26 апреля 2022
⏳ 2022.04.26 (вт)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• Светлая седмица (сплошная)
• Вторник Светлой седмицы (глас 3й)
• прмчч. отцов Давидо-Гареджийских (1616) (переходящ.)
• мч. Христодула, мц. Анастасии Патрских (1821) (переходящ.)
• иконы Божией Матери И́верская (переходящ.)
• иконы Божией Матери «Одигитрия» Шуйская (переходящ.)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 26 апреля (13 апреля)
• сщмч. Артемо́на Лаодикийского (303)
• мч. Криске́нта Мирликийского (?)
• мц. Фомаи́ды Александрийской (Египетской) (476)
• прмц. Марфы (Тестовой) (1941)
☦️
Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийские.
Преподобномученики отцы Давидо-Гареджийской Лавры, числом более 6000, приняли мученическую кончину в Грузии за исповедание христианской веры в начале XVII века, при шахе Аббасе I. Погребены были святым царем Арчилом II (память 21 июня) в храме Давидо-Гареджийской обители.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-prepodobnomucheniki-otcy-davido-garedzhijskie
☦️
Мученик Христодул и мученица Анастасия Патрские.
Память мучеников Христодула и Анастасии Патрских, во Ахаии убиенных (†1821). (Включена в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 13 апреля 2018 года. Прославление совершено Константинопольской Православной Церковью)
☦️
Икона Богородицы Иверская.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы.
…
Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja-zhizn-presvjatoj-bogoroditsy-i-opisanie-svjatyh-chudotvornyh-ee-ikon/21_6
☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская.
Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.
История появления чудотворного образа Богоматери Шуйской Смоленской связана с эпидемией чумы, поразившей город Шую в 1654 году. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.
Особая иконография чудотворного образа восходит к более раннему протографу, особенно распространенному в русской иконописи в XVI веке. Одним из ранних примеров является икона «Богоматери Одигитрии Шуйской» третьей четверти XVI века из собора Спасского монастыря в Муроме (собрание Муромского историко-художественного музея).
Празднование иконе совершается трижды: 10 августа (28 июля по старому стилю) – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября (2 ноября по старому стилю) – в память написания иконы и начала прекращения эпидемии чумы, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.
☦️
Священномученик Арте́мон Лаодикийский, пресвитер.
Священномученик Артемон родился в первой половине III-го века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. С юных лет он посвятил себя служению Церкви. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к божественным службам святитель Сисиний возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам. Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов.
Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей.
Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал, кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», – сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа».
Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиния, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон.
На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного.
Патрикий узнал от язычников, что встреченный на пути старец – тот самый Артемон, который разрушил капище Артемиды. Он приказал схватить его и отвести в город Кесарию.
Святой Артемон без страха последовал за воинами, а животным приказал идти к святителю Сисинию.
Один из оленей получил от Бога дар слова и рассказал святителю, что случилось со святым Артемоном. Святитель послал ему в Кесарию благословение и просфору через диакона.
В Кесарии Патрикий вызвал святого Артемона на суд и стал принуждать его принести жертву в капище Асклепия. В том капище жило множество ядовитых змей. Жрецы никогда не открывали дверей, не принеся предварительно жертву идолу. Но святой Артемон, призвав имя Иисуса Христа, без всякого страха вошел в капище и вывел оттуда множество змей. Язычники обратились в бегство, но святой остановил их и своим дуновением умертвил змей. Один из жрецов, Виталий, уверовал во Христа и просил святого Артемона крестить его.
Патрикий думал, что святой Артемон умертвил змей волхвованием, и снова стал допрашивать его и истязать. В то время в Кесарию прибежал олень, говоривший со святителем Сисинием. Олень стал лизать стопы мученика, а затем, снова получив от Бога дар слова, обличил Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Патрикий испугался, что чудеса, совершаемые святым Артемоном, привлекут к нему еще больше народа, и приказал казнить его.
Огромный котел наполнили кипящей смолой. Воины должны были бросить туда святого Артемона. Но когда Патрикий подъехал на коне к котлу, желая проверить, кипит ли смола, два Ангела в виде орлов схватили и бросили его в котел, а мученик Артемон остался жив. По молитве святого из земли исшел родник, в котором он крестил жреца Виталия и многих язычников, уверовавших во Христа. На следующее утро святой Артемон причастил новокрещеных Святых Тайн.
Епископ Кесарийский пришел приветствовать святого Артемона. Он отметил место, где страдал мученик, и впоследствии основал здесь церковь. Многие крестившиеся были посвящены во диаконов и священников, а Виталий поставлен епископом Палестинским. Священномученик Артемон по зову Божественного гласа пошел с проповедью Евангелия в Асию, в селение Вули. По дороге его восхитил Ангел и перенес в открытое ему в видении селение. Там он многих обратил к вере во Христа. Язычники схватили святого и отсекли ему голову († 303).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/329
☦️
Мученик Криске́нт Мирликийский.
