⏳ 2021.10.31 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 19я по Пятидесятнице (глас 2й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
31 октября (18 октября)
• ап. Луки (I)
• мч. Марина Аназаровского (IV)
• прп. Иулиана Персиянина (IV)
• вмц. Златы (Хрисы) (1795)
• сщмчч. Андрея (Воскресенского), Сергия (Бажанова), Николая (Соколова) и Сергия (Гусева), мц. Елисаветы (Крымовой) (1937)
• обретение мощей прп. Иосифа Волоцкого (2001) 📚


☦️
Апостол от 70-ти Лука́ Евангелист, иконописец.
Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка, уро­же­нец Ан­тио­хии Си­рий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лу­ка при­был в Па­ле­сти­ну и здесь го­ря­чо вос­при­нял спа­си­тель­ное уче­ние от Са­мо­го Гос­по­да. В чис­ле 70-ти уче­ни­ков свя­той Лу­ка был по­слан Гос­по­дом на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при жиз­ни Спа­си­те­ля на зем­ле (Лк.10,1-3). По­сле Вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся свя­тым Лу­ке и Кле­о­пе, шед­шим в Ем­маус.
Апо­стол Лу­ка при­нял уча­стие во вто­ром мис­си­о­нер­ском пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Пав­ла, и с тех пор они бы­ли нераз­луч­ны. Ко­гда свя­то­го Пав­ла оста­ви­ли все со­труд­ни­ки, апо­стол Лу­ка про­дол­жал де­лить с ним все труд­но­сти бла­го­вест­ни­че­ско­го по­дви­га (2Тим.4,10). По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов свя­той Лу­ка по­ки­нул Рим и с про­по­ве­дью про­шел Аха­ию, Ли­вию, Еги­пет и Фива­и­ду. В го­ро­де Фивы он му­че­ни­че­ски окон­чил зем­ной путь.
Пре­да­ние усва­и­ва­ет ему на­пи­са­ние пер­вых икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. «Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя ми­лость с си­ми ико­на­ми да бу­дет», – ска­за­ла Пре­чи­стая Де­ва, уви­дев ико­ны. Свя­той Лу­ка на­пи­сал так­же ико­ны свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Еван­ге­лие на­пи­са­но им в 62–63 го­дах в Ри­ме, под ру­ко­вод­ством апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Лу­ка в пер­вых сти­хах (Лк.1,3) чет­ко вы­ра­зил цель сво­е­го тру­да: наи­бо­лее пол­но и в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти опи­сал по по­ряд­ку всё, что из­вест­но хри­сти­а­нам об Иису­се Хри­сте и Его уче­нии, и тем са­мым дал твер­дое ис­то­ри­че­ское обос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния (Лк.1,4). Он тща­тель­но ис­сле­до­вал фак­ты, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал уст­ное пре­да­ние Церк­ви и рас­ска­зы Са­мой Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии (Лк.2,19, 51).
В бо­го­слов­ском со­дер­жа­нии Еван­ге­лие от Лу­ки от­ли­ча­ет­ся преж­де все­го уче­ни­ем о все­общ­но­сти спа­се­ния, со­вер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, о все­лен­ском зна­че­нии еван­гель­ской про­по­ве­ди. Свя­той апо­стол на­пи­сал так­же кни­гу Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов в 62–63 го­дах в Ри­ме. Кни­га Де­я­ний, яв­ля­ясь про­дол­же­ни­ем Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия, по­вест­ву­ет о тру­дах и по­дви­гах свя­тых апо­сто­лов по­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля. В цен­тре по­вест­во­ва­ния – Апо­столь­ский Со­бор (51 год по Рож­де­стве Хри­сто­вом) как ос­но­во­по­ла­га­ю­щее цер­ков­ное со­бы­тие, по­слу­жив­шее дог­ма­ти­че­ским ос­но­ва­ни­ем для от­ме­же­ва­ния хри­сти­ан­ства от иудей­ства и са­мо­сто­я­тель­но­го рас­про­стра­не­ния его в ми­ре (Деян.15,6-29). Бо­го­слов­ским пред­ме­том кни­ги Де­я­ний яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но До­мо­стро­и­тель­ство Свя­то­го Ду­ха, осу­ществ­ля­е­мое в ос­но­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом Церк­ви от Воз­не­се­ния и Пя­ти­де­сят­ни­цы до Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/18
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/914

☦️
Мученик Мари́н Аназаровский, Тарсийский.
