они про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых. В сво­ем пе­ре­во­де Иеру­са­лим­ско­го ти­пи­ка Ни­ко­дим на­по­ми­на­ет, что еще свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский хо­тел, чтобы его церк­ви устра­и­ва­лись по по­до­бию иеру­са­лим­ских хра­мов и Лав­ры Сав­вы Освя­щен­но­го. В пре­ди­сло­вии к это­му тру­ду он го­во­рит: «Все­мо­гу­щий Бог, зна­ю­щий немощь на­шу, по­да­ет си­лу ду­хов­ную, ес­ли мы пер­вы­ми са­ми по­ка­жем труд». В од­ном при­ме­ча­нии, от­но­ся­щем­ся к 1319 го­ду, свя­той ука­зы­ва­ет, что бе­рет­ся за пе­ре­вод ти­пи­ка, ис­пол­няя за­ве­ща­ние са­мо­го свт. Сав­вы, и за­клю­ча­ет свое на­став­ле­ние сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Мо­лю тех, кто при­дет по­сле ме­ня, за­вер­шить то, что оста­лось неза­вер­шен­ным ра­ди мо­ей крат­ковре­мен­ной жиз­ни».
Еще бу­дучи игу­ме­ном Хи­лан­да­ра, бла­жен­ный Ни­ко­дим по же­ла­нию ко­ро­лей Ми­лу­ти­на и Дра­гу­ти­на и все­го со­бо­ра Серб­ской зем­ли от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль к пат­ри­ар­ху Ни­ко­ну и им­пе­ра­то­ру Ан­д­ро­ни­ку для то­го, чтобы спо­соб­ство­вать при­ми­ре­нию враж­ду­ю­щих бра­тьев. Свя­ти­тель в сане ар­хи­епи­ско­па сто­ял во гла­ве по­соль­ства Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря, при­быв­ше­го в Сер­бию про­сить ко­ро­ля Ми­лу­ти­на о про­ще­нии и воз­вра­ще­нии из ссыл­ки его сы­на – Сте­фа­на Де­чан­ско­го. Об этом со­об­ща­ет цер­ков­ный пи­са­тель ар­хи­епи­скоп Да­ни­ил II, то­же при­ни­мав­ший уча­стие в де­ле при­ми­ре­ния. «А сей прео­свя­щен­ный, – пи­шет он о свя­том Ни­ко­ди­ме, – во­ис­ти­ну имел дерз­но­ве­ние… при­сту­пив к нему, на­чал го­во­рить слад­кие и бла­го­ра­зум­ные сло­ва, ко­то­ры­ми воз­мож­но бы­ло ве­ли­кий гнев его яро­сти обер­нуть на кро­тость, что и про­изо­шло».
6 ян­ва­ря 1321 го­да свт. Ни­ко­дим ко­ро­но­вал Сте­фа­на Уро­ша III Де­чан­ско­го ко­ролев­ской ко­ро­ной. Ге­ор­гий Цам­блак так пи­шет об этом со­бы­тии: «И встре­тил его свя­ти­тель­ство­вав­ший в ту по­ру то­гдаш­ний ар­хи­епи­скоп, зван­ный Ни­ко­дим… с ве­ли­кой ра­до­стью и цар­ски­ми по­че­стя­ми. И ко­гда они бы­ли в хра­ме, ар­хи­ерей, взяв ру­ка­ми ко­ро­ну цар­ства, вен­чал ей гла­ву его, явив его как со­вер­шен­но­го ца­ря…».
Свя­ти­тель Ни­ко­дим был кти­то­ром хра­ма св. Ди­мит­рия в Печ­ской пат­ри­ар­хии и хра­ма свт. Сав­вы Серб­ско­го у Ли­зи­цы. Он вос­ста­но­вил мо­на­стырь Жи­чу и осо­бо по­за­бо­тил­ся о кел­лии свя­то­го Сав­вы в Ко­рее на Афоне. Свя­ти­тель оста­вил за­ве­ща­ние о том, чтобы серб­ские ар­хи­епи­ско­пы до­став­ля­ли этой ке­ллии все, что опре­де­лил неко­гда сам свя­той Сав­ва.
