⏳ 2022.03.17 (чт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 2я Великого поста (глас 5й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
17 марта (4 марта)
• мч. Павла и мц. Иулиа́нии (ок. 273)
• прп. Герасима, иже на Иордане (475)
• прп. Иакова постника (VI)
• перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938)
• прп. Герасима Вологодского (1178)
• блгв. кн. Василия (Василько́) Ростовского (1238)
• прмч. Иоасафа Снетогорского, Псковского (1299)
• блгв. кн. Даниила Московского (1303)
• свт. Григория, епископа Констанции Кипрской (?)
• сщмч. Александра (Лихарева) (1938)


☦️
Мученик Па́вел и его сестра мученица Иулиа́ния.
Свя­тые му­че­ни­ки Па­вел и его сест­ра Иули­а­ния бы­ли каз­не­ны при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275) в фини­кий­ском го­ро­де Пто­ле­ма­и­де. Од­на­жды им­пе­ра­тор при­е­хал в Пто­ле­ма­и­ду. На­хо­див­ший­ся сре­ди встре­чав­ших Па­вел осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, и это бы­ло за­ме­че­но. Его тут же схва­ти­ли и бро­си­ли в тем­ни­цу. Ко­гда на сле­ду­ю­щий день его при­ве­ли на суд, он от­кры­то и сме­ло ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста, за что был под­верг­нут же­сто­ким му­кам. Иули­а­ния, ви­дя стра­да­ния бра­та, ста­ла при всех об­ви­нять им­пе­ра­то­ра в неспра­вед­ли­во­сти и же­сто­ко­сти, за что так­же бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Му­че­ни­ков би­ли, те­ла их рва­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми, жгли на рас­ка­лен­ных ре­шет­ках, но не мог­ли сло­мить див­но­го тер­пе­ния ис­по­вед­ни­ков Гос­под­них. Трое во­и­нов, ко­то­рые ис­тя­за­ли свя­тых, по­ра­жен­ные ве­ли­чи­ем ду­ха му­че­ни­ков, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Эти но­вые из­бран­ни­ки Бо­жии, Квад­рат, Ака­кий и Стра­то­ник, бы­ли немед­лен­но каз­не­ны. Му­чи­тель по­пы­тал­ся пре­льстить свя­тую Иули­а­нию обе­ща­ни­ем взять ее в же­ны, ес­ли она от­ка­жет­ся от Хри­ста, но свя­тая от­верг­ла пред­ло­же­ние обо­льсти­те­ля и оста­лась непре­клон­ной. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра му­че­ни­цу от­да­ли в блу­ди­ли­ще для осквер­не­ния, но Гос­подь со­хра­нил ее и там: все, пы­тав­ши­е­ся при­кос­нуть­ся к свя­той, ли­ша­лись зре­ния. То­гда раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал сно­ва жечь те­ла му­че­ни­ков. Тол­пив­ший­ся во­круг на­род, гля­дя на стра­да­ния невин­ных, на­чал гром­ко роп­тать, Авре­ли­ан при­ка­зал немед­лен­но обез­гла­вить му­че­ни­ков. С ра­дост­ны­ми ли­ца­ми брат и сест­ра шли на казнь и пе­ли: «Спасл бо еси нас Гос­по­ди от сту­жа­ю­щих нам и нена­ви­дя­щих нас по­сра­мил еси» (Пс.43:8).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/209

☦️
Преподобный Гера́сим Иорданский.
Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим был ро­дом из Ли­кии (Ма­лая Азия). С юно­сти он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. При­няв мо­на­ше­ство, пре­по­доб­ный уда­лил­ся вглубь Фива­ид­ской пу­сты­ни (Еги­пет). Око­ло 450 го­да пре­по­доб­ный при­шел в Па­ле­сти­ну и по­се­лил­ся у Иор­да­на, где ос­но­вал мо­на­стырь.
Од­но вре­мя свя­той был со­блаз­нен ере­сью Ев­ти­хия и Ди­о­ско­ра, при­зна­вав­ших в Иису­се Хри­сте толь­ко Бо­же­ствен­ное есте­ство. Од­на­ко пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий (па­мять 20 ян­ва­ря) по­мог ему вер­нуть­ся к пра­вой ве­ре.
