⏳ 2022.03.18 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я Великого поста (глас 5й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
18 марта (5 марта)
• мч. Ко́нона Исаврийского (I)
• мч. Они́сия Усуровского (Исаврийского) (I)
• мч. Конона Мандонского (Памфилийского) (III)
• мц. Ираи́ды (?)
• мч. Евло́гия Палестинского (?)
• мч. Евлампия Палестинского (?)
• прп. Марка Нитрийского (V)
• прп. Иси́хия Вифинского (ок. 790)
• обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного и чад его Давида и Константина, Ярославских (1463)
• прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550)
• сщмч. Николая Покровского (1919)
• сщмч. Иоанна (Миротворцева), прмчч. Марда́рия (Исаева), Феофана (Графова) (1938)
• обре́тение мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Симферопольского и Крымского (1996) 📚
• иконы Божией Матери: «Воспитание»


☦️
Исповедник Ко́нон Исаврийский.
Свя­той му­че­ник Ко­нон Ис­аврий­ский ро­дил­ся в Вифа­нии, се­ле­нии, рас­по­ло­жен­ном ря­дом с ма­ло­азий­ским го­ро­дом Ис­аври­ей, жи­те­ли ко­то­ро­го при­ня­ли хри­сти­ан­скую ве­ру от апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Ко­нон с юно­сти спо­до­бил­ся осо­бо­го по­кро­ви­тель­ства Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, ко­то­рый яв­лял­ся ему и по­мо­гал во мно­гих труд­ных об­сто­я­тель­ствах его жиз­ни.
По на­сто­я­нию ро­ди­те­лей Ко­нон был об­ру­чен с де­вуш­кой по име­ни Ан­на, ко­то­рую по­сле свадь­бы он убе­дил остать­ся дев­ствен­ни­цей. Мо­ло­дые су­пру­ги жи­ли как брат с сест­рой, по­свя­тив се­бя все­це­ло Бо­гу. Свя­той Ко­нон при­вел к хри­сти­ан­ской ве­ре и сво­их ро­ди­те­лей. Его отец, свя­той Нестор, за об­ли­че­ние идо­ло­по­клон­ни­ков при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Ра­но по­хо­ро­нив мать и же­ну, свя­той Ко­нон про­дол­жал слу­же­ние Бо­гу, це­ли­ком по­свя­тив се­бя мо­на­ше­ским тру­дам, по­сту и мо­лит­ве. В пре­клон­ном воз­расте свя­той по­движ­ник был про­слав­лен да­ром чу­до­тво­ре­ния. Бла­го­да­ря его про­по­ве­ди и чу­де­сам мно­гие языч­ни­ки об­ра­ти­лись ко Хри­сту.
Ко­гда в Ис­ав­рии на­ча­лись го­не­ния на хри­сти­ан, од­ним из пер­вых по­стра­дал свя­той Ко­нон. Его под­верг­ли же­сто­ким пыт­кам за от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам. Од­на­ко жи­те­ли Ис­ав­рии, узнав об ис­тя­за­ни­ях, ко­то­рым под­верг­ся свя­той, от­пра­ви­лись с ору­жи­ем в ру­ках на за­щи­ту му­че­ни­ка. Ис­пу­гав­шись на­род­но­го гне­ва, му­чи­те­ли бе­жа­ли, а ис­ав­ряне на­шли му­че­ни­ка из­ра­нен­но­го и окро­вав­лен­но­го на ме­сте пы­ток. Свя­той Ко­нон жа­лел о том, что не удо­сто­ил­ся при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Гос­по­да.
Спу­стя два го­да свя­той Ко­нон мир­но скон­чал­ся и был по­гре­бен ря­дом со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми и же­ной.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/211

☦️
Мученик Они́сий Усуровский (Исаврийский).
Свя­той му­че­ник Они­сий жил в Па­ле­стине. За ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста был усе­чен ме­чом.