Ис­кренне пре­дан­ный Хри­сто­ву уче­нию и сво­е­му на­ро­ду, свя­ти­тель был непри­ми­ри­мым бор­цом про­тив лже­уче­ний и ере­сей, в первую оче­редь бо­го­миль­ской. В по­свя­щен­ной ему служ­бе, со­став­лен­ной меж­ду 1404 и 1412 гг. епи­ско­пом Мар­ком, со­об­ща­ет­ся о том, что свя­ти­тель вел острую борь­бу с ере­ти­ка­ми, и в том чис­ле с ла­ти­ня­на­ми. Гим­но­граф упо­доб­ля­ет свя­ти­те­ля се­ки­ре, по­се­ка­ю­щей на­ме­ре­ния ере­ти­ков, при­хо­дя­щих из ино­пле­мен­ных на­ро­дов.
Био­граф свя­ти­те­ля со­об­ща­ет, что он был ар­хи­епи­ско­пом «толь­ко во­семь лет сво­ей крат­ковре­мен­ной жиз­ни» и ото­шел ко Гос­по­ду срав­ни­тель­но неста­рым еще че­ло­ве­ком. Это про­изо­шло 11 мая 1324 го­да. Мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­ди­ма бы­ли по­ло­же­ны в хра­ме св. Ди­мит­рия в Пе­че. Точ­ная да­та их об­ре­те­ния неиз­вест­на, но уже в 1391 го­ду они бы­ли по­ме­ще­ны в спе­ци­аль­ный ков­чег. Про­слав­ле­ние Ни­ко­ди­ма в ли­ке свя­тых про­изо­шло до­воль­но ра­но. Так же ра­но по­яви­лось цер­ков­ное по­чи­та­ние это­го свя­то­го на Ру­си. Изо­бра­же­ния свт. Ни­ко­ди­ма мож­но встре­тить на фрес­ках в мо­на­сты­ре Мо­ра­ча, хра­ме свт. Ни­ко­лая под Мо­ра­чей и в мо­на­сты­ре Ора­хо­ви­ца.

☦️
Священномученик Ио́сиф Астраханский, митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф, пер­вый мит­ро­по­лит Аст­ра­хан­ский, ро­дил­ся в 1579 го­ду в Аст­ра­ха­ни в се­мье ро­ди­те­лей Кли­мен­та и Вар­ва­ры. Скор­би и стра­да­ния со­про­вож­да­ли его с юных лет до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Маль­чи­ку бы­ло семь лет, ко­гда, в их го­ро­де раз­ра­зи­лась сму­та, про­из­ве­ден­ная сто­рон­ни­ка­ми са­мо­зван­ца Лже­д­мит­рия I. В дом его ро­ди­те­лей во­рва­лись ка­за­ки, один из ко­то­рых уда­рил маль­чи­ка кам­нем по го­ло­ве, от­че­го он стра­дал по­том всю жизнь.
Ища спа­се­ния сво­ей ду­ши, Иосиф по­сту­пил в мест­ный Тро­иц­кий мо­на­стырь. Здесь он под­ви­зал­ся в мо­лит­ве, по­сте и тру­дах сна­ча­ла в зва­нии про­сто­го мо­на­ха, а поз­же – в сане игу­ме­на и ар­хи­манд­ри­та. За­тем он был по­свя­щен пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в ар­хи­епи­ско­па Аст­ра­хан­ско­го.
