⏳ 2022.01.21 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 31я по Пятидесятнице (глас 5й)
• пятница (воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
21 января (8 января)
• сщмч. Карте́рия Кесарийского (Каппадокийского) (304)
• мчч. Иулиа́на, Ке́лсия, Антония, Анаста́сия, мцц. Василиссы, Мариони́ллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313)
• прп. Илии Египетского (IV)
• сщмч. Фео́фила, мч. Елла́дия (IV)
• прп. Домни́ки Константинопольской (ок. 474)
• прп. Георгия Хозевита (VII)
• мч. Або́ Тбилисского (786)
• исп. Емилиа́на Кизического (IX)
• прп. Григория чудотворца Печерского (1093)
• прп. Григория затворника Печерского (XIII–XIV)
• сщмч. Иси́дора Юрьевского (Дерптского), и с ним 72-х мчч. (1472)
• прп. Паисия Угличского (1504)
• сщмч. Виктора (Усова) (1937)
• сщмчч. Димитрия (Плышевского), Владимира (Пастернацкого), прмч. Пафну́тия (Костина), мч. Михаила (Новоселова) 📚(1938)
• сщмч. Василия (Архангельского) (1939)
• мч. Иоанна (Малышева) (1940)
• исп. Михаила (Розова) (1941)


☦️
Священномученик Карте́рий Кесарийский (Каппадокийский), пресвитер.
Священномученик Карте́рий – иерей и учи­тель хри­сти­ан­ский в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане и иге­моне Ур­бане, за ис­по­ве­да­ние ве­ры и про­по­ве­ди о Иису­се Хри­сте по­сле тяж­ких мук умер от удара ко­пьем в 304 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/28

☦️
Мученики Иулиа́н, игумен, Ке́лсий, Анто́ний, пресвитер, Анаста́сий, мученицы Васили́сса, игумения, Мариони́лла.
Свя­той му­че­ник Иули­ан ро­дил­ся в еги­пет­ском го­ро­де Ан­ти­ное и по во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак с бла­го­род­ной и бо­га­той де­ви­цей Ва­си­лис­сой. В бра­ке су­пру­ги оста­лись дев­ствен­ни­ка­ми. По смер­ти ро­ди­те­лей сво­их они устро­и­ли две оби­те­ли: муж­скую и жен­скую, са­ми при­ня­ли ино­че­ство и на­сто­я­тель­ство­ва­ли в этих оби­те­лях. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на в 313 го­ду свя­той Иули­ан же­сто­ко по­стра­дал за ве­ру Хри­сто­ву и сво­им му­же­ством об­ра­тил ко Хри­сту Кел­сия, сы­на сво­е­го му­чи­те­ля иге­мо­на Мар­ки­а­на, и же­ну его, Ма­ри­о­нил­лу. Вос­кре­сив умер­ше­го языч­ни­ка, свя­той об­ра­тил и его. Об­ра­щен­ные при­ня­ли Кре­ще­ние от пре­сви­те­ра Ан­то­ния. Языч­ник в Кре­ще­нии на­зван Ана­ста­си­ем. По­сле тем­нич­но­го за­клю­че­ния все при­ня­ли му­че­ни­че­ский ве­нец, бу­дучи усе­че­ны ме­чом. С ни­ми му­че­ни­че­ски по­гиб­ли 20 во­и­нов и 7 от­ро­ков.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/24

☦️
Преподобный Илия́ Египетский, пустынник.
С юных лет был мо­на­хом и по­сле 70-лет­них по­дви­гов на неко­ей го­ре, в ди­кой пу­стыне ниж­ней Фива­и­ды, близ Ан­ти­ноя, скон­чал­ся 110 лет в кон­це 4 ве­ка. Изо­бра­жа­ет­ся в ви­де се­до­го стар­ца, ли­цо мор­щи­но­ва­тое и блед­ное, во­ло­сы про­стые, в од­ной ря­се.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/29

☦️
Священномученик Фео́фил, диакон и мученик Елла́дий.
Священномученик Фео́фил, диакон и мученик Елла́дий за про­по­ведь о Иису­се Хри­сте и уни­чи­же­ние идо­лов по­сле ис­тя­за­ний по­би­ты кам­ня­ми в 3 ве­ке. На ико­нах изо­бра­жа­ют­ся: Фе­о­фил рус, бо­ро­да неболь­шая, в диа­кон­ской ри­зе, в од­ной ру­ке ка­ди­ло, в дру­гой ка­мень; Ел­ла­дий рус, бо­ро­да под­лин­нее Фе­о­фи­ло­вой, в од­ной ру­ке крест, в дру­гой ка­мень.

☦️
Преподобная Домни́ка Константинопольская, игумения.
Пре­по­доб­ная Дом­ни­ка при­бы­ла из Кар­фа­ге­на в Ца­рь­град при свя­том ца­ре Фе­о­до­сии Ве­ли­ком. Здесь она при­ня­ла Кре­ще­ние от пат­ри­ар­ха Нек­та­рия и по­сту­пи­ла в мо­на­стырь. Стро­ги­ми и про­дол­жи­тель­ны­ми по­дви­га­ми взо­шла она на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Свя­тая ис­це­ля­ла боль­ных, яв­ля­ла си­лу над сти­хи­я­ми, пред­ска­зы­ва­ла бу­ду­щее. Сво­и­ми чу­де­са­ми пре­по­доб­ная об­ра­ща­ла жи­те­лей сто­ли­цы к за­бо­там о веч­ной жиз­ни, о ду­ше. Укра­шен­ная доб­ро­де­те­ля­ми, свя­тая ото­шла из жиз­ни непо­роч­ной де­вой в глу­бо­кой ста­ро­сти († 474).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/26

☦️
Преподобный Гео́ргий Хозевит.
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий Хо­зе­вит ро­дил­ся на ост­ро­ве Ки­п­ре. По смер­ти ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся в Па­ле­сти­ну на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам. Здесь он по­сту­пил в ино­че­скую Ху­зи­вит­скую об­щи­ну, на­хо­див­шу­ю­ся меж­ду ре­кой Иор­да­ном и Иеру­са­ли­мом, на­сто­я­те­лем ко­то­рой он стал впо­след­ствии. Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий по­да­вал мо­на­хам об­ра­зец по­ще­ния, бде­ния и те­лес­ных по­дви­гов. По­жив на зем­ле, слов­но бес­плот­ный, он мир­но скон­чал­ся (VII).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/27

