⏳ 2022.05.03 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я по Пасхе (глас 1й)
• вторник (Радоница — день особого поминовения усопших)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 мая (20 апреля)
• прп. Фео́дора Трихины (?)
• свтт. Григория (593) и Анастасия I Синаита (599) 📚 Антиохийских
• прп. Анаста́сия Синайского (685) 📚
• прп. Александра Ошевенского (1479)
• мч. младенца Гавриила Белостокского (1690)
• свт. Феодосия (Ганицкого) Коломенского (1937)
• свт. Николая (Велимировича) Охридского и Жичского (1956) 📚
• иконы Божией Матери «Кипрская» (392)


☦️
Ра́доница.
Ра́доница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – т.к. всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней). Cовершается на 9‑й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Оно (поминовение) отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).
Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

☦️
Преподобный Фео́дор Трихина («власяничный»).
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Три­хи­на ро­дил­ся в бо­га­той кон­стан­ти­но­поль­ской се­мье. В юно­сти он уда­лил­ся в пу­стын­ную оби­тель во Фра­кии и при­нял мо­на­ше­ство. Пре­по­доб­ный был стро­гим пост­ни­ком, но­сил толь­ко од­ну гру­бую, ко­лю­чую вла­ся­ни­цу, от­че­го и был про­зван Три­хи­ною, то есть «Вла­ся­нич­ным». Этим име­нем был на­зван и мо­на­стырь, в ко­то­ром он под­ви­зал­ся. При жиз­ни пре­по­доб­ный тво­рил мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний. По­сле смер­ти от его свя­тых мо­щей ис­те­ка­ло це­леб­ное ми­ро, ко­то­рое из­ле­чи­ва­ло мно­гие бо­лез­ни и из­го­ня­ло нечи­стых ду­хов. Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­вест­но.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/358

☦️
Святитель Григо́рий Антиохийский, патриарх.
Свя­ти­тель Гри­го­рий, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (573–593), был игу­ме­ном мо­на­сты­ря Фа­ран, на­хо­див­ше­го­ся неда­ле­ко от Си­най­ской го­ры. Пре­по­доб­ный от­ли­чал­ся пла­мен­ной ве­рой, был ми­ло­стив, со­стра­да­те­лен к со­гре­шав­шим, сми­ре­нен и незло­бив.
Од­на­жды, ко­гда свя­той Гри­го­рий был еще игу­ме­ном, он по­се­тил од­но­го пу­стын­ни­ка, спа­сав­ше­го­ся в пе­ще­ре. Пу­стын­ник встре­тил его с по­че­том и умыл ему но­ги. Ко­гда свя­той спро­сил, по­че­му он ока­зал ему та­кое по­чте­ние, ста­рец от­ве­тил, что по Бо­жи­е­му от­кро­ве­нию он ви­дит пред со­бой бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха. Дей­стви­тель­но, по­сле из­гна­ния с Ан­тио­хий­ско­го пре­сто­ла пат­ри­ар­ха Ана­ста­сия Си­на­и­та свя­той Гри­го­рий был про­тив его соб­ствен­но­го же­ла­ния воз­ве­ден на Ан­тио­хий­ский пат­ри­ар­ший пре­стол и, по­ко­ря­ясь во­ле Бо­жи­ей, до са­мой кон­чи­ны († 593) с че­стью нес бре­мя пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/357

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Antiohijskij/
• Во святую Велиикую субботу, поучение святого отца Григория Антиохийского
• Речь к войску
• Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

