⏳ 2022.03.12 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 1я Великого поста (глас 4й)
• суббота
• вмч. Фео́дора Ти́рона (ок. 306) (переходящ. в сб. 1й седмицы Великого поста)

☀️ неподвижный годовой круг:
12 марта (или 11 марта в високос) (27 февраля)
• прп. Фалале́я Сирийского (ок. 460)
• прп. Проко́пия Декаполита (ок. 750)
• прп. Тита Печерского пресвитера (1190)
• прп. Тита Печерского бывшего воина (XIV)
• сщмч. Сергия (Увицкого) (1932)
• сщмч. Петра (Успенского) (1938)
• мч. Михаила (Маркова) (1938)


☦️
Великомученик Фео́дор Ти́рон.
Спу­стя 50 лет по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го Феодора Ти́рона (см. жития от 17 февраля ст. с.) им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник (361-363), же­лая оскор­бить ве­ру­ю­щих, при­ка­зал епар­ху (гра­до­на­чаль­ни­ку) Кон­стан­ти­но­по­ля окроп­лять в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го по­ста все съест­ные при­па­сы на рын­ках идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью (со­глас­но Де­ян.15:29, хри­сти­а­не долж­ны «воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­но­го и кро­ви»). Свя­той Фе­одор, явив­шись во сне ар­хи­е­писко­пу Кон­стан­ти­но­польско­му Ев­док­сию, по­ве­лел ему объявить всем хри­сти­а­нам, что­бы они в эти дни не по­ку­па­ли осквер­нен­ные про­дук­ты и упо­треб­ля­ли в пи­щу ко­ли­во (ку­тью, со­чи­во), т. е. ва­ре­ную пше­ни­цу с ме­дом.
В па­мять об этом со­бытии Пра­во­слав­ная Цер­ковь еже­год­но со­вер­ша­ет празд­но­ва­ние свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­одо­ру Ти­ро­ну в суб­бо­ту пер­вой не­де­ли Ве­ли­ко­го по­ста. В на­ве­че­рие суб­бо­ты, в пят­ни­цу, на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы чи­та­ет­ся Ка­нон мо­леб­ный свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­одо­ру, со­став­лен­ный пре­по­доб­ным Ио­ан­ном Да­мас­ки­ным. По­сле это­го ко­ли­во бла­го­слов­ля­ет­ся и раз­да­ет­ся ве­ру­ю­щим. Празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­одо­ру в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста опи­сы­вал еще пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­польский Нек­та­рий (381-397).

☦️
Преподобный Фалале́й Сирийский, отшельник.
Пре­по­доб­ный Фа­ла­лей жил в V ве­ке, ро­дом был из Ки­ли­кии (Ма­лая Азия), при­нял ино­че­ство в оби­те­ли Сав­вы Освя­щен­но­го и там же был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра. Позд­нее, уда­лив­шись в Си­рию, неда­ле­ко от го­ро­да Га­ва­ла, он на­шел за­бро­шен­ное язы­че­ское ка­пи­ще, окру­жен­ное гроб­ни­ца­ми, и по­се­лил­ся там в па­лат­ке. Ме­сто это име­ло дур­ную сла­ву, так как оби­тав­шие там нечи­стые ду­хи устра­ша­ли пут­ни­ков и при­чи­ня­ли им мно­го зла.
Тут пре­по­доб­ный и жил, мо­лясь день и ночь в пол­ном уеди­не­нии. Бе­сы ча­сто на­па­да­ли на свя­то­го, устра­шая его ви­де­ни­я­ми и го­ло­са­ми. Но пре­по­доб­ный с по­мо­щью Бо­жи­ей по­бе­дил, в кон­це кон­цов, си­лу вра­жию, ко­то­рая бо­лее не ста­ла его тре­во­жить. То­гда пре­по­доб­ный еще бо­лее уси­лил свой по­двиг: он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну, столь тес­ную, что мог по­ме­щать­ся в ней, толь­ко силь­но при­гнув го­ло­ву, и там про­жил око­ло 10 лет.