В оби­те­ли свя­той уста­но­вил стро­гие пра­ви­ла. Пять дней в неде­лю инок про­во­дил в уеди­не­нии, за­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем и мо­лит­вой. В эти дни пу­стын­ни­ки не ели ва­ре­ной пи­щи и да­же не раз­во­ди­ли ог­ня, а пи­та­лись су­хим хле­бом, кор­ня­ми и во­дой. В суб­бо­ту и вос­кре­се­нье все со­би­ра­лись в мо­на­стырь к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и при­ча­ща­лись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По­сле по­лу­дня, взяв с со­бой за­пас хле­ба, ко­ре­ньев, во­ды и охап­ку вет­вей фини­ко­вой паль­мы для пле­те­ния кор­зин, пу­стын­ни­ки воз­вра­ща­лись в свои уеди­нен­ные кел­лии. Каж­дый имел толь­ко ветхую одеж­ду и ро­го­жу, на ко­то­рой спал. Ухо­дя из кел­лии, дверь не за­пи­ра­ли, чтобы вся­кий при­шед­ший мог вой­ти, от­дох­нуть или взять необ­хо­ди­мое.
Сам пре­по­доб­ный яв­лял вы­со­кий об­ра­зец по­движ­ни­че­ства. В Ве­ли­кий пост он не ел ни­че­го до са­мо­го свет­ло­го дня Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ко­гда при­ча­щал­ся Свя­тых Тайн. Ухо­дя на весь Ве­ли­кий пост в пу­сты­ню, пре­по­доб­ный брал с со­бой бла­жен­но­го Ки­ри­а­ка, сво­е­го лю­би­мо­го уче­ни­ка (па­мять 29 сен­тяб­ря), ко­то­ро­го на­пра­вил к нему пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Ве­ли­кий.
Во вре­мя кон­чи­ны свя­то­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му бы­ло от­кры­то, как ду­шу усоп­ше­го Ан­ге­лы воз­но­си­ли на небо. Взяв с со­бой Ки­ри­а­ка, пре­по­доб­ный немед­лен­но по­шел в оби­тель свя­то­го Ев­фи­мия и пре­дал зем­ле его те­ло.
Пре­по­доб­ный Ге­ра­сим скон­чал­ся мир­но, опла­кан­ный бра­ти­ей и уче­ни­ка­ми. До са­мой кон­чи­ны пре­по­доб­но­му Ге­ра­си­му по­мо­гал в тру­дах лев, ко­то­рый по смер­ти стар­ца умер на его мо­ги­ле и был за­рыт близ гро­ба свя­то­го. По­се­му льва изо­бра­жа­ют на ико­нах у ног пре­по­доб­но­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/208

☦️
Преподобный Иа́ков Кармильский (Палестинский), отшельник, постник.
Пре­по­доб­ный Иа­ков пост­ник под­ви­зал­ся неда­ле­ко от фини­кий­ско­го го­ро­да Пор­фи­ри­о­на. Пят­на­дцать лет он жил в пе­ще­ре, пре­да­ва­ясь ино­че­ским по­дви­гам, и по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния. Под его вли­я­ни­ем мно­гие мест­ные жи­те­ли об­ра­ти­лись в хри­сти­ан­скую ве­ру. Сла­ва о по­движ­ни­ке все ши­ри­лась. То­гда, чтобы не впасть в со­блазн, пре­по­доб­ный ушел в дру­гое ме­сто. Най­дя но­вую пе­ще­ру, он про­жил в ней трид­цать лет. Страш­ные се­ти уго­то­вал диа­вол по­движ­ни­ку. Иа­ков ис­це­лил от­ро­ко­ви­цу от бес­но­ва­ния, но впал с нею в грех. Устра­шив­шись это­го гре­ха, он при­шел в от­ча­я­ние от со­вер­шен­но­го, дол­го ски­тал­ся по пу­стыне, не на­хо­дя се­бе ни при­ста­ни­ща, ни по­коя, му­чи­мый угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти, и со­всем уже бы­ло ре­шил оста­вить ино­че­скую жизнь и уй­ти в мир. Но без­мер­ная ми­лость Бо­жия, ко­то­рую не мо­гут пре­одо­леть гре­хи все­го ми­ра и ко­то­рая хо­чет всем че­ло­ве­кам спа­се­ния, не до­пу­сти­ла по­ги­бе­ли и этой ду­ши, столь­ко лет ис­крен­но ра­бо­тав­шей сво­е­му Вла­ды­ке. Гос­подь раз­ру­шил диа­воль­ское на­ме­ре­ние по­гу­бить по­движ­ни­ка и воз­вра­тил его через по­ка­я­ние на путь спа­се­ния. Блуж­дая в пу­стыне, Иа­ков уви­дел мо­на­стырь и, вой­дя в него, ис­по­ве­дал пе­ред игу­ме­ном и бра­ти­ей свой грех. Игу­мен убеж­дал его остать­ся с ни­ми, бо­ясь, чтобы он окон­ча­тель­но