⏳ 2022.02.18 (пт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• 1я приуготовительная седмица (неделя) к Великому посту (сплошная) (глас 1й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
18 февраля (5 февраля)
• мц. Ага́фии Панормской (Палермской) (251)
• мц. Феоду́лии, мчч. Елла́дия, Макария, Ева́грия (ок. 304)
• свт. Феодосия Черниговского (1696)
• прмч. Николая (Цикуры) (1918)
• прмц. Александры (Каспаровой) (1942)
• мч. Михаила (Амелюшкина) (1942)
• икон Божией Матери: «Взыскание погибших», Елецкая-Черниговская (1060), Дивногорская-Сицилийская (1092)


☦️
Мученица Ага́фия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева.
Сия му­че­ни­ца по­чи­та­ет­ся в на­шем про­стом на­ро­де за­ступ­ни­цею от вре­да ог­нен­но­го. Она жи­ла в Си­ци­лии при без­бож­ном го­ни­те­ле хри­сти­ан Де­кии и про­ис­хо­ди­ла от знат­ных ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших ее в ис­тин­ном бла­го­че­стии. На­сту­пи­ло го­не­ние Де­кия. Св. Ага­фия ста­ла го­то­вить­ся к му­че­ни­че­ской кон­чине. Пра­ви­тель об­ла­сти Квин­ти­ан, увле­чен­ный кра­со­тою юной хри­сти­ан­ки, ре­шил от­влечь ее от хри­сти­ан­ской ве­ры и с этой це­лью по­ме­стил ее в дом од­ной языч­ни­цы-вдо­вы, про­во­див­шей бес­пут­ную жизнь. Од­на­ко жизнь в язы­че­ском до­ме, сре­ди ве­се­лья и рос­ко­ши не рас­по­ло­жи­ла к се­бе св. Ага­фию. Не по­мог­ли так­же и уве­ще­ва­ния язы­че­ской вдо­вы. Ви­дя это, пра­ви­тель за­ду­мал при­бег­нуть к бо­лее ре­ши­тель­ным ме­рам. Он стал до­пра­ши­вать Ага­фию, по­че­му она не кла­ня­ет­ся идо­лам. Свя­тая от­вет­ство­ва­ла:
– Ва­ши идо­лы не бо­ги, а бес­чув­ствен­ные чур­ба­ны, и са­ми вы ра­бы этих чур­ба­нов.
Раз­дра­жен­ный Квин­ти­ан под­верг св. Ага­фию же­сто­ким му­че­ни­ям и за­тем за­клю­чил в тем­ни­цу. Ви­дя, од­на­ко, ее непре­клон­ность, он ве­лел рвать кле­ща­ми ее грудь.
– Бес­чув­ствен­ный му­чи­тель! – вос­клик­ну­ла Ага­фия. – Ты не сты­дишь­ся отре­зы­вать у жен­щи­ны сос­цы, ко­то­ры­ми ты сам пи­тал­ся у сво­ей ма­те­ри…
Ко­гда по­том Ага­фию бро­си­ли в тем­ни­цу, то ей явил­ся апо­стол Петр и ис­це­лил ее ра­ны. Необы­чай­ный свет при этом оза­рил тем­ни­цу; во­и­ны, ис­пу­ган­ные этим, раз­бе­жа­лись. Свя­тая Ага­фия, од­на­ко, этим не вос­поль­зо­ва­лась, по­кор­но ожи­дая му­че­ни­че­ско­го вен­ца.
На пя­тый день ее по­зва­ли опять к му­чи­те­лю. Ко­гда же она сно­ва ис­по­ве­да­ла Хри­ста, то му­чи­тель ве­лел на­сы­пать на зем­ле го­ря­чих уг­лей и рас­ка­лен­ных че­ре­пиц и за­тем на их гру­ду бро­сить на­гую Ага­фию. Вдруг раз­да­лись уда­ры зем­ле­тря­се­ния. Ис­пу­ган­ный этим, а так­же воз­му­ще­ни­ем граж­дан, пра­ви­тель от­пра­вил Ага­фию опять в тем­ни­цу, где свя­тая и скон­ча­лась, пла­мен­но по­мо­лив­шись Бо­гу и воз­бла­го­да­рив Его за ту си­лу и тер­пе­ние, с ка­кою она пе­ре­но­си­ла му­че­ния.
На ее гроб­ни­це впо­след­ствии бы­ла по­стро­е­на цер­ковь ста­ра­ни­я­ми ее по­чи­та­те­лей-хри­сти­ан.
Гнев Бо­жий ско­ро по­ра­зил нече­сти­во­го му­чи­те­ля Квин­ти­а­на. Ко­гда он от­пра­вил­ся на ро­ди­ну св. Ага­фии, в г. Па­лер­мо, чтобы взять се­бе ее иму­ще­ство, то при од­ной пе­ре­пра­ве он упал в во­ду и уто­нул. Од­на­жды на о. Си­ци­лии на­ча­лось из­вер­же­ние вул­ка­на Эт­ны. Жи­те­ли ост­ро­ва взя­ли одеж­ду с гроб­ни­цы св. Ага­фии и дер­жа­ли ее про­тив ог­ня; из­вер­же­ние пре­кра­ти­лось. Это и по­слу­жи­ло ос­но­ва­ни­ем для ве­ры в по­мощь св. Ага­фии про­тив бед­ствий от ог­ня.