☦️
Святитель Анаста́сий I Синаит, Антиохийский, патриарх.
Свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит I-й, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский, на­чал свой ино­че­ский по­двиг на Си­най­ской го­ре, по­че­му и был на­зван Си­на­и­том. Он всту­пил на пат­ри­ар­ший пре­стол в 562 го­ду в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на (527–565).
В то вре­мя рас­про­стра­ни­лась ересь мо­но­фи­зи­тов. Сам им­пе­ра­тор скло­нил­ся на сто­ро­ну ере­ти­ков. Свя­ти­тель Ана­ста­сий вы­сту­пил про­тив ере­си. Он рас­сы­лал по­сла­ния по всем церк­вам и еже­днев­но разъ­яс­нял в сво­ем хра­ме пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Все со­мне­вав­ши­е­ся и ко­ле­бав­ши­е­ся в ве­ре жда­ли с на­деж­дой сло­ва свя­то­го пат­ри­ар­ха Ана­ста­сия.
Раз­гне­ван­ный Юс­ти­ни­ан, узнав об этом, хо­тел низ­верг­нуть свя­ти­те­ля Ана­ста­сия с Ан­тио­хий­ско­го пре­сто­ла, но вне­зап­но тя­же­ло за­бо­лел. Пе­ред смер­тью он при­нес по­ка­я­ние Церк­ви и со­ста­вил пре­крас­ное мо­лит­во­сло­вие «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий», во­шед­шее в чин Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. В нем он вы­ра­зил пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах Гос­по­да Иису­са Хри­ста.
По­сле Юс­ти­ни­а­на всту­пил на пре­стол им­пе­ра­тор Иустин Млад­ший (565–578), ко­то­рый воз­об­но­вил го­не­ние на свя­ти­те­ля Ана­ста­сия и в 572 го­ду со­слал его в за­то­че­ние. Воз­вра­тив­шись в 593 го­ду из из­гна­ния, свя­ти­тель Ана­ста­сий управ­лял Цер­ко­вью шесть лет и мир­но скон­чал­ся († 21 ап­ре­ля 599).
В из­гна­нии свя­ти­тель Ана­ста­сий на­пи­сал несколь­ко дог­ма­ти­че­ских и нра­во­учи­тель­ных со­чи­не­ний, а так­же пе­ре­вел на гре­че­ский язык труд свя­ти­те­ля Гри­го­рия Двое­сло­ва († 604; па­мять 12 мар­та) «О пас­тыр­ском слу­же­нии».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/356

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Antiohijskij/
• Слово на Благовещение Всенепорочныя Богородицы Марии

☦️
Преподобный Анаста́сий Синайский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий, игу­мен Си­най­ской го­ры, ро­дил­ся в кон­це VI ве­ка. В юно­сти он по­лу­чил пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое за­вер­шил изу­че­ни­ем Бо­го­сло­вия. В сло­ве на Неде­лю о Фо­ме пре­по­доб­ный Ана­ста­сий пи­сал: «Ви­дев­шие Хри­ста во пло­ти счи­та­ли Его за про­ро­ка; а мы, хо­тя и не ви­де­ли Его те­лес­ны­ми оча­ми, но еще от ма­лых ног­тей, еще то­гда, ко­гда бы­ли ма­лы­ми детьми и от­ро­ка­ми, по­зна­ли в Нем Бо­га, на­учи­лись ис­по­ве­до­вать Его Вла­ды­кою все­лен­ной, Твор­цом ве­ков, Си­я­ни­ем Сла­вы От­чей. Свя­тое же Еван­ге­лие Его слу­ша­ем с та­кой ве­рой, как бы ви­дим Са­мо­го Хри­ста. Ко­гда же ви­дим на иконе изо­бра­же­ние толь­ко Бо­же­ствен­но­го по­до­бия Его, как Са­мо­го Его, при­зи­ра­ю­ще­го на нас с Неба, чтим, по­кло­ня­ем­ся и при­па­да­ем».
Уже в юно­сти пре­по­доб­ный Ана­ста­сий при­нял мо­на­ше­ство, а за­тем от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим и по­се­лил­ся на Си­най­ской го­ре. В то вре­мя игу­ме­ном Си­най­ской го­ры был пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник (па­мять 30 мар­та), а за­тем его брат Ге­ор­гий. По­сле свя­то­го Ге­ор­гия игу­ме­ном стал пре­по­доб­ный Ана­ста­сий, от­че­го ему усво­и­ли име­но­ва­ние Си­на­ит.
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий по­ло­жил мно­го тру­дов в борь­бе с ере­сью аке­фа­лов, про­ти­вя­щих­ся ре­ше­ни­ям IV Все­лен­ско­го Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра (451), ко­то­рый опре­де­лил дог­мат о со­еди­не­нии в Еди­ном Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста двух естеств – Бо­же­ско­го и че­ло­ве­че­ско­го. Рас­про­стра­няя пра­во­слав­ную ве­ру, пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Си­на­ит по­бы­вал в Егип­те, Ара­вии, Си­рии. Для борь­бы с мо­но­фи­зи­та­ми он оста­вил сво­им уче­ни­кам пись­мен­ное ру­ко­вод­ство в фор­ме от­ве­тов на во­про­сы под на­зва­ни­ем «Пу­те­во­ди­тель» из 24 глав. Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий вел бе­се­ды и с ев­ре­я­ми, ко­то­рые так­же за­пи­сал; до­шли до нас и его со­чи­не­ния «Изъ­яс­не­ние Ше­стод­не­ва» (12 книг), сло­ва, по­уче­ния, жи­тия неко­то­рых по­движ­ни­ков и тол­ко­ва­ния на мно­гие ме­ста Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий Си­на­ит скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти († ок. 695).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/355

