⏳ 2022.05.12 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пасхе (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
12 мая (29 апреля)
• девяти мучеников Кизических: Феогни́да, Ру́фа, Антипа́тра, Феости́ха, Арте́мы, Ма́гна, Феодо́та, Фавма́сия, Филимо́на (286–299)
• сщмч. Родопиа́на, мч. Диодо́ра (284–305)
• прп. Ме́мнона Египетского (?)
• свт. Василия Острожского (1671)
• трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII–XVIII)
• прп. Некта́рия Оптинского (1928) 📚
• прп. Амфило́хия Почаевского (Головатюка) (1970)


☦️
Девять святых мучеников Кизических: Феогни́д, Руф, Антипа́тр, Феости́х, Арте́ма, Магн, Феодо́т, Фавма́сий и Филимо́н.
Го­род Ки­зик на­хо­дит­ся в Ма­лой Азии на бе­ре­гу Дар­да­нелль­ско­го про­ли­ва. Хри­сти­ан­ство в нем на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся еще со вре­мен про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (па­мять 29 июня). Но го­не­ния языч­ни­ков при­ве­ли к то­му, что од­ни из хри­сти­ан убе­жа­ли из го­ро­да, дру­гие же дер­жа­ли ве­ру Хри­сто­ву в тайне. По­это­му в кон­це III ве­ка Ки­зик был в зна­чи­тель­ной ме­ре язы­че­ским, хо­тя там и бы­ла хри­сти­ан­ская цер­ковь. Та­кое по­ло­же­ние в го­ро­де огор­ча­ло ис­тин­ных хри­сти­ан, стре­мив­ших­ся утвер­дить Хри­сто­ву ве­ру. К ним при­над­ле­жа­ли и 9 свя­тых му­че­ни­ков – Фе­о­гнид, Руф, Ан­ти­патр, Фе­о­стих, Ар­те­ма, Магн, Фе­о­дот, Фав­ма­сий и Фили­мон. Они про­ис­хо­ди­ли из раз­ных мест­но­стей, бы­ли раз­но­го воз­рас­та: и юные, как свя­той Ан­ти­патр, и пре­ста­ре­лые, как свя­той Руф; за­ни­ма­ли раз­ное по­ло­же­ние в об­ще­стве: сре­ди них бы­ли и во­и­ны, и по­се­ляне, и го­ро­жане, и кли­ри­ки. Но всех их объ­еди­ня­ла ве­ра во Хри­ста и го­ря­чее стрем­ле­ние к рас­про­стра­не­нию и укреп­ле­нию ис­тин­ной ве­ры.
Ока­зав­шись в го­ро­де Ки­зи­ке, свя­тые дерз­но­вен­но ис­по­ве­до­ва­ли Хри­ста и без­бо­яз­нен­но об­ли­ча­ли язы­че­ское нече­стие. Их схва­ти­ли и пред­ста­ви­ли на суд пра­ви­те­лю го­ро­да. В те­че­ние несколь­ких дней их пы­та­ли, за­клю­ча­ли в тем­ни­цу и сно­ва вы­во­ди­ли из нее, обе­щая сво­бо­ду за от­ре­че­ние от Хри­ста. Но доб­лест­ные во­и­ны Хри­сто­вы про­дол­жа­ли сла­вить Имя Хри­сто­во. Все де­вять му­че­ни­ков бы­ли усе­че­ны ме­чом († ок. 284–292), и те­ла их по­греб­ли близ го­ро­да.
Ко­гда в 324 го­ду Во­сточ­ной по­ло­ви­ной им­пе­рии стал пра­вить свя­той Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337; па­мять 21 мая) и пре­кра­ти­лись го­не­ния на хри­сти­ан, ки­зи­че­ские хри­сти­ане из­влек­ли из зем­ли нетлен­ные те­ла 9-ти му­че­ни­ков и по­ло­жи­ли их в хра­ме, по­стро­ен­ном в их честь.