Свя­той му­че­ник Ма­рин про­ис­хо­дил из Ки­ли­кии (Ма­лая Азия). За ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста ста­рец был под­верг­нут же­сто­ким пыт­кам, а за­тем умерщ­влен по при­ка­за­нию Ли­сия, пра­ви­те­ля Тар­са, во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305).

☦️
Преподобный Иулиа́н Персиянин, пустынник.
Пре­по­доб­ный Иули­ан под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве в Ме­со­по­та­мии (близ ре­ки Ев­фрат).
Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­ный услы­шал глас, воз­ве­стив­ший, что им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник ско­ро по­гибнет. Вско­ре про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось.
Тру­да­ми пре­по­доб­но­го на го­ре Си­най был воз­двиг­нут храм в па­мять об­ре­те­ния свя­тым про­ро­ком Мо­и­се­ем скри­жа­лей За­ве­та.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/915

☦️
Великомученица Зла́та (Хри́са, Хри́сия) Могленская (Меглинская).
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.
С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Из жития:
<..> Ага­ряне, слы­ша это и по­ни­мая, что они са­ми не смо­гут убе­дить свя­тую, ис­поль­зо­ва­ли и дру­гое сред­ство: зная, что по при­ро­де жен­щи­ны бо­лее ис­кус­ны в уго­во­рах, они пе­ре­да­ли свя­тую сво­им же­нам, за­по­ве­дав им лю­бым спо­со­бом убе­дить ее. Взяв му­че­ни­цу, ка­кие толь­ко сред­ства ни ис­поль­зо­ва­ли жен­щи­ны, пол­го­да по­сто­ян­но скло­няя свя­тую в свою ве­ру, но на­прас­но тру­ди­лись, по­сколь­ку бла­жен­ная Зла­та бы­ла утвер­жде­на на непо­движ­ном камне ве­ры Хри­сто­вой. То­гда, по­звав ро­ди­те­лей и се­стер свя­той, угро­зой за­ста­ви­ли их убеж­дать дочь при­нять ис­лам, ина­че и ее убьют, и их на­ка­жут.
Ро­ди­те­ли и сест­ры, нехо­тя при­шед­ши к му­че­ни­це, ибо страх за­ста­вил их это сде­лать, ста­ли го­во­рить все то, что мо­жет раз­мяг­чить и са­мую черст­вую ду­шу. Они, пла­ча, го­во­ри­ли: «Дочь воз­люб­лен­ная, по­жа­лей се­бя и нас, тво­их ро­ди­те­лей и се­стер, по­сколь­ку мы все в опас­но­сти по­гиб­нуть из-за те­бя, и от­ре­кись от Хри­ста толь­ко ви­ди­мо, чтобы по­мочь и се­бе, и нам, а Хри­стос Ми­ло­стив и про­стит те­бе этот грех как вы­нуж­ден­ный».
И здесь да пред­ста­вит се­бе каж­дый, ка­кую ве­ли­кую и же­сто­кую брань воз­двиг дья­вол, чтобы ис­ку­сить свя­тую, и к ка­ким чув­ствам и пе­ре­жи­ва­ни­ям мог­ли при­ве­сти мяг­кую де­вуш­ку сле­зы ма­те­ри и от­ца и еди­но­утроб­ных се­стер, про­ли­ва­е­мые пе­ред ней. Но му­жай­тесь, воз­люб­лен­ные, по­бе­ди­ла си­ла Хри­сто­ва и эту брань и улов­ку дья­во­ла, по­сколь­ку му­же­ум­ная и ве­ли­ко­душ­ная Зла­та, раз­жи­га­е­мая внут­рен­ним ог­нем люб­ви Хри­сто­вой, ни­сколь­ко не скло­ни­лась, как то­го ожи­да­ло есте­ство, на сло­ва и сле­зы ро­ди­те­лей и се­стер, но, став вы­ше пло­ти и кро­ви и вне за­ко­нов есте­ства, ска­за­ла ро­ди­те­лям и сест­рам эти до­стой­ные удив­ле­ния муд­рые сло­ва: «Вы, по­сколь­ку ме­ня скло­ня­е­те от­речь­ся от Хри­ста ис­тин­но­го Бо­га, не яв­ля­е­тесь бо­лее мо­и­ми ро­ди­те­ля­ми и сест­ра­ми, и я не хо­чу знать вас за та­ко­вых впредь, но вме­сто вас я имею От­цом Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, Ма­те­рью Гос­по­жу мою Бо­го­ро­ди­цу, бра­тья­ми же и сест­ра­ми всех свя­тых». И с та­ким от­ве­том она их оста­ви­ла.
