⏳ 2021.10.30 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 19я по Пятидесятнице (глас 1й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
30 октября (17 октября)
• прор. Оси́и (VIII до РХ)
• мчч. бессребреников Космы́ и Дамиа́на Аравийских, мчч. Лео́нтия, Анфи́ма, Евтро́пия (287 или 303)
• прмч. Андрея Критского (767)
• перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного (898)
• прп. Антония Леохновского (1611)
• сщмчч. Неофи́та (Любимова), Анатолия (Ивановского), прмчч. Иаки́нфа (Питателева), Ка́ллиста (Опарина) (1918)
• сщмч. Александра (Щукина) Семипалатинского (1937)
• икон Божией Матери: «Избавительница», «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827)


☦️
Пророк Оси́я.
Свя­той про­рок Осия про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ис­са­ха­ро­ва. Он жил в VIII в. (не позднее 722 г.) до Рож­де­ства Хри­сто­ва в цар­стве Из­ра­иль­ском и был совре­мен­ни­ком свя­тых про­ро­ков Ис­а­ии, Ми­хея и Амо­са. В то вре­мя мно­гие его со­пле­мен­ни­ки, за­быв Ис­тин­но­го Бо­га, по­кло­ня­лись идо­лам. Свя­той про­рок Осия сво­и­ми муд­ры­ми на­став­ле­ни­я­ми вновь об­ра­щал их к древ­не­му бла­го­че­стию. Об­ли­чая без­за­ко­ния жи­те­лей Из­ра­и­ля, про­рок воз­ве­щал им ве­ли­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пе­ре­се­ле­ние в плен ас­си­рий­ский. По­чти за ты­ся­чу лет до при­ше­ствия Спа­си­те­ля свя­той про­рок по на­и­тию Свя­то­го Ду­ха пред­ска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не бу­дет Ааро­но­ва свя­щен­ства (Ос.3:5) и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся ис­тин­ное Бо­го­по­зна­ние (Ос.2:20). Го­во­рил Осия и о Хри­сте, что Он воз­вра­тит­ся из Егип­та (Ос.11:1; срав­ни Мф.2:15), три­днев­но вос­креснет (Ос.6; срав­ни 1Кор.15:4) и по­бе­дит смерть (Ос.13:14; срав­ни 1Кор.15:54-55). Про­ро­че­ства свя­то­го Осии вклю­че­ны в чис­ло книг Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Про­ро­че­ское слу­же­ние свя­то­го Осии про­дол­жа­лось бо­лее 60 лет. В глу­бо­кой ста­ро­сти скон­чал­ся Бо­го­дух­но­вен­ный про­рок, всю свою жизнь по­свя­тив­ший ис­пол­не­нию во­ли Бо­жи­ей.

Примечания:
В про­ро­че­ствах Осии со­дер­жит­ся: 1) об­ли­че­ние совре­мен­но­го нече­стия, идо­ло­по­клон­ства и нрав­ствен­но­го раз­вра­ще­ния, так­же об­ли­че­ние со­ю­зов ев­ре­ев с язы­че­ски­ми на­ро­да­ми в на­деж­де на их си­лу и при­зыв к по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию; 2) угро­зы ас­си­рий­ским пле­ном; 3) уте­ше­ние чрез пред­ска­за­ние об осво­бож­де­нии из пле­на и о на­ступ­ле­нии Цар­ства Мес­сии, ко­то­рое, со­об­раз­но с мла­ден­че­ским со­сто­я­ни­ем на­ро­да, изо­бра­жа­ет­ся под об­ра­зом зем­но­го ве­ли­чия.

Про­ро­че­ство о воз­вра­ще­нии Мес­сии из Егип­та на­хо­дит­ся в 11 гл. кни­ги про­ро­ка Осии. Пе­ре­чис­ляя ми­ло­сти Свои ев­ре­ям, Гос­подь го­во­рит: «Из Егип­та вы­звал Сы­на Мо­е­го» (Ос.11:1). На это имен­но ме­сто ука­зы­ва­ет еван­ге­лист Мат­фей, ко­гда го­во­рит: «да сбу­дет­ся ре­чен­ное Гос­по­дом через про­ро­ка, ко­то­рый го­во­рит: из Егип­та воз­звал Я Сы­на Мо­е­го» (Мф.2:16). Как во­об­ще ев­рей­ский на­род был про­об­ра­зом Мес­сии, так и част­ные со­бы­тия из жиз­ни на­ро­да име­ли про­об­ра­зо­ва­тель­ное мес­си­ан­ское зна­че­ние. Евреи по­се­ли­лись в Егип­те, спа­са­ясь от го­ло­да при Иа­ко­ве. Ко­гда же эта опас­ность ми­но­ва­ла, евреи вы­ве­де­ны бы­ли от­ту­да Бо­гом для осу­ществ­ле­ния сво­е­го на­зна­че­ния в Па­ле­стине. Так и Мес­сия-Хри­стос уда­лил­ся, по опре­де­ле­нию Бо­жию, в Еги­пет, спа­са­ясь от зло­бы Иро­да. Ко­гда же опас­ность ми­но­ва­ла, по смер­ти Иро­да, Мес­сия вы­зван был Бо­гом из Егип­та в Па­ле­сти­ну, для ис­пол­не­ния здесь Сво­е­го на­зна­че­ния.

Про­ро­че­ство о три­днев­ном вос­кре­се­нии Мес­сии со­дер­жит­ся в 6-й гла­ве кн. прор. Осии. В 1-м по­сла­нии к Ко­рин­фя­нам апост. Па­вел от­но­сит сие про­ро­че­ство к вос­крес­ше­му Хри­сту, ко­гда го­во­рит, что Хри­стос «вос­крес в тре­тий день, по Пи­са­нию» (1Кор.15:4).

