⏳ 2021.10.05 (вт)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 16я по Пятидесятнице (глас 6й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
5 октября (22 сентября)
• прор. Ио́ны (VIII до РХ)
• сщмч. Фо́ки Синопского (117)
• мч. Фоки Вертоградаря (Садовника) (ок. 320)
• прав. Петра Африканского, бывшего мытаря (VI)
• прп. Ионы (IX) (отца святых Феофана и Феодора Начерта́нных)
• прп. Ионы Яшезерского (после 1592)
• сщмч. Феодосия Бразского (1694)
• прп. Макария Жабынского (XVII)
• блж. Параскевы Дивеевской (1915)
• сщмч. Вениамина (Воскресенского) Романовского (1932)
• Собор Тульских святых


☦️
Пророк Ио́на.
Про­рок Иона, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.
Иона, в то вре­мя ма­лень­кий маль­чик, за­бо­лел, и бо­лезнь его бы­ла так силь­на, что не оста­лось в нем ды­ха­ния. И ска­за­ла вдо­ва Илии: «Что мне и те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне на­пом­нить мне гре­хи мои и умерт­вить сы­на мо­е­го». И воз­звал Илия ко Гос­по­ду: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в него!» И услы­шал Гос­подь го­лос Илии, и воз­вра­ти­лась ду­ша от­ро­ка, и он ожил.
Од­на­жды Гос­подь по­ве­лел Ионе ид­ти про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние нече­сти­вым жи­те­лям го­ро­да Ни­не­вии. Но Иона не за­хо­тел ис­пол­нить во­лю Бо­жию. Но от Бо­га ни­кто не мо­жет укрыть­ся, и, ко­гда Иона плыл на ко­раб­ле по мо­рю, Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, под­нял ве­ли­кую бу­рю. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и Иона ве­лел вы­бро­сить его в мо­ре, и, как толь­ко так сде­ла­ли, бу­ря пре­кра­ти­лась. А про­ро­ка Иону по ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона в жи­во­те у ки­та три дня и три но­чи. Там он пла­кал и ка­ял­ся, непре­стан­но мо­лясь Бо­гу, и Гос­подь по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. То­гда уже Иона без­ро­пот­но, бла­го­да­ря Бо­га, по­шел ис­пол­нять во­лю Его. И греш­ные жи­те­ли Ни­не­вии по­ка­я­лись, и Гос­подь от­вра­тил от них гнев Свой.
Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма. Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка (Мф.12,40), т. е. три­днев­ной смер­ти и по­сле­ду­ю­ще­го Вос­кре­се­ния Гос­по­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/813

☦️
Священномученик Фо́ка Синопский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фо­ка ро­дил­ся в го­ро­де Си­но­пе. Он с юно­сти вел доб­ро­де­тель­ную хри­сти­ан­скую жизнь, а в зре­лые го­ды был по­став­лен епи­ско­пом Си­ноп­ским. Свя­ти­тель Фо­ка об­ра­тил мно­гих языч­ни­ков к ве­ре Хри­сто­вой. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Тра­яне (98–117) гра­до­пра­ви­тель при­нуж­дал свя­ти­те­ля к от­ре­че­нию от Хри­ста. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний свя­то­го Фо­ку за­пер­ли в го­ря­чей бане, где он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в 117 го­ду.
В 404 го­ду мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.
Свя­щен­но­му­че­ник Фо­ка осо­бен­но по­чи­та­ет­ся как за­щит­ник от по­жа­ров, а так­же как по­да­ю­щий по­мощь уто­па­ю­щим.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/811

