2 декабря 2021
⏳ 2021.12.02 (чт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 24я по Пятидесятнице (глас 6й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 2 декабря (19 ноября)
• (Рождественский пост)
• прор. А́вдия (IX до РХ)
• мч. Илиодо́ра Магидского (Памфилийского) (ок. 273)
• мч. А́зы и с ним 150-ти воинов (284–305)
• мч. Варлаама (ок. 304)
• прпп. Варлаама пустынника, Иоасафа Индийского, Авенира царя (IV)
• прп. Илариона Грузина (875)
• прп. Варлаама Печерского (1065)
• обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского (1626)
• свт. Филарета (Дроздова) Московского (1867) 📚
• сщмч. Иоанна (Вишневского) (1920)
• сщмчч. Порфирия (Гулевича) Симферопольского, Иоасафа (Удалова) Чистопольского, Сергия (Махаева), Михаила (Дмитрева), Александра (Мишутина), Иоанна (Малиновского), Константина (Михайловского), Александра (Сереброва), Игнатия (Теслина), Иоанна (Пирамидина), Симеона (Кривошеева), Иоанна (Флоровского), Иакова (Бриллиантова), Димитрия (Куклина), Иакова (Передерия), прмчч. Иоасафа (Крымзина), Геннадия (Ребезы), Петра (Мамонтова), Герасима (Сухова), Михаила (Кванина), мчч. Валентина (Корниенко), Петра (Антонова), Леонида (Салькова), Тимофея (Кучерова) (1937)
• прп. Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса) (1991) 📚
• иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (1863)
☦️
Пророк А́вдий.
Святой пророк Авдий был родом из села Вифарама, близ Сихема (Сихем – ныне Наблус – один из древних городов Палестины – лежал в Самарии на горе Ефремовой, в 18 часах пути от Иерусалима, в высокой и богатой, плодородной долине между горами Гаризин и Гевал. В настоящее время город потерял свое прежнее первостепенное значение: богат во множестве сохранившимися древнейшими своими памятниками.); он служил при дворе царей Израильских и был домоправителем у царя Ахава (Ахав, сын Амврия, нечестивейший царь Израильский, царствовал с 924-903 г. до РХ). От юности своей он был весьма богобоязнен, и когда весь Израиль отступил от Бога и стал поклоняться скверному Ваалу (Ваал, с еврейского: «господин «, «владыка», почитался финикиянами верховным богом, которому поклонялись и изменившие своей вере израильтяне. В образе его язычники обоготворяли солнце и мужскую производительную силу, действующую чрез жену свою Астарту, в образе которой обоготворялась луна. Поклонение им отличалось крайнею гнусною развращенностью и чувственными, безнравственными обрядами.), он тайно служил Единому Истинному Богу отцов своих, спасшему Израиля от Египта и проведшему его чрез Чермное море посуху. Когда беззаконная Иезавель истребляла всех пророков Господних, Авдий взял сто пророков, скрыл их по пятидесяти в двух пещерах и кормил их хлебом и водою во время голода, бывшего во дни пророка Илии (Иезавель – дочь царя – жреца Сидонского, жена Ахава, отличалась крайним нечестием и безпутными нравами. Слепо подчиняясь ее влиянию, Ахав превзошел нечестием всех своих предшественников и предался самому постыдному идолопоклонству. Илия Фесвитянин – славнейший из пророков ветхозаветных, начальник общества сынов пророческих в царстве Израильском, грозный обличитель пророков Вааловых и нечестия Ахава и Иезавели. Память его совершается 20-го июля.). Однажды Ахав призвал Авдия и сказал ему:
– Пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота.
И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою. Когда Авдий шел дорогою, навстречу ему показался пророк Илия. Он узнал его и пал на лицо свое, и сказал:
– Ты ли это, господин мой Илия?
Тот сказал ему:
– Я; пойди, скажи господину твоему: Илия здесь.
Он сказал:
– Чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтобы умертвить меня? Жив Господь Бог твой! Нет ни одного народа и царства, куда бы ни посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя. А ты теперь говоришь: пойди, скажи господину твоему: Илия здесь. Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю куда; и, если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня, а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: пойди, скажи господину твоему: Илия здесь. Он убьет меня.
И сказал Илия:
– Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Сегодня я покажусь ему.
И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему об Илие. И когда Ахав увидел Илию, пророк Божий обличил его в заблуждении и затем сотворил великое чудо: свел огонь с неба на жертвы и воду, как пишется о том в 3 книге Царств (3Цар.18:4-8). Видя это, Авдий радовался всемогущей силе Бога своего и распалялся любовью к Нему, и горел ревностью о Нем, и усерднее служил Ему, исполняя заповедь Его. Затем, когда умер Ахав и царство Израильское после него принял сын его Охозия, Авдий нёс воинскую службу. (Охозия – царь Израильский, преемник Ахава, умер на втором году своего царствования, еще при жизни своего отца, оставив престол брату своему Иораму.) По свидетельству св. Дорофея и блаженного Иеронима, он был один из трех пятидесятников, посланных Охозиею к пророку Илии, из коих двух сжёг огонь, упавший с неба по слову пророка, а третий, который и был Авдий, был помилован: он приступил с смирением к св. пророку Илие и умолял его и говорил ему: «Человек Божий! Да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих – сих пятидесяти – пред очами твоими».