От свя­тых мо­щей про­ис­хо­ди­ли раз­лич­ные чу­де­са: ис­це­ля­лись боль­ные, при­хо­ди­ли в ра­зум безум­ные. Ве­ра Хри­сто­ва утвер­жда­лась в го­ро­де за­ступ­ле­ни­ем свя­тых му­че­ни­ков, мно­гие из языч­ни­ков об­ра­ща­лись в хри­сти­ан­ство.
Ко­гда во­ца­рил­ся Юли­ан От­ступ­ник (361–363), языч­ни­ки Ки­зи­ка об­ра­ти­лись к нему с жа­ло­бой на хри­сти­ан за ра­зо­ре­ние язы­че­ских хра­мов. Юли­ан при­ка­зал вос­ста­но­вить язы­че­ские хра­мы и за­клю­чить в тем­ни­цу епи­ско­па Елев­сия. По­сле ги­бе­ли Юли­а­на епи­скоп Елев­сий по­лу­чил сво­бо­ду, и сно­ва в Ки­зи­ке вос­си­ял свет Хри­сто­вой ве­ры под по­кро­ви­тель­ством свя­тых му­че­ни­ков.
В Рос­сии неда­ле­ко от го­ро­да Ка­за­ни был устро­ен мо­на­стырь в честь 9-ти му­че­ни­ков Ки­зи­че­ских иеро­ди­а­ко­ном Сте­фа­ном, ко­то­рый при­нес с со­бой из Па­ле­сти­ны часть мо­щей свя­тых. Этот мо­на­стырь был ос­но­ван в упо­ва­нии из­бав­ле­ния их пред­ста­тель­ством и мо­лит­ва­ми от раз­лич­ных неду­гов и бо­лез­ней, осо­бен­но го­ряч­ки, сви­реп­ство­вав­шей в Ка­за­ни в 1687 го­ду, «ибо, – пи­шет свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский († 1709; па­мять 21 сен­тяб­ря), ав­тор служ­бы 9-ти му­че­ни­кам, – этим свя­тым да­лась обиль­ная бла­го­дать ко про­гна­нию тря­са­вич­ных бо­лез­ней». Свя­ти­тель Ди­мит­рий так­же опи­сал стра­да­ния свя­тых му­че­ни­ков и со­ста­вил сло­во на день их па­мя­ти.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/380

☦️
Мученики Диодо́р и Родопиа́н, диакон , Афродисийские (Карийские).
Свя­тые му­че­ни­ки Ди­о­дор и Ро­до­пи­ан диа­кон по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) в Аф­ро­ди­сии Ка­рий­ской. За рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской ве­ры меж­ду языч­ни­ка­ми они бы­ли по­би­ты кам­ня­ми.

☦️
Преподобный Ме́мнон Чудотворец, Египетский, игумен.
Пре­по­доб­ный Мем­нон чу­до­тво­рец с юно­сти под­ви­зал­ся в Еги­пет­ской пу­стыне. Тя­же­лы­ми пост­ни­че­ски­ми тру­да­ми до­сти­гал он по­бе­ды ду­ха над пло­тью.
Став игу­ме­ном од­но­го из еги­пет­ских мо­на­сты­рей, муд­ро и осто­рож­но ру­ко­во­дил бра­ти­ей. По­мо­гая им мо­лит­вой и со­ве­том, пре­по­доб­ный не пре­кра­щал сво­их по­дви­гов и в борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми.
Непре­стан­ной мо­лит­вой и тру­дом он по­лу­чил дар про­зор­ли­во­сти: по его мо­лит­ве в пу­стыне от­крыл­ся ис­точ­ник во­ды; по­гиб­ла са­ран­ча, гу­бив­шая по­се­вы; тер­пев­шие ко­раб­ле­кру­ше­ние, при­звав его на по­мощь, спа­са­лись. По смер­ти свя­то­го од­но лишь при­зы­ва­ние его име­ни про­го­ня­ло са­ран­чу и раз­ру­ша­ло лю­бые коз­ни ду­хов зло­бы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/381

☦️
Святитель Васи́лий Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит.
