⏳ 2021.09.05 (вс)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 11я по Пятидесятнице (глас 2й)
• воскресенье
• Собор Московских святых (переходящ. в вс. перед 8 сентября)

☀️ неподвижный годовой круг:
5 сентября (23 августа)
• (отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы)
• сщмч. Ирине́я Лионского (202) 📚
• мч. Луппа Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
• прпп. Евти́хия (ок. 540), Флоре́нтия (547)
• свт. Каллини́ка I Константинопольского (705)
• сщмчч. Ефрема (Кузнецова) Селенгинского (1918)
• Иоанна (Восторгова) (1918) 📚
• мч. Николая (Варжанского) (1918)
• сщмчч. Павла (Гайдая), Иоанна (Карабанова) (1937)


☦️
Собор Московских святых.
В лик Мос­ков­ских свя­тых входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-moskovskih-svjatyh

☦️
Священномученик Ирине́й Лионский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней, епи­скоп Ли­он­ский, ро­дил­ся в 130 г. в го­ро­де Смирне. Там он по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, изу­чив по­э­зию, фило­со­фию, ри­то­ри­ку и все осталь­ные на­у­ки, ко­то­рые счи­та­лись необ­хо­ди­мы­ми для свет­ско­го юно­ши. Его на­став­ни­ком в ис­ти­нах хри­сти­ан­ско­го уче­ния был уче­ник апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва – свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский (па­мять 23 фев­ра­ля). Он же кре­стил юно­шу, ру­ко­по­ло­жил его впо­след­ствии во пре­сви­те­ра и по­слал в галль­ский го­род Лу­г­дун (ныне Ли­он во Фран­ции) к пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу По­фи­ну. Вско­ре свя­то­му Ири­нею бы­ло да­но от­вет­ствен­ное по­ру­че­ние: до­ста­вить свя­то­му па­пе Рим­ско­му Елев­фе­рию (177–190) пись­мо ис­по­вед­ни­ков. Во вре­мя его от­сут­ствия бы­ли бро­ше­ны в тюрь­мы все вид­ные хри­сти­ане. В 178 го­ду, спу­стя год по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны епи­ско­па По­фи­на, свя­ти­тель Ири­ней был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Лу­г­ду­на. «В ко­рот­кое вре­мя, – пи­сал о нем свя­ти­тель Гри­го­рий Тур­ский, – он сво­ей про­по­ве­дью пре­об­ра­зо­вал весь Лу­г­дун в го­род хри­сти­ан­ский!» Ко­гда утих­ли го­не­ния на хри­сти­ан, свя­ти­тель из­ло­жил пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние в од­ном из ос­нов­ных сво­их тво­ре­ний под на­зва­ни­ем: «Об­ли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­но­го зна­ния», или со­кра­щен­но: «Пять книг про­тив ере­сей». В то вре­мя воз­ник ряд ре­ли­ги­оз­но–фило­соф­ских гно­сти­че­ских уче­ний. Гно­сти­ки (от гре­че­ско­го сло­ва «гно­зис» – «зна­ние») учи­ли, что Бог не мо­жет во­пло­тить­ся, так как ма­те­рия несо­вер­шен­на и яв­ля­ет­ся но­си­тель­ни­цей зла. Сын Бо­жий – лишь ис­те­че­ние (эма­на­ция) Бо­же­ства. Вме­сте с Ним из Бо­же­ства ис­хо­дит иерар­хи­че­ский ряд сил (эо­нов),со­во­куп­ность ко­то­рых со­став­ля­ет «пли­ро­му», т.е. «пол­но­ту». Мир со­тво­рен не са­мим Бо­гом, а эо­на­ми или «де­ми­ур­гом», ко­то­рый ни­же «пли­ро­мы».
В опро­вер­же­ние этой ере­си Ва­лен­ти­на свя­ти­тель Ири­ней раз­вил пра­во­слав­ное уче­ние о спа­се­нии. «Сло­во Бо­жие, Иисус Хри­стос, Гос­подь наш, по неиз­ре­чен­ной бла­го­сти Сво­ей сде­лал­ся тем, что и мы, дабы нас сде­лать тем, что есть Он…, – учил свя­ти­тель Ири­ней, – Иисус– Хри­стос Сын Бо­жий по пре­вос­ход­ной люб­ви к Сво­е­му со­зда­нию сни­зо­шел до рож­де­ния от Де­вы, через Се­бя Са­мо­го со­еди­няя че­ло­ве­ка с Бо­гом». Через Бо­го­во­пло­ще­ние тво­ре­ние ста­но­вит­ся со­об­раз­ным и со­те­лес­ным Сы­ну Бо­жию. Спа­се­ние со­сто­ит в обо­же­нии че­ло­ве­ка.
В опро­вер­же­ние уче­ния дру­го­го ере­ти­ка, Мар­ки­о­на, от­ри­цав­ше­го Бо­же­ствен­ность Вет­хо­го За­ве­та, свя­ти­тель раз­вил уче­ние о Еди­ном Ис­точ­ни­ке Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов: «Один и тот же Дух Бо­жий, Ко­то­рый через про­ро­ков воз­ве­щал, ка­ко­во име­ло быть при­ше­ствие Гос­по­да, – пи­сал свя­ти­тель. – Он же через апо­сто­лов про­по­ве­до­вал, что при­шла пол­но­та вре­мен усы­нов­ле­ния и при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное».
Ис­тин­ность цер­ков­но­го уче­ния свя­ти­тель Ири­ней обос­но­вал пре­ем­ствен­но­стью епи­ско­па­та, а так­же тем, что Цер­ковь древ­нее всех ере­ти­ков. «Вся­кий, кто же­ла­ет знать ис­ти­ну, дол­жен об­ра­тить­ся к Церк­ви, по­то­му что апо­сто­лы толь­ко ей од­ной со­об­щи­ли Бо­же­ствен­ную Ис­ти­ну. Она есть дверь к жиз­ни».
Бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зал свя­ти­тель Ири­ней в спо­ре о празд­но­ва­нии Пас­хи. В Ма­ло­азий­ской Церк­ви со­хра­ня­лась тра­ди­ция празд­но­вать Свя­тую Пас­ху 14 ни­са­на, неза­ви­си­мо от то­го, в ка­кой день это при­дет­ся. Свя­той па­па Вик­тор (190–202) власт­но тре­бо­вал еди­но­об­ра­зия, и его рез­кие тре­бо­ва­ния мог­ли вы­звать рас­кол. От име­ни галль­ских хри­сти­ан свя­ти­тель Ири­ней пи­сал па­пе, что нель­зя до­пус­кать рас­кол из–за тра­ди­ций, преж­де все­го необ­хо­ди­мо до­ро­жить цер­ков­ным ми­ром.
