⏳ 2021.10.04 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 16я по Пятидесятнице (глас 6й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
4 октября (21 сентября)
• (отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня)
• ап. от 70-ти Кодра́та (ок. 130) 📚
• сщмчч. Ипа́тия, Андрея (ок. 730–735)
• свтт. Исаа́кия и Меле́тия, Кипрских (?)
• мчч. Евсе́вия и Приска (?)
• прп. Даниила Шужгорского (XVI)
• прп. Иосифа Заоникиевского (Вологодского) (1612)
• обре́тение мощей свт. Димитрия Ростовского (1752) 📚
• сщмчч. Александра (Федосеева), Алексия (Стабникова), Константина (Широкинского), Иоанна (Флерова) (1918)
• прмч. Маври́кия (Полетаева), мч. Василия Кондратьева (1937)
• сщмчч. Вале́нта (Никольского), Александра (Белякова), Иоанна (Лазарева), Андрея (Бенедиктова), Петра (Сахаровского), Иоанна (Никольского) (1937)
• сщмч. Иоанна (Быстрова) (1938)
• сщмч. Василия (Крымкина) (1942)


☦️
Апостол от 70-ти Кодра́т Афинский и Магнезийский, епископ
Был епи­ско­пом Афин­ским и Ман­га­зей­ским. Про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие в Афи­нах и Маг­не­зии (во­сточ­ный по­лу­ост­ров Фес­са­лии). Мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил к ис­тин­ной ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля. Его про­по­ведь вы­зва­ла нена­висть за­ко­ре­не­лых языч­ни­ков. Од­на­жды разъ­ярен­ная тол­па на­па­ла на апо­сто­ла, чтобы по­бить его кам­ня­ми. Хра­ни­мый Бо­гом апо­стол Ко­драт остал­ся жив, то­гда его бро­си­ли в тем­ни­цу, где он и скон­чал­ся от го­ло­да. Свя­тое те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Маг­не­зии.
Апо­стол Ко­драт на­пи­сал в 126 г. апо­ло­гию в за­щи­ту хри­сти­ан­ства. В на­сто­я­щее вре­мя из апо­ло­гии из­вест­на толь­ко часть, про­ци­ти­ро­ван­ная ис­то­ри­ком Ев­се­ви­ем в IV в.: «Де­ла Спа­си­те­ля на­ше­го все­гда бы­ли оче­вид­ны, по­то­му что бы­ли ис­тин­ны. Ис­це­лен­ные Им и вос­кре­шен­ные из мерт­вых бы­ли ви­ди­мы не толь­ко ко­гда ис­це­ли­лись и вос­крес­ли, но и все­гда. Они жи­ли не толь­ко в пре­бы­ва­ние Спа­си­те­ля на зем­ле, но до­воль­но дол­го оста­ва­лись в жи­вых и по Его от­ше­ствии; неко­то­рые же до­жи­ли и до на­ше­го вре­ме­ни».
Пред­став­лен­ная им им­пе­ра­то­ру Адри­а­ну (117–138) апо­ло­гия так по­дей­ство­ва­ла на го­ни­те­ля хри­сти­ан, что он из­дал указ, пред­пи­сы­ва­ю­щий не осуж­дать ни­ко­го без улик.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/806

Творения (Слова апостола Кодрата):
https://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnaja-istorija/4#4_81
«Дела нашего Спасителя всегда были очевидны, ибо были действительными: людей, которых Он исцелил, которых воскресил, видели не только в минуту их исцеления или воскрешения; они все время были на глазах не только когда Спаситель пребывал на земле, но и жили достаточно долго и после Его Воскресения, некоторые дожили и до наших времен»

☦️
Священномученик Ипа́тий Ефесский, епископ.
Священномученик Андре́й Ефесский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ипа­тий, епи­скоп го­ро­да Ефе­са, и пре­сви­тер Ан­дрей по­стра­да­ли в VIII ве­ке при им­пе­ра­то­ре ико­но­бор­це Льве Ис­ав­ря­нине (717–741). В юно­сти они учи­лись вме­сте в од­ной оби­те­ли. Свя­той Ипа­тий при­нял ино­че­ство, а свя­той Ан­дрей стал кли­ри­ком и усерд­но учил на­род хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин на­чал пре­сле­до­вать по­чи­та­те­лей свя­тых икон, а свя­тые ико­ны вы­бра­сы­вать из хра­мов, по­пи­рать их но­га­ми и сжи­гать, свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей вста­ли на за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния, убеж­дая свою паст­ву со­хра­нять вер­ность пра­во­сла­вию. Им­пе­ра­тор, же­лая убе­дить свя­тых, при­звал их к се­бе и устро­ил дис­пут о ико­но­по­чи­та­нии, на ко­то­ром свя­тые Ипа­тий и Ан­дрей су­ме­ли по­сле­до­ва­тель­но за­щи­тить пра­во­слав­ное по­чи­та­ние икон. Му­че­ни­ков бро­си­ли в тем­ни­цу и дол­го дер­жа­ли там, на­де­ясь, что это вы­ну­дит свя­тых от­ка­зать­ся от сво­их убеж­де­ний, но свя­тые оста­лись непре­клон­ны­ми. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал ис­тя­зать му­че­ни­ков. Их би­ли, со­дра­ли с го­лов ко­жу с во­ло­са­ми, бо­ро­ды вы­ма­за­ли смо­лой и по­до­жгли, на го­ло­вах му­че­ни­ков сжи­га­ли свя­тые ико­ны. Все му­че­ния свя­тые тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли и оста­лись жи­вы. Царь ве­лел во­ло­чить свя­тых по го­ро­ду на по­сме­ши­ще всем лю­дям и толь­ко по­сле это­го их умерт­ви­ли. Те­ла свя­тых Ипа­тия и Ан­дрея бро­си­ли на съе­де­ние псам, но ве­ру­ю­щие бла­го­го­вей­но пре­да­ли их по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/807