Свя­ти­тель Ва­си­лий Острож­ский – один из са­мых по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. По сей день не пре­кра­ща­ют­ся бес­чис­лен­ные чу­де­са ис­це­ле­ний у ков­че­га с его мо­ща­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в чер­но­гор­ском мо­на­сты­ре Острог. Каж­дый год при­но­сит но­вые из­ве­стия о чу­де­сах св. Ва­си­лия. Мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства оче­вид­цев – на­ших совре­мен­ни­ков, ви­део­за­пи­си укреп­ля­ют по­чи­та­ние это­го свя­то­го в на­ро­де. Не ис­ся­ка­ет по­ток па­лом­ни­ков и ту­ри­стов со всех стран, стре­мя­щих­ся по­се­тить ме­сто по­движ­ни­че­ства и упо­ко­е­ния Острож­ско­го чу­до­твор­ца. В 70-х – 80-х го­дах про­шло­го ве­ка в день Свя­той Тро­и­цы (пре­столь­ный празд­ник мо­на­сты­ря Ниж­ний Острог) со­би­ра­лось со всех серб­ских зе­мель око­ло 15 ты­сяч че­ло­век, что со­став­ля­ло 1/10 часть то­гдаш­не­го на­се­ле­ния Чер­но­го­рии.
Он ро­дил­ся в се­ле Мр­ко­нич в По­по­вом По­ле 28 де­каб­ря 1610 г. у на­бож­ных ро­ди­те­лей Пет­ра и Ана­ста­сии Йо­ва­но­вич и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сто­ян. С дет­ства он был на­учен по­сту, мо­лит­ве и стра­ху Бо­жье­му. Ко­гда Сто­ян под­рос, ро­ди­те­ли от­ве­ли его в бли­жай­ший мо­на­стырь За­ва­ла, по­свя­щен­ный Вве­де­нию во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где игу­ме­ном был дя­дя Сто­я­на – Се­ра­фим. В мо­на­сты­ре бы­ло мно­го уче­ных мо­на­хов и боль­шая биб­лио­те­ка. Здесь Сто­ян учил­ся муд­ро­сти Свя­щен­но­го Пи­са­ния и свя­тых от­цов, а так­же по­лез­ным свет­ским на­у­кам.
Про­быв неко­то­рое вре­мя в За­ва­ле, он пе­ре­шел в мо­на­стырь Твр­дош, по­свя­щен­ный Успе­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция Тре­бинь­ской епар­хии. Здесь он при­нял по­стриг с име­нем Ва­си­лий. Вско­ре пре­по­доб­ный был удо­сто­ен диа­кон­ско­го, а за­тем и свя­щен­ни­че­ско­го са­на.
Из мо­на­сты­ря Твр­дош св. Ва­си­лий на­пра­вил­ся в Чер­но­го­рию, где то­гдаш­ний чер­но­гор­ский мит­ро­по­лит Мар­да­рий (по про­зви­щу Кор­нет­ский вла­ды­ка) за­дер­жал его у се­бя в Це­тинь­ском мо­на­сты­ре. В это вре­мя в Чер­но­го­рии при по­пусти­тель­стве Мар­да­рия иезу­и­ты ак­тив­но ве­ли уни­ат­скую про­па­ган­ду. Св. Ва­си­лий убеж­дал мит­ро­по­ли­та вы­сту­пить про­тив ла­тин­ской ере­си, но Мар­да­рий его не слу­шал.
Вско­ре Мар­да­рий со­гре­шил со слу­жан­кой, а об­ви­нил в этом мо­ло­до­го слу­гу Ва­си­лия. Ва­си­лий был осуж­ден на по­ве­ше­ние, но про­сил по­до­ждать с ис­пол­не­ни­ем при­го­во­ра до рож­де­ния ре­бен­ка у слу­жан­ки. Ко­гда ре­бе­нок ро­дил­ся, Ва­си­лий взял его в ру­ки, три ра­за ду­нул и спро­сил, чей он. К ве­ли­ко­му чу­ду, но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок про­го­во­рил: «Кор­нет­ско­го вла­ды­ки». То­гда Ва­си­лия оправ­да­ли, а Мар­да­рия за­бро­са­ли кам­ня­ми, на­сы­пав над ним це­лый ка­мен­ный кур­ган, ко­то­рый на­зы­ва­ют «мо­ги­лой Кор­нет­ско­го вла­ды­ки».
