⏳ 2022.02.08 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 34я по Пятидесятнице (глас 8й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
8 февраля (26 января)
• мчч. Ана́нии, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295)
• прп. Симео́на Ветхого (ок. 390)
• прпп. Ксенофо́нта Константинопольского, Марии, Аркадия, Иоанна (V–VI)
• свт. Иосифа Солунского (Фессалоникийского) (830)
• перенесение мощей прп. Феодора Студита (845) 📚
• блгв. Давида IV Возобновителя (1125)
• прп. Ксенофонта Робейского (1262)
• мч. Иоанна (Попова) (1938) 📚


☦️
Священномученик Ана́ния, пресвитер, мученик Петр.
Свя­тые му­че­ни­ки Ана­ния, пре­сви­тер, Петр, тем­нич­ный страж, и с ни­ми 7 во­и­нов по­стра­да­ли в Фини­кии в 295 го­ду. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) к фини­кий­ско­му пра­ви­те­лю Мак­си­му при­ве­ли свя­то­го Ана­нию за ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста и неже­ла­ние по­кло­нять­ся идо­лам. Его из­би­ва­ли мо­лот­ка­ми, жгли ог­нем и на опа­лен­ное те­ло сы­па­ли соль. По­сле страш­ных пы­ток по мо­лит­ве свя­то­го му­че­ни­ка раз­ру­шил­ся идо­ло­жерт­вен­ный храм и сто­яв­шие в нем идо­лы. Свя­то­го му­че­ни­ка за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. Охра­няв­ший его Петр и 7 дру­гих во­и­нов, став­шие сви­де­те­ля­ми му­че­ний свя­то­го пре­сви­те­ра Ана­нии, уве­ро­ва­ли во Хри­ста, за что по­сле дол­гих му­че­ний бы­ли утоп­ле­ны в мо­ре. За му­че­ни­че­ский по­двиг они, вме­сте со свя­тым му­че­ни­ком Ана­ни­ей, по­лу­чи­ли от Хри­ста вен­цы сла­вы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/92

☦️
Преподобный Симео́н Ветхий, Сирийский, игумен.
Пре­по­доб­ный Си­ме­он Вет­хий на­зван так в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка (па­мять 1 сен­тяб­ря), под­ви­зав­ше­го­ся в Си­рии в V ве­ке, в дет­ские го­ды ушел в пу­сты­ню в Си­рии и по­се­лил­ся в пе­ще­ре, в со­вер­шен­ном уеди­не­нии. Непре­рыв­ная мо­лит­ва, внут­рен­нее са­мо­углуб­ле­ние и бо­го­мыс­лие бы­ли по­сто­ян­ным его за­ня­ти­ем. По­движ­ник пи­тал­ся толь­ко тра­ва­ми, рос­ши­ми во­круг его пе­ще­ры. Ко­гда к нему ста­ли при­хо­дить лю­ди, чтобы по­лу­чить на­став­ле­ние, он, же­лая со­хра­нить без­мол­вие, оста­вил пе­ще­ру и пе­ре­се­лил­ся на од­ну из гор Аман­ско­го хреб­та. Но и здесь уеди­не­ние по­движ­ни­ка на­ру­ша­лось мно­же­ством по­се­ти­те­лей. То­гда пре­по­доб­ный Си­ме­он уда­лил­ся на Си­най­скую го­ру, где неко­гда про­рок Мо­и­сей (па­мять 4 сен­тяб­ря) по­лу­чил от­кро­ве­ние от Бо­га. Бо­жи­им Про­мыс­лом по­сле недол­го­го пре­бы­ва­ния на Си­нае свя­той по­движ­ник воз­вра­тил­ся в Аман и там ос­но­вал две оби­те­ли: од­ну на вер­шине го­ры, дру­гую у ее под­но­жия. Яв­ля­ясь на­сто­я­те­лем этих оби­те­лей, пре­по­доб­ный Си­ме­он ду­хов­но на­зи­дал ино­ков, пре­ду­пре­ждал их о коз­нях вра­га ро­да че­ло­ве­че­ско­го и учил бо­роть­ся с ис­ку­ше­ни­я­ми, обод­рял и укреп­лял в по­дви­гах, воз­буж­дая к раз­мыш­ле­нию о спа­се­нии. За свя­тость жиз­ни пре­по­доб­ный Си­ме­он по­лу­чил от Бо­га дар бла­го­дат­ных чу­до­тво­ре­ний. По­сле мно­го­труд­ной по­движ­ни­че­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Си­ме­он пре­ста­вил­ся к Бо­гу око­ло 390 го­да.