Потому-то и пощадил его Илия и, встав, пошел с ним к царю. С того времени Авдий оставил царскую службу, и пошел за св. пророком Илиею и получил духа пророчества, как сохранивший и питавший пророков Господних и сам последовавший за пророком (4Цар.1:13-15). По смерти он был погребен вместе со своими предками.
…
Примечание:
Авдий был похоронен в Самарии; жил и действовал в конце X и в начале IX века до Р.Х.; оставил по себе пророческую книгу, которая занимает четвертое место в ряду книг т. н. малых пророков и состоит из одной главы. Его пророчества почти все направлены против адомитян, или идумеев. В конце книги есть мессианское пророчество о спасении от Сиона и об открытии Царства Господня, которое ясно указывает на Церковь Новозаветную.
☦️
Мученик Илиодо́р Магидский (Памфилийский).
В царствование Аврелиана (римский император, царствовал с 270–276 г.) в памфилийском городе Магидисе, которым управлял Аеций, безбоязненно проповедовал Христа один благочестивый человек, именем Илиодор. За это он был схвачен и приведен к правителю, обвиненный в распространении гонимого учения. Святого привели на суд. На допросе правитель Аеций долго убеждал Илиодора, чтобы он отрекся от Христа и принес жертву идолам. Но святой мужественно и твердо исповедывал Христа Богом. Тогда правитель повелел повесить его и строгать его тело железными когтями. Во время мучений святой Илиодор громким голосом воскликнул:
– Господи Иисусе Христе! помоги мне!
Тотчас последовал голос с неба:
– Не бойся! Я с тобою!
Голос этот слышали исполнители казни, которые видели при этом и четырех Ангелов. Видение так подействовало на них, что они уверовали в Господа нашего Иисуса Христа и стали обличать правителя. Разгневанный правитель тотчас же повелел бросить их в море. Вместе с этим он повелел разжечь медного вола и бросить туда мученика. Когда святой был ввержен туда, то по молитвам его вол тотчас же остыл, а святой воспел Богу благодарственную песнь.
Узнав об этом, правитель удивился и, подойдя к медному волу, убедился, что вол мгновенно остыл. Обратясь к святому, он сказал:
– Нечестивец! твои волшебства превозмогли даже огонь!
Святой же отвечал:
– Не волхвования сделали то, но помощь Христа.
Сказав это, святой стал просить у мучителя три дня сроку, чтобы обдумать, что делать.
Когда святой был освобожден, он тайно отправился в капище и стал там молиться; по молитве святого произошло землетрясение, во время которого идолы, упав, разбились. Узнав об этом, правитель приказал снова привести на суд святого Илиодора и, исполнившись гнева, повелел повесить его и в голову его вонзить разожженные гвозди. Испытывая страшную боль, святой призвал на помощь Бога, и тотчас же мучения его облегчились. Тогда правитель приказал наложить на него тяжелые железные оковы и отвести к правителю одного соседнего города. Когда святой Илиодор был приведен к последнему, то тот долго беседовал с ним с тою целью, чтобы принудить его к принесению жертвы идолам. Но, видя его упорство, правитель повелел вложить руки и ноги его в четыре расщепа дерева и затем бросить в разожженный котёл. Находясь в котле, святой молился и вместе с этим призывал предстоящих войти к нему, говоря, что это не причинит им вреда. И многие из бывших там уверовали в Господа нашего Иисуса Христа.
– Поистине велик Бог христианский, – говорили они.
Правитель, видя, что многие уверовали в Бога Илиодорова, и боясь, как бы уверовавшие не скрыли святого мученика, приказал отвести его в Магиду. Тогда воины взяли его и пошли вместе с ним. Прибывши в Магиду, они снова привели его на суд. Подвергнув святого испытанию, правитель повелел повесить его, строгать его тело и затем отсечь ему голову. Когда Илиодора влекли за город, святой мученик сделал знак рукою влекущим, чтобы они остановились, и когда те исполнили его просьбу, он совершил моление, после чего был обезглавлен.
☦️
Мученик А́за Исаврийский.
