⏳ 2022.05.17 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я по Пасхе (глас 3й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
17 мая (4 мая)
• мц. Пелаги́и Тарсийской (ок. 290)
• сщмч. Ера́зма Формийского (303)
• сщмч. Альвиа́на Анейского и учеников его (304)
• сщмч. Сильва́на Газского и с ним 40 мчч. (311)
• прпп. Никиты (Ни́фонта), Кирилла, Ники́фора, Кли́мента, Исаа́кия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV–XV)
• сщмч. Иоанна (Васильева) (1942)
• сщмч. Николая (Тохтуева) (1943)
• иконы Божией Матери «Старорусская» (1570)


☦️
Мученица Пелаги́я Тарсийская, дева.
Свя­тая Пе­ла­гея (Пе­ла­гия) ро­ди­лась в Тар­се (в Ма­лой Азии) от знат­ных ро­ди­те­лей – языч­ни­ков. От­ли­ча­лась она необык­но­вен­ной кра­со­той и бле­стя­щим об­ра­зо­ва­ни­ем. Им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305 гг.) хо­тел же­нить на Пе­ла­гее сво­е­го усы­нов­лен­но­го на­след­ни­ка, но она, уве­ро­вав во Хри­ста, по­же­ла­ла по­свя­тить Ему свою жизнь и от­ка­за­ла в сво­ей ру­ке цар­ско­му на­след­ни­ку. При­няв кре­ще­ние, Пе­ла­гея ре­ши­ла про­све­тить ве­рой Хри­сто­вой и свою мать-языч­ни­цу, но та упор­ство­ва­ла и в зло­бе при­ве­ла дочь к от­верг­ну­то­му ею же­ни­ху и от­да­ла ее ему в ру­ки. Же­них же, зная, что Пе­ла­гея не от­ка­жет­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и что ее бу­дут пы­тать, как и дру­гих хри­сти­ан, от ве­ли­кой скор­би по­кон­чил с со­бой. Это еще бо­лее озло­би­ло мать Пе­ла­геи, и она от­ве­ла ее к Дио­кли­ти­а­ну на суд. Уви­дев Пе­ла­гею, царь сам пле­нил­ся ее кра­со­той и за­хо­тел на ней же­нить­ся. «У ме­ня же­них – Хри­стос, за ко­то­ро­го я го­то­ва уме­реть», – от­ве­ча­ла Пе­ла­гея. То­гда царь при­ка­зал от­дать свя­тую де­ву на му­че­ния. По­сле страш­ных ис­тя­за­ний Пе­ла­гею вверг­ли в рас­ка­лен­но­го мед­но­го бы­ка, где она и пре­да­ла Бо­гу ду­шу в 287 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/392

☦️
Священномученик Ера́зм Формийский (Кампанийский), епископ.
Свя­той Еразм с юных лет усерд­но слу­жил Гос­по­ду. В зре­лые го­ды он был воз­ве­ден в сан епи­ско­па го­ро­да Фор­мии (Ита­лия). Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) свя­той Еразм оста­вил свою епар­хию и уда­лил­ся в Ли­ван­ские го­ры, где скры­вал­ся семь лет. Од­на­жды явил­ся ему Ан­гел и ска­зал: «Еразм! ни­кто не по­бе­дит вра­гов, ес­ли бу­дет спать. Иди же в го­род свой, му­же­ствен­но под­ви­зай­ся и по­бе­дишь вра­гов». Вни­мая го­ло­су Ан­ге­ла, свя­той Еразм вы­шел из сво­е­го уеди­не­ния. Пер­вы­ми, кто спро­сил его о ве­ре, бы­ли во­и­ны, шед­шие ему на­встре­чу. Свя­той Еразм ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Его при­ве­ли на суд в Ан­тио­хию к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, пе­ред ко­то­рым свя­той бес­страш­но ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и дерз­но­вен­но об­ли­чил им­пе­ра­то­ра в его нече­стии. Свя­той Еразм был под­верг­нут же­сто­ким пыт­кам, но остал­ся непо­ко­ле­би­мым. По­сле ис­тя­за­ний свя­той был око­ван же­лез­ны­ми це­пя­ми и бро­шен в тем­ни­цу, от­ку­да его чу­дес­ным об­ра­зом вы­вел Ан­гел, ска­зав: «Иди за мною, я от­ве­ду те­бя в Ита­лию. Мно­го лю­дей и там ты при­ве­дешь ко спа­се­нию». В го­ро­де Ли­кии свя­той Еразм сме­ло