В Ос.13:14 у про­ро­ка про­во­дит­ся мысль (в фор­ме во­про­са) о бес­си­лии ада пред Бо­гом: «От вла­сти ада Я ис­куп­лю их, от смер­ти из­бав­лю их. Смерть! где твое жа­ло? ад! где твоя по­бе­да?» Апо­стол Па­вел го­во­рит: «Ко­гда же тлен­ное сие об­ле­чет­ся в нетле­ние и смерт­ное сие об­ле­чет­ся в бес­смер­тие, то­гда сбу­дет­ся сло­во на­пи­сан­ное: по­гло­ще­на смерть по­бе­дою. Смерть! где твое жа­ло? ад! где твоя по­бе­да?» (1Кор.15:54-55). Та­ким об­ра­зом, ис­пол­не­ние про­ро­че­ства апо­стол от­но­сит к окон­ча­тель­но­му тор­же­ству над смер­тью в день все­об­ще­го вос­кре­се­ния мерт­вых.

☦️
Мученики бессребреники Косма́ и Дамиа́н Аравийские и братья их Лео́нтий, Анфи́м и Евтро́пий.
Вос­по­ми­на­е­мые цер­ко­вью 17 ок­тяб­ря, му­че­ни­ки и бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли совре­мен­ни­ки бес­среб­ре­ни­кам рим­ским (день памяти которых 14 июля). Ро­ди­на их – Ара­вия. По­доб­но со­имен­ным бес­среб­ре­ни­кам, они за­ни­ма­лись вра­чеб­ною на­у­кой, но на­у­ка немно­го по­мо­га­ла им при вра­че­ва­нии бо­лез­ней. По­лу­чив от Бо­га бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний, они вра­че­ва­ли неду­ги лю­дей име­нем Хри­ста Спа­си­те­ля.
Как ско­ро слух о чу­де­сах и уче­нии их до­стиг до иге­мо­на Ли­сия, тот­час при­ка­за­но бы­ло взять их. При­ве­ден­ные в Ки­ли­кию, они бы­ли пред­став­ле­ны иге­мо­ну. Рас­спро­сив о ве­ре, име­нах и оте­че­стве, иге­мон при­ка­зал им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Ко­гда же они не хо­те­ли ис­пол­нить при­ка­за­ние его и да­же дерз­но­вен­но ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста, он ве­лел бить их без ми­ло­сер­дия, а по­том свя­зан­ных бро­сить в мо­ре.
Но Гос­подь спас их от по­топ­ле­ния. Ан­гел раз­ре­шил их узы и со­вер­шен­но здо­ро­вых вы­вел на су­шу. Это чу­дес­ное спа­се­ние бы­ло при­пи­са­но ча­ро­дей­ству.
– Ска­жи­те мне, – во­про­шал их иге­мон, – ка­ким это ча­ро­дей­ством вы спас­лись от мо­ря? И я хо­чу под­ра­жать уче­нию ва­ше­му.
– Мы хри­сти­ане – от­ве­ча­ли му­че­ни­ки, – ни­ка­ких ча­ро­ва­ний не зна­ем, име­ем од­ну толь­ко си­лу Хри­сто­ву, ко­то­рая спа­са­ет нас от всех бед.
Раз­дра­жен­ный иге­мон не хо­тел бо­лее го­во­рить и ве­лел за­клю­чить их в тем­ни­цу. На дру­гой день он при­ка­зал бро­сить их в огонь.
Но Гос­подь и здесь хра­нил их: огонь по­те­рял есте­ствен­ную си­лу и не при­ка­сал­ся их.
Иге­мон ди­вил­ся, но, не по­знав Спа­са­ю­ще­го их, ис­пы­тал над ни­ми но­вые каз­ни, но все на­прас­но. По­ве­сив их, сна­ча­ла ве­лел бро­сать в них кам­ни, а по­том стре­лять из лу­ков, но кам­ни и стре­лы от­ска­ки­ва­ли от тел их, как от стен, и по­ра­жа­ли са­мих му­чи­те­лей. Не на­хо­дя бо­лее средств для до­сти­же­ния сво­ей це­ли, иге­мон при­ка­зал обез­гла­вить их ме­чом. Вме­сте с ни­ми по­стра­да­ли еще трое хри­сти­ан: Леон­тий, Ан­фим и Ев­тро­пий.
Все пять му­че­ни­ков, по­стра­дав­шие вме­сте, бы­ли вме­сте и по­гре­бе­ны. Вре­мя их стра­да­ний с до­сто­вер­но­стью неиз­вест­но; несо­мнен­но толь­ко, что они по­стра­да­ли в кон­це III ве­ка, в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на.

☦️
Преподобномученик Андре́й Критский.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский (не путать со свт. Андреем Критским, память 4 (17) июля) жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/910

☦️
Перенесение мощей прав. Ла́заря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского (898).
Свя­той пра­вед­ный Ла­зарь, брат Мар­фы и Ма­рии, жил в се­ле­нии Вифа­ния, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3, 5, 11).
По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).
Мно­гие иудеи, услы­шав об этом, при­хо­ди­ли в Вифа­нию и, удо­сто­ве­рив­шись в дей­стви­тель­но­сти это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да, ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. За это пер­во­свя­щен­ни­ки хо­те­ли убить Ла­за­ря. Пра­вед­ный Ла­зарь упо­ми­на­ет­ся в Свя­том Еван­ге­лии еще один раз: ко­гда за 6 дней до Пас­хи Гос­подь опять при­шел в Вифа­нию, там был и вос­кре­шен­ный Ла­зарь (Ин.12:1-2, Ин.12:9-11). По­сле вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь жил еще 30 лет, со­хра­няя стро­гое воз­дер­жа­ние. Удалившись от преследователей на остров Кипр впо­след­ствии был по­став­лен там епи­ско­пом.
По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми.

