31 января 2022
⏳ 2022.01.31 (пн)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 33я по Пятидесятнице (глас 7й)
• понедельник
☀️ неподвижный годовой круг:
• 31 января (18 января)
• свт. Афанасия Великого (373) 📚
• прп. Маркиа́на Кирского (Киринейского) (ок. 388)
• свт. Кирилла Александрийского (444) 📚
• прпп. Кирилла и Марии (ок. 1337) (родителей прп. Сергия Радонежского)
• прп. Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550)
• прав. Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII)
• сщмч. Михаила (Каргополова) (1919)
• сщмч. Евгения (Исадского) (1930)
• сщмчч. Владимира (Зубковича), Николая (Красовского), Сергия (Лебедева), Александра (Русинова) (1938)
☦️
Святитель Афана́сий Великий, Александрийский, архиепископ.
Святой Афанасий родился в Александрии; мать его, подобно Анне, которая привела сына своего Самуила в храм Господень (1Цар.1:28), так же привела его к св. Александру, патриарху Александрийскому, и отдала в храм на служение Богу. И он стал при храме проводить свою жизнь, ревностно исполняя заповеди Божии.
В 319 г. патриарх рукоположил его в диакона Александрийской Церкви. Уже в это время святитель Афанасий стал писать сочинения. Будущий святитель видел, что нет у новопришедших в Церковь Христову ревности, нет у них истинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, переносили в христианскую жизнь. Объявился некий Арий, который хулил Христа, уничижал Матерь Божию и возмущал народ, уча народ добиваться чести, славы, проникать и в Церковь, достигать священства и даже архиерейства. И многие его слушали и становились последователями этой ереси – арианами. И эта ересь так распространилась, что чуть не захлестнула всю Церковь – великая была брань. В 325 г. святитель Афанасий был на Никейском Соборе, где выступал против Ария.
В 326 г. по смерти патриарха Александра святитель Афанасий был избран на Александрийскую кафедру. Епископом Афанасий объезжал церкви, много выступал, боролся против ариан, писал, обличал их, и восстали против него все неистинные христиане и стали на него клеветать. В то время царствовал Константин Великий (306–337 гг.), он считался покровителем Церкви Христовой. Он хорошо понимал военную стратегию, дипломатию, государственные дела, но дел церковных и проповеди Евангелия не знал, поэтому колебался между арианством и православием.
Пользуясь добротой и простотой императора, еретики окружили весь его двор, проникли во все должности и стали нашептывать ереси и неправды и вводить расколы. Они обвиняли архиепископа Афанасия, что он плохой человек, что он не слушается царя, взимает налоги отдельно от царской казны и совершает нехорошие дела, что он и чародей, и преступник, и блудник. Император видел великую распрю, вражду, старался водворить мир, но бывали такие времена, что могла открыться война, тогда он предлагал святителю Афанасию на время удалиться куда-нибудь. И большую часть своего долгого правления святитель провел в изгнании, и тогда нередко он пользовался поддержкой монахов, был в дружбе с обоими отцами монашества – святыми преподобными Антонием и Пахомием.
В особенности старались еретики и злые люди обвинить святого Афанасия в том, что он не слушает повелений императора, не обращает внимания на его предписания, не принимая Ария в церковное общение, что он колдун и чародей, сами будучи явными чародеями, и что посредством какой-то мертвой руки, якобы принадлежавшей клирику Арсению, творит чарования. Император повелел провести расследование. Арсений был клириком, чтецом, совершив какой-то проступок, он долго скрывался, а когда молва об этом стала распространяться везде, то у него проявилось чувство правды, справедливости, потому что невиновен был святитель Христов Афанасий, да и сам Арсений совершенно не пострадал, не ему отрубили руку, другого человека где-то нашли судьи-злодеи, хотя многие из них были епископы. Соболезнуя о своем отце и благодетеле и скорбя сердцем о том, что истина беззаконно побеждается ложью, он тайно пришел к самому Афанасию, припадая к его честным ногам Блаженный Афанасий, радуясь прибытию Арсения, повелел ему до суда никому не показываться.
