19 ноября 2021
⏳ 2021.11.19 (пт)
🍎 день постный
🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 22я по Пятидесятнице (глас 4й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)
☀️ неподвижный годовой круг:
• 19 ноября (6 ноября)
• мцц. Теку́сы, Александры, Пола́ктии, Клавдии, Евфра́сии (Евфросинии), Афанасии, Матроны (III)
• сщмч. Павла I Константинопольского (после 350)
• прп. Луки Тавроменийского (ок. 800–820)
• прп. Варлаа́ма Хутынского (1192)
• прп. Луки Печерского (XIII)
• свт. Германа Казанского (1567)
• прп. Варлаама Керетского (XVI)
• сщмчч. Никиты (Делекторского) Орехово-Зуевского, Анатолия (Бержицкого), Арсения (Троицкого), Николая (Дворицкого), Николая (Протасова), Константина (Любомудрова), прмчч. Варлаама (Никольского), Гавриила (Владимирова), Гавриила (Гура), прмцц. Нины (Шуваловой), Серафи́мы (Горшковой) (1937)
• сщмч. Василия (Крылова) (1938)
☦️
Мученицы Теку́са, Александра, Кла́вдия, Евфра́сия, Афана́сия, Матро́на и Пола́ктия Анкирская (Коринфская).
Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
…
Мученица Полактия Анкирская пострадала за Христа вместе со святыми мученицами девами Текусой, Клавдией, Фаиной, Евфрасией (Евфросинией), Матроной, Афанасией, Александрой и Иулией в начале IV века в г. Анкире.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/433
☦️
Священномученик Павел I, патриарх Константинопольский.
Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над Восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием.
Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол.
Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.
Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: «Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/969
☦️
Преподобный Лука́ Тавроменийский.
Преподобный Лука Тавроменийский был родом из сицилийского города Тавромении. В юности он оставил родителей, невесту и ушел в пустыню, где провел многие годы в посте и молитве. Подвизался на горе Этна. В конце жизни преподобный Лука, по бывшем ему откровению, основал обитель. Чтобы ознакомиться с уставам и жизнью других монастырей, преподобный посетил много разных городов. Во время одного из путешествий он скончался в Коринфе в начале IX века.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/972
☦️
Преподобный Варлаа́м Ху́тынский.
Преподобный Варлаам Хутынский жил в XII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах – сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2Сол.3,10). К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
…
Из жития:
Однажды, отправившись к архиепископу, св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав» «Он загладит вины свои в Хутыне». Все тотчас же единодушно закричали: «Отдайте, отдайте осужденного преподобному отцу нашему Варлааму». Освободив осужденного от уз, св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.
«Что это значит? – говорили все между собой. – Одного преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы». Ученики св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. «Судьбы Господни, – отвечал преподобный, – бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: «Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть» (Рим.2.33-34).
…
Чудеса, совершавшиеся при гробе преподобного Варлаама, побудили Новгородского архиепископа Евфимия приступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители и сам постился и молился эти дни. Через три дня архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увидели честное тело преподобного совершенно нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стоявшей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-hutynskij
☦️
Преподобный Лука́ Печерский, эконом.
В 7-й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается преподобный Лука «иконом», как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской Лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает. Экономы Киево-Печерской Лавры, почитая его своим покровителем, имеют в своих (экономических) помещениях икону преподобного Луки «иконома».
☦️
Святитель Ге́рман, архиепископ Казанский и Свияжский.
Происходил из древнего благочестивого рода, с детства был обучен чтению Божественного Писания и воспитан в страхе Божием. В 25 лет Григорий (так его звали в миру) поступил в Волоколамский монастырь, где принял постриг от игумена Гурия, впоследствии св. архиепископа Казанского († 1563 г., память 5/18 декабря). В монастыре святой занимался изучением Священного Писания и книгописанием.