Па­лом­ни­кам, по­се­ща­ю­щим Свя­тую Зем­лю, по­ка­зы­ва­ют две гроб­ни­цы пра­вед­ни­ка: од­ну в Вифа­нии в Иеру­са­ли­ме, а дру­гую в го­ро­де Ки­тим на ост­ро­ве Ки­п­ре. Не до­ез­жая до Свя­то­го Гра­да око­ло двух с по­ло­ви­ной верст, па­лом­ни­ки по­се­ща­ют Вифа­нию, рас­по­ло­жен­ную на во­сточ­ной сто­роне од­но­го пред­хол­мия Еле­он­ской го­ры. А немно­го се­ве­ро-во­сточ­нее и ни­же ука­зы­ва­ют гроб­ни­цу Ла­за­ря, по­чи­та­е­мую так­же и ма­го­ме­та­на­ми. Неболь­шой вход, про­би­тый в ска­ле, ве­дет в уз­кую глу­бо­кую пе­ще­ру. Спу­стив­шись по 25 сту­пе­ням, па­лом­ни­ки встре­ча­ют неболь­шую пло­щад­ку с ка­мен­ным сто­лом в уг­лу, слу­жа­щим пре­сто­лом в дни бо­го­слу­же­ний в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту. Пло­щад­ка счи­та­ет­ся ме­стом воз­зва­ния Гос­по­да: «Ла­за­ре, гря­ди вон!» Еще пять сту­пе­ней вниз – и по­гре­баль­ная пе­ще­ра. Здесь обык­но­вен­но про­чи­ты­ва­ют Еван­ге­лие от Иоан­на о вос­кре­се­нии Ла­за­ря (Ин.11:1-7, 11-45) и тро­па­ри Верб­ной неде­ли. Сна­ча­ла Гос­подь был встре­чен Мар­фой, по­том Ма­ри­ей, ко­гда Он шел ко гро­бу воз­бу­дить дру­га Ла­за­ря, – тут рас­по­ло­жен боль­шой округ­лен­ный «ка­мень бе­се­ды», от ко­то­ро­го мно­гие по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния.
А на ост­ро­ве Ки­п­ре су­ще­ству­ет вто­рая гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. В 90 км от го­ро­да Ли­мас­со­ла, по до­ро­ге, ле­жа­щей меж­ду со­пок, па­лом­ни­ки при­бы­ва­ют в го­род Лар­на­ки, где на­хо­дит­ся храм, по­свя­щен­ный Ла­за­рю, там он слу­жил. Храм сто­ит на ме­сте пер­во­на­чаль­ной церк­ви IX–Х вв., по­стро­ен­ной над мо­ги­лой Ла­за­ря. На­сто­я­щее зда­ние хра­ма XVII в. сде­ла­но из кам­ня, име­ют­ся две две­ри (с се­ве­ра и за­па­да), трехъ­ярус­ная ко­ло­коль­ня, об­шир­ный двор, му­зей. Храм че­ты­рех­столп­ный (ес­ли два стол­па счи­тать и в ал­та­ре, то ше­сти­столп­ный), все по­кры­то мра­мо­ром. Име­ют­ся три бо­ко­вых при­де­ла. Сле­ва от ал­та­ря на­хо­дит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, а спра­ва у ал­та­ря пе­ще­ра – гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. Вход в пе­ще­ру идет по се­ми сту­пе­ням под ал­тарь хра­ма. Раз­мер пе­ще­ры 6х12 м. Мо­щи пра­вед­но­го Ла­за­ря на­хо­дят­ся по­се­ре­дине: гла­ва и по­ло­ви­на его ко­стей. А вто­рая по­ло­ви­на мо­щей бы­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле, кре­сто­нос­цы в 1291 г. унес­ли их во Фран­цию, в Мар­сель. По­пе­рек пе­ще­ры сто­ит гроб­ни­ца с над­пи­сью: «Ла­зарь – друг Бо­жий». Ра­ка – как стол, как бы ван­на боль­шая, ка­мен­ная – 1,3х0,8х0,7 м. Вос­кре­се­ние Ла­за­ря яви­ло милость, любовь, власть и мо­гу­ще­ство над смер­тью.

☦️
Преподобный Анто́ний Леохновский, Новгородский игумен.
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский, Нов­го­род­ский, был из ро­да твер­ских бо­яр Ве­ни­а­ми­но­вых. Пре­по­доб­ный жил от­шель­ни­ком неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, в Рублев­ской пу­сты­ни, на ре­ке Пе­ре­хо­де. Око­ло 1556 го­да пе­ре­се­лил­ся к пу­стын­ни­ку Та­ра­сию, жив­ше­му за озе­ром Иль­ме­нем, на Леох­но­ве, непо­да­ле­ку от Ста­рой Рус­сы, и при­нял от него по­стри­же­ние. Так устро­и­лась пу­стын­ная оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на­зван­ная впо­след­ствии Леох­нов­ским, или Ивец­ким-Ан­то­ни­е­вым, мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, стя­жав дар про­зор­ли­во­сти.
В 1611 го­ду, ко­гда шве­ды ра­зо­ри­ли окрест­но­сти Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный по вы­зо­ву мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра пе­ре­се­лил­ся в Нов­го­род. Скон­чал­ся 14 сен­тяб­ря 1611 го­да в воз­расте 85-ти лет и был по­гре­бен близ церк­ви во имя свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки на Со­фий­ской сто­роне. Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ный в при­сут­ствии мно­гих ска­зал, что те­ло его бу­дет по­ко­ить­ся в его пу­стын­ной оби­те­ли. Уче­ник пре­по­доб­но­го Гри­го­рия, вер­нув­шись на ме­сто ра­зо­рен­ной и со­жжен­ной шве­да­ми оби­те­ли, по­ста­вил кел­лию с ча­сов­ней и остал­ся там жить. Три­жды яв­лял­ся ему во сне пре­по­доб­ный Ан­то­ний и го­во­рил: «Брат Гри­го­рий, иди в Нов­го­род, ска­жи мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну и стар­ши­нам го­ро­да, чтобы по­ло­жи­ли ме­ня на ме­сте мо­ей оби­те­ли». По­сле со­об­ще­ния Гри­го­рия мит­ро­по­лит со­вер­шил крест­ный ход к мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи 13 июля 1620 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в Леох­нов­скую оби­тель. При об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­но­го про­зрел сле­пец Иосиф и со­вер­ши­лись еще мно­гие чу­де­са.