В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Се­ве­ра (193–211) свя­ти­тель Ири­ней был усе­чен ме­чом за ис­по­ве­да­ние ве­ры в 202 го­ду.
Апо­стол еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов, свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский и свя­ти­тель Ири­ней Ли­он­ский – вот три зве­на в нераз­рыв­ной це­пи бла­го­дат­но­го пре­ем­ства, ко­то­рое идет от Са­мо­го Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ка Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­ти­тель Ири­ней пи­сал сво­е­му дру­гу Фло­ри­ну: «Я был от­ро­ком, ко­гда ви­дел те­бя (Фло­ри­на) у По­ли­кар­па. Я пом­ню, что то­гда про­ис­хо­ди­ло, бо­лее, неже­ли что ныне про­ис­хо­дит. И я те­перь мо­гу опи­сать те­бе ме­ста, где обык­но­вен­но си­дел и бе­се­до­вал бла­жен­ный По­ли­карп. Мо­гу опи­сать об­раз жиз­ни его, вид те­ла и на­став­ле­ния, ко­то­рые го­во­рил он на­ро­ду. Близ­кое об­ра­ще­ние, ка­кое, как го­во­рил он, имел с Иоан­ном и с про­чи­ми, ви­дев­ши­ми Гос­по­да, и все, что вспом­нил он о сих сло­вах, что слы­шал от них о Гос­по­де… Я слу­шал это то­гда, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, с рев­но­стью и пи­сал не на бу­ма­ге, а на серд­це» («Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1957, N 9, с. 53).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/695

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/
Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)
Доказательство апостольской проповеди

☦️
Мученик Лупп Солунский (Фессалоникийский).
Му­че­ник Лупп жил в кон­це III в. – на­ча­ле IV в. и был вер­ным слу­гой свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (па­мять 26 ок­тяб­ря). При­сут­ствуя при кон­чине гос­по­ди­на, он омо­чил свою одеж­ду его кро­вью и взял пер­стень с его ру­ки. Этой одеж­дой, а так­же перст­нем и име­нем ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия свя­той Лупп тво­рил в Со­лу­ни мно­гие чу­де­са. Он раз­бил язы­че­ских идо­лов, за что под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию от языч­ни­ков, но си­лой Бо­жи­ей был со­хра­нен невре­ди­мым. Свя­той Лупп доб­ро­воль­но пре­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей и по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия был усе­чен ме­чом († по­сле 306 г.).

Подробнее (иная хронология):
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/697

☦️
Преподобные Евти́хий и Флоре́нтий.
Пре­по­доб­ные Ев­ти­хий и Фло­рен­тий бы­ли ино­ка­ми, под­ви­за­лись в Ита­лии в VI в. в об­ла­сти Нур­сии. Свя­той Ев­ти­хий сво­им уче­ни­ем мно­гих об­ра­щал к Бо­гу. Ко­гда в бли­жай­шем мо­на­сты­ре скон­чал­ся игу­мен, его упро­си­ли быть на­сто­я­те­лем. Он со­гла­сил­ся, но про­дол­жал за­бо­тить­ся о преж­нем ме­сте сво­их по­дви­гов, где остал­ся его спо­движ­ник Фло­рен­тий. Пре­по­доб­ный Фло­рен­тий тво­рил чу­де­са при жиз­ни. На­при­мер, он при­ру­чил мед­ве­дя, ко­то­рый слу­жил ему, пас овец, но­сил во­ду и вы­пол­нял дру­гие по­ве­ле­ния стар­ца. По­за­ви­до­вав сла­ве свя­то­го Фло­рен­тия, че­ты­ре ино­ка уби­ли мед­ве­дя. Свя­той пред­ска­зал убий­цам на­ка­за­ние Бо­жие. Так и слу­чи­лось по его сло­ву – ино­ки бы­ли по­ра­же­ны бо­лез­нью. Уви­дев на­ка­за­ние Бо­жие, по­стиг­шее ино­ков, пре­по­доб­ный Фло­рен­тий тяж­ко скор­бел и со­кру­шал­ся о слу­чив­шем­ся, на­зы­вая се­бя убий­цей тех ино­ков. Свя­той Ев­ти­хий не тво­рил чу­дес при жиз­ни, но по­сле смер­ти от его остав­ших­ся одежд ста­ли по­да­вать­ся ис­це­ле­ния. Во вре­мя за­су­хи с его одеж­дою про­хо­ди­ли по по­лям, и Бог по­сы­лал дождь (так бы­ло в 1492 го­ду). Пре­по­доб­ный Ев­ти­хий скон­чал­ся 23 мая 540 го­да, а пре­по­доб­ный Фло­рен­тий – 1 июня 547 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/698

☦️
Святитель Каллини́к I, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Кал­ли­ник, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (693–705), пер­во­на­чаль­но был пре­сви­те­ром в хра­ме Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне, а в 693 го­ду, по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Пав­ла (686–693), был воз­ве­ден на Кон­стан­ти­но­поль­ский пре­стол. В то вре­мя цар­ство­вал же­сто­кий Юс­ти­ни­ан II (685–695). Он пред­при­нял по­строй­ку двор­ца близ са­мой церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ре­шил раз­ру­шить ее. Им­пе­ра­тор по­ве­лел пат­ри­ар­ху Кал­ли­ни­ку дать бла­го­сло­ве­ние на раз­бор­ку хра­ма. Пат­ри­арх от­ве­тил, что име­ет мо­лит­вы лишь на со­зи­да­ние хра­мов, а не на раз­ру­ше­ние. Ко­гда храм был раз­ру­шен, он со сле­за­ми вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди, тер­пя­ще­му все».
