⏳ 2022.03.13 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 1я Великого поста, Торжество Православия (глас 5й)
• воскресенье
• икон Божией Матери: Девпетерувская (1392), Кипрская (Стромынская) (переходящ. в 1ю неделю Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
13 марта (или 12 марта в високос) (28 февраля)
• сщмч. Нестора Магиддийского (250)
• прпп. Марины и Киры (ок. 450)
• сщмч. Проте́рия Александрийского (457)
• прп. Василия Декаполита (750)
• блж. Николая Саллоса, Псковского (1576)
• сщмч. Арсения (Мацеевича) Ростовского (1772) 📚
+
13 марта в високос (29 февраля)
• прп. Кассиа́на (Иоанна Кассиа́на) Римлянина (435) 📚
• прп. Иоанна (Варсонофия) Дамасского (V)
• исп. Феоктири́ста (Феостири́кта) Медикийского (VIII) 📚


☦️
Торжество Православия.
«Торжество́ правосла́вия» (греч. ὁ θρίαμβος τῆς Ὀρθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста. Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.

https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/nedelja-vtoraja-torzhestvo-pravoslavija/
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlenov/torzhestvo-pravoslavija/#0_3

☦️
Священномученик Не́стор Пергийский, Магиддийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Нестор, епи­скоп Ма­гид­дий­ский, в го­не­ние на хри­сти­ан от рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251), в 250 го­ду, был взят в сво­ем до­ме во вре­мя мо­лит­вы. О пред­сто­я­щем ему стра­да­нии он был из­ве­щен осо­бым от­кро­ве­ни­ем – ви­де­ни­ем агн­ца, уго­то­ван­но­го к за­кла­нию. Пра­ви­тель го­ро­да Ма­гид­ди­са от­пра­вил его на суд в Пер­гию. На пу­ти ту­да свя­той Нестор укре­пил­ся ду­хом – он слы­шал Глас с неба, по­сле че­го про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. В Пер­гии по­сле страш­ных ис­тя­за­ний свя­щен­но­му­че­ник был рас­пят на кре­сте.

☦️
Преподобные Мари́на и Ки́ра Берийские (Македонские).
Пре­по­доб­ные Ма­ри­на и Ки­ра, род­ные сест­ры, жи­ли в IV ве­ке в го­ро­де Бе­рии (Ма­лая Азия). Ро­ди­те­ли их бы­ли знат­ны­ми и бо­га­ты­ми, но сест­ры, до­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, оста­ви­ли дом и уда­ли­лись из го­ро­да. От­го­ро­див неболь­шой уго­лок зем­ли, свя­тые де­вы за­ва­ли­ли вход в свое убе­жи­ще кам­ня­ми и гли­ной, оста­вив лишь неболь­шое от­вер­стие, через ко­то­рое им по­да­ва­ли пи­щу, и жи­ли там под от­кры­тым небом. На те­ле они но­си­ли тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли го­лод: в те­че­ние трех лет они при­ни­ма­ли пи­щу один раз в 40 дней. К ним при­шли их преж­ние слу­жан­ки, же­лая при­со­еди­нить­ся к их по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Свя­тые по­ме­сти­ли их в от­дель­ном до­ми­ке неда­ле­ко от огра­ды и ру­ко­во­ди­ли ими, воз­буж­дая к по­дви­гам мо­лит­вы и по­ста. Так под­ви­за­лись они в те­че­ние 40 лет. Свое уеди­не­ние они на­ру­ши­ли лишь для то­го, чтобы со­вер­шить пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния Гро­бу Гос­под­ню. Во вре­мя стран­ствия они не при­ни­ма­ли ни­ка­кой пи­щи, по­ка не по­кло­ни­лись свя­тым ме­стам, воз­вра­ща­ясь об­рат­но, так­же ни­че­го не вку­ша­ли. Та­кой же по­двиг они со­вер­ши­ли еще раз, ко­гда пу­те­ше­ство­ва­ли ко гро­бу пер­во­му­че­ни­цы рав­ноап­о­столь­ной Фек­лы в Ис­аврию. Скон­ча­лись пре­по­доб­ные Ма­ри­на и Ки­ра око­ло 450 го­да.