Из полного жития:
Так, стоя од­на­жды на мо­лит­ве, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал ке­лей­ни­ку: «Брат! Се­го­дня под Ор­шею, ра­ди гре­хов на­ших, по­би­то мно­же­ство пра­во­слав­ных».
И через несколь­ко дней до мо­на­сты­ря до­шла пе­чаль­ная весть о по­ра­же­нии рус­ских под Ор­шею в бит­ве с по­ля­ка­ми, про­ис­шед­шей в тот имен­но день, в ко­то­рый ска­зал о ней пре­по­доб­ный.

При жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в Леох­нов­ской оби­те­ли слу­чил­ся по­жар: за­го­ра­лась кры­ша тра­пез­ной, и огонь, раз­ду­вае­мый и на­прав­ля­е­мый силь­ным вет­ром, го­тов был пе­ре­ки­нуть­ся на со­сед­ние кел­лии. Опас­ность гро­зи­ла все­му мо­на­сты­рю. Ис­пу­ган­ный ке­ларь при­бе­жал к пре­по­доб­но­му и, при­пав к но­гам игу­ме­на, со сле­за­ми про­сил его по­мо­лить­ся о спа­се­нии оби­те­ли. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний об­ра­тил­ся к иконе Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, сто­яв­шей в кел­лии, и так мо­лил­ся со сле­за­ми: «Гос­по­ди! Ты бла­го­во­лил воз­лю­бить ме­сто сие, по­пу­сти же на­ка­за­ние с ми­ло­стью и со­тво­ри до­стой­ное».
За­тем, еще с не об­сох­ши­ми от слез гла­за­ми, пре­по­доб­ный ска­зал ке­ла­рю: «Не бой­ся, брат, Все­ми­ло­сти­вый Гос­подь Бог наш не опе­ча­лит нас свы­ше ме­ры».
И толь­ко что он про­из­нес эти сло­ва, как ве­тер из­ме­нил свое на­прав­ле­ние. Бла­го­да­ря это­му по­жар пре­кра­тил­ся, при­чи­нив незна­чи­тель­ный ущерб оби­те­ли.

Один юно­ша, пас­ший овец близ мо­на­сты­ря, был ужа­лен зме­ею и на­хо­дил­ся при смер­ти. В это вре­мя при­шел к нему пре­по­доб­ный Ан­то­ний и ска­зал: «Иди к ис­точ­ни­ку близ оби­те­ли и при­не­си во­ды». Ко­гда юно­ша ис­пол­нил при­ка­за­ние, пре­по­доб­ный влил ему в рот во­ды со сло­ва­ми: «Во имя Свя­той Тро­и­цы, си­лою Хри­сто­вою ис­це­ля­ет те­бя раб Хри­стов, ста­рец Ан­то­ний».
Тот­час же у боль­но­го на­ча­лась очень про­дол­жи­тель­ная и та­кая силь­ная рво­та, что да­же сам пре­по­доб­ный при­шел в изум­ле­ние. По­сле это­го юно­ша по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым и хо­тел уже гнать свое ста­до да­лее. Но свя­той ста­рец оста­но­вил его та­ким во­про­сом: «Ска­жи, за­чем ты вче­ра клял­ся бед­ной вдо­ве, что волк съел ее ов­цу, то­гда как сам ты про­дал ее за три среб­ре­ни­ка?» – «Дей­стви­тель­но, со­лгал я ей, отец». Юно­ша при­знал­ся в гре­хе сво­ем и по­том с удив­ле­ни­ем спро­сил по­движ­ни­ка: «Ты, отец, как узнал об этом?» – «Ко­гда я си­дел в кел­лии сво­ей, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – при­е­хал ко мне всад­ник на бе­лом коне и ска­зал: «Ан­то­ний! Встань и иди ско­рее на юж­ную сто­ро­ну, где ис­точ­ник. Уви­дишь там че­ло­ве­ка, ужа­лен­но­го зме­ею, и ска­жи ему: не кля­нись име­нем Бо­жи­им и Его свя­ты­ми, не де­лай неправ­ды и от­дай вдо­ве ов­цу, чтобы не бы­ло те­бе ху­же».
То­гда юно­ша, упав к но­гам угод­ни­ка Бо­жия, по­дроб­но ис­по­ве­дал пред ним свой грех: «Точ­но, – ска­зал он, – про­дал я ов­цу жен­щи­ны за три среб­ре­ни­ка, а ска­зал, что съел волк. Вдо­ва не по­ве­ри­ла мне и го­во­ри­ла: “Раз­ве ты не зна­ешь, что я че­ло­век бед­ный, но де­лай, как хо­чешь”. Про­шу те­бя, отец, по­мо­лись о мне Гос­по­ду Бо­гу, чтобы Он про­стил мой грех; вдо­ве же оби­жен­ной я воз­вра­щу ов­цу; а в оби­тель на празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и убо­гим бу­ду еже­год­но уде­лять до са­мой смер­ти сво­ей де­ся­тую часть от ста­да».
Пре­по­дав по­ка­яв­ше­му­ся на­став­ле­ние из­бе­гать дур­ных дел, чтобы не по­тер­петь еще боль­ше­го на­ка­за­ния, пре­по­доб­ный сно­ва по­ве­лел ему воз­вра­тить укра­ден­ное. По­том с ми­ром от­пу­стил юно­шу; и он уда­лил­ся, бла­го­да­ря за свое ис­це­ле­ние Бо­га и Его угод­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-antonij-leohnovskij-novgorodskij

☦️
Священномученик Неофи́т Любимов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Нео­фит (Нео­фит Пор­фи­рье­вич Лю­би­мов) ро­дил­ся в 1846 го­ду в се­ле Та­бо­ры Са­мар­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии. Выс­шее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ки­ев­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, окон­чив ее кан­ди­да­том бо­го­сло­вия. С 1876 по 1882 год был пре­по­да­ва­те­лем рус­ско­го язы­ка и граж­дан­ской ис­то­рии в Сим­бир­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще, с 1885 го­да – за­ко­но­учи­те­лем и ин­спек­то­ром клас­сов то­го же учи­ли­ща. Пре­по­да­вал так­же в Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии Сим­бир­ска и Сим­бир­ском ка­дет­ском кор­пу­се.
В 1885 го­ду Нео­фит Пор­фи­рье­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща.