Гос­подь да­ро­вал свя­то­му по­движ­ни­ку дар чу­до­тво­ре­ния, чу­де­са по­мо­га­ли ему про­све­щать ис­тин­ной ве­рой окрест­ных жи­те­лей – языч­ни­ков. С по­мо­щью об­ра­щен­ных им в хри­сти­ан­ство жи­те­лей, он раз­ру­шил идоль­ское ка­пи­ще, по­стро­ил на его ме­сте храм и за­вел в нем еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Фа­ла­лей в глу­бо­кой ста­ро­сти, око­ло 460 го­да. В кни­ге «Ли­мо­нарь» или «Ли­мо­нис» – со­чи­не­ние гре­че­ско­го ино­ка Иоан­на Мос­ха († 622 г.) – о пре­по­доб­ном Фа­ла­лее го­во­рит­ся: «Ав­ва Фа­ла­лей Ки­ли­кий­ский 60 лет был ино­ком и, ни­ко­гда не пре­кра­щая слез, го­во­ря: сие вре­мя дал нам, бра­тие, Бог на по­ка­я­ние, и, ес­ли мы его по­гу­бим, то за это бу­дем стро­го су­ди­мы».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/191

Ссылка на «Лимонарь» («Луг духовный»):
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/

☦️
Преподобный Проко́пий Декаполит.
Пре­по­доб­ный Про­ко­пий ро­дил­ся в стране Де­ка­по­лит­ской (т. е. Де­ся­ти­гра­дии), на во­сток от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оста­вив су­ет­ный мир, Про­ко­пий при­нял в од­ной оби­те­ли ино­че­ский чин и про­во­дил все вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Опыт­ный в мо­на­ше­ских по­дви­гах, укра­шен­ный чи­сто­тою ду­шев­ною, он был сла­вен и зна­ме­нит сре­ди по­движ­ни­ков. Меж­ду тем око­ло это­го вре­ме­ни по­яви­лась ико­но­бор­че­ская ересь. Воз­бу­дил ее нече­сти­вый им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, ко­то­рый счи­тал ико­ны идо­ла­ми, а по­кло­ня­ю­щих­ся им – идо­ло­по­клон­ни­ка­ми.
Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев; он об­ли­чил безум­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков и по­бе­дил их непо­бе­ди­мы­ми бо­же­ствен­ны­ми сло­ве­са­ми. Это и на­влек­ло на него гнев и неми­лость им­пе­ра­то­ра. По его по­ве­ле­нию, св. Про­ко­пия схва­ти­ли и под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям: его бес­че­ло­веч­но би­ли, стро­га­ли те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и за­тем бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. В этой мрач­ной тем­ни­це преп. Про­ко­пий вме­сте с свя­тым Ва­си­ли­ем, его спо­движ­ни­ком по ино­че­ской жиз­ни, му­чил­ся до са­мой смер­ти им­пе­ра­то­ра Льва Ис­ав­ря­ни­на. Ко­гда же Лев умер, то Про­ко­пий вме­сте с Ва­си­ли­ем и дру­ги­ми свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, был вы­пу­щен из тем­ни­цы. Ко­нец сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Про­ко­пий Де­ка­по­лит про­вел мир­но в ино­че­ских по­дви­гах.
В глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел он в иную жизнь, чтобы ви­деть Хри­ста уже не на ико­нах, ко­то­рые он за­щи­щал всю жизнь, а ли­цом к ли­цу, и чтобы по­лу­чить от Него за свои тру­ды и стра­да­ния ве­ли­кую на­гра­ду на небе­сах.

☦️
Преподобный Тит Печерский, пресвитер.
