⏳ 2021.10.13 (ср)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 17я по Пятидесятнице (глас 7й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
13 октября (30 сентября)
• сщмч. Григория, просветителя Великой Армении (ок. 335)
• прмцц. Рипси́мии, Гаиа́нии и с ними 35-ти святых дев (начало IV)
• свт. Михаила Киевского (992)
• прп. Григория Пе́льшемского, Вологодского (1442)
• сщмч. Проко́пия (Попова) (1918)
• сщмчч. Петра (Соловьева), Вячеслава (Занкова), Петра (Пушкинского), Симеона (Лилеева), Василия (Гурьева), Александра (Орлова), Серафима (Василенко), прмц. Александры (Червяковой), мчч. Алексия (Серебренникова), Матфея (Соловьева), мц. Аполлина́рии (Тупицыной) (1937)


☦️
Священномученик Григо́рий Армянский, просветитель Великой Армении епископ.
Преподобномученицы Рипси́мия и Гаиа́ния и с ними 35 дев.
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий, про­све­ти­тель Ве­ли­кой Ар­ме­нии, ро­дил­ся в 257 го­ду. Он про­ис­хо­дил из ро­да пар­фян­ских ца­рей Ар­са­ки­дов. Отец свя­ти­те­ля Гри­го­рия, Анак, до­мо­га­ясь ар­мян­ско­го пре­сто­ла, убил сво­е­го род­ствен­ни­ка, ца­ря Кур­са­ра, за что весь род Ана­ка под­верг­ся уни­что­же­нию. Гри­го­рия спас некий род­ствен­ник: он вы­вез мла­ден­ца из Ар­ме­нии в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и вос­пи­тал в хри­сти­ан­ской ве­ре. Воз­му­жав, Гри­го­рий же­нил­ся, имел двух сы­но­вей, но вско­ре ов­до­вел. Сы­но­вей Гри­го­рий вос­пи­тал в бла­го­че­стии. Один из них – Ор­фан, впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, а вто­рой – Аро­стан, при­нял ино­че­ство и ушел в пу­сты­ню. Чтобы ис­ку­пить грех сво­е­го от­ца, убив­ше­го от­ца Ти­ри­да­та, Гри­го­рий всту­пил в сви­ту по­след­не­го и был ему вер­ным слу­гой. Ца­ре­вич Ти­ри­дат лю­бил Гри­го­рия как дру­га, но не тер­пел его хри­сти­ан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния. По вос­ше­ствии на ар­мян­ский пре­стол он стал при­нуж­дать свя­то­го Гри­го­рия к от­ре­че­нию от Хри­ста. Непре­клон­ность свя­то­го оже­сто­чи­ла Ти­ри­да­та, и он пре­дал сво­е­го вер­но­го слу­жи­те­ля же­сто­ким му­кам: стра­даль­ца под­ве­си­ли вниз го­ло­вой с кам­нем на шее, несколь­ко дней об­ку­ри­ва­ли смрад­ным ды­мом, би­ли, из­де­ва­лись, при­нуж­да­ли хо­дить в же­лез­ных са­по­гах с гвоз­дя­ми. Во вре­мя этих стра­да­ний свя­той Гри­го­рий пел псал­мы. В тем­ни­це Гос­подь ис­це­лил все его ра­ны. Ко­гда Гри­го­рий вновь пред­стал пе­ред ца­рем невре­ди­мым и ра­дост­ным, тот изу­мил­ся и при­ка­зал по­вто­рить пыт­ки. Свя­той Гри­го­рий пре­тер­пел их, не ко­леб­лясь, с преж­ней ре­ши­мо­стью и до­сто­ин­ством. То­гда его об­ли­ли го­ря­чим оло­вом и бро­си­ли в ров, на­пол­нен­ный ядо­ви­ты­ми га­да­ми. Гос­подь же хра­нил Сво­е­го из­бран­ни­ка: ядо­ви­тые тва­ри не по­вре­ди­ли ему. Некая бла­го­че­сти­вая жен­щи­на пи­та­ла его хле­бом, тай­но опус­кая его в ров. Свя­той Ан­гел, нис­хо­дя к му­че­ни­ку, обод­рял его си­лы и укреп­лял дух. Так про­шло 14 лет. За это вре­мя царь Ти­ри­дат со­вер­шил еще од­но зло­де­я­ние: он за­му­чил свя­тую де­ву Рип­си­мию, ста­ри­цу игу­ме­нию Га­и­а­нию и с ни­ми еще 35 дев од­но­го из ма­ло­ази­ат­ских де­ви­чьих мо­на­сты­рей.