про­по­ве­до­вал на­ро­ду о Хри­сте и вос­кре­сил сы­на од­но­го знат­но­го че­ло­ве­ка. По­сле это­го чу­да в Ли­кии кре­сти­лось 10 000 че­ло­век. Им­пе­ра­тор За­пад­ной по­ло­ви­ны Рим­ской им­пе­рии Мак­си­ми­ан Гер­кул при­ка­зал схва­тить свя­то­го и при­ве­сти его на суд. Пе­ред этим им­пе­ра­то­ром свя­той Еразм так­же сме­ло ис­по­ве­дал свою ве­ру. Его би­ли и угро­жа­ли рас­пя­ти­ем, ес­ли он не от­ре­чет­ся от Хри­ста. По­том за­ста­ви­ли ид­ти в идоль­ское ка­пи­ще, но при вхо­де свя­то­го все на­хо­див­ши­е­ся там идо­лы упа­ли и раз­би­лись, а из ка­пи­ща вы­шел огонь и по­па­лил мно­гих языч­ни­ков. Остав­шись на сво­бо­де, свя­той Еразм кре­стил мно­же­ство на­ро­да, а за­тем ушел в го­род Сир­мий, где был сно­ва схва­чен и под­верг­нут му­че­ни­ям. Свя­то­го по­са­ди­ли в рас­ка­лен­ную печь, но он остал­ся жи­вым и невре­ди­мым. Это чу­до столь по­тряс­ло при­сут­ство­вав­ших, что им­пе­ра­тор, бо­ясь на­род­но­го воз­му­ще­ния, уда­лил­ся в свой дво­рец. Ан­гел осво­бо­дил свя­то­го Ераз­ма от оков и при­вел его в го­род Фор­мию, т. е. в его епи­ско­пию, где свя­той кре­стил мно­же­ство на­ро­да. Там свя­той и скон­чал­ся в 303 го­ду. Хри­сти­ане с че­стью по­греб­ли остан­ки свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/395

☦️
Священномученик Альвиа́н Анейский, епископ.
Свя­той Аль­ви­ан был епи­ско­пом го­ро­да Анеи, Асий­ской об­ла­сти, по­стра­дал за Хри­ста око­ло 304 го­да в го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и со­пра­ви­те­ля его – Мак­си­ми­а­на. Свя­то­му Аль­ви­а­ну бы­ло при­ка­за­но при­не­сти жерт­ву идо­лам под стра­хом смер­ти, но свя­той с твер­до­стью ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста и от­ка­зал­ся слу­жить идо­лам. Его пы­та­ли рас­ка­лен­ным же­ле­зом, нещад­но би­ли, но он остал­ся непо­ко­ле­би­мым. Вме­сте с ним му­чи­ли и его уче­ни­ка, ко­то­рый то­же остал­ся ве­рен Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Оба свя­тых му­че­ни­ка бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти и бро­ше­ны в рас­ка­лен­ную печь, в ко­то­рой и скон­ча­лись, вос­при­няв му­че­ни­че­ские вен­цы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/394

☦️
Священномученик Сильва́н Газский, епископ.
Свя­той Силь­ван про­ис­хо­дил из окрест­но­стей го­ро­да Га­зы. В ми­ру Силь­ван был во­и­ном. Же­лая слу­жить Ца­рю Небес­но­му, он при­нял свя­щен­ство, а по­том был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Газ­ско­го. Свя­той Силь­ван мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на он был при­ве­ден на суд в го­род Ке­са­рию, под­верг­нут пыт­ке, му­же­ствен­но пе­ре­нес ее и был при­го­во­рен к тя­же­лым ра­бо­там в мед­ных руд­ни­ках. На этой ра­бо­те свя­той епи­скоп до­шел до край­не­го из­не­мо­же­ния, но, все­гда бод­рый ду­хом, неустан­но про­по­ве­до­вал Хри­ста всем окру­жа­ю­щим. Это вы­зва­ло нена­висть языч­ни­ков, ко­то­рые от­ру­би­ли ему го­ло­ву. Та­кую же смерть при­ня­ли с ним и еще 40 свя­тых му­че­ни­ков, ко­то­рые по сло­ву епи­ско­па уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Смерть их по­сле­до­ва­ла в 311 го­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/393

☦️
Преподобные братья Никита, Кирилл, Ники́фор, Кли́мент и Исаа́кий Алфановы (Сокольницкие).