Между тем злобная ненависть противников Афанасия так возросла, что к одной лжи они приложили еще новую: подкупили одну бесстыдную женщину возвести клевету на святителя Афанасия, что он совершил с нею беззаконие. Когда начался суд, судьи сели на своих местах и клеветники предстали, была введена и эта женщина. С плачем долго жаловалась она на святителя, которого никогда не видала и даже не знала, каков он по виду. Все слушали в недоумении. А она и не хотела знать благочестия евангельского, радуясь, что много денег ей дали. В то время друг Афанасия пресвитер Тимофей, стоя с ним за дверями и все слыша, возмутился духом и, неожиданно войдя внутрь судилища, с поспешностью стал перед глазами той клеветницы, как будто он был сам Афанасий; он смело обратился к ней: «Я ли совершил над тобою ночью насилие, как ты говоришь?» И она еще с большим бесстыдством возопила к судьям: «Сей, сей человек мой растлитель и злоумышленник против моей чистоты; он…» Судьи рассмеялись, увидев подлость, разыгранную комедию, и прогнали ее. Но противники св. Афанасия, хотя и устыдились, но не успокоились и стали обвинять его в убийстве Арсения, показывая какую-то страшную на вид мертвую руку. Святой Афанасий терпеливо слушал их и молчал, потом спросил: «Есть ли среди вас, кто хорошо знал Арсения? Кто из вас может подтвердить действительно ли это его рука?» И поднялись большинство неправедных судей, подскочили и стали утверждать, что действительно это рука Арсения. И тогда, когда они показали свое грязное сердце и коварство свое, святитель отодвинул занавеску, за которой стоял Арсений, вывел его перед собранием и спросил: «А это кто стоит перед вами? Вы сказали, что Арсения нет в живых, это его рука». И все пришли в ужас. «Вот, мужи, и Арсений! – объявил святитель Афанасий. – Вот и руки его, которые совсем не были отсечены! Покажите же и вы своего Арсения, если такого имеете, и поведайте, кому принадлежит отсеченная рука, которая осуждает вас самих, как сделавших это преступление». Но судии продолжали проводить суд, истощая все свои клеветы. И святитель Афанасий, не вынося совершаемой несправедливости, вслух засвидетельствовал всему собору: «Угасла правда, попрана истина, погибло правосудие, исчезло у судей законное расследование и осторожное рассмотрение дел! Разве законно, чтобы желающий оправдаться содержался в узах, а суд всего дела был бы поручен клеветникам и врагам, и чтобы сами оговорщики судили того, на кого клевещут?» Императором святитель был оправдан и послан на свою Александрийскую кафедру.
Когда умер Константин Великий и престолом завладел его второй сын Констанций, то весь двор императорский перешел на сторону ариан. Они стали гнать христиан православных, епископов ссылать, ставить на престолы нечестивых людей, коварных, блудников, еретиков, которые Иисуса Христа не признавали за Бога. И пришлось святителю Афанасию бежать в Рим, где три года находился.
Потом Господь рассудил все судом Своим: наказал Ария и еретиков, и нечестивый царь погиб. После него два года царствовал Юлиан Отступник, за ним вступил Иовиниан благочестивый, потом Валент, который, хотя и много зла творил Церкви, но, испугавшись мятежа александрийцев, позволил святителю Афанасию вернуться и безбоязненно управлять Александрийской Церковью. И описывается в житии святителя Афанасия, что последнее время своей жизни он жил в мире и спокойствии, почил о Господе 2 мая 373 г. в возрасте 76 лет.
