⏳ 2021.08.30 (пн)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 11я по Пятидесятнице (глас 1й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
30 августа (17 августа)
• сщмч. Миро́на Кизического (250)
• мчч. Фирса, Ле́вкия, Корона́та (Корну́та) и дружины их (249–251)
• мч. Павла, мц. Иулиа́нии и прочих (ок. 273)
• мч. Патро́кла Трикассинского (Труасского) (270–275)
• мчч. Страто́на, Филиппа, Евтихиа́на, Киприа́на (ок. 303)
• прп. Али́пия, иконописца Печерского (ок. 1114)
• прп. Пи́мена Угрешского (1880)
• сщмч. Алексия (Великосельского) (1918)
• сщмч. Николая Околовича (1934)
• сщмч. Димитрия (Остроумова) (1937)
• иконы Божией Матери Свенская (Печерская) (1288)


☦️
Священномученик Миро́н Кизический, пресвитер.
Свя­той му­че­ник Ми­рон был пре­сви­те­ром в Аха­ии (Гре­ция), жил в III ве­ке. По­стра­дал в 250 го­ду при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Пре­сви­тер был крот­ким и ми­ло­сти­вым к лю­дям, но вме­сте и му­же­ствен­ным в за­щи­те сво­их чад. Од­на­жды в празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва он со­вер­шал бо­го­слу­же­ние. В храм во­шел мест­ный пра­ви­тель Ан­ти­патр с во­и­на­ми, чтобы схва­тить мо­ля­щих­ся и по­ве­сти их на му­че­ния. Ви­дя это, свя­той Ми­рон стал го­ря­чо за­сту­пать­ся за паст­ву, об­ли­чая пра­ви­те­ля в же­сто­ко­сти. Свя­той был пре­дан ис­тя­за­ни­ям. Его по­ве­си­ли и стро­га­ли те­ло же­лез­ны­ми греб­ня­ми. За­тем пре­сви­те­ра бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, но Гос­подь со­хра­нил му­че­ни­ка, в то вре­мя как близ­сто­я­щие, до 150 че­ло­век, бы­ли опа­ле­ны вы­рвав­шим­ся из пе­чи ог­нем. То­гда пра­ви­тель стал при­нуж­дать му­че­ни­ка по­кло­нить­ся идо­лам. По­лу­чив от свя­то­го Ми­ро­на твер­дый от­каз, Ан­ти­патр при­ка­зал ре­зать рем­ни из его ко­жи. Свя­той Ми­рон взял один из рем­ней и бро­сил его в ли­цо му­чи­те­лю. При­дя в ярость, Ан­ти­патр ве­лел стро­гать свя­то­го Ми­ро­на же­ле­зом по обо­дран­но­му те­лу, а по­том от­дал му­че­ни­ка на съе­де­ние зве­рям. Но зве­ри его не тро­ну­ли. Чув­ствуя се­бя по­беж­ден­ным, Ан­ти­патр в бес­силь­ной яро­сти по­кон­чил са­мо­убий­ством. Свя­то­го Ми­ро­на от­ве­ли в г. Ки­зик, где ему от­сек­ли го­ло­ву ме­чом († 250).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/680

☦️
Мученики Фирс, Ле́вкий, Корона́т (Корну́т) Кесарийские (Вифинские) и дружина их.
Свя­тые му­че­ни­ки Фирс, Лев­кий, Кал­ли­ник, Ко­ро­нат (Корну́т) и дру­жи­на их по­стра­да­ли за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) в Ке­са­рии Вифин­ской. Свя­той Лев­кий, уко­рив­ший пра­ви­те­ля Кум­ври­кия за неспра­вед­ли­вое пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, по­сле ис­тя­за­ний был усе­чен ме­чом. Свя­той Фирс, при­го­во­рен­ный к же­сто­чай­шим пыт­кам и ис­тя­за­ни­ям, пе­ре­нес их невре­ди­мо и Бо­жи­им из­во­ле­ни­ем мир­но скон­чал­ся.