☦️
Преподобные Ксенофо́нт, супруга его, Мария и сыновья их, Арка́дий и Иоа́нн.
Пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт, су­пру­га его Ма­рия и сы­но­вья их Ар­ка­дий и Иоанн, знат­ные кон­стан­ти­но­поль­ские граж­дане, жи­ли в V ве­ке. Несмот­ря на бо­гат­ство и знат­ность, они от­ли­ча­лись ду­шев­ной про­сто­той и доб­рым серд­цем. Же­лая дать сво­им сы­но­вьям. Иоан­ну и Ар­ка­дию, бо­лее пол­ное об­ра­зо­ва­ние, они от­пра­ви­ли их в фини­кий­ский го­род Бей­рут. Про­мыс­лом Бо­жи­им ко­рабль, на ко­то­ром от­пра­ви­лись оба бра­та, по­тер­пел кру­ше­ние. Бра­тья бы­ли вы­бро­ше­ны вол­на­ми на бе­рег в раз­ных ме­стах. Скор­бя о раз­лу­че­нии, бра­тья по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу и при­ня­ли ино­че­ство. Ро­ди­те­ли дол­го не по­лу­ча­ли из­ве­стий о сво­их де­тях и счи­та­ли их по­гиб­ши­ми. Од­на­ко пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт, уже бу­дучи стар­цем, со­хра­нял твер­дое упо­ва­ние на Гос­по­да, уте­шал свою же­ну Ма­рию, со­ве­то­вал не скор­беть и ве­рить, что де­ти бу­дут со­хра­не­ны Гос­по­дом. Через несколь­ко лет су­пру­ги со­вер­ши­ли па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам и встре­ти­ли в Иеру­са­ли­ме сво­их сы­но­вей, под­ви­зав­ших­ся в раз­ных мо­на­сты­рях. Об­ра­до­ван­ные су­пру­ги бла­го­да­ри­ли Гос­по­да, про­мыс­ли­тель­но со­еди­нив­ше­го всю се­мью. Остав­шу­ю­ся жизнь пре­по­доб­ные Ксе­но­фонт и Ма­рия по­свя­ти­ли Бо­гу, при­няв ино­че­ство. Пре­по­доб­ные Ар­ка­дий и Иоанн, про­стив­шись с ро­ди­те­ля­ми, ото­шли в пу­сты­ню, где по­сле дол­гих по­дви­гов про­сла­ви­лись да­ром чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. Пре­по­доб­ные стар­цы Ксе­но­фонт и Ма­рия, под­ви­за­ясь в без­мол­вии и стро­гом пост­ни­че­стве, так­же по­лу­чи­ли от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ний.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/90

☦️
Святитель Ио́сиф Солунский (Фессалоникийский), песнописец, архиепископ.
Свя­той Иосиф, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, брат пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та, вме­сте с ним с юных лет под­ви­зал­ся под ру­ко­вод­ством дя­ди сво­е­го, пре­по­доб­но­го Пла­то­на, ос­но­вав­ше­го мо­на­стырь в Са­ку­ди­оне. Вме­сте с бра­том сво­им свя­той Иосиф изоб­ли­чал неза­кон­ное бра­ко­со­че­та­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. При­ве­ден­ный в Кон­стан­ти­но­поль, он был том­лен го­ло­дом и, на­ко­нец, по­слан в за­то­че­ние на бес­плод­ный ост­ров, где бро­шен был в тем­ни­цу. Им­пе­ра­тор Ми­ха­ил Ку­ро­па­лат поз­во­лил Иоси­фу воз­вра­тить­ся из за­то­че­ния. При Льве Ар­мя­нине свя­той Иосиф пре­тер­пел го­не­ние за ико­но­по­чи­та­ние. Лев под­верг его вме­сте с его бра­том Фе­о­до­ром Сту­ди­том пыт­кам и по­том за­клю­чил его в тем­ни­цу; чрез несколь­ко вре­ме­ни царь по­тре­бо­вал, чтобы они под­пи­са­лись под ико­но­бор­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. Иосиф от­ка­зал­ся, и его бро­си­ли в дру­гую смрад­ную тем­ни­цу. Впо­след­ствии Ми­ха­ил Кос­но­языч­ный осво­бо­дил вме­сте с про­чи­ми ино­ка­ми, по­стра­дав­ши­ми за ико­но­по­чи­та­ние, и Иоси­фа. Свя­той Иосиф с ми­ром скон­чал­ся в Сту­дий­ской оби­те­ли, где про­вел по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни.