О ве­ли­ко­душ­ное му­же­ство! О ис­тин­ная лю­бовь Бо­жия! О муд­рость, до­стой­ная небес­ной хва­лы! Во­ис­ти­ну, бра­тья, на этой свя­той ис­пол­ни­лось то, что го­во­рил свя­той Да­вид: Отец мой и ма­ти моя оста­ви­ста мя, Гос­подь же вос­при­ят мя (Пс.26,10). И то, что го­во­рил Гос­подь: Не ду­май­те, что Я при­шел при­не­сти мир на зем­лю, не мир при­шел я при­не­сти, но меч. Ибо Я при­шел раз­де­лить че­ло­ве­ка с от­цем его, и дочь с ма­те­рью ее, и невест­ку со све­кро­вью ее. И вра­ги че­ло­ве­ку до­маш­ние его (Мф.10,34-36).
Ви­дя же ино­вер­ные, а с ни­ми и тот злой влюб­лен­ный в де­ви­цу, что они ни­че­го не до­стиг­ли и не от­кло­ни­ли свя­той от ве­ры во Хри­ста да­же и те­ми сред­ства­ми, ка­кие ис­поль­зо­ва­ли, они оста­ви­ли уго­во­ры и сло­ва и на­ча­ли му­чить свя­тую.

Хри­сто­ва же му­че­ни­ца, пре­тер­пе­вая та­кие страш­ные му­че­ния, ко­то­рые мог­ли бы сло­мить и са­мых храб­рых муж­чин, оста­ва­лась му­же­ствен­ной, укреп­ля­е­мая си­лой Кре­ста и сер­деч­ной лю­бо­вью ко Хри­сту. Узнав, что ря­дом в то вре­мя на­хо­дил­ся игу­мен свя­то­гор­ско­го Став­ро­ни­кит­ско­го мо­на­сты­ря отец Ти­мо­фей, ко­то­рый был ее ду­хов­ным от­цом (и ко­то­рый поз­же пе­ре­ска­зал ее стра­да­ния), она пе­ре­да­ла ему через од­но­го хри­сти­а­ни­на прось­бу мо­лить­ся о ней Бо­гу, чтобы она бо­го­угод­но за­кон­чи­ла по­двиг му­че­ни­че­ства.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-zlata-hrisa

☦️
Священномученик Андре́й Воскресенский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 2 ок­тяб­ря 1884 го­да. Его отец, про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Ан­дре­евич Вос­кре­сен­ский, был на­сто­я­те­лем хра­ма Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­хо­див­ше­го­ся на Смо­лен­ской пло­ща­ди в Москве. Он был чле­ном бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства, учре­жден­но­го ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­за­ве­той Фе­до­ров­ной. В июле 1923 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его за уча­стие в со­бра­нии ду­хо­вен­ства бла­го­чи­ния, це­лью ко­то­ро­го бы­ло об­суж­де­ние во­про­сов, свя­зан­ных с за­щи­той аре­сто­ван­но­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. Впо­след­ствии де­ло бы­ло пре­кра­ще­но в свя­зи с объ­яв­лен­ной в ав­гу­сте 1923 го­да ам­ни­сти­ей. В 1931 го­ду про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра вновь аре­сто­ва­ли; ему бы­ло то­гда уже во­семь­де­сят лет, и по до­ро­ге в ссыл­ку он скон­чал­ся.
В 1898 го­ду Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич окон­чил За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1904 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В том же го­ду он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1908 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, и в 1909 го­ду был на­зна­чен на долж­ность по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра в Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся на Ве­ре Сер­ге­евне Бу­ла­то­вой.
В 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к мос­ков­ско­му хра­му Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, что в Ка­за­чьей.

