⏳ 2021.08.28 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
28 августа (15 августа)
• Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• икон Божией Матери: София – Премудрость Божия (Новгородская), «Успение» Киево-Печерская (1073), «Успение» Овиновская (1425), «Успение» Псково-Печерская (1472), «Успение» (Семигородная) (XV), «Успение» Пюхтицкая (XVI), Моздокская (Иверская) (XIII), Ацкурская (I), Цилканская (IV), Влахернская (Грузинская), Владимирская (Ростовская) (XII), Гаенатская (XIII), Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская), Галичская (Чухломская) (1350), Сурдегская (1530), Тупичевская (XVII)


☦️
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом.
После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.
Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный безчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.
На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii

Архимандрит Рафаил Карелин об Успении:
Иерусалим – один из самых древних городов мира. По христианскому и древнеиудейскому преданиям его основал старший сын Ноя Сим, который и был в этом городе первосвященником и царем. Иерусалим означает «мир Божий». Голгофская жертва должна была примирить Небо с землей, человека с Богом, а сошествие Духа Святого в Сионе – открыть человечеству Царствие Божие, Царство бесконечного мира.
Само Царство Духа открывается в сердце как совершенный мир, где нет сомнений, нет противоречий, разделений, противостояний и вражды. В Иерусалиме должна была прозвучать первая проповедь о спасении человечества и откликнуться эхом во всех пределах и концах Земли. В Иерусалимском храме Воскресения изображен круг с надписью «Центр мира». Эта надпись вызывает удивление и усмешку тех, кто под центром земли подразумевает некую географическую точку. Между тем Иерусалим и, прежде всего, Голгофа и Гроб Господень – это центр земной и космической истории.
В космографическом отношении Земля – пылинка в пылающей звездами бездне нашей галактики, одной из несчетных скоплений звезд. Но Земля в мистическом значении – центр мира, центр Космоса. Из нее взял Тело Свое Христос Спаситель. На Земле была одержана Христом победа над демоном, поэтому Земля остается центром и сердцем Вселенной. Иерусалим как будто собрал в себе все противоречия, все противостояния, яркий свет и глубокую тьму. Этот город – святой и преступный, город пророков и Богоубийц, город героев и торгашей, которые за плату предают на смерть Мессию.
У Ездры сказано, что Господь выбрал из всех цветов лилию, а из всех городов – Иерусалим. Иерусалим – город Божий, но и демон свил там свое гнездо. В Иерусалимском храме старейшины совершали языческие мистерии и поклонялись Бафомету. Здесь во времена Антиоха тысячи героев шли на смерть, на пытки и меч во имя Единого Бога. Здесь тайные братства Люцифера, как пауки, плели паутину, чтобы опутать ею весь мир. Сюда пришел Христос, чтобы сделать этот город таинственной чашей Своей Крови – каменным Граалем. Но сюда Христос пришел и потому, что в Иерусалиме скорее, чем в каком-либо другом месте, Его могли убить.
Дивный вид открывался паломникам с горы Сион. Город был похож на причудливое, слитое воедино здание. Он поднимался террасами по склонам гор и холмов. На утесе горы Морея стоял храм Иеговы. Иерусалимский храм называли восьмым чудом света. В этом городе Апостолы впервые произнесли слова, ставшие радостными и благословенными на языках мира: «Христос Воскрес».
В Иерусалиме была основана первая христианская община. Господь оставил Церкви Своей великий дар – Свою Пречистую Матерь, благословив Ее долгой земной жизнью.
Первые главы Евангелия от Луки – это рассказ Божией Матери о Рождестве и детстве Христа. Но о самой Деве Марии в Евангелии сказано немного. Священное Писание хранит о Ней молчание, потому что жизнь Божией Матери – тайна. Эта жизнь сокрыта от взоров людей. Царь Давид пророчески писал о Ней: «Вся слава Дочери Царя внутри Ее». Нельзя передать словом то, что выше слова.
Незадолго до Успения Божией Матери Ей явился Архангел Гавриил, Ее Ангел-Хранитель, с пальмовой ветвью в руке и сказал, что скоро Господь возьмет Ее к Себе. Пальмовая ветвь – символ победы. Дева Мария – единственная из людей, Которая сохранила всецелую чистоту души и сердца, Которая не изменила никогда Богу ни одной мыслью, ни одним движением сердца.
Апостолы, ученики Христа, были поражены глубокой скорбью, узнав о близкой разлуке. Но Дева Мария утешала их, обещая, что смерть не разлучит их, что по смерти Она будет еще ближе к ним. В день Успения Божией Матери Апостолы собрались к Ее одру. Внезапно они увидели Христа, Который взял на руки душу Своей Матери. Дева Мария носила у Груди Своей Христа-Младенца, теперь Сын и Бог возносит Ее душу в Вечное Царство, из земного Иерусалима в Небесный Иерусалим. С пением гимнов и псалмов Апостолы понесли одр с телом Божией Матери через Иерусалим в Гефсиманский сад и погребли у могилы Ее родителей Иоакима и Анны.