☦️
Святитель Исаа́кий, епископ Кипрский.
Святитель Меле́тий, епископ Кипрский.
Пре­по­доб­ные и бла­го­че­сти­вые от­цы на­ши Ис­а­кий и Ме­ле­тий бы­ли епи­ско­па­ми Церк­ви Хри­сто­вой. Оба они ис­пол­ня­ли од­но и то же свя­ти­тель­ское слу­же­ние и от­ли­ча­лись бо­го­бо­яз­нен­но­стью и доб­ро­де­те­ля­ми хри­сти­ан­ски­ми. Непре­стан­ным их де­лом бы­ло учить на­род бо­же­ствен­ным, ду­хов­ным сло­ве­сам и хо­дить по за­по­ве­дям Бо­жи­им. Оба они от­ли­ча­лись бла­го­тво­ри­тель­но­стью, раз­да­ва­ли име­ния свои ни­щим и ми­ло­серд­ство­ва­ли о них, вме­сте с хле­бом ве­ще­ствен­ным пи­тая их и хле­бом ду­хов­ным – по­уче­ни­я­ми и ду­ше­по­лез­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми Сво­ей жиз­нью они за­слу­жи­ли дар чу­до­тво­ре­ний и умер­ли в ми­ру в ста­ро­сти, в раз­ные го­ды, но в один день. Св. Ис­а­кий был епи­ско­пом Кипр­ским и умер на Ки­п­ре (боль­шой ост­ров в се­ве­ро-во­сточ­ной ча­сти Сре­ди­зем­но­го мо­ря); Ме­ле­тий умер поз­же, неиз­вест­но в ка­ком го­ро­де.

☦️
Мученики Евсе́вий и Приск.
Свя­той Ев­се­вий жил в Фини­кии (древ­няя стра­на к се­ве­ру от Па­ле­сти­ны; она пред­став­ля­ла со­бой уз­кую бе­ре­го­вую по­ло­су меж­ду мо­рем и Ли­ван­ски­ми го­ра­ми; из го­ро­дов этой об­ла­сти са­мые за­ме­ча­тель­ные – Тир и Си­дон) и сна­ча­ла был тай­ным по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста. В то вре­мя языч­ни­ки воз­двиг­ли на хри­сти­ан страш­ное го­не­ние, они пре­да­ва­ли ве­ру­ю­щих раз­лич­ным му­че­ни­ям всю­ду, где толь­ко мог­ли най­ти их; то­гда мно­гие из ве­ру­ю­щих, убе­гая из рук нече­сти­вых, скры­ва­лись по тай­ным ме­стам. Свя­той Ев­се­вий, раз­мыш­ляя о сло­вах Хри­ста: «вся­ко­го, кто ис­по­ве­да­ет Ме­ня пред людь­ми, то­го ис­по­ве­даю и Я пред От­цем Мо­им Небес­ным» (Мф.10:32), ис­пол­нив­шись Бо­же­ствен­ной рев­но­стью, по­шел к пра­ви­те­лю го­ро­да и, став пе­ред ним, ска­зал:
– Что ты без­молв­ству­ешь, бо­го­бо­рец, пре­сле­дуя ста­до Хри­сто­во?
Князь же, взгля­нув на него, спро­сил:
– Кто ты та­кой?
Он же от­ве­чал:
– Я раб Хри­ста, про­тив Ко­то­ро­го ты вос­ста­ешь.
Силь­но раз­гне­ван­ный та­ки­ми сло­ва­ми князь ска­зал:
– Как осме­лил­ся ты, дерз­но­вен­ный, прид­ти сю­да и бес­че­стить ме­ня, кня­зя?
На сие Ев­се­вий от­ве­тил:
– Рев­ность моя о Гос­по­де мо­ем Иису­се Хри­сте по­бу­ди­ла ме­ня об­ли­чить сле­по­ту ва­шу: ибо вы обе­зу­ме­ли по­кло­ня­е­тесь бе­су, а не Бо­гу.
То­гда князь при­ка­зал об­на­жить его, по­ве­сить и стро­гать его те­ло; свя­то­го стро­га­ли ост­рым же­ле­зом до тех пор, по­ка у него не об­на­жи­лись ко­сти; по­том ста­ли по­ли­вать его ук­су­сом с со­лью и рас­ти­рать ему ра­ны. Всё сие ис­по­вед­ник Хри­стов пре­тер­пел му­же­ствен­но, – как бы не его те­ло пе­ре­но­си­ло та­кие му­че­ния, – и ра­до­вал­ся при сих му­че­ни­ях то­му, что стра­да­ет за ве­ру Хри­сто­ву. Ко­гда он пе­ре­нес сии му­ки, князь ска­зал ему:
– При­не­си жерт­ву бо­гам и бу­дешь жив; ес­ли же не сде­ла­ешь се­го, мы по­гу­бим те­бя.
Он же от­ве­чал:
– Вы мо­же­те по­гу­бить мое те­ло, но Хри­стос при­мет мою ду­шу; за Него я хо­чу пре­тер­петь всё, ибо «пре­тер­пев­ший же до кон­ца спа­сет­ся» (Мф.24:13).
Ви­дя его непре­клон­ность, нече­стив­цы от­сек­ли ему гла­ву ме­чом. Так он во­шел на небе­са и при­нял ве­нец сла­вы от ру­ки Гос­по­да.
Свя­той Приск ис­по­ве­до­вал имя Хри­сто­во во Фри­гии и мно­гих языч­ни­ков при­вел ко Хри­сту. По­том нече­сти­вые, взяв его, по­ве­си­ли и ста­ли же­лез­ны­ми ког­тя­ми глу­бо­ко стро­гать его по реб­рам, так что всё те­ло свя­то­го При­с­ка бы­ло из­бо­рож­де­но, как вспа­хан­ная зем­ля. Неко­то­рые из сто­яв­ших там нече­сти­вых, ви­дя столь лю­тые му­че­ния и лью­щу­ю­ся кровь му­че­ни­ка, при­шли в силь­ную ярость: об­на­жив сво­им ме­чи, они устре­ми­лись на свя­то­го и от­сек­ли ему го­ло­ву.
Так по­стра­дал за сви­де­тель­ство об Иису­се Хри­сте сей доб­рый ис­по­вед­ник, а ныне Хри­стос ис­по­ве­ду­ет его пред От­цом Сво­им небес­ным.