☦️
Священномученик Проте́рий Александрийский, патриарх.
Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства Ди­о­ско­ра (444–451), ко­то­рый был по­сле­до­ва­те­лем мо­но­фи­зит­ско­го лже­уче­ния Ев­ти­хия, в Алек­сан­дрии жил пре­сви­тер Про­те­рий, ко­то­рый бес­страш­но об­ли­чал ере­ти­ков и ис­по­ве­до­вал пра­во­слав­ную ве­ру. В 451 го­ду на Хал­ки­дон­ском Все­лен­ском Со­бо­ре ересь Ев­ти­хия бы­ла осуж­де­на и со­став­ле­но опре­де­ле­ние, по ко­то­ро­му Хри­стос ис­по­ве­ду­ет­ся, как Со­вер­шен­ный Бог и Со­вер­шен­ный Че­ло­век, пре­бы­ва­ю­щий в двух при­ро­дах нес­ли­ян­но и нераз­дель­но. Ере­тик Ди­о­скор был низ­ло­жен и из­гнан, а на Алек­сан­дрий­ский пат­ри­ар­ший пре­стол был воз­ве­ден Про­те­рий, от­ли­чав­ший­ся стро­гой и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью.
Од­на­ко, в Алек­сан­дрии оста­ва­лось мно­го при­вер­жен­цев Ди­о­ско­ра, ко­то­рые вос­ста­ли про­тив из­бра­ния Про­те­рия, про­из­ве­ли мя­теж и со­жгли во­и­нов, при­слан­ных для их усми­ре­ния. Бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457) ли­шил алек­сан­дрий­цев всех льгот, ко­то­ры­ми они поль­зо­ва­лись, и по­слал но­вый уси­лен­ный от­ряд во­и­нов. То­гда жи­те­ли го­ро­да сми­ри­лись и про­си­ли пат­ри­ар­ха Про­те­рия хо­да­тай­ство­вать пе­ред им­пе­ра­то­ром о воз­вра­ще­нии им преж­них при­ви­ле­гий. Незло­би­вый свя­ти­тель со­гла­сил­ся и лег­ко до­стиг про­си­мо­го.
По­сле смер­ти Мар­ки­а­на ере­ти­ки опять под­ня­ли го­ло­вы. Пре­сви­тер Ти­мо­фей, до­мо­гав­ший­ся пат­ри­ар­ше­го са­на, вос­поль­зо­вав­шись от­сут­стви­ем пра­ви­те­ля го­ро­да, вы­сту­пил во гла­ве мя­теж­ни­ков. Свя­ти­тель Про­те­рий ре­шил оста­вить Алек­сан­дрию, но в ту же ночь он уви­дел во сне свя­то­го про­ро­ка Ис­а­ию, ко­то­рый ска­зал ему: «Воз­вра­тись в го­род, там я бу­ду ждать те­бя». Свя­той по­нял, что это – пре­ду­пре­жде­ние о му­че­ни­че­ской кон­чине, воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию и укрыл­ся в кре­стильне.
Мя­теж­ные ере­ти­ки во­рва­лись в это убе­жи­ще и уби­ли пат­ри­ар­ха и еще шесть че­ло­век, быв­ших с ним. Их не оста­но­ви­ло да­же то, что про­ис­хо­ди­ло это в са­мый ка­нун Пас­хи – в Ве­ли­кую Суб­бо­ту. В яро­сти сво­ей они до­шли до то­го, что, при­вя­зав ве­рев­ку к те­лу уби­то­го свя­ти­те­ля, вы­та­щи­ли его на ули­цу, би­ли, тер­за­ли и, на­ко­нец, со­жгли, а прах раз­ве­я­ли по вет­ру († 457).
Пра­во­слав­ные из­ве­сти­ли об этом свя­то­го им­пе­ра­то­ра Льва (457–474) и свя­ти­те­ля Ана­то­лия, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха (449–458). В Алек­сан­дрию при­бы­ло вой­ско, мя­теж был по­дав­лен, Ти­мо­фей пре­дан су­ду и со­слан.
По кон­чине свя­щен­но­му­че­ни­ка совре­мен­ные ему че­ты­ре епи­ско­па фра­кий­ские пи­са­ли: «Свя­тей­ше­го Про­те­рия по­ла­га­ем в чине и ли­ке свя­тых и про­сим Бо­га быть ми­ло­серд­ным и ми­ло­сти­вым к нам его мо­лит­ва­ми».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/193