Когда заходящее солнце, спускаясь за горизонт, озаряет своим мягким светом землю, как будто прощаясь с ней, когда синева неба кажется особенно прозрачной и глубокой, а края облаков окрашены в золотистый цвет, то чувство глубокой внутренней тишины и мира охватывает сердце. Однажды Патриарх Софроний в раздумье сидел на вершине горы Сион. Магометане, разбив византийский гарнизон, приближались к Святому Граду. Но вечер был тих и спокоен. Лучи заходящего солнца озаряли небо цветами радуги. В эти минуты Патриарх испытал необычное чувство неземного покоя, ощутил дыхание Вечности, как будто время с его бедствиями и войнами остановилось. Патриарх написал на пергаменте слова, которые излились из его сердца: «Свете тихий, святые славы…» Этот бессмертный гимн Церковь поет во время каждой вечерни. Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей.
Многое видел на своем веку Святой Град. Его брали штурмом войска вавилонян и римлян, разрушали крепостные стены до основания, сжигали святыни, превращали город в руины, в разрушенных домах обитали филины и дикие звери. По улицам города гарцевали арабы-воины на своих скакунах, двигались стройными рядами рыцари-крестоносцы, закованные в латы, и казалось, что гранитные плиты мостовой стонут и дрожат под копытами их коней. Над воротами города знамя с римским орлом сменяли: двуглавый орел Византии, полумесяц со звездами, белый стяг с крестом, ливанский кедр и шестиконечная звезда. Иерусалим превращался в развалины и отстраивался вновь, как будто воскресал из пепелища. Но среди огненных шквалов гробница Божией Матери оставалась невредимой, словно волны бушующего океана замирали у ног Девы Марии.
День Успения Божией Матери – великий праздник Православной Церкви. Смерть стала праздником. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи, где небесные сферы наполнены сиянием. Святые говорили: «День смерти больше дня рождения». Смерть открывает человеку его самого. Смерть высвечивает глубины души, тайники человеческого сердца, где в подсознании хранятся закодированные, как бы засекреченные записи всей его жизни, его слов и поступков, желаний и тайных помыслов. Ничто не проходит без следа. Все остается в тайнописи памяти сердца. То, что, казалось бы, навсегда исчезло в темных провалах прошлого, сохранилось в подсознании. Великая мудрость – познать самого себя. Но обычно мы видим только самую поверхность нашей психической жизни, ее внешний слой, а глубины остаются для нас сокрыты.
В Священном Писании человеческое сердце сравнивается с морем («Притчи Соломона»). Когда мы смотрим на расстилающееся перед нами бездонное, бескрайнее море, то тихое и ласковое, как будто нарисованное лазурью и бирюзой, то потемневшее от гнева перед бурей, то вздымающее волны, похожие на хребты гор, покрытые снегом, – это только поверхность моря, а его глубина непроницаема для нас. Неизвестно, что таит море на дне, в своей глубине: драгоценные камни или чудовищ, растения, похожие на морские цветы, или мертвые подводные скалы. В сердце суммируется все, что происходит с человеком.
Смерть – последний момент в самоопределении человеческой личности. В Вечности изменений нет. Там – раскрытие добра и зла, которые накопил человек за время жизни и спрятал в своем сердце, как богач – сокровище в глубоком подземелье. Для одних день смерти светел и прекрасен, для других ужасен, как день казни. Для праведника смерть – это пробуждение в дивно прекрасном море света среди лучезарных духов. Для грешников – это все нарастающий ужас.
Пробуждение грешника в аду более жуткое, чем пробуждение уснувшего летаргическим сном в гробу. Очнувшийся в гробу не понимает, где он, что с ним произошло. Он кричит, зовет на помощь, но его никто не слышит, как в огромной безлюдной пустыне; он пытается поднять крышку гроба, но не может даже пошевелить ее. Она наглухо забита гвоздями, придавлена слоем земли сверху, могильный камень лежит, как печать. Приходит смерть. А для грешника смерти как уничтожения не будет. Он вечно умирает в клубке таких же человекообразных змей. Конца нет, время застыло в вечности; это ад.
Ад – место забвения, место, где нет любви; это море ненависти. Там душа делается демоноподобной. История дала поразительные примеры людей-чудовищ, но и в нашей повседневной жизни мы встречаемся с мерзкими проявлениями жестокости и садизма, когда человек становится если не демоном, то мелким бесом, он испытывает постоянную потребность и тайное наслаждение причинять боль и страдания другим, хотя «мелкие бесы» ни за что не признаются в этом.
Как согласовать любовь Божию и существование вечных мук? Рай и ад – это прежде всего внутреннее состояние. Некоторые люди представляют ад, как огромную тюрьму, как ГУЛАГ космических размеров, и недоумевают, почему не дать грешникам полной амнистии, почему не открыть ворота этой темницы. Но будет ли грешнику, несущему ад в своем сердце, где-нибудь лучше, чем в самом аду? Будет ли человеку, сгнивающему от рака, легче и радостнее, если перед ним поставить блюдо с самыми прекрасными плодами, когда он не может проглотить даже крошку хлеба? Разве будет счастлив при виде воды больной бешенством и мучающийся от жажды, если у него тотчас начинаются судороги и спазмы в горле? Сам Божественный свет будет томить и ужасать грешника, как яркий свет мучителен для больных и воспаленных глаз. Всякий грех в его мистическом значении – вражда с Богом. Грех в потустороннем мире превращает саму душу грешника в черный, безпросветный пламень ненависти к Богу.
