⏳ 2022.02.21 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• 2я приуготовительная седмица (неделя) к Великому посту, о блудном сыне (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
21 февраля (8 февраля)
• прор. Захарии Серповидца (ок. 520 до РХ)
• вмч. Феодора Стратилата (319)
• свт. Саввы II Сербского (1271)
• сщмчч. Симеона (Кульгавца), Андрея (Добрынина), Сергия (Любомудрова), Петра (Маркова) (1938)
• сщмч. Александра (Абиссова) (1942)


☦️
Пророк Заха́рия Серповидец.
Про­рок За­ха­рия Сер­по­ви­дец из 12-ти ма­лых про­ро­ков про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ле­ви­и­на, в кни­ге Нее­мии на­зван гла­вою свя­щен­ни­че­ско­го ро­да. Он был с юно­ше­ско­го воз­рас­та при­зван к про­ро­че­ско­му слу­же­нию и стал, по див­но­му сло­ву цер­ков­но­го пес­но­пе­ния, «зри­те­лем пре­мир­ных ви­де­ний». Имен­но в кни­ге про­ро­ка За­ха­рии со­дер­жат­ся вдох­но­вен­ные по­дроб­но­сти о при­ше­ствии Мес­сии (Зах.6:12), о по­след­них днях зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, о вхо­де Гос­под­нем в Иеру­са­лим на мо­ло­дом осле (Зах.9:9), о пре­да­нии Гос­по­да за 30 среб­ре­ни­ков и по­куп­ке на них зем­ли гор­шеч­ни­ка (Зах.11:12-13), о про­бо­де­нии реб­ра Спа­си­те­ля (Зах.12:10), о рас­се­я­нии апо­сто­лов из Геф­си­ман­ско­го са­да (Зах.13:7), о за­тме­нии солн­ца во вре­мя крест­ных стра­да­ний Спа­си­те­ля (Зах.14:6-7). «Весь выш­ний за­ря­ми про­све­щен», про­рок За­ха­рия «бу­ду­щая ви­дел яко су­щая». Со­глас­но пре­да­нию, этот «ис­тин­ней­ший бо­го­гла­голь­ник» до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­хо­ро­нен неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, ря­дом со сво­им зна­ме­ни­тым совре­мен­ни­ком и спо­движ­ни­ком про­ро­ком Аг­ге­ем. Сво­им про­зва­ни­ем «Сер­по­ви­дец» За­ха­рия обя­зан од­но­му из быв­ших ему от­кро­ве­ний, в ко­то­ром он ви­дел ле­тя­щий по воз­ду­ху сви­ток, изо­гнув­ший­ся на­по­до­бие угро­жа­ю­ще­го сер­па (Зах.5:1-2).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/138

☦️
Великомученик Фео́дор Стратилат, Гераклийский.
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти в 319 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом. В до­слов­ном пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во «стра­ти­лат» озна­ча­ет «вы­со­кий во­ин», в ли­те­ра­тур­ном пе­ре­во­де – «во­е­во­да», «во­е­на­чаль­ник». Про­ис­хо­дил свя­той Фе­о­дор из го­ро­да Ев­ха­и­ты, ныне Мар­си­ан на се­ве­ре Ма­ло­ази­ат­ско­го на­го­рья в Тур­ции. Бла­гая весть свя­то­го Еван­ге­лия в эти ме­ста при­не­се­на еще в апо­столь­ские вре­ме­на.
Свя­той Фе­о­дор был на­де­лен от Гос­по­да мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Его вы­де­ля­ли сре­ди окру­жа­ю­щих при­род­ная кра­со­та, ве­ли­ко­душ­ное серд­це, глу­бо­кое по­зна­ние хри­сти­ан­ских ис­тин, муд­рость и крас­но­ре­чие. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла мно­гим из­вест­на по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­ты. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, ни­ко­му ни­че­го не го­во­ря, взяв с со­бой свое обыч­ное ору­жие и имея на гру­ди крест, дви­нул­ся в путь. До­е­хав до по­ля вбли­зи про­па­сти, где жил змей во­ин Хри­стов слез с ко­ня и лег от­дох­нуть. В этих ме­стах про­жи­ва­ла некая бла­го­че­сти­вая же­на по име­ни Ев­се­вия. Она бы­ла пре­клон­ная ле­та­ми. За несколь­ко лет пе­ред этим она ис­про­си­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Фе­до­ра Ти­ро­на, несго­рев­шее на ко­ст­ре во вре­мя каз­ни, по­греб­ла его око­ло сво­е­го до­ма и каж­дый год празд­но­ва­ла его па­мять в день пре­став­ле­ния 17 фев­ра­ля (2 мар­та). Бла­го­че­сти­вая Ев­се­вия, уви­дев спя­ще­го во­и­на Хри­сто­ва Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, раз­бу­ди­ла его и пы­та­лась убе­дить уй­ти из этих мест, чтобы не по­стра­дать от змея. Му­же­ствен­ный во­ин Хри­стов Фе­о­дор от­ве­чал ей: «Отой­ди и стань по­даль­ше от ме­ста се­го, и ты уви­дишь си­лу Хри­ста мо­е­го». Жен­щи­на ото­шла и ста­ла мо­лить­ся к Спа­си­те­лю о да­ро­ва­нии по­бе­ды сме­ло­му во­и­ну. Об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду и свя­той Фе­о­дор: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, вос­си­яв­ший от От­че­го Су­ще­ства, по­мо­гав­ший мне в бит­вах и да­вав­ший по­бе­ду на со­про­тив­ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос­по­ди Хри­сте Бо­же, по­шли мне по­бе­ду с вы­со­ты Тво­ей свя­той». Свя­той Фе­о­дор по­бе­дил чу­до­ви­ще, про­сла­вив сре­ди лю­дей имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­ро­де Ге­рак­лее близ Чер­но­го мо­ря, неда­ле­ко от Ев­ха­ит. Здесь свя­той Фе­о­дор со­че­тал от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая ве­ра, под­креп­лен­ная лич­ным хри­сти­ан­ским при­ме­ром, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ных при­вы­чек. В ре­зуль­та­те по­чти все жи­те­ли Ге­рак­леи при­ня­ли хри­сти­ан­ство.