Святой Крискент жил, вероятно, в III веке. Он был знатным гражданином Мир Ликийских и достиг преклонных лет. Во времена неистовой ярости язычников, направленной против христиан, его схватили, связали руки за спиной и так привели к правителю. Чиновник спросил: «Итак, ты, Крискент, пренебрегаешь эдиктом императора и оскорбляешь богов?» «Я христианин, – отвечал старец, – и желаю только одного: оставаться верным Господу моему до самого конца. А ваших богов я считаю идолами, произведениями рук человеческих. Они не способны помочь тем, кто прибегает к их помощи». Правитель велел бичевать его, однако святой продолжал говорить, что никогда не принесет жертвы бесам.
Тогда мученика подвесили на столбе и стали терзать его плоть железными крючьями. Кровь потекла ручьями, но лик святого светился радостью, и он неизменно повторял: «Господи Иисусе Христе, помоги мне!» Когда его тело стали жечь факелами, Крискент вознес молитву Господу о милости к язычникам, чтобы они просветились светом Христовым. Внезапно мучители выронили факелы, увидев четырех сияющих Ангелов, которые беседовали со святым, и воскликнули: «Велик Бог христианский!» Опасаясь, как бы другие не последовали их примеру, правитель велел утопить палачей, а Крискента бросить в темницу.
На следующий день после нового допроса святой был брошен в раскаленную печь. Стоя посреди языков пламени, он воздел руки к небесам и воззвал к Богу: «Господи, Ты, сохранивший невредимыми трех отроков в пещи вавилонской и не обманувший их веры в Тебя, спаси меня, Господи, ибо я отдал тело свое на сожжение из любви к Тебе, и позволь мне здесь завершить мой земной путь!» В этот момент Ангел сошел с небес и обратил печь в прохладный источник. Он возвестил святому, что послан забрать его душу, дабы она предстала перед Христом в сонме мучеников, пророков и всех праведников. Так Крискент отошел ко Господу.
Язычники извлекли его тело из огня, желая отдать на растерзание падальщикам. Однако христиане сумели похитить его и похоронить в надежном месте. Многочисленные исцеления совершались с тех пор от его святых мощей.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/331
…
В Мирах Ликийских была церковь, посвященная Крискенту и Диоскориду. Последний был сподвижником св. Фемистокла [21 дек.] во времена Дециевых гонений (250), поэтому, может быть, мученичество св. Крискента следует отнести к этому времени.
☦️
Мученица Фомаи́да Александрийская (Египетская).
Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии в христианской семье. С детства она была воспитана в благочестии и любила читать Священное Писание.
В 15 лет юную отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где святую Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие.
Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.
Убийцу постигла Божия кара. Он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика. Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь.
В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица – мне и вам мать. Она умерла за чистоту».
После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды. Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном. Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: «Отче, прими благословение и иди с миром».
Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе. После этого плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил ему: «Благословение – дар мученицы целомудрия: такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты».
В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/330
☦️
Преподобномученица Ма́рфа (Тестова), инокиня.
Преподобномученица Марфа родилась в 1883 году в деревне Арга Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Тимофея Тестова. В 1914 году она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской губернии, где подвизалась ее родная сестра Пелагия.
После разорения при безбожных правителях Дивеевской обители инокиня Марфа вместе с одной из монастырских сестер поселилась в селе Развилье Борского района Нижегородской области, где стала трудиться при храме. Она была арестована 18 ноября 1937 года и заключена в нижегородскую тюрьму.
Допрошенные лжесвидетели показали, что инокиня Марфа среди верующих крестьян села Развилье систематически ведет контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию советского правительства и коммунистической партии, призывает женщин ходить в церковь и в религиозные праздники не работать; ходя по деревням под видом сбора милостыни, призывает крестьян защищать от коммунистов Божьи храмы, которые повсюду закрывают, а духовенство сажают в тюрьмы. «Подобная агитация на крестьян очень влияет, и крестьяне смотрят на советскую власть с недоверием».
– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, которую вы вели среди верующих села Развилье, клеветали на политику советского правительства, вели контрреволюционную агитацию пораженческого характера, называя коммунистов антихристами. Признаете себя в этом виновной? – спросил следователь инокиню Марфу.
– В предъявленном обвинении виновной себя не признаю. Контрреволюционной деятельностью я среди верующих и вообще не занималась.
Следователь зачитал отрывки из показаний лжесвидетелей и потребовал, чтобы инокиня их подтвердила, на что та заявила, что ничего подобного она не говорила.
– Что еще можете дополнить к следствию? – задал следователь последний вопрос.
– Дополнить ничего не могу.
13 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила инокиню Марфу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 3 мая 1938 года она прибыла в одно из отделений Карагандинского лагеря и была отправлена на общие работы.
Лагерные условия и тяжелая работа оказались для нее непосильными, медицинская комиссия признала ее инвалидом, и она была отправлена в больницу при Спасском отделении Карлага. Инокиня Марфа (Тестова) скончалась 26 апреля 1941 года в лагерной больнице и в тот же день была погребена на кладбище близ селения Спасское.