Святой мученик Аза был воином в Исаврии при царе Диоклитиане. Но потом, желал быть воином не земного царя, а Небесного, он оставил воинское звание и удалился в пустыню. Совершая здесь многочисленные чудеса и исцеляя больных, он, как ревностный последователь Христа, был схвачен и приведен на суд к правителю Исаврийской области Аквилину. Когда воины вели святого на суд, святой Аза поучал их вере Христовой, и воины уверовали после того, как святой сотворил пред ними чудо. Так как сопровождавшие мученика воины сильно возжелали Святого Крещения, то Аза обратился с молитвою к Богу, и по молитве святого истекла вода. Тем не менее воины, научаемые святым, который внушил им, что они обязаны повиноваться предержащим властям, привели Азу на суд к правителю, и вместе с ним исповедовали себя христианами. Тогда правитель Аквилин для устрашения других повелел подвергнуть мученика великим истязаниям, рвать тело его железными когтями и, наконец, привязав его к колесу, вертеть последнее. Однако святой при помощи Божией оставался невредимым. Видя это, жена правителя и дочь ее уверовали во Христа и исповедовали свою веру. Тогда правитель так разгневался, что тут же повелел обезглавить свою жену и дочь, а с ними и всех уверовавших воинов, которых было числом 150 человек.
После того святой Аза был подвергнут новым мучениям и, наконец, был обезглавлен.
☦️
Мученик Варлаа́м Антиохиец, Кесарийский (Каппадокийский).
Святой мученик Варлаам жил в Антиохии Сирийской. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305) святой Варлаам в престарелом возрасте был схвачен, приведен на суд, где исповедал себя христианином. Судья, желая принудить святого к отречению от Христа, приказал подвести святого Варлаама к языческому алтарю, вытянуть его правую руку и положить на ладонь зажженную курильницу с ладаном. Мучитель рассчитывал на то, что физически слабый человек не выдержит и бросит раскаленную курильницу на алтарь и, таким образом, принесет жертву идолу. Но святой держал курильницу до тех пор, пока у него не сгорели на руке пальцы. После этого святой мученик Варлаам предал свою душу Господу († 304).
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1016
☦️
Преподобные Варлаа́м пустынник, Иоаса́ф, царевич Индийский, и отец его, царь Авени́р.
В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у него детей. Наконец, родился у царя сын, названный Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении.
Достигнув юношеского возраста, царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел тогда, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и он стал пребывать в тяжких раздумьях.
В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых Апостол». Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять Святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.
Царь, узнав, что сын его стал христианином, впал в гнев и скорбь. По совету одного из вельмож царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. Через видение во сне святой Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но царевич преодолел все соблазны. Тогда по совету вельмож Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама. В течение двух лет странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста лет. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.
Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом.
☦️
Преподобный Иларио́н Грузин, чудотворец, иеромонах.
Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 г. в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12-ти лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо-Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Но слава была чужда преподобному. Приняв сан иерея, он уклонился от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии) и удалился в Святую Землю, на поклонение Гробу Господню.
17 лет святой Иларион провел в Иорданской пустыне, живя в пещере святого пророка Илии Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца. Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Затем он отдал половину своего имения Давидо-Гареджийскому монастырю, а другую половину разделил нищей братии и отправился в Константинополь. Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп, в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания. Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав помощь святого Илариона.
Святой Иларион был извещен о своей кончине за 40 дней, и за 3 дня до смерти он приобщился Святых Тайн, простился с братией и затворился в своей келлии. Он мирно отошел ко Господу 19 ноября 875 г.
Честные мощи его были опущены в каменный склеп, а по прошествии 40 дней прославились исцелениями приходивших к ним с верою. По распоряжению императора Василия Македонянина (866–886) мощи святого Илариона были перенесены из Фессалоник в Константинополь в 882 году. Император предполагал положить их в царские палаты, но святой Иларион явился ему во сне и указал, чтобы мощи его были положены в новоустроенном храме в честь Святых Апостолов, близ Босфора Фракийского. Грузинская Церковь в IX веке причислила преподобного Илариона к лику святых и установила ему память 19 ноября.
☦️
Преподобный Варлаа́м Печерский, игумен.
Преподобный Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерского монастыря. С молодых лет часто посещая преподобного Антония Печерского († 1073 г.; память 10/23 июля) и с любовью слушая его наставления, он так увлекся монашеской жизнью, что решил сам стать иноком. Преподобный Антоний принял благочестивого юношу, твердо решившего стать монахом, и велел преподобному Никону († 1088 г.; память 23 марта/5 апреля) совершить над ним иноческий постриг.
Этим возбудил Варлаам против себя гнев отца, но твердость духа, проявленная молодым юношей, заставила отца уступить желанию сына.
Когда число иноков в пещерах стало возрастать, преподобный Антоний поставил преподобного Варлаама игуменом, а сам переселился в другую пещеру и опять стал жить в уединении. Испросив благословение преподобного Антония, игумен построил над пещерой деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии преподобный Варлаам по желанию великого князя Изяслава, в Крещении Димитрия, стал игуменом нового созданного монастыря в честь великомученика Димитрия.
Дважды преподобный Варлаам совершал паломничество к святым местам Иерусалима и Константинополя, как по личному влечению, так и для блага Церкви: христианство на Руси было тогда еще новым явлением и многое из древних правил Восточной Церкви нужно было вводить. На обратном пути из второго путешествия он скончался во Владимирском Святогорском монастыре на Волыни в 1065 г. и был погребен, согласно завещанию, в Печерской обители, в Ближних пещерах.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1017
☦️
Обре́тение мощей прмч. Адриа́на Пошехонского, Ярославского, игумена (1626).