В это вре­мя на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на хри­сти­ан. Им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324 гг.), умерт­вив­ший со­рок му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, об­ру­шил свои го­не­ния не на про­стой на­род, а на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых ви­дел се­рьез­ную угро­зу для от­ми­рав­ше­го язы­че­ства. Про­слы­шав о храб­ром во­е­на­чаль­ни­ке, им­пе­ра­тор за­хо­тел его уви­деть и по­слал за ним сво­их при­бли­жен­ных. Свя­той Фе­о­дор при­нял по­слов с че­стью, но не хо­тел остав­лять сво­е­го го­ро­да. Пред­ви­дя на­ме­ре­ния им­пе­ра­то­ра, му­че­ник Хри­стов хо­тел по­стра­дать в сво­ем го­ро­де, по­это­му он от­ве­тил им­пе­ра­то­ру, что не мо­жет сей­час по­ки­нуть Ге­рак­лию и про­сит его по­жа­ло­вать к нему. На­ка­нуне при­бы­тия нече­сти­во­го пра­ви­те­ля свя­той Фе­о­дор удо­сто­ил­ся чу­дес­но­го ви­де­ния. Во вре­мя мо­лит­вы он вдруг уви­дел се­бя в хра­ме, кры­ша ко­то­ро­го раз­верз­лась, над хра­мом вос­си­ял небес­ный свет и раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай, Фе­о­дор, Я с то­бою!». Укреп­лен­ный ви­де­ни­ем, свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся к Гос­по­ду с го­ря­чей мо­лит­вой, про­ся Его укре­пить свои си­лы для пред­сто­я­ще­го по­дви­га. Им­пе­ра­тор при­е­хал, за­хва­тив с со­бой зо­ло­тых и се­реб­ря­ных идо­лов. Он бла­го­склон­но от­нес­ся к свя­то­му Фе­о­до­ру, хва­лил его за хо­ро­шее управ­ле­ние го­ро­дом и по­ве­лел ему при­не­сти пе­ред на­ро­дом жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил им­пе­ра­то­ра оста­вить идо­лов на ночь в сво­ем до­ме. Им­пе­ра­тор со­гла­сил­ся. За­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на мно­гие ча­сти и раз­дал ку­соч­ки зо­ло­та и се­реб­ра ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и на об­лом­ках язы­че­ства утвер­ждал за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия. Му­че­ник Хри­стов по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра был схва­чен, и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Му­чи­те­ли би­ли его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и оло­вян­ны­ми пру­тья­ми, тер­за­ли его те­ло гвоз­дя­ми и па­ли­ли ог­нем. Все это свя­той му­че­ник пе­ре­но­сил с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем и толь­ко по­вто­рял: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш!» По­сле му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в тем­ни­цу, и пять дней про­дер­жа­ли там без пи­щи и во­ды, а за­тем ис­тер­зан­но­го свя­то­го при­гвоз­ди­ли к кре­сту и оста­ви­ли на ночь. Му­чи­те­ли на­де­я­лись, что он умрет но­чью на кре­сте. Од­на­ко Гос­подь ре­шил про­сла­вить сво­е­го свя­то­го пе­ред все­ми жи­те­ля­ми Ге­рак­лии. Утром во­и­ны, участ­во­вав­шие в каз­ни уви­де­ли свя­то­го му­че­ни­ка жи­вым и невре­ди­мым. Убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Му­че­ник Фе­о­дор удер­жал жи­те­лей и во­и­нов, уве­ро­вав­ших во Хри­ста от мя­те­жа, го­во­ря им: «Пе­ре­стань­те воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на кре­сте, удер­жи­вал ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Му­че­ник Хри­стов доб­ро­воль­но от­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей. Идя на казнь, свя­той од­ним сло­вом от­кры­вал две­ри тем­ниц и осво­бож­дал уз­ни­ков. Жи­те­ли Ге­рак­лии, при­ка­сав­ши­е­ся к его одеж­де, ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. Пе­ред тем как пре­дать се­бя в ру­ки па­ла­ча, му­че­ник Фе­о­дор за­ве­щал по­хо­ро­нить свое те­ло в Ев­ха­и­тах в име­нии ро­ди­те­лей. Сво­е­му слу­ге Уа­ру при­ка­зал за­пи­сать все му­че­ния, ко­то­рым он был под­верг­нут, для на­зи­да­ния бу­ду­щих по­ко­ле­ний хри­сти­ан. За­тем му­че­ник Хри­стов дол­го мо­лил­ся и, на­ко­нец, про­из­не­ся сло­во «аминь», пре­кло­нил под меч свою чест­ную и свя­тую гла­ву. Казнь со­вер­ши­лась 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да в суб­бо­ту, в тре­тий час дня. На­род ока­зал ве­ли­кие по­че­сти свя­тым остан­кам му­че­ни­ка. 8 (21) июня то­го же го­да они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Ев­ха­и­ты. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния те­ла свя­то­го и уже в са­мом го­ро­де со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са во сла­ву Хри­ста Бо­га, Ему же со От­цем и Свя­тым Ду­хом, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат, вер­ный до смер­ти Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, бес­страш­ный и жерт­вен­ный во­е­на­чаль­ник, храб­рый сол­дат, из­древ­ле по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель пра­во­слав­но­го во­ин­ства.