Жизнь этой му­че­ни­цы на­уча­ет нас тер­пе­ли­во пе­ре­но­сить все стра­да­ния и невзго­ды жиз­ни, не па­дать ду­хом, не уны­вать, а на­де­ять­ся на по­мощь Бо­жию; она на­уча­ет нас ве­ро­вать, что стра­да­ния допускаются Бо­гом для на­ше­го же спа­се­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/126

☦️
Жития мученицы Феоду́лии, мучеников Елла́дия, Макария и Ева́грия Аназарвского.
Свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­ду­лия жи­ла в го­ро­де Ана­за­рве в цар­ство­ва­ние рим­ских им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (305–311). Пра­ви­тель го­ро­да Пе­ла­гий был очень же­сток. Его слу­ги разыс­ки­ва­ли по всей об­ла­сти хри­сти­ан и при­во­ди­ли к нему на суд, где они, вы­слу­шав цар­ский указ, долж­ны бы­ли по­кло­нить­ся идо­лам. Од­на­жды к нему при­ве­ли жен­щи­ну-хри­сти­ан­ку по име­ни Фе­о­ду­лия. (Она бо­я­лась не столь­ко мук, сколь­ко то­го, чтобы не быть осквер­нен­ной невер­ны­ми, и пред­ла­га­ла им мно­го зо­ло­та. Но слу­ги не взя­ли зо­ло­та, а при­ве­ли ее на суд к пра­ви­те­лю.) Пе­ла­гий спро­сил ее имя и ве­лел по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам; в слу­чае же от­ка­за гро­зил ей же­сто­ки­ми му­ка­ми. Свя­тая Фе­о­ду­лия от­ве­ча­ла: «Я – хри­сти­ан­ка. Имя это мое по­чет­ное и веч­ное, лю­ди же на­зы­ва­ют ме­ня Фе­о­ду­ли­ей. Я по­кло­ня­юсь Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу и не по­кло­нюсь кам­ню».
Пе­ла­гий рас­сви­ре­пел и при­ка­зал на­чи­нать пыт­ки. Гос­подь по­дал Фе­о­ду­лии Свою по­мощь, и она не чув­ство­ва­ла бо­ли. Пе­ла­гий же при­пи­сал это дей­ствию бо­гов, ко­то­рые ща­дят Фе­о­ду­лию в на­деж­де, что она об­ра­тит­ся к ним.
Свя­тая Фе­о­ду­лия ска­за­ла пра­ви­те­лю: «Где твои бо­ги, ко­то­рые ща­дят ме­ня, по­ка­жи мне их, чтобы я мог­ла воз­дать им честь?» Ее при­ве­ли в храм Адри­а­на, ко­то­ро­го по­чи­та­ли мо­гу­ще­ствен­ней­шим бо­гом. Свя­тая, по­мо­лив­шись Ис­тин­но­му Бо­гу, ду­ну­ла на идо­ла, и он рас­сы­пал­ся. Уви­дев это. Пе­ла­гий за­тре­пе­тал от ужа­са. Ес­ли слух о со­кру­ше­нии идо­ла дой­дет до ца­рей, то­гда он бу­дет бро­шен на съе­де­ние зве­рям. С ры­да­ни­я­ми при­пал он к но­гам свя­той Фе­о­ду­лии, умо­ляя ее вос­ста­вить из пра­ха идо­ла, обе­щая за это при­нять хри­сти­ан­ство.
Свя­тая со­тво­ри­ла усерд­ную мо­лит­ву Гос­по­ду Иису­су, и идол, це­лый и невре­ди­мый, опять встал на свое ме­сто. Од­на­ко пра­ви­тель Пе­ла­гий не толь­ко не ис­пол­нил сво­е­го обе­ща­ния стать хри­сти­а­ни­ном, но с еще боль­шим остер­ве­не­ни­ем стал тер­зать му­че­ни­цу. Во вре­мя этих му­че­ний по­до­шел к пра­ви­те­лю некий Ел­ла­дий, смот­рев­ший за уз­ни­ка­ми, и по­про­сил от­дать ему де­ви­цу Фе­о­ду­лию, обе­щая за­ста­вить ее по­кло­нять­ся бо­гам, ибо он хо­тел про­сла­вить­ся и по­лу­чить по­че­сти от гра­до­пра­ви­те­ля.