По­сле это­го Ва­си­лий вер­нул­ся в Твр­дош. Став ар­хи­манд­ри­том это­го мо­на­сты­ря, он как ду­хов­ник и пас­тырь об­хо­дил гер­це­го­вин­ские се­ла, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния и на­став­ляя паст­ву в Еван­гель­ской муд­ро­сти. Пред­при­нял твр­дош­ский ар­хи­манд­рит и даль­нюю по­езд­ку на Русь, от­ку­да при­вез мно­го бо­га­тых цер­ков­ных да­ров, свя­щен­ни­че­ских об­ла­че­ний, цер­ков­ные кни­ги и день­ги для сво­ей паст­вы. По­мощь от еди­но­вер­ных рус­ских бра­тьев по­мог­ла вос­ста­но­вить мно­гие хра­мы, быв­шие в за­пу­сте­нии, и от­крыть на­род­ные шко­лы при мо­на­сты­ре и при­ход­ских церк­вях. Эти тру­ды св. Ва­си­лия вы­зва­ли нена­висть к нему гер­це­го­вин­ских по­тур­чен­цев и аген­тов ла­тин­ской унии, ко­то­рые ис­ка­ли воз­мож­ность его убить.
Вско­ре св. Ва­си­лий на­пра­вил­ся на Афон через мо­на­сты­ри Жу­пу Ник­шич­скую, Мо­ра­чу и Джур­д­же­ви сту­по­ви (Ге­ор­ги­ев­ские стол­бы). По до­ро­ге он за­ехал в Печ к пат­ри­ар­ху Па­и­сию I Янье­ва­цу и по­дроб­но рас­ска­зал ему о тя­же­лом по­ло­же­нии пра­во­слав­ных сер­бов в Гер­це­го­вине, о ту­рец­ких на­си­ли­ях и ла­тин­ской про­па­ган­де. Пат­ри­арх от­пу­стил его на Свя­тую Го­ру, обя­зав вер­нуть­ся в Печ.
На Афоне Cв. Ва­си­лий обо­шел мно­гие мо­на­сты­ри и ски­ты, где учил­ся у афон­ских по­движ­ни­ков. По воз­вра­ще­ни его в Печ пат­ри­арх Па­и­сий со­звал серб­ских ар­хи­ере­ев, ко­то­рые в празд­ник Пре­об­ра­же­ния в 1638 г. ру­ко­по­ло­жи­ли 28-лет­не­го Ва­си­лия в епи­ско­пы, по­ста­вив его мит­ро­по­ли­том Тре­бинь­ским с ре­зи­ден­ци­ей в Твр­до­ше.
Вер­нув­шись в род­ные края, свя­ти­тель на­чал свои ар­хи­пас­тыр­ские тру­ды без огляд­ки на опас­но­сти, ко­то­рые вновь ста­ли ему гро­зить. Си­ла его мо­литв бы­ла так ве­ли­ка, что он уже то­гда стал со­вер­шать чу­де­са ис­це­ле­ния. Тру­да­ми свя­то­го ста­ли об­нов­лять­ся мно­гие мо­на­сты­ри Тре­бинь­ской епар­хии.
В это вре­мя тур­ки уби­ли Во­сточ­но-Гер­це­го­вин­ско­го мит­ро­по­ли­та Па­и­сия Тре­бе­ша­ни­на, чья ре­зи­ден­ция на­хо­ди­лась на окра­ине Ник­ши­ча. То­гдаш­ний печ­ский пат­ри­арх св. Гав­ри­ил (Ра­ич), впо­след­ствии по­стра­дав­ший как свя­щен­но­му­че­ник, вос­со­еди­нил Во­сточ­ную и За­пад­ную Гер­це­го­вин­ские епар­хии в еди­ную За­холм­скую мит­ро­по­лию под на­ча­лом св. Ва­си­лия.