Свя­тая Рип­си­мия вме­сте со сво­ей игу­ме­ни­ей и сест­ра­ми бе­жа­ла в Ар­ме­нию, не же­лая всту­пать в брак с им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), пре­льстив­шим­ся ее кра­со­той. Об этом Дио­кли­ти­ан со­об­щил ар­мян­ско­му ца­рю Ти­ри­да­ту и пред­ло­жил ему или при­слать Рип­си­мию об­рат­но, или же са­мо­му взять ее в же­ны. Слу­ги ца­ря разыс­ка­ли бе­жав­ших и ста­ли уго­ва­ри­вать Рип­си­мию по­ко­рить­ся во­ле ца­ря. Свя­тая от­ве­ча­ла, что она, как и все сест­ры оби­те­ли, об­ру­че­на Небес­но­му Же­ни­ху и в брак всту­пать не мо­жет. То­гда с неба раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай­те и не бой­тесь, ибо Я с ва­ми». По­слан­цы в стра­хе уда­ли­лись. Ти­ри­дат пре­дал де­ву на же­сто­чай­шие пыт­ки, во вре­мя ко­то­рых ее ли­ши­ли язы­ка, рас­сек­ли ей чре­во, осле­пи­ли и умерт­ви­ли, раз­ру­бив те­ло ее на ча­сти. Игу­ме­ния Га­и­а­ния за то, что во­оду­шев­ля­ла Рип­си­мию му­же­ствен­но тер­петь ис­тя­за­ния за Хри­ста, вме­сте с дву­мя сест­ра­ми-ино­ки­ня­ми бы­ла пре­да­на на та­кие же му­ки, по­сле че­го они бы­ли обез­глав­ле­ны. Осталь­ных 33-х се­стер из­ру­би­ли ме­ча­ми и бро­си­ли те­ла их на съе­де­ние зве­рям. Гнев Бо­жий по­ра­зил ца­ря Ти­ри­да­та, а так­же тех его при­бли­жен­ных и во­и­нов, кто участ­во­вал в ис­тя­за­ни­ях свя­тых дев. Одер­жи­мые бе­са­ми, они упо­до­би­лись ди­ким веп­рям (как неко­гда На­ву­хо­до­но­сор. Дан. 4, 30), но­си­лись по ле­сам, раз­ры­ва­ли на се­бе одеж­ду и грыз­ли соб­ствен­ное те­ло. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни сест­ре Ти­ри­да­та Ку­са­ро­дух­те бы­ло воз­ве­ще­но во сне: «Ес­ли не бу­дет из­ве­ден из рва Гри­го­рий, царь Ти­ри­дат не ис­це­лит­ся». То­гда при­бли­жен­ные ца­ря по­до­шли ко рву и спро­си­ли: «Гри­го­рий, жив ли ты?» Гри­го­рий от­ве­чал: «Бла­го­да­тию Бо­га мо­е­го я жив». За­тем они вы­ве­ли свя­то­го му­че­ни­ка об­рос­ше­го, по­чер­нев­ше­го и очень ис­сох­ше­го. Но, по-преж­не­му, он был тверд ду­хом.
Свя­той по­ве­лел со­брать остан­ки за­му­чен­ных дев; их с че­стью по­хо­ро­ни­ли, а на ме­сте по­гре­бе­ния по­стро­и­ли цер­ковь. В эту цер­ковь свя­той Гри­го­рий при­вел бес­но­ва­то­го ца­ря и ве­лел ему мо­лить­ся свя­тым му­че­ни­цам. Ти­ри­дат ис­це­лил­ся, рас­ка­яв­шись в сво­их пре­ступ­ле­ни­ях про­тив Бо­га, и при­нял со всем сво­им до­мом Свя­тое Кре­ще­ние. Сле­дуя при­ме­ру ца­ря, кре­стил­ся и весь ар­мян­ский на­род. За­бо­та­ми свя­то­го Гри­го­рия был воз­двиг­нут в 301 го­ду Эч­ми­ад­зин­ский со­бор в честь Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха. В 305 го­ду свя­ти­тель Гри­го­рий на­пра­вил­ся в Ке­са­рию Кап­па­до­кий­скую и там был по­став­лен ар­хи­епи­ско­пом Леон­ти­ем во епи­ско­па Ар­ме­нии. За свои апо­столь­ские тру­ды он по­лу­чил на­име­но­ва­ние про­све­ти­те­ля Ар­ме­нии. Свя­ти­тель Гри­го­рий об­ра­тил ко Хри­сту так­же мно­гих лю­дей из со­сед­них стран – Пер­сии и Ас­си­рии. Устро­ив Ар­мян­скую Цер­ковь, свя­ти­тель Гри­го­рий при­звал к епи­скоп­ско­му слу­же­нию сво­е­го сы­на, Аро­ста­на-пу­стын­но­жи­те­ля, а сам уда­лил­ся в пу­сты­ню. Свя­ти­тель Аро­стан в 325 го­ду был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Со­бо­ра, осу­див­ше­го ересь Ария. Свя­ти­тель Гри­го­рий, уда­лив­шись в пу­сты­ню, пре­ста­вил­ся в 335 го­ду. Дес­ни­ца и часть его свя­тых мо­щей по­ко­ят­ся ныне в со­кро­вищ­ни­це Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Ар­ме­нии. По тра­ди­ции Ар­мян­ской Апо­столь­ской Церк­ви, со­хра­ня­ю­щей­ся по­ныне, этой дес­ни­цей вер­хов­ный ка­то­ли­кос-пат­ри­арх всех ар­мян бла­го­слов­ля­ет свя­тое ми­ро во вре­мя ми­ро­ва­ре­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/133
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/840

☦️
Святитель Михаил Киевский и всея Руси митрополит.
Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: «Пе­руне, вы­ды­бай!» т. е. «вы­плы­вай». Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.
Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже ука­за­ми Cв. Cи­но­да 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.
Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/842

☦️
Преподобный Григо́рий Пе́льшемский, Вологодский игумен.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Пель­шем­ский, Во­ло­год­ский (ок. 1442 г.) был про­слав­лен на Со­бо­ре 1549 г. Он ро­дил­ся в г. Га­ли­че и про­ис­хо­дил из ро­да дво­рян Ло­по­то­вых. По­стриг­ся пре­по­доб­ный в Бо­го­ро­дич­ном мо­на­сты­ре за Га­лич­ским озе­ром, ос­но­ван­ном пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем. Пе­рей­дя за­тем в Ро­стов, он под­ви­зал­ся в Ав­ра­ами­е­вом мо­на­сты­ре, а впо­след­ствии был из­бран игу­ме­ном ро­стов­ской оби­те­ли Спа­са на Пес­ках. Из­бе­гая мол­вы, он тай­но уда­лил­ся из Ро­сто­ва в во­ло­год­ские ле­са. Неко­то­рое вре­мя он про­жил в Сос­но­вец­ком мо­на­сты­ре, поль­зу­ясь на­став­ле­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия Глу­шиц­ко­го, за­тем по­се­лил­ся от­шель­ни­ком на бе­ре­гу ре­ки Пельш­мы, в 30 вер­стах от Во­лог­ды, неда­ле­ко от воз­ник­ше­го впо­след­ствии го­ро­да Кад­ни­ко­ва. По­сте­пен­но око­ло него со­ста­ви­лась неболь­шая оби­тель и бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя меж­до­усо­биц за мос­ков­ское кня­же­ние жи­те­ли ра­зо­рен­ных во­ло­год­ских зе­мель сте­ка­лись в глухую лес­ную оби­тель, где на­хо­ди­ли теп­лый при­ем и по­силь­ную по­мощь. За об­ли­че­ние Ди­мит­рия Ше­мя­ки в том, что тот «свою Русь во­ю­ет», а «во­ин­ство его горь­кой смер­ти пре­да­ет хри­сти­ан», свя­той Гри­го­рий был по при­ка­за­нию кня­зя сбро­шен с мо­ста на лед. Спустя несколько лет, будучи глубоким старцем, преподобный Григорий умер и был по­гре­бен в ос­но­ван­ной им оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/841

☦️
Священномученик Проко́пий Попов пресвитер.
Вплот­ную к во­де ши­ро­ко­го Юга под­хо­дит се­ло Шол­га Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Непо­да­ле­ку от бе­ре­га вы­стро­ен боль­шой строй­ный храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. При­ход — боль­ше ста де­ре­вень, и в са­мой Шол­ге бла­го­чи­ние, слу­жат три свя­щен­ни­ка, два диа­ко­на и три пса­лом­щи­ка.
Уже ка­ти­лась по Рос­сии сму­та. Преж­де граж­дан­ской — ду­хов­ная, и ко­му как не свя­щен­ни­кам бы­ло ви­деть па­де­ние и опу­сто­ше­ние нрав­ствен­ное. Внешне жизнь для неко­то­рых ма­те­ри­аль­но бла­го­устра­и­ва­лась, но уже пред­чув­ство­вал­ся гроз­ный ко­нец. По­сту­чишь по де­ре­ву на вид здо­ро­во­му, а звук об­на­ру­жит — дуп­ло.
Шла Пер­вая ми­ро­вая вой­на; од­ним то­гда ка­за­лось, что сто­ит Рос­сия непо­ко­ле­би­мо, а дру­гие уже то­гда ви­де­ли, что де­ло идет к кон­цу. Еще за­дол­го до ре­во­лю­ции на­сто­я­тель хра­ма отец Про­ко­пий По­пов, по­ка­зы­вая цер­ков­но­му по­пе­чи­те­лю цар­ские день­ги, ска­зал:
— Вот, Ва­си­лий Ва­си­лье­вич, при­дет ско­ро вре­мя, ко­гда эти день­ги, ни­ко­ла­ев­ские, на сте­ны бу­дут ле­пить, и ни­ко­му они не бу­дут нуж­ны.
Для бла­го­че­сти­во­го по­пе­чи­те­ля это про­зву­ча­ло как при­зыв к ре­во­лю­ции. Раз­гне­вав­шись, он ед­ва удер­жал­ся, чтобы не от­чи­тать рез­ко свя­щен­ни­ка. Про­шло вре­мя, па­ло пра­ви­тель­ство цар­ское, мут­ной вол­ной унес­ло пра­ви­тель­ство вре­мен­ное, и вся ты­ся­че­лет­няя ис­то­рия Рос­сии ста­ла кре­нить­ся и пе­ре­кра­и­вать­ся, все ра­дуж­ные крас­ки по­гас­ли, и бу­ду­щее за­тми­лось.
Про­изо­шла ре­во­лю­ция, на­сту­пил 1918 год, боль­ше­ви­ки ор­га­ни­зо­ва­ли ка­ра­тель­ные от­ря­ды, ко­то­рые по всей стране ис­треб­ля­ли свя­щен­но­слу­жи­те­лей и поль­зо­вав­ших­ся ав­то­ри­те­том на­се­ле­ния ми­рян. 13 ок­тяб­ря, пе­ред празд­ни­ком По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри, ка­ра­те­ли яви­лись в Шол­гу и аре­сто­ва­ли от­ца Про­ко­пия. По­сре­ди по­ля бы­ла вы­ры­та яма. Уве­рен­ные в сво­ей си­ле и без­на­ка­зан­но­сти, они ре­ши­ли рас­стре­ли­вать днем, не пре­пят­ствуя на­ро­ду при­сут­ство­вать.
Ко­гда-то рим­ские во­и­ны-языч­ни­ки, ви­дя бес­чин­ные убий­ства хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков, ис­по­ве­до­ва­ли се­бя хри­сти­а­на­ми. Ныне на гла­зах паст­вы уби­ва­ли пас­ты­ря — и она без­звуч­но от­да­ва­ла его на рас­пра­ву.
