⏳ 2021.10.23 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 18я по Пятидесятнице (глас 8й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
23 октября (10 октября)
• мч. Евла́мпия и мц. Евлампи́и (303–311)
• мч. Феоте́кна Антиохийского (III–IV)
• прп. Вассиа́на (Василия) Константинопольского (V)
• прп. Фео́фила Тивериопольского (VIII)
• свт. Амфило́хия Печерского, Владимиро-Волынского (1122)
• блж. Андрея Тотемского (1673)
• свт. Иннокентия (Смирнова) Пензенского (1819) 📚
• прп. Амвро́сия Оптинского (1891) 📚
• Собор Волынских святых


☦️
Мученики Евла́мпий и Евлампи́я.
Свя­тые му­че­ни­ки Евлам­пий и Евлам­пия, род­ные брат и сест­ра, жи­ли в на­ча­ле IV ве­ка в го­ро­де Ни­ко­ми­дии. Про­чи­тав указ им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305) об осуж­де­нии каж­до­го хри­сти­а­ни­на на смерт­ную казнь, Евлам­пий воз­му­тил­ся, что им­пе­ра­тор вме­сто борь­бы с вра­га­ми оте­че­ства во­ору­жа­ет­ся про­тив сво­их под­дан­ных. Юно­шу по­ве­ли на суд и по­тре­бо­ва­ли от­ре­че­ния от хри­сти­ан­ской ве­ры. За от­каз Евлам­пия вна­ча­ле ис­тя­за­ли же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми, а за­тем по­ло­жи­ли на рас­ка­лен­ный же­лез­ный одр. Вне­зап­но ста­ра­да­лец изъ­явил же­ла­ние по­се­тить язы­че­ский храм. Судьи об­ра­до­ва­лись, по­ла­гая, что сло­ми­ли дух юно­го хри­сти­а­ни­на. В ка­пи­ще Мар­са свя­той вос­клик­нул: «Име­нем Гос­по­да Иису­са Хри­ста по­веле­ваю те­бе, идол немой и без­душ­ный, па­ди на зем­лю и об­ра­тись в прах!» Идол с гро­хо­том рух­нул на зем­лю. На­род воз­гла­сил: «Един Бог хри­сти­ан­ский, ве­ли­кий и силь­ный!» Свя­той сно­ва был взят на му­че­ния. В это вре­мя сест­ра стра­даль­ца Евлам­пия яви­лась пред су­дья­ми и объ­яви­ла, что она то­же хри­сти­ан­ка. Евлам­пий обод­рял сест­ру: «Не убой­ся, сест­ра, уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить» (Мф.10:28). По­сле пы­ток му­че­ни­ков бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, но Гос­подь и от ог­ня со­хра­нил их. На­ко­нец, бра­та обез­гла­ви­ли, а сест­ра скон­ча­лась от мук.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/882

☦️
Мученик Феоте́кн Антиохийский.
Свя­той му­че­ник Фео­текн был зна­ме­ни­тым во­е­на­чаль­ни­ком в Ан­тио­хии при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305–311). Од­на­жды им­пе­ра­тор при­был в Ан­тио­хию и по­тре­бо­вал, чтобы все жи­те­ли при­нес­ли жерт­вы язы­че­ским бо­гам. Хри­сти­а­нин Фео­текн от­ка­зал­ся вы­пол­нить этот при­каз. То­гда им­пе­ра­тор, глу­мясь над ве­рой Хри­сто­вой, ве­лел одеть Фео­тек­на в жен­скую одеж­ду и за­ста­вил его прясть вме­сте с ра­бы­ня­ми. Через три неде­ли им­пе­ра­тор при­звал к се­бе Фео­тек­на, ду­мая, что уни­же­ние сло­ми­ло его дух, но вновь услы­шал ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва. «Ты по­гу­бишь свою жизнь, ес­ли не по­ко­ришь­ся», – угро­жал Мак­си­ми­ан. Фео­текн мол­чал. То­гда им­пе­ра­тор, оже­сто­чив­шись, при­ка­зал жечь му­че­ни­ку но­ги и ре­зать жи­лы, а за­тем бро­сить его в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Но как толь­ко Фео­текн ока­зал­ся в кот­ле, пла­мя под ним по­гас­ло, а жар в кот­ле мгно­вен­но остыл. Ужас охва­тил им­пе­ра­то­ра. Не же­лая бо­лее ис­пы­ты­вать му­че­ни­ка, он от­пра­вил его в тем­ни­цу и по­ру­чил сво­е­му сот­ни­ку рас­пра­вить­ся с по­движ­ни­ком.
В тем­ни­це вме­сте с Фео­тек­ном ока­за­лась хри­сти­ан­ка-ис­по­вед­ни­ца Алек­сандра. Фео­текн по­мог ей бе­жать из за­то­че­ния. Узнав об этом, сот­ник под­верг Фео­тек­на звер­ским пыт­кам и, на­ко­нец, при­ка­зал бро­сить в мо­ре с кам­нем на шее. Через неко­то­рое вре­мя близ го­ро­да Ру­со­ва на Ки­ли­кий­ском по­бе­ре­жье бы­ли об­ре­те­ны чест­ные мо­щи му­че­ни­ка и со­вер­ше­но хри­сти­ан­ское по­гре­бе­ние.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/884

☦️
Преподобный Вассиа́н (Васи́лий) Константинопольский игумен.
Пре­по­доб­ный Вас­си­ан ро­дил­ся в во­сточ­ной Си­рии. Он под­ви­зал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, где в то вре­мя пра­вил бла­го­че­сти­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457). Два именитых мужа Север и Иоанн дали ему средства построить в Константинополе монастырь. Преподобный еще при жизни прославился своими добродетелями и чудотворениями. Многие, внимая ему, отреклись от мира и приняли иночество. Число учеников преподобного Вассиана достигло до 300 человек. Сре­ди них бы­ла и пре­по­доб­ная Мат­ро­на, пе­ре­оде­тая в муж­ское пла­тье (па­мять 9 но­яб­ря). Многих он избавил от власти диавола и привел к Богу, изгонял бесов, исцелял недуги и творил другие бесчисленные чудеса. В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Вас­си­ан до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, про­сла­вив­шись доб­ро­де­тель­ной жиз­нью и чу­де­са­ми, и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Преподобный Фео́фил Тивериопольский, Константинопольский.