Пре­по­доб­ный Тит был свя­щен­но­и­нок Ки­ев­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, из­вест­ный сво­им чрез­вы­чай­но ми­ро­лю­би­вым ко всем от­но­ше­ни­ем. Осо­бен­но по­лю­бил Тит ми­ро­лю­бие бла­го­да­ря сле­ду­ю­щим об­сто­я­тель­ствам. У преп. Ти­та был друг чер­но­ри­зец Ева­грий, по са­ну диа­кон. Все ди­ви­лись ис­крен­ней друж­бе и люб­ви, су­ще­ство­вав­шей меж­ду ни­ми. Но нена­ви­дя­щий вся­кое доб­ро диа­вол ре­шил по­се­ять меж­ду ни­ми се­мя враж­ды. В сво­ем за­мыс­ле он успел: Тит и Ева­грий так воз­не­на­ви­де­ли друг дру­га, что не хо­те­ли смот­реть один на дру­го­го и вся­че­ски ста­ра­лись из­бе­гать встре­чи меж­ду со­бою. Ко­гда они вме­сте слу­жи­ли в церк­ви, то у них не бы­ло со­гла­сия да­же здесь, при бо­го­слу­же­нии: ес­ли один ка­дил пе­ред ико­ною, то дру­гой убе­гал от каж­де­ния; ес­ли же один не от­хо­дил от об­ра­за, то дру­гой про­хо­дил ми­мо, не по­ка­див. Их нена­висть бы­ла столь силь­на, что они име­ли дерз­но­ве­ние да­же при­ча­щать­ся Св. Та­ин, не при­ми­рив­шись друг с дру­гом, не ис­про­сив про­ще­ния друг у дру­га. Бра­тия оби­те­ли, ви­дя та­кую их силь­ную нена­висть и по­ни­мая, что эта враж­да гу­би­тель­на для их спа­се­ния, мно­го раз при­ни­ма­лась их ми­рить, но они и слы­шать об этом не хо­те­ли. И вот, по Бо­жье­му смот­ре­нию, пре­сви­тер Тит се­рьез­но за­бо­лел. Ду­мая, что на­стал час отой­ти ему в иной мир, Тит на­чал горь­ко пла­кать о сво­ем пре­гре­ше­нии и за­тем по­слал ска­зать диа­ко­ну Ева­грию сле­ду­ю­щее: «Про­сти ме­ня, брат, ра­ди Гос­по­да за то, что я оскор­бил те­бя гне­вом сво­им». Ева­грий, од­на­ко, не толь­ко не про­стил Ти­та, но и стал же­сто­ко бра­нить его. Бра­тия, уви­дев, что пре­сви­тер Тит уже уми­ра­ет, ре­ши­ла на­силь­но при­ве­сти Ева­грия к уми­ра­ю­ще­му, чтобы при­ми­рить его с ним. Ко­гда Ева­грия при­ве­ли к Ти­ту, то по­след­ний упал к но­гам сво­е­го преж­не­го вра­га и ска­зал со сле­за­ми:
– Про­сти ме­ня, брат!
Но Ева­грий от­вра­тил­ся от него и пред все­ми про­из­нес та­кие сло­ва:
– Не хо­чу при­ми­рять­ся с ним ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем.
Ска­зав эти бес­че­ло­веч­ные сло­ва, Ева­грий вы­рвал­ся из рук бра­тии и тут же упал. Его хо­те­ли под­нять, но он был уже мертв. Ему не мог­ли ни сло­жить рук, ни со­мкнуть уст, ни за­крыть очей; слов­но он умер уже дав­но. В то же вре­мя преп. Тит встал с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вым. Ко­гда его спро­си­ли, что с ним бы­ло за вре­мя бо­лез­ни, он от­ве­чал:
– Во вре­мя бо­лез­ни я, еще одер­жи­мый гне­вом, ви­дел, как Ан­ге­лы от­сту­пи­ли от ме­ня. Они горь­ко ры­да­ли о ги­бе­ли мо­ей ду­ши, а бе­сы ра­до­ва­лись, что я имею гнев на сво­е­го бра­та. По­се­му-то я и на­чал про­сить вас, чтобы вы по­шли и ис­про­си­ли мне у диа­ко­на Ева­грия про­ще­ние. Ко­гда вы при­ве­ли его ко мне и я по­кло­нил­ся ему, а он от­вер­нул­ся от ме­ня, то я уви­дел, что некий неми­ло­сти­вый Ан­гел пла­мен­ным ко­пьем уда­рил Ева­грия, и тот упал без­ды­хан­ный. Тот же Ан­гел за­тем по­дал мне ру­ку, под­нял ме­ня, и я встал со­вер­шен­но здо­ров.