☦️
Преподобный Дании́л Шужгорский.
Пре­по­доб­ный Да­ни­ил Шу­ж­гор­ский ро­дил­ся в Мос­ков­ской зем­ле в XVI ве­ке. Он под­ви­зал­ся на се­ве­ре Ру­си, где при­нял по­стриг в Ко­мель­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном пре­по­доб­ным Кор­ни­ли­ем Ко­мель­ским в 1498 го­ду. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­ки­нул мо­на­стырь и про­дол­жил уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь в без­люд­ной и ле­си­стой мест­но­сти в Бе­ло­зер­ском крае, на го­ре, име­но­вав­шей­ся Шу­ж­го­рой. Здесь свя­той по­движ­ник ос­но­вал свой мо­на­стырь в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил был по­гре­бен в хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня ос­но­ван­но­го им мо­на­сты­ря. В 1764 г. мо­на­стырь был об­ра­щен в при­ход.

Подробнее:
http://kirillov-monastyr.ru/saints/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=102

☦️
Преподобный Ио́сиф Заоникиевский (Вологодский), Христа ради юродивый.
Пре­по­доб­ный Иосиф За­о­ни­ки­ев­ский, в ми­ру Ила­ри­он, бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин из де­рев­ни Обу­хо­во Ку­бен­ской окру­ги Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Дол­гое вре­мя он стра­дал бо­лез­нью глаз и усерд­но мо­лил о по­мо­щи Гос­по­да, Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и свя­тых угод­ни­ков, в осо­бен­но­сти свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Кос­му и Да­ми­а­на. Мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на, и в 1588 го­ду, по от­кро­ве­нию свя­то­го Кос­мы, пре­по­доб­ный Иосиф на­шел в ле­су, в бо­ло­ти­стом ме­сте, ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, от ко­то­рой по­лу­чил ис­це­ле­ние. В бла­го­дар­ность пре­по­доб­ный рас­чи­стил лес­ные де­бри на ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны и по­стро­ил ча­сов­ню, в ко­то­рой по­ста­вил ико­ну. Сам он по­се­лил­ся ря­дом, при­няв ино­че­ский об­раз с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Ан­то­ния, епи­ско­па Во­ло­год­ско­го, на ме­сте по­дви­гов Иоси­фа воз­ник­ла За­о­ни­ки­ев­ская оби­тель, на­зван­ная так по име­ни раз­бой­ни­ка Ани­ки, неко­гда оби­тав­ше­го в этом ле­су. Ко­гда оби­тель рас­ши­ри­лась и чис­ло ино­ков воз­рос­ло, по со­ве­ту пре­по­доб­но­го Иоси­фа игу­ме­ном был из­бран Ан­то­ний. Сам он по сми­ре­нию не при­нял на­сто­я­тель­ства и, скры­вая от дру­гих свои стро­гие по­дви­ги, вос­при­нял юрод­ство Хри­ста ра­ди, но­ча­ми сто­ял на мо­лит­ве в сво­ей ча­совне, в же­сто­кие мо­ро­зы хо­дил бо­сой.
Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 21 сен­тяб­ря 1612 го­да, в воз­расте 83 лет и был по­гре­бен в ос­но­ван­ной им оби­те­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-zaonikievskij-vologodskij