Свя­той Фе­о­фил ис­по­вед­ник про­ис­хо­дил из окрест­но­стей Ти­ве­ри­а­ды. В три­на­дца­ти­лет­нем воз­расте свя­той тай­но ушел из до­ма в Лав­ру на Се­лен­тий­ской го­ре, где ду­хов­но воз­рас­тал под ру­ко­вод­ством свя­то­го стар­ца Сте­фа­на. Через три го­да свя­той Фе­о­фил при­нял по­стриг в ино­че­ский чин. Ко­гда ро­ди­те­ли свя­то­го узна­ли, где на­хо­дит­ся их сын, то при­шли в оби­тель и про­си­ли игу­ме­на от­пу­стить Фе­о­фи­ла и несколь­ких бра­тьев, чтобы они мог­ли ос­но­вать но­вый мо­на­стырь по­бли­же к его род­но­му до­му. Игу­мен по­ве­лел всем ино­кам со­блю­дать пост и мо­лить­ся, чтобы по­лу­чить зна­ме­ние. На тре­тий день в хра­ме был услы­шан глас, бла­го­слов­ляв­ший от­пу­стить Фе­о­фи­ла, ибо ему над­ле­жа­ло про­сла­вить­ся мно­ги­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми в но­вой оби­те­ли.
На­сту­пи­ло вре­мя прав­ле­ния без­за­кон­но­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (717–741). Свя­той Фе­о­фил от­кры­то вос­стал про­тив ико­но­бор­че­ско­го безу­мия. По им­пе­ра­тор­ско­му по­ве­ле­нию свя­то­го под­верг­ли из­би­е­нию, свя­зан­ным во­ди­ли, как пре­ступ­ни­ка, по го­ро­ду. За­тем им­пе­ра­тор пе­ре­дал Фе­о­фи­ла в рас­по­ря­же­ние сво­е­го са­нов­ни­ка Ипа­тия. Тот вся­че­ски по­нуж­дал ис­по­вед­ни­ка от­речь­ся от свя­тых икон, но не смог по­ко­ле­бать его. На­про­тив, свя­той Фе­о­фил су­мел пе­ре­убе­дить са­мо­го Ипа­тия. Он при­вел в до­ка­за­тель­ство мед­но­го змия, воз­двиг­ну­то­го Мо­и­се­ем, утвер­жде­ние хе­ру­ви­мов над Ков­че­гом За­ве­та, на­ко­нец на­пом­нил, как Сам Спа­си­тель да­ро­вал кня­зю Эдес­сы Ав­га­рю Свой Неру­ко­твор­ный Об­раз. Вра­зум­лен­ный этой бе­се­дой Ипа­тий до­бил­ся у им­пе­ра­то­ра раз­ре­ше­ния осво­бо­дить свя­то­го. Ис­по­вед­ник вер­нул­ся в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь. Там он про­жил недол­го, в 716 го­ду свя­той Фе­о­фил мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/883

☦️
Святитель Амфило́хий Печерский, Владимиро-Волынский епископ.
Святитель Амфило́хий, епископ Печерский, Владимиро-Волынский. Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий епи­скоп­ство­вал в од­ной из древ­ней­ших рус­ских епар­хий – Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ской, учре­жден­ной еще свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром. Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий был тре­тьим ар­хи­пас­ты­рем на этой ка­фед­ре. Пер­вым Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ским епи­ско­пом был Сте­фан, по­став­лен­ный са­мим рав­ноап­о­столь­ным Вла­ди­ми­ром; его пре­ем­ни­ком – пре­по­доб­ный игу­мен Пе­чер­ский Сте­фан (па­мять 27 ап­ре­ля), вос­при­яв­ший игу­мен­ство от пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять 3 мая). Свя­ти­тель Ам­фи­ло­хий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па 27 ав­гу­ста 1105 го­да мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Ни­ки­фо­ром (1103–1121) и сем­на­дцать лет управ­лял Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ской паст­вой. Все­го несколь­ко по­ко­ле­ний от­де­ля­ли его вре­мя от Кре­ще­ния Ру­си, и свя­ти­те­лю при­шлось нема­ло по­тру­дить­ся в об­ра­ще­нии ко Хри­сту языч­ни­ков, а так­же в ис­ко­ре­не­нии язы­че­ских суе­ве­рий у но­во­кре­ще­ных и уми­ре­нию кня­же­ских меж­до­усо­биц.
Оста­вив свя­ти­тель­ство, он про­дол­жил слу­же­ние Бо­гу в пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, где и скон­чал­ся в 1122 го­ду. Празд­но­ва­ние его па­мя­ти – 10 ок­тяб­ря, сов­мест­но с дру­ги­ми свя­ты­ми Во­лын­ско­го края, бы­ло уста­нов­ле­но в 1831 го­ду, по­сле воз­вра­ще­ния По­ча­ев­ской Лав­ры на Во­лы­ни к пра­во­сла­вию.

☦️
Блаженный Андре́й Тотемский, Христа ради юродивый.
(большой текст)
Бла­жен­ный Ан­дрей ро­дил­ся в июне 1638 г. в кре­стьян­ской се­мье Усть-Тол­шем­ско­го при­хо­да, верст на 50 от­сто­я­ще­го от го­ро­да Тотьмы (уезд­ный го­род Во­ло­год­ской гу­бер­нии). Кре­стьяне-ро­ди­те­ли не мог­ли дать сы­ну об­ра­зо­ва­ния, ко­то­ро­го то­гда и не бы­ло на Ру­си, не да­ли да­же про­стой гра­мот­но­сти, сла­бо рас­про­стра­нен­ной в то­гдаш­ней де­ревне сре­ди кре­стьян. Но несо­мнен­но, они вос­пи­та­ли в нем дет­ски чи­стую ве­ру в Бо­га, твер­дую и неиз­мен­ную; при­учи­ли сы­на бо­ять­ся Бо­га, мо­лить­ся Ему и Его угод­ни­кам, хо­дить в цер­ковь, стро­го со­блю­дать по­сты – на­учи­ли все­му то­му, в чем са­ми по­ла­га­ли сущ­ность ве­ры Хри­сто­вой. Во все вос­крес­ные и празд­нич­ные дни ро­ди­те­ли бла­жен­но­го Ан­дрея по­сы­ла­ли его в при­ход­скую цер­ковь, неда­ле­ко от­сто­я­щую от се­ла Усть-Тол­шем­ско­го. И цер­ковь сде­ла­лась един­ствен­ной шко­лой для бла­жен­но­го от­ро­ка. Здесь он ско­ро при­об­рел пер­вые по­зна­ния о Бо­ге, и лю­бовь к Нему проч­но, на всю жизнь утвер­ди­лась в его дет­ском серд­це. Бла­го­че­сти­вым от­ро­ком овла­де­ла мысль о необ­хо­ди­мо­сти слу­жить од­но­му Бо­гу; все ду­мы и де­ла­ния маль­чи­ка на­прав­ля­лись к то­му, чтобы слу­же­ние Ему по­ста­вить един­ствен­ной за­да­чей жиз­ни и най­ти сред­ства осу­ще­ствить эту за­да­чу. В хра­ме он услы­хал, что мир весь во зле ле­жит (1Ин.5,19), и по­то­му по­ки­нул мир; услы­хал еще, что ис­тин­ный слу­га и по­сле­до­ва­тель Хри­ста дол­жен оста­вить от­ца и ма­терь (Мф.19,29), и по­то­му ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в пу­стын­ные ме­ста, жил там, как пти­ца, не за­бо­тясь о пи­ще, ду­мая толь­ко о Бо­ге и об уго­жде­нии Ему. Мир­ская жизнь уже не стес­ня­ла те­перь бла­жен­но­го, и он сво­бод­но пре­дал­ся мо­лит­ве.