Тяж­ким му­кам пре­дал Ел­ла­дий свя­тую Фе­о­ду­лию, пре­взой­дя в же­сто­ко­сти са­мо­го Пе­ла­гия. Свя­тая же мо­ли­ла Бо­га, да снис­по­шлет Он ей тер­пе­ние. Тот­час же по­лу­чи­ла она Бо­жию по­мощь и ис­це­ли­лась. Му­чи­тель был по­тря­сен, а свя­тая Фе­о­ду­лия об­ра­ти­лась к нему со сло­ва­ми уве­ще­ва­ния. «Стань хри­сти­а­ни­ном, – го­во­ри­ла она ему, – чтобы удо­сто­ить­ся веч­ной че­сти во Цар­ствии Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый бу­дет су­дить жи­вых и мерт­вых и воз­даст каж­до­му по де­лам его». Так мо­лит­ва­ми и на­став­ле­ни­я­ми при­ве­ла свя­тая Фе­о­ду­лия Ел­ла­дия к по­зна­нию ис­ти­ны; он уве­ро­вал во Хри­ста и ис­по­ве­дал Ис­тин­но­го Бо­га пе­ред пра­ви­те­лем. За это он так­же при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец. Ему от­сек­ли ме­чом го­ло­ву, а те­ло бро­си­ли в мо­ре.
Свя­тая же Фе­о­ду­лия бы­ла бро­ше­на в разо­жжен­ную печь, но оста­лась невре­ди­ма. По­сле это­го ее рас­про­стер­ли на ско­во­ро­де, об­ли­ва­ли ки­пя­щей смо­лой, вос­ком и мас­лом, но рас­ка­лен­ная ско­во­ро­да раз­ле­те­лась на кус­ки, и ог­нем по­па­ли­ло мно­го на­ро­да, в том чис­ле и пра­ви­те­ля го­ро­да Пе­ла­гия, ко­то­рый умер ужас­ной смер­тью, а свя­тая Фе­о­ду­лия опять оста­лась невре­ди­мой.
При ви­де та­ко­го чу­да, это­го необы­чай­но­го яв­ле­ния, мно­же­ство лю­дей уве­ро­ва­ло во Хри­ста, сре­ди ко­то­рых бы­ли по­чет­ные граж­дане Ма­ка­рий и Ева­грий. Языч­ни­ки с еще боль­шим оже­сто­че­ни­ем про­дол­жа­ли му­чить хри­сти­ан. Они разо­жгли печь и бро­си­ли в нее свя­тую Фе­о­ду­лию, Ма­ка­рия, Ева­грия и мно­же­ство дру­гих, уве­ро­вав­ших во Хри­ста. Все они с мо­лит­вой на устах при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну и пе­ре­шли к жиз­ни бес­ко­неч­ной.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/127

☦️
Святитель Феодо́сий Черниговский, архиепископ.
Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, ро­дил­ся в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов XVII сто­ле­тия в По­доль­ской гу­бер­нии. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да По­ло­ниц­ких-Уг­лиц­ких; ро­ди­те­ля­ми его бы­ли иерей Ни­ки­та и Ма­рия. Бла­го­че­стие, ца­рив­шее в се­мье бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля, бла­го­твор­но со­дей­ство­ва­ло ду­хов­но­му раз­ви­тию маль­чи­ка. С дет­ства он от­ли­чал­ся кро­то­стью и при­ле­жа­ни­ем к мо­лит­ве. При­род­ные спо­соб­но­сти юно­ши рас­кры­лись в Ки­е­во-Брат­ской кол­ле­гии при Ки­ев­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре. Это бы­ло вре­мя са­мо­го рас­цве­та кол­ле­гии (ко­нец со­ро­ко­вых го­дов XVII ве­ка), ко­гда ее рек­то­ра­ми бы­ли ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Ги­зель), а за­тем игу­мен, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, Ла­зарь (Ба­ра­но­вич), а в чис­ле на­став­ни­ков – иеро­мо­нах Епи­фа­ний (Сла­ви­нец­кий), иеро­мо­нах Ар­се­ний (Са­та­нов­ский), епи­скоп Бе­ло­рус­ский Фе­о­до­сий (Ба­ев­ский), игу­мен Фе­о­до­сий (Са­фо­но­вич) и Ме­ле­тий (Дзик), ко­то­рые бы­ли про­све­щен­ней­ши­ми людь­ми то­го вре­ме­ни. То­ва­ри­ща­ми свя­то­го Фе­о­до­сия по кол­ле­гии бы­ли бу­ду­щие вы­да­ю­щи­е­ся пас­ты­ри: Си­ме­он По­лоц­кий, Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, Ан­то­ний Ра­ди­вил­лов­ский, Вар­ла­ам Ясин­ский. Ки­е­во-Брат­ская Бо­го­яв­лен­ская шко­ла яв­ля­лась в то вре­мя глав­ным цен­тром борь­бы пра­во­сла­вия про­тив на­па­док ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства, иезу­и­тов и уни­а­тов.