В па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та стро­и­лись хра­мы во всех пра­во­слав­ных стра­нах. По мо­лит­вам к нему, от Его икон со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са. Так свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (599 г.) и Иоанн Да­мас­кин (ок. 780 г.) упо­ми­на­ют о чу­де, про­изо­шед­шем в хра­ме Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та неда­ле­ко от Да­мас­ка в ме­стеч­ке Кар­са­та в Си­рии. Ко­гда эти ме­ста бы­ли за­хва­че­ны са­ра­ци­на­ми, храм был ра­зо­рен и в даль­ней­шем под­верг­ся осквер­не­нию. В зда­нии по­се­ли­лись са­ра­ци­ны. Од­на­жды один из них, взяв лук, пу­стил стре­лу в на­пи­сан­ное крас­ка­ми на стене изо­бра­же­ние свя­то­го Фе­о­до­ра. Стре­ла по­па­ла в пра­вое пле­чо свя­то­го, и тот­час по стене по­тек­ла струй­ка жи­вой кро­ви. Нече­стив­цы уди­ви­лись это­му, но храм не по­ки­ну­ли. Все­го в церк­ви про­жи­ва­ло око­ло два­дца­ти се­мейств. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни, все они скон­ча­лись по неиз­вест­ной при­чине. Мор на­пал на свя­то­тат­цев, в то вре­мя как их со­пле­мен­ни­ки, жив­шие вне хра­ма, не по­стра­да­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/137

☦️
Святитель Са́вва II Сербский, архиепископ.
Пре­ди­слав, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Сав­ва II, ро­дил­ся око­ло 1200 го­да и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го серб­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В то вре­мя как его стар­шие бра­тья Ра­до­слав, Вла­ди­слав и Урош по оче­ре­ди вла­де­ли Сер­би­ей, Пре­ди­слав, пре­не­бре­гая мир­ской вла­стью и ве­ли­чи­ем, от юно­сти по­сле­до­вал по сто­пам сво­е­го дя­ди – свя­ти­те­ля Сав­вы.
Как и его пред­ше­ствен­ни­ки на пер­во­свя­ти­тель­ском пре­сто­ле Серб­ской Церк­ви, он сна­ча­ла под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне, от­ку­да со­вер­шил па­лом­ни­че­ство на Свя­тую зем­лю. «В Иеру­са­лим бо ше­ство­вав по­кло­ни­ти­ся Гро­бу Гос­под­ню и ви­де­тель бы­ти всем страс­тем Его. Та­мо бо мно­го вре­ме пре­про­во­див и па­ки воз­вра­ти­ся», – го­во­рит­ся в его жи­тии.
Со вре­ме­нем хи­лан­дар­ский мо­нах Сав­ва был из­бран епи­ско­пом Холм­ским с ка­фед­рой в Стоне. От­сю­да он впо­след­ствии пе­ре­нес епи­скоп­скую ре­зи­ден­цию в цер­ковь свя­то­го Пет­ра на Ли­ме. Из­вест­но, что по­сле втор­же­ния бол­гар и ра­зо­ре­ния церк­ви свя­то­го Пет­ра со­сто­ял­ся со­бор, на ко­то­ром вме­сте с ко­ро­лем Уро­шем и ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем при­сут­ство­вал и Холм­ский епи­скоп Сав­ва. Точ­ная да­та это­го со­бо­ра неиз­вест­на, но упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Лим­ской гра­мо­те, от­но­ся­щей­ся к пе­ри­о­ду с 1254 по 1263 гг.
По­сле пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Ар­се­ния (1233–1263) свя­той Сав­ва был из­бран тре­тьим по сче­ту Серб­ским ар­хи­епи­ско­пом и оста­вал­ся у цер­ков­но­го кор­ми­ла в те­че­ние се­ми лет до са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны. По сло­вам сво­е­го био­гра­фа, Сав­ва II имел осо­бое по­пе­че­ние о со­блю­де­нии древ­них пра­вил «свя­тых апо­сто­лов и бо­го­нос­ных от­цов» и управ­лял Серб­ской Цер­ко­вью с ве­ли­кой пре­дан­но­стью и лю­бо­вью. Он ни­ко­гда не за­бы­вал о том, что обя­за­тель­но бу­дет нести от­вет за дан­ный ему та­лант и неослаб­но за­бо­тил­ся о Бо­гом да­ро­ван­ной ему пастве ста­да Хри­сто­ва.