Уход из до­ма ро­ди­те­лей был пер­вой жерт­вой свя­то­го Ан­дрея Бо­гу, и с это­го на­ча­лись его по­дви­ги. Неиз­вест­но, сколь­ко вре­ме­ни про­был в уеди­не­нии бла­жен­ный, но ко­гда он воз­вра­тил­ся, то не за­стал уже в жи­вых сво­их ро­ди­те­лей. С их смер­тью по­рва­лась по­след­няя связь его с ми­ром: ни­что те­перь не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го к род­но­му се­лу, и он ре­шил­ся на­все­гда оста­вить ро­ди­ну. Он ушел в Га­лич­ский Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Дав­но этот мо­на­стырь сла­вил­ся бла­го­че­сти­вой жиз­нью сво­их ино­ков, и бла­жен­ный Ан­дрей хо­тел под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев про­дол­жать там свои по­дви­ги. Он при­шел в мо­на­стырь и, не от­кры­вая сво­е­го зва­ния, по­се­лил­ся у од­но­го ино­ка. Нели­це­мер­ное сми­ре­ние при­шель­ца и стро­гое бла­го­че­стие об­ра­ти­ло на него вни­ма­ние бра­тии. Дол­го при­смат­ри­вал­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею инок, у ко­то­ро­го он по­се­лил­ся, и ко­гда уве­рил­ся в его ис­крен­нем бла­го­че­стии и тер­пе­нии, ска­зал о бла­жен­ном на­стоя­те­лю. На­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был в то вре­мя Сте­фан. Ча­сто бе­се­дуя с мо­ло­дым по­слуш­ни­ком, на­сто­я­тель уви­дел в нем из­бран­ни­ка Бо­жия и по­нял, что для от­ро­ка ма­ло по­дви­гов в ти­ши мо­на­стыр­ской кел­лии, что он в со­сто­я­нии вы­пол­нить по­дви­ги бо­лее труд­ные, и бла­го­сло­вил его без­молв­ство­вать.
Ка­за­лось бы, бла­жен­ный Ан­дрей до­стиг те­перь пол­ной воз­мож­но­сти слу­жить еди­но­му Бо­гу и со­вер­шен­но ушел от ми­ра. В ти­шине мо­на­сты­ря ни­что не ме­ша­ло ему пре­да­вать­ся мо­лит­ве и раз­мыш­ле­нию о Бо­ге; но бла­жен­ный не удо­вле­тво­рил­ся этим и стре­мил­ся к боль­ше­му. По со­ве­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте – ед­ва ли не са­мый труд­ный из всех ви­дов хри­сти­ан­ско­го по­движ­ни­че­ства. С непре­стан­ной мо­лит­вой на ус­тах, с по­сто­ян­ной ду­мой о Бо­ге бла­жен­ный стал об­хо­дить окрест­ные го­ро­да и оби­те­ли для по­кло­не­ния свя­ты­ням. Бо­сой, в вет­хой разо­дран­ной одеж­де, хо­дил он зи­мой и ле­том, не имея, где гла­вы при­к­ло­нить. Пи­щей бла­жен­но­го бы­ли хлеб и во­да, да и тех он при­ни­мал лишь по­столь­ку, чтобы не по­ме­реть с го­ло­да. Окон­чив свое пу­те­ше­ствие по оби­те­лям, бла­жен­ный сно­ва воз­вра­щал­ся в Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь, где на­хо­дил все­гда при­ют и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство со сто­ро­ны бла­го­че­сти­во­го на­сто­я­те­ля. Сте­фан, как и преж­де, ча­сто бе­се­до­вал с ним, укреп­лял его в труд­ном по­дви­ге, на­став­лял с тер­пе­ни­ем пе­ре­но­сить слу­чав­ши­е­ся скор­би. В этих бе­се­дах бла­жен­ный Ан­дрей на­хо­дил под­держ­ку и укреп­ле­ние к со­вер­ше­нию но­вых по­дви­гов. Так жил он то в мо­на­сты­ре, то в хож­де­ни­ях по оби­те­лям, до кон­чи­ны Сте­фа­на Га­лич­ско­го. По­сле смер­ти лю­би­мо­го на­сто­я­те­ля уже ни­что не при­вя­зы­ва­ло бла­жен­но­го Ан­дрея к Вос­кре­сен­ско­му мо­на­сты­рю, и он ушел от­ту­да.
Необык­но­вен­ная жизнь бла­жен­но­го об­ра­ти­ла на се­бя вни­ма­ние на­ро­да. Ста­ли до­га­ды­вать­ся о его бо­го­угод­ной жиз­ни, и мол­ва о че­ло­ве­ке Бо­жи­ем на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по окрест­но­стям. Но это так­же по­буж­да­ло по­движ­ни­ка оста­вить Га­лич. Из­бе­гая сла­вы люд­ской, бла­жен­ный Ан­дрей ушел от­ту­да в Тоть­му и по­се­лил­ся близ церк­ви в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, на бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны. В Тотьме ни­кто его не знал, и по­то­му с боль­шим удоб­ством он про­дол­жал здесь свои ве­ли­кие по­дви­ги. Но­чи бла­жен­ный Ан­дрей про­во­дил в мо­лит­ве, а днем как юро­ди­вый бе­гал по го­ро­ду, со­би­рая ми­ло­сты­ню. Са­мо­му бла­жен­но­му нуж­но бы­ло очень ма­ло, лишь бы не по­ме­реть с го­ло­да, по­это­му боль­шую часть по­лу­ча­е­мых по­да­я­ний он раз­де­лял с дру­ги­ми ни­щи­ми. Одеж­дой бла­жен­но­го Ан­дрея бы­ло разо­дран­ное ру­би­ще, ко­то­рое толь­ко при­кры­ва­ло его те­ло, не за­щи­щая от до­ждя и мо­ро­за. Обу­ви он ни­ко­гда не но­сил: хо­дил бо­сым и зи­му, и ле­то. По­двиг юрод­ства тру­ден глав­ным об­ра­зом еще тем, что нера­зум­ные лю­ди под­вер­га­ют Хри­ста ра­ди юро­ди­вых, как безум­ных, на­смеш­кам и оскорб­ле­ни­ям, по­ру­га­нию и по­бо­ям; это при­шлось ис­пы­тать и бла­жен­но­му Ан­дрею. Но он тер­пел все, по­то­му что, ду­мая по­сто­ян­но толь­ко о Бо­ге, к Нему на­прав­ляя все си­лы сво­е­го ду­ха, бла­жен­ный за­бы­вал се­бя, ни во что вме­няя го­лод, хо­лод, оби­ды, на­смеш­ки и по­бои – вся­кие го­ре­сти и скор­би сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни.
