⏳ 2022.03.20 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 2я Великого поста (глас 6й)
• воскресенье
• свт. Григо́рия Паламы, Фессалонитского (переходящ. во 2ю Неделю Великого поста) 📚
• Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящ. во 2ю Неделю Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
20 марта (7 марта)
• сщмчч. Василия, Ефрема, Капито́на, Евгения, Ефе́рия, Елпи́дия, Агафодо́ра (IV)
• прп. Павла Препро́стого (IV)
• свт. Павла Прусиадского (IX)
• прп. Емилиа́на Италийского (?)
• сщмч. Николая (Розова) (1930)
• прмч. Нила (Тютюкина), прмцц. Марии (Грошевой), Матроны (Грошевой), Евдокии (Синицыной), Екатерины (Константиновой), Антонины (Новиковой), Надежды (Кругловой), Ксении (Петрухиной), Анны (Гороховой) (1938)
• иконы Божией Матери «Споручница грешных» (1843)


☦️
Святитель Григо́рий Палама, Солунский (Фессалоникийский), архиепископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма (день памяти 27 ноября), ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1001

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/
• Десять бесед
• Омилии
• Молитва ко Пресвятей Богородице
• Антирретики против Акиндина
• Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
• Собеседование православного с варлаамитом
• Десять бесед
• Диспут с хионами
Исповедание Православной веры
• О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте
• О Божественном соединении и разделении
• О Божественных энергиях и их причастии
• Об исхождении Святого Духа
• О священно-безмолвствующих
• Против Иоанна Векка
• Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих
• Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным
• Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества
• Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом
• Триады в защиту священно-безмолвствующих
• Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и к ближнему
• Ответ Павлу Асеню
• К Ксении о страстях и добродетелях
• Изъяснение десяти заповедей
• Десятословие по Христианскому Законоположению
• Три главы о молитве и чистоте сердца
• О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться
• Слово на житие прп. Петра Афонского
• Письмо своей Церкви

☦️
Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских.
Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-vseh-prepodobnyh-otcov-kievo-pecherskih

☦️
Священномученики Васи́лий, Ефре́м, Капито́н, Евге́ний, Ефе́рий, Елпи́дий и Агафодо́р, епископы Херсонесские.
Свя­тые свя­щен­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий, Еф­рем, Ев­ге­ний, Ел­пи­дий, Ага­фо­дор, Ефе­рий и Ка­пи­тон нес­ли бла­го­ве­стие Хри­сто­во в зем­ли Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья от Ду­ная до Дне­пра, вклю­чая Крым, и за­пе­чат­ле­ли свое апо­столь­ство му­че­ни­че­ской смер­тью в IV ве­ке в го­ро­де Хер­со­не­се Та­ври­че­ском. Еще за­дол­го до Кре­ще­ния свя­то­го Вла­ди­ми­ра хри­сти­ан­ская ве­ра уже про­ник­ла в Крым, ко­то­рый в древ­но­сти на­зы­вал­ся Та­ври­дой и был под­вла­стен рим­ским им­пе­ра­то­рам. На­ча­ло про­све­ще­ния Та­ври­ды ве­рою Хри­сто­вой по­ло­же­но свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным († 62; па­мять 30 но­яб­ря). Даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства там спо­соб­ство­ва­ли, по­ми­мо сво­ей во­ли, са­ми же его вра­ги: рим­ские им­пе­ра­то­ры ссы­ла­ли ту­да го­судар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, ко­то­ры­ми в пер­вые три ве­ка хри­сти­ан­ства счи­та­лись и ис­по­вед­ни­ки Хри­ста. Так, в прав­ле­ние Тра­я­на (98–117) был со­слан на за­то­че­ние в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни свя­той Кли­мент, епи­скоп Рим­ский († 101; па­мять 25 но­яб­ря). Там про­дол­жал он свою про­по­ведь, там при­нял и му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
На­се­ляв­шие крым­ские зем­ли языч­ни­ки упор­но со­про­тив­ля­лись рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства. Но ве­ра Хри­сто­ва через сво­их са­мо­от­вер­жен­ных про­по­вед­ни­ков креп­ла и утвер­жда­лась. Мно­гие бла­го­вест­ни­ки по­ло­жи­ли свои жиз­ни в этой борь­бе.
В на­ча­ле IV ве­ка в Хер­со­не­се бы­ла учре­жде­на епи­скоп­ская ка­фед­ра.Это бы­ла пе­ре­лом­ная эпо­ха, ко­гда Хер­со­нес, слу­жив­ший ба­зой для рим­ских во­и­нов, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дил в за­ви­си­мость от Ви­зан­тии. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305), в 300 го­ду (то есть еще до на­ча­ла го­не­ния, ко­то­рое им­пе­ра­тор на­чал с 303 го­да) Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Ер­мон (303–313) для Еван­гель­ской про­по­ве­ди разо­слал в раз­ные стра­ны мно­гих епи­ско­пов. Двое из них, Еф­рем и Ва­си­лий, при­бы­ли в Хер­со­нес и на­саж­да­ли там Сло­во Бо­жие. За­тем свя­ти­тель Еф­рем по­шел к на­ро­дам, жив­шим по Ду­наю, где в бла­го­ве­стии Хри­сто­вом пре­тер­пел мно­го скор­бей и тру­дов.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-hersonesskij