Отец Ан­дрей был на­зна­чен слу­жить в храм свя­ти­те­ля Гри­го­рия Неоке­са­рий­ско­го на Боль­шой По­лян­ке, а за­тем в храм Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на Во­ро­бье­вых го­рах. По­след­ним ме­стом его слу­же­ния ста­ла цер­ковь Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ле Кар­по­ве Вос­кре­сен­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Про­то­и­е­рей Ан­дрей был аре­сто­ван вла­стя­ми 7 ок­тяб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в «аги­та­ции про­тив ру­ко­во­ди­те­лей со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и кол­хо­зов» и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Ко­лом­ны. Бы­ли вы­зва­ны лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния, нуж­ные сле­до­ва­те­лю. За­тем эти по­ка­за­ния бы­ли за­чи­та­ны от­цу Ан­дрею, и он по­сле­до­ва­тель­но од­но за дру­гим опро­верг все лже­сви­де­тель­ства. В кон­це кон­цов, сле­до­ва­тель на по­след­нем до­про­се спро­сил:
— На след­ствии вы ули­че­ны сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. По­че­му вы это от­ри­ца­е­те?
— Я мо­гу толь­ко под­твер­дить, что ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел и все сви­де­тель­ские по­ка­за­ния от­ри­цаю.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ан­дрея к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ан­дрей Вос­кре­сен­ский был рас­стре­лян 31 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-voskresenskij

☦️
Священномученик Се́ргий Бажанов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 3 фев­ра­ля 1883 го­да в се­ле Сан­ды­ри Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ба­жа­но­ва. Он окон­чил три клас­са Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к ко­ло­мен­ско­му Успен­ско­му со­бо­ру. В 1918 го­ду диа­кон Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви се­ла Тро­иц­кие Озер­ки Ко­ло­мен­ско­го уез­да. В 1923 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Иоан­но-Пред­те­чен­скую цер­ковь в се­ле Го­ро­ди­щи то­го же уез­да, а с 1930 го­да стал слу­жить в Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Го­род­ня Лу­хо­виц­ко­го рай­о­на.

3 июня 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла в Мед­ве­жье­горск. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он сно­ва стал слу­жить в том же хра­ме.
14 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Сле­до­ва­тель на до­про­се стал спра­ши­вать об аре­сте свя­щен­ни­ка в 1932 го­ду.
– В 1932 го­ду вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства? – спро­сил он. – Под­твер­жда­е­те ли это?
– Это­го я не под­твер­ждаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– В 1936 го­ду сре­ди кол­хоз­ни­ков вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию?
– Это­го я не при­знаю.
– В мае 1937 го­да вы сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию на ре­ли­ги­оз­ные те­мы?
– Это­го я не под­твер­ждаю.
25 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Ба­жа­нов был рас­стре­лян 31 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-bazhanov

☦️
Священномученик Николай Соколов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 20 мар­та 1877 го­да в се­ле Ан­дре­ев­ское Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье по­но­ма­ря Алек­сандра Со­ко­ло­ва.
В 1892 го­ду Ни­ко­лай Со­ко­лов по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по окон­ча­нии ее был в 1898 го­ду опре­де­лен на долж­ность учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы в се­ле Крым­ское Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
2 сен­тяб­ря 1899 го­да ви­ка­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии епи­ско­пом Дмит­ров­ским Несто­ром (Ме­та­ни­е­вым) он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Пре­об­ра­жен­ско­му хра­му в се­ле Крым­ское.

В 1930 го­ду хо­зяй­ство свя­щен­ни­ка бы­ло об­ло­же­но боль­шим сель­ско­хо­зяй­ствен­ным на­ло­гом, ко­то­рый вы­пол­нить отец Ни­ко­лай не смог. Ло­шадь и три ко­ро­вы при­шлось про­дать. В том же го­ду его рас­ку­ла­чи­ли, про­дав кол­хо­зу еще од­ну ло­шадь, две ко­ро­вы и 20 пче­ли­ных ульев. В 1931 го­ду от­ца Ни­ко­лая аре­сто­ва­ли и, про­дер­жав под след­стви­ем ме­сяц, от­пу­сти­ли.
В раз­гар го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь 11 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен сна­ча­ла в тюрь­му в Мо­жай­ске, а за­тем в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Пер­вый до­прос со­сто­ял­ся 13 ок­тяб­ря. Сле­до­ва­тель, рас­спро­сив от­ца Ни­ко­лая, с кем он под­дер­жи­ва­ет зна­ком­ства, стал об­ви­нять его в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы яв­ля­е­тесь чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы, со­сто­я­щей из свя­щен­ни­ков Ве­рей­ско­го рай­о­на Пуш­кин­ско­го, Пренд­ко­ви­ча, Юр­ко­ва, Се­мен­чу­ка и дру­гих. Тре­бу­ем дать пра­виль­ные по­ка­за­ния по су­ще­ству.