Язы­че­ский жрец Кал­ли­ник, ви­дя му­же­ство и чу­де­са свя­то­го Фир­са, уве­ро­вал во Хри­ста и сме­ло ис­по­ве­дал ис­тин­ную ве­ру, за что и был усе­чён ме­чом. (Воз­мож­но, что Ко­ро­нат есть од­но ли­цо с Кор­ну­том, па­мять ко­то­ро­го от­ме­ча­ет­ся 12 сен­тяб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1102

☦️
Мученик Па́вел и его сестра мученица Иулиа́ния.
Свя­тые му­че­ни­ки Па­вел и его сест­ра Иули­а­ния бы­ли каз­не­ны при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275) в фини­кий­ском го­ро­де Пто­ле­ма­и­де. Од­на­жды им­пе­ра­тор при­е­хал в Пто­ле­ма­и­ду. На­хо­див­ший­ся сре­ди встре­чав­ших Па­вел осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, и это бы­ло за­ме­че­но. Его тут же схва­ти­ли и бро­си­ли в тем­ни­цу. Ко­гда на сле­ду­ю­щий день его при­ве­ли на суд, он от­кры­то и сме­ло ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста, за что был под­верг­нут же­сто­ким му­кам. Иули­а­ния, ви­дя стра­да­ния бра­та, ста­ла при всех об­ви­нять им­пе­ра­то­ра в неспра­вед­ли­во­сти и же­сто­ко­сти, за что так­же бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Му­че­ни­ков би­ли, те­ла их рва­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми, жгли на рас­ка­лен­ных ре­шет­ках, но не мог­ли сло­мить див­но­го тер­пе­ния ис­по­вед­ни­ков Гос­под­них. Трое во­и­нов, ко­то­рые ис­тя­за­ли свя­тых, по­ра­жен­ные ве­ли­чи­ем ду­ха му­че­ни­ков, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Эти но­вые из­бран­ни­ки Бо­жии, Квад­рат, Ака­кий и Стра­то­ник, бы­ли немед­лен­но каз­не­ны. Му­чи­тель по­пы­тал­ся пре­льстить свя­тую Иули­а­нию обе­ща­ни­ем взять ее в же­ны, ес­ли она от­ка­жет­ся от Хри­ста, но свя­тая от­верг­ла пред­ло­же­ние обо­льсти­те­ля и оста­лась непре­клон­ной. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра му­че­ни­цу от­да­ли в блу­ди­ли­ще для осквер­не­ния, но Гос­подь со­хра­нил ее и там: все, пы­тав­ши­е­ся при­кос­нуть­ся к свя­той, ли­ша­лись зре­ния. То­гда раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал сно­ва жечь те­ла му­че­ни­ков. Тол­пив­ший­ся во­круг на­род, гля­дя на стра­да­ния невин­ных, на­чал гром­ко роп­тать, Авре­ли­ан при­ка­зал немед­лен­но обез­гла­вить му­че­ни­ков. С ра­дост­ны­ми ли­ца­ми брат и сест­ра шли на казнь и пе­ли: «Спасл бо еси нас Гос­по­ди от сту­жа­ю­щих нам и нена­ви­дя­щих нас по­сра­мил еси» (Пс.43:8).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/209

☦️
Мученик Патро́кл Трикассинский (Труасский), Галльский.