Бра­тия, услы­шав­ши та­кой рас­сказ из уст преп. Ти­та, в ужа­се по­вто­ря­ла сло­ва: «Оста­ви­те, и оста­вит­ся вам, яко всяк гне­вай­ся на бра­та всуе по­ви­нен есть су­ду» (Мф.5:22). Мно­го пла­ка­ли так­же ино­ки о по­гиб­шем бра­те Ева­грии. По­сле та­ко­го вра­зум­ле­ния со сто­ро­ны Про­мыс­ла Бо­жия ино­ки Пе­чер­ской оби­те­ли ста­ли блю­стись гне­ва про­щая друг дру­гу вся­кое сло­во обид­ное, па­мя­туя сло­ва Еф­ре­ма Си­ри­на: «Ес­ли ко­му слу­чит­ся уме­реть во враж­де, то та­ко­во­го ожи­да­ет неумо­ли­мый суд».
В осо­бен­но­сти же силь­но по­дей­ство­вал этот пе­чаль­ных слу­чай на са­мо­го пре­сви­те­ра Ти­та. Ви­дя, как за при­ми­ре­ние с бра­том сво­им он по­лу­чил не толь­ко про­ще­ние гре­ха сво­е­го, но и те­лес­ное здра­вие, он бо­лее уже не ду­мал гне­вать­ся на ко­го-ни­будь, но усво­ил се­бе по­сто­ян­ную лю­бовь к бра­тии. Преп. Тит по­сле это­го все­гда пом­нил сло­ва Пи­са­ния: «Солн­це да не зай­дет во гне­ве тво­ем. Преж­де же всех друг ко дру­гу лю­бовь при­леж­ну имей­те, зане лю­бовь по­кры­ва­ет мно­же­ство гре­хов» (1Пет.4:7-8). Он стя­жал се­бе та­кое ми­ро­лю­бие, что на нем ис­тин­но ис­пол­ни­лось из­ре­че­ние апо­сто­ла: «Несть цар­ствие Бо­жие пи­ща или пи­тие, но прав­да и мир» (Рим.14:17). По­се­му и на небе­си преп. Тит спо­до­бил­ся по­лу­чить успо­ко­е­ние, ко­то­рое обе­щал Бог лю­бя­щим Его и хра­ня­щим Его за­по­ве­ди. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в од­ной из Ки­ев­ских пе­щер. Скон­чал­ся преп. Тит око­ло 1190 г.

☦️
Преподобный Тит Печерский, бывший воин.
Преподобный Тит Печерский, бывший воин по­чи­ва­ет в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В ми­ру был во­и­ном и в од­ной из битв был тя­же­ло ра­нен в го­ло­ву. По­сле вы­здо­ров­ле­ния пре­по­доб­ный Тит при­шел под­ви­зать­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где опла­ки­вал гре­хи свои. По­лу­чив от Бо­га из­ве­стие о про­ще­нии, пре­по­доб­ный Тит ра­дост­но ото­шел к гор­ним се­ле­ни­ям.

☦️
Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер.
