⏳ 2022.02.27 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) мясопустная, о страшном суде (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
27 февраля (14 февраля)
• прп. Маро́на Сирийского (IV)
• прп. Авксе́нтия Вифинского (ок. 470)
• свт. Авраамия Каррийского (V)
• равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)
• прп. Исаакия Печерского (ок. 1090)
• 12-ти греков, строителей Киево-Печерской Лавры (XI)
• перенесение мощей блгв. кн. Михаи́ла Черниговского и мч. Фео́дора (1578)
• прп. Илариона Святогорца (1864)
• сщмч. Павла (Дернова), мчч. Бори́са, Григо́рия, Симео́на (1918)
• сщмч. Онисима (Пылаева) Тульского (1937)
• сщмч. Трифона (Родонежского) (1938)


☦️
Преподобный Маро́н Сирийский, пустынник.
Пре­по­доб­ный Ма­рон из­брал для се­бя по­двиг бес­по­кров­но­го жи­тия. По­ста­вив се­бе эту цель, он взо­шел на од­ну го­ру, ко­то­рая чти­лась языч­ни­ка­ми (она на­хо­ди­лась в Си­рии, неда­ле­ко от Ан­тио­хии), на­шел там остав­лен­ный языч­ни­ка­ми храм и по­се­лил­ся в нем. Впро­чем, он ско­ро по­стро­ил для се­бя неболь­шой ша­лаш, ко­то­рым, од­на­ко, ма­ло поль­зо­вал­ся, усту­пая его при­хо­див­шим к нему боль­ным. За свою бо­го­угод­ную жизнь он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра ис­це­ле­ний: си­лою сво­ей мо­лит­вы к Бо­гу он ис­це­лял раз­ные бо­лез­ни, из­го­нял злых де­мо­нов. Пре­по­доб­ный Ма­рон ос­но­вал так­же мно­го оби­те­лей и по­дви­га­ми по­ста мно­гих ино­ков сде­лал угод­ны­ми Бо­гу. По­сле крат­ковре­мен­ной бо­лез­ни пре­по­доб­ный мир­но скон­чал­ся в кон­це IV ве­ка.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/157

☦️
Преподобный Авксе́нтий Вифинский, отшельник, пресвитер.
Пре­по­доб­ный Авк­сен­тий, по про­ис­хож­де­нию си­ри­ец, слу­жил при дво­ре им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Млад­ше­го (418–450). Он был из­ве­стен как доб­ро­де­тель­ный, уче­ный и муд­рый че­ло­век и имел друж­бу со мно­ги­ми бла­го­че­сти­вы­ми му­жа­ми сво­е­го вре­ме­ни.
Тя­го­тясь мир­ской су­е­той, свя­той Авк­сен­тий при­нял сан пре­сви­те­ра, а по­том и ино­че­ский по­стриг. По­сле это­го, уда­лив­шись в Вифи­нию, он на­шел уеди­нен­ное ме­сто на го­ре Ок­сия, неда­ле­ко от Хал­ки­до­на, и стал там ве­сти жизнь от­шель­ни­че­скую. (Го­ра эта впо­след­ствии на­зва­на бы­ла Авк­сен­тье­вой.) Ме­сто по­дви­гов свя­то­го бы­ло об­на­ру­же­но пас­ту­ха­ми, ис­кав­ши­ми за­блу­див­ших­ся овец. Мол­ва о нем раз­нес­лась, и к нему ста­ли при­хо­дить лю­ди за ис­це­ле­ни­ем. Име­нем Бо­жи­им свя­той Авк­сен­тий ис­це­лял мно­же­ство боль­ных и недуж­ных.
В 451 го­ду свя­той Авк­сен­тий был при­зван на IV Все­лен­ский Со­бор в Хал­ки­доне, где и про­сла­вил­ся как об­ли­чи­тель Ев­ти­хи­евой и Несто­ри­е­вой ере­сей. Ве­ли­кий зна­ток Свя­щен­но­го Пи­са­ния, свя­той Авк­сен­тий лег­ко по­срам­лял всту­пав­ших с ним в спор про­тив­ни­ков. По окон­ча­нии Со­бо­ра свя­той Авк­сен­тий сно­ва вер­нул­ся в свою уеди­нен­ную кел­лию на го­ре. Ду­хов­ным взо­ром он ви­дел на боль­шом рас­сто­я­нии кон­чи­ну свя­то­го Си­мео­на Столп­ни­ка (459). Пре­по­доб­ный Авк­сен­тий скон­чал­ся око­ло 470 го­да, оста­вив по­сле се­бя уче­ни­ков и устро­ив мно­гие мо­на­сты­ри в Вифин­ской об­ла­сти.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/155