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sinait/
• Об определениях
• Путеводитель
• Вопросы и ответы
• Из слова об образе Божием (отрывок)
• Слово на 6-й псалом
• Слово на святое Преображение Христа Бога нашего, произнесённое на Святой Горе в день праздника
• Слово о неосуждении ближних
• Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать
• Слово о творении Божием по образу и по подобию (отрывок)
• Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему

☦️
Преподобный Алекса́ндр Ошевенский, игумен.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский ро­дил­ся 17 мар­та 1427 го­да в 80 вер­стах от Бе­ло­зер­ска в Вы­ше­озер­ской во­ло­сти, за несколь­ко ме­ся­цев до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 г.), с ко­то­рым был свя­зан в по­сле­ду­ю­щем ду­хов­ны­ми уза­ми всю жизнь.
Алек­сей (мир­ское имя пре­по­доб­но­го Алек­сандра Оше­вен­ско­го), пя­тый сын бо­га­то­го зем­ле­дель­ца Ни­ки­фо­ра Оше­ве­на и су­пру­ги его Фо­ти­нии, был дол­го­ждан­ным ре­бен­ком и ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам Фо­ти­нии. Са­ма Бо­жия Ма­терь вме­сте с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским яви­лась ей и обе­ща­ла рож­де­ние сы­на по хо­да­тай­ству пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Хо­тя Алек­сей был млад­шим сы­ном, ро­ди­те­ли ча­я­ли ви­деть в нем на­след­ни­ка и их пи­та­те­ля в ста­ро­сти. В дет­стве маль­чи­ка обу­чи­ли гра­мо­те и го­то­ви­ли из него пред­при­им­чи­во­го хо­зя­и­на. В 18 лет юно­шу пы­та­лись же­нить. С доз­во­ле­ния ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся по­мо­лить­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и остал­ся там.
Игу­мен по­лю­бил юно­шу за сми­ре­ние и вско­ре пред­ло­жил ему при­нять по­стриг. Но Алек­сей от­ка­зал­ся, ре­шив ис­пы­тать се­бя. Изу­чая Свя­щен­ное Пи­са­ние, он шесть лет при­слу­жи­вал бра­тии по­слуш­ни­ком и лишь то­гда при­нял ино­че­ский по­стриг.
К то­му вре­ме­ни ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в се­ло Во­ло­со­во, в 30 вер­стах от Кар­го­по­ля вниз по ре­ке Оне­ге. Вско­ре Ни­ки­фор ис­про­сил у нов­го­род­ско­го бо­яри­на Иоан­на ме­сто для по­се­ле­ния у ре­ки Чу­рью­ги, по­лу­чив­шее на­зва­ние Оше­вен­ской сло­бо­ды.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр про­сил у игу­ме­на раз­ре­ше­ния при­нять от ро­ди­те­лей по­след­нее бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, чтобы за­тем уй­ти на уеди­нен­ное жи­тие. Не сра­зу бла­го­сло­вил игу­мен мо­ло­до­го ино­ка. Он пре­ду­пре­ждал его об опас­но­сти пу­стын­но­жи­тель­ства. Но пре­по­доб­ный Алек­сандр бо­ял­ся по­движ­ни­че­ской сла­вы, ко­то­рую он имел сре­ди бра­тии, и вто­рич­но про­сил от­пу­стить его из мо­на­сты­ря. На­ко­нец, на­сто­я­тель бла­го­сло­вил его.
Об­ра­до­ван­ный встре­чей отец пред­ло­жил сы­ну по­се­лить­ся на ре­ке Чу­рью­ге и обе­щал со­дей­ство­вать в устро­е­нии пу­сты­ни. Пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру по­нра­ви­лось ме­сто. Он во­дру­зил крест в ос­но­ва­ние бу­ду­щей оби­те­ли и дал обет пре­бы­вать здесь до кон­ца жиз­ни. По­сле то­го пре­по­доб­ный Алек­сандр вер­нул­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и неко­то­рое вре­мя нес по­слу­ша­ние на кли­ро­се, в по­варне и на хлебне. Его по­свя­ти­ли в сан диа­ко­на. На­ко­нец, ко­гда пре­по­доб­ный Алек­сандр при­шел к игу­ме­ну в тре­тий раз и рас­ска­зал ему, как звал его на устро­е­ние оби­те­ли чуд­ный го­лос, как обе­щал­ся он пре­бы­вать на том ме­сте, на­сто­я­тель от­пу­стил его, бла­го­сло­вив ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр освя­тил из­бран­ное ме­сто ико­на­ми, по­ру­чил от­цу на­блю­дать за стро­и­тель­ством церк­ви, а сам от­пра­вил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му Ионе (1459–1470). Ар­хи­епи­скоп Иона по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра и по­ста­вил игу­ме­ном оби­те­ли. Бо­яры­ня Ана­ста­сия и ее сын Юрий го­то­вы бы­ли