В 1893-1895 го­дах, оста­ва­ясь в долж­но­сти ин­спек­то­ра клас­сов жен­ско­го учи­ли­ща, он пре­по­да­вал го­миле­ти­ку в Сим­бир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. 14 ап­ре­ля 1899 го­да отец Нео­фит был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем гре­че­ско­го язы­ка в Сим­бир­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще и уво­лен с долж­но­сти ин­спек­то­ра клас­сов в епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще. В на­ча­ле 1900-х го­дов отец Нео­фит про­хо­дил пас­тыр­ско-при­ход­ское слу­же­ние в церк­ви Всех свя­тых го­ро­да Сим­бир­ска.
В 1902 (или 1903) го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще в Москве. В Москве он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в об­ра­зо­ва­тель­ных чте­ни­ях для фаб­рич­но-за­вод­ских ра­бо­чих, чи­та­ет лек­ции для ра­бо­чих в Мос­ков­ском епар­хи­аль­ном до­ме.
В 1906 го­ду отец Нео­фит был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

В мае 1918 го­да был аре­сто­ван зять про­то­и­е­рея Нео­фи­та – пра­во­слав­ный мис­си­о­нер Ни­ко­лай Юрье­вич Вар­жан­ский. 13 июня отец Нео­фит на­пи­сал пись­мо Ле­ни­ну с прось­бой осво­бо­дить Ни­ко­лая Вар­жан­ско­го: «В скорб­ные дни мо­ей лич­ной жиз­ни имею сме­лость об­ра­тить­ся к Вам с по­кор­ней­шей прось­бой. О сво­ей лич­но­сти имею долг со­об­щить сле­ду­ю­щее. Я слу­жил в Сим­бир­ске вме­сте с Ва­шим ро­ди­те­лем. Он был ди­рек­то­ром на­род­ных школ, а я пре­по­да­ва­те­лем Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии, Ка­дет­ско­го кор­пу­са и Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Ро­ди­тель Ваш мне хо­ро­шо из­ве­стен и зна­ком, я с ним весь­ма неред­ко встре­чал­ся в част­ных до­мах и на со­бра­ни­ях, где об­суж­да­лись де­ла пе­да­го­ги­че­ские. Скон­чал­ся он при мне, я был мо­лит­вен­ни­ком то­гда, да и те­перь мо­люсь за него… Во дни сво­ей на­сто­я­щей невзго­ды я осме­ли­ва­юсь об­ра­тить­ся к Вам…» От­ве­та на это пись­мо не по­сле­до­ва­ло.
21 июля 1918 го­да про­то­и­рей Нео­фит, по пред­ло­же­нию Алек­сандра Дмит­ри­е­ви­ча Са­ма­ри­на, от­слу­жил в хра­ме па­ни­хи­ду по «уби­ен­ном но­во­пре­став­лен­ном быв­шем ца­ре Ни­ко­лае». Ве­че­ром то­го же дня со­труд­ни­ки ВЧК аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. Про­то­и­е­рей Нео­фит был об­ви­нен в «аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти», в том, что «слу­жил па­ни­хи­ду по “по­ма­зан­ни­ке Бо­жи­ем” Ни­ко­лае Ро­ма­но­ве». 17 сен­тяб­ря 1918 го­да Пре­зи­ди­ум Кол­ле­гии от­де­ла по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей из трех че­ло­век при­го­во­рил про­то­и­е­рея Нео­фи­та к рас­стре­лу, – и он был рас­стре­лян. Те­ло его по­гре­бе­но на Ка­лит­ни­ков­ском клад­би­ще в мо­ги­ле, став­шей ныне без­вест­ной.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-neofit-ljubimov

☦️
Священномученик Анато́лий Ивановский пресвитер.
Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич Ива­нов­ский ро­дил­ся 16 фев­ра­ля 1863 го­да в се­ле Пек­ту­ба­е­во Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва то­го же се­ла Ди­мит­рия Ива­но­ви­ча Ива­нов­ско­го. По­сле окон­ча­ния в июне 1883 го­да по 2 раз­ря­ду Вят­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в сен­тяб­ре 1884 го­да он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Тро­иц­кую цер­ковь се­ла Са­ло­бе­ляк Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, а за­тем, с 14 ап­ре­ля по 15 июля 1887 го­да, слу­жил пса­лом­щи­ком в клад­би­щен­ской церк­ви го­ро­да Яран­ска. В том же го­ду, ре­шив про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние, Ана­то­лий Ива­нов­ский по­сту­пил в Ка­зан­ский уни­вер­си­тет, где про­учил­ся 3 го­да и был уво­лен по бо­лез­ни со­глас­но лич­но­му про­ше­нию 30 ап­ре­ля 1890 го­да. В 1890-1892 го­дах он про­жи­вал по­оче­ред­но в Ка­за­ни, а за­тем в Ела­бу­ге и Чи­сто­по­ле, где пел в цер­ков­ном хо­ре. Вско­ре по­сле это­го А.Д.Ива­нов­ский пе­ре­брал­ся в се­ло Шул­ка Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, где про­жи­ва­ли ро­ди­те­ли его су­пру­ги Юлии Ми­хай­лов­ны, отец ко­то­рой так­же был свя­щен­ни­ком.
24 фев­ра­ля 1895 го­да Ана­то­лий Ива­нов­ский вновь по­сту­пил на епар­хи­аль­ную служ­бу и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Пред­те­чен­скую цер­ковь се­ла Су­водь Ор­лов­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил до мая то­го же го­да. 11 но­яб­ря 1895 го­да он был по­став­лен пса­лом­щи­ком в храм се­ла Зна­мен­ское Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии и нес это по­слу­ша­ние до 17 фев­ра­ля 1901 го­да, ко­гда был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а за­тем и во свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кую цер­ковь се­ла Сал­так-Ял Ур­жум­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, где про­слу­жил 17 лет.