46 лет святитель Афанасий был епископом города Александрии и много раз изгонялся с кафедры и возвращался обратно, потому что ариане, называющие себя христианами, верующими в Евангелие, искали, придумывали вину, чтобы осудить и предать смерти святителя. А Господь, возвещая Евангелие, не проповедовал убивать врагов своих; эти же злодеи притворно приняли Крещение, христианство и веровали без благочестия.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/62
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/
• Краткое обозрение Священного Писания Ветхого Завета
• Послание к Маркеллину об истолковании псалмов
• Толкование на псалмы
• Слово на язычников
• Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего
• Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти
• Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием
• Защитительное слово против ариа
• Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
• История ариан
• Послание на ариан. Слово второе
• Послание на ариан. Слово первое
• Послание на ариан. Слово третье
• Послание на ариан. Слово четвертое
• О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан
• Слово на слова: «Вся мне предана́ суть Отцем Моим…» (Мф.11:27)
• Из Бесед на Евангелие от Матфея 54К
• Из толкования на Евангелие от Луки 9.1К
• Беседа о слепорожденном (Ин. 9) 54
• Краткое обозрение Священного Писания Нового Завета 94
• Житие преп. Антония Великого
• О девстве, или о подвижничестве
Послания:
I. Праздничные (или пасхальные)
• Праздничные (Пасхальные) послания
• Отрывок из 39-го праздничного послания
II. Соборные и окружные
• Свиток к антиохийцам
• Послание к императору Иовиану
• Послание к Епископам африканским
• Окружное послание
• К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан
III. Догматико-полемические
• Послания к Серапиону, Епископу Тмуисскому
• Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков
• Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан
• Послание к Максиму философу
• Послание о постановлениях Никейского Собора
• О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними
• Послание к князю Антиоху о многих и необходимых предметах темных, встречающихся в Божественных Писаниях
• Послание к Руфиниану
• Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской
• Послание к инокам
• Послание к подвизающимся в иноческой жизни
IV. Нравственно-аскетические
• Послание к Аммуну монаху
• Письмо к Драконтию
V. Написанные по частным поводам
• Послание к Авве Орсисию
• Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху
• Послание к пресвитеру Палладию
VI. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия Великого
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Послания Афанасия Великого
Приписываемые сочинения:
• О храме в Афинах
• Против Аполлинария. Книга первая
• Против Аполлинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом
• Изложение веры
• Слово Пространнейшее о вере
• Символ веры Афанасия Александрийского
• Символ, или Исповедание
• Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской
• Слово о терпении
Собрание сочинений:
• Творения. Том I
• ТСО
☦️
Преподобный Маркиа́н Кирский (Киринейский), Халкидский, отшельник.
Преподобный Маркиан жил в IV веке. Удалившись в пустыню, он много лет провел в уединении, в непрестанных молитвах и строгом посте. Построив себе малую келлию, он затворился в ней и никогда не зажигал свечи, когда по ночам совершал молитвенное правило по Псалтири, так как Господь освещал келлию Божественным светом. Через некоторое время преподобный принял двух учеников, поселившихся рядом с ним, но по-прежнему пребывал в затворе. Антиохийский патриарх Флавиан (память 18 февраля) и другие епископы просили преподобного для пользы христиан оставить свое строгое уединение, но преподобный не согласился. Однако, не покидая своей келлии, он поучал приходивших к нему за наставлением и многих отвратил от ересей и привел к православной вере.
Перед кончиной преподобный Маркиан завещал своему ученику Евсевию похоронить его тайно, вдали от келлии, чтобы избежать посмертной славы и не допустить препирательств между желающими иметь его останки в близлежащих храмах. Преподобный Маркиан скончался в 388 г.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-2/2_2
☦️
Святитель Кирилл Александрийский, архиепископ.
Св. Кирилл происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности св. Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385–412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
По смерти патриарха Феофила св. Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви. Удаляя из среды своей паствы врагов св. веры – иудеев и язычников, св. Кирилл заботился и об утверждении своих пасомых в вере и благочестии. Его пламенная ревность о чистоте христианского учения и непреклонная твердость в защите веры особенно обнаружились в борьбе с Несторием, возмутившим своей ересью Церковь. Святитель Кирилл писал увещевательное послание к Несторию и письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри, опровергая мнения Нестория и излагая истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. На III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в городе Ефесе, святитель Кирилл был председателем. Скончался святитель в 444 г.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-aleksandrijskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/
• Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу
• Беседа, произнесенная в Ефесе
• Беседа произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
• Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория
• Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии
• Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу
• [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа
• Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому
• Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице
• Послание к Несторию
• Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»]
• Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей
• Послание к одному из ревностных защитников Нестория
• Диалог о вочеловечении Единородного
• Защищение «12 глав» против восточных епископов
• Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом
• Изъяснение двенадцати глав
• О вочеловечении Бога Слова
• О воплощении Бога Слова
• О правой вере к царицам
• Ответы Тиверию диакону с братией
• На Святой Символ
• Слово об исходе души и Страшном Суде
• Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица
• Разъяснение догматов
• Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила Кирилла Александрийского
• О поклонении и служении в Духе и истине
• Защитительная речь к императору Феодосию
• О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому
• Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому
• Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем
• Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви
• Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории
• Послание к Келестину, епископу Римскому
• Послание к Иоанну Антиохийскому
• Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие
• Послание к египетским монахам
• Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому
• Послание к клиру и народу константинопольскому
• Послание к монахам константинопольским
• Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора
• Послание второе [писаное из Ефеса, прежде собора]
• Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии
• Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским
• Письмо Иоанну, епископу Антиохийскому против Феодорита
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел
• Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея
• Толкование на пророка Исаию
• Толкование на книгу пророка Аввакума
• Толкование на книгу пророка Авдия
• Толкование на книгу пророка Аггея
• Толкование на пророка Осию
• Толкование на книгу пророка Амоса
• Толкование на книгу пророка Захарии
• Толкование на книгу пророка Иоиля
• Толкование на книгу пророка Ионы
• Толкование на книгу пророка Малахии
• Толкование на книгу пророка Михея
• Толкование на книгу пророка Наума
• Толкование на книгу пророка Софонии
• Отрывки из толкований на Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила
• Беседа на притчу о винограднике
• Две гомилии на Сретение из «Толкования на Евангелие от Луки»
• Толкование на Евангелие от Иоанна
• ТСО (Собрание сочинений)
☦️
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского.