не впал в от­ча­я­ние. Но Иа­ков ушел и опять дол­гое вре­мя стран­ство­вал по пу­стыне. На­ко­нец Все­бла­гой Про­мысл Бо­жий по­ста­вил на его пу­ти пу­стын­ни­ка, ис­пол­нен­но­го бла­го­да­ти и муд­ро­сти. При­няв от него по­ка­я­ние, пу­стын­ник пред­ло­жил Иа­ко­ву остать­ся у него. Од­на­ко Иа­ков не остал­ся у стар­ца, а, укреп­лен­ный и об­на­де­жен­ный бе­се­да­ми с ним, за­тво­рил­ся в пе­ще­ре и де­сять лет при­но­сил Бо­гу по­ка­я­ние, пла­ча и ры­дая, про­ся про­ще­ния за со­де­ян­ный грех. Гос­подь внял мо­лит­вам рас­ка­яв­ше­го­ся ино­ка и воз­вра­тил ему Свою ми­лость: Иа­ков сно­ва об­рел дар чу­до­тво­ре­ния. До са­мой смер­ти он оста­вал­ся в сво­ей пе­ще­ре, где и был по­хо­ро­нен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/210

☦️
Благоверный князь Вячесла́в Чешский.
Бла­го­вер­ный Вя­че­слав (он же Вин­че­слав или Вац­лав), князь Чеш­ский (день памяти 11 октября), был вну­ком свя­той кня­ги­ни Люд­ми­лы, ко­то­рая вос­пи­та­ла его в хри­сти­ан­ской ве­ре. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние от пре­сви­те­ра Пав­ла, уче­ни­ка свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, свя­той Вя­че­слав вла­дел сла­вян­ским, ла­тин­ским и гре­че­ским язы­ка­ми и был все­сто­ронне об­ра­зо­ван. Отец его, князь Ро­сти­слав (Вра­ти­слав) по­гиб в 920 го­ду в бою с угра­ми (вен­гра­ми), и 18-лет­ний Вя­че­слав всту­пил на кня­же­ский пре­стол.
Он управ­лял муд­ро и спра­вед­ли­во, за­бо­тясь о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии сво­е­го на­ро­да. Вы­ку­пая де­тей языч­ни­ков, про­дан­ных в раб­ство, он от­да­вал их на вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ском ду­хе. Князь Вя­че­слав был ми­ро­лю­бив, по­чи­тал ду­хо­вен­ство, укра­шал хра­мы. Он мно­го по­тру­дил­ся для укреп­ле­ния хри­сти­ан­ства в Че­хии. Он пе­ре­нес мо­щи му­че­ни­ка Ви­та в сто­ли­цу Че­хии, Пра­гу, по­стро­ил для них ве­ли­ко­леп­ный храм во имя свя­то­го Ви­та.
Немец­кое ду­хо­вен­ство, пре­сле­до­вав­шее рань­ше свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, про­ти­во­дей­ство­ва­ло и свя­то­му Вя­че­сла­ву и вос­ста­нав­ли­ва­ло про­тив него за­вист­ли­вых вель­мож. Эти вель­мо­жи ста­ли ин­три­го­вать про­тив Вя­че­сла­ва и уго­во­ри­ли его млад­ше­го бра­та Бо­ле­сла­ва за­нять пре­стол. Чтобы из­ба­вить­ся от Вя­че­сла­ва, Бо­ле­слав при­гла­сил его на освя­ще­ние хра­ма. Вя­че­слав от­ка­зал­ся ве­рить слу­гам, ко­то­рые пре­ду­пре­жда­ли его о за­го­во­ре. Он по­шел в храм к утрене, и на по­ро­ге хра­ма был убит сво­им бра­том и его дру­зья­ми. Это про­изо­шло в 935 го­ду. Из­руб­лен­ное те­ло свя­то­го Вя­че­сла­ва несколь­ко дней ле­жа­ло без по­гре­бе­ния, от­че­го на­род него­до­вал и вол­но­вал­ся. Мать, узнав об уби­е­нии Вя­че­сла­ва, по­хо­ро­ни­ла его те­ло в церк­ви при кня­же­ском дво­ре. Кровь, про­ли­тую в цер­ков­ных две­рях, дол­го не мог­ли от­мыть. Бо­ле­слав, став пра­ви­те­лем, за­нял­ся ис­ко­ре­не­ни­ем пра­во­сла­вия в Че­хии и на­саж­де­ни­ем ка­то­ли­че­ства. Он на­ста­и­вал на слу­же­нии ли­тур­гии толь­ко на ла­тин­ском язы­ке. Под дав­ле­ни­ем на­ро­да, по­чи­тав­ше­го Вя­че­сла­ва как му­че­ни­ка, бра­то­убий­ца, по-ви­ди­мо­му, рас­ка­ял­ся и пе­ре­нес его мо­щи в Пра­гу, по­хо­ро­нил их в церк­ви свя­то­го Ви­та. Стра­сто­тер­пец Вя­че­слав вме­сте с кня­ги­ней Люд­ми­лой по­чи­та­ют­ся по­кро­ви­те­ля­ми Че­хии.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/836

☦️
Преподобный Гера́сим Вологодский, иеромонах.