☦️
Преподобный Па́вел Препро́стый.
Пре­по­доб­ный Па­вел Пре­про­стый жил в IV ве­ке. Пре­про­стым он на­зван за свое про­сто­сер­де­чие и незло­бие. Пре­по­доб­ный был же­нат, но, узнав о невер­но­сти су­пру­ги, оста­вил ее и уда­лил­ся в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му (па­мять 17 ян­ва­ря). Пав­лу бы­ло уже 60 лет, и свя­той Ан­то­ний спер­ва не при­нял Пав­ла, по­чтя его неспо­соб­ным к тя­же­лой от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Три дня сто­ял Па­вел у кел­лии по­движ­ни­ка, ска­зав, что ско­рее умрет, чем уй­дет от­сю­да. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­се­лил Пав­ла к се­бе, дол­го ис­пы­ты­вал его тер­пе­ние и сми­ре­ние тя­же­лым тру­дом, су­ро­вым по­стом, ноч­ны­ми бде­ни­я­ми, неустан­ным пе­ни­ем псал­мов и зем­ны­ми по­кло­на­ми. На­ко­нец пре­по­доб­ный Ан­то­ний раз­ре­шил Пав­лу по­се­лить­ся в от­дель­ной кел­лии.
За мно­го­лет­ний по­двиг пре­по­доб­но­му Пав­лу Гос­подь да­ро­вал про­зор­ли­вость, власть из­го­нять бе­сов. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию при­ве­ли бес­но­ва­то­го юно­шу, он на­пра­вил боль­но­го к пре­по­доб­но­му Пав­лу со сло­ва­ми: «Ве­ли­кие в ве­ре мо­гут из­го­нять толь­ко ма­лых бе­сов, а сми­рен­ные, как Па­вел Пре­про­стый, име­ют власть над кня­зья­ми бе­сов­ски­ми».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/858

☦️
Святитель Па́вел Прусиадский, епископ.
Свя­ти­тель Па­вел Ис­по­вед­ник был епи­ско­пом в го­ро­де Пру­сиа­де (про­вин­ция Вифи­ния в Ма­лой Азии) в то вре­мя, ко­гда про­тив ве­ры Хри­сто­вой неистов­ство­ва­ли ико­но­бор­цы. Рев­ност­но вы­сту­пив в за­щи­ту хри­сти­ан­ских свя­тынь сло­вом Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, свя­той Па­вел под­верг­ся пре­сле­до­ва­ни­ям и го­не­ни­ям вме­сте со свя­тым Фе­о­фи­лак­том (па­мять 8 мар­та). Свя­той ис­по­вед­ник пре­ста­вил­ся око­ло 850 го­да.

☦️
Преподобный Емилиа́н Италийский.
Пре­по­доб­ный Еми­ли­ан Ита­лий­ский (в ми­ре Вик­то­рин) был ро­дом рим­ля­нин, до ста­ро­сти вел гре­хов­ную жизнь. На­ко­нец, рас­ка­яв­шись, он уда­лил­ся в мо­на­стырь, при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Еми­ли­ан и оста­ток дней сво­их сми­рен­но слу­жил Бо­гу, удив­ляя бра­тию сво­им без­ро­пот­ным по­слу­ша­ни­ем и су­ро­вым пост­ни­че­ством. Мо­на­хи за­ме­ти­ли, что по но­чам Еми­ли­ан тай­но по­се­ща­ет пе­ще­ру, рас­по­ло­жен­ную неда­ле­ко от мо­на­сты­ря. Од­на­жды игу­мен про­сле­дил за ним и за­стал пре­по­доб­но­го Еми­ли­а­на в пе­ще­ре, мо­ля­ще­го­ся в со­кру­шен­ных сле­зах, оза­рен­но­го незем­ным све­том, и услы­шал Глас свы­ше: «Еми­ли­ан, от­пус­ка­ют­ся те­бе гре­хи твои».
Глу­бо­ко тро­ну­тый всем про­ис­шед­шим, игу­мен по­сле утрен­не­го бо­го­слу­же­ния про­сил стар­ца рас­ска­зать бра­тии свою тай­ну, и свя­той по­ве­дал всем о ве­ли­ком к нему Бо­жи­ем ми­ло­сер­дии. То­гда игу­мен по­яс­нил бра­тии: «Гос­подь и в мол­ча­нии мог бы про­стить ему гре­хи, но ра­ди всех нас Он от­крыл Свою ми­лость яв­ле­ни­ем све­та и го­ло­са, чтобы все мы ви­де­ли Его бла­гость и ми­лость к ис­кренне ка­ю­щим­ся греш­ни­кам».
Пре­по­доб­ный Еми­ли­ан про­вел оста­ток жиз­ни в ду­хов­ной ра­до­сти и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/220