В го­ды обу­че­ния окон­ча­тель­но утвер­ди­лось при­зва­ние свя­то­го Фе­о­до­сия к ино­че­ско­му по­дви­гу: всё сво­бод­ное от за­ня­тий вре­мя он от­да­вал мо­лит­ве, бо­го­мыс­лию и чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Мож­но по­ла­гать, что свя­той не окон­чил пол­но­го кур­са кол­ле­гии, так как по­сле ра­зо­ре­ния По­до­ла по­ля­ка­ми она на несколь­ко лет пре­кра­ти­ла свою де­я­тель­ность. Свя­ти­тель на всю жизнь со­хра­нил глу­бо­кую при­зна­тель­ность вос­пи­тав­ше­му его Ки­е­во-Брат­ско­му мо­на­сты­рю. В си­но­ди­ке Ки­е­во-Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря сде­ла­но сле­ду­ю­щее за­ме­ча­ние о свя­том Фе­о­до­сии: «Был он муж бла­го­ра­зу­мен и бла­го­тво­рящ Ки­ев­ско­му Брат­ско­му мо­на­сты­рю».
По по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния бу­ду­щий свя­ти­тель при­нял ино­че­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре с име­нем Фе­о­до­сий, в честь пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (па­мять 3 мая).
Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том Ди­о­ни­си­ем (Ба­ла­ба­ном) он был по­став­лен ар­хи­ди­а­ко­ном Ки­е­во-Со­фий­ско­го со­бо­ра, а за­тем на­зна­чен на­мест­ни­ком мит­ро­по­ли­чье­го ка­фед­раль­но­го до­ма. Но вско­ре он оста­вил Ки­ев и по­се­лил­ся в от­да­лен­ном Кру­тиц­ком мо­на­сты­ре (Чер­ни­гов­ской епар­хии), воз­ле ме­стеч­ка Ба­ту­ри­на, сла­вив­шем­ся стро­гой ино­че­ской жиз­нью. Там он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. В 1662 го­ду свя­той Фе­о­до­сий был на­зна­чен игу­ме­ном Кор­сун­ско­го мо­на­сты­ря Ки­ев­ской епар­хии, а в 1664 го­ду – на­сто­я­те­лем древ­не­го Ки­е­во-Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря. Эта оби­тель неза­дол­го пе­ред тем на­хо­ди­лась в ру­ках уни­а­тов и бы­ла со­вер­шен­но ра­зо­ре­на. Но свя­то­му Фе­о­до­сию бла­го­да­ря сво­ей энер­гии и на­стой­чи­во­сти уда­лось быст­ро воз­ро­дить Вы­ду­биц­кий Ми­хай­лов­ский мо­на­стырь. Он осо­бен­но за­бо­тил­ся об устро­е­нии цер­ков­но­го бла­го­ле­пия. Он со­здал пре­крас­ный хор, ко­то­рый сла­вил­ся не толь­ко в Ма­ло­рос­сии, но и в Москве, ку­да свя­той Фе­о­до­сий в 1685 го­ду по­сы­лал сво­их пев­чих. За­бо­тясь о ду­хов­ном воз­рас­та­нии на­сель­ни­ков оби­те­ли, свя­той игу­мен, сам стро­гий по­движ­ник, устро­ил в 1680 го­ду неда­ле­ко от оби­те­ли, на ост­ро­ве Ми­хай­лов­щине, неболь­шой скит для бра­тии, же­лав­шей уеди­не­ния. Он на­зна­чил ту­да устро­и­те­лем и на­мест­ни­ком од­но­го из са­мых рев­ност­ных ино­ков оби­те­ли – иеро­мо­на­ха Иова (Опа­лин­ско­го). В быт­ность свя­то­го Фе­о­до­сия игу­ме­ном Ки­е­во-Вы­ду­биц­ко­го мо­на­сты­ря ему при­шлось пе­ре­жить тя­же­лые дни. Вме­сте с дру­ги­ми игу­ме­на­ми он был об­ви­нен Ме­фо­ди­ем, епи­ско­пом Мсти­слав­ским и Ор­шан­ским, в из­мене рус­ско­му пра­ви­тель­ству и в мни­мой пе­ре­пис­ке с из­мен­ни­ка­ми Рос­сии. 20 сен­тяб­ря 1668 го­да свя­то­му Фе­о­до­сию при­шлось да­вать объ­яс­не­ния по это­му де­лу. 17 но­яб­ря 1668 го­да кле­ве­та бы­ла об­на­ру­же­на, и свя­той Фе­о­до­сий вме­сте с дру­ги­ми игу­ме­на­ми по­лу­чил про­ще­ние. Прео­свя­щен­ный Ла­зарь (Ба­ра­но­вич) оце­нил вы­со­кие ду­хов­ные ка­че­ства свя­то­го Фе­о­до­сия и при­бли­зил его к се­бе. Он на­зы­вал его «ов­цой ста­да Хри­сто­ва, на­учив­шей­ся по­кор­но­сти», и про­ро­че­ски же­лал, чтобы имя свя­то­го Фе­о­до­сия бы­ло на­пи­са­но на небе­сах. Ко­гда в 1679 го­ду прео­свя­щен­ный Ла­зарь стал ме­сто­блю­сти­те­лем Ки­ев­ской мит­ро­по­лии, он на­зна­чил свя­то­го Фе­о­до­сия сво­им на­мест­ни­ком в Ки­е­ве, а сам оста­вал­ся в Чер­ни­го­ве. В ка­че­стве на­мест­ни­ка ме­сто­блю­сти­те­ля Ки­ев­ской мит­ро­по­лии свя­той Фе­о­до­сии при­ни­мал де­я­тель­ное уча­стие во мно­гих цер­ков­ных со­бы­ти­ях. В 1685 го­ду он участ­во­вал с пра­вом ре­ша­ю­ще­го го­ло­са в из­бра­нии епи­ско­па Ге­део­на (Чет­вер­тин­ско­го) мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским и вме­сте с Иеро­ни­мом (Ду­би­ною), игу­ме­ном Пе­ре­я­с­лав­ским, был по­слан в Моск­ву с из­ве­ще­ни­ем об из­бра­нии. В Москве оба пред­ста­ви­те­ля бы­ли при­ня­ты с по­че­том и ува­же­ни­ем. Ре­зуль­та­том это­го по­соль­ства бы­ло вос­со­еди­не­ние Ки­ев­ской мит­ро­по­лии с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.
