⏳ 2022.04.01 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмицам (неделя) 4я Великого поста, Крестопоклонная (глас 7й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
1 апреля (19 марта)
• мч. Хриса́нфа, мц. Да́рии, с ними сщмчч. Диодо́ра, Мариа́на, мчч. Иасо́на, Ма́вра, Кла́вдия, мц. Ила́рии (283)
• мч. Панха́рия Римского (ок. 302)
• прп. Ва́ссы Псково-Печерской (ок. 1473)
• прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521)
• прав. Софи́и, княгини Слуцкой (1612)
• исп. Иоанна (Блинова) (1933)
• прмц. Матроны (Алексеевой) (1938)
• прп. Симеона Дайбабского (1941)
• прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003)
• икона Божией Матери «Умиление» Смоленская (1103)


☦️
Мученик Хриса́нф и мученица Да́рия, мученики Кла́вдий, Ила́рия, Иасо́н, Ма́вр, Диодо́р, пресвитер и Мариа́н, диакон.
Свя­той Хри­санф про­ис­хо­дил из язы­че­ской се­мьи; по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Сре­ди книг ему по­па­да­лись та­кие, в ко­то­рых языч­ни­ки рас­суж­да­ли о хри­сти­ан­стве. Но юно­ша за­хо­тел про­чи­тать кни­ги, на­пи­сан­ные са­ми­ми хри­сти­а­на­ми. Юно­ше до­ве­лось най­ти кни­ги Но­во­го За­ве­та. Свя­щен­ное Пи­са­ние про­све­ти­ло ду­шу ра­зум­но­го юно­ши. Он на­шел скры­вав­ше­го­ся от го­не­ний пре­сви­те­ра Кар­по­фо­ра и при­нял от него Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле это­го он на­чал от­кры­то про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие. Отец юно­ши вся­че­ски ста­рал­ся от­вра­тить сы­на от хри­сти­ан­ства и же­нил его на кра­са­ви­це Да­рии, жри­це Афи­ны Пал­ла­ды. Од­на­ко свя­той Хри­санф су­мел об­ра­тить свою же­ну ко Хри­сту, и мо­ло­дые су­пру­ги по обо­юд­но­му со­гла­сию ре­ши­ли ве­сти дев­ствен­ную жизнь. По­сле смер­ти от­ца они ста­ли жить в от­дель­ных до­мах. Свя­той Хри­санф со­брал во­круг се­бя несколь­ких об­ра­щен­ных ко Хри­сту юно­шей, а во­круг свя­той Да­рии со­бра­лись бла­го­че­сти­вые жен­щи­ны.
Го­ро­жане по­жа­ло­ва­лись епар­ху Ке­ле­ри­пу, что свя­тые Хри­санф и Да­рия про­по­ве­ду­ют без­бра­чие. Свя­той Хри­санф был от­дан на му­че­ния три­бу­ну Клав­дию. Од­на­ко пыт­ки не смог­ли по­ко­ле­бать му­же­ство мо­ло­до­го му­че­ни­ка, ибо си­ла Бо­жия яв­но по­мо­га­ла ему. По­ра­жен­ный этим, три­бун Клав­дий уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте с же­ной Ила­ри­ей, с сы­но­вья­ми Иа­со­ном и Мав­ром и со все­ми до­маш­ни­ми и во­и­на­ми. Ко­гда весть об этом до­шла до им­пе­ра­то­ра Ну­ме­ри­а­на (283–284), то он при­ка­зал всех их каз­нить. Му­че­ник три­бун Клав­дий был утоп­лен в мо­ре, а его сы­но­вья и во­и­ны бы­ли обез­глав­ле­ны. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ла свя­тых му­че­ни­ков непо­да­ле­ку в пе­ще­ре, и свя­тая Ила­рия ста­ла по­сто­ян­но хо­дить ту­да, чтобы мо­лить­ся. Од­на­жды ее вы­сле­ди­ли и при­ве­ли на му­че­ния. Свя­тая по­про­си­ла дать ей несколь­ко ми­нут для мо­лит­вы, за­кон­чив ко­то­рую, скон­ча­лась. Слу­жан­ка по­хо­ро­ни­ла свя­тую в пе­ще­ре ря­дом с сы­но­вья­ми.
Свя­тую Да­рию му­чи­те­ли от­да­ли в блу­ди­ли­ще. Но там ее охра­нял по­слан­ный Бо­гом лев. Всех, кто пы­тал­ся осквер­нить свя­тую, лев ва­лил на зем­лю, но остав­лял жи­вы­ми. Му­че­ни­ца про­по­ве­до­ва­ла им Хри­ста и об­ра­ща­ла на путь спа­се­ния.
Свя­то­го Хри­сан­фа бро­си­ли в смрад­ную яму, ку­да сте­ка­ли все нечи­сто­ты го­ро­да. Но ему вос­си­ял Небес­ный Свет, а вме­сто смра­да яма на­пол­ни­лась бла­го­уха­ни­ем.
То­гда им­пе­ра­тор Ну­ме­ри­ан ве­лел от­дать свя­тых Хри­сан­фа и Да­рию в ру­ки па­ла­чей. По­сле ис­тя­за­ний му­че­ни­ки бы­ли жи­вы­ми за­ры­ты в зем­лю.
В пе­ще­ре, рас­по­ло­жен­ной непо­да­ле­ку от ме­ста каз­ни, ста­ли со­би­рать­ся хри­сти­ане, празд­нуя день му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­тых. Они со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ния и при­ча­ща­лись Свя­тых Та­ин. Узнав об этом, язы­че­ские вла­сти при­ка­за­ли за­сы­пать вход в пе­ще­ру, за­пол­нен­ную мо­ля­щи­ми­ся.
Так в му­ках по­гиб­ло мно­же­ство хри­сти­ан, из ко­то­рых двое из­вест­ны по име­нам: му­че­ни­ки пре­сви­тер Ди­о­дор и диа­кон Ма­ри­ан.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/254

☦️
Мученик Панха́рий Римский.
Свя­той му­че­ник Пан­ха­рий был са­нов­ни­ком им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311). Он оста­вил хри­сти­ан­ство и стал языч­ни­ком. Мать и сест­ра, узнав об этом, при­сла­ли ему пись­мо, в ко­то­ром убеж­да­ли от­ступ­ни­ка ис­пол­нить­ся стра­ха Бо­жия и вспом­нить о бу­ду­щем Су­де. Рас­ка­яв­шись, свя­той Пан­ха­рий от­кры­то ис­по­ве­дал свою ве­ру пе­ред им­пе­ра­то­ром Мак­си­ми­а­ном, за что пре­тер­пел му­че­ния в Ри­ме, а за­тем был от­прав­лен в Ни­ко­ми­дию и там обез­глав­лен († ок. 302).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/255

☦️
Преподобная Ва́сса Псково-Печерская.