И не на­прас­ны бы­ли по­дви­ги бла­жен­но­го Ан­дрея. В на­гра­ду за них он по­лу­чил от Гос­по­да обиль­ные да­ры ду­хов­ные. Уже при жиз­ни сво­ей свя­той про­явил ве­ли­кую си­лу чу­до­тво­ре­ний, и мно­гие боль­ные по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние по его мо­лит­вам.
Шел раз бла­жен­ный Ан­дрей на празд­ник свя­то­го ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на (27 де­каб­ря) в свое род­ное се­ло Усть-Тол­шем­ское. Сто­ял де­кабрь, са­мое хо­лод­ное вре­мя зи­мы, а на бла­жен­ном бы­ла, по обык­но­ве­нию, вет­хая разо­дран­ная одеж­да, ед­ва при­кры­вав­шая на­го­ту. Си­бир­ские ино­род­цы, ко­че­вав­шие в то вре­мя на ре­ке Су­хоне, встре­ти­ли его на до­ро­ге и, ви­дя бо­со­го, по­лу­оде­то­го че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го по ко­ле­на в сне­гу, до­га­да­лись, что это бла­жен­ный Ан­дрей. По слу­ху зна­ли они о том, что в Тотьме есть угод­ник Бо­жий, слы­ха­ли о его по­дви­гах, о чу­де­сах, через него со­вер­шав­ших­ся, и по­то­му узна­ли бла­жен­но­го. Их стар­ши­на Аж­ба­кай, во Свя­том Кре­ще­нии на­зван­ный Ав­ра­ами­ем, стра­дал в это вре­мя гла­за­ми и, зная о чу­де­сах бла­жен­но­го Ан­дрея, на­чал про­сить его о сво­ем ис­це­ле­нии. В на­гра­ду за ис­це­ле­ние Аж­ба­кай обе­щал мно­го де­нег. Но бла­жен­ный ни­че­го не взял и по­бе­жал, не от­ве­тив ни сло­ва на его прось­бу. То­гда стар­ши­на ино­род­цев по­тер гла­за сне­гом, на ко­то­ром сто­ял юро­ди­вый, и по­лу­чил ис­це­ле­ние.
То­тем­ский во­е­во­да Ми­ха­ил Гри­горь­е­вич Рти­щев дол­го стра­дал силь­ны­ми го­лов­ны­ми бо­ля­ми. Не по­лу­чая ни­от­ку­да по­мо­щи, во­е­во­да об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Ан­дрею и, при­звав его в свой дом, про­сил его по­мо­лить­ся. Бла­жен­ный ве­лел во­е­во­де при­ло­жить­ся к об­ра­зу Спа­си­те­ля, на­хо­див­ше­му­ся в его ком­на­те, и ко­гда он при­ло­жил­ся к свя­той иконе, то по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым.
На бе­ре­гу ре­ки Су­хо­ны в Тотьме обык­но­вен­но со­би­ра­лись го­род­ские де­ти и иг­ра­ли в свай­ку. Во вре­мя иг­ры они ча­сто спо­ри­ли меж­ду со­бою и, так за­спо­рив од­на­жды, бес­пре­стан­но сквер­но­сло­ви­ли. Бла­жен­ный Ан­дрей слы­шал это из сво­ей хи­жи­ны и, не по­тер­пя их сквер­но­сло­вия, по­гнал де­тей прочь. Де­ти по­бе­жа­ли от него, но один из них об­ру­гал свя­то­го и уда­рил же­лез­ной свай­кою. Гос­подь со­хра­нил бла­жен­но­го от уда­ра без вре­да, но дерз­ко­го маль­чи­ка немед­лен­но на­ка­зал. Тут же с кри­ком упал он на зем­лю и ско­ро умер.
10 лет бла­жен­ный Ан­дрей юрод­ство­вал Хри­ста ра­ди. Скон­чал­ся он в мо­ло­дых го­дах, все­го 35 лет от ро­ду, ве­ро­ят­но, ис­то­щив свое те­ло тя­же­лы­ми по­дви­га­ми. Кон­чи­на его бы­ла мир­ной и непо­стыд­ной. Пре­дузнав за­ра­нее день сво­ей смер­ти, бла­жен­ный при­го­то­вил­ся к ней. При­звав сво­е­го дру­га – по­но­ма­ря Вос­кре­сен­ской церк­ви Иоан­на Иа­ко­вле­ва, он от­дал ему свое по­смерт­ное за­ве­ща­ние и по­том встал на мо­лит­ву. Дол­го мо­лил­ся он о цар­ству­ю­щем гра­де, о го­ро­дах рус­ских, о всем ми­ре пра­во­слав­ном, и усерд­на бы­ла пред­смерт­ная мо­лит­ва свя­то­го. Окон­чив мо­лит­ву, бла­жен­ный про­сил се­бе про­ще­ния, за­тем по­про­сил при­гла­сить свя­щен­ни­ка для ис­по­ве­ди. Ко­гда свя­щен­ник окон­чил ис­по­ведь и при­ча­стил бла­жен­но­го Ан­дрея Свя­тых Та­ин, по­движ­ник на­чал скло­нять­ся как бы ко сну и, по­до­звав к се­бе Иоан­на Иа­ко­вле­ва, ска­зал: «Брат, при­шло вре­мя раз­лу­че­ния ду­ши с те­лом: при­го­товь все нуж­ное для мо­е­го по­гре­бе­ния».
С глу­бо­кой скор­бью за­жег Иоанн лам­па­ду пе­ред об­ра­зом и по­ку­рил в ком­на­те фимиа­мом. Ви­дя, что бла­жен­ный на­чал кон­чать­ся, он со сле­за­ми по­це­ло­вал ру­ку уми­ра­ю­ще­го и нена­дол­го вы­шел из ком­на­ты. Воз­вра­тив­шись сно­ва, он на­шел бла­жен­но­го Ан­дрея уже умер­шим и ком­на­ту – на­пол­нен­ной бла­го­уха­ни­ем. Кон­чи­на бла­жен­но­го Ан­дрея по­сле­до­ва­ла 10 ок­тяб­ря 1673 г. Весть о ней ско­ро раз­нес­лась по окрест­ным го­ро­дам и се­ле­ни­ям, и мно­же­ство на­ро­да со­бра­лось ко гро­бу по­движ­ни­ка. Все уви­де­ли яс­ное, спо­кой­ное ли­цо бла­жен­но­го, по­ня­ли дей­ствие на нем Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти и про­сла­ви­ли Бо­га. Мно­гие вспом­ни­ли то­гда чу­дес­ные яв­ле­ния им бла­жен­но­го Ан­дрея, по­лу­чен­ные ис­це­ле­ния по его мо­лит­вам, вспом­ни­ли ска­зан­ные им сло­ва, на ко­то­рые преж­де не об­ра­ща­ли вни­ма­ние и ко­то­рые сбы­лись в свое вре­мя. Вспом­нив все это, знав­шие бла­жен­но­го убе­ди­лись, что сре­ди них жил угод­ник Бо­жий, ис­тин­ный че­ло­век Бо­жий, и с ве­ли­ким по­че­том по­хо­ро­ни­ли его те­ло под ко­ло­коль­ней Вос­кре­сен­ской церк­ви.