Сер­гей Алек­сан­дро­вич Увиц­кий ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле Хлеб­ни­ко­во Вят­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля, став­ше­го позд­нее свя­щен­ноcлу­жи­те­лем. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, по окон­ча­нии ко­то­рой пре­по­да­вал в Мо­гилев­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. 1 ав­гу­ста 1908 го­да Сер­гей Увиц­кий был ру­ко­по­ло­жен во иерея. Отец Сер­гий Увиц­кий пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, его при­го­во­ри­ли к бес­сроч­но­му за­клю­че­нию в конц­ла­герь с при­ме­не­ни­ем при­ну­ди­тель­ных ра­бот, од­на­ко через несколь­ко лет осво­бо­ди­ли по ам­ни­стии. По вы­хо­де из ла­ге­ря он про­дол­жил свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. В 1925 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют во про­то­и­е­реи. В то же вре­мя в ОГПУ на свя­щен­ни­ка по­сту­па­ли до­но­сы, в ко­то­рых пи­са­лось: «Свя­щен­ник Увиц­кий от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сво­и­ми про­по­ве­дя­ми, ко­то­рые он про­из­но­сит за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем в про­дол­же­ние це­ло­го ча­са. В про­по­ве­дях он го­во­рит из Еван­ге­лия, ко­то­рое срав­ни­ва­ет с совре­мен­ной жиз­нью. По­это­му про­по­ве­ди но­сят ан­ти­со­вет­ский ха­рак­тер…». На свя­щен­ни­ка за­ве­ли но­вое де­ло, во вре­мя след­ствия он да­вал сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния: «В про­по­ве­дях я го­во­рил об утра­те доб­рых хри­сти­ан­ских нра­вов, вы­ра­жа­ю­щей­ся в рас­строй­стве се­мей­ных от­но­ше­ний, в непо­чти­тель­но­сти де­тей к ро­ди­те­лям, в лег­ко­сти взгля­дов на во­про­сы це­ло­муд­рия и бра­ка, в неува­же­нии к до­сто­ин­ству че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, столь ча­сто на­блю­да­е­мом ныне. Го­во­рил так­же, что вслед­ствие это­го жизнь лю­дей ста­но­вит­ся все тя­же­лее, по­ра­жа­ет­ся раз­ны­ми бед­стви­я­ми: бо­лез­ня­ми, ма­те­ри­аль­ны­ми недо­стат­ка­ми, рас­строй­ством се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия, вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми. Я при­зы­вал ве­ру­ю­щих к вза­им­ной люб­ви, при­ми­ре­нию и все­про­ще­нию, к па­мя­то­ва­нию об от­вет­ствен­но­сти всех пе­ред Бо­гом на Страш­ном Су­де Его…». В ре­зуль­та­те от­ца Сер­гия при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ла­ге­рей. В 1931 го­ду отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Бел­балт­лаг — на стро­и­тель­ство Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. Его су­пру­га вы­хло­по­та­ла раз­ре­ше­ние уви­деть му­жа, ей раз­ре­ши­ли два ча­са сви­да­ния, и она по­еха­ла к ме­сту за­клю­че­ния. Она шла на сви­да­ние по ули­це вдоль ко­лю­чей про­во­ло­ки, и вдруг ее оста­но­вил иду­щий на­встре­чу ста­рик. Ма­туш­ка с тру­дом узна­ла от­ца Сер­гия: он весь опух, по­се­дел, еле дви­гал­ся. Это бы­ла их по­след­няя встре­ча. Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Увиц­кий скон­чал­ся в ла­ге­ре 12 мар­та 1932 го­да.

☦️
Священномученик Петр Успенский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Алек­се­ев­ском Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ва­си­лия Успен­ско­го. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Петр в 1901 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в 1905 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му в честь Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ском Се­ме­нов­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Здесь он про­слу­жил до 1929 го­да, ко­гда в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья ушел за штат.
В 1937 го­ду отец Петр вер­нул­ся к свя­щен­ни­че­ско­му слу­же­нию и в се­ре­дине ав­гу­ста 1937 го­да был на­зна­чен слу­жить в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в се­ло Фе­до­с­ки­но Дмит­ров­ско­го рай­о­на. Но к это­му вре­ме­ни храм в се­ле, за неиме­ни­ем свя­щен­ни­ка, был за­крыт, и отец Петр, ре­шив со­брать при­хо­жан для ре­ги­стра­ции два­дцат­ки, про­сил раз­ре­ше­ния у пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та на про­ве­де­ние при­ход­ско­го со­бра­ния. В этом ему бы­ло от­ка­за­но, и свя­щен­ник по­слал ста­ро­сту хра­ма по до­мам мест­ных жи­те­лей, чтобы узнать, кто из них го­тов за­пи­сать­ся в два­дцат­ку.