– Хо­тя встре­чи у ме­ня с эти­ми свя­щен­ни­ка­ми бы­ли, но чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не со­сто­ял и не знаю о су­ще­ство­ва­нии та­ко­вой.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы при встре­чах со свя­щен­ни­ка­ми Пуш­кин­ским, Пренд­ко­ви­чем, Юр­ко­вым, Се­мен­чу­ком и дру­ги­ми ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– В сво­их бе­се­дах ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров мы не ве­ли. Наш раз­го­вор был офи­ци­аль­но­го по­ряд­ка по во­про­сам чи­сто цер­ков­но­го ха­рак­те­ра.
– Вы го­во­ри­те невер­но. След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в мае это­го го­да ве­ли раз­го­вор, что ре­прес­сии к ду­хо­вен­ству, несо­мнен­но, ве­дут­ся из-за то­го, что пе­ре­пись на­се­ле­ния вы­яви­ла неже­ла­тель­ные для вла­сти яв­ле­ния, боль­шой про­цент ве­ру­ю­щих, – вот по­это­му в га­зе­тах под­ня­ли шум, что по­пы встре­пе­ну­лись, а без­бож­ни­ки и ком­со­мол спят и не ве­дут борь­бы с ре­ли­ги­ей…
– Это­го я не пом­ню, чтобы с мо­ей сто­ро­ны бы­ли сде­ла­ны та­кие разъ­яс­не­ния, и не мо­гу до­пу­стить мыс­ли о том, чтобы я это мог ска­зать, так как све­де­ний о ре­зуль­та­тах пе­ре­пи­си по ре­ли­ги­оз­но­му во­про­су я не имею… Бы­ли слу­чаи, ко­гда я де­лил­ся впе­чат­ле­ни­я­ми по во­про­сам рас­кры­тия шпи­он­ских и вре­ди­тель­ских групп, о чем со­об­ща­лось в га­зе­тах, но чтобы при­да­вать им зна­че­ние та­кое, как это по­став­ле­но в во­про­се, ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю…
На до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 16 ок­тяб­ря, сле­до­ва­тель пы­тал­ся об­ви­нить свя­щен­ни­ка в том, что он про­во­дит в мест­ном сов­хо­зе «Дуб­ки» ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Но и это свя­щен­ник ка­те­го­ри­че­ски от­верг.
28 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу.
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Со­ко­лов был рас­стре­лян 31 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.
В 1940 го­ду су­пру­га свя­щен­ни­ка, ни­че­го не знав­шая о судь­бе от­ца Ни­ко­лая, об­ра­ти­лась в ор­га­ны НКВД с про­ше­ни­ем пе­ре­смот­реть де­ло. По­мощ­ник про­ку­ро­ра по спец­де­лам, пе­ре­смот­рев ма­те­ри­а­лы след­ствен­но­го де­ла, со­ста­вил за­клю­че­ние, в ко­то­ром го­во­ри­лось: «…ре­ше­ние трой­ки… вы­не­се­но в со­от­вет­ствии с ма­те­ри­а­лом в де­ле, ме­ра на­ка­за­ния со­от­вет­ству­ет со­де­ян­но­му, по­это­му жа­ло­бу оста­вить без удо­вле­тво­ре­ния».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-sokolov

☦️
Священномученик Се́ргий Гусев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 5 июля 1886 го­да в се­ле Гор­ба­сье­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Гу­се­ва. В 1906 го­ду Сер­гей окон­чил епар­хи­аль­ное учи­ли­ще ико­но­пи­са­ния и с 1907 го­да был учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. В 1914 го­ду он был взят на фронт, а в 1918 го­ду мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию и слу­жил на Кав­ка­зе на­чаль­ни­ком бан­но-пра­чеч­но­го от­ря­да. В 1921 го­ду Сер­гей Пет­ро­вич был де­мо­би­ли­зо­ван и стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Тро­иц­кой церк­ви се­ла Би­ре­во Клин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. 19 мар­та 1922 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Тро­иц­кой церк­ви.
В 1927 го­ду диа­кон Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Вос­кре­сен­скую цер­ковь Ни­ко­ло-Же­ле­зо­в­ско­го по­го­ста Клин­ско­го рай­о­на. 24 сен­тяб­ря 1934 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му.