Вско­ре по­сле кон­чи­ны бла­жен­но­го Ан­дрея Гос­подь про­сла­вил его да­ром чу­до­тво­ре­ний. Ме­сто по­гре­бе­ния его сде­ла­лось ис­точ­ни­ком ис­це­ле­ний, и мно­го боль­ных при­хо­ди­ло ту­да за по­мо­щью. Боль­ные бра­ли зем­лю с мо­ги­лы бла­жен­но­го, и зем­ля эта по мо­лит­вам его воз­вра­ща­ла им здо­ро­вье. Жи­те­ли го­ро­да Тоть­мы ви­де­ли эти чу­де­са, и сре­ди них с каж­дым го­дом рос­ло глу­бо­кое бла­го­го­ве­ние к па­мя­ти по­чив­ше­го свя­то­го. Это по­бу­ди­ло их про­сить о по­строй­ки церк­ви над гро­бом бла­жен­но­го. 20 ок­тяб­ря 1707 г. ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко­устюж­ский Иосиф дал на это раз­ре­ше­ние, и цер­ковь бы­ла по­стро­е­на. Так как бла­жен­ный Ан­дрей не был при­чис­лен то­гда к ли­ку свя­тых, то цер­ковь бы­ла по­стро­е­на не во имя его, а во имя его Ан­ге­ла, свя­то­го му­че­ни­ка Ан­дрея Стра­ти­ла­та (па­мять 19 ав­гу­ста/1 сен­тяб­ря). В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи бла­жен­но­го Ан­дрея по­чи­ва­ют под спу­дом в ка­мен­ной Успен­ской церк­ви го­ро­да Тотьмы, у ле­во­го кли­ро­са. Па­мять бла­жен­но­го чтит­ся мест­но.

Некоторые из по­смерт­ных чу­дес бла­жен­но­го Ан­дрея:
Жи­тель Тотьмы Си­ме­он Бо­ло­нин пол­го­да был бо­лен; во вре­мя бо­лез­ни у него от­ня­лась но­га и он был не в си­лах хо­дить. Ча­сто мо­лил­ся Си­ме­он бла­жен­но­му Ан­дрею, про­ся по­мо­щи, и вот раз он ви­дит во сне, буд­то он в церк­ви и мо­лит­ся бла­жен­но­му око­ло его гро­ба, а на гро­бе сто­ит ча­ша, пол­ная зем­ли. Вдруг из гро­ба по­слы­шал­ся го­лос: «Си­ме­он, возь­ми из ча­ши обе­и­ми ру­ка­ми и пе­ре­сы­пай с ру­ки на ру­ку». Ко­гда боль­ной ис­пол­нил это, то зем­ля в его ру­ках сде­ла­лась му­кою, и он стал про­сить бла­жен­но­го Ан­дрея об ис­це­ле­нии. Проснув­шись, Си­ме­он по­чув­ство­вал неко­то­рое об­лег­че­ние от бо­лез­ни и мог прид­ти в цер­ковь ко гро­бу чу­до­твор­ца, где и по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние.
Кре­стьян­ка То­тем­ско­го уез­да Пе­ла­гия Пу­до­ва дол­го стра­да­ла ли­хо­рад­кой. Од­на­жды ве­че­ром явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, по­до­шел к ее по­сте­ли и ска­зал: «Обе­щай­ся схо­дить к бла­жен­но­му Ан­дрею, что на Тотьме, у Вос­кре­се­ния Хрис­то­ва, близ ре­ки Су­хо­ны; при­ло­жись ко гро­бу его и бу­дешь здо­ро­ва». Об­ра­до­ван­ная жен­щи­на со сле­за­ми на­ча­ла мо­лить­ся свя­то­му, по­чув­ство­ва­ла се­бя здо­ро­вой, но по­за­бы­ла свое обе­ща­ние. Через два дня она опять сде­ла­лась боль­ной ху­же преж­не­го и сно­ва во сне явил­ся ей бла­жен­ный Ан­дрей, на этот раз с Еван­ге­ли­ем в ру­ках. «Что же ты не при­шла по­мо­лить­ся бла­жен­но­му?» – ска­зал свя­той. «Свят­че Бо­жий, про­сти ме­ня, греш­ную», – от­ве­ти­ла кре­стьян­ка, вспом­нив свое обе­ща­ние. Свя­той дал ей при­ло­жить­ся к Еван­ге­лию, взял ее за ру­ку и под­нял с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вой.
Бла­жен­ный Ан­дрей со­хра­нил скот кре­стья­ни­на То­тем­ско­го уез­да Ма­ксима Руч­ко­ва. Во вре­мя скот­ско­го па­де­жа, сви­реп­ство­вав­ше­го в этой де­ревне, свя­той явил­ся это­му кре­стья­ни­ну и ска­зал: «Раб Бо­жий, по­мо­лись бла­жен­но­му Ан­дрею То­тем­ско­му и скот бу­дет цел». Об­ра­до­ван­ный кре­стья­нин ис­пол­нил при­ка­за­ние свя­то­го, и скот его дей­стви­тель­но не по­стра­дал.
Так про­сла­вил Гос­подь Сво­е­го сми­рен­но­го угод­ни­ка.

☦️
Святитель Инноке́нтий Пензенский (Смирнов) епископ.
Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий (Смир­нов), епи­скоп Пен­зен­ский, ро­дил­ся в 1784 го­ду в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля. Учё­ный по при­зва­нию, он был че­ло­ве­ком крот­ким, рас­по­ло­жен­ным к мо­лит­вен­но­му де­ла­нию и ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.
Бу­дучи про­фес­со­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, он на­пи­сал двух­том­ный труд под на­зва­ни­ем «На­чер­та­ние цер­ков­ной ис­то­рии от биб­лей­ских вре­мён до 18 ве­ка», ко­то­рый пол­сто­ле­тия слу­жил ру­ко­вод­ством в цер­ков­ных шко­лах.