В 1688 го­ду свя­той Фе­о­до­сии был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря на ме­сто по­чив­ше­го ар­хи­манд­ри­та Иоан­ни­кия (Го­ля­тов­ско­го). С то­го вре­ме­ни вся де­я­тель­ность свя­то­го пе­ре­но­сит­ся из Ки­е­ва в Чер­ни­гов. Это на­зна­че­ние со­сто­я­лось глав­ным об­ра­зом по же­ла­нию прео­свя­щен­но­го Ла­за­ря. Свя­то­му Фе­о­до­сию при­шлось нема­ло по­тру­дить­ся над бла­го­устрой­ством Елец­кой оби­те­ли, так как мо­на­стырь этот, еще не опра­вив­ший­ся по­сле опу­сто­ше­ния иезу­и­та­ми и до­ми­ни­кан­ца­ми, был весь­ма бе­ден и неустро­ен. Тру­да­ми свя­то­го Фе­о­до­сия уда­лось до­стиг­нуть в про­дол­же­ние двух-трех лет для Елец­кой оби­те­ли бла­го­со­сто­я­ния, вполне обес­пе­чи­вав­ше­го ее су­ще­ство­ва­ние. Свя­той и в сво­ей но­вой долж­но­сти ока­зы­вал все­мер­ное со­дей­ствие прео­свя­щен­но­му Ла­за­рю во всех важ­ных де­лах. Он участ­во­вал в со­став­ле­нии со­бор­но­го от­ве­та Мос­ков­ско­му пат­ри­ар­ху Иоаки­му на его во­прос­ные гра­мо­ты об от­но­ше­нии Ки­ев­ской мит­ро­по­лии к Фло­рен­тий­ско­му Со­бо­ру и в об­суж­де­нии во­про­са о вре­ме­ни пре­су­ществ­ле­ния Свя­тых Да­ров, под­ня­то­го на этом Со­бо­ре. Ко­гда же пат­ри­арх не удо­вле­тво­рил­ся эти­ми от­ве­та­ми и в Моск­ву в на­ча­ле 1689 го­да был по­слан Ба­ту­рин­ский игу­мен свя­той Ди­мит­рий (Туп­та­ло) (бу­ду­щий мит­ро­по­лит Ро­стов­ский), свя­той Фе­о­до­сий ез­дил с ним в ка­че­стве пред­ста­ви­те­ля от прео­свя­щен­но­го Ла­за­ря. Ему по­ру­че­но бы­ло пе­ре­дать пат­ри­ар­ху от­вет­ное пись­мо и вы­яс­нить недо­ра­зу­ме­ния. 11 сен­тяб­ря 1692 го­да свя­той Фе­о­до­сий был тор­же­ствен­но хи­ро­то­ни­сан во ар­хи­епи­ско­па в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.