☦️
Святитель Авра́мий (Авраа́мий) Каррийский, епископ.
Свя­той Ав­ра­амий, епи­скоп Кар­рий­ский, жил в се­ре­дине IV и на­ча­ле V ве­ков, был ро­дом из го­ро­да Ки­ра. В мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в мо­на­стырь. За­тем он из­брал для сво­их по­дви­гов Ли­ван­ские го­ры, где и жил от­шель­ни­ком. Пре­по­доб­ный Ав­ра­амий мно­го пре­тер­пел на­па­док от языч­ни­ков, хо­тев­ших из­гнать его из сво­их мест. Кро­ме то­го, бед­ные жи­те­ли бли­жай­ше­го се­ле­ния по­сто­ян­но при­хо­ди­ли к нему за по­да­я­ни­ем, на­ру­шая его уеди­не­ние, но пре­по­доб­ный тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил их по­се­ще­ния и от­да­вал им всё, что ему са­мо­му жерт­во­ва­ли. Хри­сти­ане – жи­те­ли это­го се­ле­ния по­стро­и­ли цер­ковь и усерд­но про­си­ли свя­то­го Ав­ра­амия при­нять свя­щен­ство и стать их пас­ты­рем. Пре­по­доб­ный ис­пол­нил их же­ла­ние. Утвер­див в ве­ре свою паст­ву, он оста­вил им вме­сто се­бя дру­го­го иерея, а сам вновь ушел в мо­на­стырь. За вы­со­кое свое бла­го­че­стие он был по­став­лен епи­ско­пом Кар­рий­ским, сво­их па­со­мых свя­той непре­стан­но учил бо­го­угод­ной жиз­ни, по­да­вая им при­мер воз­дер­жа­ния: со вре­ме­ни при­ня­тия свя­щен­ства он ни­ко­гда не упо­треб­лял ва­ре­ной пи­щи. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий Млад­ший по­же­лал ви­деть епи­ско­па и при­гла­сил его к се­бе. При­быв в Кон­стан­ти­но­поль, свя­той Ав­ра­амий вско­ре скон­чал­ся. Остан­ки его бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в го­род Карр и там пре­да­ны по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/158

☦️
Равноапостольный Кирилл (Константин) Философ, Моравский.
Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Ки­рилл, учи­тель сло­вен­ский (до при­ня­тия схи­мы – Кон­стан­тин) и стар­ший брат его Ме­фо­дий (па­мять 6 ап­ре­ля) по про­ис­хож­де­нию сла­вяне, ро­ди­лись в Ма­ке­до­нии, в городе Солуни. Свя­той Ки­рилл по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, с 14-лет­не­го воз­рас­та вос­пи­ты­ва­ясь с сы­ном им­пе­ра­то­ра. Он ра­но при­нял сан пре­сви­те­ра. По воз­вра­ще­нии в Кон­стан­ти­но­поль со­сто­ял биб­лио­те­ка­рем со­бор­ной церк­ви и пре­по­да­ва­те­лем фило­со­фии. Свя­той Ки­рилл с успе­хом вел пре­ния с ере­ти­ка­ми ико­но­бор­ца­ми и с ма­го­ме­та­на­ми. Стре­мясь к уеди­не­нию, он уда­лил­ся на го­ру Олимп к сво­е­му стар­ше­му бра­ту Ме­фо­дию, но уеди­не­ние его про­дол­жа­лось недол­гое вре­мя. Оба бра­та бы­ли по­сла­ны в 857 го­ду им­пе­ра­то­ром Ми­ха­и­лом в мис­си­о­нер­ское пу­те­ше­ствие для про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства у хо­зар. По до­ро­ге они оста­нав­ли­ва­лись в Хер­соне и об­ре­ли там мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, Па­пы Рим­ско­го. При­быв к хо­за­рам, свя­тые бра­тья бе­се­до­ва­ли с ни­ми о хри­сти­ан­ской ве­ре. Убеж­ден­ный про­по­ве­дью свя­то­го Ки­рил­ла хо­зар­ский князь и с ним весь на­род при­ня­ли хри­сти­ан­ство. Бла­го­дар­ный князь хо­тел на­гра­дить про­по­вед­ни­ков бо­га­ты­ми да­ра­ми, но они от­ка­за­лись от это­го и про­си­ли кня­зя от­пу­стить с ни­ми на ро­ди­ну всех гре­че­ских плен­ни­ков. Свя­той Ки­рилл вер­нул­ся в Кон­стан­ти­но­поль с 200 от­пу­щен­ны­ми плен­ни­ка­ми.
В 862 го­ду на­ча­лось глав­ное де­ло свя­тых бра­тьев. По прось­бе кня­зя Ро­сти­сла­ва им­пе­ра­тор по­слал их в Мо­ра­вию для про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства на сла­вян­ском язы­ке. Свя­тые Ки­рилл и Ме­фо­дий по от­кро­ве­нию Бо­жию со­ста­ви­ли сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­ве­ли на сла­вян­ский язык Еван­ге­лие, Апо­стол, Псал­тирь и мно­гие Бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. Они вве­ли бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. За­тем свя­тые бра­тья бы­ли вы­зва­ны в Рим по при­гла­ше­нию Рим­ско­го Па­пы, где Па­па Адри­ан встре­тил их с ве­ли­кой че­стью, ибо они при­нес­ли ту­да мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, Па­пы Рим­ско­го. По при­ро­де бо­лез­нен­ный и сла­бый, свя­той Ки­рилл от мно­гих тру­дов вско­ре за­бо­лел и, при­няв схи­му, скон­чал­ся в 869 го­ду 42-х лет.
Пе­ред смер­тью он за­ве­щал сво­е­му бра­ту про­дол­жить хри­сти­ан­ское про­све­ще­ние сла­вян. По­гре­бен свя­той Ки­рилл в рим­ской церк­ви свя­то­го Кли­мен­та, где по­чи­ва­ют мо­щи это­го свя­щен­но­му­че­ни­ка, при­не­сен­ные в Ита­лию из Хер­со­не­са сло­вен­ски­ми учи­те­ля­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-konstantin-filosof