Му­че­ник Па­тро­кл жил в III ве­ке при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). Из­вест­но, что он был ро­дом из го­ро­да Три­кас­си­ны (ныне г. Труа во Фран­ции) и вел бла­го­че­сти­вую хри­сти­ан­скую жизнь: лю­бил мо­лить­ся, чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­стил­ся и бла­го­тво­рил бед­ным. Гос­подь за это нис­по­слал ему дар чу­до­тво­ре­ния. Им­пе­ра­тор Авре­ли­ан при­звал к се­бе свя­то­го Па­трок­ла и по­ве­лел ему кла­нять­ся идо­лам, обе­щая за это боль­шие по­че­сти и на­гра­ды. Свя­той от­ка­зал­ся от идо­ло­по­клон­ства со сло­ва­ми, что им­пе­ра­тор сам нищ. «Как мо­жешь ты на­зы­вать ме­ня, им­пе­ра­то­ра, ни­щим?» – спро­сил Авре­ли­ан. Свя­той от­ве­чал: «Ты име­ешь мно­го зем­ных со­кро­вищ, но не име­ешь со­кро­ви­ща Небес­но­го, по­то­му что не ве­ру­ешь во Хри­ста и в бу­ду­щей жиз­ни не по­лу­чишь рай­ско­го бла­жен­ства, – по­это­му ты нищ». Авре­ли­ан в от­вет осу­дил его на усе­че­ние ме­чом. Во­и­ны по­ве­ли его на бе­рег ре­ки Се­к­ва­ны (ныне Се­на), но вне­зап­но гла­за их по­мра­чи­лись, а свя­той Па­тро­кл в это вре­мя пе­ре­шел ре­ку по во­де и стал мо­лить­ся на го­ре дру­го­го бе­ре­га. При­дя в се­бя, од­ни во­и­ны изу­ми­лись ис­чез­но­ве­нию му­че­ни­ка и про­сла­ви­ли Бо­га, а дру­гие со­чли чу­до за вол­шеб­ство. Од­на языч­ни­ца ука­за­ла во­и­нам, что свя­той Па­тро­кл на­хо­дит­ся на дру­гом бе­ре­гу ре­ки. Пе­ре­пра­вив­ши­е­ся ту­да во­и­ны умерт­ви­ли му­че­ни­ка († ок. 275). Его те­ло бы­ло по­гре­бе­но но­чью свя­щен­ни­ком Ев­се­ви­ем и диа­ко­ном Ли­ве­ри­ем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/677

☦️
Мученики Страто́н, Фили́пп, Евтихиа́н и Киприа́н.
Страдание святых мучеников Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана. Сии святые мученики, будучи людьми знатными, обходили Никомидию и, посещая народные зрелища, учили собиравшийся там народ, убеждая его оставить служение идолам и обратиться к вере во Христа. Однажды начальник города увидел, что место зрелищ пусто, почти без зрителей и, узнав причину этого, а именно, что народ оставил собрание людей, сходившихся на зрелища, будучи научен святыми мучениками, и потому пренебрегает отеческими обычаями, проводя новую какую-то жизнь, немедленно повелел привести святых к себе. Когда они предстали пред начальником города, то объявили ему, что содержат веру во Христа и учили ей других. Тогда их привели на место зрелищ и отдали на растерзание зверям, но звери не причинили им никакого вреда. После сего они были подвергнуты многим разнообразным мучениям и, наконец, брошены в огонь († ок. 303). Таким образом святые мученики прошли поприще страданий за Христа и, одержав победу, восприняли венцы.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/679

☦️
Преподобный Али́пий Печерский, иконописец.
Али­пий Пе­чер­ский был од­ним из пер­вых и луч­ших рус­ских ико­но­пис­цев, по­стри­же­ник пре­по­доб­но­го Ни­ко­на († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), с мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь. Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.
Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Им бы­ла на­пи­са­на Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы. Он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чив двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми. В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/678

☦️
Преподобный Пи́мен Угрешский (Мясников), архимандрит.
Пре­по­доб­ный Пи­мен (в ми­ру Петр Дмит­ри­е­вич Мяс­ни­ков) ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1810 го­да в го­ро­де Во­лог­де. Ро­ди­те­ли его, Дмит­рий Афа­на­сье­вич и Ав­до­тья Пет­ров­на про­ис­хо­ди­ли из тор­го­во­го со­сло­вия. Ко­гда Пет­ру бы­ло лет де­сять-один­на­дцать, он при­нял­ся за чте­ние Биб­лии. Отец его был цер­ков­ным ста­ро­стой в сво­ем при­хо­де, и Петр ча­сто бы­вал в церк­ви.
