20 ноября 2021
⏳ 2021.11.20 (сб)
🍏 поста нет
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 22я по Пятидесятнице (глас 4й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 ноября (7 ноября)
• мчч. Иеро́на, Иси́хия, Ника́ндра, Афанасия, Мама́нта, Варахи́я, Каллини́ка, Феаге́на, Никона, Ло́нгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феоду́ла, Каллима́ха, Евгения, Феодо́ха, Остри́хия, Епифания, Максимиа́на, Дуки́тия, Клавдиа́на, Фео́фила, Гига́нтия, Дорофе́я, Феодота, Кастри́кия, Аники́ты, Феме́лия, Евти́хия, Илариона, Диодо́та, Амони́та, в Мелитине пострадавших (III)
• мч. Феодота Анкирского (303)
• мч. Меласи́ппа, мц. Каси́нии и сына их мч. Антони́на (363)
• мчч. Авкта, Таврио́на и мц. Фессалони́кии (?)
• прп. Лазаря Галисийского (1053)
• прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550)
• обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649)
• сщмчч. Кирилла (Смирнова) Казанского, Михаила (Адамонтова), Александра (Ильинского), Александра (Курмышского), Михаила (Гусева), Александра (Крылова), Николая (Романовского), Алексия (Молчанова), Павла (Борисоглебского), Василия (Краснова), Павлина (Старополева), Иоанна (Мошкова), Вениамина (Владимирского), мч. Николая (Филиппова), мц. Елисаветы (Сидоровой) (1937)
• сщмчч. Сергия (Зверева) Елецкого, Николая (Троицкого), мч. Георгия (Юренева) (1937)
• обретение мощей сщмч. Константина (Голубева) Богородского (1995)
• иконы Божией Матери «Взыграние» (Угрешская) (1795)
☦️
Мученик Иерон и иные с ним, в Мелитине пострадавшие.
Отечеством св. Иерона была вторая (великая) Каппадокия; родился он в городе Тиане от благочестивой и богобоязненной матери по имени Стратоника, в царствование императоров Диоклитиана и Максимиана, которые оба были усердными поклонниками идолов и гонителями христиан.
Когда до слуха императоров дошло, что жители областей Армении и Каппадокии вопреки императорским указам отказываются поклониться идолам, то они после многих совещаний избрали двух лукавых, преданных язычеству, жестоких мужей, Агриколая и Лизия, и отправили первого в Армению, а второго в Каппадокию, приказав им, во-первых, казнить всех тамошних христиан, не соглашающихся поклониться идолам, и, во-вторых, записать в войско всех мужей и юношей, сильных телом и способных к военной службе.
Прибыв в Каппадокию, Лизий стал всячески разыскивать годных для набора людей. Между прочим, ему донесли и об Иероне, как о человеке здоровом, сильном и отличающемся особенным мужеством. Лизий тотчас же послал воинов взять его и привести. Посланные не застали Иерона дома: он был на работе в поле. Воины отправились туда и хотели схватить его; но Иерон, узнав, что его берут для воинской службы, отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь общение и служить вместе с идолопоклонниками. Воины хотели взять его силой, но разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их, как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека, но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей-христиан, скрылся вместе с ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападения осадивших его язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к ним на подмогу еще более воинов и все-таки они ничего не могли сделать, так как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру. Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона по имени Кириак. Кириак, придя на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, говорил он, можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силой. Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться власти и идти записаться в воинскую службу. Мирной беседой своей он успокоил Иерона, вывел его из пещеры и отвел в его дом к матери – старой и слепой вдове. Она начала громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном вдовстве. Между тем воины, окружавшие Иерона, принуждали его идти с ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались там, Иерон захватил с собой одного своего родственника по имени Виктор и пошел в город Мелитину вместе с воинами, сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и некоторыми другими единоверцами. Путники не поспели в Мелитину до захода солнца и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом: «Спасение, Иерон, благовествую я тебе! Правым путем идешь ты, так как идешь подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать… Скоро ты отойдешь к Царю Небесному и примешь от Него честь и славу за свои подвиги».