В 1472 го­ду кре­стья­нин Иван Де­мен­тьев ру­бил лес на об­ры­ве го­ры. Од­но из сруб­лен­ных де­ре­вьев по­ка­ти­лось вниз, сди­рая зем­лю и вы­ры­вая с кор­нем дру­гие де­ре­вья. Об­вал от­крыл вход в пе­ще­ру, над ко­то­рой бы­ла над­пись: «Бо­гом здан­ная пе­ще­ра». (Есть пре­да­ние о том, что некий юро­ди­вый мо­нах Вар­ла­ам ча­сто при­хо­дил к пе­ще­ре и сти­рал эту над­пись, но она вся­кий раз чу­дес­но вос­ста­нав­ли­ва­лась).
На это свя­тое ме­сто, на­мо­лен­ное пер­вы­ми по­движ­ни­ка­ми, при­шел свя­щен­ник Иоанн по про­зви­щу «Шест­ник» – пе­ре­се­ле­нец. Он был ро­дом из «Мос­ков­ския стра­ны» и свя­щен­ство­вал в Юрье­ве (ныне Тар­ту) в «пра­во­вер­ной церк­ви, по­став­лен­ной от пско­вич» во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, вме­сте со свя­щен­ни­ком Ис­и­до­ром ду­хов­но окорм­ляя жив­ших там рус­ских. В 1470 го­ду отец Иоанн был вы­нуж­ден бе­жать с се­мьей в Псков от пре­сле­до­ва­ний нем­цев-ка­то­ли­ков. Узнав о му­че­ни­че­ской кон­чине сво­е­го то­ва­ри­ща (па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Ис­и­до­ра 8 ян­ва­ря), Иоанн ре­шил уда­лить­ся в но­во­яв­лен­ную «Бо­гом здан­ную пе­ще­ру», чтобы там, на са­мом ру­бе­же с Ли­во­ни­ей, ос­но­вать мо­на­стырь как оплот Пра­во­сла­вия.
Вско­ре за­бо­ле­ла его же­на и, при­няв мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Вас­са, скон­ча­лась. Пра­вед­ность ее бы­ла за­сви­де­тель­ство­ва­на сра­зу же по­сле кон­чи­ны. Ее муж и ду­хов­ный отец по­хо­ро­ни­ли пре­по­доб­ную Вас­су в стене «Бо­гом здан­ной пе­ще­ры», но но­чью ее гроб был «из­став­лен из зем­ли неви­ди­мою Бо­жи­ею си­лою». Отец Иоанн и ду­хов­ник пре­по­доб­ной Вас­сы сму­ти­лись, ре­шив, что это про­изо­шло от­то­го, что они не пол­но­стью со­вер­ши­ли чин от­пе­ва­ния, вто­рич­но от­пе­ли ее и сно­ва по­греб­ли те­ло, но на­ут­ро оно вновь ока­за­лось «на вер­ху зем­ли». То­гда ста­ло яс­но, что это – зна­ме­ние Бо­жие. Гроб пре­по­доб­ной Вас­сы по­ста­ви­ли в пе­ще­ре с ле­вой сто­ро­ны. По­тря­сен­ный чу­дом Иоанн при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ио­ны и стал под­ви­зать­ся еще усерд­нее.
Соб­ствен­но­руч­но ис­ко­пав пе­щер­ную цер­ковь и две кел­лии на стол­бах, он стал про­сить свя­щен­ни­ков Псков­ско­го Тро­иц­ко­го со­бо­ра освя­тить ее, но те ре­ши­лись не сра­зу, «ра­ди необыч­но­го ме­ста». То­гда пре­по­доб­ный Иона ис­про­сил бла­го­сло­ве­ния у Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­фи­ла.
15 ав­гу­ста 1473 го­да пе­щер­ный храм был осве­щен в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При освя­ще­нии про­изо­шло чу­до от ико­ны Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – про­зре­ла сле­пая жен­щи­на – «посла Ми­ло­сер­дый Бог на­ча­ло Сво­их ве­ли­ких да­ров Пре­чи­стою Сво­ею Ма­те­рию». (Эта ико­на, ко­то­рую на­зы­ва­ют «ста­рой» в от­ли­чие от дру­гой чу­до­твор­ной ико­ны Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с жи­ти­ем Ее, на­пи­сан­ной око­ло 1521 го­да псков­ским ико­но­пис­цем Алек­се­ем Ма­лым, хра­нит­ся сей­час в ал­та­ре Успен­ско­го хра­ма на гор­нем ме­сте. Ико­на с жи­ти­ем – хра­мо­вая ико­на пе­щер­ной церк­ви.) День освя­ще­ния пе­щер­но­го хра­ма счи­та­ет­ся офи­ци­аль­ной да­той ос­но­ва­ния Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Иона под­ви­зал­ся в пе­щер­ной оби­те­ли до 1480 го­да и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. По смер­ти на его те­ле об­на­ру­жи­ли коль­ча­тый пан­цирь, ко­то­рый был по­ве­шен над его гро­бом как сви­де­тель дан­ных по­дви­гов пре­по­доб­но­го, но при на­бе­ге нем­цев он был по­хи­щен.
Мо­щи пре­по­доб­но­го Ио­ны по­чи­ва­ют в пе­ще­рах ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го стар­ца Мар­ка и пре­по­доб­ной Вас­сы. Од­на­жды при на­па­де­нии на мо­на­стырь ли­вон­ский ры­царь, на­сме­ха­ясь над свя­ты­ми мо­ща­ми, хо­тел ме­чом от­крыть крыш­ку гро­ба пре­по­доб­ной Вас­сы, но его опа­ли­ло ис­шед­шее из гро­ба свя­той по­движ­ни­цы пла­мя. Сле­ды это­го ка­ра­ю­ще­го ог­ня до сих пор вид­ны на гро­бе пре­по­доб­ной Вас­сы.

☦️
Преподобный Инноке́нтий Комельский, Вологодский.
Пре­по­доб­ный Ин­но­кен­тий ро­дил­ся в Москве и про­ис­хо­дил от ро­да мос­ков­ских кня­зей Ох­ля­би­ни­ных. Он при­нял мо­на­ше­ство в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 го­да) и был от­дан в ру­ко­вод­ство пре­по­доб­но­му Ни­лу Сор­ско­му († 1508, па­мять 7 мая).