☦️
Преподобный Васи́лий Декаполит.
Пре­по­доб­ный Ва­си­лий ис­по­вед­ник был ино­ком и по­стра­дал в цар­ство­ва­ние ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (717–741). Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на по­чи­та­те­лей свя­тых икон, свя­той Ва­си­лий вме­сте со сво­им спо­движ­ни­ком пре­по­доб­ным Про­ко­пи­ем (па­мять 27 фев­ра­ля) был пре­дан мно­гим ис­тя­за­ни­ям и за­клю­чен в тем­ни­цу, где оба му­че­ни­ка то­ми­лись дол­гое вре­мя, до са­мой смер­ти нече­сти­во­го им­пе­ра­то­ра. Ко­гда свя­тых ис­по­вед­ни­ков Ва­си­лия и Про­ко­пия осво­бо­ди­ли вме­сте с дру­ги­ми по­чи­та­те­ля­ми свя­тых икон, они про­дол­жи­ли свой ино­че­ский по­двиг, на­став­ляя мно­гих в пра­во­слав­ной ве­ре и доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. В 750 го­ду пре­по­доб­ный Ва­си­лий мир­но скон­чал­ся.

☦️
Блаженный Никола́й Псковский, Салос, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Ни­ко­лай Псков­ский бо­лее трех де­ся­ти­ле­тий нес по­двиг юрод­ства. Еще за­дол­го до смер­ти он стя­жал бла­го­дат­ные да­ры Свя­то­го Ду­ха и был удо­сто­ен да­ра чу­до­тво­ре­ния и про­ро­че­ства. Совре­мен­ни­ки-пско­ви­чи зва­ли его Ми­ку­ла (Ми­ко­ла, Ни­ко­ла) Сал­лос, что в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «бла­жен­ный, юро­ди­вый», и еще при жиз­ни по­чи­та­ли как свя­то­го, на­зы­вая так­же Ми­ку­ла Свят.
В фев­ра­ле 1570 го­да, по­сле опу­сто­ши­тель­но­го по­хо­да с оприч­ным вой­ском на Нов­го­род, царь Иоанн Гроз­ный дви­нул­ся на Псков, по­до­зре­вая из­ме­ну и го­то­вя ему участь Нов­го­ро­да. Как сви­де­тель­ству­ет Псков­ская ле­то­пись, «при­и­де царь… с ве­ли­кою яро­стию, яко лев ры­кая, хо­тяй рас­тер­за­ти непо­вин­ныя лю­ди и кровь мно­гую про­ли­ти».
Весь го­род мо­лил­ся об от­вра­ще­нии цар­ско­го гне­ва. Услы­шав ко­ло­коль­ный звон к утре­ни по все­му Пско­ву, царь, как гла­сит над­пись на чу­до­твор­ной Лю­бя­тов­ской (в Лю­бя­то­ве сто­я­ло цар­ское вой­ско) иконе Уми­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри (па­мять 19 мар­та), «уми­лив­шись серд­цем, ска­зал сво­им во­и­нам: «Ис­ту­пи­те ме­чи о ка­мень, да пре­ста­нут убий­ства»».
Все жи­те­ли Пско­ва вы­шли на ули­цы, и каж­дая се­мья сто­я­ла на ко­ле­нях у во­рот сво­е­го до­ма, вы­не­ся хлеб и соль для встре­чи ца­ря. На од­ной из улиц на­встре­чу ца­рю вы­бе­жал бла­жен­ный Ни­ко­лай вер­хом на пал­ке, буд­то ска­ча на коне, и за­кри­чал ца­рю: «Ива­нуш­ко, Ива­нуш­ко, по­ку­шай хле­ба-со­ли, а не хри­сти­ан­ской кро­ви».