До­стиг­нув сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, Петр до­стал кни­гу «Ал­фа­вит Ду­хов­ный» и, про­чи­тав ее, окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в мыс­ли от­ка­зать­ся от ми­ра. В июне 1832 го­да Петр по­сту­пил в Но­во­е­зер­ский Ки­рил­лов мо­на­стырь. В 1833 го­ду по­слуш­ник Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря Петр пе­ре­шел в Свя­то-Вве­ден­скую Оп­ти­ну Пу­стынь, где стал ке­лей­ни­ком иеро­мо­на­ха Ила­рия. В 1834 го­ду иеро­мо­нах Ила­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря Мос­ков­ской епар­хии. От­бы­вая на свое но­вое ме­сто слу­же­ния, взял с со­бой по­слуш­ни­ка Пет­ра. 26 мар­та 1838 го­да игу­мен Ила­рий по­стриг по­слуш­ни­ка Пет­ра в ман­тию и на­рек ему имя Пи­мен в честь ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка мо­на­ше­ства. В фев­ра­ле 1839 го­да мо­нах Пи­мен был хи­ро­то­ни­сан в сан иеро­ди­а­ко­на, а 25 ап­ре­ля 1840 го­да – в иеро­мо­на­ха. 16 ок­тяб­ря 1853 го­да иеро­мо­нах Пи­мен был воз­ве­ден в сан игу­ме­на и на­зна­чен на­сто­я­те­лем оби­те­ли вви­ду то­го, что игу­мен Ила­рий по­дал про­ше­ние об уволь­не­нии на по­кой.
24 ав­гу­ста 1858 го­да за вы­да­ю­щи­е­ся за­слу­ги по устро­е­нию мо­на­сты­ря мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет воз­вел игу­ме­на Пи­ме­на в сан ар­хи­манд­ри­та. За это вре­мя тру­да­ми от­ца Пи­ме­на бы­ло вы­стро­е­но в мо­на­сты­ре пять церк­вей: Ни­ко­ла­ев­ский со­бор в 1843 го­ду, цер­ковь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской в 1851 го­ду, Успен­ская в 1852 го­ду и в 1860 го­ду – Скор­бя­щен­ская и Пет­ро­пав­лов­ская скит­ская. Все они бы­ли освя­ще­ны мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Фила­ре­том. В 1869 го­ду ар­хи­манд­рит Пи­мен был на­зна­чен бла­го­чин­ным об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей Мос­ков­ской епар­хии. Пра­вед­ная кон­чи­на ар­хи­манд­ри­та Пи­ме­на по­сле­до­ва­ла 17 ав­гу­ста 1880 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pimen-ugreshskij

☦️
Священномученик Алекси́й Великосельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Алек­сий Ве­ли­ко­сель­ский ро­дил­ся в 1865 го­ду. Он был аре­сто­ван без­бож­ни­ка­ми боль­ше­ви­ка­ми в 1918 го­ду, а 30 ав­гу­ста то­го же го­да при­го­во­рён к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Николай Околович, пресвитер.
Cвященномученик Николай родился 4 мая 1863 года в деревне Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика. С детства он отличался глубокой верой в Господа и любовью к храму Божию, которые были воспитаны в нем благочестивыми родителями.
По завершении учебы в Витебском духовном училище, в 1877 году он поступил в Витебскую духовную семинарию, которую закончил по первому разряду. С 1883 по 1887 год Николай учился в Московской духовной академии, по окончании которой получил звание магистра.
Отличаясь мирным устроением духа и врожденной тактичностью в отношениях с окружающими его людьми, будущий священномученик еще в школьные годы снискал прозвище «Николай Миротворец». Эти дарования стали основой его дальнейшего служения на ниве миссионерской проповеди. Указом епископа Полоцкого и Витебского Маркелла (Поппеля) 4 декабря 1887 года Николай Околович был назначен на должность противо-раскольнического миссионера Полоцкой епархии.
В 1888 году он женился на Александре Михайловне Децикевич, дочери протоиерея Михаила Децикевича, бывшего в 1871–1875 годах администратором Холмской епархии. В семье Николая Фомича и Александры Михайловны родились два сына и две дочери. Вскоре Николай был рукоположен Преосвященным епископом Маркеллом в диакона, а 2 февраля 1888 года — во пресвитера.