Был он до­стой­ней­шим ар­хи­пас­ты­рем. О его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и муд­рой рас­су­ди­тель­но­сти зна­ли не толь­ко в аст­ра­хан­ском крае, но и да­ле­ко за пре­де­ла­ми его. Бла­го­че­сти­вей­ший царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич пи­тал к нему осо­бен­ное бла­го­во­ле­ние и вы­зы­вал его в Моск­ву на цер­ков­ный со­вет (в 1663–64 гг.). При­влек он лю­бо­вью к се­бе и свя­тей­ших пат­ри­ар­хов во­сточ­ных – Алек­сан­дрий­ско­го (Па­и­сия) и Ан­тио­хий­ско­го (Ма­ка­рия), ко­то­рых он при­ни­мал у се­бя в до­ме, ко­гда они по цар­ско­му зо­ву на­прав­ля­лись в Моск­ву через Аст­ра­хань. Пат­ри­ар­хам он по­ка­зал­ся то­гда «аки свет­лей­шая звез­да, вся­кое слу­же­ние че­ло­ве­ко­лю­бия и стран­но­при­им­ства яв­ляя: в скор­бях уте­ше­ние, в бед­стви­ях по­мощь, в ме­стах ма­ло­про­хо­ди­мых на­став­ле­ние сло­вом и де­лом; яв­ству­я­ся доб­ро­слу­жен, ра­чи­тель теп­лый, и во вся­ких нуж­ных де­лах тво­ря ве­лие по­пе­че­ние и при­леж­ность». Вот по­че­му пат­ри­ар­хи взя­ли Иоси­фа с со­бой в Моск­ву на цер­ков­ный со­бор. Здесь они про­си­ли ца­ря воз­ве­сти Иоси­фа в сан мит­ро­по­ли­та за его ве­ли­кие тру­ды и доб­ро­де­те­ли, чтобы и про­чие ар­хи­пас­ты­ри, смот­ря на него, под­ра­жа­ли ему. Царь охот­но со­гла­сил­ся на прось­бу пат­ри­ар­хов. То­гда же по­ста­ви­ли Иоси­фа в мит­ро­по­ли­ты (в 1667 г.), при­чем пат­ри­ар­хи в знак сво­е­го ува­же­ния по­да­ри­ли ему до­ро­гое ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние (сак­кос), вы­ткан­ное из су­че­но­го шел­ка с зо­ло­том.
11 мая 1672 го­да во вре­мя бун­та Стень­ки Ра­зи­на свя­ти­тель Иосиф при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Аст­ра­ха­ни. Это пе­чаль­ное со­бы­тие бы­ло по­дроб­но опи­са­но оче­вид­ца­ми и сви­де­те­ля­ми, свя­щен­ни­ка­ми Аст­ра­хан­ско­го со­бо­ра Ки­рил­лом и Пет­ром.
Ко­гда ка­за­ки, взяв Аст­ра­хань, окру­жи­ли со­бор, они по­тре­бо­ва­ли, чтобы свя­ти­тель вы­шел к ним. Он же ве­лел зво­нить в боль­шой ко­ло­кол, чтобы со­бра­лось все ду­хо­вен­ство, сам об­ла­чил­ся и в со­про­вож­де­нии ду­хо­вен­ства вы­шел. Об­ви­нив его в сно­ше­ни­ях с мос­ков­ским пра­ви­тель­ством и ка­за­ка­ми, от­ло­жив­ши­ми­ся от Ра­зи­на, они по­тре­бо­ва­ли, чтобы он раз­об­ла­чил­ся. По­сле дол­гих пы­ток сбро­си­ли свя­ти­те­ля Иоси­фа со ска­та кры­ши со­бо­ра. Свя­щен­ни­ки под­ня­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка и, об­ла­чив в свя­ти­тель­ские одеж­ды, по­ло­жи­ли в при­го­тов­лен­ный гроб. На сле­ду­ю­щий день, по­сле со­вер­ше­ния па­ни­хи­ды, те­ло свя­ти­те­ля бы­ло пе­ре­не­се­но в при­дел св. Афа­на­сия и Ки­рил­ла в Аст­ра­хан­ском со­бо­ре и в те­че­ние де­вя­ти дней оста­ва­лось непо­гре­бен­ным. За­тем мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в гроб­ни­цу и в ско­ром вре­ме­ни про­слав­ле­ны чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

☦️
Священномученик Михаил Белороссов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 11 мая 1869 го­да в го­ро­де Ро­ма­но­ве-Бо­ри­со­глеб­ске Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Пав­ла Бе­ло­рос­со­ва. В 1890 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил пса­лом­щи­ком в церк­ви Ни­ко­лы на Ме­лен­ках в Яро­слав­ле. В ян­ва­ре 1893 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла Кар­дин­ско­го Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Кар­дин­ской шко­лы гра­мо­ты, а так­же ка­те­хи­за­то­ром при церк­ви.