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-solunskij-fessalonikijskij

☦️
Преподобный Фео́дор Студит, игумен.
Преподобный Фео́дор Студит, игумен мир­но скон­чал­ся в 826 г. (день памяти 24 ноября).
Торжественное перенесение его мощей в Константинополь состоялось 26 января 844 года.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/

☦️
Благоверный Дави́д IV Возобновитель (Строитель), царь Иверии и Абхазии.
Свя­той бла­го­вер­ный Да­вид IV Воз­об­но­ви­тель (Стро­и­тель), царь Иве­рии и Аб­ха­зии (1089–1125; по дру­гим ис­точ­ни­кам 1084–1125), – вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный, куль­тур­ный и цер­ков­ный де­я­тель Гру­зии. Был вос­пи­тан сво­им ду­хов­ни­ком – пре­по­доб­ным Ар­се­ни­ем Икал­той­ским, из­вест­ным бо­го­сло­вом и уче­ным-эн­цик­ло­пе­ди­стом († 1127; па­мять 6 фев­ра­ля).
На­име­но­ва­ние «Воз­об­но­ви­тель» дал свя­то­му ца­рю Да­ви­ду гру­зин­ский на­род за его ве­ли­кие тру­ды по вос­ста­нов­ле­нию Гру­зии и укреп­ле­нию Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Гру­зия, без­жа­лост­но опу­сто­шен­ная тур­ка­ми, стра­дав­шая от меж­до­усо­биц, под ски­пет­ром Да­ви­да Воз­об­но­ви­те­ля объ­еди­ни­лась в силь­ное цен­тра­ли­зо­ван­ное го­су­дар­ство. Гру­зин­ская Цер­ковь, в про­цве­та­нии ко­то­рой царь ви­дел за­лог незыб­ле­мо­сти и един­ства го­су­дар­ства, яв­ля­лась пред­ме­том его осо­бо­го по­пе­че­ния. Свя­той Да­вид от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем, свя­то чтил цер­ков­ные ка­но­ны и сво­ей вла­стью охра­нял их и утвер­ждал. По ини­ци­а­ти­ве свя­то­го Да­ви­да Воз­об­но­ви­те­ля в 1103 го­ду был со­зван Цер­ков­ный Со­бор в Ру­и­си, по­ста­нов­ле­ния ко­то­ро­го со­дей­ство­ва­ли укреп­ле­нию ка­но­ни­че­ской жиз­ни Церк­ви и утвер­жде­нию цер­ков­но­го бла­го­чи­ния.
Че­ло­век вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ный, свя­той Да­вид по­ощ­рял раз­ви­тие на­ук. Он ос­но­вал Ге­лат­скую и Икал­той­скую ака­де­мии. В цар­ство­ва­ние свя­то­го Да­ви­да Воз­об­но­ви­те­ля в Гру­зии бы­ли воз­двиг­ну­ты де­сят­ки хра­мов и мо­на­сты­рей, со­зда­ва­лись но­вые и рас­ши­ря­лись ста­рые го­ро­да. Мно­го за­бот уде­лял бла­го­вер­ный царь бла­го­со­сто­я­нию и про­цве­та­нию гру­зин­ских оби­те­лей в Па­ле­стине и Си­нае, Ан­тио­хии и на Свя­той Го­ре Афон. Ко­гда свя­той Да­вид ре­шил воз­двиг­нуть храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, к по­мо­щи ко­то­ро­го он по­сто­ян­но при­бе­гал в сво­их осво­бо­ди­тель­ных бит­вах, то свя­той Ге­ор­гий явил­ся ему в ви­де­нии и ука­зал ме­сто по­строй­ки хра­ма.
По­ни­мая ми­ро­твор­че­ство как осу­ществ­ле­ние за­по­ве­ди Гос­под­ней (Мф.5:9), царь Да­вид при­ми­рил кип­чак­ско­го ха­на Атра­ка с осе­ти­на­ми и во­дво­рил мир в Да­рьяль­ском уще­лье.