Первая мировая война и последовавшая гражданская смута нарушили течение церковной жизни на Витебщине и на всей Белорусской земле. Братоубийственная война, преследование священнослужителей, разорение храмов и приходов, обновленческий раскол, разрушение традиционного крестьянского уклада — всё это было страшной реальностью народной и церковной жизни.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-okolovich

☦️
Священномученик Дими́трий Остроумов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 5 фев­ра­ля 1869 го­да в се­ле Кузь­мин­ка Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ост­ро­умо­ва. В 1899 го­ду Дмит­рий Ива­но­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен учи­те­лем в Мос­ков­скую Пре­об­ра­жен­скую 2-х класс­ную цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1906 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви се­ла Ми­не­е­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1909 го­ду отец Ди­мит­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в се­ле Фе­до­сьи­но Мос­ков­ско­го уез­да, в ко­то­рой про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. За дол­гое и бес­по­роч­ное слу­же­ние отец Ди­мит­рий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Отец Ди­мит­рий был из­ве­стен сре­ди сво­ей паст­вы как рев­ност­ный и бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник. Его су­пру­га Олим­пи­а­да Ва­си­льев­на во всем по­мо­га­ла му­жу, и по­сколь­ку хо­ро­шо раз­би­ра­лась в ле­че­нии тра­ва­ми, то кре­стьяне со всей окру­ги при­хо­ди­ли к ней при раз­ных недо­мо­га­ни­ях и бо­лез­нях. Впо­след­ствии от­ца Ди­мит­рия об­ви­ни­ли в том, что это он за­ни­мал­ся ле­че­ни­ем, хо­тя в дан­ном слу­чае он толь­ко по­мо­гал су­пру­ге.
В пер­вый раз отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван ЧК в 1919 го­ду по об­ви­не­нию в де­зер­тир­стве, в том, что он не явил­ся от­бы­вать тру­до­вую по­вин­ность. Но вско­ре свя­щен­ни­ка от­пу­сти­ли, так как он имел осво­бож­де­ние от тру­до­вой по­вин­но­сти в свя­зи с бо­лез­нью. В 1930 го­ду от­ца Ди­мит­рия аре­сто­ва­ли по об­ви­не­нию в хра­не­нии ва­лю­ты и ору­жия. Но ОГПУ не су­ме­ло до­ка­зать лож­но­го об­ви­не­ния, и свя­щен­ник был осво­бож­ден. В том же го­ду его осу­ди­ли к за­клю­че­нию за невы­пол­не­ние твер­до­го за­да­ния, но по­сколь­ку это за­да­ние бы­ло вы­пол­не­но, хо­тя и не в срок, при­го­вор был от­ме­нен. В 1932 го­ду от­ца Ди­мит­рия при­влек­ли к от­вет­ствен­но­сти, об­ви­нив в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, но, про­дер­жав пол­то­ра ме­ся­ца в за­клю­че­нии, от­пу­сти­ли.
В 1936 го­ду на­чаль­ник Кун­цев­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД Куз­не­цов на­чал со­би­рать через осве­до­ми­те­лей све­де­ния о свя­щен­ни­ке из се­ла Фе­до­сьи­но. 1 ян­ва­ря 1936 го­да сек­рет­ный осве­до­ми­тель по клич­ке Печ­ник со­об­щил, что «поп Ост­ро­умов, чтобы из­бе­жать на­ло­гов, пе­ре­вел все хо­зяй­ство на дочь». 23 июля осве­до­ми­тель по клич­ке За­каз­ной со­об­щал, что некий «ку­лак, ли­ше­нец, хо­дил к по­пу Ост­ро­умо­ву со­ве­то­вать­ся, как ему быть с на­ло­га­ми, поп ему дал со­вет: “Ни­ка­ких на­ло­гов со­вет­ской вла­сти не пла­ти и в кол­хоз не хо­ди”». На ос­но­ва­нии это­го со­об­ще­ния на­чаль­ник рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД рас­по­ря­дил­ся взять «по­па в про­ра­бот­ку». 29 мая 1937 го­да сек­рет­ный осве­до­ми­тель по клич­ке Май со­об­щил, что «к Фе­до­сьин­ско­му по­пу Дмит­рию Ива­но­ви­чу Ост­ро­умо­ву ча­сто при­ез­жа­ет его ста­рая зна­ко­мая Ма­рия Кирх­гов, она пре­по­да­ва­тель­ни­ца ино­стран­ных язы­ков в кремлев­ской шко­ле ВЦИКа. Все это я узнал в бе­се­де с граж­да­ни­ном се­ла Фе­до­сьи­на. У ме­ня про­сто на­па­ла та­кая мысль, что это зна­ком­ство свя­за­но со шпи­он­ством. У этой граж­дан­ки был рань­ше брат, ко­то­рый имел свою да­чу око­ло де­рев­ни Су­ко­во, где сей­час на­хо­дят­ся глу­хо­не­мые. Вот все, что я мог узнать». Осве­до­ми­тель по клич­ке Би­нокль со­об­щил, что 5 ян­ва­ря 1936 го­да свя­щен­ник Ост­ро­умов в по­ез­де в бе­се­де с неки­ми людь­ми «по во­про­су убий­ства то­ва­ри­ща Ки­ро­ва го­во­рил: “Хри­стос то­же вел борь­бу; по Пи­са­нию, да­же раз­ре­ша­ет­ся со­врать или убить, ес­ли это де­ла­ет­ся с поль­зой для че­ло­ве­че­ства; есть прит­ча: че­ло­век, убив­ший од­но­го бан­ди­та, спа­сет де­сят­ки жиз­ней хри­сти­ан”.