Пре­по­доб­ные бра­тья Ни­ки­та, Ки­рилл, Ни­ки­фор, Кли­мент, Иса­а­кий Ал­фа­но­вы (Со­коль­ниц­кие) жи­ли в XIV ве­ке в Нов­го­ро­де; они про­во­ди­ли пра­вед­ную жизнь и ос­но­ва­ли Со­коль­ниц­кую оби­тель. Как со­об­ща­ют ле­то­пи­си, «на Со­ко­льей го­ре по­ста­ви­ша цер­ковь дре­вя­ну свя­то­го Ни­ко­лу и мо­на­стырь устро­и­ша» в 1389 го­ду. Пра­вед­ные Ал­фа­но­вы бы­ли в род­стве с из­вест­ным по ле­то­пи­сям Яко­вом Ан­фа­лом, или Ал­фа­ном, ко­то­рый убе­жал на Дви­ну, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний за сно­ше­ния с Моск­вой, и пра­вед­ни­ки под­верг­лись бе­дам по род­ствен­ной свя­зи с Яко­вом, тяж­ки­ми скор­бя­ми невин­но­го стра­да­ния очи­стив­шись для бла­жен­ной веч­но­сти. В «Ска­за­нии» о свя­тых бра­тьях опи­са­ны чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от мо­щей по­сле их кон­чи­ны. Празд­но­ва­ние их па­мя­ти по­ло­же­но 4/17 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых. В свя­зи с по­жа­ром, ис­тре­бив­шим Со­коль­ниц­кую оби­тель, мо­щи пре­по­доб­ных бра­тьев бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­ев мо­на­стырь 4 мая 1775 го­да.

☦️
Священномученик Иоа́нн Васильев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1886 го­ду в де­ревне Чер­ная Грязь Осташ­ков­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иа­ко­ва Ва­си­лье­ва. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Осташ­ков­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1915 го­ду Иван Яко­вле­вич был мо­би­ли­зо­ван на во­ен­ную служ­бу и до 1917 го­да слу­жил в ар­мии ря­до­вым. С 1917-го по 1928 год он ра­бо­тал в сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли на Се­вер­ном Кав­ка­зе. Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, он ча­сто по­се­щал храм, пел на кли­ро­се и в кон­це кон­цов при­нял твер­дое ре­ше­ние по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Свя­той Церк­ви. В 1928 го­ду Иван Яко­вле­вич по­сту­пил в один из хра­мов Вла­ди­мир­ской епар­хии пса­лом­щи­ком и все свое сво­бод­ное вре­мя стал по­свя­щать са­мо­об­ра­зо­ва­нию. На­сто­я­тель хра­ма вы­ра­зил же­ла­ние под­го­то­вить его к при­ня­тию свя­щен­но­го са­на.
В мар­те 1929 го­да Иван Яко­вле­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 12 июля то­го же го­да – во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ро­го­зи­но Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. С 1930 го­да отец Иоанн стал слу­жить в хра­мах Мос­ков­ской об­ла­сти. Он слу­жил в се­ле Про­хо­ро­во По­доль­ско­го рай­о­на, в се­ле Юр­ки­но Ист­рин­ско­го рай­о­на, в се­ле Ча­плы­ги­но Вос­кре­сен­ско­го рай­о­на и в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви в се­ле Пе­ре­дель­цы Крас­но­па­хор­ско­го рай­о­на. В 1936 го­ду отец Иоанн был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
В фев­ра­ле 1937 го­да скон­ча­лась каз­на­чея Ге­ор­ги­ев­ско­го хра­ма, и каз­на­че­ей при­шлось стать су­пру­ге от­ца Иоан­на. Вла­сти, од­на­ко, пре­ду­пре­ди­ли свя­щен­ни­ка, что они с же­ной не име­ют пра­ва ка­сать­ся цер­ков­но­го ящи­ка, но ни­кто в се­ле не со­гла­сил­ся пой­ти на эту долж­ность, и вла­сти объ­яви­ли свя­щен­ни­ку, что, по­сколь­ку у при­хо­да нет каз­на­чея, они ему не раз­ре­ша­ют слу­жить.