☦️
Мученик Фо́ка Вертоградарь (Садовник), Синопский.
Свя­той му­че­ник Фо­ка про­ис­хо­дил из го­ро­да Си­но­па, рас­по­ло­жен­но­го на юж­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря. Имея неболь­шой сад, он жил скром­но: про­да­вал пло­ды и на вы­ру­чен­ные сред­ства со­дер­жал се­бя, по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся и ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам. Хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие свя­то­го ока­зы­ва­ло воз­дей­ствие на дру­гих лю­дей. Да­же языч­ни­ки от­но­си­лись к нему с глу­бо­ким ува­же­ни­ем. Неред­ко под его вли­я­ни­ем они остав­ля­ли свои за­блуж­де­ния и при­ни­ма­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.
Но вот пра­ви­тель об­ла­сти, узнав, что свя­той Фо­ка рас­про­стра­ня­ет хри­сти­ан­ское уче­ние, при­ка­зал най­ти его и умерт­вить. Свя­той слу­чай­но сам встре­тил по­слан­ных за ним и, не на­зы­вая сво­е­го име­ни, ра­душ­но при­нял их, уго­стил и предо­ста­вил ме­сто для ноч­ле­га. Но­чью он вы­шел в сад, при­го­то­вил гроб и ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния, успел так­же сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы все его иму­ще­ство по­сле смер­ти бы­ло роз­да­но бед­ным. Утром свя­той Фо­ка объ­явил при­шель­цам, что он и есть тот, ко­го они ищут, и про­сил, чтобы они ис­пол­ни­ли воз­ло­жен­ное на них по­ру­че­ние. Го­сти сму­ти­лись и, не же­лая уби­вать ра­душ­но­го хо­зя­и­на, ре­ши­ли спа­сти свя­то­го Фо­ку. Од­на­ко пра­вед­ник ре­ши­тель­но вос­про­ти­вил­ся их на­ме­ре­нию и сми­рен­но пре­кло­нил свою гла­ву под меч.
Свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ку по­греб­ли в мо­ги­ле, при­го­тов­лен­ной им са­мим в са­ду. Ме­сто его по­гре­бе­ния про­сла­ви­лось чу­де­са­ми, и впо­след­ствии там бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. До­сто­вер­ное опи­са­ние му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го со­став­ле­но Асте­ри­ем Ама­сий­ским († ок. 410), по сви­де­тель­ству ко­то­ро­го па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Фо­ки осо­бен­но чти­лась мо­ре­пла­ва­те­ля­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/812

☦️
Праведный Петр Африканский.
Свя­той Петр, быв­ший мы­тарь, был глав­ным сбор­щи­ком по­да­тей в Аф­ри­ке в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на (527–565). Че­ло­век он был же­сто­кий и неми­ло­серд­ный. Од­на­жды он бро­сил кус­ком хле­ба в ни­ще­го, неот­ступ­но про­сив­ше­го по­да­я­ния. Но­чью Петр во сне уви­дел се­бя умер­шим и то, как свя­тые Ан­ге­лы взве­ши­ва­ли его де­ла на ве­сах пра­во­су­дия Бо­жия. На ча­шу доб­рых дел нече­го бы­ло по­ло­жить, кро­ме кус­ка хле­ба, бро­шен­но­го ни­ще­му с до­са­ды, но и это оста­но­ви­ло ча­шу с по­роч­ны­ми де­ла­ми, опус­ка­ю­щу­ю­ся вниз. Петр по­нял зна­че­ние сна и, по­ка­яв­шись, со­вер­шен­но из­ме­нил жизнь. Он щед­ро раз­да­вал нуж­да­ю­щим­ся по­да­я­ние, пи­тал и оде­вал мно­гих. Од­на­жды Петр уви­дел во сне Иису­са Хри­ста. Гос­подь был об­ла­чен в одеж­ду, ко­то­рую свя­той неко­гда по­дал ни­ще­му. То­гда Петр роз­дал свое иму­ще­ство бед­ным и по­ру­чил сво­е­му ра­бу про­дать са­мо­го его в раб­ство, а день­ги от­дать ни­щим. Раб ис­пол­нил при­ка­за­ние хо­зя­и­на. Мно­го лет свя­той Петр без­ро­пот­но и усерд­но тру­дил­ся у сво­е­го гос­по­ди­на. Од­на­жды его узна­ли тор­гов­цы, ко­то­рым он был из­ве­стен рань­ше. Они ска­за­ли хо­зя­и­ну, кто его слу­га. Услы­шав этот раз­го­вор, свя­той немед­лен­но уда­лил­ся из го­ро­да. Ухо­дя, он со­тво­рил чу­до: раб-при­врат­ник, глу­хой и немой, по­лу­чив от пра­вед­но­го Пет­ра име­нем Иису­са Хри­ста по­ве­ле­ние от­крыть во­ро­та, ис­пол­нил при­ка­за­ние и об­рел сра­зу слух и речь. Он по­спе­шил обо всем рас­ска­зать сво­е­му гос­по­ди­ну и до­ба­вил, что из уст свя­то­го, ко­гда тот по­веле­вал от­крыть во­ро­та, вы­шел огонь, кос­нув­ший­ся его ли­ца, по­сле че­го он стал слы­шать и го­во­рить. Все от­пра­ви­лись ис­кать Пет­ра, но по­ис­ки ока­за­лись тщет­ны­ми: свя­той скрыл­ся и до са­мой смер­ти оста­вал­ся без­вест­ным.
Жи­тие свя­то­го Пет­ра пе­ре­да­но свя­ти­те­лем Иоан­ном Ми­ло­сти­вым, пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским (па­мять 12 но­яб­ря), ко­то­рый, в свою оче­редь, узнал его от че­ло­ве­ка, лич­но знав­ше­го свя­то­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/815