Преподобный Гера́сим Вологодский мо­на­ше­ское по­стри­же­ние при­нял в Ки­ев­ской Гни­лец­кой Успен­ской оби­те­ли, где про­во­дил дни свои в непре­стан­ных тру­дах и глу­бо­кой сер­деч­ной мо­лит­ве. Из по­слу­ша­ния бра­тии он при­нял сан иеро­мо­на­ха.
По до­сти­же­нии ду­хов­ной зре­ло­сти пре­по­доб­ный Ге­ра­сим от­пра­вил­ся на се­вер Ру­си и при­шел на ре­ку Во­лог­ду. Здесь он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну и в ти­шине уеди­не­ния пре­дал­ся бо­го­мыс­лию, непре­стан­ной мо­лит­ве и псал­мо­пе­нию. По­сте­пен­но сбли­жа­ясь с мест­ны­ми жи­те­ля­ми, пре­по­доб­ный по­же­лал для их ду­шев­но­го спа­се­ния по­стро­ить храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы и ос­но­вать при нем оби­тель. Бла­го­да­ря тер­пе­нию и неустан­ным тру­дам свя­то­го со­зда­ет­ся пер­вый и древ­ней­ший в се­вер­ных пре­де­лах Ру­си Тро­иц­кий Кай­са­ров­ский мо­на­стырь.
Во вре­мя сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Ге­ра­сим про­све­щал све­том еван­гель­ско­го уче­ния Во­ло­год­ский край: од­них об­ра­щал из язы­че­ства в пра­во­сла­вие, дру­гих укреп­лял в ве­ре и под­дер­жи­вал в со­блю­де­нии за­по­ве­дей Хри­сто­вых. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный 4 мар­та 1178 г., и по­сле смер­ти мо­щи его ста­ли ис­точ­ни­ком бла­го­дат­ных да­ров и ис­це­ле­ний. При­чем свя­той сам яв­лял­ся боль­ным, со­вер­шен­но его не знав­шим, и при­ка­зы­вал им ид­ти к сво­е­му гро­бу, обе­щая при этом ис­це­ле­ние от раз­ных неду­гов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-vologodskij

☦️
Благоверный князь Васи́лий (Василько́) Ростовский.
Благоверный князь Васи́лий (Василько́) Ростовский при­над­ле­жал к слав­но­му в рус­ской ис­то­рии ро­ду суз­даль­ских Мо­но­ма­ши­чей. Его пра­дед – Юрий Дол­го­ру­кий, дед – ве­ли­кий князь Все­во­лод III Боль­шое Гнез­до († 1212 г.), брат свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4/17 июля), на­след­ник и про­дол­жа­тель его де­ла. По­сле смер­ти от­ца Ва­силь­ку не бы­ло еще и де­ся­ти лет, и на­став­ни­ком мо­ло­до­го Ро­стов­ско­го кня­зя был дя­дя – ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, свя­той Юрий (па­мять 4/17 фев­ра­ля).