Вла­ды­ка был дру­жен с мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том (Дроз­до­вым). Как де­я­тель­ный про­тив­ник мод­но­го то­гда ми­сти­циз­ма, он был уда­лён из Санкт-Пе­тер­бур­га на епи­скоп­скую ка­фед­ру сна­ча­ла в Уфу, а за­тем в Пен­зу. На­род его по­чи­тал за ас­ке­ти­че­ское жи­тие и чу­де­са, со­вер­ша­е­мые по его мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству.
Свя­ти­тель скон­чал­ся 10 ок­тяб­ря 1819 го­да.

Творения
https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Penzenskij/
• Догматы истинной веры. Символ веры
Поучения, извлеченные из речей преосвященного Иннокентия
• Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского
• Богословие деятельное
• Письма

☦️
Преподобный Амвро́сий Оптинский.
Алек­сандр Грен­ков, бу­ду­щий отец Ам­вро­сий, ро­дил­ся 21 или 23 но­яб­ря 1812 го­да в ду­хов­ной се­мье се­ла Боль­шие Ли­по­ви­цы Там­бов­ской епар­хии. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, он за­тем про­шел успеш­но курс в ду­хов­ной се­ми­на­рии. Од­на­ко не по­шел ни в Ду­хов­ную ака­де­мию, ни в свя­щен­ни­ки. Неко­то­рое вре­мя он был до­маш­ним учи­те­лем в од­ной по­ме­щи­чьей се­мье, а за­тем пре­по­да­ва­те­лем Ли­пец­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Об­ла­дая жи­вым и ве­се­лым ха­рак­те­ром, доб­ро­тою и ост­ро­уми­ем, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был очень лю­бим сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми и со­слу­жив­ца­ми. В по­след­нем клас­се се­ми­на­рии ему при­шлось пе­ре­не­сти опас­ную бо­лезнь, и он дал обет по­стричь­ся в мо­на­хи, ес­ли вы­здо­ро­ве­ет.
По вы­здо­ров­ле­нии он не за­был сво­е­го обе­та, но несколь­ко лет от­кла­ды­вал его ис­пол­не­ние, «жал­ся», по его вы­ра­же­нию. Од­на­ко со­весть не да­ва­ла ему по­коя. И чем боль­ше про­хо­ди­ло вре­ме­ни, тем му­чи­тель­нее ста­но­ви­лись уко­ры со­ве­сти. Пе­ри­о­ды без­за­бот­но­го ве­се­лья и бес­печ­но­сти сме­ня­лись пе­ри­о­да­ми острой тос­ки и гру­сти, уси­лен­ной мо­лит­вы и слез. Од­на­жды, бу­дучи уже в Ли­пец­ке, гу­ляя в со­сед­нем ле­су, он, стоя на бе­ре­гу ру­чья, яв­ствен­но рас­слы­шал в его жур­ча­нье сло­ва: «Хва­ли­те Бо­га, лю­би­те Бо­га…»
До­ма, уеди­ня­ясь от лю­бо­пыт­ных взо­ров, он пла­мен­но мо­лил­ся Бо­жи­ей Ма­те­ри про­све­тить его ум и на­пра­вить его во­лю. Во­об­ще он не об­ла­дал на­стой­чи­вою во­лею и уже в ста­ро­сти го­во­рил сво­им ду­хов­ным де­тям: «Вы долж­ны слу­шать­ся ме­ня с пер­во­го сло­ва. Я – че­ло­век уступ­чи­вый. Ес­ли бу­де­те спо­рить со мною, я мо­гу усту­пить вам, но это не бу­дет вам на поль­зу». Из­не­мо­гая от сво­ей нере­ши­мо­сти, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич от­пра­вил­ся за со­ве­том к про­жи­вав­ше­му в той мест­но­сти из­вест­но­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну. «Иди в Оп­ти­ну, – ска­зал ему ста­рец, – и бу­дешь опы­тен». Грен­ков по­слу­шал­ся. Осе­нью 1839 го­да он при­был в Оп­ти­ну Пу­стынь, где был лас­ко­во при­нят стар­цем Львом.
Вско­ре он при­нял по­стриг и был на­ре­чен Ам­вро­си­ем, в па­мять свя­ти­те­ля Ме­дио­лан­ско­го, за­тем был ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­на и позд­нее – во иеро­мо­на­ха. Ко­гда отец Ма­ка­рий на­чал свое де­ло из­да­тель­ства, о. Ам­вро­сий, окон­чив­ший се­ми­на­рию и зна­ко­мый с древни­ми и но­вы­ми язы­ка­ми (он знал пять язы­ков), был од­ним из его бли­жай­ших по­мощ­ни­ков. Ско­ро по­сле сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния он за­бо­лел. Бо­лезнь бы­ла на­столь­ко тя­же­ла и про­дол­жи­тель­на, что на­все­гда по­до­рва­ла здо­ро­вье от­ца Ам­вро­сия и по­чти при­ко­ва­ла его к по­сте­ли. Вслед­ствие сво­е­го бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния он до са­мой сво­ей кон­чи­ны не мог со­вер­шать ли­тур­гии и участ­во­вать в длин­ных мо­на­стыр­ских бо­го­слу­же­ни­ях.