от­дать мо­на­сты­рю всю во­лость, но пре­по­доб­ный Алек­сандр при­нял гра­мо­ты лишь на необ­хо­ди­мые зем­ли. По­стро­ен­ный храм был освя­щен во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. С твер­до­стью и му­же­ством на­чал пре­по­доб­ный тру­дить­ся в со­здан­ной оби­те­ли. Ста­рец, ко­то­рый при­е­хал вме­сте с ним из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, не вы­дер­жал труд­ной пу­стын­ной жиз­ни и уехал об­рат­но. Но ма­ло-по­ма­лу со­бра­лась бра­тия. Пре­по­доб­ный ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­рый тре­бо­вал пол­но­го мол­ча­ния в хра­ме и на тра­пе­зе, ко­гда чи­та­лись жи­тия; в кел­лии ино­ки не долж­ны бы­ли быть без де­ла, а во вре­мя ис­пол­не­ния по­слу­ша­ния тво­рить Иису­со­ву мо­лит­ву или чи­тать псал­мы. «Бра­тия, – го­во­рил пре­по­доб­ный игу­мен, – пусть не стра­шат нас тру­ды и скор­би пу­сты­ни. Вы зна­е­те, что пу­тем скор­бей вхо­дят в Цар­ствие Небес­ное. Пусть жи­вет в вас вза­им­ная лю­бовь и сми­ре­ние. Бог есть лю­бовь, и Он лю­бит сми­рен­ных».
Мно­гие да­же из ми­рян при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и поль­зо­ва­лись его на­став­ле­ни­я­ми. Два пле­мян­ни­ка свя­то­го при­ня­ли по­стриг в его мо­на­сты­ре, чем раз­гне­ва­ли од­но­го из бра­тьев пре­по­доб­но­го, Ам­вро­сия. Пре­по­доб­ный Алек­сандр кро­то­стью смяг­чил бра­та, но пле­мян­ни­ки охла­де­ли в рев­но­сти к по­дви­гам и оста­ви­ли оби­тель. Скор­би за спа­се­ние ду­хов­ных чад рас­стро­и­ли здо­ро­вье пре­по­доб­но­го. Он ле­жал и не мог не толь­ко при­под­нять ру­ку или го­ло­ву, но да­же вы­го­во­рить сло­во. В та­ком из­не­мо­же­нии свя­той Алек­сандр мо­лил­ся пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу, сво­е­му по­кро­ви­те­лю. Пре­по­доб­ный Ки­рилл явил­ся в бе­лых ри­зах и, осе­нив боль­но­го кре­стом, ска­зал: «Не скор­би, брат! Я по­мо­люсь, и бу­дешь здо­ров. Толь­ко не за­бы­вай обе­та, не остав­ляй это­го ме­ста. Я бу­ду по­мо­гать те­бе». Проснув­шись, пре­по­доб­ный по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и на­ут­ро по­шел в цер­ковь. В под­креп­ле­ние бра­тии он рас­ска­зал о по­се­ще­нии пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. 27 лет пре­по­доб­ный тру­дил­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли и мир­но скон­чал­ся 20 ап­ре­ля 1479 го­да.
По­сле кон­чи­ны игу­ме­на оби­тель на­ча­ла быст­ро при­хо­дить в упа­док. Но пре­по­доб­ный не оста­вил по­пе­че­ния о ней. Од­на­жды мо­на­стыр­ско­му слу­жи­те­лю Мар­ку бы­ло ви­де­ние во сне: оби­тель пол­на на­ро­ду; се­дой ста­рец в свя­ти­тель­ской одеж­де кре­стом осе­ня­ет ра­бо­та­ю­щих на по­строй­ке. Дру­гой ста­рец, с длин­ной бо­ро­дой, окроп­ля­ет свя­той во­дой, а тре­тий, сред­не­го ро­ста, с ру­сы­ми во­ло­са­ми, ка­дит. Чет­вер­тый, мо­ло­дой, сле­дит за ни­ми из­да­ли. Тре­тий ста­рец, а это был пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский, объ­яс­нил, что ему по­мо­га­ют свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, а юно­ша, сто­яв­ший по­одаль, был дья­ком Мат­фе­ем, ко­то­ро­го вско­ре по­стриг­ли с име­нем Мак­сим и из­бра­ли в игу­ме­на оби­те­ли, как и пред­рек в ви­де­нии пре­по­доб­ный Алек­сандр. Инок Мак­сим был по­став­лен во игу­ме­на ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским Сер­ги­ем (1483–1485) и вос­ста­но­вил оби­тель. Он на­сто­я­тель­ство­вал до 1525 го­да.
При по­стро­е­нии но­во­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая по ука­за­нию явив­ше­го­ся пре­по­доб­но­го Алек­сандра бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. То­гда же был на­пи­сан его об­раз со­глас­но с тем, ка­ким он яв­лял­ся ино­кам, и по рас­ска­зу знав­ше­го его стар­ца. Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский был сред­не­го ро­ста, с су­хим ли­цом и впа­лы­ми ще­ка­ми, с неболь­шой и негу­стой бо­ро­дой, с про­се­дью в ру­сых во­ло­сах. В та­ком ви­де он и изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах.