Вско­ре Юс­ти­ни­а­на по­стиг­ло на­ка­за­ние Бо­жие. Он был сверг­нут с пре­сто­ла и со­слан в за­то­че­ние в Хер­сон, где ему от­ре­за­ли нос (от­че­го он и по­лу­чил про­зви­ще «Ко­рот­ко­но­сый»). На пре­стол всту­пил Леон­тий (695–698). Через 10 лет Юс­ти­ни­ан бе­жал из сво­е­го за­то­че­ния, со­брал вой­ско и под­сту­пил к Кон­стан­ти­но­по­лю. Он обе­щал пат­ри­ар­ху и им­пе­ра­то­ру, что, вой­дя в го­род, ни­ко­му не при­чи­нит ни­ка­ко­го зла, и дал в том клят­ву пе­ред Кре­стом, Еван­ге­ли­ем и Свя­ты­ми Тай­на­ми. Од­на­ко, вой­дя в Кон­стан­ти­но­поль, он тот­час на­ру­шил клят­ву и на­чал ис­треб­лять име­ни­тых граж­дан и на­род, а им­пе­ра­то­ра обез­гла­вил. Свя­то­го пат­ри­ар­ха Кал­ли­ни­ка по­ве­лел схва­тить, вы­ко­лоть ему гла­за, от­ре­зать язык и нос и за­му­ро­вать жи­во­го в ка­мен­ной стене в Ри­ме. Через 40 дней за­граж­де­ние от­па­ло, свя­ти­тель Кал­ли­ник был най­ден жи­вым, хо­тя от из­не­мо­же­ния он ед­ва ды­шал и через 4 дня скон­чал­ся († 705). Па­пе Рим­ско­му Иоан­ну VI (701–705) в тон­ком сне яви­лись апо­сто­лы Петр и Па­вел и ве­ле­ли по­греб­сти свя­ти­те­ля Кал­ли­ни­ка в Апо­столь­ской церк­ви в Ри­ме.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/696

☦️
Священномученик Ефре́м (Кузнецов), Селенгинский, епископ.
Епи­скоп Еф­рем (в ми­ру Епи­фа­ний Ан­дре­евич Куз­не­цов) был од­ним из тех рев­ност­ных и пре­дан­ных слу­жи­те­лей на­шей Церк­ви, кто од­ним из пер­вых при­нял на се­бя удар тя­же­лых го­не­ний, воз­двиг­ну­тых про­тив Пра­во­сла­вия. Необы­чен и путь его к ар­хи­ерей­ству. Он не про­ис­хо­дил из ду­хов­но­го зва­ния, а ро­дил­ся в 1876 г. в се­мье за­бай­каль­ских ка­за­ков. Жизнь его на­ча­лась со скор­бей и ис­пы­та­ний.
«В ран­нем дет­стве, – вспо­ми­нал он в 1916 го­ду, – Гос­подь по­слал мне си­рот­ство с его обыч­ны­ми в про­сто­на­род­ной сре­де тя­же­лы­ми спут­ни­ка­ми – бед­но­той, ли­ше­ни­я­ми и бо­лез­ня­ми. Но этот крест учил ме­ня сми­ре­нию, тер­пе­нию, по­ни­ма­нию стра­да­ний ближ­не­го и со­стра­да­нию. Под тя­же­стью се­го кре­ста умяг­чи­лось мое серд­це, креп­ла ве­ра в Бо­га и на­деж­да толь­ко на Его неиз­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие в пу­тях мо­ей жиз­ни».
Отец, уми­рая, за­ве­щал сы­ну учить­ся. Но от­рок, ко­то­рый пас ста­да у сво­их род­ных и воз­де­лы­вал зем­лю, чтобы иметь про­пи­та­ние, мог рас­счи­ты­вать толь­ко на окон­ча­ние сель­ско­го учи­ли­ща. Но Бо­же­ствен­ный Про­мы­сел го­то­вил от­ро­ка Епи­фа­ния к осо­бо­му слу­же­нию. На маль­чи­ка об­ра­тил вни­ма­ние со­стра­да­тель­ный при­ход­ской пас­тырь. Вос­поль­зо­вав­шись про­ез­дом через ста­ни­цу ир­кут­ско­го Вла­ды­ки Ве­ни­а­ми­на (Бла­го­нра­во­ва) [Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший Ве­ни­а­мин (в ми­ру Бла­го­нра­вов Ва­си­лий Ан­то­но­вич) (1825–1892) – вы­да­ю­щий­ся мис­си­о­нер, за­кон­чил жизнь ар­хи­епи­ско­пом Ир­кут­ским.], он по­ста­вил Епи­фа­ния пе­ред ним на ко­ле­ни и про­сил при­нять его хо­тя бы на по­лу­ка­зен­ное со­дер­жа­ние в ду­хов­ном учи­ли­ще, по­ру­чив­шись за него, что тот по­свя­тит се­бя слу­же­нию Церк­ви. «Прось­ба свя­ти­те­лем Бо­жи­им ува­жа­ет­ся, и я, си­ро­та – бед­няк ка­за­че­нок, ка­ки­ми на­пол­не­ны ста­ни­цы, ока­зы­ва­юсь в ду­хов­ной шко­ле, что бы­ло то­гда весь­ма ред­ким, чуть не ис­клю­чи­тель­ным яв­ле­ни­ем: ве­ли­ка ко мне ми­лость Бо­жия».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-efrem-kuznecov

☦️
Священномученик Иоа́нн Восторгов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1864 го­да в ста­ни­це Кав­каз­ская Ку­бан­ской об­ла­сти. Отец его, свя­щен­ник Иоанн Вос­тор­гов, был сы­ном ма­ги­стра бо­го­сло­вия, про­фес­со­ра Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сандра Вос­тор­го­ва, мать зва­ли Та­тья­ной Ксе­но­фон­тов­ной.