В 1223 г. впер­вые в юж­ных сте­пях по­яви­лись та­та­ры, «на­род неве­до­мый», вы­шед­ший из глу­би­ны Азии. Ска­за­лось и ве­ко­вое раз­де­ле­ние удель­ных вла­сти­те­лей, неспо­соб­ных к друж­ным сов­мест­ным дей­стви­ям в мас­шта­бах боль­шой вой­ны. Над Русью сгу­ща­лись ту­чи, и в 1237 г. та­тар­ский смерч об­ру­шил­ся на Русь. В де­каб­ре под уда­ра­ми Ба­тыя па­ла Ря­зань. Вра­ги устре­ми­лись к Москве, взя­ли и со­жгли ее. 3 фев­ра­ля 1238 г. та­тар­ская ар­мия по­до­шла к Вла­ди­ми­ру, – го­род пал, со­бор был со­жжен.
Свя­той Юрий и его вер­ный спо­движ­ник свя­той Ва­силь­ко бы­ли пре­ис­пол­не­ны ре­ши­мо­сти бить­ся «за пра­во­слав­ную ве­ру хри­сти­ан­скую» с «без­бож­ны­ми по­га­ны­ми та­та­ра­ми». 4 мар­та 1238 г. про­изо­шла ре­ша­ю­щая бит­ва на ре­ке Си­ти. Та­та­рам уда­лось неожи­дан­ным ма­нев­ром окру­жить рус­скую ар­мию. На­ча­лась се­ча. Ма­ло кто из рус­ских во­и­нов ушел жи­вым из это­го страш­но­го боя, но до­ро­гой це­ной за­пла­ти­ли и вра­ги за по­бе­ду. Свя­той Юрий был из­руб­лен в от­ча­ян­ной схват­ке, Ва­силь­ка, из­ра­нен­но­го, при­вез­ли в став­ку Ба­тыя. Несмот­ря на льсти­вые обе­ща­ния сла­вы и угро­зы ужа­са­ми му­че­ний, бла­го­вер­ный князь от­ка­зал­ся по­сту­пить на служ­бу к Ба­тыю и при­нять его ве­ру. Та­та­ры «мно­го му­чив­ше его, смер­ти пре­да­ша, по­вер­го­ша его в ле­су Шерн­ском». Так, с мо­лит­вой за пра­во­слав­ную Цер­ковь и свя­тую Русь стра­да­лец пре­дал дух свой Бо­гу.
Цер­ковь чтит свя­тых Ва­силь­ка и Юрия как стра­сто­терп­цев-по­движ­ни­ков, ге­ро­и­че­ских за­щит­ни­ков Рус­ской зем­ли. Их свя­той при­мер вдох­нов­лял рус­ских во­и­нов в борь­бе с нена­вист­ны­ми за­хват­чи­ка­ми. Наи­бо­лее по­дроб­ный рас­сказ о жиз­ни и по­дви­гах свя­тых кня­зей Ва­силь­ка и Юрия со­хра­ни­ла Лав­рен­тьев­ская ле­то­пись, пи­сан­ная ино­ком Лав­рен­ти­ем по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия, ар­хи­епи­ско­па Суз­даль­ско­го, в 1377 го­ду – за три го­да до Ку­ли­ков­ской бит­вы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-vasilko-rostovskij

☦️
Преподобномученик Иоаса́ф Снетогорский, Псковский.
Свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий Ми­рож­ский и Иоасаф Снет­но­гор­ский по­стра­да­ли от нем­цев в двух древ­ней­ших мо­на­сты­рях Пско­ва в XIII сто­ле­тии. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий управ­лял Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской Ми­рож­ской оби­те­лью, ос­но­ван­ной око­ло 1156 го­да свя­ти­те­лем Ни­фон­том, епи­ско­пом Нов­го­род­ским (па­мять 8 ап­ре­ля), и пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем Ми­рож­ским (па­мять 24 сен­тяб­ря). Пре­по­доб­ный Иоасаф был игу­ме­ном (а по неко­то­рым псков­ским си­но­ди­кам – и ос­но­ва­те­лем) оби­те­ли в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Снят­ной го­ре. Мно­го тру­дов и за­бот бы­ло по­ло­же­но по­движ­ни­ка­ми для внеш­не­го и внут­рен­не­го бла­го­устрой­ства оби­те­лей. По стро­го­му об­ще­жи­тель­но­му уста­ву, ко­то­рый ввел в сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Иоасаф, жизнь ино­ков бы­ла на­пол­не­на мо­лит­вой, воз­дер­жа­ни­ем и тру­дом. (По­чти через 90 лет по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го его пра­ви­ла вос­про­из­вел в но­вом уста­ве Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский Ди­о­ни­сий). В Снет­но­гор­ском мо­на­сты­ре по­ло­жи­ли на­ча­ло сво­им по­дви­гам пре­по­доб­ный Ев­фро­син Псков­ский (па­мять 15 мая) и пре­по­доб­ный Сав­ва Кры­пец­кий (па­мять 28 ав­гу­ста).