☦️
Мученик Або́ Тбилисский.
Му­че­ник Або Тби­ле­ли (Тби­лис­ский), араб по про­ис­хож­де­нию, жил в VIII в. в Баг­да­де и был из­го­то­ви­те­лем бла­го­вон­ных ма­зей. В воз­расте 17–18 лет он ока­зал­ся в Тби­ли­си, по­сле­до­вав за пра­ви­те­лем Карт­ли (Во­сточ­ная Гру­зия) – Нер­се­сом. Нер­сес, бу­дучи ого­во­рен пе­ред ха­ли­фом, про­вел в Баг­да­де три го­да в за­клю­че­нии; осво­бож­ден­ный но­вым ха­ли­фом, он взял с со­бой Або. В Тби­ли­си Або изу­чил гру­зин­ский язык. Сво­и­ми доб­ро­де­те­ля­ми он за­слу­жил об­щую лю­бовь и ува­же­ние на­ро­да. Або стал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всё ча­ще по­се­щать хра­мы Бо­жии. Пре­бы­вая в по­сте и мо­лит­ве, он ис­кал удоб­но­го слу­чая, чтобы при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. В то вре­мя пра­ви­тель Карт­ли Нер­сес вновь был окле­ве­тан пе­ред ха­ли­фом и вы­зван в Баг­дад. Нер­сес, же­лая из­бег­нуть рас­пра­вы, по­ехал на се­вер, в Ха­за­рию. В его сви­те из 300 че­ло­век ока­зал­ся так­же Або. В Ха­за­рии он и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Через несколь­ко ме­ся­цев, сле­дуя за Нер­се­сом, Або ока­зал­ся в Аб­ха­зии. Там он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, по­сто­ян­но раз­мыш­лял над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, по­дол­гу мо­лил­ся на цер­ков­ных служ­бах. О бла­го­че­сти­вой жиз­ни свя­то­го Або ста­ло из­вест­но вла­де­те­лю и епи­ско­пу Аб­ха­зии. Они ча­сто при­зы­ва­ли свя­то­го Або для ду­хов­ной бе­се­ды, удив­ля­ясь его глу­бо­кой ве­ре и зна­ни­ям. Но, же­лая из­бе­жать мир­ской сла­вы и под­ра­жая по­дви­гу пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, свя­той Або пре­дал­ся без­мол­вию и лишь через три ме­ся­ца, в день Свет­ло­го Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, пре­рвал свое мол­ча­ние, сла­вя и про­по­ве­дуя Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля.
Вско­ре Нер­сес ре­шил вер­нуть­ся в Тби­ли­си, и Або без­бо­яз­нен­но по­сле­до­вал за ним, хо­тя пра­ви­тель Аб­ха­зии про­сил его остать­ся, опа­са­ясь за его судь­бу. В Тби­ли­си, на­хо­див­шем­ся то­гда под вла­стью ма­го­ме­тан, свя­той Або от­кры­то ис­по­ве­до­вал Хри­ста Спа­си­те­ля и тем на­влек на се­бя мсти­тель­ный гнев пер­сов. Свя­той Або был за­клю­чен в тем­ни­цу, а за­тем при­ве­ден на суд. Уго­во­ра­ми и обе­ща­ни­я­ми вся­че­ских бо­гатств и по­че­стей его пы­та­лись вер­нуть к ма­го­ме­тан­ству. И ко­гда уви­де­ли, что Або оста­ет­ся непре­клон­ным, вновь бро­си­ли в тем­ни­цу. На 9-й день за­то­че­ния Ан­гел Гос­по­день от­крыл свя­то­му Або о близ­ком дне его му­че­ни­че­ской смер­ти.
В тре­тий час празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния свя­той Або при­об­щил­ся Свя­тых Тайн и вско­ре был уве­ден страж­ни­ка­ми на казнь. На­де­ясь стра­хом вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, свя­то­му Або три­жды на­нес­ли удар ту­пой сто­ро­ной ме­ча. Му­че­ник остал­ся непо­ко­ле­бим. Скон­чал­ся он через усек­но­ве­ние чест­ной гла­вы в тот же день, в пят­ни­цу, 6 ян­ва­ря 786 го­да.
Те­ло свя­то­го Або бы­ло об­ли­то нефтью и со­жже­но на краю ска­лы на том ме­сте, где поз­же бы­ла по­стро­е­на тби­лис­ская Ме­тех­ская цер­ковь. «Гос­подь по­слал на то ме­сто звез­ду, све­тя­щу­ю­ся, как лам­па­да, ко­то­рая сто­я­ла в воз­ду­хе до трех ча­сов но­чи и бо­лее… и осве­ща­ла со­бой весь Ти­флис». Ко­сти свя­то­го Або бы­ли бро­ше­ны в ре­ку Ку­ру под мост. На дру­гой день, 7 ян­ва­ря, они бы­ли про­слав­ле­ны уди­ви­тель­ным стол­пом све­та, ис­хо­дя­щим из во­ды, о чем сви­де­тель­ство­вал совре­мен­ник свя­то­го Або Иоанн Са­ба­нисдзе, со­ста­вив­ший его жи­тие.

☦️
Исповедник Емилиа́н Кизический, епископ.
Свя­ти­тель Еми­ли­ан, епи­скоп Ки­зи­че­ский, жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820). Вме­сте с дру­ги­ми епи­ско­па­ми он был вы­зван во дво­рец к им­пе­ра­то­ру, на­стой­чи­во по­тре­бо­вав­ше­му от епи­ско­пов от­ка­зать­ся от по­чи­та­ния свя­тых икон. Свя­ти­тель Еми­ли­ан пер­вый твер­до от­ве­чал им­пе­ра­то­ру, что во­прос об ико­но­по­чи­та­нии мо­жет об­суж­дать­ся и ре­шать­ся лишь в Церк­ви ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, а не в цар­ском двор­це. В 815 го­ду он был со­слан в за­то­че­ние за пра­во­слав­ную ве­ру, где и скон­чал­ся как ис­по­вед­ник.