Пре­по­доб­ные Ин­но­кен­тий и Нил стран­ство­ва­ли по Во­сто­ку и по­бы­ва­ли в Па­ле­стине, Кон­стан­ти­но­по­ле, про­ве­ли несколь­ко лет в Афон­ских мо­на­сты­рях. Вер­нув­шись на Русь, свя­тые по­се­ли­лись не в са­мом Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре, а в уеди­нен­ной кел­лии за мо­на­стыр­ской огра­дой. Из люб­ви к пу­стын­но­жи­тель­ству они за­тем уда­ли­лись в непро­хо­ди­мый лес на ре­ку Со­ру, за 15 верст от мо­на­сты­ря. Здесь они во­дру­зи­ли крест, вы­ко­па­ли ко­ло­дец и по­ста­ви­ли се­бе кел­лии от­дель­но, по об­раз­цу скит­ских пу­стын­но­жи­те­лей. С боль­шим тру­дом на бо­ло­ти­стой мест­но­сти бы­ла устро­е­на цер­ковь. От­шель­ни­ки ве­ли су­ро­вую жизнь.
Пред­ви­дя свое пре­став­ле­ние, пре­по­доб­ный Нил по­слал свя­то­го Ин­но­кен­тия на ре­ку Нур­му и пред­ска­зал ему: «Бог те­бя про­сла­вит там, и оби­тель у те­бя бу­дет об­ще­жи­тель­ная, моя же пу­сты­ня по­сле смер­ти мо­ей оста­нет­ся та­кой же, как при мо­ей жиз­ни, и бра­тия по од­но­му бу­дут жить в сво­их кел­ли­ях».
По пре­став­ле­нии пре­по­доб­но­го Ни­ла его свя­той уче­ник ушел в Во­ло­год­ские пре­де­лы и в 1491 го­ду по­ста­вил ке­лью на реч­ке Еде, впа­дав­шей в ре­ку Нур­му. В ско­ром вре­ме­ни к нему ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки. Сле­дуя за­ве­ту учи­те­ля, пре­по­доб­ный Ин­но­кен­тий ни у ко­го не спра­ши­вал вкла­дов.
Трид­цать лет тру­дил­ся пре­по­доб­ный Ин­но­кен­тий в устрой­стве мо­на­сты­ря. На ос­но­ва­нии тво­ре­ний свя­тых от­цов и осо­бен­но пи­са­ний пре­по­доб­но­го Ни­ла Сор­ско­го он оста­вил для бра­тии на­став­ле­ния. Пре­по­доб­ный Ин­но­кен­тий за­ве­щал преж­де все­го из­бе­гать ссор и спо­ров и про­сил хра­нить лю­бовь о Хри­сте и мир ду­хов­ный. Свя­той за­пре­тил при­ни­мать и по­стри­гать в сво­ей пу­сты­ни юных и без­бо­ро­дых ино­ков, вво­дить в пу­стынь жен­щин. Вы­хо­див­ший из пу­сты­ни инок те­рял пра­во на кел­лию, а ес­ли воз­вра­щал­ся, то мог за­нять ее лишь с со­гла­сия на­сто­я­те­ля и бра­тий. Бу­ду­щую цер­ковь пре­по­доб­ный про­сил освя­тить во имя свя­то­го и ве­ли­ко­го Иоан­на Пред­те­чи, Кре­сти­те­ля Гос­под­ня, в вос­по­ми­на­ние тре­тье­го об­ре­те­ния его чест­ной гла­вы (празд­ну­е­мо­го 25 мая), ибо свя­той Иоанн – на­став­ник всем ино­кам и пу­стын­но­жи­те­лям (в даль­ней­шем мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Пре­об­ра­жен­ским по глав­но­му хра­му).
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ин­но­кен­тий 19 мар­та 1521 го­да. Со­глас­но за­ве­ща­нию он был по­гре­бен в уг­лу мо­на­сты­ря близ бо­ло­та. На мо­ги­лу его был по­ло­жен ка­мень, на ко­то­ром за­пи­сан год, ме­сяц и день пре­став­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-komelskij-vologodskij

☦️
Праведная Софи́я Слуцкая, княжна.
Свя­тая пра­вед­ная Со­фия, княж­на, а за­тем кня­ги­ня Слуц­кая, про­ис­хо­ди­ла из древ­не­го ро­да Олель­ко­ви­чей, кня­жив­ших в го­ро­де Слуц­ке, од­ном из древ­ней­ших го­ро­дов Се­ве­ро-За­пад­ной Ру­си. Слуцк впер­вые упо­мя­нут в ле­то­пи­сях под 1116 го­дом – то­гда он при­над­ле­жал ве­ли­ко­му кня­зю Ки­ев­ско­му Вла­ди­ми­ру Мо­но­ма­ху. Око­ло 1270 го­да го­род ока­зал­ся во вла­сти ли­тов­ских кня­зей и в 1395 г. об­ра­зо­вал осо­бый удел со сво­и­ми кня­зья­ми, ро­до­на­чаль­ни­ком ко­то­рых стал внук ве­ли­ко­го кня­зя Оль­гер­да Алек­сандр (Олель­ко) Вла­ди­сла­во­вич. Под их управ­ле­ни­ем Слуцк стро­ил­ся, укреп­лял­ся и к XV ве­ку счи­тал­ся од­ним из глав­ных го­ро­дов Лит­вы. Мно­го раз оса­жда­ли его та­та­ры, но так и не смог­ли взять гроз­ной ци­та­де­ли. Род Олель­ко­ви­чей явил ми­ру нема­ло бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, хра­нив­ших вер­ность пра­во­слав­ной церк­ви. Дед свя­той Со­фии Юрий Юрье­вич – ве­ли­кий по­чи­та­тель пра­во­слав­ных свя­тынь, из­ве­стен соб­ствен­но­руч­но пе­ре­пи­сан­ным Еван­ге­ли­ем, пе­ре­дан­ным в дар Слуц­ко­му Свя­то-Тро­иц­ко­му мо­на­сты­рю. Кро­ме то­го, со­хра­ни­лись гра­мо­ты кня­зя Юрия и его су­пру­ги Ека­те­ри­ны о слуц­ких церк­вях и мо­на­сты­рях. В сво­ем ду­хов­ном за­ве­ща­нии князь уве­ще­вал сы­но­вей по­пе­чи­тель­ство­вать, по­доб­но ему, над Свя­то-Тро­иц­ким мо­на­сты­рем, не от­ни­мать у оби­те­ли дан­ных ей по­жерт­во­ва­ний и при­ви­ле­гий, твер­до дер­жать­ся пра­во­сла­вия.