Но­во­яв­лен­ные вла­сти­те­ли по­ка­зы­ва­ли, что пре­де­ла же­сто­ко­стям не бу­дет, и эта без­жа­лост­ная ре­ши­мость дей­ство­ва­ла на на­се­ле­ние па­ра­ли­зу­ю­ще. Это бы­ло вре­мя наг­ло­го, тор­же­ству­ю­ще­го зла.
Отец Про­ко­пий встал пе­ред мо­ги­лой, по­мо­лил­ся, по­про­щал­ся с при­хо­жа­на­ми, зем­но по­кло­нил­ся им и ска­зал:
— Про­сти­те ме­ня, греш­но­го.
При­хо­жане за­пла­ка­ли. Свя­щен­ник снял ря­су, по­дал ее сы­но­вьям, ко­то­рые все это вре­мя сто­я­ли ря­дом, и остал­ся в под­ряс­ни­ке. За­тем по­вер­нул­ся ли­цом к во­сто­ку, сно­ва по­мо­лил­ся и ска­зал:
— Я го­тов.
Раз­дал­ся вы­стрел. Отец Про­ко­пий упал. Вто­рым вы­стре­лом он был убит.
По­на­ча­лу свя­щен­ник был по­гре­бен здесь же, на по­ле, но сы­но­вья ста­ли про­сить раз­ре­ше­ния пе­ре­не­сти его те­ло на клад­би­ще. Вла­сти от­ка­зы­ва­ли, но род­ствен­ни­ки не пре­кра­ща­ли хло­пот, и на­ко­нец им да­но бы­ло раз­ре­ше­ние по­хо­ро­нить свя­щен­но­му­че­ни­ка на клад­би­ще се­ла Кос­ко­во.

☦️
Священномученик Петр Соловьев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Под­лес­ная сло­бо­да Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Вве­ден­ской церк­ви Ти­мо­фея Со­ло­вье­ва, у ко­то­ро­го бы­ло пя­те­ро де­тей; двое из его сы­но­вей ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. Петр Ти­мо­фе­е­вич окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на Алек­сан­дре, до­че­ри свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Кед­ро­ва, слу­жив­ше­го в хра­ме во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Кар­та­шо­во. Впо­след­ствии у Пет­ра Ти­мо­фе­е­ви­ча и Алек­сан­дры Сте­па­нов­ны ро­ди­лось пя­те­ро де­тей.
В июле 1896 го­да Петр Ти­мо­фе­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му, где слу­жил его тесть, свя­щен­ник Сте­фан Кед­ров. К это­му вре­ме­ни се­ло Кар­та­шо­во пе­ре­ста­ло су­ще­ство­вать, так как сли­лось с се­лом Астан­ки­но, где на­хо­ди­лась как са­ма цер­ковь, так и цер­ков­но­при­ход­ская шко­ла и до­ма цер­ков­но­слу­жи­те­лей, и по­то­му все это ме­сто на­зы­ва­лось По­пов­ка. При­хо­жа­на­ми Ка­зан­ско­го хра­ма бы­ли жи­те­ли сел Астан­ки­но, Аста­по­во, Но­во­сел­ки, Вы­сел­ки и Но­вая де­рев­ня. В этом хра­ме отец Петр про­слу­жил на­сто­я­те­лем всю свою жизнь. Здесь он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен бла­го­чин­ным окру­га.
Се­мья от­ца Пет­ра бы­ла друж­ная, свя­щен­ник вос­пи­тал де­тей в люб­ви к хра­му и к сель­ско­му тру­ду, так что все кре­стьян­ские ра­бо­ты де­ти про­из­во­ди­ли вме­сте с от­цом. Са­ми па­ха­ли, ко­си­ли се­но для ско­ти­ны – до тех пор по­ка вла­сти не ото­бра­ли хо­зяй­ство и часть до­ма. Сре­ди жи­те­лей се­ла отец Петр поль­зо­вал­ся лю­бо­вью и ав­то­ри­те­том.
Во вто­рой по­ло­вине 1937 го­да уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-solovev

☦️
Священномученик Вячесла́в Занков пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вя­че­слав ро­дил­ся в 1892 го­ду в го­ро­де Сы­чев­ка Смо­лен­ской гу­бер­нии в дво­рян­ской се­мье. Его отец Сер­гей Зан­ков слу­жил ин­спек­то­ром на­род­ных учи­лищ Моск­вы и Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1914 го­ду Вя­че­слав Сер­ге­е­вич по­сту­пил в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет, ко­то­рый окон­чил в 1918 го­ду и стал ра­бо­тать учи­те­лем шко­лы № 11 Ро­гож­ско-Си­мо­нов­ско­го рай­о­на Моск­вы.
В 1920 и 1921 го­дах он ра­бо­тал в от­де­ле на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния Ро­гож­ско-Си­мо­нов­ско­го рай­о­на, а в 1921-1923 го­дах был со­труд­ни­ком от­де­ла выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний На­род­но­го ко­мис­са­ри­а­та про­све­ще­ния. В это вре­мя он уже был свя­щен­ни­ком.
Вя­че­слав Сер­ге­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в 1920 го­ду ко хра­му Свя­той Тро­и­цы, что в Зу­бо­ве в Москве, в ко­то­ром он про­слу­жил до 1932 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ха­мов­ни­ках. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1934 го­ду на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми. В том же го­ду был пе­ре­ве­ден в По­кров­скую цер­ковь в се­ле Чер­ки­зо­во, а в 1936 го­ду на­зна­чен слу­жить в Ка­зан­ский храм се­ла Ко­тель­ни­ки.