☦️
Мученик Ко́нон Мандонский (Памфилийский), градарь.
Свя­той му­че­ник Ко­нон гра­дарь ро­дил­ся в На­за­ре­те Га­ли­лей­ском, а жил в го­ро­де Ман­доне, где за­ни­мал­ся ого­род­ни­че­ством. Он был бо­го­бо­яз­нен­ным че­ло­ве­ком, доб­рым, про­сто­сер­деч­ным, незло­би­вым. Свя­той по­стра­дал за ве­ру во Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Ко­гда его при­ве­ли на суд, он непо­ко­ле­би­мо и твер­до ис­по­ве­дал свою ве­ру. Му­чи­те­ли вби­ли ему в но­ги гвоз­ди и гна­ли пе­ред ко­лес­ни­цей, по­ка стра­да­лец в из­не­мо­же­нии не упал, пре­дав с мо­лит­вой дух свой Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/212

☦️
Мученица Ираи́да.
Ар­хе­лай и 152 му­че­ни­ка Ан­ти­ной­ских, из ко­то­рых по име­нам из­вест­ны Фо­тий и Ки­рилл (пам. греч. 4, 5 и 20 мар­та). Ко­гда ко­рабль, пе­ре­во­зив­ший за­ко­ван­ных в це­пи му­че­ни­ков, сре­ди ко­то­рых бы­ли муж­чи­ны и жен­щи­ны, ми­ряне, мо­на­хи, диа­ко­ны и иереи, при­стал в Алек­сан­дрии, к ним доб­ро­воль­но при­со­еди­ни­лась ино­ки­ня Ира­и­да и бы­ла каз­не­на преж­де дру­гих. В Ан­ти­ное му­че­ни­ков под­верг­ли из­би­е­нию, стро­га­нию, об­жи­га­нию све­ча­ми, пыт­кам на рас­ка­лен­ной ско­во­ро­де и за­тем усек­ли ме­чом.

Примечания:
В сир. мар­ти­ро­ло­ге 412 г. под 4 мар­та со­об­ща­ет­ся, что Ар­хе­лай по­стра­дал в Ни­ко­ми­дии вме­сте с 17 или 27 му­че­ни­ка­ми. В неко­то­рых греч. Ми­не­ях ино­гда ука­зы­ва­ет­ся, что их бы­ло 142.
В ви­зан­тий­ских ка­лен­да­рях кон­стан­ти­но­поль­ско­го про­ис­хож­де­ния: в Ти­пи­коне Ве­ли­кой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) и в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской ц. X в. (SynCP. Col. 506), а так­же в за­пад­ных мар­ти­ро­ло­гах (напр., Иеро­ни­мо­вом и Рим­ском) – па­мять ан­ти­ной­ских му­че­ни­ков от­ме­че­на 4 мар­та. В стиш­ных си­нак­са­рях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и пе­чат­ной гре­че­ской Ми­нее (изд. Ве­не­ция, 1596) па­мять свя­тых ука­зы­ва­ет­ся 5 мар­та. В ря­де слу­ча­ев она фигу­ри­ру­ет в гре­че­ских ру­ко­пис­ных Ми­не­ях-Че­тьях под 20 мар­та (напр., Paris. gr. 1575, XII в.).

☦️
Мученик Евло́гий Палестинский.
Свя­той му­че­ник Ев­ло­гий был ро­дом из Па­ле­сти­ны. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей-языч­ни­ков он раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, а сам стал стран­ни­ком и хо­дил по Па­ле­стине, об­ра­щая языч­ни­ков в хри­сти­ан­ство. Во вре­мя го­не­ний он был схва­чен, под­верг­нут страш­ным ис­тя­за­ни­ям и обез­глав­лен, так как не соглашался принести жертвы идолам.

☦️
Мученик Евла́мпий Палестинский.
Свя­той му­че­ник Евлам­пий жил в Па­ле­стине. За ве­ру во Хри­ста он был обез­глав­лен му­чи­те­ля­ми.

☦️
Преподобный Марк Нитрийский, Египетский, Келлийский, Подвижник, Постник.
Пре­по­доб­ный Марк под­ви­зал­ся в V ве­ке в Нит­рий­ской пу­стыне (Ниж­ний Еги­пет). С юно­сти его лю­би­мым за­ня­ти­ем бы­ло чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Есть сви­де­тель­ства, что он знал на­изусть всю Биб­лию. Из­вест­но так­же, что пре­по­доб­ный Марк слу­шал про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го. До нас до­шли мно­гие по­учи­тель­ные сло­ва, на­пи­сан­ные свя­тым Мар­ком. Пре­по­доб­ный от­ли­чал­ся кро­то­стью, ду­шев­ной чи­сто­той и воз­дер­жа­ни­ем, за что был на­зван Пост­ни­ком.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/214