Этими словами явившийся наполнил сердце Иерона несказанною радостью.
Когда он исчез, Иерон пробудился и с радостью возвестил бывшим с ним друзьям и сродникам: «Я узнал тайну благоволения Божия ко мне и теперь уже с весельем иду в предстоящий мне путь. Одно только истинное сокровище, одно истинное наследие, одни только истинные богатства, это – те, которые скрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их никакой пользы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? Для меня нет ничего дороже и лучше души… Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете, теперь иду к Богу. Одно только смущает меня – печаль моей матери, престарелой и немощной вдовы, лишенной света очей и не имеющей себе помощника и заступника. Но я иду умереть за Христа и Ему, Отцу сирот и вдовиц, поручаю я свою мать».
Сказав это, Иерон пролил несколько слез о своей матери и отправился в путь. В Мелитине святой Иерон вместе с другими тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. Здесь он говорил своим товарищам по заключению: «Послушайте, друзья и братья, моего совета, который будет вам полезен не в этой жизни, а в будущей. Все боящиеся Бога ищут не земных временных, а будущих вечных благ. Вы слышали, что наутро нас хотят заставить принести жертвы ложным языческим богам: не будем повиноваться, не поклонимся идолам и не принесем им жертву, принесем лучше жертву хвалы истинному Богу нашему и вознесем к Нему наши молитвы, услышав которые, Он подаст нам силу стойко и мужественно перенести мучения и удостоить нас блаженной кончины».
Слушатели Иерона единодушно отвечали: «Сладостны нам, как мед, слова твои! Ты советуешь нам то, что действительно полезно и спасительно для нас, и все мы желаем лучше умереть за Христа, чем, поклонившись идолам, жить в суете».
Темничные стражи известили о таком решении узников самого Лизия. Наутро он велел привести святых мучеников из темницы к себе на суд, поставил их перед собой и с гневом спросил:
– Какой бес привел вас к безумному решению восстать против власти и не послушаться царского повеления – поклониться великим богам?
– Мы, конечно, были бы безумцами и игрушкой бесам, – отвечали святые, – если бы честь, подобающую одному только Богу, воздавали деревянным и каменным произведениям рук человеческих. Но теперь мы поступаем мудро, ибо поклоняемся Творцу всего, создавшему небо и землю словом Своим и изведшему их из небытия в бытие духом уст Своих.
В это время один из присутствовавших на суде указал Лизию на Иерона и сказал: «Вот кто сопротивлялся твоим посланцам, и все, о чем ты слышал, сделал именно он».
Лизий, посмотрев на Иерона, спросил, откуда он родом, и, когда Иерон назвал свое отечество и место рождения, опять спросил его:
– Это ты противился царскому приказанию, надеясь на телесную свою силу, и избил посланных за тобою воинов?
– Да, я, – смело отвечал мужественный Иерон, – мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя (Пс.138,21). Потому-то и нанес я им побои и гнал как трусливых зайцев.
Слыша эти слова, Лизий разгневался и, не отдавая должного храбрости и силе Иерона, порицал его за непокорность и сказал: «Безумие твое довело тебя до такой дерзости, что ты ослушался царского повеления, не покорился и моему приказу и избил посланных нами. За это повелеваю отсечь по самый локоть твою дерзкую руку, повиновавшуюся безумной голове».
И тотчас святому Иерону отсекли руку, а прочих святых по повелению того же мучителя немилосердно били долгое время.
Затем все они опять были брошены в темницу и возблагодарили Бога, сподобившего их понести такие муки за Его святое имя. Но один из них, вышеупомянутый Виктор, родственник святого Иерона, обессилев от полученных им побоев и убоявшись еще больших в будущем, тайно призвал к себе того чиновника, который вел запись схваченных и преданных мучениям христиан, и униженно умолял вычеркнуть имя его, Виктора, из записи имен узников, страждущих за Христа, причем обещал ему подарить за это одно поместье. Подкупленный обещанным ему подарком, чиновник исполнил просьбу Виктора, – уничтожил его имя в записи и ночью выпустил его из темницы. Но Виктор, вышедши из темницы, вскоре умер и, таким образом, лишился и имущества, и жизни, и мученического венца.