Спасение – это синергизм (взаимодействие) двух воль – Божественной и человеческой. Свободная воля – величайшее достоинство человека. Без свободной воли не существует личности. Но великий дар Богоподобия таит в себе великую опасность ложного, погибельного самоопределения. Возникает новый вопрос: почему же Господь не уничтожит саму возможность греха, которая заложена в свободной воле?
В таком случае человек из личности превратился бы в простой предмет этого мира. Он перестал бы быть нравственным существом, как мы не можем назвать нравственным автомат с заранее заложенной программой, какой бы прекрасной она ни была. Сама нравственность подразумевает свободу выбора и действия, потенциальную возможность зла, но и победу над ним.
Земная жизнь дана человеку для самоопределения. Здесь, на земле, в глубинах человеческого сердца, решается риторический вопрос: «С Богом или без Бога?» Любовь соединяет, ненависть разлучает. Без любви невозможно Богообщение, без Богообщения невозможно спасение. Вне Божественного Логоса и Его вечного Света открывается область тьмы и безумия, область ада и хаоса.
Ад – это внутреннее одиночество, вечное Богооставление, вечная деструкция и распад самого человеческого существа. Трудно найти подобие состояния совершенной Богооставленности. Представьте космический корабль, который потерял управление и летит в безкрайние, мертвые, межзвездные просторы. Все дальше и дальше становится Земля, как будто она удаляется от корабля со страшной скоростью. Земля превращается в едва различимую точку, а затем теряется навсегда в космической ночи, как в огромной могиле. Люди чувствуют себя в необъятном царстве смерти, они знают, что спасения нет, что они обречены, что они навеки оторваны от Земли, как ребенок от материнской груди. Они знают, что скоро придет смерть, но их тела не лягут в землю, не превратятся в теплую земную пыль, а затеряются в космосе, как в огромном кладбище, что они вычеркнуты из самой памяти Земли.
Знаменитый Богослов III века Ориген нарисовал грандиозную картину апокалипсиса – всеобщего возвращения к Богу, спасения по необходимости, по некоему «надзакону», которому одинаково подчинены Бог и человек.
Эта «необходимость», замыкающая весь ход мировой истории в круг, где конец равен началу, похожа на рок язычников. Ориген, как все либералы-утописты, обещал человечеству даровой рай, который затем, как в руках иллюзиониста, превращается в ад. Учение Оригена в нравственном аспекте было тайной апологией греха и поэтому представляло большую опасность, чем кровавые культы Молоха и ритуальные убийства индийских «душителей». Ересь Оригена была отвергнута и осуждена на V Вселенском Соборе как ложная надежда. Церковь не льстит страстному человеческому сердцу; она учит истине, хотя бы истина была суровой, как меч, реалией. Она учит об аде, чтобы спасти людей от него, о вечной смерти, чтобы даровать людям вечную жизнь.
Во время Крестных Страданий Христос сказал, обращаясь к Деве Марии и Апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». Экзегеты видят в этом таинственный смысл усыновления христиан Божией Матерью в лице Иоанна Богослова.
Христиане в лице Девы Марии обрели Небесную Мать. Ее сердце, расширенное страданиями, объяло любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви.
Церковное Предание сохранило нам облик Богородицы. Она была ростом выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы – похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлиненные.
Священномученик Игнатий Антиохийский – тот ребенок, которого взял на руки Иисус Христос и сказал: «Не войдете в Царствие Небесное, если не будете, как дети». Ученик Апостолов Павла и Иоанна, Святитель Антиохийский дает нам драгоценное свидетельство о Деве Марии: «Многие жены у нас желают видеть Матерь Иисусову и услышать из уст Ея о некоторых таинствах. У нас разнеслась молва, что эта Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей. Говорят, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твердостью защищает веру против врагов и служит нашему еще юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все удостоившиеся видеть Ее превозносят Ее похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят, что в Марии, Матери Иисуса, по причине Ея святости видимо соединены естество ангельское с человеческим».
Среди чудотворных икон больше всего чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Это видимый знак Ее невидимого присутствия. На иконе «Умиление» Ее лицо девственно-чистое, почти детское. На иконе «Кипрской» Она царственно прекрасна. На иконе «Семистрельная» Дева Мария изображена с семью клинками, пронзающими Ее грудь, на лике Ее – покорность воле Божией. На иконе «Огневидная» Она погружена в молитву, Ее окружает пламя благодати.
Как ребенок называет свою мать самыми ласковыми именами, так выразили христиане свою любовь к Божией Матери названиями икон: «Всех скорбящих радости», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Отрада и утешение», «Избавительница», «Державная», «Взыскание погибших», «Нерушимая стена». А Серафим Саровский назвал Деву Марию «Радостью всех радостей».
Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника в отчий дом из дальнего странствия. Божия Матерь с нами; Она не покидает нас, покуда солнце не отвернется от напоенной кровью и слезами земли.