В 1123 го­ду, неза­дол­го до кон­чи­ны, бла­го­вер­ный царь осво­бо­дил Ар­ме­нию от ту­рец­ко­го за­си­лья. Он по­ве­лел вновь освя­тить хра­мы, пре­вра­щен­ные тур­ка­ми в ме­че­ти. По пре­да­нию, ко­гда царь по­до­шел в од­ном из хра­мов ко гро­бу сво­ей баб­ки, су­пру­ги Ар­мян­ско­го ца­ря Га­ги­ка I, и ска­зал: «Ра­дуй­ся, ца­ри­ца! Бог из­ба­вил храм твой от ага­рян», вне­зап­но по­слы­шал­ся глас: «Бо­гу бла­го­да­ре­ние». За­бо­та ца­ря Да­ви­да о вос­со­еди­не­нии с Ар­мян­ской Цер­ко­вью вы­ра­зи­лась в со­зы­ве Цер­ков­но­го Со­бо­ра в го­ро­де Ани, на ко­то­ром часть ар­мян­ских епи­ско­пов-мо­но­фи­зи­тов скло­ни­лась к при­ня­тию пра­во­сла­вия (од­на­ко в це­лом Со­бор не при­вел к же­ла­е­мым ре­зуль­та­там). Пат­ри­о­ти­че­ские по­дви­ги свя­то­го Да­ви­да не ме­ша­ли ему со­вер­шать по­двиг ду­хов­ный. С юных лет свя­той имел ос­но­ву пре­муд­ро­сти – страх Бо­жий (Притч.1:7), по­буж­дав­ший его к доб­рым де­лам и на­ме­ре­ни­ям. Лю­би­мым за­ня­ти­ем свя­то­го Да­ви­да бы­ло чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. О его вы­со­кой ду­хов­но­сти сви­де­тель­ству­ет со­став­лен­ный им «По­ка­ян­ный ка­нон», со­сто­я­щий из де­вя­ти скорб­ных и уми­ли­тель­ных пес­ней.
По­чув­ство­вав при­бли­же­ние смер­ти, свя­той царь Да­вид со­ста­вил ду­хов­ное за­ве­ща­ние, в ко­то­ром, пе­ре­да­вая управ­ле­ние стра­ной сво­е­му сы­ну Ди­мит­рию, пи­сал: «Ныне Про­мыс­лом Пра­во­суд­но­го Бо­га от­зы­ва­юсь я, а на цар­ство на­след­ствен­ное при­зы­ва­ет­ся он… Все со­вер­шил я си­лой Чест­но­го Жи­во­тво­ря­ще­го Дре­ва и ему вру­чаю это осчаст­ли­вив­шее ме­ня Зна­ме­ние». При­ча­стив­шись Свя­тых Та­ин, «со сла­во­сло­ви­ем на устах он пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду, на 53-м го­ду жиз­ни, в суб­бо­ту 24 ян­ва­ря 1125 го­да».
Царь был по­гре­бен в Ге­лат­ском мо­на­сты­ре, при вхо­де в при­врат­ную цер­ковь. Спу­стя неко­то­рое вре­мя мо­щи его, про­слав­лен­ные зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей, бы­ли пе­ре­не­се­ны под пре­стол со­бор­но­го хра­ма. В кон­це XIII ве­ка свя­той царь Да­вид IV Воз­об­но­ви­тель был про­слав­лен, то­гда же ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба.

☦️
Преподобный Ксенофо́нт Робейский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт Ро­бей­ский был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го († 1192; па­мять 6 но­яб­ря). В Ху­тын­ском мо­на­сты­ре он на­сто­я­тель­ство­вал по­сле игу­ме­на Ис­и­до­ра († 1243). Оста­вив игу­мен­ство, пре­по­доб­ный Ксе­но­фонт на бе­ре­гу ре­ки Ро­бей­ки (неда­ле­ко от Нов­го­ро­да) ос­но­вал Тро­иц­кую оби­тель. Здесь он бла­жен­но по­чил 28 июня 1262 го­да.