☦️
Преподобный Ио́на Палестинский, пресвитер.
Пре­по­доб­ный Иона пре­сви­тер, отец свя­тых Фе­о­фа­на, твор­ца ка­но­нов (па­мять 11 ок­тяб­ря), и Фе­о­до­ра На­чер­тан­ных (па­мять 27 де­каб­ря), жил в Па­ле­стине в кон­це VIII – на­ча­ле IX вв. Пре­по­доб­ный Иона жил доб­ро­де­тель­но и бо­го­угод­но, имея двух сы­но­вей, про­слав­лен­ных впо­след­ствии Цер­ко­вью за му­че­ни­че­ское ис­по­ве­да­ние пра­во­сла­вия во вре­мя ико­но­бор­че­ской ере­си. По­сле смер­ти су­пру­ги он уда­лил­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го (па­мять 5 де­каб­ря), где ра­нее при­ня­ли по­стриг оба его сы­на. В Лав­ре пре­по­доб­ный Иона под­ви­зал­ся до сво­ей кон­чи­ны в IX ве­ке; Гос­подь по­слал Сво­е­му угод­ни­ку дар бла­го­дат­но­го вра­че­ва­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/814

☦️
Преподобный Ио́на Яшезерский.
Пре­по­доб­ный Иона был ро­дом из се­ле­ния Шок­ши, на­хо­дя­ще­го­ся в 16 вер­стах к се­ве­ру от ос­но­ван­ной им Яше­зер­ской пу­сты­ни. Мест­ность, в ко­то­рой сто­ит Яше­зер­ская оби­тель, пред­став­ля­ет со­бой ка­ме­ни­стую пу­сты­ню. На­ча­ло ос­но­ва­ния оби­те­ли бы­ло по­ло­же­но прп. Ионой в кон­це цар­ство­ва­ния Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го (1533–1584). То­гда устро­е­на бы­ла в мо­на­сты­ре де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с при­де­лом во имя свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Око­ло то­го же вре­ме­ни к прп. Ионе со­бра­лось во­семь че­ло­век бра­тии, чтобы раз­де­лить его пу­стын­ные тру­ды и по­дви­ги.
Мно­го тру­дил­ся прп. Иона над устро­е­ни­ем оби­те­ли. Сво­и­ми ру­ка­ми вы­ко­пал он ка­на­ву из Яше­зе­ра в со­сед­нее озе­ро Сен­ное для боль­ше­го удоб­ства рыб­ной лов­ли. По нуж­дам оби­те­ли и ра­ди ее поль­зы пре­по­доб­ный ез­дил вер­хом на ло­ша­ди по глу­хим тро­пин­кам окрест­но­стей. Хра­нят­ся и до­ныне в мо­на­сты­ре две до­рож­ные вер­хо­вые ко­жа­ные су­мы прп. Ио­ны. Сам по­движ­ник вы­та­чи­вал из де­ре­ва неко­то­рые со­су­ды, упо­треб­ля­е­мые при бо­го­слу­же­нии. На­по­ми­на­ни­ем о та­ких тру­дах его слу­жит вы­то­чен­ный им из ка­рель­ской бе­ре­зы ковш для упо­треб­ле­ния под теп­ло­ту, так­же хра­ня­щий­ся в оби­те­ли.
Сла­ва, ко­то­рую стя­жал прп. Иона свя­то­стью жиз­ни и неусып­ным по­пе­че­ни­ем об устро­е­нии оби­те­ли, при­влек­ла знат­ных по­кро­ви­те­лей и вклад­чи­ков. В Яше­зер­скую пу­стынь при жиз­ни пре­по­доб­но­го жа­ло­ва­ли раз­лич­ные пред­ме­ты, ча­ще все­го бо­го­слу­жеб­ные кни­ги: ве­ли­кая го­су­да­ры­ня ино­ки­ня Мар­фа Иоан­нов­на, царь Ва­си­лий Иоан­но­вич Шуй­ский (1606–1610), кро­ме книг на­де­лив­ший оби­тель па­шен­ны­ми, се­но­кос­ны­ми, лес­ны­ми и ры­бо­лов­ны­ми уго­дья­ми.
Прп. Иона за­слу­жил тру­да­ми и по­дви­га­ми сво­и­ми лю­бовь и ува­же­ние от Со­ло­вец­ких игу­ме­нов Иа­ко­ва (1581–1597) и прп. Ири­нар­ха (1613–1626; па­мять 17/30 июля), а так­же от мит­ро­по­ли­та Нов­го­род­ско­го Ис­и­до­ра (1603–1619), мно­го так­же жерт­во­вав­ших в бед­ную пу­стын­ную оби­тель. В 1628 г. в Яше­зер­ском мо­на­сты­ре бы­ло уже два хра­ма: при­ба­ви­лась теп­лая с тра­пез­ной цер­ковь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.
Вре­мя кон­чи­ны прп. Ио­ны точ­но не из­вест­но. Ве­ро­ят­но, она по­сле­до­ва­ла в кон­це XVI или в на­ча­ле XVII сто­ле­тия. Мо­щи свя­то­го по­чи­ва­ют под спу­дом в ча­совне под мо­на­стыр­ской ко­ло­коль­ней.