6 сен­тяб­ря 1937 го­да отец Иоанн от­пра­вил про­ше­ние ар­хи­ерею: по­сколь­ку в Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме вла­сти за­пре­ща­ют слу­жить, он про­сит дать ему дру­гой при­ход. Ар­хи­ерей на­пра­вил его в один из хра­мов Ви­но­гра­дов­ско­го рай­о­на. От­цу Иоан­ну при­шлось про­слу­жить здесь чуть бо­лее ме­ся­ца – в это вре­мя уже по­все­мест­но шли бес­по­щад­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. 26 но­яб­ря 1937 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне.
Сле­до­ва­тель рас­спро­сил свя­щен­ни­ка о его де­я­тель­но­сти в ка­че­стве пас­ты­ря и, убе­див­шись, что его вы­бор слу­жить Церк­ви был прин­ци­пи­аль­ным, счел это вполне до­ста­точ­ным для его осуж­де­ния и за­дал ему все­го лишь один во­прос:
– Про­жи­вая в де­ревне Уса­ди­щах, вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность? При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Нет, ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю, – от­ве­тил отец Иоанн.
На этом до­про­сы и след­ствие бы­ли за­кон­че­ны, де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние трой­ки НКВД, и свя­щен­ни­ка пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Иоанн Ва­си­льев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 17 мая 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Николай Тохтуев, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 9 мая 1903 го­да в за­во­де Бы­мов­ский Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Род Тох­ту­е­вых про­ис­хо­дил от кре­ще­ных та­тар, ко­то­рые по­се­ли­лись здесь в пер­вой по­ло­вине ХVIII ве­ка; это бы­ли потом­ствен­ные куз­не­цы, от­ли­чав­ши­е­ся в сво­ем де­ле боль­шим ма­стер­ством. Пра­дед Ни­ко­лая Тох­ту­е­ва, Осип Ан­ти­по­вич, мог ис­пра­вить та­кую по­лом­ку, ко­то­рую в то вре­мя ни­кто из бы­мов­ских куз­не­цов ис­пра­вить не мог. Но, как сре­ди мно­гих ма­сте­ро­вых, в их сре­де то­гда был ши­ро­ко рас­про­стра­нен грех ви­но­пи­тия. По­гре­шал этим и дед Ни­ко­лая, Ни­ко­лай Оси­по­вич; до пя­ти­де­ся­ти лет это был пре­крас­ный куз­нец и доб­ро­по­ря­доч­ный че­ло­век, но, по­ра­бо­тив­шись стра­сти, он по­до­рвал свое здо­ро­вье и вско­ре умер. Ви­дя с дет­ства, к че­му при­во­дит че­ло­ве­ка грех пьян­ства, отец Ни­ко­лая, Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич, дал Бо­гу обет не пить ни кап­ли ни­че­го хмель­но­го – и вы­дер­жал его в те­че­ние всей сво­ей дол­гой жиз­ни.
Пер­вое пред­став­ле­ние о книж­ном уче­нии Ва­си­лий по­лу­чил от мест­но­го пса­лом­щи­ка, обу­чив­ше­го его гра­мо­те, за­тем окон­чил сель­скую шко­лу. Огром­ное вли­я­ние на его вос­пи­та­ние ока­за­ла его мать, Ма­рия Фе­до­ров­на, жен­щи­на бла­го­че­сти­вая, на­чи­тан­ная, вос­пи­тав­шая Ва­си­лия в стро­го ре­ли­ги­оз­ном ду­хе и при­вив­шая ему лю­бовь к чте­нию ду­хов­ных книг. Сель­ская мо­ло­дежь лю­би­ла то­гда со­би­рать­ся на ве­че­рин­ки, но Ва­си­лий лишь из­ред­ка по­се­щал их, пред­по­чи­тая им бе­се­ды на ду­хов­ные те­мы со сво­им бла­го­че­сти­вым дру­гом, Ва­си­ли­ем Ко­но­пле­вым.
Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич же­нил­ся, ко­гда ему ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет. В трид­цать пять лет он ов­до­вел, остав­шись с че­тырь­мя детьми, и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Мат­вея Цве­то­ва, Ма­рии, ко­то­рой бы­ло то­гда трид­цать лет. У Ма­рии Мат­ве­ев­ны с Ва­си­ли­ем Ни­ко­ла­е­ви­чем ро­ди­лось шесть де­тей.
Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич был тру­до­лю­би­вым зем­ле­дель­цем и хо­ро­шим хо­зя­и­ном, на сво­ем по­ле он до­бил­ся зна­чи­тель­ных уро­жа­ев, поз­во­лив­ших ему по­пра­вить хо­зяй­ство и вы­стро­ить но­вый дом. В трид­цать лет кре­стьяне из­бра­ли его во­лост­ным стар­ши­ной и за­тем вы­би­ра­ли на эту долж­ность че­ты­ре ра­за в те­че­ние две­на­дца­ти лет. На этом по­сту он стал из­ве­стен как энер­гич­ный и спра­вед­ли­вый че­ло­век, за­бо­тя­щий­ся о нрав­ствен­ном и ма­те­ри­аль­ном бла­го­со­сто­я­нии кре­стьян­ско­го об­ще­ства. Узнав, что бо­га­тый му­жик из со­сед­не­го се­ла ед­ва ли не до смер­ти бьет свою же­ну, он неожи­дан­но за­стал его как раз в тот мо­мент, ко­гда тот со­би­рал­ся при­сту­пить к это­му за­ня­тию; му­жик пы­тал­ся оправ­дать­ся, но Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич спо­кой­ным то­ном ему за­явил, что ес­ли он хоть паль­цем тронет свою же­ну впредь, то по при­го­во­ру во­лост­но­го прав­ле­ния ему бу­дет устро­е­на за из­би­е­ние же­ны пуб­лич­ная пор­ка. Стыд пе­ред пуб­лич­ным по­зо­ром отрез­вил му­жи­ка, и он из­ме­нил свою жизнь. Впо­след­ствии он вме­сте с же­ной при­шел бла­го­да­рить Ва­си­лия Ни­ко­ла­е­ви­ча «за на­у­ку». Сла­ва о необык­но­вен­ном во­лост­ном стар­шине быст­ро рас­про­стра­ни­лась за пре­де­лы во­ло­сти, и в 1906 го­ду Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич был из­бран в 1-ю Го­судар­ствен­ную Ду­му от Осин­ско­го уез­да. В Ду­ме он не при­мы­кал ни к ка­ким пар­ти­ям, при­смат­ри­ва­ясь и осмыс­ли­вая про­ис­хо­дя­щее, и, ко­гда через три ме­ся­ца Ду­ма бы­ла рас­пу­ще­на, он не при­со­еди­нил­ся к ее ре­во­лю­ци­он­ной ча­сти, а уехал до­мой.
По­сле пре­бы­ва­ния в Го­судар­ствен­ной Ду­ме он стал из­вест­ным че­ло­ве­ком в уез­де и был из­бран в чле­ны Осин­ской уезд­ной упра­вы. Ему бы­ло по­ру­че­но ве­дать де­ла­ми стро­и­тель­ства на­род­ных школ, биб­лио­тек и боль­ниц. Один­на­дцать лет он под­ви­зал­ся на этом по­при­ще: под его ру­ко­вод­ством бы­ли по­стро­е­ны де­сят­ки но­вых школ, в том чис­ле и боль­шая де­ре­вян­ная шко­ла в Бы­мов­ском за­во­де.
По­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции в 1917 го­ду в стране на­ча­лась анар­хия, и мно­гие рас­про­па­ган­ди­ро­ван­ные боль­ше­ви­ка­ми сол­да­ты ста­ли со­би­рать­ся под ло­зун­га­ми со­ци­а­ли­сти­че­ских идей в раз­бой­ни­чьи шай­ки; од­на из та­ких ша­ек ор­га­ни­зо­ва­лась в Бы­му. Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич был за­оч­но при­го­во­рен ею к рас­стре­лу как контр­ре­во­лю­ци­о­нер. По­сле все­нощ­ной под боль­шой цер­ков­ный празд­ник его жда­ли но­во­яв­лен­ные ре­во­лю­ци­о­не­ры у до­ма и у цер­ков­ной огра­ды, чтобы аре­сто­вать и рас­стре­лять, но Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич вы­шел за огра­ду в дру­гом ме­сте, а за­тем несколь­ко ме­ся­цев скры­вал­ся в ле­су и до­ма в под­ва­ле в осо­бо устро­ен­ном ме­сте, о чем зна­ли да­же не все до­маш­ние. За­тем на­ча­лась граж­дан­ская вой­на, и в се­ло при­шли вой­ска Кол­ча­ка. При их от­ступ­ле­нии, на­слы­шан­ный о бес­по­щад­ных боль­ше­вист­ских рас­стре­лах, Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич вме­сте с сы­ном Ни­ко­ла­ем сде­лал по­пыт­ку уй­ти с бе­лы­ми в глубь Си­би­ри. Отъ­е­хав от до­ма на сто пять­де­сят верст и по­пав на боль­шой Си­бир­ский тракт, он уви­дел, что по нему дви­жут­ся де­сят­ки ты­сяч лю­дей, ко­то­рые непре­мен­но долж­ны вско­ре, по его пред­став­ле­ни­ям, столк­нуть­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми, по­то­му что неко­му бы­ло ор­га­ни­зо­вать для них ни ноч­ле­га, ни мест для при­го­тов­ле­ния пи­щи. И Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич вер­нул­ся с сы­ном Николаем до­мой. Несколь­ко раз боль­ше­вист­ские вла­сти его (отца) аре­сто­вы­ва­ли, но вся­кий раз ему уда­ва­лось до­ка­зать свою неви­нов­ность, и его от­пус­ка­ли.