☦️
Обре́тение мощей свт. Дими́трия Ростовского, митрополита (1752).
При­чис­ле­ние свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го, к ли­ку свя­тых со­вер­ши­лось 22 ап­ре­ля 1757 го­да. Празд­не­ство ему уста­нов­ле­но так­же 21 сен­тяб­ря, в день об­ре­те­ния мо­щей.
Свя­ти­тель Ди­мит­рий, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский, при­быв в 1702 го­ду на Ро­стов­скую ка­фед­ру, преж­де все­го по­се­тил мо­на­стырь свя­ти­те­ля Иа­ко­ва, епи­ско­па Ро­стов­ско­го (па­мять 27 но­яб­ря и 23 мая). В со­бор­ной церк­ви в честь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы он со­вер­шил ли­тур­гию, по­сле ко­то­рой при всех при­сут­ство­вав­ших в хра­ме опре­де­лил на пра­вой сто­роне ме­сто сво­е­го бу­ду­ще­го по­гре­бе­ния со сло­ва­ми: «Се по­кой мой, зде все­лю­ся в век ве­ка». Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Ди­мит­рий 28 ок­тяб­ря 1709 го­да. Несмот­ря на же­ла­ние свя­ти­те­ля, вы­ра­жен­ное в за­ве­ща­нии, ду­хо­вен­ство и жи­те­ли Ро­сто­ва про­си­ли при­быв­ше­го для по­гре­бе­ния ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла Ря­зан­ско­го мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на Явор­ско­го со­вер­шить по­гре­бе­ние в со­бор­ном хра­ме го­ро­да, ря­дом с пред­ше­ствен­ни­ком свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, свя­ти­те­лем Иоаса­фом. Мит­ро­по­лит Сте­фан, со­блю­дая за­ве­ща­ние сво­е­го по­чив­ше­го дру­га, на­сто­ял на по­гре­бе­нии те­ла свя­ти­те­ля Ди­мит­рия в ука­зан­ном ме­сте. Од­на­ко до при­бы­тия мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на ме­сто по­гре­бе­ния при­го­тов­ле­но не бы­ло, хо­тя со дня кон­чи­ны про­шло око­ло ме­ся­ца. В свя­зи с неот­лож­ным отъ­ез­дом мит­ро­по­ли­та Сте­фа­на из Ро­сто­ва в вы­ко­пан­ной мо­ги­ле был сде­лан на­ско­ро за­го­тов­лен­ный де­ре­вян­ный сруб, в ко­то­ром 25 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но те­ло свя­ти­те­ля. Это об­сто­я­тель­ство, преду­смот­рен­ное Про­мыс­лом Бо­жи­им, при­ве­ло к ско­ро­му об­ре­те­нию мо­щей. В 1752 го­ду про­из­во­дил­ся ре­монт в со­бор­ной церк­ви мо­на­сты­ря, и 21 сен­тяб­ря при по­чин­ке опу­стив­ше­го­ся по­ла бы­ло об­на­ру­же­но нетлен­ное те­ло свя­ти­те­ля Ди­мит­рия. Ме­сто по­гре­бе­ния ока­за­лось сы­рым, ду­бо­вый гроб и на­хо­див­ши­е­ся в нем ру­ко­пи­си ис­тле­ли, но те­ло свя­ти­те­ля, а так­же омо­фор, сак­кос, мит­ра и шел­ко­вые чет­ки со­хра­ни­лись нетлен­ны­ми. По­сле об­ре­те­ния у свя­тых мо­щей со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний, о чем бы­ло до­не­се­но Си­но­ду, по пред­пи­са­нию ко­то­ро­го в Ро­стов при­бы­ли Суз­даль­ский мит­ро­по­лит Силь­вестр и Си­мо­нов­ский ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил для осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ди­мит­рия и про­ис­шед­ших чу­дес­ных ис­це­ле­ний. По­сле­до­вал указ Си­но­да от 29 ап­ре­ля 1757 го­да о при­чис­ле­нии к ли­ку свя­тых свя­ти­те­ля Ди­мит­рия, мит­ро­по­ли­та Ро­стов­ско­го и уста­нов­ле­нии празд­но­ва­ния 28 ок­тяб­ря (день пре­став­ле­ния) и 21 сен­тяб­ря (день об­ре­те­ния мо­щей).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rostovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/
Жития святых
• Приложения. Жития святых
• Псалмы или духовные канты
• Псалтирь Божией Матери
• Пяточисленные молитвы
Руно орошенное
• Память духовному отцу как управить ставленника
• Поучения и проповеди
• Поучения и слова
• Поучения к иереям
• Приготовление иереев к Божественному Причащению
Слово о пьянстве
• Келейный летописец
Розыск о раскольнической брынской вере
• Неизданные письма
• Письма
• Житие и творения святого Димитрия, митрополита Ростовского
• Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского
• Алфавит духовный (приписываемое)

Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании
• Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное из всех молитв, совершать которое должно во все пятницы
• Богодухновенное христианское наставление
• Богомысленное размышление о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа
Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне
• Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг
• Где Бог, там все доброе
Генеральное исповедание грехов, произносимое кающимся пред иереем
Двенадцать статей, коими убеждаются сомневающиеся или неверующие в пресуществление хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа чрез показание многих образов
За что подобает благодарить Бога?
Зерцало православного исповедания
Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания
• Краткое христианское нравоучение
Милосердному и долготерпеливому Творцу Богу нашему угодны от людей следующие дела
Молитва о своем окаянстве св. Димитрия
Молитва повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения
• Молитва, или Краткое воспоминание страданий Христовых
• Молитвенные стихословия
О Причащении Святых Таин
• О свидетельстве любви к ближнему
• Плач на погребение Христово
• Поклонение Пречистым Христовым Тайнам
Рассуждение о Божественном Причащении, ибо «осуждение себе ест и пьет не рассуждающий о Теле Господнем»
Рассуждение второе. Врачевство на случай отчаяния
• Семь слов Спасителя на Кресте
• Стихи на страсти Христовы
• Целование членов, или ран, Господа нашего Иисуса Христа во всякий день

☦️
Священномученик Алекса́ндр Федосеев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Фе­до­се­ев слу­жил в церк­ви за­во­да Май­ко­ра Со­ли­кам­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Отец Алек­сандр был рас­стре­лян крас­но­ар­мей­ца­ми во вре­мя мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае 4 ок­тяб­ря 1918 го­да (по дру­гим ис­точ­ни­кам да­та смер­ти – 21 де­каб­ря).