Осе­нью 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД ста­ли со­би­рать све­де­ния для аре­ста свя­щен­ни­ка. Неко­то­рые сви­де­те­ли, вы­зван­ные на до­прос, по­ка­за­ли, буд­то отец Сер­гий го­во­рил, что «обиль­ный уро­жай 1937 го­да вы­зван не успе­ха­ми эко­но­ми­че­ской си­сте­мы но­вой вла­сти, а ми­ло­стью Бо­жи­ей, так как Гос­подь уви­дел, что на­род го­ло­да­ет де­вят­на­дцать лет при со­вет­ской вла­сти, и это­му го­лод­но­му на­ро­ду по­слал уро­жай». Дру­гие сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что свя­щен­ник ча­сто по­се­щал ве­ру­ю­щих жен­щин, жи­ву­щих в ра­бо­чих ка­зар­мах при Вы­со­ков­ском хле­бо­ком­би­на­те. Пред­ста­ви­тель мест­ных вла­стей, пло­хо знав­ший от­ца Сер­гия, ни­че­го о нем не мог по­ка­зать, и то­гда сле­до­ва­тель сам за­пол­нил про­то­кол до­про­са и про­чи­тал его вслух. Но сви­де­тель не со­гла­сил­ся с про­чи­тан­ным, од­на­ко ему «убе­ди­тель­но» бы­ло до­ка­за­но, что про­то­кол необ­хо­ди­мо под­пи­сать, и он его под­пи­сал.
8 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Моск­ву и в те­че­ние пя­ти дней бес­пре­стан­но до­пра­ши­вал­ся.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
– След­ствие об­ли­ча­ет вас во лжи. Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния сви­де­те­ля… о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
Под­твер­жда­е­те ли вы их?
– По­ка­за­ния сви­де­те­ля я от­ри­цаю.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
13 ок­тяб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 25 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Гу­сев был рас­стре­лян 31 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Мученица Елисавета Крымова.
Му­че­ни­ца Ели­за­ве­та ро­ди­лась в 1877 го­ду в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ни­ко­лая Кры­мо­ва. Се­мья бы­ла бед­ная. Отец вско­ре умер, мать, ра­бо­тая прач­кой, не мог­ла про­кор­мить де­тей, по­это­му вы­нуж­де­на бы­ла от­дать Ели­за­ве­ту в при­ют.
До 1917 го­да Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на жи­ла в при­юте, где ра­бо­та­ла бе­ло­швей­кой. По­сле 1917 го­да Ели­за­ве­та ста­ла про­жи­вать в го­ро­де вме­сте с бра­том, ко­то­рый был ин­ва­ли­дом и нуж­дал­ся в по­сто­ян­ной по­мо­щи. Несмот­ря на сла­бость здо­ро­вья, он устро­ил­ся на фаб­ри­ку кон­тор­щи­ком, и сест­ра жи­ла на его ижди­ве­нии, за­ни­ма­ясь хо­зяй­ством.
До за­кры­тия в 1924 го­ду Вла­дыч­не­го Алек­се­ев­ско­го сер­пу­хов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря она хо­ди­ла ту­да мо­лить­ся, на про­тя­же­нии всей жиз­ни под­дер­жи­вая са­мые близ­кие от­но­ше­ния с мо­на­хи­ня­ми это­го мо­на­сты­ря и чем мог­ла по­мо­гая им.
19 мая 1931 го­да в Сер­пу­хо­ве бы­ли аре­сто­ва­ны бо­лее трид­ца­ти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хинь Вла­дыч­не­го мо­на­сты­ря, а вме­сте с ни­ми и Ели­за­ве­та Кры­мо­ва. Их об­ви­ни­ли в том, что они «име­ли целе­вую уста­нов­ку – со­зда­ние недо­воль­ства сре­ди на­се­ле­ния раз­лич­ны­ми ме­ро­при­я­ти­я­ми, про­во­ди­мы­ми со­вет­ской вла­стью… Для сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ис­поль­зо­ва­ли церк­ви и свои квар­ти­ры, где ве­ли ор­га­ни­зо­ван­ную ан­ти­со­вет­скую об­ра­бот­ку ве­ру­ю­ще­го на­се­ле­ния».