В 1555 г. после покорения Казани царем Иоанном Грозным Герману суждено было начать миссионерскую деятельность для язычников, населявших правый берег Волги. Он был назначен настоятелем обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске, которая под его мудрым руководством сделалась сосредоточием христианской проповеди, веры и благочестия в магометанской стране. Святитель Герман ревностно занимался строительством православных храмов, просвещением язычников в христианской вере. Им было собрано 150 книг. По смерти святителя Гурия святитель Герман достойно был призван на архиерейскую кафедру.
Когда царь Иоанн Грозный повелел назначить его на Московскую митрополичью кафедру, святитель Герман отказался и, верный своему пастырскому долгу, не устрашился вразумить царя, призывая к покаянию, обличая его. За это он около двух лет пробыл в заключении в Москве. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения, хотя и сам святитель Герман был в опале. В 1567 г. 6 ноября он умер, полагают, что опричники были его убийцами. Погребен в церкви святителя Николая. Через 27 лет были обретены его святые мощи и перенесены в Свияжский монастырь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kazanskij-i-svijazhskij
☦️
Преподобный Варлаа́м Керетский, Архангельский, иеромонах.
Преподобный Варлаам Керетский жил во дни царя Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Родился и воспитывался он близ Белого моря, в Керетской волости. Наученный грамоте, Варлаам поставлен был священником к церкви святителя Николая Чудотворца в городе Коле и ревностно служил Господу, поучая людей, как истинный пастырь, закону Господню.
Но враг рода человеческого уловил праведного в свои сети: внушил священнику чувство ревности к жене, затем, обольстив его, побудил убить ни в чем неповинную женщину, что тот и исполнил (по преданию, жена Варлаама оказалась неповинной, так как сам диавол обморочил святого: принял на себя вид мужчины и вышел из горницы жены священника). Совершив такой страшный грех, Варлаам убедился скоро в невинности своей супруги, понял всю степень своего падения, начал каяться, строго постился и горько плакал. Признав себя недостойным продолжать священническое служение, он совсем оставил должность. Этого мало. Чтобы искупить великую вину свою, раскаявшийся убийца подвергает себя чрезвычайно тяжкому наказанию. Труп жены своей он положил в карбас (большая лодка, гребная и парусная, на 4–10 весел; употребляется для перевозки людей и тяжестей по рекам и морям) и в этом карбасе плавал по морю, плавал непрерывно с места на место до тех пор, пока мертвое тело убитой не истлело вовсе. Начав от Колы и держась обыкновенно берега, Варлаам направлялся по Северному Ледовитому океану на восток, к Белому морю; огибал он Святой Мыс, или Нос, около которого море опасно для плавания; далее заходил в Белое море и достигал родной Керети при Кандалакской губе. Люди с удивлением видели человека, который один в своем карбасе плавал по морю, не останавливаясь, без отдыха. Варлаам не ждал себе, как обыкновенные мореплаватели, попутного ветра, чтобы плыть на парусах; напротив, плавал против ветра, против волн океана, работая постоянно веслом, не выпуская весла из рук своих и воспевая псалмы Давида. Непрерывно трудясь днем, преподобный ночи проводил без сна, со слезами моля Господа об отпущении греха. Так искупал убийца-священник вину свою.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-keretskij
…
К двадцатым годам XVIII века местное почитание преподобного Варлаама установилось. Тогда были свидетельствованы и мощи его. Однако подвижник не был причислен Церковью к лику святых, общецерковно чтимых.
☦️
Священномученик Никита (Делекторский), Орехово-Зуевский, епископ.
Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника.
…
3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля.
…
В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.
В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде, церковное благословение с нее как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей.
7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел в сан архимандрита.
…
Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.
13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.
– Вы имеете определенное место жительства и место службы? – спросил следователь.
– Определенного места жительства и места службы я не имею, – ответил епископ.
– По каким документам вы проживаете и прописаны ли вы на жительство где-либо?
– Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
– В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
– Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря – это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
17 ноября тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
☦️
Священномученик Анато́лий Бержицкий, пресвитер.