☦️
Преподобный Исаа́кий Печерский, затворник.
(большой текст)
Невоз­мож­но из­бег­нуть че­ло­ве­ку ис­ку­ше­ний. Ес­ли ис­ку­си­тель к Са­мо­му Гос­по­ду в пу­стыне дерз­нул при­сту­пить, то тем бо­лее пы­та­ет­ся он ис­ку­шать ра­бов Гос­под­них. И жи­тие прп. Иса­а­кия слу­жит при­ме­ром то­му, что нель­зя прой­ти по пу­ти жиз­ни ду­хов­ной, не под­вер­га­ясь ис­ку­ше­ни­ям; но не мо­жет быть та­ко­го ис­ку­ше­ния, ко­то­ро­го не вы­нес­ли бы си­лы че­ло­ве­че­ские, укреп­ля­е­мые незри­мой си­лой Бо­жи­ей (1Кор.10:13).
Прп. Иса­а­кий был бо­га­тым куп­цом в г. То­роп­це, Псков­ской зем­ли. За­ду­мав­ши быть ино­ком, он раз­дал все свое име­ние нуж­да­ю­щим­ся и мо­на­сты­рям и при­шел в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию в пе­ще­ру, умо­ляя его о при­ня­тии в ино­че­ский чин. Прп. Ан­то­ний, про­ви­дя его доб­ро­де­тель­ное рав­но­ан­гель­ское жи­тие, ис­пол­нил прось­бу: об­лек его в одеж­ду и на­звал Иса­а­ки­ем, а преж­нее его имя бы­ло Чернь. Пре­по­доб­ный отец Иса­а­кий, став ино­ком, на­чал су­ро­вую по­движ­ни­че­скую жизнь. Не до­воль­ству­ясь но­ше­ни­ем вла­ся­ни­цы, он про­сил ку­пить се­бе коз­ла и снять с него ко­жу; по­том по­верх вла­ся­ни­цы на­дел сы­рую коз­ли­ную ко­жу, ко­то­рая на нем и вы­сох­ла. В та­ком об­ла­че­нии пре­по­доб­ный за­тво­рил­ся в пе­щер­ной кел­лии, на­столь­ко тес­ной и ма­лой, что она ско­рее на­по­ми­на­ла со­бой уз­кий про­ход, и здесь мо­лил­ся Бо­гу со сле­за­ми. Пи­щей ему слу­жи­ла просфо­ра, да и ту упо­треб­лял он через день, и во­ду пил очень уме­рен­но. Эту скуд­ную пи­щу при­но­сил ему пре­по­доб­ный Ан­то­ний († 1073; па­мять 10/23 июля и 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря) и по­да­вал через окон­це, в ко­то­ром мог­ла вме­стить­ся толь­ко од­на ру­ка. При этом прп. Иса­а­кий ни­ко­гда не ло­жил­ся на бок, но на немно­го за­сы­пал си­дя. Обык­но­вен­но с ве­че­ра на­чи­нал он класть по­кло­ны и петь псал­мы, про­во­дил так до по­лу­но­чи; ко­гда же утом­лял­ся, то­гда са­дил­ся.
Раз си­дел он, от­ды­хая, и све­ча уже по­гас­ла. Вне­зап­но вос­си­ял в пе­ще­ре ве­ли­кий свет, как бы от солн­ца, так что нель­зя бы­ло сво­бод­но от­крыть гла­за. В то же вре­мя во­шли два свет­лых юно­ши, ли­ца их бли­ста­ли. «Иса­а­кий, – ска­за­ли они, – мы Ан­ге­лы, и вот идет к те­бе Хри­стос – по­кло­нись Ему». Он не по­нял бе­сов­ско­го дей­ствия и, не огра­див се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, не осо­знав сво­е­го недо­сто­ин­ства, по­до­шел и по­кло­нил­ся до зем­ли, как Хри­сту, бе­сов­ско­му дей­ствию. Тот­час бе­сы учи­ни­ли крик ве­ли­кий, взы­вая: «Наш еси, Иса­а­кий!» – и, по­са­див­ши его, са­ми на­ча­ли са­дить­ся во­круг, и ми­гом кел­лия и про­ход пе­щер­ный на­пол­ни­лись бе­са­ми. Один из бе­сов, мни­мый Хри­стос, ска­зал: «Возь­ми­те дуд­ки, тим­па­ны и гус­ли и ударь­те друж­нее, а Иса­а­кий нам пусть по­пля­шет». Бе­сы за­иг­ра­ли и, схва­тив Иса­а­кия, на­ча­ли с ним ска­кать и пля­сать в про­дол­же­ние мно­гих ча­сов. Ис­то­ми­ли его до то­го, что оста­ви­ли ед­ва жи­вым; над­ру­га­лись над ним и ушли. На­ут­ро, ко­гда ста­ло свет­ло и при­шло вре­мя для вку­ше­ния хле­ба, прп. Ан­то­ний по обык­но­ве­нию при­шел к окон­цу и со­тво­рил мо­лит­ву: «Бла­го­сло­ви, от­че Иса­а­кий!» Но от­ве­та не бы­ло. Прп. Ан­то­ний несколь­ко раз по­вто­рял свое при­вет­ствие, но не бы­ло ни гла­са, ни по­слу­ша­ния. То­гда, по­ду­мав, что пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся, он по­слал в мо­на­стырь, при­гла­шая прп. Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая и 14/27 ав­гу­ста) и бра­тию. Бра­тия, при­дя сю­да и от­крыв вход в пе­ще­ру, взя­ли Иса­а­кия, счи­тая его мерт­вым. Но, вы­нес­ши из пе­ще­ры, все за­ме­ти­ли, что он еще жив. То­гда игу­мен прп. Фе­о­до­сий ре­ши­тель­но за­ме­тил: «Во­ис­ти­ну, все это слу­чи­лось с ним от бе­сов­ско­го дей­ствия». Его по­ло­жи­ли на одр, и св. Ан­то­ний стал слу­жить Иса­а­кию.