☦️
Преподобный Григо́рий Печерский.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий был по­стри­жен в ино­че­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074; па­мять 3 мая). Мно­го вре­ме­ни свя­той уде­лял чте­нию книг, ко­то­рые бы­ли един­ствен­ным его до­сто­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный умел вра­зум­лять по­хи­ти­те­лей. Несколь­ко раз к нему в кел­лию и в сад про­би­ра­лись гра­би­те­ли, но свя­той крот­ко вра­зум­лял их; во­ры рас­ка­и­ва­лись, ис­прав­ля­лись и на­чи­на­ли с тех пор ве­сти чест­ную жизнь. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный шел к Дне­пру за во­дой, от­ро­ки от­прав­ляв­ше­го­ся в по­ход кня­зя Ро­сти­сла­ва, уви­дев стар­ца, на­ча­ли сме­ять­ся над ним и гру­бо ру­гать его. Свя­той от­ве­тил им: «Де­ти, вам над­ле­жа­ло бы со­кру­шать­ся и про­сить у всех мо­литв, ибо над ва­ми уже ре­шен суд Бо­жий. Вы все вме­сте с ва­шим кня­зем най­де­те смерть в во­де». По при­ка­зу раз­гне­ван­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва пре­по­доб­ный был свя­зан по ру­кам и но­гам и с кам­нем на шее утоп­лен в Дне­пре. Од­на­ко пред­ска­за­ние его сбы­лось. Ро­сти­слав не вер­нул­ся из по­хо­да. В том же 1093 го­ду два­дца­ти­лет­ний князь на гла­зах у сво­е­го бра­та, Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, уто­нул, спа­са­ясь бег­ством от по­лов­цев.
Неко­то­рые ис­точ­ни­ки отож­деств­ля­ют свя­то­го Гри­го­рия с пре­по­доб­ным Гри­го­ри­ем, твор­цом ка­но­нов рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию и свя­тым му­че­ни­кам Бо­ри­су и Гле­бу. Но пре­по­доб­ный Гри­го­рий, тво­рец ка­но­нов, жил поз­же и пре­ста­вил­ся око­ло 1120 го­да. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий чу­до­тво­рец скон­чал­ся в 1093 го­ду и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах. Па­мять ему так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/25

☦️
Преподобный Григо́рий Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий, за­твор­ник Ки­е­во-Пе­чер­ский, жил в XIV ве­ке. В «Ска­за­нии о жи­ти­ях свя­тых, в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия по­чи­ва­ю­щих» го­во­рит­ся, что пи­щей пре­по­доб­но­го Гри­го­рия всю жизнь слу­жи­ла нева­ре­ная тра­ва. Он да­вал эту тра­ву при­хо­див­шим к нему, и боль­ные ис­це­ля­лись. Па­мять его так­же 28 ав­гу­ста и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Священномученик Иси́дор Юрьевский (Дерптский), пресвитер.
В 1472 го­ду в г. Юрье­ве (Тар­ту) в празд­ник Бо­го­яв­ле­ния свя­щен­ник церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая о. Ис­и­дор во вре­мя ве­ли­ко­го освя­ще­ния во­ды на ре­ке Омо­в­же был схва­чен по при­ка­зу ли­вон­ско­го бис­ку­па и за­клю­чен в тем­ни­цу. С ним бы­ли аре­сто­ва­ны и все при­хо­жане его церк­ви, вклю­чая жен­щин и де­тей. Ли­вон­цы си­лою при­нуж­да­ли от­речь­ся их от ве­ры пра­во­слав­ной, но ис­по­вед­ни­ки бы­ли непре­клон­ны и твер­ды. В тем­ни­це о. Ис­и­дор при­ча­стил за­пас­ны­ми да­ра­ми всех быв­ших с ним му­жей, жен и де­тей. Все ис­пол­ни­лись ду­хов­ной ра­до­сти и на рас­све­те вме­сте со сво­им пас­ты­рем при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть: бы­ли ввер­же­ны под лед на р. Омо­в­же, в том са­мом ме­сте, где о. Ис­и­дор освя­щал во­ду в день Бо­го­яв­ле­ния.
Бы­ло всех стра­даль­цев семь­де­сят два, и ни­кто не от­рек­ся от пра­во­слав­ной ве­ры, все, как один, по­шли они под лед за сво­им на­сто­я­те­лем.
О страш­ной каз­ни пра­во­слав­ных ли­вон­ски­ми ры­ца­ря­ми дол­го вспо­ми­на­ли в Юрье­ве и его окрест­но­стях.
На­сту­пи­ла вес­на, и раз­лив­ша­я­ся Омо­в­жа вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их. То­гда яви­лись и те­ла ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых: в несколь­ких ки­ло­мет­рах от Юрье­ва, вверх по ре­ке, они ле­жа­ли под де­ре­вом у го­ры, ни­чем не по­вре­жден­ны­ми, в той же одеж­де, как буд­то спе­ци­аль­но по­ло­жен­ные там. И сре­ди них о. Ис­и­дор в пол­ном об­ла­че­нии, в ко­то­ром он был бро­шен под лед. Так Гос­подь про­сла­вил свя­тых Сво­их угод­ни­ков. Их те­ла с лю­бо­вью бы­ли по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми око­ло юрьев­ской церк­ви свт. Ни­ко­лая.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-isidor-jurevskij-derptskij

☦️
Преподобный Паи́сий Угличский, игумен.
Преподобный Паисий Угличский. Игу­мен По­кров­ско­го мо­на­сты­ря близ Уг­ли­ча; был пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го († 1483 г.). По смер­ти ро­ди­те­лей 11-лет­ним от­ро­ком св. Па­и­сий при­шел в оби­тель сво­е­го дя­ди, ко­то­рый и об­лек его в ино­че­ские одеж­ды. Под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия юный инок про­во­дил жизнь в по­дви­гах по­слу­ша­ния, по­ста и мо­лит­вы, за­ни­ма­ясь пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем ду­ше­спа­си­тель­ных книг. В 1476 г. по же­ла­нию кня­зя Ан­дрея Ва­си­лье­ви­ча пре­по­доб­ный Па­и­сий ос­но­вал в трех вер­стах от Уг­ли­ча об­ще­жи­тель­ный По­кров­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром и был из­бран игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в По­кров­ской оби­те­ли, пре­по­доб­ный Па­и­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1504 г. Мо­щи его, про­слав­лен­ные чу­де­са­ми, по­чи­ва­ют под спу­дом в По­кров­ской оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-paisij-uglichskij