В ав­гу­сте 1896 го­да отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Ро­ма­но­ве-Бо­ри­со­глеб­ске, где про­слу­жил бо­лее два­дца­ти лет, ис­пол­няя мно­гие по­слу­ша­ния на пе­да­го­ги­че­ском по­при­ще – он был за­ко­но­учи­те­лем го­род­ско­го зем­ско­го на­чаль­но­го учи­ли­ща, низ­шей ре­мес­лен­ной шко­лы, на­чаль­но­го учи­ли­ща при льня­ной ма­ну­фак­ту­ре, вос­крес­ной шко­лы при том же учи­ли­ще, за­ко­но­учи­те­лем на уро­ках для взрос­лых при зем­ском на­чаль­ном учи­ли­ще, ка­те­хи­за­то­ром при Вос­кре­сен­ской церк­ви; кро­ме то­го, он был по­сто­ян­ным чле­ном и каз­на­че­ем Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уезд­но­го от­де­ле­ния епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и со­труд­ни­ком по­пе­чи­тель­ства о бед­ных ду­хов­но­го зва­ния го­ро­да Ро­ма­но­ва-Бо­ри­со­глеб­ска и уез­да.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков, в 1919 го­ду Вос­кре­сен­ский храм был за­крыт, и в 1920 го­ду свя­щен­ник с се­мьей ре­шил пе­ре­ехать в Яро­славль к род­ствен­ни­кам. Сна­ча­ла уеха­ла су­пру­га с детьми, за­тем от­пра­вил­ся отец Ми­ха­ил. Меж­ду Ро­ма­но­вом-Бо­ри­со­глеб­ском и Яро­слав­лем он был аре­сто­ван мест­ны­ми ком­му­ни­ста­ми как свя­щен­ник, об­ви­нен в при­част­но­сти к контр­ре­во­лю­ци­он­но­му за­го­во­ру и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Алекса́ндр (Петровский), Харьковский, архиепископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 23 ав­гу­ста 1851 го­да в го­ро­де Луц­ке Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Фе­о­фа­на Пет­ров­ско­го. В 1892 го­ду он окон­чил че­ты­ре клас­са Во­лын­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и в том же го­ду был на­зна­чен учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в се­ле Ко­ня­ги­но Ду­бен­ско­го уез­да, а в 1897 го­ду, оста­ва­ясь учи­те­лем, был на­зна­чен пса­лом­щи­ком Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го хра­ма в том же се­ле.
Отец к это­му вре­ме­ни умер, и Алек­сандр жил вдво­ем с ма­те­рью, ко­то­рую очень лю­бил. Вско­ре мать умер­ла, и он, по­лу­чив пол­ную сво­бо­ду, стал ве­сти воль­ный об­раз жиз­ни, при­хо­дя иной раз до­мой толь­ко под утро. Од­на­жды, воз­вра­тив­шись до­мой на рас­све­те, он лег спать в сво­ей ком­на­те, рас­по­ло­жен­ной ря­дом с ком­на­той ма­те­ри, где и по­сле ее смер­ти оста­ва­лось все в преж­нем по­ряд­ке. Во сне он уви­дел, как буд­то раз­дви­ну­лась за­на­вес­ка, раз­де­ляв­шая ком­на­ты, к нему во­шла мать и ска­за­ла: «Остав­ляй эту жизнь и по­сту­пай в мо­на­стырь».