Был учеником преподобного Корнилия Комельского, вначале подвизался в Вологодском Комельском монастыре и был искусным иконописцем. По благословению игумена 13 сентября 1540 г., взяв икону Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Адриан вместе со своим учеником, ведомый таинственным старцем, ушел в безлюдные места для безмолвия. Придя в Пошехонский лес, на берег реки Вотхи, неизвестный старец указал им место для пустынножительства и стал невидим. Господь отметил это место как место будущей славной обители колокольным звоном. Спустя некоторое время после уединенных иноческих подвигов святой основал обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, в которой стал игуменом. В монастыре был введен строгий устав, запрещавший доступ в обитель женского пола. Преподобный Адриан, будучи игуменом, продолжал проводить строгую подвижническую жизнь и был во всем примером для братии.
Много скорбей пришлось претерпеть преподобному от окрестных поселян, которые по внушению диавола задумали разорить монастырь. В 1550 г., 5 марта, преподобный Адриан после жестоких пыток был злодейски задушен разбойниками, напавшими на обитель. Тело святого было брошено в лесу. Один благочестивый священник Исидор, взяв святое тело, тайно похоронил его, а на месте погребения посадил рябину, у которой совершилось много исцелений. 19 ноября 1626 г. были обретены святые мощи преподобного Адриана и положены в монастырском храме. У мощей святого совершилось много чудес и исцелений.
Обретение мощей преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского было 19 ноября 1626 года. 17 декабря 1626 года, при патриархе Филарете, его нетленные мощи были перенесены в основанную им обитель.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-adrian-poshehonskij-jaroslavskij
☦️
Святитель Филаре́т Московский (Дроздов), митрополит.
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в Лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.
В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, † 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Тогда же митрополит Платон поставил его Лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-Ангельски».
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.
…
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный…».
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия». Но он хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые опыты.
…
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
И только бестрепетный московский владыка умел поставить строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов, явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом: «Давно ли, ваше сиятельство, получили хиротонию?». Протасов ничего не понял. «Давно ли посвящены в священный сан?» – повторил святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся, восседают члены Синода. «Где же мое место?» – спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.
В 1832 году митрополит Филарет по поручению Синода составил «Сказание об обретении честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана, первого епископа Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях».
Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским митрополитом высказались в Синоде за возобновление перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов с оставлением за ними членства в Синоде.
…
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Непреходящей печалью святителя был старообрядческий раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865 году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий, Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину православия и христианской любовью.
Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию. Истинная вера одна – Православная; но и все христианские верования – по долготерпению Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души – в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители. Ученые богословы встречаются во всех христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в Римско-католической. Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит о заблуждающихся и молится «о соединении всех»».
…
При всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу святитель отказывался исполнять царские повеления, когда они противоречили его христианской совести. В 1829 году Николай I в память об Отечественной войне приказал воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы Московский архипастырь освятил их, бесстрашный святитель отказался сделать это, заявив, что «служителю Бога истинного невозможно освящать и окроплять святой водой изваяния, представляющие языческие лжебожества». Императору доложили об отказе митрополита и передали его слова, Николай I не без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке архипастыря повторение исповеднического подвига святителя Митрофана Воронежского.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
…
Высокие иноческие подвиги современников, проявления святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима, об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а только показывать его срам и последствия. Молитвы старца да помогут нам научиться исполнению».
Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» – «Не наоборот ли бывает, – возразил митрополит, – плоть бодра, а дух немощен».
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем.
…
Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и искренно сказанными. «Сделайте милость, – писал он, – не говорите мне о моем смирении, которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые понести я недостоин».
…
17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании ранней литургии в Лаврской крестовой церкви сказал своему духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и мне сказано: береги 19 число». – «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения?» – усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой уверенностью проговорил: «Не сон я видел – мне явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19 октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в Москву на Троицкое подворье. В эти дни он никому не отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.
За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего улучшения: «Перед кончиной, – сказал он, – старые люди всегда чувствуют себя свежее и легче». 19 ноября 1867 года, в воскресенье, митрополит Филарет совершил литургию в Троицком подворье. После службы принимал посетителей. Проводив гостей, архипастырь перешел в кабинет заниматься делами. Келейнику, который несколько часов спустя пригласил его обедать, он сказал: «Погоди немного. Я позвоню». Но звонка не последовало. Тогда обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не оказалось. Из кабинета он поспешил в боковую комнату – и там увидел архипастыря на коленях около умывальника.
Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Храме Христа Спасителя в Москве.
Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-moskovskij-drozdov
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/
• Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
• История Новозаветной Церкви
• Начатки христианского учения или краткая Священная История
• Начертание церковно-библейской истории
• Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью
• Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г.