Анатолий Ананьевич Бержицкий родился 3 июля 1875 г. в селе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии. Он происходил из русской священнической семьи, брат его тоже впоследствии стал священником, а племянники были белыми офицерами и эмигрировали в Болгарию. Первое образование будущий мученик за Христа получил на юридическом факультете Юрьевского университета, который закончил в 1902 году. Имел также и духовное образование. Известно, что духовный сан он принял после 1917 года.
Первый раз его арестовали в городе Барнауле 20 июля 1921 года. Его помещают в городской тюрьме, но выпускают через 40 дней. Следующий раз арестовывают в 1930 году, на этот раз в заключении ему приходится пробыть 10 месяцев. По выходе на свободу он едет в город Чимкент Южно-Казахстанской области, где для того, чтобы выжить, он работает плановиком в облздраве.
Последний раз священник был арестован 10 сентября 1937 года.. Отец Анатолий Бержицкий обвинялся в том, что «на следствии скрыл свое духовное звание и связь с братом, проживающим в г. Николаеве, у которого в эмиграции в Болгарии находятся два сына б[ывшие] [белые] офицеры. <..> Приехал в г. Чимкент специально для проведения контрреволюционной работы среди церковников».
Отец Анатолий был приговорен Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области к высшей мере наказания. 19 ноября 1937 г. за приговором последовал расстрел. 12 декабря 1957 г. Военный трибунал Туркестанского ВО, за отсутствием состава преступления, реабилитировал Бержицкого Анатолия Ананьевича.
☦️
Священномученик Арсе́ний Троицкий, пресвитер.
Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. Учась в семинарии и исполняя послушание учителя певчих архиерейского хора, Арсений служил псаломщиком в Успенской единоверческой церкви в Твери.
В 1903 году Арсений Сергеевич женился на девице Татьяне, дочери протоиерея Павла Плетнева, служившего в храме Ильи Пророка в селе Селихово Корчевского уезда Тверской губернии. Вскоре он был рукоположен в сан диакона, а 17 октября 1903 года – в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-troickij
☦️
Священномученик Николай Дворицкий, пресвитер.
Николай Васильевич Дворицкий родился 7 мая 1878 г. в погосте Дегжо Дедовичского уезда Псковской губернии в семье священника. Поступил в Псковскую Духовную семинарию. На пятом курсе по прошению был уволен из числа учащихся и посвящен в сан диакона к Михайловской церкви села Дно Порховского уезда. Это произошло в 1898 году, когда отцу Николаю исполнилось 20 лет. Такое раннее посвящение в священный сан по тем временам случай был довольно редкий, что свидетельствует об особых душевных качествах ставленника.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dvorickij
☦️
Священномученик Николай Протасов, пресвитер.
Николай Константинович Протасов родился 21 ноября 1867 года в селе Ивановское Плавского района Московской области в семье священника о. Константина Протасова. Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую закончил в 1890 году. В 1890 г. он принимает священнический сан.
Первый арест состоялся в 1930 году. Иерей Николай был обвинен в том, что способствовал «невыполнению хлебозаготовок». Его приговорили к 1 году лишения свободы и 3 годам высылки из Московской области. Как только он выходит из тюрьмы, следует следующий арест. На этот раз священник обвиняется в «невыполнении госплатежей», ему полагается 2 года лишения свободы и 5 лет ссылки.
Снова отец Николай был арестован 5 января 1937 года. На Особом Совещинии при НКВД СССР было сформулировано обвинение: «высказывал террористические настроения, направленные на свержение соввласти и уничтожение членов ВКП(б), восхвалял фашистский строй и распространял клеветнические провокационные слухи… антисоветская агитация…». Приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан.
Последний раз мученика за Христа арестовали 9 сентября того же года в Казахстане, почти сразу, как он прибыл на место ссылки. Он проходил по «следственному делу иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др.». Отца Николая приговорили к высшей мере наказания и расстреляли 19 ноября.
☦️
Священномученик Константин Любомудров, пресвитер.