В мар­те 1868 го­да се­мья пе­ре­еха­ла в ста­ни­цу Но­во-Алек­сан­дров­ская. Здесь про­шло дет­ство и от­ро­че­ство Иоан­на. О ра­но умер­шем от­це про­то­и­е­рей Иоанн вспо­ми­нал как о доб­ром и мяг­ком че­ло­ве­ке, поль­зо­вав­шем­ся боль­шой лю­бо­вью при­хо­жан. По­се­тив в 1908 го­ду род­ную ста­ни­цу и со­вер­шив Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, про­то­и­е­рей Иоанн в про­по­ве­ди вспом­нил свое дет­ство: «Сми­ря­юсь пе­ред Бо­жи­им Про­мыс­лом, что вы­вел ме­ня из этой ко­гда-то глу­хой и за­бро­шен­ной ста­ни­цы, из горь­ко­го си­рот­ства и ни­ще­ты на ши­ро­кий путь жиз­ни и служ­бы Бо­гу, Ца­рю и род­но­му на­ро­ду, – сле­зы бла­го­го­вей­но­го сми­ре­ния неволь­но льют­ся из очей пред Бо­гом мо­е­го дет­ства и от­ро­че­ства. Стою пе­ред ва­ми и не сты­жусь при­знать и бла­го­дар­но ис­по­ве­дать, что здесь, сре­ди про­сто­го ве­ру­ю­ще­го на­ро­да… за­ло­же­ны бы­ли мне в ду­шу пер­вые и са­мые силь­ные чув­ства пре­дан­но­сти Бо­гу, Ца­рю и на­ше­му рус­ско­му цар­ству, – те чув­ства, ко­то­ры­ми ды­ша­ли то­гда здесь все от ма­ла до ве­ли­ка: не сты­жусь я при­знать и по­ве­дать тре­пет­ную бла­го­дар­ность это­му на­ро­ду, во дни си­рот­ства мо­е­го и ли­ше­ний спас­ше­му мне жизнь и укрыв­ше­му от го­ло­да и ги­бе­ли».
Иоанн Вос­тор­гов по окон­ча­нии в 1887 го­ду Став­ро­поль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии по пер­во­му раз­ря­ду (под пер­вым но­ме­ром, со зва­ни­ем сту­ден­та) был опре­де­лен 15 ав­гу­ста то­го же го­да над­зи­ра­те­лем в Став­ро­поль­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а 30 сен­тяб­ря на­зна­чен штат­ным учи­те­лем рус­ско­го и цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ков в то же учи­ли­ще. К 1887 го­ду от­но­сит­ся и са­мое ран­нее до­шед­шее до нас со­чи­не­ние Иоан­на Вос­тор­го­ва – «Рас­коль­ни­че­ская ав­стрий­ская иерар­хия с точ­ки зре­ния цер­ков­ных ка­но­нов». Эта ра­бо­та, по­свя­щен­ная опро­вер­же­нию мне­ния ста­ро­об­ряд­цев-рас­коль­ни­ков о ка­но­ни­че­ской за­кон­но­сти бе­ло­кри­ниц­кой иерар­хии, по­ка­зы­ва­ет, как ра­но опре­де­ли­лись цер­ков­но-апо­ло­ге­ти­че­ские устрем­ле­ния бу­ду­ще­го бле­стя­ще­го за­щит­ни­ка Церк­ви от раз­лич­ных про­ти­во­цер­ков­ных те­че­ний. За­мет­ны в ней и за­чат­ки да­ро­ва­ний, так яр­ко про­явив­ши­е­ся в по­сле­ду­ю­щие го­ды: глу­бо­кое по­ни­ма­ние пред­ме­та, убе­ди­тель­ность ар­гу­мен­та­ции, яс­ность сло­га.
Пре­по­да­вал мо­ло­дой учи­тель недол­го. Епи­скоп Став­ро­поль­ский Вла­ди­мир (Пет­ров) 1 ав­гу­ста 1889 го­да в празд­ник Про­ис­хож­де­ния чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня ру­ко­по­ло­жил Иоан­на Вос­тор­го­ва во диа­ко­на Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви се­ла Кир­пиль­ское Ку­бан­ской об­ла­сти, а 6 ав­гу­ста, в дву­на­де­ся­тый празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, Иоанн Вос­тор­гов был воз­ве­ден в сан иерея.
При пер­вом сво­ем слу­же­нии (20 ав­гу­ста 1889 го­да) он ска­зал, как страш­но ему, со­всем еще юно­му, сто­ять в свя­щен­ни­че­ских одеж­дах пе­ред людь­ми, убе­лен­ны­ми се­ди­на­ми, учить и управ­лять каж­дую вве­рен­ную ему ду­шу к Цар­ствию Небес­но­му. «Но со­вер­ша­ет­ся во­ля Бо­жия, – и рож­де­ни­ем, и вос­пи­та­ни­ем, и при­зва­ни­ем цер­ков­ной вла­сти, и же­ла­ни­ем мо­е­го серд­ца при­шел я на эту вы­со­ту и тя­го­ту свя­щен­ства и го­тов по­вто­рить пред при­зы­ва­ю­щим Бо­гом то, что го­во­рят при этом выс­шие свя­щен­но­на­чаль­ни­ки: при­ем­лю, ни­че­со­же во­пре­ки гла­го­лю».
Мо­ло­до­му пас­ты­рю пред­сто­я­ло свя­щен­ство в необы­чай­но труд­ных усло­ви­ях: боль­шую часть на­се­ле­ния со­став­ля­ли рас­коль­ни­ки, око­ло ста лет здесь не бы­ло пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vostorgov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/
Полное собрание сочинений. Том I
Полное собрание сочинений. Том II
Полное собрание сочинений. Том III
Полное собрание сочинений. Том IV
Полное собрание сочинений. Том V
Поучения при сборе пожертвований в пользу Православного Миссионерского Общества

☦️
Мученик Николай Варжанский.
Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 25 но­яб­ря 1881 в Овруч­ском уез­де Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье чи­нов­ни­ка Ге­ор­гия Вар­жан­ско­го. Как и мно­гие вы­ход­цы из за­пад­ных гу­бер­ний Рос­сии, ис­пы­тав­шие на се­бе всю изощ­рен­ность воз­дей­ствия раз­но­го ро­да сект и ино­сла­вия, Ни­ко­лай Юрье­вич всем серд­цем устре­мил­ся к пра­во­сла­вию, по­ни­мая, что вне его нет спа­се­ния и что ес­ли де­лом сво­ей жиз­ни из­би­рать слу­же­ние на­ро­ду, то оно долж­но быть свя­за­но с про­по­ве­дью сло­ва Хри­сто­ва. По­это­му он по­сту­па­ет в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а за­тем в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окан­чи­ва­ет в 1907 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия.
В 1907 го­ду Ни­ко­лай же­нил­ся на де­ви­це Зи­на­и­де, до­че­ри про­то­и­е­рея Нео­фи­та Лю­би­мо­ва, на­сто­я­те­ля Вос­кре­сен­ской церк­ви на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще в Москве. Про­то­и­е­рей Нео­фит Лю­би­мов был из­вест­ным в Москве мис­си­о­не­ром и про­по­вед­ни­ком и имел свое из­да­тель­ство, вы­пус­кав­шее мис­си­о­нер­скую и апо­ло­ге­ти­че­скую ли­те­ра­ту­ру. Об­щие устрем­ле­ния сбли­зи­ли впо­след­ствии Ни­ко­лая Юрье­ви­ча с его те­стем про­то­и­е­ре­ем Нео­фи­том, а их мис­си­о­нер­ская, про­све­ти­тель­ская де­я­тель­ность и ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг бы­ли увен­ча­ны му­че­ни­че­ским вен­цом.