☦️
Преподобный Иси́хий Вифинский, постник.
Пре­по­доб­ный Ис­и­хий Пост­ник ро­дил­ся в при­мор­ском го­ро­де Адра­нии в Вифи­нии. С юно­сти вос­пи­тан­ный в бла­го­че­стии, он оста­вил род­ной дом и под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте на го­ре Ма­и­о­нис. Несмот­ря на угро­зы от бе­сов и жив­ших в том ме­сте ди­ких зве­рей и раз­бой­ни­ков, свя­той по­движ­ник, же­лая боль­ше­го уеди­не­ния, по­се­лил­ся там, по­стро­ил се­бе кел­лию, вы­ко­пал ого­род и стал пи­тать­ся пло­да­ми сво­их тру­дов. Через неко­то­рое вре­мя к нему ста­ли сте­кать­ся уче­ни­ки. У най­ден­но­го непо­да­ле­ку в до­лине ис­точ­ни­ка во­ды свя­той Ис­и­хий по­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды к нему при­ве­ли бес­но­ва­тую де­ви­цу. Ро­ди­те­ли ее, при­пав к но­гам свя­то­го по­движ­ни­ка, про­си­ли его свя­тых мо­литв об ис­це­ле­нии. Бла­го­дат­ный по­движ­ник по­мо­лил­ся за несчаст­ную, и бе­сы от­сту­пи­ли от нее. Об­ра­ща­ясь к ро­ди­те­лям ис­це­лен­ной, пре­по­доб­ный Ис­и­хий про­ро­че­ски пред­ска­зал, что на ме­сте ис­це­ле­ния их до­че­ри воз­никнет жен­ская свя­тая оби­тель. И дей­стви­тель­но, в бу­ду­щем это про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось.
За трид­цать дней до кон­чи­ны свя­то­му Ис­и­хию явил­ся Ан­гел и пред­ска­зал ему близ­кую кон­чи­ну. Пре­по­доб­ный с ра­до­стью вос­при­нял это из­ве­стие. Пе­ред бла­жен­ной кон­чи­ной свя­той при­звал сво­их уче­ни­ков и дол­го по­учал их. В пол­ночь кел­лию свя­то­го и окрест­ные ме­ста вне­зап­но об­ли­стал Небес­ный свет, и пре­по­доб­ный Ис­и­хий со сло­ва­ми: «В ру­це Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой», – ото­шел ко Гос­по­ду. На ме­сте его по­дви­гов, по пред­ска­за­нию пре­по­доб­но­го Ис­и­хия, впо­след­ствии был по­стро­ен жен­ский мо­на­стырь. Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Ис­и­хия, по­гре­бен­ные в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го, в 792 го­ду бы­ли пе­ре­не­се­ны Фе­о­фи­лак­том, епи­ско­пом Ама­сий­ским, в го­род Ама­сию (Ма­лая Азия).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/213

☦️
Благоверные князья Фео́дор Ростиславич Черный и чада его, Дави́д и Константи́н, Ярославские чудотворцы.
5 мар­та 1463 го­да бы­ли об­ре­те­ны в Яро­слав­ле мо­щи свя­то­го кня­зя Фе­о­до­ра и чад его, Да­ви­да и Кон­стан­ти­на. Ле­то­пи­сец, оче­ви­дец со­бы­тия, за­пи­сал под этим го­дом: «Во гра­де Яро­слав­ле в мо­на­сты­ре Свя­то­го Спа­са ле­жа­ли три кня­зя ве­ли­кие, князь Фе­о­дор Ро­сти­сла­вич, да де­ти его Да­вид и Кон­стан­тин, по­верх зем­ли ле­жа­ли. Сам же ве­ли­кий князь Фе­о­дор ве­лик был ро­стом че­ло­век, те у него, сы­но­вья Да­вид и Кон­стан­тин, под па­зу­ха­ми ле­жа­ли, зане мень­ше его ро­стом бы­ли. Ле­жа­ли же во еди­ном гро­бе». Эта чер­та физи­че­ско­го об­ли­ка свя­то­го кня­зя так за­пе­чат­ле­лась в вос­при­я­тии оче­вид­цев и совре­мен­ни­ков об­ре­те­ния его мо­щей, что за­пись об этом во­шла в про­лож­ные жи­тия кня­зя Фе­о­до­ра и в ико­но­пис­ные под­лин­ни­ки.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-rostislavich-chernyj-smolenskij-jaroslavskij