Об управ­ле­нии свя­ти­те­лем Фе­о­до­си­ем Чер­ни­гов­ской епар­хи­ей со­хра­ни­лось ма­ло све­де­ний. Осо­бен­ное вни­ма­ние свя­ти­тель об­ра­щал на про­буж­де­ние и под­дер­жа­ние в пастве ду­ха ис­тин­но хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. С этой це­лью он за­бо­тил­ся о под­дер­жа­нии ста­рых и устрой­стве но­вых мо­на­сты­рей и хра­мов. В са­мом на­ча­ле его свя­ти­тель­ства по его бла­го­сло­ве­нию был со­здан Пе­че­ник­ский де­ви­чий мо­на­стырь, и он сам освя­тил храм этой оби­те­ли в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1694 го­ду по его бла­го­сло­ве­нию был ос­но­ван Лю­бец­кий скит в двух вер­стах от Лю­бе­ча; в 1694 го­ду свя­ти­тель освя­тил в Дом­ниц­ком муж­ском мо­на­сты­ре храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а ле­том 1695 го­да – ве­ли­че­ствен­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный на вер­шине го­ры Бол­дин­ской близ древ­не­го Ильин­ско­го мо­на­сты­ря. При свя­ти­те­ле Фе­о­до­сии в Чер­ни­гов­ской епар­хии за­ме­ча­ет­ся осо­бен­ный подъ­ем и уси­ле­ние ино­че­ства. Свя­ти­тель уде­лял так­же боль­шое вни­ма­ние ду­хо­вен­ству и был стро­го раз­бор­чив при вы­бо­ре кан­ди­да­тов свя­щен­ства. Он осо­бен­но по­кро­ви­тель­ство­вал чер­ни­гов­ским ду­хов­ным шко­лам, при­гла­шал в них из Ки­е­ва уче­ных мо­на­хов, сре­ди ко­то­рых был свя­той Иоанн (Мак­си­мо­вич), бу­ду­щий мит­ро­по­лит То­боль­ский, сде­лав­ший­ся впо­след­ствии по­мощ­ни­ком и пре­ем­ни­ком свя­ти­те­ля и устро­и­те­лем чер­ни­гов­ских ду­хов­ных школ. Стро­гая спра­вед­ли­вость в от­но­ше­нии к ду­хо­вен­ству и пастве, глу­бо­кое со­стра­да­ние, снис­хо­ди­тель­ность и хри­сти­ан­ское ми­ро­лю­бие бы­ли от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми де­я­тель­но­сти свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия. К нему ча­сто об­ра­ща­лись за по­мо­щью и со­ве­том не толь­ко пра­во­слав­ные, но и ли­ца дру­гих ис­по­ве­да­ний.
Но недол­го свя­ти­тель Фе­о­до­сии окорм­лял Чер­ни­гов­скую паст­ву. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, он вы­звал к се­бе в Чер­ни­гов на­мест­ни­ка Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­то­го Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча) и воз­вел его из иеро­мо­на­ха в ар­хи­манд­ри­та Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря. В но­вом ар­хи­манд­ри­те он за­ра­нее го­то­вил се­бе пре­ем­ни­ка. 6 фев­ра­ля 1696 го­да свя­ти­тель Фе­о­до­сий скон­чал­ся и был по­гре­бен в Чер­ни­гов­ском ка­фед­раль­ном Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре, за пра­вым кли­ро­сом, в осо­бо сде­лан­ном для то­го скле­пе. Впо­след­ствии его пре­ем­ник свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич) по­стро­ил над его гро­бом кир­пич­ный свод с хва­леб­ной над­пи­сью в сти­хах в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние от тяж­кой бо­лез­ни. Осо­бое бла­го­дат­ное да­ро­ва­ние, ко­то­рое стя­жал свя­ти­тель Фе­о­до­сий, за­сви­де­тель­ство­ва­но его по­движ­ни­че­ской жиз­нью и со­кро­вен­ной по­мо­щью всем, воз­но­сив­шим ему мо­лит­вы.
Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия со­вер­ши­лось 9 сен­тяб­ря 1896 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/128

Примечание:
«Еще до прославления свт. Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. “Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил иеромонах. “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”».
(иером. Серафим (Роуз) «Душа после смерти»)

☦️
Преподобномученик Никола́й (Цикура), послушник.
Преподобномученик Ни­ко­лай (Ци­ку­ра) был эко­но­мом ар­хи­ерей­ско­го до­ма при ар­хи­епи­ско­пе Ом­ском и Пав­ло­дар­ском Силь­ве­ст­ре (Оль­шев­ском) и со­про­вож­дал его во вре­мя по­ез­док по Рос­сии, тер­пя вме­сте с ар­хи­ере­ем все тя­го­ты по­сле­ре­во­лю­ци­он­ной раз­ру­хи. 4 фев­ра­ля 1918 го­да в Ом­ске со­сто­ял­ся крест­ный ход при­хо­дов всех го­род­ских церк­вей, ко­то­рый воз­гла­вил вы­со­ко­прео­свя­щен­ный Силь­вестр. Ни­ко­лай Ци­ку­ра был убит 6 фев­ра­ля но­чью, ко­гда без­бож­ни­ки при­шли аре­сто­вать ар­хи­епи­ско­па.

☦️
Преподобномученица Александра Каспарова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (Кас­па­ро­ва) ро­ди­лась в 1882 го­ду. 18 фев­ра­ля 1942 го­да 60-лет­няя по­слуш­ни­ца по­стра­да­ла от рук бо­го­про­тив­ной вла­сти, тем са­мым спо­до­бив­шись при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец.

☦️
Мученик Михаил Амелюшкин.
Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 24 сен­тяб­ря 1893 го­да в де­ревне По­чин­ки Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Спи­ри­до­на Аме­люш­ки­на. Окон­чив сель­скую шко­лу, он за­ни­мал­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ми­ха­ил Спи­ри­до­но­вич был при­зван в ар­мию и слу­жил до 1917 го­да ря­до­вым. В те­че­ние мно­гих лет он был ре­ген­том в хра­ме Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ям­ки­но Бо­го­род­ско­го уез­да, а с се­ре­ди­ны 1937 го­да стал слу­жить в этой церк­ви пса­лом­щи­ком.
26 но­яб­ря 1937 го­да Ми­ха­ил Спи­ри­до­но­вич был аре­сто­ван вме­сте со слу­жив­ши­ми в хра­ме свя­щен­ни­ка­ми и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Бо­го­род­ске, пе­ре­име­но­ван­ном к то­му вре­ме­ни в Но­гинск.
Де­жур­ные сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что в кон­це ап­ре­ля 1937 го­да «Аме­люш­кин в це­лях сры­ва про­ве­де­ния пер­во­май­ской де­мон­стра­ции сре­ди на­се­ле­ния го­во­рил: “Вы, кол­хоз­ни­ки, при­хо­ди­те в цер­ковь на пас­халь­ное бо­го­слу­же­ние, а на де­мон­стра­цию не хо­ди­те, — пусть ком­му­ни­сты од­ни хо­дят с крас­ны­ми фла­га­ми…”». На этот день он со­звал всех из­вест­ных ему пев­чих, чтобы бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось са­мым тор­же­ствен­ным об­ра­зом.
На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил пса­лом­щи­ка.
— Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, — от­ве­тил Ми­ха­ил Спи­ри­до­но­вич.
За­дав еще несколь­ко по­доб­ных во­про­сов и по­лу­чив на них от­ри­ца­тель­ные от­ве­ты, сле­до­ва­тель пре­кра­тил до­прос. На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 1 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Пса­лом­щик Ми­ха­ил Спи­ри­до­но­вич Аме­люш­кин скон­чал­ся в за­клю­че­нии 18 фев­ра­ля 1942 го­да (т. е. через 4 года) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitija-novomuchenikov-i-ispovednikov-20-veka-moskovskoj-eparhii-dopolnitelnyj-tom-2/14

☦️
Икона Богородицы «Взыскание погибших».
С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский на­род, свя­то ве­ря во все­силь­ную по­мощь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, усво­ил Ей име­но­ва­ние «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», как по­след­не­му при­бе­жи­щу, по­след­ней на­деж­де по­ги­ба­ю­щих лю­дей.
О про­ис­хож­де­нии об­ра­за «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» до­сто­вер­ных све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но несколь­ко чу­до­твор­ных икон под этим на­зва­ни­ем, через ко­то­рые Ма­терь Бо­жия яв­ля­ла Свою ми­лость лю­дям, уже пе­ре­сту­пив­шим по­рог ги­бе­ли.
В се­ре­дине XVII ве­ка в се­ле Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, не со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет. Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: «Возь­ми­те». Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Вы­здо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок с ико­ны из Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Вол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Из­вест­ны чу­до­твор­ные об­ра­зы «Взыс­ка­ние по­гиб­ших»: из се­ла Ма­ли­жи­на Харь­ков­ской гу­бер­нии, яв­лен­ная в 1770 го­ду, трое­крат­но из­ба­вив­шая жи­те­лей от хо­ле­ры; из се­ла Крас­ное Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, из Во­ро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской гу­бер­нии. В 1835 го­ду при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Си­рот­ском ин­сти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны «Взыс­ка­ние по­гиб­ших».

Осо­бен­ный ин­те­рес пред­став­ля­ют со­хра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», на­хо­дя­щей­ся в хра­ме в честь «Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го» в Москве. Эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Па­ла­шев­ском пе­ре­ул­ке. По­след­ний вла­де­лец ее ов­до­вел и был на по­ро­ге пол­ной ни­ще­ты. Усерд­ная мо­лит­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це спас­ла его от от­ча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его до­че­рей-си­рот. Че­ло­век этот счел се­бя недо­стой­ным иметь в сво­ем до­ме чу­до­твор­ный об­раз и пе­ре­дал его в храм. В 1812 го­ду Па­ла­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. По­ру­ган­ная свя­ты­ня бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той на три ча­сти сре­ди вся­ко­го хла­ма. При об­ре­те­нии ико­ны со­вер­ши­лось мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-vzyskanie-pogibshih

☦️
Икона Богородицы Елецкая-Черниговская.
От­но­си­тель­но об­ре­те­ния это­го св. об­ра­за из­вест­но сле­ду­ю­щее:
Ко­гда прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский (скон. 1072 г.) в 1060 го­ду был из­гнан из Ки­е­ва ве­ли­ким кня­зем Изя­с­ла­вом (1054–1073), он тай­но уда­лил­ся в пре­де­лы Чер­ни­го­ва. Там он ис­ко­пал се­бе на го­рах Бол­ди­ных пе­ще­ру и стал ве­сти уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. В это имен­но вре­мя им и бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он уви­дел ее на ели си­я­ю­щей свет­лы­ми лу­ча­ми, так что она ка­за­лась окру­жен­ной ог­нем.