☦️
Священномученик Ви́ктор Усов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 19 мар­та 1876 го­да в се­ле Все­х­свят­ско-Ор­лов­ский По­гост Ве­ли­ко­устюж­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Си­мео­на Ва­си­лье­ви­ча Усо­ва и же­ны его Аг­нии. У су­пру­гов бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и од­на дочь, и все сы­но­вья ста­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми.
В 1900 го­ду Вик­тор окон­чил Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в Илез­скую Вос­кре­сен­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1903 го­ду он был учи­те­лем в То­тем­ской Спа­со-Су­мо­рин­ской и в Угрю­мин­ской цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах. Он же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, до­че­ри свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия Ря­би­ни­на, слу­жив­ше­го в Ге­ор­ги­ев­ской Зад­не­сель­ской церк­ви. 8 сен­тяб­ря 1904 го­да епи­скоп Во­ло­год­ский и То­тем­ский Алек­сий (Со­болев) ру­ко­по­ло­жил Вик­то­ра Се­ме­но­ви­ча во диа­ко­на к Бла­го­ве­щен­ской То­маш­ской церк­ви Кад­ни­ков­ско­го уез­да, а 4 мар­та 1907 го­да епи­скоп Во­ло­год­ский и То­тем­ский Ни­кон (Рож­де­ствен­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Успен­ской По­доль­ской церк­ви то­го же уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-viktor-usov

☦️
Священномученик Дими́трий Плышевский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1880 го­ду в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Иоан­на Плы­шев­ско­го. По окон­ча­нии в 1905 го­ду Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в се­ле Смоле­ви­чи Мин­ско­го уез­да. Отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь — 26 сен­тяб­ря 1937 го­да. Он был об­ви­нен в том, что да­вал чи­тать зна­ко­мым жи­тия свя­тых. Но та­ко­го об­ви­не­ния для сле­до­ва­те­лей бы­ло недо­ста­точ­но.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что со­сто­я­ли участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­встан­че­ской шпи­он­ской ор­га­ни­за­ции. Рас­ска­жи­те след­ствию прав­ду! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы бы­ли за­вер­бо­ва­ны в контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию; еще раз тре­бую от­кро­вен­но рас­ска­зать о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти!
— Я ни в ка­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию за­вер­бо­ван не был и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не про­во­дил.
19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ди­мит­рий Плы­шев­ский был рас­стре­лян 19 ян­ва­ря 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Влади́мир Пастернацкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 2 июля 1885 го­да в се­ле Ду­ди­чи Игу­мен­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ила­ри­о­на Па­стер­нац­ко­го, на­сто­я­те­ля По­кров­ской церк­ви в се­ле Ду­ди­чи. Окон­чив в 1908 го­ду Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Вла­ди­мир Ила­ри­о­но­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Фе­о­фа­на Со­си­нов­ско­го На­та­лье; впо­след­ствии у них ро­ди­лось во­семь де­тей.
В 1908 го­ду Вла­ди­мир Ила­ри­о­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в се­ле Пе­соч­ное, где слу­жил его тесть, ко­то­рый в это вре­мя тя­же­ло за­бо­лел, слег и в те­че­ние се­ми лет, до са­мой смер­ти, не под­ни­мал­ся с по­сте­ли. В этом хра­ме отец Вла­ди­мир про­слу­жил до 1932 го­да. В 20-х го­дах он был на­зна­чен бла­го­чин­ным и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1931 го­ду се­мье свя­щен­ни­ка бы­ло пред­ло­же­но за­пла­тить на­лог, ко­то­рый был для них столь ве­лик, что они не смог­ли со­брать нуж­ную сум­му, и у них за­бра­ли ко­ро­ву. В 1932 го­ду отец Вла­ди­мир был пе­ре­ве­ден в Спа­со-Воз­не­сен­скую цер­ковь в го­род Ко­пыль.
В 1933 го­ду все хра­мы в Ко­пыль­ском рай­оне бы­ли за­кры­ты, а свя­щен­ни­ки аре­сто­ва­ны; оста­ва­лась лишь Спа­со-Воз­не­сен­ская цер­ковь. От­ца Вла­ди­ми­ра все ча­ще ста­ли вы­зы­вать в НКВД.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-pasternackij

☦️
Преподобномученик Пафну́тий (Костин), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Па­ф­ну­тий ро­дил­ся в 1866 го­ду в де­ревне По­бед­ное Мцен­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ко­сти­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Бо­ри­сом. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. Бо­рис был млад­шим у ро­ди­те­лей, и отец бла­го­сло­вил его ид­ти в мо­на­стырь. Он по­сту­пил в Оп­ти­ну Пу­стынь и на трид­цать чет­вер­том го­ду жиз­ни, 5 ав­гу­ста 1900 го­да, был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Па­ф­ну­тий; 23 ав­гу­ста 1904 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 8 ав­гу­ста 1910 го­да — во иеро­мо­на­ха.
26 июня 1914 го­да иеро­мо­нах Па­ф­ну­тий был ко­ман­ди­ро­ван в ка­че­стве свя­щен­но­слу­жи­те­ля в Управ­ле­ние 8-й брига­ды Го­со­пол­че­ния Мос­ков­ско­го Во­ен­но­го Окру­га. По окон­ча­нии Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он вер­нул­ся в оби­тель и слу­жил в ней до ее окон­ча­тель­но­го за­кры­тия в 1923 го­ду. По­сле вы­се­ле­ния из мо­на­сты­ря отец Па­ф­ну­тий по­се­лил­ся в де­ревне Со­сен­ка Ко­зель­ско­го рай­о­на Ка­луж­ской об­ла­сти и стал со­вер­шать те или иные тре­бы по прось­бе кре­стьян.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pafnutij-kostin