Когда настало утро, святой Иерон узнал о случившемся и, полный бесконечной печали, громко рыдал о своем сроднике, восклицая: «Увы, Виктор! что ты сделал? О, какой дорогой ценой откупился ты! Зачем ты сам отдал себя в руки врага? Зачем позор бегства предпочел венцу славы? Зачем отдал жизнь вечную за временную? Зачем временное облегчение поставил выше радости нескончаемой? О, как смутили тебя недолговременные страдания от незначительных ран, которые – ничто перед муками вечными, ожидающими тебя по суду Божьему!»
Оплакав отпадшего от лика мученического, святой Иерон подозвал к себе двух своих сродников Антония и Матрониана, последовавших за ним, и сказал им: «Выслушайте мою последнюю волю и, возвратившись отсюда, приведите ее в исполнение. Мое имущество, находящееся в Писидии, я отдаю сестре своей Феотимии, с тем чтобы она, получая с него нужное для пропитания, совершала поминовение по мне в день моей смерти. Все же прочее мое имущество я оставляю своей матери по причине ее вдовства и сиротства; отдайте ей также и мою отсеченную руку и скажите ей, чтобы она письмом попросила начальника города Анкиры, вельможного Рустика, дать ей дом в Вадисане, где пусть и будет положена рука моя».
Оставив такое завещание своим сродникам, блаженный Иерон спокойно ожидал своей мученической кончины. И вот на пятый день Лизий опять сел на судейское место и, призвав святых, стал принуждать их поклониться идолам. Долго старался он и ласками, и угрозами отклонить их от Христа, но не имел никакого успеха и тогда приказал сначала бить их без пощады палками, а затем осудил на усечение мечом. После многих мучений святые мученики были осуждены на смерть. Предводимые блаженным Иероном, они на пути к месту казни радостно воспевали слова псалма: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118,1). Пришедши на место казни, они преклонили колена и молились Господу: «Господи Иисусе Христе, прими души наши!»
Затем их святые главы были усечены мечом.
Антоний и Матрониан обратились к Лизию с просьбой позволить им взять тело их сродника Иерона и, когда Лизий не соглашался, умоляли его отдать им, по крайней мере, отсеченную главу Иерона. Он отвечал им, что отдаст главу только за равное с ней по весу количество золота. Сильно скорбели Антоний и Матрониан, что не было у них столько золота, сколько требовал за главу Лизий, хотя, без сомнения, честная глава мученика и стоила несравненно дороже. Тогда Бог вложил в сердце одному богатому и знаменитому мужу, именем Хризафию, дать выкуп за главу святого мученика Иерона: он отдал Лизию столько золота, сколько весила глава, и, взяв ее, с честью хранил у себя. Корыстолюбивый Лизий стал тогда отыскивать и отсеченную руку святого, рассчитывая и за нее получить золото; но Антоний и Матрониан, узнав об этом, ночью бежали на родину, унося с собой святую руку, а тела – его и прочих святых мучеников, обезглавленных вместе с ним, другие христиане, взяв тайно, погребли в скрытом месте. Упомянутые братья, принесши руку святого Иерона к его матери Стратонике, вручили ей святые останки. Мать, взяв усеченную ради Христа руку своего возлюбленного сына, омыла ее слезами, лобызала материнским лобзанием и прикладывала к своим очам. Радуясь за сына и в то же время отдаваясь естественной скорби, она говорила со слезами: «Любезный сын мой, которого я родила живым и здоровым! Теперь у меня только малая часть твоего мертвого тела, но тем большую скорбь она возбуждает во мне. Увы, сын мой! Родила я тебя в болезни, воспитала в трудах, надеясь иметь в тебе опору в старости, поддержку в болезни, утешение в скорбях, и, вместо того, лишилась я тебя, свет слепых очей моих. Но что я плачу, когда мне должно веселиться и радоваться тому, что я – мать мученика, что я отдала плод чрева своего Богу, что ты, возлюбленный сын, умер не так, как обычно умирают люди? Ведь мученическая смерть, какой скончался ты, ведет ко многим и великим благам! Но, отошедши от меня, не покидай меня совсем, сын мой, и в молитвах твоих ходатайствуй за меня пред Господом, за которого ты пролил свою кровь, дабы он и меня скорее освободил от этой многотрудной и обильной всякими бедами жизни».