☦️
Мученик Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец.
Мученик Гаврии́л ро­дил­ся 22 мар­та 1684 г. в де­ревне Звер­ки Бе­ло­сток­ско­го уез­да Грод­нен­ской гу­бер­нии, в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Пет­ра и Ана­ста­сии. Он рос крот­ким, незло­би­вым, за­мет­на бы­ла в нем склон­ность к со­зер­ца­тель­но­му уеди­не­нию. В 1690 г. 11 ап­ре­ля мать ше­сти­лет­не­го Гав­ри­и­ла по­нес­ла му­жу обед в по­ле. Вско­ре при­бли­жал­ся празд­ник Свя­той Пас­хи. В это вре­мя в дом за­брал­ся арен­да­тор, при­лас­кал ди­тя и тай­но увез его в г. Бе­ло­сток, где мла­ден­ца пре­да­ли му­че­ни­ям: рас­пя­ли, про­ко­ло­ли бо­ка, по­сте­пен­но ис­пус­кая кровь. На де­вя­тый день ре­бе­нок скон­чал­ся, его бро­си­ли в по­ле у опуш­ки ле­са близ де­рев­ни Звер­ки. Го­лод­ные со­ба­ки, на­шед­шие те­ло, не толь­ко не рас­тер­за­ли его, но охра­ня­ли да­же от хищ­ных птиц. На до­но­сив­ший­ся лай со­бак при­шли жи­те­ли де­рев­ни, на­шли те­ло му­че­ни­ка и при­зна­ли, что мла­де­нец по­гиб в ре­зуль­та­те ри­ту­аль­но­го убий­ства. Те­ло за­му­чен­но­го Гав­ри­и­ла при боль­шом сте­че­нии на­ро­да, глу­бо­ко взвол­но­ван­но­го по­доб­ным звер­ством, пре­да­но бы­ло зем­ле близ хра­ма.
Через 30 лет по­сле по­гре­бе­ния мо­щи св. Гав­ри­и­ла оста­ва­лись нетлен­ны­ми. В 1746 г. храм, в ко­то­ром был по­гре­бен мла­де­нец, сго­рел, но свя­тые мо­щи уце­ле­ли. Ча­стич­но об­го­ре­ла руч­ка, но ко­гда свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь, руч­ка чу­дес­но за­жи­ла и вновь по­кры­лась ко­жей.
Св. Гав­ри­ил счи­та­ет­ся це­ли­те­лем де­тей. Свя­тые мо­щи его несколь­ко раз ме­ня­ли ме­сто сво­е­го пре­бы­ва­ния. С 1944 по 1992 гг. они хра­ни­лись в Грод­нен­ской По­кров­ской церк­ви, от­ку­да тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны в Свя­то-Ни­коль­ский со­бор г. Бе­ло­сто­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-belostokskij-slutskij-mladenets