Священномученик Константин родился 27 июля 1879 года в селе Георгиевском Ростовского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Павла Любомудрова и его супруги Анны. Первоначальное образование Константин получил в Ярославском Духовном училище, и 12 ноября 1896 года был определен псаломщиком Пятницкой церкви в городе Ярославле.
В 1900 году он выдержал экзамен при Ярославской Духовной семинарии на звание учителя церковноприходской школы и получил место учителя в церковноприходской школе при Смоленской церкви. За особые труды по народному образованию он был назначен в 1902 году учителем Феодоровской школы в городе Ярославле. Одновременно он преподавал арифметику в 1‑й Ярославской воскресной школе для взрослых. В 1903 году Константин Павлович был назначен учителем пения Рождественской женской школы, в 1905 году он был удостоен благодарности за усердные и успешные труды на поприще педагогики.
В мае 1908 года Константин Павлович был рукоположен во диакона ко храму Рождественского монастыря в городе Ростове, а в июле того же года – во священника ко храму Преображенского Севастиановского женского монастыря в Пошехонском уезде.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-ljubomudrov
☦️
Преподобномученик Варлаа́м (Никольский), игумен.
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в селе Люторичи Епифанского уезда Тульской губернии в семье волостного писаря.
Василий окончил духовное училище и в 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, где вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха.
С 1917 по 1925 год иеромонах Варлаам служил в Москве в церкви Никола-Плотники на Арбате, с 1925 по 1929 год – в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведен в сан игумена.
28 декабря 1930 года игумен Варлаам был арестован.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-nikolskij
☦️
Преподобномученик Гавриил (в миру – Григорий Петрович Владимиров) родился 14 января 1873 года в деревне Котляровка Опочецкого уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Окончив сельскую школу, отправился на Афон, где подвизался в монастыре до 1914 года и был пострижен в монашество с именем Гавриил. Рукоположенный во иеромонаха, служил полковым священником 438-го Охтинского полка, квартировавшего в конце первой мировой войны в Новгороде. В 1918 году полк был расформирован и иеромонах Гавриил поступил на службу в Новгородский военкомат. В 1920 году арестован по обвинению в незаконной выдаче пропуска для проезда в Петроград, но судом оправдан. С 1920 года работал лектором в губернском отделе народного хозяйства, читал лекции по сельскому хозяйству. В 1923 году духовных лиц стали с таких работ увольнять. Предложение снять с себя сан иеромонах Гавриил категорически отверг. Был причислен к Сковородскому во имя архангела Михаила мужскому монастырю Новгородской епархии, находившемуся в 4 верстах от Новгорода, служил на разных приходах.
В 1924 году арестован за нелегальный вход на пограничную полосу и выслан на жительство в Новгород.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-vladimirov
☦️
Преподобномученик Гаврии́л (Владимиров), иеромонах.
Преподобномученик Гавриил родился 24 апреля 1898 года в деревне Огородники Царевской волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье крестьянина Ивана Гура. Образование получил в церковноприходском училище в городе Гжатске Смоленской губернии. После смерти в 1918 году отца он поступил послушником в Николаевский монастырь Челябинской епархии, где подвизался до закрытия обители в 1922 году, после чего отправился на Афон, где пробыл до 1925 года. 22 января 1925 года он был пострижен в монашество в Николаевском кафедральном соборе в городе Баку с именем Гавриил, а 6 ноября того же года рукоположен во иеродиакона к кафедральному собору. С 4 марта 1929 года иеродиакон Гавриил стал служить в Благовещенской церкви в Павловой Слободе Воскресенского района Московской области.
В октябре 1929 года в Дорогомиловском кафедральном соборе Москвы он был рукоположен во иеромонаха к Успенской церкви села Левкиево Шаховского района Московской области. До отца Гавриила в храме служил священник Александр Протопопов, который 1 ноября 1929 года снял с себя сан «по тем причинам, – как он заявил, – что я учел момент и чувствовал, что наша работа являлась тормозом в проведении мероприятий советской власти. Кроме того, из послания апостола Иакова видно, что всякая власть дана от Бога, но постольку, поскольку в данное время власть от народа и кто власти не подчиняется, тот не подчиняется Самому Богу, и из этого рассуждения я считаю, что религия это есть опиум».