☦️
Священномученик Феодо́сий Бразский, митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­до­сий Браз­ский ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка близ Браз­ско­го мо­на­сты­ря в се­мье ре­зе­шей (вот­чин­ни­ков) свя­то­го во­е­во­ды Сте­фа­на Ве­ли­ко­го. В 18-лет­нем воз­расте он по­сту­пил в мо­на­стыр­скую бра­тию той оби­те­ли. Мо­на­ше­ство при­нял в Бог­дан­ском мо­на­сты­ре (в ны­неш­нем Ба­к­эус­ком жу­де­це).
Как бла­го­че­сти­вый и ра­зум­ный мо­нах, об­ла­дав­ший зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и неко­то­рых свя­то­оте­че­ских тру­дов, в 1669 го­ду был из­бран епи­ско­пом Ра­до­вец­ким. Ча­сто хо­дил на по­клон на гроб­ни­цу свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­го в Пут­нен­ской оби­те­ли, где он за­жёг нега­си­мую лам­па­ду.
В 1671 го­ду был пе­ре­ве­дён на Ро­ман­скую епи­ско­пию.
В 1674 го­ду, во вре­мя ухо­да свя­ти­те­ля До­си­фея Мол­дав­ско­го в Поль­шу, был из­бран на пре­стол мит­ро­по­ли­та Мол­дав­ско­го. В то вре­мя Мол­дав­ский гос­по­дарь Ду­мит­раш­ку Кан­та­ку­зи­но, взи­мав­ший с на­се­ле­ния непо­мер­ные на­ло­ги, окру­жил се­бя та­та­ра­ми чтобы обез­опа­сить свою власть. Вла­ды­ка бес­страш­но об­ли­чил пра­ви­те­ля, на­звав на­ём­ных та­тар «се­ме­нем ан­ти­хри­ста». За это раз­гне­ван­ный Ду­мит­раш­ку со­гнал мит­ро­по­ли­та с пре­сто­ла и за­то­чил его в Яс­ском Сав­вин­ском мо­на­сты­ре.
Вско­ре мит­ро­по­лит До­си­фей воз­вра­тил­ся из Поль­ши и вы­пу­стил Фе­о­до­сия из за­то­че­ния. По­сле это­го свя­ти­тель Фе­о­до­сий уда­лил­ся на по­кой в Браз­ский мо­на­стырь. Здесь он по­стро­ил храм во имя свя­то­го Ге­ор­гия; ввёл но­вый мо­на­ше­ский устав для днев­ных и ноч­ных служб; на­де­лил мо­на­стырь паш­ней, ви­но­град­ни­ка­ми, са­да­ми, ле­са­ми и во­дя­ны­ми мель­ни­ца­ми. Так­же быв­ший мит­ро­по­лит за­бо­тил­ся и о Бог­дан­ском мо­на­сты­ре, спо­двиг­нув ло­го­фе­та Со­ло­мо­на Быр­лэ­дя­ну воз­ве­сти но­вые мо­на­стыр­ские по­строй­ки.
В то вре­мя Мол­да­вия осо­бен­но стра­да­ла от ра­зо­ри­тель­ных на­бе­гов та­тар, и в 1694 го­ду та­ко­му на­бе­гу под­верг­ся Браз­ский мо­на­стырь. Му­чи­те­ли же­сто­ко ис­тя­за­ли свя­ти­те­ля, пы­та­ясь вы­знать, где спря­та­ны мо­на­стыр­ские со­кро­ви­ща. Вла­ды­ка Фе­о­до­сий не от­крыл им тай­но­го ме­ста, и в кон­це кон­цов они от­сек­ли ему го­ло­ву. Мо­на­хи вме­сте с мест­ны­ми се­ля­на­ми по­греб­ли мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви мо­на­сты­ря.
Впо­след­ствии Ге­ор­ги­ев­ский храм Браз­ско­го мо­на­сты­ря был раз­ру­шен зем­ле­тря­се­ни­ем. В 1842 го­ду браз­ский иерос­хи­мо­нах Ди­мит­рий вы­ко­пал чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия и пе­ре­нёс их в пе­щер­ный храм Вос­кре­се­ния Ла­за­ря, в ко­то­ром отец Ди­мит­рий со­вер­шал ли­тур­гию. С тех пор мо­щи бы­ли окру­же­ны боль­шим по­чи­та­ни­ем в оби­те­ли. По­сле за­кры­тия Браз­ско­го мо­на­сты­ря по указ­ке ком­му­ни­сти­че­ских вла­стей в 1959 го­ду на­сто­я­тель оби­те­ли Фе­о­до­сий (Фили­мон) сви­де­тель­ство­вал, что и в его вре­мя, и до него ве­ру­ю­щие при­хо­ди­ли к мо­ги­ле свя­то­го с мо­лит­вен­ны­ми про­ше­ни­я­ми. Тор­же­ствен­ное про­слав­ле­ние мит­ро­по­ли­та Фе­о­до­сия в ли­ке свя­щен­но­му­че­ни­ков бы­ло со­вер­ше­но в Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 ок­тяб­ря 2003 го­да. Его па­мять бы­ла опре­де­ле­на на 22 сен­тяб­ря.