Отец свя­той Со­фии, Юрий Юрье­вич II, был един­ствен­ным из трех сы­но­вей, ис­пол­нив­шим за­ве­ты сво­е­го ро­ди­те­ля. Млад­шие его бра­тья пе­ре­шли в ка­то­ли­че­ство, а по­доб­ные из­ме­ны в то вре­мя ста­ли ско­рее пра­ви­лом, чем ис­клю­че­ни­ем, вслед­ствие на­си­лия ка­то­ли­ков над пра­во­сла­ви­ем в Поль­ско-Ли­тов­ском го­су­дар­стве. Несмот­ря на при­тес­не­ния из-за вер­но­сти Пра­во­слав­ной Церк­ви, Юрий Юрье­вич твер­до дер­жал­ся ве­ры от­цов и обы­ча­ев пред­ков. Как и отец, был он щед­рым да­ри­те­лем церк­вям и мо­на­сты­рям: из­ве­стен по­жерт­во­ван­ный им Бла­го­ве­щен­ской церк­ви Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря ли­той се­реб­ря­ный на­сто­я­тель­ский по­сох.
Юрий Юрье­вич был же­нат на Ека­те­рине из ро­да Ки­шек; от это­го бра­ка, длив­ше­го­ся ме­нее од­но­го го­да, ро­ди­лась 1 мая 1585 го­да их един­ствен­ная дочь, по­след­няя из ро­да Олель­ко­ви­чей. Слов­но в озна­ме­но­ва­ние бу­ду­щей муд­ро­сти Слуц­кой кня­ги­ни и ее за­бо­тах о го­ни­мом пра­во­сла­вии, княж­ну на­зва­ли во Свя­том Кре­ще­нии Со­фи­ей – Пре­муд­ро­стию.
Вско­ре по­сле ро­дов ото­шла в жизнь веч­ную мать, а через год, 6 мая 1586 го­да, умер и отец. Дре­во слав­ных кня­зей Слуц­ких и Ко­пыль­ских за­кон­чи­лось на Со­фии, оси­ро­тев­шей еще в ко­лы­бе­ли.
Опе­ку над го­до­ва­лой де­воч­кой при­ня­ла се­мья Ход­ке­ви­чей, ее род­ствен­ни­ков: сна­ча­ла жмуд­ский ста­ро­ста Юрий Ход­ке­вич, взяв­ший ее в Виль­ну, а за­тем ви­лен­ский каш­те­лян, брест­ский ста­ро­ста Иеро­ним Ход­ке­вич.
За­бо­тясь о по­след­ней княжне Слуц­кой, Ход­ке­ви­чи, тем не ме­нее, пре­сле­до­ва­ли ко­рыст­ные це­ли. Оба опе­ку­на бы­ли долж­ны кня­зьям Рад­зи­вил­лам зна­чи­тель­ные сум­мы де­нег. Они хо­те­ли рас­пла­тить­ся с дол­га­ми за счет гро­мад­ных име­ний един­ствен­ной пря­мой на­след­ни­цы бо­га­то­го ро­да. Ход­ке­ви­чи и Рад­зи­вил­лы за­клю­чи­ли сдел­ку, под­твер­див ее пись­мен­но, что княж­на Со­фия по до­сти­же­нии ею со­вер­шен­но­ле­тия бу­дет вы­да­на за­муж за несвиж­ско­го кня­зя Яну­ша Рад­зи­вил­ла, сы­на ви­лен­ско­го во­е­во­ды Кришто­фа Рад­зи­вил­ла. В до­го­во­ре был ука­зан да­же срок сва­деб­но­го тор­же­ства – 6 фев­ра­ля, но все это при един­ствен­ном усло­вии, что неве­ста не из­ме­нит сво­е­го ре­ше­ния. Впро­чем, опе­ку­ны не слиш­ком опа­са­лись, ибо княж­на бы­ла по­слуш­на их во­ле. Князь Януш и юная Со­фия, в один­на­дцать лет став­шая его неве­стой, ви­де­лись в до­ме Ход­ке­ви­чей в Вильне.
Вско­ре сно­ва обост­ри­лись финан­со­вые спо­ры двух ро­дов. Рад­зи­вил­лы на­ло­жи­ли за­пре­ще­ние на Ко­пыль – име­ние Ход­ке­ви­чей – в счет опла­ты ста­ро­го дол­га. Раз­гне­ван­ные Ход­ке­ви­чи за­пре­ти­ли кня­зю Яну­шу ви­деть­ся с княж­ной Со­фи­ей. Рад­зи­вил­лы, не же­лая от­ка­зы­вать­ся от Слуц­ко­го кня­же­ства, воз­бу­ди­ли су­деб­ное де­ло, по ко­то­ро­му Ход­ке­вич был при­суж­ден к вы­пла­те огром­но­го штра­фа, ли­бо, в слу­чае от­ка­за, к ли­ше­нию прав и из­гна­нию.
По ме­ре при­бли­же­ния на­зна­чен­но­го сро­ка бра­ко­со­че­та­ния стра­сти на­ка­ля­лись. Не су­мев до­го­во­рить­ся, обе сто­ро­ны со­би­ра­ли вой­ска. Рад­зи­вил­лы со­бра­ли 6 000 рат­ни­ков, укре­пи­ли свой дво­рец. Ход­ке­ви­чи во­ору­жи­ли до 2 000 сво­ей че­ля­ди, вы­ста­ви­ли 24 ору­дия и пре­вра­ти­ли в непри­ступ­ную кре­пость свой ви­лен­ский дом, став­ший за­тво­ром для юной княж­ны-за­лож­ни­цы. Со­фия Юрьев­на неустан­но мо­ли­ла Бо­га оста­но­вить го­то­вя­ще­е­ся кро­во­про­ли­тие, неволь­ной при­чи­ной ко­то­ро­го она ста­ла.
Сам ко­роль от­пра­вил по­слов, скло­няя к ми­ру обе сто­ро­ны. Уни­ат­ский мит­ро­по­лит Ипа­тий По­тей на­пра­вил по­сла­ние на­мест­ни­ку Слуц­ко­го мо­на­сты­ря Исайе Со­болев­ско­му и все­му слуц­ко­му ду­хо­вен­ству, чтобы оно мо­ли­лось за бла­го­по­луч­ное для ка­то­ли­ков Рад­зи­вил­лов окон­ча­ние тяж­бы и на­ло­жи­ло трех­днев­ный пост, чтобы Бог «нам внял и от вся­ко­го про­тив­ле­ния, скор­би и бе­ды из­ба­вил…»
Несмот­ря на все уве­ще­ва­ния, к 6 фев­ра­ля все бы­ло при­го­тов­ле­но к бит­ве. Но Гос­подь не по­пустил бес­смыс­лен­но­го кро­во­про­ли­тия, и вско­ре недав­ние вра­ги за­клю­чи­ли но­вое со­гла­ше­ние о том, что Рад­зи­вил­лы в об­мен на ру­ку княж­ны пре­кра­тят лю­бые де­неж­ные пре­тен­зии, а так­же вы­да­дут сви­де­тель­ство о пра­виль­но­сти ве­де­ния дел по опе­ке над име­ни­я­ми неве­сты.