Ту­рец­кие при­тес­не­ния вы­ну­ди­ли свя­ти­те­ля по­ки­нуть свою ре­зи­ден­цию под Ник­ши­чем и обос­но­вать­ся в мо­на­сты­ре Острог у игу­ме­на Ис­айи. В Остро­ге св. Ва­си­лий вме­сте с дру­ги­ми по­движ­ни­ка­ми об­но­вил Вве­ден­скую цер­ковь, а так­же со­ору­дил Кре­сто­воз­дви­жен­ский храм. Его тру­да­ми Острож­ская пе­ще­ра пре­вра­ти­лась в на­сто­я­щий мо­на­стырь.
По­бли­зо­сти от Остро­га жил князь Ра­ич со сво­и­ми ше­стью сы­но­вья­ми, ко­то­рый чи­нил мо­на­хам вся­че­ские при­тес­не­ния. Бу­дучи в 1667 г. у печ­ско­го пат­ри­ар­ха Мак­си­ма, свя­ти­тель по­ве­дал ему о на­си­ли­ях кня­зя, и пат­ри­арх на­пи­сал Ра­и­чу пись­мо, в ко­то­ром при­гро­зил про­кля­ти­ем вся­ко­му, кто дерзнет вре­дить мо­на­сты­рю и его на­сель­ни­кам. И сам Ва­си­лий пред­ска­зы­вал кня­зю, что ес­ли он не пре­кра­тит тво­рить неправ­ду, то ли­шит­ся сво­их сы­но­вей. Это про­ро­че­ство вско­ре ис­пол­ни­лось. Опе­ча­лен­ный князь Ра­ич при­нес ис­крен­нее по­ка­я­ние в сво­их гре­хах, и Гос­подь, по пред­ска­за­нию св. Ва­си­лия, вновь уте­шил его муж­ским потом­ством.
Неустан­но под­ви­за­ясь в по­сте и мо­лит­ве, свя­ти­тель до­стиг кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни и 29 ап­ре­ля (12 мая) 1671 г. мир­но пре­дал свою ду­шу в ру­ки Гос­по­да в сво­ей кел­лии. Из ска­лы, у ко­то­рой на­хо­ди­лась его кел­лия, вы­рос­ла ви­но­град­ная ло­за. Те­ло свя­то­го мо­на­хи по­греб­ли в Вве­ден­ской церк­ви.

Чудеса святителя Василия Острожского:
Ис­це­ле­ние тя­же­ло­боль­ной жен­щи­ны.
В ав­гу­сте 1957 г. в Верх­ний мо­на­стырь при­ве­ли тя­же­ло­боль­ную жен­щи­ну по име­ни Ле­на Юн­чай из се­ла Дру­ме. При­ве­ли ее муж и де­верь. Ле­на бы­ла на­столь­ко боль­на, что с же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Острог муж­чи­ны нес­ли ее до мо­на­сты­ря с боль­шим тру­дом. До­брав­шись до Верх­не­го мо­на­сты­ря, они сра­зу во­шли в цер­ковь и при­сту­пи­ли к ра­ке с мо­ща­ми свя­то­го Ва­си­лия. Они по­про­си­ли, чтобы над боль­ной бы­ла про­чи­та­на мо­лит­ва о здра­вии, что и бы­ло сде­ла­но. По­сле мо­лит­вы род­ствен­ни­ки по­про­си­ли, чтобы их боль­ная оста­лась нена­дол­го по­ле­жать под ра­кой с мо­ща­ми, и по­лу­чи­ли на это бла­го­сло­ве­ние. Боль­ная за­сну­ла под ра­кой с мо­ща­ми и про­спа­ла око­ло двух ча­сов. По­том ее раз­бу­ди­ли, и вме­сте они от­пра­ви­лись до­мой. Боль­ная чув­ство­ва­ла се­бя на­мно­го луч­ше. До­брав­шись до до­ма, она на­ча­ла ощу­щать при­лив сил и вско­ре со­вер­шен­но вы­здо­ро­ве­ла. Спу­стя несколь­ко дней при­шло пись­мо от ее род­ных, в ко­то­ром они со­об­ща­ли, что Ле­на пол­но­стью вы­здо­ро­ве­ла. Все они бла­го­да­ри­ли Бо­га и свя­то­го Ва­си­лия.