☦️
Священномученик Никола́й Розов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ивань­ко­во Ро­стов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ро­зо­ва. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Спасск-Го­ро­дец Ро­стов­ско­го уез­да, в ко­то­ром он про­слу­жил до 1928 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Чаш­ни­цы то­го же уез­да.
В это вре­мя боль­ше­ви­ка­ми в Рос­сии ста­ла про­во­дить­ся кол­лек­ти­ви­за­ция: од­них кре­стьян при­ну­ди­тель­но сго­ня­ли в кол­хо­зы, у дру­гих — по­все­мест­но от­би­ра­ли иму­ще­ство и зем­лю, а их са­мих вы­сы­ла­ли це­лы­ми се­мья­ми в необ­жи­тые рай­о­ны стра­ны. По боль­шей ча­сти кол­лек­ти­ви­за­ция про­во­ди­лась при­е­хав­ши­ми из го­ро­да ком­му­ни­ста­ми, дей­ство­вав­ши­ми по от­но­ше­нию к кре­стья­нам, как ино­род­че­ский эле­мент. Эти идей­ные ино­род­цы по­дав­ля­ли вся­кие за­чат­ки кре­стьян­ско­го недо­воль­ства и со­про­тив­ле­ния и тща­тель­но вы­ис­ки­ва­ли тех, кто под­ле­жал уни­что­же­нию. И в первую оче­редь это бы­ли, ко­неч­но, свя­щен­ни­ки, из­на­чаль­но чуж­дые боль­ше­ви­кам по раз­ли­чию в ве­ре. На­род вос­при­нял кол­лек­ти­ви­за­цию как на­чи­на­ю­щу­ю­ся про­тив него вой­ну, гро­зя­щую ему бе­да­ми и смер­тью, — и лю­ди по­тя­ну­лись в хра­мы ис­по­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся.
Храм в се­ле Чаш­ни­цы на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня 15 фев­ра­ля 1930 го­да был по­лон мо­ля­щих­ся. По­чти все при­шед­шие ис­по­ве­да­лись и при­ча­сти­лись. Пе­ред ис­по­ве­дью отец Ни­ко­лай, об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся, ска­зал: «Пра­во­слав­ные, эта ис­по­ведь про­хо­дит, мо­жет быть, в по­след­ний раз, а по­том нас про­го­нят от­сю­да или за­кро­ют цер­ковь; я вам от ду­ши же­лаю луч­шей жиз­ни в но­вых усло­ви­ях, но не за­бы­вай­те ве­ру Хри­сто­ву».
В сво­ем сло­ве в кон­це служ­бы он вновь по­вто­рил: «Пра­во­слав­ные, на­ста­ло вре­мя смут­ное, сей­час за­кры­ва­ют все церк­ви, вер­но, ско­ро за­кро­ют и на­шу, нам бу­дет негде слу­жить…»
На­род, слу­шая свя­щен­ни­ка, пла­кал, ни­ко­му не хо­те­лось те­рять Бо­жье­го хра­ма.
Через день по­сле празд­ни­ка дей­ство­вав­ший в этом рай­оне упол­но­мо­чен­ный по кол­лек­ти­ви­за­ции Без­де-Мер­ли от­пра­вил сво­е­му на­чаль­ни­ку ра­порт: «На­сто­я­щим со­об­щаю вам, что поп Чаш­ниц­ко­го се­ла по вос­крес­ным и дру­гим празд­ни­кам цер­ков­ным про­из­во­дит ис­по­ведь ве­ру­ю­щих; на ис­по­ведь идут по­чти изо всей окру­ги, и по­сле ис­по­ве­дей на­блю­да­ет­ся вы­ход за­пи­сав­ших­ся в кол­хоз… со сво­ей сто­ро­ны я счи­таю необ­хо­ди­мым по­па се­ла Чаш­ни­цы вы­слать — чем ско­рее, тем луч­ше».
18 фев­ра­ля бы­ла вос­крес­ная служ­ба, и на сле­ду­ю­щий день тот же упол­но­мо­чен­ный сно­ва ра­пор­то­вал об от­це Ни­ко­лае. «На дру­гой ис­по­ве­ди, в вос­кре­се­нье 18.2.30 го­да, — пи­сал он, — ко­ли­че­ство ис­по­вед­ни­ков бы­ло в два ра­за боль­ше, чем в пер­вый раз; оба ра­за служ­ба бы­ла очень дол­го, при­мер­но до ча­са дня, а обык­но­вен­но служ­бы про­дол­жа­лись до один­на­дца­ти ча­сов утра». И он сно­ва по­тре­бо­вал вы­сыл­ки свя­щен­ни­ка.
22 фев­ра­ля 1930 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Яро­слав­ле. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник ска­зал, что дей­стви­тель­но на празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня в хра­ме при­сут­ство­ва­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти его при­хо­жан, ко­то­рые при­шли ис­по­ве­дать­ся, но ни­ка­ких про­по­ве­дей о пре­сле­до­ва­ни­ях ре­ли­гии он не го­во­рил и в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет.
28 фев­ра­ля 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к трем го­дам ссыл­ки в Ар­хан­гельск. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ро­зов скон­чал­ся 20 мар­та 1930 го­да (менее, чем через месяц) в яро­слав­ской тюрь­ме и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Преподобномученик Нил (Тютюкин), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Нил ро­дил­ся 4 мая 1871 го­да в се­ле Олья­ви­до­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Фе­до­ра и Ан­ны Тю­тю­ки­ных и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ко­ла­ем. Окон­чив сель­скую шко­лу, он по­сту­пил на фаб­ри­ку Позд­ня­ко­ва в го­ро­де Дмит­ро­ве — сна­ча­ла уче­ни­ком, а за­тем тка­чом. Позд­нее ра­бо­тал в Оре­хо­во-Зу­е­ве на ткац­кой фаб­ри­ке Зи­ми­на. В 1901 го­ду он уехал в Моск­ву и стал при­слу­жи­вать в од­ной из церк­вей.
Из­брав мо­на­ше­ский путь, Ни­ко­лай в 1904 го­ду по­сту­пил в Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь и через два го­да был при­нят ту­да по­слуш­ни­ком. В 1907 го­ду он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Нил. В 1909 го­ду мо­нах Нил был на­зна­чен на долж­ность эко­но­ма, в 1910 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, в 1913-м — на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность бла­го­чин­но­го. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и утвер­жден в долж­но­сти бла­го­чин­но­го.