☦️
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах.
Под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка, из­брав для ино­че­ских по­дви­гов ра­зо­рен­ную в то вре­мя ли­тов­ца­ми Жа­бын­скую пу­стынь. Про­во­дя дни и но­чи в непре­стан­ных тру­дах и за­бо­тах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­брал в ско­ром вре­ме­ни бра­тию и ос­но­вал мо­на­стырь, где стал игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти, пре­по­доб­ный по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, при­няв схи­му, ста­рец все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя вре­мя в ум­ной мо­лит­ве и ду­хов­ных по­дви­гах.
Гос­подь бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и по­дви­ги сво­е­го угод­ни­ка, про­сла­вив его при жиз­ни и по­сле смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды ста­рец, бу­дучи в ле­су, по­мо­лив­шись, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и тотчас же на этом ме­сте за­бил ис­точ­ник во­ды.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий на 84 го­ду жиз­ни в 1623 г. и был по­гре­бен вбли­зи мо­на­стыр­ско­го хра­ма. Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний со­вер­ши­лось от мо­щей свя­то­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zhabynskij

☦️
Блаженная Параске́ва Дивеевская.
Бла­жен­ная Прас­ко­вья Ива­нов­на, в ми­ру Ири­на, ро­ди­лась в на­ча­ле XIX сто­ле­тия в се­ле Ни­коль­ском Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии. Ро­ди­те­ли ее, Иван и Да­рья, бы­ли кре­пост­ные гос­под Булы­ги­ных. Ко­гда де­ви­це ми­ну­ло сем­на­дцать лет, гос­по­да вы­да­ли ее за­муж за кре­стья­ни­на Фе­до­ра. По­ко­рясь без­ро­пот­но ро­ди­тель­ской и бар­ской во­ле, Ири­на ста­ла при­мер­ной же­ной и хо­зяй­кой, и се­мья му­жа по­лю­би­ла ее за крот­кий нрав, за тру­до­лю­бие, за то, что она лю­би­ла цер­ков­ные служ­бы, усерд­но мо­ли­лась, из­бе­га­ла го­стей и об­ще­ства и не вы­хо­ди­ла на де­ре­вен­ские иг­ры. Так они про­жи­ли с му­жем пят­на­дцать лет, но Гос­подь не бла­го­сло­вил их детьми.
По про­ше­ствии этих пят­на­дца­ти лет по­ме­щи­ки Булы­ги­ны про­да­ли их по­ме­щи­кам-нем­цам Шмид­там в се­ло Сур­кот. Через пять лет по­сле пе­ре­се­ле­ния муж Ири­ны за­бо­лел ча­хот­кой и умер. Впо­след­ствии, ко­гда бла­жен­ную спра­ши­ва­ли, ка­кой у нее был муж, она от­ве­ча­ла: «Да та­кой же глу­пень­кий, как и я».
По­сле смер­ти му­жа Шмид­ты взя­ли ее в ку­хар­ки и эко­ном­ки. Несколь­ко раз они про­бо­ва­ли вто­рич­но вы­дать ее за­муж, но Ири­на ре­ши­тель­но от­ка­за­лась: «Хоть убей­те ме­ня, а за­муж боль­ше не пой­ду!». Так ее и оста­ви­ли.
Через пол­то­ра го­да стряс­лась бе­да – в гос­под­ском до­ме об­на­ру­жи­лась про­па­жа двух хол­стов. При­слу­га окле­ве­та­ла Ири­ну, по­ка­зав, что это она их укра­ла. При­е­хал ста­но­вой при­став с сол­да­та­ми, по­ме­щи­ки уго­во­ри­ли на­ка­зать Ири­ну. Сол­да­ты по при­ка­за­нию ста­но­во­го при­ста­ва же­сто­ко ис­тя­за­ли ее, про­би­ли го­ло­ву, по­рва­ли уши. Но Ири­на и сре­ди ис­тя­за­ний про­дол­жа­ла го­во­рить, что не бра­ла хол­стов. То­гда Шмид­ты при­зва­ли мест­ную га­дал­ку, ко­то­рая ска­за­ла, что хол­сты укра­ла жен­щи­на по име­ни Ири­на, но толь­ко не эта, и ле­жат они в ре­ке. На­ча­ли ис­кать и дей­стви­тель­но на­шли их там, где ука­за­ла га­дал­ка.