Вос­по­ми­на­ние о ма­те­ри и уко­ры со­ве­сти на­столь­ко по­вли­я­ли на Алек­сандра Фе­о­фа­но­ви­ча, что он при­нял твер­дое ре­ше­ние из­ме­нить свою жизнь. 1 сен­тяб­ря 1899 го­да он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Тро­иц­кий Дер­ман­ский мо­на­стырь в Ду­бен­ском уез­де Во­лын­ской гу­бер­нии и нес здесь по­слу­ша­ние учи­те­ля и за­ко­но­учи­те­ля при мо­на­стыр­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. 9 июня 1900 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с остав­ле­ни­ем то­го же име­ни и на­зна­чен эко­но­мом Дер­ман­ско­го мо­на­сты­ря. 15 ав­гу­ста то­го же го­да мо­нах Алек­сандр в со­бор­ном хра­ме По­ча­ев­ской Успен­ской Лав­ры был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 29 ок­тяб­ря – во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность риз­ни­че­го с остав­ле­ни­ем за ним преж­них по­слу­ша­ний за­ко­но­учи­те­ля, учи­те­ля и эко­но­ма. 18 но­яб­ря то­го же го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность на­мест­ни­ка Дер­ман­ско­го мо­на­сты­ря, неся вме­сте с этим по­слу­ша­ния учи­те­ля и за­ко­но­учи­те­ля.
16 ян­ва­ря 1901 го­да отец Алек­сандр был пе­ре­ве­ден в Кре­ме­нец­кий Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь и на­зна­чен каз­на­че­ем мо­на­сты­ря. 6 де­каб­ря 1903 го­да он, кро­ме то­го, был на­зна­чен каз­на­че­ем Свя­то-Бо­го­яв­лен­ско­го Брат­ства Во­лын­ской епар­хии.
1 фев­ра­ля 1903 го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был пе­ре­ве­ден слу­жить в Тур­ке­стан­скую епар­хию и 6 мая то­го же го­да на­зна­чен эко­но­мом Тур­ке­стан­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма; в Тур­ке­стан­ской епар­хии он нес по­слу­ша­ния чле­на Ду­хов­ной кон­си­сто­рии, Учи­лищ­но­го со­ве­та и мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. 7 ап­ре­ля 1905 го­да он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
Здеш­ний кли­мат небла­го­при­ят­но ска­зал­ся на его здо­ро­вье, и 20 фев­ра­ля 1906 го­да он был осво­бож­ден от по­слу­ша­ний в Тур­ке­стан­ской епар­хии с пра­вом по­ступ­ле­ния в один из мо­на­сты­рей в Ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии и 16 мар­та то­го же го­да был вклю­чен в чис­ло бра­тии Жи­ро­виц­ко­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря Грод­нен­ской епар­хии. 8 ав­гу­ста 1907 го­да он был утвер­жден в долж­но­сти каз­на­чея мо­на­сты­ря, неся, кро­ме то­го, по­слу­ша­ние за­ве­ду­ю­ще­го Жи­ро­виц­кой двух­класс­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой.
8 ян­ва­ря 1908 го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был пе­ре­ме­щен в брат­ство Дон­ско­го мо­на­сты­ря в Москве, и с 8 фев­ра­ля то­го же го­да ис­пол­нял долж­ность на­мест­ни­ка мо­на­сты­ря. 4 де­каб­ря 1909 го­да он был утвер­жден в долж­но­сти на­мест­ни­ка Дон­ско­го мо­на­сты­ря и 6 мая 1910 го­да воз­ве­ден в сан игу­ме­на. В том же го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Лу­бен­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1911 го­ду, ко­гда был тор­же­ствен­но про­слав­лен свя­ти­тель Иоасаф Бел­го­род­ский, ар­хи­манд­рит Алек­сандр ор­га­ни­зо­вал крест­ный ход из Лу­бен­ско­го мо­на­сты­ря в Бел­го­род, в ко­то­ром, несмот­ря на даль­ность рас­сто­я­ния, участ­во­ва­ло несколь­ко сот че­ло­век.
