⏳ 2022.05.16 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я по Пасхе (глас 3й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
16 мая (3 мая)
• мч. Тимофея, мц. Ма́вры (ок. 286)
• прп. Петра Аргосского (X)
• прп. Феодосия Киево-Печерского (1074) 📚
• свт. Феофана Перифеорийского (после 1353)
• прпп. Иулиа́нии (1393) и Евпра́ксии (1394) Московских
• сщмч. Николая (Беневоленского) (1941)
• икон Божией Матери: «Успение» Киево-Печерская (1073), Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Свенская (Печерская) (1288)


☦️
Мученик Тимофе́й, чтец и мученица Ма́вра.
Свя­тые Ти­мо­фей и Мав­ра по­стра­да­ли за ве­ру во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Свя­той Ти­мо­фей про­ис­хо­дил из се­ла Пе­ра­пеи (Фива­и­да Еги­пет­ская), был сы­ном свя­щен­ни­ка по име­ни Пи­кол­по­сс и со­сто­ял чте­цом в цер­ков­ном кли­ре, а так­же хра­ни­те­лем и пе­ре­пис­чи­ком бо­го­слу­жеб­ных книг. На свя­то­го Ти­мо­фея бы­ло до­не­се­но, что он хра­нит хри­сти­ан­ские кни­ги, ко­то­рые по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра от­би­ра­ли и сжи­га­ли. Свя­то­го Ти­мо­фея при­ве­ли к пра­ви­те­лю Ари­а­ну, ко­то­рый по­тре­бо­вал вы­да­чи, свя­щен­ных книг. За от­каз вы­пол­нить при­ка­за­ние свя­то­го под­верг­ли страш­ным му­че­ни­ям. Ему вон­зи­ли в уши две рас­ка­лен­ные же­лез­ные пал­ки, от­че­го у стра­даль­ца вы­тек­ли гла­за, и он ослеп. Свя­той Ти­мо­фей му­же­ствен­но тер­пел боль и бла­го­да­рил Бо­га, что спо­до­бил­ся стра­дать за Него. Му­чи­те­ли по­ве­си­ли свя­то­го вниз го­ло­вой, вло­жив ему в рот ку­сок де­ре­ва, и при­вя­за­ли к его шее тя­же­лый ка­мень. Стра­да­ния свя­то­го Ти­мо­фея бы­ли на­столь­ко тяж­ки, что са­ми ис­пол­ни­те­ли каз­ни ста­ли про­сить пра­ви­те­ля осла­бить ис­тя­за­ния. В это вре­мя Ари­а­ну со­об­щи­ли, что у Ти­мо­фея есть мо­ло­дая су­пру­га по име­ни Мав­ра, на ко­то­рой он же­нил­ся все­го 20 дней на­зад. Ари­ан при­ка­зал при­ве­сти Мав­ру, на­де­ясь, что в ее при­сут­ствии непре­клон­ность му­че­ни­ка по­ко­леб­лет­ся. По прось­бе Мав­ры изо рта му­че­ни­ка вы­ну­ли ку­сок де­ре­ва, чтобы он мог го­во­рить. Свя­той Ти­мо­фей убе­дил же­ну не бо­ять­ся му­че­ний и ид­ти вме­сте с ним на по­двиг. Свя­тая Мав­ра от­ве­ти­ла: «Я го­то­ва уме­реть с то­бой» – и сме­ло ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. Ари­ан при­ка­зал вы­рвать ей во­ло­сы на го­ло­ве и от­ру­бить паль­цы на ру­ках. Свя­тая Мав­ра с ра­до­стью пе­ре­нес­ла пыт­ки и да­же бла­го­да­ри­ла пра­ви­те­ля за му­ки, пре­тер­пе­ва­е­мые во ис­куп­ле­ние гре­хов. То­гда Ари­ан при­ка­зал бро­сить свя­тую Мав­ру в ки­пя­щий ко­тел, но она не ощу­ща­ла бо­ли и оста­лась невре­ди­мой. За­по­до­зрив, что слу­ги из со­стра­да­ния к му­че­ни­це на­пол­ни­ли ко­тел хо­лод­ной во­дой, Ари­ан по­до­шел и ве­лел свя­той брыз­нуть ему на ру­ку во­ды из кот­ла. Ко­гда му­че­ни­ца вы­пол­ни­ла это, Ари­ан вскрик­нул от бо­ли и от­дер­нул обо­жжен­ную ру­ку. То­гда, мгно­вен­но по­ви­ну­ясь си­ле чу­да, Ари­ан ис­по­ве­дал Бо­га, в Ко­то­ро­го ве­ру­ет Мав­ра, ис­тин­ным Бо­гом и при­ка­зал от­пу­стить свя­тую, но силь­на еще бы­ла власть диа­во­ла над пра­ви­те­лем, и вско­ре он вновь стал убеж­дать свя­тую Мав­ру при­не­сти жерт­ву бо­гам. Ни­че­го не до­бив­шись, Ари­ан еще бо­лее рас­па­лил­ся са­та­нин­ской яро­стью и стал из­мыш­лять но­вые му­че­ния. То­гда на­род стал воз­му­щать­ся и тре­бо­вать пре­кра­ще­ния из­де­ва­тель­ства над ни в чем непо­вин­ной жен­щи­ной. Но свя­тая Мав­ра, об­ра­тив­шись к на­ро­ду, ска­за­ла: «Пусть ни­кто не за­щи­ща­ет ме­ня, один у ме­ня За­щит­ник – Бог, на Ко­то­ро­го я упо­ваю».
На­ко­нец, по­сле дол­гих ис­тя­за­ний Ари­ан при­ка­зал рас­пять му­че­ни­ков. В те­че­ние де­вя­ти дней ви­се­ли они на кре­стах ли­цом друг к дру­гу.
На де­ся­тый день му­че­ни­че­ско­го по­дви­га свя­тые пре­да­ли Гос­по­ду свои ду­ши. Это про­изо­шло в 286 го­ду. Впо­след­ствии в Кон­стан­ти­но­по­ле ста­ла тор­же­ствен­но празд­но­вать­ся па­мять свя­тых му­че­ни­ков Ти­мо­фея и Мав­ры и был по­стро­ен храм в их честь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/389

