⏳ 2022.01.13 (чт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 30я по Пятидесятнице (глас 4й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
13 января (31 декабря)
• (Святки)
• (отдание праздника Рождества Христова)
• прп. Мела́нии Римляныни (439)
• свт. Петра (Могилы) Киевского (1646) 📚
• сщмч. Михаила (Березина) (1937)
• мч. Петра (Троицкого) (1938)
• свт. Досифе́я Загребского (1945)
• прп. Паи́сия Святогорца (прославление 2015) 📚


☦️
Преподобная Мела́ния Римляныня, Вифлеемская, Палестинская.
Пре­по­доб­ная Ме­ла­ния, пер­вая из знат­ных рим­ля­нок «с юных лет стре­мив­ша­я­ся ко Хри­сту, жаж­ду­щая те­лес­ной непо­роч­но­сти и уязв­лен­ная Бо­же­ствен­ной лю­бо­вью», ро­ди­лась в хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли ее – лю­ди име­ни­тые и бо­га­тые – ви­де­ли в до­че­ри на­след­ни­цу и про­дол­жа­тель­ни­цу ро­да. В че­тыр­на­дцать лет Ме­ла­ния про­тив сво­ей во­ли бы­ла вы­да­на за­муж за знат­но­го юно­шу Апи­ни­а­на. С са­мо­го на­ча­ла сов­мест­ной жиз­ни свя­тая умо­ля­ла су­пру­га жить с ней в непо­роч­но­сти или от­пу­стить неза­пят­нан­ной и те­лом и ду­шой. Апи­ни­ан от­ве­чал: «Ко­гда по ве­ле­нию Гос­по­да мы при­об­ре­тем дво­их де­тей в на­след­ни­ки сво­е­му иму­ще­ству, то­гда вме­сте от­ре­чем­ся от ми­ра». Вско­ре свя­тая Ме­ла­ния ро­ди­ла де­воч­ку, ко­то­рую мо­ло­дые ро­ди­те­ли по­свя­ти­ли Бо­гу. Про­дол­жая жить в су­пру­же­стве, Ме­ла­ния тай­но но­си­ла вла­ся­ни­цу и про­во­ди­ла но­чи в мо­лит­вах. Вто­рые ро­ды Ме­ла­нин бы­ли преж­девре­мен­ны­ми и му­чи­тель­ны­ми. Ро­дил­ся маль­чик, его кре­сти­ли, и он сра­зу ото­шел ко Гос­по­ду. Ви­дя стра­да­ния сво­ей су­пру­ги, бла­жен­ный Апи­ни­ан про­сил Бо­га со­хра­нить жизнь свя­той Ме­ла­нии и дал обет про­ве­сти оста­ток сов­мест­ной жиз­ни в непо­роч­но­сти. Вы­здо­ро­вев, свя­тая сня­ла на­все­гда свои шел­ко­вые одеж­ды. Вско­ре умер­ла их дочь. Меж­ду тем ро­ди­те­ли свя­тых про­ти­ви­лись их же­ла­нию по­свя­тить се­бя Бо­гу. Толь­ко ко­гда от­ца Ме­ла­нии по­стиг­ла смер­тель­ная бо­лезнь, он про­сил у них про­ще­ния и на­пут­ство­вал сле­до­вать из­бран­но­му ими пу­ти, про­ся о нем мо­лить­ся. Свя­тые тут же оста­ви­ли го­род Рим, и для них на­ча­лась но­вая жизнь, це­ли­ком по­свя­щен­ная слу­же­нию Бо­гу. Апи­ни­а­ну бы­ло в то вре­мя 24 го­да, а Ме­ла­нии – 20. Они ста­ли по­се­щать боль­ных, при­ни­мать стран­ни­ков, щед­ро по­мо­гать бед­ным. Об­хо­ди­ли тюрь­мы, ме­ста ссы­лок и руд­ни­ки и осво­бож­да­ли несчаст­ных, ко­то­рые со­дер­жа­лись там за дол­ги. Про­дав име­ния в Ита­лии и Ис­па­нии, они щед­рой ру­кой по­мо­га­ли стар­цам и мо­на­сты­рям, по­ку­пая для по­след­них зем­ли в Ме­со­по­та­мии, Си­рии, Егип­те, Фини­кии и Па­ле­стине. На их сред­ства бы­ло по­стро­е­но мно­го хра­мов и боль­ниц. Церк­ви За­па­да и Во­сто­ка по­лу­ча­ли от них бла­го­де­я­ния. Ко­гда они, по­ки­нув ро­ди­ну, от­плы­ли в Аф­ри­ку, во вре­мя пла­ва­ния на­ча­лась силь­ная бу­ря. Мо­ря­ки го­во­ри­ли, что это гнев Бо­жий, но бла­жен­ная Ме­ла­ния ска­за­ла, чтобы они пре­да­ли ко­рабль во­ле Несу­ще­го его. Вол­ны при­би­ли ко­рабль к ост­ро­ву, на ко­то­ром сто­ял го­род, оса­жден­ный вар­ва­ра­ми. Оса­ждав­шие тре­бо­ва­ли от жи­те­лей вы­куп, гро­зя го­ро­ду уни­что­же­ни­ем. Свя­тые внес­ли нуж­ные день­ги и тем спас­ли от ги­бе­ли го­род и его жи­те­лей. При­быв в Аф­ри­ку, они и там ока­зы­ва­ли по­мощь всем нуж­да­ю­щим­ся. По бла­го­сло­ве­нию мест­ных епи­ско­пов жерт­во­ва­ли на церк­ви и мо­на­сты­ри. В то же вре­мя свя­тая Ме­ла­ния про­дол­жа­ла сми­рять плоть свою стро­гим по­стом, а ду­шу утвер­жда­ла непре­стан­ным чте­ни­ем Сло­ва Бо­жия, пе­ре­пи­сы­вая свя­щен­ные кни­ги и раз­да­вая неиму­щим. Она са­ма сши­ла вла­ся­ни­цу и, не сни­мая, но­си­ла ее.