Осве­до­ми­тель по клич­ке Зор­кий 3 июля 1937 го­да со­об­щил: «В лич­но­сти по­па Ост­ро­умо­ва чув­ству­ет­ся ан­ти­со­вет­ское на­стро­е­ние, но скры­ва­ет и при удоб­ном слу­чае мо­жет этим жа­лом уяз­вить власть со­ве­тов; име­ет зна­ком­ство с некой граж­дан­кой Кирх­гов, она пре­по­да­ва­тель­ни­ца ан­глий­ско­го, немец­ко­го и фран­цуз­ско­го язы­ков в шко­ле ВЦИКа в Крем­ле, зна­ком­ство ве­дет вот уже око­ло пя­ти лет; од­ним сло­вом, че­ло­век не про­ле­тар­ский и не кол­хоз­но-на­стро­ен­ный». Со­труд­ник НКВД пе­ре­де­лал эту фра­зу в «контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ный».
В ре­дак­цию га­зе­ты был на­прав­лен да­же кол­лек­тив­ный до­нос, в ко­то­ром, в част­но­сти, пи­са­лось: «В на­шем Со­вет­ском Со­ю­зе нет та­кой от­рас­ли про­из­вод­ства, нет та­ко­го хо­зяй­ства, нет та­ко­го ра­бо­че­го, за­ра­бо­ток ко­то­ро­го бы не об­ла­гал­ся по­до­ход­ным на­ло­гом, а вот есть че­ло­век, ко­то­рый, на­жи­вая боль­шие ба­ры­ши от вы­печ­ки просфор, скры­ва­ет свой до­ход и этим укло­ня­ет­ся от по­до­ход­но­го на­ло­га; этот че­ло­век есть поп фе­до­сьин­ский; ма­ло то­го, за­ни­ма­ет­ся ле­че­ни­ем, так на­зы­ва­е­мой го­мео­па­ти­ей под­поль­но­го ха­рак­те­ра, ко­неч­но не имея на это ни­ка­ко­го ме­ди­цин­ско­го пра­ва, и бе­рет за бу­тыл­ку по руб­лю и бо­лее, это то­же укры­ва­ет и укло­ня­ет­ся от по­до­ход­но­го на­ло­га, и этим по­ступ­ком он кра­дет у го­су­дар­ства… Мо­жет, что есть здесь на­пи­сан­ное и не по су­ще­ству, но я хо­чу за­ост­рить вни­ма­ние финор­га­нов на при­ве­ден­ных фак­тах про­да­жи просфор, а так­же и ор­га­ны здрав­от­де­ла на ле­че­нии го­мео­па­ти­ей под­поль­но­го ха­рак­те­ра, чем экс­плу­а­ти­ру­ют­ся чест­ные граж­дане кол­хоз­ни­ки для лич­ных це­лей. Вот вкрат­це обо­рот­ная сто­ро­на фе­до­сьин­ско­го по­па, экс­плу­а­та­цию ко­то­ро­го нуж­но в корне лик­ви­ди­ро­вать».