☦️
Мученик Михаил Новоселов.
Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­ле Ба­бье До­мо­слав­ской во­ло­сти Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье Алек­сандра Гри­горь­е­ви­ча и Ка­пи­то­ли­ны Ми­хай­лов­ны Но­во­се­ло­вых. Род Но­во­се­ло­вых из­ве­стен с ХVII ве­ка, ро­до­на­чаль­ни­ком свя­щен­ни­че­ско­го ро­да Но­во­се­ло­вых стал свя­щен­ник се­ла По­кров­ское-Бе­ре­зо­вец Ка­шин­ско­го уез­да Афа­на­сий Сте­па­нов. С ХVIII сто­ле­тия его де­ти ста­ли на­зы­вать­ся Но­во­се­ло­вы­ми по име­ни се­ла, в ко­то­ром они слу­жи­ли свя­щен­ни­ка­ми. Пра­дед му­че­ни­ка Ми­ха­и­ла, свя­щен­ник Алек­сий Но­во­се­лов, окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил в хра­ме в се­ле По­сон­ское Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да. Дед, свя­щен­ник Гри­го­рий Но­во­се­лов, так­же окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил в хра­ме по­го­ста За­бо­ро­вье Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да. Он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в те­че­ние со­ро­ка лет был бла­го­чин­ным; на­граж­ден тре­мя ор­де­на­ми, что да­ва­ло ему пра­во на по­лу­че­ние дво­рян­ства. Его сын, Алек­сандр Гри­горь­е­вич, не по­же­лал ид­ти по ду­хов­ной сте­зе. В 1860 го­ду он окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­ский уни­вер­си­тет, в 1863 го­ду же­нил­ся на де­ви­це Ка­пи­то­лине, до­че­ри свя­щен­ни­ка се­ла Ба­бье Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Ми­ха­и­ла За­ши­гран­ско­го, ко­то­рый так же, как и Алек­сандр Гри­горь­е­вич, при­дер­жи­вал­ся весь­ма ли­бе­раль­ных взгля­дов, так что, ко­гда его внук Ми­ха­ил стал увле­кать­ся тол­стов­ством, он, озна­ко­мив­шись с ан­ти­цер­ков­ны­ми трак­та­та­ми Тол­сто­го, пе­ре­да­вал по­след­не­му через вну­ка по­клон и свою ра­дость по по­во­ду борь­бы Тол­сто­го с тем учре­жде­ни­ем, «ко­то­рое он до глу­би­ны ду­ши пре­зи­ра­ет», то есть с Цер­ко­вью, за­няв сто­ро­ну Тол­сто­го про­тив неко­то­рых су­ро­во кри­ти­ко­вав­ших его ар­хи­ере­ев.
С 1873 по 1881 год Алек­сандр Гри­горь­е­вич был ди­рек­то­ром Туль­ской гим­на­зии и в это вре­мя близ­ко со­шел­ся с Тол­стым. С 1881 го­да и до кон­ца сво­ей жиз­ни он был ди­рек­то­ром 4-й Мос­ков­ской гим­на­зии и пре­по­да­вал древ­ние язы­ки в стар­ших клас­сах. Несмот­ря на то, что Но­во­се­ло­вы бы­ли вы­ход­ца­ми из ду­хов­но­го со­сло­вия, це­лост­ность пра­во­слав­но­го ми­ро­воз­зре­ния бы­ла ими утра­че­на и ве­ра пред­став­ля­лась аб­стракт­ным хри­сти­ан­ским умо­зре­ни­ем, и ес­ли еще оста­ва­лась ве­ра в Хри­ста как в нрав­ствен­ный иде­ал, то ви­де­ние пра­во­слав­но­го пу­ти к это­му иде­а­лу уже за­ту­ма­ни­лось, и по­то­му лег­ко бы­ло уви­деть ис­пол­не­ние это­го иде­а­ла в свет­ском пи­са­те­ле и лже­учи­те­ле.
Окон­чив гим­на­зию, Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич на­ме­ре­вал­ся по­сту­пить на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет, чтобы на этом по­при­ще по­слу­жить на­ро­ду, но отец вы­ра­зил ка­те­го­ри­че­ское несо­гла­сие с та­ким ре­ше­ни­ем сы­на, же­лая, чтобы он по­шел по его сто­пам и стал учи­те­лем древ­них язы­ков.
«Не ска­жу, чтобы я со­гла­шал­ся с ним, — пи­сал Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич, — но ид­ти про­тив его во­ли и в то же вре­мя тре­бо­вать от него средств… для даль­ней­ше­го об­ра­зо­ва­ния — я не счи­тал удоб­ным». И он ре­шил по­сту­пить в учи­тель­скую се­ми­на­рию. В 1887 го­ду Алек­сандр Гри­горь­е­вич скон­чал­ся, но Ми­ха­ил к это­му вре­ме­ни уже пе­ре­ме­нил свое ре­ше­ние стать вра­чом и по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, пред­по­ла­гая впо­след­ствии стать учи­те­лем ис­то­рии и пре­по­да­вать ис­то­рию так, «чтобы про­шлая жизнь че­ло­ве­че­ства да­ла юно­шам по­ня­тия о лю­дях и их по­ступ­ках со сто­ро­ны их при­бли­же­ния или уда­ле­ния от уче­ния Хри­сто­ва».
К это­му вре­ме­ни Ми­ха­ил был уже ста­рым зна­ко­мым Тол­сто­го и боль­шим по­клон­ни­ком его «уче­ния». Ис­кренне лю­бя Тол­сто­го и ви­дя в его иде­ях и в его лич­но­сти во­пло­ще­ние хри­сти­ан­ско­го иде­а­ла, он со­вер­шен­но не за­ме­чал глу­бо­ко ан­ти­хри­сти­ан­ской на­прав­лен­но­сти де­я­тель­но­сти Тол­сто­го и то­го, что его же­ла­ние стать учи­те­лем че­ло­ве­че­ства яв­ля­ет­ся по су­ще­ству ан­ти­хри­сто­вым. От ис­крен­не­го, бо­ров­ше­го­ся с ло­жью и лу­кав­ством в се­бе Но­во­се­ло­ва, по мо­ло­до­сти ка­те­го­рич­но­го в сво­их нрав­ствен­ных суж­де­ни­ях и оцен­ках, не укры­лась, од­на­ко, раз­ни­ца меж­ду тем, что про­по­ве­до­вал «но­вый учи­тель», и тем, как он жил.
«За­чем поль­зу­е­тесь Вы те­ми са­мы­ми день­га­ми, неза­кон­ность жиз­ни на ко­то­рые Вы от­кры­то при­зна­е­те? — пи­сал он ему. — За­чем блеск и рос­кошь об­ста­нов­ки Ва­шей се­мьи окру­жа­ет Вас и де­ла­ет участ­ни­ком язы­че­ской тра­пезы? За­чем все эти [то­ги?], ко­то­рые так про­тив­ны Хри­сту?..»
В то вре­мя мно­гие про­из­ве­де­ния Тол­сто­го, имев­шие ан­ти­го­судар­ствен­ный или ан­ти­хри­сти­ан­ский ха­рак­тер, не бы­ли до­пу­ще­ны цен­зу­рой к пе­ча­ти, и мо­ло­дые по­чи­та­те­ли Тол­сто­го пе­ча­та­ли их на гек­то­гра­фе, а за­тем рас­про­стра­ня­ли. Пе­ча­тал их и Ми­ха­ил Но­во­се­лов. По­сле про­из­ве­ден­но­го по­ли­ци­ей на его квар­ти­ре обыс­ка бы­ли най­де­ны гек­то­гра­фи­че­ские при­над­леж­но­сти, ру­ко­пис­ная бро­шю­ра Тол­сто­го «Ни­ко­лай Пал­кин», несколь­ко его пи­сем и сти­хо­тво­ре­ние из «Вест­ни­ка На­род­ной Во­ли». На ос­но­ва­нии этих ма­те­ри­а­лов Но­во­се­лов был аре­сто­ван. Узнав об аре­сте, Тол­стой явил­ся к на­чаль­ни­ку Мос­ков­ско­го жан­дарм­ско­го управ­ле­ния, за­явив, что пре­сле­до­ва­ния на­прав­ле­ны долж­ны быть преж­де все­го про­тив него, как ав­то­ра, и вла­сти по­сле его ви­зи­та ре­ши­ли за­мять эту ис­то­рию. Но­во­се­лов был осво­бож­ден под глас­ный над­зор по­ли­ции, с за­пре­ще­ни­ем про­жи­вать в сто­ли­цах.
Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич ре­шил сам при­ме­нить уче­ние Тол­сто­го на прак­ти­ке. На день­ги, остав­ши­е­ся от от­ца, он ку­пил зем­лю в се­ле Ду­ги­но Твер­ской гу­бер­нии, и здесь им бы­ла ос­но­ва­на од­на из пер­вых тол­стов­ских об­щин, со­сто­яв­шая из пя­ти ин­тел­ли­ген­тов. Од­на­ко, как и сле­до­ва­ло ожи­дать, об­щи­на лю­дей, не при­спо­соб­лен­ных к тру­ду на зем­ле, пред­по­ла­гав­ших, что кре­стьян­ский труд — это бес­ко­неч­ный празд­ник, по­ра­жен­ных тще­сла­ви­ем от на­бе­га­ю­щих по­мыс­лов об ока­зы­ва­е­мой буд­то бы ими по­мо­щи лю­дям, а на са­мом де­ле не спо­соб­ных пе­ре­но­сить наи­ма­лей­шие немо­щи друг дру­га, по­тер­пе­ла пол­ный крах и рас­сы­па­лась. <..>
Од­на­ко Но­во­се­лов не сра­зу рас­стал­ся с тол­стов­ством и участ­во­вал вме­сте с тол­стов­ца­ми в по­мо­щи го­ло­да­ю­щим Ря­зан­ской гу­бер­нии в 1891-1892 го­дах.
Од­ной из при­чин пре­кра­ще­ния Но­во­се­ло­вым от­но­ше­ний с Тол­стым бы­ла нена­висть по­след­не­го ко Хри­сту. Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич так рас­ска­зал об этом од­но­му из знав­ших его. «Од­на­жды — еще в 80-х го­дах… он си­дел с Тол­стым и кем-то еще, и пе­ре­би­ра­ли ве­ли­ких ос­но­ва­те­лей ре­ли­гии — обыч­ное тол­стов­ское по­ми­на­нье: Буд­да, Кон­фу­ций, Лао-Си, Со­крат и так да­лее, и так да­лее; кто-то ска­зал, что вот, мол, хо­ро­шо бы­ло бы уви­деть их жи­вых, и спро­сил у Тол­сто­го: ко­го бы он же­лал уви­деть из них. Тол­стой на­звал ко­го-то, но… не Хри­ста». Но­во­се­лов «спро­сил то­гда: “А Хри­ста раз­ве вы не же­ла­ли бы уви­деть, Лев Ни­ко­ла­е­вич?” Лев Ни­ко­ла­е­вич от­ве­чал рез­ко и твер­до: “Ну уж нет. При­зна­юсь, не же­лал бы с ним встре­тить­ся. Пре­не­при­ят­ный был гос­по­дин”. Ска­зан­ное бы­ло так неожи­дан­но и жут­ко, что все за­мол­ча­ли…»
Непри­я­тие Хри­ста Тол­стым, а так­же соб­ствен­ные раз­мыш­ле­ния о ве­ре, уко­ры со­ве­сти, не мог­шей во все вре­мя зна­ком­ства с Тол­стым успо­ко­ить­ся, по­двиг­ли Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча к бо­лее глу­бо­ким раз­ду­мьям о Хри­сте и о пу­тях спа­се­ния ду­ши, о смыс­ле че­ло­ве­че­ской жиз­ни и, в кон­це кон­цов, сте­зею прав­ды при­ве­ли его в Цер­ковь. Най­дя ис­тин­ный путь и веч­ную жизнь во Хри­сте, он уви­дел, что борь­ба за эту веч­ную жизнь тре­бу­ет по­дви­га, но — в от­ли­чие от по­дви­га сек­тан­та, ко­то­рый не да­ет спо­кой­ствия со­ве­сти и ми­ра ду­ше, ко­гда ча­сто го­лос со­ве­сти при­хо­дит­ся на­силь­ствен­но за­глу­шать, ибо она вхо­дит в про­ти­во­ре­чие с по­ступ­ка­ми и за­по­ве­дя­ми Бо­жи­и­ми, — по­двиг во Хри­сте про­буж­да­ет со­весть, Гос­подь Сам спе­шит на­встре­чу во­про­ша­ю­щей ду­ше, чтобы от­ве­тить на ее нелу­ка­вые во­про­сы.
Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич пре­кра­тил от­но­ше­ния с Тол­стым, на­пи­сав ему толь­ко уже в 1901 го­ду, ко­гда свя­щен­но­на­ча­лие, чтобы убе­речь цер­ков­ных чад от со­блаз­на, пуб­лич­но за­сви­де­тель­ство­ва­ло от­па­де­ние Тол­сто­го от Церк­ви. Же­лая, чтобы в этот ре­ши­тель­ный мо­мент лже­учи­тель вы­брал путь пра­вый, вме­сто смер­ти — жизнь, Но­во­се­лов пи­сал в пись­ме к нему: «С то­го вре­ме­ни, как мы разо­шлись с Ва­ми, Лев Ни­ко­ла­е­вич, то есть с тех пор, как я стал пра­во­слав­ным, а это­му есть уже лет во­семь-де­вять, я ни ра­зу не раз­го­ва­ри­вал с Ва­ми о том, что так важ­но для нас обо­их. Ино­гда ме­ня очень тя­ну­ло на­пи­сать Вам, но крат­кое раз­мыш­ле­ние при­во­ди­ло ме­ня к со­зна­нию, что де­лать это­го не нуж­но, что из это­го ни­ка­ко­го тол­ку не вый­дет ни для Вас, ни для ме­ня. Те­перь я бе­русь за пе­ро под впе­чат­ле­ни­ем толь­ко что про­чи­тан­но­го мною Ва­ше­го от­ве­та на по­ста­нов­ле­ние Си­но­да от 20-22 фев­ра­ля. Ни­че­го но­во­го для се­бя я не встре­тил в Ва­шем от­ве­те, тем не ме­нее по­чув­ство­ва­лась по­треб­ность ска­зать Вам несколь­ко слов по по­во­ду этой све­жей Ва­шей ис­по­ве­ди…
Несколь­ко раз пе­ре­чи­ты­вал я этот крат­кий сим­вол Ва­шей ве­ры и каж­дый раз неиз­мен­но ис­пы­ты­вал од­но и то же тоск­ли­вое, гне­ту­щее чув­ство. Сло­ва все хо­ро­шие: Бог, Дух, лю­бовь, прав­да, мо­лит­ва, а в ду­ше пу­сто­та по­лу­ча­ет­ся по про­чте­нии их. Не чув­ству­ет­ся в них жиз­ни, ве­я­ния Ду­ха Бо­жия… И Бог, и Дух, и лю­бовь, и прав­да — все как-то мерт­во, хо­лод­но, рас­су­доч­но. Неволь­но вспо­ми­на­ет­ся Ваш пе­ре­вод пер­вой гла­вы Еван­ге­лия от Иоан­на, где Вы глу­бо­кое, мо­гу­чее: “В на­ча­ле бе Сло­во, и Сло­во бе к Бо­гу, и Бог бе Сло­во” за­ме­ни­ли жал­ким: “На­ча­лом все­го ста­ло ра­зу­ме­ние жиз­ни. И ра­зу­ме­ние жиз­ни ста­ло за Бо­га. И ра­зу­ме­ние-то жиз­ни ста­ло Бог”… Ведь, по­про­сту ска­зать, Ваш Бог есть толь­ко Ва­ша идея, ко­то­рую Вы об­лю­бо­ва­ли и об­лю­бо­вы­ва­е­те, пе­ре­вер­ты­вая ее со сто­ро­ны на сто­ро­ну в те­че­ние двух де­ся­ти­ле­тий. Вы ни­как не мо­же­те вый­ти из за­кол­до­ван­но­го кру­га соб­ствен­но­го “я”…
От­ме­тая Хри­ста Ис­ку­пи­те­ля, Вы неиз­беж­но ли­ша­е­те Ва­шу ду­шу Его бла­го­дат­но­го воз­дей­ствия, а по­то­му не име­е­те то­го ду­хов­но­го опы­та, ко­то­рый, ко­гда Вы го­во­ри­те о доб­ро­де­те­лях, по­мог бы Вам от­ли­чить лю­бовь Хри­сто­ву от есте­ствен­ной бла­го­на­стро­ен­но­сти, бла­го­дат­ную кро­тость от са­мо­об­ла­да­ния (или при­род­ной ти­хо­сти), сми­ре­ние от снис­хо­ди­тель­но­сти, муд­рое во Хри­сте тер­пе­ние от бес­плод­но­го са­мо­ис­тя­за­ния. По­то­му-то Вы и не по­ни­ма­е­те ве­ли­ко­го зна­че­ния ве­ры в Хри­ста рас­пя­то­го и вос­крес­ше­го, необ­хо­ди­мо­сти ее для ис­тин­но­го воз­рож­де­ния че­ло­ве­ка, ибо са­мое воз­рож­де­ние Вам неве­до­мо…
Про­сти­те, ес­ли чем неча­ян­но оби­дел Вас, Лев Ни­ко­ла­е­вич. Го­во­рю “неча­ян­но”, по­то­му что во все вре­мя пи­са­нья не за­ме­чал в се­бе ни­че­го к Вам враж­деб­но­го. На­про­тив, с пер­вых стра­ниц мо­е­го пись­ма всплы­ли из да­ле­ко­го про­шло­го на­ши дру­же­ские от­но­ше­ния, и об­раз их не по­ки­да­ет ме­ня до­се­ле. Мне груст­но, что их нет те­перь и не мо­жет быть, по­ка меж­ду на­ми сто­ит Он, Гос­подь мой и Бог мой, мо­лит­ву к Ко­му Вы счи­та­е­те ко­щун­ством и Ко­му я мо­люсь еже­днев­но, а ста­ра­юсь мо­лить­ся непре­стан­но. Мо­люсь и о Вас, и о близ­ких Ва­ших с тех пор, как, разой­дясь с Ва­ми, я по­сле дол­гих блуж­да­ний по пу­тям сек­тант­ства вер­нул­ся в ло­но Церк­ви Хри­сто­вой.
Для всех нас “вре­мя близ­ко”…»