В Аф­ри­ке свя­тые про­бы­ли 7 лет, а за­тем, осво­бо­див­шись, по за­по­ве­ди Хри­сто­вой, от всех сво­их бо­гатств, на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим. По пу­ти, в Алек­сан­дрии, они бы­ли при­ня­ты свя­тым епи­ско­пом Ки­рил­лом и встре­ти­лись в хра­ме со свя­тым стар­цем Несто­ри­ем, имев­шим дар про­ро­че­ства и ис­це­ле­ния. Ста­рец об­ра­тил­ся к ним, уте­шая и при­зы­вая к му­же­ству, тер­пе­нию в ожи­да­нии Сла­вы Небес­ной. В Иеру­са­ли­ме свя­тые роз­да­ли бед­ным остав­ше­е­ся у них зо­ло­то и про­во­ди­ли дни свои в ни­ще­те и мо­лит­ве. По­сле недол­го­го пу­те­ше­ствия в Еги­пет, где свя­тые по­се­ти­ли мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков, свя­тая Ме­ла­ния за­тво­ри­лась в оди­но­кой кел­лии на го­ре Еле­он­ской, лишь из­ред­ка ви­дясь со свя­тым Апи­ни­а­ном. По­сте­пен­но воз­ле кел­лии воз­ник мо­на­стырь, где со­бра­лось до де­вя­но­ста дев. Свя­тая Ме­ла­ния по сми­ре­нию не со­гла­си­лась быть его игу­ме­ни­ей и по-преж­не­му жи­ла и мо­ли­лась в оди­но­че­стве. В по­уче­ни­ях свя­тая Ме­ла­ния при­зы­ва­ла се­стер бодр­ство­вать и мо­лить­ся, обе­ре­гать свои по­мыс­лы и воз­гре­вать преж­де все­го лю­бовь к Бо­гу и друг ко дру­гу, со­блю­дая свя­тую пра­во­слав­ную ве­ру и чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную. Осо­бо уве­ще­ва­ла их быть по­слуш­ны­ми во­ле Бо­жи­ей. На­по­ми­ная сло­ва апо­сто­ла, со­ве­то­ва­ла со­блю­дать пост «не с огор­че­ни­ем и не с при­нуж­де­ни­ем: ибо доб­ро­хот­но да­ю­щих лю­бит Бог». В оби­те­ли ее ста­ра­ни­я­ми бы­ла по­стро­е­на мо­лель­ня и ал­тарь, где по­греб­ли мо­щи свя­тых: про­ро­ка Бо­жия За­ха­рии, свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и Со­ро­ка свя­тых, при­няв­ших му­ку в Се­ва­стии. К это­му вре­ме­ни свя­той Апи­ни­ан ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­тая Ме­ла­ния по­греб­ла мо­щи бла­жен­но­го и про­ве­ла око­ло че­ты­рех лет воз­ле это­го ме­ста в по­сте и непре­стан­ной мо­лит­ве.
Свя­тая по­же­ла­ла по­стро­ить муж­ской мо­на­стырь на го­ре Воз­не­се­ния Хри­сто­ва. Гос­подь бла­го­сло­вил ее за­мы­сел, по­слав хри­сто­люб­ца, дав­ше­го сред­ства на мо­на­стырь. При­няв их с ра­до­стью, свя­тая Ме­ла­ния в один год свер­ши­ла это ве­ли­кое де­ло. В воз­двиг­ну­том ею мо­на­сты­ре свя­тые му­жи ста­ли неустан­но воз­но­сить мо­лит­вы свои Бо­гу в церк­ви Воз­не­се­ния Хри­сто­ва. Окон­чив свои тру­ды, бла­жен­ная по­ки­ну­ла Иеру­са­лим, от­быв в Кон­стан­ти­но­поль к сво­е­му дя­де-языч­ни­ку в на­деж­де спа­сти его ду­шу. По до­ро­ге она мо­ли­лась у мо­щей свя­то­го Лав­рен­тия на ме­сте его му­че­ни­че­ства и по­лу­чи­ла доб­рое пред­зна­ме­но­ва­ние. При­быв в Кон­стан­ти­но­поль, свя­тая на­шла там сво­е­го дя­дю в бо­лез­ни и бе­се­до­ва­ла с ним. Под вли­я­ни­ем ее бе­сед боль­ной оста­вил язы­че­ство и умер хри­сти­а­ни­ном. В то вре­мя мно­гих жи­те­лей сто­ли­цы сму­ща­ло ере­ти­че­ское уче­ние Несто­рия. Свя­тая Ме­ла­ния при­ни­ма­ла всех, об­ра­щав­ших­ся к ней за вра­зум­ле­ни­ем. Мно­го чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам бла­жен­ной. Вер­нув­шись в свой мо­на­стырь, угод­ни­ца Бо­жия по­чув­ство­ва­ла при­бли­же­ние кон­чи­ны и объ­яви­ла об этом пре­сви­те­ру и сест­рам. В глу­бо­кой скор­би и сле­зах вы­слу­ша­ли они ее по­след­ние на­став­ле­ния. Ис­про­сив их мо­литв и за­по­ве­дав блю­сти се­бя в чи­сто­те, с ра­до­стью и ли­ко­ва­ни­ем при­об­щив­шись Свя­тых Тайн, крот­ко и спо­кой­но свя­тая Ме­ла­ния пре­да­ла ду­шу свою Гос­по­ду. Это бы­ло в 439 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1156

☦️
Святитель Петр (Могила), Киевский, митрополит.
Бу­ду­щий свя­ти­тель Петр (Мо­ги­ла) ро­дил­ся 21 де­каб­ря 1596 го­да в Су­ча­ве, тре­тьим сы­ном в бла­го­че­сти­вом се­мей­стве вы­со­ко­род­ных мол­дав­ских бо­яр Мо­ги­ла (в совре­мен­ной ру­мын­ской тран­скрип­ции – Мо­ви­лэ), ко­то­рые в то вре­мя за­ни­ма­ли гос­по­дар­ские пре­сто­лы Ду­най­ских кня­жеств. В Кре­ще­нии был на­ре­чен в честь свя­ти­те­ля Пет­ра Мос­ков­ско­го, так как ро­дил­ся в день его па­мя­ти. Его отец Си­ме­он Мо­ги­ла был в 1600–1602 го­дах гос­по­да­рем Ва­ла­хии, а с 1606 го­да до сво­ей кон­чи­ны в 1607 го­ду – гос­по­да­рем Мол­да­вии. В 1612 го­ду Мо­ги­лам, по­сле по­ра­же­ния их Кан­те­ми­ром Мур­зою, за­няв­шим гос­по­дар­ство, при­шлось бе­жать в Поль­шу, где у них бы­ли силь­ные и бо­га­тые род­ствен­ни­ки.
Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил во Львов­ском брат­ском учи­ли­ще в стро­го пра­во­слав­ном ду­хе, враж­деб­ном унии. Про­дол­жил свое об­ра­зо­ва­ние пу­те­ше­стви­ем за гра­ни­цу, где слу­шал лек­ции в раз­ных уни­вер­си­те­тах – в част­но­сти, вы­слу­шал курс сло­вес­ных на­ук и бо­го­сло­вия в Па­риж­ском уни­вер­си­те­те.
Слу­жил в поль­ских вой­сках и от­ли­чил­ся в бит­ве под Хо­ти­ном. Од­на­ко, ве­ро­ят­но, под вли­я­ни­ем Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иова (Бо­рец­ко­го), ре­шил оста­вить во­ен­ную служ­бу и при­нять ду­хов­ный сан. Око­ло 1624 го­да он по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру чтобы раз­де­лить судь­бу го­ни­мых поль­ской вла­стью пра­во­слав­ных ино­ков. В то вре­мя здесь со­бра­лось нема­ло вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ных и де­я­тель­ных мо­на­хов, шел пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских книг, со­став­ле­ние и пуб­ли­ка­ция тру­дов в за­щи­ту пра­во­сла­вия. В та­кой сре­де он до­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние.
С бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Иова и ар­хи­манд­ри­та Лав­ры За­ха­рии (Ко­пы­стен­ско­го), на свои сред­ства от­пра­вил за гра­ни­цу несколь­ко спо­соб­ных мо­ло­дых лю­дей для усо­вер­шен­ство­ва­ния в на­у­ках.
В 1627 го­ду, по кон­чине ар­хи­манд­ри­та За­ха­рии, по на­сто­я­нию уче­ных мо­на­хов был из­бран ар­хи­манд­ри­том Лав­ры. Его по­пе­че­ни­ем бы­ла об­нов­ле­на цер­ковь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­ше­ны свя­тые пе­ще­ры, воз­вра­щен под управ­ле­ние Лав­ры древ­ний Пу­стын­но-Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ва­на Го­ло­се­ев­ская пу­стынь, на его счет устро­е­на бо­га­дель­ня.
Под его ру­ко­вод­ством со­сто­я­лось в 1628 го­ду осуж­де­ние «Апо­ло­гии» Ме­ле­тия (Смот­риц­ко­го).
Бу­дучи но­ми­наль­но под­чи­нён на­пря­мую Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху как став­ро­пи­ги­аль­ный «ве­ли­кий ар­хи­манд­рит», был непод­вла­стен Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту. Петр был бли­зок с мит­ро­по­ли­том Иовом (Бо­рец­ким) – по­след­ний, уми­рая, оста­вил Пет­ру свою биб­лио­те­ку и на­зна­чил его ду­ше­при­каз­чи­ком. Но с его пре­ем­ни­ком, мит­ро­по­ли­том Ис­а­и­ей (Ко­пин­ским), у Пет­ра сло­жи­лись ме­нее до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния – по мне­нию неко­то­рых ис­то­ри­ков, враж­деб­ные. Этим про­ти­во­сто­я­ни­ем, воз­мож­но, бы­ло обу­слов­ле­но то, что Петр взял­ся за ос­но­ва­ние но­во­го пра­во­слав­но­го про­све­ти­тель­ско­го цен­тра в Ки­е­ве, невзи­рая на уже су­ще­ству­ю­щее Ки­ев­ское брат­ское учи­ли­ще.
Ар­хи­манд­рит Петр мно­го сил по­ло­жил и на ос­но­ва­ние но­во­го выс­ше­го ду­хов­но­го учи­ли­ща при Лав­ре – пер­во­го в сво­ем ро­де в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. По воз­вра­ще­нии по­слан­ных за гра­ни­цу юно­шей он по­ста­вил их учи­те­ля­ми, а так­же взял уче­ных из Львов­ско­го брат­ства. Ор­га­ни­зо­вал в Лав­ре пер­вое об­ще­жи­тие для бед­ных уче­ни­ков, дав для со­дер­жа­ния учи­ли­ща несколь­ко де­ре­вень из сво­е­го име­ния и Лавр­ских во­ло­стей. Но­вое учи­ли­ще «для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных на­ук на гре­че­ском, сла­вян­ском и ла­тин­ском язы­ках» от­кры­лось в 1631 го­ду. Вско­ре, ко­гда ки­ев­ские брат­чи­ки при­зна­ли его блю­сти­те­лем и опе­ку­ном сво­ей шко­лы и под­чи­ни­ли ее ис­клю­чи­тель­но вла­сти Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, Петр со­еди­нил свою Лавр­скую шко­лу с брат­ской. Это де­ло бла­го­сло­ви­ли пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ки­рилл (Лу­карь), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ис­а­ия (Ко­пин­ский-Бо­ри­со­вич), пись­мен­но одоб­ри­ли пра­во­слав­ные епи­ско­пы и знат­ней­шее ду­хо­вен­ство и Лавр­ское брат­ство.
К то­му вре­ме­ни поль­ский пре­сто­ло­на­след­ник ко­роле­вич Вла­ди­слав по­ка­зал се­бя го­то­вым дать пра­во­слав­ным пра­во ле­галь­но­го су­ще­ство­ва­ния, вы­ра­бо­тав со­от­вет­ствен­ный за­ко­но­про­ект в ко­мис­сии сей­ма. Ар­хи­манд­рит Петр, на­хо­див­ший­ся то­гда в Вар­ша­ве, пи­сал от­ту­да ко всем рус­ским, чтоб они не со­гла­ша­лись на при­ня­тие из­ло­жен­ных в про­ек­те усло­вий, и убеж­дал их вос­поль­зо­вать­ся вы­бор­ным сей­мом для до­сти­же­ния пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний. Ко­гда при­шёл сейм, на ко­то­ром Вла­ди­слав был 8 но­яб­ря 1632 го­да из­бран ко­ро­лём, бы­ли при­ня­ты но­вые усло­вия уза­ко­не­ния пра­во­сла­вия, по ко­то­рым в пер­вый раз по­сле за­клю­че­ния Брест­ской унии в Ре­чи Поспо­ли­той бы­ло на го­судар­ствен­ном уровне тор­же­ствен­но при­зна­но су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­ной Ки­ев­ской мит­ро­по­лии и че­ты­рех епар­хий. Од­ним из усло­вий ле­га­ли­за­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло от­ре­ше­ние мно­гих преж­де из­бран­ных епи­ско­пов и вы­бор но­вых. То­гда же на сей­ме мит­ро­по­лит Ис­а­ия был объ­яв­лен ли­шен­ным са­на и пра­во­слав­ные де­ле­га­ты из­бра­ли но­вым мит­ро­по­ли­том Пет­ра (Мо­ги­лу), с со­хра­не­ни­ем за ним Лавр­ско­го ар­хи­манд­рит­ства. Это бы­ло сде­ла­но в усло­ви­ях но­вой вой­ны с Мос­ков­ским го­су­дар­ством, в ко­то­рой Вла­ди­слав нуж­дал­ся в под­держ­ке пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­се­ле­ния Ре­чи Поспо­ли­той, а преж­няя пра­во­слав­ная иерар­хия, пе­ре­нес­шая тя­го­ты го­не­ний про­тив пра­во­сла­вия в Ре­чи Поспо­ли­той, скло­ня­лась на сто­ро­ну Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Моск­вы. Кро­ме то­го, ар­хи­манд­рит Петр по­ста­вил на вид пра­во­слав­ным де­ле­га­там сей­ма то что борь­ба с уни­а­та­ми те­перь толь­ко раз­го­ра­ет­ся, а дрях­лый мит­ро­по­лит Ис­а­ия не смо­жет ве­сти ее до­ста­точ­но энер­гич­но.
Тут же на сей­ме, уже как из­бран­ный мит­ро­по­лит, Петр на­чал хо­да­тай­ство­вать о пре­об­ра­зо­ва­нии устро­ен­ной им Брат­ско-Бо­го­яв­лен­ской шко­лы в ака­де­мию. Ри­мо-ка­то­ли­че­ское и уни­ат­ское ду­хо­вен­ство, а так­же неко­то­рые из знат­ней­ших чле­нов сей­ма ре­ши­тель­но вос­про­ти­ви­лись это­му. Но ко­роль не ре­шил­ся вос­ста­нав­ли­вать про­тив се­бя пра­во­слав­ных и по неот­ступ­но­му хо­да­тай­ству Пет­ра дал ему при­ви­ле­гию, где вме­сто ака­де­мии учи­ли­ще бы­ло на­зва­но кол­ле­гией с про­стран­ным кур­сом бо­го­сло­вия и фило­со­фии.
Сме­ще­ние мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии бы­ло уза­ко­не­но цер­ков­но тем, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Ки­рилл (Лу­карь) при­слал из­бран­но­му вла­ды­ке Пет­ру ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние на мит­ро­по­лию. Од­на­ко сре­ди пра­во­слав­ных оста­ва­лись и сто­рон­ни­ки уда­лён­но­го мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии, ко­то­рые ви­ни­ли Пет­ра в лич­ном че­сто­лю­бии. По­это­му Петр устро­ил свою хи­ро­то­нию не в Ки­е­ве, а во Льво­ве. Здесь на Фо­ми­ной неде­ле 28 ап­ре­ля 1633 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, а преж­ний мит­ро­по­лит Ис­а­ия был «де­гра­до­ван». Ру­ко­по­ло­же­ние воз­гла­вил Львов­ский епи­скоп, поль­зу­ясь пол­но­мо­чи­я­ми эк­зар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. За­тем но­во­по­став­лен­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся в Ки­ев, где его при въез­де встре­ти­ли дву­мя из­вест­ны­ми па­не­ги­ри­ка­ми – от Лавр­ской бра­тии и брат­ской шко­лы. По въез­де в Ки­ев ему при­шлось за­пре­щать и низ­ла­гать свя­щен­ни­ков, сто­яв­ших за Ис­а­ию, а са­мо­го быв­ше­го мит­ро­по­ли­та на­силь­но пе­ре­вез­ти в Лав­ру.
По вступ­ле­нии на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­сту­пил к устро­е­нию Ки­ев­ской кол­ле­гии, ко­то­рая неиз­мен­но поль­зо­ва­лась его осо­бым вни­ма­ни­ем и по­лу­чи­ла в его честь на­зва­ние Мо­ги­лян­ской. Она бы­ла вполне устро­е­на и обес­пе­че­на, хо­тя и пре­тер­пе­ва­ла при­тес­не­ния ки­ев­ско­го во­е­во­ды. Ки­е­во-Мо­ги­лян­ская кол­ле­гия ста­ла пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. Чтобы про­ти­во­стать совре­мен­ной ри­мо-ка­то­ли­че­ской уче­но­сти на том же уровне, мит­ро­по­лит Петр по­за­им­ство­вал весь строй но­вой шко­лы с ла­ти­но-поль­ских об­раз­цов, ко­то­рые та­ким об­ра­зом при­вил в юж­но­рус­ской пра­во­слав­ной сре­де. Впо­след­ствии мит­ро­по­лит за­вел еще и низ­шее учи­ли­ще в Вин­ни­це.
Вер­нул и вос­ста­но­вил ряд древ­них ки­ев­ских свя­тынь. Он воз­вра­тил за­хва­чен­ные ра­нее уни­а­та­ми Со­фий­ский со­бор и Вы­ду­биц­кий мо­на­стырь. Вос­ста­но­вил и устро­ил храм Спа­са на Бе­ре­сто­ве и храм Трех свя­ти­те­лей – по­след­ний от­дал Брат­ско­му ма­сты­рю. В 1635 го­ду бы­ли от­ры­ты и очи­ще­ны от раз­ва­лин остат­ки Де­ся­тин­ной церк­ви, под раз­ва­ли­на­ми ко­то­рой об­ре­ли мо­щи рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Близ ру­ин мит­ро­по­лит Петр в том же го­ду по­са­дил ли­пу. Сред­ства для вос­ста­нов­ле­ния церк­вей и мо­на­сты­рей по­сту­па­ли из Лав­ры, из лич­но­го иму­ще­ства мит­ро­по­ли­та, из по­жерт­во­ва­ний бла­го­че­сти­вых лю­дей, из по­жа­ло­ва­ний Мос­ков­ско­го ца­ря.
Боль­шое вни­ма­ние об­ра­щал на из­да­ние цер­ков­ных книг, при­чем тре­бо­вал, чтобы ни­ка­кие кни­ги не пе­ча­та­лись без сли­че­ния их с гре­че­ски­ми под­лин­ни­ка­ми. Бы­ли зна­чи­тель­но пе­ре­смот­ре­ны, по­пол­не­ны и из­да­ны Слу­жеб­ник, Цвет­ная Три­одь и Треб­ник с важ­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бо­же­ствен­ные служ­бы при мит­ро­по­ли­те ста­ли со­вер­шать­ся осо­бо тор­же­ствен­но и бла­го­леп­но. Мит­ро­по­лит Петр де­я­тель­но вво­дил и вос­ста­нав­ли­вал в сла­вян­ской сре­де гре­че­ские мо­лит­вы и чи­но­по­сле­до­ва­ния. В его Треб­ни­ке, на­при­мер, вве­де­на мо­лит­ва свя­ти­те­ля Со­фро­ния Иеру­са­лим­ско­го на Ве­ли­кое во­до­освя­ще­ние, в его Пост­ной Три­о­ди впер­вые в сла­вян­ском ми­ре по­явил­ся пол­ный Си­но­дик в Неде­лю пра­во­сла­вия – один из са­мых зна­чи­тель­ных ве­ро­учи­тель­ных до­ку­мен­тов Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко в то же вре­мя бы­ли вве­де­ны под ри­мо-ка­то­ли­че­ским вли­я­ни­ем ряд но­вых для Пра­во­слав­ной Церк­ви чи­но­по­сле­до­ва­ний, наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ные из ко­то­рых – ве­ли­ко­пост­ные пас­сии в вос­по­ми­на­ние о Стра­стях Хри­сто­вых и от­чит­ка, вве­ден­ная в Треб­ник.
При вла­ды­ке Пет­ре бы­ла про­слав­ле­на пра­вед­ная Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская. При­ла­гал уси­лия к об­ще­цер­ков­но­му про­слав­ле­нию Пе­чер­ских свя­тых, при нём был со­став­лен Па­те­рик Пе­чер­ский.
Сре­ди мно­го­чис­лен­ных бо­го­слов­ских тру­дов мит­ро­по­ли­та Пет­ра осо­бое ме­сто за­ня­ла за­щи­та пра­во­слав­ных от об­ви­не­ний в про­те­стан­тиз­ме и вы­ра­же­ние вер­но­го уче­ния в ка­те­хи­зи­че­ской фор­ме. По­яв­ле­ние в 1629 го­ду каль­ви­нист­ско­го «Ис­по­ве­да­ния ве­ры» под име­нем Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла (Лу­ка­ря) вы­зва­ло сму­ще­ние в пра­во­слав­ной сре­де, обост­ри­ло по­ле­ми­ку ри­мо-ка­то­ли­ков про­тив пра­во­сла­вия и по­бу­ди­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра к от­ве­ту. Осо­бым по­во­дом ста­ло об­ли­че­ние со­чи­не­ния от­ступ­ни­ка от пра­во­сла­вия Кас­си­а­на Са­ко­ви­ча, ко­то­рый об­ви­нял пра­во­сла­вие в усво­е­нии ре­фор­ма­тор­ских мне­ний. В от­вет на этот на­вет мит­ро­по­лит Петр при­нял де­я­тель­ное уча­стие в со­став­ле­нии об­ли­чи­тель­но­го сбор­ни­ка «Λίθος, или Ка­мень», а так­же в под­го­тов­ке ве­ро­ис­по­вед­но­го трак­та­та – т.н. «Ис­по­ве­да­ния Пет­ра Мо­ги­лы» (см. по­дроб­нее).
В 1640 го­ду мит­ро­по­лит Петр со­брал в По­мест­ный Со­бор в Ки­е­ве, на ко­то­ром бы­ло опро­верг­ну­то со­чи­не­ние Са­ко­ви­ча и при­ня­то, по­сле неко­то­рых пра­вок, под­го­тов­лен­ное пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. На Яс­ском Со­бо­ре в 1642 го­ду это ис­по­ве­да­ние бы­ло да­лее скор­рек­ти­ро­ва­но и на­прав­ле­но на пе­ре­вод и про­вер­ку к во­сточ­ным пат­ри­ар­хам. В 1645 го­ду мит­ро­по­лит опуб­ли­ко­вал од­ну из ре­дак­ций «Ис­по­ве­да­ния» в Ки­е­ве, по­сле че­го ряд но­вых из­да­ний по­яви­лись на раз­ных язы­ках и по­лу­чи­ли ши­ро­кое хож­де­ние как важ­ный ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Мит­ро­по­лит Петр вполне вла­дел ла­тин­ским и гре­че­ским. Жизнь вёл стро­го ас­ке­ти­че­скую. Бла­го­го­вел пе­ред Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­рой и счи­тал ее ме­стом осо­бен­но­го при­сут­ствия Бо­жье­го.
Пе­ред смер­тью за­ве­щал Ки­ев­ской кол­ле­гии свою биб­лио­те­ку, при­об­ре­тен­ную для нее недви­жи­мую соб­ствен­ность и зна­чи­тель­ную сум­му де­нег, а на­став­ни­ков ее обя­зал, чтобы они жи­ли по его пра­ви­лам и каж­дый чет­верг со­вер­ша­ли о нем по­ми­но­ве­ние. Мно­го за­ве­щал он Лав­ре и дру­гим мо­на­сты­рям и церк­вам, воз­двиг­ну­тым им из раз­ва­лин. Скон­чал­ся 31 де­каб­ря 1646 го­да, в ночь на 1647 год. Со­глас­но за­ве­ща­нию, был по­гре­бен в скле­пе Успен­ской ве­ли­кой церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, под ле­вым кли­ро­сом в сред­ней ча­сти хра­ма.
Те­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра по­чи­ва­ло на ме­сте по­гре­бе­ния вплоть до Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В но­яб­ре 1941 го­да Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь взо­рва­ли, при­чем взрыв­чат­ку за­ло­жи­ли имен­но воз­ле ме­ста по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля. Гроб с остан­ка­ми ока­зал­ся пол­но­стью уни­что­жен, со­хра­ни­лись лишь се­реб­ря­ные пла­сти­ны с ро­до­вым гер­бом и эпи­та­фи­ей, ко­то­рые в 1982 го­ду бы­ли най­де­ны при рас­коп­ках ар­хео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ци­ей под ру­ко­вод­ством В. Хар­ла­мо­ва.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной
• Требник Петра (Могилы) Часть 1
• Требник Петра (Могилы) Часть 2
• Требник Петра (Могилы) Часть 3

☦️
Священномученик Михаил Березин, пресвитер.
Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич Бе­ре­зин ро­дил­ся 13 июня 1889 го­да в се­ле Ма­лое Ка­рач­ки­но Козь­мо­де­мьян­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Ива­но­ви­ча Бе­ре­зи­на. По­сле обу­че­ния в 1 клас­се Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, от­ку­да он вы­шел по лич­но­му про­ше­нию 12 сен­тяб­ря 1908 го­да, М.А. Бе­ре­зин по­сту­пил на епар­хи­аль­ную служ­бу. С 3 июня 1909-го по 9 мар­та 1910 го­да он нес по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла Пай­гу­со­во Козь­мо­де­мьян­ско­го уез­да, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Пет­ро­пав­лов­скую цер­ковь се­ла Куз­не­цо­во, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в том же уез­де. Здесь Ми­ха­ил Бе­ре­зин про­слу­жил до 1936 го­да, сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, а в 1929 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и во свя­щен­ни­ка. В со­хра­нив­ших­ся кли­ро­вых ве­до­мо­стях до­ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да от­ме­ча­ет­ся, что по­ве­де­ния он был очень хо­ро­ше­го, знал ма­рий­ский язык.
В се­ле Куз­не­цо­во про­жи­ва­ли глав­ным об­ра­зом ма­рий­цы, мно­гие из них не го­во­ри­ли по-рус­ски. Но ба­тюш­ка на­хо­дил об­щий язык со сво­ей паст­вой, его ува­жа­ли и лю­би­ли за кро­тость, незло­бие, ис­крен­нее же­ла­ние по­мочь ближ­не­му. Об этом сви­де­тель­ству­ют и справ­ки, ко­то­рые впо­след­ствии пред­ста­ви­ли в след­ствен­ные ор­га­ны прав­ле­ние мест­но­го кол­хо­за «Удар­ник» и при­хо­жане Куз­не­цов­ской церк­ви с це­лью об­лег­чить участь свя­щен­ни­ка, хо­тя под­пись под та­ки­ми об­ра­ще­ни­я­ми гро­зи­ла аре­стом и са­мим под­пи­сав­шим­ся.
Несо­мнен­но и то, что отец Ми­ха­ил был че­ло­ве­ком об­ра­зо­ван­ным. Об этом го­во­рит опись его лич­ной биб­лио­те­ки, со­хра­нив­ша­я­ся в след­ствен­ном де­ле. Тво­ре­ния свя­тых от­цов, ма­те­ри­а­лы жур­на­лов «Ни­ва», «Ро­ди­на», «Вос­крес­ный день» по­мо­га­ли ба­тюш­ке в его нелег­ком пас­тыр­ском слу­же­нии. За свои тру­ды в 1933 го­ду он был на­граж­ден ску­фьей.
На про­тя­же­нии 1930-х го­дов пред­ста­ви­те­ли со­вет­ской вла­сти ста­ра­лись най­ти по­вод для аре­ста от­ца Ми­ха­и­ла и за­кры­тия церк­ви, но ни­ка­ких се­рьез­ных об­ви­не­ний предъ­явить не мог­ли. Несмот­ря на это, 29 ок­тяб­ря 1936 го­да в Гор­но­ма­рий­ский от­дел НКВД из Йош­кар-Олы при­шел при­каз о сроч­ном аре­сте ба­тюш­ки, в ко­то­ром со­дер­жа­лось тре­бо­ва­ние за­кон­чить де­ло в 8 дней и от­пра­вить за­клю­чен­но­го в Йош­кар-Олу. От­ца Ми­ха­и­ла аре­сто­ва­ли в тот же день и об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых ею на се­ле. В хо­де след­ствия ба­тюш­ка был до­про­шен семь раз: 30 ок­тяб­ря, 6 но­яб­ря, 20 но­яб­ря (два­жды) — в Козь­мо­де­мьян­ске; 14, 17, 20 де­каб­ря — в Йош­кар-Оле. Кро­ме то­го, ему при­шлось вы­дер­жать три оч­ных став­ки. На­чи­ная с пер­во­го до­про­са, отец Ми­ха­ил от­ри­цал свою ви­ну. Стре­мясь уло­жить­ся в от­ве­ден­ные 8 дней, сле­до­ва­тель стал угро­жать свя­щен­ни­ку рас­пра­вой, но ни­че­го не до­бил­ся.
Отец Ми­ха­ил очень бес­по­ко­ил­ся о сво­ей се­мье. В след­ствен­ном де­ле со­хра­ни­лось его за­яв­ле­ние на имя про­ку­ро­ра по де­лам НКВД МАССР от 8 ян­ва­ря 1937 го­да, в ко­то­ром ба­тюш­ка про­сил «под по­ру­чи­тель­ство или под под­пис­ку» осво­бо­дить его для устрой­ства сво­их дел. Он объ­яс­нял, что сы­но­вья его учат­ся в Козь­мо­де­мьян­ске в 10, 8 и 5 клас­се, жи­вут на част­ной квар­ти­ре, у них кон­чи­лись про­дук­ты, что су­пру­га оста­лась без средств с ма­лень­кой до­че­рью и боль­ной ма­те­рью на ру­ках. Отец Ми­ха­ил про­сил осво­бо­дить его на вре­мя, чтобы про­дать что-то из иму­ще­ства и по­мочь близ­ким. Вол­но­ва­ло ба­тюш­ку и то, что он дол­жен пред­ста­вить в рай­он­ный финан­со­вый от­дел де­кла­ра­цию о рас­хо­дах вве­рен­но­го ему хра­ма, так как несвоевре­мен­ная по­да­ча до­ку­мен­тов мог­ла по­слу­жить по­во­дом к за­кры­тию церк­ви. Во вре­мя сво­е­го вре­мен­но­го осво­бож­де­ния он пред­по­ла­гал по­дать в ор­га­ны вла­сти необ­хо­ди­мые бу­ма­ги. Ко­неч­но же, его не от­пу­сти­ли.
20 ян­ва­ря 1937 го­да свя­щен­ник Ми­ха­ил Бе­ре­зин пред­стал пе­ред спец­кол­ле­ги­ей глав­су­да МАССР, ко­то­рая на за­кры­том за­се­да­нии рас­смот­ре­ла его де­ло. Несмот­ря на то, что ба­тюш­ка не при­знал сво­ей ви­ны и ни один из сви­де­те­лей не смог под­твер­дить вы­дви­ну­тое про­тив него об­ви­не­ние, отец Ми­ха­ил был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.
До 23 июня 1937 го­да отец Ми­ха­ил от­бы­вал на­ка­за­ние в Вет­ла­ге, рас­по­ло­жен­ном на тер­ри­то­рии Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Ан­ти­бес­ский ла­гер­ный пункт Си­б­ла­га, на­хо­див­ший­ся в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти. Здесь он был аре­сто­ван вто­рич­но по об­ви­не­нию в ак­тив­ном уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ка­дет­ско-мо­нар­хи­че­ской по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции, «пре­сле­до­вав­шей це­ли свер­же­ния со­вет­ской вла­сти в мо­мент на­па­де­ния Япо­нии на СССР». Отец Ми­ха­ил вел се­бя на след­ствии му­же­ствен­но, на един­ствен­ном до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 22 де­каб­ря 1937 го­да, от­ка­зал­ся от­ве­чать на во­про­сы сле­до­ва­те­ля и что-ли­бо под­пи­сы­вать. Сле­ду­ет от­ме­тить, что «ра­бо­тал» с ба­тюш­кой наи­бо­лее «уме­лый» сле­до­ва­тель: из до­про­шен­ных им се­ми об­ви­ня­е­мых по де­лу ше­сте­ро да­ли при­зна­тель­ные по­ка­за­ния. И толь­ко отец Ми­ха­ил не ска­зал ни­че­го. «От да­чи ка­ких-ли­бо по­ка­за­ний по сво­им ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям я от­ка­зы­ва­юсь», — зна­чит­ся в про­то­ко­ле до­про­са.
Ви­дя сми­ре­ние и твер­дость ба­тюш­ки в ис­по­ве­да­нии ве­ры, Гос­подь да­ро­вал ему му­че­ни­че­ский ве­нец. 25 де­каб­ря 1937 го­да на за­се­да­нии трой­ки УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти свя­щен­ник Ми­ха­ил Бе­ре­зин был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние 13 ян­ва­ря 1938 го­да.

☦️
Мученик Петр Троицкий.
Му­че­ник Петр ро­дил­ся 29 ян­ва­ря 1889 го­да в се­ле Мак­ше­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тро­иц­ко­го. Петр окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в ко­то­рой ему при­шлось про­учить­ся все­го один год, так как из-за смер­ти от­ца, скон­чав­ше­го­ся в 1903 го­ду, ко­гда Пет­ру ед­ва ис­пол­ни­лось че­тыр­на­дцать лет, ему при­шлось вер­нуть­ся в се­ло, чтобы по­мо­гать ма­те­ри по хо­зяй­ству. С 1915 го­да он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме в род­ном се­ле.
3 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли Пет­ра Ва­си­лье­ви­ча по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди жи­те­лей се­ла. Он от­верг все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния, и то­гда сле­до­ва­тель предъ­явил ему по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, но и их он ка­те­го­ри­че­ски от­верг. То­гда сле­до­ва­тель стал рас­спра­ши­вать его о том, кто был его отец, име­ли ли они цер­ков­ную зем­лю, с ка­ко­го вре­ме­ни Петр Ва­си­лье­вич стал ра­бо­тать в кол­хо­зе, сколь­ко он за­ра­бо­тал в 1937 го­ду тру­до­дней и ли­шал­ся ли он как цер­ков­но­слу­жи­тель из­би­ра­тель­ных прав. В кон­це всех до­про­сов сле­до­ва­тель вер­нул­ся к пер­во­на­чаль­но­му во­про­су, тре­буя, чтобы Петр Ва­си­лье­вич со­гла­сил­ся с об­ви­не­ни­ем в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, но он эти об­ви­не­ния от­верг.
17 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка Пет­ра Тро­иц­ко­го к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Усло­вия за­клю­че­ния и непо­силь­ные ка­торж­ные ра­бо­ты ста­ли для него смерт­ным при­го­во­ром. Петр Тро­иц­кий умер 13 ян­ва­ря 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле непо­да­ле­ку от го­ро­да Мед­ве­жье­гор­ска в Ка­ре­лии.

☦️
Святитель Досифе́й (Васич), Загребский, митрополит.
Мит­ро­по­лит До­си­фей (Ва­сич) ро­дил­ся 5 де­каб­ря в Бел­гра­де. По­сле окон­ча­ния Бел­град­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, в 1904 го­ду окон­чил ее со сте­пе­нью ма­ги­стра бо­го­сло­вия. Бу­ду­щий мит­ро­по­лит ра­но из­брал по­движ­ни­че­ский путь: мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял еще в се­ми­на­рии. В Гер­ма­нии – в Бер­лине и Лейп­ци­ге, – за­тем в Сор­бонне в выс­шей шко­ле об­ще­ствен­ных на­ук он про­дол­жил изу­че­ние бо­го­сло­вия и фило­со­фии и окон­чил свое об­ра­зо­ва­ние в Швей­ца­рии, где на­хо­дил­ся до на­ча­ла Бал­кан­ской вой­ны. В во­ен­ные го­ды все свои си­лы иеро­мо­нах До­си­фей на­прав­лял на де­ло осво­бож­де­ния и объ­еди­не­ния серб­ско­го на­ро­да. Свя­той Ар­хи­ерей­ский Со­бор, от­ме­тив рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Хри­сто­вой и огром­ную лю­бовь к серб­ско­му на­ро­ду, в мае 1913 го­да из­брал До­си­фея (Ва­си­ча) епи­ско­пом Ниш­ским. По­сле хи­ро­то­нии вме­сте со свя­щен­ством и вер­ны­ми устре­мил­ся он ввысь сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния, на­по­ен­ный бла­го­да­тью Бо­жи­ей, из­лив­шей­ся на его епар­хию имен­но в то вре­мя, ко­гда он при­нял в свои ру­ки епи­скоп­ский жезл, ибо имен­но то­гда мо­лит­вен­но про­слав­ля­лось 1600-ле­тие Ми­лан­ско­го эдик­та (го­род Ниш – ро­ди­на свя­то­го ца­ря Кон­стан­ти­на).