☦️
Священномученик Алекси́й Стабников, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Алек­сий Стаб­ни­ков был на­сто­я­те­лем со­бо­ра в Югов­ском за­во­де близ Пер­ми (ныне по­се­лок Юг Перм­ско­го рай­о­на). 4 ок­тяб­ря 1918 го­да отец Алек­сий был убит крас­но­ар­мей­ца­ми во вре­мя мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Священномученик Константин Широкинский, пресвитер.
Свя­щен­ник Ко­стан­тин Гри­горь­е­вич Ши­ро­кин­ский ро­дил­ся в 1876 го­ду в Пер­ми. Он слу­жил в Слуд­ской Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви, был же­нат, имел 4-х де­тей. 9 сен­тяб­ря 1918 го­да отец Кон­стан­тин был аре­сто­ван как «мо­нар­хист и контр­ре­во­лю­ци­о­нер». 11 сен­тяб­ря 1918 го­да в Губ ЧК по­сту­пи­ло про­ше­ние от име­ни же­ны и де­тей с хо­да­тай­ством за аре­сто­ван­но­го от­ца Кон­стан­ти­на, как не де­ла­ю­ще­го «ни­ка­ких к/р вы­ступ­ле­ний про­тив Со­вет­ской вла­сти», а 12, 13 и 21 сен­тяб­ря по­сту­па­ли по­втор­ные про­ше­ния. 24 сен­тяб­ря 1918 го­да в Губ ЧК по­сту­пи­ло за­яв­ле­ние Перм­ско­го ду­хо­вен­ства (бо­лее 30 под­пи­сей) с прось­бой «взять на по­ру­ки свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на». Од­на­ко все эти про­ше­ния не име­ли успе­ха и 4 ок­тяб­ря 1918 го­да отец Кон­стан­тин Ши­ро­кин­ский был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. В при­го­во­ре го­во­ри­лось: «… как мо­нар­хи­ста и контр­ре­во­лю­ци­о­не­ра объ­явить вне за­ко­на и рас­стре­лять». В тот же день при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Священномученик Иоа́нн Флеров, пресвитер.
Священномученик Иоа́нн Быстров, пресвитер.
Свя­щен­ник Иоанн Фле­ров был стро­и­те­лем и пер­вым слу­жи­те­лем хра­ма Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в се­ле Се­мья­ны Ва­силь­сур­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Цер­ковь бы­ла по­стро­е­на и освя­ще­на неза­дол­го пе­ред ре­во­лю­ци­ей 1917 го­да. Освя­тив храм, о. Иоанн ска­зал: «Моя цер­ковь дол­го бу­дет сто­ять, и ни­кто к ней не под­сту­пит­ся». Это ис­пол­ни­лось, но сам на­сто­я­тель зи­мой 1918 го­да был аре­сто­ван и пре­про­вож­ден в Ва­силь­сурск; ему бы­ло то­гда со­рок лет.
В Ва­силь­сур­ской тюрь­ме его дол­го му­чи­ли, ча­сто вы­зы­ва­ли на до­прос, тре­буя от­ре­че­ния от Хри­ста или от свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Свя­щен­ник не со­гла­сил­ся. И то­гда о. Иоан­на вы­ве­ли на клад­би­ще и ве­ле­ли ко­пать мо­ги­лу. Вы­ко­пав, он стал мо­лить­ся. И ко­гда кон­чил, ска­зал: «Я го­тов». Он был убит зал­пом в спи­ну.
По­сле его кон­чи­ны храм об­рел пред­ста­те­ля пред Бо­гом. Дол­го не мог­ли без­бож­ни­ки за­крыть его, а ко­гда за­кры­ли, не смог­ли ра­зо­рить, а хо­те­ли, по­то­му что храм был уко­ря­ю­щим па­мят­ни­ком на­род­но­го стро­и­тель­ства – бы­ли еще жи­вы са­ми стро­и­те­ли и кре­стья­не­жерт­во­ва­те­ли.
Но при­хо­жане не от­да­ва­ли клю­чей. При­дет к Та­тьяне, хра­ни­тель­ни­ца клю­чей, ве­ру­ю­щая по­дру­га и ска­жет:
– Та­тья­на, все рав­но нас за­бе­рут с то­бой.
– Ну и пусть за­бе­рут, уй­дем не за ко­го, а за Бо­га, – от­ве­тит Та­тья­на.
В од­но из го­не­ний хит­рый пред­се­да­тель сель­со­ве­та при­звал Та­тья­ну к се­бе и ска­зал:
– Та­тья­на, ключ у те­бя, да­вай, на­до цер­ковь от­кры­вать.
– Вре­те, цер­ковь вы сей­час от­кры­вать не бу­де­те, не дам вам клю­ча. Хоть са­жай­те ме­ня и всю мою гру­ду, а не дам вам клю­ча, по­ка не объ­яви­те, что в церк­ви бу­дет служ­ба.
Пред­се­да­тель от­сту­пил­ся, и цер­ковь нера­зо­рен­ной до­сто­я­ла до сво­е­го от­кры­тия в со­ро­ко­вых го­дах.