• Значение церковной молитвы о соединении церквей
• Молитвы
• Русский перевод Акафиста Пресвятой Богородице
• Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского
• Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского и всея России чудотворца
• Как создать православную семью
• Мысли и изречения
• Нечто о ращении волос
• О стологадании
• Правила благоустройства монашеских братств в Москве
• Учение о семейной жизни
• Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных
• Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
• Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по разным вопросам за 1821–1867 гг.
• О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания
• Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке
• Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского по разным вопросам за 1821–1867 гг.
• Мудрые советы свт. Филарета, митр. Московского. Из его писем к наместнику Сергиевой Лавры архим. Антонию
• Письма
• Письма к архиепископу Леониду
• Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831–1867 гг. (Части 1-5)
• Письма Московского и Коломенского митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому
• Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому
Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию
• Призовите Бога в помощь
• Объяснение псалма LXVII
• Толкование 2-го псалма
• Толкование на Книгу Бытия
• Беседа о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом
• Краткий указатель содержания слов и речей
• Слова и речи
• Слово в неделю Православия и на день восшествия Государя Императора Александра Николаевича на престол
• Select sermons
☦️
Священномученик Иоа́нн Вишневский, пресвитер.
Иван Всеволодович Вишневский родился 6 октября 1888 года в семье священника села Федьковка Шуралинской волости Екатеринбургской губернии. Он окончил духовное училище и один класс духовной семинарии. До 1914 года служил в церкви Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, работал учителем в местной школе. В 1917 году его рукоположили в дьяконы, а в ноябре 1919 года – в священники.
В период первой русской революции за свои левые убеждения находился под надзором царской полиции, но арестован не был. Перед октябрьской революцией Иван Всеволодович вступил в брак с рабой Божией Евдокией Елпидифоровной, учительницей сельской школы. До ноября 1919 г. отец Иоанн служил дьяконом в церкви Невьянского завода, а с ноября 1919 г. – священником в селе Федьковка.
Иоанн Всеволодович пользовался в селе большим уважением, к нему часто обращались за советом в трудной жизненной ситуации. Даже помощник уполномоченного Губернской ЧК товарищ Раздьяконов признал, что “священник Вишневский хорошо образован, разбирается в текущих событиях, прекрасно осведомлен о положении на фронтах…”.
Авторитет священника мешал местным коммунистам вести свою “полит-просветительную” работу, поэтому скоро на отца Иоанна стали поступать “донесения” начальнику милиции 1 района Екатеринбургского уезда.
“… Когда местным жителям предлагают выслушать какую-нибудь лекцию, то они тотчас постепенно расходятся по домам, как от чумы, и предпочитают лучше слушать местного попа-“паука” Вишневского, который, пользуясь слабыми струнками граждан села Федьковка, нередко ведет с ними беседы, благодаря которым нет никакой возможности вести какую-либо полит-просветительную работу в деревне, так как поп Вишневский опутал своей паутиной граждан села Федьковка и нагло, почти в открытую, смеется над братьями Манаковыми (коммунистами) и вообще над приезжими …”.
В июле 1920 года местные власти для того, чтобы “очистить сознание народных масс от религиозного дурмана”, организовали в библиотеке лекцию на тему “Религия и коммунизм”. Коммунист-библиотекарь Манаков Александр Алексеевич подобрал соответствующую статью и стал читать лекцию по книге. В это время в библиотеку вошел отец Иоанн, сказал: “Бросьте вы эту ерунду читать”, вырвал книгу и попытался ее порвать. В результате лекция была сорвана. Народ, довольный, разошелся по домам. Еще не раз батюшка срывал антирелигиозные мероприятия. Однажды даже принес на лекцию гармонь, игрой на которой заглушал слова лектора. Коммунисты неоднократно просили вышестоящие власти изолировать из села священника.
В октябре 1920 г. отец Иоанн Вишневский был арестован. Его обвинили в “дискредитировании советской власти и антисоветской пропаганде среди темных масс”. Отец Иоанн все обвинения отвергал и объяснял свой арест сведением с ним личных счетов учителем-коммунистом Манаковым. На допросах себя батюшка называл сторонником советской власти и припомнил даже, что в 1908 г. он преследовался старым правительством за политические убеждения. В ответ на такие утверждения следователь с возмущением писал: “Он, как революционер 1907-1908 гг., получивший хорошее образование, должен знать, что религия и ее учение только затемняют головы темных масс, а не просвещают, что на руку темным силам реакции. Но Вишневский все-таки держится за свое священническое место, учит, стращает адом и Богом, убеждает религиозных фанатиков чтить святых и мощи, и в то же время имеет нахальство перед лицом правосудия заявлять, что он ярый сторонник Советской власти и революционер 1907-1908 гг.”.