На во­про­сы сле­до­ва­те­ля Ели­за­ве­та Кры­мо­ва от­ве­ти­ла: «Про­жи­вая в го­ро­де Сер­пу­хо­ве, я хо­ди­ла в цер­ковь Успе­ния. За бо­го­слу­же­ни­ем в на­шей церк­ви по­ми­на­ют­ся мит­ро­по­ли­ты Петр Кру­тиц­кий и Сер­гий, а так­же епи­скоп Иоасаф. С по­ли­ти­кой со­вет­ской вла­сти в ре­ли­ги­оз­ном во­про­се я не со­глас­на, ибо это оскорб­ля­ет мои ре­ли­ги­оз­ные чув­ства. В 1929 го­ду у ме­ня до­ма мо­на­хи­ни про­жи­ва­ли».
16 июля 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла Ели­за­ве­ту Кры­мо­ву к трем го­дам ссыл­ки. Эта­пом она бы­ла на­прав­ле­на из Бу­тыр­ской тюрь­мы, где со­дер­жа­лась во вре­мя след­ствия, в Ка­зах­стан.
Брат Ели­за­ве­ты Ни­ко­ла­ев­ны по­дал за­яв­ле­ние в ОГПУ с прось­бой, вви­ду сла­бо­сти его здо­ро­вья и от­сут­ствия воз­мож­но­сти по­мо­гать сест­ре ма­те­ри­аль­но, а в ссыл­ке она не име­ет воз­мож­но­сти по­лу­чить ка­кой-ли­бо за­ра­бо­ток, пе­ре­смот­реть ее де­ло и смяг­чить при­го­вор. Од­на­ко это за­яв­ле­ние бы­ло остав­ле­но без по­след­ствий.
Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на вер­ну­лась в Сер­пу­хов в 1934 го­ду.
В это же вре­мя из ссыл­ки вер­нул­ся иеро­мо­нах, ко­то­рый был на­зна­чен слу­жить в го­ро­де Сер­пу­хо­ве в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­зван­ный в на­ро­де храм Ни­ко­лы Бут­ки. Не имея жи­лья в го­ро­де, он об­ра­тил­ся к Ели­за­ве­те Кры­мо­вой и ее бра­ту за по­мо­щью, и те лю­без­но при­юти­ли его в сво­ем до­ме.
В раз­гар го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь Ели­за­ве­та Кры­мо­ва 2 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ла вме­сте с про­жи­вав­шим у нее иеро­мо­на­хом аре­сто­ва­на и за­клю­че­на под стра­жу в Сер­пу­хов­ской тюрь­ме. Во вре­мя след­ствия, не вы­дер­жав на­тис­ка сле­до­ва­те­лей, иеро­мо­нах ого­во­рил Ели­за­ве­ту, что она яко­бы вме­сте с ним за­ни­ма­лась ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью.
– С кем из граж­дан го­ро­да Сер­пу­хо­ва вы бы­ли аре­сто­ва­ны в 1931 го­ду? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– В 1931 го­ду я бы­ла аре­сто­ва­на как ак­тив­ная цер­ков­ни­ца с несколь­ки­ми мо­на­хи­ня­ми, про­жи­вав­ши­ми в го­ро­де Сер­пу­хо­ве.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что с воз­вра­ще­ни­ем из ссыл­ки сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной?
– Свя­зи я под­дер­жи­ва­ла с ду­хо­вен­ством, ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния я не про­во­ди­ла, и ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя не при­знаю.
Ели­за­ве­те Ни­ко­ла­евне бы­ло в это вре­мя шесть­де­сят лет, и, по за­клю­че­нию тю­рем­ных вра­чей, она бы­ла со­вер­шен­но неспо­соб­на к физи­че­ско­му тру­ду из-за стар­че­ской дрях­ло­сти и мио­кар­ди­та.
Вско­ре Ели­за­ве­ту Ни­ко­ла­ев­ну пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу.
Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на Кры­мо­ва бы­ла рас­стре­ля­на 31 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Обре́тение мощей прп. Ио́сифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца (2001).
Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (в ми­ру Иоанн Са­нин) (день памяти 22 сентября) ро­дил­ся в се­мье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца се­ла Яз­ви­ще Во­ло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная да­та рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство ис­точ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439–1440 го­ды. Пра­дед Иоси­фа – Са­ня (ос­но­ва­тель фа­ми­лии) был ро­дом из Лит­вы. О ро­ди­те­лях пре­по­доб­но­го Иоси­фа Иоанне и Ма­рии из­ве­стий по­чти не со­хра­ни­лось, за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний о том, что они умер­ли в мо­на­ше­стве. Кро­ме пре­по­доб­но­го Иоси­фа, у них бы­ло еще три сы­на: Вас­си­ан, Ака­кий и Еле­азар. Вас­си­ан и Ака­кий при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг. Впо­след­ствии Вас­си­ан стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским.