В те дни слу­чи­лось Ки­ев­ско­му кня­зю Изя­с­ла­ву воз­вра­тить­ся в Ки­ев из Лях­ской зем­ли. Князь на­чал гне­вать­ся на прп. Ан­то­ния из-за Все­сла­ва, кня­зя По­лоц­ко­го, ко­то­рый во дни пре­по­доб­но­го был буд­то бы неко­то­рое вре­мя кня­зем Ки­ев­ским. Свя­то­слав же Чер­ни­гов­ский при­слал но­чью за свя­тым Ан­то­ни­ем. Тот, при­дя в Чер­ни­гов, из­брал ме­сто, на­зы­ва­е­мое го­ра Бол­ды­нь, и, вы­ко­пав пе­ще­ру, по­се­лил­ся на го­ре. Пре­по­доб­ный игу­мен Фе­о­до­сий, узнав, что свя­той Ан­то­ний ушел в Чер­ни­гов, явил­ся с бра­ти­ей к пе­ще­ре и, взяв пре­по­доб­но­го Иса­а­кия, при­нес его в свою кел­лию и слу­жил ему, ибо Иса­а­кий был рас­слаб­лен умом и те­лом, так что не мог ни си­деть, ни вста­вать, ни по­во­ро­тить­ся на дру­гую сто­ро­ну, но ле­жал непо­движ­но на од­ном бо­ку. Да­же чер­ви ста­ли по­яв­лять­ся под бед­ра­ми его. Пре­по­доб­ный же Фе­о­до­сий сам, сво­и­ми ру­ка­ми, омы­вал и оти­рал боль­но­го и так слу­жил ему в про­дол­же­ние двух лет. И по­ис­ти­не див­но: в про­дол­же­ние двух­лет­не­го неду­га пре­по­доб­ный Иса­а­кий не вку­шал хле­ба и во­ды, ни ово­щей, ни иной ка­кой-ли­бо пи­щи, од­на­ко мог жить, ле­жа на од­ре сво­ем, нем и глух. Пре­по­доб­ный же Фе­о­до­сий тво­рил мо­лит­ву над ним день и нощь, по­ка бо­ля­щий на тре­тье ле­то не за­го­во­рил, про­ся быть по­став­лен­ным на но­ги. Он на­чал хо­дить, как ди­тя, но в цер­ковь не шел, так что его влек­ли ту­да на­силь­но, и толь­ко уже по­том на­чал по­не­мно­гу при­вы­кать к церк­ви. Стал так­же хо­дить в тра­пе­зу, где его са­жа­ли осо­бо от бра­тии и по­ла­га­ли пе­ред ним хлеб, но он не хо­тел при­ка­сать­ся к нему. Бра­тия вла­га­ли хлеб ему в ру­ку, но пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий го­во­рил: «По­ло­жи­те пе­ред ним хлеб и не вла­гай­те в ру­ки его, пусть он сам ест». Так де­ла­ли в те­че­ние всей неде­ли. Он же, смот­ря на дру­гих, стал вку­шать хлеб сам и так на­учил­ся есть. Этим спо­со­бом из­ба­вил его пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий от коз­ни диа­во­ла и от ле­сти его.
По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, во вре­мя игу­мен­ства Сте­фа­на, Иса­а­кий сно­ва вос­при­нял су­ро­вое жи­тие, го­во­ря ис­ку­си­те­лю: «Вот ты пре­льстил ме­ня, диа­вол, ко­гда я был в пе­ще­ре один. От­ныне не бу­ду за­тво­рять­ся, но одо­лею те­бя бла­го­да­тью Бо­жи­ей, хо­дя в мо­на­сты­ре». То­гда сно­ва об­лек­ся он во вла­ся­ни­цу, а по­верх одел тес­ную свит­ку и на­чал по­мо­гать по­ва­рам и ра­бо­тать на бра­тию. К утре­ни при­хо­дил пер­вый и сто­ял непо­движ­но. В мо­ро­зы хо­дил в про­топ­тан­ных баш­ма­ках; но­ги его при­мер­за­ли к кам­ню, но он не дви­гал­ся, по­ка не окан­чи­ва­ли утрен­не­го пе­ния. По­сле утре­ни шел в по­вар­ню, го­то­вил дро­ва, во­ду, огонь. Один из по­ва­ров, на­зы­вав­ший­ся так­же Иса­а­ки­ем, раз, сме­ясь, ска­зал ему: «Иса­а­кий! Вон си­дит чер­ный во­рон, иди пой­май его». Он, по­кло­нясь ему до зем­ли, по­шел, пой­мал во­ро­на и при­нес ему в ви­ду всех. По­ва­ра изу­ми­лись и ска­за­ли о том игу­ме­ну и бра­тии. С то­го вре­ме­ни бра­тия ста­ли ува­жать его. Но он, из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, на­чал в юрод­стве оскорб­лять то игу­ме­на, то бра­тию, то ми­рян, так что иные би­ли его. И, сде­лав­шись юро­ди­вым, он опять по­се­лил­ся в пе­ще­ре, в ко­то­рой жил рань­ше. Пре­по­доб­ный Иса­а­кий стал со­би­рать к се­бе де­тей, об­ле­кал их в чер­нец­кие одеж­ды. За это ча­стью от игу­ме­на, ча­стью от ро­ди­те­лей тех де­тей при­ни­мал на­ка­за­ние и ра­ны, но все пе­ре­но­сил с ра­до­стью и, пре­бы­вая в на­го­те, тер­пел хлад день и ночь. В од­ну ночь бла­жен­ный за­жег огонь в пе­чи пе­щер­ной, печь за­го­ре­лась, так как бы­ла вет­хая, и пла­мя ста­ло по­ка­зы­вать­ся сквозь рас­се­ли­ны. Он же, не имея чем при­крыть сква­жи­ны, взо­шел бо­сы­ми но­га­ми на пла­мень и сто­ял, до­ко­ле печь не по­гас­ла; огонь, од­на­ко, не при­чи­нил ни­ка­ко­го вре­да пре­по­доб­но­му. Та­ко­вые и мно­гие дру­гие уди­ви­тель­ные чу­де­са тво­рил он и так воз­об­ла­дал над бе­са­ми, что вме­нял их ни во что, по­доб­но му­хам, и осме­и­вал их меч­та­ния. Бы­ло ино­гда у бе­сов же­ла­ние по­пугать бла­жен­но­го, и они тво­ри­ли ему мно­го па­ко­стей. «Ты наш, – го­во­ри­ли они, – ты по­кло­нил­ся на­ше­му ста­рей­шине и нам». «Ваш ста­рей­ши­на – враг Хри­ста, и вы – бе­сы злые», – от­ве­чал он, ограж­да­ясь крест­ным зна­ме­ни­ем, и они ис­че­за­ли. Ино­гда при­хо­ди­ли к нему но­чью и, ста­ра­ясь на­ве­сти на него страх, яв­ля­лись мно­го­люд­ной тол­пой с за­сту­па­ми и шу­ме­ли: «Рас­ко­па­ем эту пе­ще­ру и его по­гре­бем здесь». Дру­гие кри­ча­ли: «Бе­ги, Иса­а­кий, хо­тят те­бя по­греб­сти». А он от­ве­чал: «Ес­ли бы вы бы­ли доб­рые, то при­шли бы днем; но вы – тьма, во тьме хо­ди­те, тьма – до­ля ва­ша». И осе­нил их кре­стом, и они ис­чез­ли. В дру­гой раз стра­ши­ли его то мед­ве­дем, то ди­ким зве­рем, то во­лом, или же полз­ли к нему змеи, ля­гуш­ки и вся­кая га­ди­на. Но ни­че­го не мог­ли сде­лать с ним. «По­бе­дил ты нас, Иса­а­кий!» – ска­за­ли они на­ко­нец. «Вы по­бе­ди­ли ме­ня в об­ра­зе Хри­ста Иису­са и Ан­ге­лов, – от­ве­чал он, – не бу­дучи до­стой­ны та­ко­го об­ра­за; те­перь вы яв­ля­е­тесь в под­лин­ном сво­ем ви­де, в об­ра­зе зве­рей, ско­тов, змей и га­дин; вы точ­но гад­ки и злы». Бе­сы ис­чез­ли и по­сле то­го бо­лее не тре­во­жи­ли его. Он сам го­во­рил, что по­след­няя брань про­дол­жа­лась у него три го­да. По­след­ние го­ды он про­вел еще стро­же: в воз­дер­жа­нии, по­сте и бде­нии. Ко­гда он раз­бо­лел­ся в пе­ще­ре, его пе­ре­нес­ли в мо­на­стырь, и на вось­мой день он скон­чал­ся при игу­мене Иоанне. Так по­вест­ву­ет пре­по­доб­ный Нестор.
По по­вест­во­ва­нию По­ли­кар­па, пре­по­доб­ный Иса­а­кий был в чис­ле от­цов, ис­це­лив­ших мо­лит­вой обо­льщен­но­го Ни­ки­ту († 1108; па­мять 31 ян­ва­ря/13 фев­ра­ля), что бы­ло при пред­ше­ствен­ни­ке Иоан­на (1102 г.) игу­мене Ни­коне († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля). Итак, пре­по­доб­ный Иса­а­кий скон­чал­ся не преж­де 1090 го­да и по­сле ис­це­ле­ния сво­е­го про­вел в по­дви­гах око­ло 20 лет. Мо­щи его от­кры­то по­чи­ва­ют в пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, а часть их в 1711 го­ду пе­ре­не­се­на из Ки­е­ва в То­ро­пец игу­ме­ном Ку­ди­на мо­на­сты­ря. Па­мять его от­ме­ча­ет­ся так­же 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.
Со­бор­ная Успен­ская цер­ковь Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры, за­ло­жен­ная прпп. Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем в 1073 го­ду, 15 лет воз­во­ди­лась гре­че­ски­ми зод­чи­ми и ико­но­пис­ца­ми. Па­мять этих 12 гре­ков-стро­и­те­лей со­вер­ша­ет­ся 27 фев­ра­ля.
Ико­на с ча­сти­ца­ми их свя­тых мо­щей пре­бы­ва­ет в пет­ро­за­вод­ском хра­ме во имя св. ап. Иоан­на Бо­го­сло­ва.
В Ки­е­во-Пе­чер­ский па­те­рик вклю­чен рас­сказ зод­чих о том, как Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла им воз­ве­сти цер­ковь: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы по­шли, взяв­ши с со­бою дру­зей и ближ­них сво­их. При­шли мы все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас, и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми. На­ко­нец уви­да­ли мы Ца­ри­цу и при ней мно­же­ство во­и­нов.
Мы по­кло­ни­лись Ей, и Она ска­за­ла нам: «Хо­чу Я по­стро­ить се­бе Цер­ковь на Ру­си, в Ки­е­ве, и вот вам ве­лю это сде­лать. Возь­ми­те зо­ло­та на три го­да». Мы же, по­кло­нив­шись, ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца! По­сы­ла­ешь Ты нас в чу­жую стра­ну, – к ко­му мы там при­дем». Она же ска­за­ла: «Я вас по­сы­лаю вот с ни­ми, с Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». Мы же ска­за­ли: «За­чем же, гос­по­жа, на три го­да зо­ло­та нам да­ешь? Им и при­ка­жи о нас, – что нам есть и что пить; а по­да­ришь нас, чем са­ма зна­ешь».
Ца­ри­ца же ска­за­ла: «Этот Ан­то­ний толь­ко бла­го­сло­вит и отой­дет из это­го све­та в веч­ный по­кой; а этот, Фе­о­до­сий, через два го­да по­сле него отой­дет. Итак, бе­ри­те зо­ло­та до из­быт­ка. А что до то­го, чтобы по­чтить вас, то ни­кто не мо­жет так, как Я: дам вам, че­го и ухо не слы­ха­ло, и глаз не ви­дал, и что на серд­це че­ло­ве­ку не вхо­ди­ло. Я са­ма при­ду ви­деть цер­ковь и в ней жить бу­ду». Да­ла Она нам так­же мо­щи свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва, Фе­о­до­ра, и ска­за­ла: это по­ло­жи­те в ос­но­ва­ние».
Мы взя­ли зо­ло­та боль­ше, чем нам нуж­но бы­ло, и Она ска­за­ла: «Вый­ди­те на двор, по­смот­ри­те ве­ли­чи­ну церк­ви». Мы вы­шли и уви­де­ли цер­ковь на воз­ду­хе. Во­шед­ши опять к Ца­ри­це, мы по­кло­ни­лись и ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца, ка­кое имя церк­ви?» Она же ска­за­ла: «Я хо­чу на­звать ее сво­им име­нем». Мы не сме­ли спро­сить, как Ея имя, а Она ска­за­ла опять: «Бо­го­ро­ди­цы­на бу­дет цер­ковь». И, дав­ши нам эту ико­ну, ска­за­ла: «Она бу­дет в ней на­мест­ной». Мы по­кло­ни­лись Ей и по­шли в до­ма свои, неся с со­бой ико­ну, по­лу­чен­ную из рук Ца­ри­цы».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-12-ti-grekov-stroitelej-sobornoj-uspenskoj-cerkvi-kievo-pecherskoj-lavry