В этом се­ле ро­дил­ся в 1888(9?) го­ду свя­щен­ник Иоанн Быст­ров. У ро­ди­те­лей о. Иоан­на бы­ли од­ни до­че­ри, а им хо­те­лось сы­на, и мать усерд­но мо­ли­ла о том Бо­га, дав обет, что ес­ли ро­дит­ся маль­чик, он бу­дет, по­свя­щен Гос­по­ду, и ко­гда он ро­дил­ся, на­зва­ли его Иоан­ном.
Окон­чив гим­на­зию, Иоанн стал учи­те­лем в род­ном се­ле.
Стро­и­тель­ство хра­ма, служ­ба в нем рев­ност­но­го пас­ты­ря ока­за­ли нема­лое вли­я­ние на мо­ло­до­го учи­те­ля. Бы­ло яс­но, что толь­ко с Бо­гом вос­пи­та­ние мог­ло быть успеш­ным, по­то­му что ос­но­вой его мог­ла быть толь­ко лю­бовь.
Об­ла­дая за­мет­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми как вос­пи­та­тель, он ско­ро стал из­ве­стен сре­ди учи­те­лей, и окру­жа­ю­щие про­чи­ли ему слав­ное бу­ду­щее. Ка­за­лось, он на­шел се­бя в лю­би­мом де­ле, обе­ты, дан­ные пе­ред его рож­де­ни­ем, бы­ли за­бы­ты. Но Гос­подь Сам на­по­ми­нал о Се­бе. Все ча­ще Иоанн вспо­ми­нал о дан­ном его ма­те­рью сло­ве, все му­чи­тель­нее пе­ре­жи­вал мысль о сво­ей невер­но­сти Бо­гу. Сколь удач­но ни сло­жи­лась бы его даль­ней­шая жизнь, но она бу­дет ни­ку­да не год­на, ес­ли вы­стро­ит­ся на зы­бу­чей ос­но­ве неправ­ды. И ко­гда Иоан­ну ис­пол­ни­лось два­дцать семь лет, он ска­зал ма­те­ри:
– Ма­ма, я дол­жен ис­пол­нить обе­ща­ние. Я сам так хо­чу.
Он же­нил­ся, был ру­ко­по­ло­жен и стал слу­жить в се­ле Са­ка­нах Ни­же­го­род­ской епар­хии. Это бы­ла во всех от­но­ше­ни­ях счаст­ли­вая се­мья. У них с су­пру­гой ро­ди­лось во­семь де­тей, и в се­мье ца­ри­ла вза­им­ная лю­бовь. С ред­кост­ной ме­рой о. Иоанн был к де­тям рас­су­ди­тель­но строг и спра­вед­лив, и де­ти лю­би­ли его. Он ни­ко­гда не за­бы­вал, что он не толь­ко отец, не толь­ко вос­пи­та­тель, но и свя­щен­ник – об­ра­зец нрав­ствен­но­сти для всех окру­жа­ю­щих. И хо­тя се­мье бы­ло в те го­ды вдвойне тя­же­ло от вы­пав­ших на ее до­лю го­не­ний из­за то­го, что Иоанн стал свя­щен­ни­ком, он ни ра­зу не по­жа­лел, что ис­пол­нил ма­те­рин­ский обет. Ни­ка­кие пре­сле­до­ва­ния, ни­ка­кие утес­не­ния со сто­ро­ны без­бож­ных вла­стей его не стра­ши­ли. Го­ни­мо­му вла­стя­ми, ему при­шлось сме­нить несколь­ко при­хо­дов. По­след­ним ме­стом его слу­же­ния стал храм се­ла Ара­по­во Бо­го­ро­диц­ко­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пе­да­го­ги­че­ская из­вест­ность неко­то­рое вре­мя охра­ня­ла его, но в кон­це трид­ца­тых го­дов арест на­вис над ним неми­ну­е­мо. Ко­е-кто из пред­ста­ви­те­лей вла­сти пы­тал­ся уго­во­рить о. Иоан­на оста­вить храм и вер­нуть­ся к учи­тель­ству, обе­щая, что не бу­дет по­мя­ну­то его свя­щен­ство, его сде­ла­ют ди­рек­то­ром шко­лы, и при его спо­соб­но­стях ему от­кро­ют­ся все до­ро­ги. А ина­че не из­бе­жать аре­ста. Слу­шая это, ма­туш­ка бро­си­лась уго­ва­ри­вать му­жа оста­вить цер­ковь и пой­ти в шко­лу; она на­по­ми­на­ла ему о де­тях, со сле­за­ми умо­ляя сжа­лить­ся над ни­ми. Но как рань­ше, так и те­перь оста­вал­ся тверд пас­тырь в сво­ем ре­ше­нии слу­жить Бо­гу. С кро­то­стью и лю­бо­вью он про­из­нес:
– Гос­подь не оста­вит, он всех де­тей вы­ве­дет в лю­ди.
11 сен­тяб­ря 1938 го­да, на Иоан­на Пост­ни­ка, его аре­сто­ва­ли. Ко­гда при­е­ха­ли че­ки­сты, шла служ­ба, и они не по­сме­ли ее пре­рвать, вы­шли из хра­ма и рас­по­ло­жи­лись непо­да­ле­ку, ожи­дая свя­щен­ни­ка.
Отец Иоанн был за­клю­чен в Ни­же­го­род­скую тюрь­му.
Кон­чи­на его и с ним мно­гих дру­гих свя­щен­ни­ков Ни­же­го­род­ской епар­хии аре­сто­ван­ных в 1937-1938 го­дах, бы­ла та­ко­ва. Их всех вы­вез­ли на се­ре­ди­ну Вол­ги про­тив го­ро­да Бор, непо­да­ле­ку от Ниж­не­го. Свя­зан­ных свя­щен­ни­ков по од­но­му стал­ки­ва­ли в во­ду, на­блю­дая, чтобы ни­кто не вы­плыл; вы­плыв­ших то­пи­ли. И так бы­ли уму­че­ны все.