В 1917 го­ду ар­хи­манд­рит Алек­сандр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Через год он пе­ре­ехал в Пол­та­ву, где неко­то­рое вре­мя жил при епи­ско­пе Фе­о­фане (Быст­ро­ве). По­сле то­го как епи­скоп Фе­о­фан по­ки­нул Пол­та­ву, ар­хи­манд­рит Алек­сандр по­се­лил­ся в Ко­зе­льщан­ском Рож­де­ство-Бо­го­ро­дич­ном мо­на­сты­ре, ко­то­рый в то вре­мя не был еще ра­зо­рен без­бож­ни­ка­ми-ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми, – в нем бы­ли пре­крас­ные хра­мы, своя ти­по­гра­фия и ико­но­пис­ные ма­стер­ские. Здесь, в оби­те­ли, со­бра­лись свя­щен­но­слу­жи­те­ли из раз­граб­лен­ных во вре­мя ре­во­лю­ции церк­вей.
В 1919 го­ду ар­хи­манд­рит Алек­сандр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем скит­ской церк­ви Ко­зе­льщан­ско­го мо­на­сты­ря. В 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, за­кры­ты и все церк­ви в окрест­но­сти, кро­ме хра­ма в ски­ту, и сю­да ста­ло сте­кать­ся мно­же­ство ве­ру­ю­щих. Отец Алек­сандр ор­га­ни­зо­вал здесь об­ще­на­род­ное пе­ние во вре­мя бо­го­слу­же­ний; бы­ва­ло, ска­жет: «Пой­те все», – и все мо­ля­щи­е­ся то­гда под­хва­ты­ва­ли мо­лит­во­сло­вия все­нощ­но­го бде­ния или ли­тур­гии. По неукос­ни­тель­но со­блю­дав­ше­му­ся бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля служ­ба со­вер­ша­лась здесь стро­го по уста­ву и про­хо­ди­ла с огром­ным мо­лит­вен­ным подъ­емом.
В 1932 го­ду храм в ски­ту был за­крыт, ар­хи­манд­рит Алек­сандр уехал в Ки­ев и 30 ок­тяб­ря 1932 го­да был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Уман­ско­го, ви­ка­рия Ки­ев­ской епар­хии.
В ав­гу­сте 1933 го­да епи­скоп Алек­сандр был на­зна­чен на Вин­ниц­кую ка­фед­ру, а в мае 1937 го­да пе­ре­ве­ден в Харь­ков и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па.
Хра­мы в то вре­мя за­кры­ва­лись один за дру­гим, и к при­ез­ду ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра в Харь­ков здесь остал­ся один Ни­коль­ский храм на Хо­лод­ной Го­ре; бли­жай­шие церк­ви бы­ли в Ека­те­ри­но­сла­ве и Лу­ган­ске. Об­ста­нов­ка в го­ро­де бы­ла та­ко­ва, что ни­кто из лю­дей, про­жи­вав­ших непо­да­ле­ку от хра­ма, не ре­шил­ся сдать ком­на­ту ар­хи­ерею, и вла­ды­ка сни­мал ее в дру­гом кон­це го­ро­да.