В 1908 го­ду Ни­ко­лай Юрье­вич был на­зна­чен сна­ча­ла на долж­ность по­мощ­ни­ка про­ти­во­сек­тант­ско­го мис­си­о­не­ра Мос­ков­ской епар­хии, а за­тем – мос­ков­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра. С 1911 го­да, не остав­ляя мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти, он слу­жил в кан­це­ля­рии Свя­тей­ше­го Си­но­да; кро­ме то­го, он пре­по­да­вал в Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1912 и в 1914 го­дах он был на­граж­ден ор­де­на­ми Ста­ни­сла­ва и Ан­ны 3-й сте­пе­ни.
В на­ча­ле ХХ сто­ле­тия од­ним из са­мых ча­сто встре­ча­ю­щих­ся по­ро­ков ста­ло пьян­ство, рас­про­стра­нив­ше­е­ся осо­бен­но ши­ро­ко сре­ди ра­бо­чих. Пьян­ство до­во­ди­ло лю­дей до от­ча­я­ния и са­мо­убий­ства, раз­ру­ша­ло се­мью и ос­но­вы го­су­дар­ства, со­кру­ша­ло ве­ру и за­глу­ша­ло доб­рые се­ме­на, по­се­ян­ные Гос­по­дом в серд­цах лю­дей. Как му­же­ствен­ный во­ин Хри­стов всту­пил Ни­ко­лай Юрье­вич в борь­бу с этим страш­ным по­ро­ком. Им бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но за Се­ме­нов­ской за­ста­вой в Ле­фор­то­ве, на­се­лен­ном в ос­нов­ном ра­бо­чи­ми, Вар­на­вин­ское об­ще­ство трез­во­сти, ко­то­рое име­ло свое по­ме­ще­ние и свой храм. В ка­че­стве лек­то­ров Ни­ко­лай Юрье­вич при­гла­шал из­вест­ных про­фес­со­ров, и лек­ции со­би­ра­ли до ты­ся­чи че­ло­век. Вско­ре рев­ност­ный и са­мо­от­вер­жен­ный бо­рец за ду­ши лю­дей – Ни­ко­лай Юрье­вич стал хо­ро­шо из­ве­стен в сре­де ра­бо­чих. Но чем боль­ше осво­бо­див­ши­е­ся от пьян­ства ра­бо­чие при­вя­зы­ва­лись к му­же­ствен­но­му мис­си­о­не­ру, тем силь­нее нена­ви­де­ли его те, кто был за­ин­те­ре­со­ван в рас­про­стра­не­нии это­го по­ро­ка в на­род­ной сре­де.
За де­сять лет неуто­ми­мых мис­си­о­нер­ских тру­дов Ни­ко­ла­ем Юрье­ви­чем бы­ло на­пи­са­но и из­да­но око­ло со­ро­ка книг и бро­шюр на те­мы, ка­са­ю­щи­е­ся борь­бы с сек­та­ми, как ста­ры­ми, так и но­вы­ми, по­доб­ны­ми тол­стов­цам. Ни­ко­лай Вар­жан­ский, при­во­дя при­ме­ры из со­чи­не­ний Льва Тол­сто­го, убе­ди­тель­но по­ка­зал, что Лев Тол­стой, по су­ще­ству, пан­те­ист, от­ри­ца­ю­щий Бо­га Твор­ца.
Од­ним из вы­да­ю­щих­ся яв­ле­ний про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти то­го вре­ме­ни бы­ло из­да­ние на­пи­сан­ной Ни­ко­ла­ем Юрье­ви­чем кни­ги «Доб­рое ис­по­ве­да­ние. Пра­во­слав­ный про­ти­во­сек­тант­ский ка­те­хи­зис», вы­шед­шей в 1910 го­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzhanskij/
• (В чем вера Л. Н. Толстого)
Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис
• (Миссионерская самозащита)
• (Образец здравого учения)
Оружие правды

☦️
Священномученик Павел Гайдай, пресвитер.
Свя­щен­ник Гай­дай Па­вел Иг­на­тье­вич ро­дил­ся 15.01.1886 в Бес­са­раб­ской гу­бер­нии, в Из­ма­и­ле. В след­ствен­ных де­лах есть раз­но­чте­ния по по­во­ду ме­ста его рож­де­ния, и в неко­то­рых до­ку­мен­тах ме­стом рож­де­ния на­зы­ва­ют Га­лац (Ру­мы­ния). Од­на­ко у род­ствен­ни­ков (вну­ча­тых пле­мян­ни­ков, ко­то­рые про­жи­ва­ют се­го­дня в Из­ма­и­ле) есть до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ства о том, что П. Гай­дай был кре­щен в Еди­но­вер­че­ской церк­ви Из­ма­и­ла.
В юные го­ды Па­вел Гай­дай поль­зо­вал­ся ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми свя­то­го пра­вед­но­го про­то­и­е­рея Иоан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый за­ве­щал Пав­лу: «По­ез­жай к про­то­и­е­рею Ионе (Ата­ман­ско­му) в Одес­су и сле­дуй по его сто­пам». Па­вел – по­сле смер­ти Иоан­на Крон­штадт­ско­го – вы­пол­нил это бла­го­сло­ве­ние, при­е­хал в Одес­су и слу­жил пса­лом­щи­ком в од­ном из го­род­ских хра­мов. Он на­ме­ре­вал­ся при­нять мо­на­ше­ство. Но отец Иона на мо­на­ше­ство его не бла­го­сло­вил, а подыс­кал Пав­лу неве­сту – бла­го­че­сти­вую де­ви­цу из дво­рян­ско­го ро­да по име­ни Ка­пи­то­ли­на Дмит­ри­ев­на, ко­то­рой в ту по­ру бы­ло уже око­ло 50-ти лет (а Пав­лу немно­гим боль­ше 20-ти), об­вен­чал их, но жить бла­го­сло­вил – как брат с сест­рой. В даль­ней­шем отец Па­вел взял с ма­туш­кой на вос­пи­та­ние двух де­во­чек – Сте­шу и Ве­ру.