☦️
Перенесение мощей благоверного князя Михаи́ла Черниговского и боярина его мученика Фео́дора (1578).

Житие — см. 3 октября.

☦️
Преподобный Иларио́н Грузин, Святогорец, иеросхимонах.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Гру­зин, Свя­то­го­рец (Карт­ве­ли; Но­вый; Афон­ский; Име­ре­тин­ский) (†1776–1864), в ми­ру Иес­сей Кан­ча­ве­ли (Кан­чи­шви­ли), ро­дил­ся в се­ле­нии Ло­си­ат-Хе­ви, близ Шо­ра­па­ни, Име­ре­ти, в се­мье Хаху­лии и Ма­рии Кан­ча­ве­ли, при­над­ле­жав­ших к дво­рян­ско­му ро­ду. Пер­вен­ца по на­сто­я­нию бра­та Ма­рии иеро­ди­а­ко­на Сте­фа­на, из­вест­но­го в то вре­мя стар­ца, под­ви­зав­ше­го­ся в ке­лье близ мо­на­сты­ря Та­ба­ки­ни, по­свя­ти­ли Бо­гу: иеро­ди­а­кон Сте­фан пред­ска­зал, что ина­че маль­чик умрет, а Ма­рия станет неплод­ной. По­сле дол­гих ко­ле­ба­ний ро­ди­те­ли от­да­ли 6-лет­не­го Иес­сея дя­де, ко­то­рый обу­чил маль­чи­ка чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и вос­пи­тал в мол­ча­нии, воз­дер­жа­нии и мо­лит­ве.
Спу­стя 12 лет Иес­сей по бла­го­сло­ве­нию по­чив­ше­го иеро­ди­а­ко­на Сте­фа­на пе­ре­шел в мо­на­стырь Та­ба­ки­ни. Здесь юно­ша услы­шал, что в Тби­ли­си есть «ду­хов­ное учи­ли­ще» и ре­шил ту­да от­пра­вить­ся. По пу­ти он за­шел по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние еп. Ни­коз­ско­го Афа­на­сия, ко­то­рый, рас­спро­сив Иес­сея о его жиз­ни и услы­шав, как он чи­та­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние и рас­суж­да­ет, ска­зал: «Ты в учи­ли­ще ни­че­му та­ко­му не на­учишь­ся, че­му ты на­учен в пу­стыне» – и по­со­ве­то­вал воз­вра­тить­ся до­мой.
Отец при­вез сы­на в Ку­та­и­си и от­дал на служ­бу в цар­ский дво­рец. Юно­ша по­сту­пил в рас­по­ря­же­ние кн. Ге­ор­гия Це­ре­те­ли, ко­то­рый, уви­дев склон­ность Иес­сея к ду­хов­ной жиз­ни, на­пра­вил его к вы­со­ко­об­ра­зо­ван­но­му ар­хим. Ге­рон­тию (Со­ло­га­шви­ли), под­ви­зав­ше­му­ся в мо­на­сты­ре Джру­чи. Ар­хи­манд­рит про­дол­жил его вос­пи­та­ние, а так­же обу­чил Иес­сея чи­сто­пи­са­нию, грам­ма­ти­ке, ариф­ме­ти­ке и про­чим свет­ским на­у­кам.
Через 3,5 го­да Иес­сей вер­нул­ся к кн. Ге­ор­гию и спу­стя 3 го­да по­сту­пил на служ­бу во дво­рец пис­цом по при­каз­ным де­лам.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-gruzin-svjatogorec