☦️
Преподобный Петр Аргосский, епископ.
Пре­по­доб­ный Петр чу­до­тво­рец, епи­скоп Ар­гос­ский, жил в IX – на­ча­ле Х ве­ка и про­ис­хо­дил от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Ро­ди­те­ли свя­то­го Пет­ра, а за­тем его бра­тья, Па­вел, Ди­о­нис, Пла­тон, и сам свя­той Петр при­ня­ли мо­на­ше­ство. Свя­той Петр усерд­но пре­дал­ся ино­че­ским по­дви­гам, так что пре­взо­шел всех сво­их сверст­ни­ков. Это ста­ло из­вест­но Ита­лий­ско­му епи­ско­пу Ни­ко­лаю (с 895 го­да пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му), ко­то­рый по­же­лал воз­ве­сти его в сан епи­ско­па, но свя­той Петр укло­нил­ся, счи­тая се­бя недо­стой­ным та­кой че­сти. Епи­скоп Ни­ко­лай ру­ко­по­ло­жил Пав­ла, бра­та свя­то­го Пет­ра, во епи­ско­па Ко­ринф­ско­го, а свя­той Петр при­шел к бра­ту-епи­ско­пу и жил у него, взяв на се­бя по­двиг мол­ча­ния. Через год при­бы­ли к епи­ско­пу Пав­лу по­слан­цы из го­ро­да Ар­госа, где скон­чал­ся епи­скоп, и про­си­ли по­ста­вить им епи­ско­пом свя­то­го Пет­ра. По­сле дол­гих и уси­лен­ных просьб свя­той Петр дал, на­ко­нец, со­гла­сие. Бу­дучи епи­ско­пом, свя­той Петр усерд­но тру­дил­ся, управ­ляя сво­ей паст­вой, был чрез­вы­чай­но ми­ло­стив, за­бо­тил­ся о нуж­да­ю­щих­ся, осо­бен­но о си­ро­тах и вдо­вах; в неуро­жай­ный год свя­ти­тель кор­мил го­ло­дав­ших. По мо­лит­вам свя­то­го пи­ща, пред­на­зна­чен­ная для го­ло­да­ю­щих, ни­ко­гда у него не оску­де­ва­ла. Свя­ти­тель так­же вы­ку­пал плен­ни­ков, ис­це­лял боль­ных и одер­жи­мых, об­ла­дал да­ром про­зре­ния. Свя­ти­тель за­дол­го пред­ска­зал день сво­ей кон­чи­ны и ото­шел в ми­ре ко Гос­по­ду в воз­расте 70-ти лет. Мо­щи его в 1421 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны из Ар­госа в Нав­плию, где по­чи­ва­ют, ис­то­чая ми­ро, со­вер­шая чу­де­са и ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/391