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-novoselov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novoselov/
Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения
Забытый путь опытного богопознания
О непосредственном откровении по учению Слова Божия
Нравственные условия Богопознания
Психологическая сила Православия. Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой
Спасение и вера по православному учению
• Михаил Новоселов и Лев Толстой Е.С. Полищук
• Открытое письмо графу Л.Н. Толстому
• Переписка мученика Михаила Новоселова с Ф. Д. Самариным, 1905–1913 гг.
• Письма к друзьям
Мистика Церкви и мистика западных верований
Спасение и вера по учению католическому и протестантскому

☦️
Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер.
Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич Ар­хан­гель­ский ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ру­сал­кине Ка­шир­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Ар­хан­гель­ско­го.
В се­мье Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ви­ча Ар­хан­гель­ско­го бы­ло пять сы­но­вей и две до­че­ри. Всем сы­но­вьям отец дал ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, и они ста­ли впо­след­ствии свя­щен­ни­ка­ми; до­че­ри, за нехват­кой средств, об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чи­ли, но бы­ли вы­да­ны за­муж за свя­щен­ни­ков.
Дет­ство Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го про­хо­ди­ло в бла­го­че­сти­вей­шей се­мей­ной об­ста­нов­ке, где на­став­ни­ком в ду­хов­ном вос­пи­та­нии яв­лял­ся отец — те­перь уже свя­щен­ник — Ми­ха­ил Про­хо­ро­вич Ар­хан­гель­ский , го­ря­чо лю­би­мый пас­тырь По­кров­ской церк­ви се­ла Ру­сал­ки­но. Отец Ми­ха­ил имел неза­у­ряд­ные пе­да­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти, что бы­ло от­ме­че­но Епар­хи­аль­ным На­чаль­ством, на­зна­чив­шим его в 1884 го­ду окруж­ным на­блю­да­те­лем над шко­ла­ми. Пе­да­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ви­ча преж­де все­го об­на­ру­жи­ва­лись в се­мье, на его соб­ствен­ных де­тях.
Отец Ми­ха­ил не при­зна­вал ни­ка­ко­го на­си­лия над лич­но­стью ре­бён­ка: ни роз­ги, ни по­бо­ев, ни гру­бых окри­ков и рез­ко­стей в об­ра­ще­нии с детьми, что бы­ло рас­про­стра­не­но в те вре­ме­на. «Это был лас­ко­вый и необык­но­вен­но неж­ный отец, ко­то­рый ис­прав­лял по­греш­но­сти де­тей един­ствен­но сер­деч­ным и ра­зум­ным вну­ше­ни­ем, все­гда при­ме­ня­ясь к их лич­ным осо­бен­но­стям», — так вспо­ми­нал о нём свя­щен­ник Пётр Ильин­ский.