Вско­ре по­сле же­нить­бы Па­вел был по­свя­щен в сан диа­ко­на, за­тем в сан иерея и на­чал свое слу­же­ние в Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви г. Одес­сы. Отец Па­вел при­влек к се­бе серд­ца пра­во­слав­ных одес­си­тов пре­крас­ны­ми про­по­ве­дя­ми, а так­же го­ря­чей, жи­вой ве­рой, без­гра­нич­ной лю­бо­вью к лю­дям, неуто­ми­мым тру­до­лю­би­ем. Ду­хов­ное вли­я­ние от­ца Пав­ла на на­род не оста­лось неза­ме­чен­ным мест­ны­ми вла­стя­ми: он был вы­се­лен из Одес­сы на даль­ний ху­тор, а за­тем в се­ло Ка­па­кли­ев­ка Шев­чен­ков­ско­го рай­о­на Одес­ско­го окру­га. Еже­днев­но он со­вер­шал Бо­же­ствен­ную Ли­тур­гию, слу­жил мо­леб­ны о бо­ля­щих, от­чи­ты­вал бес­но­ва­тых. И в Ка­па­кли­ев­ку со всех близ­ле­жа­щих го­ро­дов и ве­сей съез­жа­лись бо­ля­щие и страж­ду­щие от нечи­стых ду­хов. Храм был пе­ре­пол­нен, лю­ди по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние по мо­лит­вам от­ца Пав­ла.
И сно­ва слу­же­ние от­ца Пав­ла не мог­ло остать­ся неза­ме­чен­ным бо­го­бор­че­ски­ми вла­стя­ми. 30 ап­ре­ля 1929 г. отец Па­вел был аре­сто­ван «за за­ня­тие вра­че­ва­ни­ем, со­вер­ше­ние об­ман­ных дей­ствий с це­лью воз­буж­де­ния суе­ве­рия для из­вле­че­ния лич­ной вы­го­ды и ве­де­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и вы­се­лен в г. Ту­ру­ханск Крас­но­яр­ско­го края на 3 го­да. В ссыл­ку за ним по­еха­ла ма­туш­ка Ка­пи­то­ли­на, Сте­ша и Ве­ра (при­ем­ные до­че­ри от­ца Пав­ла) и око­ло два­дца­ти его ду­хов­ных чад. В Ту­ру­хан­ске чле­ны об­щи­ны за­ра­ба­ты­ва­ли се­бе на про­пи­та­ние тем, что со­би­ра­ли и про­да­ва­ли ди­кий лук, об­жи­га­ли из­весть. Муж­чи­ны на­ни­ма­лись ва­лить лес, жен­щи­ны – сти­рать бе­лье, чтобы как-то по­мочь ба­тюш­ке и вы­жить са­мим.
По­сле осво­бож­де­ния в 1933 го­ду отец Па­вел пе­ре­ехал в Ле­нин­град, где слу­жил в Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви. Но вско­ре был вновь аре­сто­ван «за при­над­леж­ность к Со­ю­зу Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла» и по­са­жен в тюрь­му «Кре­сты». К нему в оди­ноч­ную ка­ме­ру под­се­ли­ли буй­но­го боль­но­го, бес­но­ва­то­го, ко­то­рый, зай­дя в ка­ме­ру, успо­ко­ил­ся: ба­тюш­ка за него по­мо­лил­ся и ис­це­лил его. На до­про­сах отец Па­вел от­ри­цал свою при­над­леж­ность к по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям. Тем не ме­нее, в 1933 го­ду его осу­дил Ле­нин­град­ский НКВД по ст. 58-10 и сно­ва вы­слал на 3 го­да в Ту­ру­хан­ский край. Од­на­ко в свя­зи с тем, что отец Па­вел тя­же­ло за­бо­лел, в 1934 го­ду его пе­ре­ве­ли в г. Ак­мо­линск. За ба­тюш­кой сно­ва по­еха­ли ма­туш­ка Ка­пи­то­ли­на, при­ем­ные до­че­ри и ду­хов­ные ча­да. Здесь они по­стро­и­ли ни­зень­кий до­мик из са­ма­на, где со­би­ра­лись для мо­лит­вы.
17 ок­тяб­ря 1935 го­да от­ца Пав­ла вновь аре­сто­ва­ли. Неко­то­рое вре­мя он на­хо­дил­ся в ак­мо­лин­ской тюрь­ме, там он за­бо­лел и ле­жал в тю­рем­ном ла­за­ре­те. От­ри­цая свою ви­нов­ность, отец Па­вел объ­явил го­ло­дов­ку, до­би­ва­ясь осво­бож­де­ния из тюрь­мы. То­гда в его до­ме и в до­мах его ду­хов­ных чад бы­ли про­из­ве­де­ны обыс­ки, при ко­то­рых кон­фис­ко­ва­но боль­шое ко­ли­че­ство чая, что да­ло по­вод об­ви­нить от­ца Пав­ла и всю об­щи­ну в том, что он «…ор­га­ни­зо­вал по­езд­ки за ча­ем в Одес­су и Крас­но­ярск с це­лью его ре­а­ли­за­ции на ба­за­ре г. Ак­мо­лин­ска», т. е. в спе­ку­ля­ции. Бы­ли аре­сто­ва­ны неко­то­рые из чле­нов об­щи­ны, но, за неиме­ни­ем до­ка­за­тельств, вско­ре осво­бож­де­ны. Отец Па­вел от­ри­цал об­ви­не­ние в спе­ку­ля­ции.
22 ян­ва­ря 1936 г. Ак­мо­лин­ский нар­суд осу­дил от­ца Пав­ла к 10 го­дам ла­ге­рей. От­бы­вать на­ка­за­ние ба­тюш­ку на­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД. Как по­ка­зы­ва­ют ма­те­ри­а­лы уго­лов­но­го де­ла, отец Па­вел 14 ап­ре­ля 1937 г. со­вер­шил по­бег, но 15 ап­ре­ля был за­дер­жан и по­са­жен на 5 ме­ся­цев в ШИЗО. Там он объ­явил го­ло­дов­ку и был на­ме­рен не пре­кра­щать ее до удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний.