Свя­ти­тель ото­шел ко Гос­по­ду 8 фев­ра­ля 1271 го­да в Пе­чи и был по­хо­ро­нен здесь же в хра­ме Свя­тых апо­сто­лов. Нетлен­ные мо­щи свя­то­го ис­то­ча­ли бла­го­уха­ние и по­да­ва­ли ис­це­ле­ния при­те­ка­ю­щим к ним.
Жи­тие свя­ти­те­ля Сав­вы II при­над­ле­жит пе­ру од­но­го из уче­ни­ков Да­ни­и­ла Стар­ше­го и бы­ло со­став­ле­но до 1330 го­да. В жи­тии го­во­рит­ся, что мо­щи свя­то­го по­чи­ва­ют в Пе­чи, «иде­же все­леп­но и еже­час­но по­ми­на­ет­ся до­ныне, и есть па­мять его пре­став­ле­ния ме­ся­ца фев­ра­ля в вось­мой день». В 1861 го­ду мит­ро­по­лит Серб­ский Ми­ха­ил (Йо­ва­но­вич) со­ста­вил и из­дал служ­бу это­му свя­то­му.
На фрес­ках в мо­на­сты­рях Сту­де­ни­ца, Ари­лье, Со­по­ча­ны и Ора­хо­ви­ца со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния свя­ти­те­ля Сав­вы II, а в Печ­ском мо­на­сты­ре над его гроб­ни­цей на­хо­дит­ся изо­бра­же­ние его успе­ния. Лик это­го свя­то­го мы так­же на­хо­дим в ло­зе Нема­ни­чей в Гра­ча­ни­це, Пе­чи и Де­ча­нах. Па­мять свя­то­го празд­ну­ет­ся 8/21 фев­ра­ля.

☦️
Священномученик Симео́н Кульгавец, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он ро­дил­ся 2 фев­ра­ля 1882 го­да в по­са­де Ло­ма­зы Бель­ско­го уез­да Сед­лец­кой гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Де­мья­на Куль­гав­ца. Отец умер, ко­гда Се­ме­ну бы­ло три го­да. Се­мья бы­ла бед­ная, средств по­сле от­ца не оста­лось, и мать ста­ла ра­бо­тать по най­му. Се­мен окон­чил шко­лу пса­лом­щи­ков и слу­жил пса­лом­щи­ком в церк­ви в Бель­ском уез­де.
В 1915 го­ду, при за­ня­тии нем­ца­ми Холм­ской гу­бер­нии, Се­мен Де­мья­но­вич вы­ехал в Цен­траль­ную Рос­сию и был при­нят как бе­же­нец в Ни­ко­ло-Пеш­нош­ском мо­на­сты­ре Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии и про­жил здесь год. С 1917 по 1922 год он слу­жил в Москве ми­ли­ци­о­не­ром.
В 1922 го­ду он по­дал про­ше­ние ар­хи­ерею и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к хра­му в се­ле Ду­ло­во Кор­чев­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти, а в 1925 го­ду пе­ре­ве­ден в цер­ковь се­ла Ору­дье­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1930 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в том же го­ду во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Якоть Дмит­ров­ско­го рай­о­на.
18 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Си­мео­на по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Сви­де­те­ли по­ка­за­ли, буд­то свя­щен­ник го­во­рил: «Вы­шла но­вая кон­сти­ту­ция, а на Цер­ковь го­не­ния не пре­кра­ти­лись, опять за­кры­ва­ют церк­ви и ни за что за­би­ра­ют по­пов; го­во­рят, Цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства, а на­ло­ги со­вет­ская власть с по­пов бе­рет».
— Ка­кую цель вы пре­сле­до­ва­ли, вы­ез­жая из Поль­ши в Рос­сию в 1915 го­ду? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Си­мео­на.
— У ме­ня ни­ка­кой це­ли не бы­ло, при­шлось вы­ехать по необ­хо­ди­мо­сти, так как на­ша мест­ность бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на нем­ца­ми, и я от­ту­да вы­ехал как бе­же­нец.
— При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
— Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник, и на этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны.
11 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Си­ме­он Куль­га­вец был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Андре́й Добрынин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1874 го­да в се­ле Рож­де­стве­но-Про­зо­ро­во Мо­лог­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ни­ко­лая Доб­ры­ни­на. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и впо­след­ствии слу­жил в хра­ме в се­ле Пре­чи­стое-На­у­мо­во Да­ни­лов­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным Да­ни­лов­ско­го окру­га.
В но­яб­ре 1937 го­да свя­щен­ни­ки Да­ни­лов­ско­го окру­га бы­ли аре­сто­ва­ны; во вре­мя след­ствия неко­то­рые из них под­пи­са­ли про­то­ко­лы, в ко­то­рых го­во­ри­лось, что про­то­и­е­рей Ан­дрей Доб­ры­нин был вдох­но­ви­те­лем и воз­гла­ви­те­лем контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской груп­пы.