☦️
Богословское содержание праздника:
• Восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь;
• Cподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей.

☦️
Иконография праздника. Содержание икон Успения Пресвятой Богородицы, как правило, соответствует следующим иконографическим традициям.
В нижней части иконы изображаются: усопшая Богоматерь, лежащая на одре, апостолы и иные лица.
Зрительно апостолы, как правило, пишутся двумя группами — одна у изголовья Пресвятой Богородицы, а другая возле Её ног. Апостол Иоанн часто изображается припадающим к голове Божьей Матери — в знак того, что он, по слову Христа, по Его смерти принял Её как свою Матерь, а Она его как своего сына (Ин.19:26-27). На переднем плане изображается апостол Петр с кадилом. Апостол Павел может быть представлен припадающим к ногам Небесной Царицы. Также на иконах данного типа могут воспроизводиться благочестивые жены.
В центральной части Иконы — Господь Иисус Христос, принявший в Свои пречистые руки душу Своей усопшей Матери (Пс.44:10,14). Её душа изображается в образе младенца, что символизирует Её особую святость, духовно-нравственную чистоту (Песн.4:7). Это же подчеркивается тем, что руки Христа изображаются покровенными.
Мандорла, обрамляющая фигуру Христа, на иконах Успения Пресвятой Богородицы пишется особо. Здесь этот образ несет особую смысловую нагрузку. С одной стороны — это облако славы, Божественный свет, а с другой, особая область пространства, куда после смерти (Успения) перешла душа Девы Марии (в этой связи внутри мандорлы часто изображаются ангельские силы).
Нередко на иконах данного типа пишутся архиереи: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и Иаков, брат Господень.
Богоматерь бывает изображенной ещё один раз в верхней части иконы — возносимой в Царство Небесное. Нередко в верхней части изображаются апостолы, несомые на облаках — в знак того, что они чудесным образом были собраны возле Небесной Царицы, чтобы проститься с Ней, участвовать в Её проводах и погребении.
Также в верхнем регистре могут быть представлены ангелы, сопровождающие Богородицу, и ангелы, встречающие Её возле Райских врат.
Постройки, изображенные на иконе, могут трактоваться как буквально, так и иносказательно — как образ горнего Иерусалима.
Иногда, а пожалуй, что часто, на иконах бывает отмечен ветхозаветный священник Афония и ангел с мечом. Это соответствует преданию о том, что нечестивец Афония, воспылав сатанинскою злобой, восхотел опрокинуть одр с Божьей Матерью, но тут же был наказан: ангел Божий отсек его нечистые руки, после чего тот раскаялся и был исцелен.