«…Раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе… Из-за этого несчастья раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж. И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь святого Рождества Христова…
Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный юноша Варфоломей, не захотел жениться, а весьма стремился к иноческой жизни. Об этом он многократно просил отца, говоря: «Теперь дай мне, владыка, свое согласие, чтобы с благословением твоим я начал иноческую жизнь». Но родители его ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи для нас: мы стары, бедны, больны сейчас, и некому ухаживать за нами. Вот ведь братья твои Стефан и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как угодить Богу, — более прекрасную стезю избрал ты, которая не отнимется у тебя. Только поухаживай за нами немного, и когда нас, родителей твоих, проводишь до гроба, тогда сможешь и свой замысел осуществить. Когда нас в гроб положишь и землею засыпешь, тогда и свое желание исполнишь».
Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в монахах, ушли они из жизни этой, отошли к Богу, а сына своего, блаженного юношу Варфоломея, каждый день они много раз благословляли до последнего вздоха. Блаженный же юноша проводил до гроба родителей своих, и пел над ними надгробные песнопения, и завернул тела их, и поцеловал их, и с большими почестями положил их в гроб, и засыпал землей со слезами как некое бесценное сокровище. И со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями, отметил память родителей своих и молитвами, и раздачей милостыни убогим, и кормлением нищих. Так до сорокового дня он отмечал память родителей своих».
После этого вернулся будущий преподобный Сергий в свой дом и начал расставаться с житейскими заботами этого мира, чтобы скорее начать монашескую жизнь.
Надо добавить, что монашеский образ святые Кирилл и Мария приняли в Хотько́вском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.
Летопись Хотько́вского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось — паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени. К сожалению, после 1917 года Хотько́вский монастырь был ликвидирован. Но, наконец, в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых в котором были прославлены схимонахи Кирилл и Мария. В 1989 году в Покровском храме монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь начались службы и в него были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svjatye-pokroviteli-semejnogo-blagopoluchija/6_8
☦️
Преподобный Афана́сий Сяндемский, Вологодский.
Преподобный Афана́сий — ученик преподобного Александра Свирского. Сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
Преподобный Афанасий начал свои иноческие подвиги на Валааме, а затем в Свирском монастыре. После кончины своего наставника святой ушел для пустынножительства в дремучие леса Карелии, где на озере Сяндеме основал обитель. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 г. снова вернулся на озеро Сяндем.
Много потрудился преподобный и в духовном устройстве обители. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 г. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи преподобного Афанасия.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-sjandemskij-vologodskij
☦️
Праведный Афана́сий Наволоцкий.
О рождении и воспитании Афанасия Наволоцкого ничего не известно, преподобный пришел из окрестностей Каргополя на реку Вагу и поселился в 3 верстах от Верхоледской слободки, находившейся близ города Шенкурска. Вскоре он тяжело заболел и скончался. Через 40 дней святой явился одновременно 4 больным, жившим в разных местах, исцелил их и повелел им предать его тело земле на том месте, где оно лежало. Исцеленные не только погребли святые мощи, но и поставили над ними часовню, что положило начало почитанию преподобного. Издалека приходили люди и, «персть от святых мощей у гроба его взимающе и тою яко миром помазующе вся болезни», исцелялись.
☦️
Священномученик Михаил Каргополов, пресвитер.
Священномученик Михаил (Каргополов) служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии. До принятия сана он был офицером казачьих войск. Большевики арестовали его 31 января 1919 года. Отъехав немногим более километра от села, красноармейцы остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили.