На ос­но­ва­нии «сиг­на­ла» с мест 17 сен­тяб­ря 1918 го­да свя­щен­ник Ана­то­лий Ива­нов­ский был аре­сто­ван Ур­жум­ским уезд­ным чрез­вы­чай­ным след­ствен­ным ко­ми­те­том по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей «как бе­ло­гвар­де­ец, ко­то­рый ве­дет аги­та­цию про­тив Со­ве­тов да­же про­по­ве­дя­ми». На до­про­се 16 ок­тяб­ря 1918 го­да отец Ана­то­лий сво­ей ви­ны не при­знал.

По­ста­нов­ле­ни­ем Чрез­вы­чай­ной ко­мис­сии по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей, спе­ку­ля­ци­ей, са­бо­та­жем и пре­ступ­ле­ни­я­ми по долж­но­сти при СНК на Че­хо­сло­вац­ком фрон­те от 18 ок­тяб­ря 1918 го­да свя­щен­ник Ана­то­лий Ива­нов­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 30 ок­тяб­ря 1918 го­да, близ го­ро­да Ур­жу­ма. А.Д. Ива­нов­ский ре­а­би­ли­ти­ро­ван 1 июля 1992 го­да Про­ку­ра­ту­рой Ки­ров­ской об­ла­сти со­глас­но ст. 3 и 5 За­ко­на РСФСР «О ре­а­би­ли­та­ции жертв по­ли­ти­че­ских ре­прес­сий» от 18 ок­тяб­ря 1991 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-ivanovskij

☦️
Преподобномученик Иаки́нф (Питателев) монах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иа­к­инф Пи­та­телев (в ми­ру Илья Ива­но­вич Пи­та­телев) ро­дил­ся в 1882 го­ду в по­сел­ке Усть-Ак­тай­ский Вер­хо­тур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на, пред­ки ко­то­ро­го бы­ли пер­вы­ми по­се­лен­ца­ми и стро­и­те­ля­ми го­ро­да Вер­хо­ту­рье. С дет­ства у него бы­ло сла­бое здо­ро­вье. Неда­ле­ко от по­сел­ка, где жил Илья Пи­та­телев, на­хо­ди­лось ме­сто от­шель­ни­че­ско­го по­дви­га схи­мо­на­ха пре­по­доб­но­го Илии (Че­бо­та­рё­ва). Под вли­я­ни­ем пре­по­доб­но­го 12 ок­тяб­ря 1912 го­да Пи­та­телев по­сту­пил в вер­хо­тур­ский во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца муж­ской мо­на­стырь. 25 июня 1917 го­да при­нял по­стриг с име­нем Иа­к­инф. На­прав­лен на по­слу­ша­ние в Ма­ло­ак­тай­ский скит, где был по­ва­ром, чте­цом и пса­лом­щи­ком.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Кал­лист (в ми­ру Козь­ма Мок­е­е­вич Опа­рин) ро­дил­ся в 1864 г. в се­мье кре­стья­ни­на, по­лу­чил до­маш­нее вос­пи­та­ние. Вес­ной 1899 г., бу­дучи хо­ло­стым, по­сту­пил “из за­пас­ных во­ин­ских чи­нов” в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ский Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь. Здесь, 13 фев­ра­ля 1904 г. он при­нял по­стриг с име­нем Кал­лист в честь му­че­ни­ка Кал­ли­ста Ам­мо­рей­ско­го. Через шесть ме­ся­цев был пе­ре­ве­ден в Дал­ма­тов­ский Успен­ский мо­на­стырь, где нес по­слу­ша­ние ке­ли­ар­ха и печ­ни­ка. В 1906-1907 гг. мо­нах Кал­лист со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам. Ле­том 1912 г. его пе­ре­ве­ли в Кыртом­ский Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь, где он нес по­слу­ша­ние печ­ни­ка. В 1913 г. Кал­лист воз­вра­ща­ет­ся в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром под­ви­за­ет­ся до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
Ре­во­лю­ци­он­ные нестро­е­ния Кал­лист встре­тил в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской оби­те­ли. По­сле 1917 го­да мо­на­стырь был за­нят и раз­граб­лен крас­но­ар­мей­ца­ми. За­хва­тив­шие мо­на­стырь боль­ше­ви­ки вы­се­ли­ли на­сель­ни­ков из брат­ских кор­пу­сов и пред­ло­жи­ли им пе­ре­брать­ся в Боль­ше-Ак­тай­ский скит. Остав­ши­е­ся пе­ре­шли в рас­по­ря­же­ние Со­вет­ской вла­сти. По­слуш­ни­ки и мо­на­ше­ству­ю­щие ста­ли счи­тать­ся мо­би­ли­зо­ван­ны­ми но­вой вла­стью и по­сту­пи­ли в рас­по­ря­же­ние ко­ман­ди­ра 4-го Ека­те­рин­бург­ско­го пол­ка. Им при­шлось ра­бо­тать на этот полк, квар­ти­ро­вав­ший­ся в мо­на­сты­ре. На сво­их по­стах брат­ству­ю­щие вы­нуж­де­ны бы­ли ра­бо­тать на тех же усло­ви­ях, что и крас­но­ар­мей­цы: пи­ще­вое до­воль­ствие по­лу­ча­ли от пол­ка, име­ли сол­дат­скую одеж­ду, ко­то­рую на­де­вать от­ка­зы­ва­лись, т.к. им бла­го­слов­ле­но бы­ло ра­бо­тать в под­ряс­ни­ках. Ино­ки, ра­бо­тав­шие на полк, при­ни­ма­ли это как по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ское, по­это­му тру­ди­лись не за страх, а за со­весть. Крас­но­ар­мей­ское на­чаль­ство вы­нуж­де­но бы­ло при­знать, что по­слуш­ни­ки и мо­на­хи тру­дят­ся луч­ше, чем бой­цы Крас­ной ар­мии. За­став­ля­ли мо­на­хов рыть око­пы вбли­зи ли­нии фрон­та, вы­пол­нять раз­лич­ные зем­ля­ные ра­бо­ты. Кал­лист про­яв­лял сми­ре­ние и по­слу­ша­ние мо­на­стыр­ско­му на­чаль­ству, ста­рал­ся тер­петь боль­ше­вист­ское на­ше­ствие на оби­тель без ро­по­та, при­зна­вая во всем про­ис­хо­дя­щем во­лю Бо­жию.