Царь при­ка­зал пой­мать юро­ди­во­го, но тот стал неви­дим. За­пре­тив убий­ства, Иван Гроз­ный, од­на­ко, имел на­ме­ре­ние раз­гра­бить го­род. Царь слу­шал мо­ле­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре, по­кло­нил­ся мо­щам свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла (па­мять 11 фев­ра­ля) и по­же­лал по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние у бла­жен­но­го Ни­ко­лая.
Ко­гда царь при­шел в кел­лию бла­жен­но­го, тот ска­зал: «Не за­май, ми­нухне, нас (не тро­гай, про­хо­жий, нас) и пой­ди от нас, не на чем те­бе бу­дет бе­жа­ти». Юро­ди­вый пред­ло­жил ца­рю на уго­ще­ние ку­сок сы­ро­го мя­са. «Я хри­сти­а­нин и не ем мя­са в пост», – ска­зал ему Иоанн. – «Ты пьешь кровь че­ло­ве­че­скую», – от­ве­чал ему бла­жен­ный, по­учая ца­ря «мно­ги­ми ужас­ны­ми сло­ве­сы», чтобы тот пре­кра­тил убий­ства и не гра­бил свя­тые Бо­жии церк­ви. Но Иоанн не по­слу­шал­ся и при­ка­зал снять ко­ло­кол с Тро­иц­ко­го со­бо­ра, и то­гда, по про­ро­че­ству свя­то­го, пал луч­ший конь ца­ря.
Мо­лит­ва и сло­во бла­жен­но­го про­бу­ди­ли со­весть ца­ря. Ис­пу­ган­ный сбыв­шим­ся про­ро­че­ством и об­ли­чен­ный в зло­де­я­ни­ях, Гроз­ный, при­ка­зав оста­но­вить гра­беж, бе­жал из го­ро­да. Оприч­ни­ки, сви­де­те­ли это­го, пи­са­ли: «Мо­гу­ще­ствен­ный ти­ран… ушел по­би­тый и при­сты­жен­ный, слов­но про­гнан­ный вра­гом. Так неиму­щий ни­щий устра­шил и про­гнал ца­ря со мно­же­ством ты­сяч во­и­нов».
Бла­жен­ный Ни­ко­лай скон­чал­ся 28 фев­ра­ля 1576 го­да и был по­гре­бен в Тро­иц­ком со­бо­ре спа­сен­но­го им го­ро­да. Та­кой че­сти удо­ста­и­ва­лись лишь псков­ские кня­зья и, впо­след­ствии, ар­хи­пас­ты­ри.
Мест­ное по­чи­та­ние бла­жен­но­го на­ча­лось спу­стя все­го 5 лет по­сле его кон­чи­ны. В 1581 г., при оса­де Пско­ва вой­ска­ми поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия, куз­не­цу До­ро­фею бы­ло яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри с сон­мом псков­ских свя­тых, мо­лив­ших­ся за го­род, сре­ди ко­то­рых был и бла­жен­ный Ни­ко­лай (све­де­ния о Пско­во-По­кров­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри по­ме­ще­ны 1 ок­тяб­ря).
В ка­фед­раль­ном Тро­иц­ком со­бо­ре Пско­ва и ныне по­чи­ва­ют мо­щи бла­жен­но­го Ни­ко­лая Псков­ско­го, ко­то­рый «плот­ски в юрод­стве быв, … гор­ня­го Иеру­са­ли­ма граж­да­нин яви­ся …, цар­ску дер­жа­ву и смыс­ла сви­реп­ство на ми­лость об­ра­тив».