На но­вом ме­сте он ор­га­ни­зо­вал ре­монт хра­ма, про­дол­жал неустан­но про­по­ве­до­вать сло­во Бо­жие, при­зы­вал при­хо­жан к усерд­ной мо­лит­ве. Позд­нее пред­се­да­тель сель­со­ве­та об­ви­нил его в том, что «он ве­дет аги­та­цию… сре­ди под­рост­ков и де­тей. За­став­ля­ет их мо­лить­ся». А сви­де­тель­ни­ца по де­лу по­ка­зы­ва­ла: «во вре­мя по­хо­рон мо­е­го ре­бен­ка в церк­ви бы­ли де­ти», и свя­щен­ник Зан­ков ска­зал им: «вы, де­воч­ки, мо­ли­тесь и пой­те за мной». Од­ну из этих де­во­чек вы­зва­ли на до­прос в НКВД, и она под­твер­ди­ла, что «мно­гие школь­ни­ки хо­дят в цер­ковь к Зан­ко­ву».

https://azbyka.ru/days/sv-vjacheslav-zankov

☦️
Священномученик Петр Пушкинский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 23 де­каб­ря 1891 го­да в се­ле Бар­ко­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Пуш­кин­ско­го.
По­сле Пе­ре­р­вин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду в 1913 го­ду. По по­ста­нов­ле­нию пе­да­го­ги­че­ско­го со­бра­ния прав­ле­ния се­ми­на­рии Пет­ру Ва­си­лье­ви­чу бы­ла при­суж­де­на осо­бая на­гра­да за от­лич­ное со­став­ле­ние и про­из­не­се­ние про­по­ве­дей. В те­че­ние го­да Петр Ва­си­лье­вич пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Оре­хо­во-Зу­ев­ском на­род­ном учи­ли­ще.
В 1914 го­ду он же­нил­ся на Зи­на­и­де, до­че­ри про­то­и­е­рея Ва­си­лия Смир­но­ва, на­сто­я­те­ля церк­ви Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Дья­ков­ском. Вско­ре Петр Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Илии Про­ро­ка в го­ро­де Ве­рее и за­ко­но­учи­те­лем Ве­рей­ской жен­ской про­гим­на­зии. С 1915 го­да отец Петр со­сто­ял лек­то­ром и сек­ре­та­рем Ве­рей­ских на­род­ных ка­те­хи­за­тор­ских кур­сов.
Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, в го­ро­де Ве­рее был устро­ен ла­за­рет име­ни «Все­рос­сий­ско­го со­ю­за», где отец Петр без­воз­мезд­но ис­пол­нял обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ка.
По­сле ре­во­лю­ции из-за раз­ру­хи в стране, из-за ску­чен­но­сти боль­ных в гос­пи­та­ле на­ча­лась эпи­де­мия чер­ной оспы и ти­фа. Отец Петр хо­дил в ла­за­рет при­ча­щать боль­ных и от­пе­вать умер­ших. Обыч­но он от­пе­вал один, так как в по­ме­ще­ния, где ле­жа­ли ин­фек­ци­он­ные боль­ные, ни­ко­го не пус­ка­ли. И хо­тя ему са­мо­му при­шлось пе­ре­бо­леть ти­фом, он не пе­ре­ста­вал хо­дить к страж­ду­щим.
В 1918 го­ду отец Петр был аре­сто­ван ка­ра­тель­ным от­ря­дом ла­ты­шей.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-pushkinskij

☦️
Священномученик Симео́н Лилеев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он ро­дил­ся 2 фев­ра­ля 1873 го­да в се­ле Ма­лое Алек­си­но Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Отец его Петр Ли­ле­ев был сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, а впо­след­ствии слу­жил в се­ле Ма­лое Алек­си­но диа­ко­ном. В 1887 го­ду Си­ме­он окон­чил Пе­ре­слав­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­пил в се­ми­на­рию.
По окон­ча­нии в 1893 го­ду Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он пять лет ра­бо­тал учи­те­лем в Алек­син­ской зем­ской на­чаль­ной шко­ле.
В 1898 го­ду Си­ме­он Ли­ле­ев был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ско­му хра­му в се­ле Де­рю­зи­но неда­ле­ко от го­ро­да Сер­ги­е­ва По­са­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1904 го­ду от­ца Си­мео­на пе­ре­ве­ли в По­кров­ский храм в се­ле За­бо­ло­тье, где он и про­слу­жил до 1936 го­да. За мно­го­лет­нее слу­же­ние отец Си­ме­он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1936 го­ду без­бож­ные вла­сти за­кры­ли По­кров­ский храм. Отец Си­ме­он пред­при­ни­мал все воз­мож­ное с его сто­ро­ны, чтобы со­хра­нить храм от за­кры­тия. Од­на­ко это не уда­лось.
Ле­том 1937 го­да на­ча­лась оче­ред­ная вол­на го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-simeon-lileev

☦️
Священномученик Васи́лий Гурьев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Фили Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Вик­то­ра Гу­рье­ва. По окон­ча­нии Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ва­си­лий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Кун­це­во Мос­ков­ско­го уез­да. В 1929 го­ду он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к по­лу­то­ра го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния, но за­тем суд сле­ду­ю­щей ин­стан­ции из­ме­нил при­го­вор, за­ме­нив за­клю­че­ние тре­мя­ста­ми руб­ля­ми штра­фа. В 1932 го­ду Зна­мен­ский храм был за­крыт и свя­щен­ник пе­ре­шел слу­жить в храм Спа­са Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за на Се­ту­ни, где он и про­слу­жил до по­след­не­го аре­ста.