В ночь на 8 ав­гу­ста 1937 го­да отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы.
– Зна­е­те ли вы граж­дан­ку Кирх­гов и под­дер­жи­ва­е­те ли вы с ней связь?
– Граж­дан­ку Кирх­гов я знаю, она бы­ла пре­по­да­ва­тель­ни­цей немец­ко­го язы­ка, она неод­но­крат­но, то есть пять раз за вре­мя зна­ком­ства, при­ез­жа­ла к нам. В на­сто­я­щее вре­мя она про­жи­ва­ет в го­ро­де Ге­ор­ги­ев­ском на Се­вер­ном Кав­ка­зе.
– Ка­кие раз­го­во­ры у вас про­ис­хо­ди­ли с ней на по­ли­ти­че­ские те­мы?
– С граж­дан­кой Кирх­гов во вре­мя по­се­ще­ния мо­ей квар­ти­ры, а так­же ко­гда я за­хо­дил к ней на квар­ти­ру, раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы у ме­ня ни­ко­гда не бы­ло.
– След­ствию из­вест­но, что вы в се­ле за­ни­ма­лись неле­галь­ным ле­че­ни­ем боль­ных.
– Я у се­бя в лич­ном поль­зо­ва­нии имею до­маш­ний ле­чеб­ник и го­мео­па­ти­че­ское ле­кар­ство. Я не от­ри­цаю, что, ко­гда к нам об­ра­ща­лись од­но­сель­чане, я за пла­ту да­вал ле­кар­ство, то есть мне опла­чи­ва­лась сто­и­мость ле­кар­ства.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи че­ло­ве­ком, недо­воль­ным су­ще­ству­ю­щим стро­ем, си­сте­ма­ти­че­ски вы­ска­зы­ва­ли рез­кие ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния и свою зло­бу про­тив ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства.
– Ни­ко­гда ни с кем раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы я не вел.
– След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний. След­ствию из­вест­но, что в июле ме­ся­це се­го го­да в бе­се­де с од­но­сель­ча­на­ми в свя­зи с при­го­во­ром над вра­га­ми на­ро­да вы вы­ска­зы­ва­лись в за­щи­ту тер­ро­ри­стов и вы­ска­зы­ва­ли зло­бу по адре­су со­вет­ской вла­сти.
– Нет, ни­ко­гда на по­ли­ти­че­ские те­мы я раз­го­во­ров не вел, и это так­же ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю.
В ка­че­стве сви­де­те­ля был вы­зван пред­се­да­тель кол­хо­за в Фе­до­сьине. Он по­ка­зал, что ле­том 1936 го­да свя­щен­ник Ост­ро­умов «ор­га­ни­зо­вал неле­галь­ное хож­де­ние по до­мам с мо­леб­на­ми. В это вре­мя в сель­со­ве­те был пред­ста­ви­тель Кун­цев­ско­го рай­ис­пол­ко­ма, ко­то­рый, вы­звав свя­щен­ни­ка в сель­со­вет, пред­ло­жил ему пре­кра­тить хож­де­ние по до­мам. Он фор­маль­но со­гла­сил­ся, но по вы­хо­де из сель­со­ве­та на­пра­вил двух ак­тив­ных цер­ков­ниц-ста­рух по се­лу, ко­то­рые рас­про­стра­ни­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о том, что со­вет­ская власть при­тес­ня­ет ве­ру­ю­щих. Через неко­то­рое вре­мя в по­ме­ще­ние сель­со­ве­та во­рва­лась боль­шая тол­па на­ро­да и чуть ли не ор­га­ни­зо­ва­ли вос­ста­ние цер­ков­ни­ков. Ле­том 1937 го­да Ост­ро­умов саги­ти­ро­вал в Ильин день не про­из­во­дить ни­ка­ких ра­бот в кол­хо­зе».