☦️
Мученик Иоа́нн Попов.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 17 ян­ва­ря 1867 го­да в го­ро­де Вязь­ме Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Вос­кре­сен­ской церк­ви го­ро­да Вязь­мы Ва­си­лия Ми­хай­ло­ви­ча По­по­ва и его су­пру­ги Ве­ры Ива­нов­ны. 19 ян­ва­ря он был кре­щен в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви го­ро­да Вязь­мы сво­им де­дом, про­то­и­е­ре­ем Ми­ха­и­лом По­по­вым. В 1888 го­ду Иван Ва­си­лье­вич окон­чил Смо­лен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1892-м — Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был остав­лен на год для при­го­тов­ле­ния на ва­кант­ную пре­по­да­ва­тель­скую долж­ность. В 1893 го­ду он был на­зна­чен вре­мен­но ис­пол­ня­ю­щим долж­ность до­цен­та по ка­фед­ре пат­ри­сти­ки. Первую проб­ную лек­цию он про­чел о Тер­тул­ли­ане. В 1897 го­ду Иван Ва­си­лье­вич за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию «Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный за­кон. (Пси­хо­ло­ги­че­ские ос­но­вы нрав­ствен­но­сти)», в ко­то­рой раз­би­ра­лось про­ис­хож­де­ние и обос­но­ва­ние нрав­ствен­но­сти как с фило­соф­ской, так и с бо­го­слов­ской то­чек зре­ния, и был утвер­жден в долж­но­сти до­цен­та ака­де­мии. В 1898 го­ду Иван Ва­си­лье­вич был на­зна­чен экс­тра­ор­ди­нар­ным про­фес­со­ром по ка­фед­ре пат­ри­сти­ки. В 1899 го­ду он опуб­ли­ко­вал биб­лио­гра­фи­че­ские за­мет­ки на бо­го­слов­ские ста­тьи, по­явив­ши­е­ся в это вре­мя за ру­бе­жом, под на­зва­ни­ем «Биб­лио­гра­фия. Но­во­сти ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры по па­тро­ло­гии», а в 1901 го­ду в «Бо­го­слов­ском вест­ни­ке» по­ме­стил ста­тью «Об­зор рус­ских жур­на­лов. Древ­не­цер­ков­ная жизнь и ее де­я­тель­ность в те­ку­щей ду­хов­ной жур­на­ли­сти­ке», где им бы­ли про­ана­ли­зи­ро­ва­ны прак­ти­че­ски все вы­шед­шие в то вре­мя ра­бо­ты на эту те­му.

Вер­нув­шись из-за гра­ни­цы, Иван Ва­си­лье­вич в 1903 го­ду был на­зна­чен на долж­ность ре­дак­то­ра «Бо­го­слов­ско­го вест­ни­ка», и с это­го вре­ме­ни у него при­ба­ви­лось мно­го хло­пот, свя­зан­ных с пуб­ли­ка­ци­ей раз­лич­ных ста­тей и с цен­зу­рой. Осо­бен­но ста­ло труд­но, ко­гда в 1905 го­ду в рус­ском об­ще­стве, не ис­клю­чая ака­де­ми­че­ских кру­гов, раз­го­ре­лись стра­сти, ка­са­ю­щи­е­ся по­ли­ти­че­ских во­про­сов. «Бо­го­слов­ский вест­ник» был об­ви­нен в ли­бе­ра­лиз­ме, и в 1906 го­ду Иван Ва­си­лье­вич по­дал про­ше­ние о сня­тии с се­бя обя­зан­но­стей ре­дак­то­ра.
В 1904 го­ду Иван Ва­си­лье­вич опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Ре­ли­ги­оз­ный иде­ал свя­то­го Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ско­го», в 1908-м — «Свя­той Иоанн Зла­то­уст и его вра­ги». В 1911-1912 го­дах бы­ла из­да­на его кни­га «Кон­спект лек­ций по па­тро­ло­гии», в ос­но­ву ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны за­пи­си сту­ден­та­ми его лек­ций.
С 1910 го­да, в свя­зи с вве­де­ни­ем но­во­го уста­ва в Ду­хов­ных ака­де­ми­ях, он стал экс­тра­ор­ди­нар­ным про­фес­со­ром по 1-й ка­фед­ре па­тро­ло­гии.
С 1894 по 1916 год Иван Ва­си­лье­вич «неод­но­крат­но участ­во­вал в ма­ги­стер­ских и док­тор­ских дис­пу­тах и да­вал от­зы­вы на ма­ги­стер­ские и док­тор­ские со­чи­не­ния, а так­же ре­ко­мен­да­ции для при­суж­де­ния пре­мий за раз­лич­ные бо­го­слов­ские и ис­то­ри­че­ские тру­ды». С 1907 го­да Иван Ва­си­лье­вич со­сто­ял при­ват-до­цен­том ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та по ка­фед­ре ис­то­рии Церк­ви. В 1917 го­ду он за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «Лич­ность и уче­ние бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на», ко­то­рая яви­лась фун­да­мен­таль­ным тру­дом на эту те­му.