В ав­гу­сте 1937 г. отец Па­вел был вновь аре­сто­ван – по об­ви­не­нию в том, что «сре­ди за­клю­чен­ных си­сте­ма­ти­че­ски вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­вал­ся про­тив во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства, ис­кус­ствен­но под­ни­мал се­бе тем­пе­ра­ту­ру для невы­хо­да на ра­бо­ту». Отец Па­вел ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном ему об­ви­не­нии не при­знал.
31 ав­гу­ста 1937 г. трой­ка УНКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка П. Гай­дая к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 5 сен­тяб­ря 1937 го­да. Ме­сто за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

☦️
Священномученик Иоа́нн Карабанов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ге­ра­си­мо­во Шаб­лы­кин­ской во­ло­сти Ка­ра­чев­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ка­ра­ба­но­ва. В 1905 го­ду по окон­ча­нии Ка­ра­чев­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии Иван Фе­до­ро­вич по­сту­пил на долж­ность на­род­но­го учи­те­ля и был учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим учи­ли­ща ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния в се­ле Зна­мен­ское Бол­хов­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. В 1915 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван на во­ен­ную служ­бу и слу­жил в 203-м пе­хот­ном пол­ку. 1 ян­ва­ря 1916 го­да Иван Фе­до­ро­вич был от­прав­лен учить­ся в Алек­сан­дров­ское во­ен­ное учи­ли­ще и по окон­ча­нии его, 1 мая 1916 го­да, был на­зна­чен ко­ман­ди­ром взво­да – сна­ча­ла в учеб­ную ко­ман­ду, а за­тем в ка­че­стве ко­ман­ди­ра ро­ты был от­прав­лен на по­зи­ции во­ю­ю­щей ар­мии под го­род Двинск.
Де­мо­би­ли­зо­вав­шись в 1917 го­ду, он вер­нул­ся до­мой и ра­бо­тал учи­те­лем. В 1918 го­ду Иван Фе­до­ро­вич был на­прав­лен в го­род Орел на кур­сы по под­го­тов­ке учи­те­лей в выс­шие на­чаль­ные учи­ли­ща. В 1919 го­ду он был при­зван в Крас­ную ар­мию, в ко­то­рой слу­жил в долж­но­сти ко­ман­ди­ра взво­да и ко­ман­ди­ра ро­ты 2-го ин­же­нер­но­го во­ен­но-ра­бо­че­го ба­та­льо­на в го­ро­дах Ор­ле, Ни­ко­ла­е­ве и Оча­ко­ве. В 1921 го­ду он де­мо­би­ли­зо­вал­ся и сно­ва стал ра­бо­тать учи­те­лем. В 1922 го­ду Иван Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Гнез­ди­ло­во Зна­мен­ской во­ло­сти Ор­лов­ской гу­бер­нии. Через неко­то­рое вре­мя он был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Хоть­ко­во Шаб­лы­кин­ско­го рай­о­на Ор­лов­ской об­ла­сти.
В кон­це два­дца­тых – на­ча­ле трид­ца­тых го­дов вла­стя­ми бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о за­кры­тии хра­мов под тем пред­ло­гом, что они ме­ша­ют со­зда­нию кол­хо­зов. Объ­яс­няя необ­хо­ди­мость ре­прес­сий, со­труд­ни­ки ОГПУ пи­са­ли: «В Брян­ский опе­ра­тив­ный сек­тор по­сту­пи­ли све­де­ния о том, что в се­ле Хоть­ко­во Шаб­лы­кин­ско­го рай­о­на поп Ка­ра­ба­нов и ку­ла­ки ор­га­ни­зо­ва­ли во­круг се­бя груп­пу из со­ци­аль­но чуж­дых со­вет­ско­му го­су­дар­ству лиц – ку­ла­ков и быв­ших тор­гов­цев и, со­би­ра­ясь в квар­ти­ре по­па, кри­ти­ку­ют про­во­ди­мые ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти и на­ме­ча­ют свои дей­ствия по сры­ву по­след­них, про­во­дя си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Груп­па по­ста­ви­ла се­бе за­да­чей непри­ми­ри­мую борь­бу с “без­бож­ной со­вет­ской вла­стью”, взя­тие под свое вли­я­ние ос­нов­ной ча­сти кре­стьян­ства – се­ред­ня­ков-бед­ня­ков, ис­поль­зуя при этом ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки. Кон­крет­ные фак­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти груп­пи­ров­ки сво­ди­лись к воз­буж­де­нию недо­воль­ства и про­ти­во­дей­ствия про­во­дя­щим­ся ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти, в осо­бен­но­сти по ре­ли­ги­оз­ным во­про­сам».
6 ян­ва­ря 1932 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло от­ца Иоан­на и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. До­про­шен­ный на сле­ду­ю­щий день, свя­щен­ник от­ве­тил: «Во все вре­мя сво­ей жиз­не­де­я­тель­но­сти при су­ще­ству­ю­щей со­вет­ской вла­сти, при ко­то­рой я и в долж­но­сти на­род­но­го учи­те­ля, и в долж­но­сти ко­ман­ди­ра взво­да и ро­ты в Крас­ной ар­мии за­щи­щал умом, сло­вом, дей­стви­ем – гру­дью и шты­ком ин­те­ре­сы про­ле­та­ри­а­та в вой­нах 1919-1921 го­дов про­тив вра­гов – Де­ни­ки­на и Вран­ге­ля, я и в на­сто­я­щем сво­ем по­ло­же­нии слу­жу на­ро­ду и его бла­го­со­сто­я­нию и бла­го­устрой­ству и со­дей­ствую его бла­го­по­лу­чию в укреп­ле­нии и рас­ши­ре­нии со­ци­а­ли­сти­че­ско­го строя со­вет­ской вла­сти. Пре­бы­вая сре­ди на­ро­да зем­ле­дель­че­ско­го, ин­те­ре­сы ко­е­го свя­за­ны с еди­но­лич­ным поль­зо­ва­ни­ем зем­ли и еди­но­ли­чи­ем сво­е­го хо­зяй­ства, я по воз­мож­но­сти рас­тол­ко­вы­вал, ука­зы­вая на вы­го­ду кол­лек­ти­ви­за­ции. Но на­род, не ви­дя еще бла­го­устро­ен­ных кол­хо­зов, не ре­ша­ет­ся в сво­ей мас­се в се­ле Хоть­ко­во ид­ти в кол­хоз. От­сут­ствие до сих пор бла­го­устро­ен­ных по хо­зяй­ствен­но­му со­сто­я­нию во­круг се­ла Хоть­ко­во кол­хо­зов яв­ля­ет­ся глав­ным тор­мо­зом то­го, что кре­стьяне-зем­ле­робы се­ла Хоть­ко­во до се­го вре­ме­ни не ор­га­ни­зо­ва­ли еще кол­хоз­но­го хо­зяй­ства. И се­ред­ня­ки, и бед­ня­ки все же­ла­ют ви­деть сво­и­ми гла­за­ми бла­го­устро­ен­ный во­круг се­бя кол­хоз. “То­гда и мы, – го­во­рят хоть­ков­цы, – все пой­дем в него”. Что же ка­са­ет­ся мне­ния о по­ступ­ле­нии в кол­хоз от­дель­ных лиц, то та­ко­вые мо­ти­ви­ру­ют нерас­по­ло­же­ние ид­ти в кол­хоз, во-пер­вых, тем, что еще по­ка нет при се­ле Хоть­ко­во ор­га­ни­зо­ван­но­го хо­зяй­ства, что не ви­дят они бла­го­устрой­ства и в рас­по­ло­жен­ных во­круг се­ла кол­хо­зах, во-вто­рых, го­во­рят они, пусть же­ла­ю­щие ор­га­ни­зо­вы­вать кол­хоз по­ка­жут на опы­те хо­ро­шую бла­го­устро­ен­ную жизнь кре­стьян-зем­ле­робов, то­гда и мы пой­дем в кол­хоз».