☦️
Священномученик, пресвитер, мученики Бори́с, Григо́рий и Симео́н.
Па­вел Алек­сан­дро­вич Дер­нов ро­дил­ся 12 ян­ва­ря (по ста­ро­му сти­лю) 1870 го­да в се­ле Пиштань Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка мест­ной церк­ви. В воз­расте 24 лет успеш­но окон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия.
В 1894 го­ду Па­вел Дер­нов был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Рож­де­ство-Бо­го­ро­дич­ной церк­ви го­ро­да Ела­бу­ги, ко­то­рая на­хо­ди­лась при жен­ской го­род­ской гим­на­зии. Здесь про­шли все го­ды слу­же­ния от­ца Пав­ла Дер­но­ва. Пас­тырь ст­ре­мил­ся вз­ра­щи­вать во вве­рен­ных ему учеб­ных за­ве­де­ни­ях (жен­ская про­гим­на­зия и ре­аль­ное учи­ли­ще) прин­ци­пы хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти.
Сы­но­вья про­то­и­ерея Пав­ла Дер­но­ва ро­ди­лись в Ела­бу­ге. Бо­рис Дер­нов по­явил­ся на свет 17 мая 1897 го­да. Окон­чил 6 клас­сов Ела­буж­ско­го ре­аль­но­го учи­ли­ща. По­сле окон­ча­ния до­пол­ни­тель­но­го клас­са по­сту­пил в Пе­тер­бург­ский ин­сти­тут пу­тей со­об­ще­ния. Гри­го­рий Дер­нов ро­дил­ся 23 ян­ва­ря 1899 го­ду. Он так­же окон­чил Ела­буж­ское ре­аль­ное учи­ли­ще, до­пол­ни­тель­ный класс и по­сту­пил в Пет­ро­град­ский тех­но­ло­ги­че­ский ин­сти­тут. Се­мен Дер­нов ро­дил­ся 1 фев­ра­ля 1901 го­да и успел по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние только в Ела­буж­ском ре­аль­ном учи­ли­ще.
В 1918 го­ду с за­хва­том Ела­бу­ги ка­ра­тель­ным от­ря­дом Е. Кол­чи­на в го­ро­де на­чал­ся тер­рор. По­сле яр­ких про­по­ве­дей, про­чте­ния в хра­ме по­сла­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и об­ли­че­ния осквер­ни­те­лей хра­ма про­то­и­ерей Па­вел Дер­нов был пред­став­лен ка­ра­те­ля­ми как глав­ный ор­га­ни­за­тор вос­ста­ния в Ела­бу­ге. В его до­ме 12 фев­ра­ля 1918 го­да (по ста­ро­му сти­лю) на­чал­ся обыск. Отец Па­вел был аре­сто­ван. Пья­ные сол­да­ты уве­ли его на лед ре­ки Той­мы и рас­ст­ре­ля­ли в ночь с 13 на 14 фев­ра­ля.
На сле­ду­ю­щее утро, 14 фев­ра­ля (27 фев­ра­ля по но­во­му сти­лю), ко­г­да весть о смер­ти про­то­и­ерея Пав­ла Дер­но­ва еще не до­шла до его се­мьи, трое его сы­но­вей от­пра­ви­лись на по­ис­ки от­ца и бы­ли аре­сто­ва­ны сол­да­та­ми. Оче­вид­цы сви­де­тельство­ва­ли, что по до­ро­ге к ме­сту каз­ни они во все­услы­ша­ние ис­по­ве­до­ва­ли пра­во­слав­ную ве­ру. Бра­тья Дер­но­вы бы­ли выве­де­ны под го­род­скую дам­бу и там рас­ст­ре­ля­ны из ру­жей с раз­рыв­ны­ми пу­ля­ми, при­чем ка­ра­те­ли бес­по­ря­доч­но ст­ре­ля­ли в мо­ло­дых лю­дей и за­тем до­би­ва­ли их шты­ка­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-dernov