Когда в ноябре 1929 года отец Гавриил вместе со старостой храма подъезжали к селу, им навстречу попался Протопопов и спросил старосту: «Кого везешь?» А затем, обратившись к отцу Гавриилу, с усмешкой сказал: «Вот мы теперь завтра и послужим вместе!» На что отец Гавриил ему строго ответил: «Я вас до церковной ограды не допущу, не только в церковь!»
Сразу же, по приезде в село, отец Гавриил наладил благоговейное богослужение.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-gur
☦️
Преподобномученица Нина (Шувалова), монахиня.
Неонилла Андреевна Шувалова родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье. Была пострижена в монахини с именем Нина, и до 1917 года подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).
10 октября 1937 года монахиню Нину арестовывают. Она проходит по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Как и других, проходивших по этому делу, ее обвиняют в том, что она член контрреволюционной организации.
Матушка была приговорена к высшей мере наказания и расстреляна в ночь с 19 на 20 ноября. В настоящее время место погребения ее неизвестно.
☦️
Преподобномученица Серафи́ма (Горшкова), монахиня.
Анна Алексеевна Горшкова родилась 2 февраля 1893 года в деревне Хмельники Угличского уезда Ярославской губернии. Рано почувствовав тягу к созерцательной монашеской жизни, Анна принимает постриг с именем Серафима и до 1917 года подвизается в монастыре. После революции приходится скитаться. В 1921 году удается закрепиться в Петрограде в Воскресенском Новодевичьем монастыре, но для того, чтобы прокормиться, приходится работать стекольщицей.
17 февраля 1932 года монахиню Серафиму арестовывают и приговаривают к 3 годам ссылки в Казахстан. Оказавшись в городе Чимкенте, матушка остается в этом месте ссылки дольше, чем от нее требовали власти, так как находит свое назначение в служении сосланным в те места священнослужителям. Так, вместе со своими духовными наставниками, проходя по «следственному делу иеромонаха Гавриила (Владимирова) и др.», матушка Серафима удостоилась сподобиться святого мученичества. Ее арестовали 10 сентября 1937 года. Расстреляна она была 19 ноября.
☦️
Священномученик Васи́лий Крылов, пресвитер.
Василий Крылов родился 27 июля 1892 в селе Эммаус Тверского уезда и губернии в семье священника. В 1914 г. он окончил Тверскую Духовную семинарию и поступил учителем в приходскую школу. В 1917 г. его рукоположили во диакона, а в 1919 г. — во священника к церкви в с. Кукса Калязинского уезда Тверской губернии. Позднее назначен настоятелем храма.
В 1927 г. отец Василий был раскулачен и обвинен в «антисоветской агитации», под угрозой ареста ему с семьей пришлось скрываться. В 1931 г. священник и его супруга были арестованы, приговорены Калязинским народным судом к 3 годам ссылки, по пути в ссылку матушка отца Василия умерла. Вскоре отец Василий был оправдан и поселился в селе Заозерье Нагорьевского района Ярославской области, где был назначен настоятелем местного храма.
12 сент. 1936 г. священник Василий Крылов был вновь арестован и заключен в тюрьму в Ростове с обвинением в «контрреволюционной деятельности», которая выражалась в «антиколхозных проповедях, нелегальных сборищах в церкви и на квартире с чтением Библии и книги «Протоколы сионских мудрецов», пораженческой агитации и дискредитации руководителей советского государства». Обвиняемый категорически отказался признать свою вину. 19 февр. 1937 г. спецколлегия Ярославского областного суда приговорила его к 8 годам ИТЛ. Первоначально он отбывал срок в Рыбинске (Волжском ИТЛ), а в начале осени 1938 г. переведен в Северо-Восточный ИТЛ (Дальневосточный край), где скончался.