Огром­ное вли­я­ние на вос­пи­та­ние Ни­ко­лая ока­за­ла его мать, Ма­рия Мат­ве­ев­на. Ее глу­бо­кая ве­ра в Бо­га ру­ко­во­ди­ла все­ми ее по­ступ­ка­ми. В гла­зах окру­жа­ю­щих она бы­ла на­сто­я­щей по­движ­ни­цей. Ни ра­зу ни­кто не слы­шал от нее гру­бо­го или раз­дра­жен­но­го сло­ва или чтобы она го­во­ри­ла в по­вы­шен­ном тоне. Она бы­ла все­гда ти­хая, при­вет­ли­вая и со все­ми ров­ная, из де­тей ни­ко­го не вы­де­ля­ла как лю­бим­чи­ков. Она це­лы­ми дня­ми тру­ди­лась, по­гру­жен­ная во мно­же­ство по­все­днев­ных за­бот, но тру­ди­лась с ра­до­стью, не зная уста­ло­сти и не за­ме­чая труд­но­стей, что бы­ло воз­мож­но толь­ко непре­стан­но па­мя­туя о Бо­ге. Ве­че­ром она по­след­няя укла­ды­ва­лась спать, по­то­му что по до­му нуж­но бы­ло до­вер­шить мно­же­ство дел – что-то сшить, пе­ре­шить, по­чи­нить одеж­ду, а но­чью, стоя пе­ред ико­на­ми на ко­ле­нях, дол­го мо­ли­лась, ча­ще все­го чи­тая Псал­тирь. Утром она вста­ва­ла рань­ше всех, чтобы успеть рас­то­пить рус­скую печь и ис­печь хлеб.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-tohtuev

☦️
Икона Богородицы Старорусская.
Ста­ро­рус­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что она дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась в Ста­рой Рус­се, ку­да бы­ла при­не­се­на гре­ка­ми из Оль­ви­о­по­ля еще в пер­вые вре­ме­на хри­сти­ан­ства на Ру­си. В Ста­рой Рус­се ико­на на­хо­ди­лась до XVII ве­ка. Во вре­мя мо­ро­вой яз­вы 1655 го­да од­но­му жи­те­лю го­ро­да Тих­ви­на бы­ло от­кро­ве­ние, что мор пре­кра­тит­ся, ес­ли ту­да бу­дет при­не­се­на чу­до­твор­ная Ста­ро­рус­ская ико­на, а Тих­вин­ская ико­на бу­дет от­прав­ле­на в Ста­рую Рус­су. По­сле пе­ре­не­се­ния икон мор пре­кра­тил­ся, но тих­вин­цы не вер­ну­ли ико­ны и лишь в XVIII ве­ке раз­ре­ши­ли снять ко­пию со Ста­ро­рус­ской ико­ны, ко­то­рая 4 мая 1768 го­да бы­ла при­ве­зе­на в Ста­рую Рус­су. В честь это­го со­бы­тия бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да в Ста­рую Рус­су был воз­вра­щен и под­лин­ник и уста­нов­ле­на вто­рая празд­нич­ная да­та.
Чтимые списки иконы находятся в:
— Успенский собор Большого Тихвинского монастыря (икона 1888 года)
— Никольский придел церкви Филиппа Апостола в Новгороде (икона XIX века)
— 3 иконы в Старой Руссе (в Троицкой, Георгиевской церквях и Воскресенском соборе)
— Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Молочково Солецкого района Новгородской области

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-starorusskaja


Жития
Писание