☦️
Преподобномученик Адриа́н Пошехонский, Ярославский, игумен.
Преподобномученик Адриа́н был учеником преподобного Корнилия Комельского, вначале подвизался в Вологодском Комельском монастыре и был искусным иконописцем. По благословению игумена 13 сентября 1540 г., взяв икону Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Адриан вместе со своим учеником, ведомый таинственным старцем, ушел в безлюдные места для безмолвия. Придя в Пошехонский лес, на берег реки Вотхи, неизвестный старец указал им место для пустынножительства и стал невидим. Господь отметил это место как место будущей славной обители колокольным звоном. Спустя некоторое время после уединенных иноческих подвигов святой основал обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой стал игуменом. В монастыре был введен строгий устав, запрещавший доступ в обитель женского пола. Преподобный Адриан, будучи игуменом, продолжал проводить строгую подвижническую жизнь и был во всем примером для братии.
Много скорбей пришлось претерпеть преподобному от окрестных поселян, которые по внушению диавола задумали разорить монастырь. В 1550 г., 5 марта, преподобный Адриан после жестоких пыток был злодейски задушен разбойниками, напавшими на обитель. Тело святого было брошено в лесу. Один благочестивый священник Исидор, взяв святое тело, тайно похоронил его, а на месте погребения посадил рябину, у которой совершилось много исцелений. 19 ноября 1626 г. были обретены святые мощи преподобного Адриана и положены в монастырском храме. У мощей святого совершилось много чудес и исцелений.
Обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского было 19 ноября 1626 года. 17 декабря 1626 года, при патриархе Филарете, его нетленные мощи были перенесены в основанную им обитель.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-adrian-poshehonskij-jaroslavskij

☦️
Священномученик Никола́й Покровский, пресвитер.
Ни­ко­лай Сер­ге­е­вич По­кров­ский ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка. Имея ис­крен­нее же­ла­ние про­дол­жить се­мей­ную тра­ди­цию и по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Церк­ви Хри­сто­вой, Ни­ко­лай по­сту­пил в Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую, бу­дучи че­ло­ве­ком неза­у­ряд­ных спо­соб­но­стей, окон­чил в 1889 го­ду по пер­во­му раз­ря­ду. Пер­вым ме­стом слу­же­ния для Ни­ко­лая Сер­ге­е­ви­ча ста­ла долж­ность пса­лом­щи­ка при хра­ме с. Ше­ра­у­ты Бу­ин­ско­го уез­да Сим­бир­ской епар­хии, ис­пол­няя ко­то­рую, он неле­ност­но тру­дил­ся на ни­ве Хри­сто­вой на про­тя­же­нии го­да. К то­му вре­ме­ни бу­ду­щий пас­тырь об­за­вел­ся се­мьей, со­че­тав­шись за­кон­ным бра­ком с до­че­рью свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Ки­ят­ско­го Еле­ной.
В 1891 го­ду Ни­ко­лай По­кров­ский был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Сим­бир­ским и Сыз­ран­ским Вар­со­но­фи­ем (Охо­ти­ным) сна­ча­ла во диа­ко­на, а спу­стя неболь­шой про­ме­жу­ток вре­ме­ни – и во свя­щен­ни­ка. По­сле про­хож­де­ния непро­дол­жи­тель­ной прак­ти­ки в од­ном из хра­мов Сим­бир­ска иерей Ни­ко­лай со сво­ей юной су­пру­гой от­пра­ви­лись на свой пер­вый са­мо­сто­я­тель­ный при­ход в се­ло Ни­ку­ли­но Кар­сун­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-pokrovskij

☦️
Священномученик Иоа́нн Миротворцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 25 мар­та 1881 го­да в се­ле Ел­шан­ка Са­ра­тов­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ни­ко­лая Ми­ро­твор­це­ва. По окон­ча­нии Са­ра­тов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Вязь­ми­но Са­ра­тов­ско­го уез­да, где про­слу­жил де­вять лет. Это бы­ло вре­мя ду­хов­но­го рас­цве­та жиз­ни в епар­хии, ко­гда ею управ­лял рев­ност­ный ар­хи­пас­тырь и по­движ­ник епи­скоп Гер­мо­ген (Долга­нев).
Через неко­то­рое вре­мя отец Иоанн был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Та­во­лож­ка то­го же уез­да и за­слу­жил здесь боль­шой ав­то­ри­тет сре­ди при­хо­жан, так что по всем бес­по­ко­ив­шим их во­про­сам они об­ра­ща­лись преж­де все­го к нему, и то­гда, ко­гда в неко­то­рых дру­гих ме­стах вла­сти у свя­щен­ни­ков от­би­ра­ли зем­лю при рав­но­душ­ном от­но­ше­нии к это­му при­хо­жан, здесь боль­ше­ви­ки не смог­ли сде­лать это­го — про­тив та­ко­го ре­ше­ния еди­но­душ­но вы­сту­пи­ли как за­жи­точ­ные кре­стьяне, так и бед­ня­ки.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-mirotvorcev