Ис­це­ле­ние от нерв­но­го рас­строй­ства
Мо­ло­дая де­вуш­ка из окрест­но­стей Ба­ра Ве­ра Й., ра­бо­тав­шая слу­жа­щей, в 1950 го­ду вне­зап­но за­бо­ле­ла ка­ким-то тя­же­лым нерв­ным рас­строй­ством и бы­ла не в со­сто­я­нии вы­пол­нять ка­кую бы то ни бы­ло ра­бо­ту. Обес­по­ко­ен­ные ро­ди­те­ли во­ди­ли ее по раз­ным вра­чам и ис­ка­ли по­мо­щи у луч­ших спе­ци­а­ли­стов нев­ро­па­то­ло­гов в кли­ни­ках Бел­гра­да и За­гре­ба, но, к со­жа­ле­нию, без­успеш­но. Изо дня в день со­сто­я­ние ее здо­ро­вья стре­ми­тель­но ухуд­ша­лось. Ко­гда уже бы­ла по­те­ря­на вся­кая на­деж­да на вы­здо­ров­ле­ние, мать ре­ши­ла, втайне от со­се­дей, от­ве­сти ее в Острог. В на­ча­ле зи­мы то­го же го­да они от­пра­ви­лась в путь. С огром­ным тру­дом им уда­лось пре­одо­леть рас­сто­я­ние от Ниж­не­го мо­на­сты­ря до Верх­не­го. Де­вуш­ку охва­ти­ла силь­ная сла­бость. Пы­та­ясь вер­нуть­ся на­зад, она дер­га­лась, как бес­но­ва­тая. С боль­ши­ми уси­ли­я­ми ее до­ве­ли до Верх­не­го мо­на­сты­ря, где над ней бы­ла про­чи­та­на мо­лит­ва о здра­вии. Но­че­вать они оста­лись там же, в Верх­нем мо­на­сты­ре, и на сле­ду­ю­щее утро де­вуш­ка, к ве­ли­ко­му изум­ле­нию сво­ей ма­те­ри и всех при­сут­ству­ю­щих, ока­за­лась со­вер­шен­но здо­ро­ва. Она вер­ну­лась ра­дост­ная к се­бе до­мой и уже через несколь­ко дней вер­ну­лась к сво­им слу­жеб­ным обя­зан­но­стям.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-ostrozhskij

☦️
Триста мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавшие.
Три­ста му­че­ни­ков гру­зин­ских по­стра­да­ли от рук му­суль­ман в го­рах Тур­ции Ду­ди­ква­ти и Па­па­ти (XVII–XVIII вв.).

☦️
Преподобный Некта́рий Оптинский.