☦️
Икона Богородицы София – Премудрость Божия (Новгородская).
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Со­фия – Пре­муд­рость Бо­жия» име­ет­ся во мно­гих хра­мах Рос­сии и сво­дит­ся к двум ти­пам: Ки­ев­ско­му и Нов­го­род­ско­му.
Пер­вая ико­на «Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» по­яви­лась в Нов­го­ро­де в XV в., хо­тя пер­вая цер­ковь на Ру­си, освя­щен­ная в ее честь, бы­ла по­стро­е­на в 989 го­ду в Нов­го­ро­де, а сле­ду­ю­щая – в 1037-м – в Ки­е­ве.
Цен­траль­ной фигу­рой ико­ны яв­ля­ет­ся Все­дер­жи­тель в ви­де кры­ла­то­го Ог­нен­но­го Ан­ге­ла, ко­то­рый вос­се­да­ет на зо­ло­том пре­сто­ле, под­дер­жи­ва­е­мом се­мью стол­ба­ми. Он об­ла­чен в цар­скую одеж­ду (по­дир) и пре­по­я­сан дра­го­цен­ным по­я­сом, на го­ло­ве – цар­ский ве­нец. В пра­вой ру­ке он дер­жит ски­петр с кре­стом на­вер­ху, а ле­вой при­жи­ма­ет к гру­ди сви­ток. По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­го­ма­терь с Бо­гом­ла­ден­цем и св. Иоанн Кре­сти­тель со свит­ком, на ко­то­ром чи­та­ет­ся: «Аз сви­де­тель­ство­вах». Над го­ло­вой Ан­ге­ла – бла­го­слов­ля­ю­щий Хри­стос Спа­си­тель, еще вы­ше – зо­ло­той пре­стол с рас­кры­тою на нем кни­гой – сим­вол Бо­же­ствен­но­го при­сут­ствия. С обе­их сто­рон пре­сто­ла – по три ко­ле­но­пре­кло­нен­ных ан­ге­ла.
О том, что Ог­нен­ный Ан­гел есть Хри­стос, мож­но су­дить по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый го­во­рит: «… мы про­по­ве­ду­ем Хри­ста рас­пя­то­го… Хри­ста, Бо­жию си­лу и Бо­жию пре­муд­рость… во Иису­се Хри­сте, Ко­то­рый сде­лал­ся для нас пре­муд­ро­стью от Бо­га…» (1Кор.1:23-24, 30).
Св. Иоанн Бо­го­слов в сво­ем От­кро­ве­нии опи­сы­ва­ет Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го «…об­ле­чен­но­го в по­дир и по пер­сям опо­я­сан­но­го зо­ло­тым по­я­сом… и очи Его, как пла­мень ог­нен­ный; … и но­ги Его… как рас­ка­лен­ные в пе­чи» (Откр.1:13-15).
Эта де­ре­вян­ная ико­на в се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зе – спи­сок с Кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны Со­фии им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на и от­но­сит­ся ко вре­ме­ни по­стро­е­ния Нов­го­род­ско­го со­бо­ра.
Об­раз этот про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. По пре­да­нию, пред ней в 1542 г. по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз, как на­пи­са­но в Нов­го­род­ской ле­то­пи­си: «Пре­муд­рость Бо­жия про­сти­ла же­ну, очи­ма бы­ла боль­на». Об­раз св. Со­фии есть вы­ра­же­ние си­лы и дей­ствия Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, по­то­му и пред­став­ле­на она в ог­нен­ном ви­де.
Все мно­го­чис­лен­ные спис­ки ико­ны «Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» име­ют сво­им пер­во­об­ра­зом пре­иму­ще­ствен­но ли­бо Ки­ев­скую, ли­бо Нов­го­род­скую ико­ны. Празд­но­ва­ние ки­ев­ской иконе про­ис­хо­дит 8 сен­тяб­ря, а нов­го­род­ской – 15 ав­гу­ста.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-sofija-premudrost-bozhija-novgorodskaja