В 1920 го­ду Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь был за­крыт. Пер­вые го­ды по­сле за­кры­тия оби­те­ли отец Нил слу­жил в хра­мах Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на, с 1925 го­да — в Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ском хра­ме в се­ле Ти­мо­ше­во.
В 1931 го­ду он был пе­ре­ве­ден в цер­ковь Неру­ко­твор­но­го Спа­са в се­ле Ки­е­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на. В его при­ход вхо­ди­ли де­рев­ни Гор­ки, Несте­ри­ха, Бу­ки­но, Су­ма­ро­ко­во, Аба­ку­мо­во, Ере­ми­но, а так­же по­се­лок при же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Лоб­ня.
21 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил для НКВД ха­рак­те­ри­сти­ку на свя­щен­ни­ка, в ко­то­рой пи­сал: «Свя­щен­ник Нил Фе­до­ро­вич Тю­тю­кин все вре­мя вел ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния. За по­след­нее вре­мя рас­ска­зы­вал, что кол­хо­зы — это ста­рая ка­ба­ла, как у по­ме­щи­ков. Ко­гда сель­со­вет и пар­тий­ная ячей­ка ста­ли про­во­дить со­бра­ние на те­му ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, то тут Тю­тю­кин по­слал весь цер­ков­ный со­вет от­би­рать под­пи­си от на­се­ле­ния, чтобы не за­кры­вать цер­ковь. Сель­со­вет со сво­ей сто­ро­ны счи­та­ет, что в кол­хо­зе изо дня в день сла­бе­ет дис­ци­пли­на бла­го­да­ря ру­ко­вод­ству Тю­тю­ки­на, а по­се­му сель­со­вет счи­та­ет, что его, как опас­но­го эле­мен­та, необ­хо­ди­мо изо­ли­ро­вать с тер­ри­то­рии Ки­е­вос­ко­го сель­со­ве­та».
В этот же день НКВД от­крыл «де­ло» про­тив свя­щен­ни­ка. 28 фев­ра­ля 1938 го­да иеро­мо­нах Нил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— На поч­ве че­го вы сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­ли свое вли­я­ние с пред­ло­же­ни­ем мас­со­во­го вы­хо­да из кол­хо­зов, го­во­ри­ли, что все на­ра­бо­тан­ное кол­хоз­ни­ка­ми у них от­бе­рут? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Сре­ди кол­хоз­ни­ков, а так­же и сре­ди ве­ру­ю­щих я ни­ко­гда о вы­хо­де из кол­хо­зов, а так­же о том, чтобы кол­хоз­ни­ки не ра­бо­та­ли в кол­хо­зах, не го­во­рил, — от­ве­тил свя­щен­ник.
Сле­до­ва­те­ли устро­и­ли оч­ную став­ку с од­ним из лже­сви­де­те­лей, но отец Нил от­вел все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния. Не при­знал он се­бя ви­нов­ным и на всех по­сле­ду­ю­щих до­про­сах.
11 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Нил (Тю­тю­кин) был рас­стре­лян 20 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученицы Мари́я и Матро́на Грошевы, послушницы.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1876 го­ду, а пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мат­ро­на — в 1882 го­ду в се­ле Ва­рю­ков­ка Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян На­у­ма и Пла­то­ни­ды Гро­ше­вых; у них бы­ло че­ты­ре до­че­ри и сын. Как-то в мо­ло­до­сти три до­че­ри — Ма­рия, Мат­ро­на и Пе­ла­гия по­се­ти­ли неко­е­го стар­ца, ко­то­ро­го мно­гие по­чи­та­ли за по­дви­ги и про­зор­ли­вость, и спро­си­ли его, как им жить. Ма­рии и Мат­роне ста­рец ска­зал: «В мо­на­стырь, в мо­на­стырь…», а Пе­ла­гии: «В нече­сти­вую се­мью, в нече­сти­вую се­мью, за­муж».
В 1909 го­ду сест­ры Ма­рия и Мат­ро­на по­сту­пи­ли по­слуш­ни­ца­ми в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в де­ся­ти вер­стах от Его­рьев­ска; Ма­рия про­хо­ди­ла по­слу­ша­ние порт­ни­хи, а Мат­ро­на — на мо­на­стыр­ском ху­то­ре. Пе­ла­гия вы­шла за­муж в се­мью со­вер­шен­но неве­ру­ю­щих лю­дей. И как все­гда в та­ких слу­ча­ях бы­ва­ет, в се­мье этой ца­ри­ли раз­но­гла­сия и рас­при, и толь­ко тер­пе­ние и кро­тость Пе­ла­гии скло­ни­ли ее му­жа к ве­ре, в кон­це кон­цов он стал хо­дить в храм и да­же пел на кли­ро­се.
В 1909 го­ду сест­ры Ма­рия и Мат­ро­на по­сту­пи­ли по­слуш­ни­ца­ми в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный в де­ся­ти вер­стах от Его­рьев­ска; Ма­рия про­хо­ди­ла по­слу­ша­ние порт­ни­хи, а Мат­ро­на — на мо­на­стыр­ском ху­то­ре. Пе­ла­гия вы­шла за­муж в се­мью со­вер­шен­но неве­ру­ю­щих лю­дей. И как все­гда в та­ких слу­ча­ях бы­ва­ет, в се­мье этой ца­ри­ли раз­но­гла­сия и рас­при, и толь­ко тер­пе­ние и кро­тость Пе­ла­гии скло­ни­ли ее му­жа к ве­ре, в кон­це кон­цов он стал хо­дить в храм и да­же пел на кли­ро­се.
По­сле при­хо­да к вла­сти в Рос­сии без­бож­ни­ков, Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь был за­крыт, и сест­ры вер­ну­лись до­мой. Неко­то­рое вре­мя они жи­ли в до­ме от­ца, а за­тем пе­ре­се­ли­лись в цер­ков­ную сто­рож­ку при хра­мах