21 ян­ва­ря 1938 го­да на­хо­див­ший­ся под след­стви­ем в тюрь­ме свя­щен­ник, слу­жив­ший в Да­ни­лов­ском рай­оне, Все­во­лод Дер­жа­вин на­пи­сал сле­до­ва­те­лям за­яв­ле­ние, что 12 мар­та 1937 го­да он был за­вер­бо­ван в контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу бла­го­чин­ным про­то­и­е­ре­ем Ан­дре­ем Доб­ры­ни­ным, ко­то­рый кро­ме него за­вер­бо­вал в ту же груп­пу еще ше­сте­рых че­ло­век. Он по­ка­зал, что про­то­и­е­рей Ан­дрей про­ти­во­дей­ство­вал ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти при сня­тии ко­ло­ко­лов с цер­ков­ной ко­ло­коль­ни, «ор­га­ни­зо­вал для это­го груп­пу ве­ру­ю­щих, ко­то­рые ока­за­ли со­про­тив­ле­ние в мо­мент сня­тия ко­ло­ко­лов в 1936 го­ду, а од­на фа­на­тич­ка из де­рев­ни Ра­до­во по его ука­за­нию взя­ла у него клю­чи, за­пер­лась на ко­ло­кольне, где под­ня­ла крик, а сам Доб­ры­нин в этот мо­мент скрыл­ся у этой же фа­на­тич­ки в де­ревне Ра­до­во. В ве­чер­нее вре­мя Доб­ры­нин устра­и­вал все­нощ­ные, где сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих вел аги­та­цию в том смыс­ле, что ло­зунг сде­лать кол­хо­зы боль­ше­вист­ски­ми, а кол­хоз­ни­ков за­жи­точ­ны­ми неосу­ще­ствим».
28 ян­ва­ря 1938 го­да про­то­и­е­рей Ан­дрей был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Да­ни­ло­ве. 10 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Уже по­сле при­го­во­ра трой­ки, 17 фев­ра­ля, про­то­и­е­рей Ан­дрей в пер­вый раз был до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник и вдох­но­ви­тель контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской груп­пы, су­ще­ство­вав­шей в Да­ни­лов­ском рай­оне. Вы при­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил его сле­до­ва­тель.
— Нет, участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не был и о су­ще­ство­ва­нии та­кой не слы­хал, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся по­ка­за­ние Дер­жа­ви­на. Вы под­твер­жда­е­те это?
— По­ка­за­ние Дер­жа­ви­на я от­ри­цаю.
— Факт по­пыт­ки устро­ить по­ли­ти­че­ский экс­цесс во вре­мя сня­тия ко­ло­ко­лов с ко­ло­коль­ни на­у­мов­ской церк­ви, ис­поль­зо­вав для это­го ре­ли­ги­оз­ную фа­на­тич­ку, за­пер­шу­ю­ся в церк­ви, вы то­же от­ри­ца­е­те?
— Ни­ка­кой по­пыт­ки про­ти­во­дей­ство­вать сня­тию ко­ло­ко­лов с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, и на ока­за­ние со­про­тив­ле­ния сня­тию ко­ло­ко­лов я ни­ко­го не под­би­вал. Как ока­за­лась граж­дан­ка из де­рев­ни Ра­до­во за­пер­тою в церк­ви, я не знаю. Лич­но ме­ня во вре­мя сня­тия ко­ло­ко­лов в се­ле На­у­мо­во не бы­ло.
— А факт устрой­ства ве­чер­них бо­го­слу­же­ний на квар­ти­ре у этой же граж­дан­ки из де­рев­ни Ра­до­во, на ко­то­рых сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих вы ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, вы то­же от­ри­ца­е­те?
— Устрой­ство ве­чер­них бо­го­слу­же­ний я не от­ри­цаю, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди со­брав­ших­ся ве­ру­ю­щих я не вел.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния Со­фий­ско­го. Что вы мо­же­те ска­зать те­перь?
— Я не от­ри­цаю то­го, что я Со­фий­ско­му вы­ска­зы­вал недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим по­ло­же­ни­ем, что жить ста­ло тя­же­ло, до­хо­дов в церк­ви не ста­ло, но ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел и в контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу Со­фий­ско­го не вер­бо­вал.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния Рас­тор­гу­е­ва. Что вы мо­же­те ска­зать на это?
— Рас­тор­гу­ев по­ка­зы­ва­ет на ме­ня лож­но.
В тот же день сле­до­ва­те­ли устро­и­ли оч­ную став­ку меж­ду про­то­и­е­ре­ем Ан­дре­ем и свя­щен­ни­ком Со­фий­ским, ко­то­рый под­твер­дил дан­ные им на след­ствии лже­сви­де­тель­ства. Вы­слу­шав их, отец Ан­дрей ска­зал: «Я под­твер­ждаю, что при встре­че с Со­фий­ским я дей­стви­тель­но вы­ска­зы­вал недо­воль­ство су­ще­ству­ю­щим стро­ем и жа­ло­вал­ся на свое пло­хое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние. Осталь­ные фак­ты, по­ка­зан­ные Со­фий­ским, я от­ри­цаю».