☦️
Преподобномученик Маври́кий (Полетаев), архимандрит.
Ро­дил­ся ар­хи­манд­рит Мав­ри­кий в 1880 г. в Крон­штад­те. При кре­ще­нии по­лу­чил имя Ми­ха­и­ла. Ме­стом его уче­бы бы­ли Санкт-Пе­тер­бург­ские Ду­хов­ные шко­лы. Нель­зя утвер­ждать с со­вер­шен­ной уве­рен­но­стью, но, по-ви­ди­мо­му, он окон­чил и Ду­хов­ную Ака­де­мию. По­сле за­вер­ше­ния уче­бы Ми­ха­ил при­ни­ма­ет сан свя­щен­ни­ка и вы­би­ра­ет ме­стом сво­е­го слу­же­ния да­ле­кий Тур­ке­стан. Со­глас­но се­мей­но­му пре­да­нию, это ре­ше­ние бы­ло при­ня­то не без вли­я­ния Свя­то­го Пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штад­ско­го, ко­то­рый бла­го­сло­вил о. Ми­ха­и­ла на служ­бу в Сред­ней Азии. Он был лич­но зна­ком с все­рос­сий­ским пас­ты­рем не толь­ко по­то­му, что жил в Крон­штад­те. Ма­туш­кой мо­ло­до­го иерея ста­ла пле­мян­ни­ца же­ны о. Иоан­на, ко­то­рый, ко­неч­но же, не мог остать­ся без­участ­ным к их судь­бе.
Они уез­жа­ют в древ­ний го­род Мерв, где о. Ми­ха­и­ла на­зна­ча­ют на­сто­я­те­лем хра­ма По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Цер­ковь эта бы­ла по­стро­е­на в са­мом на­ча­ле про­шло­го ве­ка ру­ка­ми рус­ских сол­дат, ко­то­рые нес­ли служ­бу на тер­ри­то­рии Тур­ке­ста­на. Ее на­сто­я­тель яв­лял­ся во­ен­ным свя­щен­ни­ком, ему при­хо­ди­лось окорм­лять мно­го­чис­лен­ный гар­ни­зон рос­сий­ской ар­мии, на­хо­дя­щий­ся в Мер­ве.
По­сле ре­во­лю­ции жиз­нен­ный путь о. Ми­ха­и­ла не был от­ме­чен чем-то осо­бен­ным, в том смыс­ле, что он по­вто­рил судь­бу все­го на­ше­го ду­хо­вен­ства. Его неод­но­крат­но аре­сто­вы­ва­ли, за­пре­ща­ли ис­пол­нять свой пас­тыр­ский долг. Не же­лая, чтобы се­мья раз­де­ли­ла с ним ча­шу стра­да­ний, он остав­ля­ет же­ну и сы­на, пеш­ком ухо­дит в Рос­сию. В Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре свя­щен­ник Ми­ха­ил при­нял по­стриг с име­нем Мав­ри­кий и через неко­то­рое вре­мя ста­но­вит­ся ар­хи­манд­ри­том. Несколь­ко поз­же его пе­ре­ве­ли на при­ход Юрьев-Поль­ский Вла­ди­мир­ской епар­хии.
В 1937 г. ар­хи­манд­рит Мав­ри­кий был аре­сто­ван и рас­стре­лян по­сле об­ва­ла на шах­те, где он ра­бо­тал.

☦️
Мученик Васи́лий Кондратьев.
Ва­си­лий Еме­лья­но­вич Кон­дра­тьев ро­дил­ся 1 мар­та 1887 го­да в де­ревне Ги­ну­тье­во[1] Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. В 20-х – на­ча­ле 30‑х гг. жил в За­гор­ске (ныне Сер­ги­ев По­сад), за­ни­мал­ся тор­гов­лей. В 1926-1935 гг. яв­лял­ся ста­ро­стой в хра­ме, где слу­жил ар­хи­манд­рит Мав­ри­кий (По­ле­та­ев). 21 ок­тяб­ря 1935 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в вы­ска­зы­ва­нии «контр­ре­во­лю­ци­он­ных взгля­дов» на по­ли­ти­ку со­вет­ской вла­сти и в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции», за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му. Ви­нов­ным се­бя не при­знал.
8 ян­ва­ря 1936 го­да осо­бое со­ве­ща­ние НКВД при­го­во­ри­ло Ва­си­лия Еме­лья­но­ви­ча к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­ных ра­бот. Он от­бы­вал на­ка­за­ние в Ка­ра­ган­дин­ском ИТЛ, ра­бо­тал воз­чи­ком. В 1937 го­ду про­тив Ва­си­лия Кон­дра­тье­ва бы­ло на­ча­то но­вое де­ло, его об­ви­ни­ли в том, что он предо­став­ля­ет свою «квар­ти­ру» для бо­го­слу­же­ний. Ва­си­лий Еме­лья­но­вич ви­нов­ным се­бя не при­знал, под­твер­дил лишь на­ли­чие у него ико­ны. Рас­стре­лян 4 ок­тяб­ря 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти от 28 сен­тяб­ря 1937 го­да, по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Вале́нт Никольский, пресвитер.
В июне 1937 го­да на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных в за­стен­ках по­ка­за­ний двух ра­бо­чих бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Лы­с­ков­ско­го рай­о­на. Их об­ви­ни­ли в под­жо­гах до­мов, при­над­ле­жав­ших кол­хоз­ни­кам. Сре­ди дру­гих был аре­сто­ван свя­щен­ник Ва­лен­т Ива­но­вич Ни­коль­ский, Он ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ли­не­во Бор­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Тро­фи­мо­во Лы­с­ков­ско­го рай­о­на. Все об­ви­не­ния от­верг и лож­ных сви­де­тельств про­тив дру­гих об­ви­ня­е­мых не под­пи­сал. 21 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ва­лен­та к рас­стре­лу. 4 ок­тяб­ря при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Беляков, пресвитер.
Иерей Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич Бе­ля­ков ро­дил­ся в 1890 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Он был аре­сто­ван 6 ав­гу­ста 1937 го­да во вре­мя мас­со­вых ре­прес­сий про­тив ни­же­го­род­ско­го ду­хо­вен­ства и об­ви­нен в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной груп­пи­ров­ке». Ви­нов­ным се­бя отец Алек­сандр не при­знал и да­вать по­ка­за­ния на дру­гих от­ка­зал­ся. Он был рас­стре­лян по при­го­во­ру от 21 ав­гу­ста 1937 го­да.