☦️
Священномученик Они́сим (Пылаев), Тульский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Они­сим ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1872 го­да в де­ревне Мар­ко­во Бе­ло­зер­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Вла­ди­ми­ра Пы­ла­е­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ми­ха­и­лом. В 1896 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал слу­жить пса­лом­щи­ком в кре­пост­ной церк­ви в го­ро­де Кар­се. В 1904 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен свя­щен­ни­ком 4-го стрел­ко­во­го пол­ка. В 1904 го­ду на­ча­лась вой­на Рос­сии с Япо­ни­ей, и 4-й стрел­ко­вый полк дол­жен был от­прав­лять­ся на фронт в дей­ству­ю­щую ар­мию. Отец Ми­ха­ил от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к на­чав­шей­ся войне, счи­тал, что для на­ро­да непо­нят­ны смысл и за­да­чи вой­ны и уже по­это­му по­след­ствия ее мо­гут ока­зать­ся тя­же­лы­ми. Сво­их взгля­дов он не скры­вал, и на­чаль­ство ото­зва­ло его с фрон­та, на­зна­чив свя­щен­ни­ком 37-го Ека­те­рин­бург­ско­го пол­ка. Но ко­гда на­ча­лась вой­на 1914 го­да, он вме­сте с пол­ком от­пра­вил­ся на фронт и про­шел со сво­ей паст­вой — сол­да­та­ми — всю вой­ну. Был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В ян­ва­ре 1918 го­да отец Ми­ха­ил при­е­хал в Ниж­ний Нов­го­род; на­чи­на­лась граж­дан­ская вой­на, и его мо­би­ли­зо­ва­ли в Крас­ную ар­мию, где он был сна­ча­ла пись­мо­во­ди­те­лем 1-й брига­ды, а за­тем каз­на­че­ем Ни­же­го­род­ской ди­ви­зии, ко­то­рая сна­ча­ла бы­ла от­прав­ле­на на Юж­ный фронт, а за­тем на Се­вер­ный; здесь он про­был до ав­гу­ста 1919 го­да. В 1919 го­ду отец Ми­ха­ил был на­зна­чен пред­се­да­те­лем лик­ви­да­ци­он­ной ко­мис­сии 11-й Ни­же­го­род­ской стрел­ко­вой ди­ви­зии и вы­был к ме­сту ее фор­ми­ро­ва­ния в Ниж­ний Нов­го­род. По окон­ча­нии дел, свя­зан­ных с ро­спус­ком ди­ви­зии, он по­сту­пил на служ­бу в во­ен­ную гу­берн­скую кол­ле­гию в ка­че­стве управ­де­ла­ми.
В 1920 го­ду про­то­и­е­рей Ми­ха­ил по­дал про­ше­ние Ни­же­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ев­до­ки­му (Ме­щер­ско­му), в ко­то­ром пи­сал: «По­лу­чив при­гла­ше­ние от при­ход­ско­го со­ве­та Свя­то-Тро­иц­кой Верхне-По­сад­ской церк­ви за­нять ме­сто свя­щен­ни­ка Верхне-По­сад­ской церк­ви, остав­ше­е­ся ва­кант­ным по­сле смер­ти про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Фа­мин­ско­го, я со­гла­сил­ся, а по­то­му про­шу Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, ес­ли с Ва­шей сто­ро­ны не встре­ча­ет­ся пре­пят­ствий, на­зна­чить ме­ня на ука­зан­ное ме­сто». Отец Ми­ха­ил объ­яс­нил да­лее в про­ше­нии, что по­сколь­ку он и жи­вет в рай­оне это­го при­хо­да, и ему ча­сто при­хо­ди­лось слу­жить в этой церк­ви, то и с при­хо­дом он немно­го зна­ком.
Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Свя­то-Тро­иц­кую цер­ковь. Во вре­мя воз­ник­но­ве­ния в 1922 го­ду об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла, ко­гда об­нов­лен­цы про­яви­ли се­бя как ак­тив­ные про­тив­ни­ки пра­во­сла­вия, при­чем од­ним из цен­тров рас­ко­ла стал Ниж­ний Нов­го­род, в ко­то­ром ар­хи­епи­скоп Ев­до­ким воз­гла­вил об­нов­лен­че­ство, про­то­и­е­рей Ми­ха­ил стал энер­гич­ным про­тив­ни­ком рас­ко­ла, чем вы­звал нема­лую нена­висть у об­нов­лен­цев.

22 июня 1928 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Они­си­ма к трем го­дам за­клю­че­ния в Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре.

18 де­каб­ря 1935 го­да епи­скоп Они­сим был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

16 ап­ре­ля 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло епи­ско­па Они­си­ма к пя­ти го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.

11 ян­ва­ря 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и епи­скоп был пе­ре­ве­ден в тюрь­му в го­род Ар­хан­гельск. 13 ян­ва­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла вла­ды­ку к рас­стре­лу. Епи­скоп Они­сим (Пы­ла­ев) был рас­стре­лян 27 фев­ра­ля 1938 го­да в Ар­хан­гель­ске и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-onisim-pylaev

☦️
Священномученик Три́фон Родонежский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Три­фон Ро­до­неж­ский ро­дил­ся в 1873 го­ду. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук бо­го­про­тив­ных вла­стей 65-лет­не­му диа­ко­ну при­шлось при­нять 27 фев­ра­ля 1938 го­да.

Жития
Писание