Оби­те­ли пре­по­доб­ных игу­ме­нов на­хо­ди­лись вне го­род­ских стен и не име­ли за­щи­ты. 4 мар­та 1299 го­да на Псков на­па­ли нем­цы и за­жгли Ми­рож­ский и Снет­но­гор­ский мо­на­сты­ри. Во вре­мя по­жа­ра в хра­мах вме­сте с дру­ги­ми ино­ка­ми при­ня­ли стра­даль­че­скую кон­чи­ну и пре­по­доб­ные Ва­си­лий и Иоасаф. Мно­го по­стра­да­ло то­гда в го­ро­де и ино­ков дру­гих мо­на­сты­рей, а так­же жен­щин и де­тей, но «мо­лит­ва­ми свя­тых пре­по­доб­но­му­че­ни­ков, – за­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – муж­чин Гос­подь со­хра­нил». Под во­ди­тель­ством Псков­ско­го кня­зя, свя­то­го бла­го­вер­но­го До­в­мон­та-Ти­мо­фея (па­мять 20 мая), они вы­шли на вра­га и на бе­ре­гу Пско­вы, воз­ле хра­ма свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, раз­би­ли за­хват­чи­ков.
Пре­по­доб­ные Ва­си­лий и Иоасаф вме­сте со сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми бы­ли по­гре­бе­ны в хра­мах сво­их оби­те­лей под спу­дом. Чест­ная гла­ва и часть мо­щей пре­по­доб­но­го Иоаса­фа хра­ни­лись от­кры­то в осо­бом ков­че­ге в хра­ме Снет­но­гор­ско­го мо­на­сты­ря. Свя­той князь До­в­монт «от сво­е­го пра­вед­на­го име­ния» со­здал в Снет­но­гор­ской оби­те­ли ка­мен­ный храм вме­сто со­жжен­но­го и мно­го спо­соб­ство­вал вос­ста­нов­ле­нию ино­че­ской жиз­ни в ра­зо­рен­ных оби­те­лях.
Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­ных Ва­си­лия и Иоаса­фа по­сле­до­ва­ло их цер­ков­ное про­слав­ле­ние во Пско­ве. В пер­га­мент­ном псков­ском Про­ло­ге XIV–XV вв. их па­мять по­ме­ще­на под 5 мар­та. В псков­ской ле­то­пи­си и ста­рин­ных псков­ских си­но­ди­ках день бла­жен­ной кон­чи­ны свя­тых пре­по­доб­но­му­че­ни­ков ука­зан 4 мар­та. В этот день со­вер­ша­ет­ся их па­мять и ныне. В чис­ле по­стра­дав­ших вме­сте с ни­ми в ле­то­пи­си на­зван пре­сви­тер Иосиф, а в Про­ло­ге – пре­сви­тер Кон­стан­тин.

☦️
Благоверный князь Дании́л Московский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) и пра­вед­ной Вас­сы. Двух лет от ро­ду он ли­шил­ся от­ца. Вре­мя пре­став­ле­ния его ма­те­ри в ле­то­пи­сях не ука­за­но, из­вест­но толь­ко, что по­гре­бе­на она в церк­ви в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва во Вла­ди­мир­ском Успен­ском мо­на­сты­ре (Кня­ги­нин мо­на­стырь) и у окрест­ных жи­те­лей по­чи­та­лась пра­вед­ной.