Но­вый день бра­ко­со­че­та­ния на­зна­чи­ли на вос­кре­се­нье 1 ок­тяб­ря 1600 го­да, на празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой вру­ча­ла свою судь­бу юная Со­фия. Од­на­ко неза­дол­го до вен­ча­ния по­яви­лась еще од­на про­бле­ма: опе­ку­ны не спро­си­ли у неве­сты, со­глас­на ли она из­ме­нить сво­ей ве­ре для бра­ка с несвиж­ским кня­зем-ка­то­ли­ком.
Но пра­во­сла­вие, ве­ра пред­ков – глав­ное со­кро­ви­ще, остав­ше­е­ся у княж­ны Со­фии от от­цов­ско­го на­след­ства, и она ре­ши­тель­но от­ка­за­лась пе­ре­хо­дить в ка­то­ли­че­ство. Бо­лее то­го, Со­фия на­ста­и­ва­ла еще и на том, чтобы де­ти от ее бу­ду­ще­го бра­ка бы­ли кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной Церк­ви и вос­пи­ты­ва­лись как пра­во­слав­ные. Толь­ко при вы­пол­не­нии этих усло­вий че­тыр­на­дца­ти­лет­няя княж­на со­гла­ша­лась всту­пить в брак.
Кня­зю Яну­шу при­шлось об­ра­тить­ся к рим­ско­му па­пе с со­от­вет­ству­ю­щим про­ше­ни­ем. Раз­ре­ше­ние бы­ло по­лу­че­но, и бра­ко­со­че­та­ние княж­ны Со­фии Юрьев­ны с кня­зем Яну­шем Рад­зи­вил­лом со­сто­я­лось в на­зна­чен­ный срок: 1 ок­тяб­ря 1600 го­да, по пра­во­слав­но­му об­ря­ду, в од­ном из со­бо­ров Бре­ста. Об­сто­я­тель­ства это­го меж­ро­до­во­го и меж­кон­фес­сио­наль­но­го со­ю­за ста­ли объ­ек­том крат­кой пе­ре­пис­ки меж­ду Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом и рим­ским па­пой.

Труд­на бы­ла жизнь си­ро­ты у Ход­ке­ви­чей, не слад­кой ста­ла она и в за­му­же­стве. Во всех пе­ча­лях сво­их княж­на, а за­тем кня­ги­ня Со­фия на­хо­ди­ла уте­ше­ние толь­ко в мо­лит­ве, в Церк­ви. Но при­шло го­ре, за­тмив­шее со­бой все лич­ные скор­би: цер­ков­ная уния с Ри­мом, объ­яв­лен­ная в за­пад­но­рус­ских зем­лях в 1596 го­ду.
Вве­де­ние унии со­про­вож­да­лось ужа­са­ю­щи­ми на­си­ли­я­ми над пра­во­слав­ны­ми. У них от­ни­ма­лись хра­мы, мо­на­сты­ри, пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки из­го­ня­лись. Церк­ви от­да­ва­ли в арен­ду ино­вер­цам, ко­то­рые тре­бо­ва­ли пла­тить за каж­дое бо­го­слу­же­ние. Вслед за этим бы­ли за­пре­ще­ны все пуб­лич­ные со­бра­ния пра­во­слав­ных. «Ду­хо­вен­ство дис­си­ден­тов» – так на­зы­ва­ли в то вре­мя пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков – не долж­но бы­ло яв­но хо­дить по ули­цам со Свя­ты­ми Да­ра­ми. Кре­ще­ние, вен­ча­ние, по­гре­бе­ние раз­ре­ша­лось со­вер­шать толь­ко с со­гла­сия ка­то­ли­че­ско­го ксен­дза за уста­нов­лен­ную по­след­ним пла­ту. Хо­ро­ни­ли пра­во­слав­ных но­чью. Де­ти, рож­ден­ные от сме­шан­ных бра­ков, при­чис­ля­лись к ка­то­ли­че­ской церк­ви. Пра­во­слав­ным за­пре­ща­лось за­ни­мать об­ще­ствен­ные долж­но­сти, со­зы­вать со­бра­ния, ис­кать про­тек­ции под угро­зой при­ме­не­ния за­ко­нов про­тив бун­тов­щи­ков.
Бо­лея серд­цем за по­пи­ра­е­мую ве­ру сво­их пред­ков, юная кня­ги­ня ста­ла за­щит­ни­цей пра­во­слав­ных свя­тынь и пра­во­слав­но­го на­ро­да от уни­ат­ско­го на­си­лия. При­над­ле­жа­щий ей Слуцк она пре­вра­ти­ла в твер­ды­ню пра­во­сла­вия – од­ну из немно­го­чис­лен­ных, а вско­ре и един­ствен­ную во всем крае.
Жи­те­ли Слуц­ка спло­ти­лись в Пре­об­ра­жен­ском брат­стве, где са­мое де­я­тель­ное уча­стие при­ни­ма­ла кня­ги­ня Со­фия. Сво­е­го му­жа убе­ди­ла она ис­хо­да­тай­ство­вать у поль­ско­го ко­ро­ля гра­мо­ту о вос­пре­ще­нии в их вла­де­ни­ях на­силь­но при­нуж­дать пра­во­слав­ных к унии.
Гра­мо­та бы­ла по­лу­че­на. Кня­ги­ня за­щи­ти­ла ин­те­ре­сы пра­во­сла­вия юри­ди­че­ски.
Кро­ме юри­ди­че­ской за­щи­ты, Со­фия за­бо­ти­лась об обес­пе­че­нии мо­на­сты­рей, церк­вей и при­чтов, щед­ро жерт­во­ва­ла на стро­и­тель­ство хра­мов, сво­и­ми ру­ка­ми ши­ла и вы­ши­ва­ла зо­ло­том цер­ков­ные ри­зы и свя­щен­ни­че­ские об­ла­че­ния, со­вер­ша­ла па­лом­ни­че­ство в от­да­лен­ные хра­мы во дни пре­столь­ных празд­ни­ков.