В воз­расте се­ми лет от­рок Иоанн был от­дан в обу­че­ние стар­цу Во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­нию. За два го­да он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние и стал чте­цом в мо­на­стыр­ской церк­ви. В два­дцать лет Иоанн по­се­тил Твер­ской Сав­вин мо­на­стырь, где по­зна­ко­мил­ся с ду­хов­ным на­став­ни­ком Вар­со­но­фи­ем, и «муд­ре по­сле­дуя со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию про­зор­ли­ва­го и свя­та­го стар­ца Вар­со­но­фия, при­шел еси в оби­тель пре­по­доб­на­го Па­ф­ну­тия и то­го умо­лил еси при­я­ти тя в по­слу­ша­ние» (кондак 4).
В Бо­ров­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­стриг юно­шу в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Во­сем­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф под ру­ко­вод­ством свя­то­го по­движ­ни­ка. По пре­став­ле­нии сво­е­го учи­те­ля он был на­зна­чен игу­ме­ном Бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рым управ­лял око­ло двух лет. В этой оби­те­ли он ввел об­ще­жи­тель­ный устав, что вы­зва­ло недо­воль­ство неко­то­рых ино­ков. Пре­по­доб­ный Иосиф вы­нуж­ден был по­ки­нуть оби­тель и от­пра­вил­ся в па­лом­ни­че­ство по рус­ским свя­ты­ням. Так он ока­зал­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Здесь он еще бо­лее укре­пил­ся в же­ла­нии со­здать но­вое мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие. Из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря он уда­лил­ся в Во­ло­ко­лам­ские пре­де­лы, где в 1479 го­ду при сли­я­нии рек Стру­ги и Сест­ры в ле­су ос­но­вал оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Иосиф ввел са­мое стро­гое об­ще­жи­тие и со­ста­вил для него соб­ствен­ный устав, зна­чи­тель­ная часть ко­то­ро­го взя­та из Уста­ва преп. Ни­ла Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Иосиф вос­пи­тал це­лую шко­лу ино­ков-по­движ­ни­ков. Мно­гие по­стри­же­ни­ки Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря бы­ли ар­хи­пас­ты­ря­ми и за­ни­ма­ли важ­ней­шие ка­фед­ры Рус­ской Церк­ви: мит­ро­по­ли­ты Мос­ков­ские и всея Ру­си Да­ни­ил († 1539) и свя­той Ма­ка­рий († 1563), ар­хи­епи­скоп Вас­си­ан Ро­стов­ский († 1515), епи­ско­пы Си­ме­он Суз­даль­ский († 1515), До­си­фей Кру­тиц­кий († 1544), Сав­ва Кру­тиц­кий, по про­зва­нию Чер­ный, Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Ко­ло­мен­ский, свя­ти­те­ли ка­зан­ские Гу­рий († 1563) и Гер­ман († 1567), свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской († 1576).
На цер­ков­ных Со­бо­рах 1490 и 1504 го­дов пре­по­доб­ный Иосиф вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ере­си жи­дов­ству­ю­щих, воз­ник­шей в Нов­го­ро­де. Он ре­ши­тель­но до­би­вал­ся осуж­де­ния упор­ству­ю­щих от­ступ­ни­ков. Кро­ме ос­нов­но­го его со­чи­не­ния «Про­све­ти­тель», на­прав­лен­но­го про­тив этой ере­си, пе­ру свя­то­го при­над­ле­жат так­же 24 по­сла­ния к раз­лич­ным ли­цам, крат­кая и про­стран­ная ре­дак­ции мо­на­стыр­ско­го Уста­ва.
Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 9 сен­тяб­ря 1515 го­да и был по­гре­бен близ ал­та­ря Успен­ско­го хра­ма сво­ей оби­те­ли. Со­бо­ром 1578 го­да пре­по­доб­ный Иосиф был при­чис­лен Цер­ко­вью к мест­но­чти­мым свя­тым, а в 1591 го­ду – к об­ще­рус­ским.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-volockij-volokolamskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/
Просветитель
• Послания Иосифа Волоцкого
Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон
• Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся

Жития
Писание