Про­то­и­е­рей Ан­дрей Доб­ры­нин был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Се́ргий Любомудров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 июля 1878 го­да в се­ле Мыш­цы Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Лю­бо­муд­ро­ва. В 1899 го­ду, окон­чив три клас­са Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в со­бо­ре в го­ро­де Прон­ске. В 1906 го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Суш­ко­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а в 1916 го­ду — во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му. Здесь он про­слу­жил до аре­ста. По­след­ний раз отец Сер­гий слу­жил в хра­ме 3 фев­ра­ля 1938 го­да, а 6 фев­ра­ля был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне.
Пред­се­да­тель Суш­ков­ско­го сель­со­ве­та дал по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД справ­ку, в ко­то­рой на­пи­сал, что свя­щен­ник ве­дет в се­ле контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию о том, что ком­му­ни­сты за­кры­ва­ют церк­ви; ве­ру­ю­щим кол­хоз­ни­кам свя­щен­ник го­во­рил, чтобы они схо­ди­ли в сель­со­вет и по­про­си­ли для него раз­ре­ше­ние на хож­де­ния по до­мам кре­стьян с мо­леб­на­ми. Кро­ме то­го, от­ца Сер­гия об­ви­ня­ли в том, что, ко­гда в 1937 го­ду умер жив­ший в се­ле Суш­ко­во на по­кое епи­скоп Фе­о­до­сий (Га­ниц­кий), он при­гла­сил дру­гих свя­щен­ни­ков и на­род на по­гре­бе­ние ар­хи­пас­ты­ря.
Сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая от­ца Сер­гия в те­че­ние двух дней по­сле аре­ста, вдруг за­явил:
— В ав­гу­сте 1937 го­да вы устра­и­ва­ли в се­ле Суш­ко­во по­хо­ро­ны умер­ше­му ар­хи­ерею Га­ниц­ко­му. Рас­ска­жи­те об этом.
— Ар­хи­ерей Иван Фе­до­ро­вич Га­ниц­кий, ко­то­ро­му бы­ло око­ло вось­ми­де­ся­ти лет, слу­жил рань­ше в го­ро­де Ко­ломне, а го­да три на­зад, при­быв из ссыл­ки, по­се­лил­ся в се­ле Суш­ко­во. Он умер в пер­вых чис­лах мая, хо­ро­нил его я, как при­ход­ской свя­щен­ник; о его смер­ти я ни­ко­го не из­ве­щал и на­се­ле­нию не го­во­рил… Все­го из ду­хо­вен­ства бы­ло на по­хо­ро­нах пять че­ло­век. По­вто­ряю, ду­хо­вен­ство я не со­би­рал и на­род не опо­ве­щал.
— Сколь­ко при­мер­но бы­ло лю­дей во вре­мя обед­ни и на по­хо­ро­нах?
— На по­хо­ро­нах ар­хи­ерея и во вре­мя обед­ни бы­ло при­мер­но сто пять­де­сят че­ло­век.
— По ма­те­ри­а­лам след­ствия, вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи, что по­кой­ный ар­хи­ерей был свя­той, — вер­но это?
— Нет, та­ких слу­хов я не рас­про­стра­нял.
— Сколь­ко все­го па­ни­хид вы от­слу­жи­ли на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го?
— Я от­слу­жил на мо­ги­ле ар­хи­ерея Га­ниц­ко­го при­мер­но пять­де­сят па­ни­хид. Слу­жил и в церк­ви, и на мо­ги­ле.
— Вы ве­ру­ю­щих аги­ти­ро­ва­ли за то, чтобы они тре­бо­ва­ли раз­ре­ше­ния сель­со­ве­та про­из­во­дить вам под­вор­ный об­ход с мо­леб­на­ми?
— В 1936 го­ду я сам по­шел в сель­со­вет в Суш­ко­ве с прось­бой раз­ре­шить мне слу­жить по при­хо­ду, но мне от­ве­ти­ли, что нель­зя. Ко­гда я со­слал­ся на ста­тью кон­сти­ту­ции, то мне под­твер­ди­ли, что нель­зя. Я по­шел в со­сед­ний сель­со­вет с этим же во­про­сом, но и там мне ска­за­ли то же са­мое. Не удо­вле­тво­рен­ный этим, я по­шел к про­ку­ро­ру с этим же во­про­сом, но тот мне от­ве­тил, что без раз­ре­ше­ния хо­дить нель­зя, — я и не хо­дил. А пе­ред ма­ем 1937 го­да цер­ков­ный ста­ро­ста спро­сил ме­ня, пой­ду ли я по при­хо­ду. Я ему от­ве­тил, что ес­ли сель­со­вет раз­ре­шит, то пой­ду. Ста­ро­ста по­шел в сель­со­вет, но ему раз­ре­ше­ния не да­ли. Боль­ше ни­кто не хо­дил и я ни­ко­го не по­сы­лал.
— Вы всю свою жизнь по­свя­ти­ли слу­же­нию в церк­вях по убеж­де­нию или из ма­те­ри­аль­ных вы­год? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Я слу­жу в церк­ви в со­от­вет­ствии со сво­и­ми убеж­де­ни­я­ми, — от­ве­тил отец Сер­гий.