☦️
Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.
По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»
В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.
Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.
Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.
Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.
9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».
В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.
Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.
За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceevich/uveshhanie-k-raskolniku/
• Увещание к раскольнику


☦️
Преподобный Кассиа́н (Иоа́нн Кассиа́н) Римлянин, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин по ме­сту рож­де­ния и язы­ку, на ко­то­ром пи­сал, при­над­ле­жал За­па­ду, но ду­хов­ной ро­ди­ной свя­то­го все­гда был пра­во­слав­ный Во­сток. В Виф­ле­ем­ской оби­те­ли, рас­по­ло­жен­ной неда­ле­ко от то­го ме­ста, где ро­дил­ся Спа­си­тель, Иоанн при­нял ино­че­ство. По­сле двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в оби­те­ли в 390 го­ду пре­по­доб­ный с ду­хов­ным бра­том Гер­ма­ном в те­че­ние се­ми лет пу­те­ше­ство­вал по Фива­и­де и Скит­ской пу­стыне, чер­пая из ду­хов­но­го опы­та мно­го­чис­лен­ных по­движ­ни­ков. Вер­нув­шись в 397 го­ду на ко­рот­кое вре­мя в Виф­ле­ем, ду­хов­ные бра­тья три го­да под­ви­за­лись в пол­ном уеди­не­нии, а за­тем от­пра­ви­лись в Кон­стан­ти­но­поль, где слу­ша­ли свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Кас­си­ан при­нял сан диа­ко­на. В 405 го­ду кон­стан­ти­но­поль­ский клир на­пра­вил пре­по­доб­но­го в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I во гла­ве по­соль­ства – ис­кать за­щи­ты без­вин­но стра­да­ю­ще­му свя­ти­те­лю.
В сан пре­сви­те­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан был по­свя­щен у се­бя на ро­дине. В Мар­се­ле он впер­вые в Гал­лии устро­ил два об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский, по уста­ву во­сточ­ных оби­те­лей. По прось­бе епи­ско­па Апт­ско­го Ка­сто­ра пре­по­доб­ный Кас­си­ан в 417–419 го­дах на­пи­сал 12 книг «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» па­ле­стин­ских и еги­пет­ских и 10 бе­сед с пу­стын­ны­ми от­ца­ми, чтобы дать со­оте­че­ствен­ни­кам об­раз­цы об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей и по­зна­ко­мить их с ду­хом по­движ­ни­че­ства пра­во­слав­но­го Во­сто­ка. В пер­вой кни­ге «О по­ста­нов­ле­ни­ях ки­но­вий» речь идет о внеш­нем ви­де мо­на­ха; во вто­рой – о чине ноч­ных псал­мов и мо­литв; в тре­тьей – о чине днев­ных мо­литв и псал­мов; в чет­вер­той – о чине от­вер­же­ния от ми­ра; в вось­ми осталь­ных – о вось­ми глав­ных гре­хах. В бе­се­дах оте­че­ских на­став­ник в по­движ­ни­че­стве свя­той Кас­си­ан го­во­рит о це­ли жиз­ни, о ду­хов­ном рас­суж­де­нии, о сте­пе­нях от­ре­че­ния от ми­ра, о же­ла­ни­ях пло­ти и ду­ха, о вось­ми гре­хах, о бед­стви­ях пра­вед­ни­ков, о мо­лит­ве. В по­сле­ду­ю­щие го­ды пре­по­доб­ным Кас­си­а­ном на­пи­са­но еще че­тыр­на­дцать бе­сед: о со­вер­шен­ной люб­ви, о чи­сто­те, о Бо­жи­ей по­мо­щи, о ра­зу­ме­нии Пи­са­ния, о да­ро­ва­ни­ях Бо­жи­их, о друж­бе, об упо­треб­ле­нии язы­ка, о че­ты­рех ро­дах ино­ков, о жиз­ни от­шель­ни­че­ской и об­ще­жи­тель­ной, о по­ка­я­нии, о по­сте, о ноч­ных ис­ку­ше­ни­ях, об умерщ­вле­нии ду­хов­ном, да­но тол­ко­ва­ние слов «не еже хо­щу, сие тво­рю». В 431 го­ду свя­той Иоанн Кас­си­ан на­пи­сал свое по­след­нее со­чи­не­ние про­тив Несто­рия, в ко­то­ром со­брал про­тив ере­си суж­де­ния мно­гих во­сточ­ных и за­пад­ных учи­те­лей. В сво­их со­чи­не­ни­ях пре­по­доб­ный Кас­си­ан ос­но­вы­вал­ся на ду­хов­ном опы­те по­движ­ни­ков, за­ме­чая по­клон­ни­кам бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на (па­мять 15 июня), что «бла­го­дать да­ле­ко ме­нее все­го мож­но за­щи­щать пыш­ны­ми сло­ва­ми и го­вор­ли­вым со­стя­за­ни­ем, диа­лек­ти­че­ски­ми сил­ло­гиз­ма­ми и крас­но­ре­чи­ем Ци­це­ро­на». По сло­вам пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка (па­мять 30 мар­та), «ве­ли­кий Кас­си­ан рас­суж­да­ет пре­вос­ход­но и воз­вы­шен­но». Свя­той Иоанн Кас­си­ан Рим­ля­нин мир­но по­чил в 435 го­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/
• Писания к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне
• Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде
• Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта
• Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей
• Цель и конец подвижничества