Вли­я­ние пра­вед­ной кня­ги­ни бы­ло столь ве­ли­ко, что да­же ее муж впо­след­ствии, уже по­сле ее смер­ти, под­твер­ждал сво­и­ми гра­мо­та­ми, что пра­во­слав­ные хра­мы, обла­го­де­тель­ство­ван­ные в свое вре­мя княж­ной Со­фи­ей, долж­ны со­хра­нять сво­бо­ду сво­е­го бо­го­слу­же­ния и цер­ков­ные пра­ви­ла в ду­хе Во­сточ­ной Церк­ви… «Церк­ви и мо­на­сты­ри ре­ли­гии ста­ро­рус­ской в име­ни­ях мо­их по-преж­не­му долж­ны быть со­хра­ня­е­мы и по­том­ки мои долж­ны со­блю­дать, дабы не по­сле­до­ва­ло в том ни­ка­кой пе­ре­ме­ны». И по­том­ки со­блю­да­ли на­ка­зы. Княж­на Лю­дви­га Рад­зи­вилл под­пи­са­ла гра­мо­ту, текст ко­то­рой мы при­во­дим по­чти пол­но­стью: «изъ­яс­нить всем, ко­му знать долж­но, что церк­ви ре­ли­гии ста­рой Гре­ко-Рос­сий­ской, с неза­па­мят­ных вре­мен по­стро­ен­ные и арен­до­ван­ные в го­ро­де Слуц­ке и Ко­пы­ле и во всем кня­же­стве Слуц­ком и Ко­пыль­ском, а так­же в име­ни­ях мо­их Кай­да­нов­ском, Ко­пыль­ском, Се­беж­ском и дру­гих, все­гда сто­я­ли под бла­го­сло­ве­ни­ем во­сточ­но­го Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, и бла­жен­ной па­мя­ти князь и кня­ги­ня, пред­ки мои, все­гда этой ре­ли­гии и под­дан­ным пра­во­слав­ным по­кро­ви­тель­ство­ва­ли, и что они до­се­ле поль­зо­ва­лись и ныне поль­зу­ют­ся сво­бо­дою сво­е­го ста­ро­гре­че­ско­го бо­го­слу­же­ния и си­лою цер­ков­ных пра­вил в ду­хе Церк­ви Во­сточ­ной, а по­то­му на­сто­я­щею при­ви­ле­ги­ею сво­ею утвер­ждаю, чтобы церк­ви, ар­хи­манд­ри­ты, игу­ме­ны, мо­на­сты­ри и брат­ства в кня­же­стве Слуц­ком и дру­гих мо­их вла­де­ни­ях на веч­ные вре­ме­на непри­кос­но­вен­но, без вся­кой пе­ре­ме­ны бы­ли со­хра­ня­е­мы в со­вер­шен­ной сво­бо­де сво­е­го бо­го­слу­же­ния под вы­ше­озна­чен­ным Кон­стан­ти­но­поль­ским бла­го­сло­ве­ни­ем и во всех сво­их обы­ча­ях и об­ря­дах цер­ков­ных; на ме­сто уми­ра­ю­щих пре­сви­те­ров уни­а­ты не долж­ны быть по­став­ля­е­мы и уния на эти церк­ви не долж­на вво­дить­ся ни­ка­ким на­силь­ствен­ным или из­мыш­лен­ным спо­со­бом, но да бу­дет им поз­во­ле­но для по­свя­ще­ния пре­сви­те­ров, от­но­ся­щих­ся к вла­ды­кам их не уни­а­там, в ко­роне и Лит­ве на­хо­дя­щим­ся, а за недо­стат­ком их ез­дить за гра­ни­цу без вся­ко­го пре­пят­ство­ва­ния и ма­лей­ше­го за­труд­не­ния. Все это со­дер­жать, как са­ма обе­ща­ла ду­хо­вен­ству Слуц­ко­му; и пре­ем­ни­ков сво­их обя­зы­ваю эту при­ви­ле­гию точ­но и непри­кос­но­вен­но со­блю­дать».

Умер­ла бла­жен­ная Со­фия в воз­расте 26 лет 19 мар­та 1612 го­да при рож­де­нии до­че­ри, ко­то­рая не пе­ре­жи­ла свою мать. В па­мять о пра­вед­ной жиз­ни и бла­го­тво­ре­ни­ях кня­ги­ни она бы­ла по­гре­бе­на в Слуц­ком Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре. Гос­подь про­сла­вил свя­тую кня­ги­ню Со­фию нетле­ни­ем мо­щей и чу­до­тво­ре­ни­я­ми у гро­ба.
По­сле ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции мо­щи свя­той Со­фии изъ­яли из мо­на­сты­ря и от­пра­ви­ли в Мин­ский му­зей, где они и пре­бы­ва­ли до на­ступ­ле­ния но­вых вре­мен.
Нетлен­ные мо­щи свя­той пра­вед­ной Со­фии, кня­ги­ни Слуц­кой по­чи­ва­ют ныне от­кры­то в Свя­то-Ду­хо­вом ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Мин­ска у се­вер­но­го при­де­ла в честь чу­до­твор­ной Мин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sofija-sluckaja

☦️
Исповедник Иоа́нн Блинов.
Ис­по­вед­ник Иоанн ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Крас­ное Шуй­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Бли­но­ва. В 1886 го­ду Иван окон­чил шко­лу в се­ле Крас­ном, а за­тем вме­сте с от­цом за­ни­мал­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. По­сле смер­ти в 1889 го­ду от­ца он в лет­нее вре­мя кре­стьян­ство­вал, а зи­мой вме­сте с бра­том ухо­дил на за­ра­бот­ки в Орен­бург­скую гу­бер­нию. С 1915 го­да Иван Ми­хай­ло­вич стал за­ни­мать­ся ис­клю­чи­тель­но кре­стьян­ством и уже ни­ку­да не вы­ез­жал из се­ла. В 1920 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Зна­мен­скую цер­ковь в се­ле Крас­ном.
10 фев­ра­ля 1930 го­да со­труд­ни­ки ОГПУ аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ков, слу­жив­ших в хра­мах сел Крас­но­го и Па­ле­ха, и пса­лом­щи­ка Иоан­на, об­ви­нив их в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, в том, что они про­ти­во­дей­ство­ва­ли ор­га­ни­за­ции кол­хо­зов, ис­поль­зуя для это­го ре­ли­ги­оз­ные чув­ства ве­ру­ю­щих, и за­клю­чи­ли их в шуй­скую тюрь­му. Об­ви­не­ния стро­и­лись на по­ка­за­ни­ях ком­му­ни­стов и ком­со­моль­цев Па­ле­ха и Крас­но­го, а так­же пред­се­да­те­лей кол­хо­зов и сель­со­ве­тов, ко­то­рые сво­ди­ли сче­ты со все­ми, к ко­му они недоб­ро­же­ла­тель­но то­гда от­но­си­лись. Все они о пса­лом­щи­ке Иване Бли­но­ве по­ка­за­ли, что он был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и ча­сто вслух за­яв­лял: «Сдох­ну с го­ло­да, но ду­шу бе­сам не от­дам, по­стра­даю за ве­ру Хри­сто­ву».