21 ян­ва­ря со­сто­ял­ся вто­рой и по­след­ний до­прос свя­щен­ни­ка, на ко­то­ром отец Иоанн по­ка­зал: «По су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го мне об­ви­не­ния в воз­глав­ле­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ни­че­ской ку­лац­кой груп­пи­ров­ки и про­ве­де­нии си­сте­ма­ти­че­ской аги­та­ции про­тив про­во­дя­щих­ся хо­зяй­ствен­ных по­ли­ти­че­ских кам­па­ний ви­нов­ным се­бя ча­стич­но при­знаю, но до­пол­няю, в чем кон­крет­но при­знаю свою ча­стич­ную ви­нов­ность. Ино­гда в сто­рож­ке церк­ви – мо­ей квар­ти­ре мы со­би­ра­лись для об­суж­де­ния во­про­сов ре­мон­та церк­ви, огра­ды и дру­гих хо­зяй­ствен­ных нужд и дел по церк­ви. При­сут­ство­ва­ли я, кти­тор, пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та, пса­лом­щик, мо­на­хи­ня и кто еще, я сей­час не пом­ню. За­се­да­ния цер­ков­но­го со­ве­та мы ни ра­зу не устра­и­ва­ли. На по­доб­ных со­бра­ни­ях мы ино­гда об­суж­да­ли во­прос о на­ло­ге на цер­ковь, по­ли­ти­че­ские во­про­сы, как, на­при­мер, о кол­хоз­ном стро­и­тель­стве. Эти со­бра­ния про­ис­хо­ди­ли, кро­ме мо­ей квар­ти­ры, в до­ме кти­то­ра, в церк­ви по­сле служ­бы. Кон­крет­но ука­зать вре­мя и ме­сто я сей­час за­труд­ня­юсь и не мо­гу при­пом­нить. По во­про­су ре­мон­та мы го­во­ри­ли, что сей­час труд­но до­стать необ­хо­ди­мые ма­те­ри­а­лы, их по­чти нет ни­где, а ес­ли есть, то сто­ят очень до­ро­го, на­до ис­кать вы­ход, а ина­че мо­гут за­крыть цер­ковь. По кол­хоз­но­му во­про­су что го­во­ри­лось, я ни­как не мо­гу при­пом­нить. Наш при­ход охва­ты­ва­ет де­рев­ни Меш­ко­во, Око­лен­ки, Баш­ка­ре­во и Хоть­ко­во. Я на ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки бы­вал там с мо­леб­на­ми, в по­доб­ных хож­де­ни­ях при­ни­ма­ли уча­стие я, кти­тор, пса­лом­щик, мо­на­хи­ня и пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та. Во вре­мя хож­де­ния с мо­леб­на­ми в до­мах мы по­ли­ти­че­ских раз­го­во­ров не ка­са­лись и ни­где не го­во­ри­ли о кол­хоз­ном стро­и­тель­стве и дру­гих ме­ро­при­я­ти­ях со­вет­ской вла­сти. В церк­ви по­сле служ­бы кти­то­ром неод­но­крат­но де­ла­лись из­ве­ще­ния о по­лу­че­нии но­вых на­ло­гов; вы­ра­же­ний его, то есть кон­крет­ных слов, сей­час не пом­ню. Я лич­но о на­ло­ге не го­во­рил. Ино­гда мне ве­ру­ю­щие за­да­ва­ли во­про­сы о вступ­ле­нии в кол­хоз, на что я им от­ве­чал: “На­до ид­ти”. По­доб­ные во­про­сы мне за­да­ва­лись в до­мах, где я был с мо­леб­на­ми, и в сто­рож­ке. Ука­зан­ных мне кон­крет­ных фак­тов ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло. Со сто­ро­ны же аре­сто­ван­ных вме­сте со мной, о их мне­ни­ях и раз­го­во­рах, ка­са­ю­щих­ся ме­ро­при­я­тий вла­сти, я ска­зать ни­че­го не мо­гу».
28 фев­ра­ля 1932 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь. Отец Иоанн был от­прав­лен в Тем­ни­ков­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Мор­до­вии.
В 1937 го­ду бы­ли за­ве­де­ны но­вые де­ла на свя­щен­но­слу­жи­те­лей, на­хо­дя­щих­ся в за­клю­че­нии. 25 ав­гу­ста в по­сел­ке Явас, где рас­по­ла­гал­ся 3-й от­дел Тем­ни­ков­ских ла­ге­рей, со­труд­ни­ка­ми НКВД бы­ла со­став­ле­на справ­ка на от­ца Иоан­на на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей, при­чем сам об­ви­ня­е­мый на до­про­сы не вы­зы­вал­ся, ему уже толь­ко пе­ред рас­стре­лом бы­ло объ­яв­ле­но, к че­му он при­го­во­рен. 30 ав­гу­ста трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ка­ра­ба­нов был рас­стре­лян 5 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Жития
Писание