После этого плача Стратоника положила руку святого на том месте, которое он сам благоволил указать, и привела в исполнение все им завещанное. А Хризафий, давший золотой выкуп за главу святого Иерона, через несколько времени построил церковь на месте, где были усечены святые мученики, и с честью положил в ней главу мученика, прославляя Святую Троицу.
☦️
Мученик Феодо́т Анкирский, корчемник.
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века.
(см. житие святых мучениц семи дев от 19 ноября)
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/433
☦️
Мученик Меласи́пп и мученица Каси́ния и сын их, мученик Антони́н.
Святые мученики Меласипп и Касиния и сын их Антонин пострадали в царствование императора Юлиана Отступника в городе Анкире во Фригии в 363 году. Святые мученики Меласипп и Касиния, истерзанные железными крючьями и изуродованные, скончались под пытками. Сын их, отрок Антонин, которого гонитель заставлял смотреть на муки родителей, плюнул в лицо императору-Богоотступнику. За это он был подвергнут жесточайшим пыткам, в которых оставался невредимым, затем обезглавлен. Сорок юношей, видевшие, что Господь хранит исповедника Своего Антонина и пытки не причиняют ему вреда, уверовали во Христа, открыто исповедали свою веру и приняли мученическую кончину.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/974
☦️
Мученики Авкт, Таврио́н и мученица Фессалони́кия.
Святая Фессалоникия была дочерью языческого жреца. Когда нечестивый отец узнал, что его дочь стала христианкой, он безжалостно избил ее и выгнал из дома, лишив всяких средств к пропитанию. Святые Авкт и Таврион пытались заступиться за христианку и вразумить ожесточившегося отца. Жрец донес на них, и они были схвачены. Исповедав перед мучителями свою веру во Христа и претерпев жестокие пытки, святые были обезглавлены. Вскоре после их мученической кончины умерла и святая Фессалоникия. Тело ее было с честью погребено в городе Амфиполе в Македонии вместе со святыми мучениками Авктом и Таврионом.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/975
☦️
Преподобный Ла́зарь Галисийский, иеромонах.
Преподобный Лазарь Галисийский родился в Лидии, в городе Магнезии. Образованный и боголюбивый юноша, Лазарь стал иноком в обители святого Саввы, основанной великим подвижником благочестия в Палестине. Десять лет провел преподобный в стенах этой обители, стяжав любовь и благоговение братии перед высотой его монашеского подвига.
Рукоположенный Иерусалимским патриархом во пресвитера, преподобный Лазарь возвратился на родину и поселился недалеко от Ефеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали Ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова и принял на себя подвиг столпничества. Вскоре к великому подвижнику стали стекаться иноки, жаждущие мудрого духовного окормления Боговдохновенным словом и благим примером святого. Так возник монастырь.
Получив откровение о своей скорой кончине, преподобный оповестил об этом братию, но по слезной молитве всех Господь продлил земную жизнь святого Лазаря еще на 15 лет.
Преподобный Лазарь скончался 72-х лет, в 1053 году. Братия похоронила тело святого в столпе, на котором он подвизался. Преподобный прославлен многими посмертными чудесами.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/976
☦️
Преподобный Зоси́ма Ворбозомский
Преподобный Зосима Ворбозомский был основателем монастыря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Ворбозомского озера, находившегося в 23 верстах к югу от Белозерска. Основан монастырь был еще в XV веке, так как известно, что в 1501 году настоятелем монастыря был игумен Иона, ученик преподобного Зосимы. Монастырь входил в число тех многочисленных пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое «Заволжье», располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря. Скончался преподобный Зосима в первой половине XVI века. Известно, что преподобный написал поучение и послание своей духовной дочери Анастасии.