☦️
Святитель Феодо́сий (Ганицкий), Коломенский, епископ.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Фе­о­до­сий ро­дил­ся 30 июля 1860 го­да в се­ле Ру­да Ва­силь­ков­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Га­ниц­ко­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. По окон­ча­нии Ки­ев­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Иван Фе­до­ро­вич был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия при Ак-Шенх­ском на­род­ном учи­ли­ще в Пе­ре­коп­ском уез­де Та­ври­че­ской гу­бер­нии; он пре­по­да­вал здесь с 20 фев­ра­ля 1882 го­да по 25 ав­гу­ста 1890 го­да, ко­гда по­сту­пил бух­гал­те­ром в Ка­зен­ную па­ла­ту, где ра­бо­тал до 17 ап­ре­ля 1899 го­да.
17 ап­ре­ля 1899 го­да в кре­сто­вой церк­ви та­ври­че­ско­го ар­хи­ерей­ско­го до­ма Иван Фе­до­ро­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Фе­о­до­си­ем. 19 ап­ре­ля то­го же го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и на сле­ду­ю­щий день – во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви при та­ври­че­ском епар­хи­аль­ном свеч­ном за­во­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-ganickij

☦️
Святитель Никола́й (Велимирович), Сербский, Охридский и Жичский, епископ.
Свя­ти­тель Ни­ко­лай, бо­го­нос­ный отец на­ших дней, ро­дил­ся в день па­мя­ти свя­ти­те­ля На­у­ма Охрид­ско­го в 1880 го­ду. Его ро­ди­те­ли, кре­стьяне-фер­ме­ры, все­гда пре­кра­ща­ли ра­бо­ту для еже­днев­ной мо­лит­вы и со­блю­да­ли цер­ков­ный по­сто­вой и бо­го­слу­жеб­ный круг. С мла­ден­че­ства вскорм­лен­ный этим небес­ным хле­бом, свя­ти­тель Ни­ко­лай впо­след­ствии стал «но­вым Зла­то­устом», из­вест­ным и лю­би­мым по­всю­ду в пра­во­слав­ном ми­ре за свои про­по­ве­ди, на­став­ле­ния и пи­са­ния. Он стал мо­на­хом, за­тем иеро­мо­на­хом и впо­след­ствии епи­ско­пом Жич­ским в воз­расте 39 лет. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны при­нял стра­да­ния в конц­ла­ге­ре в Да­хау. По­сле вой­ны спас мно­гие по­ки­ну­тые серб­ские мо­на­сты­ри от раз­ру­ше­ния, по­сы­лая ту­да мо­на­хинь вме­сто за­му­чен­ных, за­клю­чен­ных или при­зван­ных на во­ен­ную служ­бу ино­ков. Он под­ви­зал­ся как ар­хи­ерей и ду­хов­ный на­став­ник в Аме­ри­ке и скон­чал­ся в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре в Юж­ном Кэнане, штат Пен­силь­ва­ния. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1991 го­ду в его род­ную де­рев­ню Ле­лич, чтобы по­чи­вать близ мо­щей пре­по­доб­но­го Иусти­на (По­по­ви­ча).