В 1933 го­ду в Ка­зан­ский храм в Ту­го­ле­се был на­прав­лен слу­жить вер­нув­ший­ся из за­клю­че­ния свя­щен­ник Ге­ор­гий Ко­ло­ко­лов, а в 1936 го­ду, к ве­ли­кой ра­до­сти при­хо­жан, в храм вер­нул­ся свя­щен­ник На­за­рий Гриб­ков; в 1937 го­ду в храм был на­прав­лен слу­жить пса­лом­щик Петр Ца­рап­кин. В но­яб­ре 1937 го­да оба свя­щен­ни­ка и пса­лом­щик бы­ли аре­сто­ва­ны, и в хра­ме пре­кра­ти­лось бо­го­слу­же­ние. Про­тив всех аре­сто­ван­ных лже­сви­де­те­лем вы­сту­пил пред­се­да­тель сель­со­ве­та Ва­си­лий Язы­ков.
С это­го вре­ме­ни сест­ры оста­лись един­ствен­ны­ми в окру­ге «цер­ков­ни­ца­ми», кто мог по­чи­тать Псал­тирь по умер­ше­му род­ствен­ни­ку, на­ста­вить в ве­ре, в ис­пол­не­нии цер­ков­ных пра­вил и на­учить мо­лить­ся.
В фев­ра­ле 1938 го­да вла­сти воз­об­но­ви­ли аре­сты. Свя­щен­ни­ков на сво­бо­де по­чти не оста­лось, и аре­сто­вы­ва­лись уже ми­ряне. 15 фев­ра­ля 1938 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та Ва­си­лий Язы­ков, вы­сту­пив лже­сви­де­те­лем про­тив по­слуш­ниц, на­пи­сал, что они враж­деб­но на­стро­е­ны к со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. На ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки сест­ры хо­дят по до­мам кол­хоз­ни­ков и в неко­то­рых до­мах со­вер­ша­ют бо­го­слу­же­ние.