☦️
Преподобный Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский).
Мощи преподобного Кирилла Белого, Новоезерского (Новгородского) были обретены нетленными при закладке в его обители нового храма, который по обету строился боярином Морозовым, получившим по молитвам к св. подвижнику спасение от многих бед.
(см. житие прп. Кирилла Белого от 17 февраля)
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-novoezerskij-novgorodskij
☦️
Священномученик Кирилл (Смирнов), Казанский, митрополит.
Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (в миру Смирнов Константин Иларионович) родился в семье псаломщика 26 апреля 1863 года в городе Кронштадт Санкт-Петербургской губернии.
В 1887 году Константин окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 21 ноября 1887 года он был рукоположен в священника и определён к Воскресенской церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии Санкт-Петербурга.
С 1900 года отец Константин был назначен на должность настоятеля Кронштадтского Свято-Троицкого кладбищенского храма. 15 лет батюшка прослужил в священническом сане. Неожиданная смерть маленькой Ольги, мучительно умиравшей от проглоченной иглы, вслед за тем и — жены, не пережившей горя, подвигла 38-летнего отца Константина в 1902 году принять монашество.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-smirnov
☦️
Священномученик Михаил Адамонтов, пресвитер.
Священник Михаил Петрович Адамонтов родился в 1892 году в Нижегородской губернии. Служил в селе Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 года был арестован. Виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и расстрелян.
☦️
Священномученики Александр Ильинский, Александр Курмышский, Павлин Старополев и Николай Троицкий, пресвитеры.
В ночь с 20 на 21 октября 1937 года были арестованы священники Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца, и 11 ноября все были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Память четырех из них Церковь празднует сегодня:
• Священник Александр Иванович Ильинский родился в 1899 году в селе Пустынь Нижегородской губернии. Служил в селе Большие Кемары. Он обвинялся, как и другие, в том, что являлся руководителем антисоветской группы и высказывал недовольство советской властью.
• Священник Александр Михайлович Курмышский родился в 1879 году в городе Симбирске, окончил духовную семинарию, служил в храме села Танайково.
• Священник Павлин Иванович Старополев родился в 1865 году в селе Быковы Горы Спасского уезда Нижегородской губернии, окончил духовную семинарию, служил в селе Дубское.
• Священник Николай Алексеевич Троицкий родился в 1885 году в селе Лобаски Ичалковского уезда в Мордовии, служил в селе Ревезень.
На допросах мученики держались с достоинством и отвергали все обвинения.
☦️
Священномученик Михаил Гусев, пресвитер.
Михаил Гусев родился 25 октября 1890 года в семье священника Серафимо-Дивеевского монастыря Иоанна Гусева. Михаил Иванович в 1913 году был рукоположен во священника и назначен в Серафимо-Дивеевский монастырь.
В 1927 году монастырь был закрыт. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы милиционер запретил сестрам звонить ко всенощной. Отец Михаил в это время готовился к службе. Он вышел из храма узнать, почему не благовестят, ведь дивеевские звонарки никогда не опаздывали. Только батюшка подбежал к колокольне, как тут же был арестован.
Его увезли в арзамасскую тюрьму. Волнуясь о судьбе мужа, Нина Ивановна поехала в село Пузо (сейчас Суворово) к блаженной Марии Ивановне. Та сказала: «Он будет служить, где большие трубы».
Через две недели отец Михаил был освобожден. Вскоре его назначили настоятелем храма Святителя Николая в Кулебаках, где был крупный металлургический завод. Тогда стал ясен смысл слов блаженной о «больших трубах».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-gusev
☦️
Священномученики Александр Крылов и Павел Борисоглебский, пресвитеры.
Александр Иванович Крылов родился в 1879 году в селе Варганы Лысковского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в селе Ляпуны Лысковского района Нижегородской области. 17 сентября 1937 года он был арестован на основании показаний, вымученных под пыткой у арестованных ранее. Отца Александра обвинили в том, что он будто бы участвовал в сожжении двадцати домов и скирды соломы в селе Островском, колхозного двора в селе Уварове и мельницы в деревне Гугино. Отец Александр отверг все обвинения. 11 ноября 1937 года он был приговорен Тройкой УНКВД к расстрелу и расстрелян.