☦️
Преподобный Иоа́нн (Варсоно́фий) Дамасский, Нитрийский, отшельник, епископ.
Пре­по­доб­ный Иоанн, на­ре­чен­ный Вар­со­но­фи­ем, был ро­дом из Па­ле­сти­ны, 18-ти лет вос­при­нял он Свя­тое Кре­ще­ние, а вско­ре и ино­че­ский по­стриг. За свою по­движ­ни­че­скую жизнь пре­по­доб­ный Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Да­мас­ка. Од­на­ко, лю­бя жизнь уеди­нен­ную, пре­по­доб­ный Иоанн оста­вил епи­ско­пию и тай­но ушел в Алек­сан­дрию, на­име­но­вав се­бя Вар­со­но­фи­ем. За­тем он уда­лил­ся в Нит­рий­скую пу­сты­ню, при­шел в мо­на­стырь и про­сил игу­ме­на при­нять его в оби­тель, чтобы слу­жить стар­цам. Это по­слу­ша­ние он доб­ро­со­вест­но ис­пол­нял днем, ночь же про­во­дил в мо­лит­ве.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­но­го уви­дел свя­той Фе­о­дор Нит­рий­ский, знав­ший о том, что он епи­скоп, то­гда свя­той Иоанн вновь скрыл­ся и ушел в Еги­пет, где под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни (V век).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/198

☦️
Исповедник Феоктири́ст (Феостири́кт) Медикийский.
Свя­той Фео­к­ти­рист (Фе­о­сти­рикт), игу­мен Пе­ли­кит­ский, по­стра­дал за ико­но­по­чи­та­ние при нече­сти­вом им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме (741–775). Вме­сте с ним бы­ли под­верг­ну­ты пыт­кам свя­той Сте­фан Но­вый (па­мять 28 но­яб­ря) и дру­гие бла­го­че­сти­вые ино­ки. Свя­той Фео­к­ти­рист был обо­жжен ки­пя­щей смо­лой.
Скончался мирно в глубокой старости. Из­ве­стен как ду­хов­ный пи­са­тель и ав­тор ка­но­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мно­ги­ми одер­жим на­пастьми»: https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-molebnyj-ko-presvyatoj-bogorodice.html