Быть искренним сторонником Советской власти и при этом оставаться глубоко верующим человеком невозможно, т.к. коммунистическая идеология и религия расходятся в самых основах мировоззрения. “Борьба против религии есть борьба за социализм”, – писал В. И. Ленин. Поэтому следователь не поверил в искренность заявлений отца Иоанна и, несмотря на то, что батюшка не признавал выдвинутых против него обвинений, предложил изолировать священника Вишневского в концлагерь до окончания гражданской войны. Дело было отправлено в Екатеринбург. Коллегия Екатеринбургской Губернской ЧК рассмотрела дело священника и постановила: Вишневского Ивана Всеволодовича подвергнуть высшей мере наказания. 2 декабря 1920 года отец Иоанн был расстрелян.
…
В Ирбитском уезде Советская власть в 1918 году просуществовала семь месяцев. По мере освобождения территории Урала от большевистского террора становились известными все новые и новые сведения о погибших мучениках, иереях и мирянах. “За что убивают наших пастырей?” Этот вопрос постоянно задавали прихожане. Спаситель говорил своим ученикам: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если Меня гнали, будут гнать и вас”. Этими словами Господа православные пастыри объясняли ненависть коммунистов к священнослужителям.
☦️
Священномученик Порфи́рий (Гулевич), Симферопольский, епископ.
Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич) родился 26 февраля 1864 года в селе Токаревка Литинского уезда Подольской губернии в семье священника.
В 1885 году окончил Подольскую Духовную семинарию и 22 октября 1886 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, принял священный сан.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-porfirij-gulevich
☦️
Священномученик Иоаса́ф (Удалов), Чистопольский, епископ.
Иоасаф (в миру Иван Иванович Удалов) (5 апреля 1886, Уфа – 2 декабря 1937, Казань) – епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2008 году.
Родился в купеческой семье. Окончил Уфимское духовное училище (1900), Уфимскую духовную семинарию (1906), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1910). Его духовником во время учёбы в семинарии был схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Значительное влияние на него оказал архиепископ (будущий митрополит) Антоний (Храповицкий), совершивший его постриг в монашество.
В 1910 был пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-udalov
☦️
Священномученик Се́ргий Махаев, пресвитер.
Священномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось имение великого князя Сергея Александровича.
Духовное образование Сергей Константинович получил в Вифанской Духовной семинарии, которую он окончил по первому разряду в июне 1895 года. По окончании семинарии он был определен в псаломщики к московской церкви святителя Николая Чудотворца в Кошелях.
С самого начала своей церковной деятельности Сергей Константинович проявил себя как педагог и ревностный проповедник слова Божия. Будучи псаломщиком, он исполнял обязанности учителя в Николо-Мясницкой двухклассной церковноприходской школе (с января 1896 по сентябрь 1897 года), причем делал это безвозмездно, затем (с сентября 1897 по август 1900 года) занимал должность учителя русского языка в старшем отделении Сергиевской в Рогожской слободе церковноприходской школы. В эти же годы он женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели.
В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Красного Креста, почетными попечителями которой являлись великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-mahaev
☦️
Священномученик Михаил Дмитрев, пресвитер.
Священномученик протоиерей Михаил Дмитрев родился в 1873 году в Рязанской губернии, в селе Маккавеево в семье протоиерея. Он происходил из старинного священнического рода. После окончания Рязанской Духовной Семинарии работал учителем церковно-приходской школы. В 1897 году женился и был рукоположен во иерея. В 1905 году он подал прошение о назначении его на место служения своего отца в село Маккавеево. И с 1905 по 1913 год отец Михаил был настоятелем Покровской церкви в родном селе.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-dmitrev
☦️
Священномученик Алекса́ндр Мишутин, пресвитер.
Александр Лаврентьевич Мишутин родился в 1885 году в городе Ряжск Рязанской губернии. Окончил Рязанскую учительскую семинарию, в священном сане служил с 1916 года, проживал в Москве.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-mishutin
☦️
Священномученик Иоа́нн Малиновский, пресвитер.
Иван Матвеевич Малиновский родился в селе Поймичье Ярославской губернии в 1881 году. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в церкви села Новые Горки Лежиевского района Ивановской области.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-malinovskij
☦️
Священномученик Константин Михайловский, пресвитер.
Константин Михайлович Михайловский родился в Мордовии в 1874 году. Решив пойти по духовному пути, он заканчивает Духовную семинарию и рукополагается в сан священника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-mihajlovskij
☦️
Священномученик Алекса́ндр Серебров, пресвитер.
Александр Александрович Серебров родился в 1868 году в селе Ключищи Бугурусланского уезда Самарской губернии. Окончил Духовную семинарию и с 1889 года служил в священном сане. Проживал в Ульяновске.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-serebrov
☦️
Священномученик Игна́тий Теслин, пресвитер.
Игнатий Степанович Теслин родился в 1873 году в селе Студенец Сызранского уезда Симбирской губернии. Он происходил из крестьянской семьи и держал бакалейную лавку. Впоследствии Игнатий Степанович окончил Духовную семинарию и в 1916 году был рукоположен во иерея.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-teslin
☦️
Священномученик Иоа́нн Пирамидин, пресвитер.