По­след­ним со­бор­но из­бран­ным оп­тин­ским стар­цем был пре­по­доб­ный Нек­та­рий, уче­ник ски­то­на­чаль­ни­ка пре­по­доб­но­го Ана­то­лия (Зер­ца­ло­ва) и пре­по­доб­но­го стар­ца Ам­вро­сия. Он нёс крест стар­че­ско­го слу­же­ния в го­ды тя­жё­лых ис­пы­та­ний для Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, для всей Рос­сии. Пять­де­сят лет ста­рец Нек­та­рий про­вёл в ски­ту Оп­ти­ной пу­сты­ни, из них два­дцать – в за­тво­ре. Он вос­хо­дил по ду­хов­ной лест­ни­це от за­тво­ра к об­ще­ствен­но­му слу­же­нию и был до­стой­ным про­дол­жа­те­лем оп­тин­ско­го стар­че­ства. На­де­лён­ный Бо­гом ве­ли­ким да­ром про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, он за­дол­го до ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны ви­дел гря­ду­щие бе­ды и скор­би лю­дей. Ста­рец Нек­та­рий мо­лил­ся за всю Рос­сию, уте­шал лю­дей, ук­реп­лял их в ве­ре. В го­ды тя­жё­лых ис­ку­ше­ний пре­по­доб­ный Нек­та­рий брал на се­бя бре­мя люд­ских гре­хов. Он раз­де­лил участь мно­гих сво­их ве­ру­ю­щих со­оте­че­ствен­ни­ков: был го­ним, со­слан, по­чил в из­гна­нии. О его жиз­нен­ном пу­ти – в свя­зи с го­не­ни­я­ми на Цер­ковь, пре­сле­до­ва­ни­ем мо­на­ше­ства – из­вест­но мень­ше, чем о его про­слав­лен­ных пред­ше­ствен­ни­ках.
Пре­по­доб­ный Нек­та­рий (в ми­ру Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Ти­хо­нов) ро­дил­ся в 1853 го­ду в го­ро­де Ель­це Ор­лов­ской гу­бер­нии в бед­ной се­мье Ва­си­лия и Еле­ны Ти­хо­но­вых. Отец его был ра­бо­чим на мель­ни­це и умер, ко­гда сы­ну бы­ло все­го семь лет. Пе­ред кон­чи­ной он бла­го­сло­вил сы­на ико­ной cвя­ти­те­ля Ни­ко­лая, по­ру­чая его по­пе­чи­тель­ству своё ча­до. С этой ико­ной ста­рец не рас­ста­вал­ся всю жизнь.
Позд­нее пре­по­доб­ный Нек­та­рий рас­ска­зы о сво­ём дет­стве ча­сто на­чи­нал сло­ва­ми: «Бы­ло это в мла­ден­че­стве мо­ём, ко­гда жил я с ма­мень­кой. Двое нас бы­ло на бе­лом све­те, да ещё кот жил с на­ми. Мы низ­ко­го бы­ли зва­ния и при­том бед­ные. Ко­му нуж­ны та­кие?». С ма­те­рью у Ни­ко­лая бы­ли са­мые теп­лые и сер­деч­ные от­но­ше­ния. Она боль­ше дей­ство­ва­ла кро­то­стью и уме­ла тро­нуть его серд­це. Но и мать его умер­ла ра­но. Остал­ся маль­чик круг­лым си­ро­той. С 11 лет он стал ра­бо­тать в лав­ке бо­га­то­го куп­ца. Был Ни­ко­лай тру­до­лю­бив и к 17 го­дам до­слу­жил­ся до млад­ше­го при­каз­чи­ка. В сво­бод­ное вре­мя юно­ша очень лю­бил хо­дить в храм и чи­тать цер­ков­ные кни­ги. Его от­ли­ча­ли кро­тость, скром­ность, ду­шев­ная чи­сто­та.
Ко­гда юно­ше ис­пол­ни­лось два­дцать лет, стар­ший при­каз­чик за­ду­мал же­нить его на сво­ей до­че­ри. В то вре­мя в Ель­це жи­ла по­чти сто­лет­няя схим­ни­ца, ста­ри­ца Фео­к­ти­ста, ду­хов­ная дочь свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го. Хо­зя­ин от­пра­вил к ней юно­шу за бла­го­сло­ве­ни­ем на брак. А схим­ни­ца бла­го­сло­ви­ла его пой­ти в Оп­ти­ну к стар­цу Ила­ри­о­ну. Хо­зя­ин от­пу­стил юно­шу в Оп­ти­ну, и Ни­ко­лай от­пра­вил­ся в путь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nektarij-optinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optinskij/
• Письма
• Преподобный Нектарий Оптинский

☦️
Преподобный Амфило́хий Почаевский (Головатюк).