11 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ниц Ма­рию и Мат­ро­ну к рас­стре­лу, и они бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. По­слуш­ни­цы Ма­рия и Мат­ро­на Гро­ше­вы бы­ли рас­стре­ля­ны 20 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-grosheva

☦️
Преподобномученица Евдоки́я Синицына, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия ро­ди­лась в 1879 го­ду в се­ле Тро­па­ре­во Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Еф­ре­ма Си­ни­цы­на. В юно­сти она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Князь-Вла­ди­мир­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный непо­да­ле­ку от се­ла Фили­мон­ки По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
Этот мо­на­стырь был ос­но­ван в па­мять со­хра­не­ния жиз­ни им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III и его се­мьи во вре­мя же­лез­но­до­рож­ной ка­та­стро­фы 17 ок­тяб­ря 1888 го­да. За­ду­мав ос­но­вать мо­на­стырь, фрей­ли­на ее им­пе­ра­тор­ско­го ве­ли­че­ства кня­ги­ня Ве­ра Бо­ри­сов­на Свя­то­полк-Чет­вер­тин­ская 9 ян­ва­ря 1889 го­да на­пра­ви­ла про­ше­ние, ка­са­ю­ще­е­ся это­го во­про­са, на имя мос­ков­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча. Же­лая ис­пы­тать, воз­мож­но ли прак­ти­че­ское осу­ществ­ле­ние за­ду­ман­но­го, она при­гла­си­ла в свое име­ние, на­хо­див­ше­е­ся в Мос­ков­ской гу­бер­нии ря­дом с се­лом Фили­мон­ки, для мо­на­ше­ско­го жи­тель­ства два­дцать пять се­стер, и ко­гда ста­ло яс­но, что до­хо­ды име­ния до­ста­точ­ны для со­дер­жа­ния мо­на­ше­ству­ю­щих, она в фев­ра­ле 1890 го­да от­пра­ви­ла до­пол­ни­тель­ное про­ше­ние в Мос­ков­скую Ду­хов­ную кон­си­сто­рию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evdokija-sinicyna

☦️
Преподобномученица Екатери́на Константинова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ека­те­ри­на ро­ди­лась в 1887 го­ду в де­ревне Сав­ра­со­во Сол­неч­но­гор­ской во­ло­сти Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье за­жи­точ­но­го кре­стья­ни­на Гри­го­рия Кон­стан­ти­но­ва, вла­дель­ца сто­ляр­ной ма­стер­ской и чай­ной, при ко­то­рой бы­ла ме­лоч­ная лав­ка. В 1905 го­ду Ека­те­ри­на по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Скор­бя­щен­ский мо­на­стырь в Москве, на­хо­див­ший­ся на Дол­го­ру­ков­ской ули­це неда­ле­ко от Бу­тыр­ской за­ста­вы. Здесь она под­ви­за­лась до его за­кры­тия в 1918 го­ду, по­сле че­го вер­ну­лась на ро­ди­ну в де­рев­ню Сав­ра­со­во. В 1919 го­ду скон­ча­лись ее сест­ра с му­жем, а их трое ма­лень­ких де­тей оста­лись си­ро­та­ми; Ека­те­ри­на взя­ла их к се­бе и вос­пи­та­ла. Все это вре­мя она хо­тя и жи­ла вне стен оби­те­ли, но про­дол­жа­ла ис­пол­нять все мо­на­ше­ские пра­ви­ла и ста­ра­лась как мож­но ча­ще бы­вать в хра­ме. За­ра­ба­ты­ва­ла она ши­тьем оде­ял и по­чин­кой меш­ков для кол­хо­за.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ekaterina-konstantinova