По­сле пе­ре­не­сен­но­го ис­тя­за­ния Ири­на бы­ла не в си­лах жить у гос­под-нехри­стей и, уй­дя от них, по­шла в Ки­ев на бо­го­мо­лье.
Ки­ев­ские свя­ты­ни, встре­ча со стар­ца­ми со­вер­шен­но из­ме­ни­ли ее внут­рен­нее со­сто­я­ние – она те­перь зна­ла, для че­го и как жить. Она же­ла­ла те­перь, чтобы в ее серд­це жил толь­ко Бог – един­ствен­ный лю­бя­щий всех ми­ло­серд­ный Хри­стос, раз­да­я­тель вся­че­ских благ. Неспра­вед­ли­во на­ка­зан­ная, Ири­на с осо­бен­ной глу­би­ной по­чув­ство­ва­ла неиз­ре­чен­ную глу­би­ну стра­да­ний Хри­сто­вых и Его ми­ло­сер­дие.
По­ме­щик тем вре­ме­нем по­дал за­яв­ле­ние о ее про­па­же. Через пол­то­ра го­да по­ли­ция на­шла ее в Ки­е­ве и от­пра­ви­ла по эта­пу к гос­по­дам. Пу­те­ше­ствие бы­ло му­чи­тель­ным и дол­гим, ей вполне при­шлось ис­пы­тать и го­лод, и хо­лод, и же­сто­кое об­ра­ще­ние кон­вой­ных сол­дат, и гру­бость аре­стан­тов-муж­чин.
Шмид­ты, чув­ствуя свою ви­ну пе­ред Ири­ной, «про­сти­ли» ее за по­бег и по­ста­ви­ли ого­род­ни­цей. Бо­лее го­да про­слу­жи­ла им Ири­на, но, со­при­кос­нув­шись со свя­ты­ня­ми и ду­хов­ной жиз­нью, не смог­ла она оста­вать­ся в име­нии и бе­жа­ла.
По­ме­щи­ки сно­ва по­да­ли в ро­зыск, и через год по­ли­ция опять на­шла ее в Ки­е­ве и, аре­сто­вав, пре­про­во­ди­ла по эта­пу к Шмид­там, ко­то­рые, же­лая по­ка­зать над ней свою власть, не при­ня­ли ее и с гне­вом вы­гна­ли на ули­цу – раз­де­тую и без кус­ка хле­ба. При­няв во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ки­е­ве по­стриг с име­нем Па­рас­ке­вы, она те­перь не пе­ча­ли­лась – она зна­ла свой путь, и то, что по­ме­щи­ки вы­гна­ли ее, бы­ло лишь зна­ком, что при­шла по­ра ис­пол­нить­ся бла­го­сло­ве­нию стар­цев.
Пять лет она бро­ди­ла по се­лу как по­ме­шан­ная и бы­ла по­сме­ши­щем не толь­ко де­тей, но и всех кре­стьян. Она вы­ра­бо­та­ла при­выч­ку жить круг­лый год под от­кры­тым небом, пе­ре­но­ся го­лод, хо­лод и зной. А за­тем уда­ли­лась в Са­ров­ские ле­са и про­жи­ла здесь боль­ше двух де­сят­ков лет в пе­ще­ре, ко­то­рую са­ма вы­ры­ла.
Го­во­рят, что у нее бы­ло несколь­ко пе­щер в раз­ных ме­стах об­шир­но­го непро­хо­ди­мо­го ле­са, где то­гда бы­ло мно­го хищ­ных зве­рей. Хо­ди­ла она вре­ме­на­ми в Са­ров и в Ди­ве­е­во, но ча­ще ее ви­де­ли на Са­ров­ской мель­ни­це, ку­да она при­хо­ди­ла ра­бо­тать.
Ко­гда-то Па­ша об­ла­да­ла уди­ви­тель­но при­ят­ной на­руж­но­стью. За вре­мя жи­тья в Са­ров­ском ле­су, дол­го­го по­движ­ни­че­ства и пост­ни­че­ства она ста­ла по­хо­жа на Ма­рию Еги­пет­скую: ху­дая, по­чер­нев­шая от солн­ца, с ко­рот­ки­ми во­ло­са­ми – длин­ные в ле­су ей ме­ша­ли. Босая, в муж­ской мо­на­ше­ской ру­ба­хе, свит­ке, рас­стег­ну­той на гру­ди, с об­на­жен­ны­ми ру­ка­ми, бла­жен­ная при­хо­ди­ла в мо­на­стырь, на­во­дя страх на всех, не знав­ших ее.