— Вам из­вест­но, что ре­ли­гия, ко­то­рую вы про­по­ве­до­ва­ли, есть дур­ман для на­ро­да?
— Ре­ли­гию я дур­ма­ном для на­ро­да не счи­таю.
— Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что в мае 1937 го­да ве­ли аги­та­цию, что ар­хи­ерей Га­ниц­кий свя­той, ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вые по­хо­ро­ны и па­ни­хи­ды по по­кой­но­му свя­то­му ар­хи­ерею, уго­ва­ри­ва­ли на­род, чтобы тот брал в сель­со­ве­те раз­ре­ше­ние на об­ход по при­хо­ду с мо­леб­на­ми, что вы ру­га­ли ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства, вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да и аги­ти­ро­ва­ли про­тив со­вет­ской вла­сти на­се­ле­ние?
— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти сре­ди на­се­ле­ния не вел, ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства не ру­гал, вра­гов на­ро­да не вос­хва­лял и на­се­ле­ние за раз­ре­ше­ни­ем на об­ход при­хо­да в сель­со­вет не на­прав­лял.
8 фев­ра­ля след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 16 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Лю­бо­муд­ров был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Петр Марков, пресвитер.
Петр Ива­но­вич Мар­ков ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря (по дру­гим дан­ным 14 ав­гу­ста) 1881 го­да в се­ле Се­чен­ки Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в мно­го­дет­ной се­мье пса­лом­щи­ка. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Дон­ском ду­хов­ном учи­ли­ще (год окон­ча­ния 1897) и Мос­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую он окон­чил в 1904 го­ду. Уже в сле­ду­ю­щем, 1905 го­ду, Петр Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и на­чал слу­жить в церк­ви се­ла Ма­ла­хов­ка Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В этой церк­ви отец Петр про­слу­жил всю свою жизнь, бу­дучи все­гда окру­жен лю­бя­щи­ми детьми — род­ны­ми и ду­хов­ны­ми (у о. Пет­ра и ма­туш­ки бы­ло 9 че­ло­век де­тей, а паства очень лю­би­ла сво­е­го на­став­ни­ка). В 1930 го­ду свя­щен­ни­ка аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в «невы­пол­не­нии твер­до­го за­да­ния по хле­бо­за­го­тов­кам». На этот раз вла­сти огра­ни­чи­лись от­но­си­тель­но лег­ким при­го­во­ром: 3 неде­ли ис­пра­ви­тель­ных ра­бот и штраф 2000 руб­лей. Вый­дя на сво­бо­ду, отец Петр про­дол­жил сужить в Ма­ла­хов­ке. 22 ян­ва­ря 1938 го­да по­сле­до­вал вто­рой и по­след­ний арест. Об­ви­не­ние в «котр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции по­встан­че­ско­го ха­рак­те­ра» су­ди­лось по ста­тье 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
При­ве­дем вы­пис­ку из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «Мар­ков П.И., близ­кий при­я­тель свя­щен­ни­ка о. Сер­гия Цвет­ко­ва, аре­сто­ван­но­го за к/р де­я­тель­ность, бу­дучи крайне враж­деб­но на­стро­ен к ВКП(б) и Со­вет­ской вла­сти, сре­ди на­се­ле­ния с. Ко­ре­не­во про­во­дит к/р де­я­тель­ность, гра­ни­ча­щую с тер­ро­ри­сти­че­ски­ми на­ме­ре­ни­я­ми по от­но­ше­нию к ру­ко­во­ди­те­лям ВКП(б) и Со­вет­ской вла­сти, на­прав­лен­ную на под­рыв и свер­же­ние Со­вет­ской вла­сти. Мар­ков вы­ска­зы­вал кле­ве­ту на Со­вет­скую власть пе­ред кре­стья­на­ми: «Я вам го­во­рил, пра­во­слав­ные, еще в 1918 г., что вар­ва­ры-боль­ше­ви­ки за­ста­вят нас, пра­во­слав­ных, жить по-скот­ски, в од­ном са­рае,… да­вай­те друж­но бо­роть­ся про­тив ком­му­ни­стов…» Мар­ков вы­ска­зы­вал на­стро­е­ния по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра: «Ко­нец Со­вет­ской вла­сти неда­лек, власть ти­ра­нов-му­чи­те­лей рус­ско­го на­ро­да бу­дет ско­ро раз­гром­ле­на, Свя­щен­ное Пи­са­ние так­же об этом го­во­рит… Боль­ше­ви­ки са­ми се­бя ис­треб­ля­ют».