Отец Ва­си­лий был аре­сто­ван 21 сен­тяб­ря 1937 го­да и со­дер­жал­ся сна­ча­ла в Кун­цев­ском рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Сви­де­те­ли – свя­щен­ник и диа­кон, ко­то­рые бы­ли до­про­ше­ны ра­нее, – со­гла­си­лись под­пи­сать по­ка­за­ния про­тив от­ца Ва­си­лия, буд­то он вхо­дил в контр­ре­во­лю­ци­он­ную ор­га­ни­за­цию, но оха­рак­те­ри­зо­ва­ли его как че­ло­ве­ка глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­го, а диа­кон да­же при­ба­вил, что «Гу­рьев че­ло­век очень бо­же­ствен­ный». Отец Ва­си­лий был до­про­шен сра­зу же по­сле аре­ста.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пы, су­ще­ство­вав­шей в Кун­цев­ском рай­оне. Тре­бу­ем от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний! – за­явил сле­до­ва­тель.
– Это я от­ри­цаю, ни к ка­кой тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пе я не при­над­ле­жал и о су­ще­ство­ва­нии та­ко­вой не знаю.
Сле­до­ва­тель пе­ре­чис­лил лю­дей, ко­то­рые да­ли про­тив от­ца Ва­си­лия по­ка­за­ния, и спро­сил, зна­ет ли их свя­щен­ник, на что тот от­ве­тил, что лю­дей этих зна­ет, но «раз­го­во­ров ан­ти­со­вет­ско­го на­прав­ле­ния… ни­ко­гда от на­зван­ных мною вы­ше лиц не слы­шал». Сле­до­ва­тель за­чи­тал по­ка­за­ния, дан­ные про­тив свя­щен­ни­ка дру­ги­ми, и в част­но­сти, что при­гла­шен­ный на по­мин­ки он в свя­зи с пред­сто­я­щи­ми вы­бо­ра­ми вы­ска­зы­вал зло­бу по адре­су со­вет­ской вла­сти.
– Тре­бу­ем прав­ди­вых по­ка­за­ний! – по­вто­рил сле­до­ва­тель.
– Я не от­ри­цаю, что я дей­стви­тель­но бы­вал на по­мин­ках у це­ло­го ря­да лиц, про­жи­ва­ю­щих в го­ро­де Кун­це­во, но раз­го­во­ров контр­ре­во­лю­ци­он­но­го по­ряд­ка я ни­ко­гда ни с кем не вел.
От­ве­чая на до­пол­ни­тель­ные во­про­сы сле­до­ва­те­ля и за­чи­тан­ные им лже­сви­де­тель­ства, отец Ва­си­лий по­вто­рил, что лю­дей этих зна­ет, но в со­став контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской груп­пы он не вхо­дил и ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты не вел.
В тот же день сле­до­ва­тель про­вел оч­ные став­ки меж­ду свя­щен­ни­ком и сви­де­те­ля­ми, но отец Ва­си­лий ка­те­го­ри­че­ски от­верг все лже­сви­де­тель­ства и не при­знал се­бя ви­нов­ным в вы­дви­ну­тых про­тив него об­ви­не­ни­ях. 10 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Гу­рьев был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Орлов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 6 ав­гу­ста 1885 го­да в се­ле Хо­ня­ти­но Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви Ва­си­лия Ильи­ча Ор­ло­ва. В 1901 го­ду Алек­сандр окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1909-м – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1911 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. С 1920-го по 1923 год он учил­ся на есте­ствен­ном фа­куль­те­те Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В 1923 го­ду се­мья от­ца Алек­сандра по­се­ли­лась в се­ле Се­ме­нов­ском Ца­ри­цын­ской во­ло­сти в до­ме его те­стя, свя­щен­ни­ка Алек­сандра Кры­ло­ва, а сам он с 1924 го­да стал слу­жить в Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­во Мос­ков­ско­го уез­да (ныне один из рай­о­нов Моск­вы), од­новре­мен­но он слу­жил в мо­лит­вен­ном до­ме, из­дав­на су­ще­ство­вав­шем в со­сед­ней де­ревне Мат­ве­ев­ская, ко­то­рый был за­крыт под дав­ле­ни­ем вла­стей в 1929 го­ду.
К на­ча­лу 1932 го­да в ОГПУ ста­ли по­сту­пать до­но­сы, из ко­то­рых со­труд­ни­ки ОГПУ сде­ла­ли за­клю­че­ние, что в «се­ле Тро­и­це-Го­ле­ни­ще­во… су­ще­ству­ет ан­ти­со­вет­ская груп­пи­ров­ка цер­ков­ни­ков, воз­глав­ля­е­мая свя­щен­ни­ком Ор­ло­вым… и свя­зан­ная с ан­ти­со­вет­ским эле­мен­том окрест­ных де­ре­вень – Мат­ве­ев­ская, Гла­ды­ше­во и др. На­зван­ная груп­пи­ров­ка ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию… Ор­лов… си­сте­ма­ти­че­ски об­ра­ба­ты­вал в ан­ти­со­вет­ском ду­хе часть мест­ных кре­стьян, ре­гу­ляр­но по­се­щая их под ви­дом бо­го­слу­же­ния». Все об­ви­не­ния бы­ли весь­ма некон­крет­ны, но уси­ли­ва­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и 10 фев­ра­ля 1932 го­да ру­ко­вод­ство Мос­ков­ско­го ОГПУ от­пра­ви­ло на­чаль­ни­ку Кун­цев­ско­го от­де­ле­ния ОГПУ рас­по­ря­же­ние – аре­сто­вать свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ор­ло­ва и кре­стьян – чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. 12 фев­ра­ля свя­щен­ник и двое кре­стьян бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-orlov

☦️
Священномученик Серафи́м Василенко протодиакон.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­ди­акон Се­ра­фим Ва­си­лен­ко ро­дил­ся в 1905 го­ду. Он был кли­ри­ком Вос­кре­сен­ско­го хра­ма го­ро­да Брян­ска. В июле-ав­гу­сте 1937 го­да пра­во­слав­ные свя­щен­но­слу­жи­те­ли это­го хра­ма бы­ли аре­сто­ва­ны и вско­ре рас­стре­ля­ны. Отец Се­ра­фим Ва­си­лен­ко был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да.