☦️
Преподобномученицы Антони́на Новикова и Наде́жда Круглова, послушницы.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­то­ни­на ро­ди­лась в 1880 го­ду в се­ле Гор­ки За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье Ан­дрея Но­ви­ко­ва, вла­дель­ца кир­пич­но­го за­во­да, имев­ше­го в сво­ей соб­ствен­но­сти зем­лю и че­тыр­на­дцать дач, ко­то­рые сда­ва­лись вна­ем. С вось­ми лет Ан­то­ни­на жи­ла у тет­ки в мо­на­сты­ре в Ря­за­ни, где и на­учи­лась гра­мо­те; она рос­ла де­воч­кой ре­ли­ги­оз­ной и впо­след­ствии по­сту­пи­ла в Тро­и­це-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь в го­ро­де Его­рьев­ске.
Этот мо­на­стырь был об­ра­зо­ван в 1900 го­ду ста­ра­ни­я­ми и по­жерт­во­ва­ни­я­ми Ни­ки­фо­ра Ми­хай­ло­ви­ча Барды­ги­на, ко­то­рый, бу­дучи сы­ном бу­лоч­ни­ка, тру­дом, упор­ным и вдум­чи­вым чте­ни­ем при­об­рел зна­ния в са­мых раз­ных об­ла­стях и впо­след­ствии стал вла­дель­цем фаб­рик в Его­рьев­ске. Вос­пи­тан­ный в пра­ви­лах глу­бо­ко­го бла­го­че­стия, он при пер­вом уда­ре ко­ло­ко­ла был уже в хра­ме, от­ста­и­вал ли­тур­гию, за бо­го­слу­же­ни­я­ми чи­тал Апо­стол и пел на кли­ро­се. Во­круг него по­сте­пен­но ста­ли груп­пи­ро­вать­ся лю­би­те­ли ста­рин­но­го цер­ков­но­го пе­ния, и об­ра­зо­вал­ся пре­крас­ный хор, ко­то­рый впо­след­ствии пел в Успен­ском со­бо­ре Его­рьев­ска. С 1872-го по 1901 год Ни­ки­фор Ми­хай­ло­вич из­би­рал­ся го­род­ским го­ло­вой, и ему го­род был обя­зан по­чти всем сво­им бла­го­устрой­ством. Он устро­ил в го­ро­де во­до­про­вод, мо­сто­вые, улич­ное осве­ще­ние, по­жар­ную ко­ман­ду, во­ин­ские ка­зар­мы, гим­на­зию, жен­ское учи­ли­ще, го­род­ской сад и дом тру­до­лю­бия. Бла­го­да­ря в зна­чи­тель­ной ча­сти его лич­ным сред­ствам, бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, и пол­но­стью на его сред­ства по­стро­ен Тро­и­це-Ма­ри­ин­ский жен­ский мо­на­стырь, ко­то­рый с са­мо­го дня об­ра­зо­ва­ния при­влек к се­бе мно­гих же­ла­ю­щих спа­се­ния де­ву­шек.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца На­деж­да ро­ди­лась в 1891 го­ду в де­ревне Де­ни­со­во По­чин­ков­ской во­ло­сти Его­рьев­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ге­ор­гия Круг­ло­ва. С де­вя­ти лет ро­ди­те­ли от­да­ли ее в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, где она учи­лась три го­да, а за­тем ра­бо­та­ла вме­сте с ро­ди­те­ля­ми в кре­стьян­ском хо­зяй­стве. Ко­гда На­деж­де ис­пол­ни­лось два­дцать лет, она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Тро­и­це-Ма­ри­ин­ский мо­на­стырь в Его­рьев­ске.
Обе по­слуш­ни­цы, Ан­то­ни­на и На­деж­да, по­сту­пив в мо­на­стырь вско­ре по­сле его ос­но­ва­ния, под­ви­за­лись в нем до его за­кры­тия без­бож­ны­ми вла­стя­ми в 1918 го­ду, по­сле че­го они по­се­ли­лись в Его­рьев­ске и, за­ра­ба­ты­вая ру­ко­де­ли­ем, по­мо­га­ли по хра­му, со­хра­няя все мо­на­ше­ские пра­ви­ла, о чем впо­след­ствии, при их аре­сте, по­ка­за­ли сви­де­те­ли и что ОГПУ и бы­ло по­став­ле­но по­слуш­ни­цам в ос­нов­ную ви­ну.
По­слуш­ни­цы бы­ли аре­сто­ва­ны 19 мая 1931 го­да и за­клю­че­ны в его­рьев­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-antonina-novikova