☦️
Икона Богородицы «Успение» Киево-Печерская.
Ки­е­во-Пе­чер­ская ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы — од­на из древ­ней­ших яв­лен­ных икон в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца вру­чи­ла ее 4-м ви­зан­тий­ским зод­чим, ко­то­рые в 1073 го­ду при­нес­ли ико­ну пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию Пе­чер­ским. Зод­чие при­шли в пе­ще­ру к пре­по­доб­ным и спро­си­ли: «Где хо­ти­те вы на­чать цер­ковь?» Свя­тые от­ве­ти­ли: «Иди­те, Гос­подь на­зна­чит ме­сто». — «Как вы, пред­ска­зы­вая се­бе ско­рую смерть, не на­зна­чи­ли еще ме­ста? — уди­ви­лись зод­чие. — А еще да­ли нам столь­ко зо­ло­та». То­гда пре­по­доб­ные при­зва­ли всю бра­тию и ста­ли рас­спра­ши­вать гре­ков, го­во­ря: «Ска­жи­те нам ис­ти­ну, кто вас по­слал и как вы по­па­ли сю­да?». Зод­чие ста­ли рас­ска­зы­вать: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но, на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы при­шли все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-uspenie-kievo-pecherskaja

☦️
Икона Богородицы Ацкурская.
Пре­да­ние го­во­рит о том, что чу­до­твор­ный Ац­кур­ский об­раз – ко­пия неру­ко­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ный в Гру­зию свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. Как сле­ду­ет из со­чи­не­ния «По­хва­ла» («Хож­де­ние и про­по­ве­ди свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го»), Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це по жре­бию вы­па­ло уда­лить­ся в Гру­зию, но по­ве­ле­ни­ем Гос­по­да для про­по­ве­ди хри­сти­ан­ства ту­да был по­слан апо­стол Ан­дрей, ко­то­рый из рук Пре­чи­стой по­лу­чил Ее неру­ко­твор­ный об­раз, за­пе­чат­лен­ный на обыч­ной дос­ке, ко­то­рую Она при­ло­жи­ла к Сво­е­му Пре­чи­сто­му Ли­ку. От свя­той ико­ны в Гру­зин­ских пре­де­лах бы­ли яв­ле­ны мно­го­чис­лен­ные чу­де­са.
На­име­но­ва­ние ико­ны про­изо­шло от на­зва­ния се­ле­ния Ац­ку­ри, в ча­сов­ню ко­то­ро­го был по­ме­щен неру­ко­твор­ный спи­сок об­ра­за, со­здан­ный апо­сто­лом Ан­дре­ем: он про­сто при­ло­жил обыч­ную дос­ку к Пер­во­об­ра­зу.
Ац­кур­ская ико­на поль­зо­ва­лась ши­ро­ким по­чи­та­ни­ем сре­ди им­пе­ра­то­ров и про­стых жи­те­лей Гру­зии, мно­гие спе­ци­аль­но при­ез­жа­ли в Ац­ку­ри, чтобы по­кло­нить­ся свя­то­му об­ра­зу.
Од­на­жды по­сле силь­но­го зем­ле­тря­се­ния в Гру­зии в 80-х го­дах XIII ве­ка чу­до­твор­ный об­раз был об­ре­тен непо­вре­жден­ным под об­ру­шив­шим­ся ку­по­лом Ац­кур­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра.
Не раз при на­па­де­нии пер­сид­ских войск вра­ги хри­сти­ан­ства по­хи­ща­ли и уво­зи­ли в свои края свя­тую Ац­кур­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, но каж­дый раз она воз­вра­ща­лась об­рат­но в Ац­ку­ри.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-ackurskaja

☦️
Икона Богородицы Цилканская.
Цил­кан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по сво­е­му про­ис­хож­де­нию совре­мен­на свя­той рав­ноап­о­столь­ной Нине, про­све­ти­тель­ни­це Гру­зии, жив­шей в IV ве­ке. В на­сто­я­щее вре­мя свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Цил­кан­ском хра­ме в Кар­та­ли­нии.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-cilkanskaja

☦️
Икона Богородицы Влахернская (Грузинская).
Влахерн­ская (Гру­зин­ская, Квабтахевская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся в Ква­б­та­хев­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый рас­по­ло­жен юго-за­пад­нее Мц­хе­та, на пра­вой сто­роне ре­ки Ку­ры (Гру­зия).

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vlahernskaja-gruzinskaja

Жития
Писание