☦️
Священномученик Иоа́нн Лазарев, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Иоанн Ми­хай­ло­вич Ла­за­рев ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле Кур­мыш Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Он слу­жил в хра­ме Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ниж­нем Нов­го­ро­де. В ав­гу­сте 1937 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван. 21 сен­тяб­ря был огла­шен при­го­вор – выс­шая ме­ра на­ка­за­ния. Вско­ре свя­щен­но­му­че­ник был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Андре́й Бенедиктов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ан­дрей Ни­ко­ла­е­вич Бе­не­дик­тов ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Во­ро­ни­но Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии и был свя­щен­ни­ком од­но­го из хра­мов Ниж­не­го Нов­го­ро­да. Он был аре­сто­ван 6 ав­гу­ста 1937 го­да вме­сте с дру­ги­ми пра­во­слав­ны­ми свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми и ми­ря­на­ми. От­цу Ан­дрею предъ­яви­ли об­ви­не­ние в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной груп­пи­ров­ке и в ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­рах. Ви­нов­ным се­бя он не при­знал и по­ка­за­ний на дру­гих не дал. Иерей Ан­дрей Бе­не­дик­тов был рас­стре­лян по при­го­во­ру от 21 ав­гу­ста 1937 го­да, впо­след­ствии ре­а­би­ли­ти­ро­ван.

☦️
Священномученик Петр Сахаровский, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Петр Ива­но­вич Са­ха­ров­ский ро­дил­ся в 1876 го­ду. Он слу­жил в Свя­то-Тро­иц­ком и Спас­ском хра­мах Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В ав­гу­сте 1937 го­да отец Петр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Свя­щен­ник при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец через рас­стрел.

☦️
Священномученик Иоа́нн Никольский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Ни­ко­ла­е­вич Ни­коль­ский ро­дил­ся 8 ок­тяб­ря 1868 го­да в се­ле Клад­би­щи Сер­гач­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1891 го­ду окон­чил Ни­же­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1933 го­ду был под аре­стом три с по­ло­ви­ной ме­ся­ца. По­след­ние го­ды жиз­ни слу­жил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви по­сел­ка Кар­пов­ка на окра­ине го­ро­да Горь­ко­го.
6 ав­гу­ста 1937 го­да аре­сто­ван вме­сте с груп­пой свя­щен­ни­ков и ми­рян го­ро­да Горь­ко­го и был за­клю­чен в го­род­скую тюрь­му. Об­ви­нял­ся в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ской ор­га­ни­за­ции», буд­то бы воз­глав­ля­е­мой Горь­ков­ским мит­ро­по­ли­том Фе­о­фа­ном (Ту­ля­ко­вым). Ви­нов­ным се­бя не при­знал, да­вать по­ка­за­ния на дру­гих лю­дей от­ка­зал­ся. 21 сен­тяб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Каз­нен 4 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Буг­ров­ском клад­би­ще в Горь­ком.

☦️
Священномученик Васи́лий Крымкин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1901 го­ду в се­ле Про­та­сье­во Ра­нен­бург­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ива­на Алек­се­е­ви­ча и Мар­фы Леон­тьев­ны Крым­ки­ных. Ко­гда Ва­си­лию ис­пол­ни­лось во­семь лет, он по­сту­пил в Тро­иц­кий мо­на­стырь, рас­по­ла­гав­ший­ся в по­лу­то­ра вер­стах от го­ро­да Ле­бе­дянь Там­бов­ской гу­бер­нии. Здесь он окон­чил мо­на­стыр­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и до 1928 го­да был в мо­на­сты­ре по­слуш­ни­ком. По­сле то­го как мо­на­стырь был без­бож­ной вла­стью за­крыт, он вер­нул­ся в род­ное се­ло и слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме.
В 1930 Ва­си­лий Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Оста­фье­во По­доль­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. 4 де­каб­ря 1937 го­да отец Ва­си­лий был аре­сто­ван, в тот же день до­про­шен, и на этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих ва­ше­го при­хо­да про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив про­во­ди­мых пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством ме­ро­при­я­тий, рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ско­ром па­де­нии со­вет­ской вла­сти. Из­ло­жи­те об этом по­дроб­нее, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих мо­е­го при­хо­да я не про­во­дил и про­во­ка­ци­он­ных слу­хов не рас­пус­кал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что вы сре­ди на­се­ле­ния се­ла Оста­фье­ва рас­пус­ка­ли все­воз­мож­ные неле­пые про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ско­ром па­де­нии со­вет­ской вла­сти? Из­ло­жи­те об этом след­ствию.
– Я ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю, по­то­му что ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния не вел.
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Свя­щен­ник Ва­си­лий Крым­кин скон­чал­ся в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Куй­бы­шев­ской об­ла­сти 4 ок­тяб­ря 1942 го­да.

Жития
Писание