В 1272 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил по­лу­чил до­став­ший­ся ему по раз­де­лу го­род Моск­ву с при­ле­га­ю­щи­ми зем­ля­ми. Бла­го­вер­ный князь по­стро­ил на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки храм (и при нем мо­на­стырь) в честь сво­е­го те­зо­име­ни­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Мос­ков­ское кня­же­ство бы­ло в те вре­ме­на ма­лень­ким и неза­вид­ным. Воз­му­жав­ший бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил укре­пил и уве­ли­чил его, но не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Неспо­кой­но бы­ло на Ру­си. Меж­до­усо­би­цы меж­ду удель­ны­ми кня­зья­ми бы­ли по­сто­ян­ны­ми. И ча­сто, бла­го­да­ря бла­го­вер­но­му кня­зю Да­ни­и­лу, его неустан­но­му стрем­ле­нию к еди­не­нию и ми­ру на Рус­ской зем­ле, уда­ва­лось предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Ко­гда в 1293 го­ду его брат, ве­ли­кий князь Ан­дрей Алек­сан­дро­вич, вме­сте с при­зван­ны­ми из Ор­ды та­та­ра­ми во гла­ве с Дю­де­нем («Дю­де­не­ва рать») опу­сто­шил рус­ские го­ро­да: Му­ром, Суз­даль, Ко­лом­ну, Дмит­ров, Мо­жайск, Тверь, бла­го­вер­ный князь ре­шил­ся впу­стить их в Моск­ву, чтобы спа­сти на­род от ги­бе­ли. Сил для от­по­ра не бы­ло. Вме­сте со сво­им на­ро­дом князь пе­ре­жи­вал тя­го­ты ра­зо­ре­ния и раз­боя. От­ста­и­вая свои пра­ва, свя­той Да­ни­ил был вы­нуж­ден в 1295 го­ду вы­сту­пить про­тив сво­е­го бра­та близ ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Юрье­во Тол­чи­ще, но и здесь стрем­ле­ние к ми­ру по­бе­ди­ло в нем, и кро­во­про­ли­тия уда­лось из­бе­жать.
В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная – как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков – та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­я­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да. Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был хо­ро­шо за­щи­щен со всех сто­рон. Свя­той князь остал­ся ве­рен Москве и не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­я­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.
Как див­но на про­тя­же­нии ве­ков яс­но про­яв­лял­ся Про­мысл Бо­жий о Рус­ской Зем­ле, о ее судь­бе!
С бла­го­да­ре­ни­ем пом­ня о неот­ступ­ном Бла­гом Пу­те­во­ди­те­ле как в сво­ей лич­ной жиз­ни, так и в жиз­ни Рус­ско­го го­су­дар­ства, отец свя­то­го Да­ни­и­ла – свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский вы­ра­зил то в сло­вах – «Бог не в си­ле, а в прав­де».
В 1303 го­ду свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить се­бя в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть по­гре­бен­ным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та.
Не про­шло и 30 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла, как ос­но­ван­ная им Да­ни­лов­ская оби­тель бы­ла в 1330 го­ду пе­ре­ве­де­на в Кремль, цер­ковь пре­вра­ще­на в при­ход­скую, а клад­би­ще ста­ло мир­ским. Во вре­ме­на ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505) пре­по­доб­ный Да­ни­ил на­пом­нил о се­бе за­быв­чи­вым по­том­кам. Юно­ше из окру­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя явил­ся некто неиз­вест­ный и ска­зал: «Не бой­ся ме­ня – я хри­сти­а­нин и гос­по­дин се­го ме­ста, имя мое Да­ни­ил, князь Мос­ков­ский, по во­ле Бо­жи­ей я по­ло­жен здесь. Ска­жи от ме­ня ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну: сам ты уте­ша­ешь се­бя, а ме­ня за­был, но не за­был ме­ня Бог». С то­го вре­ме­ни ве­ли­кий князь уста­но­вил петь со­бор­ные па­ни­хи­ды по род­ствен­ни­кам – кня­зьям. Во вре­ме­на ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при гро­бе пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла ис­це­лил­ся уми­ра­ю­щий сын ко­ло­мен­ско­го куп­ца. Царь, по­ра­жен­ный чу­дом, воз­об­но­вил древ­ний Да­ни­лов мо­на­стырь и уста­но­вил еже­год­но со­вер­шать мит­ро­по­ли­ту со свя­щен­ным со­бо­ром крест­ный ход к ме­сту по­гре­бе­ния бла­го­вер­но­го кня­зя и слу­жить там па­ни­хи­ды.
В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.
Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

☦️
Святитель Григо́рий Кипрский, епископ.
Свя­той Гри­го­рий, епи­скоп го­ро­да Кон­стан­ции, что на ост­ро­ве Ки­п­ре, скон­чал­ся в ми­ре, год кон­чи­ны неиз­ве­стен.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Лихарев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 22 ян­ва­ря 1876 го­да в се­ле Синь­ко­во Со­фьин­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Ли­ха­ре­ва.