Отец Петр ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знал. По­сле­до­вал неми­ло­сти­вый при­го­вор: выс­шая ме­ра на­ка­за­ния. Отец Петр Мар­ков был рас­стре­лян 21 фев­ра­ля 1938 го­да на Бу­тов­ском по­ли­гоне. Жа­ло­ба о пе­ре­смот­ре де­ла, по­дан­ная до­че­рью о. Пет­ра Ве­рой Пет­ров­ной, бы­ла рас­смот­ре­на и от­кло­не­на 26 но­яб­ря 1939 го­да, ко­гда при­го­вор о рас­стре­ле уже дав­но был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Абиссов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 19 фев­ра­ля 1873 го­да в се­ле Мор­му­жи­но По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Афа­на­сия Ев­гра­фо­ви­ча Абис­со­ва и его су­пру­ги Клав­дии Ни­ко­ла­ев­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в Уг­лич­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем, окон­чив в 1896 го­ду Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах в се­лах Ор­ди­но в 1896 го­ду и Ива­нов­ское — с 1897 го­да.
В 1907 го­ду Алек­сандр Афа­на­сье­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в хра­ме в се­ле За­бо­ло­тье Ро­ма­но­во-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, Алек­сея Вос­кре­сен­ско­го На­деж­де; она бы­ла учи­тель­ни­цей Кри­вец­кой цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в Мыш­кин­ском уез­де. 19 фев­ра­ля 1908 го­да ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский Ти­хон (Бе­ла­вин) ру­ко­по­ло­жил Алек­сандра Афа­на­сье­ви­ча во диа­ко­на ко хра­му Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ское Мыш­кин­ско­го уез­да, а 24 фев­ра­ля то­го же го­да — во свя­щен­ни­ка к то­му же хра­му, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. В 1915 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен бла­го­чин­ным 4-го окру­га Мыш­кин­ско­го уез­да.
Из­ряд­ные по­зна­ния в об­ла­сти кре­стьян­ско­го хо­зяй­ство­ва­ния де­ла­ли от­ца Алек­сандра по­мощ­ни­ком пастве не толь­ко в ду­хов­ной об­ла­сти, но и в прак­ти­че­ской: он знал, ка­ким об­ра­зом луч­ше все­го хра­нить пше­ни­цу, чтобы она не гни­ла; он убе­дил кре­стьян за­во­дить па­се­ки и на­учил, как нуж­но уха­жи­вать за пче­ла­ми.
В 1934 го­ду отец Алек­сандр был аре­сто­ван, об­ви­нен в хи­ще­нии кол­хоз­ной соб­ствен­но­сти и при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки; вто­рич­но свя­щен­ник был аре­сто­ван 3 но­яб­ря 1937 го­да и об­ви­нен в ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­ных кле­вет­ни­че­ских слу­хов по адре­су со­вет­ской вла­сти. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его:
— Вы аре­сто­ва­ны за про­во­ди­мую ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным?
— Нет, я это от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми дан­ны­ми о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Пред­ла­га­ем пре­кра­тить за­пи­ра­тель­ство и дать след­ствию прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Нет, я это со­вер­шен­но от­ри­цаю и за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел и след­ствию даю толь­ко прав­ди­вые по­ка­за­ния.
Этим до­про­сом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и свя­щен­ник был пе­ре­ве­зен в тюрь­му в Яро­слав­ле.
5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. 15 ян­ва­ря 1938 го­да этап, в ко­то­ром на­хо­дил­ся отец Алек­сандр, при­был на стан­цию Тай­шет Ир­кут­ской об­ла­сти, где рас­по­ла­га­лось управ­ле­ние НКВД Озер­ла­га. По­сле ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния свя­щен­ник был при­знан ин­ва­ли­дом, не год­ным к физи­че­ско­му тру­ду, и от­прав­лен в Бу­шуй­ский от­дель­ный ла­гер­ный пункт, где со­дер­жа­лись ин­ва­ли­ды. При­быв на ме­сто 14 фев­ра­ля 1938 го­да, он был за­чис­лен чер­но­ра­бо­чим в штаб­ную стро­и­тель­ную ко­ман­ду Бу­шуй­ско­го ОЛП Амур­ско­го ИТЛ, в ко­то­ром за­клю­чен­ные за­ни­ма­лись стро­и­тель­ством вто­рых пу­тей Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли.
По­сле двух лет на­хож­де­ния в за­клю­че­нии отец Алек­сандр на­пи­сал жа­ло­бу на непра­вый при­го­вор, ко­то­рая бы­ла пе­ре­прав­ле­на на рас­смот­ре­ние в то же са­мое управ­ле­ние НКВД Яро­слав­ской об­ла­сти; свя­щен­ни­ку в осво­бож­де­нии бы­ло от­ка­за­но, и он был от­прав­лен еще даль­ше, в го­род Сво­бод­ный Амур­ской об­ла­сти.
1 июля 1939 го­да свя­щен­ник был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу и до 14 фев­ра­ля 1941 го­да со­сто­ял ра­бо­чим при боль­ни­це. В это вре­мя со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло на­столь­ко тя­же­лым, что, по сви­де­тель­ству вра­ча, свя­щен­ник сам «нуж­дал­ся в по­сто­рон­нем ухо­де». 19 фев­ра­ля 1942 го­да отец Алек­сандр, как тя­же­ло боль­ной, был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу. Свя­щен­ник Алек­сандр Абис­сов скон­чал­ся в боль­ни­це ла­ге­ря в го­ро­де Сво­бод­ный 21 фев­ра­ля 1942 го­да и 24 фев­ра­ля был по­гре­бен на ла­гер­ном клад­би­ще.

Жития
Писание