10 де­каб­ря 1924 го­да Иван Ва­си­лье­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му ОГПУ в Москве. С это­го вре­ме­ни за­кон­чи­лась его де­я­тель­ность на по­при­ще изу­че­ния цер­ков­ной ис­то­рии и пре­по­да­ва­ния па­тро­ло­гии, он сам стал участ­ни­ком этой ис­то­рии и на сво­ем лич­ном при­ме­ре дол­жен был по­ка­зать тот об­раз хри­сти­а­ни­на, ко­им про­сла­ви­лись и про­си­я­ли свя­тые от­цы и учи­те­ля Церк­ви.

3 де­каб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. В ени­сей­ской тюрь­ме Иван Ва­си­лье­вич встре­тил день сво­е­го рож­де­ния, ему ис­пол­нил­ся семь­де­сят один год. 5 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча к рас­стре­лу. Иван Ва­си­лье­вич По­пов был рас­стре­лян 8 фев­ра­ля 1938 го­да в 9 ча­сов ве­че­ра, в ка­нун празд­но­ва­ния па­мя­ти все­лен­ско­го учи­те­ля и свя­ти­те­ля Иоан­на
Зла­то­усто­го, имя ко­то­ро­го он, по-ви­ди­мо­му, и но­сил.
Один из оче­вид­цев жиз­ни му­че­ни­ка в со­ло­вец­ком узи­ли­ще пи­сал о нем: «В свет­ском зва­нии Иван Ва­си­лье­вич был ис­тин­ным мо­на­хом, без­брач­ным и дев­ствен­ни­ком, сми­рен­ным тру­же­ни­ком, воз­держ­ни­ком в пи­ще и пи­тии, бла­го­го­вей­ным мо­лит­вен­ни­ком к Бо­гу. Се­му все знав­шие его — сви­де­те­ли. Имея дар бла­го­да­ти Бо­жи­ей — сло­во зна­ния (1Кор.12:8), он тру­да­ми уде­ся­те­рил та­лант, по­слу­жил им Церк­ви с ве­ли­кой поль­зой и про­сла­вил ее сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ной».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-popov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/
• Храмы Санкт-Петербурга
• Древнецерковная жизнь и ее деятели в текущей духовной журналистике
• Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства
Естественный нравственный закон
Критика нравственного учения Бэнтама
Критика нравственного учения Милля
Критика учения Канта об основах нравственности
Критика эволюционной теории нравственности
Метод утилитаризма и его критическая оценка
О самоубийстве
Христианская любовь, как истинное основание и цель человеческой жизни
• Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии
Жизнь и развитие бл. Августина до его крещения
• Иларий, епископ Пиктавийский
Конспект лекций по патрологии
• Личность блаженного Августина
• Религиозный идеал св. Афанасия
• Тертуллиан: (Опыт литературной характеристики)
Труды по патрологии. Том I. Святые отцы II-IV вв.
Труды по патрологии. Том II. Личность и учение блаженного Августина
Учение бл. Августина о познании души
• [Рец. на:] Антоний [Храповицкий], еп. Полное собрание сочинений
• Магистерский диспут: [Рец. на: Мышцын В. Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894]
• Магистерский диспут. [Рец. на: Светлов П. Я., свящ. Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления. Киев, 1983]
Магистерский диспут: [Наумов Д. Г. Митрополит Филарет (Дроздов) как канонист.]

Жития
Писание