На до­про­се Иван Ми­хай­ло­вич ска­зал: «Мне дей­стви­тель­но с кре­стья­на­ми на­ше­го се­ла при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать на по­ли­ти­че­ские те­мы. В этих раз­го­во­рах я вы­ска­зы­вал недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, что ве­ли­ки на­ло­ги, пло­хо снаб­жа­ют кре­стьян то­ва­ра­ми и хле­бом, ни­где ни­че­го нет, что при ца­ре жи­лось луч­ше, но ко­му я это го­во­рил, я уже за­был. Ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
По­сле аре­ста Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча кре­стьяне се­ла Крас­но­го на­пра­ви­ли вла­стям про­ше­ние об осво­бож­де­нии пса­лом­щи­ка, о ко­то­ром они го­то­вы сви­де­тель­ство­вать, что он ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел. Под про­ше­ни­ем по­ста­ви­ли свои под­пи­си бо­лее пя­ти­де­ся­ти жи­те­лей се­ла.
По­сле окон­ча­ния след­ствия со­труд­ни­ки ОГПУ по­тре­бо­ва­ли для ча­сти об­ви­ня­е­мых, в том чис­ле и для Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча, три го­да за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. Но за­тем пред­ло­жи­ли неко­то­рым об­ви­ня­е­мым стать осве­до­ми­те­ля­ми, и кто дал со­гла­сие, то­го осво­бо­ди­ли. Сде­ла­но бы­ло та­кое пред­ло­же­ние и Ива­ну Ми­хай­ло­ви­чу, он дал на это со­гла­сие и вер­нул­ся до­мой. С это­го дня его обя­за­ли ре­гу­ляр­но яв­лять­ся в ОГПУ и да­вать нуж­ные све­де­ния. Иван Ми­хай­ло­вич яв­лял­ся, но све­де­ний не да­вал, а ко­гда воз­вра­щал­ся до­мой и од­но­сель­чане его спра­ши­ва­ли, где он был, то Иван Ми­хай­ло­вич от­кро­вен­но за­яв­лял, что был в ОГПУ, и со­труд­ни­ки ОГПУ в кон­це кон­цов ре­ши­ли его аре­сто­вать.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-blinov

☦️
Преподобномученица Матро́на (Алексеева), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мат­ро­на ро­ди­лась в 1862 го­ду в де­ревне За­мя­ти­но Зуб­цов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иа­ко­ва Алек­се­е­ва. По­сту­пив в Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в Москве, она про­жи­ла в нем до его за­кры­тия при со­вет­ской вла­сти. Но и ко­гда мо­на­стырь был за­крыт, она оста­лась жить в од­ной из ке­лий, пре­вра­щен­ных к то­му вре­ме­ни в ком­му­наль­ные квар­ти­ры. В кон­це трид­ца­тых го­дов без­бож­ные вла­сти ста­ли аре­сто­вы­вать по­след­них мо­на­хинь, и 21 мар­та 1938 го­да мо­на­хи­ня Мат­ро­на бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му. По­чти сра­зу же по­сле аре­ста она тя­же­ло за­бо­ле­ла и бы­ла по­ме­ще­на в боль­ни­цу при Бу­тыр­ской тюрь­ме, но здесь она про­бы­ла недол­го. Мо­на­хи­ня Мат­ро­на (Алек­се­е­ва) скон­ча­лась 1 ап­ре­ля 1938 го­да (через 10 дней) в тю­рем­ной боль­ни­це и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Преподобный Симео́н (По́пович) Дайбабский.
От на­шей рев­но­сти к ве­ре и от то­го, как мы слу­жим Бо­гу, за­ви­сит на­ше спа­се­ние, на­ше ме­сто в веч­но­сти, в па­ки­бы­тии, да и на­ша те­пе­реш­няя жизнь. Сми­ре­ние в на­ших по­ступ­ках и сло­вах спо­соб­ству­ет Бо­жи­е­му бла­го­во­ле­нию к нам и из­ли­я­нию на нас бла­го­да­ти для под­дер­жа­ния нас на бла­гом пу­ти. Та­кое бла­го­сло­ве­ние Бо­жие и та­кая за­по­ведь о ве­ре и мо­лит­ве по­сто­ян­но сто­я­ли пе­ред свя­тым Си­мео­ном Дай­баб­ским еще с ран­не­го его дет­ства. Он ро­дил­ся в Це­ти­нье в 1854 го­ду, на празд­ник свя­ти­те­ля Ни­ко­лая (19 де­каб­ря), в се­мье Ва­са и Ста­ны По­по­ви­чей и был у них един­ствен­ным ре­бен­ком. При Кре­ще­нии по­лу­чил имя Сав­ва в честь свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го.
Ра­но остав­шись без ро­ди­те­лей, по глу­бо­чай­ше­му и неис­по­ве­ди­мо­му Про­мыс­лу Бо­жи­е­му, он по­лу­чил пра­виль­ное и здо­ро­вое вос­пи­та­ние в ве­ре у сво­е­го де­да Ми­ла­на и его бра­та Ла­за По­по­ви­ча – при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка в Це­ти­нье, ко­то­рый его кре­стил и ми­ро­по­ма­зал во мла­ден­че­стве. Спо­соб­ство­ва­ло бо­лее лег­ко­му и глу­бо­ко­му усво­е­нию ос­нов­ных бо­го­слов­ских зна­ний и обу­че­ние его в мо­на­стыр­ской шко­ле Це­ти­нье, ко­то­рую от­крыл еще сам вла­ды­ка Негош. В этой шко­ле Сав­ва осо­бен­но от­ли­чал­ся в зна­нии цер­ков­но-сла­вян­ско­го язы­ка, пе­нии и кал­ли­гра­фии. Ча­сто и во вре­мя дру­гих за­ня­тий он лю­бил ри­со­вать, что при­вле­ка­ло к нему уче­ни­ков, но и вы­зы­ва­ло недо­воль­ство в шко­ле. Из-за это­го, хо­тя Сав­ва и был от­лич­ни­ком, он ни­ко­гда не по­лу­чал на­гра­ды в кон­це учеб­но­го го­да. Осо­бая его лю­бовь к изо­бра­зи­тель­но­му ис­кус­ству позд­нее вы­ра­зи­лась в рас­пи­сы­ва­нии им пе­щер в Дай­ба­бе.
Позд­нее, ко­гда Сав­ва стал юно­шей, ему при­шлось сде­лать пер­вый жиз­нен­ный вы­бор. Он раз­ры­вал­ся меж­ду же­ла­ни­ем его де­да Ми­ла­на, ко­то­рый хо­тел, чтобы он же­нил­ся и стал за­бо­тить­ся о его боль­шом иму­ще­стве, и меж­ду сво­им стрем­ле­ни­ем про­дол­жать изу­че­ние ду­хов­ной и свет­ской на­у­ки, про­ни­кать в глу­бо­чай­шие тай­ны Биб­лии, ко­то­рую он очень лю­бил чи­тать с са­мо­го дет­ства. Сав­ве в ре­ше­нии это­го тя­же­ло­го во­про­са луч­ше все­го по­мог брат его от­ца Ми­ха­ил. Это он по­вли­ял на де­да, убе­див от­пра­вить Сав­ву в Рос­сию, в Ки­ев, для даль­ней­ше­го обу­че­ния.