☦️
Преподобномученицы Ксе́ния Петрухина и А́нна Горохова, послушницы.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ксе­ния и Ан­на под­ви­за­лись в Успен­ском Бру­сен­ском мо­на­сты­ре в го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ксе­ния ро­ди­лась в 1897 го­ду в се­ле Чан­ки Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Се­ме­на Пет­ру­хи­на. В 1913 го­ду Ксе­ния по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Успен­ский мо­на­стырь в Ко­ломне. В 1919 го­ду, по­сле то­го как мо­на­сты­ри ста­ли без­бож­ной вла­стью за­кры­вать­ся, по­слуш­ни­ца вер­ну­лась в род­ное се­ло и ста­ла по­мо­гать при Вве­ден­ской церк­ви; сна­ча­ла она жи­ла в сто­рож­ке при хра­ме, а за­тем у зна­ко­мых, за­ра­ба­ты­вая се­бе на про­пи­та­ние ши­тьем оде­ял.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась в 1896 го­ду в се­ле Чан­ки в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Го­ро­хо­ва; в 1914 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Успен­ский Бру­сен­ский мо­на­стырь, а за­тем, как и Ксе­ния, в 1919 го­ду вер­ну­лась в род­ное се­ло и ста­ла по­мо­гать пре­ста­ре­ло­му от­цу по хо­зяй­ству.
Во вре­мя го­не­ний на мо­на­ше­ству­ю­щих в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов обе по­слуш­ни­цы бы­ли аре­сто­ва­ны – 22 мая 1931 го­да – и за­клю­че­ны в ко­ло­мен­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ksenija-petruhina

☦️
Икона Богородицы «Споручница грешных».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» на­зва­на так по над­пи­си, со­хра­нив­шей­ся на иконе: «Аз Спо­руч­ни­ца греш­ных к Мо­е­му Сы­ну…».
Впер­вые этот об­раз про­сла­вил­ся чу­де­са­ми в Ни­ко­ла­ев­ском Од­рине муж­ском мо­на­сты­ре Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­ре­дине 19-­го сто­ле­тия. Древ­няя ико­на Бо­го­ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных» из-за вет­хо­сти сво­ей не поль­зо­ва­лась долж­ным по­чи­та­ни­ем и сто­я­ла в ста­рой ча­совне у мо­на­стыр­ских во­рот. Но в 1843 го­ду мно­гим жи­те­лям в сно­ви­де­ни­ях бы­ло от­кры­то, что ико­на эта на­де­ле­на, по Бо­жье­му Про­мыс­лу, чу­до­твор­ной си­лой. Ико­ну тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь. К ней на­ча­ли сте­кать­ся ве­ру­ю­щие и про­сить о вра­че­ва­нии сво­их пе­ча­лей и бо­лез­ней. Пер­вым по­лу­чил ис­це­ле­ние рас­слаб­лен­ный маль­чик, мать ко­то­ро­го го­ря­чо мо­ли­лась пе­ред этой свя­ты­ней. Осо­бен­но про­сла­ви­лась ико­на во вре­мя эпи­де­мии хо­ле­ры, ко­гда мно­гих смер­тель­но боль­ных, с ве­рою к ней при­те­ка­ю­щих, она воз­вра­ти­ла к жиз­ни.
В мо­на­сты­ре в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за был по­стро­ен боль­шой трех­пре­столь­ный храм. На иконе «Спо­руч­ни­ца греш­ных» Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, Ко­то­рый обе­и­ми ру­ка­ми Сво­и­ми дер­жит Ее пра­вую ру­ку. Гла­вы Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца увен­ча­ны ко­ро­на­ми.
В 1848 го­ду усер­ди­ем моск­ви­ча Ди­мит­рия Бон­че­ску­ла был сде­лан спи­сок с это­го чу­до­твор­но­го об­ра­за и по­ме­щен в его до­ме. Вско­ре он про­сла­вил­ся ис­те­че­ни­ем це­ли­тель­но­го ми­ра, дав­ше­го мно­гим вы­здо­ров­ле­ние от тяж­ких бо­лез­ней. Этот чу­до­твор­ный спи­сок пе­ре­нес­ли в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках, в ко­то­ром был устро­ен то­гда же при­дел в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных». Кро­ме 7 мар­та, празд­не­ство в честь этой ико­ны со­вер­ша­ет­ся 29 мая.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-sporuchnica-greshnyh


Жития
Писание