☦️
Преподобномученица Александра (Червякова) схимонахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (в ми­ру Ма­рия Афа­на­сьев­на Чер­вя­ко­ва) ро­ди­лась в 1873 го­ду в го­ро­де Кур­ске. Отец ее за­ни­мал долж­ность эко­но­ма в Дво­рян­ском со­бра­нии го­ро­да Кур­ска. Неиз­вест­но, в ка­ком мо­на­сты­ре под­ви­за­лась Ма­рия Афа­на­сьев­на и где при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг, но в на­ча­ле два­дца­тых го­дов, ко­гда мно­гие мо­на­сты­ри бы­ли уже ра­зо­ре­ны, а их на­сель­ни­ки рас­се­я­ны по го­ро­дам и ве­сям со­вет­ской Рос­сии, она при­ня­ла по­стриг в схи­му с име­нем Алек­сандра в па­мять свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. К это­му вре­ме­ни схи­мо­на­хи­ня Алек­сандра уже ста­ла хо­ро­шо из­вест­на пра­во­слав­ным как бла­го­че­сти­вая и про­зор­ли­вая ста­ри­ца. Все по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни она тя­же­ло бо­ле­ла, по­чти ослеп­ла, при­хо­дя­щих к ней она за­ча­стую мог­ла узнать толь­ко по го­ло­су, но все неду­ги и скор­би она пе­ре­но­си­ла с ве­ли­чай­шим сми­ре­ни­ем; для ве­ру­ю­щих ее дол­го­тер­пе­ние, неро­пот­ли­вость и сми­рен­ное при­ня­тие кре­ста Хри­сто­ва бы­ли об­раз­цом хри­сти­ан­ско­го умо­на­стро­е­ния. В мос­ков­ский дом, где она по­се­ли­лась, за со­ве­том и с прось­бой по­мо­лить­ся при­хо­ди­ло мно­же­ство на­ро­да – мо­на­хи и свя­щен­ни­ки мос­ков­ских церк­вей, бла­го­че­сти­вые ми­ряне; те, кто жил в дру­гих го­ро­дах, пи­са­ли ей пись­ма, за­да­вая во­про­сы, ис­пра­ши­вая бла­го­сло­ве­ния и про­ся по­мо­лить­ся. У нее в квар­ти­ре оста­нав­ли­ва­лись воз­вра­ща­ю­щи­е­ся из ссыл­ки свя­щен­ни­ки и по­сто­ян­но на­хо­ди­лось несколь­ко по­слуш­ниц, так что об­ра­зо­вы­ва­лась неболь­шая мо­на­ше­ская об­щи­на и слу­жи­лась ли­тур­гия.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandra-chervjakova

☦️
Мученик Алекси́й Серебренников.
Му­че­ник Алек­сий (Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич Се­реб­рен­ни­ков) ро­дил­ся 1 ок­тяб­ря 1882 го­да в се­ле Ва­си­льев­ском Лих­вин­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Окон­чил уезд­ное учи­ли­ще. С 1914 по 1916 год он слу­жил де­ло­про­из­во­ди­те­лем по­ли­цей­ско­го управ­ле­ния в го­ро­де Зве­ни­го­ро­де Мос­ков­ской гу­бер­нии. С 1918 по 1926 год Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич слу­жил сна­ча­ла в кан­це­ля­рии на­род­но­го су­да, а за­тем в Зе­мель­ной ком­па­нии в го­ро­де Ве­рее Мос­ков­ской об­ла­сти.
С 1 ян­ва­ря 1926 го­да он был пса­лом­щи­ком Хри­сто­рож­де­ствен­ской со­бор­ной церк­ви в Ве­рее. В ян­ва­ре 1930 го­да со­бор был за­крыт, и Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич стал слу­жить в церк­ви Бо­го­яв­ле­ния в том же го­ро­де.
9 сен­тяб­ря 1937 го­да, во вре­мя уси­лив­ших­ся го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, вла­сти аре­сто­ва­ли его и за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Мо­жай­ске. Вы­зван­ные на до­прос лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич вел ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду, го­во­рил, что лю­ди в кол­хо­зах ра­бо­тать ста­ра­ют­ся, а за ра­бо­ту по­лу­ча­ют ма­ло, и о Ту­ха­чев­ском ска­зал: жаль, что хо­ро­ших лю­дей рас­стре­ли­ва­ют.
Вы­зван­ный на до­прос, Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных ему об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знал, а на во­прос о Ту­ха­чев­ском от­ве­тил, что да­же не знал, кто он та­кой, ни­ко­гда о нем не чи­тал и услы­шал о нем лишь то­гда, ко­гда вез­де ста­ли пи­сать, что он аре­сто­ван.
