⏳ 2021.12.26 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 27я по Пятидесятнице (глас 2й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
26 декабря (13 декабря)
• (Рождественский пост)
• мч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евгения, Марда́рия, Оре́ста (284–305)
• мц. Луки́и Сиракузской (304)
• прп. Арсения Латрийского (VIII–XI)
• прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI)
• прп. Мардария Печерского (XIII)
• свт. Досифея (Барилэ) Молдавского (1693)
• сщмч. Александра (Юзефовича), мч. Иоанна (Менькова) (1920)
• сщмчч. Владимира (Лозины-Лозинского), Александра (Поспелова), Иакова (Гусева), Алексия (Рождественского), Григория (Фаддеева) (1937)
• сщмч. Николая (Амассийского) (1938)
• сщмчч. Емилиа́на (Киреева), Василия (Покровского) (1941)


☦️
Мученик Евстра́тий, Авксе́нтий, пресвитер, Евге́ний, Марда́рий и Оре́ст.
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­стра­тий, Авк­сен­тий, Ев­ге­ний, Мар­да­рий и Орест по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) в Се­ва­стии, в Ар­ме­нии. В чис­ле пер­вых хри­сти­ан, при­няв­ших то­гда му­че­ния, был пре­сви­тер Ара­вий­ской церк­ви му­че­ник Авк­сен­тий, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу. Ви­дя непо­ко­ле­би­мость хри­сти­ан, гра­до­пра­ви­тель Са­та­ли­о­на, бла­го­род­ный во­е­на­чаль­ник свя­той Ев­стра­тий, быв­ший тай­ным хри­сти­а­ни­ном, ре­шил­ся на от­кры­тое ис­по­ве­да­ние ве­ры, за что был под­верг­нут пыт­кам: его из­би­ва­ли, на­де­ва­ли на но­ги же­лез­ные са­по­ги, жгли ог­нем. По­сле этих же­сто­ких му­че­ний его со­жгли, а му­че­ни­ка Авк­сен­тия обез­гла­ви­ли. Уви­дев их му­че­ни­че­скую смерть, свя­той Мар­да­рий, ко­то­рый был из про­сто­го на­ро­да, так­же ис­по­ве­дал свою ве­ру и был по­ве­шен вниз го­ло­вой. Пе­ред кон­чи­ной он про­из­нес мо­лит­ву: «Вла­ды­ко Гос­по­ди Бо­же, От­че Все­дер­жи­те­лю…», ко­то­рая чи­та­ет­ся в кон­це 3-го ча­са и на по­лу­нощ­ни­це. Му­че­ни­ку Ев­ге­нию вы­рва­ли язык, от­ру­би­ли ру­ки и но­ги и от­сек­ли го­ло­ву ме­чом. Мо­ло­дой во­ин свя­той Орест ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и за это пред­стал пе­ред су­дом. Он был при­го­во­рен к со­жже­нию на рас­ка­лен­ном же­лез­ном ло­же, ку­да взо­шел, укреп­ля­е­мый мо­лит­вой свя­то­го Ев­стра­тия. Пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го Ев­стра­тия («Ве­ли­чая, ве­ли­чаю Тя, Гос­по­ди…») чи­та­ет­ся на суб­бот­ней по­лу­нощ­ни­це. Му­че­ник Ев­стра­тий скон­чал­ся 13 де­каб­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1099

☦️
Мученица Луки́я Сиракузская, дева.
Мученица Луки́я Сиракузская, дева. Ро­дом из Си­ра­ку­зы. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние ма­те­ри при гро­бе св. му­че­ни­цы Ап­фии (па­мять 5/18 фев­ра­ля) в Ка­та­нах она раз­да­ла все свое име­ние бед­ным и да­ла Гос­по­ду обет дев­ства. Узнав об этом, же­них ее до­нес на Лу­кию, что она хри­сти­ан­ка.
Свя­тую осу­ди­ли на по­ру­га­ние, но Гос­подь при­дал та­кую тя­жесть ее те­лу, что мно­же­ство лю­дей не мог­ло ее сдви­нуть с ме­ста. То­гда, дева св. Лу­кию об­ло­жи­ли хво­ро­стом и за­жгли боль­шой ко­стер, но пла­мя ни­сколь­ко не вре­ди­ло ей. Прон­зен­ная в гор­тань ме­чом, св. му­че­ни­ца Лу­кия окон­чи­ла свой по­двиг, по­стра­дав за Хри­ста в 304 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1100

☦️
Преподобный Арсе́ний Латрийский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний, сын бо­га­тых, знат­ных и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, был ро­дом из Кон­стан­ти­но­по­ля. Им­пе­ра­тор от­ли­чил его и сде­лал во­е­на­чаль­ни­ком и пат­ри­ци­ем Ки­вер­ри­от­ским. Од­на­жды, ко­гда он плыл с вой­ском по мо­рю, на­ча­лась бу­ря. Ко­раб­ли по­то­ну­ли. Из всех во­и­нов спас­ся лишь свя­той Ар­се­ний. По­сле это­го он при­нял мо­на­ше­ство и из­ну­рял плоть по­стом, бде­ни­ем и ве­ри­га­ми. По­сле та­ких по­дви­гов на од­ном ме­сте он при­шел на го­ру Латр, на­хо­дя­щу­ю­ся в Ма­лой Азии. Там он умерт­вил мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем вре­до­нос­но­го ас­пи­да, по­том пе­ре­се­лил­ся в ближ­ний Кел­ли­вор­ский мо­на­стырь на се­вер­ной сто­роне го­ры, где был вы­бран игу­ме­ном. Из мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Ар­се­ний уда­лил­ся в пе­ще­ру, от­ку­да мо­лит­вой про­гнал зве­рей. К нему со­бра­лась бра­тия. Обык­но­вен­но он це­лую неде­лю си­дел в тес­ной кел­лии, а в вос­кре­се­нье при­ни­мал пи­щу и по­учал бра­тию. На­ко­нец, пре­по­доб­ный Ар­се­ний до­стиг та­ко­го со­вер­шен­ства, что пи­та­ем был Ан­ге­лом, сво­им жез­лом пре­вра­тил горь­кие во­ды в слад­кие и, со­тво­рив мно­го дру­гих чу­дес, мир­но скон­чал­ся сре­ди бра­тии.
Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Ар­се­ния по­ла­га­ют меж­ду VIII и Х ве­ка­ми.

☦️
Преподобный Арка́дий Новоторжский, Вяземский.
Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий Вя­зем­ский и Но­во­торж­ский про­ис­хо­дил из го­ро­да Вязь­мы от про­стых бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, с дет­ства на­учив­ших его мо­лит­ве и по­слу­ша­нию. Крот­кий, про­ни­ца­тель­ный, доб­рый и це­ло­муд­рен­ный юно­ша из­брал сво­им по­дви­гом юрод­ство Хри­ста ра­ди. Он пи­тал­ся по­да­я­ни­ем, спал где при­дет­ся – в ле­су, на цер­ков­ной па­пер­ти. Бла­жен­ная без­за­бот­ность и бли­зость к при­ро­де при­да­ва­ли об­ли­ку юно­го Ар­ка­дия осо­бую оду­хо­тво­рен­ность и от­ре­шен­ность от жи­тей­ской су­е­ты. В церк­ви, углу­бив­шись в мо­лит­ву, свя­той Ар­ка­дий ча­сто пла­кал сле­за­ми уми­ле­ния и ду­хов­ной ра­до­сти. Его со­ве­ты бы­ли точ­ны, пред­ска­за­ния сбы­ва­лись, об­ли­че­ния вра­зум­ля­ли. Опыт­ный на­став­ник, пре­по­доб­ный Еф­рем, Но­во­торж­ский чу­до­тво­рец (па­мять 28 ян­ва­ря), по­мо­гал юно­му по­движ­ни­ку из­бе­гать ду­хов­ных опас­но­стей в про­хож­де­нии труд­но­го и ред­ко­го в то вре­мя по­дви­га юрод­ства. По­сле то­го, как вязь­ми­чи ста­ли сви­де­те­ля­ми несколь­ких чу­дес, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам бла­жен­но­го Ар­ка­дия, он, из­бе­гая че­ло­ве­че­ской сла­вы, уда­лил­ся в вер­хо­вья ре­ки Твер­цы. Здесь пре­по­доб­ный Ар­ка­дий раз­де­лил тру­ды сво­е­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Но­во­торж­ско­го, участ­вуя вме­сте с ним в ос­но­ва­нии хра­ма и оби­те­ли в честь свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба († 1015; пер­вое пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей – 1072; об­щая па­мять 2 мая).
По­сту­пив в но­во­устро­ен­ный мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Ар­ка­дий при­нял мо­на­ше­ство и взял на се­бя по­двиг пол­но­го по­слу­ша­ния ду­хов­но­му от­цу – пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий ни­ко­гда не про­пус­кал ли­тур­гии и яв­лял­ся к за­ут­рене пер­вым, вме­сте со сво­им на­став­ни­ком. По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма (28 ян­ва­ря 1053) пре­по­доб­ный Ар­ка­дий про­дол­жал под­ви­зать­ся по за­ве­там сво­е­го стар­ца, пре­бы­вая в мо­лит­ве, по­сте и мол­ча­нии. По про­ше­ствии несколь­ких лет (по неко­то­рым дан­ным, 13 де­каб­ря 1077) он так­же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. В 1594 го­ду в од­ной из церк­вей го­ро­да Вязь­мы был устро­ен при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия. Сов­мест­ное празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным Ар­ка­дию и Еф­ре­му Но­во­торж­ским бы­ло уста­нов­ле­но при мит­ро­по­ли­те Ди­о­ни­сии в 1584–1587 го­дах. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия, про­слав­лен­ные чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, бы­ли об­ре­те­ны 11 июля (ра­нее в этот день со­вер­ша­лась па­мять) 1677 го­да в ка­мен­ном скле­пе Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. 14 ав­гу­ста 1798 го­да их по­ло­жи­ли под спу­дом, в ка­мен­ном гро­бу, слу­жив­шем ра­нее ме­стом упо­ко­е­ния пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. В 1841 го­ду на ле­вой сто­роне Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бор­но­го хра­ма был устро­ен при­дел в честь пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия.

☦️
Преподобный Марда́рий Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Мар­да­рий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах в XIII ве­ке. По ру­ко­пис­ным свят­цам, в тро­па­ре и конда­ке он на­зы­ва­ет­ся «нес­тя­жа­тель­ным», а по над­пи­си у мо­щей – «бес­ке­лей­ным». Имя его вспо­ми­на­ет­ся в 7-й пес­ни Служ­бы Со­бо­ра от­цов Даль­них пе­щер (28 ав­гу­ста) вме­сте с пре­по­доб­ным Ам­мо­ном (па­мять 4 ок­тяб­ря), где он на­зы­ва­ет­ся «ра­чи­те­лем ни­ще­ты». По­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же 28 ав­гу­ста и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Святитель Досифе́й Молдавский (Барилэ), митрополит.
До­си­фей (Ба­ри­лэ) (Dosoftei (Barilă)) (1624–1701), мит­ро­по­лит Азов­ский, Мол­дав­ский, за­чи­на­тель ру­мын­ско­го сти­хо­сло­же­ния и книж­но­сти, свя­ти­тель, по­чи­та­ет­ся как один из ве­ли­чай­ших пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев Мол­да­вии. Па­мять 13 де­каб­ря, в Со­бо­рах Га­лиц­ких и Мол­дав­ских свя­тых.
В ми­ру Ди­мит­рий Ба­ри­лэ (Barilă), ро­дил­ся в Со­чав­ском краю у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей 26 ок­тяб­ря 1624 го­да. Отец его Нек­та­рий был чи­нов­ни­ком или куп­цом, а под ста­рость по­сту­пил в мо­на­стырь. С дет­ства учил­ся у луч­ших на­став­ни­ков, ка­кие мог­ли быть най­де­ны в Мол­да­вии. По­сле это­го он обу­чал­ся в шко­ле при мо­на­сты­ре Трех Свя­ти­те­лей, ос­но­ван­ной в Яс­сах гос­по­да­рем Ва­си­ли­ем Лу­пу при со­дей­ствии Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Пет­ра (Мо­ги­лы), а за­тем на­пра­вил­ся в шко­лу Львов­ско­го пра­во­слав­но­го брат­ства, где изу­чал бо­го­сло­вие и вполне усво­ил ев­рей­ский, гре­че­ский, ла­тынь, цер­ков­носла­вян­ский, ру­мын­ский и поль­ский язы­ки.
Бу­дучи скром­ным и крот­ким, он с ран­них лет об­ла­дал муд­ро­стью и рев­но­стью о Бо­ге. Вдо­ба­вок к об­ра­зо­ва­нию книж­но­му он про­шел мо­на­ше­скую шко­лу в мо­на­сты­ре По­бра­та (или Про­бо­та), где обу­чал­ся мо­лит­ве, по­слу­ша­нию, сми­ре­нию и тща­нию. В 1649 го­ду он при­нял здесь мо­на­ше­ский по­стриг, вско­ре был воз­ве­ден во иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха. Он так быст­ро пре­успе­вал в люб­ви и мо­лит­ве, что ско­ро сде­лал­ся ду­хов­ни­ком и на­сто­я­те­лем оби­те­ли.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dosifej-moldavskij-barile

☦️
Священномученик Алекса́ндр Юзефович, пресвитер.
Отец Алек­сандр Юзе­фо­вич был свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Ка­ра-Бал­та Пи­шпек­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти (ныне го­род близ Биш­ке­ка, Кир­ги­зия). В пе­ри­од уста­нов­ле­ния в Се­ми­ре­чье со­вет­ской вла­сти, 17 ян­ва­ря 1921 го­да, он был рас­стре­лян в Се­мир­чен­ской об­ла­сти.

☦️
Мученик Иоа́нн Меньков.
Иван Ни­ки­тич Мень­ков ро­дил­ся в 1884 го­ду. Он слу­жил пса­лом­щи­ком в церк­ви се­ла Ка­ра-Бол­та, Пи­шпек­ско­го уез­да Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти Тур­ке­стан­ско­го края, в той са­мой церк­ви, в ко­то­рой слу­жил отец Алек­сандр Юзе­фо­вич. В пе­ри­од уста­нов­ле­ния в Се­ми­ре­чье со­вет­ской вла­сти, 25 сен­тяб­ря 1920 го­да, пса­лом­щик Иван Мень­ков был рас­стре­лян в го­ро­де Вер­ный (Ал­ма-Ата).

☦️
Священномученик Влади́мир Лозина-Лозинский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Ло­зи­на-Ло­зин­ский, про­то­и­е­рей, ро­дил­ся 26 мая 1885 го­да в го­ро­де Ду­хов­щи­на Смо­лен­ской гу­бер­нии, в се­мье зем­ских вра­чей. Ро­ди­те­ли его по убеж­де­ни­ям бы­ли на­род­ни­ки. В 1888 го­ду мать бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка за­ра­зи­лась ти­фом, уха­жи­вая за боль­ны­ми в зем­ской боль­ни­це, и умер­ла. Ов­до­вев, отец Вла­ди­ми­ра с сы­но­вья­ми вер­нул­ся в Санкт-Пе­тер­бург, по­лу­чил ме­сто вра­ча на Пу­ти­лов­ском за­во­де и через неко­то­рое вре­мя же­нил­ся. Боль­шая се­мья, в ко­то­рой ро­ди­лось ещё трое де­тей, бы­ла очень друж­ной, но осо­бым бла­го­че­сти­ем не от­ли­ча­лась.
Вла­ди­мир рос очень бо­лез­нен­ным и впе­чат­ли­тель­ным ре­бён­ком, необык­но­вен­но доб­рым и бес­ко­рыст­ным. Ему был при­сущ врож­дён­ный ари­сто­кра­тизм, он пре­крас­но го­во­рил на ев­ро­пей­ских язы­ках.
В 1904 го­ду Вла­ди­мир успеш­но окон­чил гим­на­зию Им­пе­ра­тор­ско­го Че­ло­ве­ко­лю­би­во­го об­ще­ства и сра­зу по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Уни­вер­си­те­та.
В 1910 го­ду он по­сту­пил на служ­бу в Пра­ви­тель­ству­ю­щий Се­нат. Од­новре­мен­но мо­ло­дой юрист про­дол­жал изу­чать ис­то­рию ар­хив­но­го де­ла и через два го­да окон­чил ар­хео­ло­ги­че­ский ин­сти­тут.
Ко­гда на­ча­лась I Ми­ро­вая вой­на, Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич, как и мно­гие пат­ри­о­ти­че­ски на­стро­ен­ные лю­ди, стре­мил­ся на фронт, но не был взят на дей­стви­тель­ную служ­бу по со­сто­я­нии здо­ро­вья. В долж­но­сти по­мощ­ни­ка на­чаль­ни­ка Пет­ро­град­ской Са­ни­тар­ной ав­то­мо­биль­ной ко­лон­ны он ру­ко­во­дил пе­ре­воз­кой ра­нен­ных с Санкт-Пе­тер­бург­ских вок­за­лов и рас­пре­де­лял их по гос­пи­та­лям, са­мо­заб­вен­но ра­бо­тая це­лы­ми сут­ка­ми.
Ко­гда в 1917 го­ду боль­ше­ви­ки за­кры­ли Се­нат, Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич по­сту­пил на ра­бо­ту ста­ти­сти­ком на Мос­ков­ско-Ры­бин­скую же­лез­ную до­ро­гу. Же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком, по-ви­ди­мо­му, вы­зре­ло в бу­ду­щем свя­щен­но­му­че­ни­ке по­сте­пен­но, под вли­я­ни­ем рус­ской ка­та­стро­фы 1917-го го­да. Боль­шим по­тря­се­ни­ем для него яви­лось так­же са­мо­убий­ство лю­би­мо­го бра­та Алек­сея в 1916 го­ду. Впер­вые он за­явил о сво­ём ре­ше­нии стать свя­щен­ни­ком в дни, ко­гда на­ча­лись от­кры­тые го­не­ния на Цер­ковь. В 1920 го­ду Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич был за­чис­лен на пер­вый курс Бо­го­слов­ско­го Ин­сти­ту­та в Пет­ро­гра­де, а в но­яб­ре по­дал про­ше­ние о ру­ко­по­ло­же­нии.
По­сле ру­ко­по­ло­же­ния он слу­жил в уни­вер­си­тет­ской церк­ви Всех Свя­тых, в 1923 го­ду яв­лял­ся на­сто­я­те­лем это­го хра­ма, ко­то­рый к то­му вре­ме­ни был пе­ре­ве­дён на Бир­же­вую ли­нию, дом 8 (в квар­ти­ру ака­де­ми­ка И. И. Срез­нев­ско­го).
Ба­тюш­ка неод­но­крат­но под­вер­гал­ся аре­сту.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-lozina-lozinskij

☦️
Священномученик Алекса́ндр Поспелов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 21 мар­та 1883 го­да в го­ро­де Вла­ди­ми­ре в се­мье чи­нов­ни­ка го­судар­ствен­но­го каз­на­чей­ства, кол­леж­ско­го асес­со­ра Ва­си­лия Вла­ди­ми­ро­ви­ча По­спе­ло­ва. Ва­си­лий Вла­ди­ми­ро­вич ра­но ов­до­вел и же­нил­ся во вто­рой раз. В пер­вом бра­ке у него бы­ло трое де­тей — Алек­сандр, Ни­ко­лай и Ма­рия, а во вто­ром — пя­те­ро. Се­мье жи­лось труд­но, зар­пла­ты го­судар­ствен­но­го слу­жа­ще­го не хва­та­ло, так что при­шлось ис­пы­тать и го­лод, и в этом слу­чае се­мье по­мо­га­ли сер­до­боль­ные со­се­ди. По­сле смер­ти в 1898 го­ду Ва­си­лия Вла­ди­ми­ро­ви­ча по­пе­че­ние о си­ро­тах взя­ли на се­бя род­ствен­ни­ки, сест­ры по­кой­ной ма­те­ри и ее брат, свя­щен­ник Ми­ха­ил Ан­то­но­вич Кры­лов. Бла­го­да­ря их под­держ­ке бра­тья Алек­сандр и Ни­ко­лай по­лу­чи­ли хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Алек­сандр окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен в се­ло Ва­га­но­во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, где, по-ви­ди­мо­му, стал ра­бо­тать учи­те­лем в шко­ле. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с до­че­рью диа­ко­на Ли­ди­ей Кон­стан­ти­нов­ной Ти­мо­фе­ев­ской, ко­то­рая бы­ла учи­тель­ни­цей в шко­ле. Они по­же­ни­лись, и впо­след­ствии у них ро­ди­лось шесть де­тей — пять сы­но­вей и дочь, два сы­на умер­ли в мла­ден­че­стве.
В 1904 го­ду Алек­сандр Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а впо­след­ствии во свя­щен­ни­ка и слу­жил неко­то­рое вре­мя в се­ле Ва­га­но­во Вла­ди­мир­ско­го уез­да, а за­тем в хра­ме в се­ле Те­те­ри­но Тор­чин­ской во­ло­сти Суз­даль­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, где и при­шлось ему встре­тить од­но из са­мых бес­по­щад­ней­ших го­не­ний в ис­то­рии Церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-pospelov

☦️
Священномученик Иа́ков Гусев, Дивеевский, пресвитер.
Яков Ива­но­вич Гу­сев ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1887 го­да в се­ле Ди­ве­е­во Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря про­то­и­е­рея Иоан­на Фе­о­фа­но­ви­ча Гу­се­ва. Жизнь се­мьи Гу­се­вых бы­ла дав­но и проч­но свя­за­на с Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ским мо­на­сты­рем, ведь Гу­се­вы бы­ли по­том­ка­ми пер­во­го свя­щен­ни­ка оби­те­ли — про­то­и­е­рея Ва­си­лия Са­дов­ско­го, ко­то­ро­му пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский пре­по­ру­чил «ди­ве­ев­ских си­рот».
На тре­тий день по рож­де­нии мла­ден­ца при­ход­ской свя­щен­ник Иоанн Смир­нов со­вер­шил над ним та­ин­ство Кре­ще­ния в ди­ве­ев­ской церк­ви в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Вос­при­ем­ни­ка­ми но­во­рож­ден­но­го ста­ли на­двор­ный со­вет­ник Петр Ве­лья­ми­но­вич де Бо­мон и каз­на­чея Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря мо­на­хи­ня Еле­на Ан­нен­ко­ва. Мла­ден­ца на­рек­ли Иа­ко­вом, в честь бра­та Гос­под­ня по пло­ти — свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва.
На­чаль­ное обу­че­ние де­ти Гу­се­вых про­хо­ди­ли под ру­ко­вод­ством сво­е­го от­ца, ко­то­рый, как за­пи­са­но в кли­ро­вой ве­до­мо­сти за 1908 год, «про­хо­дил долж­ность за­ко­но­учи­те­ля и учи­те­ля по всем пред­ме­там в мо­на­стыр­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле». По окон­ча­нии шко­лы бра­тья Яков и Михаил по­сту­пили в Ни­же­го­род­скую се­ми­на­рию.
Око­ло 1910 го­да Яков Ива­но­вич же­нил­ся на Елене Ни­ко­ла­евне Ви­но­гра­до­вой, род­ствен­ни­це свя­щен­ни­ка Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го мо­на­сты­ря от­ца Иоан­на Смир­но­ва. Ма­туш­ка Еле­на бы­ла в род­стве и с Н. А. Доб­ро­лю­бо­вым.
10 июня 1910 го­да Яков Ива­но­вич окон­чил Ни­же­го­род­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и 30 ян­ва­ря 1911 го­да Прео­свя­щен­ным Иоаки­мом был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и опре­де­лен в свя­щен­ни­ки се­ла Ху­до­ши­на Ар­да­тов­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-diveevskij-gusev

☦️
Священномученик Алекси́й Рождественский, пресвитер.
Алек­сей Ива­но­вич Рож­де­ствен­ский ро­дил­ся 22 мар­та 1865 го­да в се­ле Вве­ден­ское Та­рус­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Он про­ис­хо­дил из се­мьи свя­щен­ни­ка и по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Вифан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. По окон­ча­нии ее по вто­ро­му раз­ря­ду в 1888 го­ду, он год учи­тель­ство­вал в Мос­ков­ской жен­ской шко­ле ве­дом­ства им­пе­ра­три­цы Ма­рии Фе­о­до­ров­ны. В 1890 го­ду Алек­сея Ива­но­ви­ча ру­ко­по­ла­га­ют сна­ча­ла во диа­ко­ны, а 20 июня то­го же го­да во свя­щен­ни­ки.
Но­во­по­став­лен­ный свя­щен­ник слу­жит во Вве­ден­ской церк­ви род­но­го се­ла Вве­ден­ское и при этом со­сто­ит за­ко­но­учи­те­лем Лев­шин­ской зем­ской шко­лы.

https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-rozhdestvenskij

☦️
Священномученик Григо́рий Фаддеев, пресвитер.
Гри­го­рий Ива­но­вич Фад­де­ев ро­дил­ся 14 ап­ре­ля 1895 го­да в се­ле Не­варь Дмит­ри­ев­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии. Ви­ди­мо, мла­де­нец был слаб, по­это­му Та­ин­ство Кре­ще­ния бы­ло со­вер­ше­но уже на сле­ду­ю­щий день в сельском хра­ме в честь Бо­го­яв­ле­ния.
Вско­ре отец Гри­го­рия Иван Ан­дре­евич, ов­до­вев, остал­ся с тре­мя ма­леньки­ми детьми и боль­ной ма­те­рью, и вто­рич­но же­нил­ся на вдо­ве, Ксе­нии Ни­ко­ла­ев­не, у ко­то­рой то­же бы­ло двое ма­леньких де­тей. Бу­дучи че­ло­ве­ком гра­мот­ным, Иван Ан­дре­евич экс­тер­ном сдал эк­за­мен и стал пса­лом­щи­ком в хра­ме сво­е­го род­но­го се­ла Не­варь. Так се­мья Фад­де­е­вых ста­ла при­над­ле­жать к ду­хов­но­му со­сло­вию. До это­го их отец, быв­ший сы­ном кре­пост­но­го по­ва­ра, зе­мель­но­го на­де­ла не имел, и по­лу­чил его, только став пса­лом­щи­ком. Он дал се­бе клят­ву дать всем де­тям об­ра­зо­ва­ние и всю жизнь стре­мил­ся к это­му.
В 1906 го­ду один­на­дца­ти­лет­ний Гри­го­рий по­сту­пил в Рыльское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1910 го­ду он был пе­ре­ве­ден в пер­вый класс Кур­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую бле­стя­ще окон­чил в 1916 го­ду. Трем луч­шим вы­пуск­ни­кам предо­став­ля­лось пра­во бес­плат­но­го обу­че­ния в Ака­де­мии. Но отец ска­зал ему: «Гри­ша, те­бе да­ли об­ра­зо­ва­ние, по­мо­гай осталь­ным кон­чить уче­бу, а их семь че­ло­век!» Го­ды, по­ка учи­лись млад­шие де­ти, бы­ли не­лег­ки­ми, стар­шим бра­ту и сест­ре ча­сто при­хо­ди­лось за­ни­мать­ся ре­пе­ти­тор­ством. Уро­жай с се­ми де­ся­тин не раз за­кла­ды­вал­ся на кор­ню, что­бы как-то све­сти кон­цы с кон­ца­ми.
Вме­сте с его сест­рой Еле­ной в епар­хи­аль­ном учи­ли­ще учи­лась Ве­ра Иван­цо­ва, дочь свя­щен­ни­ка из се­ла Быч­ки то­го же уез­да Пав­ла Гри­го­рье­ви­ча — бу­ду­щая су­пру­га Гри­го­рия.
Они по­же­ни­лись, и вско­ре Гри­го­рий Фад­де­ев был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра к хра­му во имя Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла се­ла Кри­вец Тим­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии. Но, по прось­бе не­варьских при­хо­жан, Кур­ский епар­хи­аль­ный со­вет пе­ре­ме­стил его в род­ное се­ло Не­варь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-faddeev

☦️
Священномученик Николай Амассийский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1889 г. в се­ле Са­ве­льев­ка Ни­ко­ла­ев­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ама­сий­ско­го (по дру­гим дан­ным — Амас­сий­ско­го). В 1906 го­ду Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич окон­чил 1 класс Са­мар­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. На слу­же­ние Церк­ви Ни­ко­лай всту­пил в 1908 го­ду: сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, за­тем диа­ко­ном в церк­ви се­ла Се­ме­нов­ка Ни­ко­ла­ев­ско­го уез­да (ныне Пу­га­чев­ско­го рай­о­на Са­ра­тов­ской об­ла­сти). Его же­ну зва­ли Оль­га Ива­нов­на, де­тей — Алек­сандр, Ни­на, Сер­гей и Ве­ра. В 1917 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и в 1917–1918 гг. слу­жил в го­ро­де Пу­га­че­ве, в 1918–1922 гг. — в се­ле Смо­ро­дине Пе­ре­люб­ско­го рай­о­на. В 1922 го­да по­сле­до­ва­ло воз­вра­ще­ние в го­род Пу­га­чев, где отец Ни­ко­лай стал бла­го­чин­ным.
2 ок­тяб­ря 1934 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван Пу­га­чев­ским РО НКВД за «ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих». Он об­ви­нял­ся в том, что, по­лу­чив от участ­ни­ка контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы пред­ло­же­ние о сов­мест­ной ор­га­ни­зо­ван­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, не со­об­щил об этом со­от­вет­ству­ю­щим ор­га­нам вла­сти и укры­вал прак­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность груп­пы. По по­ста­нов­ле­нию Осо­бо­го со­ве­ща­ния при НКВД СССР от 17 мар­та 1935 го­да отец Ни­ко­лай Ама­сий­ский был со­слан в Ка­зах­стан сро­ком на три го­да, счи­тая срок со 2 ок­тяб­ря 1934 го­да. Он про­жи­вал в по­сел­ке Май­ское Бес­кар­гай­ско­го рай­о­на Пав­ло­дар­ской об­ла­сти. 25 но­яб­ря 1937 г. отец Ни­ко­лай был сно­ва аре­сто­ван, и 1 де­каб­ря 1937 го­да на за­се­да­нии трой­ки УНКВД по Во­сточ­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­рен к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Но­во­му­че­ник скон­чал­ся в ме­стах ли­ше­ния сво­бо­ды 26 де­каб­ря 1938 г. (через год)

☦️
Священномученики Емилиа́н Алатырский (Киреев), пресвитер и Васи́лий Покровский, пресвитер.

Про­то­и­е­рей Ва­си­лий По­кров­ский ро­дил­ся 16 де­каб­ря 1879 го­да в се­ле Ба­ев­ка Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Ан­дрея По­кров­ско­го. Ва­си­лий окон­чил курс в Сим­бир­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии по вто­ро­му раз­ря­ду и в 1903 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к се­лу Ало­во Ала­тыр­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии. В том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Ар­хан­гель­ское (Ку­ро­едо­во) Кар­сун­ско­го уез­да той же гу­бер­нии. В 1904 го­ду отец Ва­си­лий был пе­ре­ме­щен в се­ло Да­ды Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии, а в 1912 — в се­ло Ан­дре­ев­ка то­го же уез­да. В 1917 го­ду он пе­ре­ме­щен в се­ло Пром­зи­но Ала­тыр­ско­го уез­да.
В 1929 го­ду за неупла­ту на­ло­гов отец Ва­си­лий был осуж­ден на­род­ным су­дом к 2 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и срок на­ка­за­ния от­был. С 1938 го­да он слу­жил на­сто­я­те­лем поле­вой церк­ви го­ро­да Ала­тырь, где слу­жил и свя­щен­ник Еме­ли­ан Ки­ре­ев. В 1940 го­ду оба свя­щен­ни­ка бы­ли аре­сто­ва­ны за неупла­ту на­ло­гов по ста­тье 24-ой и при­го­во­ре­ны на­род­ным су­дом го­ро­да Ала­тырь к 6-ти ме­ся­цам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот, но бы­ли оправ­да­ны.
В 1941 го­ду вла­сти го­ро­да Ала­тырь все­ми сред­ства­ми ре­ши­ли за­крыть по­след­ний храм в го­ро­де. Непо­мер­ный на­лог, на­чис­лен­ный на свя­щен­ни­ков поле­вой церк­ви, ко­то­рый они не смог­ли упла­тить, по­слу­жил по­во­дом для за­кры­тия хра­ма.
За этим по­сле­до­вал и арест са­мих свя­щен­ни­ков. 24 июля со­сто­ял­ся обыск в до­ме от­ца Ва­си­лия и его арест. 25 июля со­сто­ял­ся пер­вый до­прос, 3 ав­гу­ста — вто­рой до­прос, на ко­то­ром он объ­яс­нял, что «свя­щен­но­слу­жи­те­лей поле­вой церк­ви об­ло­жи­ли непо­силь­ным на­ло­гом, то­гда они по­про­си­ли ве­ру­ю­щих по­мочь со­брать день­ги. Несмот­ря на сбор де­нег, они на­лог, на­чис­лен­ный за 1941 год упла­тить не смог­ли. До сих пор они долж­ны Гор­фин­от­де­лу бо­лее 300 ты­сяч руб­лей».

Свя­щен­но­му­че­ник Еми­ли­ан Ки­ре­ев ро­дил­ся 31 июня 1903 го­да в се­ле Кузь­мин­ки Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сея Ки­ре­ева. Еме­льян был ше­стым ре­бен­ком. В ран­нем дет­стве он, бы­ва­ло, хо­дил по ого­ро­ду и ма­хал лап­тем, как буд­то ка­ди­лом. С воз­рас­том он все бо­лее при­об­щал­ся к цер­ков­ной служ­бе и ча­сто хо­дил в храм.
Ко­гда Еме­лья­ну ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет, отец его ре­шил же­нить на до­че­ри кре­стья­ни­на, жив­ше­го в со­сед­нем се­ле Сав­ра­со­во, Прас­ко­вье. Еме­льян, мыс­ли ко­то­ро­го все бо­лее скло­ня­лись к мо­на­ше­ству, не хо­тел же­нить­ся, пе­ре­жи­вал и пла­кал, но отец был неумо­лим. Прас­ко­вье так­же не по­нра­вил­ся ее же­них, ко­то­рый по­ка­зал­ся ей слиш­ком мол­ча­ли­вым и се­рьез­ным, и она по­пы­та­лась от­ка­зать­ся от за­му­же­ства. Но сест­ра ее хлоп­ну­ла ла­до­нью по сто­лу и за­яви­ла: «Ес­ли за него не пой­дешь, то нет те­бе боль­ше ни­ка­ко­го же­ни­ха».
По­сле свадь­бы Еме­льян упро­сил же­ну, чтобы она от­пу­сти­ла его в мо­на­стырь. Та со­гла­си­лась, и он ушел. Утром при­шли, спро­си­ли Прас­ко­вью, где муж ее, но она от­ве­ти­ла, что не зна­ет. Мать Прас­ко­вьи по­тре­бо­ва­ла, чтобы та по­шла вме­сте с ней к бла­жен­ной На­сте в се­ло Уру­со­во. Бла­жен­ная ска­за­ла Прас­ко­вье: «Ты не от­ча­и­вай­ся, вер­нет­ся муж, толь­ко ты не взду­май за­муж вый­ти!» На об­рат­ном пу­ти она ста­ла ду­мать: «Че­го, го­во­рит, за­муж вый­ти? С ума что ли я со­шла — за­муж ид­ти? Что, де­вок что ли не хва­та­ет?» А на дру­гой день, ко­гда при­шли Прас­ко­вью сва­тать, вспом­ни­лись сло­ва бла­жен­ной.
В 1922 го­ду мо­на­стырь, где жил Еме­ли­ан за­кры­ли, он вер­нул­ся до­мой и стал тру­дить­ся в сво­ем хо­зяй­стве. В 1928 го­ду Еме­ли­ан уехал в го­род Ала­тырь, где стал про­хо­дить в хра­ме по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка и го­то­вить­ся к ру­ко­по­ло­же­нию во диа­ко­на. Но в се­ле узна­ли, что он стал слу­жить в церк­ви, и его пле­мян­ник, пред­се­да­тель кол­хо­за, до­нес на Еме­лья­на в НКВД. В 1929 го­ду, ко­гда при­шли аре­сто­вы­вать Еме­лья­на, его не бы­ло до­ма. То­гда, скры­ва­ясь от аре­ста они с же­ной уеха­ли в Во­сточ­ный Ка­зах­стан к бра­ту Еме­лья­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-emilian-kireev-alatyrskij

Жития
Писание