Иван Петрович Пирамидин родился в селе Иванисово Переяславского уезда Владимирской губернии в 1877 году в семье священника. Следуя семейной традиции, он оканчивает Духовную семинарию. В 1904 году его рукополагают во иереи к храму села Груздеево Южинского района Ивановской Промышленной области.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-piramidin
☦️
Священномученик Симео́н Кривошеев, пресвитер.
Семен Иларионович Кривошеев родился в 1878 году в Полтаве. Закончив Полтавскую Духовную семинарию, он в 1903 году был рукоположен во иереи и стал пастырски окормлять село Харьковцы Харьковской области. В этом селе отец Симеон прослужил до 1937 года, до дня своего ареста.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-krivosheev
☦️
Священномученик Иоа́нн Флоровский, пресвитер.
Иван Иванович Флоровский родился в 1877 году в селе Истомино Тарусского уезда Калужской губернии. Получив образование в Духовной семинарии, Иван Иванович в 1897 принимает сан священника и отправляется служить в город Бобров Воронежской области. В этом городе он служит вплоть до своего ареста в 1937 году.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-florovskij
☦️
Священномученик Иа́ков Бриллиантов, пресвитер.
Священномученик Иаков Бриллиантов родился 7 марта 1871 года в селе Никулино Бронницкого уезда Московской губернии. В 1893 году Яков Иванович окончил Московскую Духовную семинарию. После рукоположения в сан священника он до 1927 года служил во Владычнем женском монастыре города Серпухова.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-brilliantov
☦️
Священномученик Дими́трий Куклин, пресвитер.
Дмитрий Константинович Куклин родился в 1870 году в Вологде. После окончания Духовной семинарии он принимает священный сан и отправляется служить в город Великий Устюг Вологодской области.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-kuklin
☦️
Священномученик Иа́ков Передерий, пресвитер.
Яков Андреевич Передий (Передерий) родился 23 октября 1871 года в деревне Млины Гадячского уезда Полтавской губернии. Несмотря на то, что Яков Андреевич получил только начальное образование, он прошел испытания как кандидат в священнический сан и был рукоположен во иерея.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-perederij
☦️
Преподобномученик Иоаса́ф (Крымзин), игумен.
Преподобномученик Иоасаф (в миру Иван Павлович Крымзин) родился 7 сентября 1880 года в селе Румянцеве Нижегородского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье Павла Ивановича и Людмилы Ивановны Крымзиных. В селе Румянцеве Иван Павлович окончил начальную школу и в 1904 году поступил в Екатерининскую пустынь Московской епархии.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-krymzin
☦️
Преподобномученик Генна́дий (Ребеза), архимандрит.
Преподобномученик архимандрит Григорий (в миру Геннадий Матвеевич Ребеза) родился в 1872 году в Полтавской губернии. В 1895 году был пострижен в монахи и был рукоположен в священный сан. В 1936 году отец Григорий был арестован в Одессе и приговорен к ссылке в Казахстан.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-rebeza
☦️
Преподобномученик Петр (Мамонтов), иеромонах.
Преподобномученик Петр (в миру Павел Иванович Мамонтов) родился 7 июня 1880 года в селе Дединове Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Окончив церковноприходскую школу, Павел в 1893 году переехал в Москву и поступил работать мальчиком в магазин, но в том же году он ушел в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь, где прожил один год, так как ему предстоял призыв в армию. Оставив монастырь, он в ожидании призыва в армию поступил работать на фарфоровый завод в Дулеве. В 1901 году он был призван на военную службу, но, прослужив всего один месяц как ополченец, вернулся на завод, на котором проработал полгода, и уже окончательно в 1902 году ушел в монастырь.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-mamontov
☦️
Преподобномученик Гера́сим (Сухов), иеромонах.
Преподобномученик Герасим (в миру Герасим Федотович Сухов) родился в 1866 году в Чембарском уезде Пензенской губернии в крестьянской семье. В годы великих гонений на Церковь не мог не пострадать тот, кто всю свою жизнь положил на алтарь служения Христу. Постриженный в монашеский чин и возведенный в сан иеромонаха, отец Герасим был арестован в 1936 году.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-suhov
☦️
Преподобномученик Митрофан (Кванин), архимандрит.
Брат двух епископов, преподобномученик Митрофан (в миру Михаил Андреевич Кванин), родился в селе Губкино Малоархангельского уезда Орловской губернии в 1875 году. Братья Кванины происходили из крестьянской семьи, и образование Михаил получает в сельской школе. Будущий архимандрит начинает с того, что становится послушником Виленкого Свято-Духовского мужского монастыря. Где он принимает постриг подлинно неизвестно, но в Самарском Николаевском мужском монастыре (следующее место, в котором подвизается преподобномученик с 1914 года) он уже значится как монах, а по некоторым сведениям, даже иеромонах.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-kvanin
☦️
Мученик Валенти́н Корниенко.