От­рок Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский, прой­дя необ­хо­ди­мый курс обу­че­ния в Ве­нёв­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, по­сту­пил в Туль­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, ко­то­рую успеш­но за­кон­чил со вто­рым раз­ря­дом в 1897 го­ду. По окон­ча­нии кур­са Се­ми­на­рии Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич со­сто­ял учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле се­ла Спас-Дет­чи­на Ка­шир­ско­го уез­да с 1897 по 1902 год. Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви се­ла Люб­ли­на Ка­шир­ско­го уез­да Прео­свя­щен­ным Пи­ти­ри­мом, Епи­ско­пом Туль­ским и Белев­ским в 1902 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-arhangelskij-presviter

☦️
Мученик Иоа́нн Малышев.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1891 го­ду в се­ле Ост­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ма­лы­ше­ва. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Иван был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию, где слу­жил по 1917 год ря­до­вым. В 1918 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию и до 1921 го­да слу­жил фу­ра­жи­ром.
В два­дца­тых го­дах Иван Ва­си­лье­вич вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в Моск­ву и по­се­лил­ся на Ни­ко­ло-Ям­ской ули­це ря­дом с хра­мом пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Ро­гож­ской сло­бо­де, при­хо­жа­ни­ном ко­то­ро­го он и стал, со вре­ме­нем все ак­тив­нее участ­вуя в жиз­ни при­хо­да. Ра­бо­тал он элек­три­ком на за­во­де «Серп и Мо­лот», рас­по­ло­жен­ном непо­да­ле­ку от хра­ма. Иван Ва­си­лье­вич вы­пол­нял в хра­ме все ра­бо­ты, ка­са­ю­щи­е­ся элек­три­че­ства, к празд­ни­кам уби­рал вме­сте с при­хо­жа­на­ми храм, устра­и­вал гир­лян­ды из элек­три­че­ских лам­по­чек во­круг икон, хо­дил во вре­мя бо­го­слу­же­ния с та­рел­кой для по­жерт­во­ва­ний. В де­каб­ре 1937 го­да он стал чле­ном два­дцат­ки, и ес­ли и рань­ше мно­го вре­ме­ни от­да­вал церк­ви, то те­перь он про­во­дил здесь все сво­бод­ное вре­мя.
Вес­ной 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­во­ди­ли по­след­ние опе­ра­ции, ка­са­ю­щи­е­ся мас­со­вых аре­стов ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих в со­от­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем Ста­ли­на и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-malyshev

☦️
Исповедник Михаил Розов, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 19 мар­та 1889 го­да в се­ле По­кров­ское на Лун­ке Да­ни­лов­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ро­зо­ва и его су­пру­ги Ев­до­кии и на сле­ду­ю­щий день был кре­щен. В 1910 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Тро­иц­кое на Вол­чьих Го­рах. 5 де­каб­ря 1910 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ка­зан­ской церк­ви в се­ле Ар­хан­гель­ское на Ка­сти Да­ни­лов­ско­го уез­да, в ко­то­рой он про­слу­жил до вре­ме­ни сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-rozov

Жития
Писание