26 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ник НКВД до­про­сил де­жур­ных сви­де­те­лей. Они ма­ло что мог­ли ска­зать о свя­щен­ни­ке, зная его все­го лишь три ме­ся­ца, но под­твер­ди­ли, что отец Петр дей­стви­тель­но от­пра­вил ак­тив­ных при­хо­жан по до­мам жи­те­лей, чтобы вы­яс­нить, кто в се­ле от­но­сит се­бя к ве­ру­ю­щим, и это на­вер­ное для то­го, — по под­сказ­ке со­труд­ни­ка НКВД до­ба­вил один из сви­де­те­лей, — чтобы знать, кто не пой­дет го­ло­со­вать на со­вет­ские вы­бо­ры.
На сле­ду­ю­щий день, 27 но­яб­ря, отец Петр был аре­сто­ван и до­про­шен.
— Вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния! — по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния я не вел, это я от­ри­цаю.
— След­ствию из­вест­но, что вы в свя­зи с со­став­ле­ни­ем спис­ков ве­ру­ю­щих го­во­ри­ли, что этим вы вы­яс­ня­е­те, сколь­ко лю­дей не бу­дут го­ло­со­вать за ком­му­ни­стов. Дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния.
— Это я от­ри­цаю… Это де­ла­лось ис­клю­чи­тель­но с це­лью вы­пол­нить тре­бо­ва­ния граж­дан­ских вла­стей при ре­ги­стра­ции свя­щен­но­слу­жи­те­лей.
— При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию?
— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, ни­ка­кой аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник. По­сле это­го до­про­сы бы­ли пре­кра­ще­ны и отец Петр от­прав­лен в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла (61-летнего) от­ца Пет­ра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Петр Успен­ский скон­чал­ся в за­клю­че­нии 12 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Михаи́л Марков.
Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 8 но­яб­ря 1884 го­да в се­ле Глу­хи­но Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Дмит­рия Мар­ко­ва. Ро­ди­те­ли Ми­ха­и­ла за­ни­ма­лись кре­стьян­ским хо­зяй­ством и раз­ра­ба­ты­ва­ли лес­ные де­лян­ки, из­го­тов­ляя пи­ло­ма­те­ри­а­лы. Ми­ха­ил окон­чил сель­скую шко­лу и по­мо­гал ро­ди­те­лям; со вре­ме­нем, осво­ив бон­дар­ное ре­мес­ло, он стал из­го­тов­лять боч­ки на про­да­жу.
В 1930-х го­дах Ми­ха­ил Дмит­ри­е­вич за невы­пол­не­ние твер­до­го за­да­ния два­жды при­вле­кал­ся к су­деб­ной от­вет­ствен­но­сти. Мно­го лет он со­сто­ял в цер­ков­ном со­ве­те и был пса­лом­щи­ком в Тих­вин­ской церк­ви. Это и бы­ло со­чте­но вла­стя­ми за пре­ступ­ле­ние. 14 но­яб­ря 1937 го­да Ми­ха­ил Дмит­ри­е­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста он был до­про­шен и на все во­про­сы сле­до­ва­те­ля от­ве­тил, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет. 16 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 19 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 31 де­каб­ря 1937 го­да он при­был в один из Ма­ри­ин­ских ла­ге­рей, тя­же­лые усло­вия за­клю­че­ния в ко­то­ром ока­за­лись для него непо­силь­ны­ми. Пса­лом­щик Ми­ха­ил Мар­ков скон­чал­ся от го­ло­да 12 мар­та 1938 го­да в Ма­ри­ин­ском рас­пре­де­ли­те­ле Си­б­ла­га и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание