⏳ 2022.01.01 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 28я по Пятидесятнице (глас 2й)
• суббота (перед Рождеством Христовым)

☀️ неподвижный годовой круг:
1 января (19 декабря)
• (Рождественский пост)
• мч. Вонифатия Тарсийского (290)
• мчч. Илии, Прова, А́риса (308)
• мч. Полиевкта, сщмч. Тимофея (IV)
• свт. Григория Омиритского (ок. 552)
• свт. Вонифатия Милостивого Ферентийского (VI)
• прп. Илии Муромца Печерского (ок. 1188)


☦️
Мученик Вонифа́тий Тарсийский.
Свя­той му­че­ник Во­ни­фа­тий был ра­бом бо­га­той мо­ло­дой рим­лян­ки Агла­и­ды и со­сто­ял с ней в без­за­кон­ном со­жи­тель­стве. Но оба они чув­ство­ва­ли угры­зе­ния со­ве­сти и хо­те­ли как-то омыть свой грех. И Гос­подь по­жа­лел их и дал им воз­мож­ность очи­стить гре­хи сво­ей кро­вью и за­кон­чить греш­ную жизнь по­ка­я­ни­ем. Агла­и­да узна­ла, что ес­ли с бла­го­го­ве­ни­ем хра­нить в до­ме мо­щи свя­тых му­че­ни­ков, то их мо­лит­ва­ми лег­че по­лу­чить спа­се­ние, ибо под их бла­го­дат­ным воз­дей­стви­ем ума­ля­ют­ся гре­хи и во­ца­ря­ют­ся доб­ро­де­те­ли. Она сна­ря­ди­ла Во­ни­фа­тия на Во­сток, где в то вре­мя шло же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан, и про­си­ла при­вез­ти мо­щи ка­ко­го-ли­бо му­че­ни­ка, чтобы он стал их ру­ко­во­ди­те­лем и по­кро­ви­те­лем. Во­ни­фа­тий на про­ща­ние, сме­ясь, спро­сил; «А что, гос­по­жа, ес­ли я не най­ду мо­щей, а сам по­стра­даю за Хри­ста, при­мешь ли ты мое те­ло с че­стью?» Агла­и­да от­нес­лась се­рьез­но к его сло­вам и уко­ри­ла его в том, что он, от­прав­ля­ясь на свя­тое де­ло, поз­во­ля­ет се­бе воль­но­сти. Во­ни­фа­тий за­ду­мал­ся над ее сло­ва­ми и всё вре­мя пу­ти был со­сре­до­то­чен­ным.
При­е­хав в Ки­ли­кию, в го­род Тарс, Во­ни­фа­тий оста­вил в го­сти­ни­це сво­их спут­ни­ков и по­шел на го­род­скую пло­щадь, где му­чи­ли хри­сти­ан. По­тря­сен­ный зре­ли­щем страш­ных пы­ток, ви­дя про­свет­лен­ные бла­го­да­тью Гос­под­ней ли­ца свя­тых му­че­ни­ков, Во­ни­фа­тий по вле­че­нию сво­е­го со­стра­да­тель­но­го серд­ца бро­сил­ся к ним, це­ло­вал им но­ги и про­сил свя­тых мо­литв, чтобы и ему удо­сто­ить­ся по­стра­дать с ни­ми. То­гда су­дья спро­сил Во­ни­фа­тия, кто он. Во­ни­фа­тий от­ве­тил: «Я хри­сти­а­нин», – а за­тем от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Его тут же пре­да­ли на му­че­ния: би­ли так, что мя­со от­па­да­ло от ко­стей, вон­за­ли иг­лы под ног­ти, на­ко­нец, вли­ли в гор­ло рас­плав­лен­ное оло­во, но си­лой Гос­под­ней он остал­ся невре­дим. Окру­жав­шие су­ди­ли­ще лю­ди при­шли в воз­му­ще­ние, они ста­ли бро­сать в су­дью кам­ни, а за­тем устре­ми­лись к язы­че­ско­му ка­пи­щу, чтобы низ­верг­нуть идо­лов. На сле­ду­ю­щее утро, ко­гда вол­не­ния несколь­ко за­тих­ли, су­дья рас­по­ря­дил­ся бро­сить свя­то­го му­че­ни­ка в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но и это не при­чи­ни­ло стра­даль­цу ни­ка­ко­го вре­да: его оро­сил со­шед­ший с небес Ан­гел, а смо­ла вы­ли­лась из кот­ла, вспых­ну­ла и обо­жгла са­мих му­чи­те­лей. То­гда свя­той Во­ни­фа­тий был при­го­во­рен к усе­че­нию ме­чом. Из ра­ны ис­тек­ли кровь и мо­ло­ко; ви­дя та­кое чу­до, око­ло 550 че­ло­век уве­ро­ва­ли во Хри­ста.
Меж­ду тем спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия, на­прас­но про­ждав его два дня в го­сти­ни­це, ста­ли его разыс­ки­вать, пред­по­ла­гая, что он пре­дал­ся лег­ко­мыс­лен­но­му вре­мя­пре­про­вож­де­нию. Сна­ча­ла по­ис­ки бы­ли без­успеш­ны, но, на­ко­нец, они встре­ти­ли че­ло­ве­ка, быв­ше­го оче­вид­цем му­че­ни­че­ской смер­ти свя­то­го. Этот сви­де­тель и при­вел их ту­да, где еще ле­жа­ло обез­глав­лен­ное те­ло. Спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия со сле­за­ми про­си­ли у него про­ще­ния за непо­доб­ные мыс­ли о нем и, вы­ку­пив за боль­шие день­ги остан­ки му­че­ни­ка, при­вез­ли их в Рим.
На­ка­нуне их при­бы­тия Агла­и­де во сне явил­ся Ан­гел и ве­лел ей при­го­то­вить­ся при­нять быв­ше­го ра­ба ее, а те­перь гос­по­ди­на и по­кро­ви­те­ля, со­слу­жи­те­ля Ан­ге­лов. Агла­и­да при­зва­ла кли­ри­ков, с ве­ли­ким по­че­том при­ня­ла чест­ные мо­щи, а за­тем по­стро­и­ла на ме­сте его по­гре­бе­ния храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка и по­ло­жи­ла там мо­щи, про­сла­вив­ши­е­ся мно­же­ством чу­дес. Раз­дав ни­щим всё свое име­ние, она уда­ли­лась в мо­на­стырь, где про­ве­ла в по­ка­я­нии во­сем­на­дцать лет и при жиз­ни стя­жа­ла чу­дес­ный дар из­го­нять нечи­стых ду­хов. По­хо­ро­ни­ли свя­тую близ мо­ги­лы му­че­ни­ка Во­ни­фа­тия.

☦️
Мученики Илия́, Пров и А́рис, Египтяне.
Свя­тые Илия, Пров и Арис про­ис­хо­ди­ли из Егип­та. Они ис­по­ве­до­ва­ли хри­сти­ан­скую ве­ру и по рев­но­сти к сла­ве Бо­жи­ей по­се­ща­ли стра­даль­цев за Хри­ста, за­клю­чен­ных в тем­ни­цах, уте­шая их сре­ди му­че­ний и вы­ле­чи­вая их от ран. Од­на­жды они по­шли в стра­ну Ки­ли­кий­скую и при вхо­де в го­род Ас­ка­лон у са­мых го­род­ских во­рот за­дер­жа­ны бы­ли сви­ре­пы­ми невер­ны­ми стра­жа­ми, ко­то­рые со­чли их за со­гля­да­та­ев и пред­ста­ви­ли к кня­зю Фир­ми­ли­а­ну. На до­про­се пе­ред кня­зем они объ­яви­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и за то под­верг­лись же­сто­ким му­че­ни­ям. Свя­той Арис пер­вый под­верг­ся мно­го­чис­лен­ным пыт­кам и пре­дан был на со­жже­ние ог­нем. За­тем ис­тя­зан был свя­той Пров и усе­чен ме­чом. На­ко­нец, по­сле мно­гих му­че­ний усе­чен был ме­чом так­же и свя­той Илия.

☦️
Мученик Полие́вкт и священномученик Тимофе́й, диакон.
Свя­той му­че­ник По­ли­евкт был ро­дом из Ке­са­рии, где он с боль­шим успе­хом про­по­ве­до­вал о Хри­сте, об­ра­щая мно­гих неве­ру­ю­щих от идо­ло­слу­же­ния в свя­тую ве­ру хри­сти­ан­скую. За свою про­по­ведь он был схва­чен и вверг­нут в тем­ни­цу. По­сле непре­стан­ных уве­ща­ний от­речь­ся от Хри­ста он был раз­ди­ра­ем по все­му те­лу же­лез­ны­ми ког­тя­ми, за­тем раз­би­ли ему че­люсть и бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь.
В то же вре­мя в Мав­ри­та­нии с успе­хом про­по­ве­до­вал ве­ру Хри­сто­ву диа­кон Ти­мо­фей. За сие он пре­дан был мно­гим и тяж­ким стра­да­ни­ям. Он был ввер­жен в тем­ни­цу, то­мим го­ло­дом и жаж­дою и, вы­ве­ден­ный из за­клю­че­ния, по­сле тщет­ных уве­ща­ний при­не­сти жерт­ву идо­лам взо­шел с мо­лит­вою на при­го­тов­лен­ный для него пы­лав­ший ко­стер и пре­дал дух свой Бо­гу. Мо­щи его по­ло­же­ны бы­ли ве­ру­ю­щи­ми с че­стью в об­ла­сти Мав­ри­тан­ской.

☦️
Святитель Григо́рий Омиритский, епископ.
Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Оми­рит­ский, сын Ага­пия и Фе­о­до­тии, от юно­сти был ис­пол­нен бла­го­да­ти Бо­жи­ей и имел дар ис­це­ле­ний и чу­до­тво­ре­ний. Про­мысл Бо­жий вел его к свя­ти­тель­ско­му слу­же­нию. Еще в сане диа­ко­на в Ме­дио­лане он услы­шал пред­ска­за­ние о сво­ем жре­бии от стар­ца-от­шель­ни­ка, а за­тем по­лу­чил под­твер­жде­ние его слов от дру­го­го ду­хо­нос­но­го стар­ца схим­ни­ка, под­ви­зав­ше­го­ся в го­рах. Ко­гда Гри­го­рий при­шел к схим­ни­ку за на­став­ле­ни­ем, про­изо­шло чу­до: ста­рец явил­ся в ог­нен­ном стол­пе, а но­чью он ви­дел его мо­ля­щим­ся над зем­лей. Ста­рец от­крыл свя­то­му Гри­го­рию, что ему над­ле­жит, по­мо­лив­шись в Ри­ме свя­тым Во­ни­фа­тию и Агла­и­де, на­пра­вить­ся в Алек­сан­дрию, при­нять там сан епи­ско­па и укреп­лять ве­ру Хри­сто­ву в го­ро­де Негране, в Эфи­о­пии. Чтобы у Гри­го­рия не оста­ва­лось со­мне­ний в ис­тин­но­сти его слов, ста­рец по­ка­зал, что ему из­вест­на со­кро­вен­ная тай­на: в ви­де­нии свя­то­му Гри­го­рию яв­ля­лись свя­тые пер­во­вер­хов­ные апо­сто­лы Петр и Па­вел и воз­ло­жи­ли на него ар­хи­ерей­ский омо­фор.
Вы­пол­няя Бо­жие по­ве­ле­ние, свя­той Гри­го­рий, по­сле недол­го­го пре­бы­ва­ния в Кар­фа­гене, где был диа­ко­ном, при­был в Рим. Там он еще раз удо­сто­ил­ся яв­ле­ния свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра у гро­ба свя­тых Во­ни­фа­тия и Агла­и­ды, ко­то­рый дал ему по­слу­ша­ние по­мочь хри­сти­а­нам, стра­да­ю­щим за Имя Гос­подне в Негране. А но­чью он ви­дел во сне апо­сто­ла Пав­ла, и тот под­нес ему ча­шу с еле­ем в пред­зна­ме­но­ва­ние по­лу­че­ния бла­го­да­ти свя­ти­тель­ства.
В это вре­мя вой­ска­ми ца­ря Эфи­о­пии Елез­воя (па­мять 24 ок­тяб­ря) был осво­бож­ден от ца­ря Ду­на­а­на, про­ис­хо­див­ше­го из ев­рей­ско­го ро­да, оми­рит­ский го­род Негран, в ко­то­ром вос­ста­но­ви­лось хри­сти­ан­ство. Но вся цер­ков­ная иерар­хия бы­ла бес­по­щад­но ис­треб­ле­на ев­рей­ски­ми за­во­е­ва­те­ля­ми, по­это­му Елез­вой от­пра­вил по­слов к пат­ри­ар­ху Алек­сан­дрий­ско­му про­сить для Негра­на епи­ско­па и клир для хра­мов. По­сле мо­литв пат­ри­ар­ху явил­ся свя­той апо­стол Марк, по­веле­вая най­ти диа­ко­на Гри­го­рия и, по­свя­тив его в сан пре­сви­те­ра и за­тем епи­ско­па, от­пра­вить к Елез­вою. Пат­ри­арх так и по­сту­пил. Во вре­мя хи­ро­то­нии бы­ла яв­ле­на над свя­тым Гри­го­ри­ем осо­бая бла­го­дать Бо­жия: ли­цо его про­си­я­ло незем­ным све­том, а от одежд ис­хо­дил бла­го­вон­ный фими­ам.
При­быв в Оми­рит, свя­той Гри­го­рий стал вос­ста­нав­ли­вать хри­сти­ан­ские свя­ты­ни и про­по­ве­до­вать ис­ти­ну языч­ни­кам и иуде­ям. Свя­ти­тель Гри­го­рий по­ма­зал на цар­ство но­во­го ца­ря Ав­ра­амия, ко­то­рый ве­лел кре­стить­ся всем сво­им под­дан­ным. То­гда знат­ные евреи об­ра­ти­лись к ца­рю с прось­бой, чтобы он на­зна­чил со­стя­за­ние в ве­ре меж­ду ни­ми и хри­сти­а­на­ми, обе­щая, ес­ли в этом спо­ре по­бе­дят хри­сти­ане, то иудеи при­мут Кре­ще­ние. Через со­рок дней со­сто­ял­ся дис­пут, про­дол­жав­ший­ся несколь­ко дней. Свя­ти­тель Гри­го­рий опро­верг все до­во­ды ев­рей­ско­го ста­рей­ши­ны, рав­ви­на Ер­ва­на, поль­зу­ясь толь­ко тек­ста­ми Вет­хо­го За­ве­та. В ви­де­нии Ер­ван уви­дел свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея, ко­то­рый по­кло­нял­ся Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Про­рок ска­зал Ер­ва­ну, что тот про­ти­вит­ся ис­тине и по­то­му бу­дет по­беж­ден. Бла­го­да­тью Бо­жи­ей хри­сти­ан­ская прав­да одоле­ва­ла, но Ер­ван ни­как не хо­тел при­знать се­бя по­беж­ден­ным и сде­лал по­след­нюю от­ча­ян­ную по­пыт­ку. Он дерз­ко ска­зал: «Ес­ли хо­чешь, чтобы я ду­шой уве­ро­вал в тво­е­го Хри­ста и при­знал, что твой Бог – Бог Ис­тин­ный, – то по­ка­жи мне Его, епи­скоп!» Свя­ти­тель от­ве­тил: «Ве­ли­ко­го ты про­сишь. Не с че­ло­ве­ком спо­ришь, а с Бо­гом. Но, чтобы утвер­дить в лю­дях Сво­их ве­ру, Гос­подь мо­жет со­тво­рить зна­ме­ние». В стра­хе и с дерз­но­ве­ни­ем ожи­да­ли хри­сти­ане, что про­изой­дет даль­ше. Свя­той Гри­го­рий, имея непо­ко­ле­би­мую ве­ру в Бо­га и креп­ко упо­вая на Него, стал мо­лить­ся вслух. Он вспо­ми­нал тай­ну во­пло­ще­ния Бо­га Сло­ва, чу­де­са зем­ной Его жиз­ни, Три­днев­ное Вос­кре­се­ние и Воз­не­се­ние на Небе­са, при­зы­вал си­лу Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста: «Яви Се­бя, Гос­по­ди, – мо­лил свя­ти­тель Хри­стов, – ра­ди сла­вы Свя­то­го Име­ни Тво­е­го!»
Ко­гда он кон­чил мо­лит­ву, зем­ля со­тряс­лась, на во­сто­ке от­верз­лось небо, и в свет­лом об­ла­ке, в пла­ме­ни и ог­нен­ных лу­чах схо­дил на зем­лю Гос­подь Иисус Хри­стос, и был слы­шан глас Гос­по­день:
«Ра­ди мо­лит­вы епи­ско­па Гри­го­рия ис­це­лит вас Рас­пя­тый от­ца­ми ва­ши­ми».
По­доб­но Сав­лу, ко­то­рый на пу­ти в Да­маск ослеп от Небес­но­го све­та, ослеп­ли евреи и про­си­ли свя­то­го епи­ско­па ис­це­лить их. При­няв Свя­тое Кре­ще­ние, все они ис­це­ли­лись. Рав­вин Ер­ван по­лу­чил хри­сти­ан­ское имя Лев.
По­сле это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да свя­ти­тель Гри­го­рий еще бо­лее трид­ца­ти лет управ­лял оми­рит­ской паст­вой. По­чил он в 552 го­ду и был по­гре­бен в усы­паль­ни­це Ве­ли­кой церк­ви.

☦️
Святитель Вонифа́тий Милостивый, Ферентийский, епископ.
Свя­ти­тель Во­ни­фа­тий Ми­ло­сти­вый, епи­скоп Фе­рен­тий­ский, с дет­ства от­ли­чал­ся нес­тя­жа­тель­но­стью и ни­ще­лю­би­ем. Ко­гда он ви­дел на ули­це бед­но­го че­ло­ве­ка, то сни­мал свою одеж­ду и от­да­вал неиму­ще­му к огор­че­нию сво­ей ма­те­ри-вдо­вы. Од­на­жды он роз­дал все за­па­сы хле­ба на год, но Гос­подь со­тво­рил чу­до по его мо­лит­ве, и жит­ни­ца вновь на­пол­ни­лась зер­ном. Свя­той Во­ни­фа­тий стал епи­ско­пом го­ро­да Фе­рен­ти­ны, к се­ве­ру от Ри­ма. И при вы­со­ком по­ло­же­нии он был всё так же нес­тя­жа­те­лен и ми­ло­стив к лю­дям, муд­ро управ­лял сво­ей паст­вой, на­учая ее от­да­вать по­след­нее ближ­ним.

☦️
Преподобный Илия́ Муромец, Печерский.
Пре­по­доб­ный Илия Му­ро­мец, Пе­чер­ский, в Ближ­них пе­ще­рах, был ро­дом из Му­ро­ма, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли и скон­чал­ся око­ло 1188 г. Пре­по­доб­ный Илия по­чи­ва­ет в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии, сло­жив пер­сты пра­вой ру­ки так, как при­ня­то и те­перь в Пра­во­слав­ной Церк­ви – три пер­вые пер­ста вме­сте, а два по­след­ние при­гнув к ла­до­ни. В пе­ри­од борь­бы со ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом (ко­нец ХVII–ХIХ вв.) этот факт из жи­тия свя­то­го слу­жил силь­ным до­ка­за­тель­ством в поль­зу трех­перст­но­го сло­же­ния. Неко­то­рые из ис­то­ри­ков счи­та­ют, что пре­по­доб­ный Илия и бы­лин­ный бо­га­тырь Илия Му­ро­мец – од­но и то же ли­цо.

Жития
Писание