Далее:
https://telegra.ph/tlots-paraskeva-10-05
или
https://azbyka.ru/days/sv-paraskeva-diveevskaja

☦️
Священномученик Вениами́н (Воскресенский), Романовский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин (в ми­ру Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич Вос­кре­сен­ский) ро­дил­ся 15 ян­ва­ря 1871 го­да в се­ле Пе­ре­слав­це­во Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Отец Кон­стан­тин был ода­рен боль­ши­ми му­зы­каль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, та­ки­ми же спо­соб­но­стя­ми ока­за­лись ода­рен­ны­ми и его сы­но­вья – все пя­те­ро бы­ли ре­ген­та­ми учи­лищ­ных хо­ров, а один из них ре­ген­том ар­хи­ерей­ско­го хо­ра. В 1877 го­ду отец Кон­стан­тин ос­но­вал в се­ле на­чаль­ную шко­лу, ко­то­рая за от­сут­стви­ем по­ме­ще­ния рас­по­ло­жи­лась в его до­ме; учи­тель­ни­цей в ней ста­ла его су­пру­га, Алек­сандра Ва­си­льев­на.
Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил в Ро­стов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. С 1886 по 1892 год он учил­ся в Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, а с 1892-го – в Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. Окон­чив ака­де­мию в 1896 го­ду, Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич в 1898 го­ду был на­зна­чен по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра в Ку­та­ис­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию; здесь он пре­по­да­вал рус­скую ли­те­ра­ту­ру и ис­то­рию. В 1901 го­ду его пе­ре­ве­ли в Ти­флис­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Ока­зав­шись в Ти­фли­се, он окон­чил Ти­флис­ское Им­пе­ра­тор­ское му­зы­каль­ное учи­ли­ще по клас­су тео­рии му­зы­ки. В 1908 го­ду Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич был пе­ре­ве­ден в Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а через год – в Во­ло­год­скую. В 1911 го­ду он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­во­ди­те­лем се­ми­нар­ско­го хо­ра в Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. В то вре­мя в сре­де ду­хо­вен­ства Яро­слав­ской епар­хии воз­ник­ла идея со­би­рать ка­пи­та­лы на учре­жде­ние сти­пен­дии для сту­ден­тов се­ми­на­рии, чтобы бед­ность и недо­ста­ток средств не мог­ли быть пре­пят­стви­ем к по­лу­че­нию об­ра­зо­ва­ния; идея на­шла мно­гих сто­рон­ни­ков и ста­ла успеш­но осу­ществ­лять­ся. Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич при­нял де­я­тель­ное уча­стие в этом и стал ак­тив­ным жерт­во­ва­те­лем.