Бла­го­да­ря со­дей­ствию Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва прп. Ан­то­ний на ме­сте об­ре­те­ния ико­ны ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Как оби­тель, так и яв­лен­ная ико­на, ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в этой оби­те­ли, бы­ли на­зва­ны Елец­ки­ми. Елец­кая оби­тель су­ще­ство­ва­ла до вре­мен на­ше­ствия на Русь та­тар. В 1238 го­ду та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя вторг­лись в пре­де­лы рус­ских вла­де­ний и раз­ру­ши­ли как цер­ковь, так и оби­тель, ос­но­ван­ные прп. Ан­то­ни­ем. Елец­кая ико­на, од­на­ко, со­хра­ни­лась во внут­рен­но­сти мо­на­стыр­ской сте­ны.
По­сле это­го там, где под­ви­зал­ся прп. Ан­то­ний, бо­лее двух сто­ле­тий вид­не­лись лишь од­ни раз­ва­ли­ны. Толь­ко в 1470 го­ду бла­го­че­сти­вый Ки­ев­ский князь Си­ме­он Олель­ко­вич воз­об­но­вил Елец­кий мо­на­стырь. Cв. ико­на опять бы­ла по­став­ле­на в хра­ме. Од­на­ко в на­ча­ле XVII сто­ле­тия Елец­кий мо­на­стырь по­стиг­ла та же участь, что и в XIII ве­ке: он вто­рич­но был раз­ру­шен пол­ко­вод­цем Поль­ско­го ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III Гор­но­ста­ем. В это тя­же­лое вре­мя чу­до­твор­ный об­раз Елец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­шен­но утра­тил­ся, и даль­ней­шая ис­то­рия его со­вер­шен­но неиз­вест­на хри­сти­ан­ско­му ми­ру.
Впро­чем, есть еще дру­гое из­ве­стие…

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-eleckaja-chernigovskaja

☦️
Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская.
Див­но­гор­ская-Си­ци­лий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние по ме­сту сво­е­го пер­во­на­чаль­но­го пре­бы­ва­ния и про­слав­ле­ния в Успен­ском Див­но­гор­ском мо­на­сты­ре, в быв­шем Остро­гож­ском уез­де, Во­ро­неж­ской гу­бер­нии, а Си­ци­лий­ской на­зва­на по ме­сту сво­е­го про­ис­хож­де­ния, так как, по пре­да­нию, эта ико­на в Ди­вы (или Див­ные го­ры) бы­ла при­не­се­на из Си­ци­лии бла­го­че­сти­вы­ми стар­ца­ми-ино­ка­ми Ксе­но­фон­том и Иоаса­фом. По­ла­га­ют, что они ро­дом бы­ли пра­во­слав­ные гре­ки и при­бы­ли сю­да, ве­ро­ят­но, не ра­нее кон­ца ХV ве­ка. Ксе­но­фонт и Иоасаф ос­но­ва­ли мо­на­стырь в жи­во­пис­ном ме­сте над ре­кой До­ном, при впа­де­нии в него ре­ки Ти­хой Сос­ны. Ди­ва­ми и Дивьи­ми (див­ны­ми) го­ра­ми мест­ность на­зва­на от уди­ви­тель­ных по сво­ей фор­ме ме­ло­вых стол­пов, рас­по­ло­жен­ных по го­рам.
Пред­по­ла­га­ют, что Ксе­но­фонт и Иоасаф оби­та­ли в пе­ще­ре (где поз­же бы­ла по­стро­е­на цер­ковь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи) и что пер­вая цер­ковь в ме­ло­вом стол­пе бы­ла вы­руб­ле­на ими, где они и по­ста­ви­ли при­не­сен­ную с со­бой из Си­ци­лии ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Здесь же они на­шли и ме­сто сво­е­го веч­но­го упо­ко­е­ния.
На иконе Си­ци­лий­ской (Див­но­гор­ской) Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. В пра­вой Ее ру­ке — рас­цвет­шая бе­лая ли­лия, а ле­вой ру­кой Она под­дер­жи­ва­ет Бо­гом­ла­ден­ца, Ко­то­рый вос­се­да­ет на Ее ко­ле­нях. Спа­си­тель в ле­вой ру­ке дер­жит цве­ток (ли­лию), а пра­вой — бла­го­слов­ля­ет. Во­круг ли­ка Бо­го­ма­те­ри изо­бра­же­но во­семь Ан­ге­лов, из ко­то­рых два, на­пи­сан­ные вни­зу, изо­бра­же­ны ко­ле­но­пре­кло­нен­ны­ми и с воз­де­ты­ми го­ре́ ру­ка­ми. Над гла­вой Бо­го­ма­те­ри — Свя­той Дух в ви­де го­лу­бя.
Осо­бен­ное про­слав­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны на­ча­лось с 1831 го­да, ко­гда сви­реп­ство­ва­ла хо­ле­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-divnogorskaja-sicilijskaja

Жития
Писание