В хра­ме вла­ды­ка за­стал хо­лод­ное, не мо­лит­вен­ное, фор­маль­ное пе­ние; оно ему не по­нра­ви­лось, но он не стал сра­зу де­лать за­ме­ча­ний. В то вре­мя в Харь­ко­ве на Свет­лую сед­ми­цу слу­жи­лись пас­халь­ные служ­бы толь­ко два пер­вых дня. На вто­рой день Пас­хи ар­хи­епи­скоп об­ра­тил­ся с прось­бой к на­ро­ду и кли­ро­су – не от­хо­дить от бла­го­че­сти­во­го обы­чая слу­жить пас­халь­ные служ­бы хо­тя бы три дня. День был ра­бо­чим, но, несмот­ря на это, храм ока­зал­ся по­лон мо­ля­щих­ся. Хор по обык­но­ве­нию на­чал петь «по­ско­ру», не по­вто­ряя всех празд­нич­ных пес­но­пе­ний; то­гда ар­хи­епи­скоп по­вер­нул­ся к на­ро­ду и ска­зал: «Пой­те все!»И весь на­род стал петь хо­ро­шо из­вест­ный ему пас­халь­ный ка­нон. Пев­цы на кли­ро­се сна­ча­ла рас­те­ря­лись, а за­тем под­хва­ти­ли пе­ние и ста­ли ру­ко­во­дить им, и служ­ба про­шла с та­ким мо­лит­вен­ным подъ­емом, ка­ко­го здесь не ви­де­ли дав­но.
В 1937 го­ду вла­сти ста­ли на­ста­и­вать, чтобы ар­хи­епи­скоп Алек­сандр раз­ре­шил слу­жить в том же хра­ме жи­во­цер­ков­ни­кам, чтобы в од­но вос­кре­се­нье слу­жил ар­хи­епи­скоп Алек­сандр с пра­во­слав­ны­ми, в дру­гое – жи­во­цер­ков­ни­ки. На­род был ка­те­го­ри­че­ски про­тив и, на­стро­ен­ный весь­ма во­ин­ствен­но, го­тов был ко­лья­ми от­го­нять от хра­ма рас­коль­ни­ков – яв­ных вра­гов Церк­ви. Чтобы из­бе­жать столк­но­ве­ния, ар­хи­епи­скоп Алек­сандр пред­ло­жил на­ро­ду раз­де­лить храм: от­дать жи­во­цер­ков­ни­кам один из при­де­лов, но с усло­ви­ем, что он бу­дет от­де­лен от ос­нов­но­го хра­ма сте­ной. Вла­сти за­пре­ти­ли стро­ить сте­ну под пред­ло­гом то­го, что не вы­дер­жит фун­да­мент. Пра­во­слав­ные, од­на­ко, со­ста­ви­ли про­ект, при ко­то­ром обес­пе­чи­ва­лась без­опас­ность по­строй­ки, и за две неде­ли со­ору­ди­ли сте­ну. При­ход жи­во­цер­ков­ни­ков со­сто­ял из со­ро­ка че­ло­век, и кро­ме них, в храм ни­кто не хо­дил, хо­тя у жи­во­цер­ков­ни­ков бы­ло и ду­хо­вен­ство, и пре­крас­ный хор, и ма­те­ри­аль­но они бы­ли всем обес­пе­че­ны.
В то же вре­мя в пра­во­слав­ной ча­сти хра­ма, где слу­жил вла­ды­ка, бы­ло столь­ко на­ро­да, что при­ча­ще­ние про­дол­жа­лось по несколь­ку ча­сов. По­сле ли­тур­гии свя­щен­ни­ки со­вер­ша­ли кре­ще­ния, и кре­стить­ся при­хо­ди­ло до ста че­ло­век в день, так что по­чти сра­зу по­сле кре­ще­ний на­чи­на­лась ве­чер­няя служ­ба. Ар­хи­епи­скоп лю­бил цер­ков­ную служ­бу, цер­ков­ное пе­ние. Бы­ва­ло, по­ет хор на ек­те­нии «По­дай, Гос­по­ди», а ар­хи­епи­скоп ска­жет: «Да вы и че­ло­ве­ка не ста­не­те так про­сить, чтобы он по­дал. Раз­ве так хо­лод­но про­сят?» И, об­ра­тив­шись к на­ро­ду, го­во­рил: «Пой­те все!» И то­гда бо­лее ты­ся­чи мо­ля­щих­ся еди­ны­ми усты и еди­ным серд­цем на­чи­на­ли петь.