На­ча­ло Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914 го­да по­ста­ви­ло Ниш в эпи­центр во­ен­ных и по­ли­ти­че­ских со­бы­тий. Ту­да сте­ка­лись вы­нуж­ден­ные от­сту­пать, чтобы из­бе­жать пол­но­го по­ра­же­ния и со­брать ре­зер­вы для на­па­де­ния, серб­ские вой­ска. Мо­ло­дой епи­скоп До­си­фей оста­вал­ся на сво­ей ка­фед­ре, го­то­вый при­нять и раз­де­лить со сво­им на­ро­дом все му­ки и стра­да­ния ав­ст­ро-вен­гер­ско­го и бол­гар­ско­го гне­та. Сам Гос­подь укреп­лял его, по­мо­гая ему вы­не­сти го­не­ния и пле­не­ние. Огром­ную скорбь пе­ре­жи­вал он, ко­гда от рук непри­я­те­ля по­гиб­ли бо­лее 150 свя­щен­ни­ков его епар­хии и мно­же­ство ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, по­ло­жив­ше­го ду­ши за дру­ги своя. В Ниш­ской со­бор­ной церк­ви бы­ла устро­е­на ча­сов­ня, в ко­то­рой бы­ли за­хо­ро­не­ны остан­ки му­че­ни­ков, и на этом свя­том ме­сте вла­ды­ка со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Уже то­гда бу­ду­щий му­че­ник хо­ро­шо по­ни­мал всю тя­жесть му­че­ни­че­ско­го по­дви­га, ко­то­рую два­дцать лет спу­стя с сот­ня­ми ты­сяч свя­щен­ни­ков и ми­рян при­нял сам. Не слу­чай­ным бы­ло и то, что по ини­ци­а­ти­ве вла­ды­ки на ре­ке Ни­ша­ве был по­став­лен па­мят­ник его пред­ше­ствен­ни­ку на ка­фед­ре, мит­ро­по­ли­ту Ме­лен­тию, му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­му от рук ту­рец­ких ок­ку­пан­тов.
Епи­скоп До­си­фей вер­нул­ся из пле­на в свою епар­хию в 1918 го­ду. По­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он за­нял пост под­пред­се­да­те­ля Глав­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра и в этом ка­че­стве при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах с Кон­стан­ти­но­поль­ской пат­ри­ар­хи­ей о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства в Сер­бии. В пе­ри­од воз­вра­ще­ния Че­хии, Сло­ва­кии и При­кар­пат­ской Рос­сии в пра­во­сла­вие вла­ды­ка три го­да про­вел в Че­хо­сло­ва­кии, ве­дя на­пря­жен­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту, впо­след­ствии он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ные свя­зи с мо­ло­дой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в этой стране. В 1931 го­ду Серб­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ня­ла но­вый Устав, од­ним из пунк­тов его бы­ло ре­ше­ние о со­зда­нии За­греб­ской епар­хии из ча­стей, от­де­лен­ных от Гор­но­кар­ло­вац­кой и Па­крат­ской епар­хий. По ре­ше­нию Свя­то­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра епи­скоп До­си­фей был из­бран пер­вым мит­ро­по­ли­том За­греб­ским. Ему пред­сто­я­ло всей де­я­тель­но­стью сво­ей сви­де­тель­ство­вать об ис­тин­но­сти пра­во­сла­вия в той сре­де, где пра­во­слав­ные в те­че­ние мно­гих ве­ков под­вер­га­лись го­не­ни­ям. Боль­шую по­мощь мит­ро­по­лит ока­зы­вал Гор­но­кар­ло­вац­кой и Ба­ня­лук­ской епар­хи­ям, мно­го лет по­мо­гал в епи­скоп­ском слу­же­нии пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу Па­крат­ско­му Ми­ро­ну († 1941). Во вре­мя бо­лез­ни пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Вар­на­вы как ста­рей­ший член Си­но­да мит­ро­по­лит До­си­фей управ­лял де­ла­ми Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, а по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Вар­на­вы и до из­бра­ния пат­ри­ар­ха Гав­ри­и­ла в 1938 го­ду воз­глав­лял Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кую ар­хи­епи­ско­пию. Сра­зу же по­сле на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны мит­ро­по­лит был аре­сто­ван хор­ват­ски­ми фа­ши­ста­ми-уста­ша­ми и за­клю­чен в за­греб­скую тюрь­му. В тюрь­ме мит­ро­по­лит-му­че­ник пре­тер­пел страш­ные пыт­ки и из­де­ва­тель­ства от рук ка­то­ли­че­ских мо­на­хинь, ко­то­рые бы­ли при­став­ле­ны к нему яко­бы для ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Мо­на­хи­ни, сле­дуя при­ме­ру сво­их учи­те­лей – уста­шей, ис­тя­за­ли мит­ро­по­ли­та до тех пор, по­ка он не впал в бес­па­мят­ство. То­гда его, ис­тер­зан­но­го, с вы­рван­ной бо­ро­дой, пе­ре­пра­ви­ли в бел­град­ский Вве­ден­ский мо­на­стырь, где, так и не при­хо­дя в со­зна­ние, мит­ро­по­лит-му­че­ник умер 13 ян­ва­ря 1945 го­да. По­хо­ро­нен свя­щен­но­му­че­ник До­си­фей на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря.

☦️
Преподобный Паи́сий Святогорец (Эзнепидис).
Пре­по­доб­ный Па­и­сий Свя­то­го­рец (в ми­ру Ар­се­ний Эз­не­пи­дис) ро­дил­ся 7 ав­гу­ста 1924 го­да в се­ле­нии Фа­ра­сы, в Кап­па­до­кии (Ма­лая Азия). Груд­ным ре­бен­ком он был при­ве­зен в Гре­цию, где его ро­ди­те­ли по­се­ли­лись в неболь­шом го­род­ке Кон­ни­ца. Ко­гда в стране на­ча­лась граж­дан­ская вой­на (1944–1948), Ар­се­ний Эз­не­пи­дис был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию.
По­сле вой­ны он встал на путь мо­на­ше­ской жиз­ни, к ко­то­рой стре­мил­ся с дет­ства. 27 мар­та 1954 го­да по­сле уста­нов­лен­но­го ис­пы­та­ния по­слуш­ник Ар­се­ний был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Авер­кий, 3 мар­та 1957 го­да – в ман­тию с име­нем Па­и­сий. Он под­ви­зал­ся на Свя­той Афон­ской Го­ре, за­тем – в мо­на­сты­ре Сто­ми­он в Кон­ни­це и на Свя­той го­ре Си­най. Мно­же­ство лю­дей при­хо­ди­ло к стар­цу и на­хо­ди­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ство и уте­ше­ние.
12 июля 1994 го­да он по­чил о Гос­по­де в Иоан­но-Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре, рас­по­ло­жен­ном близ се­ле­ния Су­ро­ти в окрест­но­стях Са­ло­ник.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-paisij-svjatogorets

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/
• Афонский старец Хаджи-Георгий
• Святой Арсений Каппадокийский
• Возвращение к Богу от земли на Небо
• О семье христианской
• Отцы-святогорцы и святогорские истории
• Снова у старца
• Том I. С болью и любовью о современном человеке
• Том II. Духовное пробуждение
• Том III. Духовная борьба
• Том IV. Семейная жизнь
• Том V. Страсти и добродетели
• Том VI. Молитва
• Письма

Жития
Писание