По бла­го­сло­ве­нию и ре­ко­мен­да­ции мит­ро­по­ли­та Чер­но­гор­ско­го Ил­ла­ри­о­на к мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Фила­ре­ту Сав­ва стал сти­пен­ди­а­том Рус­ской Церк­ви, обу­ча­ясь в Ки­ев­ской се­ми­на­рии и Ду­хов­ной ака­де­мии. Его вдох­нов­ля­ли жи­тия и по­дви­ги ве­ли­ких ос­но­ва­те­лей Лав­ры – пре­по­доб­ных от­цов Ан­то­ния и Фе­о­до­сия и их мно­го­чис­лен­ных ду­хов­ных на­след­ни­ков. Здесь его дру­зья­ми-со­курс­ни­ка­ми ста­но­вят­ся позд­ней­ший серб­ский пи­са­тель-ре­а­лист Све­то­лик Ран­ко­вич и позд­ней­ший епи­скоп Ти­моч­ский Ми­лен­тий (Ву­ич), с ко­то­рым он по­том дол­го пе­ре­пи­сы­вал­ся. Его ду­хов­ни­ком был иерос­хи­мо­нах Ни­ко­лай, при­вед­ший его к мо­на­ше­ству. Пе­ред воз­вра­ще­ни­ем Сав­вы в Чер­но­го­рию он по­да­рил по­движ­ни­ку мно­го книг со сво­ей пе­ча­тью, ко­то­рые и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни хра­нят­ся в биб­лио­те­ке Успен­ско-Си­мео­нов­ско­го мо­на­сты­ря в Дай­ба­бе.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-popovich-dajbabskij

☦️
Прославление преподобного Симео́на (Желнина), Псково-Печерского, иеросхимонаха (2003).
…По­след­ний урок сми­ре­ния и по­слу­ша­ния явил ста­рец Симео́н (день памяти 18 января) да­же в сво­ем пре­став­ле­нии ко Гос­по­ду.
По от­кро­ве­нию от Гос­по­да он ждал смер­ти 15/2 ян­ва­ря 1960 го­да, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Но на­мест­ник мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Али­пий (Во­ро­нов, † 1975), на­ве­стив­ший боль­но­го стар­ца, за­бес­по­ко­ил­ся, что тот мо­жет уме­реть и сде­лать пе­ре­по­лох в са­мый день празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня, и по­это­му про­сил стар­ца по­мо­лить­ся Бо­гу об от­сроч­ке кон­чи­ны его. «Хо­ро­шо, – от­ве­тил ему сми­рен­ный ста­рец, – ты на­мест­ник, а я по­слуш­ник, пусть бу­дет по-тво­е­му». Так и вы­шло: по­чил ста­рец в Кре­щен­ский со­чель­ник, а хо­ро­ни­ли его уже по­сле празд­ни­ка Кре­ще­ния.
Ко дню его по­гре­бе­ния в мо­на­стырь с раз­ных мест при­бы­ло мно­го ду­хов­ных его чад. От­пе­ва­ли по­чив­ше­го на­мест­ник мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Али­пий (Во­ро­нов) и 40 свя­щен­но­слу­жи­те­лей. А по­сле от­пе­ва­ния гроб с чест­ны­ми мо­ща­ми стар­ца был по­став­лен в пе­ще­рах мо­на­сты­ря на ме­сте, ука­зан­ным им ещё при жиз­ни.
Па­мять о стар­це иерос­хи­мо­на­хе Си­меоне свя­то чтят в Пско­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, где он 64 го­да по­дви­гом доб­рым под­ви­зал­ся.
1 ап­ре­ля 2003 го­да со­сто­я­лось про­слав­ле­ние иерос­хи­мо­на­ха Си­мео­на в ли­ке свя­тых Пско­во-Пе­чер­ских. От­ныне его свя­тые мо­щи по­ко­ят­ся в Сре­тен­ском хра­ме мо­на­сты­ря.
Сво­им мо­лит­вен­ным пред­ста­тель­ством пред Гос­по­дом ста­рец Си­ме­он по­да­ёт и ныне свою чу­дес­ную по­мощь при­те­ка­ю­щим к нему с ве­рою, и мно­гие, как и при жиз­ни стар­ца, об­ре­та­ют ду­шев­ный по­кой и ис­це­ле­ние неду­гов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-zhelnin-pskovo-pecherskij

☦️
Икона Богородицы «Умиление» Смоленская.
Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Уми­ле­ние», яви­лась в 1103 го­ду в Смо­лен­ске. Этот об­раз, сыг­рав­ший осо­бую, вдох­нов­ля­ю­щую роль в пе­ри­од обо­ро­ны Смо­лен­ска от поль­ских за­хват­чи­ков в на­ча­ле XVII ве­ка (1609–1611 гг.), на­хо­дил­ся в ла­ге­ре рус­ских войск во­е­во­ды Ше­и­на, в те­че­ние 18 ме­ся­цев удер­жи­вав­ших непри­я­те­ля от раз­граб­ле­ния го­ро­да.
Спи­сок Смо­лен­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за «Уми­ле­ние» пре­бы­ва­ет в на­сто­я­щее вре­мя в Спа­со-Окоп­ном хра­ме го­ро­да Смо­лен­ска.
В 2003 го­ду в Смо­лен­ске тор­же­ствен­но от­ме­ча­ли 900-ле­тие яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за. На­ка­нуне празд­ни­ка ико­на «Уми­ле­ние» бы­ла до­став­ле­на в Свя­то-Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, где пе­ред ней был от­слу­жен мо­ле­бен с во­до­свя­ти­ем. В са­мый празд­ник по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии во­круг со­бо­ра про­шел мно­го­люд­ный крест­ный ход, во вре­мя ко­то­ро­го свя­щен­ни­ки нес­ли сра­зу две по­чи­та­е­мые Смо­лен­ские чу­до­твор­ные ико­ны: «Оди­гит­рию» и «Уми­ле­ние», воз­да­вая им осо­бую по­честь.
На чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, под­няв ру­ки к гру­ди, с уми­ле­ни­ем взи­ра­ет на ле­жа­ще­го на Ее оде­я­нии Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца, ко­то­рый дер­жит в пра­вой дес­ни­це дер­жа­ву – сим­вол вла­сти и си­лы.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-smolenskaja


Жития
Писание