В се­ле Ма­лая Ило­ви­ца, что на Шум­щине, в мно­го­дет­ной кре­стьян­ской се­мье Вар­на­вы Го­ло­ва­тю­ка 27 но­яб­ря 1894 го­да ро­дил­ся сын, в Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Иа­ко­вом в честь му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на. Мир и со­гла­сие, ца­рив­шие в се­мье, неволь­но пе­ре­да­ва­лись ма­лень­ко­му Иа­ко­ву. С ран­не­го дет­ства бу­ду­щий по­движ­ник, по­гру­жен­ный в хо­зяй­ствен­ные за­бо­ты, ви­дел бла­го­че­стие сво­их ро­ди­те­лей, ко­то­рые и из до­ма не вы­хо­ди­ли без мо­лит­вы, впи­ты­вал в се­бя все са­мое доб­рое и свя­тое.
В 1912 го­ду Иа­ков Го­ло­ва­тюк был при­зван в цар­скую ар­мию, где ли­цом к ли­цу встре­тил­ся с жиз­нью и смер­тью. Сна­ча­ла бы­ла сан­часть в Си­би­ри, в ко­то­рой мо­ло­дой сол­дат ис­пол­нял обя­зан­но­сти фельд­ше­ра, а за­тем фронт, пе­ре­до­вая, где луч­шие дру­зья по­ги­ба­ли в бою, и на­ко­нец – плен. Нем­цы от­пра­ви­ли его в Аль­пы, где Иа­ков три го­да ра­бо­тал у фер­ме­ра. Ис­пол­няя вся­кую ра­бо­ту с ве­ли­ким усер­ди­ем и хри­сти­ан­ской по­кор­но­стью, Иа­ков за­слу­жил до­ве­рие и лю­бовь сво­е­го хо­зя­и­на. Но, тоскуя по род­но­му краю, юно­ша в 1919 го­ду осу­ществ­ля­ет за­вет­ное же­ла­ние сво­е­го серд­ца и со­вер­ша­ет по­бег. С по­мо­щью доб­рых лю­дей пе­ре­хо­дит гра­ни­цу и воз­вра­ща­ет­ся в род­ное се­ло.
Мо­лит­вен­ная теп­ло­та от­че­го до­ма со­гре­ла ду­шу ски­таль­ца. Дни по­тек­ли в при­выч­ной кре­стьян­ской ра­бо­те. По­мо­гал он и боль­ным, об­ра­щав­шим­ся за по­мо­щью. По­ви­дав свет, хлеб­нув го­ря на фрон­те и в пле­ну, Иа­ков глу­бо­ко усво­ил, что жизнь есть непре­стан­ная бит­ва, в ко­то­рой диа­вол бо­рет­ся с Бо­гом, а по­ле этой бит­вы, по сло­вам До­сто­ев­ско­го, – серд­це че­ло­ве­че­ское. И в этой бит­ве не усто­ять, ес­ли на зем­ле сер­деч­но­го сми­ре­ния не по­се­я­ны се­ме­на бла­го­че­стия, оро­шен­ные сле­за­ми по­ка­я­ния. В 1925 го­ду Иа­ков Го­ло­ва­тюк, из­брав тер­ни­стый путь спа­се­ния, при­хо­дит в По­ча­ев­скую Лав­ру. В тру­до­лю­бии и сми­ре­нии ис­пол­ня­ет но­во­на­чаль­ный инок воз­ла­га­е­мые на него по­слу­ша­ния.
В фев­ра­ле 1931-го го­да, стоя у гро­ба по­чив­ше­го на­сто­я­те­ля, Иа­ков вдруг ощу­тил всю су­ет­ность и ско­ро­теч­ность жиз­ни: “Че­ло­век, яко тра­ва, дни его, яко цвет сель­ный, та­ко от­цве­тет”.
Прой­дя мо­на­ше­ское ис­пы­та­ние, 8 июля 1932 го­да по­слуш­ник Иа­ков Го­ло­ва­тюк был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Иосиф.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-amfilohij-pochaevskij-golovatjuk


Жития
Писание