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/
• Земля Недостижимая
• Житие свт. Саввы Сербского
• Молитва Святителю Савве Сербскому
• Охридский пролог
• Святой князь Владимир – креститель русских
• Жатвы Господни
• Миссионерские письма
• Молитвы миссионера, или как молиться за неправославных?
• «Ты нужен Богу». Слова и наставления
• Духовные наставления и притчи
• Любостыньский стослов
• Молитвы на озере
• Мысли о добре и зле
• Над грехом и смертью
• Наука чудес
• Поучения
• Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1
• Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 2
• С нами Бог
• Семь ключей к вечной жизни. Мысли о пути человека к Небу
• Чудеса Божии
• Библейские темы
• Богородица на смертном одре
• Война и Библия
• Единый Человеколюбец
• Слово о Законе
• Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви
• Верую. Вера образованных людей
• Во что мы верим? Объяснение Символа веры
• Десять Божиих заповедей
• Как правильно молиться?
Толкование Заповедей блаженства
• Толкование молитвы «Богородице Дево…»
• Толкование молитвы Господней: Отче наш… – 1
• Толкование молитвы Господней: Отче наш… – 2
• О трех самых важных вещах. Избранные письма духовным детям
• Сквозь тюремное окно
• «Помоги, Боже, всем помоги нам»
• «Творите дела правды»: проповеди
• Беседы
• Беседы за сестринской трапезой древнего епископа Евангела
• Беседы под горой
• Видение невидимого
• Дивное творение Духа Святого. Проповедь на праздник Введения 1931 г.
• О нашем церковном проповедничестве
• О сроднике Христовом. Проповедь на Усекновение главы св. пророка Иоанна
• О cвятых Ангелах Божиих
• Перед зеркалом
• Принцип Восточной Православной Церкви
• Проповедь в день святого угодника и чудотворца Николая
• Проповедь в день Святой Пятидесятницы
• Проповедь о кладбище
• Проповедь о человеческих судьбах
• Индийские письма
• Кассиана. Повесть о христианской любви
• Символы и сигналы
• Стеклянные глаза Индии
• Феодул, или Раб Божий
• Царев завет
• Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

☦️
Икона Богородицы Кипрская.
Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в 392 го­ду на ост­ро­ве Ки­п­ре на ме­сте, где был по­гре­бен пра­вед­ный Ла­зарь, и бы­ла по­ме­ще­на в мо­на­сты­ре Ставру­ни, устро­ен­ном на ме­сте ее чу­дес­но­го об­ре­те­ния.
В IX ве­ке для ико­ны бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь Па­на­гии Ан­ге­лок­ти­сты, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ная ан­ге­ла­ми». По пре­да­нию, стро­и­тель­ство хра­ма на­ча­лось не со­всем на том ме­сте, где он рас­по­ло­жен в на­сто­я­щее вре­мя, а немно­го в сто­роне. На сле­ду­ю­щий день по­сле за­клад­ки фун­да­мен­та неожи­дан­но об­на­ру­жи­лось, что он непо­нят­ным об­ра­зом пе­ре­ме­стил­ся в то ме­сто, где сей­час и сто­ит цер­ковь Бо­жи­ей Ма­те­ри. Имен­но от­сю­да и пошло ее на­зва­ние.
В ска­за­нии, по­ме­щен­ном в гре­че­ском си­нак­са­ре на неде­лю Пра­во­сла­вия, го­во­рит­ся о том, что свя­той об­раз был по­став­лен на во­ро­тах, ве­ду­щих к церк­ви. Од­на­жды про­ез­жав­ший ми­мо хра­ма ара­ви­тя­нин на­ме­рен­но пу­стил стре­лу и по­пал в ко­ле­но изо­бра­жен­ной на иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­на тот­час же обиль­но за­кро­во­то­чи­ла, обиль­но обаг­рив зем­лю. Обе­зу­мев­ший ара­ви­тя­нин бро­сил­ся ска­кать до­мой, но вско­ре упал за­мерт­во на зем­лю.
В Рос­сии из­вест­ны спис­ки Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­сла­вив­ши­е­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми и на­хо­див­ши­е­ся в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля и хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Го­лутвине.
Свя­ты­ней упразд­нен­но­го ныне Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря был спи­сок с древ­ней чу­до­твор­ной ико­ны. Ныне он пре­бы­ва­ет в Успен­ском хра­ме се­ла Стро­мынь (см. Кипр­ская (Стро­мын­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри).
На этой древ­ней по­чи­та­е­мой иконе Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу окру­жа­ют Ан­ге­лы с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в ру­ках, а на по­лях изо­бра­же­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па и му­че­ни­ца Фо­ти­ния.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kiprskaja


Жития
Писание