В ок­тяб­ре 1918 го­да в Вер­хо­ту­рье во­шли во­ен­ные ча­сти адми­ра­ла А.В. Кол­ча­ка. Крас­ные вой­ска ушли по ре­ке Ак­тай и оста­но­ви­лись неда­ле­ко от Ма­ло­ак­тай­ско­го ски­та. Иа­к­инф (Пи­та­телев) и пре­по­доб­но­му­че­ник Кал­лист (Опа­рин) оста­лись на по­слу­ша­нии, ко­гда иерос­хи­мо­нах ис­по­вед­ник Иоанн (Кев­ро­ле­тин) и мо­нах Аарон, взяв ан­ти­минс и за­пас­ные Да­ры, уеха­ли в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь. 25 ок­тяб­ря 1918 го­да при­шли крас­но­ар­мей­цы и про­из­ве­ли обыск в оби­те­ли. Иа­к­инф (Пи­та­телев) и пре­по­доб­но­му­че­ник Кал­лист бы­ли аре­сто­ва­ны и по Бо­го­слов­ской же­лез­ной до­ро­ге до­став­ле­ны на стан­цию Ка­ре­ли­но. По сви­де­тель­ству оче­вид­цев, мо­на­хов об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, пред­ла­га­ли в об­мен на сво­бо­ду пуб­лич­но, пе­ред пас­са­жи­ра­ми, от­речь­ся от Хри­ста. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки от­ка­за­лись и бы­ли рас­стре­ля­ны 30 ок­тяб­ря близ стан­ции Ка­ре­ли­но. Уби­тых ино­ков крас­но­ар­мей­цы от­вез­ли к на­хо­див­ше­му­ся неда­ле­ко бо­ло­ту и за­бро­са­ли зем­лей. Это бы­ли пер­вые жерт­вы за ве­ру в го­ро­де Вер­хо­ту­рье. Те­ла му­че­ни­ков бы­ли най­де­ны по­сле от­ступ­ле­ния крас­ных войск. 23 но­яб­ря 1918 го­да их пе­ре­вез­ли в мо­на­стырь. 25 но­яб­ря ар­хи­манд­рит Ксе­но­фонт (Мед­ве­дев) воз­гла­вил тор­же­ствен­ное от­пе­ва­ние му­че­ни­ков, ко­то­рые бы­ли по­хо­ро­не­ны на брат­ском клад­би­ще ря­дом с цер­ко­вью во имя св. Нео­фи­та. В 30-х го­дах храм и клад­би­ще бы­ли уни­что­же­ны.

☦️
Священномученик Алекса́ндр (Щукин), Семипалатинский архиепископ.
Ар­хи­епи­скоп Алек­сандр Щу­кин ро­дил­ся в 1891 го­ду в Ри­ге в се­мье свя­щен­ни­ка о. Иоан­на Щу­ки­на и ра­бы Бо­жи­ей Ели­за­ве­ты. Дед его – Ва­си­лий Щу­кин – слу­жил диа­ко­ном в Ри­ге, отец окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Риж­ской се­ми­на­рии, епар­хи­аль­ном учи­ли­ще и гим­на­зи­ях; кро­ме то­го, на него бы­ла воз­ло­же­на обя­зан­ность пре­по­да­ва­ния ла­тин­ско­го и гре­че­ско­го язы­ков.
У о. Иоан­на и Ели­за­ве­ты бы­ло се­ме­ро де­тей. Дочь о. Иоан­на вспо­ми­на­ла, что отец лю­бил де­тей, но не ба­ло­вал их и не по­та­кал их сла­бо­стям, опа­са­ясь, что ина­че из них вы­рас­тут пло­хие хри­сти­ане. Но он и не по­нуж­дал их на­силь­но к ис­пол­не­нию мо­лит­вен­ных пра­вил, хо­тя сам все свое сво­бод­ное вре­мя от­да­вал мо­лит­ве. Так­же и же­на его Ели­за­ве­та, ес­ли вы­да­ва­лось сво­бод­ное вре­мя, спе­ши­ла в храм. Де­ти о. Иоан­на с удо­воль­стви­ем иг­ра­ли, лишь один Алек­сандр не при­ни­мал в иг­рах уча­стия. Он рос ти­хим, скром­ным, по­слуш­ным и ни­ко­гда не пре­сту­пал во­ли ро­ди­те­лей. По­ка бра­тья и сест­ры иг­ра­ли, он за­пи­рал­ся в ком­на­те от­ца и мо­лил­ся. Ко­гда бра­тья на­чи­на­ли шу­меть, он вы­хо­дил и оста­нав­ли­вал их:
– Так нель­зя, по­ти­ше, по­жа­луй­ста.
Он не был от при­ро­ды угрю­мо­го нра­ва, но серд­це его бы­ло рас­по­ло­же­но под­ра­жать древним по­движ­ни­кам, для ко­то­рых смех был вы­ра­же­ни­ем дер­зо­сти и гре­хов­ной нечи­сто­ты. Он хо­тел быть свя­щен­ни­ком.
Алек­сандр учил­ся в Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, ко­то­рую окон­чил в 1915 го­ду.
С на­ча­лом пер­вой ми­ро­вой вой­ны о. Иоанн пе­ре­ехал вме­сте с се­мьей в Ниж­ний Нов­го­род, ку­да к нему по­сле окон­ча­ния ака­де­мии при­е­хал сын Алек­сандр и по­сту­пил пре­по­да­ва­те­лем в Ни­же­го­род­скую се­ми­на­рию.
На­сту­пил 1917 год, для Пра­во­слав­ной Церк­ви при­шел час ис­пы­та­ний. Как ис­пы­ты­ва­е­мое ог­нем зла­то, Цер­ковь вы­ко­вы­ва­лась в огне мир­ской зло­бы и мя­те­жей.
Алек­сандр стал про­сить от­ца бла­го­сло­вить его на мо­на­ше­ский по­двиг. Отец Иоанн со­мне­вал­ся, вы­дер­жит ли Алек­сандр крест ино­че­ства в та­кое мя­теж­ное вре­мя, ко­гда все цер­ков­ное по­пи­ра­ет­ся и уни­что­жа­ет­ся. По­мо­лив­шись, отец бла­го­сло­вил его ехать в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. По­стриг он при­нял с име­нем пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го.
В 1918 го­ду Ни­же­го­род­ские вла­сти аре­сто­ва­ли о. Иоан­на. Пол­го­да про­был он в за­клю­че­нии, за­бо­лел, был от­пу­щен и при­шел до­мой ед­ва жи­вым. По­сле осво­бож­де­ния о. Иоанн стал слу­жить в се­ле Лы­с­ко­во, и вско­ре к нему при­е­хал его сын.
Неко­то­рое вре­мя отец и сын слу­жи­ли вме­сте, по­ка в 1923 го­ду иеро­мо­нах Алек­сандр не был вы­зван в Моск­ву для при­ня­тия ар­хи­ерей­ско­го са­на. 23 ав­гу­ста 1923 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Лы­с­ков­ско­го, ви­ка­рия Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Во вре­мя его от­сут­ствия о. Иоанн тя­же­ло за­бо­лел вос­па­ле­ни­ем лег­ких. Зная, что уми­ра­ет, он ждал сы­на, чтобы тот на­пут­ство­вал его пе­ред смер­тью.
И как преж­де, так и те­перь, вла­ды­ка Алек­сандр спе­шил ис­пол­нить по­же­ла­ние от­ца. Вла­ды­ка при­был на­ка­нуне его смер­ти. Отец Иоанн был в со­зна­нии, и вла­ды­ка дол­го бе­се­до­вал с ним, а за­тем на­пут­ство­вал его Свя­ты­ми Тай­на­ми.
Пер­вой служ­бой всту­пив­ше­го на ка­фед­ру епи­ско­па бы­ла за­упо­кой­ная все­нощ­ная и ли­тур­гия по но­во­пре­став­лен­но­му от­цу. По­хо­ро­ни­ли о. Иоан­на ря­дом с хра­мом, где он слу­жил.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-shchukin