☦️
Преподобномученик Марда́рий (Исаев), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Мар­да­рий ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1886 го­да в де­ревне Са­во­сти­но Ми­ку­лин­ской во­ло­сти Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ми­ха­и­лом. Окон­чив сель­скую шко­лу, он до два­дца­ти че­ты­рех лет жил вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.
В 1921 го­ду Ми­ха­ил по­сту­пил в Жел­ти­ков мо­на­стырь в го­ро­де Тве­ри. В 1922 го­ду он был ке­лей­ни­ком у свя­щен­ни­ка Пав­ла Со­ко­ло­ва, впо­след­ствии епи­ско­па Воль­ско­го Пет­ра; слу­жил пса­лом­щи­ком в со­бо­ре в го­ро­де Ры­бин­ске, был ипо­ди­а­ко­ном у епи­ско­па Гер­ва­сия (Ма­ли­ни­на) в Ры­бин­ске; был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Мар­да­рий; в 1924 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в 1925-м – во иеро­мо­на­ха и на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Фе­до­риц­кое Мо­лог­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mardarij-isaev

☦️
Преподобномученик Феофа́н (Графов), иеродиакон.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Фе­о­фан ро­дил­ся 6 ян­ва­ря 1874 го­да в сло­бо­де Ни­кит­ской Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Гра­фо­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Фе­о­до­си­ем.
В 1902 го­ду Фе­о­до­сий по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Бо­ри­со­глеб­ский Ро­стов­ский мо­на­стырь, в 1907 го­ду он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Фе­о­фан, а в 1908-м — ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков мо­на­стырь в 1923 го­ду был за­крыт, но мо­на­хи, же­лая со­хра­нить род­ную оби­тель, со­гла­си­лись на су­ще­ство­ва­ние мо­на­сты­ря в ка­че­стве сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли. Од­на­ко в 1929 го­ду бы­ли за­кры­ты по­след­ние мо­на­сты­ри по всей стране, и сре­ди них Бо­ри­со­глеб­ский.
По­сле за­кры­тия оби­те­ли иеро­ди­а­кон Фе­о­фан пе­ре­ехал в Сер­ги­ев По­сад и был при­нят слу­жить в Успен­ский храм; здесь он про­слу­жил до 21 ок­тяб­ря 1935 го­да, ко­гда был аре­сто­ван вме­сте с груп­пой свя­щен­но­слу­жи­те­лей, жив­ших в По­са­де. Всех аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.