…
По тому же делу был арестован священник Павел Васильевич Борисоглебский. Он родился в Васильсурске Нижегородской губернии. Служил в селе Плотинское Лысковского района Нижегородской области. Отец Павел был арестован 24 июля 1937 года и обвинен в том, что, находясь в ссылке, в 1930–1931 годах допустил антисоветские высказывания. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 года был приговорен к расстрелу и расстрелян.
☦️
Священномученик Николай Романовский, пресвитер.
Николай Александрович Романовский родился в 1869 году в городе Николаеве Херсонской губернии, происходил из потомственного священнического рода. Образование будущий мученик получил в Одесской Духовной семинарии, которую окончил в 1890 году. В этом же году Николай был рукоположен в сан священника к церкви села Каспиро-Николаевка, при которой он основал церковно-приходскую школу.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-romanovskij
☦️
Священномученики Молчанов Алексей Андреевич, Мошков Иоанн Иоаннович, Владимирский Вениамин Ксенофонтович.
15 сентября арестовали диакона Иоанна Иоанновича Мошкова 1885 года рождения, служившего в селе Исады Лысковского района Нижегородской области, и диакона Вениамина Ксенофонтовича Владимирского 1892 года рождения, служившего в селе Просек Лысковского района. Еще 13 сентября в селе Ивановском Лысковского района арестовали верующую 62-х летнюю женщину Елизавету Ивановну Сидорову. У следователя не было никаких доказательств их вины. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. Они были приговорены к расстрелу и расстреляны. По тому же делу был арестован священник села Валки Лысковского района Алексей Андреевич Молчанов, не подписавший лжесвидетельства.
…
Священномученик Иоанн Иванович Мошков родился 25 сентября 1885 года в селе Богородское Сергачского уезда Нижегородской губернии в семье сельского сапожника. Окончил сельскую школу. После 1917 года служил псаломщиком в Никольской церкви села Исады, ныне Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 года арестован по обвинению в «антисоветской деятельности». Проходил по одному делу со священномучениками священником Алексием Молчановым и диаконом Вениамином Владимирским, с мученицей Елисаветой Сидоровой и большой группой духовенства сел Лысковского района. Заключен в тюрьму города Горького. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Горьковской области в числе 21 обвиняемого приговорен к расстрелу. Диакон Иоанн Мошков Казнен 20 ноября, погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище города Горького.
…
Священномученик Вениамин Ксенофонтович Владимирский родился 10 октября 1892 года в селе Негоново Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье диакона. После окончания Духовного училища служил псаломщиком. В 20-х годах был рукоположен во диакона и служил в Никольском храме в селе Просек Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне Лысковский район Нижегородской области). Священник Вениамин Владимирский был арестован 15 сентября 1937 года, помещен в тюрьму в Горьком. Обвинен в участии в «церковно-фашистской, диверсионно-террористической организации», проведении «контрреволюционной работы среди антисоветской части учительства», привлечении учителей «к контрреволюционной подрывной деятельности». Отец Вениамин виновным себя не признал. Расстрелян 20 ноября 1937 года по приговору тройки УНКВД по Горьковской области от 11 ноября. Погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде.
…
Мученица Елисавета Ивановна Сидорова родилась 5 сентября 1875 года в селе Ивановское Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне Борский район Нижегородской области) в крестьянской семье. 13 сентября 1937 года арестована «как активная церковница» и «участница контрреволюционной церковно-фашистской организации» вместе со священнослужителями и мирянами Лысковского района Горьковской области. Заключена в тюрьму города Горького. Виновной себя не признала, показания на других арестованных давать отказалась. 11 ноября того же года Особой тройкой УНКВД по Горьковской области приговорена к расстрелу. Казнена 20 ноября. Погребена в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Васи́лий Краснов, пресвитер.