☦️
Икона Богородицы Девпетерувская.
Про­ис­хож­де­ние столь необыч­но­го на­зва­ния этой ико­ны неиз­вест­но. По пре­да­нию, Дев­пе­те­рув­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри был ке­лей­ной ико­ной свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, Там­бов­ско­го чу­до­твор­ца (па­мять 10 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю). Осо­бен­но ста­ли чтить эту ико­ну с 1833 го­да, по­сле од­но­го чу­дес­но­го со­бы­тия. Од­на жен­щи­на, у ко­то­рой муж вслед­ствие лож­но­го об­ви­не­ния был за­клю­чён в тюрь­му, уви­де­ла во сне неиз­вест­но­го стар­ца, по­велев­ше­го ей отыс­кать в со­бо­ре ке­лей­ную ико­ну свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма (ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри Дев­пе­те­рув­скую) и пе­ред ней от­слу­жить мо­ле­бен.

По­сле то­го как пе­ред ико­ной от­слу­жи­ли мо­ле­бен, дей­стви­тель­но, в ско­ром вре­ме­ни муж этой жен­щи­ны был осво­бож­ден из тюрь­мы. В на­сто­я­щее вре­мя спи­сок этой ико­ны по­сто­ян­но ле­жит на ана­лое сле­ва от мо­щей свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Там­бо­ва. Са­ма же ико­на вы­но­сит­ся для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щих в боль­шие празд­ни­ки при служ­бе ар­хи­ерей­ским чи­ном. Счи­та­ет­ся, что этот об­раз и есть ке­лей­ная ико­на свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­то­рая чу­дом со­хра­ни­лась до на­ших дней. Ико­на пред­став­ля­ет со­бой оплеч­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, Ко­то­рая неж­но об­ни­ма­ет Мла­ден­ца Иису­са, и от­но­сит­ся к ти­пу «Уми­ле­ние».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-devpeteruvskaja

☦️
Икона Богородицы Кипрская (Стромынская).
Од­ним из спис­ков древ­ней чу­до­твор­ной Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся свя­ты­ня не со­хра­нив­ше­го­ся до на­ших дней Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря (быв­ше­го Бо­го­род­ско­го уез­да, Мос­ков­ской епар­хии), на­хо­дя­ща­я­ся ныне в Успен­ской церк­ви се­ла Стро­мынь.
В Рус­ских ле­то­пи­сях мож­но най­ти сле­ду­ю­щее упо­ми­на­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Стро­мыне: «… то­го же ле­та 6887 (1379 г.) по­ве­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го Кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча пре­по­доб­ный игу­мен Сер­гий со­здал мо­на­стырь на ре­ке на Ду­бен­ке на Стро­мыне, и по­ста­ви в нем цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы и игу­ме­на при­ве­де из сво­е­го мо­на­сты­ря, от Свя­той Тро­и­цы, име­нем Леон­тия, и освя­ще­на бы­ла цер­ковь ме­ся­ца де­каб­ря в пер­вый день, и ино­ки со­во­ку­пи и мо­на­стырь устрои со всем».
По пре­да­нию, этот древ­ний по­чи­та­е­мый об­раз был дан пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским в бла­го­сло­ве­ние сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, вто­ро­му игу­ме­ну Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря. Дол­гое вре­мя ико­на яв­ля­лась мест­но­чти­мой, но по­сле слу­чая ис­це­ле­ния с ее по­мо­щью в 1841 го­ду от неду­га во­сем­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки, бы­ла ши­ро­ко про­слав­ле­на и вне­се­на в об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kiprskaja-stromynskaja


Жития
Писание