☦️
Преподобный Феодо́сий Печерский, игумен.

Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.
Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.
За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10,37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».
Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее; вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил ке­ллии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го, и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов. Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах.
Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.
Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­жени­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-pecherskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/
• Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере преподобный Феодосий Печерский
• Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской
• Поучение о казнях Божиих
• Поучение о тропарях и о пьянстве

☦️
Святитель Феофа́н Перифеорийский, митрополит.
Из жиз­не­опи­са­ния свя­то­го Фе­о­фа­на, чей день па­мя­ти Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет 3/16 мая, из­вест­но лишь то, что он был мит­ро­по­ли­том Пе­ри­фе­о­рий­ским и то, что скон­чал­ся он по­сле 1353 го­да. Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­фа­на бы­ло со­вер­ше­но Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­ха­том, а 21 ав­гу­ста 2007 го­да его имя бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов со­глас­но опре­де­ле­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

☦️
Преподобные Иулиа́ния, игумения и Евпра́ксия, монахиня, Московские.
Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.
В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.
Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла «от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на». Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.
Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.
Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.
Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.
Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.
Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.
Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.
Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.
Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

☦️
Священномученик Николай Беневоленский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 30 мар­та 1877 го­да в го­ро­де Москве в се­мье свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Пав­ло­ви­ча и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны Алек­се­ев­ны Бе­не­во­лен­ских. Отец Вла­ди­мир слу­жил в хра­ме в честь пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка, сме­нив здесь сво­е­го те­стя, свя­щен­ни­ка Алек­сея Пет­ро­ви­ча Со­ло­вье­ва, от­ца бу­ду­ще­го стар­ца иерос­хи­мо­на­ха Алек­сия. Ни­ко­лай стал впо­след­ствии его лю­би­мым пле­мян­ни­ком и в свою оче­редь очень лю­бил от­ца Алек­сия и во вре­мя уче­бы в Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии ед­ва ли не каж­дое вос­кре­се­нье по­се­щал его. Ле­том 1897 го­да ста­рец, то­гда еще про­то­и­е­рей Фе­о­дор, ез­дил вме­сте с ним вы­би­рать се­бе ме­сто для жиз­ни в мо­на­ше­стве.

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) бла­го­сло­вил по­стричь Ни­ко­лая в мо­на­ше­ство. Но, ре­шив­шись на при­ня­тие мо­на­ше­ства, Ни­ко­лай стал за­тем со­мне­вать­ся в по­силь­но­сти это­го пу­ти для се­бя и вско­ре от­ка­зал­ся от бла­го­го на­ме­ре­ния. Обе­ты, в серд­це дан­ные Бо­гу, пусть и не за­вер­шив­ши­е­ся по­стри­гом, все же жи­ли в ду­ше и не раз, ве­ро­ят­но, им вспо­ми­на­лись – рас­кры­тые объ­я­тия От­ча, к ко­то­рым устре­мив­шись то­гда, он вне­зап­но оста­но­вил­ся. И как это тя­же­ло ока­за­лось по­том, ко­гда при­шлось в дни ис­то­ри­че­ские штор­ма, ко­гда на Ко­рабль Цер­ков­ный на­ле­га­ла на­во­дя­щая ужас сти­хия, за­бо­тить­ся не об од­ном лишь небес­ном, а, имея на по­пе­че­нии срод­ни­ков, стра­да­ю­щих вме­сте с ним, и о зем­ном.
Окон­чив в 1902 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, он был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем бо­го­сло­вия в Ор­лов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1909 го­ду Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич же­нил­ся на де­ви­це Аг­нии, до­че­ри свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Ан­дре­еви­ча Вос­кре­сен­ско­го, слу­жив­ше­го в хра­ме Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Смо­лен­ской пло­ща­ди в Москве. В том же го­ду Ни­ко­лай Вла­ди­ми­ро­вич на­пра­вил про­ше­ние мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му Вла­ди­ми­ру с прось­бой при­нять его в Мос­ков­скую епар­хию и 27 ав­гу­ста 1909 го­да был на­зна­чен свя­щен­ни­ком к Ни­ко­ла­ев­ской, что в Но­вой сло­бо­де, церк­ви в Москве и в том же го­ду ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к этой церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-benevolenskij