По­стиг­шая о. Ам­вро­сия тя­же­лая бо­лезнь име­ла для него несо­мнен­но про­ви­ден­ци­аль­ное зна­че­ние. Она уме­ри­ла его жи­вой ха­рак­тер, предо­хра­ни­ла его, быть мо­жет, от раз­ви­тия в нем са­мо­мне­ния и за­ста­ви­ла его глуб­же вой­ти в се­бя, луч­ше по­нять и са­мо­го се­бя, и че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Неда­ром же впо­след­ствии о. Ам­вро­сий го­во­рил: «Мо­на­ху по­лез­но бо­леть. И в бо­лез­ни не на­до ле­чить­ся, а толь­ко под­ле­чи­вать­ся!» По­мо­гая стар­цу Ма­ка­рию в из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти, о. Ам­вро­сий и по­сле его кон­чи­ны про­дол­жал за­ни­мать­ся этою де­я­тель­но­стью. Под его ру­ко­вод­ством бы­ли из­да­ны: «Ле­стви­ца» преп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, пись­ма и жиз­не­опи­са­ние о. Ма­ка­рия и дру­гие кни­ги. Но не из­да­тель­ская де­я­тель­ность бы­ла сре­до­то­чи­ем стар­че­ских тру­дов о. Ам­вро­сия. Его ду­ша ис­ка­ла жи­во­го, лич­но­го об­ще­ния с людь­ми, и он ско­ро стал при­об­ре­тать сла­ву опыт­но­го на­став­ни­ка и ру­ко­во­ди­те­ля в де­лах не толь­ко ду­хов­ной, но и прак­ти­че­ской жиз­ни. Он об­ла­дал необык­но­вен­но жи­вым, ост­рым, на­блю­да­тель­ным и про­ни­ца­тель­ным умом, про­свет­лен­ным и углуб­лен­ным по­сто­ян­ною со­сре­до­то­чен­ною мо­лит­вою, вни­ма­ни­ем к се­бе и зна­ни­ем по­движ­ни­че­ской ли­те­ра­ту­ры. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей его про­ни­ца­тель­ность пе­ре­хо­ди­ла в про­зор­ли­вость. Он глу­бо­ко про­ни­кал в ду­шу сво­е­го со­бе­сед­ни­ка и чи­тал в ней, как в рас­кры­той кни­ге, не нуж­да­ясь в его при­зна­ни­ях. Ли­цо его, кре­стья­ни­на-ве­ли­ко­рос­са, с вы­да­ю­щи­ми­ся ску­ла­ми и с се­дой бо­ро­дой, све­ти­лось ум­ны­ми и жи­вы­ми гла­за­ми. Со все­ми ка­че­ства­ми сво­ей бо­га­то ода­рен­ной ду­ши о. Ам­вро­сий, несмот­ря на свою по­сто­ян­ную бо­лезнь и хи­лость, со­еди­нял неис­ся­ка­е­мую жиз­не­ра­дост­ность и умел да­вать свои на­став­ле­ния в та­кой про­стой и шут­ли­вой фор­ме, что они лег­ко и на­все­гда за­по­ми­на­лись каж­дым слу­ша­ю­щим. Ко­гда это бы­ло необ­хо­ди­мо, он умел быть взыс­ка­тель­ным, стро­гим и тре­бо­ва­тель­ным, при­ме­няя «на­став­ле­ние» пал­кой или же на­кла­ды­вая на на­ка­зу­е­мо­го епи­ти­мью. Ста­рец не де­лал ни­ка­ко­го раз­ли­чия меж­ду людь­ми. Каж­дый имел к нему до­ступ и мог го­во­рить с ним: пе­тер­бург­ский се­на­тор и ста­рая кре­стьян­ка, про­фес­сор уни­вер­си­те­та и сто­лич­ная мод­ни­ца, Со­ло­вьев и До­сто­ев­ский, Леон­тьев и Тол­стой.
С ка­ки­ми толь­ко прось­ба­ми, жа­ло­ба­ми, с ка­ки­ми толь­ко сво­и­ми го­ре­стя­ми и нуж­да­ми ни при­хо­ди­ли к стар­цу лю­ди! При­хо­дит к нему мо­ло­дой свя­щен­ник, год то­му на­зад на­зна­чен­ный, по соб­ствен­но­му же­ла­нию, на са­мый по­след­ний при­ход в епар­хии. Не вы­дер­жал он ску­до­сти сво­е­го при­ход­ско­го су­ще­ство­ва­ния и при­шел к стар­цу про­сить бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­ме­ну ме­ста. Уви­дев его из­да­ли, ста­рец за­кри­чал: «Иди на­зад, отец! Он один, а вас двое!» Свя­щен­ник, недо­уме­вая, спро­сил стар­ца, что зна­чат его сло­ва. Ста­рец от­ве­тил: «Да ведь дья­вол, ко­то­рый те­бя ис­ку­ша­ет, один, а у те­бя по­мощ­ник – Бог! Иди на­зад и не бой­ся ни­че­го; греш­но ухо­дить с при­хо­да! Слу­жи каж­дый день ли­тур­гию, и все бу­дет хо­ро­шо!» Об­ра­до­ван­ный свя­щен­ник вос­пря­нул ду­хом и, вер­нув­шись на свой при­ход, тер­пе­ли­во по­вел там свою пас­тыр­скую ра­бо­ту и через мно­го лет про­сла­вил­ся как вто­рой ста­рец Ам­вро­сий.
Тол­стой по­сле бе­се­ды с о. Ам­вро­си­ем ра­дост­но ска­зал: «Этот о. Ам­вро­сий со­всем свя­той че­ло­век. По­го­во­рил с ним, и как-то лег­ко и от­рад­но ста­ло у ме­ня на ду­ше. Вот ко­гда с та­ким че­ло­ве­ком го­во­ришь, то чув­ству­ешь бли­зость Бо­га».
Дру­гой пи­са­тель, Ев­ге­ний По­го­жев (По­се­ля­нин) го­во­рил: «Ме­ня по­ра­зи­ла его свя­тость и та непо­сти­жи­мая без­дна люб­ви, ко­то­рые бы­ли в нем. И я, смот­ря на него, стал по­ни­мать, что зна­че­ние стар­цев – бла­го­слов­лять и одоб­рять жизнь и по­сы­ла­е­мые Бо­гом ра­до­сти, учить лю­дей жить счаст­ли­во и по­мо­гать им нести вы­па­да­ю­щие на их до­лю тя­го­сти, в чем бы они ни со­сто­я­ли». В. Ро­за­нов пи­сал: «Бла­го­де­я­ние от него льет­ся ду­хов­ное, да, на­ко­нец, и физи­че­ское. Все под­ни­ма­ют­ся ду­хом, толь­ко взи­рая на него… Са­мые прин­ци­пи­аль­ные лю­ди по­се­ща­ли его (о. Ам­вро­сия), и ни­кто не ска­зал ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го. Зо­ло­то про­шло через огонь скеп­ти­циз­ма и не по­туск­не­ло».
В стар­це в очень силь­ной сте­пе­ни бы­ла од­на рус­ская чер­та: он лю­бил что-ни­будь устро­ить, что-ни­будь со­здать. Он ча­сто на­учал дру­гих пред­при­нять ка­кое-ни­будь де­ло, и, ко­гда к нему при­хо­ди­ли са­ми за бла­го­сло­ве­ни­ем на по­доб­ную вещь част­ные лю­ди, он с го­ряч­но­стью при­ни­мал­ся об­суж­дать и да­вал не толь­ко бла­го­сло­ве­ние, но и доб­рый со­вет. Оста­ет­ся со­вер­шен­но непо­сти­жи­мым, от­ку­да брал отец Ам­вро­сий те глу­бо­чай­шие све­де­ния по всем от­рас­лям че­ло­ве­че­ско­го тру­да, ко­то­рые в нем бы­ли.