В 1896 го­ду Алек­сандр окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Ис­лав­ском Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. 5 мая 1899 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Тих­вин­ской на Бе­реж­ках церк­ви в Москве, а 26 июня 1920 го­да — к той же церк­ви свя­щен­ни­ком. 24 ав­гу­ста 1928 го­да отец Алек­сандр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем этой церк­ви. 22 июля 1930 го­да он был пе­ре­ве­ден в Бо­го­яв­лен­ский со­бор в До­ро­го­мило­ве, и 25 мар­та 1932 го­да воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. 23 но­яб­ря то­го же го­да отец Алек­сандр был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Бо­го­ро­ди­це-Вла­ди­ми­ров­скую цер­ковь в го­род Мы­ти­щи, а 22 ок­тяб­ря 1935 го­да пе­ре­ве­ден в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в по­сел­ке Под­сол­неч­ное Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на.
27 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и до­про­шен.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, — за­явил сле­до­ва­тель.
— В контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я се­бя ви­нов­ным не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
Сле­до­ва­тель до­про­сил сви­де­те­лей; один из них, свя­щен­ник, по­ка­зал, что отец Алек­сандр го­во­рил ему, что со­вет­ская власть вы­пу­сти­ла ста­лин­скую кон­сти­ту­цию и, ка­за­лось бы, долж­на быть пол­ная сво­бо­да, но по­лу­ча­ет­ся на­обо­рот, и в осо­бен­но­сти это ка­са­ет­ся ре­ли­гии. Свя­щен­ни­ков го­ня­ют из рай­о­на в рай­он, ни­где их не про­пи­сы­ва­ют, од­но­го ба­тюш­ку по­сла­ли в пят­на­дца­тое ме­сто, — и по­лу­ча­ет­ся боль­ше­вист­ское пу­сто­сло­вие, а не кон­сти­ту­ция.
3 де­каб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­вер­ше­но, и 5 де­каб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.
11 де­каб­ря всем под­след­ствен­ным, мно­гие из ко­то­рых ожи­да­ли по­сле столь крат­ко­го след­ствия осво­бож­де­ния или по край­ней ме­ре ссыл­ки, бы­ло объ­яв­ле­но, что они при­го­во­ре­ны к де­ся­ти го­дам ка­торж­но­го тру­да; по­сле это­го их по­гру­зи­ли в ва­го­ны и от­пра­ви­ли в Крас­но­яр­ский край. 9 ян­ва­ря 1938 го­да они при­бы­ли на стан­цию Сус­ло­во Крас­но­яр­ско­го края, и часть свя­щен­ни­ков, в том чис­ле и отец Алек­сандр Ли­ха­рев, бы­ли на­прав­ле­ны на ра­бо­ту на сви­но­фер­му Бам­ла­га НКВД.
Еще до­ро­гой отец Алек­сандр за­бо­лел — по­на­ча­лу бо­лезнь ка­за­лась про­стой про­сту­дой, но впо­след­ствии, ко­гда этап при­был на ко­неч­ный пункт, свя­щен­ник ока­зал­ся в усло­ви­ях жиз­ни на­столь­ко су­ро­вых, что осла­бев­ший во вре­мя эта­па ор­га­низм уже не смог спра­вить­ся с бо­лез­нью. Всех за­клю­чен­ных по­ме­сти­ли во вре­мен­ных зем­лян­ках. Сто­я­ли си­бир­ские мо­ро­зы, бы­ло хо­лод­но, а дров недо­ста­ва­ло да­же на то, чтобы вски­пя­тить во­ду. Вско­ре в ла­ге­ре на­ча­лась эпи­де­мия ди­зен­те­рии. В боль­ни­це не хва­та­ло мест, и мно­гие боль­ные уми­ра­ли в зем­лян­ках.
Отец Алек­сандр так­же за­бо­лел ди­зен­те­ри­ей, и жив­шие с ним в од­ной зем­лян­ке за­клю­чен­ные свя­щен­ни­ки ста­ли хло­по­тать о по­ме­ще­нии его в боль­ни­цу. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Ли­ха­рев скон­чал­ся в ла­гер­ной боль­ни­це 17 мар­та 1938 го­да. На­хо­див­ший­ся вме­сте с ним за­клю­чен­ный свя­щен­ник на­пи­сал его де­тям: «По­хо­ро­нен он… в брат­ской мо­ги­ле, близ мель­ни­цы… ушел ро­ди­тель ваш в дру­гой мир, но ни­ко­го не оскор­бил он ни на служ­бе ра­нее, ни в за­клю­че­нии…»


Жития
Писание