☦️
Икона Богородицы «Успение» Киево-Печерская.
Ки­е­во-Пе­чер­ская ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – од­на из древ­ней­ших яв­лен­ных икон в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца вру­чи­ла ее 4-м ви­зан­тий­ским зод­чим, ко­то­рые в 1073 го­ду при­нес­ли ико­ну пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию Пе­чер­ским. Зод­чие при­шли в пе­ще­ру к пре­по­доб­ным и спро­си­ли: «Где хо­ти­те вы на­чать цер­ковь?» Свя­тые от­ве­ти­ли: «Иди­те, Гос­подь на­зна­чит ме­сто». – «Как вы, пред­ска­зы­вая се­бе ско­рую смерть, не на­зна­чи­ли еще ме­ста? – уди­ви­лись зод­чие. – А еще да­ли нам столь­ко зо­ло­та». То­гда пре­по­доб­ные при­зва­ли всю бра­тию и ста­ли рас­спра­ши­вать гре­ков, го­во­ря: «Ска­жи­те нам ис­ти­ну, кто вас по­слал и как вы по­па­ли сю­да?». Зод­чие ста­ли рас­ска­зы­вать: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но, на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы при­шли все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми. На­ко­нец, мы уви­де­ли Ца­ри­цу со мно­же­ством во­и­нов. Мы по­кло­ни­лись Ей, и Она ска­за­ла: «Я хо­чу по­стро­ить Се­бе Цер­ковь на Ру­си, в Ки­е­ве, и вот, ве­лю вам это сде­лать. Возь­ми­те зо­ло­та на 3 го­да». – Мы же, по­кло­нив­шись, спро­си­ли: «Гос­по­жа, Ца­ри­ца! Ты по­сы­ла­ешь нас в чу­жую стра­ну, к ко­му мы там при­дем?» – Она от­ве­ча­ла: «Я по­сы­лаю вас вот с ни­ми, с Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». – Мы уди­ви­лись: «За­чем же, Гос­по­жа, Ты да­ешь нам зо­ло­та на 3 го­да? Им и при­ка­жи за­бо­тить­ся о нас, что нам есть и что пить, и нас ода­ришь, чем Са­ма зна­ешь». – Ца­ри­ца воз­ра­зи­ла: «Этот, Ан­то­ний, толь­ко бла­го­сло­вит и отой­дет от это­го све­та в веч­ный по­кой. А этот, Фе­о­до­сии, отой­дет по­сле него через 2 го­да. Итак, бе­ри­те зо­ло­та до из­быт­ка. А что до то­го, чтобы по­чтить вас, то ни­кто не мо­жет сде­лать это так, как Я. Дам вам, че­го и ухо не слы­ша­ло, и глаз не ви­дел и что на серд­це че­ло­ве­ку не всхо­ди­ло. Я Са­ма при­ду смот­реть Цер­ковь и бу­ду в ней жить». – Она да­ла нам так­же мо­щи свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва, Фе­о­до­ра – и ска­за­ла: «Это по­ло­жи­те в ос­но­ва­ние». – Мы взя­ли зо­ло­та боль­ше, чем нам нуж­но бы­ло, и Она ска­за­ла: «Вый­ди­те на двор, по­смот­ри­те ве­ли­чи­ну Церк­ви». – Мы вы­шли и уви­де­ли Цер­ковь на воз­ду­хе. Во­шед­ши опять к Ца­ри­це, мы по­кло­ни­лись и ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца, ка­кое имя Церк­ви?» – Она от­ве­ти­ла: «Я хо­чу на­звать ее Сво­им Име­нем». – Мы не сме­ли спро­сить, как Ее Имя, но Она опять ска­за­ла Са­ма: «Бо­го­ро­ди­цы­на бу­дет Цер­ковь». – И, дав­ши нам эту ико­ну, ска­за­ла: «Она бу­дет в ней на­мест­ной». Мы по­кло­ни­лись Ей и по­шли в свои до­ма, неся с со­бой ико­ну, по­лу­чен­ную из рук Ца­ри­цы». Вы­слу­шав это, все про­сла­ви­ли Бо­га, и пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал: «Де­ти, мы ни­ко­гда не вы­хо­ди­ли из это­го ме­ста. Звав­шие вас бла­го­об­раз­ные юно­ши бы­ли свя­тые Ан­ге­лы, а Ца­ри­ца во Влахерне – Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. А что до на­ше­го об­ра­за и дан­но­го как бы через нас зо­ло­та, то Гос­подь ве­да­ет, как Он из­во­лил со­тво­рить это со Сво­и­ми ра­ба­ми. Бла­го­сло­вен при­ход ваш, доб­рую спут­ни­цу вы име­е­те, чест­ную ико­ну Гос­по­жи». Три дня мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, чтобы Гос­подь Сам ука­зал ему ме­сто для церк­ви. По­сле пер­вой но­чи по всей зем­ле бы­ла ро­са, а на свя­том ме­сте су­хо. На дру­гое утро по всей зем­ле бы­ло су­хо, а на свя­том ме­сте ро­са. На тре­тье утро, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­ви­ли ме­сто и из­ме­ри­ли зо­ло­тым по­я­сом ши­ри­ну и дли­ну церк­ви. (Этот по­яс еще дав­но при­нес ва­ряг Ши­мон, ко­то­ро­му бы­ло ви­де­ние о по­строй­ке церк­ви.) Огонь, спад­ший с неба по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ука­зал, что Бо­гу угод­но на­чи­на­ние. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло Бо­же­ствен­ной Церк­ви.
Ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. Два дру­га, Иоанн и Сер­гий, по­бра­та­лись пе­ред ней. Спу­стя мно­го лет Иоанн смер­тель­но за­бо­лел. Он от­дал свою часть иму­ще­ства в Пе­чер­ский мо­на­стырь, а часть 5-лет­не­го сы­на пе­ре­дал на со­хра­не­ние Сер­гию; ему же от­дал и сы­на За­ха­рию на по­пе­че­ние. Ко­гда За­ха­рии ис­пол­ни­лось 15 лет, он за­хо­тел взять при­над­ле­жав­шее ему иму­ще­ство, но Сер­гий упор­но го­во­рил, что Иоанн все роз­дал ни­щим. Он до­шел до то­го, что при­шел в Успен­скую цер­ковь и по­клял­ся пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, что не брал ни­че­го. Ко­гда он за­хо­тел по­це­ло­вать ико­ну, то не смог при­бли­зить­ся к ней; по­шел к две­рям и вдруг за­кри­чал: «Свя­тые Ан­то­ний и Фе­о­до­сии! Не ве­ли­те уби­вать ме­ня это­му неми­ло­сти­во­му и мо­ли­тесь Гос­по­же Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чтобы Она ото­гна­ла от ме­ня это мно­же­ство бе­сов, ко­то­рым я пре­дан. Пусть бе­рут зо­ло­то и се­реб­ро: оно за­пе­ча­та­но в мо­ей кле­ти». За­ха­рия от­дал все иму­ще­ство в Пе­чер­ский мо­на­стырь, где и сам по­стриг­ся. С тех пор ни­ко­му не да­ва­ли клясть­ся чу­до­твор­ной ико­ной. Ико­на не раз за­щи­ща­ла стра­ну от на­ше­ствия вра­гов. В 1677 го­ду, ко­гда тур­ки оса­жда­ли Чи­ги­рин и Ки­е­ву гро­зи­ла опас­ность, ико­ну по­чти в те­че­ние все­го дня 27 ав­гу­ста об­но­си­ли во­круг го­ро­да. Бо­го­ро­ди­ца бла­го­слов­ля­ла рус­ские вой­ска, шед­шие на Пол­тав­скую бит­ву (1709 г.). В 1812 го­ду ико­ну сно­ва об­но­си­ли во­круг Ки­е­ва. Празд­но­ва­ние иконе по­ло­же­но два­жды в год: 3 мая и 15 ав­гу­ста.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-uspenie-kievo-pecherskaja