17 марта 1919 года в Благовещенской церкви города Красноярска епархиальным архиереем в сослужении многочисленного духовенства было совершено торжественное отпевание священника. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью.
☦️
Священномученик Евге́ний Исадский, пресвитер.
Священник Евгений родился в 1879 году в селе Погост-Преображенский Егорьевского уезда в семье диакона Герасима Исадского. Окончил Рязанскую семинарию и в 1901 году был рукоположен во священника к Петропавловской церкви в селе Маливо Егорьевского уезда (ныне Коломенский район). Здесь он встретил гонения от безбожных властей в конце 20-х годов.
Перед престольным праздником сестра местного учителя сообщила священнику, что власти не разрешат ему на этот раз ходить по домам прихожан с молебнами. Слух об этом быстро распространился по селу, и многие стали говорить, что власти собираются, вероятно, совсем закрыть храм. Батюшка совершил богослужение на престольный праздник и, как и встарь, ходил по домам прихожан с молебнами, поскольку официального запрета не поступило и дело ограничилось слухами.
15 июля 1929 года иерей Евгений по просьбе прихожанина отслужил всенощную у него в доме. Но, придя домой, в тот же вечер получил письменное распоряжение прекратить службу в церкви и хождения по домам ввиду эпидемии скарлатины. 18 июля, на память преподобного Сергия, служба была отменена. Батюшка пояснил прихожанам, что есть письменное запрещение, но оно временное. Если служба для верующих так необходима, то им надо хлопотать законным порядком перед властями.
По селу стали расползаться слухи, что церковь закрыли насовсем. И мало-помалу среди жителей села созрело убеждение созвать собрание и ходатайствовать об открытии святыни. Было составлено прошение об открытии храма, под которым подписались все прихожане. 18 июля, на самом собрании многие женщины стали кричать, что церковь им нужна, и требовали от председателя сельсовета немедленного её открытия. Председатель ответил, что для этого нужно письменное разрешение врача. Узнав, что решение зависит от доктора, маливцы отправились к нему домой. Он, увидев возмущенную толпу, дал в запечатанном пакете своё решение, что он не возражает против открытия храма. Пакет передали председателю сельсовета, и тот дал свое разрешение. В храме тут же возобновились богослужения, и, казалось, что конфликт исчерпан.
Однако коломенский отдел ОГПУ решил начать следствие по делу массового выступления верующих под руководством священника. 4 августа 1929 года отец Евгений был арестован, заключен в коломенскую тюрьму. На допросе он изложил весь ход событий в селе, совершенно не подозревая, что это будет иметь для него серьёзные последствия. Заканчивая показания, священник добавил, что не знает, кто был инициатором созыва собрания 18 июля.
Все вызванные свидетели, знавшие своего пастыря уже почти тридцать лет, вполне объективно изложили историю. Обнаружилась полная невиновность священника. Но одна из женщин, привлеченная вместе с отцом Евгением к ответственности, известная своей невоздержанностью в употреблении спиртных напитков и невыдержанностью в поведении, ради смягчения своей участи дала показания против батюшки. Но всё же отец Евгений не признал себя виновным в организации выступления верующих против закрытия церкви.
14 октября 1929 года особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило отца Евгения к трём годам заключения в концлагерь, и 14 ноября он был отправлен на Соловки. Но пока этап достиг пересыльного пункта в Кеми, навигация уже закончилась, и батюшка был оставлен в лагере на континенте.
Священник Евгений Исадский скончался 31 января 1930 года (через 2,5 месяца) в одном из Беломорско-Балтийских концлагерей, и был погребен в безвестной могиле.
☦️
Священномученик Влади́мир Зубкович, пресвитер.
Священномученик Владимир родился 26 марта 1863 года в селе Смолевичи Борисовского уезда Минской губернии в семье священника Гавриила Зубковича. В 1885 году Владимир окончил Минскую Духовную семинарию и в течение двух лет служил младшим контролером в Минском акцизном управлении. В 1887 году Владимир Гаврилович был назначен псаломщиком к Старчицкой церкви Игуменского уезда Минской губернии. 29 июня 1888 года он был рукоположен во диакона, а 3 июля того же года — во священника и направлен служить в храм в селе Смолевичи и назначен законоучителем Смолевичского народного училища. За успешное преподавание Закона Божия, безвозмездное преподавание пения и устройство хора при Смолевичском народном училище отцу Владимиру была объявлена благодарность от Минской дирекции народных училищ и попечителя Виленского учебного округа.