Бы­ли вы­зва­ны в рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД еще несколь­ко сви­де­те­лей. Сле­до­ва­тель спра­ши­вал их, что-то при этом за­пи­сы­вал в про­то­кол, а за­тем, не чи­тая, по­ка­зы­вал, где на­до рас­пи­сать­ся, и лю­ди, по­чти не ду­мая, под­пи­сы­ва­лись под лже­сви­де­тель­ства­ми. Од­но­го из сви­де­те­лей сле­до­ва­тель спро­сил, что он ду­ма­ет, ес­ли бы в де­ревне не бы­ло ко­ло­коль­но­го зво­на и мо­леб­нов. Сви­де­тель от­ве­тил, что не нуж­но в де­ревне ко­ло­коль­но­го зво­на и мо­леб­нов, так как служ­бы в церк­ви от­ры­ва­ют кол­хоз­ни­ков от ра­бо­ты. По­ка сви­де­тель от­ве­чал, сле­до­ва­тель что-то пи­сал, а за­тем дал, не за­чи­ты­вая, под­пи­сать­ся под лже­сви­де­тель­ства­ми про­тив от­ца Ди­мит­рия.
Офор­мив по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, 25 ав­гу­ста сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал на до­прос от­ца Ди­мит­рия.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­дроб­ные по­ка­за­ния, ка­кую кон­крет­но вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты я ни­ка­кой не про­во­дил и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся.
28 ав­гу­ста трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ди­мит­рия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ост­ро­умов был рас­стре­лян 30 ав­гу­ста 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Икона Богородицы Свенская (Печерская).
Свен­ская Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри име­ет 2 празд­но­ва­ния: 3 мая, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (см. о ней под этим чис­лом), и 17 ав­гу­ста, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый ее на­пи­сал. День празд­но­ва­ния 17 ав­гу­ста был уста­нов­лен в 1815 г. в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние г. Брян­ска (око­ло ко­то­ро­го ико­на яви­лась в 1288 г.) от на­ше­ствия на­по­лео­нов­ских войск в 1812 г.
Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ным Али­пи­ем Пе­чер­ским († око­ло 1114, па­мять 17 ав­гу­ста). На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь, си­дя­щая на пре­сто­ле, на ко­ле­нях у Нее Бо­гом­ла­де­нец. Спра­ва от тро­на сто­ит пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, а сле­ва – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ские. До 1288 го­да она на­хо­ди­лась в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми, и в 1288 го­ду бы­ла пе­ре­не­се­на в Брян­ский Свен­ский мо­на­стырь, в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Чер­ни­гов­ский князь Ро­ман Ми­хай­ло­вич, бу­дучи в Брян­ске, ослеп. Услы­шав о чу­де­сах от ико­ны, пи­сан­ной са­мим пре­по­доб­ным Али­пи­ем, князь по­слал в мо­на­стырь гон­ца с прось­бой при­слать к нему в Брянск ико­ну для ис­це­ле­ния. Ико­ну от­пра­ви­ли вме­сте со свя­щен­ни­ком по ре­ке Десне. Во вре­мя пла­ва­ния лод­ка при­ста­ла к пра­во­му бе­ре­гу ре­ки Све­ны. По­сле но­чев­ки пут­ни­ки утром по­шли к лод­ке, чтобы по­мо­лить­ся иконе, но не на­шли ее там, а уви­де­ли на го­ре про­тив ре­ки Све­ны. Ико­на сто­я­ла на ду­бе меж­ду вет­вя­ми. Весть об этом до­шла до кня­зя Ро­ма­на; его при­ве­ли к иконе пеш­ком. Князь го­ря­чо мо­лил­ся и обе­щал по­стро­ить на этом ме­сте мо­на­стырь, от­дав ему все зем­ли, ко­то­рые уви­дит с го­ры. По­сле мо­лит­вы князь на­чал про­зре­вать. Сна­ча­ла он уви­дел тро­пин­ку, за­тем близ­кие пред­ме­ты и, на­ко­нец, все окрест­но­сти. При­ло­жив­шись к иконе, князь от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем все со­брав­ши­е­ся ос­но­ва­ли де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Де­ре­во, на ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, сру­би­ли и упо­тре­би­ли на дос­ки для дру­гих икон. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство Свен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 3 мая.
Ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми сле­пых, бес­но­ва­тых, за­ступ­ни­че­ством от вра­гов.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-svenskaja-pecherskaja

Жития
Писание