☦️
Икона Богородицы Печерская.
Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри с пред­сто­я­щи­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем Пе­чер­ски­ми изо­бра­жа­ет Бо­жию Ма­терь, си­дя­щую на троне с ко­ро­ной на го­ло­ве. Свои ру­ки Она воз­ла­га­ет на ко­ле­но­пре­кло­нен­ных пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия. На ко­ле­нях у Бо­жи­ей Ма­те­ри – Бо­гом­ла­де­нец, бла­го­слов­ля­ю­щий обе­и­ми ру­ка­ми. По сто­ро­нам тро­на сто­ят скло­нен­ные Ан­ге­лы.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-pecherskaja

☦️
Икона Богородицы Свенская (Печерская).
Свен­ская Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри име­ет 2 празд­но­ва­ния: 3 мая, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (см. о ней под этим чис­лом), и 17 ав­гу­ста, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый ее на­пи­сал. День празд­но­ва­ния 17 ав­гу­ста был уста­нов­лен в 1815 г. в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние г. Брян­ска (око­ло ко­то­ро­го ико­на яви­лась в 1288 г.) от на­ше­ствия на­по­лео­нов­ских войск в 1812 г.
Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ным Али­пи­ем Пе­чер­ским († око­ло 1114, па­мять 17 ав­гу­ста). На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь, си­дя­щая на пре­сто­ле, на ко­ле­нях у Нее Бо­гом­ла­де­нец. Спра­ва от тро­на сто­ит пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, а сле­ва – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ские. До 1288 го­да она на­хо­ди­лась в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми, и в 1288 го­ду бы­ла пе­ре­не­се­на в Брян­ский Свен­ский мо­на­стырь, в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Чер­ни­гов­ский князь Ро­ман Ми­хай­ло­вич, бу­дучи в Брян­ске, ослеп. Услы­шав о чу­де­сах от ико­ны, пи­сан­ной са­мим пре­по­доб­ным Али­пи­ем, князь по­слал в мо­на­стырь гон­ца с прось­бой при­слать к нему в Брянск ико­ну для ис­це­ле­ния. Ико­ну от­пра­ви­ли вме­сте со свя­щен­ни­ком по ре­ке Десне. Во вре­мя пла­ва­ния лод­ка при­ста­ла к пра­во­му бе­ре­гу ре­ки Све­ны. По­сле но­чев­ки пут­ни­ки утром по­шли к лод­ке, чтобы по­мо­лить­ся иконе, но не на­шли ее там, а уви­де­ли на го­ре про­тив ре­ки Све­ны. Ико­на сто­я­ла на ду­бе меж­ду вет­вя­ми. Весть об этом до­шла до кня­зя Ро­ма­на; его при­ве­ли к иконе пеш­ком. Князь го­ря­чо мо­лил­ся и обе­щал по­стро­ить на этом ме­сте мо­на­стырь, от­дав ему все зем­ли, ко­то­рые уви­дит с го­ры. По­сле мо­лит­вы князь на­чал про­зре­вать. Сна­ча­ла он уви­дел тро­пин­ку, за­тем близ­кие пред­ме­ты и, на­ко­нец, все окрест­но­сти. При­ло­жив­шись к иконе, князь от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем все со­брав­ши­е­ся ос­но­ва­ли де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Де­ре­во, на ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, сру­би­ли и упо­тре­би­ли на дос­ки для дру­гих икон. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство Свен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 3 мая.
Ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми сле­пых, бес­но­ва­тых, за­ступ­ни­че­ством от вра­гов.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-svenskaja-pecherskaja


Жития
Писание