Внеш­няя жизнь стар­ца в Оп­тин­ском ски­ту про­те­ка­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом. День его на­чи­нал­ся ча­са в че­ты­ре-пять утра. В это вре­мя он звал к се­бе ке­лей­ни­ков, и чи­та­лось утрен­нее пра­ви­ло. Оно про­дол­жа­лось бо­лее двух ча­сов, по­сле че­го ке­лей­ни­ки ухо­ди­ли, а ста­рец, остав­шись один, пре­да­вал­ся мо­лит­ве и го­то­вил­ся к сво­е­му ве­ли­ко­му днев­но­му слу­же­нию. С де­вя­ти ча­сов на­чи­нал­ся при­ем: спер­ва мо­на­ше­ству­ю­щих, за­тем ми­рян. При­ем длил­ся до обе­да. Ча­са в два ему при­но­си­ли скуд­ную еду, по­сле ко­то­рой он час-пол­то­ра оста­вал­ся один. За­тем чи­та­лась ве­чер­ня, и до но­чи воз­об­нов­лял­ся при­ем. Ча­сов в 11 со­вер­ша­лось длин­ное ве­чер­нее пра­ви­ло, и не рань­ше по­лу­но­чи ста­рец оста­вал­ся, на­ко­нец, один. Отец Ам­вро­сий не лю­бил мо­лить­ся на ви­ду. Ке­лей­ник, чи­тав­ший пра­ви­ло, дол­жен был сто­ять в дру­гой ком­на­те. Од­на­жды, один мо­нах на­ру­шил за­пре­ще­ние и во­шел в кел­лию стар­ца: он уви­дел его си­дя­щим на по­сте­ли с гла­за­ми, устрем­лен­ны­ми в небо, и ли­цом, оси­ян­ным ра­до­стью.
Так в те­че­ние бо­лее трид­ца­ти лет, изо дня в день ста­рец Ам­вро­сий со­вер­шал свой по­двиг. В по­след­ние де­сять лет сво­ей жиз­ни он взял на се­бя еще од­ну за­бо­ту: ос­но­ва­ние и устрой­ство жен­ской оби­те­ли в Ша­мор­дине, в 12 вер­стах от Оп­ти­ны, где, кро­ме 1000 мо­на­хинь, име­лись еще при­ют и шко­ла для де­во­чек, бо­га­дель­ня для ста­рух и боль­ни­ца. Эта но­вая де­я­тель­ность бы­ла для стар­ца не толь­ко лиш­ней ма­те­ри­аль­ной за­бо­той, но и кре­стом, воз­ло­жен­ным на него Про­ви­де­ни­ем и за­кон­чив­шим его по­движ­ни­че­скую жизнь.
1891 год был по­след­ним в зем­ной жиз­ни стар­ца. Все ле­то это­го го­да он про­вел в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли, как бы спе­ша за­кон­чить и устро­ить там все неза­кон­чен­ное. Шли спеш­ные ра­бо­ты, но­вая на­сто­я­тель­ни­ца нуж­да­лась в ру­ко­вод­стве и ука­за­ни­ях. Ста­рец, по­ви­ну­ясь рас­по­ря­же­ни­ям кон­си­сто­рии, неод­но­крат­но на­зна­чал дни сво­е­го отъ­ез­да, но ухуд­ше­ние здо­ро­вья, на­сту­пав­шая сла­бость – след­ствие его хро­ни­че­ской бо­лез­ни – за­став­ля­ли его от­кла­ды­вать свой отъ­езд. Так про­тя­ну­лось де­ло до осе­ни. Вдруг при­шло из­ве­стие, что сам прео­свя­щен­ный, недо­воль­ный мед­ли­тель­но­стью стар­ца, со­би­ра­ет­ся при­е­хать в Ша­мор­ди­но и увез­ти его. Тем вре­ме­нем ста­рец Ам­вро­сий сла­бел с каж­дым днем. И вот – ед­ва прео­свя­щен­ный успел про­ехать по­ло­ви­ну пу­ти до Ша­мор­ди­на и оста­но­вил­ся но­че­вать в Пе­ре­мышль­ском мо­на­сты­ре, как ему по­да­ли те­ле­грам­му, из­ве­ща­ю­щую его о кон­чине стар­ца. Прео­свя­щен­ный из­ме­нил­ся в ли­це и сму­щен­но ска­зал: «Что же это зна­чит?» Был ве­чер 10 (22) ок­тяб­ря. Прео­свя­щен­но­му со­ве­то­ва­ли на дру­гой день вер­нуть­ся в Ка­лу­гу, но он от­ве­тил: «Нет, ве­ро­ят­но, та­ко­ва уж во­ля Бо­жия! Про­стых иеро­мо­на­хов ар­хи­ереи не от­пе­ва­ют, но это осо­бен­ный иеро­мо­нах – я хо­чу сам со­вер­шить от­пе­ва­ние стар­ца».
Бы­ло ре­ше­но пе­ре­вез­ти его в Оп­ти­ну пу­стынь, где про­вел он свою жизнь и где по­ко­и­лись его ду­хов­ные ру­ко­во­ди­те­ли – стар­цы Лев и Ма­ка­рий. На мра­мор­ном над­гро­бии вы­гра­ви­ро­ва­ны сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Бых немощ­ным, яко немо­щен, да немощ­ныя при­об­ря­щу. Всем бых вся, да вся­ко некия спа­су» (1Кор.9:22). Сло­ва эти точ­но вы­ра­жа­ют смысл жиз­нен­но­го по­дви­га стар­ца.

После кончины старец Амвросий являлся многим людям в разных концах России, исцеляя больных, помогая страждущим. Святость жизни старца Амвросия явлена в его деятельной любви к ближним, и православный народ всегда отвечал ему глубоким почитанием.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/
О церковном поминовении христиан неправославных
• Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского читаемое во время искушений
Ответ благосклонным к латинской церкви
• Переписка с мирскими лицами
• Письма
• Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)
• Преподобный Амвросий – старец оптинский
• Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского
Советы супругам и родителям
• Поучения преподобного Амвросия Оптинского супругам и родителям

☦️
Собор Волынских святых.
Празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние о вос­со­еди­не­нии По­ча­ев­ской Лав­ры из унии в пра­во­сла­вие 10 ок­тяб­ря 1831 го­да.
Ве­ли­ки­ми и зна­ме­на­тель­ны­ми чер­та­ми за­пе­чат­ле­на ис­то­рия пра­во­слав­ной церк­ви на Во­лы­ни. Совре­мен­ная пер­во­на­чаль­но­му про­све­ще­нию сла­вян еще от вре­ме­ни свв. Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, она в те­че­ние мно­гих ве­ков жи­ла и раз­ви­ва­лась под вли­я­ни­ем са­мых раз­но­об­раз­ных усло­вий: тя­же­лые сму­ты кня­же­ских усо­биц, же­сто­кое та­тар­ское иго, пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны по­ля­ков, ла­ти­нян и уни­а­тов. Ис­то­рия Церк­ви на Во­лы­ни бо­га­та име­на­ми свя­тых: свя­ти­те­лей, кня­зей, пре­по­доб­ных, пра­вед­ных.
20 июля 2012 го­да Свя­щен­ный Си­нод Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил вне­сти в со­бор име­на 18 но­во­про­слав­лен­ных му­че­ни­ков и свя­ти­те­ля Пет­ра (Мо­ги­лы).
В Со­бор Во­лын­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-volynskih-svjatyh
(*2021-10: списки Соборов на сайте временно не работают, идет работа над исправлением)

Жития
Писание