С 11 марта 1893 года он был включен в состав благочиннического совета 1‑го округа Борисовского уезда, а 30 августа 1896 года — назначен наблюдателем церковноприходских школ Борисовского уезда. С 12 октября 1900 года отец Владимир стал преподавать Закон Божий в Минском женском училище и служить в церкви при училище. 11 мая 1901 года он был назначен настоятелем храма в Смолевичах.
С 15 августа 1907 года священник стал исправлять должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. 19 марта 1909 года он был награжден наперсным крестом. 30 января 1914 года назначен на штатную должность помощника инспектора Минской Духовной семинарии. Инспектор семинарии характеризовал отца Владимира как человека, «глубокая религиозность и благонастроенность которого являлись фактором, усугублявшим его благотворное влияние на воспитанников», а ревизовавший семинарию в 1911-1912 учебном году Петр Федорович Полянский писал о нем, что он «человек сердечный, скромный, внимательный к воспитанникам».
Ревностное служение священника отрицательно сказалось на его здоровье, он стал все чаще болеть и 21 июля 1915 года по состоянию здоровья вынужден был уволиться с должности помощника инспектора семинарии и подать документы для оформления пенсии. Однако выяснилось, что для получения пенсии ему не хватает двух лет службы, и он снова направил прошение начальству о назначении его на службу по духовному ведомству.
10 июня 1916 года отец Владимир был назначен помощником инспектора Тамбовской Духовной семинарии. Через год в России произошли одна за другой две революции, к власти пришли безбожники, и отец Владимир вернулся служить в храм в Смолевичах.
Священник Владимир Зубкович был арестован 29 декабря 1937 года, приговорен к расстрелу и 31 января 1938 года расстрелян.
☦️
Священномученик Николай Красовский, пресвитер.
Священномученик Николай родился 7 мая 1876 года в селе Воинова Гора Покровского уезда Владимирской губернии в семье священника Константина Красовского и его супруги Надежды, дочери священника Симеона Малинина, предки которого более столетия служили священниками в этом селе. Николай Константинович окончил Владимирскую Духовную семинарию и до 1914 года был учителем в Городищевской школе при станции Усад, расположенной в нескольких километрах от его родного села. С началом Первой мировой войны он был взят в армию и служил санитаром в 10-м сводном госпитале в Москве. После окончания войны Николай Константинович вернулся работать в школу в селе Городищи. В 1922 году храм в селе был закрыт и превращен в клуб; власти стали принуждать учителей, чтобы те водили в клуб учащихся. За отказ исполнить кощунственное распоряжение властей Николай Константинович был из школы уволен.
В 1924 году Николай Константинович был рукоположен во диакона к Успенскому храму в селе Воинова Гора. Священником в храме служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 году отец Александр тяжело заболел и вскоре скончался. Этим воспользовались обновленцы. Православный архиерей назначил сюда священником отца Николая Поспелова, но власти по совету обновленцев отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай, несмотря на угрозы обновленцев заключить его в Соловецкий концлагерь, отказался с ними служить, и владыка направил его в храм великомученика Никиты в село Кабаново, где служил благочинный церквей Орехово-Зуевского района протоиерей Василий Максимов.
Отец Николай по смирению на всю жизнь хотел остаться в сане диакона, но владыка уговорил его принять сан иерея. В 1932 году диакон Николай был рукоположен во священника к той же церкви.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-krasovskij
☦️
Священномученик Се́ргий Лебедев, пресвитер.
Священномученик Сергий родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Сальково Подольского уезда Московской губернии. В 1910 году Сергей окончил Донское духовное училище, а в 1916 году — Московскую Духовную семинарию. Сразу же после окончания семинарии в связи с войной он был мобилизован в армию, где прослужил до 1917 года. В 1920 году Сергей Петрович был рукоположен во священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-lebedev
☦️
Священномученик Алекса́ндр Русинов, пресвитер.
Родился в Коломенском уезде Московской губернии, в с. Куркине (так указано в большинстве документов по следственному делу). Отец Александра Русинова был священником; до революции у него имелись лошадь, корова и 10 пчелиных ульев. Александр Русинов окончил духовную семинарию; рукоположение во священника состоялось в 1901 г. О его служении известно следующее: до августа 1909 г. он находился в Дмитровском уезде и служил священником в церкви Якотского погоста; вполне возможно, что это было первое место, куда его распределили после рукоположения, но точных данных на этот счёт нет.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rusinov