Василий Тимофеевич Краснов родился в 1886 году в деревне Калиновка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Сергиевского района Самарской области). Из крестьянской семьи. После окончания 4 классов Духовной семинарии служил псаломщиком в деревне Павловке Бугурусланского уезда. В 1914 году был призван в армию, воевал до января 1918 года. С сентября по ноябрь 1919 года служил в Красной Армии. В 1921 году был рукоположен во иерея.
4 июня 1935 года отец Василий был арестован, особым совещанием при НКВД СССР и приговорен к 3 годам ИТЛ. 16 декабря прибыл в Карагандинский ИТЛ, работал сторожем. В сторожке, где он жил, собирались для общей молитвы заключенные-священники. В октябре 1937 года отец Василий вместе с другими участниками молитвенных собраний был арестован, обвинен в том, что «входил в контрреволюционную группу… принимал участие в нелегальных сборищах этой группы, на которых велись контрреволюционные разговоры, представлял по личному почину свое помещение (сторожку) для этих сборов». Отец Василий, не отрицая факта молитвенных собраний, в предъявленных обвинениях виновным себя не признал. Арестованные священники были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.
☦️
Мученик Николай Филиппов.
Николай Федорович Филиппов родился в 1885 году в селе Макарьево Лысковского уезда Нижегородской губернии. Всю жизнь он прожил в Макарьеве, и когда разгорелось в 1937 году пламя гонений, был в храме родного села старостой. Существует мнение, что он принял священный сан. 13 сентября 1937 года он был арестован. Все предъявленные обвинения отверг и был 11 ноября 1937 года приговорен к расстрелу и расстрелян.
☦️
Священномученик Се́ргий (Зверев), архиепископ Елецкий, Мелитопольский.
Священномученик Сергий, архиепископ Елецкий (в миру Зверев Александр Михайлович) родился 4 февраля 1870 года в Петропавловске, в семье священника. Окончил Семинарию, Санкт-Петербургский Университет, Придворную певческую капеллу со званием регента. В 1899 году Александр Михайлович завершил обучение в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Был рукоположен во священника, служил инспектором женского епархиального училища Таврической епархии, затем принял монашеский постриг с именем Сергий и был возведён в сан архимандрита.
В 1922 году отец Сергий был хиротонисан во епископа Севастопольского. Есть данные об уклонении ненадолго в обновленческий раскол (в 1924 году); по покаянии принят в лоно Православной Русской Церкви.
В 1925 году Владыка становится епископом Мелитопольским. Он входил во временный состав Священного Синода, учреждённый св. Патриархом Тихоном в 1925 году.В 1925–1926 годы Святитель временно управляет Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия (Грисюка). В 1926 году Владыка был арестован, приговорён к двум годам ссылки. В 1927 году возведён в сан архиепископа. Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия, Владыка находился в скрытой оппозиции к нему и не поминал его имени за богослужением.
С 1929 по 1935 годы Владыка являлся архиепископом Елецким. В 1935 году он был арестован «за антисоветскую пропаганду» и приговорён к пяти годам лагерей. 31 октября (13 ноября н. ст.) 1937 года Владыка был расстрелян в Карагандинском концлагере.
Прославлен в 1999 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Прославление состоялось в городе Мелитополь.
☦️
Мученик Гео́ргий Юренев.
Мученик Георгий Николаевич Юренев родился 8 декабря 1887 года в Витебске в дворянской семье. В 1910 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Работал секретарем Витебского окружного суда, был избран городским судьей Витебска.
В мае 1920 года арестован советскими властями и выслан из Витебска. Поселился в Твери (в 1931–1990 гг. – город Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения.
15 марта 1936 года вновь арестован и заключен в тюрьму Калинина. 8 мая обвинен «в участии в контрреволюционной церковной организации» и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя не признал.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-jurenev
☦️
Священномученик Константин (Голубев), Богородский, пресвитер и иже с ним два мученика.
(см. житие от 2 октября)
☦️
Икона Богородицы «Взыграние» (Угрешская).
На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.
Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».
После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.
В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-vzygranie