По­сле за­кры­тия се­ми­на­рии во вре­мя без­бож­ных го­не­ний в 1918 го­ду Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич стал ра­бо­тать в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле в го­ро­де Яро­слав­ле. В 1919 го­ду со­бра­ние ду­хо­вен­ства и ми­рян Яро­слав­ской епар­хии вы­бра­ло его в чле­ны Епар­хи­аль­но­го Со­ве­та.
4 июня 1921 го­да съезд ду­хо­вен­ства и ми­рян Ту­та­ев­ско­го уез­да из­брал Ва­си­лия Кон­стан­ти­но­ви­ча кан­ди­да­том на ка­фед­ру епи­ско­па Ту­та­ев­ско­го. В 1921 го­ду Ва­си­лий Кон­стан­ти­но­вич был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ве­ни­а­мин и хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Ту­та­ев­ско­го, ви­ка­рия Яро­слав­ской епар­хии, став од­ним из бли­жай­ших по­мощ­ни­ков мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла.

В июне 1922 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло мит­ро­по­ли­та Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла в на­деж­де, что вся власть цер­ков­ная пе­рей­дет к об­нов­лен­цам, но пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ство Яро­слав­ской епар­хии об­ра­ти­лось с пись­мом к епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну, в ко­то­ром пи­са­ло, что в от­сут­ствие мит­ро­по­ли­та Ага­фан­ге­ла гла­вой Пра­во­слав­ной Церк­ви в епар­хии при­зна­ют толь­ко его. Вслед за этим, ле­том то­го же го­да, епи­скоп Ве­ни­а­мин был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-voskresenskij

☦️
Собор Тульских святых.
Празд­но­ва­ние со­бор­ной па­мя­ти всех свя­тых, в зем­ле Туль­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но 3 июня 1987 го­да по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма (Кро­хи). День празд­но­ва­ния был при­уро­чен ко дню па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жа­бын­ско­го и Белев­ско­го.
Туль­ский Со­бор – один из са­мых мно­го­чис­лен­ных в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви: в него вхо­дят бо­лее 30 рус­ских свя­ти­те­лей, бо­лее 20 свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей и кня­гинь, бо­лее 30 пре­по­доб­ных, несколь­ко Хри­ста ра­ди юро­ди­вых. По­сколь­ку Ку­ли­ко­во по­ле на­хо­дит­ся в пре­де­лах Туль­ской епар­хии, то при уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния име­на по­движ­ни­ков и му­че­ни­ков, свя­зан­ных с Ку­ли­ков­ской бит­вой, бы­ли так­же вклю­че­ны в со­бор­ную па­мять.
Чтобы уста­но­вить име­на всех по­движ­ни­ков, имев­ших пря­мое от­но­ше­ние к туль­ской зем­ле, под ру­ко­вод­ством ар­хи­епи­ско­па Туль­ско­го и Белев­ско­го Мак­си­ма бы­ла про­де­ла­на боль­шая ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та. Ар­хи­епи­скоп Мак­сим со­ста­вил служ­бу Со­бо­ру Туль­ских свя­тых, ко дню празд­но­ва­ния на­пи­са­на спе­ци­аль­ная ико­на. Ввер­ху ее – Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – свя­ты­ня го­ро­да Ту­лы, под­дер­жи­ва­е­мый Ан­ге­лом, спра­ва и сле­ва – свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Жа­бын­ский. Ни­же – Все­х­свят­ский ка­фед­раль­ный со­бор, ко­то­рый окру­жа­ют изо­бра­же­ния свя­тых зем­ли туль­ской.

В Со­бор Туль­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-tulskih-svjatyh

Жития
Писание