Мученик Валентин Александрович Корниенко родился в 1873 году в городе Бобринец Елисаветградского уезда Херсонской губернии. Первый раз был арестован «за посредничество спекулянтам».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-valentin-kornienko
☦️
Мученик Петр Антонов.
Мученик Петр Иванович Антонов родился в станице Каменская Донецкой области в 1872 году. До революции он служил офицером в Царской армии, затем, после революции избирает для себя служение Церкви в должности псаломщика.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-antonov
☦️
Мученик Леонид Сальков.
Мученик Леонид Васильевич Сальков родился в 1886 году в Таврической губернии. Получил высшее техническое образование в Московском университете. С 1910 по 1917 г. служил в Царской армии. В 1917 г., отказавшись от службы в армии, стал ходить по монастырям Крыма, Кавказа, Ставропольского края, Одессы. В марте 1919 г. старец Алексий Теклаукского монастыря благословил Леонида Салькова на странничество.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-leonid-salkov
☦️
Мученик Тимофе́й Кучеров.
Мученик Тимофей родился в 1871 году в селе Степаново Михайловского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Кучерова.
В 1893 году Тимофей Кучеров был призван на военную службу, где пробыл до 1896 года. После возвращения из армии он устроился служить в полицию и впоследствии исполнял обязанности старшего городового при Первом Хамовническом участке Москвы. В его подчинении было более 70 городовых участка. За успешную службу он был награжден двумя серебряными медалями.
В 1917 году Тимофей Иванович был призван в армию, откуда вернулся в 1918 году и работал чернорабочим.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-timofej-kucherov
☦️
Преподобный Порфи́рий Кавсокаливит (Баирактарис).
Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея. Его родители были бедные благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.
В ранней юности Евангелос прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушёл на Святую Гору Афон. Там Евангелос отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.
Однажды утром они послали его наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и, вне всякого сомнения, отрок должен был умереть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» И кровь немедленно остановилась.
Вскоре Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды он, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. В этот момент в храм вошел монах Димитрий, 90-летний русский старец. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты. По пути назад в келлию после приобщения Святых Таинств сердце отца Никиты переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»
Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний Никита получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.
Так в 19-летнем возрасте отец Никита оставил Афон и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, ища исцеления своих душевных ран. Отец Порфирий без устали служил Богу и людям. Вереницы людей ждали своей очереди, т. к. исповеди длились часами без перерыва. И так продолжалось изо дня в день. За свои неустанные труды в 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита.
В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником в церкви святого Герасима при афинской больнице. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.
После ухода на пенсию отец Порфирий продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели до 1978 года. Когда с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.
Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келлии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору. Господь исполнил заветное желание Своего верного слуги, и последние два года своей жизни старец провел на Афоне.
В это время он часто говорил о том, как будет давать ответ на Страшном суде. Вспоминал историю из Патерика, в которой один старец, чувствуя приближение смерти, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести мое тело к могиле. Давай пойдем туда, пока я еще могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довел его до могилы. Старец лег в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.
По просьбе старца недалеко от келлии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.
Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух. Господь забрал его светлую душу в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.
…
Из воспоминаний о старце Порфирии:
Старец, если собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным.
…
Берегите лампаду жизни
Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».
…
Никаких ссор при детях!
– Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга!
– Но разве это возможно, геронда?
– Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях… Никогда!
…
Больше читай Священное Писание https://t.me/dabbl
«Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое‑либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».
«Читай больше, чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным».
…
Исповедь – дар любви Божией человеку
«Исповедь – это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».
…
Кто не покается, тот погибнет
– Геронда, скажите мне слово к душевной пользе.
– Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет.
…
Как молиться новоначальному https://t.me/tlots
На вопрос одного брата: «Геронда, как следует молиться новоначальному?», старец ответил: «Новоначальный монах должен читать жития святых и Новый Завет».
…
Оказывайте и такую помощь
Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-porfirij-kavsokalivit-bairaktaris
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/
• Дети и молодежь
• Житие и слова
• Поучения
• Цветослов советов
• Чуткая душа
☦️
Икона Богородицы «В скорбех и печалех Утешение».
Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.
Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию.
После кончины святителя в 1654 году икона была доставлена в Афонский монастырь Ватопед, где и пробыла до октября 1849 года, когда был открыт русский Андреевский скит. Тогда проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий передал икону новооткрываемому скиту как благословение от обители. Образ стал келейной святыней основателя русского Андреевского скита на Афоне иеросхимонаха Виссариона (Вавилова). Когда 11 октября 1849 года последовало открытие этого скита, Виссарион благословил братию образом со словами: «Да будет сия икона вам отрадою и утешением в скорбях и печалях».
Прославление этого образа совершилось в России, в Вятской губернии, в 1863 году, когда в город Слободской этой губернии прибыл с Афона иеромонах Паисий, привезший с собой икону Богоматери «В скорбех и печалех Утешение».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-v-skorbeh-i-pechaleh-uteshenie