☦️
Икона Богородицы «Избавительница».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца» до 20 июля 1889 го­да, ко­гда она бы­ла при­не­се­на в Но­во-Афон­ский Си­мо­но-Ка­на­нит­ский мо­на­стырь на Кав­ка­зе, на­хо­ди­лась на Свя­той Го­ре Афон у на­сель­ни­ка Рус­ско­го Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря схи­мо­на­ха Мар­ти­ни­а­на († 1884). Бла­го­че­сти­вый схим­ник по­лу­чил эту ико­ну от ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка, иеро­мо­на­ха Фе­о­ду­ла.
Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми с дав­них вре­мен. По мо­лит­ве пе­ред этой ико­ной в 1841 го­ду жи­те­ли Спар­ты (в Гре­ции) из­ба­ви­лись от са­ран­чи.
Из Пан­те­ле­и­мо­но­вой оби­те­ли, по за­ве­ща­нию схи­ар­хи­манд­ри­та Ма­ка­рия, эта ико­на бы­ла пе­ре­да­на Но­во-Афон­ской оби­те­ли. Ко­гда в Си­мо­но-Ка­на­нит­ской оби­те­ли впер­вые бы­ло со­вер­ше­но празд­но­ва­ние в честь этой ико­ны, бу­ря вы­бро­си­ла на бе­рег у мо­на­сты­ря бо­лее тон­ны ры­бы.
Празд­но­ва­ние иконе «Из­ба­ви­тель­ни­ца» бы­ло уста­нов­ле­но 17 ок­тяб­ря в бла­го­дар­ное вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го спа­се­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III со всей се­мьей во вре­мя же­лез­но­до­рож­но­го кру­ше­ния под стан­ци­ей Бор­ки Кур­ско-Харь­ков­ско-Азов­ской до­ро­ги. Ме­нее чем за ме­сяц до это­го про­ис­ше­ствия, 24 сен­тяб­ря 1888 го­да, все се­мей­ство го­су­да­ря им­пе­ра­то­ра по­се­ти­ло Но­во-Афон­скую оби­тель, где Алек­сандр III лич­но за­ло­жил со­бор во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на. В этом со­бо­ре вплоть до ра­зо­ре­ния мо­на­сты­ря в 1924 го­ду пре­бы­ва­ла чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Из­ба­ви­тель­ни­ца».
На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на дер­жа­щей на пра­вой ру­ке Бо­гом­ла­ден­ца, бла­го­слов­ля­ю­ще­го дес­ни­цей.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-izbavitelnica

☦️
Икона Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Преж­де Рож­де­ства и по Рож­де­стве Де­ва», при­не­се­на в Ни­ко­ла­ев­ский Пеш­нош­ский мо­на­стырь Мос­ков­ской епар­хии мос­ков­ским куп­цом Алек­се­ем Гри­горь­е­ви­чем Мок­е­е­вым. Око­ло 1780 го­да Алек­сей всту­пил в чис­ло бра­тии оби­те­ли. Все сред­ства он от­дал на­сто­я­те­лю ар­хи­манд­ри­ту Ма­ка­рию, а свя­тую ико­ну оста­вил в сво­ей кел­лии. По­сле кон­чи­ны Алек­сея ико­на бы­ла при­не­се­на на­сто­я­те­лю. Он, уви­дев, что ико­на на­пи­са­на мас­лом на хол­сте и не по про­пи­сям, при­ка­зал по­ста­вить ее над вход­ной две­рью в ча­совне пре­по­доб­но­го Ме­фо­дия, ко­то­рая на­хо­ди­лась у до­ро­ги, неда­ле­ко от оби­те­ли.
Про­слав­ле­ние свя­той ико­ны на­ча­лось в 1827 го­ду, по­сле то­го, как ка­пи­тан Пла­тон Оси­по­вич Ша­ба­шев, про­хо­дя но­чью ми­мо ча­сов­ни, уви­дел, что от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ис­хо­дил необык­но­вен­ный свет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-prezhde-rozhdestva-i-po-rozhdestve-deva

Жития
Писание