https://azbyka.ru/days/sv-feofan-grafov

☦️
Обре́тение мощей свт. Луки́ (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского (1996).
Блаженная кончина святителя Божия Луки Крымского.
11 июня 1961 го­да, в день всех свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, ар­хи­епи­скоп Лу­ка скон­чал­ся. Про­щать­ся с ве­ли­ким ар­хи­ере­ем вы­шел весь го­род: лю­ди за­пол­ни­ли кры­ши, бал­ко­ны, си­де­ли да­же на де­ре­вьях. Огром­ная про­цес­сия в те­че­ние несколь­ких ча­сов про­во­жа­ла сво­е­го пас­ты­ря под пе­ние «Свя­тый Бо­же, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, по­ми­луй нас!» через весь го­род. Его по­хо­ро­ни­ли на ма­лень­ком цер­ков­ном клад­би­ще при Все­х­свят­ском хра­ме Сим­фе­ро­по­ля, ку­да позд­нее еже­днев­но при­ез­жа­ли и при­хо­ди­ли род­ствен­ни­ки и пра­во­слав­ные стран­ни­ки, боль­ные, ищу­щие ис­це­ле­ния, – и каж­дый по­лу­чал ис­ко­мое. Ар­хи­пас­тырь и по­сле смер­ти сво­ей Свя­тым Ду­хом про­дол­жал ис­це­лять лю­дей, о чем со­бра­ны мно­го­чис­лен­ные уст­ные и пись­мен­ные сви­де­тель­ства.
По­чти 35 лет мо­щи свя­то­го по­ко­и­лись в зем­ле.
22 но­яб­ря 1995 го­да ар­хи­епи­скоп Сим­фе­ро­поль­ский и Крым­ский Лу­ка был при­чис­лен Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых Кры­ма. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в ка­фед­раль­ный Свя­то-Тро­иц­кий со­бор Сим­фе­ро­по­ля 17–20 мар­та 1996 го­да. На па­ни­хи­де Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший вла­ды­ка Ла­зарь, ар­хи­епи­скоп Сим­фе­ро­поль­ский и Крым­ский, от­ме­тил: «Впер­вые на Крым­ской зем­ле про­ис­хо­дит со­бы­тие ис­клю­чи­тель­ной важ­но­сти. Яр­кая лич­ность ар­хи­епи­ско­па Лу­ки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го) ви­дит­ся нам се­го­дня спа­си­тель­ным ма­я­ком, к ко­то­ро­му каж­дый из нас дол­жен на­прав­лять свой взор, по ко­то­ро­му долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся об­ще­ствен­ные си­лы, ищу­щие воз­рож­де­ния на­ше­го на­ро­да».
В крест­ном хо­де от мо­ги­лы до ка­фед­раль­но­го со­бо­ра участ­во­ва­ло око­ло 40 ты­сяч че­ло­век. В Сим­фе­ро­поль­ской и Крым­ской епар­хии тор­же­ство про­слав­ле­ния свя­ти­те­ля Крым­ско­го Лу­ки со­сто­я­лось 24–25 мая 1996 го­да.
В 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре свя­ти­тель Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий) был про­слав­лен в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния. Па­мять ему уста­нов­ле­на 11 июня, а так­же 25 ян­ва­ря (7 фев­ра­ля) – вме­сте со свя­ты­ми но­во­му­че­ни­ка­ми и ис­по­вед­ни­ка­ми Рос­сий­ски­ми и 15 (28 де­каб­ря) – со­бор всех Крым­ских свя­тых.
В Сим­фе­ро­по­ле, в пар­ке, ко­то­рый но­сит имя свя­ти­те­ля Лу­ки (Вой­но-Ясе­нец­ко­го), уста­нов­лен па­мят­ник свя­то­му. В ар­хи­ерей­ском до­ме, где жил и тру­дил­ся свя­ти­тель Лу­ка с 1946 по 1961 год, на­хо­дит­ся ча­сов­ня. Ве­ру­ю­щие гре­ки в бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние от бо­лез­ней по мо­лит­вам свя­то­го по­жерт­во­ва­ли на из­го­тов­ле­ние ра­ки для мо­щей свя­ти­те­ля 300 ки­ло­грам­мов се­реб­ра.
По­двиг свя­ти­те­ля Лу­ки – по­двиг рев­ност­но­го сто­я­ния в пра­во­слав­ной ве­ре в смут­ную эпо­ху яв­ных и тай­ных пе­ре­рож­де­ний – ныне осо­бен­но ак­туа­лен. И мно­гие из нас се­го­дня с на­деж­дой и лю­бо­вью про­из­не­сут: «Свя­ти­те­лю от­че Лу­ко, мо­ли Бо­га о нас!».

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/
• Дух, душа и тело
Евангельское злато
О семье и воспитании детей
• Пасха Господня
• Принесем Тебе любовь нашу
• Проповеди
• Спешите идти за Христом
• Толкование на молитву святого Ефрема Сирина
• Наука и религия
• Указы
• Я полюбил страдание

☦️
Икона Богородицы «Воспитание».
На иконе, име­ну­е­мой «Вос­пи­та­ние», Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ле­вой ру­ке. Пра­вая ру­ка Хри­ста про­стер­та вверх к ли­ку Пре­чи­стой Де­вы. До 1917 го­да свя­той об­раз по­ме­щал­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди, но по­сле его раз­ру­ше­ния был уте­рян, сей­час там на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, про­сла­вив­ший­ся по всей Рос­сии сво­и­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. На­зва­ние ико­ны го­во­рит са­мо за се­бя. Пе­ред ней ро­ди­те­ли мо­лят­ся за сво­их де­тей, про­ся у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы взять их под Ее по­кров, по­слать им ра­зум и на­пол­нить серд­це пре­муд­ро­стью. Так­же до на­ших дней до­шла и крат­кая мо­лит­ва это­му об­ра­зу: «Вру­чаю ди­тя мое все­це­ло Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту и Тво­е­му, Пре­чи­стая, небес­но­му по­кро­ви­тель­ству».

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vospitanie


Жития
Писание