9 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Пса­лом­щик Алек­сий Се­реб­рен­ни­ков был рас­стре­лян 13 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Мученик Матфе́й Соловьев.
Му­че­ник Мат­фей ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1868 го­да в де­ревне Се­ни­но Тал­дом­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ефи­ма Со­ло­вье­ва.
С 1889 по 1893 год он слу­жил в го­ро­де Крон­штад­те в 148-ом пол­ку в ка­че­стве млад­ше­го ун­тер-офи­це­ра. С 1894 по 1902 год Мат­фей Ефи­мо­вич слу­жил в Се­ме­нов­ской и Озер­ской во­ло­стях в по­ли­ции уряд­ни­ком.
По­сле ре­во­лю­ции Мат­фей Со­ло­вьев по­се­лил­ся в де­ревне Се­ни­но и за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ством. В 1929 го­ду он был из­бран пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та Бла­го­ве­щен­ской церк­ви се­ла Ге­ор­гие-Хот­ча Тал­дом­ско­го рай­о­на, а так­же нес по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка в той же церк­ви.
На пред­ло­же­ния без­бож­ни­ков от­ка­зать­ся от служ­бы в хра­ме и всту­пить в кол­хоз он от­ве­чал ка­те­го­ри­че­ским от­ка­зом. Вла­стя­ми у хра­ма бы­ла от­ня­та цер­ков­ная сто­рож­ка, ко­то­рую пе­ре­де­ла­ли в пе­кар­ню. Мат­фей Ефи­мо­вич ез­дил в Моск­ву хло­по­тать об от­мене это­го ре­ше­ния. «Про­ез­дил да­ром, – ска­зал он в от­вет од­но­му из во­про­сив­ших о ре­зуль­та­тах этой по­езд­ки, – ку­да ни при­дешь, ни­где тол­ку не до­бьешь­ся, на нас и вни­ма­ния не об­ра­ща­ют, все ру­ко­во­ди­те­ли за­ня­ты; де­ла­ми за­ня­лись – троц­ки­стов ищут».
Ле­том 1937 го­да без­бож­ные вла­сти на­ча­ли са­мые бес­по­щад­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Всю­ду шли аре­сты ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих, без­бож­ни­ки за­да­лись це­лью уни­что­жить Цер­ковь Хри­сто­ву.
10 сен­тяб­ря 1937 го­да Тал­дом­ское рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД аре­сто­ва­ло пса­лом­щи­ка Мат­фея Со­ло­вье­ва и он был за­клю­чен в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния в го­ро­де Тал­до­ме.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-matfej-solovev

☦️
Мученица Аполлина́рия Тупицына.
Му­че­ни­ца Апол­ли­на­рия (Апол­ли­на­рия Пет­ров­на Ту­пи­цы­на) ро­ди­лась 24 де­каб­ря 1878 го­да в де­ревне Ше­лю­бин­ской Вель­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ла в про­гим­на­зии в го­ро­де Вель­ске. До ре­во­лю­ции она ра­бо­та­ла мед­сест­рой, а по­сле ре­во­лю­ции ста­ла стран­ство­вать, за­ни­ма­ясь в Москве то стир­кой бе­лья, то за­ра­ба­ты­вая на жизнь в ка­че­стве ня­ни. Но все сво­бод­ное вре­мя она от­да­ва­ла церк­ви.
Лже­сви­де­тель впо­след­ствии по­ка­зал, что зна­ет ее «как контр­ре­во­лю­ци­он­ную лич­ность. Ту­пи­цы­на мне из­вест­на с 1936 го­да, ко­гда она в церк­ви “Зна­ме­нье” у Кре­стов­ской За­ста­вы ско­ло­ти­ла во­круг се­бя контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу и про­во­ди­ла ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. В слу­ча­ях, ко­гда к Ту­пи­цы­ной об­ра­ща­лись за ис­це­ле­ни­ем, она все­гда на­чи­на­ла ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду. Мне из­вест­ны слу­чаи, ко­гда Апол­ли­на­рия, на­чи­ная свои ис­це­ле­ния, го­во­ри­ла, что не бу­дет мо­лить­ся до тех пор, по­ка граж­да­нин, об­ра­тив­ший­ся к ней, не от­ка­жет­ся от вла­сти са­та­ны. Она го­во­ри­ла кол­хоз­ни­кам, хо­див­шим к ней, что они бо­ле­ют по­то­му, что в кол­хо­зе име­ют де­ло с са­та­ной. Ко­гда к ней при­шла же­на ка­ко­го-то ми­ли­ци­о­не­ра по по­во­ду бо­лез­ни ног у ее му­жа, то она за­яви­ла: “Мо­лить­ся бу­ду толь­ко в том слу­чае, и Бог по­мо­жет, ко­гда твой муж уй­дет из ми­ли­ции”».
Апол­ли­на­рия Пет­ров­на бы­ла аре­сто­ва­на 17 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Вы­яс­нив ее об­раз жиз­ни, сле­до­ва­тель вполне удо­вле­тво­рил­ся по­ка­за­ни­я­ми лже­сви­де­те­лей и не стал до­би­вать­ся то­го, при­зна­ет ли она, что ве­дет ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. 8 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу. Апол­ли­на­рия Пет­ров­на Ту­пи­цы­на бы­ла рас­стре­ля­на 13 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Жития
Писание