28 июля 1938 го­да ар­хи­епи­скоп Алек­сандр был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му, рас­по­ло­жен­ную непо­да­ле­ку от хра­ма на Хо­лод­ной Го­ре. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы. Услы­шав, в чем его об­ви­ня­ют, вла­ды­ка за­явил, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет. Бы­ли за­чи­та­ны по­ка­за­ния сви­де­те­лей, а за­тем сле­до­ва­тель стал же­сто­ко из­би­вать ар­хи­епи­ско­па, тре­буя, чтобы он при­знал се­бя ви­нов­ным.
Под воз­дей­стви­ем пы­ток ар­хи­епи­скоп ска­зал, что, от­ри­ца­тель­но вос­при­няв за­кры­тие церк­вей, стал непри­ми­ри­мым вра­гом со­вет­ской вла­сти, но шпи­он­ской де­я­тель­но­стью, в ко­то­рой его об­ви­ня­ют, не за­ни­мал­ся.
15 мар­та 1939 го­да де­ло ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра бы­ло за­слу­ша­но в за­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии во­ен­но­го три­бу­на­ла, и здесь вла­ды­ка за­явил, что ни в ка­кой шпи­он­ской ор­га­ни­за­ции не участ­во­вал и шпи­он­ской де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся, а так­же не вел сре­ди при­хо­жан ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, и ес­ли он под­пи­сал­ся под по­ка­за­ни­я­ми на пред­ва­ри­тель­ном след­ствии, то толь­ко по­то­му, что сле­до­ва­тель бил его, – под физи­че­ским воз­дей­стви­ем он дал лож­ные по­ка­за­ния, от ко­то­рых те­перь от­ка­зы­ва­ет­ся.
В тот же день был за­чи­тан при­го­вор во­ен­но­го три­бу­на­ла Харь­ков­ско­го во­ен­но­го окру­га, ко­то­рый при­го­во­рил ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра к де­ся­ти го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния и к пя­ти го­дам ли­ше­ния прав. Вла­ды­ке бы­ло то­гда во­семь­де­сят во­семь лет.
5 ян­ва­ря 1940 го­да при­го­вор был от­ме­нен и «де­ло» бы­ло воз­вра­ще­но на до­сле­до­ва­ние. Ар­хи­епи­скоп Алек­сандр скон­чал­ся в тю­рем­ной боль­ни­це 24 мая 1940 го­да. На сле­ду­ю­щий день в го­род­ской морг был при­ве­зен из боль­ни­цы тюрь­мы № 1 труп ста­ри­ка, со­вер­шен­но раз­де­то­го, с но­ме­ром на но­ге, по фа­ми­лии Пет­ров­ский, с пред­пи­са­ни­ем по­хо­ро­нить. Вско­ре, од­на­ко, бы­ло по­лу­че­но ука­за­ние воз­вра­тить труп Пет­ров­ско­го в тюрь­му, так как он был при­слан по ошиб­ке. Слу­жа­щий при мор­ге врач, ко­то­рый был ипо­ди­а­ко­ном у ар­хи­епи­ско­па, и де­жу­рив­ший у во­рот при­врат­ник (впо­след­ствии он стал свя­щен­ни­ком), сра­зу узна­ли ар­хи­епи­ско­па. Они пе­ре­вя­за­ли но­мер с те­ла вла­ды­ки на те­ло без­род­но­го ста­ри­ка и от­пра­ви­ли его с до­ку­мен­та­ми на имя Пет­ров­ско­го в тюрь­му, а те­ло свя­ти­те­ля бы­ло вы­ве­зе­но из мор­га. Но­чью мо­на­хи и близ­кие ар­хи­епи­ско­пу лю­ди об­ла­чи­ли его в ар­хи­ерей­ские одеж­ды и бы­ло со­вер­ше­но от­пе­ва­ние. Свя­ти­тель был по­хо­ро­нен на За­лю­тин­ском клад­би­ще на окра­ине Харь­ко­ва.


Жития
Писание